Воин-освободитель, вечный страж мира
Воин-освободитель, вечный страж мира
В популярнейшем Трептов-парке, расположенном в восточном Берлине, стоит один из самых знаменитых монументов мира, хранящих память о Второй мировой войне. Это статуя Воина-освободителя, являющаяся центром одного из трёх воинских мемориалов германской столицы, напоминающих о победе СССР в Великой Отечественной войне и освобождении Европы от фашизма.
История создания монумента
Идея создания мемориала возникла сразу после войны. В 1946 году Военный совет группы советских войск в Германии объявил конкурс на лучший проект памятника воинам-освободителям. Из 33 проектов победил проект, разработанный архитектором Я. Б. Белопольским и скульптором Е. В. Вучетичем. Интересно, что Вучетич представил два эскиза центрального монумента. Первый должен был изображать Сталина с глобусом в руке, однако сам генералиссимус утвердил второй вариант. Есть сведения, что Сталин внёс ещё одно предложение – заменить автомат в руках солдата на меч. Конечно, была принята и эта корректива. При этом некоторые историки утверждают, что идея с мечом принадлежала самому скульптору.
Сюжет памятника был навеян реальным событием. Правда, неизвестно, кто точно послужил прототипом. Историки называют два имени – Николая Масалова, вынесшего из-под огня немецкую девочку, и Трифона Лукьяновича, повторившего тот же подвиг. Позировать же скульптору могли разные люди. Так, по воспоминаниям полковника В.М. Гуназы, именно он позировал Вучетичу в 1945 году, когда служил в Австрии. Как утверждал в мемуарах В.М. Гуназа, именно он посоветовал скульптору изобразить в руках у солдата девочку, а не мальчика, как тот изначально планировал.
Уже во время работы в Берлине Вучетичу позировал рядовой И.С. Одарченко, которого скульптор увидел на праздновании Дня физкультурника. Интересно, что Одарченко позировал также для мозаичного панно, которое находится внутри постамента памятника. Автор, художник А.А. Горпенко, изобразил его на панно дважды. Впоследствии Одарченко проходил службу в Берлине, в том числе нёс караул у памятника Воину-освободителю. К нему неоднократно подходили люди и спрашивали, случайно ли его поразительное сходство с памятником, но он так и не сознался.
В качестве модели для фигуры девочки сначала выступила Марлен, дочь немецкого архитектора Феликса Краузе, помогавшего Вучетичу. Однако позже решили, что она не подходит по возрасту, после чего остановились на кандидатуре 3-летней Светланы, дочери советского коменданта Берлина генерал-майора Котикова.
Интересна история меча. Вучетич изобразил не абстрактный меч, а совершенно конкретный клинок князя Новгорода и Пскова Всеволода, в крещении Гавриила (1095-1138), причисленного к лику святых в 1549 году.
Работа над огромным монументом была сопряжена с большими сложностями. Сначала Вучетич вылепил скульптуру из глины в одну пятую натуральной величины, затем для отливки были подготовлены гипсовые фрагменты, которые были отправлены в Ленинград, на завод «Монумент-скульптура». Уже здесь статуя была воплощена в бронзе и по частям морем переправлена в Берлин.
Изначально предполагалось, что монумент будет отлит в Германии, однако германские фирмы требовали не менее полугода срока. Советские власти планировали открыть монумент к 4-летию Победы, поэтому заказ был передан Ленинграду. Ленинградские литейщики управились за семь недель. К указанной дате памятник был готов, открытие его состоялось 8 мая 1949 года.
Мемориал Трептов-парка
В настоящее время памятник Воину-освободителю является центральным элементом мемориального комплекса «Трептов-парка», в котором захоронено более 7000 советских солдат, погибших при штурме Берлина. Монумент представляет собой фигуру воина, держащего в правой руке опущенный меч, в левой – прильнувшую к нему немецкую девочку. Ногами солдат попирает разрубленную нацистскую свастику. Высота памятника около 13 метров, вес – 72 тонны. Труд создателей монумента был высоко оценён – творческому коллективу была присуждена Сталинская премия 1-й степени.
Монумент установлен на гранитном пьедестале, который в свою очередь стоит на высоком насыпном холме. Внутри пьедестала создан мемориальный зал, стены которого украшены мозаикой, изображающей представителей народов СССР, возлагающих цветы к могилам павших. Посреди зала на чёрном полированном каменном кубе стоит золотой ларец, в котором хранится книга с именами всех погибших при взятии Берлина. Очень впечатляет люстра диаметром 2,5 м. под куполом зала, сделанная из рубинов и хрусталя в виде ордена Победы.
Именно на этих мозаиках дважды изображён Иван Одарченко, позировавший Вучетичу для монумента.
Сам мемориальный ансамбль Трептов-парка занимает площадь около 200 тысяч кв. м. В нём посажено несколько десятков тысяч деревьев и кустарников, проложено 5 километров дорожек, обрамлённых гранитным бордюром. Помимо центрального монумента, в парке установлена вырубленная из гранитного монолита скульптура «Родина-Мать», а перед Солдатом-освободителем простирается мемориальное поле с саркофагами, братскими могилами, склонёнными знамёнами из красного гранита и двумя бронзовыми статуями коленопреклонённых солдат. И сейчас, десятилетия спустя после войны, мемориал взывает сильнейший эмоциональный отклик у многочисленных посетителей.
Интересно, что гранит, из которого выстроен мемориал, был вывезен фашистами из оккупированной Голландии и предназначался для строительства памятника после победы в войне с СССР. В конце концов, именно этой цели камень и послужил, вот только победитель оказался другим. Всего на строительство ушло около 40 тысяч кв. м. гранитных плит.
Статус мемориала закреплён договором, подписанным четырьмя державами-победительницами, ФРГ и ГДР. По условиям соглашения, мемориал обладает вечным статусом, а его сохранность гарантируется германским правительством. Ремонт осуществляется также за счёт Германии. И немцы неукоснительно соблюдают свои обязательства. Так, в 2003-2004 гг. монумент Освободителя был разобран и вывезен на реставрацию, профинансированную Германией.
Уместно будет упомянуть о судьбе макета-прототипа Вучетича. Он хранился в Германии до 1964 года, когда был перевезён в Россию. В настоящее время скульптура установлена в мемориальном комплексе Серпухова «Соборная гора».
Монумент Воину-освободителю, Берлин, Германия: описание, фото, где находится на карте, как добраться. Воин-освободитель, вечный страж мира
8 мая 1949 года в Трептов — парке в Берлине был открыт памятник «Воин — освободитель». Один из трёх советских военных мемориалов в Берлине. Скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский, художник А. В. Горпенко, инженер С. С. Валериус. Открыт 8 мая 1949 года. Высота — 12 метров. Вес — 70 тонн. Монумент «Во́ин-освободи́тель» является символом победы советского народа в Великой Отечественной и Второй мировой войне, и освобождения народов Европы от нацизма.
Монумент является заключительной частью триптиха, состоящего также из монументов «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Родина-мать зовёт!» в Волгограде. Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала, потом был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине.
Центром композиции является бронзовая фигура советского солдата, стоящего на обломках свастики. В одной руке солдат держит опущенный меч, а другой поддерживает спасённую им немецкую девочку.
Скульптор Е. Вучетич работает над созданием макета памятника «Воин-освободитель». В эскизе памятника солдат держал в свободной руке автомат, но по предложению И. В. Сталина Е. В. Вучетич заменил автомат на меч. Известны также имена и тех, кто позировал для скульптуры. Так, в качестве немецкой девочки, которую держит в руках солдат, позировала трёхлетняя Светлана Котикова (1945—1996) — дочь коменданта советского сектора Берлина генерал-майора А. Г. Котикова. Позже С. Котикова стала актрисой, наиболее известна её роль учительницы Марьяны Борисовны в фильме «Ох, уж эта Настя!».
Существует четыре версии того, кто именно позировал скульптору Е. В. Вучетичу для памятника солдата. Тем не менее, они не противоречат друг другу, так как не исключено, что в разное время скульптору могли позировать разные люди.
Согласно воспоминаниям полковника в отставке Виктора Михайловича Гуназы, он в 1945 году в австрийском городе Мариацелль, где были расквартированы советские части, позировал молодому Вучетичу. Изначально, по воспоминаниям В. М. Гуназы, Вучетич планировал изваять солдата, который держит в руках мальчика, и именно Гуназа посоветовал ему заменить мальчика на девочку.
По другим данным, полтора года в Берлине скульптору позировал сержант советской армии Иван Степанович Одарченко. Также Одарченко позировал и художнику А. А. Горпенко, который создавал мозаичное панно внутри постамента памятника. На этом панно Одарченко изображён дважды — в качестве солдата со знаком Героя Советского Союза и каской в руках, а также в виде рабочего в синем комбинезоне со склоненной головой, держащего венок. После демобилизации Иван Одарченко поселился в Тамбове, работал на заводе. Умер в июле 2013 года в возрасте 86 лет.
Согласно интервью отца Рафаила — зятя коменданта Берлина А. Г. Котикова, который ссылается на неизданные воспоминания своего тестя, в качестве солдата позировал повар советской комендатуры в Берлине. Позже, по возвращении в Москву, этот повар стал шеф-поваром ресторана «Прага».
Считается, что прототипом фигуры солдата с ребёнком послужил сержант Николай Масалов, который в апреле 1945 года вынес немецкого ребёнка из зоны обстрела. В память о сержанте на мосту Потсдамер Брюкке в Берлине установлена мемориальная доска с надписью: «В ходе боев за Берлин 30 апреля 1945 года возле этого моста, рискуя жизнью, он спас из огня оказавшегося между двумя фронтами ребёнка». Другим прототипом считается уроженец Логойского района Минской области, старший сержант Трифон Лукьянович, также спасший девочку во время городских боёв и погибший от ранений 29 апреля 1945 года.
Мемориальный комплекс в Трептов-парке был создан после конкурса, в котором принимало участие 33 проекта. Победил проект Е. В. Вучетича и Я. Б. Белопольского. Строительство комплекса осуществлялось под руководством «27 управления оборонных сооружений» советской армии. В работах было задействовано около 1200 немецких рабочих, а также немецкие фирмы — литейная мастерская Noack, мастерские по мозаике и витражам Puhl & Wagner, садовые товарищества Шпэта (нем. Späth nursery). Скульптура солдата весом около 70 тонн была изготовлена весной 1949 года на ленинградском заводе «Монументальная скульптура» в виде шести частей, которые были отправлены в Берлин. Работы по созданию мемориала были завершены в мае 1949 года. 8 мая 1949 года мемориал был торжественно открыт советским комендантом Берлина генерал-майором А. Г. Котиковым. В сентябре 1949 обязанности по уходу и содержанию памятника были переданы советской военной комендатурой магистрату Большого Берлина.
Берлин по праву считается одной из самых зеленых европейских столиц. Обширные парки для отдыха горожан здесь начали разбивать еще в позапрошлом веке, по всем правилам садово-паркового искусства и в соответствии с генеральным планом развития города. Пожалуй, самый известный из них — это Тиргартен (Tiergarten), примыкающий к правительственному кварталу с Рейхстагом в центральном округе Берлин-Митте (Berlin-Mitte). Туристам мимо Тиргартена ни пройти, ни проехать…
Примерно в одно время с ним (1876-1888) заложили другой крупный парк — в районе Трептов. Сейчас его название и в Германии, и в республиках бывшего СССР, да и в других странах мира прочно связывается с расположенным здесь мемориальным комплексом. Он посвящен красноармейцам, павшим в боях за Берлин в конце Второй мировой войны. Только в этом парке их похоронено около семи тысяч — из более чем 20 тысяч советских солдат, погибших во время освобождения города в самом конце войны.
Мемориал в Трептов-парке
Мемориал в Трептов-парке был воздвигнут в 1947-1949 годах. Главный памятник установлен на холме с мавзолеем.
Свежие комментарии
- Home
- Достопримечательности мира. Самые красивые места планеты
- Воин-освободитель, вечный страж мира
Воин-освободитель, вечный страж мира
В популярнейшем Трептов-парке, расположенном в восточном Берлине, стоит один из самых знаменитых монументов мира, хранящих память о Второй мировой войне. Это статуя Воина-освободителя, являющаяся центром одного из трёх воинских мемориалов германской столицы, напоминающих о победе СССР в Великой Отечественной войне и освобождении Европы от фашизма.
История создания монумента
Идея создания мемориала возникла сразу после войны. В 1946 году Военный совет группы советских войск в Германии объявил конкурс на лучший проект памятника воинам-освободителям. Из 33 проектов победил проект, разработанный архитектором Я. Б. Белопольским и скульптором Е. В. Вучетичем. Интересно, что Вучетич представил два эскиза центрального монумента. Первый должен был изображать Сталина с глобусом в руке, однако сам генералиссимус утвердил второй вариант. Есть сведения, что Сталин внёс ещё одно предложение – заменить автомат в руках солдата на меч. Конечно, была принята и эта корректива. При этом некоторые историки утверждают, что идея с мечом принадлежала самому скульптору.
Сюжет памятника был навеян реальным событием. Правда, неизвестно, кто точно послужил прототипом. Историки называют два имени – Николая Масалова, вынесшего из-под огня немецкую девочку, и Трифона Лукьяновича, повторившего тот же подвиг. Позировать же скульптору могли разные люди. Так, по воспоминаниям полковника В.М. Гуназы, именно он позировал Вучетичу в 1945 году, когда служил в Австрии. Как утверждал в мемуарах В.М. Гуназа, именно он посоветовал скульптору изобразить в руках у солдата девочку, а не мальчика, как тот изначально планировал.
Уже во время работы в Берлине Вучетичу позировал рядовой И.С. Одарченко, которого скульптор увидел на праздновании Дня физкультурника. Интересно, что Одарченко позировал также для мозаичного панно, которое находится внутри постамента памятника. Автор, художник А.А. Горпенко, изобразил его на панно дважды. Впоследствии Одарченко проходил службу в Берлине, в том числе нёс караул у памятника Воину-освободителю. К нему неоднократно подходили люди и спрашивали, случайно ли его поразительное сходство с памятником, но он так и не сознался.
В качестве модели для фигуры девочки сначала выступила Марлен, дочь немецкого архитектора Феликса Краузе, помогавшего Вучетичу. Однако позже решили, что она не подходит по возрасту, после чего остановились на кандидатуре 3-летней Светланы, дочери советского коменданта Берлина генерал-майора Котикова.
Интересна история меча. Вучетич изобразил не абстрактный меч, а совершенно конкретный клинок князя Новгорода и Пскова Всеволода, в крещении Гавриила (1095-1138), причисленного к лику святых в 1549 году.
Работа над огромным монументом была сопряжена с большими сложностями. Сначала Вучетич вылепил скульптуру из глины в одну пятую натуральной величины, затем для отливки были подготовлены гипсовые фрагменты, которые были отправлены в Ленинград, на завод «Монумент-скульптура». Уже здесь статуя была воплощена в бронзе и по частям морем переправлена в Берлин.
Изначально предполагалось, что монумент будет отлит в Германии, однако германские фирмы требовали не менее полугода срока. Советские власти планировали открыть монумент к 4-летию Победы, поэтому заказ был передан Ленинграду. Ленинградские литейщики управились за семь недель. К указанной дате памятник был готов, открытие его состоялось 8 мая 1949 года.
Мемориал Трептов-парка
В настоящее время памятник Воину-освободителю является центральным элементом мемориального комплекса «Трептов-парка», в котором захоронено более 7000 советских солдат, погибших при штурме Берлина. Монумент представляет собой фигуру воина, держащего в правой руке опущенный меч, в левой – прильнувшую к нему немецкую девочку. Ногами солдат попирает разрубленную нацистскую свастику. Высота памятника около 13 метров, вес – 72 тонны. Труд создателей монумента был высоко оценён – творческому коллективу была присуждена Сталинская премия 1-й степени.
Монумент установлен на гранитном пьедестале, который в свою очередь стоит на высоком насыпном холме. Внутри пьедестала создан мемориальный зал, стены которого украшены мозаикой, изображающей представителей народов СССР, возлагающих цветы к могилам павших. Посреди зала на чёрном полированном каменном кубе стоит золотой ларец, в котором хранится книга с именами всех погибших при взятии Берлина. Очень впечатляет люстра диаметром 2,5 м. под куполом зала, сделанная из рубинов и хрусталя в виде ордена Победы.
Именно на этих мозаиках дважды изображён Иван Одарченко, позировавший Вучетичу для монумента.
Сам мемориальный ансамбль Трептов-парка занимает площадь около 200 тысяч кв. м. В нём посажено несколько десятков тысяч деревьев и кустарников, проложено 5 километров дорожек, обрамлённых гранитным бордюром. Помимо центрального монумента, в парке установлена вырубленная из гранитного монолита скульптура «Родина-Мать», а перед Солдатом-освободителем простирается мемориальное поле с саркофагами, братскими могилами, склонёнными знамёнами из красного гранита и двумя бронзовыми статуями коленопреклонённых солдат. И сейчас, десятилетия спустя после войны, мемориал взывает сильнейший эмоциональный отклик у многочисленных посетителей.
Интересно, что гранит, из которого выстроен мемориал, был вывезен фашистами из оккупированной Голландии и предназначался для строительства памятника после победы в войне с СССР. В конце концов, именно этой цели камень и послужил, вот только победитель оказался другим. Всего на строительство ушло около 40 тысяч кв. м. гранитных плит.
Статус мемориала закреплён договором, подписанным четырьмя державами-победительницами, ФРГ и ГДР. По условиям соглашения, мемориал обладает вечным статусом, а его сохранность гарантируется германским правительством. Ремонт осуществляется также за счёт Германии. И немцы неукоснительно соблюдают свои обязательства. Так, в 2003-2004 гг. монумент Освободителя был разобран и вывезен на реставрацию, профинансированную Германией.
Уместно будет упомянуть о судьбе макета-прототипа Вучетича. Он хранился в Германии до 1964 года, когда был перевезён в Россию. В настоящее время скульптура установлена в мемориальном комплексе Серпухова «Соборная гора».
Читайте далее: