Жанр скульптуры 5 букв

Хвастунишка

Популярные публикации

Последние комментарии

Жанры скульптуры

Скульптура – очень древний вид искусства. Его происхождение относится к доисторическим временам.
Скульптурные произведения выполняются из твёрдых или пластических материалов.

Жанры скульптуры почти те же, что и жанры живописи: бытовой, портретный, исторический и мифологический, символический и аллегорический, анималистический.

Одним из древнейших жанров в скульптуре является портрет – изображение человека или группы людей.

Портрет

В скульптурном портретном жанре существуют следующие разновидности: портрет-характер, в котором можно увидеть природные свойства определённого человека; портрет-тип – обобщённая характеристика определённого типа людей; портрет-настроение; портрет-символ.

Вот, например, самая известная скульптура в мире – «Давид» Микеланджело.

Микеланджело «Давид» (1501-1504). Мрамор. Высота 5,17 м. Флоренция (Италия)

Скульптура изображает второго царя народа Израиля Давида. Образ Давида представляет собой образ идеального властителя, готовящегося к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, хотя мышцы его напряжены.

Но произведение великого скульптора воспринималось как символ героической борьбы флорентийского народа за свободу от тирании.

Характерно, что власти Иерусалима в XX в. отказались принять у флорентийцев слепок со статуи, поскольку та изображает героя израильского народа в облике итальянца XVI в.

Микеланджело «Битва кентавров» (1492). Мрамор. Флоренция (Италия)

Мраморный рельеф «Битва с кентаврами» изображает бой Геркулеса с кентаврами. Это уже батальный жанр. Но можно отнести его и к историческому и мифологическому жанру.

Портретные формы в скульптуре

Портрет в скульптуре может иметь разнообразные формы: голова, бюст, полуфигура, поколенное изображение, фигура. Рассмотрим некоторые из них.

Бюстом (фр. buste, от ит. busto – торс, туловище) называется погрудное изображение человека в круглой скульптуре. Бюст появился ещё в Древнем Египте, Древней Греции, а затем получил развитие в искусстве Древнего Рима, Возрождения и далее в XVII-XX вв.

Д.Л. Бернини. Бюст Франциска

Для великого итальянского архитектора и скульптора, крупнейшего представителя итальянского барокко Д.Л. Бернини характерны повышенная эмоциональность, театральность.

С.Т. Коненков «Федор Михайлович Достоевский». Полуфигура (1933)

Д.Л. Бернини «Святой Джироламо с распятием». Поколенное изображение

Символический жанр

Символический жанр в скульптуре тесно соприкасается с аллегорическим. Вообще, к символическому жанру можно отнести такие культурные явления, как миф, религию, искусство, науку.

Джамболонья – флорентийский скульптор-маньерист и представитель раннего барокко.

Известна его парковая скульптура «Аллегория Апеннин» (1579-1580)

Колосс сидит на скале и рукой прижимает к земле голову монстра, изо рта которого хлещет фонтан.

В западноевропейском искусстве существует даже список аллегорических фигур, которые символизируют отвлеченные понятия в человеческом образе. Например, Немези́да – в древнегреческой мифологии крылатая богиня возмездия, карающая за нарушение общественных и моральных норм (это аллегория возмездия).

Антонио Тарсиа. Статуя Немезиды в Летнем саду Санкт-Петербурга

Янус – аллегория времени, два его лица обозначают прошлое и будущее.

Статуя Януса в Ватикане

Понятие силы символизирует Геркулес; согласие – пара голубей, обращенных друг к другу; невинность – ягнёнок; несчастье мужчины от коварной женщины – Юдифь и т.д.

Александр Григорян «Юдифь» (2002). Бронза. Высота 33 см

Анималистический жанр

Основным объектом этого жанра являются животные.

Ф. Помпон «Филин». Бронза (XX в.)

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

10 самых знаковых скульпторов мира

Скульптура — вид искусства, зародившийся ещё в первобытную эпоху и активно развивавшийся на протяжении всей истории человечества. Многие шедевры, ставшие культовыми, имеют настолько древнее происхождение, что их авторство установить невозможно. Примерами могут послужить китайская «Терракотовая армия» (датированная 3 веком до нашей эры, но случайно обнаруженная лишь в 1974 году) и две прекрасные обитательницы Лувра — Ника Самофракийская и Венера Милосская.

Но существуют не менее знаменитые скульптуры, авторы которых нам хорошо известны. О них мы и расскажем.

Микеланджело и Донателло

Первые два имени, открывающие наш список 10 самых знаковых скульпторов мира, хорошо знакомы всем любителям искусства. Речь идёт о выдающихся мастерах Эпохи Возрождения — Донателло и Микеланджело. Оба были очень продуктивны и создали множество шедевров, но самыми известными их работами стали, пожалуй, статуи Давида. Скульптура Донателло значительно старше, она относится к 1430-1440 гг.

Ну, а Микеланджело, выполнившему своего Давида в самом начале 16 века, удалось создать одно из самых копируемых произведений искусства. Только во Флоренции, где находится оригинал, установлены ещё и два «дублёра».

Широко известна и копия, которая расположена на набережной в Копенгагене. Она была подарена городу пивоваром Карлом Якобсеном в 1896 году.

Антонио Канова

Великие художники Эпохи Возрождения вдохновлялись античными шедеврами. Эта любовь передалась и следующим поколениям скульпторов, взявшим за основу идеализированные изображения обнажённой натуры. Антонио Канова — итальянский мастер, ставший одним из самых видных представителей классицизма в скульптуре.

При жизни он обладал невероятным авторитетом. Несмотря на то, что критики обвиняли его в отсутствии «артистичности», публика присвоила Антонио Канова титул «Верховного министра красоты». Среди его произведений можно выделить «Тесей и Минотавр», «Купидон и Психея», «Полина Боргезе».

Фредерик Бартольди

Иногда случается так, что скульптура становится намного известнее своего автора. Подобная история произошла и с Фредериком Бартольди, который по праву должен занять место в нашем списке. Ведь именно он является создателем одного из символов Соединённых Штатов Америки — легендарной Статуи Свободы.

Выполненный из меди монумент изображает древнеримскую богиню Либертас.

Огюст Роден

Следующим художником, о котором мы расскажем, будет Огюст Роден. Его называют одним из «отцов» современной скульптуры. Сложно найти человека, который хотя бы раз в своей жизни не видел изображение «Мыслителя».

Легендарная скульптура задумывалась автором как часть композиции «Врата Ада», в основу которой легла «Божественная комедия». Она должна была называться «Поэт» и изображать самого Данте, но Роден усложнил свой замысел и создал образ Творца, лишённый реального прототипа. В 1906 году «Мыслитель» был установлен в парижском Пантеоне, а автор, презентуя свою работу, неожиданно заявил, что она посвящена французским рабочим.

Степан Эрьзя

Повинуясь логике, следует теперь рассказать о великом скульпторе, которого пресса окрестила «Русским Роденом» — Степане Эрьзя. Он вошёл в историю не только благодаря своему художественному таланту, но и тому, что работал с необычным материалом — кебрачо. Проведя большую часть своей творческой жизни в Аргентине, мастер влюбился в это неподатливое дерево, название которого буквально переводится как «сломай топор».

Также Эрьзя знаменит своими масштабными проектами по преобразованию гор в монументы. Но реализовать их ему не удалось.

Умберто Боччони

Творчество итальянского живописца, скульптора и одного из крупнейших теоретиков футуризма Умберто Боччони известно, вероятно, лишь знатокам искусства. Однако, его работа с непростым названием «Уникальные формы непрерывности в пространстве» стала настоящим хитом. Она даже изображена на аверсе итальянской монеты достоинством в 20 центов.

Константин Бранкузи

Составляя список из 10 самых знаковых скульпторов мира, мы просто не можем пройти мимо такой фигуры, как Константин Бранкузи. Легендарный представитель авангардного искусства, основоположник стиля абстрактной скульптуры, этот французский мастер румынского происхождения был настоящей «звездой» своего времени. Одно из самых знаменитых и скандальных его произведений — «Портрет княгини Бибеско» — скульптура, которую Министерство Культуры Франции несколько раз арестовывало «за аморальность».

Кстати, Бранкузи какое-то время работал ассистентом Родена, но ушёл от него, заявив, что «под большим деревом ничего не растёт».

Эрнст Неизвестный

Культовой фигурой в истории советского искусства, несомненно, является Эрнст Неизвестный — представитель «дегенеративного искусства», как назвал его Никита Хрущёв. Подобная оценка сильно осложнила жизнь и творчество мастера. Однако, после смерти Хрущёва, Неизвестный великодушно согласился исполнить просьбу его родственников и создать надгробный памятник политика.

Самыми знаменитыми работами скульптора являются «Орфей» (1962), монументальная композиция «Прометей и дети мира» (1966), созданная в Артеке, «Маска скорби» (1996) — 30- метровый мемориал жертвам политических репрессий.

Альберто Джакометти

Завершает наш список швейцарский художник Альберто Джакометти. Его скульптура «Шагающий человек I», созданная в 1961 году, была продана на аукционе Sotheby’s за рекордные 65 миллионов фунтов. Она считается одной из важнейших работ мастера.

Разумеется, мы составили лишь условный список 10 самых знаковых скульпторов мира. Существует масса легендарных произведений, и у каждого из них есть автор, который заслуживает место в нашем списке.

10 самых известных скульптур в мире

Тема: Творчество

Хотите получать интересные статьи на email каждое утро и расширять кругозор? Присоединяйтесь к Eggheado !

Без скульптуры искусство не может быть полноценным. Вырезание и вылепливание людей, животных и разнообразных предметов появились в истории человечества едва ли не одновременно с наскальной живописью. Скульптуры — это те же картины, только телесные, а значит и выражающие эмоции немного по-другому. То, что говорят нам статуи, мы воспринимаем во многом проще, потому что они осязаемы и более похожи на нас, чем произведения любого другого вида искусства.
В этом материале собрано 15 знаменитых и значимых скульптур, созданных в разные времена из разных материалов с разными целями.

Давид

Пятиметровое изваяние библейского героя Давида, созданное Микеланджело, когда тому было всего 28 лет, воспринимается как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом.
Самый тиражируемый скульптурный образ в мире.

Мыслитель

Еще один до крайности популярный образ создан Огюстом Роденом в 1882 году. Изначально скульптура должна была называться «Поэт» и быть частью композиции «Врата ада» по мотивам «Божественной комедии». Моделью для скульптуры послужил француз по имени Жан Бо, мускулистый боксёр, в основном выступавший в Париже, в квартале красных фонарей.

Шагающий человек

Самая дорогая скульптура в истории человечества. В 2010 году 183-сантиметровая скульптура «Шагающий человек», выполненная швейцарским скульптором в 1961 году, была продана с аукциона Sotheby’s за рекордную сумму в 104,3 миллиона долларов.
Скульптура считается одной из самых важных в творчестве этого мастера, ее изображение также размещено на банкноте в 100 швейцарских франков.

Венера Милосская

вероятно Агесандр Антиохийский

Знаменитая древнегреческая скульптура, созданная примерно в середине второго века до нашей эры, была найдена на острове Мелос в 1820 году французским моряком, решившим поискать на берегу древности на продажу. Руки тогда были в целости и сохранности, но были утрачены в момент конфликта между французами (нашедшими) и турками (владельцами острова).

Ника Самофракийская

Древнегреческая мраморная скульптура богини Ники была найдена на острове Самотраки на территории святилища кабиров в апреле 1863 года. Статую воздвигли жители острова Родос в память о победе, одержанной ими над флотом сирийского царя.

Она стояла на отвесной скале над морем, ее пьедестал изображал нос боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. В настоящее время находится в Лувре.

Статуя сделана из парийского мрамора, правое крыло — гипсовая реконструкция. Голова и руки статуи отсутствуют. Во время дальнейших раскопок были обнаружены другие фрагменты статуи: в 1950 году команда археологов нашла её правую руку, оказавшуюся под большим камнем, рядом с местом обнаружения статуи.

Пьета

Пьета — распространенное название для изображений сцены оплакивания Девой Марией ее сына. Лучшая из них была сделана Микеланджело в 24 года. Безупречная композиция, эмоциональность, человечность и глубокая символичность скульптуры сделали ее образцом культуры Высокого Возрождения.

Граждане Кале

Скульптурная группа «Граждане Кале», заказанная муниципалитетом города Кале, была завершена Роденом в 1888 году. Во время Столетней войны английский король Эдуард III осадил город, и спустя некоторое время голод вынудил оборонявшихся к сдаче.

Король обещал пощадить жителей, только если шесть знатнейших граждан выйдут к нему в рубище и с верёвками на шее, отдавая себя на казнь. Это требование было исполнено. Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер. Английская королева Филиппа исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям, и во имя своего нерождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение.

Роден революционно настоял на отказе от постамента, хоть волю его выполнили только после смерти скульптора, и фигуры находятся на одном уровне со зрителями.

Писающий мальчик

Главная достопримечательность Брюсселя. Точное время и обстоятельства возникновения статуи неизвестны. По некоторым сведениям, статуя существовала уже в XV веке. Одни брюссельцы рассказывают, что она установлена в напоминание о событиях гримбергенской войны, когда люлька с сыном Готфрида III Лёвенского была подвешена на дереве, чтобы видом будущего монарха воодушевлять горожан, а ребёнок оттуда мочился на сражающихся под деревом воинов.

По другому преданию, статуя была изначально призвана напоминать горожанам о том мальчике, который струёй мочи потушил разложенные неприятелем под городскими стенами боеприпасы.

Начиная с 1695 года статую неоднократно похищали, в последний раз статую украли в 1960-е годы, после чего её в очередной раз заменили копией.

Терракотовая армия

Как минимум 8099 скульптур китайских воинов и их лошадей составляют это достояние Китая.

Терракотовые статуи, каждая из которых абсолютно индивидуальна, были захоронены в боевом построении вместе с первым императором династии Цинь — Цинь Шихуанди, объединившим Китай и соединившим все звенья Великой стены в III веке до нашей эры. Воины должны были поддержать власть императора и в загробном мире.

Золотой Будда

Самая большая в мире цельнолитая золотая статуя расположена в бангкокском храме Ват Траймит — в ней около трех метров, а весит она более пяти тонн.

В период войны с Бирмой статуя была намеренно покрыта гипсом, а затем никто уже не мог раскрыть секрета этого Будды. До 1957 года на статую особо не обращали внимания — до тех пор, пока она не была перевезена на новое место. Согласно слухам, во время перевозки начался дождь, перед которым статуя из-за своего веса ещё и упала с перевозившего её крана; она была укрыта от дождя, но вода всё равно смыла покрытие с одного из участков в достаточной степени, чтобы один их монахов заметил странный блеск. По другой версии, от падения гипс потрескался.

Eggheado — это познавательная статья к завтраку.

Поиск слов по маске и определению

Немецкий скульптор 19-20 вв., автор бронзовой скульптуры «Торс».

АРП

Французский скульптор, живописец XIX века, пейзажист, автор рельефа «Лев» на цоколе Июльской колонны, скульптуры «Тигр, разрывающий крокодила».

Французский скульптор, живописец, автор рельефа «Лев» на цоколе Июльской колонны (Париж), скульптуры «Тигр, разрывающий крокодила».

Французский скульптор, участник Парижской Коммуны 1871 г., автор скульптуры «Бретонка».

Румынский скульптор XX века, автор портрета «Дж. Энеску», скульптуры «Отдыхающий лучник».

Французский скульптор 17 в., автор атлантов на фасаде ратуши в Тулоне, скульптуры «Персей и Андромеда».

Внутренний мир скульптуры, которую дети слепили зимой во дворе.

БАРИ
БЮСТ
ДАЛУ
ЖАЛЯ
ПЮЖЕ
СНЕГ
ШАДР

Французский скульптор 18 в., автор скульптуры «Парис с яблоком».

Американский скульптор XX века, автор скульптуры «Победа».

Из этого материала выполнены древнейшие в мире скульптуры эпохи среднего палеолита.

Румынский скульптор XX века, автор портрета «Микеланджело», композиции «Заноза», скульптуры «Материнство».

Болгарский скульптор XX века, автор рельефа «В вагоне третьего класса», скульптуры для монумента Советской армии.

ЖИЛЛЕ
ЗОРАХ
КОСТЬ
ЛЕПКА
ЛИТЬЁ
МЕДРЯ
РОДЕН
ФУНЕВ

Французский художник, один из старейшин французской Академии живописи и скульптуры.

Украинский мастер керамической скульптуры XX века, автор групп и фигурок: «Один с сошкой — семеро с ложкой», «Как мыши кота хоронили».

Французский придворный живописец, основатель королевской академии живописи и скульптуры.

Вместе со Скопасом и Праксителем он вошёл в триаду величайших скульпторов классической греческой скульптуры.

Итальянский скульптор XX века, автор скульптуры «Всадник», мастер абстрактной пластики.

Русский скульптор 18-19 вв., автор памятника Минину и Пожарскому, Ришелье, скульптуры «Актеон», надгробия М.П. Собакиной, Е. С. Куракиной, Е. И. Гагариной.

Немецкий скульптор 15 в., автор скульптуры «Птолемей» в убранстве хора в соборе в Ульме.

Французский скульптор 19-20 вв., выходец из России, мастер экспрессионизма, кубизма, автор скульптуры «Женщина с веером», памятников «Разрушенный город», «В. ван Гог».

Русский скульптор, автор скульптуры «Морские нимфы, несущие глобус» у здания Адмиралтейства в Петербурге.

БУРДОН
ВАЯНИЕ
ГОНЧАР
ЛЕБРЕН
ЛИСИПП
МАРИНИ
МАРТОС
СИРЛИН
ЦАДКИН
ЩЕДРИН

Эстонский скульптор 19-20 вв., автор памятника броненосцу «Русалка», «Затопленным кораблям», скульптуры «Рыбак с острова Муху», портрета «Отец».

Итальянский живописец, скульптор XX века, глава итальянского художественного футуризма, автор композиции «Динамизм велосипедиста», скульптуры «Развитие бутылки в пространстве».

Французский скульптор 19-20 вв., автор скульптуры «Геракл, стреляющий из лука».

Гранитные мегалитические памятники — скульптуры животных, обнаруженные на западе иберийской «месеты» — высокогорной равнины в центре полуострова в провинциях Авила, Саламанка и Самора, а также на севере Португалии и Галисии.

Эпитет бога Гермеса и тип древнегреческой скульптуры, изображающий мужчину, несущего агнца для жертвоприношения.

Шведский скульптор, основоположник европейского классицизма 18 в., автор скульптуры «Марс и Венера».

Российский скульптор 18-19 вв., мастер декоративной скульптуры русского классицизма, автор скульптуры «Молочница с разбитым кувшином» в парке города Пушкина.

Российский живописец, график, скульптор XX века, работавший в Париже с 1971 г., в Нью-Йорке с 1980 г., автор серий: «Мясник», «Туши с натюрмортом», портрета «В.Ф. Нижинский», автор серии литографий «Чрево Парижа», скульптуры «Ребекка с маской», скульптурной серии «Карнавал Санкт-Петербурга», памятника Петру I в Санкт-Петербурге.

АДАМСОН
БОЧЧОНИ
БУРДЕЛЬ
ВЕРРАКО
КРИОФОР
СЕРГЕЛЬ
СОКОЛОВ
ШЕМЯКИН

Чешский скульптор 19-20 вв., основатель национальной школы скульптуры, автор памятника Св. Вацлаву, декоративных скульптур в стиле реализма и неоклассики.

Эстонский скульптор XX века, автор мемориальной скульптуры «Каменный цветок».

МЫСЛЬБЕК
СТАРКОПФ

Украинско-французский скульптор XX века, представитель кубистической скульптуры, мастер «контррельефа».

Хорватский скульптор XX века, с 1947 г. проживавший в США, автор скульптуры «Мать», памятника Неизвестному солдату на горе Авала.

Какое из произведений скульптуры можно увидеть на кладбище?

Грузинский скульптор 19-20 вв., основоположник национальной школы скульптуры, автор портрета «Чахрухадзе».

Российский скульптор, автор станковой скульптуры «Камчатские рыбаки».

АРХИПЕНКО
БЕРРУГЕТЕ
МЕШТРОВИЧ
НАДГРОБИЕ
НИКОЛАДЗЕ
РАСТРЕЛЛИ
ШАХОВСКОЙ

Итальянский скульптор 15 в., мастер монументальной и декоративной скульптуры, автор гробницы кардинала Португальского, портретного бюста «Маттео Пальмьери».

РОССЕЛЛИНО

Молдавский скульптор XX века, автор деревянной скульптуры «Пробуждение».

Русский скульптор XIX века, автор скульптуры: «Парень, играющий в свайку», горельефа «Избиение младенцев» в южном портике Исаакиевского собора, статуй и рельефов Храма Христа Спасителя.

Никита Хрущёв публично назвал его скульптуры «дегенеративным искусством», а почти 40 лет спустя Владимир Путин вручил ему орден «Знак Почёта».

Датский скульптор 18-19 вв., автор скульптуры «Ясон».

ДУБИНОВСКИЙ
ЛОГАНОВСКИЙ
НЕИЗВЕСТНЫЙ
ТОРВАЛЬДСЕН

МИКЕЛАНДЖЕЛО

Грузинский скульптор XX века, автор памятников поэту Давиду Гурамишвили, декоративной скульптуры «Медея».

БЕРДЗЕНИШВИЛИ

Древнеиндийский город в Южной Индии, при раскопках которого найдено много древних надписей и скульптуры.

Количество найденных определений : 54

Жанр скульптуры 5 букв

1. Изобразительное искусство.

2. Скульптура как вид изобразительного искусства.

2.1. Виды и жанры скульптуры.

2.2. Выразительные средства скульптуры.

Список использованной литературы.

Искусство [художественное творчество] – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, созидающие художественные ценности. Искусство – форма художественно-образного освоения мира, выражения духовной сущности человека. Художник в произведениях искусства воплощает свои чувства, мысли, стремления, идеалы, вымысел и т.д. иногда искусством называют только изобразительное искусство.
В процессе труда человек познает мир, появляются знания, искусство и религия, причем на древнейших этапах человеческой истории человеческое сознание было не расчленено, в нем переплетались и религиозные, и нравственные, и эстетические, и научные знания.
Искусство старше науки, старше земледелия, старше государства… оно моложе разве только труда – прародителя всего человеческого. Причем с появлением классов, государств, различных наук, искусство не исчезает, а наоборот еще более развивается и продолжает свой путь в веках. Вслед за социальными переменами видоизменяется его характер, стиль, предметы и способы изображения, а место занимаемое искусством в жизни, остается неизменно огромным. И никогда, какие бы трудные ни были времена, люди не переставали творить бесполезные в бытовом смысле сочетания слов, звуков, красок. Временами искусство переживает кризис, но никогда не умирает, и будет существовать, пока будет жить человек, познавать окружающий мир и результаты своего познания превращать не только в математические, физические и химические формулы, но и в произведения искусства. [5, с.7]

1. Изобразительное искусство.

Изобразительное искусство – совокупность пластических видов искусств, представленных живописью, графикой и скульптурой, отображающих реальность в визуальных образах.[2, с. 116]
В изобразительном искусстве художественный образ воплощает зрительное восприятие мира в пространстве и на плоскости, не развиваясь во времени так, как это происходит в литературе или в музыке. Однако, это не значит, что мир фиксируется статично. Произведения изобразительного искусства способны передать динамику жизни, воссоздать духовный облик человека. Выхватывая из действительности порой одно мгновение, художник способен сделать в нем большой силы обобщение, показать самое существенное и типичное. Поэтому, глядя на картину или на скульптуру, можно представить, что предшествовало данному моменту и что произойдет в последующем.
Основными видами искусства являются живопись, графика и скульптура. Границы между ними имеют относительный характер, они связаны между собой целым рядом переходных форм. [5, с.186].

2. Скульптура как вид изобразительного искусства.

Скульптура [от лат. skulpo – вырезаю, высекаю] – ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную трехмерную форму и выполняются их твердых или пластичных материалов.
Скульптура – пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, которые запечатлеваются в материалах, способных передать жизненный облик явлений.
Скульптура проявляет определенную близость к архитектуре: она также имеет дело с пространством и объемом, подчиняется законам тектоники и материальна по своей природе. Но в отличие от архитектуры она не функциональна, а изобразительна. Главными специфическими чертами скульптуры являются телесность, материальность, лаконизм и универсальность.
Материальность скульптуры обусловлена способностью человека осязать объем. Но высшей формой осязания в скульптуре, выводящей его на новый уровень восприятия, становится способность человека «зрительно осязать» воспринимаемую через скульптуру форму, когда глаз приобретает способность соотносить глубину и выпуклость разных поверхностей, подчиняя их смысловой целостности всего восприятия.
Материальность скульптуры проявляется в конкретности материала, который обретая форму, перестает быть объективной реальностью для человека и становиться материальным носителем художественной идеи.
Скульптура – это искусство преображения пространства посредством объема. Каждая культура приносит свое понимание соотношения объема и пространства: античность понимает объем тела как расположение в пространстве, средние века – пространство как ирреальный мир, эпоха барокко – пространство как среда, захваченная скульптурным объемом и покоренная им, классицизм – равновесие пространства, объема и формы. XIX век позволил пространству “войти “ в мир скульптуры, подарив объему текучесть в пространстве, а XX век, продолжив этот процесс, сделал скульптуру подвижной и проходимой для пространства.
Лаконичность скульптуры связана с тем фактом, что она практически лишена сюжетности и повествовательности. Поэтому ее можно назвать выразителем отвлеченного в конкретном. Легкость восприятия скульптуры — только кажущаяся. Скульптура символична, условна и художественна, а значит сложна и глубинна для восприятия.

2.1. Виды и жанры скульптуры.
Мир скульптуры представлен большим разнообразием видов и жанров.
Виды скульптуры:
— мелкая пластика [древние глиптики – резьба на полудрагоценных минералах; резьба по кости; фигурки из разных материалов, амулеты и талисманы; медали и т.д.];
— скульптура малых форм [статуэтки до полуметра жанровой тематики, предназначенные для интерьеров и рассчитанные на камерность восприятия];
— станковая скульптура [статуя, предназначенная для кругового обозрения, близкая к натуре реальных размеров человеческого тела, автономна и не требующая связи с конкретным интерьером];
— монументально-декоративная скульптура [рельефы, фризы на стенах, статуи на фронтонах, атланты и кариатиды, произведения, предназначенные для парков и скверов, декорации фонтанов и т.д.];
— монументальная [надгробия, монументы, памятники].

Жанры скульптуры:
— Самый популярный жанр в скульптуре – портрет. Развитие портретного жанра в скульптуре идет практически параллельно с представлениями о роли личности в истории. В зависимости от этого понимания портрет становится то более реалистичным, то идеализированным. Формы портрета в истории были разнообразными: маски мумий, герма [четырехгранный столб с портретной головой] у греков, римский бюст. Портрет стал разделяться по назначению: парадный и камерный.
— Анималистический жанр развивается в скульптуре еще раньше, чем портрет. Но настоящее развитие он получает с крушением антропоцентрических представлений о мире и осознании человеком единой материальности мира.
— Особое место в скульптуре получает жанр фрагмента – отдельных частей тела человека. Скульптурный фрагмент возникает на основе коллекционирования фрагментов античных статуй и развивается как самостоятельное явление, обладающее новыми художественно-эстетическими возможностями для выражения содержания, в котором нет заданного сюжета, а есть только пластический мотив. Родоначальником этого жанра считают О. Родена.
— Исторический жанр связан с отражением конкретных исторических событий и рассказом об их участниках. Чаще всего этот жанр реализует себя в монументальных формах. [5, с.118-119]

2.2. Выразительные средства скульптуры..
Выразительность скульптуры достигается с помощью особой архитектоники форм, построения основных планов, объемов масс, ритмических отношений, составляющих единое целое. Содержание художественного образа в скульптуре воплощается в материальных объемах и формах, которые занимают трехмерное пространство.
Основными эстетическими средствами скульптуры выступают объем, силуэт, пропорции, светотень, т.е. построение объемной формы, пластическая моделировка, разработка силуэта, фактура, материал, иногда цвет.
Главное средство выражения в скульптуре – ее объем. Она смотрится со всех сторон: возможен круговой осмотр или восприятие с нескольких точек зрения. Главный предмет изображения в скульптуре – человек. Но скульптура не обращена к обыденной, случайной, будничной жизни. Она увековечивает и запечатлевает все самое прекрасное, возвышенное, героическое в человеке. Скульптура может правдиво показать фигуру, лицо, сложные переживания, настроения, характер, порывы, мечты и надежды человека. Часто она тяготеет к образу-символу с открытым историческим или философским содержанием. Таковы скульптуры Микеланджело, Коненкова, Мухиной и др.
Соответственно идее и образу скульптор выбирает материал. Нет случайности в том, что одна работа выполняется в дереве, другая – в мраморе, третья – в бронзе. Бронза, например, дает возможность большой детализации; дерево обладает пластичностью, мрамор – теплотой, камень – образным обобщением. Однако работа не сразу появляется в материале. Вначале скульптор уточняет свой замысел на бумаге, затем лепит в глине, пластилине или гипсе. И лишь после этого переводит замысел в окончательную жесткую пластику выбранного материала. [3, 287]
Средства изобразительности и выразительности скульптуры – свет и тень. Плоскости и поверхности изваянной фигуры, отражая свет и бросая тени, создают пространственную игру форм, эстетически воздействующую на зрителей. Бронзовая скульптура допускает резкое разделение света и тени, проницаемый же для световых лучей мрамор позволяет передать тонкую светотеневую игру. Эта особенность мрамора использовалась древними художниками: так, нежный розоватый, чуть-чуть просвечивающий мрамор статуи Венеры Милосской поразительно искусно передает нежность и упругость тела женщины.
Заключение.
Скульптура как вид искусства имеет большую художественную и историческую ценность в эстетическом воспитании. В распоряжении ваятеля лишь один момент действия, но несущий на себе печать всего предшествующего и последующего. Пластическая выразительность скульптуры передает красоту движения и тела и способна оказывать сильное эмоциональное влияние на человека.

Гений скульптура преобразовывает материю… Еще вчера камень лежал на земле, его попирали ногами. Назавтра толпы людей преклоняются перед ним.

Пьер Жан Давид де Анжи

Скульптура – это сила, выраженная в материале.

Генри Мур.
Литература.

1. Борев Ю. Эстетика. – 4 изд.,доп. – м.: Политиздат, 1988. – 496 с.

2. Каржаницкая Т.В. Эстетика: Учеб. пособие. – Мн.: ОДО «Равноденствие», 2004. – 351 с.

3. Куренкова Р.А. Эстетика: Учеб. для студ. Вузов. – М.: Вдладос

4. Филимонова С.В. История мировой художественной культуры: Часть 1. – Мозырь: РИФ «белый Ветер», 1997. – 212 с.

5. Эстетика / Под ред. Радугина А.А. – М.: Изд. Центр, 1998.

Читайте далее:

Добавить комментарий

НАГАРДЖУНИКОНДА