Византийские имена мужские

Словарь собственных имён

Абеляр Петр (1079—1142) — французский философ

Августин Аврелий (354—430) — епископ Гиппонский, церковный писатель

Агафий (530/6—579/82) — византийский историк, автор сочинения «Об императоре Юстиниане», а также ряда эпиграмм

Агнеса (Анна) — дочь французского короля Людовика VII (см.), супруга Алексея II (см.) и Андроника I (см.)

Айофеодорит Иоанн (XII в.) — фаворит Мануила I, затем наместник провинции Эллада и Пелопоннес

Александр — император (912—913), бра и преемник Льва VI 51 Алексей I Комнин — византийский император (1081—1118)

Алексей II Комнин — византийский император (1180—1183)

Алексей III Ангел — византийский император (1195—1203)

Амуд Иоанн (XI в.) — эпарх Константинополя, адресат одной из эпиграмм Христофора Митиленского

Андрей Критский (род. ок. 660) — византийский церковный поэт, автор «Великого канона» (литургического песнопения)

Андрей — монах (XI в.)

Андроник I Комнин — двоюродный брат Мануила I (см.), узурпатор (1183—1185)

Антиох Григорий (ИЗО? — после 1196) — византийский чиновник и писатель, автор речей и писем

Арий (умер в 336) — александрийский священник, основатель арианского учения

Атталиат Михаил (XI в.) — византийский историк и правовед

Афанасий Александрийский (295—373) — епископ Александрии, византийский богослов, противник Ария (см.)

Бенедикт Анианский (ок. 750—821) — церковный деятель во Франкском государстве, основатель монастыря в Аниане

Вальсамон Феодор (умер после 1195) — патриарх Антиохийский, византийский правовед-канонист (комментатор церковного права) и поэт

Василий I Македонянин — византийский император (867—886)

Василий II Болгаробойца — византийский император (976—1025)

Василий — вождь богомилов, казненный Алексеем I (см.) в начале XII в.

Василий Великий (Каппадокийский или Кесарийский) (ок. 330— 379) — византийский богослов

Василий Новый (умер в 944 или 952) — святой византийской церкви. Сохранилось его «Житие», написанное неким Григорием, его учеником

«Великий акафист» — литургический гимн, возможно, принадлежащий Роману Сладкопевцу (см.)

Вриенний Никифор — кесарь (1062—1136?), муж Анны Комниной (см.), византийский историк

Глика Михаил (по-видимому, тождествен Сикидиту) (умер до 1204) — византийский поэт, богослов и историк

Григорий Богослов (Назианзин) (ок. 329 — ок. 390) — византийский церковный писатель

Григорий Нисский (ок. 335 — ок. 394) — брат Василия Великого (см.), византийский богослов и поэт

Гумберт (умер в 1061) — епископ-кардинал в Сильвия Кандида, папский легат, возглавлявший посольство в Константинополь в 1054 г.

Далассина Анна — жена Иоанна Комнина, брата Исаака I (см.), мать Алексея I (см.)

Дамаскин Иоанн (ок. 650 — ок. 750) — византийский богослов, поэт

Данте Алигьери (1265—1321)

Дигеяис Акрит — возможно, исторический персонаж, послуживший прототипом анонимного византийского эпоса («Дигенис Акрит»), написанного, скорее всего, в XI в., но сохранившегося лишь в поздних переработках

Димитрий Солунский — святой византийской церкви, считавшийся покровителем Солуни. Сохранившиеся «Чудеса св. Димитрия» являются ценным источником для истории Византии VII в.

Дионисий Ареопагит — в новозаветном предании имя ученика апостола Павла. Оно было принято анонимным византийским богословом, жившим около 500 г.

Дисиний — византийский вельможа X в.

Евгениан Никита (ок. 1100 — после 1170?) —византийский поэт, автор романа «Дросилла и Харикл»

Евсевий Кегарийский (ок. 250 —339) — церковный писатель автор богословских сочинений, Хроники, «Церковной истории», похвального слова Константину Великому

Евстафий Солунский (ок. 1115—1195) — византийский филолог, писатель и церковный деятель (митрополит Солуни)

Евстратий Ангарский — византийский святой VIII в.

Евстратий Никейский (XI—XII вв.) — византийский философ, ученик Иоанна Итала

Евфимий — константинопольский патриарх (907—912). Сохранилось его анонимное «Житие» («Псамафийская хроника»)

Зонара Иоанн (первая половина XII в.) — византийский чиновник, постригшийся затем в монахи, историк и правовед-канонист

Зоя (978—1050) — племянница Василия II, супруга трех императоров: Романа III Аргира (1028—1034), Михаила IV (1034—1041) и Константина IX Мономаха (см.). В 1042 г. правила самостоятельно, вместе с сестрой Феодорой

Идриси — арабский географ XII в.

Иоанн I Цимисхий — византийский император (969—976)

Иоанн — живописец XII в.

Иоанн Златоуст (ок. 344—407) — константинопольский патриарх (398—404), церковный писатель

Иоанн Лествичник (умер ок. 670) — византийский церковный писатель, автор «Лествицы райской», наставления по самоусовершенствованию

Исаак I Комнин — византийский император (1057—1059)

Исаак II Ангел — византийский император (1185—1195 и вторично: 1203—1204, вместе с сыном Алексеем IV)

Итал Иоанн (род. ок. 1025) — византийский философ, автор книги «Апории и решения», преподаватель философии в Константинопольской высшей школе

Италик Михаил (XII в.) — митрополит Филиппополя, византийский философ и ритор

Каматир Иоанн (XII в.) — логофет дрома при Мануиле I

Кантакузины — знатный византийский род

Кекавмен (XI в.) — византийский чиновник, полководец и писатель, автор «Стратегикона», иначе называемого «Советы и рассказы»

Кивирреотов фемы стратиг — анонимный автор сочинения о предсказании поюды

Киннам Иоанн (после 1143 — ок. 1203) — секретарь Мануила I (см.), историк

Комнины — византийский знатный род, представители которого занимали императорский престол в 1057—1059 и 1081—1185

Комнипа Анна (1083 — после 1147) — дочь Алексея I (см.), византийская писательница, автор «Алексиады», книги о деяниях ее отца

Комнин Иоанн Толстый (умер в 1201) — вождь аристократического мятежа в Константинополе 1201 г.

Комнина Ирина (XII в.) — жена севастократора Андроника Комнина, старшего брата Мануила I, умершего в молодости

Комнина Феодора (род. в 1145) — дочь севастократора Исаакн, брата Мануила I (см.), жена иерусалимского короля Балдуина III (1143—1163)

Константин I Великий — римский император (324—337), основатель Константинополя

Константин VII Багрянородный — византийский император (913—959), писатель, автор сочинений «Об управлении империей», «О церемониях константинопольского двора» и других 63, 95 онстантин IX Мономах — византийский император (1042—1055)

Ксения (Мария Антиохийская) — жена Мануила I (см.), мать Алексея II (см.)

Лазарь Галесийский (умер в 1053) — святой византийской церкви, столпник. Сохранилось его «Житие», написанное монахом Григорием

Лев III, условно называемый Исавром,— византийский император (717—741)

Лев VI Мудрый — византийский император (886—912), писатель

Лев Диакон, иначе Асинский (род. до 950) — византийский историк

Лев Математик (умер после 869) — византийский ученый, митрополит Солуни (ок. 840)

Леонардо Пизанскпй (около 1170 — после 1240) — видный математик, выходец из купеческой семьи, тесно связанной с восточной торговлей. Знаток арабской, греческой и индийской математики

Лиутпранд Кремонский (ок. 920 — ок. 972) — епископ, посол германского короля Оттона I в Константинополе, писатель

Лука Столпник (умер в 979) — святой византийской церкви. Сохранилось его анонимное «Житие»

Людовик VII — французский король (1137—1180)

Мавропод Иоанн (XI в.) — митрополит Евхаитский, византийский писатель, преподаватель риторики

Малеины — знатный византийский род

Манасси Константин (умер в 1187) — византийский поэт, оратор и историк

Мануил I Комнин — византийский император (1143—1180)

Месарит Николай (умер ок. 1220) — митрополит Эфесский, византийский писатель, автор ряда речей и экфразы церкви св. Апостолов в Константинополе

Мина — святой византийской церкви

Михаил II — император (820—829), основатель так называемой Аморийской династии. Подавил восстание под руководством Фомы Славянина

Михаил VI Стратиотик — византийский император (1056—1057)

Михаил I Кируларий — константинопольский патриарх (1043— 1058)

Музалон Николай см. Николай IV Музалон

Немесий Эмесский (ок. 400) — епископ Эмесы, церковный писатель, автор книги «О природе человека»

Несторий (V в.) — константинопольский патриарх (428—431), основатель и вождь несторианства, низложен на соборе в Эфесо в 431 г. Его учение было объявлено ересью

Никита Анкирский (XI в.) — митрополит Анкиры, предполагаемый автор ряда трактатов («Об избрании», «О синодах» и др.)

Никита Маронейсккй (умер около 1145) — митрополит Солуни, богослов, автор «Шести диалогов об похождении святого Духа»

Никисрор II Фока — византийский император (963—969)

Никифор III Вотаниат — византийский император (1078—1081)

Николай I — римский папа (858—867)

Николай I Мистик — константинопольский патриарх (901—907, 912—925)

Николай IV Музалон — константинопольский патриарх (1147— 1151), писатель

Николай, м герополит Керкирский (XII в.) — византийский писатель

Николай, митрополит Мефонский (умер ок. 1165) — византийский богослов, противник Сотириха Пантевгена (см.)

Николай Мирликийский — полулегендарный святой византийской церкви

Одо Дейльский (ок. 1100—1162) — аббат Сен-Дени, секретарь Людовика VII, участник и историк II крестового похода

Павел, сын Каллиники — полулегендарный вождь павликиан

Палеологи — византийский аристократический род, последняя императорская династия (1259—1453)

Пантевген Сотирих см. Сотирих Пантевген

Пантехни Феодор (XII в.) — видный константинопольский чиновник

Педиадит Василий, митрополит Керкирский (XII в.) — византийский писатель

Пелагий (ок. 400) — церковный писатель, кельт по происхождению, основатель так называемой пелагианской ереси

Полиевкт — константинопольский патриарх (956—970)

Продром Фоэдор (ок. 1100 — ок. 1170) — византийский писатель, автор стихотворений, речей, «Жития Стефана Скилицы» (Стефан, митрополит Трапезунда, был его другом) и др.

Прокл (410—485) — византийский философ-неоплатоник, поэт

Пселл Михаил (1018—1079 или 1097?) — византийский политический деятель, преподаватель высшей школы в Константинополе, философ и историк

Роман I Лакапин — император (920—944), первоначально соправитель Константина VII (см.). Свергнут собственными сыновьями

Роман Сладкопевец (VI в.) — византийский поэт, автор литургических гимнов, в том числе, возможно, и так называемого «Великого акафиста», восхваляющего богородицу

Самона (IX — X вв.) — фаворит Льва VI, занимал пост паракимо-мена (начальника императорской опочивальни). В 904 или 905 г. при загадочных обстоятельствах бежал к арабам — возможно, имея целью проникнуть в арабские владения в качестве тайного эмиссара императора. После этого вернулся и пользовался огромным влиянием до 908 г., когда впал в немилость и был пострижен в монахи

Самуил бен-Мейр (XII в.) — еврейский писатель, живший во Франции

Сергий II — константинопольский патриарх (1001—1019)

Симеон Богослов (или Новый Богослов) (умер в 1022?) — византийский монах и церковный писатель-мистик, автор «Катехизисов», «Глав», «Гимнов» и других сочинений

Симеон Метафраст (X в.) — византийский писатель, составитель сборника житий святых

Скилицы Продолжатель — анонимный византийский историк, составивший хронику, посвященную событиям второй половины XI в. и служившую продолжением хроники Иоанна Скилицы

Сотирих Пантевгон (XII в.) — византийский богослов и церковный деятель

Стефан — живописец XII в.

Стиппиот Феодор (XII в.) — фаворит Мануила I, занимал пост начальника каниклия (хранителя императорской чернильницы)

Стравороман Мануил (XI—XII вв.) — византийский чиновник и писатель

«Тимарнон» — анонимное сатирическое сочинение XII в.

Фекла — святая византийской церкви

Феодора см. Комнина Феодора

Феодосии I Ворадиот — константинопольский патриарх (1179— 1|183)

Феофан Сигрианский (Исповедник) (ок. 752—818) — византийский историк, автор «Хронографии», святой византийской церкви. Его «Житие» сохранилось в нескольких редакциях

Феофил — византийский император (829—842)

Феофилакт см. Эфест Феофилакт

Филарет Милостивый (умер в 792) — святой византийской церкви Написанное его родственником Никитой «Житие Филарета» — один из лучших памятников византийской агиографии

Филеот Кирилл (умер в 1110?) — святой византийской церкви. Написанное Николаем Катаскепином его «Житие» — характерный памятник поздней агиографии, переполненный риторической ученостью

Филиппа (1146—1176?) — младшая сестра антиохийского князя Воэмунда III (1163—1201) и Ксении-Марии, жены Мануила I

Фатий — константинопольский патриарх (858—867, 877—886), филолог и богослов, автор «Библиотеки» (характеристики ряда античных и византийских беллетристических и ученых сочинений), полемического трактата против павликиан и др.

Фульшер Шартрский (ок. 1059 — ок. 1127) — участник I крестового похода, автор «Иерусалимской истории»

Хасе (IX—X вв.) — протоспафарий, влиятельный вельможа прп дворе Александра

Хониат Михаил — митрополит Афин (ок. 1138 — ок. 1222), византийский писатель и политический деятель, автор речей и писем

Хониат Никита (умер 1213) — младший брат предыдущего, видный чиновник, оратор и историк

Хрисоверг Никифор (умер после 1213?) — византийский оратор и поэт

«Христос страждущий» — анонимная драма, датируемая, по-видимому, XII в.

Христофор Митиленский (ок. 1000 — ок. 1050) — византийский чиновник, поэт, автор эпиграмм и стихотворного календаря церковных праздников

Цец Иоанн (ок 1110 — ок. 1180) — византийский поэт, автор писем и стихотворного комментария к ним (так называемые «Хили-ады»), а также комментариев к античным памятникам

Экдик Илья (XI или XII в.) — византийский церковный писатель

Эфест Феофилакт архиепископ Болгарский (умер после 1120) — византийский писатель, автор богословских сочинений и писем

Юстиниан I — византийский император (527—565)

Словарь составлен Р. А. Ивянской. Он включает только имена византийских политических деятелей и деятелей культуры и их современников, а также псевдонимы, имена адресатов литературных памятников и наименования анонимных сочинений. Мифологические персонажи, античные и раннехристианские (до III в. включительно) деятели в словаре не учитываются. Цифры в конце статей означают страницы книги.

Statusname

Греческие мужские имена

Фото. Парфенон, Афины, Греция. Автор: anyaivanova / Shutterstock.com.

Греки — основное население Греции (около 10 из 10,8 млн) и Кипра (650 из 900 тысяч). Немало греков проживает на территориях прежних эллинистических государств (Албания — 500 тыс., Турция и Ближний Восток — около 4 млн, Украина — 250 тыс., и т. д.). Греческие диаспоры присутствуют в США (3,5 млн), Австралия (1,8 млн), Германия (570 тыс.), Великобритания (540 тыс.), Канада (450 тыс.) и других странах.

Эллинская (греческая) история насчитывает более 5 тысяч лет. За это время греческий алфавит стал основой для создания латиницы и кириллицы, а через эллинскую Византию в страны Южной и Восточной Европы православие принесло различные элементы эллинской культуры, в том числе и мужские греческие имена.

Эллины никогда не имели единого государства — одни возникали, другие исчезали. Поэтому греческий язык подвержен значительным изменениям и имел множество диалектов.

Традиции

Полная форма современного мужского греческого имени состоит из имени собственного, отчества и фамилии. Во время османского владычества (до начала ХХ века) греки практически не использовали фамилии, так как у мусульман они отсутствовали, а для более точной идентификации к личному имени добавлялось именование по отцу. Сегодня отчество используется относительно редко и преимущественно в официальной документации.

Традиционно греческие имена для мальчиков первенцев берутся от деда по отцу, а второй сын именуется в честь деда по матери. Следующие имена в семье присваиваются менее строго, но преимущественно из числа родни, что ведёт к большому количеству тёзок (в том числе и полных). Только если к моменту рождения отец умер, сын может наследовать его имя, поэтому такие случаи редки.

Собственно греческие мужские имена

Автохтонные мужские имена греков делятся по происхождению на две основные группы — языческие и христианские. Православие вытеснило значительную часть древнегреческих имён. Из дохристианских времён пришли, например, такие греческие имена мужчин: Ἀχιλλεύς (Ахиллес — герой из греческого эпоса), Λεωνίδας (Леонидас — произошедший от льва), Σωκράτης (Сократис — сохранивший власть) и т. д. После принятия христианства стали популярны такие мужские имена греков, как Ευάγγελος (Евангелос — благая весть), Χρήστος (Христос, с ударением на первый слог — помазанник, калька с древнееврейского מָשִׁיחַ – Машиах) и другие. Часть древнегреческих имён вошла в православный именослов и, несмотря на языческое происхождение, широко используется среди верующих, например, Διονύσιος (Дионисиос — посвящённый богу виноделия). В ХХ-ХХІ столетиях заметна тенденция возврата к дохристианским именам, хотя и сегодня они далеки от доминирования.

Имена иностранного происхождения

Больше всего на список греческих мужских имён повлияло принятие христианства (иудейские имена) и нахождение в составе Римской империи (латинские имена). Ветхий (Тора, Танах) и Новый Заветы стали источником таких имён, как Ιωάννης (Иоаннис, от יוחנן — Господь сжалился), Μιχαήλ (Михаил, от מִיכָאֵל‏‎ – тот, кто как Бог). Былое латинское влияние сохранилось в виде таких имён, как Κωνσταντίνος (Константинос, от constans — постоянный), Αντώνιος (Антониос, от римского родового имени Antonius) и других.

Относительно небольшое количество греческих имён пришло от других народов Европы, например, Ροβέρτος (Робертос, германское — светлая слава), Εδουάρδος (Эдуардос, из древнеанглийского — страж счастья, хранитель богатства) и т. д.

Греческие мужские имена у других народов

Одно из самых распространённых в мире мужских имён греческого происхождения – Αλέξανδρος (Александрос), известное в России как Александр, в других европейских странах также как Лесь, Олесь, Сандор, а на востоке — Искандер.

Множество греческих имён (Андрей, Георгий, Дмитрий, Николай и т. д.) широко распространились в России, Грузии, Болгарии и среди других народов, принявших православие.

Другие народы Европы переняли такие греческие имена, как Теодор (Θεόδωρος/Теодорос — Божий дар), Христофор (Χριστόφορος/Христофорос — несущий помазание), Филипп (Φίλιππος/Филиппос — любитель лошадей) и т. д. С европейской (преимущественно испанской, португальской и английской) экспансией имена греческого происхождения распространились практически среди всех народов мира.

Разнообразие греческих мужских имён, их значений, звучания и роли в истории различных народов позволят выбрать наиболее подходящее для каждого конкретного случая. Для этого ниже приведён список древних и современных греческих мужских имён.

Путь Света

Олег и Валентина Световид – специалисты по эзотерике и оккультизму, авторы 15 книг.
Здесь вы можете получить консультацию по вашей проблеме, найти полезную информацию, пройти обучение в нашем клубе и купить наши книги.

КНИГИ

РАССЫЛКИ

ЭЗОТЕРИКА

Что такое эзотерика
Тайные учения
Религии
Мантры
Молитвы
Работа над собой
О карме
Ответы на вопросы

ОККУЛЬТИЗМ

Что такое оккультизм
Имена
Календарь именин
Фамилии
Гороскопы мира
Нумерология
Психология
Астрология
Геомантия
Экстрасенсорика
Магия
Магия в бизнесе
Магическая война
Приворот
Магия трав и леса
Целительство
Энергия денег
Дни Силы
Логотипы и бренды
Выбор профессии
Выбор оккультной профессии
Ответы на вопросы

ДИАГНОСТИКА

Энергия домов
Энергия адреса
Энергия автомобилей
Энергия часов
Энергия ювелирных украшений

ГОРОСКОПЫ

Наша новая книга “Энергия европейских фамилий”

Наша книга “Энергия фамилий”

Наша книга “Энергия имени”

Наша книга “Энергия камня”

Консультации

По приворотам и магии
Личным и семейным проблемам
Как защищаться от магии
Энергоинформационная диагностика ситуации
Просмотр прошлых воплощений и решение кармических проблем Читать здесь
Пусть информация нашего сайта и все, что мы делаем, направят вас на путь, ведущий к Свету!

Новые статьи

Книги по психологии для саморазвития

Древние славянские праздники
Магия в спорте
Оккультные имена

Имена. Самая полная информация
Фамилии. Самая полная информация

Наш сайт “Приворот и его последствия”

Уникальные подарки ручной работы из натурального камня и бисера

Соглашение о конфиденциальности
Архив

Русские современные мужские имена

Современный русский именослов

Современный русский именослов включает русские имена, которые используются на территории России в настоящее время.

Кроме исконно русских имён в русский именослов включены еврейские, греческие, римские (латинские), скандинавские и персидские имена, которые адаптировались на территории России и давно воспринимаются как русские.

Большинство русских имен, которые используются на территории России в настоящее время, по происхождению не являются исконно русскими. Они заимствованы из греческого языка вместе с христианской религией и пришли в Россию из Византии.

К 18-19 векам древнерусские имена были почти полностью забыты, а привезенные христианские имена были изменены с учетом особенностей русского произношения (Аквилина – Акулина, Юлиания – Ульяна, Артемий – Артём, Даниил – Данила, Иеремия – Еремей).

Откуда произошли византийские (греческие) имена, ставшие русскими?

Греки тоже собирали в свой именослов лучшие имена всех народов, с которыми они поддерживали торговые и культурные отношения.

Кроме имен древнегреческого происхождения они пользовались древнеримскими и древнееврейскими именами, а также использовали древнеперсидские, древнеегипетские, халдейские, сирийские и вавилонские имена.

Если рассматривать имена по значению, то почти все имена греческого и римского происхождения говорят о позитивных (желаемых) чертах характера и внешности.

Древнееврейские имена отличаются от греческих и римских. Большинство еврейских имён связано с именем Бога. Например, Гавриил– моя сила бог! Даниил – божий суд.

В настоящее время именослов любой страны включает не только исконные имена своего народа, но и заимствованные имена. Это результат культурного и торгового обмена между народами, смешения культур, а также следствие миграции народов.

Именослов включает в себя имя, происхождение имени и значение имени.

Русские современные мужские имена

Александр (гр.) – защитник людей

Алексей (гр.) – защитник

Альберт (герм.) – благородный свет

Анатолий (гр.) – восточный

Андрей (гр.) – мужественный, храбрец

Антон (гр.) – вступать в бой, состязаться

Аристарх (гр.) – глава лучших

Аркадий (гр.) – житель Аркадии, центральной области Древней Греции

Арсений (гр.) – мужественный, мужской

Артём (гр.) – здоровый

Артур (кельт.) – медведь

Архип (гр.) – начальник конницы

Афанасий (гр.) – бессмертный

Богдан (русск.) – данный Богом

Борис (русск.) – борец

Борислав (русск.) – славный в борьбе

Бронислав (русск.) – славный оружием

Вадим (русск.) – смутьян, спорщик

Валентин (р.) – здоровый, сильный

Валерий (р.) – здоровый, сильный

Валериан (р.) – здоровый, сильный

Василий (гр.) – царский

Вениамин (е.) – сын правой руки, т. е. “сын любимейшей из жен”

Викентий (р.) – побеждающий, преодолевающий

Виктор (р.) – победитель

Виссарион (гр.) – лесной

Виталий (р.) – жизненный

Владимир (русск.) – владеющий миром

Владислав (слав.) – владеющий славой

Всеволод (русск.) – властелин всего (народа)

Вячеслав (слав.) – благоразумный

Геннадий (гр.) – родовитый

Георгий (гр.) – земледелец

Герман (р.) – родной, единокровный

Глеб (русск.) – тяжёлый, мощный

Григорий (гр.) – бодрствующий, не спящий

Даниил (е.) – божий суд. Нар. русск. ф. имени – Данила

Денис (гр.) – посвященный Дионису, Вакху, богу вина и виноделия, сыну Зевса

Дмитрий (гр.) – принадлежащий Деметре, богине земли

Евгений (гр.) – благородный

Егор (гр.) – земледелец

Елисей (е.) – бог спас, спасение

Емельян (гр.) – ласковый, приветливый, веселый

Ермолай (гр.) – народ Гермеса, Меркурия

Ефим (гр.) – благочестивый

Иван (е.) – милость Бога

Игнат (р.) – незнаемый, неведомый

Игорь (сканд.) – воинственный

Изяслав (слав.) – смышленый, сообразительный

Илларион (гр.) – веселый, радостный

Илья (е.) – Иегова – мой Бог

Иннокентий (р.) – невинный, безвредный

Ираклий (гр.) – из Гераклий, от имени Геракл, означающего: слава Геры (супруги Зевса)

Кирилл (гр.) – господинчик, барчонок

Константин (р.) – постоянный

Лаврентий (р.) – венчающий лаврами

Лев – царь зверей, могучий храбрец

Леонид (гр.) – сын льва, из львиного рода, льво-подобный

Леон (гр.) – львиный

Макар (гр.) – блаженный, счастливый

Максим (р.) – величайший

Максимиллиан (р.) – потомок величайшего

Марк (гр. или р.) – молот

Матвей (е.) – дар божий

Мирослав (слав.) – мудрый, светлая голова

Михаил (е.) – богоподобный, божественный

Мстислав (слав.) – славный мститель

Никита (гр.) – победитель

Николай (гр.) – победитель народов

Олег (сканд.) – священный

Павел (р.) – малыш

Пётр (гр.) – камень

Роберт (герм.) – слава, великолепие, блеск

Родион (гр.) – розоватый, с острова Родос

Роман (р.) – римский, римлянин

Ростислав (слав.) – да умножится твоя слава

Рустам (перс.) – богатырь

Святослав – справедливый, мудрый

Семён (е.) – услышанный Богом в молитве

Сергей (р.) – высокий, высокочтимый

Станислав (слав.) – практичный, рациональный

Степан (гр.) – увенчанный короной

Тарас (гр.) – беспокойный, бунтарь, смутьян

Тимофей (гр.) – богобоязненный

Тихон (гр.) – приносящий счастье

Трофим (гр.) – упитанный, питомец

Фёдор (гр.) – божий дар

Федот – посвященный богам

Филимон (гр.) – любящий

Филипп (гр.) – любитель коней

Харитон (гр.) – мужское к Харита

Эдуард (герм.) – собственность, защита

Эммануил (е.) – с нами Бог

Эрнест (герм.) – серьёзный, строгий, борец со смертью

Юлиан (р.) – из рода Юлиев

Юлий (р.) – кудрявый, сноп

Юрий (гр.) – земледелец

Ювеналий (р.) – юный, юношеский

Ярослав (слав.) – настойчивый

С русскими современными мужскими именами смотрят:

Это интересно

Наша новая книга “Энергия фамилий”

Наша книга “Энергия имени”

Олег и Валентина Световид

Адрес нашей электронной почты: osvetovid@bk.ru

На момент написания и публикации каждой нашей статьи ничего подобного в свободном доступе в интернете нет. Любой наш информационный продукт является нашей интеллектуальной собственностью и охраняется Законом РФ.

Любое копирование наших материалов и публикация их в интернете или в других СМИ без указания нашего имени является нарушением авторского права и преследуется Законом РФ.

При перепечатке любых материалов сайта ссылка на авторов и сайт – Олег и Валентина Световид www.waylux.ru – обязательна.

Русские современные мужские имена. Современный русский именослов

Внимание!

В сети интернет появились сайты и блоги, которые не являются нашими официальными сайтами, но используют наше имя. Будьте осторожны. Мошенники используют наше имя, наши электронные адреса для своих рассылок, информацию из наших книг и наших сайтов. Используя наше имя, они затягивают людей на различные магические форумы и обманывают (дают советы и рекомендации, которые могут навредить, или выманивают деньги на проведение магических ритуалов, изготовление амулетов и обучение магии).

На наших сайтах мы не даём ссылок на магические форумы или на сайты магов-целителей. Мы не участвуем в каких-либо форумах. Мы не даем консультаций по телефону, у нас нет на это времени.

Обратите внимание! Мы не занимаемся целительством и магией, не делаем и не продаем талисманы и амулеты. Мы вообще не занимаемся магической и целительской практикой, не предлагали и не предлагаем таких услуг.

Единственное направление нашей работы – заочные консультации в письменной форме, обучение через эзотерический клуб и написание книг.

Иногда люди нам пишут, что на каких-то сайтах видели информацию о том, что мы якобы кого-то обманули – брали деньги за целительские сеансы или изготовление амулетов. Мы официально заявляем, что это – клевета, неправда. За всю свою жизнь мы ни разу никого не обманули. На страницах нашего сайта, в материалах клуба мы всегда пишем, что нужно быть честным порядочным человеком. Для нас честное имя – это не пустой звук.

Мы никогда не платили за рекламу для привлечения потенциальных клиентов.

Люди, которые пишут о нас клевету, руководствуются самым низменными мотивами – завистью, жадностью, у них черные души. Наступили времена, когда клевета хорошо оплачивается. Сейчас многие Родину готовы продать за три копейки, а заниматься клеветой на порядочных людей еще проще. Люди, которые пишут клевету, не понимают, что они серьезно ухудшают свою карму, ухудшают свою судьбу и судьбу своих близких людей. Говорить с такими людьми о совести, о вере в Бога бессмысленно. Они не верят в Бога, потому что верующий человек никогда не пойдёт на сделку с совестью, никогда не будет заниматься обманом, клеветой, мошенничеством.

Мошенников, псевдомагов, шарлатанов, завистников, людей без совести и чести, жаждущих денег, очень много. Полиция и другие контролирующие органы пока не справляются с возрастающим наплывом безумия “Обман ради наживы”.

Поэтому, пожалуйста, будьте внимательны!

С уважением – Олег и Валентина Световид

Нашими официальными сайтами являются:

Православные церковные имена

Православные и церковные имена

Первый церковный календарь (месяцеслов) составил св. Иоанн Дамаскин в VII в. Позднее, в X ст. подобные труды объединил в «Менологии» византийский император Василий Болгаробойц. На Руси святцы появились во времена распространения христианства.

В современном православном календаре собраны имена различного происхождения. Из них большая часть имеет греческие корни. Широко представлены древнееврейские, латинские имена. Многие из приведенных имен звучат в наши дни необычно, но их можно встретить и сейчас, например, у иноков какого-нибудь монастыря.

Православные имена греческого происхождения

В эпоху античности родители часто называли детей в честь богов. Но использовать аналогичные имена считалось нетактичным, фамильярным. Поэтому применялись эпитеты, которые характеризовали небожителей. Например, Зевса в древнегреческой мифологии величали:

  • «землепашцем», Георгосом (Георгий);
  • «лучшим правителем», Аристархом;
  • «охраняющим чужеземцев» Ксением.

Зиновий переводится, как «Сила Зевса», а Олимпиада – «прославляющая Небо» или «воспевающая богов».

Имя Пелагея произошло от «пелагиос», что означает «морская». Таким эпитетом награждали Афродиту. Есть в месяцеслове имена не верховных богов:

  • Муза – богиня искусств;
  • Аполлон, формы: Аполлинарий, Аполлос, Апеллий (в переводе «губитель») – бог искусств и предсказаний;
  • Арис – бог войны.

Традиция искать в небожителях покровительство и защиту для рожденных детей прижилась и в христианском мире.

В православном календаре представлены церковные имена, заимствованные у героических персонажей мифов. Например, Ираклий – словоформа от Геракл и Кастор. Для девочек есть оригинальные варианты: Ариадна («сохраняющая верность»), Харита («изящество, прелесть»).

Православные женские имена греческого происхождения

В Древней Греции родители для дочки придумывали имя, созвучное с красивым прилагательным. Мать и отец вкладывали в него свои пожелания на будущее и ожидания от судьбы, характера ребенка. Например: Поликсения – гостеприимная, Трифена – роскошно живущая, Севастиана – чести достойная.

Некоторые древнегреческие имена в неизменной форме популярны во всем мире. Например:

  • Елена – факел, избранная, сияющая;
  • София – премудрость;
  • Александра – мужественная.

На территории Российской империи, позднее в СССР в различные периоды времени входили в моду православные имена греческого происхождения:

  • Анастасия – воскресение;
  • Ксения – иностранка, странница;
  • Анфиса – цветущая;
  • Галина – спокойствие, тишина;
  • Глафира – гладкая;
  • Евгения – благородная;
  • Екатерина – чистая, непорочная;
  • Зоя – жизнь;
  • Зинаида – божественная;
  • Ирина – покой, мир;
  • Лариса – чайка;
  • Кира, Кириакия – госпожа, господствующая;
  • Раиса – легкая;
  • Фаина – светлая.

Некоторые варианты указанные в святцах были популярны на Руси в старину, но утратили актуальность. Например:

Мужские церковные имена греческого происхождения

Мальчики в античной Греции нередко носили имя предков. Также было принято придумывать произвольные, уникальные варианты. В святцах встречаются составные церковные имена, образованные из древнегреческих слов.

Окончание -дот означает «данный», приставка –фео переводится, как «бог», -кл или -ес равнозначны славянскому -слав. Например, Феофилакт – «богом хранимый», Феофан – «богоявление», Феодот – «богом данный», Тимофей – «почитающий Бога». Корень -агаф (благой, добрый) служит основой для имен:

  • Агафангел – добрый вестник;
  • Агафодар – благой дар;
  • Агафоник – благопобедитель;
  • Агафопус – доброногий.

Основой при формировании мужских имен служили слова, означающие положительные черты характера, удачу, благополучную жизнь. Например:

Андрей – мужественный,
Артемий – здоровый,
Арсений – мужской или мужественный,
Трифон – роскошный, изнеженный,
Родион – геройский,
Прокопий – успевающий,
Иларион – радостный;
Никита, Никон – победитель, побеждающий,
Тихон – счастье.

В православном календаре максимальное количество покровителей среди греческих имен у:

  • Петра (камень);
  • Николая (побеждающий народ);
  • Василия (царский);
  • Алексея (защитник);
  • Александра (защитник людей).

Интересна история имени Георгий. Из-за сложности произношения первого слога в древнерусском языке оно было адаптировано. В летописях упоминаются Гюрги, Дюрди, Гюрий. Последний вариант со временем трансформировался. Крестили сына Георгием, дома называли Юрием. Имя стало распространенным среди представителей образованных семей в XVII-XIX в. Оно не утратило популярности и после революции. В святцах представлены оба варианта.

Русские церковные имена латинского происхождения

Распространение латинского языка пришлось на расцвет Римской империи. Жители государства носили два имени: личное и фамильное. Иногда к ним присоединяли прозвище или звание. Детей, появившихся на свет после четырех старших братьев и сестер, называли порядковыми номерами.

Выбор личных имен был небогатым. Но некоторые встречаются в православных святцах. Например, Марк (предположительно, от «маркус», молоток) и Тит – честь, почет. Родовых имен насчитывалось до тысячи. Попали в месяцеслов варианты:

  1. Максим – величайший;
  2. Валерий – бодрый, крепкий;
  3. Валент, Валентин – сильный;
  4. Виктор – победитель;
  5. Константин – твердый, постоянный.

Девочек называли родовыми именами. В список православных попали Корнелия и Юлия (Иулия). Женские красивые церковные имена латинского происхождения указаны в таблице.

Августа священная служило почетным титулом для сестры, матери, жены императора в Древнем Риме, популярное в XVIII-XIX в. среди королевских семей Германии (Баварии)
Алевтина сильная
Домна, Домнина госпожа
Марина морская происходит от Venus Marina эпитета Венеры. Греческий аналог – Афродита
Матрона знатная знатная в списке святых упоминается 12 обладательниц имени
Наталия природная, родная,
благословенная
Пульхерия прекрасная В истории прославились Пульхерии – регент Византийской империи при Феодосии II и дочь римского императора Феодосия I, III-IV в.

Модное в современном мире Мелания переводится, как «черная». Противоположный по значению вариант – Лукия. В святцах встречаются благозвучные и необычные латинские имена:

Конкордия – согласие,
Крискентия – растущая,
Мелитина – медовая,
Перпетуя – вечная.

История происхождения некоторых православных имен из античной эпохи

В церковном календаре популярны православные имена-энтонимы, которые указывают на место жительства или рождения владельца. Например:

Лука – из Лукании;
Лидия – из одноименного района Малой Азии;
Киприан – обитатель острова Кипр;
Аркадий – из Аркадии;
Елладий – из Эллады;
Адриан – из региона у Адриатического моря.

От почитаемого в Древнем мире растения произошло имя Лавр (греч.) или Лаврентий (лат.). Венки из ветвей дерева носили боги Олимпа, чемпионы, жрецы, поэты. Это был символ славы, мира и победы. Некоторые энтомологи связывают с данной традицией появление греческих имен Стефан (означает «венок», «венец»), Стефания.

Во времена древнего мира дочерей нередко называли в честь отца или деда. Этим объясняется большое количество парных православных имен в святцах. Среди необычных вариантов:

  • Кирилла – с персидского «солнце»;
  • Рафаила – исцеление Божие;
  • Соломония – смирная;
  • Платонида – широкая;
  • Фауста (Фавста) – удачливая;
  • Павла – малая

Женское имя Феодора (в переводе «дар божий») было популярно на Руси. Его взяла после пострига боярыня Морозова. Так звали младшую сестру Петра I, которая умерла в 4 года. Имя Дорофея (Доротея) идентично по смыслу. Оно состоит из таких же частей, переставленных местами.

Русские церковные имена древнееврейского происхождения

Некоторые из древнееврейских имен остаются самыми популярными в мире. Среди женских вариантов в тройку лидеров входят Мария и Анна. Первое произошло от Мириам. Корень этого слова – «мар», в переводе «горечь». В православном календаре имя имеет иное толкование – «госпожа». Анна на древнееврейском языке означает «благоволение». Из библейского иврита вошли в обиход варианты:

  • Ева – от Хава, «дающая жизнь»;
  • Елисавета – почитающая Бога;
  • Сусанна – белая лилия;
  • Соломония (Саломия) – смирная,
  • Серафима – пламенная.

От Фамарь (финиковая пальма) произошло имя Тамара. Его давали дочерям в память об основательнице Дома Давида, династии иудейских царей. Финиковая пальма в библейские времена была эталоном красоты и грации.

Более 170 раз упоминается в святцах имя Иоанн. Оно образовано от «йехоан» и переводится, как «благодать Божия». В мире существует бесчисленное множество производных от него, в том числе Иван. Среди других востребованных православных имен из библейского иврита:

Авраам, формы Авраамий, Аврамий – отец множества,
Варнава – сын Божий,
Вениамин – сын десницы,
Елисей – коего спасение Бог,
Захария – память Господня,
Матфий – богодарованный,
Михаил, Михей – кто как Бог,
Назарий – посвященный Богу.

Древнееврейское происхождение имеют русские имена Семен – от Симеон («услышание»), Илья – от Илия, «крепость».

Славянские православные имена

После Крещения Руси календарь регулярно пополнялся данными новых канонизированных деятелей. В месяцеслове около двух десятков имен славянского происхождения: Борис, Всеволод, Владимир, Владислав, Глеб, Игорь, Ростислав, Святослав, Вячеслав, Мстислав, Ярополк и Ярослав. Есть и непривычные по звучанию варианты:

  • Боян;
  • Кукша (название птицы);
  • Изяслав (от «изяти», взять);
  • Горазд («крупный»);
  • Драгутин («дорогой»).

Женские славянские церковные имена: Ольга, Людмила, Милица, Надежда, Любовь, Вера.

Календарь дополняется и в наши дни. Например, в 2017 г. в святцах появились имена 16 святых, почитаемых западной церковью. Это Патрик (Патрикий), Женевьева, Албан, Сатурнин и другие.

Греческое название – Greek name

В современном мире, личные имена среди людей греческого языка и культуры обычно состоят из данного имени , в отчестве и фамилии .

содержание

история

Древние греки в целом имели одно имя , часто квалифицируется с отчеством, кланом или племенем, или места происхождения. Замужние женщины были идентифицированы по имени своих мужей, а не их отцов.

Наследственные фамилии или фамилии стали использоваться элитами в византийском период. Ну в 9 – м веке, они были редки. Но к 11 – м и 12 – м веках, элитные семьи часто используются фамилии. Фамилии пришли из топонимов, прозвища или профессии.

Не ясно , когда стабильные семейные фамилии стали широко используемыми. Хотя семьи часто элитные имели стабильные фамилии, многие из «фамилии» , используемой греками в 19 век были либо отчество или прозвище. Также возможно , что фамилии просто не были записаны , потому что Османская административная практика предпочитала отчество, и не требуют фамилий.

В 19 веке, отчество фамилия стала обычным делом.

Для личных имен, начиная с первым веком нашей эры до н.э. девятнадцатого века, языческие имена с древности были в основном заменены именами из христианских писаний и традиции. С новогреческого Просвещением и развитием греческого национализма , имена из древности снова стали популярными.

Фамилии могут быть отчества по происхождению, либо по роду занятий, местоположения или личных качеств. Эти корни часто указывают приставками или суффиксами. Традиционно женщина использовала женскую версию фамилии отца, заменив его женскую версию фамилии мужа о браке. В современной Греции, женщина сохраняет фамилию отца для жизни, но может использовать имя мужа.

В официальных документах в современной Греции, люди получают три названия: данное имя, отчество и фамилия.

Второе имя

До конца 18 – го века, почти все христианские греки не были названы православные святыми от Старого и Новых Заветов и ранней христианской традиции. С тех пор, имена обоих божеств и смертных от античности были популярны , а также.

Мужские имена обычно заканчиваются в -ας, -ης и -ος, но иногда древние формы также используются. Женские имена почти всегда заканчиваются -α и -п, хотя некоторые из них заканчиваются в -ώ с -ου быть возможным.

С древних времен, наблюдается сильная традиция называния первого сына после деда по отцовской линии, а второй после деда по материнской линии. Это приводит к продолжению имен в семейной линии.

Существует сильная кластеризация имен по местности в соответствии с покровителей, известных церквей или монастырей. Примеры включают в себя:

  • Спиридон и Spyridoula в Корфу ,
  • Герасим в Кефалонии ,
  • Дионисии и Дионисий в Закинтос ,
  • Андреас и Андриана в Патрах ,
  • Markella и Маркос в Эгейском острове, долго под венецианским правлением,
  • Савва среди семей из Малой Азии ,
  • Эммануэль или Манолис , Иосиф или Sifis , Manousos и Мины в Крите .
  • Tsambikos или Tsampika / Mika в Родос .

Когда греческие имена используются в других языках, они иногда оказываются фонетически, такие как Элени для Ἑλένη, а иногда и их эквивалентами, как Хелен на английском или Hélène на французском языке. В Соединенных Штатах, есть также обычная транслитерация англоязычная на основе фонетического сходства , а не этимологии, например Джеймс или Джимми для Δημήτρης / Димитриса (ник Ντίμης / Дими, следовательно , Джимми), когда английское имя Джеймс является производным Ἰάκωβος / Иакова.

Фамилии

Греческие фамилии чаще всего отчества , но также могут быть основаны на профессии, личностных характеристик и местоположения. Женственный вариант, как правило, родительный от фамилии отца или мужа женщины; так, например, г – н и г – жа Yannatos Yannatou .

В результате их кодификации в современном греческом государстве, фамилии не имеют Кафаревус формы , даже если Кафаревус больше не является официальным стандарт. Таким образом, древнегреческое имя Eleutherios формирует новогреческое имя собственного Lefteris. В прошлом, люди в разговоре использовали фамилию с последующим данным именем, поэтому Джон Eleutherios называли Leftero-Яннис. В современной практике он называется Яннис Eleftheriou, где Яннис является популярной формой формального Иоаннис но Eleftheriou архаичный родительный. Для женщин фамилия обычно Кафаревус родительная мужского имени, в то время как еще в византийские времена были отдельные женские формы мужских фамилий, такие как Палеолог для Палеолог , которая в настоящее время будет Palaiológou .

В прошлом женщины изменили бы свою фамилию на первой женитьбе на том , что их муж в родительном падеже, поэтому маркировка изменение зависимости к мужу от отца. В начале современного греческого общества, женщины были названы с -Aina как женский суффикс на данном имя мужа, например , «Giorgaina» signifing «жена Джорджа». В настоящее время, фамилия женщины не меняется при вступлении в брак , но она может использовать фамилию мужа в социальном плане . Дети обычно получают отцовскую фамилию, хотя некоторые дети получают материнскую фамилию в дополнении или исключительно.

В официальных документах, имя отца в родительном падеже будет вставлен между первым и последним именами человека. Например, если Джон Пападопулос есть дочь по имени Мария и сын по имени Эндрю, они будут называться Марией Ioannou Пападопулу и Андреас Ioannou Пападопулос . Если Мэри затем женится Джордж Деметриадес, она может сохранить свое первоначальное имя или выбрать называться Мария Георгиу Demetriádou . Если она овдовела, она вернется к отчеству отца , но сохранить фамилию мужа , чтобы стать Марией Ioannou Demetriád .

Читайте далее: