Зевс посейдон и аид
Олимпийские Боги
содержание
Самый великий и могущественный из греческих богов, громовержец, сын Реи (Земли) и Кроноса (Времени). Кронос безжалостно пожирал всех своих детей, опасаясь, что они восстанут против него. Рея спасла Зевса, своего шестого ребенка, дав Кроносу проглотить вместо младенца камень, завернутый в пеленки. Возмужавший Зевс заставил отца вернуть проглоченных им детей и вместе с ними вступил в борьбу с Кроносом и титанами за власть над миром.
Зевс освободил из Тартара циклопов и сторуких великанов — гека-тонхейров и с их помощью низверг туда титанов. Ему помогал титан Прометей, который перешел на его сторону. Свергнув Кроноса, Зевс и его братья разделили свои владения. Зевс оставил себе небо, Посейдону досталось море, а Аиду — подземное царство душ умерших. И стал Зевс царить на Олимпе в окружении сонма богов. Рядом с Зевсом на троне сидит его жена, величественная богиня Гера.
Посейдон
Брат Зевса и Аида, сын Реи и Кроноса. Его символом является трезубец. Он величествен, подобно Зевсу, хотя и находится у брата в подчинении. Он — владыка морских просторов. Вместе с тем Посейдона часто связывают с культом быка или коня, он считается покровителем рыболовства. Споря с Афиной, кто больше достоин властвовать в Аттике, он дарит людям родник, который забил на Акрополе от удара его трезубца. Он выступает на стороне Агамемнона и Менелая в войне с Троей.
Согласно легенде, он требует независимости Коринфа, Наксоса и Эгины. Вместе с Посейдоном живет его прекрасная супруга Амфитрита. Их подводный дворец находится в Эгейском море. В сопровождении сонма морских божеств Посейдон мчится по морю на своей колеснице, запряженной дивными конями с длинными золотыми гривами. Когда он взмахивает своим трезубцем, на море поднимается буря, а когда простирает его над бушующими волнами, они успокаиваются.
Дочь Реи и Кроноса, сестра и жена Зевса, послушная и почитающая своего супруга. Боги чтят Геру, хотя из ревности — ее супруг очень любвеобилен — она жестоко преследует своих соперниц. В споре, начатом из-за брошенного Эридой яблока, предназначавшегося прекраснейшей из богинь, и решенном троянцем Парисом в пользу Афродиты, Гера, как и Афина, была вынуждена уступить и стала противницей всех троянцев. В то время как Зевс правит на небесном своде, Гера, как богиня женщин, покровительствует браку, а ее дочь Илифия — роженицам. Гера — богиня ясного неба. Из ее детей наиболее известны Арес, Гефест и Геба.
Гестия
Старшая дочь Реи и Кроноса, олицетворяющая вечную чистоту, счастье и справедливость. Посейдон старался добиться ее благосклонности, но тщетно. В период античности она особо почиталась как покровительница вечного огня, который никогда не должен погаснуть. Гестия была символом как домашнего очага, так и единства греческого народа.
Деметра
Дочь Реи и Кроноса, сестра Зевса, Посейдона, Аида, Геры, Гестии, она дарует земле плодородие. Аид похитил и забрал к себе в подземное царство ее дочь Персефону, предназначенную ему в жены Зевсом. Оплакивая несчастную судьбу своей дочери, Деметра спустилась с Олимпа и появилась на земле в траурном платье, принеся с собой голод и засуху.
По приказу Зевса, взволнованного грозившей людскому роду гибелью, Гермес отправляется на поиски Персефоны в мрачное царство Аида. Встреча с дочерью произошла в Элевсине. Радостная Деметра вернула земле плодородие. Но Зевс решил, что Персефона две трети года будет жить с матерью на Олимпе, а на одну треть года — возвращаться к своему мужу Аиду в подземное царство. Это символизирует смену времен года: зимы (материнской печали) и лета (радости встречи). Деметра — мать всего живого на земле, символ процветания, прихода весны.
Афродита
Высокая, стройная, прекрасная Афродита. Римляне называли ее Венерой. Она родилась из пены морских волн. Кто были ее родители? Родилась ли она из крови оскопленного Кроносом Урана, которая попала в море и образовала пену? Или, как повествуется в «Илиаде», она была дочерью Зевса и Дионы. Для древних греков Афродита — богиня красоты и любви.
Культ Афродиты существовал повсюду. Ее любовной власти были подчинены и люди, и боги — все, кроме Афины, Артемиды и Гестии. Как и многие другие боги, Афродита имела непосредственное отношение к Троянской войне: это она пообещала Парису в жены дочь Зевса и Леды, самую прекрасную из смертных женщин, она помогла ему построить корабль, чтобы отправиться в Спарту и выкрасть прекрасную Елену у Менелая. Хотя Гомер в своих поэмах утверждал, что Афродита была женой Гефеста, она страстно любила Адониса. Ее дети — Гармония и Эрот.
Гефест
Сын Зевса и Геры. Он родился некрасивым, и Гера, не желавшая, чтобы ее уродливый сын оставался на Олимпе, сбросила его вниз. Гефеста воспитали морские богини Эвринома, дочь Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея. Он вырос некрасивым и хромым, но сильным.
Гефест был замечательным кузнецом: он создавал изумительные украшения из золота и серебра и это он выковал Ахиллу оружие и великолепный щит. Матери Гефест со временем отомстил, приковав ее к креслу. По одной из версий, позднее Зевс вышвырнул Гефеста с Олимпа за то, что он заступался за Геру. Упав с Олимпа, Гефест попал на остров Лимнос. Его женой была прекрасная богиня Афродита. Гефест (у римлян — Вулкан) — бог огня, бог-кузнец.
Афина
Согласно мифу, Зевс проглотил свою супругу Метиду, беременную Афиной, поскольку знал, что сын от Метиды лишит его власти над миром. После этого у него началась невыносимая головная боль. По приказанию Зевса Гефест разрубил ему голову топором, и на свет появилась Афина в шлеме, с копьем и щитом — такая, какой она изображена на восточном фронтоне Парфенона. Афина — богиня мудрости и справедливости. По силе и мудрости она равна Зевсу. Она стоит на защите городов и крепостей, покровительствует греческим героям, помогает им советами.
Афина построила город Афины и подарила людям священное дерево — оливу. Она помогает ремесленникам — гончарам, ткачихам, строителю корабля аргонавтов. Некоторые источники утверждают, что ее сыном был Аполлон. Гигантская статуя Афины, покрытая слоновой костью и золотом, созданная Фидием в 30-х гг. V в. до н.э., стояла в Парфеноне на афинском Акрополе.
Аполлон
Бог солнечного света, сын Зевса и Лето (Латоны), родился на острове Делос. Остров называли светящимся из-за золотых цветов, которые покрывали его. По преданию, ревнивая Гера запретила возлюбленной своего мужа ступать на твердую землю. Лето, преследуемая драконом Пифоном, которого послала Гера, скиталась по свету. По просьбе Зевса Посейдон поднял на поверхность Делос (тогда он назывался Астерия), украденный Сциллой и спрятанный в волнах. На плавучем острове и укрылась Лето, здесь она смогла спокойно родить близнецов — златокудрого Аполлона и его сестру Артемиду.
После этого громадные столбы, поднявшиеся из морской пучины, остановили остров, и он прочно занял свое место в Эгейском море. Пальма, под которой Лето произвела на свет своих божественных детей, стала священной. Стрелы Аполлона всегда попадают в цель. Аполлон много путешествует, но всегда возвращается на свой родной остров Делос (современный Дилос). Возле Дельф он убил дракона — чудовище Пифона, преследовавшего его мать. В честь этой победы был сооружен Дельфийский храм, главный центр почитания Аполлона.
Дельфийские оракулы оказывали огромное влияние на ход истории Греции. Обладавший даром предвидения Аполлон наделял этим свойством людей. Он считался также богом гармонии, духовной деятельности и искусств, прежде всего музыки и пения. Его часто изображали с лирой в руках, полученной от Гермеса. На Парнасе он водит хороводы с девятью музами, дочерьми Зевса и Мнемосины. Аполлон почитался и как божество, охраняющее посевы и стада, слыл богом — отвратителем бед и богом исцеления. Священным деревом Аполлона был лавр.
Артемида
Прекрасная юная девственница Артемида, дочь Зевса и Лето (Латоны), сестра-близнец Аполлона, родилась на острове Делос. Артемида появилась на свет первой и сразу стала помогать матери, приняв на руки Аполлона. С луком и колчаном, с копьем в руках охотница Артемида в сопровождении нимф проводит время в лесах.
Артемида — богиня плодородия, она проявляет заботу обо всем, что растет на земле. Она покровительствует домашним животным и диким зверям. Считалось, что она благословляет рождение, свадьбу и брак. Однако эта богиня обладала решительным характером, и горе было тому, кто ее прогневил. Так, она наслала страшного вепря на Калидон за то, что царь Ойней, собрав богатый урожай, послал дары всем богам, кроме нее. Богиня жестоко покарала охотника Актеона, нечаянно подсмотревшего ее омовение: она превратила юношу в оленя, и его разорвали собаки, с которыми охотился он и его друзья.
Гермес
Гермес, сын Зевса и нимфы гор Майи, родился в горной пещере. Всего трех часов от роду он убил черепаху и смастерил из ее панциря лиру. После этого он украл у Аполлона стадо коров. Зевс приказал вернуть их, но, когда Аполлон выгонял спрятанное стадо из пещеры, Гермес заиграл на своей лире. Дивные звуки, издаваемые этим музыкальным инструментом, пленили Аполлона, и он в обмен на лиру отдал Гермесу своих коров. Гермес с младенчества отличался необыкновенной хитростью и ловкостью, так что он даже считался покровителем плутовства. Гермес — вестник богов, покровитель путников. Он — посредник между богами и людьми. Гермеса чтили и путник, и оратор, и купец, и даже вор. Посланник богов Гермес изображался обутым в золотые крылатые сандалии, с посохом в руке.
Дионис
Бог растительности, виноградарства, виноделия и веселья. Дионис — сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя. По совету ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии. Зевс так и сделал, но молнии громовержца испепелили Семелу, и он едва успел выхватить из пламени родившегося у нее недоношенного Диониса. Зевс зашил младенца к себе в бедро, а в положенное время распустил швы, и Дионис появился на свет. Он прошел через множество испытаний, прежде чем добился славы. Дионис давал людям силы и радость. Он ходил по всему миру, из страны в страну, и его постоянно сопровождала толпа пляшущих и поющих менад и сатиров.
Пан — сын Гермеса и нимфы Дриопы. Он родился с козлиными ногами, рогами и длинной бородой. Пан не захотел жить на Олимпе, а ушел в горы. Там, среди лесов, он пасет стада и играет на звучной свирели. Пан — бог леса, полей, бог пастухов, охраняющий стада. Он непременный спутник бога вина Диониса.
Прометей
За то, что он научил людей строить дома и добывать огонь, Зевс повелел приковать титана Прометея к вершине Кавказа крепкими цепями. Каждый день к нему прилетал огромный орел и выклевывал печень несчастного. На месте своих мучений Прометей встретился с Ио, дочерью речного бога Ипаха. Ревнивая Гера превратила ее в корову, которую стерег стоокий Аргус. Прометей предсказал Ио, что она произведет на свет Эпафа.
Проклятие Зевса с Прометея снял Геракл, который убил орла. А освобождение Прометей получил, открыв Зевсу великую тайну: громовержец не должен вступать в брак с морской нимфой Фетидой, так как судьбой предопределено, что, кто бы ни был мужем Фетиды, от него у нее родится сын, который будет могущественней отца. По совету Прометея Фетиду отдали в жены Пелею, и она родила Ахилла, одного из величайших героев Греции.
Ипостаси бога: Зевс. Посейдон. Аид. Отверженный бог — немного о том, о ком не принято говорить
Из мифологии нам известны многочисленные божества и герои. Среди огромного перечня богов и богинь можно выделить основных, тех самых, что были сыновьями Кроноса (Хроноса). «Хронос» — это время (отсюда, например, «хронология»).
Сам Хронос согласно мифу вступил на трон, оскопив своего отца Урана, который предсказал ему подобную же участь от рук своего сына. По этой причине Хронос поедал своих детей, но его жена Гея спасла одного из них –Зевса, который впоследствии, как и было предсказано сверг своего отца, освободив братьев –Аида и Посейдона.
Три брата (как тут не увидеть аналогию между мифом и русской сказкой, в которой царь-отец дает задания трем сыновьям) поделили между собой, единоличную когда-то власть. Зевс стал заведовать небесами, Посейдон – морями, а старшему Аиду досталось подземное царство – царство мертвых.
Часто ошибочно Аида трактуют как Сатану – антибога, антиХриста.
Но, давайте взглянем на трех братьев с позиции устройства психического пространства человека.
Небо – правительство Зевса – сознание.
Океан (очень подвижная стихия) – правительство Посейдона – эмоции и инстинкты. В океане есть свои глубины, и со дна его и поднимаются наши эмоции, желания и чувства.
Но не все наши желания, эмоции и чувства были приняты нами.
Все началось с богов)!
Так вот Аид и есть тот самый отвергнутый бог – бог – владыка подземного мира – нашего бессознательного.
Аида еще называют Плутоном, что значит «богатый».
В этом разГАДка (иначе Аид — Гадес) Плутона, ведь его изображают как мрачного бога подземного мира, окруженного тенями (душами мертвых).
Но Гадес – это богатство – то, от которого человек отказывается с детских лет под влиянием воспитания, особенно жесткого и авторитарного.
В каком-то смысле Аид – это отвергнутый ребенок (тот набор качеств, которые были не приняты в ребенке родителем), но одновременно и отвергнутый отец.
Отец, который пережил когда-то отвержение, имеет, как правило, трудности с принятием и себя (низкая самооценка) и своих детей.
Ребенок, испытавший в детстве давление отца (не обязательно реального, а как патриархальной незыблемой фигуры), отщепляет «качества отца», которые «умирают» в нем.
Но они не исчезают. Царство смерти находится во власти Аида и именно там хранятся его сокровища – те, дары (способности, одаренность, таланты), от которых человек отказывается, отвергая в себе непринятые черты.
Мертвые души, спускающиеся в Тартар это не души умерших буквально.
В разные периоды жизни, люди отправляются туда в воды реки Тартар. Тартар – глубочайшая бездна, в которую когда-то Зевс сверг своего отца Кроноса и она же – глубины бессознательно.
Попадая в эту бездну человек, знакомится с депрессией. Это происходит, если человек проживает не свою жизнь. Это пассивный способ, когда психика, т. о., через депрессию побуждает человека к действию – к росту.
Данная ситуация хорошо описана в мифе о похищении Персефоны. Так Аид (отщепленный в бессознательное мужской интроект) крадет Кору – наивную, незрелую душу.
Попадая в аид, Кора становится богиней подземного царства – Персефоной. Происходит персонификация, когда воедино собирается не только «Я», но и «не-Я» — те самые «плохие я», вытесненные в бессознательное.
Самое первое вытесненное ощущение отверженности, связано у младенца с «плохой матерью» / «плохой грудью».
Плохое Я вытесняется, но с ним отделяются те самые богатства, которые стережет Аид.
Второй способ, погружения в бессознательное – сознательный, который описан путешествием Психеи (души) в поисках супруга Эроса, когда мы тоже наблюдаем рост души, путем выполнения заданий Афродиты – т. е. приобретения необходимых душе качеств и свойств.
Психея спускается в царство Аида за чудодейственной мазью Персефоны, только в отличии от идеи похищения души в данном мифе мы видим элемент осознанности.
Аида называют невидимым, тем, чье имя нельзя произносить.
И здесь мы снова находим пересечение с еще одним мифом – мифом о Лилит.
Она та, кто дернула произнести ИМЯ.
Кто же такие, боги, описанные в мифах.
Это те ипостаси Отца, которые существуют в нашем коллективном (согласно Юнгу) бессознательном. Из всех троих мы более знакомы (в связи с патриархальной культурой) с ипостасью Зевса – отец упорядочивающий, но он же и карающий. В наше время все больше принимается эмоциональность мужчины и это аспект Посейдона – отец чувствующий.
Но Аид по-прежнему так и видится нам «темным богом», внушающим ужас…
Аид – символ смерти, но не физической, а той, что дает перерождение – метаморфоз.
Только познав всю глубину ночи, мы способны выйти к свету!
Аид дает человеку возможность преОБРАЗования, когда в процессе роста души человек переходит из одного качества в другое, вынося на поверхность сознания, сокровища бессознательного.
Т. о. Аид – тень отца и зачастую эта тень — не теневые качества отца реального, а те, непознанные неизвестные стороны отца рода, того, кто был не познан и не принят реальными отцом и матерью и так далее в ряду поколений.
Аид – та неизвестность, безымянность, молчание, которое однажды заставило каждого из нас содрогнуться от ужаса и задаться вопросом «Кто мой отец?», «Кто меня породил?».
Это соприкосновение совпадает с первым желанием ребенка узнать правду о его происхождении.
Рожденный матерью, рано или поздно ребенок задается вопросом, а как он оказался в ее теле, там, где когда-то было правление Великой Матери.
Матка – орган рождения и перерождения. Возвращаясь в лоно, человек сгорает подобно Фениксу, перерождаясь к новой жизни.
Возвращаясь туда, мы познаем Другого бога, которого когда-то позволили себе забыть, сосредоточившись на патриархальной власти Зевса. Только мы забыли, а ОН – нет!
Вселив однажды хтонический ужас, самых отважных, прошедших ПУТЬ, Аид одаривает своими БОГатствами.
5. Картина мира: от вершин Олимпа до глубин Тартара
Боги делят власть над миром. Олимп. После победы над титанами Зевс поделил со своими братьями власть над миром. Чтобы не было обид и сомнений, братья-боги бросили жребий. Зевсу досталась власть над небом, Посейдону — над морем, Аиду — над царством мертвых. Земля и Олимп остались общим владением братьев.
Высоко к небу вздымается вершина горы Олимп. Это самая высокая гора в Греции, высотой почти три километра, поэтому неудивительно, что эллины помещали на ней своих богов. Вершины Олимпа, покрытые вечными снегами, теряются в облаках. Склоны священной горы заросли темными еловыми лесами, прорезаны многочисленными ущельями; под густым кустарником скрыты бездонные пропасти. Огромные камни громоздятся повсюду: их когда-то, как думали греки, метали в богов титаны.
За то, что у Олимпа несколько вершин, греки называли его «многовершинным» или «холмистым», за вечные сияющие снега — «снежным», за покрывающие склоны леса — «лесистым», за густые облака, окружающие его вершины, — «облачным».
Богини времен года стерегут Олиммп. У подножия Олимпа бьют из-под корней деревьев родники и начинаются едва заметные тропы. Выше и выше уводят они, почти к самым облакам. Но не может смертный достичь вершины Олимпа: его наглухо запертые ворота стерегут Горы, богини времен года — три сестры, три прекрасные девушки — Эвномия (Благозаконие), Дике (Справедливость) и Эйрена (Мир).
Уже по их именам видно, что заботятся они не только о смене времен года, но и о благополучии человеческой жизни, о том, чтобы на земле не царили произвол и беззаконие. Горы открывают и закрывают ворота Олимпа перед богами, не пропуская туда ни одного смертного.
Жизнь на Олимпе. Горы властны над сменой времен года на земле, но по ту сторону ворот Олимпа их власть кончается — ведь там всегда царит одно и то же время, вечная весна. Никогда не приносит туда холодный ветер снежных метелей, вечно цветут там цветы, наполняя все вокруг своими ароматами. Счастливую жизнь ведут боги на вершине Олимпа. Не слышно на Олимпе стонов, жалоб — не властны болезни над телами небесных властелинов. Каждый из олимпийских богов имеет золотой дворец, построенный искусником Гефестом. Иногда случаются между богами споры и ссоры, но быстро улаживает Зевс, уважаемый всеми, разногласия.
Пиры богов. Весело пируют боги во дворце Зевса. Прислуживают им на пирах Геба, прекрасная богиня молодости, и Ганимед. Был Ганимед сыном троянского царя, и никто из смертных юношей не мог сравниться с ним красотой. Восхитился прекрасным юношей Зевс, вознес на Олимп и дал бессмертие. Подносят Геба и Ганимед богам амброзию и нектар. Кто их отведает, становится бессмертным: дает такая пища вечную молодость, силы, исцеляет самые страшные раны. Музы — покровительницы искусств, услаждают слух богов прекрасной музыкой и пением; кружатся в танце хариты — богини красоты и радости. [Поистине, считали древние греки, не может быть жизни более счастливой, чем жизнь богов на Олимпе!]
Земля и ее центр. Земля находится от небесного Олимпа очень далеко, гораздо дальше, чем от вершины земной горы Олимп. Если бы с Олимпа вниз бросили тяжелую железную наковальню, она летела бы девять дней и ночей, прежде чем достигла бы поверхности земли. А сама Земля — плоский диск. Со всех сторон она окружена великой рекой Океан. По ее водам ночью отправляется с запада на восток Гелиос-Солнце, чтобы утром снова подняться на небо.
Так как земля имеет форму диска, у нее есть центр. Правда, где он находится, греки точно не знали и на эту роль претендовали несколько мест. Самым распространенным было мнение, что «пуп земли» (омфал) находится в Дельфах, священном городе бога Аполлона. Там показывали большой камень и говорили, что это и есть омфал, который когда-то проглотил Кронос. В Дельфах рассказывали, что этот камень, упав на землю, сначала не был ничем примечателен.
Однажды Зевс, уже став полновластным господином мира, захотел узнать, где находится центр земли. Для этого с двух краев земли он одновременно выпустил навстречу друг другу двух орлов. Птицы встретились над тем самым камнем, и всем стало ясно, что именно здесь центр населенного людьми мира. [С тех пор камень окружили почитанием, каждый день его поливали маслом, а в праздники возлагали на него шерсть.]
Земля населена многими племенами людей, но самыми блаженными из них являются гипербореи, живущие на севере, и эфиопы, обитающие на крайнем юге. Эти народы не знают печалей, и даже сами боги часто приходят к ним на пиры.
День и ночь. На земле, как это установлено богами, чередуются День и Ночь, сестры Никс и Гемера. Они каждый день встречаются на западе, там, где держит небо Атлант, но встреча их коротка, они расходятся в разные стороны. Днем над землей в своей золотой колеснице, запряженной четверкой огненных коней, мчится светлый Гелиос — Солнце. Его называли Всевидящий, потому что из поднебесья он видит все дела людей и богов. Но вот день закончился, и Гелиос спускается к волнам Океана, а его место на небе занимает пышнокудрая Селена — Луна, а в небе загораются несчетные яркие звезды.
Ахеронт, Тартар, Стикс. Если покинуть землю и начать спуск вниз [а это, верили греки, можно сделать через одну из многочисленных в Греции пещер или пропастей], то в конце концов можно достигнуть подземной реки Ахеронт, которая отделяет земной мир от царства Аида, мира теней умерших. Но Аид — еще не граница мира — ниже него находился Тартар.
Он расположен так же глубоко под землей, как далеко от нее отстоит небо. Лишь за девять дней и ночей достигла бы ворот Тартара брошенная с поверхности земли наковальня. Тартар в три ряда окружен медной оградой, и врата его охраняют сторукие.
Там, в Тартаре, заключены побежденные титаны, там находятся жилища Ночи, одетые черным туманом, там все время дуют ужасные вихри, страшные даже самим богам, которые подхватили бы любого и носили его из конца в конец. В Тартаре залегают все концы и начала и земли, и многошумного моря; в Тартаре находится жилище старшей из дочерей Океана, ужасной реки Стикс, чье имя в переводе значит «ненавистная». Ее леденящих вод боятся даже сами боги.
Если среди богов возникнет необходимость принести нерушимую клятву, немедленно в Тартар отправляется вестница Зевса Ирида («Радуга»), золотой кружкой зачерпывает воду страшной реки и приносит ее на Олимп. Тот из богов, который поклянется, совершив возлияние этой водой, а потом нарушит клятву, или же даст ложную клятву, подвергнется страшному наказанию. Целый год он будет лежать, без дыхания и речи, в тяжелом непробудном сне, не имея доступа к нектару и амброзии. Однако и через год, когда он очнется, наказание не прекратится, и еще девять лет он не будет допускаться на собрания и пиры олимпийцев.
Разные миры. Таков был мир, которым управлял Зевс и другие боги-олимпийцы. Между его частями не было непроходимых границ, и все-таки, чтобы не нарушать мировой порядок, лучше, чтобы каждый знал свое место. Людям нет дороги на Олимп, а в Аид они попадают только после смерти; для небесных богов нежелательно соприкосновение с подземным миром, да и сами подземные боги не особенно стремятся на Олимп. Только один Гермес, вестник богов, может посещать все миры, не опасаясь никаких неприятных последствий для себя.
► Читайте также другие темы главы I «Космос, мир, боги» раздела «Боги и герои древних греков»:
► Перейти к оглавлению книги Мифы народов Европы и Америки
Греческие боги
Он вызывает неподдельный интерес, интригует и волнует. Он объединяет вымышленный и современный мир. О нем написано не мало книг и снято множество фильмов. Пантеон греческих богов — настоящая кладезь для изучения истории, нравов и быта Древней Греции. Какую функцию выполняли небожители на священной горе Олимп? Какой немыслимой силой и властью были наделены? Об этом и многом другом пойдет речь в нашей новой божественной статье!
Пантеон или попросту группа богов, принадлежащая к одной религии, насчитывала большое количество небожителей, каждый из которых выполнял отведенную роль и нес свою функцию. По своему облику и поведению боги и богини были похожи на обычных людей. Они испытывали те же эмоции и чувства, влюблялись и ссорились, гневались и миловали, обманывали и распускали сплетни. Но главным их отличием являлась бессмертность! Со временем история отношений между богами все сильнее порастала мифами. И это только приумножало интерес и восхищение к древней религии…
Представители младшего поколения небожителей в Древней Элладе считались главными богами. Когда-то они отняли право управления миром у старшего поколения (титанов), олицетворявших природные стихии и вселенские силы. Одержав победу над титанами младшие боги под руководством Зевса поселились на горе Олимп. Мы расскажем о 12 главных олимпийских богах и богинях, их помощниках и спутниках, которым поклонялись греки!
Царь богов и главное божество. Представитель бесконечного неба, повелитель молний и грома. Зевс обладал беспредельной властью как над людьми, так и над богами. Древние греки чтили и боялись громовержца, всячески задобряя его самыми лучшими пожертвованиями. О Зевсе младенцы узнавали еще в утробе, а все напасти относили к гневу величайшего и всемогущего.
Посейдон
Брат Зевса, повелитель моря, рек, озер и океанов. Он олицетворял мужество, бурный нрав, вспыльчивый характер и неземную силу. Будучи покровителем мореплавателей он мог накликать голод, переворачивать и топить корабли и вершить судьбы рыбаков в открытых водах. Посейдон тесно связан с землетрясениями и извержениями вулканов.
Брат Посейдона и Зевса, которому подчинялся весь подземный мир, царство мертвых. Единственный кто не жил на Олимпе, но по праву считался олимпийским богом. Все умершие отправлялись к Аиду. Хоть люди и боялись даже произносить имя Аида, в древней мифологии он представлен холодным, непоколебимым и безразличным богом, чье решение должно беспрекословно выполняться. В его темное царство с демонами и тенями умерших, куда не проникают солнечные лучи, можно только войти. Обратной дороги нет.
Гермес
Древнейший бог дорог и путешествий, покровитель торговли и купцов. Этот небожитель с крыльями на пятках ассоциировался с тонким умом, изворотливостью, хитростью и прекрасным знанием иностранных языков.
Коварный бог войны и жестоких битв. Могучий воин предпочитал кровавые расправы и вел войну ради самой войны.
Гефест
Покровитель кузнечного, гончарного и других ремесел, ассоциирующихся с огнем. Еще в эпоху глубокой старины Гефеста связывали с вулканической деятельностью, грохотом и пламенем.
Жена Зевса, покровительница брака и супружеской любви. Богиня отличалась ревностью, злобой, жестокостью и излишней строгостью. В состоянии ярости она могла принести людям страшные беды.
Афродита
Дочь Зевса, прекрасная богиня любви, которая запросто влюбляла в себя и влюблялась сама. В ее руках была сосредоточена большая сила любви, чистая и искренняя, которую она даровала богам и людям.
Афина
Богиня справедливой войны, мудрости, покровительница духовных занятий, искусства, земледелия и ремесел. Афина Паллада была рождена из головы Зевса в полном обмундировании. Благодаря ей течет государственная жизнь и строятся города. За свои знания и ум среди пантеона греческих богов была самой уважаемой и авторитетной небожительницей.
Деметра
Покровительница земледелия и богиня плодородия. Она хранительница жизни, научившая человека крестьянскому труду. Она наполняет амбары и пополняет запасы. Деметра — воплощение первобытной энергии творчества, великая мать, порождающая все живое.
Артемида
Богиня лесов и охоты, сестра Аполлона. Покровительница растительности и плодородия. Девственность богини тесно связана с идеей рождения и половых отношений.
Помимо 12 главных олимпийских богов среди греческих небожителей имелось множество не менее значимых и авторитетных имен.
Дионис. Бог виноделия и всех природных сил, делающих человека счастливым.
Морфей. В его объятиях был каждый. Греческий бог сновидений, сын Гипноса — бога сна. Морфей умел принимать любую форму, точно копировать голос и являться людям во снах.
Эрот. Сын Афродиты и по совместительству бог любви. Милый мальчик с колчаном и луком метко бросает в людей стрелы, которые зажигают в сердцах богов и людей нерушимую любовь. В Риме ему соответствовал Амур.
Персефона. Дочь Деметры, похищенная Аидом, который утащил ее в свое подземное царство и сделал своей женой. Часть года она проводит наверху с матерью, остальное время живет под землей. Персефона олицетворяла зерно, которое посеяно в землю и оживает в то время, когда выходит на свет.
Гестия. Покровительница домашнего очага, семьи и жертвенного огня.
Пан. Греческий бог лесов, покровитель пастухов и стада. Представлен с козлиными ногами, рогами и бородой со свирелью в руках.
Ника. Богиня победы и постоянная спутница Зевса. Божественный символ успеха и счастливого исхода всегда изображается в позе быстрого движения или с крыльями. Ника принимает участие во всех музыкальных состязаниях, военных предприятиях и религиозных торжествах.
И это еще не все греческие имена богов:
- Асклепия — греческий бог врачевания.
- Протей — сын Посейдона, морское божество. Обладал даром предсказывать будущее и менять обличие.
- Тритон — сын Посейдона, приносил новости из глубин морских, трубя в раковину. Изображен как смесь коня, рыбы и человека.
- Эйрена — богиня мира, стоит у олимпийского трона Зевса.
- Дике — покровительница правды, богиня, не терпящая обмана.
- Тюхе — богиня удачи и успешного случая.
- Плутос — древнегреческий бог богатства.
- Энио — богиня яростной войны, вызывающая бешенство в бойцах, вносящая смуту в битву.
- Фобос и Деймос — сыновья и спутники Ареса, бога войны.
Боги Древней Греции
Религия играла важнейшую роль в повседневной жизни древних греков. Главными богами считалось младшее поколение небожителей, победившее своих предшественников-титанов, олицетворявших вселенские силы. После победы они обосновались на священной горе Олимп. Лишь Аид, повелитель царства мертвых, жил под землей в своих владениях. Боги были бессмертны, но очень похожи на людей – им были свойственны человеческие черты: они ссорились и мирились, совершали подлости и плели интриги, любили и хитрили. С пантеоном греческих богов связано огромное количество мифов, дошедших до наших дней, захватывающих и увлекательных. Каждый бог играл свою роль, занимал определенное место в сложной иерархии и выполнял отведенную ему функцию.
Верховный бог греческого пантеона – царь всех богов. Повелевал громом, молниями, небом и всем миром. Сын Кроноса и Реи, брат Аида, Деметры и Посейдона. У Зевса было сложное детство – его отец титан Кронос, боясь конкуренции, пожирал своих детей сразу после рождения. Однако благодаря матери Рее Зевсу удалось выжить. Окрепнув, Зевс скинул отца с Олимпа в Тартар и получил неограниченную власть над людьми и богами. Был очень почитаем – ему приносили лучшие жертвы. Жизнь каждого грека с младенчества была пропитана восхвалением Зевса.
Один из трёх главных богов древнегреческого пантеона. Сын Кроноса и Реи, родной брат Зевса и Аида. Ему подчинялась водная стихия, которая досталась ему после победы над титанами. Олицетворял собой мужество и вспыльчивый нрав – задобрить его можно было щедрыми дарами.. но ненадолго. Его греки винили в землетрясениях и извержениях вулканов. Был покровителем рыбаков и мореплавателей. Неизменным атрибутом Посейдона был трезубец — им он мог вызывать бури и разбивать скалы.
Брат Зевса и Посейдона, замыкающий тройку самых влиятельных богов древнегреческого пантеона. Сразу после рождения был проглочен своим отцом Кроносом, но впоследствии был высвобожден из чрева последнего Зевсом. Управлял подземным царством мертвых, населенным мрачными тенями умерших и демонами. В это царство можно было только зайти – дороги назад не было. Одно упоминание Аида вызывало трепет у греков, ведь прикосновение этого незримого холодного бога означало для человека смерть. От Аида также зависело плодородие, дарующее урожай из глубин земли. Он повелевал подземными богатствами.
Жена и одновременно сестра Зевса. По легенде, они хранили в тайне свой брак 300 лет. Самая влиятельная из всех богинь Олимпа. Покровительница брака и супружеской любви. Оберегала матерей во время родов. Отличалась удивительной красотой и… чудовищным характером – была злобной, жестокой, вспыльчивой и ревнивой, нередко насылая напасти на землю и людей. Несмотря на свой характер, почиталась древними греками практически наравне с Зевсом.
Бог несправедливой войны и кровопролития. Сын Зевса и Геры. Зевс ненавидел сына и терпел только по причине близкого родства. Арес отличался хитростью и вероломством, затевая войну лишь ради кровопролития. Отличался импульсивным, вспыльчивым характером. Был женат на богине Афродите, от нее у него было восемь детей, к которым он был очень привязан. Все изображения Ареса содержат военную атрибутику: щит, шлем, меч или копьё, иногда доспехи.
Дочь Зевса и богини Дионы. Богиня любви и красоты. Олицетворяя собой любовь, была очень неверной женой, легко влюблялась в окружающих. Кроме того, являлась воплощением вечной весны, жизни и плодородия. Культ Афродиты был очень почитаем в Древней Греции – ей посвящали великолепные храмы и приносили большие жертвы. Неизменным атрибутом одеяния богини был волшебный пояс (пояс Венеры), делавший носивших его необычайно привлекательным(ой).
Богиня справедливой войны и мудрости. Была рождена из головы Зевса.. без участия женщины. Родилась в полном боевом обмундировании. Изображалась в виде девственницы – воительницы. Покровительствовала знаниям, ремеслам и искусству, наукам и изобретательству. Ей, в частности, приписывают изобретение флейты. Была любимицей греков. Её изображения неизменно сопровождали атрибуты (или хотя бы один атрибут) воина: доспехи, копьё, меч и щит.
Дочь Кроноса и Реи. Богиня плодородия и земледелия. В детстве повторила участь своего брата Аида и была сожрана отцом, но потом спаслась, будучи извлеченной из его чрева. Была возлюбленной своего брата Зевса. От связи с ним у неё родилась дочь Персефона. По легенде, Персефону похитил Аид, и Деметра в поисках дочери долго скиталась по земле. Во время её скитаний землю поразил неурожай, вызвавший голод и смерть людей. Люди перестали приносить дары богам, и Зевс велел Аиду вернуть дочь матери.
Сын Зевса и Семелы. Самый младший из обитателей Олимпа. Бог виноделия (ему приписывали изобретение вина и пива), растительности, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Культ Диониса отличался неудержимыми танцами, завораживающей музыкой и неумеренным пьянством. По легенде, Гера, жена Зевса, ненавидевшая внебрачного ребенка громовержца, наслала на Диониса безумие. Ему и самому приписывали способность сводить с ума людей. Дионис всю жизнь странствовал и даже посещал Аид, откуда вызволил свою мать Семелу. Раз в три года греки устраивали вакхические празднества в память о походе Диониса против Индии.
Дочь громовержца Зевса и богини Лето. Родилась одновременно со своим братом-близнецом златокудрым Аполлоном. Девственная богиня охоты, плодородия, женского целомудрия. Покровительница рожениц, дарующая счастье в браке. Будучи защитницей при родах, часто изображалась многогрудой. В честь неё был построен храм в Эфесе, который был одним из семи чудес света. Часто изображалась с золотым луком и колчаном за плечами.
Бог огня, покровитель кузнецов. Сын Зевса и Геры, брат Ареса и Афины. Впрочем, отцовство Зевса ставилось греками под сомнение. Выдвигались разные версии. Одна из них – строптивая Гера родила Гефеста из своего бедра без мужского участия, в отместку Зевсу за рождение Афины. Ребёнок родился слабым и хромым. Гера отказалась от него и скинула с Олимпа в море. Однако Гефест не погиб и нашёл приют у морской богини Фетиды. Жажда мести мучила отвергнутого родителями Гефеста и случай отомстить в конце концов ему представился. Будучи искусным кузнецом, он выковал золотой трон невероятной красоты, который послал в качестве дара на Олимп. Восхищенная Гера села на него и тут же оказалась скована невидимыми ранее оковами. Никакие уговоры и даже приказ Зевса не действовали на бога-кузнеца – он отказывался освобождать мать. Справиться со строптивцем смог лишь Дионис, опоив его.
Сын Зевса и плеяды Майи. Бог торговли, прибыли, красноречия, ловкости и атлетизма. Покровительствовал торговцам, помогая им получить щедрые барыши. Кроме того, был покровителем путешественников, послов, пастухов, астрологов и магов. Была у него и другая почетная функция – он сопровождал души умерших в Аид. Ему приписывали изобретение письменности и чисел. С младенчества Гермес отличался склонностью к воровству. По преданию, ему даже удалось украсть скипетр у Зевса. Сделал он это в шутку… будучи младенцем. Неизменными атрибутами Гермеса были: крылатый жезл, способный мирить врагов, широкополая шляпа и крылатые сандалии.
Читайте далее: