Виктория маркова музей пушкина | Vasque-Russia.ru

Виктория маркова музей пушкина

Маркова, Виктория Эммануиловна

Виктория Эммануиловна Маркова (род. 21 сентября 1942, Москва) — российский искусствовед (доктор искусствоведения, профессор), главный научный сотрудник Пушкинского музея. Специализируется в области итальянской живописи.

Содержание

Биография

В 1967 году окончила исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (кафедра истории и теории искусства). Защитила диплом по теме «История и развитие итальянского натюрморта XVII века». Ученица профессора В. Н. Лазарева.

В 1986 году защитила кандидатскую диссертацию, в 1991 году — докторскую. В 1991—1992 годах получала стипендию Гарвардского университета для научной стажировки в Фонде Бернсона (Villa i Tatti) в Сеттиньяно (Флоренция). В 2009 году получила стипендию Института Макса Планка для научной стажировки в Институте истории искусства (Библиотека Хертциана) в Риме.

Виктория Маркова разработала для Пушкинского музея (ГМИИ) проект современной экспозиции итальянской живописи VIII—XVIII веков. Входит в составы редколлегий журнала Rivista d’Arte (издательство Leo S. Olschki) и серии монографий Le voci del museo (издательство Edifir).

Член Учёного совета ГМИИ и Учёного совета Отделения истории и теории искусства Исторического факультета МГУ. Внештатный эксперт Министерства культуры РФ по ввозу и вывозу предметов искусства.

Круг научных интересов

В. Э. Маркова занимается исследованием проблем развития итальянской живописи XIV-XVIII веков, истории коллекционирования в России и вопросами атрибуции картин итальянских мастеров.

Предмет её особого внимания и научного интереса составляет живопись Италии XVII века, особенно творчество Караваджо и мастеров его круга. Её заслугой является определение и публикация картин ранее неизвестных картин Бартоломео Манфреди, Франческо Рустичи, Массимо Станционе, Симона Вуэ, Клода Виньона. Сделав ряд принципиально важных открытий, она внесла весомый вклад в изучение творчества Томмазо Салини, зарекомендовав себя наиболее авторитетным в мире специалистом в данной области. В качестве члена научного комитета принимала активное участие в организации и подготовке, как самой выставки, так и каталога, выставки Roma al tempo di Caravaggio (Рим во времена Караваджо), прошедшей в римском Палаццо Венеция в 2010—2011 годах в (Roma al tempo di Caravaggio, Roma, Palazzo Venezia, 2011—2012). Признана опытным экспертом в области итальянской живописи XIV-XVIII веков. Благодаря её усилиям многие сотни произведений мастеров этого периода, находящихся как в России, так и за рубежом, были атрибутированы. Среди них картины Тициана, Джулио Романо, Джорджо Вазари, Кавалера д’Арпино, Гвидо Рени, Бернардо Строцци, Бартоломео Манфреди, Томмазо Салини, Массимо Станционе, Валерио Кастелло, Луки Джордано, Карло Маджини и многих других мастеров.

На протяжении всех лет работы в ГМИИ им. А. С. Пушкина активно содействовала пополнению собрания итальянской живописи в музее. При её непосредственном участии музей приобрел в общей сложности около 150 произведений.

Преподавательская деятельность

С середины 1980-х годов по приглашению В. Н. Гращенкова преподавала на искусствоведческом отделении МГУ, где читала спецкурс и вела семинар по методике атрибуционной работы, а также читала курс «Музееведение и история собирательства».

С конца 1980-х годов неоднократно приглашалась для чтения лекций и проведения семинарских занятий в учебные заведения Италии, такие как Scuola Normale в Пизе, Болонский университет (в качестве профессора по контракту), Урбинский университет, Флорентийский университет, Католический университет в Милане, а также в Фонд Роберто Лонги во Флоренции, где проводила семинары по методике атрибуционной работы.

С 1998 по 2004 годы преподавала в Академии живописи, ваяния и зодчества, где читала курсы «История западноевропейского искусства XIV—XVIII веков» и «История собирательства». С 2004 по 2007 год преподавала в РГГУ.

В. Э. Маркова неоднократно принимала участие в различных научных конференциях и симпозиумах, как в России, так и за рубежом.

Семья

Супруг В. Э. Марковой — Иван Борисович Порто (1939—2009, Москва), известный искусствовед, коллекционер и фотохудожник. За свою жизнь собрал обширную коллекцию произведений искусства, которая насчитывает 390 произведений живописи, графики и скульптуры русских и советских художников с 1930-х годов до начала XXI века, а также за годы жизни им было собрано свыше 1700 книг.

В 2012 году В. Э. Маркова передала в дар Краснодарскому краевому художественному музею им. Ф. А. Коваленко коллекцию художественных произведений своего мужа по искусству.

Награды

Российские

  • Орден Дружбы (30 мая 2012) [1] .
  • Заслуженный деятель искусств РФ (9 июля 1998) [2] .
  • Премия Правительства РФ в области культуры (23 января 2008) [3] .

Иностранные

  • Орден Звезды Италии степени кавалера (2 мая 2012) [4] .

Кураторские проекты

  • 1984 год — Автор и куратор знаменитой выставки «Картины итальянских мастеров XIV—XVIII веков из музеев СССР в ГМИИ им. А. С. Пушкина». На выставке было показано 96 произведений из 30 музеев Советского союза. Получила весьма высокие отзывы в итальянской прессе (Каталог: «Картины итальянских мастеров XIV—XVIII веков из музеев СССР». М.: Советский художник, 1986).
  • 2004—2005 годы — Куратор и научный редактор каталога совместной итало-российской выставки «От Джотто до Малевича» (Рим, Москва).
  • 2007 год — Куратор и автор каталога выставки «Итальянская живопись XVI—XX веков из собрания ГМИИ», прошедшей в Италии в городе Верона.
  • 2011 год — Специальный кураторский проект — выставка «Живопись Италии XIV—XVIII веков из частных собраний Москвы», экспонировавшаяся в Москве в рамках ежегодного Антикварного салона (Каталог: «Живопись Италии XIV—XVIII веков из частных собраний Москвы». М.: 2011 — на русском и итальянском языках).
  • 2011—2012 гг. — Куратор совместной итало-российской выставки и каталога Караваджо (премия The Art News Paper. Russia за лучший выставочный проект 2012 года) и других выставочных проектов, приуроченных к Году итальянской культуры в России.
  • 2012 год — Куратор итальянского раздела выставки «Западноевропейская живопись из музеев Украины» (ГМИИ).
  • 2013 год — Куратор выставки и каталога «Тициан» (ГМИИ).
  • 2017 год — Куратор выставки «Джорджо Моранди. 1890–1964» (ГМИИ) [5]

Избранные публикации

В. Э. Маркова является автором свыше 200 печатных трудов и статей на русском и иностранных языках, в числе которых фундаментальный научный каталог собрания итальянской живописи в ГМИИ (Каталог итальянской живописи VIII—XX веков из собрания ГМИИ. В 2 томах (Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Собрание живописи). М.: Галарт, 2002).

  • Новые атрибуции произведений западноевропейской живописи в музеях СССР. — Музей-1. М., 1980. С. 37—53.
  • Мастер и мастерская. К анализу творческой практики итальянских живописцев XVII—XVIII веков. — Советское искусствознание-81. М., 1982. С. 148—174.
  • Караваджо и классическая традиция итальянского искусства. — Советское искусствознание-83. Вып. 1, М., 1984. С. 75—84.
  • Тема «Sacra Conversazione» в творчестве Лоренцо Лотто. — В сб.: Искусство Венеции и Венеция в искусстве. Материалы научной конференции «Випперовские чтения — 1986». М., 1988. С. 42—53.
  • О двух манерах мастера барокко — Советское искусствознание, Вып. 22, М., 1987. С. 226—237.
  • Итальянская живопись XII—XVIII веков. М.: Изобразительное искусство,1992.
  • Пьетро Перуджино. Голицынский триптих. М., 2004.
  • Антонелло да Мессина. Святой Себастьян. М., 2006.
  • Тициан. Портрет неизвестного с серыми глазами. М., 2009.

Свыше 50 статей В. Э. Марковой опубликованы в зарубежных периодических изданиях, посвященных вопросам истории искусства. Среди них Antichità viva, Arte documento, Arte Veneta, Bollettino d’Arte, The Burlington Magazine, Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz, Paragone, Quadri & Sculture, Rivista d’Arte, Venezia Cinquecento, а также различные научные сборники.

  • Un cofanetto della collezione del Museo di Kiev e alcuni aspetti dell’attività del «Maestro del dittico Poldi-Pezzoli» — Paragone, 1983, n. 397, pp. 3—12.
  • Un «Baccanale» ritrovato di Giorgio Vasari, proveniente dalla Galleria Gerini — Kunst des Cinquecento in der Toscana. München, 1992, S. 237—241
  • Qualche nota sul Seicento senese: Rutilio Manetti e Francesco Rustici — Studi di storia dell’arte in onore di Mina Gregori. Milano, 1994, pp. 245—249.
  • Su Tommaso Salini pittore di nature morte — Paragone, 1999, n. 23 (587), pp. 97—104.
  • Il Cavalier d’Arpino e la pala d’altare per San Pietro — Rivista d’Arte, Vol. I, 2011, pp. 97—110.

Маркова, Виктория Эммануиловна

Виктория Эммануиловна Маркова
Дата рождения 21 сентября 1942 ( 1942-09-21 ) (76 лет)
Место рождения Москва
Страна СССР СССР → Россия Россия
Научная сфера искусствовед, специалист в области итальянской живописи
Место работы Главный научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Альма-матер Исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова
Учёная степень доктор искусствоведения
Учёное звание профессор
Научный руководитель В. Н. Лазарев
Известна как один из крупнейших специалистов в области итальянской живописи XIV—XVIII вв.
Награды и премии

Виктория Эммануиловна Маркова (род. 21 сентября 1942, Москва) — российский искусствовед (доктор искусствоведения, профессор), главный научный сотрудник Пушкинского музея. Специализируется в области итальянской живописи. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1998).

Содержание

Биография

В 1967 году окончила исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (кафедра истории и теории искусства). Защитила диплом по теме «История и развитие итальянского натюрморта XVII века». Ученица профессора В. Н. Лазарева.

В 1986 году защитила кандидатскую диссертацию, в 1991 году — докторскую. В 1991—1992 годах получала стипендию Гарвардского университета для научной стажировки в Фонде Бернсона (Villa i Tatti) в Сеттиньяно (Флоренция). В 2009 году получила стипендию Института Макса Планка для научной стажировки в Институте истории искусства (Библиотека Хертциана) в Риме.

Виктория Маркова разработала для Пушкинского музея (ГМИИ) проект современной экспозиции итальянской живописи VIII—XVIII веков. Входит в составы редколлегий журнала Rivista d’Arte (издательство Leo S. Olschki) и серии монографий Le voci del museo (издательство Edifir).

Член Учёного совета ГМИИ и Учёного совета Отделения истории и теории искусства Исторического факультета МГУ. Внештатный эксперт Министерства культуры РФ по ввозу и вывозу предметов искусства.

Круг научных интересов

В. Э. Маркова занимается исследованием проблем развития итальянской живописи XIV-XVIII веков, истории коллекционирования в России и вопросами атрибуции картин итальянских мастеров.

Предмет её особого внимания и научного интереса составляет живопись Италии XVII века, особенно творчество Караваджо и мастеров его круга. Её заслугой является определение и публикация картин ранее неизвестных картин Бартоломео Манфреди, Франческо Рустичи, Массимо Станционе, Симона Вуэ, Клода Виньона. Сделав ряд принципиально важных открытий, она внесла весомый вклад в изучение творчества Томмазо Салини, зарекомендовав себя наиболее авторитетным в мире специалистом в данной области. В качестве члена научного комитета принимала активное участие в организации и подготовке, как самой выставки, так и каталога, выставки Roma al tempo di Caravaggio (Рим во времена Караваджо), прошедшей в римском Палаццо Венеция в 2010—2011 годах в (Roma al tempo di Caravaggio, Roma, Palazzo Venezia, 2011—2012). Признана опытным экспертом в области итальянской живописи XIV-XVIII веков. Благодаря её усилиям многие сотни произведений мастеров этого периода, находящихся как в России, так и за рубежом, были атрибутированы. Среди них картины Тициана, Джулио Романо, Джорджо Вазари, Кавалера д’Арпино, Гвидо Рени, Бернардо Строцци, Бартоломео Манфреди, Томмазо Салини, Массимо Станционе, Валерио Кастелло, Луки Джордано, Карло Маджини и многих других мастеров.

На протяжении всех лет работы в ГМИИ им. А. С. Пушкина активно содействовала пополнению собрания итальянской живописи в музее. При её непосредственном участии музей приобрел в общей сложности около 150 произведений.

Преподавательская деятельность

С середины 1980-х годов по приглашению В. Н. Гращенкова преподавала на искусствоведческом отделении МГУ, где читала спецкурс и вела семинар по методике атрибуционной работы, а также читала курс «Музееведение и история собирательства».

С конца 1980-х годов неоднократно приглашалась для чтения лекций и проведения семинарских занятий в учебные заведения Италии, такие как Scuola Normale в Пизе, Болонский университет (в качестве профессора по контракту), Урбинский университет, Флорентийский университет, Католический университет в Милане, а также в Фонд Роберто Лонги во Флоренции, где проводила семинары по методике атрибуционной работы.

С 1998 по 2004 годы преподавала в Академии живописи, ваяния и зодчества, где читала курсы «История западноевропейского искусства XIV—XVIII веков» и «История собирательства». С 2004 по 2007 год преподавала в РГГУ.

В. Э. Маркова неоднократно принимала участие в различных научных конференциях и симпозиумах, как в России, так и за рубежом.

Семья

Супруг В. Э. Марковой — Иван Борисович Порто (1939—2009, Москва), известный искусствовед, коллекционер и фотохудожник. За свою жизнь собрал обширную коллекцию произведений искусства, которая насчитывает 390 произведений живописи, графики и скульптуры русских и советских художников с 1930-х годов до начала XXI века, а также за годы жизни им было собрано свыше 1700 книг.

В 2012 году В. Э. Маркова передала в дар Краснодарскому краевому художественному музею им. Ф. А. Коваленко коллекцию художественных произведений своего мужа по искусству.

Награды

Российские

  • Орден Дружбы (30 мая 2012) [1] .
  • Заслуженный деятель искусств РФ (9 июля 1998) [2] .
  • Премия Правительства РФ в области культуры (23 января 2008) [3] .
  • Почётная грамота Президента Российской Федерации (29 июня 2018) [4]

Иностранные

  • Орден Звезды Италии степени кавалера (2 мая 2012) [5] .

Кураторские проекты

  • 1984 год — Автор и куратор знаменитой выставки «Картины итальянских мастеров XIV—XVIII веков из музеев СССР в ГМИИ им. А. С. Пушкина». На выставке было показано 96 произведений из 30 музеев Советского союза. Получила весьма высокие отзывы в итальянской прессе (Каталог: «Картины итальянских мастеров XIV—XVIII веков из музеев СССР». М.: Советский художник, 1986).
  • 2004—2005 годы — Куратор и научный редактор каталога совместной итало-российской выставки «От Джотто до Малевича» (Рим, Москва).
  • 2007 год — Куратор и автор каталога выставки «Итальянская живопись XVI—XX веков из собрания ГМИИ», прошедшей в Италии в городе Верона.
  • 2011 год — Специальный кураторский проект — выставка «Живопись Италии XIV—XVIII веков из частных собраний Москвы», экспонировавшаяся в Москве в рамках ежегодного Антикварного салона (Каталог: «Живопись Италии XIV—XVIII веков из частных собраний Москвы». М.: 2011 — на русском и итальянском языках).
  • 2011—2012 гг. — Куратор совместной итало-российской выставки и каталога Караваджо (премия The Art News Paper. Russia за лучший выставочный проект 2012 года) и других выставочных проектов, приуроченных к Году итальянской культуры в России.
  • 2012 год — Куратор итальянского раздела выставки «Западноевропейская живопись из музеев Украины» (ГМИИ).
  • 2013 год — Куратор выставки и каталога «Тициан» (ГМИИ).
  • 2017 год — Куратор выставки «Джорджо Моранди. 1890–1964» (ГМИИ) [6]

Избранные публикации

В. Э. Маркова является автором свыше 200 печатных трудов и статей на русском и иностранных языках, в числе которых фундаментальный научный каталог собрания итальянской живописи в ГМИИ (Каталог итальянской живописи VIII—XX веков из собрания ГМИИ. В 2 томах (Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Собрание живописи). М.: Галарт, 2002).

  • Новые атрибуции произведений западноевропейской живописи в музеях СССР. — Музей-1. М., 1980. С. 37—53.
  • Мастер и мастерская. К анализу творческой практики итальянских живописцев XVII—XVIII веков. — Советское искусствознание-81. М., 1982. С. 148—174.
  • Караваджо и классическая традиция итальянского искусства. — Советское искусствознание-83. Вып. 1, М., 1984. С. 75—84.
  • Тема «Sacra Conversazione» в творчестве Лоренцо Лотто. — В сб.: Искусство Венеции и Венеция в искусстве. Материалы научной конференции «Випперовские чтения — 1986». М., 1988. С. 42—53.
  • О двух манерах мастера барокко — Советское искусствознание, Вып. 22, М., 1987. С. 226—237.
  • Итальянская живопись XIII—XVIII веков. М.: Изобразительное искусство,1992.
  • Пьетро Перуджино. Голицынский триптих. М., 2004.
  • Антонелло да Мессина. Святой Себастьян. М., 2006.
  • Тициан. Портрет неизвестного с серыми глазами. М., 2009.

Свыше 50 статей В. Э. Марковой опубликованы в зарубежных периодических изданиях, посвященных вопросам истории искусства. Среди них Antichità viva, Arte documento, Arte Veneta, Bollettino d’Arte, The Burlington Magazine, Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz, Paragone, Quadri & Sculture, Rivista d’Arte, Venezia Cinquecento, а также различные научные сборники.

  • Un cofanetto della collezione del Museo di Kiev e alcuni aspetti dell’attività del «Maestro del dittico Poldi-Pezzoli» — Paragone, 1983, n. 397, pp. 3—12.
  • Un «Baccanale» ritrovato di Giorgio Vasari, proveniente dalla Galleria Gerini — Kunst des Cinquecento in der Toscana. München, 1992, S. 237—241
  • Qualche nota sul Seicento senese: Rutilio Manetti e Francesco Rustici — Studi di storia dell’arte in onore di Mina Gregori. Milano, 1994, pp. 245—249.
  • Su Tommaso Salini pittore di nature morte — Paragone, 1999, n. 23 (587), pp. 97—104.
  • Il Cavalier d’Arpino e la pala d’altare per San Pietro — Rivista d’Arte, Vol. I, 2011, pp. 97—110.

Маркова, Виктория Эммануиловна

Виктория Эммануиловна Маркова
Дата рождения 21 сентября 1942 ( 1942-09-21 ) (77 лет)
Место рождения Москва
Страна СССР → Россия
Научная сфера искусствовед, специалист в области итальянской живописи
Место работы Главный научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Альма-матер Исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова
Учёная степень доктор искусствоведения
Учёное звание профессор
Научный руководитель В. Н. Лазарев
Известна как один из крупнейших специалистов в области итальянской живописи XIV—XVIII вв.
Награды и премии

СССР СССР → Россия Россия

искусствовед, специалист в области итальянской живописи

один из крупнейших специалистов в области итальянской живописи XIV-XVIII вв.

Маркова Виктория Эммануиловна
Дата рождения:
Место рождения:
Научная сфера:
Место работы:
Учёная степень:
Учёное звание:
Научный руководитель:
Известна как:
Награды и премии:

Виктория Эммануиловна Маркова (род. 21 сентября 1942 года в Москве) — советский и российский искусствовед, специалист в области итальянской живописи. Доктор искусствоведения, профессор, Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Премии Правительства РФ. Является главным научным сотрудником Государственного Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ), автор проекта современной экспозиции итальянской живописи VIII—XVIII веков ГМИИ. Член Ученого совета ГМИИ и Ученого совета Отделения истории и теории искусства Исторического факультета МГУ. Внештатный эксперт Министерства культуры РФ по ввозу и вывозу предметов искусства. В.Э. Маркова входит в составы редколлегий журнала Rivista d’Arte (издательство Leo S. Olschki) и серии монографий Le voci del museo (издательство Edifir).

Содержание

Биография [ править ]

Родилась в Москве в 1942 году.

Образование [ править ]
  • В 1967 году — закончила МГУ им. М.В. Ломоносова, исторический факультет, кафедра истории и теории искусства. Защитила диплом по теме «История и развитие итальянского натюрморта XVII века». Ученица профессора В.Н. Лазарева.
  • В 1986 году — защитила кандидатскую диссертацию, в 1991 — докторскую.
  • В 1991-1992 годах — получила стипендию Гарвардского университета для научной стажировки в Фонде Бернсона (Villa i Tatti) в Сеттиньяно (Флоренция).
  • В 2009 году — получила стипендию Института Макса Планка для научной стажировки в Институте истории искусства (Библиотека Хертциана) в Риме.

Семья [ править ]

Супруг В.Э. Марковой — Иван Борисович Порто (1939-2009, Москва), известный искусствовед, коллекционер и фотохудожник. За свою жизнь собрал обширную коллекцию произведений искусства, которая насчитывает 390 произведений живописи, графики и скульптуры русских и советских художников с 1930-х годов до начала XXI века, а также за годы жизни им было собрано свыше 1700 книг.

В 2012 году В.Э. Маркова передала в дар Краснодарскому краевому художественному музею им. Ф.А. Коваленко коллекцию художественных произведений своего мужа по искусству.

Круг научных интересов [ править ]

В.Э. Маркова занимается исследованием проблем развития итальянской живописи XIV-XVIII веков, истории коллекционирования в России и вопросами атрибуции картин итальянских мастеров.

Предмет её особого внимания и научного интереса составляет живопись Италии XVII века, особенно творчество Караваджо и мастеров его круга. Её заслугой является определение и публикация картин ранее неизвестных картин Бартоломео Манфреди, Франческо Рустичи, Массимо Станционе, Симона Вуэ, Клода Виньона. Сделав ряд принципиально важных открытий, она внесла весомый вклад в изучение творчества Томмазо Салини, зарекомендовав себя наиболее авторитетным в мире специалистом в данной области. В качестве члена научного комитета принимала активное участие в организации и подготовке, как самой выставки, так и каталога, выставки Roma al tempo di Caravaggio (Рим во времена Караваджо), прошедшей в римском Палаццо Венеция в 2010-2011 годах в (Roma al tempo di Caravaggio, Roma, Palazzo Venezia, 2011-2012). Признана опытным экспертом в области итальянской живописи XIV-XVIII веков. Благодаря её усилиям многие сотни произведений мастеров этого периода, находящихся как в России, так и за рубежом, были атрибутированы. Среди них картины Тициана, Джулио Романо, Джорджо Вазари, Кавалера д’Арпино, Гвидо Рени, Бернардо Строцци, Бартоломео Манфреди, Томмазо Салини, Массимо Станционе, Валерио Кастелло, Луки Джордано, Карло Маджини и многих других мастеров.

На протяжении всех лет работы в ГМИИ им. А.С. Пушкина активно содействовала пополнению собрания итальянской живописи в музее. При её непосредственном участии музей приобрел в общей сложности около 150 произведений.

Преподавательская деятельность [ править ]

С середины 1980-х годов по приглашению В.Н. Гращенкова преподавала на искусствоведческом отделении МГУ, где читала спецкурс и вела семинар по методике атрибуционной работы, а также читала курс «Музееведение и история собирательства».

С конца 1980-х годов неоднократно приглашалась для чтения лекций и проведения семинарских занятий в учебные заведения Италии, такие как Scuola Normale в Пизе, Болонский университет (в качестве профессора по контракту), Урбинский университет, Флорентийский университет, Католический университет в Милане, а также в Фонд Роберто Лонги во Флоренции, где проводила семинары по методике атрибуционной работы.

С 1998 по 2004 годы преподавала в Академии живописи, ваяния и зодчества, где читала курсы «История западноевропейского искусства XIV—XVIII веков» и «История собирательства».

С 2004 по 2007 годы преподавала в РГГУ.

В.Э. Маркова неоднократно принимала участие в различных научных конференциях и симпозиумах, как в России, так и за рубежом.

Кураторские проекты [ править ]

  • 1984 год — Автор и куратор знаменитой выставки «Картины итальянских мастеров XIV—XVIII веков из музеев СССР в ГМИИ им. А.С. Пушкина.» На выставке было показано 96 произведений из 30 музеев Советского союза. Получила весьма высокие отзывы в итальянской прессе (Каталог: “Картины итальянских мастеров XIV—XVIII веков из музеев СССР”. М.: Советский художник, 1986).
  • 2004—2005 годы — Куратор и научный редактор каталога совместной итало-российской выставки «От Джотто до Малевича» (Рим, Москва).
  • 2007 год — Куратор и автор каталога выставки «Итальянская живопись XVI—XX веков из собрания ГМИИ», прошедшей в Италии в городе Верона.
  • 2011 год — Специальный кураторский проект — выставка «Живопись Италии XIV—XVIII веков из частных собраний Москвы», экспонировавшаяся в Москве в рамках ежегодного Антикварного салона (Каталог: “Живопись Италии XIV—XVIII веков из частных собраний Москвы”. М.: 2011 — на русском и итальянском языках).
  • 2011—2012 гг. — Куратор совместной итало-российской выставки и каталога Караваджо (премия The Art News Paper. Russia за лучший выставочный проект 2012 года) и других выставочных проектов, приуроченных к Году итальянской культуры в России.
  • 2012 год — Куратор итальянского раздела выставки «Западноевропейская живопись из музеев Украины» (ГМИИ).
  • 2013 год — Куратор выставки и каталога «Тициан» (ГМИИ).

Избранные публикации [ править ]

В.Э. Маркова является автором свыше 200 печатных трудов и статей на русском и иностранных языках, в числе которых фундаментальный научный каталог собрания итальянской живописи в ГМИИ (Каталог итальянской живописи VIII-XX веков из собрания ГМИИ. В 2-х томах (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Собрание живописи). М.: Галарт, 2002).

  • Новые атрибуции произведений западноевропейской живописи в музеях СССР. – Музей-1. М., 1980. С. 37-53.
  • Мастер и мастерская. К анализу творческой практики итальянских живописцев XVII-XVIII веков. – Советское искусствознание-81. М., 1982. С. 148-174.
  • Караваджо и классическая традиция итальянского искусства. – Советское искусствознание-83. Вып. 1, М., 1984. С. 75-84.
  • Тема «Sacra Conversazione» в творчестве Лоренцо Лотто. – В сб.: Искусство Венеции и Венеция в искусстве. Материалы научной конференции «Випперовские чтения – 1986». М., 1988. С. 42-53.
  • О двух манерах мастера барокко – Советское искусствознание, Вып. 22, М., 1987. С. 226-237.
  • Итальянская живопись XII-XVIII веков. М.: Изобразительное искусство,1992.
  • Пьетро Перуджино. Голицынский триптих. М., 2004
  • Антонелло да Мессина. Святой Себастьян. М., 2006
  • Тициан. Портрет неизвестного с серыми глазами. М., 2009

Свыше 50 статей В.Э. Марковой опубликованы в зарубежных периодических изданиях, посвященных вопросам истории искусства. Среди них Antichità viva, Arte documento, Arte Veneta, Bollettino d’Arte, The Burlington Magazine, Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz, Paragone, Quadri & Sculture, Rivista d’Arte, Venezia Cinquecento, а также различные научные сборники.

  • Un cofanetto della collezione del Museo di Kiev e alcuni aspetti dell’attività del “Maestro del dittico Poldi-Pezzoli” – Paragone, 1983, n. 397, pp. 3–12
  • Un “Baccanale” ritrovato di Giorgio Vasari, proveniente dalla Galleria Gerini – Kunst des Cinquecento in der Toscana. München, 1992, S. 237 – 241
  • Qualche nota sul Seicento senese: Rutilio Manetti e Francesco Rustici – Studi di storia dell’arte in onore di Mina Gregori. Milano, 1994, pp. 245–249
  • Su Tommaso Salini pittore di nature morte – Paragone, 1999, n. 23 (587), pp. 97 – 104
  • Il Cavalier d’Arpino e la pala d’altare per San Pietro – Rivista d’Arte, Vol. I, 2011, pp. 97 – 110

Награды [ править ]

Ссылки на лекции [ править ]

В.Э. Маркова неоднократно выступала на радио Маяк ([1]), Эхо Москвы.

Маркова, Виктория Эммануиловна

Виктория Эммануиловна Маркова (род. 21 сентября 1942, Москва) — российский искусствовед (доктор искусствоведения, профессор), главный научный сотрудник Пушкинского музея. Специализируется в области итальянской живописи.

Содержание

Биография

В 1967 году окончила исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (кафедра истории и теории искусства). Защитила диплом по теме «История и развитие итальянского натюрморта XVII века». Ученица профессора В. Н. Лазарева.

В 1986 году защитила кандидатскую диссертацию, в 1991 году — докторскую. В 1991—1992 годах получала стипендию Гарвардского университета для научной стажировки в Фонде Бернсона (Villa i Tatti) в Сеттиньяно (Флоренция). В 2009 году получила стипендию Института Макса Планка для научной стажировки в Институте истории искусства (Библиотека Хертциана) в Риме.

Виктория Маркова разработала для Пушкинского музея (ГМИИ) проект современной экспозиции итальянской живописи VIII—XVIII веков. Входит в составы редколлегий журнала Rivista d’Arte (издательство Leo S. Olschki) и серии монографий Le voci del museo (издательство Edifir).

Член Учёного совета ГМИИ и Учёного совета Отделения истории и теории искусства Исторического факультета МГУ. Внештатный эксперт Министерства культуры РФ по ввозу и вывозу предметов искусства.

Круг научных интересов

В. Э. Маркова занимается исследованием проблем развития итальянской живописи XIV-XVIII веков, истории коллекционирования в России и вопросами атрибуции картин итальянских мастеров.

Предмет её особого внимания и научного интереса составляет живопись Италии XVII века, особенно творчество Караваджо и мастеров его круга. Её заслугой является определение и публикация картин ранее неизвестных картин Бартоломео Манфреди, Франческо Рустичи, Массимо Станционе, Симона Вуэ, Клода Виньона. Сделав ряд принципиально важных открытий, она внесла весомый вклад в изучение творчества Томмазо Салини, зарекомендовав себя наиболее авторитетным в мире специалистом в данной области. В качестве члена научного комитета принимала активное участие в организации и подготовке, как самой выставки, так и каталога, выставки Roma al tempo di Caravaggio (Рим во времена Караваджо), прошедшей в римском Палаццо Венеция в 2010—2011 годах в (Roma al tempo di Caravaggio, Roma, Palazzo Venezia, 2011—2012). Признана опытным экспертом в области итальянской живописи XIV-XVIII веков. Благодаря её усилиям многие сотни произведений мастеров этого периода, находящихся как в России, так и за рубежом, были атрибутированы. Среди них картины Тициана, Джулио Романо, Джорджо Вазари, Кавалера д’Арпино, Гвидо Рени, Бернардо Строцци, Бартоломео Манфреди, Томмазо Салини, Массимо Станционе, Валерио Кастелло, Луки Джордано, Карло Маджини и многих других мастеров.

На протяжении всех лет работы в ГМИИ им. А. С. Пушкина активно содействовала пополнению собрания итальянской живописи в музее. При её непосредственном участии музей приобрел в общей сложности около 150 произведений.

Преподавательская деятельность

С середины 1980-х годов по приглашению В. Н. Гращенкова преподавала на искусствоведческом отделении МГУ, где читала спецкурс и вела семинар по методике атрибуционной работы, а также читала курс «Музееведение и история собирательства».

С конца 1980-х годов неоднократно приглашалась для чтения лекций и проведения семинарских занятий в учебные заведения Италии, такие как Scuola Normale в Пизе, Болонский университет (в качестве профессора по контракту), Урбинский университет, Флорентийский университет, Католический университет в Милане, а также в Фонд Роберто Лонги во Флоренции, где проводила семинары по методике атрибуционной работы.

С 1998 по 2004 годы преподавала в Академии живописи, ваяния и зодчества, где читала курсы «История западноевропейского искусства XIV—XVIII веков» и «История собирательства». С 2004 по 2007 год преподавала в РГГУ.

В. Э. Маркова неоднократно принимала участие в различных научных конференциях и симпозиумах, как в России, так и за рубежом.

Семья

Супруг В. Э. Марковой — Иван Борисович Порто (1939—2009, Москва), известный искусствовед, коллекционер и фотохудожник. За свою жизнь собрал обширную коллекцию произведений искусства, которая насчитывает 390 произведений живописи, графики и скульптуры русских и советских художников с 1930-х годов до начала XXI века, а также за годы жизни им было собрано свыше 1700 книг.

В 2012 году В. Э. Маркова передала в дар Краснодарскому краевому художественному музею им. Ф. А. Коваленко коллекцию художественных произведений своего мужа по искусству.

Награды

Российские

  • Орден Дружбы (30 мая 2012) [1] .
  • Заслуженный деятель искусств РФ (9 июля 1998) [2] .
  • Премия Правительства РФ в области культуры (23 января 2008) [3] .

Иностранные

  • Орден Звезды Италии степени кавалера (2 мая 2012) [4] .

Кураторские проекты

  • 1984 год — Автор и куратор знаменитой выставки «Картины итальянских мастеров XIV—XVIII веков из музеев СССР в ГМИИ им. А. С. Пушкина». На выставке было показано 96 произведений из 30 музеев Советского союза. Получила весьма высокие отзывы в итальянской прессе (Каталог: «Картины итальянских мастеров XIV—XVIII веков из музеев СССР». М.: Советский художник, 1986).
  • 2004—2005 годы — Куратор и научный редактор каталога совместной итало-российской выставки «От Джотто до Малевича» (Рим, Москва).
  • 2007 год — Куратор и автор каталога выставки «Итальянская живопись XVI—XX веков из собрания ГМИИ», прошедшей в Италии в городе Верона.
  • 2011 год — Специальный кураторский проект — выставка «Живопись Италии XIV—XVIII веков из частных собраний Москвы», экспонировавшаяся в Москве в рамках ежегодного Антикварного салона (Каталог: «Живопись Италии XIV—XVIII веков из частных собраний Москвы». М.: 2011 — на русском и итальянском языках).
  • 2011—2012 гг. — Куратор совместной итало-российской выставки и каталога Караваджо (премия The Art News Paper. Russia за лучший выставочный проект 2012 года) и других выставочных проектов, приуроченных к Году итальянской культуры в России.
  • 2012 год — Куратор итальянского раздела выставки «Западноевропейская живопись из музеев Украины» (ГМИИ).
  • 2013 год — Куратор выставки и каталога «Тициан» (ГМИИ).
  • 2017 год — Куратор выставки «Джорджо Моранди. 1890–1964» (ГМИИ) [5]

Избранные публикации

В. Э. Маркова является автором свыше 200 печатных трудов и статей на русском и иностранных языках, в числе которых фундаментальный научный каталог собрания итальянской живописи в ГМИИ (Каталог итальянской живописи VIII—XX веков из собрания ГМИИ. В 2 томах (Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Собрание живописи). М.: Галарт, 2002).

  • Новые атрибуции произведений западноевропейской живописи в музеях СССР. — Музей-1. М., 1980. С. 37—53.
  • Мастер и мастерская. К анализу творческой практики итальянских живописцев XVII—XVIII веков. — Советское искусствознание-81. М., 1982. С. 148—174.
  • Караваджо и классическая традиция итальянского искусства. — Советское искусствознание-83. Вып. 1, М., 1984. С. 75—84.
  • Тема «Sacra Conversazione» в творчестве Лоренцо Лотто. — В сб.: Искусство Венеции и Венеция в искусстве. Материалы научной конференции «Випперовские чтения — 1986». М., 1988. С. 42—53.
  • О двух манерах мастера барокко — Советское искусствознание, Вып. 22, М., 1987. С. 226—237.
  • Итальянская живопись XII—XVIII веков. М.: Изобразительное искусство,1992.
  • Пьетро Перуджино. Голицынский триптих. М., 2004.
  • Антонелло да Мессина. Святой Себастьян. М., 2006.
  • Тициан. Портрет неизвестного с серыми глазами. М., 2009.

Свыше 50 статей В. Э. Марковой опубликованы в зарубежных периодических изданиях, посвященных вопросам истории искусства. Среди них Antichità viva, Arte documento, Arte Veneta, Bollettino d’Arte, The Burlington Magazine, Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz, Paragone, Quadri & Sculture, Rivista d’Arte, Venezia Cinquecento, а также различные научные сборники.

  • Un cofanetto della collezione del Museo di Kiev e alcuni aspetti dell’attività del «Maestro del dittico Poldi-Pezzoli» — Paragone, 1983, n. 397, pp. 3—12.
  • Un «Baccanale» ritrovato di Giorgio Vasari, proveniente dalla Galleria Gerini — Kunst des Cinquecento in der Toscana. München, 1992, S. 237—241
  • Qualche nota sul Seicento senese: Rutilio Manetti e Francesco Rustici — Studi di storia dell’arte in onore di Mina Gregori. Milano, 1994, pp. 245—249.
  • Su Tommaso Salini pittore di nature morte — Paragone, 1999, n. 23 (587), pp. 97—104.
  • Il Cavalier d’Arpino e la pala d’altare per San Pietro — Rivista d’Arte, Vol. I, 2011, pp. 97—110.

Маркова, Виктория Эммануиловна

Виктория Эммануиловна Маркова
Дата рождения 21 сентября 1942 ( 1942-09-21 ) (76 лет)
Место рождения Москва
Страна СССР СССР → Россия Россия
Научная сфера искусствовед, специалист в области итальянской живописи
Место работы Главный научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Альма-матер Исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова
Учёная степень доктор искусствоведения
Учёное звание профессор
Научный руководитель В. Н. Лазарев
Известна как один из крупнейших специалистов в области итальянской живописи XIV—XVIII вв.
Награды и премии

СССР СССР → Россия Россия

искусствовед, специалист в области итальянской живописи

один из крупнейших специалистов в области итальянской живописи XIV-XVIII вв.

Маркова Виктория Эммануиловна
Дата рождения:
Место рождения:
Научная сфера:
Место работы:
Учёная степень:
Учёное звание:
Научный руководитель:
Известна как:
Награды и премии:

Виктория Эммануиловна Маркова (род. 21 сентября 1942 года в Москве) — советский и российский искусствовед, специалист в области итальянской живописи. Доктор искусствоведения, профессор, Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Премии Правительства РФ. Является главным научным сотрудником Государственного Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ), автор проекта современной экспозиции итальянской живописи VIII—XVIII веков ГМИИ. Член Ученого совета ГМИИ и Ученого совета Отделения истории и теории искусства Исторического факультета МГУ. Внештатный эксперт Министерства культуры РФ по ввозу и вывозу предметов искусства. В.Э. Маркова входит в составы редколлегий журнала Rivista d’Arte (издательство Leo S. Olschki) и серии монографий Le voci del museo (издательство Edifir).

Содержание

Биография [ править ]

Родилась в Москве в 1942 году.

Образование [ править ]
  • В 1967 году — закончила МГУ им. М.В. Ломоносова, исторический факультет, кафедра истории и теории искусства. Защитила диплом по теме «История и развитие итальянского натюрморта XVII века». Ученица профессора В.Н. Лазарева.
  • В 1986 году — защитила кандидатскую диссертацию, в 1991 — докторскую.
  • В 1991-1992 годах — получила стипендию Гарвардского университета для научной стажировки в Фонде Бернсона (Villa i Tatti) в Сеттиньяно (Флоренция).
  • В 2009 году — получила стипендию Института Макса Планка для научной стажировки в Институте истории искусства (Библиотека Хертциана) в Риме.

Семья [ править ]

Супруг В.Э. Марковой — Иван Борисович Порто (1939-2009, Москва), известный искусствовед, коллекционер и фотохудожник. За свою жизнь собрал обширную коллекцию произведений искусства, которая насчитывает 390 произведений живописи, графики и скульптуры русских и советских художников с 1930-х годов до начала XXI века, а также за годы жизни им было собрано свыше 1700 книг.

В 2012 году В.Э. Маркова передала в дар Краснодарскому краевому художественному музею им. Ф.А. Коваленко коллекцию художественных произведений своего мужа по искусству.

Круг научных интересов [ править ]

В.Э. Маркова занимается исследованием проблем развития итальянской живописи XIV-XVIII веков, истории коллекционирования в России и вопросами атрибуции картин итальянских мастеров.

Предмет её особого внимания и научного интереса составляет живопись Италии XVII века, особенно творчество Караваджо и мастеров его круга. Её заслугой является определение и публикация картин ранее неизвестных картин Бартоломео Манфреди, Франческо Рустичи, Массимо Станционе, Симона Вуэ, Клода Виньона. Сделав ряд принципиально важных открытий, она внесла весомый вклад в изучение творчества Томмазо Салини, зарекомендовав себя наиболее авторитетным в мире специалистом в данной области. В качестве члена научного комитета принимала активное участие в организации и подготовке, как самой выставки, так и каталога, выставки Roma al tempo di Caravaggio (Рим во времена Караваджо), прошедшей в римском Палаццо Венеция в 2010-2011 годах в (Roma al tempo di Caravaggio, Roma, Palazzo Venezia, 2011-2012). Признана опытным экспертом в области итальянской живописи XIV-XVIII веков. Благодаря её усилиям многие сотни произведений мастеров этого периода, находящихся как в России, так и за рубежом, были атрибутированы. Среди них картины Тициана, Джулио Романо, Джорджо Вазари, Кавалера д’Арпино, Гвидо Рени, Бернардо Строцци, Бартоломео Манфреди, Томмазо Салини, Массимо Станционе, Валерио Кастелло, Луки Джордано, Карло Маджини и многих других мастеров.

На протяжении всех лет работы в ГМИИ им. А.С. Пушкина активно содействовала пополнению собрания итальянской живописи в музее. При её непосредственном участии музей приобрел в общей сложности около 150 произведений.

Преподавательская деятельность [ править ]

С середины 1980-х годов по приглашению В.Н. Гращенкова преподавала на искусствоведческом отделении МГУ, где читала спецкурс и вела семинар по методике атрибуционной работы, а также читала курс «Музееведение и история собирательства».

С конца 1980-х годов неоднократно приглашалась для чтения лекций и проведения семинарских занятий в учебные заведения Италии, такие как Scuola Normale в Пизе, Болонский университет (в качестве профессора по контракту), Урбинский университет, Флорентийский университет, Католический университет в Милане, а также в Фонд Роберто Лонги во Флоренции, где проводила семинары по методике атрибуционной работы.

С 1998 по 2004 годы преподавала в Академии живописи, ваяния и зодчества, где читала курсы «История западноевропейского искусства XIV—XVIII веков» и «История собирательства».

С 2004 по 2007 годы преподавала в РГГУ.

В.Э. Маркова неоднократно принимала участие в различных научных конференциях и симпозиумах, как в России, так и за рубежом.

Кураторские проекты [ править ]

  • 1984 год — Автор и куратор знаменитой выставки «Картины итальянских мастеров XIV—XVIII веков из музеев СССР в ГМИИ им. А.С. Пушкина.» На выставке было показано 96 произведений из 30 музеев Советского союза. Получила весьма высокие отзывы в итальянской прессе (Каталог: “Картины итальянских мастеров XIV—XVIII веков из музеев СССР”. М.: Советский художник, 1986).
  • 2004—2005 годы — Куратор и научный редактор каталога совместной итало-российской выставки «От Джотто до Малевича» (Рим, Москва).
  • 2007 год — Куратор и автор каталога выставки «Итальянская живопись XVI—XX веков из собрания ГМИИ», прошедшей в Италии в городе Верона.
  • 2011 год — Специальный кураторский проект — выставка «Живопись Италии XIV—XVIII веков из частных собраний Москвы», экспонировавшаяся в Москве в рамках ежегодного Антикварного салона (Каталог: “Живопись Италии XIV—XVIII веков из частных собраний Москвы”. М.: 2011 — на русском и итальянском языках).
  • 2011—2012 гг. — Куратор совместной итало-российской выставки и каталога Караваджо (премия The Art News Paper. Russia за лучший выставочный проект 2012 года) и других выставочных проектов, приуроченных к Году итальянской культуры в России.
  • 2012 год — Куратор итальянского раздела выставки «Западноевропейская живопись из музеев Украины» (ГМИИ).
  • 2013 год — Куратор выставки и каталога «Тициан» (ГМИИ).

Избранные публикации [ править ]

В.Э. Маркова является автором свыше 200 печатных трудов и статей на русском и иностранных языках, в числе которых фундаментальный научный каталог собрания итальянской живописи в ГМИИ (Каталог итальянской живописи VIII-XX веков из собрания ГМИИ. В 2-х томах (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Собрание живописи). М.: Галарт, 2002).

  • Новые атрибуции произведений западноевропейской живописи в музеях СССР. – Музей-1. М., 1980. С. 37-53.
  • Мастер и мастерская. К анализу творческой практики итальянских живописцев XVII-XVIII веков. – Советское искусствознание-81. М., 1982. С. 148-174.
  • Караваджо и классическая традиция итальянского искусства. – Советское искусствознание-83. Вып. 1, М., 1984. С. 75-84.
  • Тема «Sacra Conversazione» в творчестве Лоренцо Лотто. – В сб.: Искусство Венеции и Венеция в искусстве. Материалы научной конференции «Випперовские чтения – 1986». М., 1988. С. 42-53.
  • О двух манерах мастера барокко – Советское искусствознание, Вып. 22, М., 1987. С. 226-237.
  • Итальянская живопись XII-XVIII веков. М.: Изобразительное искусство,1992.
  • Пьетро Перуджино. Голицынский триптих. М., 2004
  • Антонелло да Мессина. Святой Себастьян. М., 2006
  • Тициан. Портрет неизвестного с серыми глазами. М., 2009

Свыше 50 статей В.Э. Марковой опубликованы в зарубежных периодических изданиях, посвященных вопросам истории искусства. Среди них Antichità viva, Arte documento, Arte Veneta, Bollettino d’Arte, The Burlington Magazine, Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz, Paragone, Quadri & Sculture, Rivista d’Arte, Venezia Cinquecento, а также различные научные сборники.

  • Un cofanetto della collezione del Museo di Kiev e alcuni aspetti dell’attività del “Maestro del dittico Poldi-Pezzoli” – Paragone, 1983, n. 397, pp. 3–12
  • Un “Baccanale” ritrovato di Giorgio Vasari, proveniente dalla Galleria Gerini – Kunst des Cinquecento in der Toscana. München, 1992, S. 237 – 241
  • Qualche nota sul Seicento senese: Rutilio Manetti e Francesco Rustici – Studi di storia dell’arte in onore di Mina Gregori. Milano, 1994, pp. 245–249
  • Su Tommaso Salini pittore di nature morte – Paragone, 1999, n. 23 (587), pp. 97 – 104
  • Il Cavalier d’Arpino e la pala d’altare per San Pietro – Rivista d’Arte, Vol. I, 2011, pp. 97 – 110

Награды [ править ]

Ссылки на лекции [ править ]

В.Э. Маркова неоднократно выступала на радио Маяк ([1]), Эхо Москвы.

Читайте далее:Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector