Внутренняя политика греции на современном этапе

Политический строй современной Греции

Несмотря на то, что Греция – колыбель демократии, с момента обретения страной независимости становление демократии в Греции гладким не назовешь.

В ее истории были и военные перевороты, и незаконные захваты власти, переходы от монархии к республике и обратно, кровопролитные гражданские войны.

Ее путь к нынешнему демократическому устройству достоин уважения.

Военный переворот

До конца шестидесятых Грецией заправляли консервативные политические партии, затем пришло время различных коалиционных правительств, пока в 1967 году не произошел военный переворот, после которого к власти пришел полковник Георгий Попандопулос.

Наступило темное время греческой политики. Были отменены многие гражданские свободы, тысячи гражданских активистов были арестованы или высланы на удаленные острова, и на место гражданских судов пришли военные.

Мировое сообщество отказалось поддержать диктаторское правительство и требовало немедленных свободных выборов.

Правление «черных полковников» (так называл народ Попандопулоса и его соратников) неожиданно закончилось в 1974-м году, когда генерал Димитрос Ионнидис попробовал свергнуть президента Кипра, тем самым спровоцировав войну между Грецией и ее давним противником – Турцией.

Высшие военные чина не поддержали Ионнидеса, и правительство пало.

В том же году был восстановлен демократический порядок, опальный первый министр Константин Караманлис вернулся в Грецию из французской ссылки и возглавил новое конституционное правительство. С этого времени демократия в Греции крепко стоит на ногах.

Хотите знать, как выглядит флаг Греции? В этом материале вы найдете интересующую информацию.

Государственное устройство.

В 1975-м году была принята новая Конституция Греции, которая действует до сих пор. Она восстановила гражданские права и свободы и ввела должность президента.

В 1986 году
в нее были внесены поправки, в частности, запрещающие президенту страны распускать парламент и увольнять премьер министра. И только в случае неудовлетворительной работы и роспуска двух правительств подряд, президенту дается право на такое решение. Объявить чрезвычайное положение тоже может только парламент.

По этой конституции Греция – президентская парламентская республика. Ее правительство организовано по классическому для западной демократии принципу.

Премьер-министр и его кабинет отвечает за внешнюю и внутреннюю политику. Президент, чья роль скорее показательная, выбирается парламентом на пятилетний срок, и может занимать эту должность максимум два срока.

Своей властью он может объявлять войну и заключать мирные соглашения, вступать в союзы и представлять свою страну в международных организациях.

Члены греческого парламента избираются тайным голосованием на четырехлетний срок, но, в особых случаях, выборы могут быть проведены и до окончания этого срока.

Для предотвращения деления политических партий и сохранения парламентского большинства, в Греции используется комплексная пропорциональная система представления электората. Чтобы получить место в парламенте, партия должна получить не меньше 3% голосов избирателей.

Партийная система

На сегодняшний день в Греции есть две основных политических силы: Всегреческое Социалистическое Движение и партия Новая Демократия.

Есть еще несколько менее крупных партий, таких как Политическая Весна, Фронт Радикальной Левой, Экологическая Альтернатива и множество других.

Среди них встречаются объединения весьма экзотических направлений, например марксистко-ленинского, троцкистского и маоистского характера.

ВСД предлагала курс на выход из состава НАТО, закрытие американских военных баз, национализацию главных отраслей экономики и повышение роли профсоюзов. На момент выборов 1974-го года у ВСД было всего 14 процентов, однако уже в 1977-м партию поддержало 25% избирателей, что сделало ее второй по значимости.

А в 1981-м году эта партия смогла одержать победу в выборах, набрав 48% голосов. Во второй половине восьмидесятых Греция стала переживать серьезный кризис, возросла инфляция, и все это на фоне финансовых разоблачений и скандалов, обвинений в коррупции, поэтому она уступила свое место у власти партии Новая Демократия.

Партия Новая Демократия появилась 4 октября 1974-го года, руководил ей Константинос Караманлис. Она стремилась к сближению с США и вхождению Греции в европейское сообщество.

Новая Демократия выступала за развитие частной предпринимательской инициативы и контроль государством деятельности монополий. Первая серьезная победа этой партии была одержана в 1974-м. Следующий период доверия и успеха пришел только в 1990-м, но ненадолго. Внутри партии произошел раскол, парализовавший работу парламента. Для решения проблемы в 1996-ом году были устроены перевыборы, на которых опять победила ВСД.

Особенное внимание ВСД уделяла снижению инфляции и погашению государственного долга, поскольку именно низкие показатели по этим параметрам были необходимы для вступления Греции в «зону евро.

Политический курс нынешней Греции

В плане внешней политики Греция придерживается принципов соблюдения международного права и проводит миролюбивую политику, рассчитанную на достижение стабильного мира в Средиземноморье.

18 и 25 мая этого года, уже второй раз после выборов 2012-го, значительно поменялся состав правительства. Нынешний премьер Самарас приветствует это обновление, заявляя, что «новый состав правительства – это новый день для страны».

Однако премьер также подчеркивает, что требуется огромная и напряженная работа по сохранению и улучшению достигнутых результатов.

Интересной политической особенностью страны является огромная зарубежная греческая диаспора, составляющая более четырех миллионов человек.

Более двух миллионов греков живет в США, а еще в Австралии (примерно 700 тыс. чел), Новой Зеландии (примерно 5 тыс. чел.)и Канаде (примерно 350 тыс. чел. В Европе (более 500 тыс. чел.). Всемирный Совет Эллинов занимается организацией взаимодействия и совместной работы всех этих греческих общностей всего мира.

Читайте позновательную статью о географическом положении Греции.

Все ли вы знаете об отдыхе в Греции? Тут читайте полную информацию.

А из этой ссылки https://dzadziki.com/guide/corfu/otdyx-na-ostrove-korfu.html можно узнать, что интересного можно посмотреть на Корфу.

Мировая политическая роль Греции

Греция обладает уникальнейшими геополитическими свойствами.

Она расположена на стыке нескольких цивилизаций, является своеобразным центром перемещения грузов и связующим звеном между западом и востоком, севером и югом.

Однако вокруг Греции существуют области конфликтов и нестабильности. Греция – единственная страна в юго-восточной Европе, которая одновременно состоит и в НАТО, и в Евросоюзе.

Поэтому, в силу специфики своего положения, Греция сознательно выбирает для себя путь мирной и открытой внешней политики.

Политическое устройство Греции

Греция — парламентская республика с безвластным президентом, который в 1975 г. заменил почти такого же безвластного короля. С 1967 по 1974 г. Грецией правила хунта черных полковников. Несмотря на хунту, не только древняя, но и новая Греция – одна из самых старых демократий Европы. Уже первый новогреческий король Отон в 1848 г. в результате бескровной революции даровал Греции конституцию и парламент. Последние четверть века за власть Греции борются две партии – умеренно-консервативная «Новая демократия», и ПАСОК – Всегресеское социалистическое движение. Основатель ПАСОК – Андреас Папандреу числился «другом советского народа». В этой борьбе чаще выигрывала ПАСОК, но на выборах 2004 г. ее новый председатель Йоргос Папандреу, сын отца-основателя, проиграл Костасу Караманлису, племяннику основателя «Новой Демократии». Третье место в Греции традиционно занимают коммунисты, хотя с 90-х годов XX в. их доля в парламенте упала с 10 до 5%.

Государственное устройство. По конституции 1975 Греция имеет парламентскую форму правления. Главой правительства является премьер-министр – руководитель партии, имеющей большинство мест в парламенте. Правительство во главе с премьер-министром ответственно перед парламентом. Парламент состоит из одной палаты, насчитывающей до 300 депутатов, избранных сроком на четыре года. Глава государства – президент, который избирается парламентом сроком на пять лет и может быть переизбран еще на один срок. Президент наделен полномочиями объявлять войну и заключать договоры с другими странами. Он назначает премьер-министра и по рекомендации последнего – других членов правительства. Президент может созывать специальные заседания парламента и распускать его по представлению правительства или по согласию Совета республики. В состав Совета входят премьер-министр, глава парламентской оппозиции, спикер парламента и бывшие премьер-министры и президенты демократически избранных правительств. Президент имеет право накладывать вето на законопроекты, но вето может быть преодолено абсолютным большинством голосов членов парламента. Пост президента Греции последовательно занимали: Константинос Цацос (1975–1980), Константинос Караманлис (1980–1985), Христос Сардзетакис (1985–1990), Константинос Караманлис (1990–1995), Константинос Стефанопулос (с 1995).

Местное управление. Греция разделена на 13 областей, а те в свою очередь – на 51 ном. Номы состоят из епархий, а епархии разделены на димы (муниципалитеты), кинотиты (коммуны). Министр внутренних дел назначает префектов номов, которым подчинены местные чиновники (избранные жителями). Монастыри на горе Афон имеют особый автономный статус.

Судоустройство. Система правосудия включает суды по гражданским и уголовным делам. Верховный суд разбирает апелляции по приговорам судов низших инстанций. В случае вынесения любыми судами или административными инстанциями противоречащих друг другу решений особый верховный трибунал разбирает дела с точки зрения соответствия этих решений конституции страны.

Политические партии. В 1967 — 1974 деятельность политических партий в Греции была запрещена, новые партии сформировались только после возвращения гражданского правительства к власти в 1974. После введения новой конституции сложились две основные партии, сплоченные внутренней дисциплиной. Благодаря модифицированному принципу пропорционального представительства они последовательно сменяют друг друга у власти. Влияние мелких партий существенно ограничено.

Всегреческое социалистическое движение (ВСД) образовано 3 сентября 1974 в условиях подготовки к парламентским выборам после падения военной диктатуры. Ее создатель Андреас Папандреу (сын бывшего премьер-министра, центриста Г.Папандреу) возглавлял в период диктатуры эмигрантское леворадикальное Всегреческое освободительное движение. ВСД выступило за участие трудящихся в управлении производством, повышение роли профсоюзов и местного самоуправления, за национализацию ведущих отраслей экономики. В области внешней политики социалисты требовали выхода из НАТО, ликвидации американских военных баз. Входит в Социнтерн.

Собрав 14% голосов на выборах 1974, ВСД заняло лишь третье место среди греческих партий, уступив НД и центристам. Но затем его популярность стала стремительно расти. В 1977 его подержали уже 25% избирателей, что принесло ему положение второй партии страны, а в 1981 социалисты выиграли выборы (48% голосов и 172 места из 300). Андреас Папандреу возглавил греческое правительство.

Оказавшись у власти, ВСД стало проводить гораздо более умеренную политику, чем это следовало из его программных обещаний. Оно не настаивало больше на выходе из НАТО и Европейского Сообщества, отказалось от проведения широкой национализации. В целом, проведенные ею реформы не выходили за рамки социал-демократической политики. В 1985 социалистам удалось удержаться у власти с 46% голосов (161 место). Но уже во второй половине 1980-х годов в стране произошло значительное ухудшение экономической ситуации, возросла инфляция. Тяжелый удар по популярности ВСД нанесли многочисленные финансовые скандалы и обвинения в коррупции. Партия последовательно проигрывала выборы в июне и ноябре 1989, в апреле 1993 (39–41% голосов) и перешла в оппозицию.

В результате досрочных выборов в октябре 1993 социалисты вернулись к власти (47% голосов и 170 мест в парламенте). Теперь А.Папандреу проводил более умеренную политику, сочетая экономическую приватизацию с попытками сохранить основные элементы государства благосостояния. В 1996 тяжело больного Папандреу сменил на посту премьер-министра молодой технократ Константинос (Костас) Симитис. После смерти Папандреу Симитис встал также во главе партии ВСД. Социалистам удалось выиграть и последующие выборы: в 1996 они собрали 41,5% голосов (162 места), а в 2000 – 43,8% (158 мест).

Партия (НД) создана 4 октября 1974 на основе бывшей партии Национально-радикальный союз (НРС), которая находилась у власти в 1956–1963 и 1967. Ее возглавил лидер НРС Константинос Караманлис (премьер-министр в 1955–1963 с небольшими перерывами), вернувшийся в страну после падения военной диктатуры летом 1974 и возглавивший временное гражданское правительство. Находясь в эмиграции в период правления военной хунты с 1967, Караманлис стал поклонником политического курса французского президента Шарля де Голля. Являясь по существу правой партией, тесно связанной с верхушкой имущих слоев страны, НД выступила за широкое развитие частной инициативы. Одновременно она заявляла о необходимости контроля со стороны государства, прежде всего, за деятельностью монополий, и более равномерного распределения общественных благ. В области внешней политики НД провозглашала , стремилась к развитию отношений с США и быстрейшему вступлению страны в Европейское Сообщество.

НД одержала убедительную победу на первых всеобщих выборах после восстановления демократического режима в ноябре 1974. Она набрала более 54% голосов и получила 220 из 300 мест в парламенте. К.Караманлис возглавил правительство Греции. Он сочетал либеральные методы в экономике и политике с жестким государственным контролем. К середине 1977 в хозяйственной жизни страны появились симптомы кризиса, выявился перекос в сторону развития банковского дела и туризма, усилился разрыв в доходах. На досрочных парламентских выборах в ноябре 1977 НД утратила абсолютное большинство голосов (42%), но сохранила 173 из 300 парламентских мандатов. Караманлис оставался главой правительства до 1980. После его избрания на пост президента партию и правительство возглавил лидер либерального крыла Георгиос Раллис. Но уже в октябре 1981 НД потерпела поражение на парламентских выборах, набрав всего 36% и уступив власть социалистам. 41% голосов, полученных НД в 1985, не смог изменить ситуацию, и партия осталась в оппозиции. Только в 1989, на волне недовольства коррупцией правивших социалистов, НД сумела опередить социалистов на выборах, но ей пришлось сформировать коалиционное правительство Дзанниса Дзаннетакиса с участием коммунистов и других левых. Подобная коалиция не могла продержаться долго, и через несколько месяцев состоялись новые парламентские выборы, после которых возникло временное правительство во главе с Ксенофонтом Золотасом. НД как крупнейшая партия, вошла в его состав. Только в 1990 ей удалось одержать на выборах убедительную победу над своими противниками (47% голосов и 150 мест в парламенте) и сформировать кабинет министров во главе со своим лидером Константиносом Мицотакисом.

В 1993 в НД произошел раскол: от партии откололась группа бывшего министра иностранных дел А.Самариса, которая создала новую организацию . Досрочные выборы в октябре 1993 принесли победу социалистам; НД собрала лишь 39% голосов. В 1996 НД получила поддержку 38% избирателей. Новому лидеру партии, бывшему мэру Афин Милтиадису Эверту не удалось исправить положение, и он был заменен на этом посту Костасом Караманлисом, племянником основателя НД и сторонником центристской ориентации. На всеобщих выборах в апреле 2000 НД набрала 42,7% голосов и, получив 125 из 300 мест, осталась в оппозиции.

Коммунистическая партия Греции (КПГ) была образована в 1918, до 1920 называлась Социалистической рабочей партией (СРПГ), а до 1924 – СРПГ (коммунистической). Вскоре после своего создания ей удалось установить контроль над крупнейшим профобъединением страны, но большую часть межвоенного периода ей пришлось действовать в подполье. В рамках из КПГ были изгнаны все независимые элементы, а партия подчинена политическому курсу Сталина. В годы Второй мировой войны коммунисты возглавляли партизанское движение против германской оккупации, но проиграли гражданскую войну во второй половине 1940-х годов. В декабре 1947 КПГ была официально запрещена, 40 тысяч членов подверглись аресту, десятки тысяч эмигрировали из страны. Коммунисты продолжали действовать подпольно и одновременно принимали участие в легальной левой политической организации – (ЭДА). VIII съезд КПГ в 1961 принял новую программу, которая провозгласила необходимость этапа преобразований прежде, чем станет возможным переход к социализму. В 1968 в партии произошел раскол – из нее выделились сторонники еврокоммунизма, основавшие Коммунистическую партию Греции (внутреннюю).

После падения военной хунты в 1974 коммунисты получили возможность легальной деятельности. КПГ требовала отмены законов, ограничивавших политическую жизнь, реформы профсоюзов, изгнания сторонников хунты из государственного аппарата, армии, органов безопасности и юстиции. Они выдвинули лозунги повышения жизненного уровня, ограничения крупных корпораций, развития экономики, ликвидации иностранных военных баз, выхода из НАТО и отказа от присоединения к ЕС.

На парламентских выборах 1974 КПГ выступила в составе блока , куда вошли также КПГ (внутренняя) и ЭДА. Коалиция получила 9,5% голосов и завоевала 8 мест (в том числе КПГ – 5). В 1977–1985 КПГ выступала на выборах самостоятельно, собирая 9–11% голосов. В конце 1980-х годов, рассчитывая воспользоваться кризисом ВСД, она вступила в союз с НД против социалистов и приняла в 1989 участие в совместном правительстве Дзаннетакиса, но эта тактика не принесла ей ожидаемого успеха.

К выборам в июне 1989 КПГ вступила в блок с участием также КПГ (внутренней), ЭДА, Объединенной левой, Греческого социалистического прогрессивного союза, Аграрной партии и др. Блок получил 14% голосов. В ноябре 1989 и 1990 коалиция собрала соответственно 11 и 10% голосов. В 1990-х годах поддержка КПГ избирателями сократилась: в 1993 за коммунистов проголосовали 4,5%, в 1996 – 5,6%, а в 2000 – 5,5% избирателей. Партия имеет 11 мест в парламенте.

Коалиция левых и прогрессивных сил (КЛПС) образована в 1989 рядом левых партий. После выхода из нее Коммунистической партии Греции осталась небольшой левой группировкой. На выборах 1993 коалиция собрала 3% голосов, в 1996 – 5%, в 2000 – 3,2%. Имеет 6 мест в парламенте страны.

Демократическое социалистическое движение (ДИККИ) – откололось от ВСД в 1995, занимает более левые позиции и провозглашает свою приверженность . На выборах 1996, возглавленная Димитрисом Цовопасом, получила 4,4% голосов, в 2000 – 2,7% голосов. Представительства в греческом парламенте в настоящее время не имеет.

Помимо основных партий, в Греции существуют также: партия (правая, откололась в 1993 от Новой демократии), Фронт радикальной левой (объединил партию и троцкистскую Революционную рабочую партию; 0,1% голосов на выборах 2000), Экологическая альтернатива (зеленые), Воинствующая социалистическая партия Греции (откололась от ВСД), Организация за реконструкцию КПГ; троцкистские группы , Революционная социалистическая организация, Рабочий политический кружок; маоистские группы Коммунистическая партия Греции (марксистско-ленинская) (0,1% голосов на выборах 2000), Греческая революционная марксистская организация, Марксистско-ленинская компартия Греции; и другие. Имеется большое количество отдельных анархистских и автономных левых групп.

Внешняя политика. Помощь США сыграла решающую роль в подавлении возглавлявшегося коммунистами партизанского движения во время гражданской войны, и в результате правительство Греции установило тесные отношения с США. Однако эти отношения осложнились из-за ряда политических акций США. В общественном сознании Греции глубоко укоренилось мнение, что военный переворот 1967 был совершен при поддержке США. При том что США ни в коей мере не были причастны к перевороту, который явился результатом ожесточенного внутриполитического противостояния в самой Греции, первая реакция вашингтонской администрации на приход к власти военных действительно была крайне слабой, а впоследствии, при президенте Ричарде Никсоне, США встали на сторону хунты. В 1974, когда турецкие войска вторглись на Кипр, а хунта оказалась парализованной, США не предприняли никаких попыток вынудить Турцию вывести свои войска с Кипра или воспрепятствовать разделению острова. В знак протеста Греция вышла из военной организации НАТО. Правительство Караманлиса пыталось уравновесить влияние США за счет присоединения Греции к Европейскому сообществу. Еще в 1961 Греция стала ассоциированным членом Общего рынка, в 1981 она вошла в него как полноправный член. С тех пор Европейское сообщество (позже — Европейский союз) — главный партнер во внешнеэкономических связях Греции. В 1980 Греция вернулась в военную структуру НАТО. Греция — одна из стран-учредителей Организации Объединенных Наций. Отношения между Грецией и Турцией осложнены из-за ряда проблем, связанных с взаимными территориальными претензиями, правами национальных меньшинств, осуществлением свободы совести, фактическим разделением Кипра, спором о добыче полезных ископаемых на шельфе. В связи с этими разногласиями оба государства неоднократно оказывались на грани войны, особенно после событий на Кипре в 1963 и 1974.

Внутренняя политика греции на современном этапе

Глава государства – президент, который избирается парламентом сроком на пять лет и может быть переизбран еще на один срок. Президент наделен полномочиями объявлять войну и заключать договоры с другими странами. Он назначает премьер-министра и по рекомендации последнего – других членов правительства. Президент может созывать специальные заседания парламента и распускать его по представлению правительства или по согласию Совета республики. В состав Совета входят премьер-министр, глава парламентской оппозиции, спикер парламента и бывшие премьер-министры и президенты демократически избранных правительств. Президент имеет право накладывать вето на законопроекты, но вето может быть преодолено абсолютным большинством голосов членов парламента. Пост президента Греции последовательно занимали: Константинос Цацос (1975–1980), Константинос Караманлис (1980–1985), Христос Сардзетакис (1985–1990), Константинос Караманлис (1990–1995), Константинос Стефанопулос (с 1995).

Местное управление. Греция разделена на 13 областей, а те в свою очередь – на 51 ном. Номы состоят из епархий, а епархии разделены на димы (муниципалитеты), кинотиты (коммуны). Министр внутренних дел назначает префектов номов, которым подчинены местные чиновники (избранные жителями). Монастыри на горе Афон имеют особый автономный статус.

Судебная система. Система правосудия включает суды по гражданским и уголовным делам. Верховный суд разбирает апелляции по приговорам судов низших инстанций. В случае вынесения любыми судами или административными инстанциями противоречащих друг другу решений особый верховный трибунал разбирает дела с точки зрения соответствия этих решений конституции страны.

Политические партии. В 1967–1974 деятельность политических партий в Греции была запрещена, новые партии сформировались только после возвращения гражданского правительства к власти в 1974. После введения новой конституции сложились две основные партии, сплоченные внутренней дисциплиной. Благодаря модифицированному принципу пропорционального представительства они последовательно сменяют друг друга у власти. Влияние мелких партий существенно ограничено.

Всегреческое социалистическое движение (ВСД) образовано 3 сентября 1974 в условиях подготовки к парламентским выборам после падения военной диктатуры. Ее создатель Андреас Папандреу (сын бывшего премьер-министра, центриста Г.Папандреу) возглавлял в период диктатуры эмигрантское леворадикальное Всегреческое освободительное движение. ВСД выступило за участие трудящихся в управлении производством, повышение роли профсоюзов и местного самоуправления, за национализацию ведущих отраслей экономики. В области внешней политики социалисты требовали выхода из НАТО, ликвидации американских военных баз. Входит в Социнтерн.

Собрав 14% голосов на выборах 1974, ВСД заняло лишь третье место среди греческих партий, уступив НД и центристам. Но затем его популярность стала стремительно расти. В 1977 его подержали уже 25% избирателей, что принесло ему положение второй партии страны, а в 1981 социалисты выиграли выборы (48% голосов и 172 места из 300). Андреас Папандреу возглавил греческое правительство.

Оказавшись у власти, ВСД стало проводить гораздо более умеренную политику, чем это следовало из его программных обещаний. Оно не настаивало больше на выходе из НАТО и Европейского Сообщества, отказалось от проведения широкой национализации. В целом, проведенные ею реформы не выходили за рамки социал-демократической политики. В 1985 социалистам удалось удержаться у власти с 46% голосов (161 место). Но уже во второй половине 1980-х годов в стране произошло значительное ухудшение экономической ситуации, возросла инфляция. Тяжелый удар по популярности ВСД нанесли многочисленные финансовые скандалы и обвинения в коррупции. Партия последовательно проигрывала выборы в июне и ноябре 1989, в апреле 1993 (39–41% голосов) и перешла в оппозицию.

В результате досрочных выборов в октябре 1993 социалисты вернулись к власти (47% голосов и 170 мест в парламенте). Теперь А.Папандреу проводил более умеренную политику, сочетая экономическую приватизацию с попытками сохранить основные элементы государства благосостояния. В 1996 тяжело больного Папандреу сменил на посту премьер-министра молодой технократ Константинос (Костас) Симитис. После смерти Папандреу Симитис встал также во главе партии ВСД. Социалистам удалось выиграть и последующие выборы: в 1996 они собрали 41,5% голосов (162 места), а в 2000 – 43,8% (158 мест).

Партия «Новая демократия» (НД) создана 4 октября 1974 на основе бывшей партии Национально-радикальный союз (НРС), которая находилась у власти в 1956–1963 и 1967. Ее возглавил лидер НРС Константинос Караманлис (премьер-министр в 1955–1963 с небольшими перерывами), вернувшийся в страну после падения военной диктатуры летом 1974 и возглавивший временное гражданское правительство. Находясь в эмиграции в период правления военной хунты с 1967, Караманлис стал поклонником политического курса французского президента Шарля де Голля. Являясь по существу правой партией, тесно связанной с верхушкой имущих слоев страны, НД выступила за широкое развитие частной инициативы. Одновременно она заявляла о необходимости контроля со стороны государства, прежде всего, за деятельностью монополий, и более равномерного распределения общественных благ. В области внешней политики НД провозглашала «органическую принадлежность Греции демократическому Западу», стремилась к развитию отношений с США и быстрейшему вступлению страны в Европейское Сообщество.

НД одержала убедительную победу на первых всеобщих выборах после восстановления демократического режима в ноябре 1974. Она набрала более 54% голосов и получила 220 из 300 мест в парламенте. К.Караманлис возглавил правительство Греции. Он сочетал либеральные методы в экономике и политике с жестким государственным контролем. К середине 1977 в хозяйственной жизни страны появились симптомы кризиса, выявился перекос в сторону развития банковского дела и туризма, усилился разрыв в доходах. На досрочных парламентских выборах в ноябре 1977 НД утратила абсолютное большинство голосов (42%), но сохранила 173 из 300 парламентских мандатов. Караманлис оставался главой правительства до 1980. После его избрания на пост президента партию и правительство возглавил лидер либерального крыла Георгиос Раллис. Но уже в октябре 1981 НД потерпела поражение на парламентских выборах, набрав всего 36% и уступив власть социалистам. 41% голосов, полученных НД в 1985, не смог изменить ситуацию, и партия осталась в оппозиции. Только в 1989, на волне недовольства коррупцией правивших социалистов, НД сумела опередить социалистов на выборах, но ей пришлось сформировать коалиционное правительство Дзанниса Дзаннетакиса с участием коммунистов и других левых. Подобная коалиция не могла продержаться долго, и через несколько месяцев состоялись новые парламентские выборы, после которых возникло временное правительство во главе с Ксенофонтом Золотасом. НД как крупнейшая партия, вошла в его состав. Только в 1990 ей удалось одержать на выборах убедительную победу над своими противниками (47% голосов и 150 мест в парламенте) и сформировать кабинет министров во главе со своим лидером Константиносом Мицотакисом.

В 1993 в НД произошел раскол: от партии откололась группа бывшего министра иностранных дел А.Самариса, которая создала новую организацию «Политическая весна». Досрочные выборы в октябре 1993 принесли победу социалистам; НД собрала лишь 39% голосов. В 1996 НД получила поддержку 38% избирателей. Новому лидеру партии, бывшему мэру Афин Милтиадису Эверту не удалось исправить положение, и он был заменен на этом посту Костасом Караманлисом, племянником основателя НД и сторонником центристской ориентации. На всеобщих выборах в апреле 2000 НД набрала 42,7% голосов и, получив 125 из 300 мест, осталась в оппозиции.

Коммунистическая партия Греции (КПГ) была образована в 1918, до 1920 называлась Социалистической рабочей партией (СРПГ), а до 1924 – СРПГ (коммунистической). Вскоре после своего создания ей удалось установить контроль над крупнейшим профобъединением страны, но большую часть межвоенного периода ей пришлось действовать в подполье. В рамках «большевизации» из КПГ были изгнаны все независимые элементы, а партия подчинена политическому курсу Сталина. В годы Второй мировой войны коммунисты возглавляли партизанское движение против германской оккупации, но проиграли гражданскую войну во второй половине 1940-х годов. В декабре 1947 КПГ была официально запрещена, 40 тысяч членов подверглись аресту, десятки тысяч эмигрировали из страны. Коммунисты продолжали действовать подпольно и одновременно принимали участие в легальной левой политической организации – «Единой демократической левой» (ЭДА). VIII съезд КПГ в 1961 принял новую программу, которая провозгласила необходимость этапа «национально-демократических» преобразований прежде, чем станет возможным переход к социализму. В 1968 в партии произошел раскол – из нее выделились сторонники еврокоммунизма, основавшие Коммунистическую партию Греции (внутреннюю).

После падения военной хунты в 1974 коммунисты получили возможность легальной деятельности. КПГ требовала отмены законов, ограничивавших политическую жизнь, реформы профсоюзов, изгнания сторонников хунты из государственного аппарата, армии, органов безопасности и юстиции. Они выдвинули лозунги повышения жизненного уровня, ограничения крупных корпораций, развития экономики, ликвидации иностранных военных баз, выхода из НАТО и отказа от присоединения к ЕС.

На парламентских выборах 1974 КПГ выступила в составе блока «Единые левые», куда вошли также КПГ (внутренняя) и ЭДА. Коалиция получила 9,5% голосов и завоевала 8 мест (в том числе КПГ – 5). В 1977–1985 КПГ выступала на выборах самостоятельно, собирая 9–11% голосов. В конце 1980-х годов, рассчитывая воспользоваться кризисом ВСД, она вступила в союз с НД против социалистов и приняла в 1989 участие в совместном правительстве Дзаннетакиса, но эта тактика не принесла ей ожидаемого успеха.

К выборам в июне 1989 КПГ вступила в блок «Коалиция левых и прогрессивных сил» с участием также КПГ (внутренней), ЭДА, Объединенной левой, Греческого социалистического прогрессивного союза, Аграрной партии и др. Блок получил 14% голосов. В ноябре 1989 и 1990 коалиция собрала соответственно 11 и 10% голосов. В 1990-х годах поддержка КПГ избирателями сократилась: в 1993 за коммунистов проголосовали 4,5%, в 1996 – 5,6%, а в 2000 – 5,5% избирателей. Партия имеет 11 мест в парламенте.

Коалиция левых и прогрессивных сил (КЛПС) образована в 1989 рядом левых партий. После выхода из нее Коммунистической партии Греции осталась небольшой левой группировкой. На выборах 1993 коалиция собрала 3% голосов, в 1996 – 5%, в 2000 – 3,2%. Имеет 6 мест в парламенте страны.

Демократическое социалистическое движение (ДИККИ) – откололось от ВСД в 1995, занимает более левые позиции и провозглашает свою приверженность «подлинным социалистическим ценностям». На выборах 1996, возглавленная Димитрисом Цовопасом, получила 4,4% голосов, в 2000 – 2,7% голосов. Представительства в греческом парламенте в настоящее время не имеет.

Помимо основных партий, в Греции существуют также: партия «Политическая весна» (правая, откололась в 1993 от Новой демократии), Фронт радикальной левой (объединил партию «Новая левая» и троцкистскую Революционную рабочую партию; 0,1% голосов на выборах 2000), Экологическая альтернатива (зеленые), Воинствующая социалистическая партия Греции (откололась от ВСД), Организация за реконструкцию КПГ; троцкистские группы «ОКДЕ», Революционная социалистическая организация, Рабочий политический кружок; маоистские группы Коммунистическая партия Греции (марксистско-ленинская) (0,1% голосов на выборах 2000), Греческая революционная марксистская организация, Марксистско-ленинская компартия Греции; и другие. Имеется большое количество отдельных анархистских и автономных левых групп.

Внешняя политика. Помощь США сыграла решающую роль в подавлении возглавлявшегося коммунистами партизанского движения во время гражданской войны, и в результате правительство Греции установило тесные отношения с США. Однако эти отношения осложнились из-за ряда политических акций США. В общественном сознании Греции глубоко укоренилось мнение, что военный переворот 1967 был совершен при поддержке США. При том что США ни в коей мере не были причастны к перевороту, который явился результатом ожесточенного внутриполитического противостояния в самой Греции, первая реакция вашингтонской администрации на приход к власти военных действительно была крайне слабой, а впоследствии, при президенте Ричарде Никсоне, США встали на сторону хунты. В 1974, когда турецкие войска вторглись на Кипр, а хунта оказалась парализованной, США не предприняли никаких попыток вынудить Турцию вывести свои войска с Кипра или воспрепятствовать разделению острова. В знак протеста Греция вышла из военной организации НАТО. Правительство Караманлиса пыталось уравновесить влияние США за счет присоединения Греции к Европейскому сообществу. Еще в 1961 Греция стала ассоциированным членом Общего рынка, в 1981 она вошла в него как полноправный член. С тех пор Европейское сообщество (позже – Европейский союз) – главный партнер во внешнеэкономических связях Греции. В 1980 Греция вернулась в военную структуру НАТО. Греция – одна из стран-учредителей Организации Объединенных Наций.

Отношения между Грецией и Турцией осложнены из-за ряда проблем, связанных с взаимными территориальными претензиями, правами национальных меньшинств, осуществлением свободы совести, фактическим разделением Кипра, спором о добыче полезных ископаемых на шельфе. В связи с этими разногласиями оба государства неоднократно оказывались на грани войны, особенно после событий на Кипре в 1963 и 1974.

Политическая система Греции

Политико-государственное устройство

Греция располагается в Юго-Восточной Европе, занимая южную часть Балканского полуострова и множественные острова Средиземного моря, среди них следующие: Крит; Родос; Эвбея; Лесбос.

Столицей государства является город Афины.

Территориальность Греции разграничена на области, области в свою очередь — на районы, районы — на общины и муниципалитеты.

Греция получила национальную независимость в 1830 года после прошествии многовекового отягощающего турецкого ига. Данное государство обладает богатейшей конституционной историей. В ХХ веке принимались четыре конституции Греции, в том числе и та, что действует в настоящий момент, вступила в силу 11 июня 1975 года.

Конституция Греции содержит четыре раздела, которые включают в себя 120 статей.

Конституция Греции гласит:

  • государственный строй Греции представляется парламентарной республикой;
  • фундамент государственного строя — народный суверенитет;
  • вся полнота власти исходит от народа, образована для народа и нации, реализуется в порядке, установленном Конституцией;
  • защита и уважение достоинства человека — первоочередная обязанность государства;
  • Греция, последовав общепризнанным нормам международного права, устремлена к закреплению справедливости, мира и развитию дружеских отношений меж государствами и народами;
  • основная религия Греции — религия восточно-православной Церкви Христовой, являющейся автокефальной, управляющейся Священным Синодом.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Регламентируя государственное властное устройство, Конституция изначально выделяет функционал государственного механизма и систему органов, которые их осуществляющих.

Законодательную функцию реализуют Президент и Парламент; исполнительную — Президент и Совет Министров (Правительства); функцию правосудия – органы суда.

В Конституции подробно установлена организация и деятельность Президента, Правительства, Парламента и судебных органов. Высший представительны орган греческого народа представляется однопалатным Парламентом, выбираемый сроком на 4 года всеобщим, прямым и тайным голосованием граждан, обладающих правом голоса. Принятия участия в выборах Парламента в Греции является обязательным. Кандидаты в депутаты Парламента должны достигать к моменту выборов 25-летнего возраста.

В соответствии с Конституцией лица, которые занимают оплачиваемые должности, офицеры вооруженных сил, органов безопасности, служащие органов местного управления или иныхюридических лиц публичного права, представители муниципальных советов и мэры, председатели и управляющие административных советов юридических лиц публичного права, муниципальных или государственных предприятий, хранители ипотек и записей ипотечных регистров, нотариусы не могут быть выдвинуты кандидатами, избираться на депутатскую должность, если они не выйдут в отставку до момента своего выдвижения. Отставка может считаться действительной, если прошение об этом подано в виде письменного документа.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Политическая система Греции

На политической сцене современной Греции доминанты по своей сущности две масштабные партии, такие как:

  • ПАСОК: основана Андреасом Папандреу в 1974 году, председателем является Костандинос Симитис;
  • «Новая демократия»: основана Константиносом Караманлисом в 1974 году, председателем является Костас Караманлис, является по своей сущности основной правой партией.

Иные партии, которые так же представлены в греческом парламенте:

  • KKE(Коммунистическая партия Греции, председателем является Алека Папарига)
  • Сиаспизмос («Коалиция левых», председателем является Николаос Констандопулос).

Во внешнеполитической сфере Греция солидарна с принципом приверженности стандартам соблюдения международного права и международной законности. Греция старается вести добрососедскую и миролюбивую политику, которая нацелена на установку стабильности и мира в юго-восточном Средиземноморье. Проводился конструктивный разговор с Турцией, целью которого являлась разрядка напряжённости взаимоотношений этих двух государств, возникшая по вопросу территориальной принадлежности островов в районе Эгейского моря.

Греция так же делает активные попытки участия в желании ООН отрегулировать кипрскую проблему, которая была вызвана турецким вторжением 1974 году, оккупационными действиями северной части Кипра.

Греция принимает активное участие в работе разнообразных международных организаций, так же она обладает членством Совета Европы, ООН, ОБСЕ прямо с момента их образования. Греция соединилась с ЕС в 1981 году после периода длительной ассоциации (с 1961 года). Греция оказывает поддержку будущему расширению ЕС.

Особенностью внутренней и внешней политики Греции является существование крупной греческой зарубежной диаспоры: свыше 4 миллионов человек. Большая их часть проживает в США (примерно свыше 2 млн.), где греческое лобби признано довольно-таки влиятельным. Кроме этого, греческая диаспора проживает в Австралии (около 700 тысяч человек), в Канаде (350 тысяч человек), в Европе (более 500 тысяч человек). Всемирный Совет Эллинов за границей занимается координаций взаимодействий региональных организаций.

Вооружённые силы Греции основываются на слиянии всеобщей воинской повинности для мужчин и слиянии профессиональной армии, стоит отметить, что продолжительность призывной службы составляет от 16 до 23 месяцев.

Расходы на оборону составляют 4,5% ВВП, что является самым высоким показателем в НАТО. Вооружённые силы состоят из: греческой армии; флота; воздушных вооруженных сил; полиции; национальной гвардии.

Массовая численность Вооруженных сил Греции (в том числе в запасе) — 2,6 миллиона человек. Греческий военный персонал принимал участие в составе миротворческих сил ООН в действиях по поддержке мира в Сомали и в иных миссиях в Кувейте, Албании и бывшей Югославии.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Греческий кризис и европейская помощь. История вопроса

Греция является членом еврозоны с 2001 г. К началу 2000-х гг. страна имела относительно сбалансированный бюджет (дефицит порядка 5%) и средний размер внешнего долга (около 50 млрд евро или менее 25% ВВП).

Росту госдолга препятствовали высокие ставки по его обслуживанию, в связи с чем правительство с осторожностью привлекало внешние займы. С вхождением в еврозону Греция получила возможность брать более дешевые кредиты в евро, был зафиксирован рост иностранных инвестиций.

На фоне относительной финансовой стабилизации были увеличены зарплаты госслужащим и социальные выплаты.

Темпы роста ВВП Греции достигали 5-6%, безработица составляла порядка 8-10%. При этом начиная с середины 2000-х гг. в Греции ухудшилась собираемость налогов, также Еврокомиссия выявила факты фальсификации официальной финансовой статистики страны.

В результате экономической политики произошла разбалансировка бюджета. Греция как член еврозоны лишилась возможности покрывать дефицит бюджета за счет эмиссии (в еврозоне этим занимается Европейский центральный банк, ЕЦБ), и правительство страны было вынуждено прибегнуть к внешним займам (основными кредиторами стали Франция и Германия).

Первые признаки финансово-экономического кризиса появились в 2009 г., когда дефицит бюджета достиг почти 13% ВВП, а государственный долг превысил 300 млрд евро (115% ВВП). В результате экономика Греция оказалась на грани дефолта, так как не могла платить по ранее взятым кредитам. Опасаясь дефолта, инвесторы стали продавать греческие гособлигации, что существенно осложнило рефинансирование госдолга. По итогам 2009 г. ВВП Греции сократился на 3,3%.

Первая программа помощи

В мае 2010 г. была принята первая европейская программа финансовой помощи Греции. Она предусматривала кредит несколькими траншами от ЕС и МВФ на общую сумму 110 млрд евро на 2010-2012 гг. Греческое правительство в свою очередь, приняло по требованию ЕЦБ, Еврокомиссии и МВФ (так называемой «тройки») программу жесткой экономии, пошло на ряд непопулярных мер, призванных сократить расходы и повысить доходы бюджета. Падение ВВП в 2010 г. достигло 5,4%.

В 2011 г. ситуация в экономике Греции ухудшилась еще сильнее из-за бегства инвесторов в связи с общим кризисом в еврозоне. К середине года госдолг страны составил уже 350 млрд евро (170% ВВП), падение ВВП по итогам года — 8,9%, безработица достигла 15%.

Вторая программа помощи

На внеочередном саммите ЕС в октябре 2011 г. было принято решение о предоставлении Греции второй программы помощи в размере 130 млрд евро в 2012-2014 гг. (подписана 1 марта 2012 г.).

Выделение этого пакета помощи было оговорено несколькими условиями, главное из которых — обмен частными инвесторами греческих облигаций на новые с 50-процентной скидкой (с 206 млрд евро до 100 млрд евро; программа ПСИ). Целью было снижение госдолга Греции до 120% ВВП к 2020 г.

Меры экономии для принятия второго антикризисного пакета предусматривали сокращение государственных расходов на 3,3 млрд евро, в том числе уменьшение на 22% минимальной зарплаты с 750 евро до 580 евро в месяц (для молодежи до 25 лет — на 32%, до 490 евро), внедрение единой сетки зарплаты во всех государственных организациях, снижение пенсий на 7-15%, либерализацию рынка труда, сокращение военных расходов на 300 млн евро, а также дополнительную экономию в размере 325 млн евро, которые еще нужно было изыскать в бюджете. Вводился новый график приватизации, предусматривалось проведение налоговой реформы.

В октябре-ноябре 2012 г. Греция, МВФ и ЕС договорились о продлении второго антикризисного пакета до 2016 г. с его расширением на 20 млрд евро. При этом власти Греции одобрили новые меры экономии, предусматривавшие сокращение пенсий на 5-15%, увеличение пенсионного возраста с 65 до 67 лет, дополнительные сокращения зарплат у госслужащих.

Планировалось, что с их помощью Греция сэкономит 13,5 млрд евро. Дополнительные меры экономии для выплаты кредитов объемом 2,5 млрд евро были приняты в июле 2013 г. (предусматривали сокращение госслужащих).

После принятия этих мер темпы падения ВВП замедлились до 6,6 в 2012 г. и 3,3 в 2014 г. В 2014 г., по данным Еврокомиссии, был даже зафиксирован рост в 1%. При этом пик уровня безработицы (28%) был зарегистрирован в середине 2013 г., к началу 2015 г. безработица составляла 26%.

Массовые протесты

Непопулярность мер экономии вызвала массовые протесты в стране и в итоге привела к поражению правящей партии «Новая демократия» на парламентских выборах 2015 г. Новым премьер- министром страны стал лидер Коалиции радикальных левых сил СИРИЗА Алексис Ципрас, который пообещал, что Греция перестанет брать новые кредиты и откажется от мер жесткой экономии.

По состоянию на конец III квартала 2014 г., общая сумма государственного долга Греции составляет, по данным Евростата, 320 млрд евро (175% от ВВП). Всего в 2012-2014 гг. Греция получила от МВФ, ЕС и других источников 162,7 млрд евро. В 2015-2016 гг. потребности страны в кредитах оценивались Еврокомиссией в 20 млрд евро.

К началу 2015 г. Греция вернула около 10 млрд из приблизительно 45 млрд евро кредита, приходившегося на долю МВФ.

4 июня Афины сообщили об отсрочке очередного платежа по кредиту МВФ с 5 до 30 июня. 30 июня страна должна была выплатить 1,6 млрд евро. При этом ведутся переговоры о разблокировке ранее запланированного транша кредита в 7,2 млрд евро от МВФ, ЕС и европейских стран.

Среди условий для выделения кредита — повышение пенсионного возраста до 67 лет и сворачивание дополнительных выплат малообеспеченным пенсионерам, отмена льгот по НДС для греческих островов и повышение налогов для бизнеса. С этими предложениями не согласна правящая коалиция в Греции (СИРИЗА и «Независимые греки»).

Референдум и его последствия

27 июня 2015 года на экстренном заседании Еврогруппы международные кредиторы объявили, что истекающий 30 июня срок действия программы финансовой помощи Греции не будет продлен без согласования плана реформ в этой стране, и Афины не получат отсрочки по выплатам Международному валютному фонду (МВФ) в размере €1,6 млрд. В тот же день премьер-министр Греции Алексис Ципрас объявил о проведении экстренного всенародного референдума в начале июля по вопросу о предоставлении кредита.

30 июня Греция не выплатила в установленный срок свой долг перед МВФ, став первым развитым государством, которое допустило дефолт по своим обязательствам перед этой структурой.

5 июля в Греции прошел референдум, на котором граждане страны решали, принять ли правительству или отклонить проект соглашения, представленный Еврокомиссией, Европейским центральным банком (ЕЦБ) и МВФ на заседании Еврогруппы 25 июня. По итогам плебисцита 61,31% голосовавших высказались против условий соглашения с кредиторами.

6 июля министр финансов Греции Янис Варуфакис ушел в отставку, объяснив это тем, что некоторые члены зоны евро сочли его присутствие на встречах министров финансов нежелательным. На его место был назначен Эвклидис Цокалотос, ранее занимавший пост первого заместителя главы МИД по международным экономическим связям.

7 июля состоялся саммит еврозоны, который обязал Грецию в течение 24 часа предоставить свои предложения по выходу из кризиса, реформам и официальный запрос на новую программу помощи. Саммит также определил 12 июля как крайний срок переговоров по Греции, за которым может последовать выход страны из зоны евро.

8 июля Еврогруппа получила официальный запрос от Греции на третью программу помощи в рамках Европейского стабилизационного механизма (ЕСМ).

9 июля правительство Греции представило международным кредиторам план более радикальных реформ, направленных на оздоровление государственных финансов. В обмен Афины надеются на усуступки кредиторов и финансирование на сумму в 53,5 млрд евро на покрытие обязательств по госдолгу до конца июня 2018 года.

Греческие предложения включают повышение налога на судоходные компании и отмену льгот по налогу на добавленную стоимость (НДС) для греческих островов, на сохранении которых ранее настаивали Афины. Также правительство Ципраса намерено увеличить НДС для ресторанов, провести пенсионную реформу, составить график приватизации государственного имущества.

В ночь на 11 июля парламент Греции проголосовал за предложения, представленные правительством кредиторам. Он также уполномочил кабинет провести по ним переговоры о заключении соглашения о третьей кредитной программе, рассчитанной на три года.

11 июля Еврогруппа (совет министров стран еврозоны) пришла к соглашению, что финанальное решение по Греции должен принимать саммит ЕС. Министры финансов еврозоны представят свои рекомендации саммиту — или запустить третью программу помощи Греции, либо признать, что Афины не в состоянии даже в отдаленной перспективе выплатить свой долг, поэтому страну ждет дефолт и временное или окончательное исключение из зоны евро.

Главным оппонентом начала третьей программы льготного кредитования Греции по линии Европейского стабилизационного механизма выступал главный кредитор Афин — Германия, которая убеждена в том, что ситуация в Греции зашла слишком далеко и новая программа не даст лучшего результата, чем две предыдущие.

Соглашение с кредиторами

13 июля после 17 часов переговоров саммит еврозоны достиг соглашения по Греции. Были согласованы условия начала переговоров по программе помощи Греции в рамках Европейского стабилизационного механизма (ESM). Объем предполагаемой помощи в итоге может составить от 82 до 86 млрд евро на 3 года. Из них 50 млрд евро будет выделено через специальный фонд для гарантирования третьей программы помощи, а 35 млрд евро обеспечит Еврокомиссия в виде инвестиций в реальную экономику Греции.

Программа помощи должна формироваться на строгих условиях проведения реформ и после одобрения национальными парламентами стран еврозоны, включая парламент Греции.

Также было принято решение о начале обсуждения финансирования Греции на ближайшие три месяца (бридж-кредит — временное кредитование до новой макрофинансовой программы). Скорее всего деньги будут выделены через Европейский фонд финансовой стабильности. Бридж-кредит, согласно источникам, может составить от 7 до 19 млрд евро. Еврогруппа может приступить к конкретной работе по этому вопросу сразу после утверждения парламентом Греции соглашения о реформах.

16 июля греческий парламент принял закон о реформах, которые были согласованы в качестве предварительного условия для начала переговоров между Грецией и другими странами зоны евро о третьей кредитной программе общим объемом от 80 млрд до €90 млрд.

В документе под названием «Срочные меры для проведения переговоров и заключения соглашения с Европейским стабилизационным механизмом» ратифицируется решение саммита еврозоны, состоявшегося 12-13 июля, фиксируются изменения в налоговом законодательстве, в сфере социального обеспечения и страхования и — особенно — ограничение практики досрочного выхода на пенсию.

В этот же день европейский источник сообщил, что Еврогруппа достигла принципиальной договоренности о бридж-кредите Греции на €7 млрд.

Достижение соглашения по кредиту стало возможным после утверждения парламентом Греции нового пакета мер жесткой экономии.

20 июля отделения всех банков открылись в Греции после трехнедельного перерыва, получившего название «банковские каникулы». Тем не менее, контроль движения капиталов сохраняется, поэтому в сутки из банкоматов или банковских касс один человек по-прежнему сможет снять не более 60 евро.

20 июля Греция получила бридж-кредит зоны евро на сумму в €7,16 млрд. Эти средства предназначены для неотложных финансовых потребностей Греции, в первую очередь, на обслуживание внешней задолженности.

22 июля Греческий парламент принял второй закон, необходимый для начала переговоров с международными кредиторами о заключении в ближайшие недели соглашения о третьей кредитной программе.

Закон предусматривает изменения в гражданском процессуальном кодексе, нацеленные на ускорение тянущихся очень долго судебных процессов, меры по продаже с аукционов квартир и домов должников по ипотечным кредитам, а также интеграцию в греческое законодательство директивы ЕС об оздоровлении финансовых институтов.

29 июля в Афинах начался экспертный этап переговоров с миссией «квартета» международных кредиторов (ЕС, Европейский центральный банк (ЕЦБ), Европейский стабилизационный механизм (ESM), а также Международный валютный фонд (МВФ) о третьей кредитной программе на 86 млрд евро, рассчитанной на три года.

По словам представителей греческого минфина, в ходе всех переговоров будут действовать рабочие группы для рассмотрения «финансовых и пенсионных вопросов, трудовых отношений и либерализации рынков товаров и услуг».

Министр финансов Эвклидис Цакалотос заявил, что в ходе переговоров Греция «будет выполнять слово в слово решение Еврогруппы и соглашение, достигнутое на саммите (государств- членов еврозоны)».

Третья кредитная программа

11 августа представитель министерства финансов Греции сообщил, что Афины и международные кредиторы достигли соглашения по третьей кредитной программе, рассчитанной на три года. Официальный представитель Еврокомиссии Анника Брайдтхардт в свою очередь отметила, что кредиторы и правительство Греции на техническом уровне достигли соглашения по третьей программе финансовой помощи. «Следующий шаг — оценка и принятие соглашения на политическом уровне», — сказала она.

19 августа парламент ФРГ в ходе чрезвычайного заседания дал «зеленый свет» на предоставление новой финансовой помощи Греции.

Читайте далее: