Зевс атрибуты и символы

Бог Древней Греции Зевс — как выглядел бог громовержец, миф о рождении Зевса

Бог Древней Греции Зевс известен нам, как главный бог-олимпиец, правящий всем миром, небом, громом и молниями. Бога Древней Греции Зевса ассоциируют с настоящим роком, судьбой. Это оправдано тем, что им были защищены люди: просящие и молящие. Зевсу повиновались не только подданные, но и цари, и остальные боги.

Древнегреческий Бог Зевс

Греческий бог разграничивал добро и зло, знакомил людей с понятиями стыда и совести. Зевс – верховный бог Олимпа, имел трех братьев, с которыми разделял власть. Местоположением бога была гора Олимп, потому патриархат Зевса назывался Олимпийским. Могущественность покровителя не удовлетворяла других богов, потому те пытались свергнуть его с трона. Совершить государственный переворот им не удалось, потому все нарушители были наказаны.

Как выглядит бог Зевс?

Бог Древней Греции Зевс был отцом всех людей и богов, а римская мифология отождествляла его с Юпитером. Благодаря Зевсу, Греция имела налаженный общественный порядок. Традиционное описание бога Зевса представляет собой изображение зрелого мужчины, имеющего благородное лицо, густые белоснежные локоны, бороду и сильный могущественный стан, сильные стройные руки. Более поздние художники изображают бога в огромном множестве обличий, среди которых Зевс предстает обманщиком женщин, персонажем любовных перипетий.

Чему покровительствовал Зевс?

Третий сын Кроноса отличался от остальных Богов. Он был не только справедливым, честным и порядочным руководителем, но и отвечал за благо всего населения. Основными задачами Зевса были:

  • оберегать городскую жизнь;
  • не допускать беспорядков и хаоса;
  • направлять жизнь в правильное русло;
  • защищать всех обиженных;
  • охранять семейный очаг;
  • следить за выполнением законов и соблюдением обычаев.

Это далеко не весь список того, за что отвечал Зевс. Древнегреческий бог неба и грома был способен решить любой насущный вопрос, успокоить и умиротворить каждого, кто нуждался в помощи в определенный момент своей жизни. Благодаря его «власти» все были уверены в том, что справедливость всегда будет торжествовать. Энергия бога распространялась на весь Олимп и восхищала своей чистотой.

Атрибуты бога Зевса

Каждый атрибут придавал Зевсу громовержцу силу и являлся неотъемлемой частью общего образа. Главной ассоциацией с Зевсом считается молния, находящаяся в руках покровителя, и служащая материальным оружием. Однако, это далеко не все атрибуты бога.

  1. Первым и одним из главных символов власти признан орел, который ассоциируется с Зевсом.
  2. Щит Зевса – символ гнева и ярости.
  3. Запряженная орлами колесница.
  4. Скипетр.
  5. Молот либо лабрис.

Семья Зевса

Зевс относится к поколению титанов. Его отец Кронос еще до рождения узнал, что его собственный сын свергнет власть отца, потому каждого младенца, рожденного Реей, он проглатывал. Как свидетельствует миф о рождении Зевса, его мать обманула Кроноса и произвела на свет малыша, скрывая это. Узнать точное место рождения ребенка невозможно, но лидером среди всех версий считается остров Крит. Чтобы смышленый Кронос не заметил рождения сына, ему пришлось поглотить камень в пеленке. Рожденный Зевс смеялся на протяжении недели – после этого цифра 7 стала считаться священной.

Критский вариант мифа настаивает на том, что Зевс был воспитан куретами и корибантами, вскармливался козлиным молоком, питался пчелиным медом. Считать эту информацию единственно верной — сложно. Другая версия предания гласит, что вскормленный козлиным молоком мальчик охранялся стражниками ежеминутно. В случаях, когда ребенок плакал, стража стучала копьями по щитам, чтобы обмануть слух Кроноса.

Выросший бог создал зелье, с помощью которого освободил своих братьев из Кроноса. Могучие братья затеяли борьбу с отцом, длительностью в 9 лет. Спустя время, определить победителя так и не удалось. Но, смекалистый Зевс громовержец нашел выход, освободив циклопов и сторуких. Они помогли повергнуть титана и низвергнуть его. После затянувшейся борьбы три брата, наконец, приступили к правлению островом.

Отец Зевса

По древнегреческой мифологии, Кронос был верховным божеством. Другая версия настаивает на том, что Кронос – бог титан, отец Зевса являлся богом земледелия, был отождествлен с Хроносом. Время правления Кроноса считается золотым веком в Греции. Главным атрибутом Кроноса считается серп. Кронос был верховным богом, и благодаря старшинству, стал царем.

Мать Зевса

Мать бога Зевса Рея считалась богиней земли, была титанидой и дочкой Геи и Урана. Рея являлась матерью Гестии – богини домашнего очага, Деметры – богини плодородия, Геры – богини семей, Аида, Посейдона, Зевса. Рея запомнилась мифологии, как смелая и отважная титанида, которая смогла пойти против воли мужа, тайно родив ребенка. Рея обладала силой исцеления, которая пригодилась ей для сохранения жизни Диониса.

Жена Зевса

По утверждению некоторых мифов, Зевс был сильно привязан к Фетиде, хотел расстаться с женой ради нее. Единственным препятствием этому стало пророчество. Зевс соблазнял избранниц, принимая различные облики: лебедя, быка, змея, дождя, муравья, птицы, жука. Зевс не отличался постоянством и имел много жен и возлюбленных, среди которых:

  • Метида – единственная супруга Зевса, которая была проглочена;
  • Фемида;
  • Гера – последняя супруга бога;
  • Деметра;
  • Фива;
  • Фтия;
  • Айтос;
  • Ганимед.
  • Каллироя.

Сын Зевса

Зевс способствовал появлению на свет наисильнейших сыновей, которые сделали отпечаток в истории древнегреческой мифологии. Но, сильным и отважным сыновьям противопоставляются нежные, умные и плодовитые дочери Зевса. Сынами Зевса были:

  • рожденный Афродитой любовный бог Эрот;
  • бог борьбы Арес;
  • огненный бог Гефест, который покровительствовал кузнечным ремеслом;
  • Гермес, покровительствующий торговлей;
  • рогатый младенец Сабазий;
  • винодельный бог Дионис;
  • Аполлон – сын Зевса, бог света, музыки, медицинского ремесла.
  • Эгипан;
  • покровитель стада Пан;
  • Карпос.

Дочери Бога Зевса

Зевс – отец большей части известных миру богинь. Исходя из их количества, было совершено деление на группы по выполняемым задачам.

  1. 9 муз Зевса во главе с Евтерпой, Талией, Мельпоменой, Терпсихорой, Эрато, Полигимнией, Уранией и Каллиопой. Богини отвечали за науки, поэзию, искусство.
  2. Хариты, отвечающие за веселье, жизненную радость и удовольствие.
  3. Мойры, среди которых Клото, Атропос, Лахесис — отвечали за судьбу человека.
  4. Орами контролировались времена года.
  5. Эриниями совершались акты мести и восстания.
  6. К старшим музам относят Телксиопу, Аэду, Арху и Мелету.

Греческий бог Зевс был владыкой земли и подземелья, судил мертвых. Справедливым и сильным Зевсом были совершены как благие дела, так и настоящие подвиги во имя всеобщего добра. Зевс – не только настоящий верховный бог, покровитель и руководитель, он был символом братской любви, ума и логики. С малых лет Зевс отличался от сверстников жаждой жить, бороться за справедливость, побеждать. Легендарный титан был истинным борцом и строителем общего порядка.

Зевс атрибуты и символы

Краткое содержание мифа

Зевс и Фетида. 1812. Жан Огюст Энгр

Зевс (Зевс-Кронид, рим. — Юпитер) верховное божество в древнегреческой мифологии, отец всех богов и людей, глава олимпийской семьи богов. Имя Зевса индоевропейского происхождения и означает «светлое небо».

В античности этимология слова «Зевс» связывалась с корнями греческих слов «жизнь», «кипение», «орошение». Зевс — сын Кроноса (отсюда имена Зевс Кронид, Кронион) и Реи, он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение — титанов. Отец Зевса, боясь быть убитым своими детьми, проглатывал каждый раз только что рожденного Реей ребенка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося Зевса завернутый камень. Возмужавший Зевс вывел своих братьев и сестер из утробы Крона, напоив его, по совету Метиды, зельем. За это они отдали во владение Зевсу громы и молнии. Затем он начал борьбу за власть с Кроном и другими титанами. В войне, продолжавшейся десять лет, Зевсу помогали сторукие, циклопы выковали ему гром, молнию и перун. Побежденные титаны были свергнуты. Три брата — Зевс, Посейдон и Аид — разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Посейдону — море, Аиду — царство мертвых. В древнейшие времена Зевс совмещал функции жизни и смерти. Он владычествовал над землей и под нею, вершил суд над мертвыми. Однако позднее Зевс стал олицетворять только светлую сторону бытия. В период патриархата Зевс перемещается на гору Олимп и именуется Олимпийским (или Фессалийским). Утверждение Зевса происходит с большим трудом. Против Зевса восстает Гея и насылает на него своего сына Тифона, но Зевс побеждает это дикое существо огненными молниями. По одному из вариантов, Зевс забросил Тифона в Тартар, по другому — навалил на него Этну.

Борьба Зевса и олимпийцев с миров чудовищ приводит к еще одной смене поколений богов (до этого Урана сверг Крон, а теперь Крона — Зевс). Но самому Зевсу тоже угрожает потеря власти от сына. Зевсу приходится бороться за власть даже со своими ближайшими родственниками: против него восстают Гера, Посейдон и Афина Паллада (по другой версии, Аполлон), но ему оказывает помощь Фетида (дочь Нерея, сестра свергнутой владычицы Олимпа Эвриномы), призвав на Олимп сторуких, которые устрашают заговорщиков. Зевс — новое олимпийское божество — обращается за помощью к чудовищам, рожденным Землей, и борется с такими же порождениями Земли. Зевс постепенно преобразует мир, порождая богов, вносящих в этот мир закон, порядок, науки, искусство, нормы морали и прочее.

Образы и символы мифа

Мифология Зевса Олимпийского отражает укрепление патриархальной власти, хотя и не доходит до абсолютной централизации этой власти (по Гесиоду, Зевс был избран на царство богами). Только в эллинистическую эпоху Зевс принимает образ мирового вседержителя и вершителя мировых судеб, того «всецаря» и «всеэллинского» владыки.

Атрибуты Зевса — скипетр, эгида, иногда молот, молния, борода, Олимп.

Скипетр Зевса — элемент божественного комплекта Зевса. Царь богов Зевс управляет всем миром и обладает безграничной властью. Значение скипетра близко символике жезла и его производных (столба, колонны, меча, стрелы, обелиска, фаллоса), атрибутов солнечного бога. В народной символике он означал – создавать, давать жизнь. Скипетр служил символом действующей власти и могущества. Египетский тройной скипетр состоял из кнута, символизирующего власть над материей, жезла — контроль над чувствами, и кольца — владычество мысли.

Голова Медузы закреплена
на эгиде на плече
Амфора Андокида

Эгида — название щита бога Зевса. Эгидой (щитом) Зевс наводил ужас на богов и людей.

Собственное существительное Эгида превратилось в нарицательное слово с переносным значением «защита», «покровительство».

Молот — прежде всего, орудие кузнеца, наделенное мистической способностью творить. Стук молотка в судебном заседании означает призыв к соблюдению порядка и неотвратимость принятия решения.

Гром — это голос небесных богов, а молния — их оружие, уничтожающее змей и духовных противников и символизирующее божественный гнев. Гром и молния олицетворяют духовное озарение, просвещение, откровение, нисхождение силы, неожиданное воплощение истины, прорывающееся сквозь время и пространство, разрушение невежества, оплодотворение, пропитание, мужскую силу.

Молния повсеместно считалась предсказанием (добрым и злым). Смерть от молнии — это смерть, полученная с Неба. Подобно лучам солнца, молния считается как благотворной, так и разрушительной.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Зевс втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта. Именно на Крите сохранились древнейшие фетишистские символы почитания Зевса: двойной топор (лабрис), магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушительная сила. Изображение этого двойного топора встречается на ритуальных вещах между рогами быка, который на Крите также являлся зооморфным воплощением Зевса (в образе быка Зевс похитил Европу). Главным местопребыванием Зевса, считался лабиринт; чудовищный миксантропический Минотавр — обитатель лабиринта и есть одна из ипостасей Зевса Критского. В системе мифов о Зевсе Олимпийском пребывание его на Крите обычно связано с мотивом тайного воспитания младенца Зевса.

В Дельфах же почитался архаический фетиш омфал («пуп земли») — камень, проглоченный Кроном, или камень как пуп младенца Зевса. Омфал был поставлен Зевсу в Пифоне под Парнасом как памятник на диво всем смертным.

Культовые праздники в честь Зевса немногочисленны, поскольку ряд его функций был возложен на других богов — исполнителей воли Зевса, находившихся в гораздо более близких отношениях к человеку: на Аполлона — пророчество, на Деметру — земледелие, на Афину — мудрость и искусства. В честь Зевса Олимпийского устраивались панэллинские Олимпийские игры в Олимпии — как символ единения и взаимного согласия греческих полисов, Немейские игры, а также праздник 20 июля, посвященный также богу солнца Гелиосу. Зевсу соответствует римский Юпитер.

Одно из чудес света — Статуя Зевса в Олимпии. Статуя Зевса Олимпийского работы Фидия, выдающееся произведение античной скульптуры. Находилась в храме Зевса Олимпийского, в городе Олимпии, в области Элида, на северо-западе полуострова Пелопоннес, где с 776 г . до н.э. по 394 г . н. э. каждые четыре года проводились Олимпийские игры — состязания греческих, затем римских спортсменов. Греки считали несчастными тех, кто не видел статую Зевса в храме. Строительство храма началось в 470 г . до н.э. и закончилось 466 г . до н.э. Руководил строительством архитектор Либон, сведения о котором до нас не дошли. Весь храм был построен из мрамора, его окружали 34 массивные колонны. Каждая была высотой в 10.5 метров и толщиной более 2 метров . На наружных стенах храма располагались плиты с барельефами с изображениями 12 подвигов Геракла. Строительство Храма заняло около 10 лет. Но статуя Зевса появилась в нем не сразу. Греки решили пригласить знаменитого афинского скульптора Фидия для создания статуи Зевса. Фидий успел к этому времени создать две знаменитые статуи Афины (Афину Промахос и Афину Парфенос). К сожалению, ни одно из его творений не сохранилось к настоящему времени. Фидий был придирчив к материалу: для создания статуи он использовал слоновую кость и примерно 200 кг чистого золота. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров . Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.

По преданию, когда Фидий закончил работу, он спросил: «Зевс, ты доволен?» В ответ раздался удар грома, и пол под троном треснул.

Около 40 г н.э. римский император Калигула захотел перенести статую Зевса к себе в Рим. За ней были посланы рабочие. Но, по легенде, статуя расхохоталась, и рабочие в ужасе разбежались.

Семь столетий Зевс, доброжелательно улыбаясь, наблюдал за спортсменами, пока во II в. н.э. не случилось мощное землетрясение, сильно повредившее статую. Но игры в Олимпии все равно продолжались: спортсмены верили, что им помогает если не храмовая статуя, то сам бог, восседающий на вершине горы. Конец спортивным состязаниям положил в 394 г . христианский император Феодосий I, запретивший за два года до этого все языческие культы. После запрета Олимпийских игр воры обдирали статую Зевса, похищая золото и слоновую кость. Все, что осталось от знаменитой скульптуры Фидия, вывезли из Греции в город Константинополь, но там деревянная скульптура сгорела во время сильного пожара. Так погибло третье чудо света, но основанные Зевсом, согласно легенде, Олимпийские игры были восстановлены в конце 19 века и сейчас собирают уже со всего мира атлетов, готовых померяться силой в самых разных видах спорта.

Зевс и Даная. 1736. Джованни Тьеполо

До нас дошли культовые статуи Зевса, изображающие его на троне со всеми атрибутами власти. В числе произведений античной пластики: «Зевс Отриколи», многочисленные рельефы (на восточном фронтоне Парфенона — сцена «Рождение Афины из головы Зевса»; на фризе Парфенона — сцена «Панафинейское шествие» (Зевс среди олимпийцев); на восточном фризе Пергамского алтаря сцена «Битва Зевса с гигантами» и др.).

В живописи 16—18 вв. особой популярностью пользовались сцены, связанные с мифами о Данае, Европе, Ио, Леде. В этот же период были распространены и такие сюжеты, как «Юпитер со спящей Антиопой» (картины Корреджо, Тициана, Я. Тинторетто, Агостино и Аннибале Карраччи, Я. Йорданса, Рембрандта и др.), «Юпитер и Каллисто» (картины П.П. Рубенса, Н. Пуссена, Ф. Буше и др.), «Юпитер и Семела» (картины Тинторетто, Б. Спрангера, Гверчино и др.). Случаи обращения к мифу в европейской пластике единичны (Я. Сансовино и др.).

Социальное значение мифа

В конце концов, Зевс стал олицетворять только светлую сторону мира. Зевс Олимпийский — покровитель общности людей, городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, ему повинуются другие боги. Он дает людям законы. Зевс вообще оказывается принципом жизни, породителем всего живого, «дарователем жизни», «всепородителем». Зевс покровительствует родовой общности людей, отсюда Зевс «родовой».

В «Умоляющих» Эсхила представлена величественная фигура великого бога, справедливого защитника и помощника людей. Благодетельные функции нашли отражение в его эпитетах: «помощник в беде», «спаситель», «спаситель города». Он следит за соблюдением клятв.

Зевс — помощник воинов и сам стратег, полководец (надписи на монетах), «воинский», «носитель победы».

Известен Зевс Булей, покровитель народного собрания, скипетродержец, царь, «владыка владык, совершеннейшая сила блаженных и совершенных», «всецарь», «эллинский» и даже «всеэллинский», которому в Афинах был посвящен специальный культ.

Зевс Олимпийский — отец многих героев, проводящих его божественную волю и благие замыслы. Его сыновья — Геракл, Персей, Диоскуры, Сарпедон, знаменитые цари и мудрецы Минос, Радаманф и Эак. Покровительствуя героям, уничтожающим чудовищ, Зевс осуждает кровопролитие и стихийные бедствия войны в лице Ареса. Однако в мифах о рождении героев заметны древние фетишистские мотивы. Зевс является к Данае в виде золотого дождя, Семеле — с молниями и громами, Европу он похищает, обернувшись быком, к Леде является лебедем, к Персефоне — змеем.

Древние зооморфные мотивы заметны и в том, что Зевс превращает в животных своих возлюбленных, желая скрыть их от гнева Геры. Будучи «отцом людей и богов», Зевс вместе с тем является грозной карающей силой. По велению Зевса прикован к скале Прометей, укравший искру Гефестова огня, чтобы помочь людям, обреченным Зевсом на жалкую участь. Несколько раз Зевс уничтожал человеческий род, пытаясь создать совершенного человека. Он послал на землю потоп, от которого спаслись только Девкалион, сын Прометея, и его супруга Пирра. Зевс хочет уничтожить жалкий род людей и «насадить» новый.

Троянская война — тоже следствие решения. Зевс уничтожает род атлантов, забывших о почитании богов, и Платон называет этого Зевса «блюстителем законов».

Начала государственности, порядка и морали у людей связаны, по преданиям греков, как раз не с дарами Прометея, из-за которых люди возгордились, а с деятельностью Зевса, который вложил в людей стыд и совесть, качества, необходимые в социальном общении.

Зевс, который мыслился «огнем», «горячей субстанцией» и обитал в эфире, владея небом как своим домом, становится организующим средоточием космической и социальной жизни на Олимпе, где земля сходится с небом и где небо переходит в огненный тончайший эфир.

Олимпийские боги Древней Греции: имена, деяния, символы

Истории, в которых действуют боги Древней Греции, составляют великую страницу великой цивилизации. Боги – защитники, судьи и устроители государства, каждое действие которых проникнуто глубоким смыслом. В то же время они наделены человеческими чертами, это делает их живыми и близкими тем, кто и создавал истории о великих богах.

Великий Зевс – хранитель неба и земли

Зевс – «царь богов и людей». Также именуется Учредителем, Оградителем, Скипетродержцем, Громовержцем, Победоносцем, Зевсом Критским. Для греков он олицетворение самой жизни в физическом отношении и залог равновесия в Космосе. Все другие боги отвечают за определенные стороны жизни, Зевс же сосредотачивает в себе все стороны божеств.

Именно Зевс прекратил на земле состояние хаоса, усмирил силы природы, представленные великанами и титанами. В кровопролитной битве он совместно с другими богами победил своего отца – титана Крона, низверг его в темный Тартар. После этого Зевс избрал себе для пребывания небо, один из его братьев, Посейдон, получил море, Аиду, еще одному брату доверили подземное царство с душами умерших. Земля осталась в общем владении.

В честь Зевса Олимпийского в Элиде проводились Олимпийские игры. В них участвовали греки всех племен и всех земель. Почитание Зевса во всех уголках Греции было настолько велико, что во время игр прекращались воины, споры и распри.
Зевс женат на своей сестре Гере.

Семейному союзу древнегреческая мифология приписывает появление четырех детей:

  • Ареса – бога войны;
  • Гефеста – бога-кузнеца;
  • Гебы – богини юности;
  • Илифии – богине-покровительнице рожениц.

А Вы знаете как были образованы женские греческие имена? Мы подскажем Вам много нового!

Интересна стоимость шуб в Греции? Ее можно узнать здесь.

От других богинь, нимф, смертных женщин у Зевса есть еще дети. Наиболее знамениты: Персефона, Аполлон и Артемида, Гермес. Минос, Радаманф, Геракл, Диоскуры и их сестра Елена, Персей. Он отец муз и харит.
В искусстве Зевс изображался в виде красивого мужчины в расцвете лет с бородой. У него длинные волнистые волосы, разделенные на лбу. Его сразу узнают по символам: орлу, скипетру и громовым стрелам. Часто Зевс изображался в сопровождении крылатой богини победы – Ники.

Гера. Божественная супруга величайшего из богов

Гера – сестра и супруга Зевса. Известна также под именами Волоокая, Лилейнорукая. Если ее божественный супруг – создатель и охранитель общественного порядка, то она – хранительница семьи и покровительница моногамии, супружеской любви, крепкого и многочисленного потомства.

Брак Зевса и Геры долго был тайным, и только через 300 лет она взошла на Олимп верховной богиней и законной супругой.
Гера царствует на Олимпе. Как главной богине ей дано право повелевать дождями, громами и молниями. Она может вызывать грозные бури и темные дождевые тучи и считается покровительницей влаги. К ней, повелительнице природы, греки обращались с молитвой о дожде и щедром урожае. Поэтому часто она появляется в сопровождении Ириды – радуги.

В мифологии Древней Греции Геру наделили сварливым и ревнивым характером. Часто она выступает против мужа на собраниях олимпийских богов. Однажды, она даже составила заговор с целью свержения Зевса и привлекла на свою сторону Посейдона. Заговор провалился, и Гера была сурово наказана за измену.

С тех пор она пытается одержать верх над мужем не силой, а хитростью.

Гера тяжело переживает измены мужа. Не имея возможности отомстить ему, она преследует его возлюбленных женщин и незаконнорожденных детей. Она – причина смерти Семелы, матери Диониса и главный враг Геракла, сына Алкмены. Она превратила Ио в корову и Каллисто в медведицу.

У Геры двое сыновей – Арес и Гефест и две дочери – Геба и Илифия. Геба, олицетворение юности, стала супругой Геракла, после его обожествления. Илифия, покровительница счастливых родов, пожелала остаться девственницей и помогает роженицам.

Внешность богини – строгая и величественная.

Как супруга Зевса и добродетельная мать она всегда окутана покрывалом, сотканным дочерью Зевса Афиной, только часть шеи и руки остаются непокрытыми. У нее высокий рост, статная фигура, гордая осанка, роскошные волосы, большие глаза. За это ее прозвали Волоокой. Она не идет, а гордо шествует, ее движения неторопливы и размеренны.
Главные символы Геры – покрывало, диадема, украшающая высокий лоб, кукушка и павлин.

Посейдон – повелитель морской стихии

Посейдон – брат Зевса и второй сын титана Крона и Реи. Греки дали ему прозвища: Гипиий (Конный), Пелагий (Морской), Эносихтон («Земли колебатель»). В борьбе с титанами Посейдон принял сторону Зевса, за что получил в награду власть над всеми водами. Дворец Посейдона находится в Эгейском море.

Многочисленные наводнения и землетрясения – следствия его гнева. Он известен нетерпимым характером, который греки старались задобрить жертвоприношениями и строительством многочисленных храмов. Особо почитался Посейдон жителями прибрежных городов, мореплавателями и купцами. У него просили счастливой дороги, попутного ветра и защиты от пиратов и разбойников.

В честь Посейдона один раз в два года греки устраивали Истмийские игры на Коринфском перешейке. Главным соревнованием были конные состязания. Тем самым греки чтили морского бога, который первым укротил коня.

В отличие от своего царственного брата морской бог похож на свою стихию. Подобно волнам он быстр и беспокоен в движениях, отличается диким видом и растрепанными волосами. В его свите многочисленные морские чудовища, океаниды, нереиды, готовые повиноваться ему по первому зову.

Узнать Посейдона среди других богов можно по трезубцу, коню и дельфину. Трезубец представляет собой гарпун для ловли акул и китов. Это изображение особенно почитали рыбаки. Дельфин же оказал Посейдону большую услугу, указав ему место, где пряталась нереида Амфитрита, в которую тот был влюблен. С тех пор в свите он занимает почетное место.

В браке с Посейдоном Амфитрита родила сына Тритона и дочерей Роду и Бесентикиму. Так же как и брат, Зевс, Посейдон не отличался верностью в браке. Он отец героя Тесея от Эрфы, дочери трезенского царя, гиганта Антея от Геи (Земли) и циклопа Полифема от нимфы Фоосы.

Деметра – богиня, оживляющая природу

Деметра – сестра Зевса, дочь Крона и Реи. Одна из древнейших богинь, о чем свидетельствует перевод ее имени – «Мать-Земля». Известна под именами Мстительница, Жаркая, Земная, Подземная, Фесмофора («Законодательница»), Мать печали.

Богиня земледелия, покровительница зерновых культур, сельского хозяйства и всех, занимающихся возделыванием земли. Она заботилась не только о злаках, но и об улучшении жизни людей. Именно она научила греков земледелию, покровительствовала законодательству, государству и законным бракам, помогала тем народам, которые вели оседлый образ жизни. Но она могла быть и очень суровой к тем, кто ей не поклоняется.

Она сурово расправилась с Эрисихтоном, осмелившимся срубить дерево в ее священной роще.До самой смерти его мучил неутолимый голод, в конце концов, несчастный разорвал свое тело на куски.

Центр культа Деметры находился в городе Элевсин, затем почитание богини распространилось на всю Греции. В ее честь ежегодно устраивались Элевсинские мистерии, символизировавшие пробуждение природы после зимы.

Деметра изображалась в виде статной женщины с мягкими чертами лица в длинных свободных одеждах. Как богиня плодородия она носит венок из колосьев или корону из початков зерен. В руках богиня держит корзину, наполненную колосьями. Распространен сюжет, в котором Деметра держит в руках факел и быстро движется на колеснице, которую влекут драконы (символы плодородия).
Деметра – мать Персефоны, жены Аида, Плутоса – божества изобилия и Филомела – изобретателя хлебопашества.

Зевс, Гера, Посейдон, Деметра олицетворяли для грека гармонию природных сил. Он поклонялся Зевсу и Гере – хранителям государства и семьи, Деметре, дающей богатый урожай, Посейдону, приносящему морские дары. В богах видели залог существования Космоса и людей, являющихся его частью.

Олимпийские Боги

содержание

Самый великий и могущественный из греческих богов, громовержец, сын Реи (Земли) и Кроноса (Времени). Кронос безжалостно пожирал всех своих детей, опасаясь, что они восстанут против него. Рея спасла Зевса, своего шестого ребенка, дав Кроносу проглотить вместо младенца камень, завернутый в пеленки. Возмужавший Зевс заставил отца вернуть проглоченных им детей и вместе с ними вступил в борьбу с Кроносом и титанами за власть над миром.

Зевс освободил из Тартара циклопов и сторуких великанов — гека-тонхейров и с их помощью низверг туда титанов. Ему помогал титан Прометей, который перешел на его сторону. Свергнув Кроноса, Зевс и его братья разделили свои владения. Зевс оставил себе небо, Посейдону досталось море, а Аиду — подземное царство душ умерших. И стал Зевс царить на Олимпе в окружении сонма богов. Рядом с Зевсом на троне сидит его жена, величественная богиня Гера.

Посейдон

Брат Зевса и Аида, сын Реи и Кроноса. Его символом является трезубец. Он величествен, подобно Зевсу, хотя и находится у брата в подчинении. Он — владыка морских просторов. Вместе с тем Посейдона часто связывают с культом быка или коня, он считается покровителем рыболовства. Споря с Афиной, кто больше достоин властвовать в Аттике, он дарит людям родник, который забил на Акрополе от удара его трезубца. Он выступает на стороне Агамемнона и Менелая в войне с Троей.

Согласно легенде, он требует независимости Коринфа, Наксоса и Эгины. Вместе с Посейдоном живет его прекрасная супруга Амфитрита. Их подводный дворец находится в Эгейском море. В сопровождении сонма морских божеств Посейдон мчится по морю на своей колеснице, запряженной дивными конями с длинными золотыми гривами. Когда он взмахивает своим трезубцем, на море поднимается буря, а когда простирает его над бушующими волнами, они успокаиваются.

Дочь Реи и Кроноса, сестра и жена Зевса, послушная и почитающая своего супруга. Боги чтят Геру, хотя из ревности — ее супруг очень любвеобилен — она жестоко преследует своих соперниц. В споре, начатом из-за брошенного Эридой яблока, предназначавшегося прекраснейшей из богинь, и решенном троянцем Парисом в пользу Афродиты, Гера, как и Афина, была вынуждена уступить и стала противницей всех троянцев. В то время как Зевс правит на небесном своде, Гера, как богиня женщин, покровительствует браку, а ее дочь Илифия — роженицам. Гера — богиня ясного неба. Из ее детей наиболее известны Арес, Гефест и Геба.

Гестия

Старшая дочь Реи и Кроноса, олицетворяющая вечную чистоту, счастье и справедливость. Посейдон старался добиться ее благосклонности, но тщетно. В период античности она особо почиталась как покровительница вечного огня, который никогда не должен погаснуть. Гестия была символом как домашнего очага, так и единства греческого народа.

Деметра

Дочь Реи и Кроноса, сестра Зевса, Посейдона, Аида, Геры, Гестии, она дарует земле плодородие. Аид похитил и забрал к себе в подземное царство ее дочь Персефону, предназначенную ему в жены Зевсом. Оплакивая несчастную судьбу своей дочери, Деметра спустилась с Олимпа и появилась на земле в траурном платье, принеся с собой голод и засуху.

По приказу Зевса, взволнованного грозившей людскому роду гибелью, Гермес отправляется на поиски Персефоны в мрачное царство Аида. Встреча с дочерью произошла в Элевсине. Радостная Деметра вернула земле плодородие. Но Зевс решил, что Персефона две трети года будет жить с матерью на Олимпе, а на одну треть года — возвращаться к своему мужу Аиду в подземное царство. Это символизирует смену времен года: зимы (материнской печали) и лета (радости встречи). Деметра — мать всего живого на земле, символ процветания, прихода весны.

Афродита

Высокая, стройная, прекрасная Афродита. Римляне называли ее Венерой. Она родилась из пены морских волн. Кто были ее родители? Родилась ли она из крови оскопленного Кроносом Урана, которая попала в море и образовала пену? Или, как повествуется в «Илиаде», она была дочерью Зевса и Дионы. Для древних греков Афродита — богиня красоты и любви.

Культ Афродиты существовал повсюду. Ее любовной власти были подчинены и люди, и боги — все, кроме Афины, Артемиды и Гестии. Как и многие другие боги, Афродита имела непосредственное отношение к Троянской войне: это она пообещала Парису в жены дочь Зевса и Леды, самую прекрасную из смертных женщин, она помогла ему построить корабль, чтобы отправиться в Спарту и выкрасть прекрасную Елену у Менелая. Хотя Гомер в своих поэмах утверждал, что Афродита была женой Гефеста, она страстно любила Адониса. Ее дети — Гармония и Эрот.

Гефест

Сын Зевса и Геры. Он родился некрасивым, и Гера, не желавшая, чтобы ее уродливый сын оставался на Олимпе, сбросила его вниз. Гефеста воспитали морские богини Эвринома, дочь Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея. Он вырос некрасивым и хромым, но сильным.

Гефест был замечательным кузнецом: он создавал изумительные украшения из золота и серебра и это он выковал Ахиллу оружие и великолепный щит. Матери Гефест со временем отомстил, приковав ее к креслу. По одной из версий, позднее Зевс вышвырнул Гефеста с Олимпа за то, что он заступался за Геру. Упав с Олимпа, Гефест попал на остров Лимнос. Его женой была прекрасная богиня Афродита. Гефест (у римлян — Вулкан) — бог огня, бог-кузнец.

Афина

Согласно мифу, Зевс проглотил свою супругу Метиду, беременную Афиной, поскольку знал, что сын от Метиды лишит его власти над миром. После этого у него началась невыносимая головная боль. По приказанию Зевса Гефест разрубил ему голову топором, и на свет появилась Афина в шлеме, с копьем и щитом — такая, какой она изображена на восточном фронтоне Парфенона. Афина — богиня мудрости и справедливости. По силе и мудрости она равна Зевсу. Она стоит на защите городов и крепостей, покровительствует греческим героям, помогает им советами.

Афина построила город Афины и подарила людям священное дерево — оливу. Она помогает ремесленникам — гончарам, ткачихам, строителю корабля аргонавтов. Некоторые источники утверждают, что ее сыном был Аполлон. Гигантская статуя Афины, покрытая слоновой костью и золотом, созданная Фидием в 30-х гг. V в. до н.э., стояла в Парфеноне на афинском Акрополе.

Аполлон

Бог солнечного света, сын Зевса и Лето (Латоны), родился на острове Делос. Остров называли светящимся из-за золотых цветов, которые покрывали его. По преданию, ревнивая Гера запретила возлюбленной своего мужа ступать на твердую землю. Лето, преследуемая драконом Пифоном, которого послала Гера, скиталась по свету. По просьбе Зевса Посейдон поднял на поверхность Делос (тогда он назывался Астерия), украденный Сциллой и спрятанный в волнах. На плавучем острове и укрылась Лето, здесь она смогла спокойно родить близнецов — златокудрого Аполлона и его сестру Артемиду.

После этого громадные столбы, поднявшиеся из морской пучины, остановили остров, и он прочно занял свое место в Эгейском море. Пальма, под которой Лето произвела на свет своих божественных детей, стала священной. Стрелы Аполлона всегда попадают в цель. Аполлон много путешествует, но всегда возвращается на свой родной остров Делос (современный Дилос). Возле Дельф он убил дракона — чудовище Пифона, преследовавшего его мать. В честь этой победы был сооружен Дельфийский храм, главный центр почитания Аполлона.

Дельфийские оракулы оказывали огромное влияние на ход истории Греции. Обладавший даром предвидения Аполлон наделял этим свойством людей. Он считался также богом гармонии, духовной деятельности и искусств, прежде всего музыки и пения. Его часто изображали с лирой в руках, полученной от Гермеса. На Парнасе он водит хороводы с девятью музами, дочерьми Зевса и Мнемосины. Аполлон почитался и как божество, охраняющее посевы и стада, слыл богом — отвратителем бед и богом исцеления. Священным деревом Аполлона был лавр.

Артемида

Прекрасная юная девственница Артемида, дочь Зевса и Лето (Латоны), сестра-близнец Аполлона, родилась на острове Делос. Артемида появилась на свет первой и сразу стала помогать матери, приняв на руки Аполлона. С луком и колчаном, с копьем в руках охотница Артемида в сопровождении нимф проводит время в лесах.

Артемида — богиня плодородия, она проявляет заботу обо всем, что растет на земле. Она покровительствует домашним животным и диким зверям. Считалось, что она благословляет рождение, свадьбу и брак. Однако эта богиня обладала решительным характером, и горе было тому, кто ее прогневил. Так, она наслала страшного вепря на Калидон за то, что царь Ойней, собрав богатый урожай, послал дары всем богам, кроме нее. Богиня жестоко покарала охотника Актеона, нечаянно подсмотревшего ее омовение: она превратила юношу в оленя, и его разорвали собаки, с которыми охотился он и его друзья.

Гермес

Гермес, сын Зевса и нимфы гор Майи, родился в горной пещере. Всего трех часов от роду он убил черепаху и смастерил из ее панциря лиру. После этого он украл у Аполлона стадо коров. Зевс приказал вернуть их, но, когда Аполлон выгонял спрятанное стадо из пещеры, Гермес заиграл на своей лире. Дивные звуки, издаваемые этим музыкальным инструментом, пленили Аполлона, и он в обмен на лиру отдал Гермесу своих коров. Гермес с младенчества отличался необыкновенной хитростью и ловкостью, так что он даже считался покровителем плутовства. Гермес — вестник богов, покровитель путников. Он — посредник между богами и людьми. Гермеса чтили и путник, и оратор, и купец, и даже вор. Посланник богов Гермес изображался обутым в золотые крылатые сандалии, с посохом в руке.

Дионис

Бог растительности, виноградарства, виноделия и веселья. Дионис — сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя. По совету ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии. Зевс так и сделал, но молнии громовержца испепелили Семелу, и он едва успел выхватить из пламени родившегося у нее недоношенного Диониса. Зевс зашил младенца к себе в бедро, а в положенное время распустил швы, и Дионис появился на свет. Он прошел через множество испытаний, прежде чем добился славы. Дионис давал людям силы и радость. Он ходил по всему миру, из страны в страну, и его постоянно сопровождала толпа пляшущих и поющих менад и сатиров.

Пан — сын Гермеса и нимфы Дриопы. Он родился с козлиными ногами, рогами и длинной бородой. Пан не захотел жить на Олимпе, а ушел в горы. Там, среди лесов, он пасет стада и играет на звучной свирели. Пан — бог леса, полей, бог пастухов, охраняющий стада. Он непременный спутник бога вина Диониса.

Прометей

За то, что он научил людей строить дома и добывать огонь, Зевс повелел приковать титана Прометея к вершине Кавказа крепкими цепями. Каждый день к нему прилетал огромный орел и выклевывал печень несчастного. На месте своих мучений Прометей встретился с Ио, дочерью речного бога Ипаха. Ревнивая Гера превратила ее в корову, которую стерег стоокий Аргус. Прометей предсказал Ио, что она произведет на свет Эпафа.

Проклятие Зевса с Прометея снял Геракл, который убил орла. А освобождение Прометей получил, открыв Зевсу великую тайну: громовержец не должен вступать в брак с морской нимфой Фетидой, так как судьбой предопределено, что, кто бы ни был мужем Фетиды, от него у нее родится сын, который будет могущественней отца. По совету Прометея Фетиду отдали в жены Пелею, и она родила Ахилла, одного из величайших героев Греции.

Ипостаси бога: Зевс. Посейдон. Аид. Отверженный бог — немного о том, о ком не принято говорить

Из мифологии нам известны многочисленные божества и герои. Среди огромного перечня богов и богинь можно выделить основных, тех самых, что были сыновьями Кроноса (Хроноса). «Хронос» — это время (отсюда, например, «хронология»).

Сам Хронос согласно мифу вступил на трон, оскопив своего отца Урана, который предсказал ему подобную же участь от рук своего сына. По этой причине Хронос поедал своих детей, но его жена Гея спасла одного из них –Зевса, который впоследствии, как и было предсказано сверг своего отца, освободив братьев –Аида и Посейдона.

Три брата (как тут не увидеть аналогию между мифом и русской сказкой, в которой царь-отец дает задания трем сыновьям) поделили между собой, единоличную когда-то власть. Зевс стал заведовать небесами, Посейдон – морями, а старшему Аиду досталось подземное царство – царство мертвых.

Часто ошибочно Аида трактуют как Сатану – антибога, антиХриста.

Но, давайте взглянем на трех братьев с позиции устройства психического пространства человека.

Небо – правительство Зевса – сознание.

Океан (очень подвижная стихия) – правительство Посейдона – эмоции и инстинкты. В океане есть свои глубины, и со дна его и поднимаются наши эмоции, желания и чувства.

Но не все наши желания, эмоции и чувства были приняты нами.

Все началось с богов)!

Так вот Аид и есть тот самый отвергнутый бог – бог – владыка подземного мира – нашего бессознательного.

Аида еще называют Плутоном, что значит «богатый».

В этом разГАДка (иначе Аид — Гадес) Плутона, ведь его изображают как мрачного бога подземного мира, окруженного тенями (душами мертвых).

Но Гадес – это богатство – то, от которого человек отказывается с детских лет под влиянием воспитания, особенно жесткого и авторитарного.

В каком-то смысле Аид – это отвергнутый ребенок (тот набор качеств, которые были не приняты в ребенке родителем), но одновременно и отвергнутый отец.

Отец, который пережил когда-то отвержение, имеет, как правило, трудности с принятием и себя (низкая самооценка) и своих детей.

Ребенок, испытавший в детстве давление отца (не обязательно реального, а как патриархальной незыблемой фигуры), отщепляет «качества отца», которые «умирают» в нем.

Но они не исчезают. Царство смерти находится во власти Аида и именно там хранятся его сокровища – те, дары (способности, одаренность, таланты), от которых человек отказывается, отвергая в себе непринятые черты.

Мертвые души, спускающиеся в Тартар это не души умерших буквально.

В разные периоды жизни, люди отправляются туда в воды реки Тартар. Тартар – глубочайшая бездна, в которую когда-то Зевс сверг своего отца Кроноса и она же – глубины бессознательно.

Попадая в эту бездну человек, знакомится с депрессией. Это происходит, если человек проживает не свою жизнь. Это пассивный способ, когда психика, т. о., через депрессию побуждает человека к действию – к росту.

Данная ситуация хорошо описана в мифе о похищении Персефоны. Так Аид (отщепленный в бессознательное мужской интроект) крадет Кору – наивную, незрелую душу.

Попадая в аид, Кора становится богиней подземного царства – Персефоной. Происходит персонификация, когда воедино собирается не только «Я», но и «не-Я» — те самые «плохие я», вытесненные в бессознательное.

Самое первое вытесненное ощущение отверженности, связано у младенца с «плохой матерью» / «плохой грудью».

Плохое Я вытесняется, но с ним отделяются те самые богатства, которые стережет Аид.

Второй способ, погружения в бессознательное – сознательный, который описан путешествием Психеи (души) в поисках супруга Эроса, когда мы тоже наблюдаем рост души, путем выполнения заданий Афродиты – т. е. приобретения необходимых душе качеств и свойств.

Психея спускается в царство Аида за чудодейственной мазью Персефоны, только в отличии от идеи похищения души в данном мифе мы видим элемент осознанности.

Аида называют невидимым, тем, чье имя нельзя произносить.

И здесь мы снова находим пересечение с еще одним мифом – мифом о Лилит.

Она та, кто дернула произнести ИМЯ.

Кто же такие, боги, описанные в мифах.

Это те ипостаси Отца, которые существуют в нашем коллективном (согласно Юнгу) бессознательном. Из всех троих мы более знакомы (в связи с патриархальной культурой) с ипостасью Зевса – отец упорядочивающий, но он же и карающий. В наше время все больше принимается эмоциональность мужчины и это аспект Посейдона – отец чувствующий.

Но Аид по-прежнему так и видится нам «темным богом», внушающим ужас…

Аид – символ смерти, но не физической, а той, что дает перерождение – метаморфоз.

Только познав всю глубину ночи, мы способны выйти к свету!

Аид дает человеку возможность преОБРАЗования, когда в процессе роста души человек переходит из одного качества в другое, вынося на поверхность сознания, сокровища бессознательного.

Т. о. Аид – тень отца и зачастую эта тень — не теневые качества отца реального, а те, непознанные неизвестные стороны отца рода, того, кто был не познан и не принят реальными отцом и матерью и так далее в ряду поколений.

Аид – та неизвестность, безымянность, молчание, которое однажды заставило каждого из нас содрогнуться от ужаса и задаться вопросом «Кто мой отец?», «Кто меня породил?».

Это соприкосновение совпадает с первым желанием ребенка узнать правду о его происхождении.

Рожденный матерью, рано или поздно ребенок задается вопросом, а как он оказался в ее теле, там, где когда-то было правление Великой Матери.

Матка – орган рождения и перерождения. Возвращаясь в лоно, человек сгорает подобно Фениксу, перерождаясь к новой жизни.

Возвращаясь туда, мы познаем Другого бога, которого когда-то позволили себе забыть, сосредоточившись на патриархальной власти Зевса. Только мы забыли, а ОН – нет!

Вселив однажды хтонический ужас, самых отважных, прошедших ПУТЬ, Аид одаривает своими БОГатствами.

Читайте далее: