Ворота Египта

Ворота Египта

35. Египетские ворота

Для въезжающих в Царское Село на автомобиле или автобусе, знакомство с исторической частью города начинается с Египетских (Кузьминских) ворот, к которым подводит главная городская магистраль – Петербургское шоссе.
Ворота расположены на круглой площади у пересечения Дворцовой улицы с Октябрьским бульваром, который до войны являлся границей города. На землях со стороны С.Петербурга располагалась деревня Большое Кузьмино, полностью уничтоженная во время войны. С другой стороны, сразу за площадью, начинался Александровский парк, позже несколько сокращённый.

Проект «ворот в полуциркуле против Кузьминской дороги» был разработан архитектором А. Менеласом ещё при жизни Александра I, но реализован уже его братом, Николаем I. Строительство новых ворот стало логичным завершением проложенного вдоль северной границы города Кузьминского бульвара, идею которого Александр I «подсмотрел» в Париже. По замыслу императора, все Царское Село должно было быть окружено бульваром, чтобы выехав из одного конца старого Екатерининского парка, можно было минуя городские улицы объехать весь город и вернуться во дворец через Александровский парк.

Мемориальные Египетские ворота возвели в течении 1827-1830-х гг. Две каменные кордегардии (караулки) в виде усеченных пирамид, украшенные чугунными плитами с рельефами египетской тематики, соединялись решеткой, венчаемой импровизированным шлагбаумом в виде пальмовых ветвей. Цвет окраски панелей ворот воспроизводил цвет камня – песчаника, из которого строились древнеегипетские храмы.

Созданные по мотивам древнеегипетского искусства, Египетские ворота всё же весьма далеки от настоящего Египта и символика на воротах не несёт какой то особой смысловой нагрузки. В начале XIX века изучение Египта ещё только начиналось. Пока не были расшифрованы иероглифы, но уже были изданы многотомные труды с зарисовками французских ученых, сопровождавших Наполеона в египетском походе. Используя эти рисунки А. Менелас скомпилировал рельефы для отделки ворот, рисунки панелей выполнил художник И.А. Иванов, скульптор В.И. Демут-Малиновский выполнил гипсовые модели для отливок.
После кончины А. Менеласа, строительство завершилось по руководством архитекторов А.А. Тона и К.А. Тона.

Во время Великой Отечественной войны Египетские ворота оказались на линии фронта, дальше которой оккупанты пройти не смогли. Получившие серьёзные повреждения, они были капитально отреставрированы после 1949 года.
Вплоть до 1987 г. сквозь арку ворот проходила автомобильная дорога, но после того как в одну из караулок врезался грузовик, трассу изогнули вокруг площади.
На островке у ворот сохранилось старое булыжное мощение, напоминающее о историческом облике полотна Царскосельской дороги. Правда, чтобы рассмотреть его поближе, придётся рисковать жизнью – пешеходного перехода к воротам через дорогу нет.

Памятник А.С. Пушкину у Египетских ворот

О том, что современный Пушкин носит имя великого поэта, гостям города сразу напоминает бронзовый памятник А.С. Пушкину, встречающий гостей у безымянного сквера за Египетскими воротами, на углу Октябрьского бульвара и Дворцовой улицы.

У этого памятника столь же непростая судьба, как и у одноимённого города, да и своё место он обрёл далеко не сразу.

Бронзовая скульптура А.С. Пушкина была создана архитектором В.И. Яковлевым и скульптором Л.А. Берштамом в 1912 году и впервые представлена публике на выставке в Париже. Там её приобрёл последний русский император Николай II и отправил в Россию, где она затерялась на железнодорожных складах. Скульптура пережила царя, монархию, революцию и гражданскую войну, укрывшись от бурь истории на бывшем вокзале царской железнодорожной ветки, где её и нашли сотрудники детскосельских дворцов-музеев. В 1923-1925 годах она украшала вестибюль бывшего Царскосельского лицея, а в 1938 г. после переименования Детского Села в город Пушкин, статую поэта установили в сквере у Египетских ворот.

Во время Великой Отечественной войны памятник оказался на самой линии фронта и получил 142 пробоины – фашисты использовали его в качестве мишени, но в этой неравной дуэли бронзовый Пушкин устоял. К 1949 году отреставрированный памятник поэту снова встречал приезжающих в город своего имени.

Пушкин: Египетские (Кузьминские) ворота — Египетский Санкт-Петербург

В городе Пушкине на стыке Дворцовой улицы, Октябрьского бульвара и Петербургского шоссе расположены уникальные Египетские ворота. Это монументальное сооружение служит пропилеями при въезде в город Пушкин со стороны Санкт-Петербурга.

Как понятно из названия, при их создании в декоративном убранстве были использованы формы и мотивы искусства Древнего Египта, характерные для периода египтомании. Изначально их разместили на въезде в Царское Село со стороны бывшей слободы Большое Кузьмино, от которой и произошло их оригинальное название.

Создал этот красивый памятник архитектуры известный зодчий Адам Адамович Менелас в египетском стиле. Разработанный Менеласом проект “ворот в полуциркуле против Кузьминской дороги” был утверждён императором Николаем I в 1826 г. А сооружены они были в 1827—1830 гг.

Интересная архитектура ворот

Ворота спроектированы как 2 кордегардии (караулки), напоминающие по форме усеченные египетские пирамиды. Ворота состоят из 2-х башен, объединённых звеньями ограды. Башни — каменные трехэтажные пилоны-караулки, завершенные плоской крышей.

Кордегардии соединены решёткой, увенчанной импровизированным шлагбаумом в виде пальмовых ветвей. Они были сложены из кирпича, в каждый пилон вошло до 65 000 штук кирпича. Пилоны являются сторожевыми помещениями — кордегардиями. Кирпичные стены облицованы чугунными плитами с рельефными изображениями.

Египетские изображения

Внутри пилоны разделены перекрытиями на 3 этажа. Помещения освещается небольшими окнами, равными по высоте одному ряду барельефов. В верхней части находятся прогнутые карнизы из чугуна, украшенные изображениями солнечных дисков, жуков-скарабеев и змеиных голов.

С внешней стороны стены облицованы чугунными плитами, на которых находятся рельефные изображения 30 различных сцен из египетской мифологии. На фронтальных плоскостях пилонов расположены парные фигуры бога Осириса, в образе человека в мужской одежде и в короне из листьев папируса, на боковых плоскостях — парные изображения богини Маат.

На верхнем ярусе изображена богиня Исида, держащая на руках ребенка — бога Гора. Ниже, на ярусах, представлены ритуальные сцены посвящения в фараоны. Основная часть барельефов посвящена различной деятельности древних египтян, главным образом, сельскохозяйственной.

Мастера, задействованные в создании

Картоны 30 рельефных изображений выполнил в натуральную величину художник — Василий Додонов под руководством А. А. Менеласа. Модели для отливки вылепил из глины скульптор — Василий Иванович Демут-Малиновский. Им же были исполнены макеты 7 рельефных изображений вокруг дверей.

На рельефных изображениях, расположенных на 6-ти горизонтальных рядах, воспроизведены сцены из египетской мифологии и быта древних египтян. К стенам караулок с запада и востока примыкают монументальные чугунные гермы с головой фараона, отлитые, как и рельефы, по модели В. И. Демут-Малиновского.

Внутри ворот установлены двухсторонние гермы, которые служат опорами для решётки из прутьев в виде стеблей лотоса, завершающихся цветами. Сами караулки, их облицовка, а также решётка ворот выполнены на Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге.

Интересные факты

Булыжное мощение под сквозной аркой ворот напоминает об историческом облике полотна Царскосельской дороги, которая с 1717 года направлялась отсюда по прямой перспективе к Екатерининскому дворцу.

После постройки в 1900-1902 годах 3-й ветки железной дороги от Витебского вокзала до Царского павильона (“Императорского пути”), железнодорожные пути стали проходить прямо у ворот. После революции пути были разобраны.

Одна из башен ворот была жилой вплоть до 1985 г. В ней проживал некто В. В. Игнатов, причём до самой своей смерти. Игнатов работал сторожем в Ленинградском сельскохозяйственном институте, расположенном неподалеку от ворот.

На 1-м этаже размещались прихожая и туалет; на 2-м — кухня и комната 7 — 8 м2; на 3-м — комната 10 — 12 м2. Отопление было печное, а водопровод отсутствовал. За водой приходилось ходить к ближайшей колонке. Адрес прописки у В. В. Игнатова был таков: “город Пушкин, дер. Большое Кузьмино, Египетские Ворота”.

Советская и наша история ворот

Египетские ворота отремонтировали буквально накануне Великой Отечественной войны. К сожалению, в ходе боевых действий в 1941-1944 годах они получили значительные повреждения.

После войны их реставрировали. В послевоенные годы часть чугунных плит, разбитых осколками снарядов, была отлита заново. Последняя реставрация осуществлялась в 1980-е годы. Тогда же проезжую часть перенесли на территорию вокруг ворот.

Египетские ворота поностью восстановлены. Реставрация вернула сооружению монументальный и одновременно очень гармоничный вид. Сегодня они радуют взоры местных жителей и туристов своим первозданным великолепным обликом.

Египетские (Кузьминские) ворота

Как добраться:

  • — На электричке до ж.д. станции «Царское Село – г. Пушкин», затем на любом автобусе или маршрутном такси до остановки «Египетские ворота»
  • — От станции метро «Московская», «Звездная», «Купчино» на любом автобусе или маршрутном такси до остановки «Египетские ворота».

Египетские ворота в Пушкине – один из ярчайших образцов египтомании, охватившей мир после египетского похода Наполеона. Во времена Николая I эта мода пришла и в Россию, мотивы египетского искусства, пережившего вечность, были к лицу блистательной столице Российской империи. Именно в этот период в Санкт-Петербурге заняли свое место легендарные сфинксы, был сооружен висячий Египетский мост, а Царское Село получило монументальные Египетские ворота.

История названия ворот

Первоначально ворота носили название Кузьминские, так как были построены при въезде в Царское Село со стороны бывшей слободы Большое Кузьмино и служили пропилеями (парадным входом) в Александровский парк, пока в 1895 году часть его территории не использовали под строительство казарм.

История строительства Египетских ворот

Строительство Египетских ворот в городе Пушкин было начато в 1827 году английским архитектором Менеласом совместно с выпускником Академии художеств иллюстратором Ивановым. Позже, после подписания контракта с Александровским чугунолитейным заводом, к творческому дуэту присоединились скульптор Демут-Малиновский и художник Дадонов, которые должны были нарисовать и изготовить модели иероглифов для чугунной отливки.

Примерно в то же время были начаты работы по рытью котлованов и возведению фундамента ворот. Самым сложным с технической точки зрения стало изготовление облицовочных чугунных плит, которые воспроизводили сюжеты из древнеегипетской мифологии. Более 37 сцен, посвященных легенде об Осирисе и Исиде, а также устройству загробного мира, по сей день украшают Египетские ворота.

Только в 1830 году отделка караулок была закончена. В октябре 1831 года в Царское Село прибыла решетка ворот, на установку которых потребовался год. Но руководящий строительством Менелас до завершения своей работы не дожил, после смерти архитектора от холеры руководство проектом было поручено Тону, который и довел его до конца.

Современность

Ворота потерпели значительный урон в ходе боевых действий в период Второй мировой войны. В 1980-е годы была проведена реставрация ворот. Тогда же перенесли проезжую часть на территорию вокруг ворот.

Египетские ворота (Пушкин)

Контактная информация

Египетские ворота расположены на площади, где сходятся Петербургского шоссе, Дворцовая улица и Октябрьский бульвар. Именно они встречают въезжающих в Пушкин со стороны Санкт-Петербурга.

Ворота выполнены в виде двух башен, соединенных между собой звеньями ограды. Башни-караулки в форме каменных трехэтажных пилонов, являющиеся основой ворот, завершены плоской крышей. Кордегардии (помещения для караула) сложены из кирпичей, которых в каждом пилоне до 65 тысяч штук. В декоративном убранстве ворот явно угадываются мотивы искусства Древнего Египта, вошедшие в моду в период так называемой египтомании, охватившей мир по окончании египетского похода Наполеона. Верхнее части пилонов декорированы прогнутыми карнизами из чугуна, украшенными барельефными изображениями змеиных голов, солнечных дисков, жуков-скарабеев.

Стены с внешней стороны облицованы чугунными плитами с барельефными изображениями тридцати сцен из египетской мифологии. С восточной и западной сторон к стенам ворот примыкают чугунные гермы, выполненные по модели В. И. Демут-Малиновского. Внутри ворот также установлены двухсторонние гермы, служащие опорами для решетки, изготовленной из прутьев в виде завершающихся цветами стеблей лотоса.

Цвет окраски ворот воспроизводит цвет камня-песчаника, использовавшегося в строительстве древнеегипетских храмов.

История Египетских ворот

Проект «ворот в полуциркуле против Кузьминской дороги» разработал архитектор Адам Адамович Менелас еще при Александре I, но утвержден он был уже после смерти Александра Павловича – 11 декабря 1826 года императором Николаем I.

Проект предусматривал строительство Кузьминских (Египетских) ворот на пересечении бульвара, являвшегося границей города, и Кузьминской улицы. Кузьминскими ворота стали называть по деревне Большое Кузьмино, располагавшейся сразу за воротами со стороны Санкт-Петербурга (уничтожена во время войны) и населенной потомками «переведенцев» из дворцовых сел, вызванных Петром I для заселения этих земель после возвращения их России. До упразднения крепостного права Кузьмино являлось одной из деревень Царскосельской Государевой вотчины.

Замысел строительства ворот стал логичным завершением Кузьминского бульвара, проходившего вдоль северной границы Царского Села – идея, «подсмотренная» Александром I в Париже. Все Царское Село, по замыслу императора, следовало окружить бульваром, который позволил бы объехать весь город минуя городские улицы.

Строительство мемориальных Египетских ворот было начато в 1827 г. и завершено 1830-м. Ворота, возведенные по древнеегипетским мотивам, все же довольно далеки от искусства настоящего Египта, символические барельефы не несут какую-то особенную смысловую нагрузку. В начале XIX столетия только начиналось изучение Египта, иероглифы еще не были расшифрованы, однако уже были опубликованы многотомные труды, содержавшие зарисовки французских ученых, сопровождавших Наполеона I в египетском походе. Адам Менелас, используя эти рисунки, скомпилировал рельефы для украшения ворот. Под руководством А. Менеласа картоны этих изображений выполнил в натуральную величину художник В. Додонов. Глиняные модели для отливки барельефов выполнены Василием Ивановичем Демут-Малиновским, который является также автором макетов 7 рельефов вокруг дверей, расположенных в шесть рядов.

Чугунные детали для ворот были отлиты в 1830 г. на Александровском чугунолитейном заводе. В том же году была завершена отделка караулок. Но только в октябре 1831 г. в Царское Село доставили решетку ворот, на их установку потребовался еще год. После смерти Менеласа, скончавшегося в августе 1831 г., руководство проектом поручили Константину Тону.

До Египетских ворот в XIX веке простирался Александровский парк, в 1895 г. часть его территории использовали для постройки казарм.

Во время войны с фашистской Германией линия фронта дошла до ворот, однако дальше оккупантам пройти не удалось. Ворота получили серьезные повреждения, но уже после 1949 г. были капитально отреставрированы.

Ранее автомобильная дорога проходила сквозь арку ворот, но в 1987 г. в одну из караулок въехал грузовик, после чего дорогу изогнули вокруг площади, а Египетские ворота отремонтировали.

Египетские ворота в Пушкине

Как добраться: электричкой с Витебского вокзала до ст. “Детское Село” (Пушкин). От вокзала на автобусе № 371 до остановки “Египетские ворота”.

Царское Село имеет не только Турецкие бани и Китайскую деревню, но и Египетские ворота. После расшифровки древнеегипетских иероглифов Франсуа Шомпальоном, Европу охватила мода на Древний Египет. Не осталась в стороне и Россия.

В 1827-1830 на въезде в Царское Село по Кузьминской дороге были поставлены Египетские или Кузьминские ворота. Их строительством руководил архитектор А. Менелас. Ворота выполняли функцию парадного въезда в город со стороны Петербурга. Их основой были две сужающиеся кверху караульные башни. Стены башен облицованы чугунными плитами с сюжетам из древнеегипетской мифологии. Плиты и створки ворот были отлиты на Петербургском чугунолитейном заводе в 1827—1830 годах.

Внутри башен можно было жить. Вот что вспоминает один из старожилов Пушкина:

“До 1985 года в Воротах проживал Валерий Валерьевич Игнатов, он работал сторожем в сельхоз институте (который расположен недалеко от ворот), и жил один в правой башне Ворот, причём на вполне законных основаниях, и прописка у него была смешная – город Пушкин дер.Большое Кузьмино Египетские Ворота. Внутри Ворот вполне комфортно – на первом этаже прихожая и туалет, на втором крохотная кухня и комнатушка – метров 7-8, на третьем хорошая комната около 10-12 метров – для одного жильца более чем достаточно, отопление печное, правда, нет водопровода, и воду приходилось носить с колонки через дорогу, метров 150. В 1985 году Валерий Валерьевич помер и Ворота с тех пор – необитаемые.”

Египетские ворота пострадали от артиллерийского огня в годы Великой Отечественной войны. Некоторые разбитые осколками снарядов чугунные плиты пришлось отливать заново. В послевоенные годы ворота неоднократно ремонтировались и реставрировались.

Египетские ворота

Достопримечательность
Египетские ворота
Кузьминские ворота
Страна Россия
Город Пушкин
Автор проекта А. А. Менелас
Строительство 1827—1830 годы
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781710832940006 (ЕГРОКН ). Объект № 7810468000 (БД Викигида)
Медиафайлы на Викискладе

Еги́петские (Ку́зьминские) воро́та — сооружены в 1827—1830 годах на въезде в Царское Село со стороны бывшей слободы Большое Кузьмино (Пушкин) (отсюда оригинальное наименование) по проекту Адама Адамовича Менеласа в египтизирующем стиле. Расположены на стыке Дворцовой улицы, Октябрьского бульвара и Петербургского шоссе. Проект «ворот в полуциркуле против Кузьминской дороги», представленный А. Менеласом, утверждён императором Николаем I 11 декабря 1826 года.

Содержание

Ворота являются пропилеями при въезде в город со стороны Санкт-Петербурга. В декоративном убранстве использованы формы и мотивы искусства Древнего Египта, характерные для периода египтомании.

Ворота состоят из двух башен, соединенных звеньями ограды. Башни — каменные трехэтажные пилоны — являлись сторожевыми помещениями — кордегардиями (караулками) и завершены плоской крышей. На крышу выходит печная труба от внутреннего отопления. Кордегардии сложены из кирпича, в каждый пилон было уложено до 65 тысяч штук кирпича. Внутреннее пространство пилонов разделено перекрытиями на три этажа. Помещения освещаются небольшими окнами, равными по высоте одному ряду барельефов. В верхней части находятся прогнутые карнизы из чугуна, украшенные изображениями солнечных дисков, жуков-скарабеев и змеиных голов.

С внешней стороны стены облицованы чугунными плитами, на которых находятся рельефные изображения 30 различных сцен из египетской мифологии. На фронтальных плоскостях пилонов расположены парные фигуры бога Осириса, в образе человека в мужской одежде и в короне из листьев папируса, на боковых плоскостях — парные изображения богини Маат. На верхнем ярусе изображена богиня Исида, держащая на руках ребенка — бога Гора. Ниже, на ярусах, представлены ритуальные сцены посвящения в фараоны. Основная барельефов посвящена различной деятельности древних египтян (главным образом сельскохозяйственной).

Картоны этих изображений под руководством А. А. Менеласа выполнены в натуральную величину художником В. Додоновым; глиняные модели для отливки рельефов выполнил Василий Иванович Демут-Малиновский. Он же является автором макетов семи рельефов вокруг дверей, которые расположены в шесть горизонтальных рядов.

С западной и восточной сторон ворот к стенам примыкают чугунные гермы по модели В. И. Демут-Малиновского. Двухсторонние гермы, установленные внутри ворот, служат опорами для решетки из прутьев в виде стеблей лотоса, завершающихся цветами.

Чугунные детали ворот были выполнены на Александровском чугунолитейном заводе в 1830 году.

После постройки в 1900—1902 годах третьей ветки железной дороги от Витебского вокзала до Царского павильона («Императорского пути»), железнодорожные пути стали проходить прямо у ворот. После революции пути были разобраны.

Накануне Великой Отечественной войны ворота отремонтировали, однако, в ходе боевых действий они получили значительные повреждения. Последняя реставрация осуществлена в 1980-е годы. Тогда же проезжую часть перенесли на территорию вокруг ворот.

Интересные факты [ | ]

Одна из башен была жилой вплоть до 1985 года, в ней проживал (до своей смерти) некто В. В. Игнатов, работавший сторожем в Ленинградском сельскохозяйственном институте, расположенном неподалеку от ворот. На первом этаже были прихожая и туалет, на втором кухня и комната 7—8 м 2 , на третьем комната 10—12 м 2 ; отопление было печное, водопровод отсутствовал, за водой приходилось ходить на колонку. Адрес прописки В. В. Игнатова выглядел как «город Пушкин, дер. Большое Кузьмино, Египетские Ворота».

Стилизованные изображения скарабеев на “Египетских Воротах” в г. Пушкине (фоторепортаж И.С.Смирнова)

И.С. Смирнов

Я не сомневался, что на Египетских Воротах в городе Пушкине Ленинградской области (прежние названия – Царское Село и Детское Село) должны быть изображения скарабеев. И вот недавно мне удалось сфотографировать это интересное архитектурное сооружение и детали его украшений. Краткое, но информативное описание памятника и старые фотографии я нашел на сайте Кирилла Филькенштейна. Почти целиком его страница приведена ниже.

Следующее ниже описание заимствовано с сайта Кирилла Филькенштейна.

КУЗЬМИНСКИЕ (ЕГИПЕТСКИЕ) ВОРОТА

Кузьминские (Египетские – К.Ф.) ворота выстроены в 1829 году в египетском стиле по проекту архитектора А. А. Менеласа. Моделировал иероглифы проф. В. Демут-Малиновский. Железные ворота с чугунными пилястрами и чугунные плиты с иероглифами, которыми обложены две каменные караулки по бокам ворот, отлиты в С.-Петербурге на Александровском заводе.

В декоративном убранстве использованы формы и мотивы искусства Древнего Египта. Каменные караулки ворот, сужающиеся кверху, завершаются массивными прогнутыми карнизами из чугуна, что придает небольшой постройке монументальный вид.

Карнизы украшены изображениями солнечных дисков, змеиных голов и жуков-скарабеев, являвшихся священными для египтян. Наружные стены облицованы чугунными плитами с рельефными изображениями различных сцен из мифологии и быта Египта. Рисунки тридцати рельефных изображений в натуральную величину сделал под руководством А. Менеласа художник В. Додонов. Модели из глины для отливки рельефов выполнил В. Демут-Малиновский.

Он же исполнил и макеты семи рельефов вокруг дверей, расположенных шестью горизонтальными рядами. К стенам караулок примыкают монументальные чугунные гермы, отлитые, как и рельефы, по модели В. Демут-Малиновского. Аналогичные гермы (но двухсторонние) служат опорами для ворот. Пространство между гермами забрано решеткой из прутьев в виде стеблей лотоса, завершающихся цветами.

До этих ворот простирался Александровский парк, пока в 1895 году часть его не была использована для постройки казарм. От ворот, за городской чертой, вдоль бульвара в начале ХХ века стал разрастаться новый дачный поселок.

Осень дарит прохладную краску,
сыплет мелкий снежок на межу.
Я чугунную слушаю сказку,
я в чугунную книгу гляжу.

Впечатления так достоверны!
Стебли лотоса глухо гудят.
Двухголовые стройные гермы
друг на друга глядят и глядят.

Жизнь подобная вряд ли приснится –
то ли праздничный сад, то ли суд.
Громыхнет фараон колесницей,
и снопы египтянки несут.

Невод полон, в корзинах не пусто.
В древнем погребе много вина.
И мне кажется: правда искусства
в этих ярусах заключена.

Полдень, отдых, и снова работа.
Здесь неплохо б устроить привал
и подолгу глядеть на ворота,
в ту страну, где вовек не бывал .

Адрес этой веб-страницы – http://kfinkelshteyn.narod.ru/Tzarskoye_Selo/Gorod/Egip_vorotal.htm
При создании страницы использованы следующие материалы:

1. С.Н. Вильчковский. Царское Село. Т-во Р.Голике и А.Вильборг. 1911.
2. А.Сочагин. Царское Село в открытках конца XIX – начала XX века. Санкт-Петербург. 2002.
3. Царское Село в поэзии. 122 поэта о Городе Муз. 1750-2000. Антология. С.Петербург. 1999.

4. С. Я. Ласточкин, Ю. Ф. Рубежанский “Царское Село – резиденция российских монархов”.
Архитектурный и военно-исторический очерк. СПб. 2000.

Идея, разработка, содержание, веб дизайн: Кирилла Финкельштейна,

Страница создана 30 ноября 2002 года. E-mail

Пелусий – ворота Египта


Страниц (3): [1] 2 3 »
” w /> Пелусий – ворота Египта , Раскопки в Египте
andr

сержант


Сообщений всего: 91
Дата рег-ции: 11.05.2013
Репутация: 0

Вот статья на сайте Archaelogy Institute of America: http://archive.archaeology.org/o. eatures/pelusium

В связи с Пелусием, воротами Египта, упоминаются ряд известных исторических персонажей, таких как египетские фараоны Нектанебы I и II, Псамметихи I и III, персидские цари Камибиз II и Артаксеркс Ох, сатрапы Фарнабаз и Тифрантес, а также Александр Македонский, Клеопатра, Цезарь, Помпей, Август, Тит, Адриан, Септимий Север, ряд арабских завоевателей и пару королей-крестоносцев.

Кроме того, в Библии Пелусий назван «Син, крепость Египетская» (Иез. 30, 15), а согласно Путеводителю по Евангельским местам (http://gospel.guide-israel.ru/places/452-peluzij) «Пелузий считается местом последней остановки Святого Семейства на Синайском полуострове во время своего бегства в Египет».

О последних зафиксированных датах, связанных с Пелусием, сообщается так: «В XII веке на город дважды нападали крестоносцы, сначала король Балдуин Фландрский, погибший около Пелусия в 1118 г., а затем иерусалимский король Амальрик, шедший походом против Саладина в 1169 г. После этого город был предан забвению».

Далее: «В 1910 г. французский египтолог Жан Кледо начал раскопки в Пелусии и составил карту его территории».

Таким образом, в период с 1169-1910 гг. о Пелусии ничего не известно.

И вот начали копать, и среди прочего выкопали то, что назвали: «Наиболее внушительный памятник Пелусия – 20-акровая крепость с 36 башнями, тремя воротами и стенами толщиной в семь футов. Она недавно была изучена египетскими и немецкими экспертами, которые датировали эту постройку шестым столетием н.э., основываясь на её архитектурном стиле».

Однако на сайте археологов нет ни одной фотографии этих самых «башен»; есть лишь фотография ворот, да и то с какого-то непонятного ракурса.

В этой связи предлагаю воспользоваться программой Google Earth. Координаты: 31 02’29.59” C 32 32’31.63” B (Pelusium, castle), и тут же убедиться, что никаких башен у крепости Пелусий нет. Зато имеются полукруглые выступы вовне крепостных стен, имеющих в истории военной науки вполне конкретное значение:

«БАСТЕЯ (то же, что и рондель) полукруглая каменная крепостная постройка XVI ст., заменившая крепостныя башни для продольнаго обстриливанія крепостной ограды. Б. располагались, гл. обр., въ исходящихъ углахъ, а на прямыхъ участкахъ ограды — только тамъ, где длина ея превосходила дальность ружейнаго выстрела. Б. имели большой выступъ въ поле, открытую горжу и являются прототипомъ позднейшаго бастіона» (Военная энциклопедия, 1911-1914). Другими словами, бастея – это бета-версия бастиона и она пришла на замену крепостной башни.

Более подробно об этом изобретении можно почитать здесь: http://www.rusarch.ru/jakovlev_v1.htm

Таким образом, то, что сегодня считается крепостю Пелусий по всем признакам является средневековой крепостью, построенной не ранее XVI в., как раз на тысячу лет позже, чем ее датировали египетские и немецкие эксперты.

Вывод: либо данные руины не имеют к историческому Пелусию никакого отношения, либо.

(Отредактировано автором: 11 мая 2013 — 21:23)

Египетские ворота

Еги́петские (Ку́зьминские) воро́та — сооружены в 1827—1830 годах на въезде в Царское Село со стороны бывшей слободы Большое Кузьмино (Пушкин) (отсюда оригинальное наименование) по проекту Адама Адамовича Менеласа в египтизирующем стиле. Расположены на стыке Дворцовой улицы, Октябрьского бульвара и Петербургского шоссе. Проект «ворот в полуциркуле против Кузьминской дороги», представленный А. Менеласом, утверждён императором Николаем I 11 декабря 1826 года.

Достопримечательность
Египетские ворота
Кузьминские ворота
59°43′45″ с. ш. 30°23′40″ в. д. H G Я O L
Страна Россия
Город Пушкин
Автор проекта А. А. Менелас
Строительство 1827—1830 годы
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781710832940006 (ЕГРОКН ). Объект № 7810468000 (БД Викигида)
Медиафайлы на Викискладе

Содержание

Ворота являются пропилеями при въезде в город со стороны Санкт-Петербурга. В декоративном убранстве использованы формы и мотивы искусства Древнего Египта, характерные для периода египтомании.

Ворота состоят из двух башен, соединенных звеньями ограды. Башни — каменные трехэтажные пилоны — являлись сторожевыми помещениями — кордегардиями (караулками) и завершены плоской крышей. На крышу выходит печная труба от внутреннего отопления. Кордегардии сложены из кирпича, в каждый пилон было уложено до 65 тысяч штук кирпича. Внутреннее пространство пилонов разделено перекрытиями на три этажа. Помещения освещаются небольшими окнами, равными по высоте одному ряду барельефов. В верхней части находятся прогнутые карнизы из чугуна, украшенные изображениями солнечных дисков, жуков-скарабеев и змеиных голов.

С внешней стороны стены облицованы чугунными плитами, на которых находятся рельефные изображения 30 различных сцен из египетской мифологии. На фронтальных плоскостях пилонов расположены парные фигуры бога Осириса, в образе человека в мужской одежде и в короне из листьев папируса, на боковых плоскостях — парные изображения богини Маат. На верхнем ярусе изображена богиня Исида, держащая на руках ребенка — бога Гора. Ниже, на ярусах, представлены ритуальные сцены посвящения в фараоны. Основная барельефов посвящена различной деятельности древних египтян (главным образом сельскохозяйственной).

Картоны этих изображений под руководством А. А. Менеласа выполнены в натуральную величину художником В. Додоновым; глиняные модели для отливки рельефов выполнил Василий Иванович Демут-Малиновский. Он же является автором макетов семи рельефов вокруг дверей, которые расположены в шесть горизонтальных рядов.

С западной и восточной сторон ворот к стенам примыкают чугунные гермы по модели В. И. Демут-Малиновского. Двухсторонние гермы, установленные внутри ворот, служат опорами для решетки из прутьев в виде стеблей лотоса, завершающихся цветами.

Чугунные детали ворот были выполнены на Александровском чугунолитейном заводе в 1830 году.

После постройки в 1900—1902 годах третьей ветки железной дороги от Витебского вокзала до Царского павильона («Императорского пути»), железнодорожные пути стали проходить прямо у ворот. После революции пути были разобраны.

Накануне Великой Отечественной войны ворота отремонтировали, однако, в ходе боевых действий они получили значительные повреждения. Последняя реставрация осуществлена в 1980-е годы. Тогда же проезжую часть перенесли на территорию вокруг ворот.

Одна из башен была жилой вплоть до 1985 года, в ней проживал (до своей смерти) некто В. В. Игнатов, работавший сторожем в Ленинградском сельскохозяйственном институте, расположенном неподалеку от ворот. На первом этаже были прихожая и туалет, на втором кухня и комната 7—8 м 2 , на третьем комната 10—12 м 2 ; отопление было печное, водопровод отсутствовал, за водой приходилось ходить на колонку. Адрес прописки В. В. Игнатова выглядел как «город Пушкин, дер. Большое Кузьмино, Египетские Ворота».

Египетские ворота (Пушкин)

Достопримечательность
Египетские ворота
Кузьминские ворота
Страна Россия
Город Пушкин
Автор проекта А. А. Менелас
Строительство 1827—1830 годы
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781710832940006 (ЕГРОКН ). Объект № 7810468000 (БД Викигида)
Медиафайлы на Викискладе

Еги́петские (Ку́зьминские) воро́та — сооружены в 1827—1830 годах на въезде в Царское Село со стороны бывшей слободы Большое Кузьмино (Пушкин) (отсюда оригинальное наименование) по проекту Адама Адамовича Менеласа в египтизирующем стиле. Расположены на стыке Дворцовой улицы, Октябрьского бульвара и Петербургского шоссе. Проект «ворот в полуциркуле против Кузьминской дороги», представленный А. Менеласом, утверждён императором Николаем I 11 декабря 1826 года.

Содержание

Ворота являются пропилеями при въезде в город со стороны Санкт-Петербурга. В декоративном убранстве использованы формы и мотивы искусства Древнего Египта, характерные для периода египтомании.

Ворота состоят из двух башен, соединенных звеньями ограды. Башни — каменные трехэтажные пилоны — являлись сторожевыми помещениями — кордегардиями (караулками) и завершены плоской крышей. На крышу выходит печная труба от внутреннего отопления. Кордегардии сложены из кирпича, в каждый пилон было уложено до 65 тысяч штук кирпича. Внутреннее пространство пилонов разделено перекрытиями на три этажа. Помещения освещаются небольшими окнами, равными по высоте одному ряду барельефов. В верхней части находятся прогнутые карнизы из чугуна, украшенные изображениями солнечных дисков, жуков-скарабеев и змеиных голов.

С внешней стороны стены облицованы чугунными плитами, на которых находятся рельефные изображения 30 различных сцен из египетской мифологии. На фронтальных плоскостях пилонов расположены парные фигуры бога Осириса, в образе человека в мужской одежде и в короне из листьев папируса, на боковых плоскостях — парные изображения богини Маат. На верхнем ярусе изображена богиня Исида, держащая на руках ребенка — бога Гора. Ниже, на ярусах, представлены ритуальные сцены посвящения в фараоны. Основная барельефов посвящена различной деятельности древних египтян (главным образом сельскохозяйственной).

Картоны этих изображений под руководством А. А. Менеласа выполнены в натуральную величину художником В. Додоновым; глиняные модели для отливки рельефов выполнил Василий Иванович Демут-Малиновский. Он же является автором макетов семи рельефов вокруг дверей, которые расположены в шесть горизонтальных рядов.

С западной и восточной сторон ворот к стенам примыкают чугунные гермы по модели В. И. Демут-Малиновского. Двухсторонние гермы, установленные внутри ворот, служат опорами для решетки из прутьев в виде стеблей лотоса, завершающихся цветами.

Чугунные детали ворот были выполнены на Александровском чугунолитейном заводе в 1830 году.

После постройки в 1900—1902 годах третьей ветки железной дороги от Витебского вокзала до Царского павильона («Императорского пути»), железнодорожные пути стали проходить прямо у ворот. После революции пути были разобраны.

Накануне Великой Отечественной войны ворота отремонтировали, однако, в ходе боевых действий они получили значительные повреждения. Последняя реставрация осуществлена в 1980-е годы. Тогда же проезжую часть перенесли на территорию вокруг ворот.

Интересные факты [ | ]

Одна из башен была жилой вплоть до 1985 года, в ней проживал (до своей смерти) некто В. В. Игнатов, работавший сторожем в Ленинградском сельскохозяйственном институте, расположенном неподалеку от ворот. На первом этаже были прихожая и туалет, на втором кухня и комната 7—8 м 2 , на третьем комната 10—12 м 2 ; отопление было печное, водопровод отсутствовал, за водой приходилось ходить на колонку. Адрес прописки В. В. Игнатова выглядел как «город Пушкин, дер. Большое Кузьмино, Египетские Ворота».

Читайте далее:

Добавить комментарий

Adblock
detector