Закрасьте различными цветами территорию греции
Конт.карт.Античность
Задание по контурным картам. Античность.
1. Ахейская Греция и Крит.
Проведите линии, разделяющие материковую Грецию на три части.
Введите условные обозначения природных богатств и отметьте их на карте.
Обозначьте расселение и основные пути вторжения в Грецию племен.
Локализуйте на карте географические объекты: Олимп, Олимпия, Микены, Тиринф, Аргос, Пилос, Аттика, Афины, Эвбея, Итака, Лакония, Мессения, Истм, Родос, Халкидика.
Укажите пункты, где на Крите археологами обнаружены дворцовые комплексы.
Обозначьте на карте город, который греки осаждали 10 лет, надпишите два его названия. Проведите от него удобный для Одиссея путь на родину.
2. Древняя Греция и греческие колонии.
Обозначьте стрелками основные направления греческой колонизации.
Надпишите географические объекты: Пропонтида, Геллеспонт, Понт Эвксинский, Боспор Фракийский. Дайте их современные названия.
Закрасьте различными цветами территорию Греции в VIII в. до н. э. и берега, колонизированные греками в VIII-V вв. до н. э.
Обозначьте города: Византий, Пантикапей, Ольвия, Навкратис, Сиракузы, Тарент.
3. Греко-персидские войны и Пелопоннесская война.
Заштрихуйте владения персов в начале V в. до н. э.
Закрасьте разными цветами территорию греческих государств: а) зависимых от персов, б) враждебных Персидской державе, в) нейтральных.
Начертите направления походов войск и флота персов в 490 и 480 гг. до н.э.
Обозначьте места важнейших сражений греко-персидских войн.
Обозначьте красным цветом полисы, союзные Афинам, а синим — союзные Спарте в период Пелопоннесской войны.
Стрелками обозначьте походы войск: а) спартанского царя Архидама; б) спартанского полководца Брасида; в) афинского полководца Алкивиада. Укажите даты этих событий.
4. Образование и распад державы Александра Македонского.
Начертите направления походов войск Александра Македонского: а) против фракийских и иллирийских племен; б) против греческих полисов; в) против персов.
Обозначьте стрелками путь флота Неарха.
Обозначьте границы державы Александра Македонского, а также город, ставший ее столицей.
Обозначьте особым значком города, основанные Александром Македонским.
Обозначьте границы и надпишите названия эллинистических государств и их столиц.
Обозначьте области расселения италийских племен и греческие колонии.
Обозначьте стрелками гипотетические пути прихода этрусков в Италию.
Обозначьте: Рим, Капую, Мессану, Тарент, Сиракузы, Тибр, По, Альпы, Сицилию, Корсику, Сардинию.
Обозначьте стрелками направления походов Пирра.
Обозначьте условными знаками места сражений: Аллия, Кавдинское ущелье, Аускул, Беневент и укажите даты этих сражений.
Обозначьте римские и карфагенские владения до Пунических войн.
Обозначьте завоевания Рима в результате 1-й Пунической войны.
Обозначьте сражения на море периода 1-й Пунической войны.
Начертите направления походов Ганнибала и Сципиона Старшего.
Обозначьте места осады Сагунта, битв при Тицине и Требии, на Тразименском озере, при Каннах, при Заме.
7. Италия в I в. до н. э.
Обозначьте восставшие против Рима города союзников и центры, сохранившие верность ему.
Отметьте место первого лагеря восставших гладиаторов, надпишите название горы, на которой он находился.
Начертите направления походов войск Спартака.
Надпишите название реки, до которой дошли на севере восставшие.
Обозначьте места важнейших сражений Спартака с римскими войсками.
Укажите стрелками продвижение войск Помпея и Красса, направлявшихся против армии Спартака.
8. Рост Римского государства.
Обозначьте разными цветами территории, завоеванные Римским государством: а) с середины III в. до н. э. по 74 г. до н. э.; б) к 30 г. до н. э.; в) в начале II в. н. э.
Укажите названия не менее десяти западных римских провинций и не менее десяти восточных.
Отметьте на карте условным значком провинции, в которых побывал с войсками Гай Юлий Цезарь.
Отметьте место, где сторонники республики потерпели окончательное поражение.
Укажите мыс, около которого произошло сражение флотов Октавиана и Антония. Поставьте год сражения.
Обведите границу Римской империи в период ее наивысшего могущества.
9. Падение Западной Римской империи.
Обведите границы Римской империи в конце IV в.
Обозначьте районы восстаний против власти Рима в IV-V вв.
Обозначьте город, в который была перенесена столица Римской империи, поставьте дату этого события.
Обозначьте границу раздела империи, поставьте год раздела.
Обозначьте стрелками направления вторжения готов на территорию Римской империи.
Конт.карт.Античность
Задание по контурным картам. Античность.
1. Ахейская Греция и Крит.
Проведите линии, разделяющие материковую Грецию на три части.
Введите условные обозначения природных богатств и отметьте их на карте.
Обозначьте расселение и основные пути вторжения в Грецию племен.
Локализуйте на карте географические объекты: Олимп, Олимпия, Микены, Тиринф, Аргос, Пилос, Аттика, Афины, Эвбея, Итака, Лакония, Мессения, Истм, Родос, Халкидика.
Укажите пункты, где на Крите археологами обнаружены дворцовые комплексы.
Обозначьте на карте город, который греки осаждали 10 лет, надпишите два его названия. Проведите от него удобный для Одиссея путь на родину.
2. Древняя Греция и греческие колонии.
Обозначьте стрелками основные направления греческой колонизации.
Надпишите географические объекты: Пропонтида, Геллеспонт, Понт Эвксинский, Боспор Фракийский. Дайте их современные названия.
Закрасьте различными цветами территорию Греции в VIII в. до н. э. и берега, колонизированные греками в VIII-V вв. до н. э.
Обозначьте города: Византий, Пантикапей, Ольвия, Навкратис, Сиракузы, Тарент.
3. Греко-персидские войны и Пелопоннесская война.
Заштрихуйте владения персов в начале V в. до н. э.
Закрасьте разными цветами территорию греческих государств: а) зависимых от персов, б) враждебных Персидской державе, в) нейтральных.
Начертите направления походов войск и флота персов в 490 и 480 гг. до н.э.
Обозначьте места важнейших сражений греко-персидских войн.
Обозначьте красным цветом полисы, союзные Афинам, а синим — союзные Спарте в период Пелопоннесской войны.
Стрелками обозначьте походы войск: а) спартанского царя Архидама; б) спартанского полководца Брасида; в) афинского полководца Алкивиада. Укажите даты этих событий.
4. Образование и распад державы Александра Македонского.
Начертите направления походов войск Александра Македонского: а) против фракийских и иллирийских племен; б) против греческих полисов; в) против персов.
Обозначьте стрелками путь флота Неарха.
Обозначьте границы державы Александра Македонского, а также город, ставший ее столицей.
Обозначьте особым значком города, основанные Александром Македонским.
Обозначьте границы и надпишите названия эллинистических государств и их столиц.
Обозначьте области расселения италийских племен и греческие колонии.
Обозначьте стрелками гипотетические пути прихода этрусков в Италию.
Обозначьте: Рим, Капую, Мессану, Тарент, Сиракузы, Тибр, По, Альпы, Сицилию, Корсику, Сардинию.
Обозначьте стрелками направления походов Пирра.
Обозначьте условными знаками места сражений: Аллия, Кавдинское ущелье, Аускул, Беневент и укажите даты этих сражений.
Обозначьте римские и карфагенские владения до Пунических войн.
Обозначьте завоевания Рима в результате 1-й Пунической войны.
Обозначьте сражения на море периода 1-й Пунической войны.
Начертите направления походов Ганнибала и Сципиона Старшего.
Обозначьте места осады Сагунта, битв при Тицине и Требии, на Тразименском озере, при Каннах, при Заме.
7. Италия в I в. до н. э.
Обозначьте восставшие против Рима города союзников и центры, сохранившие верность ему.
Отметьте место первого лагеря восставших гладиаторов, надпишите название горы, на которой он находился.
Начертите направления походов войск Спартака.
Надпишите название реки, до которой дошли на севере восставшие.
Обозначьте места важнейших сражений Спартака с римскими войсками.
Укажите стрелками продвижение войск Помпея и Красса, направлявшихся против армии Спартака.
8. Рост Римского государства.
Обозначьте разными цветами территории, завоеванные Римским государством: а) с середины III в. до н. э. по 74 г. до н. э.; б) к 30 г. до н. э.; в) в начале II в. н. э.
Укажите названия не менее десяти западных римских провинций и не менее десяти восточных.
Отметьте на карте условным значком провинции, в которых побывал с войсками Гай Юлий Цезарь.
Отметьте место, где сторонники республики потерпели окончательное поражение.
Укажите мыс, около которого произошло сражение флотов Октавиана и Антония. Поставьте год сражения.
Обведите границу Римской империи в период ее наивысшего могущества.
9. Падение Западной Римской империи.
Обведите границы Римской империи в конце IV в.
Обозначьте районы восстаний против власти Рима в IV-V вв.
Обозначьте город, в который была перенесена столица Римской империи, поставьте дату этого события.
Обозначьте границу раздела империи, поставьте год раздела.
Обозначьте стрелками направления вторжения готов на территорию Римской империи.
8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
Опубликовано 13.02.2013 19:22
![]() |
Готовая домашняя работа по истории Древнего мира для 5 класса. «История Древнего мира». Годер Г. И. Задания к главе 8. «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием». Ответы к заданиям. Контурные карты. Таблицы. Кроссворды. |
---|
Заполните контурную карту «Древняя Аттика».
1. Обведите границы Афинского государства.
2. Закрасьте кружочки, обозначающие города Аттики: Афины, Пирей, Марафон. Надпишите их названия.
3. Закрасьте важнейший район земледелия.
4. Обозначьте серебряные рудники значком.
Напишите, что означают эти слова.
Полис — г ород-государство в античном мире, состоящее из самого города и прилегающей к нему территории.
Ареопаг — совет старейшин, орган власти в Древних Афинах.
Архонты — высшее должностное лицо в древнегреческих полисах.
Демос — В Древней Греции свободные граждане, имеющие гражданские права, но не принадлежащие к аристократии.
Впишите недостающие слова.
Главные требования афинского демоса в 7 веке до н.э.
1. Отменить долговое рабство.
2. Переделить землю.
3. Участвовать независимо от знатности в управлении государством.
Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени.
«Рабыня раньше, а теперь свободная!» — произносит афинянин со свитком в руках. Как его имя? О какой «рабыне» идет речь? Почему одни люди сбрасывают в пропасть камни, а другие с хмурым видом стоят поодаль? Какое событие из истории Древних Афин изображено на рисунке?
Со свитком изображен афинский архонт Солон, отменивший долговое рабство и повелевший выкинуть с полей долговые камни. «Рабыней», получившей свободу, Солон образно назвал землю Аттики. Земледельцам были прощены все долги, за счет государства выкуплены все, кто был продан в рабство, и было запрещено обращать в рабство афинских граждан. Хмурыми изображены кредиторы, терявшие заложенные им земли.
Впишите недостающие слова.
Главное в законах Солона.
1. Если должник не сумел отдать долг, то его самого запрещалось отдавать в долговое рабство.
2. Архонтом мог стать (кто из граждан?) любой гражданин Афин из первых трех имущественных разрядов (всего их было четыре : пентакосиомедимны, всадники, зевгиты, феты).
3. Для решения государственных дел стали созывать Народное собрание, в котором участвовали все афинские граждане.
4. Судьи выбирались из (каких граждан?) свободных афинян.
Выполните задание.
Земледельцы Древнего Египта часто запрягали в плуг не быков, а коров (более спокойными коровами легче было управлять). В Древней Греции, напротив, пахали исключительно на быках.
Объясните, почему земледельцы разных стран использовали различных животных для пахоты.
Различия объясняются климатом, типом обрабатываемой земли и распространенным местности видом животных. В Египте использовались заливные земли, мягкие и легкообрабатываемые, потому для пахоты использовалась корова (зачем содержать лишних быков). В Греции земля каменистая, трудная в обработке, потому необходимо было использовать физически более сильных животных — быков.
Заполните контурную карту «Главные государства Греции и греко-персидские войны».
1. Обведите границу Аттики.
2. Обведите границы двух областей в Южной Греции, находившихся под властью Спартанского государства. Напишите названия этих областей:
1. Мессения.
2. Лакония.
3. Обозначьте первыми буквами названия главных городов — Афинского и Спартанского государств (Афины, Пирей, Спарта).
4. Закрасьте кружочек, обозначающий место, где раз в четыре года проводились состязания атлетов Греции. Надпишите его название (Олимпия).
5. Обозначьте направления походов войск и флота персидского царя Ксеркса.
6. Обозначьте двумя скрещенными мечам места важнейших сражений во время греко-персидских войн и надпишите их названия первыми буквами (Марафонская битва, Фермопильское сражение, битва при Саламине, битва при Платеях).
Вспомните древнегреческий миф.
Вот начало мифа: «По всей Греции почитали этого могучего героя. » Как звали героя? Какой его подвиг представлен на рисунке нашего времени? Как изображены противники — зверь и человек?
На рисунке изображен первый подвиг Геракла — убийство немейского льва. По приказанию царя Микен Геракл разыскал пещеру, где обитал огромный зверь и вступил с ним в схватку. По мифу шкуру льва не могло пробить ни одно оружие. Геракл ударил льва дубиной, что изображено на рисунке, но она разлетелась, и тогда герою пришлось задушить зверя.
Найдите ошибки в текстах.
1. Благодаря плодородным почвам жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран.
Земли в Аттике были каменистые и засушливые, потому хлеб произрастал плохо и его привозили из других стран. Земледельцы же Аттики выращивали оливковые деревья и виноград и торговали маслом и вином с другими странами.
2. Солон распорядился отпустить на волю всех рабов. Отныне рабов в Афинах больше не стало.
Солон повелел отпустить афинян, обращенных в рабство. Отныне рабами в Афинах были только привозные чужеземцы.
3. Солон установил, что судьями в Афинах должны быть только знатные и богатые люди.
Впервые в истории Солон установил, что судьи должны выбираться из числа всех граждан, независимо от знатности и богатства.
4. Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались ее крепостными стенами, большим театром и прекрасными статуями.
Обычно чужеземцы не приезжали в Спарту. В ней не было крепостных стен, не было дворцов, театров и статуй.
5. Спартанские юноши славились тем, что писали грамотно, без единой ошибки, много читали. По своему образованию спартанцы превосходили остальных греков.
Спартанцев воспитывали как воинов, потому они были малограмотными людьми. К примеру, афиняне называли спартанцев «неучами».
Впишите недостающие слова.
Торговля между городами Греции и греческими колониями на берегах Черного моря.
Купцы из городов Греции везли в колонии:
1. оливковое масло и вино
2. оружие и ткани
3. керамику и украшения
Купцы покупали в колониях для перепродажи в городах Греции:
1. сельскохозяйственные продукты (скот, зерно).
2. сырье (медь, железо, сера, воск, древесина и др.)
3. рабов
Заполните контурную карту «Основание греческих колоний».
1. Закрасьте одним цветом территорию Греции в 8 веке до н.э., а другим цветом берега, колонизированные греками в 8-6 веках до н.э..
2. Закрасьте кружочки, обозначающие греческие колонии: Сиракузы, Массилия, Кирена, Ольвия, Херсонес, Пантикапей, Танаис. Надпишите первые буквы их названий.
3. Надпишите названия островов: Корсика, Сардиния, Сицилия, Крит, Кипр.
4. Закрасьте кружочек, обозначающий самую знаменитую колонию финикийцев (в Северной Африке). Надпишите ее название (Карфаген).
5. Надпишите названия морей — Средиземного, Черного.
Вспомните древнегреческий миф.
Чему посвящена изображенная на рисунке нашего времени сцена? Где, согласно мифу, она происходит? Как зовут героя, держащего яблоки? Как зовут великана? В чем были его многотрудные обязанности?
Рисунок посвящен одиннадцатому подвигу Геракла, который был послан за золотыми яблоками, росшими в саду Гесперид. По представлениям греков это происходило у края земли на берегу Океана. С яблоками изображен Геракл, а великан — титан Атлант, который держал небосвод над Землей.
Рассмотрите рисунок нашего времени и ответьте на вопросы.
1. Какой из кораблей — военный или торговый — двигался по морю быстрее? Чем объяснить бóльшую скорость передвижения одного из кораблей?
Военный двигался быстрее, потому что имел другую конструкцию и обводы корпуса, а также за счет применения гребной силы. Парус использовался только при попутном ветре.
2. Чем отличаются древнегреческие корабли от морских судов нашего времени? (Из каких материалов были построены те и другие? Чем различаются по размерам? По скорости передвижения?).
Используемый материал. Греки — дерево, парусина, пенька, волос, бронза, железо. Современность — сталь, карбон, синтетические материалы и пр.
Размеры. Греки — маленькие суда. Современность — гигантские.
Скорость. Греки — маленькая. Современность — большая.
*Примечание. Вопрос, конечно, некорректный, если не сказать глупый. С одной стороны, чем отличается праща от автомата Калашникова? С другой стороны, до сих пор применяется древесина и строится множество «допотопных» судов в разных регионах мира, а многие суда уступают по размерам и скорости греческим триерам. Но вопрос задан, потому постараемся ответить.
Впишите недостающие слова.
Олимпийские игры в древности.
Олимпийские игры проводились один раз в четыре года. Они устраивались в Олимпии, расположенной в области Элида на Пелопоннесе.
Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э.
Перед играми атлеты должны были тренироваться в своем родном городе десять месяцев, а затем еще некоторое время (как долго?) месяц продолжать тренировки поблизости от Олимпии.
Олимпийские игры продолжались пять дней. Одним из главных состязаний было пятиборье: оно начиналось с бега (1), затем атлеты состязались в прыжках в длину (2), метании копья (3), метании диска (4). Последним состязанием в пятиборье была борьба (5).
Наряду с пятиборьем любимыми видами состязаний были бег с оружием, гонки колесниц и кулачный бой.
В последний день Олимпийских игр победители получали награды, это были венки из ветвей оливы.
Ответьте на вопросы.
Однажды незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе, и спартанцам запретили целых двадцать лет участвовать в играх. Чем это можно объяснить? Во скольких олимпийских играх спартанцам не разрешили участвовать?
Во время Олимпийских игр запрещались войны между греческими городами. Спартанцам запретили участвовать в пяти играх.
Найдите ошибки.
Рассказывали то ли в шутку, то ли всерьез, что герой Троянской войны царевич Гектор еще в то время, когда между греками и троянцами были мирные отношения, принял участие в Олимпийских играх. Гектор выставил четверку резвых коней, сам управлял колесницей и в гонках на ипподроме обогнал всех соперников. Жена Гектора (как вы помните, ее звали Андромаха) была вне себя от радости, в числе других зрителей она восторженно кричала мужу: «Слава победителю!»
Сколько исторических ошибок вы нашли в этом рассказе?
1. Во времена Троянской войны Олимпийских игр не существовало;
2. Чужеземцы не имели права участвовать в играх;
3. Женщины не имели права присутствовать на играх.
Ответьте на вопросы.
При раскопках ассирийского города Ниневия найдена библиотека глиняных книг. Каждая книга представляет собой одну или несколько табличек. Внизу таблички стоит название книги. Любопытно, что оно автоматически получалось из первых слов произведения. Так, знаменитое сказание о Гильгамеше имеет заголовок «О все видавшем», потому что оно начинается с этих слов.
Представьте себе, что любимая греками поэма озаглавлена так, как было принято в библиотеке глиняных книг, а именно «Гнев, богиня, воспой». Что это за поэма? Чему она посвящена? С чего начинается и чем заканчивается?
Этими словами начинается «Илиада» — поэма Гомера о последнем годе Троянской войны. Начинается она с описания ссоры Ахилла и Агамемнона, а заканчивается сценой погребения Гектора.
1. На рисунке слева изображены греческие воины. Опишите по рисунку их вооружение.
Вооружение греческого воина состояло из копья, короткого меча и большого круглого щита. Тело воина защищали панцирь, поножи (щитки на ногах) и закрытый шлем.
2. Вспомните главные сражения греков с персами. Впишите недостающие буквы, слова и даты:
1. На Марафонской равнине в 490 году до н.э. Греками командовал стратег Мильтиад. Битва завершилась (кто победил?) победой греков.
2. В Фермопильском ущелье в 480 году до н.э. Греками командовал спартанский царь Леонид. После битвы полчища Ксеркса вторглись (в какую часть Греции?) в Беотию и Аттику.
3. В Саламинском проливе в 480 году до н.э. Афинским флотом командовал Фемистокл. После поражения в морской битве персидский царь Ксеркс был вынужден отступить из Греции.
4. Битва близ города Платеи в 479 году до н.э. завершилась разгромом персидских войск под командованием Мардония, оставленных Ксерксом после его ухода из Греции.
Ответьте на вопросы.
Древнегреческий историк Геродот сообщает, что во время вторжения царя Ксеркса в Грецию персидские командиры гнали свои войска в бой кнутами. Какие особенности персидской армии отражает этот факт? Чем его можно объяснить?
Большая часть персидской армии была набрана ими из покоренных персами народов и им чужды были интересы персидского царя и знати, а потому эти воины отличались низким боевым духом и дисциплиной. К тому же в Фермопильском сражении персидские войска были деморализованы серьезными потерями в безуспешных атаках и стойкостью спартанского войска.
Почему граждане полисов Греции добровольно шли на смертный бой?
Греческая армия состояла из свободных граждан. Они сражались «за своих богов, за свой очаг, за свою отчизну», подчинялись законам своего государства и считали позорным бросить товарища в бою.
Закрасьте различными цветами территорию греции
УСТАНОВЛЕНИЕ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО СТРОЯ И ОБРАЗОВАНИЕ ГРЕЧЕСКИХ ГОРОДОВ-ГОСУДАРСТВ В VIII — VI ВВ. ДО Н. Э.
34. В VIII-VI вв. до н. э. в Греции возникло много городов-государств. Крупнейшими из них были Афины и Спарта.
На контурной карте обведите границы областей, где они были расположены. Отметьте Афины и Спарту. Какие природные условия Аттики способствовали развитию в ней ремесел и торговли? Используйте для ответа карту 5 в альбоме учебника.
35. В спартанских домах всегда были крепкие запоры на дверях. В домах же илотов спартанцы не только запрещали запоры, но и снимали ручки с дверей.
Каковы были причины такого различия? Какие еще различия в образе жизни спартанцев и илотов вы знаете?
36. Прочтите в учебнике басню Гесиода о соловье и ястребе (с. 135) и ответьте на вопросы: кого изобразил поэт в этой басне под видом соловья и ястреба? Какие события истории Греции нашли отражение в басне Гесиода?
37. Прочтите в учебнике выводы в § 29 — 30 и докажите их. В случае затруднений используйте схему в учебнике на с. 128.
38. Используя схему на с. 130 учебника, ответьте, что свидетельствует о возникновении в Афинах государства. Дайте определение рабовладельческого государства; каковы его признаки?
39. В VII в. до н.э. в Афинах были изданы Драконовские законы. Прочтите о них в учебнике на с. 129 и ответьте на вопросы:
В чьих интересах проводились эти законы? Объясните двойственное значение выражения «Драконовские законы». *Почему считали, что законы «написаны не чернилами, а кровью»?
40. Греческий правитель Солон писал, что лучшей свидетельницей его деятельности является сама
Мать черная земля многострадальная, С которой сбросил я позорные столбы, Рабыня раньше, а теперь свободная.
Объясните, о чем идет речь в данном отрывке. Какие изменения произошли в Афинском государстве после реформ Солона? Способствовало или нет их проведение укреплению Афинского государства? *Докажите ваше мнение.
41. В доме именитого афинянина предстояло большое торжество в честь 18-летия сына. Вчера он услышал клятву сына в храме близ акрополя.
Прочтите клятву в учебнике на с. 131 и ответьте на вопросы: какие мысли и чувства вызывает у вас эта клятва? Можно ли на основе этого документа сделать вывод об отношении греков к военной службе? Какие слова клятвы вы считаете наиболее важными? *Как она была организована после реформы Солона?
42. По словам современника, илоты «несут господам от своей тяжкой нужды половину всех плодов, которые дарит земля».
Какие классы были в Спарте? Расскажите об их положении, используя слова современника. Что общего было в положении рабов в Греции?
43. Прочтите в учебнике (с. 132) отрывок из документа, в котором древний писатель рассказывает о битве спартанцев с мессенцами.
О каких событиях в Мессении в VII в. до н. э. рассказывает писатель? Как вы к ним относитесь? *Составьте рассказ о завоевании дорийцами Лаконики и Мессении.
44. Прочтите в учебнике отрывок «Из спартанской песни> (с. 133) и ответьте на вопросы: какие качества воспитывали спартанцы у будущих воинов? К чему призывают слова песни?
45. Прочтите в учебнике и сравните спартанскую песню (с. 133) с «Клятвой афинских юношей» (с. 131). Определите, что в них общего. Какие качества они воспитывали в юношах и какие порицали?
46. Задания к счету лет:
1. Когда были проведены реформы Солона: в каком году, веке, половине века?
2. Что было раньше и на сколько — реформы Солона или восстание в Египте?
3. В каком году исполнилось 2500 лет со времени реформ Солона? Покажите на «линии времени», как вы считали.
47. Закрасьте различными цветами территорию Греции в VIII в. до н. э. и берега греческой колонизации в VIII-V вв. до н. э.
Укажите стрелками основные направления образования колоний. Дайте условные обозначения.
48. Греческий аристократ писал: «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял».
К каким событиям в Греции VIII-VI вв. до н. э. относится это высказывание? Почему многие аристократы покидали Грецию? Куда они уезжали? Если вы затрудняетесь, прочтите документ на с. 135 учебника.
49. На берегах Средиземного и Черного морей сохранились развалины древних городов. Археологи обнаружили здесь остатки крепостных стен, храма, кварталов жилых домов, а также монеты, изделия ремесленников, надписи на камнях, высеченные на греческом языке.
Как греческие изделия могли попасть на берега Средиземного и Черного морей? Обоснуйте свое мнение. Какие выводы можно сделать на основании археологических раскопок?
50. Хотя древние греки расселились на огромной территории в чужих странах, все они считали себя единым народом. Что объединяло древних греков? Как они называли себя и свою страну? Как изменилась территория Греции к VIII-VI вв. до н. э.? (Используйте карту в альбоме учебника.)
51. Если бы можно было чудом перенестись в древние Афины или Спарту, многое бы вас там не только удивило, но и разочаровало.
Предположите, что бы вас могло удивить в Афинах и Спарте. Что могло разочаровать? Какое государственное устройство вам больше нравится — афинское или спартанское? *Что было общего и различного в жизни афинян и спартанцев?
52.* Заполните соответствующие графы таблицы. Укажите общие для Древнего Востока и Греции причины установления рабовладельческого строя и их различия.
Общее в установлении рабовладельческого строя | |
Различия в установленнии рабовладельческого строя | |
Древний Восток | Древняя Греция |
53. Прочтите в учебнике (с. 134) документ «Жизнь и воспитание мальчиков-спартанцев». Какие качества воспитывали спартанцы в юношах? Какие крылатые выражения имеют спартанское происхождение?
54.* Однажды спартанский мальчик, пока отец обедал, украл у него лисенка и спрятал под плащом. Лисенок страшно царапал ему живот, но мальчик все терпел, боясь быть выпоротым. Лисенок успел прогрызть ему большую дыру в животе. Мальчик умер в тот же день.
Какою особенностью спартанского воспитания можно объяснить этот случай? Что было общего и различного в афинском и спартанском воспитании? Какое воспитание вам больше нравиться и почему?
55. Определите на основании отрывка из разговора отца с сыном, где он мог произойти: «Хорош бы я был, если бы выслушивал твои жалобы,- сказал отец, оттолкнув сына.- Надо бы выдрать тебя за то, что дал связать себя какому-то илоту. Это позор не только тебе, но и мне, твоему отцу. Воруй, но не попадайся!»
Какая была цель воспитания в этом государстве? Какими средствами ее достигали?
56. Греческий историк Фукидид рассказывает, что спартанцы выбрали наиболее отличившихся своей храбростью илотов, надели им на голову венки, как бы желая отпустить их на волю, и стали водить их из храма в храм. Вскоре более двух тысяч илотов исчезли бесследно. Никто ни тогда, ни после не мог рассказать подробности их смерти.
Что вы можете сказать о положении илотов в Спарте на основании этого рассказа?
57.* Определите среди перечисленных ниже общие черты установления рабовладельческого строя в Греции и в странах Древнего Востока. В тетрадях составьте таблицу, поместив в графу «Общие черты» соответствующие буквы:
а) усовершенствование орудий труда;
б) орошение земли;
в) повышение производительности труда;
г) открытие железа;
д) появление излишков;
е) малоплодородные почвы;
ж) возникновение эксплуатации;
з) возникновение классов и классовой борьбы;
Закрасьте различными цветами территорию греции
Подробное решение параграф §9 по истории для учащихся 10 класса, авторов Н. В. Загладин, Н. А. Симония 2014
1. Назовите древнейшие цивилизации Греции. На какой период пришлись их расцвет и упадок?
Древнейшими цивилизациями Греции о Эгейского моря были следующие.
— Так называемая Минойская цивилизация на Крите. Создана носителями некого негреческого языка, ныне не расшифрованного несмотря на наличие письменности. Названа так современными исследователями по имени царя Миноса из древнегреческих мифов. Существовала в XXVII-XII вв. до н.э., её расцвет пришёлся на XVII-XV вв. до н.э.
— Кикладская цивилизация существовала на одноимённом архипелаге с конца III т. до н.э. до конца XV в. до н.э., расцвет пришёлся на последние века существования, после чего была практически ассимилирована Минойской, несмотря на кризис последней.
— Микенская (или Ахейская) цивилизация с центром в Пелопоннесе существовала в XVI-XI вв. до н.э. В отличии от Минойской и, по видимому, Кикладской, создана носителями древнейшей формы греческого языка. Расцвет цивилизации пришёлся на XV-XIII вв. до н.э.
2. Каковы были особенности хозяйственной деятельности греков? Какую роль в складывании греческой цивилизации играло море?
Во многих регионах Балканского полуострова плохо вызревают зерновые культуры по причине недостаточного плодородия почв, зато процветает выращивание олив, масло из плодов которых всегда было ходовым экспортным товаром. Также большого мастерства достигли греческие ремесленники, особенно в производстве керамики. Именно по этому почти во все периоды греческой истории большую роль играла морская торговля, благодаря которой сбывали собственный экспорт и получали необходимые товары, прежде всего, зерно. Важно, что на ранних этапах развития цивилизации, когда только что был преодолён кризис после падения Микенской цивилизации (IX-VII вв. до н.э.) именно благодаря торговли в Грецию пришли веяния более цивилизованных народов Древнего Востока, которым греки долго подражали. Это ускорило развитие и самих древних греков. Кроме того, необходимость производить товары на экспорт стимулировала развитие земледелия и ремесла, а достаточное благодаря торговле количество зерна позволяло увеличивать численность населения. Зерно вскоре стали в больших количествах получать не только от других народов, но и из собственных колоний, массовое основание которых, ставшее возможным из-за интенсивного торгового мореплавания, также являлось важным фактором развития Древнегреческой цивилизации.
3. Расскажите о различных вариантах развития древнегреческого полиса. Заполните таблицу.
Пути развития полиса
4. Что было общего в развитии римского и афинского полисов и чем они отличались? Как осуществлялось управление Римом? Какие особенности были присущи царской власти в Риме?
На ранних этапах своей истории оба полиса управлялись царями. Но римлянами на последних этапах существования царской власти правили иностранцы – этруски. Царскую власть римляне свергли насильственным путём, в то время как в Афинах отказ от ней прошёл мирно. После исчезновения царской власти и Афинами, и Римом управлял совет старейшин из числа знатнейших граждан, но в Афинах его роль со временем всё более снижалась, в то время как власть совета старейшин (сената) над римлянами сохранялась фактически до I в. до н.э. (формально – вообще до III в. н.э.). И афинские, и римские граждане в результате реформ известных законодателей (соответственно, Солона и Сервия Туллия) были разделены на имущественные классы. Однако в Афинах все граждане, пусть и составлявшие меньшинство населения полиса, были равноправными, а в римском гражданском коллективе выделялись патриции и плебеи, причём права последних на ранних этапах существования республики были сильно урезаны. Также у римлян существовал ряд уникальных государственных институтов (диктаторов и начальников конницы, народных трибунов, цензоров).
Римской республикой управлял сенат, состоявший из всех бывших должностных лиц начиная с квесторов. Непосредственное управление городом, а главное в условиях непрерывных войн – войском руководило 2 избранных всеми гражданами консула (в некоторые периоды борьбы плебеев с патрициями их заменяло 6 военных трибунов с консульскими полномочиями). Им подчинялись преторы и более низшие коллегии с разными полномочиями. Все избирались всеобщим голосованием граждан. Особняком стояла коллегия народных (или плебейских) трибунов, члены которой избирались только плебеями из только из плебеев. Они обладали правом блокировать любые решения, принятые на любом уровне, если они противоречили интересам плебеев. Правда, они могли блокировать и решения друг друга, что использовалось в ходе политических комбинаций. Также в принятии государственных решений участвовало народное собрание, где правом голоса обладали все граждане. Оно же было высшим судом, к которому мог апеллировать любой обвиняемый. Существовали также экстраординарные магистратуры. Периодически избирались цензоры для уточнения списков граждан и сенаторов. В случае большой опасности для государства сенат принимал решение избрать диктатора. Тогда консул, у которого в этот день была верховная власть (они обладали её на один день по очереди) назначал диктатора, тот назначал начальника конницы. Диктатор не подчинялся никому, кроме сената, его избрание урезало многие гражданские права, однако начальник конницы несколько ограничивал его полномочия, получая сходные. Из вышесказанного видно, что система управления римской республикой восходит к общеполисным институтам, но имеет целый ряд уникальных особенностей.
5. Какие общественные отношения складывались в римском полисе? Самостоятельно представьте пирамиду социальной структуры римского общества.
В римском обществе сложились рабовладельческие отношения, усугубленными многочисленными противоречиями между рабовладельцами.
Схема социального устройства римского общества:
6. Когда и при каких условиях в Риме установилась республика? Что принципиально нового появилось в управлении городом?
В 509 г. до н.э. последнего римского царя свергла и изгнала из города группа знати, частично царских родственников. В результате Рим стал республикой. Там появилась коллегиальность правления и избираемость высших должностных лиц, чего раньше римляне не знали. Чтобы отстоять эти достижения пришлось выдержать две войны со сторонниками изгнанного царя. Особенно тяжёлой была первая, в ходе которой Рим выдержал серьёзную осаду коалиции многих этрусских городов.
7. Как развивалась борьба плебеев с патрициями?
Плебеи боролись в разные периоды за те или иные уступки со стороны патрициев. Вначале наиболее остро встал вопрос долгового рабства. После его отмены, как и в других античных полисах актуален оказался вопрос о записи законов. После решения и этой проблемы плебеи стали требовать всё новых политических уступок; одной из важнейшей стало введение коллегии народных трибунов. Со временем некоторые плебейские роды разбогатели, в то время как немало патрицианских разорилось. В результате сохранившие богатство и влияние патриции и получившие их плебеи образовали единый нобилитет, противостоящей остальной народной массе. В этих условиях различия в политических правах патрициев и плебеев стали невыгодны верхушкам обоих и постепенно были преодолены. Формально борьба закончилась с принятием закона, по которому один из консулов должен был избираться из числа патрициев, а второй – обязательно из числа плебеев.
Читайте далее: