Замок сфорца и кремль | Vasque-Russia.ru

Замок сфорца и кремль

Россия и Италия: сходства и различия (Кремль, замок Сфорца, керамика)

Продолжая наш разговор о сходствах и различиях между двумя так, непохожими – как лед и пламя – странами как Россия и Италия, нельзя не упомянуть знаменитый Castello Sforzesco в Милане и Московский Кремль.


А вот, как раз и они: заснеженный Московский Кремль и смотрящий в небесную голубизну Замок Сфорца (Castello Sforzesco)
Троицкая башня и Главный вход в замок Сфорца

Оказывается, облик Замка Сфорца (как, кстати, и замок Скалигеров в Вероне) был использован при строительстве Московского Кремля в качестве образца. Во второй половине XV века Кремль как раз перестраивался: в Москву были приглашены итальянские зодчие, которые и придали “сердцу России” его современный вид.


Спасская башня и Главный вход в замок Сфорца

Центральная башня миланского замка (torre del Filarete, Башня Филарете) была спроектирована Antonio di Pietro Averlino (или Averulino, по прозвищу Филарете). А соратником Антонио Филарете в Милане долгое время был Аристотель Фиораванти (Aristotele Fioravanti), автор Успенского Собора Московского Кремля. София Палеолог, супруга Ивана III, тогда лично просила герцога Милана Galeazzo Maria Sforza и супругу Аристотеля отпустить в далекую Россию этого талантливого вассала и мужа.

Большинство башен Московского Кремля, а также Грановитая палата, были построены соотечественниками Аристотеля Фиораванти (так, кстати, и умершего в Москве, так и не добившись, несмотря на многочисленные прошения, разрешения вернуться на родину) – итальянскими архитекторами Пьетро Антонио Солари (Pietro Antonio Solari) и Марко Руффо (Marco Ruffo), до этого работавших также в Милане. Марко Руффо – на Руси именуемый Марк Фрязин (то есть, иностранец) – построил Москворецкую, Спасскую и Никольскую башни Московского Кремля, в то время как Пьетро Антонио Солари – Константино-Еленинскую, Боровицкую, Арсенальную. Стоит ли говорить, и этим уроженцам Италии так и не было суждено вернуться на родину: еще бы, станет ли царь такими мастерами разбрасываться! Кроме перечисленных имен, Московский Кремль возводили еще многие выписанные из Италии архитекторы.

Обратите внимания на зубцы стен Московского Кремля: знаете ли вы, что это – так называемые зубцы гибеллинов? Целых 3 века – с XII по XV – Италию раздирала на части война между приверженцами папы (гвельфами) и сторонниками Германского императора (гибеллинами). Замки гвельфов и гибеллинов различались по форме зубцов (мерлонов) на крепостных стенах: зубцы в форме ласточкиного хвоста (напоминающий взмах крыльев орла на императорском гербе) означали, что замок принадлежит гибеллинам, а квадратные или прямоугольные зубцы, похожие по форме головной убор Папы, предпочитали гвельфы. (Считается, что такая форма зубцов изображает взмах крыльев орла, бывшего императорским гербом).

Итальянские архитекторы мудро рассудили, что на православной Руси “папские” символы смотреться будут неуместно, и поэтому сейчас стены Московского Кремля украшаю зубцы в форме ласточкиного гнезда, так полюбившиеся впоследствии и русским зодчим.


Похожи, не правда ли?

Русский Гжель и итальянская керамика Дерута – история славного гончарного ремесла идет “ноздря в ноздрю”.

Гжель – это один из крупнейших гончарных промыслов не только в Московской области, но и во всей России. Первые летописные упоминания об этих краях восходят еще ко времени правления Ивана Калиты (XIII век). Из добываемых здесь глин можно было изготовлять все, начиная с фарфора, кончая кирпичами. Еще Михаил Ломоносов восхищался необычными свойствами местных глин: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…»

Начало производства керамики в Деруте (регион Умбрия) официально задокументировано в архивах собора Перуджи в XIII веке, хотя некоторые историки полагают, что на самом-то деле первые изделия начали делать по крайней мере веком раньше.

Да, и расписывают посуду, что в Италии, что в России на похожие темы: мифологические и сказочные персонажи, сцены охоты, изображения животных, птиц и цветов, геометрические узоры.

И в России, и в Италии в XVIII веке производство знаменитой расписной керамики идет на спад: постепенный в России, и резкий – в Италии.

И если в начале XVIII века к Гжели приходит слава одного из крупнейших районов по (ручному!) производству художественной майолики с причудливой лепкой и многоцветной росписью, то уже к концу века с началом импорта в Россию дешевого английского фарфора с печатным (!) рисунком Гжель теряет былую популярность. Гжельские мастера начинают производить полуфаянс, и он постепенно вытесняет майолику. Меняется и сама роспись: вместо многоцветных узоров отдается предпочтение кобальту. К середине XIX века Гжельские фабрики переходят на производство фаянса, да так успешно, что продукция идет на экспорт, а изделия некоторые фабрик конкурируют с такими “гигантами”, как мейсенский фарфор (Meissen). К закату XIX века со свеобщей индустриализацией и переходом на массовое промышленное производство популярность фабричного, но во многом так и оставшегося ремесленным, Гжеля падает.

Вот и в Италии, пройдя через расцвет Ренесссанса, оказавшего влияние и на керамическое производство в Деруте, ко второй половине XVIII века в Деруте остаются лишь 5 фабрик: чтобы выжить они полностью переходят на производство посуды и кухонной утвари, оставив в прошлом шедевры, которые до сих пор украшают пол в церкви Св. Франциска (S.Francesco), святилище Madonna dei Bagni.

Только в Италии цветная керамика меньше останется в забытье: здесь они нас обставили. Уже с самом начале XX века благодаря школе по росписи керамики и музея керамики, основанного юристом Франческо Бриганти (Francesco Briganti), изделия из Деруты снова становятся популярными. Сейчас в Деруте работает более двухсот фабрик, производящих 32% итальянской керамики.

В России же народный промысел начал потихоньку возрождаться только после Второй Мировой Войны благодаря усилиям А.Б. Салтыкова и художницы Бессарабовой. В 70-80 годы начинается период восстановления Гжели. Создается объединение «Гжель», ставшее керамическим центром России. Сейчас Гжель – такой же узнаваемый в мире символ народного искусства Рссии, как павлопосадские платки, изделия из хохломы и знаменитые матрешки.

Именно о матрешках – в России и в мире – и пойдет речь в следующий раз.

Плагиат: зачем Москва копировала иностранные дома

Миланские корни российского символа

В Милане российские туристы всегда обращают особое внимание на одну из главных достопримечательностей, поразительно похожую на символ России. Замок Сфорца — бывшая резиденция миланских герцогов династии Сфорца — выглядит в точности как московский Кремль. Хотя, скорее, наоборот: знаменитое итальянское сооружение было возведено всего на полвека раньше, чем крепость в России.

Аналогичными были даже причины строительства обоих зданий — города нуждались в усилении защиты. Впрочем, у московского князя были, пожалуй, и другие мотивы. Он следовал за царившей в ту пору эпохой ренессанса, которая ознаменовалась, в том числе, возрождением архитектуры. Одними из наиболее ярких представителей этого вида искусства в то время являлись как раз итальянцы. Именно их Иван III и пригласил для реконструкции Белокаменного Кремля и создания из него крепости из красного кирпича.

Эти события главным образом связаны с именем Аристотеля Фиорванти, который к тому моменту уже успел прославиться в Италии и Венгрии. Кстати, Фиорванти какое-то время состоял на службе у Франческо Сфорца, по инициативе которого и был отстроен миланский замок.

Во время строительства Кремля итальянские мастера находились в постоянном контакте с русскими зодчими. Гости из Италии хоть и учитывали все особенности архитектуры Руси, все же в большей степени отразили в своей работе родной стиль. Именно поэтому такими похожими кажутся замок Сфорца и Московский кремль.

Помимо общей схожести обоих сооружений, многие отмечают идентичность их главных башен.

Филаретова башня, в которой находится вход в замок Сфорца, была спроектирована Антонио Филарете. Кстати, он какое-то время работал с Аристотелем Фиорванти. Сестра-близнец башни Филарете, находящаяся в Москве и возведенная Пьетро Антонио Солари, получила название Спасской.

Сооружения внешне очень схожи. Даже их высота абсолютно одинаковая — 71 м. Впрочем, отличий между ними сейчас достаточно много, но появлялись они с течением времени, когда Спасской башне добавляли готический верх со шпилем, а также часы, которые тоже не раз менялись.

Московский Кремль повторяет итальянскую достопримечательность вплоть до мельчайших деталей. Верх стен крепости в России венчают 1045 зубцов в форме «ласточкиного хвоста» — таких же, как и у замка в Милане. У этих элементов тоже есть своя история. С XII века Италия проходила через многочисленные войны между сторонниками Папы — гвельфами — и сторонниками Имперской власти — гибеллинами. Продолжалось это более трех веков — вплоть до XV столетия.

В качестве исторического наследия гвельфы и гибеллины оставили два архитектурных стиля: у гвельфов — квадратные башни с прямоугольными башенками, а у гибеллинов — ласточкины хвосты (взмах орла), символ Имперской власти. Исходя из того, что в Москве была именно имперская власть, итальянские зодчие решили остановиться на последнем варианте.

Китайская шкатулка с чаем

В 1893 году на Мясницкой улице в Москве появилась «Китайская шкатулка» — дом купца Перлова, одного из первых чайных магнатов в России. Изначально дом был спроектирован Романом Клейном как жилой дом в стиле позднего ренессанса с огромной чайной лавкой на первом этаже — одном из 130 фирменных магазинов, принадлежавших династии Перловых.

Чайное дело Перловых берет свое начало еще с конца XVIII века, когда в Москве знали о том, что это за напиток, только очень просвещенные люди.

Более того, для православной церкви «китайская травка», наряду с табаком и кофе, в те времена считалась ничем иным, как «бесовским снадобьем».

Однако не прошло и полвека, как Москва уже не могла обойтись без чая: 360 тысяч пудов чайных трав закупались ежегодно. «В Москве много трактиров, и они всегда битком набиты преимущественно тем народом, который в них только пьет чай. Это народ, выпивающий в день по пятнадцати самоваров, народ, который не может жить без чаю, который пять раз пьет его дома и столько же раз в трактирах», — писал в 1845 году Виссарион Белинский.

Чайная фирма «Сергей Васильевич Перлов и Ко» на тот момент владела уже десятком магазинов в Москве. На Мясницкой располагался главный офис фирмы, в котором также находилась чаеразвесочная фабрика. Дело процветало.

Свой необычный «китайский» внешний вид дом приобрел только спустя три года. Поводом для его преображения послужило то, два чаеторговца из одной семьи Перловых боролись за право принимать у себя необычного гостя -— канцлера Китайской империи Ли Хунчжана. С ним многие московские купцы надеялись заключить выгодные сделки о поставке китайского чая. Сам канцлер приехал в Москву на коронационные торжества Николая II и вовсе не подозревал, что его приезд на века оставит след в архитектуре столицы.

Один из Перловых, Сергей Васильевич, в надежде на выгодный контракт, решил заманить китайского гостя привычной для него архитектурой. В итоге в 1896 году Карл Гипиус всего за несколько месяцев создал на Мясницкой настоящий уголок Востока: сочетание цветной штукатурки с многочисленными керамическими китайскими орнаментами вкупе с башенкой–пагодой на крыше дали необходимый Перлову эффект.

«По-китайски» был оформлен и интерьер здания — сине-красные плафоны, украшенные золотом, изображения драконов, птиц, бамбука, цветущей вишни, а также огромные вазы и ковры.

Старания Перлова, к сожалению, китайский канцлер не оценил — он даже не появился в здании, поселившись у его конкурента в Мещанской слободе. Тем не менее, купец в убытке не остался: необычный внешний вид особняка стал отличной рекламой специализированного чайного магазина.

Несмотря на то, что после 1917 года дом был национализирован, магазин на первом этаже остался на своем месте. Реставрация ему потребовалась только после развала СССР — тогда здание уже было на грани полного разрушения.

Изначально для восстановления былой красоты пригласили китайских мастеров, однако привезенные ими 148 изразцов не выдержали морозов и потрескались. Дело спасли уже в 2000-х годах студенты института «Спецпроектреставрации».

«Мой дом будет стоять вечно»

Здание на Воздвиженке, принадлежавшее Арсению Морозову, было построено после того, как тот побывал в гостях у старшего брата и заявил, что поручит создать самый необычный дом в Москве. «Вот ты, Миша, собираешь свои коллекции, с которыми еще неизвестно что потом будет. Мой же дом будет стоять вечно». После этих слов начались долгие поиски той самой идеи, которая бы разнообразила архитектуру столицы.

Вдохновение для создания «самого необычного» дома в Москве заказчик и архитектор, Виктор Мазырин, отправились искать за границей: объехали Мадрид, Париж, Лиссабон. Доехали даже до тихого португальского города Синтру, столь любимого Байроном. Там-то путешественники и встретили будущий прототип особняка Морозова-младшего — замок Palacio Nacional da Pena, расположившийся на скале вдали от цивилизации.

И вот в 1899-м на Воздвиженке появился дом, о котором Толстой в романе «Воскресение» напишет: «И как они все уверены, и те, которые работают, так же как и те, которые заставляют их работать, что им должно строить этот глупый ненужный дворец какому-то глупому и ненужному человеку, одному из тех самых, которые разоряют и грабят их».

Московская публика особняк не оценила — мгновенно посыпались разгромные рецензии в прессе, которые называли особняк «образцом безвкусия». Однако главным критиком стала мать Арсения, Варвара Морозова. По слухам, она сказала своему сыну в день открытия особняка: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь об этом узнает вся Москва».

Тем не менее, вся критика проходила мимо ушей Арсения: в доме устраивались грандиозные попойки. Сам хозяин увлекся эзотерикой: на доме был выточен узел из канатов, который должен был притягивать долголетие и благополучие.

Как показало время, талисман Морозову не помог: Арсений скончался буквально через несколько лет после постройки своего особняка. Причем смерть случилась глупая —

на спор в пьяной компании Морозов заявил, что прострелит себе ногу и не закричит от боли. Спор Арсений все-таки выиграл: ногу прострелил, не издав и звука, и даже пить продолжил. Однако он не учел одного факта — в сапоге храбреца скопилась кровь, в которую проникло заражение. Спасти Арсения не удалось, и вскорости он скончался.

На этом странные истории, связанные с особняком, не закончились. Как выяснилось позже, все свое имущество — без малого четыре миллиона и особняк — Морозов-младший завещал не жене, не дочери, а любовнице. Причем, когда вдова погибшего попыталась отсудить все нажитое, суд оказался совсем не на ее стороне.

Уже после революции в особняке Морозова разместился штаб анархистов, а затем там поселили Пролеткульт, рабочий театр которого прославился спектаклями Эйзенштейна и Мейерхольда.

С 1928 года Морозовский особняк перекочевал во владение японского посла, а в военные годы там обосновалась редакция английской газеты «Британский союзник». С 1952-го его занимало уже посольство Индийской Республики. А с 1959 года особняк занял Дом дружбы с народами зарубежных стран, который в 2006 году сменил Дом приемов Правительства РФ.

Сфорца — самый знаменитый замок Милана: или как провести здесь день всего за 5 евро

Друзья, всем привет!

Если в городе есть замок, то его обязательно нужно посетить. Тем более, как многие утверждают, у него есть сходство с Московским кремлем. Есть они или нет мы разберемся позже, а пока прищурим глаз в заданном направление, чтобы спланировать посещение.

Замок – это всегда интересно, особенно, когда в нем расположен с десяток музеев. Но вынужден предупредить заранее. Если вы также как и мы собрались осматривать Милан за 1 день , то сильно разгуляться на территории замка у вас не получится.

Так что либо выделяйте как минимум полдня на визит , либо сделайте пару фоток для Инстаграма на входе.

Ну а я накидаю вам немного фактов и фотографий, чтобы замок Сфорца в Милане стал к вам чуточку доступнее.

Что из себя представляет этот аттракцион

Прежде всего, давайте разберемся с чем мы здесь имеем дело. Перед вами великолепный пример оборонительной архитектуры образца 15-го века.

Нельзя сказать, что то, что мы видим сегодня – оригинал. Уж больно много рук итальянских, испанских, французских и снова итальянских успели его перестроить. Но об этом ниже.

На сегодня замок представляет огромную территорию интересную? как в плане погружения в прошлое, так и для прогулок на свежем воздухе. Сюда можно попасть для того, чтобы пройтись по местным музеям, а можно просто погулять вдоль его внушительных стен и почувствовать веяние истории.

Концепция «аттракциона», чем-то напоминает Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге. Вход на территорию замка бесплатный, а вот посещение внутренних помещений уже за деньги.

Но, в отличие от Петербурга, здесь единый билет стоит всего 5 евро . После чего вам понадобится как минимум полдня, чтобы выжать из него все соки.

Готовьтесь вкушать искусство массово. А мы пока перейдем к истории создания замка.

История замка Сфорца

Мы не будем долго тянуть родословную герцогов и правителей замка от давних пор до наших дней, а просто обозначим основные вехи истории.

Итак, задумал строительство замка герцог Милана Галеаццо II Висконти из правящей династии Милана в конце 14-го века. Пока стройка тянулась к логическому концу, Висконти потеряли свое влияние и в город пришли белые сторонники Амброзианской республики.

Перехватить бразды правления у республики и вернуть власть герцогам смог Франческо Сфорца. Он та и придал замку вид похожий на сегодняшний. После него Галеаццо и Людовико Сфорцо обустроили замок как следует, а внутреннюю роспись поручили известным мастерам. Среди них был и знаменитый Леонардо да Винчи .

Кстати, обратите внимание на кровожадный герб герцогов. Глотали детишек на раз.

После падения власти Сфорца, в замке обосновала сначала французский король Людовик XII , а за ним и испанские наместники. Придавая замку оборонительное значение испанцы, увлекшись сооружением пороховых хранилищ, способствовали частичному разрушению крепости при ударе молнии в 1521 году.

Но испанцев это не смутило и они продолжали использовать замок в качестве военной крепости.

Дальше был Наполеон, восстановивший прежний облик обители, австрийцы и снова итальянцы, которые после своего объединения, признали замок памятником архитектуры.

Во время 2-й мировой войны после бомбардировки пострадали внутренний дворик и часть крепостных стен.

Только к 1956 году замок не только отстроили, но и придали ему исторический облик. Сегодня это одна из главных достопримечательностей Милана и один из самых посещаемых туристических объектов города.

Вот если, вдруг, вы подумали, что из меня рассказчик не фонтан или каких-то фактов вам не хватило, то разъяснениями обращайтесь к Веронике. У нее самая недорогая экскурсия в Милане по основным достопримечательностям.

Кастелло Сфорцеско и Московский Кремль

В туристическом сообществе поговаривают, что замок Сфорца был прообразом при строительстве Московского Кремля. Особое сходство было достигнуто при проектировании форм башен и венчающих стены зубцов.

Хотя лично мне сходство в глаза не бросается, для подобных разговоров есть веские факты.

Супруга Ивана III, который Васильевич , София Палеолог, племянница Византийского императора, лично упрашивает семью Сфорца отпустить в Москву талантливого архитектора Аристотеля Фиораванти.

Аристотель вместе с другими итальянскими мастерами и занимается приданием облику Московского Кремля итальянских мотивов.

Кстати, ни он, ни его сотрудники на родину вернуться так и не смогли. А сам Аристотель так и скончался в Москве.

Территория замка и внутренние дворики

У замка есть 2 полюса, относительно которых проходит его осевая линия. С востока – это фонтан на площади Кастелло , а с западной — Арка мира , созданная по приказу Наполеона и являющаяся аналогом Триумфальной арки в Париже.

Между ними расположен сам замок и великолепный парк Семпионе .

Кстати маршрут трамвая номер 1, о котором я упоминал в этой статье, останавливается как у главного входа у фонтана, так и возле арки. Так что можете смело проходить замок и парк насквозь.

Сам замок состоит из внутренней площади Piazza delle Armi , попасть куда можно через главные крепостные ворота под башней Филарета и двух внутренних двориков поменьше: Корте Дукале и Роччета .

Дворик Корте Дукале еще называют Герцегским, так как здесь находились палаты герцогские.

По всей территории раскидан с десяток музеев, но самый главный дворцовый музей в несколько этажей, расположен во дворике Корте Дукале.

Кстати, он то и займет у вас больше всего времени, так как посмотреть здесь есть что: скульптуры, картины, мебель, оружие и многое-многое другое.

Музеи в замке

Зайдя в один из музеев, вам выдадут подробную карту местности для осмотра музеев. Но рекомендую заранее продумать свой визит. Итак, скорее всего, меньше, чем за 3 часа не управитесь , а если еще будите мух ловить, то пиши пропало.

Давайте слегка сориентируемся на местности. Я буду использовать одну из карт, которую мне дали в самом замке.

Подробно расписывать не буду. Иначе одной статьей мы не обойдемся:

  1. Музей Микеланджело – здесь можно посмотреть на последнюю работу гения, которая так и осталась незаконченной: Мадонна, держащая в руках тело своего мертвого сына Иисуса. Интересно почитать про идеи самого скульптора и интерпретацию скульптуры Pieta Rondanini за годы его становления.
  2. Музей античного искусства – около 2000 предметов важной коллекции из античности и средневековья
  3. Залы с фресками самого Леонардо да Винчи – некогда эти фрески украшали многие комнаты замка.
  4. Музей оружия – коллекция оружия от средних веков до 18-го века
  5. Музей мебели и деревянных скульптур – 6 веков истории мебели от 15-го века до сегодняшних дней
  6. Картинная галерея – одна из главных коллекций города, насчитывающая порядка 1500 полотен
  7. Музей декоративного искусства – керамика, скульптуры, золотые и серебряные предметы.
  8. Музей музыкальных инструментов – вторая по значению коллекция в Италии
  9. Археологический музей
  10. Египетский музей – фундаментальные аспекты египетской цивилизации: искусство и артефакты.
  11. Временные выставки : испанский госпиталь.

Входные билеты в замок

Изначально я думал, что для посещения замка и его музеев мне придется не переставая доставать из карманов хрустящие евро. Поэтому стучаться в музейные двери мы не собирались. Но ситуацию упростил один из сотрудников музея.

Дойдя до входных дверей с ключевым словом «Микеланджело» , мы решили хоть одним глазком взглянуть на его последний шедевр. Но все оказалось намного проще.

Учтивый джентльмен предложил нам не мяться в сувенирном отделе, а оплатить какие-то 5 евро и пройти к объекту. Увидев мое смятение, он заявил, что за эти же самые 5 евро меня ждут еще порядка 10 музеев.

Вот тут то я и распустил крылья, а также собрал пачку брошюр из просветительского уголка выставки. Видимо, на территории замка нам придется задержаться. Не пропадать же 5 евро, которые мы отдали за билеты?

Сколько стоит посещение музеев замка

Итак, после моего монолога вы уже поняли, что:

  • Взрослый билет во все музеи сразу стоит – 5 евро
  • Детский билет детям до 18 лет стоит – 0 евро

Если и вы не хотите платить за билет, то приходите в 1-й и 3-й вторник месяца или в первое воскресение. Тогда и вам не будет нужды нести с собой бумажник.

Как еще можно попасть в музеи? Купить себе Tourist Museum Card за 12 евро. Действует она 3 дня и дает право на бесплатный вход во все городские музеи Милана. Какие именно?

А вот, запоминайте:

  • Musei del Castello Sforzesco
  • Museo del Novecento
  • Galleria d’Arte Moderna
  • Museo Archeologico
  • Acquario Civico
  • Museo di Storia Naturale

По-моему, не плохо. Будь у нас еще пару дней в запасе, то я бы обязательно такую карту приобрел.

Официальный сайт, часы работы

Пробить нужную и полезную для себя информацию о музее можно на сайте milanocastello.it/en .

Часы работы музея и замка в целом отличаются.

  • Замок открыт: 07.00 – 19.30
  • Музеи открыты: 09.00 – 17.30

В отличие от замка, в понедельник у музеев в крепости (как и у большинства других музеев Милана) выходной.

Где находится замок и как к нему добраться

Замок находится в центре города и дойти к нему пешком от того же Дуомо или театра Ла Скала труда не составит. 10 минут ходу по четкому ориентиру – виднеющееся башни Филарета.

От центрального ж.д. вокзала сюда можно добраться на трамвае номер 1 (отличный выбор) или приехать на метро. Вам будет нужна зеленая ветка метро М2 и остановка Lanzo или следующая Cadorna .

Больше про транспорт в Милане читайте в отдельной статье .

Ну а если вы на прогулке, то главное прибудьте в центр, тут уже до всех главных достопримечательностей будет рукой подать.

Вот замок на картах Google maps для ориентира:

Полезно знать

Уже дома я вычитал, что, оказывается, в крепости есть подземный тоннель , открытый для посещения. То, что подземные тоннели там есть вообще, это понятно. Каждый герцог мечтает в случае какого шухера быстро ретироваться на волю по средствам подземных ходов.

Но то, что они открыты к посещению – это круто, тем более, что этот тоннель ведет не абы куда, а к церкви Мария делле Грацие. Той самой, где храниться бесценное полотно Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».

Так что если в вас живет авантюра и вы хотели бы побродить по подземельями, а того и гляди, чего доброго, замыслить похищение шедевра, то вам нужно обязательно попасть на экскурсию в тоннель. Проводится эта экстрим-экскурсия по субботам.

К сожалению, у меня нет конкретных данных по этой экскурсии. Но думаю, что гиды Милана вот здесь , смогут ответить на ваши вопросы.

Друзья, про замок у меня все. Если я что-то упустил или утаил, то вы напомните мне в комментариях. Мы же продолжим наше путешествие по Северной Италии. Впереди Бергамо, парк аттракционов в Гардалэнд и знаменитейший Миланский собор.

Подписывайтесь на обновления блога и вы всегда будите в курсе дела!

Статьи для ознакомления:

Незабываемых вам приключений в других странах и родных пенатах!

С уважением, автор блога Виктор Коровин!

Замок Сфорца – 7 веков на страже Милана

Путешествуем сами! traveltu.ru

Привет, друзья. Наш сегодняшний герой стал свидетелем революций и восстаний, взлетов и падений ни одной династии. Еще бы. Ведь замок Сфорца живет уже более семи столетий. А еще он вам, наверняка, напомнит Кремль, ведь именно его облик итальянские архитекторы взяли за основу при строительстве главной московской достопримечательности.

Италия. Регион Ломбардия. Город Милан. Castello Sforzesco — Кастелло-Сфорцеско или просто: замок Сфорца.

Красивое место с парком. В парке Семпионе приятно погулять, особенно утром. В замке расположились экспозиции 7 музеев на осмотр которых у вас уйдёт примерно 2 часа.

История

Когда-то миланский замок, который сейчас мы знаем как замок Сфорца, был возведён и служил резиденцией правящей династии Милана – герцогов Висконти. Кстати, знаменитый итальянский режиссёр Лукино Висконти — потомок этого аристократического рода.

Но этот первый замок был частично разнесён взбунтовавшейся толпой. На смену роду Висконти пришли Сфорца.

В XV веке Франческо Сфорца отстроил замок заново, придав ему больше великолепия и красоты. Примечательно, что к его украшению имел отношение сам Леонардо да Винчи.

Вообще же, каждый правитель, живший здесь, старался приложить руку к украшению замка. Так, к примеру, Галеаццо Сфорца, славившийся расточительностью, приобрёл дорогую мебель и не пожалел казны на роскошную отделку.

При нем во дворце появился Бальный зал, где проводились приемы.

Как только начались Итальянские войны, Людовико Сфорца покинул Милан, а под крышей замка поселился король Франции Людовик XII.

После него миланский замок не мог похвастаться хорошим состоянием. А в 1521 году произошло вот что: в башню Филарета ударила молния. А поскольку там был склад, где хранились запасы пороха, башня взорвалась.

В 1799 году Кастелло чуть было ни постигла судьба Бастилии. Тогда на территории города находился Наполеон. Ему была вручена петиция о том, что здание должно быть разрушено. Но вместо этого тщеславный император повелел разбить перед ним площадь.

К середине XIX века здание было отреставрировано, заново отстроили и ту самую взорвавшуюся башню.

Современная жизнь

Сейчас здесь уютно расположилась целая группа музеев. Пройти в них можно по единому билету.

К сожалению, от фресок Леонардо да Винчи ничего не осталось.

  • Зато в неплохом состоянии до нас дошли зал для игры в мяч и Слоновий портик.
  • Также здесь можно увидеть незаконченную скульптуру Микеланджело «Пьету Ронданини».
  • Еще здесь есть небольшая картинная галерея, порядка 230 работ великих итальянских мастеров, среди которых работы Беллини и Ф. Липпи.
  • Здесь же находится собрание музыкальных инструментов.
  • В музейные залы можно попасть из внутреннего дворика Рочетта, который в свою очередь соединен с парадным входом внутренним двором.

Окна замка выходят на парк Семпионе.

Он знаменит Аркой мира, памятником архитектуры XIX века.

По идее Наполеона, она должна была стать триумфальной аркой и одновременно с этим 14- ми воротами Милана.

Есть мнение, что эта арка находится на прямой линии с Триумфальной аркой Парижа и аркой Каррузель.

Многие туристы не идут внутрь замка, ограничившись прогулкой по парку. Парк очень приятный особенно утром.

Время работы парка

  • С 7:00 до 19:00 летом
  • С 7:00 до 18:00 зимой
  • Вход в парк бесплатный.

Музеи замка

  • Открыты каждый день со вторника по воскресенье.
  • Понедельник – выходной. Замок закрыт.
  • Время работы: с 9:00 до 17:30

Сколько стоит

  • Стандартный билет, позволяющий пройти на все выставки музеев внутри замка 5 евро.
  • Льготный билет 3 евро.
  • Каждую пятницу во второй половине дня вход в замок и его музеи бесплатный.

В замке проходят музыкальные концерты.

Подробности узнавайте на официальном сайте: www.milanocastello.it

Где остановиться в Милане

Сейчас много вариантов жилья в Милане появилось на сервисе AirBnb . Как пользоваться этим сервисом у нас написано здесь . Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Мы останавливались в отеле Siena Milan , он находится в 10-ти минутах пешком от главного ж/д вокзала. Неплохие номера, Рекомендуем.

Предлагаем неплохие варианты отелей и хостелов в центре Милана

Как добраться

  • На метро по ветке ММ1 Кайроли или ветке ММ2 Кадорна-Ланца.
  • На автобусе №№ 37, 50, 58
  • Еще вариант на трамвае №№ 2, 4, 12, 14

Замок на карте

А чтобы не упустить ничего важного и нужного просто подпишитесь на обновления нашего блога. До свидания.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Вам также может быть интересно

Комментарии (0)

Получать на почту уведомления о новых комментариях в этой теме

Оставить свой комментарий Отменить ответ

Copyright © 2012-2019 Все секреты бюджетных путешествий от Галины Субботиной и Аллы Сутягиной

Все права защищены, копирование материалов, без указания открытой индексируемой ссылки на блог запрещено!

Замок Сфорца. Миланский Кремль?

Замок Сфорца (Castello Sforzesco или Castello Sforza) – один из интереснейших исторических памятников Милана, оставивших у меня неизгладимые впечатления. Воистину величественный, красивый и строгий, он раскинулся в историческом центре современного города.

Решение о начале строительства замка-крепости было принято в 1368 году герцогом Милана Галеаццо II Висконти из известной династии Висконти, правившей Миланом около двух столетий, с 1277 по 1447 год. Представители этой династии, предшественники Галеаццо II – Маттео, Галеаццо I, Аццоне, Лючино и Джованни Висконти, значительно укрепили могущество Милана и распространили его политическое и торговое влияние на Пьяченцу, Бергамо, Кремоно, Павию, а затем на Пьемонт, Брешию, Геную и иные области Италии, соседствующие с Миланом. В годы их правления город был обнесен защитными стенами и воротами, были построены мосты, рынки, вымощены и обеспечены канализационными стоками улицы города. Строительство оборонительной крепости было продолжено и в годы, когда Миланом правил сын Галеаццо II – Джан-Галеаццо Висконти. Кстати, Джан-Галеаццо решил не только расширить крепость, но и превратить её в герцогскую резиденцию, соответствующую богатству и могуществу семьи Висконти. На недолгие годы правления этого талантливого человека (1385-1389) приходится расцвет миланского государства и распространение его влияния на всю территорию Ломбардии вплоть до Венеции на востоке и Папской области на юге. Джан-Галеаццо централизовал управление герцогством, создал условия для развития искусств, промышленности и торговли. Именно при нем начал строиться и знаменитый миланский кафедральный собор Дуомо. Но Джан-Галеаццо не успел осуществить многие свои намерения. Во время подготовки похода на Флоренцию в 1389 году его безвременно постигла внезапная смерть. Сыну Джан-Галеаццо – Джованни Мария Висконти в годы регентства и правления не удалось продолжить политику отца. Города-соперники смогли соединить свои усилия и противостоять миланской экспансии. Более того, герцогство потеряло свое влияние на ряд городов, появились первые признаки хаоса. Не многое удалось и второму сыну Джан-Галеаццо – герцогу Филиппо Мария Висконти в его противостоянии с Флоренцией и Венецией. У Филиппо не было наследников по мужской линии, а его дочь, Бьянка, вышла замуж за видного миланского военачальника Франческо Сфорца. Филиппо Висконти умер в 1447 году, а Франческо вскоре станет герцогом Милана и родоначальником династии Сфорца. Но до этого, в годы, последовавшие за смертью Филиппо и предшествовавшие герцогству Сфорца, миланцы, уставшие от проимперской политики Висконти, решили восстановить демократическое правление и провозгласили создание Амброзианской республики. Построенный к этому времени замок-крепость, как напоминание о деспотической власти, был частично разрушен, а камень его стен и сооружений был использован республиканцами на укрепление городских стен, как символа Милана и его славного прошлого. Однако, прошло не столь много времени, и эйфория первого периода республики сменилась смутой, беспорядками и упадком городского хозяйства, что вынудило горожан обратиться к Франческо Сфорца с просьбой о наведении порядка в городе. И уже вскоре, в 1450 году Франческо при поддержке своей жены, Бьянки Висконти, этой неординарной женщины, сыгравшей значительную роль в жизни Милана в XV веке, провозгласил себя наследником династии Висконти и герцогом Милана. Франческо решил восстановить замок, сделать его украшением города и, одновременно, оборонительным сооружением от возможных внешних врагов. Высокие стены, окружающие замок и имевшие форму квадрата со стороной около 200 метров, были возведены на фундаменте прежней крепости. Для украшения стены, которая открывает вид на замок со стороны города (так называемой фасадной стены), из Венеции был приглашен архитектор Антонио Аверумино, более известный под именем Филарета. Его творение – центральная башня над входными воротами (1452 год). Она и по настоящее время называется Филаретовой. Через три года архитектором Бартоломео Гадио были построены две монументальные цилиндрические башни по углам фасадной стороны дворца. Эта стена с Филаретовой и угловыми башнями и сейчас открывает великолепный вид на дворец со стороны улицы Данте. Франческо Сфорца умер в 1466 году. Его сын и преемник Галеаццо Мария, развивая идею о реставрации и расширении замка как герцогской резиденции (Франческо Скорца и Бьянка в замке не жили, их резиденцией оставался дворец на Соборной площади), пригласил архитектора Бенедетто Феррини, который предложил внутри большой, квадратной по форме стены замка, возвести два внутренних дворика с дворцовыми постройками для семьи герцога (Дворик Рочетта и Герцогский двор). Тогда же создаются и роскошные интерьеры замка, часть которых еще можно видеть и сегодня. Дворец становится резиденцией герцогов Милана, сюда из городского дворца переезжает Галеаццо с женой Боной Савойской. Во время правления герцога Лодовико Моро, брата Галеаццо (конец 70-х – 90-е годы XV века), замок Сфорца – один из самых красивых и богатых герцогских дворов в Италии. Для того, чтобы он стал столь блистательным, Лодовико пригласил в Милан Леонардо да Винчи и архитектора Донато Браманте. Браманте завершил отделку внутреннего дворика Рочетта, по его проекту и под его руководством был построен мостик, перекинутый через глубокий наружный ров к входным воротам дворца. Леонардо да Винчи украсил фресками стены зала della Aste (часть фресок сохранилась до наших дней). *** В последние годы XV века начались так называемые Итальянские войны – войны Франции, Испании и Священной римской империи за господство над раздробленными многочисленными городами-государствами Аппенинского полуострова. Войны эти велись с переменным успехом. В одном из эпизодов этих войн, трагическом для Милана и замка Сфорца, король Франции Людовик XII заявил о своих правах на Милан (дальнее родство по материнской линии) и в 1499 году захватил этот крупнейший город Ломбардии, являвшийся ключом ко всему полуострову. Через год Лодовико Моро с помощью швейцарцев ненадолго вернулся в Милан, но вскоре его войска были разбиты французами, сам он был пленен и провел всю оставшуюся жизнь как узник в одном из французских замков. С момента захвата власти Людовик XII, который провозгласил себя герцогом Милана, начинает постепенное превращение замка Сфорца из роскошной резиденции в обычную военную крепость. Внутренние помещения получают иное практическое назначение или разрушаются, а вокруг замка появляется новая система военных укреплений. В 1521 году от удара молнии произошел взрыв в Филаретовой башне (по-видимому, здесь вместе с амуницией хранились и запасы пороха). Была разрушена не только башня, но и значительная часть фасадной стены. В ходе продолжающихся Итальянских войн французское господство в 1526 году сменилось испанским, а затем австрийским. В период испанского владычества замок Сфорца, продолжавший играть роль защитной крепости, был окружен дополнительными фортификационными сооружениями и массивными валами, которые приняли форму сначала 6-угольной, а затем 12-угольной звезды в соответствии с наиболее популярными фортификационными теориями того времени. Замок превратился в укрепленный форт с казармами на 2000 солдат. Рисунки и литературные источники того времени свидетельствуют о том, что здесь были размещены также госпиталь, таверна, хранилища для льда и пищевых продуктов, и две войсковых церкви. Залы, расписанные Леонардо и Брамантино, были превращены в подсобные помещения. Австрийское господство, продолжавшееся в Милане около двух веков вплоть до объединения Италии в единое государство в 1861 году, было на относительно небольшое время (с 1796 по 1815 г.г.) прервано Наполеоном. Воспользовавшись тем, что с приходом войск Наполеона герцогская власть вновь пала, часть миланцев, исповедующих крайние взгляды, снова потребовала уничтожения дворца Сфорца, с которым ассоциировалась власть герцогов. К этому времени многие стены и башни старого дворца уже были разрушены или близки к разрушению. Но опасность уничтожения дворца миновала – Наполеон вопреки этим требованиям решил восстановить старую часть замка-крепости для размещения своих войск. Начать восстановительные работы в это время не удалось – в апреле 1799 года к Милану подошли войска, ведомые А.В.Суворовым (Россия, Англия и Австрия предприняли совместные военные действия против экспансии Наполеона), город был осажден и взят суворовской армией. Однако, вскоре Суворову пришлось по просьбе австрийского императора уйти с армией в Швейцарию (это был его знаменитый переход через Альпы). После ухода Суворова из Италии Наполеон разбил австрийскую армию у итальянского селения Маренго и образовал на территории северной и центральной Италии Цизальпинскую республику, столицей которой стал Милан. В замке вновь разместились войска – теперь уже наполеоновские. Герцогская церковь была превращена в конюшню, герцогские апартаменты – в казармы и общежития, фрески забелены известью и т.п. (Кстати, в 1812 году во время похода Наполеона в Россию, часть его войск, захвативших Москву, была размещена в подмосковном имении Шереметевых – Кускове. И там наблюдалась та же картина разрушения, а иногда и прямого грабежа исторических и культурных ценностей солдатами Наполеона, а конницу разместили в Большом оранжерейном дворце). Тем не менее, к положительным деяниям Наполеона по сохранению замка-дворца Сфорца в его прежнем виде можно отнести снос многочисленных валов и фортификационных сооружений, построенных испанцами. Для приведения в должный вид искореженной и изрытой после этого земли вокруг замка (а это ведь огромная территория) были приглашены архитекторы Луиджи Каноника и Джованни Антолини, которые намеревались окружить дворец скверами, построить здесь пантеон, национальный музей и т.п. Однако, этот проект не был полностью осуществлен. Обустроена была лишь часть территории, превращенная в обширный сквер. Другое известное начинание Наполеона – строительство Триумфальной арки вблизи дворца. Она должна была стать еще одними миланскими воротами, проем которых находился бы на оси Париж – Милан (сейчас эта арка находится в парке Семпионе и именуется Аркой мира, Arca della Pace, но о ней немного позднее в этой же статье). В 1815 году, после поражения Наполеона при Ватерлоо, австрийцы вернулись в Милан и он стал главным городом Ломбардии и Венеции. Революционные события 1848 года, выступления миланцев против австрийского засилья и подавление этих выступлений австрийским маршалом Радецким привели к очередным разрушениям части стен и сооружений замка. *** Восстановление дворца началось к середине XIX века. Но по-настоящему к нему приступили лишь после создания единого независимого итальянского государства в 1861 году. Замок в это время не только попал в перечень памятников, подлежащих первоочередной реконструкции, но и был признан одним из главных символов города. Реконструкция осуществлялась по проекту, предложенному миланским архитектором Лука Белтрами и основанному на детальнейшем изучении всех исторических документов, литературных источников и произведений изобразительного искусства, связанных с созданием крепости-дворца за все шесть веков его существования. Работы во дворце начались с восстановления угловых цилиндрических башен фасадной стороны дворца. Кстати, в этих башнях позднее были оборудованы хранилищами питьевой воды – удалось, таким образом, совместить проблему реставрации исторических ценностей с решением задач жизнеобеспечения и культурной жизни города. Для первых посещений частично восстановленный дворец открылся уже в мае 1900 года, а полная его реконструкция была закончеа в 1905 году – именно тогда было завершено восстановление Филаретовой башни. Тогда же дворец был передан Милану и миланцам. Сейчас во дворце Сфорца – комплекс музеев, знаменитых своими коллекциями антиквариата, в том числе скульптур, живописи, гобеленов, древнего оружия и музыкальных инструментов, а также музей археологических раскопок. Особое внимание среди экспонатов привлекает “Пиета Ронданини” – последняя скульптура великого Микеланджело, оставшаяся неоконченной

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector