Захоронения пап римских | Vasque-Russia.ru

Захоронения пап римских

Похороны римских пап

Вне зависимости от вероисповедания большинство людей в мире знает, кто такой Папа Римский и почему его должность важна, а потому за избранием очередного Понтифика новостные издания всех стран следят так же пристально, как и за избранием президента США. Разница в том, что должность Папы является пожизненной, а значит перед избранием нового общественность какое-то время наблюдает еще и похороны предыдущего. Но, как нетрудно догадаться, смерть главы католической церкви столь же ритуализирована, сколь и его жизнь.

Объявление смерти

В былые века от умирающего Понтифика ожидалось, что он, если будет еще в силах, в форме проповеди изложит свою оценку состояния Церкви на данный момент, а также прямо или косвенно укажет кардинала, которого хотел бы видеть следующим Папой. Несмотря на то, что исторически пап часто просили номинировать преемника, следовали этой рекомендации крайне редко.

Наблюдать последние часы жизни Папы собиралась вся курия (т.е. все папские придворные): кардиналы из соседних городов приезжали в Рим, кардиналы из дальних городов, получив уведомление, также стремились добраться до Вечного города, надеясь застать хотя бы последние минуты жизни Папы. Когда Понтифик переставал подавать признаки жизни, необходимо было удостовериться в его смерти. Исторически для оглашения смерти просто звали врача, и тот подносил зеркальце к лицу умершего, чтобы убедиться, что тот не дышит. Однако для процедуры объявления смерти вот уже много веков существует особенный церемониал: кардинал, занимающий должность камерленго (управляющий финансами и имуществом Папского Престола), выходит вперед из толпы церковных иерархов, собравшихся у папского ложа, достает из красного кожаного мешочка серебряный молоточек с выгравированным гербом покойного и трижды легонько стукает умершего по лбу. При каждом ударе камерленго обращается к Папе на его родном языке и зовет его именем, данным при рождении, и именем, данным при крещении: считается, что впавший в летаргический сон человек должен очнуться, если обратиться к нему таким образом. Например, при смерти Иоанна Павла Второго камерленго спрашивал его: «Кароль, ты спишь?» (при рождении Иоанн Павел Второй звался Кароль Юзеф Войтыла). Разумеется, в наши дни к умирающему Папе также зовут и врача, чтобы тот засвидетельствовал смерть привычными нам «мирскими» методами, но вышеописанная церемония проводится в любом случае.

После этого камерленго обращается к собравшимся с фразой «Папа действительно мертв» (лат. Vere Papa mortuus est). Далее камерленго разламывает Кольцо Рыбака – золотой перстень с выгравированным именем Понтифика, который вручает Коллегия кардиналов новому Папе при его интронизации (т.е. при вступлении в должность). В момент смерти Папы его перстень уничтожается во избежание фальсификации документов, однако следует отметить, что в старину это была, конечно, куда более актуальная мера предосторожности, чем сейчас: до середины 19 века Кольцо Рыбака использовалось как печать для удостоверения папских писем частного характера. Далее камерленго также разламывает еще один атрибут папской власти – папскую печать. После этого камерленго уведомляет чиновников Курии и декана Коллегии кардиналов о смерти Понтифика и начинает подготовку к похоронам папы и конклаву, на котором будет избран новый Понтифик. А вплоть до избрания объявляется период Sede Vacante – время вакантного Святого Престола.

Sede Vacante

В момент наступления Sede Vacante все чиновники Римской курии лишаются своих должностей (они потом могут быть назначены обратно новым Папой), за исключением трёх человек: вышеупомянутого камерленго Римско-католической церкви, декана Коллегии кардиналов и великого пенитенциария. Во время Sede Vacante Престолом Святого Петра, Ватиканом да и всей католической церковью в целом управляет Коллегия кардиналов во главе с кардиналом-камерленго. В течение всего этого периода камерленго считается местоблюстителем Святого Престола. Перед кардиналом-камерленго стоят две задачи: похоронить умершего Папу и организовать Конклав для выбора нового.

В 1831 было установлено, что период Sede Vacante должен длиться не более 20 дней, а Конклав обязан состояться не позже 18-го дня после смерти Папы. Однако на протяжении многих веков у данного периода не было четких границ, так что с учетом неразвитых средств коммуникации Sede Vacante мог длиться месяцы, а то и годы. Самым длинным Sede Vacante считается период между смертью папы Климента Четвертого и избранием Григория Десятого: он длился с 1268 до 1271 год.

В то время как в обычное время в Ватикане чеканят монеты и печатают почтовые марки с изображением текущего Папы, во время Sede Vacante изображение на них меняется: лик умершего Папы заменяет герб кардинала-камерленго и добавляется (часто, но не всегда) надпись Sede Vacante. Этот обычай существует и сегодня: лица пап чеканят на монетах евро.

Погребение Понтифика

Следует понимать, что церемония погребения Пап менялась на протяжении истории, и наиболее недавнее и наиболее сильное изменение произошло во время Второго Ватиканского Собора в 1960-х по инициативе Павла Шестого, который значительно упростил многие обряды, включая похоронные, сделав их менее помпезными. Таким образом, описанная здесь процедура будет давать лишь общее представление о современном порядке вещей.

Колокола Собора Святого Петра оглашают смерть Понтифика. Тело понтифика наряжают в красно-золотую ризу и фанон (вытянутый головной убор) из белого шелка с золотой вышивкой. Раньше тело Папы относили в Часовню Святого Причастия, что по правую сторону от Собора Святого Петра, где его на два дня выставляли на всеобщее обозрение в нефе (без бальзамирования сохранять его дольше было невозможно). В назначенное время его тело переносили к алтарю и служили заупокойную мессу. Сразу после общего отпущения грехов тело Папы помещается в три гроба: кипарисовый гроб, который символизирует человеческую природу Папы, затем свинцовый гроб, на котором написано имя Папы, даты его правления и в который кладут копии наиболее важных документов, подписанных им при жизни, а также сломанную папскую печать, а затем вязовый гроб – сделанный из самого драгоценного дерева, что растет в окрестностях Рима, этот гроб символизирует величие умершего религиозного деятеля. На лицо и руки Понтифика помещаются покрывала из шелка. Затем гробы запечатывают и покрывают фиолетовыми лентами крест-накрест.

Как только запечатан последний из трех гробов, в окружении умершего остаются только его семья и домочадцы; в их присутствии гроб опускается в крипту под Собором Святого Петра, откуда позже будет доставлен на место окончательного упокоения (которое обычно выбирает сам Понтифик при жизни). Викарий (местоблюститель) Ватикана, в свое время также известный как папский ризничий, покидает место упокоения Папы последним, перед этим благословляя его тело.

С этого момента траур официально заканчивается, и Ватикан начинает готовиться к Конклаву, на котором будет избран новый Понтифик.

Возможно, вам будет интересно:

Катакомбы Рима – завораживающий подземный мир Вечного города

Катакомбы Рима – древние подземные лабиринты-некрополи, в которых язычники и первые христиане хоронили своих умерших. Города мертвых многое могут поведать живым, потому что они практически не испытывали влияний извне на протяжении столетий, тогда как город живых (Рим) неоднократно перестраивался и изменял свой облик.

В окрестностях Рима находится более 60 катакомб, но в этой статье речь пойдет о самых длинных и значительных – тех, которые находятся на построенной еще в дохристианскую эпоху Аппиевой дороге. Катакомбы познакомят вас с ранним утром христианства (II-V века нашей эры) и перенесут во времена первых пап, начиная с апостола Петра, когда эта религия только начинала завоевывать умы и сердца и обретала свой собственный художественный язык.

1. Что можно увидеть в катакомбах / Почему стоит посетить катакомбы Рима

Когда в V в. до н.э., еще в дохристианскую эпоху, был введен запрет на захоронения в черте Рима, возникла традиция хоронить умерших за пределами города. Римская знать строила для себя великолепные усыпальницы – мавзолеи и колумбарии (хранилища урн с прахом), которые и сегодня можно увидеть, например, вдоль Аппиевой дороги .

Остальным же, кто не мог позволить себе отдельную усыпальницу на поверхности земли, достался подземный мир. Существует гипотеза, что для захоронений использовали пещеры и тоннели каменоломен, в которых добывался мягкий камень туф (травертин). Из него были построены такие римские здания, как, например, Колизей. Символично, не правда ли, что этот камень преследовал римлян и при жизни, и после смерти.

Начиная со II века н.э., первые христиане стали хоронить своих умерших, в том числе мучеников и святых, подвергшихся гонениям и казням по приказу языческих императоров, в катакомбах. Так рядом с Римом выросли целые подземные города – некрополи, где и христиане, и язычники обретали вечный покой, всего около 500 000 человек.

В коридорах катакомб, вдоль стен разветвленных и узких тоннелей, выдалбливась прямоугольные ниши в несколько рядов (loculi – дословно «местечки»), где хранились останки большинства усопших (и язычников, и христиан). Останки святых и мучеников удостаивались отдельной гробницы с отверствием сверху и невысокой глухой аркой, обычно украшенной фресками и христианскими символами.

Аркосолий — невысокая глухая арка в стене, под которой в гробнице помещали останки усопших, чаще всего святых и мучеников, а надгробную плиту использовали как алтарь при совершении литургии

Посещение катакомб позволит прикоснуться к истокам современного христианского Рима и Ватикана , центра католического мира, и больше узнать об истории христианства. В катакомбах совершались первые богослужения на гробах мучеников (отсюда ведёт своё начало христианская традиция совершения литургии на мощах святых), а стены и потолки тоннелей украшались фресками.

Я зыческие и светские рисунки здесь соседствуют с фресками, иллюстрирующими сцены из Библии и рисунками с характерными раннехристианскими символами – рыба, агнец, голубь с оливковой ветвью в клюве, якорь, хризмы (монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв хи и ро) . Таким образом, в катакомбах можно увидеть одни из первых свидетельств художественного осмысления образа Иисуса Христа и всего христианского учения.

Кубикулы (дословно «покой») – небольшие камеры, расположенные по сторонам основных ходов. В кубикулах располагались захоронения нескольких человек, часто они служили фамильными склепами

Первые христиане подвергались гонениям со стороны римского государства как оскорбители величества (majestatis rei), отступники от государственных божеств (sacrilegi), последователи запрещенной законом магии (magi, malefici), исповедники недозволенной законом религии. Однако для христиан, и это расходится с распространенным мнением, катакомбы не служили убежищем во время гонений, по крайней мере на длительное время, так как в тоннелях под землей было очень мало места и воздуха. Римские власти знали о существовании захоронений, но не трогали их, потому что эти области, вне зависимости от религиозных представлений умерших, считались охраняемыми и неприкосновенными.

В любом случае катакомбы использовались ранними христианами не только для захоронений (многие христиане желали быть похороненными рядом с мучениками и святыми), но и для проведения богослужений и молитв в те времена, когда христианство находилось под запретом языческих императоров.

В V века захоронения в катакомбах прекратились, но с этого периода они приобретают популярность у паломников, желавших помолиться на могилах христианских мучеников и святых.

2. Катакомбы Рима на Аппиевой дороге

Аппиева дорога (Via Appia Antica) – одна из 7 основных дорог, соединявшая столицу империи с морским портом Брундизием (современный Бриндизи), расположенном на «каблуке» Аппенинского «сапога». Сегодня э та дорога приведет вас в уникальный парк, где практически не бывает туристов, но очень многолюдно по выходным – здесь любят отдыхать сами римляне: устраивать пикники, играть в мяч или просто валяться на солнышке. Кстати, на территории парка снимали сцены для таких фильмов, как «Сладкая жизнь» , «Мама Рома», «Великая красота» и телесериал «Рим».

Вдоль Аппиевой дороги расположены как мавзолеи и колумбариии римской знати, так и самые обширные катакомбы Рима с уникальными фресками и рисунками на стенах и потолках. Наиболее интересные и масштабные катакомбы, открытые для посещения на Аппиевой дороге: катакомбы Святого Каллиста (San Callisto), катакомбы Святого Себастьяна (San Sebastiano), катакомбы Святой Домициллы (Santa Domitilla). Посещение катакомб проводится в составе организованных групп. Гидом, как правило, является священник или монах, хорошо владеющий историей и понимающий символику этих подземных раннехристианских некрополей.

Катакомбы Святого Каллиста, катакомбы Святой Домициллы и катакомбы Святого Себастьяна находятся близко друг от друга, так что есть возможность посетить их за один раз. Тщательно распланируйте день, используя информацию о времени работы катакомб, если хотите посетить все три достопримечательности за одну поездку.

Как добраться до катакомб на Аппиевой дороге на общественном транспорте?

Автобус ROMA ATAC:

  • №660 от станции метро «Colli Albani» (красная линия A)
  • № 118 от станции метро «Colosseo» или станции метро «Circo Massimo»(синяя линия B)
  • №218 от станции метро «San Giovanni» (красная линия А)

3. Катакомбы Святого Каллиста (Сан-Каллисто)

Катакомбы Сан-Каллисто – самые популярные у туристов (а значит и самые загруженные), но и представляющие наибольший интерес. Они же считаются самыми древними и протяженными (свыше 20 км, 4 уровня, уходящие в глубь земли на 20 метров). Здесь находились останки 16 римских пап, а также более 50 христианских мучеников. Эти катакомбы получили свое название в честь диакона и впоследствии Папы Римского Каллиста, который в III веке н.э. значительно их расширил и благоустроил.

Подземный некрополь включает в себя несколько значимых областей, состоящих из крипт и кубикулов. Склеп пап – самый важный и почитаемый склеп кладбища, называемый «маленький Ватикан», поскольку здесь находилось официальное захоронение девяти пап и, возможно, восьми высокопоставленных лиц Римской церкви III века.

В крипте Святой Цецилии, покровительницы церковной музыки, умершей мученической смертью, на протяжении нескольких веков хранились ее останки, пока в 821 году они не были переданы церкви в Трастевере, построенной в ее честь.

Статуя Св. Цецилии – копия знаменитой работы, выполненной Стефано Мадерно в 1599 году

Рядом со склепом пап находятся кубикулы Таинств – 5 маленьких комнат, служащих фамильными склепами. Они ценны своими фресками начала III века, которые изображают раннехристианские символы и сцены таинства Крещения и Евхаристии.

Кубикулы Таинств

Адрес: Via Appia Antica 110/126

Время работы: 9.00 — 12.00, 14.00 — 17.00. Закрыто по средам, 25 декабря, 1 января, в Пасхальное воскресенье. Катакомбы Сан-Каллисто будут закрыты с 25 января по 21 февраля 2018 года.

Стоимость: взрослые – 8 €, дети от 7 до 15 лет – 5 €, бесплатно детям до 6 лет. В стоимость включено посещение с гидом.

4. Катакомбы Святого Себастьяна

Эти катакомбы названы в честь Святого Себастьяна, римского легионера, исповедовавшего христианство и принявшего мученическую смерть. Римляне не использовали слово «катакомбы» в современном значении, их кладбища и захоронения назывались «цеметерий» (усыпальница). Могила Святого Себастьяна находилась в месте, которое называли ad catacumbas, что означает «рядом с углублениями (котлованами)» – из-за шахт по добыче туфа (травертина) , который использовали для строительства римских зданий. С тех пор и пошел обычай называть подземные захоронения катакомбами.

У входа в катакомбы сохранилось помещение, называемое triclia. Многие ученые полагают, что именно здесь временно размещались останки апостолов Петра и Павла (больше узнать о них можно на нашем квесте «Ангелы и демоны. Тайны Ватикана» ), о чем могут свидетельствовать символы и надписи , посвященные самым почитаемым в католичестве святым. Также в этих катакомбах расположена крипта св. Себастьяна, где до переноса в церковь хранились его мощи. Крипта отреставрирована, на части античной колонны находится бюст св. Себастьяна, выполненный Бернини.

Адрес: Via Appia Antica, 136

Время работы: 10:00 – 17:00. Закрыто по воскресеньям, 25 декабря и 1 января.

Стоимость: взрослые – 8 €, дети от 7 до 15 лет – 5 евро, бесплатно детям до 6 лет. В стоимость включено посещение с гидом.

5. Катакомбы Святой Домициллы

Катакомбы Святой Домициллы являются одними из крупнейших в Риме и достаточно хорошо сохранились. Их протяженность – 17 км, они имеют 4 уровня и 150 000 захоронений, датируемых II-V веками н.э. Катакомбы расположены под римской базиликой святых Нерея и Ахилея, на месте семейного захоронения Флавиев (римской императорской династии, при которой началось строительство Колизея, называемого также амфитеатром Флавиев).

По одной из существующих версий, участок принадлежал Домицилле, внучке императора Веспасиана и жене консула Тита Флавия Клеменса. По приказу императора Домициана, при котором начались масштабные гонения на христиан, Тита Флавия казнили, а Домициллу сослали на отдаленный остров. В официальном обвинении значилось, что их покарали за « атеизм» – считается, что супруги либо исповедовали иудаизм, либо приняли христианство, отказавшись от господствовавшего в империи культа римских богов и обожествления императора. Так или иначе, Домицилла, которая позволила хоронить в принадлежащих ей галереях христиан, была причислена к лику святых католической и греческой православной церквями.

Самый большой интерес в этих катакомбах Святой Домициллы представляют фрески – первые попытки изобразить Иисуса, апостолов и сцены из Библии, давшие толчок развитию христианской художественной мысли. Один из самых бесценных рисунков – Иисус в образе Доброго пастыря с агнцем на плечах, иллюстрирующий слова из Евангелия от Иоанна «Я есмь пастырь добрый».

В 2014 году изображения в катакомбах Святой Домициллы, частично скрытые под слоем грязи, плесени и отложений карбоната кальция, были очищены группой реставраторов с помощью лазера, и миру открылись новые неизвестные участки древних фресок. Например, найдена иллюстрация к истории о том, как Иисус накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. Также найдено изображение пекаря с меркой для зерна и цикл фресок, показывающий, как зерно доставляют из Египта в морской порт Рима Остию (так называемая «комната пекарей»).

«Комната пекарей». Надпись Bosio оставлена Антонио Бозио, который в XVI веке открыл существование катакомб и на протяжении 36 лет их изучал

Посетители также могут ознакомиться с экспонатами небольшого музея, в котором представлены статуи, части саркофагов и другие артефакты из гробниц.

Адрес: Via delle Sette Chiese, 280/282

Время работы: 9:00 – 12:00; 14:00 – 17:00. Закрыто по вторникам, 25 декабря, 1 января.

Стоимость: взрослые – 8 €, дети от 6 до 15 лет – 5 евро, бесплатно детям до 6 лет. В стоимость включено посещение с гидом.

Автобусы ROMA ATAC №№ 714, 716, 160, 670, 30 ( карта )

Древнеримский некрополь под Ватиканом и могила Святого Петра

Интересных мест вокруг меня — сотни и тысячи. Вокруг — множество не только новых стран, но и городов, до которых я никак не могу добраться (а хочется). Однако есть у меня одна большая любовь — это Италия. Как так получилось — даже не знаю. Ведь дело даже не в том, что там сосредоточена большая часть мирового наследия. И не в том, что это — центр великой римской империи. Может быть, всё так сложилось из-за внутреннего настроя, с которым я раз за разом оказывалась в этой удивительной стране?
Побывав прошлой осенью в «Италии в миниатюре» в Римини, я осознала, сколько всего я не видела. И что мне всё смотреть не пересмотреть. Но несмотря на необъятные просторы страны, есть города, где я была уже не раз, и куда не раз буду возвращаться. Два города — Венеция и Рим.

В очередной раз в Риме я оказалась в начале марта. Всего на три дня, но с чётким планом того, что я хочу увидеть. Чёткий план у меня сложился после чудесного курсы Дианы Клейнер о римской архитектуре, послушав который, я с гораздо большим интересом стала разглядывать остатки римских форумов, понимая и узнавая их детали. Заодно из её лекций я узнала о новых, редко посещаемых объектах. Среди прочего Диана упоминала древнеримский некрополь, расположенный прямо под ватиканским собора святого Петра. Археологи раскопали целую подземную улицу, с гробницами по правую и левую сторону — я должна была это увидеть!

Собор Св. Петра и улица некрополя под ним.
Видно, что когда-то некрополь располагался на холме — его основание идёт вверх.
Картинка отсюда.

Попасть туда однако оказалось не так просто. Основная информация о том, как это сделать (по-английски), есть на официальном сайте ufficio scavi — офиса раскопок. Там же можно найти ссылку на сайт с виртуальной экскурсией по подземельям, где можно ходить, нажимая на стрелочки (надо только терпеливо подождать, пока ватиканский дядя что-то такое расскажет на пару минут).
Чтобы посмотреть подземные гробницы, необходимо заранее написать в ufficio scavi письмо с возможными датами посещения. Письмо им я писала по-итальянски, но, думаю, можно спокойно написать и по-английски — ответ они присылают на обоих языках. Отвечают довольно быстро – буквально на следующий день я получила письмо с просьбой подтвердить и оплатить своё бронирование. В этом письме была уже указана конкретная дата и время (мне дали самое раннее, на 9 утра). Я писала чуть ли не за полгода, но вроде бы достаточно примерно за месяц — за две недели точно нужно. Стоит это удовольствие 13 евро на человека. Не знаю, нужно ли оплачивать прямо сразу или можно несколько дней подождать. Поскольку я была уверена, что хочу туда идти, откладывать оплату не стала и заплатила по карточке сразу, как получила письмо. После оплаты пришло письмо сначала о бронировании, а потом и о предварительном подтверждении визита. За две недели до дня посещения получила ещё одно подтверждающее письмо (которое текстом, впрочем, не отличалось от первого).

В письмах много говорилось о всяких правилах, Например, что нельзя проносить никаких громоздких вещей, и фотоаппаратов тоже нельзя, что нужно быть соответствующе одетым, и так далее. Однако информации о том, куда и как идти, было явно недостаточно.
Придя на площадь перед собором святого Петра, мы сомневались, куда же нам дальше. Понятно было, что вход должен быть либо справа, либо слева. Поскольку справа традиционно змеилась очередь в собор, мы двинулись налево. Куда именно идти, было всё равно непонятно, так что я бодрым шагом отправилась к швейцарским гвардейцам в цветастой форме, придуманной Рафаэлем. Гвардеец отдал честь и, взяв мою распечатанную бумажку с подтверждением визита, наконец удовлетворил моё любопытство и сообщил мне, куда идти. Оказалось, проход находился в правой части левой колоннады. Перед забором, отграничивающим колоннаду от внутренней ватиканской территории, стоял рентгеновский аппарат, охранник у которого пропускает ровно за 15 или 10 минут до визита. Мы подошли в нужное время, спокойно прошли со своим фотоаппаратом и маленьким рюкзаком (сдавать никуда не пришлось, да там и некуда было), и очутились в толпе таких же, как мы, туристов. Оставив позади тех, кто был на 9-15, мы прошли вперёд к офису, который упоминался в подтверждении бронирования.

Территория Ватикана, куда простым смертным вход заказан.
wikimapia утверждает, что это здание — сакристия и сокровищница.

В офисе, предъявив бронирование и удостоверение личности, мы получили билет, а заодно купили несколько открыток. Там также продавалась пара книг, не помню только, были ли они на английском или только на итальянском. Имейте ввиду, что если вы хотите что-то купить, то необходимо это сделать сразу, так как сюда вы уже не вернётесь, а изображения с некрополем в другом месте вряд ли найдётся.

Вид на собор Св. Петра «с изнанки».

Погуляв ещё какое-то время и поснимав в собор святого Петра с необычного ракурса, мы наконец-то дождались экскурсовода и пошли внутрь. Внутри фотографировать, к сожалению, было нельзя, поэтому далее все фотографии из подземелий взяты из Интернета.

Пройдя сквозь зал с макетом собора и развешанными по стенам уж не помню какими рельефами, мы спустились по узкой лестнице и оказались на подземной улице древнеримского кладбища. Надо заметить, что тогда, в далёком втором веке нашей эры, улица была не подземной, а наоборот находилась под открытым небом.

Картинка отсюда.

Могилы на небольшом раскопанном участке — в основном языческие. Зайти никуда нельзя, но почти везде можно поглядеть сквозь стекло. Кое-где сохранились росписи и рельефы, в нишах на стенах когда-то стояли урны.
На фото — мавзолей Tulli и Caetenni, откопанный в 1941 году. В центре — погребальный алтарь.

Гробница F. Картинка отсюда.

Мозаика на полу изображает Меркурия и Плутона. На стенах — изображения павлинов и другие украшения.

Гробница I. Картинка отсюда.

Самый большой мавзолей — мавзолей Valeri — был построен во второй половине II века, во времена Марка Аврелия.

Гробница H. Картинка отсюда.

В более поздних гробницах можно обнаружить христианскую символику, замаскированную под языческие образы. Например, утверждается, что эта мозаика из гробницы М изображает Христа в роли бога солнца Гелиоса. В той же гробнице есть изображения рыбака с рыбами и Ионы с китом.

Гробница М. Картинка отсюда.

Как же так получилось, что целое кладбище оказалось под землёй? Во всём виноват император Константин, тот самый, который перенёс столицу Римской империи в Константинополь, и при котором христианство получило государственную поддержку. Константин пожелал построить базилику на холме, где располагалось кладбище. Почему именно здесь? По очень простой причине — согласно легенде, недалеко от этого места в 66 году в цирке Нерона был распят святой Пётр, и именно на этом холме он был захоронен.
Так, в 326 году, был возведён первый храм Св. Петра. Для его постройки потребовалось разровнять холм и уничтожить языческий некрополь. Император пообещал, что несмотря на строительство, гробницы не будут уничтожены, поэтому их просто засыпали землёй, кое-где, правда, разрушив крышу. Засыпали и забыли.
В XVI веке папа Юлий II приказал построить новый собор на месте базилики Константина. Строили его, как водится, долго, и с участием многих архитекторов. Легенда о том, что алтарь собора находится над местом захоронения Петра, продолжала процветать, однако никакого подтверждения ей не было.
Всё изменилось в 1939 году, когда начались работы по сооружению гробницы Пия XI, попросившего похоронить его рядом с предполагаемой могилой святого Петра. Рабочие наткнулись на кирпичную кладку, сооружённую ещё в доконстантиновские времена. Оказалось, кладка принадлежала одной из гробниц. Новый папа Пий XII повелел продолжать раскопки, надеясь найти саму могилу Петра.
Задача была не из простых — ведь необходимо было проводить работы под полом гигантского действующего храма. В итоге то, что мы можем видеть сегодня — около 20 гробниц — лишь небольшая часть древнеримского наследия, а остальное остаётся спрятанным в толще пород.

Улица древних языческих гробниц заканчивается святая святых Ватикана. Предполагаемое место погребения святого Петра — всего две параллельные стеночки, между которыми, якобы, было опущено его тело. Однако никаких останков в могиле найдено не было. Не было изначально и памятника, обозначавшего место захоронения. Лишь позже появился погребальный памятник — эдикула, который нетронутым вошёл в алтарь первого храма Константина.
А что же с останками? Они были найдены в более поздней стене, просто сваленные грудой. Вопрос, принадлежат ли они апостолу Петру, многие годы оставался открытым. Однако после долгого изучения расположенной рядом с эдикулой стены с граффити Маргарита Гвардаччи, эксперт по ранним христианским надписям, заявила, что одна из надписей означает по-гречески «Пётр здесь», из чего сделали вывод, что это таки останки святого Петра. Далеко не все согласны с этой точкой зрения, однако в 1968 году Ватикан официально признал могилу Святого Петра и его останки.

Вот так вот неожиданно, желая лишь посмотреть на древнеримские усыпальницы, я заодно увидела и мощи первого папы римского, в честь которого назван мой родной город.

Заканчивается экскурсия под полом собора, в папской усыпальнице. Так что мы осмотрели и папские саркофаги (за посещение которых иначе надо было бы платить отдельные деньги), и вылезли в сам собор рядом со знаменитым балдахином Бернини, избегнув необходимость стоять в длиннющей очереди.

Если вы хотите узнать побольше о могиле святого Петра, можете заглянуть в эту статью о Риме апостолов.

Катакомбы Рима

Катакомбы Рима (итал. Catacombe di Roma) — большая сеть подземных туннелей, которые начали появляться в дохристианскую эпоху. В те времена эти запутанные коридоры служили местом захоронения, а сегодня они являются популярной достопримечательностью итальянской столицы.

Катакомбы Рима – удивительный подземный мир Вечного города

Римские катакомбы случайно открыли в XVI веке и их начал изучать Антонио Бозио – итальянский археолог, который первым описал древние подземные кладбища. Его последователем в середине XIX века стал Джованни Баттиста де Росси, который за 40 лет открыл 27 катакомб. Археологами установлено, что туннели возникли в I веке нашей эры.

Катакомбы вырыты в вулканическом туфе на глубине от 8 до 25 метров и состоят из одного, двух, трех и даже четырех этажей, которые соединяются высеченными лестницами. Стены самых известных туннелей расписаны фресками и выложены мозаикой.

В Риме и его окрестностях насчитывается более 60 катакомб общей протяженностью 150 км. Они в основном строились вдоль консульских дорог, таких как Аппиева (Via Appia), Остийская (Via Ostiense), Лабиканская (Via Labicana), Тибуртинская (Via Tiburtina) и Номентанская (Via Nomentana).

В наше время эти древние подземные ходы являются популярным туристическим местом. Из всех известных катакомб Рима посетить можно только 6 катакомб, в которых проведено электричество. Осмотр туннелей проходит в сопровождении гидов.

Катакомбы святого Каллиста

Катакомбы святого Каллиста (итал. Catacombe di San Callisto) – старейшее и наиболее сохранившееся кладбище Аппиевой дороги. Туннели этого комплекса, созданные в конце II века, занимают площадь в 15 гектаров и составляют почти 20 км подземных ходов, которые спускаются на глубину до 20 метров. В начале III века кладбище было значительно расширено по указу Папы Римского Каллиста, в честь которого назван погребальный комплекс. В этих катакомбах погребено более 50 000 христиан, включая многочисленных мучеников и понтификов.

Что посмотреть

Гробница Пап (итал. La cripta dei Papi) – самое важное место в катакомбах святого Каллиста. Здесь находятся 16 ниш для саркофагов и монументальная гробница на задней стене. Эту часть комплекса в 1854 году обнаружил археолог де Росси, давший ей название «маленький Ватикан», поскольку гробница стала местом захоронения для 9 Пап Римских и 8 епископов III века. На стенах можно увидеть имена понтификов, высеченные на греческом языке.

В соседнем склепе находится могила святой Цецилии (итал. La tomba di Santa Cecilia), украшенная фресками и мозаикой IX века. По указу Папы Пасхалия I в 821 году мощи святой были перенесены из катакомб в храм св. Цецилии в Трастевере, где хранятся по сегодняшний день. А в катакомбах на месте первого захоронения установлена статуя святой Цецилии.

Катакомбы святого Себастьяна

Катакомбы св. Себастьяна (итал. Catacombe di San Sebastiano) находятся в южной части Рима вдоль Аппиевой дороги. Туннели этого комплекса образовались в результате добычи пуццолана и изначально использовались для языческих захоронений, а со временем и христианских. Название катакомбы получили от имени святого Себастьяна, который был здесь погребен в конце III века.

Внутри катакомбы этого некрополя очень похожи на катакомбы святого Каллиста. Они имеют 4 уровня глубины и запутанные подземные коридоры, в которых все еще видны старинные надписи и фрески религиозной тематики.

Туристический маршрут в катакомбы начинается с барочной базилики святого Себастьяна, строительство которой заказал кардинал Шипионе Боргезе в XVII веке.

В храме, помимо мощей святого Себастьяна, хранятся такие священные реликвии как камень с отпечатком Иисуса Христа, некоторые из стрел, которые пронзили святого Себастьяна, колонна, к которой был привязан святой, руки святых Каллиста и Андрея Первозванного.

Катакомбы Присциллы

Катакомбы Присциллы (итал. Catacombe di Priscilla) расположены вдоль древней Соляной дороги, по которой транспортировали соль. Название комплекса происходит от имени женщины, которая во II веке отдала свои владения для подземного кладбища, строительство которого длилось три столетия. Туннели этих катакомб простираются на 13 километров на разных уровнях глубины и хранят около 40 000 захоронений.

В катакомбах Присциллы до наших дней сохранилось много фресок, датируемых II-IV веками. Здесь можно увидеть самые старинные изображения Богородицы с младенцем и Богородицы Оранты.

Изображение Богородицы Оранты, III век

Катакомбы Домитиллы

Катакомбы Домитиллы (итал. Catacombe di Domitilla), расположенные на Ардеатинской дороге, являются крупнейшим местом захоронения древнего Рима. Во II веке в этих туннелях начали появляться отдельные семейные склепы, которые в конце IV века объединились в большой некрополь, состоящий из 4-х уровневых галерей и коридоров общей протяженностью 17 км. В катакомбах Домитиллы насчитывается около 150 000 захоронений. В основном мертвых погребали в мелких щелях, выбитых в камнях, а у богатых римлян были настоящие фамильные гробницы.

В комплекс входит полуподземная базилика IV века, в которой до IX века хранились мощи святых Нерея и Ахиллея – важнейших римских мучеников. Сегодня с этой церкви начинаются экскурсии по катакомбам Домитиллы.

Базилика в катакомбах Домитиллы

Посещая катакомбы Домитиллы, можно увидеть великолепные фрески, которые сохранились до наших дней и знакомят нас с жизнью ранних христианских общин, их верой в воскресение и вечную жизнь.

Катакомбы святой Агнессы

Катакомбы святой Агнессы (итал. Catacombe di Sant’Agnese) датируются III—IV веками и названы в честь христианской мученицы Агнессы Римской, которую здесь похоронили. Ее могилу посещали римские и иностранные паломники. Также святая Агнесса была очень почитаема семьей императора Константина, который заказал строительство базилики Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура над подземным кладбищем. Сегодня в этом храме хранятся мощи святой, перенесённые из катакомб.

В катакомбах святой Агнессы, в отличие от прочих катакомб, нет фресок и росписей, но в нескольких склепах можно увидеть множество старинных надписей.

Катакомбы святых Марцеллина и Петра

Катакомбы святых Марцеллина и Петра (итал. Catacombe dei Santi Marcellino e Pietro) находятся в Риме на древней Лабиканской дороге. Туннели этого комплекса, построенные во II-III веке, спускаются на глубину до 16 метров и занимают площадь в 18 000 м². Склепы подземного кладбища украшены фресками библейских сюжетов.

Комплекс катакомб святых Марцеллина и Петра включает одноименную базилику и мавзолей Елены.

Информация для туристов

Адрес Как добраться от вокзала Термини Стоимость билета* График работы Выходные дни
Катакомбы св. Каллиста Via Appia Antica, 110 доехать на метро до станции Colosseo (линия B), затем пересесть на автобус № 118 до остановки Catacombe di San Callisto полный – € 8, льготный – € 5 09.00-12.00; 14.00-17.00 среда
Катакомбы св. Себастьяна Via Appia Antica, 136 доехать на метро до станции Colosseo (линия B), затем пересесть на автобус №118 до остановки Basilica S. Sebastiano полный – € 8, льготный – € 5 10.00 – 16.30 воскресенье
Катакомбы Присциллы Via Salaria, 430 доехать на автобусе № 92 или 310 до остановки Priscilla полный – € 8, льготный – € 5 09.00 – 12.00; 14.00 – 17.00 понедельник
Катакомбы Домитиллы Via delle Sette Chiese, 282 доехать на автобусе № 714 до остановки Navigatori и 10 минут пройти пешком полный – € 8, льготный – € 5 09.00-12.00; 14.00-17.00 вторник
Катакомбы св. Агнессы Via Nomentana, 349 доехать на метро до станции S. Agnese/Annibaliano и 5 минут пройти пешком полный – € 8, льготный – € 5 09.00-12.00; 15.00-17.00
Катакомбы св. Марцеллина и Петра Via Casilina, 641 доехать на автобусе № 105 до остановки Via Casilina/Berardi полный – € 8, льготный – € 5 10.00; 11.00; 14.00; 15.00; 16.00 четверг

*Экскурсия включена в стоимость входного билета.

Вход бесплатный для людей с ограниченными возможностями, детей до 5-6 лет, студентов Папского института христианской археологии.

Праздничные дни: 25 декабря, 1 января, Пасхальное воскресенье.

С более подробной информацией и особенностями посещения можно ознакомиться на официальных сайтах:

Планируете в ближайшее время посетить Вечный город? Предлагаем вашему вниманию обзор лучших отелей Рима с описанием и фото. В этом городе вы найдете множество интересных мест и достопримечательностей, одной из них является базилика Санта-Мария-Маджоре, здесь сохранилась мозаика еще с 5 столетия.

Катакомбы Рима

Все дороги ведут в Рим – Вечный город, колыбель христианства, вотчина великих завоевателей и несгибаемый перст кардинальных исторических событий. Дорога каждого гостя, посетившего итальянскую столицу, непременно приведет к римским катакомбам. Подземные лабиринты хранят множество вековых тайн, над тайнами и разгадками которых до сих пор ломают умы исследователи, археологи и ученые всего мира.

Большая часть подземных коридоров недоступна для просмотра, но самостоятельно попасть в хорошо изученные, адаптированные для массового посещения раскопки может каждый турист и христианский паломник.

Предлагаем отправиться в увлекательное путешествие сквозь века, узнать традиции, особенности быта древних римлян, изучить погребальные кельи и подземные галереи. В этой статье вы узнаете: какие катакомбы в Риме открыты для посещения, как в них попасть и сколько стоит билет.

Историческая справка

Сеть подземных городских туннелей была обнаружена при строительстве на Саларийской дороге в средние века. Находка датируется 1578 годом. Первые захоронения появились еще в дохристианский период. В окрестностях Рима найдено более тысячи гробниц и около 60 подземных галерей и склепов.

Создать такой глубокий извилистый лабиринт представлялось возможным только из-за качества грунта. Мягкая вулканическая порода легко поддавалась вырубке, но при этом была достаточно крепкой, устойчивой к обрушению.

Глубина римский катакомб достигает 30 метров, некоторые из них имеют от 3 до 5 уровней, общая длина сооружений – около 170 км. Стены самых известных римских катакомб демонстрируют искусство первых христиан, их украшают фрески, мозаика, рисунки с изображением библейских сцен.

Интересный факт! Существуют версии, что сооружения могли служить в качестве подвальных помещений для хранения припасов и укрытия от врагов, также это могут быть древние каменоломни. Но явным остается факт, что вырубленные в стенах ниши – это не что иное, как первые христианские места захоронения Риме. При раскопках было обнаружено множество скелетов, которые были замурованы в стенных нишах.

Сегодня древние подземные ходы – место, пользующееся завидной популярностью туристов. Из всех туннелей только 5 доступны для просмотра. Эти объекты электрифицированы, обзор проходит только в сопровождении гидов и служителей историческихдостопримечательностей. Также посещение катакомб включено в программы некоторых обзорных экскурсий по городу.

Катакомбы святого Каллиста в Риме

Строительство самых древних подземных сооружений, сохранивших первоначальный вид, датируется концом II века. Они пользуются наибольшей популярностью у паломников, на их стенах изображены первые христианские символы. Общая протяженность коридоров 20 км, площадь конструкции – 15 гектаров, некоторые сооружения уходят на глубину 20 метров. Катакомбы до сих пор изучены не полностью, но на сегодняшний день представляют собой самое крупное христианское кладбище.

Захоронение у Аппиевой дороги в начале III века значительно разрослось. По настоянию Каллисты, занимавшего пост Папы Римского, на кладбище было похоронено более 50 тысяч верующих, среди которых понтифики, множество монахов, великомучеников.

На что обратить внимание при осмотре катакомб Каллиста:

  • Гробница Пап – «маленький Ватикан», часть строений, обнаруженная при раскопках в 1854 году, в гробнице находятся 16 ниш, вырубленных в стене, в них были захоронены правители церкви и епископы;
  • Могила св. Цецилии – гробница украшена раннехристианскими фресками IX века;
  • Гробница пяти кубикул Св. Таин.

В общей сложности в подземных галереях обнаружено более полумиллиона саркофагов. Все они украшены фресками, изображающими сцены из Священного Писания, христианской символикой, молитвами, эпитафиями.

Информация для туристов:

  • Где находится: Рим, Via Appia Antica, 110;
  • Как добраться: станция метро Пьяцца ди Сан-Джованни-ин-Латерано;
  • Режим работы: 09:00-12:00, 14:00-17:00;
  • Выходной: среда;
  • Стоимость билета: 5-8 евро.

Катакомбы св. Домитиллы в Риме

Самая крупная древнеримская усыпальница. Лабиринты находятся в районе Адреатинской дороги. Уже во II столетии здесь стали обустраивать семейные гробницы, а к концу IV столетия групповые склепы сформировали огромный четырёхуровневый некрополь. Протяженность коридоров более 17 км. В этом месте было обнаружено около 150 тысяч скелетов, часть найдена в щелях стен, некоторые кости вбиты прямо в камни.

Фамильные гробницы статусных римлян отличаются красивым оформлением. Искусство римских катакомб дает богатую почву для изучения жизни первых христиан.

Комплекс св. Домитиллы уникален тем, что в него входит просторная базилика, часть которой находится над уровнем земли. Постройка датируется IV столетием. Вплоть до IX столетия здесь хранились мощи знаменитых римских мучеников св. Ахиллея и Нерея.

Информация для туристов:

  • Где находится: Рим, Via delle Sette Chiese, 282;
  • Как добраться: автобусы №30, 160, 670, 716, 714, от катакомб св. Каллисто 400 метров пешком;
  • Режим работы: 09:00-12:00, 14:00-17:00;
  • Выходной: вторник;
  • Стоимость билета: 8 евро.

Катакомбы св. Себастьяна в Риме

Подземная система ходов была найдена в южной части Рима, подземные ходы проложены параллельно Аппиевой дороге. Пустоты, появившиеся в следствии добычи пуццолана, первоначально пещеры были местом погребения язычников, позднее в них стали хоронить христиан. Некрополь назван именем святого великомученика Себастьяна, похороненного здесь в конце III века.

Конструкция ходов имеет сложную 4-х уровневую сеть туннелей, украшенных старинными фресками, изображающими религиозные сюжеты. Римские катакомбы демонстрируют искусство первых христиан.

Экскурсионная программа начинается с посещения базилики св. Себастьяна, выстроенной в XVII веке по приказу кардинала Боргезе. В изящном храме покоятся мощи Себастьяна, а также стрелы, пронзившие его тело и еще несколько священных для христиан артефактов.

Информация для туристов:

  • Где находится: Рим, Via Appia Antica, 136;
  • Как добраться: маршрут поезда №4, остановка Roma Tuscolana;
  • Режим работы: 08:30-12:00, 14:30-17:00;
  • Выходной воскресенье;
  • Стоимость билета: 5-8 евро.

Катакомбы Присцылы в Риме

Древний исторический объект находится вдоль Соляного маршрута, по которому переправляли возили соль. Строительство некрополя длилось 300 лет. Сооружение названо в честь женщины, отдавшей свои владения под гробницы. Лабиринты имеют несколько уровней общей длины коридоров 13 км. На стенах тоннелей изображены основные христианские символы римских катакомб: Богородица Оранта и Богородица с младенцем на руках. Фрески и многое изображения датируются II-IV веками.

Информация для туристов:

  • Где находится: Рим, Via Salaria, 430:
  • Как добраться: метро до станции Piazza Bologna, на автобусе №86, 92, 310, остановка Piazza Crati;
  • Режим работы: 09:00-12:00, 14:00-17:00;
  • Выходной: понедельник;
  • Стоимость билета: 5-8 евро.

Катакомбы св. Петра и св. Марцеллина в Риме

Подземные ходы находятся в районе Лабиканской дороги. Строительство туннелей датируется II-III веками. После 20 лет реставрации и возобновленных раскопок исторический объект открыт для посещения. Чтобы увидеть настенные фрески кладбища, изображающие персонажей библейских сюжетов, необходимо спуститься на глубину 16 метров. Общая площадь комплекса более 18 тыс. м².

Информация для туристов:

  • Где находятся: Рим, Via Casilina, 641;
  • Как доехать: от Порта-Маджоре на трамвае до остановки Берарди;
  • Время работы: 10.00-14.00; 15.00-16.00;
  • Выходной: четверг;
  • Цена билета: уточняйте на официальном сайте.

Катакомбы капуцинов в Риме

За неприглядным фасадом небольшой церквушки с самом центре Вечного города скрывается достопримечательность, посещение которой не рекомендовано людям с неустойчивой психикой.

Крипта Капуцинов вызывает смешанные чувства. Убранство небольшой галереи с стиле рококо выполнено полностью из человеческих костей и черепов. Более 4 тысяч капуцинов, умерших за 300 летний период “украшают” склеп.

Информация для туристов:

  • Где находится: церковь Санта Мария делла Кончеционе, недалеко от площади Барберини, точный адрес Via Vittorio Veneto, 27;
  • Как добраться: на метро до станции Барберини;
  • Время посещения: 09:00-19:00, без выходных;
  • Стоимость входного билета: 10 евро.

В середине прошлого столетия в Риме были обнаружены еврейские катакомбы Винья-Рандани, которые являются лучшим образцом аналогичных подземных строений в городе. К сожалению, попасть туда простому туристу нельзя. Археологическая находка является частной собственностью.

Более подробную информацию обо всех исторических объектах вы сможете найти на их официальных сайтах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector