Вилла адриана италия

Вилла Адриана — загородная резиденция римских императоров

В предместье Рима, на живописных просторах Тибуртинских гор, в окрестностях древнего городка Тиволи находится одно из главных сокровищ Лацио. Вилла Адриана, являющаяся на сегодняшний день уникальнейшим памятником архитектуры Древнего Рима, привлекает внимание своими колоссальными размерами. По словам археологов, летняя резиденция властителя империи в античные времена занимала площадь не менее 300 гектар, на ее территории располагалось порядка 30 сооружений, роскошные сады и несколько искусственных водоемов. Именно здесь проходили торжественные празднества с участием высокопоставленных лиц, принимались важные политические решения и миновали будни императоров на протяжении нескольких столетий.

Вилла Адриана — многовековая история императорской резиденции

В 117 году нашей эры за престол римской империи встал Публий Элий Траян Адриан -двоюродный племянник и преемник Траяна. За два десятилетия своего правления, Адриан успел возвести большое число колоссальных сооружений, многие из которых сохранились до наших дней. Говорят, император сам создавал проекты своих сооружений, однако этот факт остается покрыт слоем многовековой пыли и с уверенностью заявлять об архитектурных способностях властителя мы не можем.
С давних времен на территории вблизи античного города Тибур, название которого сегодня звучит как «Тиволи», располагались роскошные домусы представителей римской знати. Одна из таких вилл, существовавшая еще в I веке до н.э. и на месте которой впоследствии император построил свою летнюю резиденцию, принадлежала прадедам Вибии Сабины -супруги Адриана.


Никаких достоверных сведений о начале строительства императорской виллы вблизи Тибура найдено не было, однако исследователи, изучив руины античных сооружений, сделали вывод, что работы проводились минимум в три этапа: в периоды с 118 по 121 года, далее с 125 по 128 и с 134 по 138 года. Вдоволь насладиться своим творением Адриану так и не удалось, император скончался 10 июля 138 года.

  • На протяжении двух последующих столетий императоры Рима продолжали использовать виллу в качестве летней резиденции, поддерживая ее состояние в должном виде. Однако дальше вилла Адриана постепенно пришла в запустение. Существуют предположения, что уже в IV веке император Константин вывез с ее территории многие скульптуры и декоративные элементы в Константинополь, а начиная с VI века правительственная тибуртинская резиденция постоянно подвергалась нашествию варвар.
    Первые раскопки в этом месте были произведены в XVI веке. Античные скульптуры, барельефы и другие произведения искусства, найденные на территории виллы Адриана, переместили в музеи. Большинство из них сейчас хранятся в фондах Музеев Ватикана.

    Архитектура виллы Адриана и ее сооружения

    По заключениям исследователей, территория, на которой располагалась вилла Адриана, в античные времена занимала площадь не менее 300 гектар. В состав комплекса сооружений входило порядка 30 зданий различного предназначения, а также зоны отдыха с искусственными водоемами и парками.

    Помимо основного дворца, где размещались императорские покои, на территории усадьбы располагался Гостеприимный Двор, предназначавшийся для преторианцев — телохранителей императора, а также помещения для содержания рабов и казарма охранников.
    Кроме этого на вилле Адриана находились греческая и римская библиотеки, большой библиотечный зал, зал философов, академия, несколько храмов и святилища языческих богов, а также театр.

    Одной из важнейших составляющих жизни древних римлян являлось посещение бань, поэтому ни одна роскошная резиденция, тем более императорская, не обходилась без данных сооружений. Не территории виллы Адриана были построены сразу несколько бань: Малые и Большие Термы, а также бани с солнечным отоплением. Помимо

    помещений с горячими, теплыми и холодными ваннами, в таких сооружениях были предусмотрены залы для потения, гимнастики, игры в мяч, специальные комнаты для массажей и отдыха, раздевалки, а также спортивная площадка для занятий на открытом воздухе и упражнений в борьбе.

    Для обслуживания столь большой виллы была оборудована целая система подземных тоннелей, по которой рабы могли спокойно передвигаться, не тревожа покоя высокопоставленных особ.

    Вилла Адриана: карта

    Как добраться до виллы Адриана из Рима

    — На автобусе COTRAL, отправляющемся со станции метро Ponte Mammolo (линия B) по маршруту Рим-Тиволи.
    — От вокзала Тибуртина на поезде, следующем по маршруту Рим-Пескара, нужно доехать до станции «Тиволи». Вокзал расположен в историческом центре города, откуда до вилы Адриана можно добраться на автобусе CAT №4.

    Вилла Адриана: информация для туристов

    Largo Marguerite Yourcenar, 1, Tivoli

    Февраль, с 9-00 до 18-00
    Март, октябрь с 9-00 до 18-30
    Апрель и сентябрь с 9-00 до 19-00
    Май-август с 9-00 до 19-30
    Ноябрь-январь с 9-00 до 17-00
    Касса закрывается за полтора часа до закрытия комплекса.

    Полный — 8 евро.
    Льготный — 4 евро (для граждан ЕС от 18 до 25 лет)

    Тиволи за один день: вилла Адриана и вилла д’Эсте

    А замечательная вилла кардинала Ипполито II д’Эсте, созданная в 1550 г., очарует вас своими рукотворными и природными красотами, многочисленными фонтанами, создающими здесь атмосферу далёкого прошлого.

    Вилла Адриана

    Вилла Адриана занимает столь обширную территорию и может похвастаться столь великолепной сохранностью, что по праву считается самой знаменитой виллой в окрестностях Рима. Кроме того, благодаря уцелевшим постройкам виллу можно назвать одним из наиболее удивительных и важных памятников древнеримской архитектуры.

    Начало её строительства, вероятно, приходится на 126 г. н.э., после возвращения императора Адриана (правил в 117-138 гг. н.э.) из долгой поездки по восточным провинциям. Именно это путешествие вдохновило императора на то, чтобы воспроизвести на своей вилле те места и здания, которые сильнее всего поразили его: афинские лицей, академию и расписной портик Стоа Пойкиле, Канобский рукав в дельте Нила, Темпейскую долину в Фессалии.

    Хотя вилла Адриана построена на традиционных схемах римских загородных особняков, её структура отражает и увлечение своего хозяина архитектурой: по ней видно, как император давал волю своим творческим наклонностям и выработал не одно новаторское архитектурное решение. После смерти Адриана вилла перешла во владение его наследников, которые отреставрировали и украсили её.

    Упадок виллы начался при императоре Константине (правил в 306-337 гг. н.э.), который вывез часть хранившихся здесь предметов искусства в Константинополь. Во время варварских набегов усадьба подверглась полному опустошению, а в средневековье жители города Тиволи использовали её как источник стройматериалов. Начиная с эпохи Возрождения, изучением руин виллы стали заниматься многие знаменитые художники; кое-кто из них не преминул даже оставить здесь автограф. С XIX в. начались раскопки и реставрация согласно научным критериям. Модель-реконструкция виллы представлена в начале обзорного маршрута. Первым его этапом является просторный портик Печиле (созданный по образцу афинского Стоа Пойкиле), в центре которого находится сад и бассейн; здесь можно было подолгу гулять на солнце или в тени.

    Из северо-восточного угла Печиле можно перейти в Зал Философов — просторное помещение с нишами, где, вероятно, находилась библиотека.

    Далее следует «Островная вилла» или «Морской театр» — круглое здание, окружённое колоннадой. Посередине расположен окружённый каналом островок, куда вели четыре мостика, а на нём — небольшая вилла с различными помещениями и термальным оборудованием. Предполагается, что здесь императору нравилось уединяться, посвящая себя любимым занятиям: музыке, поэзии и живописи.

    К югу от «Морского театра» расположен термальный комплекс с солнечным отоплением: несколько помещений с бассейнами для холодной и тёплой воды соединены с большим кругам залом, который также занят бассейном; под землёй находилась система отопления, а в стенах было пять широких окон, чтобы солнечный свет свободно проникал внутрь и согревал помещения терм. В центральном бассейне, вероятно, парились или принимали песочные ванны.

    С восточной стороны Печиле расположен двор — учёные полагают, что здесь был нимфей — и несколько построек, среди которых банкетный зал. Чуть дальше находятся Малые и Большие термы. Там хорошо сохранились все стандартные для таких античных комплексов помещения: спортивная площадка под открытым небом, раздевалки, бассейны для горячей и холодной воды.

    За этими комплексами вы увидите небольшую искуственную долину — узкую и длинную: это так называемый Каноб, воспроизводящий природу дельты Нила неподалёку от Александрии. В центре вы увидите бассейн, окружённый колоннами, а в глубине — полукруглый монументальный фонтан и храм Сераписа с египетскими скульптурами и статуями Антиноя — юноши-фаворита императора, погибшего в Египте при загадочных обстоятельствах.

    Вернувшись назад, можно пройти через Преторию и Казарму охранников (оба помещения, возможно, были попросту складскими), после чего вы окажетесь у императорского дворца. Здесь находились четыре основных группы построек: Золотая площадь, Дорический атрий, Дворцовый перистиль и Библиотечный двор.

    Золотая площадь состоит из большого двора, обнесённого портиком с колоннами и окружённого группой помещений, расположенных вокруг большого восьмиугольного пространства (где, возможно, проводились летние банкеты). Дорический атрий — это просторный зал с портиком; возможно, когда-то он был двухэтажным. Через Дворцовый перистиль вы можете пройти в Библиотечный двор; здесь вокруг портика с колоннами коринфского ордера расположены различные постройки. С одной стороны находятся комнаты для гостей, а в глубине двора стояли два здания, где предположительно были латинская и греческая библиотеки.

    Отсюда можно подняться к Павильону Темпе с панорамной террасой — трёхэтажному сооружению, откуда открывается вид на долину внизу, спроектированному по образцу знаменитой Темпейской долины в Фессалии. Дальше, за маленькой рощей, расположен домик Феде, построенный в XVIII в. поверх нимфея, и небольшой театр на 500 мест для частных спектаклей, которые ставились для императора и его приближённых.

    Контакты

    Адрес: Вилла Адриана, Тиволи
    Официальный сайт: www.villaadriana.beniculturali.it

    Вилла д’Эсте

    Вилла д’Эсте — шедевр итальянского садово-паркового искусства и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, известная своим потрясающим ансамблем фонтанов, нимфеев, гротов, гидравлических приспособлений и музыкальных устройств, который послужил образцом для многих европейских садов и парков эпохи маньеризма и барокко.

    Сад виллы д’Эсте — это прежде всего часть великолепного ландшафтного, художественного и исторического контекста Тиволи. Он расположен на участке, богатом оврагами, пещерами и водопадами, где много тысяч лет шла война между камнем и водой. Мощные сооружения и нагромождения террас напоминают Висячие сады Семирамиды — одно из семи чудес света древнего мира, а водопроводные конструкции, включающие в себя подземный туннель, свидетельствуют о инженерных познаниях древних римлян.

    Кардинал Ипполито II д’Эсте, разочарованный тем, что не был избран папой, решил создать виллу с размахом, достойным дворов Феррары, Рима и Фонтенбло, возродив великолепие соседней виллы Адриана. В 1550 г. он стал правителем Тиволи и в тот же год придумал разбить сад на крутом склоне здешней долины, однако полноценный архитектурный проект виллы появился лишь в 1560 г. Его авторами стал художник, археолог и архитектор Пирро Лигорио, а воплощать задуманное взялся придворный зодчий Альберто Гальвани.

    Над украшением залов дворца работали ведущие представители римского искусства периода позднего маньеризма: Ливио Агрести, Федерико Дзуккари, Дуранте Альберти, Джироламо Муциано, Чезаре Неббья и Антонио Темпеста. К моменту смерти кардинала (1572 г.) обустройство виллы было почти завершено.

    С 1605 г. кардинал Алессандро д’Эсте распоряжается провести новые работы, чтобы отреставрировать и восстановить гидравлические системы и садовую растительность, а также внести некоторые новшества в структуру сада и в ансамбль фонтанов.

    Ещё один этап работ был проведён в 1660-70 гг., и примечателен он тем, что участие в нём принял сам Джан Лоренцо Бернини.

    В XVIII в. из-за отсутствия должного обслуживания вилла пришла в упадок, а с переходом её во владение дома Габсбургов ситуация стала ещё хуже. Сад постепенно зарос, фонтаны были отключены и вышли из строя, а коллекцию античных статуй, собранная ещё в эпоху кардинала Ипполито, разделили и увезли в различных направлениях.

    В таком состоянии вилла пребывала вплоть до середины XIX в., когда кардинал Густав фон Гогенлоэ, взявший её в долгосрочную аренду у герцогов Моденских в 1851 г, инициировал работы по восстановлению комплекса. В скором времени усадьба снова стала центром культурной жизни: с 1867 по 1882 гг. в гости к кардиналу не раз приезжал музыкант Ференц Лист (1811-1886 гг.), сочинивший здесь «Фонтаны виллы д’Эсте» для фортепиано. Здесь же, в 1879 г., Лист отыграл один из своих последних концертов.

    Вилла Адриана в Тиволи

    Вилла Адриана (Villa Adriana) в Тиволи – одна из самых примечательных античных построек на территории региона Лацио (Lazio). Строение относится к II веку нашей эры. Несмотря на полуразрушенное состояние, привлекает размахом архитектурного замысла и совершенством его воплощения.

    История создания

    Римскому императору Адриану (Publius Aelius Traianus Hadrianus), знаменитому философу античности, была ненавистна роскошь и сутолока дворца на Палатинском холме. Требовался уголок для уединенных размышлений и занятий науками на лоне природы.

    Так возникла идея построения загородной резиденции. Место для нее было выбрано неподалеку от городка Тибур (Tibur), ныне Тиволи (Tivoli), и манило прелестным ландшафтом и умиротворяющей тишиной, милой сердцу императора-философа. Землей владела по наследству супруга Адриана – Вибия Сабина. Ранее здесь находилась усадьба II-I века до нашей эры. Атриум старой виллы было решено сохранить, другие помещения император перестроил и расширил в соответствии со своими предпочтениями.

    Строительство началось в 118 г. и продолжалось до самой смерти Адриана в 134 г. Легенда гласит, что проект своей виллы правитель разработал самостоятельно. Теперь уже сложно установить, так ли было на самом деле, но его активное участие в этом деле очевидно.

    Резиденция включает более 30 объектов, все они носят названия провинций Римской империи, посещенных Адрианом.

    Превыше всего император ценил свой покой, благодаря чему вилла имеет разветвленную систему подземных ходов для прислуги и телег с припасами. Адриан не хотел, чтобы голоса прислужников и скрип тележных колес беспокоили его семейство и гостей.

    Сооружения виллы

    Первоначальная площадь виллы составляла 300 га, из которых сооружения занимали 1 кв. км. На сегодняшний день сохранилась только пятая часть комплекса. Мы не знаем доподлинно, в честь каких именно провинций называл строения своей виллы привередливый император. Точно идентифицирована лишь Канопа (Canopus), остальное – предположения исследователей, не подтвержденные строгими доказательствами.

    Основным строительным материалом виллы служил местный известняк тибуртин. Для арок и других архитектурных элементов использовалась плинфа – тонкоплиточный кирпич толщиной 2,5 см. Непосредственно к вилле ведут два пути: кипарисовая аллея и асфальтированная дорога неподалеку от старого сада с оливковыми деревьями.

    Печиле

    Печиле (Pecile) – прямоугольная площадь размерами 232 на 97 м, расположенная за мощной девятиметровой стеной недалеко от входа. Когда-то была окружена стеной с изящными двусторонними портиками, которые сейчас разрушены почти полностью. В центре площади находится небольшой пруд. Не исключено, что сооружение являлось имитацией древнегреческого стадиона. К Печиле примыкает Ченто Камерелле (Cento Camerelle) – «сто комнатушек» для рабов, обслуживавших императорское семейство и гостей.

    Подземная дорога

    В нижней части Ченто Камерелле найдена подземная дорога, ведущая к Большим (Grandi Terme) и Малым Термам (Piccole Terme), отделенным друг от друга небольшим двориком.

    Исследователи предполагают, что Термы предназначались для раздельного купания мужчин и женщин.

    В банных помещениях сохранились остатки систем отопления двух типов – сухого (нагретый воздух) и влажного (горячий пар). Площадка рядом с Большими Термами – палестра – предназначалась для упражнений в борьбе и фехтовании. Здесь же находился закрытый зал для игры в мяч.

    Претория

    Позади Больших Терм располагается Претория – многоэтажное помещение для императорской гвардии. Это наиболее хорошо сохранившаяся часть виллы.

    Канопа

    Прототипом Канопы (Canopo) является египетское поселение Каноб (ныне Абукир), где утонул Антиной, фаворит императора. Это самый интересный из объектов усадьбы, представляет собой пруд размерами около 100 на 20 м, украшенный по периметру скульптурами и колоннами (не сохранились). Около Канопы был построен Серапеум – имитация египетского храма Сераписа. Со свода Серапеума можно насладиться отличным видом на Термы и Канопу с рядом раскидистых пиний.

    Музей Канопы

    Музей Канопы располагается в античных зданиях трактиров (tabernae), окружающих ее долину справа. Содержит небольшую коллекцию древнегреческих статуй и римских слепков, жемчужина которой – копия статуи Венеры Книдской.

    Золотая площадь

    Золотая площадь, расположенная в северо-восточной части виллы, представляет собой просторный атрий с двойным портиком, открытая часть которого состояла из шестидесяти гранитных и мраморных колонн. На одной стороне ее находится имперский зал с хорошо сохранившимся куполом на восьми мраморных колоннах и вестибюль с изысканными мозаиками пола.

    Морской Театр

    Морской Театр (Teatro Marittimo) отличается затейливой архитектурой – круглое помещение на круглом острове, обрамленном водным каналом и стеной цилиндрической формы с круглой колоннадой. Мосты, ведущие к острову, управлялись только изнутри. Предполагается, что здание на острове использовалось для уединения императорского семейства, поэтому его часто называют Островной виллой.

    Дальнейшая судьба

    Адриан предпочел поселиться в загородной усадьбе, отсюда и правил империей до заката своих дней. Его потомки не увлекались философией, поэтому использовали ее только как летнюю резиденцию. В конце III в. вилла была отреставрирована императором Диоклетианом (Aurelius Valerius Diocletianus), позднее Константин Великий (Flavius Valerius Aurelius Constantinus) вывез отсюда некоторые произведения искусства для своего дворца в Константинополе. В VI в. остготы и византийцы разбивали здесь походные лагеря, вилла разрушалась и приходила в запустение. В средние века жители Тиволи использовали ее в качестве источника строительных материалов для своих домов.

    Впервые археологические раскопки были проведены лишь в XVI в., тогда же по приказу кардинала Ипполито II (Ippolito II d’Este) с усадьбы было вывезено множество статуй и мраморных колонн для украшения виллы д’Эсте в Тиволи. В XVIII в. часть виллы Адриана принадлежала графу Джузеппе Феде (Giuseppe Fede), который высадил кипарисы, растущие там до сих пор. С 1870 г. вилла является государственной собственностью Италии, с 1999 г. – объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Интересные факты

    • Портики виллы были умышленно занижены, чтобы император, человек небольшого роста, мог чувствовать себя высоким и величественным.
    • Здесь было найдено множество ценнейших античных статуй – Антиной (Antinous, Капитолийский музей), Диана-охотница (Diana, Лувр), Дискобол (Diskobolos, Британский музей).
    • На территории виллы проводились съемки фильма «Новости о раскопках» (2010 г.).

    Как добраться

    Вилла Адриана находится в 4 км от Тиволи. Добраться можно автобусом №4, идущим от центральной площади города. Расписание автобусов вывешено на сайте www.cattivoli.com.

    • Проще и познавательней – заказать индивидуальную экскурсию из Рима – вас заберут из отеля и покажут все виллы в Тиволи, расскажут интересные факты и довезут обратно.
    • Пошаговая инструкция, как добраться из Рима в Тиволи за 3 евро.
    • Если желаете добираться самостоятельно, самый быстрый и комфортный способ – заказать трансфер у Сержио Рим-Тиволи за 60 евро, время в пути около 45-60 минут.

    Время работы и билеты

    Вилла открывается в 9:00, закрывается за полтора часа до наступления темноты. Стоимость билета 8 евро, граждан Евросоюза – 4 евро, в период проведения ежегодной выставки (с апреля по октябрь) – 11 евро (льготный 7 евро). С марта по октябрь проводятся экскурсии для школьников по 1 евро с человека. В первое воскресенье каждого месяца вход бесплатный. Выходные дни – 1 января, 1 мая и 25 декабря.

    Ciao,bella Италия.

    Вилла Адриана в Тиволи

    Любой архитектор, создав такой шедевр, как Пантеон, должен был почить на лаврах, но император Адриан и стоящий за ним в тени архитектор Аполлодор не давали себе отдыха. Словно бы видя в жизни единственную цель — строить, они выдвигали все новые и новые проекты, и среди них самый грандиозный — императорская вилла в Тибуре (современный город Тиволи). Ее часто называют «римским Версалем», хотя было бы справедливей называть Версаль «французским Тибуром».

    Вилла мыслилась как воплощение лучших достижений человеческой культуры. На почву Италии должно было быть перенесено самое замечательное из того, что видел император во время своих путешествий, чтобы он, не покидая Италии, чувствовал себя живущим то в Афинах, то в Александрии. Вилла, в отличие от Пантеона, строилась не для потомства, а для себя. Она должна была стать своего рода заповедником красоты в мире, который был враждебен и чужд.

    Ее территория составляла более одного квадратного километра, что сопоставимо с размерами знаменитого города Помпей. Виллу начали строить в 117 году, но основные строительные работы велись в 118-138 годах. Император Адриан сам руководил строительством, однако окончание работ он так и не увидел, многое было завершено только после его смерти.

    Что же представлял собой император Адриан? Он получил власть в 41 год, после смерти императора Траяна. Это был мужчина высокий, видный, в полном расцвете сил, неутомимый пехотинец и отличный всадник, неустрашимый и ловкий охотник, сразивший копьем не одного крупного зверя и даже льва.

    Изображения Адриана на монетах и статуях говорят о правильных, мужественных чертах лица, густых, ухоженных волосах и бородке. Его бородка стала потрясением для современников, ведь он первым из императоров отрастил ее. Все предыдущие цезари старательно брились в полном соответствии с древнеримской модой, а после Адриана, наоборот, на протяжении целых двух столетий, государи Рима носили бороды, разумеется, разной длины и всевозможных видов, в зависимости от моды и собственных вкусов. Почему же именно Адриан столь решительно нарушил традицию? Ведь в его время бородатыми были лишь интеллектуалы, как бы мы выразились теперь, то есть профессора, философы, писатели, а также служители разных культов. В том-то и дело, ведь, отпуская бороду, Адриан стремился показать всем, что он прежде всего интеллектуал. И он действительно был таковым, хотя прослужил в армии не один год, с самых юных лет, и, будучи офицером, всегда отлично справлялся со своими обязанностями, что отличало его и впоследствии в любой должности военного.

    Адриан не просто увлекался поэзией, но и любил ее, а также искусство в целом, философию, риторику, мистику, все таинственное и древнее, а больше всего древнегреческую культуру. Он сам писал стихи, составлял речи, писал прозаические произведения, в том числе написал и автобиографию, к сожалению, не дошедшую до нас. А также рисовал, создавал скульптуры, набрасывал эскизы построек. Император желал быть первым и оригинальным чуть ли не во всех областях культуры и искусства.

    Очень любил путешествовать. Он правил империей 21 год, и половину этого срока провел в путешествиях. Ни один из его предшественников не мог в этом с ним сравниться. И в прежние времена цезарям не раз приходилось отправляться в дальние края, но делалось это всегда вынужденно и главным образом для ведения войн. Адриан первым из императоров понял, насколько важно государю собственными глазами увидеть, чем живут провинции, как бы далеко они ни были от столицы империи. Вот он и стал последовательно знакомиться с жизнью провинций, лично проводя инспекции, причем делал это обстоятельно, глубоко и всесторонне, посещая не только города, но и военные лагеря.

    Трудности путешествий не отпугивали Адриана, он испытывал удовольствие, познавая новые страны, и с интересом знакомился с тем, что было до сих пор ему неизвестно. У него всегда находилось время и силы познавать новое, то, что он считал достойным внимания, будь то чудеса природы или невиданные произведения искусства и архитектуры. И что интересно, Адриановы инспекции повсеместно оставили след в истории, сохранившей нам свидетельства пребывания императора в самых разных местах Римской империи в виде построек, статуй, надписей и монет, которые чеканили отдельные города в память пребывания у них высокого гостя.

    Лучше всего Адриан чувствовал себя в Афинах в окружении прекрасных произведений искусства и замечательных памятников старины, чья родословная уходила в далекое, легендарное прошлое Античности. Тут жили Сократ и Перикл, Платон и Аристотель, Софокл и Демосфен. Греческим языком Адриан овладел еще в детстве, он был пленен культурой Древней Греции, прекрасно знал историю страны, ее литературу, был подлинным ценителем культурных ценностей этой колыбели европейской цивилизации.

    Адриана считают одним из величайших государственных деятелей в истории не только Римской империи, но и человечества. Прославился он не великими завоеваниями, покорением новых земель и присоединением их к империи, но прежде всего как мудрый и дальновидный правитель, многое сделавший для укрепления отечества. Это способствовало укреплению экономики страны и благосостоянию ее граждан. Своей главной целью Адриан считал сохранение мира. Этого приоритета своей внешней и внутренней политики он придерживался во все годы своего правления.

    Никто из римских цезарей не сравнится с ним по количеству построенных зданий, крепостей, акведуков, мостов, водопроводов и различных ирригационных сооружений, а также проведенных дорог. Доказательством его разносторонней строительной деятельности являются в наши дни лишь внушительные руины, сохранившиеся в разных уголках на территории бывшей огромной Римской империи, в разных ее провинциях. Разумеется, больше всего их можно видеть в самом Риме. Из наиболее заметных архитектурных шедевров Вечного города, возведенных по велению Адриана, назовем самые главные — Крепость Святого Ангела, каменный мост Святого Ангела, Пантеон, храм богинь Венеры и Ромы на римском Форуме ( со стороны Колизея).

    И так, в окрестностях Рима, в обширном парке вырос целый комплекс виллы Адриана — местопребывания императора, уставшего от постоянных поездок и государственных забот. Впрочем, Адриану стоило немалых трудов и средств по обустройству этого райского уголка по своему вкусу. В основу положена воистину императорская идея.

    Вилла Адриана строилась как неприступная крепость с высокими стенами. Их мощь можно оценить и сейчас, прогуливаясь в районе Палестры и Темпейской долины. На виллу вели несколько дорог, которые тщательно охранялись. К тому же вилла была поделена на несколько зон: личные покои императора, доступ куда был строго ограничен; помещения для гостей и свиты; служебные постройки, в которых размещалась многочисленная прислуга.

    Многое в композиции виллы определялось ландшафтом местности. Построенная на склоне холмов, она ориентирована приблизительно с севера на юг. То, что вилла была построена на склоне, позволило использовать природный наклон местности при устройстве бесчисленных фонтанов и бассейнов, украшавших сады и здания. В плане вилла представляет собой четыре группы сооружений: так называемая зона Больших перистилей (где находились жилые апартаменты императора), Печиле, Каноп и Академия. Каждая из них была четко организована вокруг своего центра.

    Это воспроизведение поразившего императора был храм Сераписа в египетской Александрии, на канале Нила. Он использовался, вероятно, не только как святилище, но и как летний триклиний для пиров на открытом воздухе или для спектаклей.

    Зарисовка Пиранезе показывает, насколько еще в конце XVIII в. был богат этот памятник.
    Раскопки, начатые в 1951 г. под руководством Ауриджемы и продолженные Р. Види,
    восстановили облик древнего Канопы. Канал вновь был наполнен водой. Были восстановлены древние скульптуры, представляющие большую художественную ценность.

    Вилла Адриана внесена в 2001 году в число памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО как наиболее сохранившийся образец императорской виллы и александрийского сада, типичного для Рима времён империи.

    Вилла открывается в 9:00, закрывается за полтора часа до наступления темноты.
    Стоимость билета 8 евро, граждан Евросоюза – 4 евро, в период проведения ежегодной выставки (с апреля по октябрь) – 11 евро (льготный 7 евро).
    В первое воскресенье каждого месяца вход бесплатный.
    Выходные дни – 1 января, 1 мая и 25 декабря.
    Официальный сайт виллы Адриана: www.villa-adriana.net

    Источники :
    А.И.Немировский — В лабиринтах археологии
    А.Кравчук — Галерея римских императоров




    Новые предложения каждый день: отелей, апартаментов, вилл и не только. на любой бюджет!

    Вилла императора Адриана – памятник наследия ЮНЕСКО

    Вилла Адриана – это широко раскинувшийся археологический комплекс времен Римской империи в районе города Тиволи.

    Находится в собственности Италии, и управляется Центральным Музеем Лацио. Входит в число памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    История создания

    Вилла Адриана создавалась в соответствии с римской архитектурной традицией, и проходила в три этапа – 118-121 годах, 125-128 и 134-138 годах. Располагается на краю известняковой террасы, что идет от Тибуртинских гор.

    На данный момент сохранилась лишь 1/5 часть от первоначальных 300 гектаров площади виллы. В ее состав входило около 30 зданий, разбросанных по всей площади.

    Огромный архитектурный комплекс, состоящий из бань, дворцов, театров, арок и спортивных залов стал своеобразной репродукцией всех тех мест, которые впечатлили Адриана за время его поездок. Известно также, что каждому из зданий, император Адриан давал и названия тех городов, которые он посетил.

    Во времена своего правления, Адриан и его преемники использовали виллу в качестве своей летней резиденции, но спустя некоторое время перестали ей пользоваться, абсолютно о ней позабыв.

    Архитектура

    Вилла была построена в лучших традициях римской архитектуры, на участке, принадлежавшем жене Адриана.

    Вилла была построена на склоне, что позволило использовать это при сооружении и устройстве многочисленных фонтанов и бассейнов, украшавших архитектуру.

    Наиболее высоко лежащие точки Академия и Золотая Площадь лежат на высоте 100 метров над уровнем моря.

    Задумка построения виллы оказалась такова, что главный центральный вход располагается в самой низкой точке местности, а потому истинные размеры виллы оказываются скрыты для глаз посетителя. Систематические археологические раскопки на вилле никогда не проводились, однако именно отсюда произошли одни из наиболее известных античных статуй: Капитолийские Кентавры, Дискобол, Диана Версальская, Капитолийский Антиной.

    Наибольший интерес с точки зрения инженерии, является сложнообразованная форма внутреннего пространства центрального вестибюля, в которой представлено чередование полукруглых и одновременно прямоугольных ниш.

    Предназначение виллы Адриана

    Вилла представляла собой четыре группы сооружений, а именно: зону Больших перистилей (жилые апартаменты императора), Пойкиле, Каноп и Академию.

    Основной идеей ее создание было место для отдыха с уникальным набором произведений искусства различных культур и цивилизаций. К примеру, по желанию императора на участке были воспроизведены и некоторые известные места греческого мира – Темпейская долина, простиравшаяся у отрогов Олимпа.

    Так во времена постройки виллы сюда доставлялись как копии, так и подлинники известных на тот момент произведений искусства – разнообразных фресок, скульптур, кариатид.

    Помимо своего основного предназначения – места отдыха и уединения, тут также были созданы библиотека, сады, музеи, башни, храмы, и многое другое.

    Вилла сегодня

    После Адриана вилла служила загородной резиденцией нескольким императорам, но в период падения Римской империи была заброшена и пришла в негодность. Сегодня она является образчиком императорской виллы и александрийских садов, и внесена в число памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Территория виллы и всех сооружений привлекает сюда миллионы туристов со всего мира, несмотря на полуразрушенное состояние – ведь это воплощение невероятного архитектурного замысла и совершенства его воплощения.

    Отзывы

    Ничего лучше, чем посещение Виллы Адриана в Италии быть не может.

    Данная вилла имеет большую протяжность и много мест, где можно прогуляться в отличии от виллы “Де Эсте”.

    Многие, кто решает выбраться на эксурсию из Рима, едут в небольшой городок на западе – Тиволи, известный своей виллой Д’Эсте. И немногие знают, что чуть дальше находится другая вилла, намного более старая и менее сохранившаяся, но так же включенная в наследие Юнеско. Это вилла Адриана, вилла императора Адриана, который оттуда правил Римской Империей.

    На территории виллы частично сохранились разные античные строения: термы, строения для рабов, храмы, несколько водоемов, окаймленные статуями и постройками. Во всем чувствуется размах и величие. Кажется, как люди без техники и современных знаний могла построить такие величественные здания, где все продумано до мелочей. Смотришь на кладку этих мелких кирпичиков, каждый идентичен другому, и думаешь, сколько жизней рабов было положено на строительство этой виллы.

    Чтобы обойти всю виллу не спеша, устроив небольшой перерыв с перекусом, вам может понадобиться примерно около четырех часов. Советую еду и воду захватить с собой, хотя на вилле можно встретить фонтанчики с питьевой водой. Летом не забывайте головные уборы. А детям – коляску, так как дорожки хоть и не выложены ни камнем, ни асфальтом, но передвигаться довольно легко.

    Как добраться

    Автобус

    COTRAL направление Roma Tivoli.

    Roma – Tivoli via Prenestina (рекомендуется для посещения Виллы Адриана, расстояние до входа около 300 м.) Отправление каждые 50 минут от автовокзала при станции метро Ponte Mammolo.

    Roma – Tivoli via Tiburtina или autostrada. Приходит на центральную площадь Тиволи, но для посещения Виллы Адриана не удобен – до входа в Виллу больше 2 км по провинциальной и пыльной улице. Отправление каждые 15 минут от автовокзала при станции метро Ponte Mammolo.

    Билеты можно купить в киосках на станции, стоимость 1,50 (но цены в Риме могут повышаться).

    Обязательно учитывайте, что в воскресенье и праздники (FESTIVO) количество рейсов значительно сокращается.

    Поезд

    От вокзала Термини: отходит прямой поезд до Тиволи в 9.05 воскресенье включительно. Время в пути 1 час. Билет 2.60 покупается на станции или в киосках.

    Читайте далее: