Выборы в древней греции
Уголок избирателя
От древности до наших дней
Истоки современных выборов лежат в Древней Греции и Древнем Риме, где свободные граждане были обязаны участвовать в политической жизни, заседая в народных собраниях. Воля народа, выраженная голосованием в собрании, приобретала силу закона.
В Древней Греции применялось открытое голосование и тайная баллотировка с помощью жребия. «Бюллетенем» был боб: белый боб означал «за», черный — «против». В Афинах существовал еще один тип тайного голосования «суд черепков»: по нему община имела право изгонять из пределов города любого общественного деятеля, если его популярность угрожала основам демократии. Процедура голосования выглядела так: участник получал черепок и писал на нем имя человека, которого считал нужным изгнать из Афин, а затем помещал черепок в специальное огороженное место на площади. Тот, чье имя повторялось большее число раз, объявлялся изгнанным. В Древнем Риме предвыборная кампания начиналась задолго до дня голосования. Кандидат заявлял органам власти о своем желании баллотироваться. После этого начиналась предвыборная борьба. Происходило это следующим образом: кандидат облачался в белоснежную тогу (кандидата), что означало его чистую совесть, и отправлялся на площади и базары, прося поддержки у избирателей. В день голосования каждый избиратель получал маленькую дощечку — избирательный бюллетень — и писал на ней имя кандидата и опускал в урну.
Государственность на территории России в античную эпоху
Традиции государственности на территории России также берут начало в античной эпохе. На территории России располагалось 3 заповедных комплекса античного времени: Танаис (Ростовская обл.), Гермонасса и Гориеппия (Краснодарский край). Особое место среди них занимал Танаис. Высшие должностные лица в Танаисе были выборными. Глав магистрата выбирали 2 самоуправляющиеся общины. Общины объединяли не только элиту общества, но и рядовых граждан. Право гражданства было важнее богатства и влияния. Любой свободный гражданин города обладал правом избирать и быть избранным в магистрат.
Политическая жизнь Древнего Танаиса вошла в историю человечества в качестве одного из первых удачных и наглядных примеров демократического правления. Именно на земле древних танаитов сложились основные понятия демократии: верховенство закона, выборность властных органов и должностных лиц, активное участие граждан в решении государственных вопросов.
Демократия в древней Руси
В Древней Руси царила прямая демократия. Из уроков истории в школе вспоминаются вечевые собрания. Особенно ярко это проявилось в Новгороде (вспомните Новгородское вече) и Пскове. На вече рассматривались наиболее важные вопросы государственной жизни: избирались, назначались и смещались должностные лица, принимались законопроекты. Вече распоряжалось земельным фондом, вершило судопроизводство, рассматривало различные жалобы, устанавливало льготы и привилегии. Все решения на нем принимались посредством выборного принципа: присутствующие высказывались «за» или «против» предложений.
Влияние Французской революции на развитие демократии
Огромную роль в развитии демократии уже в наше время сыграла Великая Французская революция. Она способствовала рождению таких понятий, как «активное избирательное право», «пассивное избирательное право», «списки избирателей», «права человека и гражданина». Активное право получали граждане Франции в возрасте от 21 года. Декларация прав человека и гражданина — выдающийся документ, оказавший большое влияние на развитие демократии во всем мире.
Современная система тайного голосования, при которой избирательная комиссия печатает избирательный бюллетень типографским способом, выдает его голосующему, а тот делает отметку в бюллетене, была разработана и применена во II половине XIX века в Австрии.
Казачье самоуправление
Донские казаки способствовали возрождению в России центра демократии. Казачье самоуправление, как уникальный элемент казачьей общины, и, прежде всего, в строгом и неукоснительном соблюдении неписанных норм казачьей жизни. Высший законодательный орган — войсковой круг — общее собрание казаков-воинов, получивший название от обычая становиться для решения важнейших вопросов по кругу, чтобы видеть глаза друг друга и чувствовать себя равными с другими членами общины. Круг решал вопросы войны и мира, внешних отношений, церковных дел, приема в казаки, наказания за провинность.
Исполнительную власть в войске Донском представлял атаман (с тюркского — «отец народа») и 2 его помощника — есаул и войсковой дьяк. Войсковой атаман избирался открыто на войсковом кругу. Когда его полномочия заканчивались, он вместе с двумя помощниками выходил в круг, что означало процедуры по смене атамана. Кандидатуры бурно обсуждались. Победителем признавался либо тот, чья фамилия чаще выкрикивалась собравшимися, либо тот, к чьим ногам бросали больше шапок.
Первая Государственная Дума
Первая Государственная Дума была создана в России после издания Николаем II Манифеста 17 октября 1905 года. К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25-летнего возраста. Не получили избирательных прав женщины, военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни, губернаторы, градоначальники, служащие полиции.
Выборы сегодня и в годы советской власти
Сравним: сегодня выборы проводятся на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие граждан Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. В годы советской власти избиратели не выбирали, а избирали — в бюллетене стояла только одна фамилия, что превращало выборы в формальность. И только в 1989 году впервые выборы прошли на альтернативной основе. В последующие годы избирательное законодательство существенно менялось и совершенствовалось.
Выборы в России и мире: интересные факты
Общество
Содержание
Где и когда прошли первые выборы, как с ними обстояли дела в Древней Руси и какие любопытные персонажи претендовали на посты в разное время?
В это воскресенье в нашей стране пройдут выборы Президента РФ. Это случится уже в седьмой раз с 1991 года, избранный глава государства проработает на своем посту 6 лет согласно Конституции РФ. К этому моменту все уже наверняка определились со своими симпатиями и предпочтениями, так что мы просто расскажем об истории выборов в России и мире — и поделимся интересными или забавными фактами о них.
Выборы в Древней Греции и Древнем Риме
Свободные граждане были обязаны участвовать в политической жизни своих государств — и воля народа, которая выражалась голосованием в собрании, обретала силу закона.
В Древней Греции голосовали с помощью бобов — белый означал согласие с кандидатурой, черный — голос “против”. В Афинах существовал и такой тип тайного голосования — “суд черепков”. То есть совершенно любой житель или общественный деятель мог оказаться изгнанным из города, если считалось, что его деятельность каким-то образом мешает жизни социума. Участники голосования писали на черепках имя потенциального изгнанника, а затем подсчитывали черепки с именами всех кандидатов — их складывали в специальное огороженное место на площади.
В Древнем Риме предвыборная кампания стартовала задолго до дня голосования: кандидаты, заявившие о своем намерении занять тот или иной пост, облачались в специальные белые тоги и отправлялись в “турне”, убеждая горожан отдать свой голос за него. В сам день выборов каждый избиратель получал небольшую дощечку, на которой писал имя понравившегося кандидата.
В Средние века о подобной демократии пришлось позабыть — практически во всех странах были установлены монархии, при которых власть передавалась от отца к сыну.
Выборы в Древней Руси
История выборов берет свое начало в IX веке: в Великом Новгороде было принято выбирать, кого призвать княжить, и в этом процессе участвовало все взрослое население города и княжества.
В период Московского царства возникла Боярская дума — и в нее тоже выбирали членов, сам процесс голосования проходил иногда по упрощенной схеме, царь имел право рекомендовать тех или иных кандидатов — позже она превратилась в Земский собор. В его состав входили представители всех сословий — бояре, дворяне, гости, старосты гостиных сотен, сотники черных сотен, казаки и вольные крестьяне — уездные люди.
По большей части все они тоже были выбраны, хотя иногда являлись на заседания “по должности”. Собор принимал важные решения по вопросам войны или мира, присоединению новых земель к уже имевшимся, необходимости сборов финансовых средств. Соборы 1598 и 1613 гг., например, избирали даже царей — Бориса Годунова и Михаила Романова, родоночальника императорской династии в России.
Создание выборной Государственной думы
Государственная дума, созданная в 1905 году, — предшественница нынешней палаты Федерального собрания. К участию в выборах в нее допускались мужчины, достигшие возраста 25 лет. Такого права не было у женщин, военнослужащих, студентов, лиц без определенного места жительства, губернаторов, градоначальников и служащих полиции.
Выборы в России в наше время
Сегодня выборы в органы власти вплоть до поста Президента Российской Федерации проводятся на основе всеобщего и прямого избирательного права тайным голосованием, участие же всех граждан страны в выборах является делом свободным и добровольным.
Любопытные факты о выборах в мире
Иногда процесс выборов может оказаться очень забавным — в силу сложившихся традиций или по причине появления необычного кандидата. Рассказываем об интересных случаях.
В Малайзии титул монарха — выборный
Малайзия — конституционная монархия, но этот титул — выборный. Страна делится на штаты, которыми управляют султаны: каждые пять лет они выбирают из своего числа главного монарха — как правило, по старшинству или по личным заслугам.
Самые тяжелые выборы — в Пакистане
В феврале 1997 года на одно-единственное место в парламенте претендовали аж 107 кандидатов — притом что население в провинции Кохата, от которой было необходимо выбрать члена правительства, составляет всего 50 тысяч человек.
Результат выборов решает случай в Нью-Мексико
В этом штате существует закон, согласно которому результат выборов определяется какой-либо игрой, если два кандидата умудрились набрать одинаковое количество голосов. Так, например, в городке Эстансия в 1998 году подбрасывали монетку, хотя звучали предложения разыграть удачу в покер или игрой в кости.
Иногда побеждает кандидат с меньшим количеством голосов
В истории США было четыре случая, когда кандидат, набиравший меньшее количество голосов по сравнению со своим соперником, все же становился президентом. Это возможно потому, что победитель определяется большинством голосов выборщиков — а их число зависит от общей численности населения каждого штата.
Самая короткая история президентства
Некий Педро Ласкурайн был президентом Мексики примерно час в 1913 году: за это время он успел дать присягу, назначить преемником своего друга-генерала и подать в отставку. А вот генерал Хуэрта правил долго и счастливо.
Папу Римского могут выбрать из мирян
Процедура выборов главы католической церкви предусматривает возможность выбора не только из духовных лиц, но и из мирян: соответственно, продумана и процедура посвящения выбранного Папы сперва в священники, а затем и в епископы. Правда, подобного за всю историю ни разу не случилось.
У женщин Швейцарии долго не было права выбора
Женщины в этой прекрасной во всех отношениях стране не имели избирательного права вплоть до 1971 года — а в некоторые органы местного значения не могли выбирать аж до 1991 года.
Однажды в парламент баллотировался актер-комик
Датский актер-комик Якоб Хаугард в 1979 году на полном серьезе баллотировался в парламент своей страны — но с совершенно шуточной программой. Он обещал законодательное установление границ суток для своих избирателей — ровно по 8 часов на свободное время, сон и работу.
Среди других пунктов значились: попутный ветер на велодорожках, добавление “Нутеллы” в солдатский рацион и запрет на очереди в супермаркетах. Между прочим, он заседал в парламенте 4 года после победы; а вот удалось ли ему выполнить свои обещания — неизвестно.
В Австралии выборы — обязательные
Жители самого маленького континента обязаны участвовать в любых выборах, если им уже исполнилось 18 лет. Если же они отказываются волеизъявлять свои симпатии без уважительной на то причины, их ожидает весьма солидный штраф.
Выборы в древней Греции
Выбор религии народом всегда определяется его правителями. Истинной религией всегда оказывается та, которую исповедует государь; истинный бог – то бог, поклоняться которому приказывает государь; таким образом, воля духовенства, которое руководит государями, всегда оказывается и волей самого бога.
Из Темных веков — периода упадка, наступившего в XI-IX вв. до н. э. — Эллада вынесла семена нового государственного устройства. От первых царств остались россыпи деревень, кормивших ближайший город — центр общественной жизни, рынок и убежище на время войны. Вместе они составляли государство-город («полис»). Крупнейшими полисами были Афины, Спарта, Коринф и Фивы.
Возрождение из тьмы
Во времена Темных веков, греческие поселения распространились от южной части Балканского полуострова до западного побережья Малой Азии (нынешняя территория Турции), охватывая острова Эгейского моря. К началу VIII века до н. э. греки начали восстанавливать торговые отношения с другими народами, экспортируя оливковое масло, вино, гончарные и металлические изделия. Благодаря недавнему изобретению алфавита финикийцами начала возрождаться письменность, утраченная в период Темных веков. Однако установившийся мир и процветание привели к резкому росту населения, и прокормить его становилось все труднее из-за ограниченной сельскохозяйственной базы.
Пытаясь решить эту проблему, греки отправляли целые партии своих граждан осваивать новые земли, основывать новые колонии, способные обеспечивать себя. Многие греческие колонии обосновались на юге Италии и на Сицилии, поэтому вся эта территория стала называться «Большой Грецией». За два столетия греки построили немало городов вокруг Средиземного и даже на побережье Черного моря.
Процесс колонизации сопровождался резкими переменами в полисах. Монархия уступала место аристократии, то есть правлению наиболее знатных землевладельцев. Но с расширением торговли и введением в оборот металлических денег примерно в 600 году до н. э. по примеру соседнего царства Лидия на юге Малой Азии их позиции заметно пошатнулись.
В VI веке до н. э. в полисах постоянно возникали конфликты, ко власти часто приходили тираны. «Тиран» — слово греческое, как и «аристократия», но у древних греков не подразумевалось, что режим тирана жесток и антинароден, а означало, что человек насильственно захватил власть, но мог при этом быть реформатором.
Несмотря на реформы знаменитого законодателя Солона, власть в Афинах захватил тиран Писистрат. Но после изгнания из Афин преемника Писистрата Гиппия в 510 году до н. э. была принята демократическая конституция. Выборы в древней Греции. Это еще одно слово греческого происхождения, которое означает правление демоса, то есть народа. Греческая демократия была ограниченной, поскольку женщины и рабы не имели права голоса. Но в силу малых размеров городов граждане могли не зависеть от избранных ими представителей, так как принимали непосредственное участие в определении законов и обсуждении особо важных решений на народных собраниях.
В V веке до н. э. во многих полисах вспыхивали конфликты между демократическими и олигархическими партиями. Сторонники олигархии полагали, что власть в обществе должна принадлежать самым состоятельным горожанам.
Афины и Спарта
Если Афины можно назвать оплотом демократии, то Спарта по праву считалась центром олигархии. Спарту отличал целый ряд и других особенностей.
В большинстве греческих государств процентное отношение рабов к свободным гражданам было достаточно низким, в то время как спартиаты жили как «господствующая раса» в окружении превосходящего количества потенциально опасных рабов-илотов. Для поддержания своего господства весь народ Спарты был превращен в касту воинов, которых с раннего детства обучали терпеть боль и жить в казарменных условиях древней Греции.
Хотя греки были ярыми патриотами своих городов, они признавали, что являются одним народом — эллинами. Их объединяла поэзия Гомера, вера во всемогущего Зевса и других олимпийских богов, и культ развития умственных и физических способностей, выражением которого были Олимпийские игры. Кроме этого греки, чтившие верховенство права, ощущали свое отличие от других народов, которых они огульно окрестили «варварами». Как при демократии, так и в олигархических полисах у всех были юридические права, и гражданина нельзя было лишить жизни по капризу императора — в отличие от, например, персов, которых греки считали варварами.
Тем не менее, персидская экспансия, начавшаяся в VI веке до н. э. и направленная против народов Древней Греции и Малой Азии, казалась неминуемой. Впрочем, персы не особенно интересовались землями греков — бедными и удаленными по ту сторону Эгейского моря, пока Афины не поддержали азиатских греков, взбунтовавшихся против персидского правления. Восстание было подавлено, и в 490 году до н.э. персидский царь Дарий отправил войска отомстить Афинам. Однако афиняне одержали убедительную победу в битве при Марафоне — в 42 км от Афин. В память о подвиге гонца, пробежавшего все это расстояние без остановки, чтобы побыстрее сообщить радостную несть, в программу Олимпийских игр включен марафон.
Десять лет спустя сын и преемник Дария Ксеркс организовал значительно более массированное нападение. Он приказал выстроить в ряд свои корабли, образовав мост через пролив Геллеспонт, разделявший Малую Азию и Европу (нынешний пролив Дарданеллы), по которому прошло его громадное войско. Перед лицом общей угрозы греческие города вынуждены были объединиться. Выборы в древней Греции. Армия Ксеркса шла с севера, и греки, собравшие войска из разных городов, совершили настоящий подвиг, поставив заслон на пути персов. Царь Леонид и его 300 спартанцев отдали свои жизни, стараясь как можно дольше удержать узкое Фермопильское ущелье.
К сожалению, гибель спартанцев оказалась напрасной, поскольку Древняя Греция все-таки пала под натиском противника. Жителей Афин эвакуировали, и захватчики сожгли все храмы в Акрополе. Хотя за год до войны предводитель афинян Фемистокл серьезно укрепил флот, по количеству кораблей он безнадежно уступал превосходящим силам персов и покоренных ими финикийцев. Но Фемистоклу удалось загнать персидскую армаду в узкий Саламинский пролив, где она была лишена возможности маневра. Это вызвало панику в рядах персов и позволило грекам начисто разбить вражеский флот.
Решающее сражение
Саламинское сражение можно считать одним из величайших событий истории. Год спустя персидская армия была разбита при Платеях, и Греция вновь обрела свободу.
Поскольку Спарта фактически устранилась от освободительной борьбы, Афины стали бесспорным лидером в Древней Греции. В 478 году до н. э. был заключен Делосский союз, что позволило Афинам и их союзникам объединить свои ресурсы и продолжать войну. Однако вскоре союз превратился в орудие политического радикализма. Союзники обязаны были ввести в своих государствах демократические формы правления по образцу Афин и финансировать содержание постоянно увеличивавшегося флота для нужд общей обороны. После окончания войны с персами в 449 году до н. э. союз сохранился, и все попытки выйти из него сурово пресекались.
Классические Афины
V век до н. э. считается великим веком классицизма греческой цивилизации, который прежде всего отождествляется с Афинами. Но и до, и после этого периода другие греческие полисы внесли весьма существенный вклад в греческую культуру, подарив миру немало шедевров поэзии, керамики и скульптуры, а также первых философов, пытавшихся объяснить вселенную с позиций физики, а не волшебством и чудесами.
И все же главные достижения человеческой мысли и искусства связаны с Афинами. Среди отстроенных в Акрополе храмов самым знаменитым является Парфенон с его совершенными пропорциями и превосходными лепными украшениями. Первые в мире драматические произведения возникли на основе афинских ритуалов в честь бога Диониса. Афинские философы, в том числе знаменитые Сократ и Платон, первыми подвергли глубокому анализу вопросы морали и политических идеалов. Кроме того, Афины были родиной Геродота Галикарнасского, первого настоящего историка (то есть ученого, занимающегося критическими исследованиями, а не просто пересказыванием басен и слухов).
Не менее выдающимся историком был Фукидид, бывший не только военачальником афинской армии, но и летописцем великой Пелопоннесской войны 431-404 годов до н.э. Обеспокоенные возрастанием могущества Афин, спартиаты основали Пелопоннесский союз, в который вошли представители крупного Пелопоннесского полуострова на юге материковой территории Древней Греции. Первые столкновения между двумя союзами были нерешительными, и казалось, такое положение сохранится надолго. Однако посте того как в Афинах вспыхнула чума, унесшая жизнь предводителя афинян Перикла, Спарта одержала победу в этом противостоянии. Но хотя спартанцы и контролировали территорию вокруг Афин (Аттику), сам город оставался для них неприступным, поскольку окружавшие город знаменитые Длинные стены отрезали подступы к порту Пирей, откуда в Афины доставлялись припасы. Выборы в древней Греции. Таким образом, господство Афин на море сохранилось.
Побежденные победители
После семилетнего перемирия вновь разразилась война, когда афинское войско, обложившее могущественный греческий город на Сицилии Сиракузы, само оказалось в окружении, и весь экспедиционный корпус был полностью уничтожен. Спартанцы замкнули Афины в плотное кольцо блокады. Афинский флот был разгромлен в сражении при Эгоспотамах. В 404 году до н. э. голодающий город был вынужден сдаться.
Спарта и Фивы
Доминирование Спарты также продлилось недолго, ей противостояло объединение Афин, Коринфа и Фив. В 371 г. до и. э. фиванцы под предводительством Эпаминонда в битве при Ловктрах нанесли Спарте сокрушительное поражение.
Превосходство Фив оказалось еще более быстротечным, и во вторую половину IV столетия Греция вступила как никогда разъединенной. В сравнении с другими государствами, Македония, находившаяся на севере Греции, оставалась слаборазвитой окраиной, но ею правил талантливый царь Филипп II Македонский, и у нее была прекрасно подготовленная армия. В 338 году до н. э. в сражении при Херонее македонское войско полностью разгромило объединенную армию афинян и фиванцев. В Древней Греции появился единый правитель. Начиналась новая эра.
Пусть человеку нет никакой выгоды лгать – это ещё не значит, что он говорит правду: лгут просто во имя лжи.
Выборы должностных лиц в Древней Греции
Афины были политическим центром и гегемоном большого союза греческих городов (Первого Афинского морского союза в V в. до н. э. и Второго Афинского морского союза в IV в. до н. э.). В Афинах проживало многочисленное население, шла насыщенная различными событиями жизнь. Это ставило перед государством многие проблемы по управлению и организации административного аппарата.
Городское управление осуществлялось с помощью выборных магистратур, специальных должностных лиц. Совет 500 в свою очередь непосредственно контролировал их деятельность. Высшими магистратами в Афинах были коллегии архонтов и стратегов. Коллегия девяти архонтов была одним из древнейших государственных органов, восходящих еще к VIII в. до н. э. Компетенция архонтов была довольно широкой: по имени первого архонта назывался год, архонты имели влияние на военные дела, контролировали важнейшие религиозные церемонии и празднества, определяли порядок рассмотрения многочисленных судебных дел как частного, так и государственного порядка, включая дарование гражданских прав или обвинения в ниспровержении государственного строя.
Выборы в древней греции. Фото: John S Y Lee
Одной из самых авторитетных правительственных коллегий в Афинах была коллегия 10 стратегов. Стратеги возглавляли военную организацию Афинского государства, проводили набор войска, командовали им во время военных действий, возглавляли гарнизоны. Стратеги отвечали за военное финансирование, они же распоряжались захваченной добычей. В условиях постоянных войн в V–IV вв. до н. э. коллегия стратегов сосредоточила в своих руках руководство ключевыми вопросами государственной политики, а наиболее крупные политические деятели Афинского государства занимали именно пост стратега, а не архонта. В руководстве военными делами стратегам помогали и другие выборные лица: 10 таксиархов, командовавших гоплитскими контингентами, 2 гиппарха — командиры конницы, 10 филархов — командиров более мелких отрядов конницы. На все эти военные должности подбирались граждане, обнаружившие способности к военному делу, получившие специальную подготовку. Они избирались открытым голосованием, в то время как на все гражданские должности назначали по жребию. Открытое голосование должно было исключить риск выбора на ответственную военную должность человека некомпетентного или не способного к командованию.
В органы управления входили и многочисленные финансовые коллегии, и это понятно: в условиях интенсивной хозяйственной жизни и активной государственной политики составление бюджета, финансирование многочисленных мероприятий имело особое значение. Финансовое обеспечение афинского войска занимало очень большое место в деятельности стратегов. В системе афинской демократии существовало несколько специальных коллегий, руководивших разными сторонами финансовой деятельности. Так, хранителями всей государственной казны были 10 казначеев богини Афины; главной заботой 10 полетов был контроль за поступлениями в казну (от сдачи в аренду государственных имуществ до получения налоговых сумм и других поступлений); 10 аподектов отмечали в списках все поступления в казну и выдавали должностным лицам положенные им суммы; 10 логистов регулярно проверяли финансовую отчетность должностных лиц. Нужно сказать, что учреждение нескольких финансовых коллегий, контролирующих друг друга, было и эффективным способом борьбы с казнокрадством и другими финансовыми злоупотреблениями должностных лиц. Такая система если не исключала целиком, то сводила к минимуму коррупцию, возможность хищения государственных средств.
В Афинах было также множество различных коллегий магистратов, основными функциями которых была организация управления внутригородской жизнью. 10 астиномов следили за санитарным состоянием города, 10 агораномов наблюдали за соблюдением правил рыночной торговли, 10 метрономов отвечали за правильность мер и весов, 10 ситофилаков, хлебных надзирателей, постоянно следили за ценами на хлеб (о важности этой коллегии говорит тот факт, что в середине IV в. до н. э. число ее членов увеличилось с 10 до 35: 20 вели наблюдение за хлебной торговлей в Афинах, а 15—в Пирее.) Полицейские функции, включая надзор за тюрьмами, приведение в исполнение смертных и других приговоров, осуществляла коллегия из 11 членов. В их распоряжении находился отряд из 300 государственных рабов, вооруженных луками, которых называли скифскими стрелками (хотя там могли быть рабы и других народностей). Избирались и другие коллегии должностных лиц. По словам Аристотеля, ежегодно в коллегии избиралось в Афинах до 700 различных должностных лиц.
В целом это был довольно многочисленный, разветвленный административный аппарат. Но он не был бюрократическим, отделенным от массы афинского гражданства. Прежде всего все коллегии должностных лиц избирались лишь на один год. Дважды избираться на одну и ту же должность запрещалось (исключение было сделано для военных). Все магистратуры были коллегиальными, и возможность сосредоточить власть в одних руках исключалась. В Афинах была принята демократическая процедура избрания: кроме военных магистратур кандидаты на все другие должности избирались по жребию из представителей всех имущественных разрядов, включая и граждан — бедняков. За отправление магистратур назначалась плата в размере дневного заработка ремесленника или несколько выше (от 3 до 5 оболов), что обеспечивало реальные условия для участия в управлении граждан низшего имущественного разряда. Так как повторное переизбрание исключалось, а коллегии были многочисленными, то практически каждый гражданин мог быть избран на одну или несколько должностей и тем самым принять прямое участие в государственном управлении своего полиса.
Выборы в Древнем Риме: классика политтехнологий
Структура государственного управления в республиканском Риме основывалась на праве граждан избирать и быть избранными в различные органы власти, самоуправления и культа, суды. Конечно, существовали существенные имущественные и временные цензовые ограничения, но от голосов большинства свободного населения государства, так или иначе, зависело право «сильных мира сего» находиться при власти. Преторы и пропреторы, консулы и проконсулы, трибуны, эдилы (мэры городов), цензоры, жреческие коллегии, городские магистраты избирались тайным голосованием в т. н. центуриатных комициях, объединяющих всех граждан.
Сперва выборы ограничивались одним днём и, если не успевали избрать всех должностных лиц, оставшиеся просто кооптировались без голосования. С 448 года до н.э. в силу вступил закон, по которому собрание народа должно было продолжаться ровно столько, сколько необходимо для замещения всех должностей.
Выборам предшествовала избирательная кампания. Соискатели народной поддержки одевались в белую тогу (candida, отсюда и происходит слово – «кандидат»), ходили по центру города и призывали граждан отдать за них голоса. Тогдашние избирательные технологии регулировались законами de ambitu (буквально – «обход по очереди»), которые ограничивали наиболее нахальные домогательства претендентов на рынках и ярмарках, попытки подкупить избирателей и фальсифицировать результаты голосования.
De ambitu 358 года до н.э. предусматривал, что можно было обратиться к гражданину по имени и взять его за руку, но «кандидаты не должны устраивать попоек, не присылать подарки, не давать деньги на сохранение». «Первые два требования, – признавал Плиний Младший, – нарушали открыто и чрезмерно; третье – тайно, хотя про это все хорошо знали». Следующие законы (102, 67, 63 годов до н.э.) запрещали денежные подкупы и устроительство бесплатных зрелищ для народа. За невыполнение этого предусматривалось наказание денежными штрафами, запретом занимать определённые должности, или даже 10-летним изгнанием.
Поскольку избрание магистрата во многом зависело от голосов городской бедноты, то будничным делом стало привлекать её на свою сторону в обмен на торжества с играми и раздачей хлеба, вина и масла, а также непосредственным денежным подкупом. Существовала целая система распространителей (divisores) и посредников (sequestres) между кандидатом и избирателями, которые занимались раздачей хлеба до и после выборов (в нашем случае – пакетов с гречкой) и не скрывали целей своей работы. Агитировали за кандидатов не только они сами, но и многочисленные толпы зависимых от них людей («клиентела», у нас – доверенных лиц), наёмников (у нас – агитаторов) и рабов. Частыми были случаи, когда избирателям раздавали средства на улицах или на трибунах цирков.
Признанным мастером подобных методов ведения избирательных кампаний был Юлий Цезарь. На заре своей политической карьеры он претендовал на место верховного жреца – понтифика. При этом он влез в такие долги для подкупа избирателей, что, вспоминая о них, он сказал в день голосования матери: «или я вернусь понтификом, или совсем не вернусь». «И действительно, – пишет Гай Светоний Транквилл, – он настолько пересилил обоих своих опаснейших соперников (Катул и Сервилий Исаврик, из которых первый даже предлагал ему взятку за отказ от кандидатуры), намного превосходивших его и возрастом, и положением, что даже в их собственных трибах он собрал больше голосов, чем оба они во всех вместе взятых».
Суммы на избирательную кампанию иногда шокировали даже опытных державных мужей. Цицерон приводит пример, когда кандидаты Меммий и Домиций, заключившие соглашение против конкурента, обещали центурии, которая будет голосовать первой 10 миллионов сестерциев.
Известного римского политика и полководца Гая Марция как-то исключили из Сената за подкуп граждан во время выборов преторов. Подозрения вызвало то, что раб одного из приверженцев Мария постоянно находился около перегородки, за которой голосовали избиратели. Ничего внятного относительно того, что там мог делать раб, не имеющий права голоса, кандидат пояснить не смог.
Процедура голосования происходила на Марсовом Поле под Римом, где 35 триб (территориальных объединений) решали, кого они будут поддерживать на выборах. Каждая триба имела один голос. На ограждённое место запускали людей, которые выходили из него к урнам для голосования. Сколько людей придёт на собрание трибы – сотни или десятки тысяч, никого не интересовало. Это, со временем, навело политиков на мысль, что кто контролирует Марсово Поле («Майдан»), тот и будет контролировать выборы. На это место можно было собрать тысячи плебса, впрочем, лучше – вооружённых и крепких мужиков. А где их искать, как не в римских легионах?
Активность легионеров и ветеранов проявлялась в том числе и в рекомендательных письмах своим родственникам и знакомым голосовать за полководца и его людей. Подобным образом в 108 году до н.э. консулом стал Гай Марий, воины которого написали тысячи писем в Рим с призывом голосовать за него, как за единственного, кто сможет довести войну с нумидийским царём Югуртой до победного конца. Хотя роль людей с оружием не всегда была настолько «политкорректной». В 55 году до н. э. Юлий Цезарь, не надеясь на письма, прислал на выборы членов магистрата несколько тысяч своих воинов из Галлии. А в 101 году до н.э. Луций Сатурнин, много сделавший для принятия законов, по которым отставные солдаты получали бы большие наделы земли, баллотировался на должность народного трибуна. Во время голосования, когда было избрано девять трибунов и всё шло к тому, что десятым станет некто Авл Ноний, сторонники Сатурнина обвинили конкурентов в фальсификации и устроили драку, приведшую к смерти Нония.
Во время следующих консульских выборов обнаглевший Сатурнин, увидев, что его ставленник Главций вчистую проигрывает Меммию, приказал своим сторонникам убить Меммия прямо в народном собрании. Такие фокусы разозлили народ, и могущественные покровители Сатурнина решили пожертвовать его головой для общественного спокойствия.
Не всегда сила побеждала хитрость. В 63 году до н.э. выборы консула вчистую проиграл известный римский политик Луций Катилина, сделавший основную ставку на ветеранов Суллы, а в 51 году до н.э. – выдвиженец самого Цезаря – Калидий, за которого вновь «агитировали» галльские легионы.
На фоне подобных безобразий показная принципиальность ничего, кроме смеха не вызывала. Как-то всё тот же Гай Марий претендовал на должность консула. Перед выборами ещё один наш знакомый – Сатурнин, получив щедрые подарки от Мария, произнёс торжественную речь с призывом поддержать его кандидатуру. Когда же Марий стал притворно отказываться, Сатурнин, под дружный гогот собравшихся, стал патетично называть его предателем отечества, который оставляет свои обязанности в сложное время. Плохая игра обоих актёров была лишней формальностью – результат-то был известен заранее…
Сохранилось письмо Квинта Цицерона к своему брату – будущему великому оратору Марку Цицерону, в котором он даёт советы, как стать консулом. “Вот о чем должен ты размышлять чуть ли не каждый день, спускаясь на форум: «Я — человек новый, добиваюсь консульства, это — Рим»”, – наставляет будущего великого политика его брат.
Шансы у тебя есть, несмотря на то, что ты человек не знатный, – пишет Квинт, – тебе не будет трудно бороться с этими соперниками, которые в гораздо меньшей степени знамениты своим происхождением, чем знатны своими, пороками. Тебе, Цицерон, даже «желательны такие соперники: оба с детства убийцы, оба развратники, оба в нужде». «Старайся привлечь на свою сторону знатных молодых людей или хотя бы сохранить тех, кто к тебе расположен». Но, в то же время, «позаботься о том, чтобы было ясно, что у тебя есть многочисленные друзья из разных сословий», ведь и рабы влияют на мнение своих хозяев.
Агитация должна охватывать не только столицу, но и распространяться на провинции и колонии. Необходимо обещать помощь всем, даже тем, кто ею никогда не воспользуется. Кандидат должен быть всегда любезным и спокойным, к каждому на улице обращаться по имени, слушая раба, шепчущего на ухо. На людях следует появляться с большой свитой, чтобы все думали, что у претендента много друзей. Сенаторам следует напоминать, что он всегда будет на их стороне, сословию всадников, что он из их рода, а народу – что он защищал в судах популярных трибунов.
Главное для победы на выборах – помощь друзей и симпатии народа. «Если ты хочешь быть избранным, – заканчивает свое письмо Квинт, – то хвали всех и все!»
Эффективное использование избирательных технологий, которые могли привести к власти любого, у кого были средства и связи, привело к тому, что в магистрат проходили лица, для которых все, кроме прибыли было пустым звуком. «Люди, – писал Плиний Младший Тациту, – добивающиеся магистратур, считают Рим и Италию не родиной, а отелем, или постоялым двором, как иностранцы. Кандидаты бегают туда-сюда, услышав, что где-то продается, торгуются и этим еще набивают цену».
Завершились избирательные эпопеи прозаично. Со времен Юлия Цезаря и Октавиана Августа различные выборы по инерции продолжали проводиться, но решающим голосом на любых из них был один голос – императора.
Читайте далее: