Виктория Маркова: «Приобретение Тициана сразу повышает уровень всей коллекции музея»
Главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала нам о будущих итальянских выставках — из Музея Каподимонте и Джузеппе Арчимбольдо, а также о том, попадет ли в музейное собрание картина «Венера и Адонис», которую она атрибутировала Тициану
Виктория Маркова. Фото: Телеканал «Культура»
Пушкинский невозможно представить без выставок из итальянских музеев. И проходящая сейчас в музее небольшая выставка «Гости из Неаполя. Артемизия Джентилески и современники» — пролог другой, большой выставки. Расскажите о ней, пожалуйста.
На самом деле на будущий год мы планируем две большие итальянские выставки. Из Музея Каподимонте должны приехать примерно 60 картин, которые займут всю главную перспективу музея, то есть Белый зал и колоннаду. Мы также обсуждаем возможность освободить еще Итальянский и Французский залы, потому что будут и большие полотна XVII–XVIII веков, которые диктуют особые условия экспозиции. С подключением дополнительного пространства можно будет сделать интересную, не очень плотную развеску, чтобы эти монументальные шедевры прозвучали, как они того заслуживают.
Чем интересно собрание Каподимонте?
Каподимонте — один из крупнейших музеев Италии, сравнимый своей коллекцией с собраниями Галереи Уффици, венецианской Галереи Академии, Пинакотеки Брера в Милане. Основа неаполитанской коллекции — это собрание Фарнезе, которое они получили по наследству. Там есть, конечно, абсолютные шедевры эпохи Возрождения, среди которых номером один я бы назвала, конечно, «Преображение» Джованни Беллини, а также целая группа знаменитых работ Тициана. И конечно, там потрясающее собрание искусства барокко, начиная с «Бичевания Христа» Караваджо, которая тоже была у нас на выставке в 2011–2012 годах. Неаполь наряду с Римом в XVII веке был главным по значимости центром художественной жизни Италии, и между ними были тесные контакты. Неаполитанцы приезжали в Рим, а те, кто работал в Риме, как, например, Артемизия Джентилески, часто ездили в Неаполь. Причем в Риме мода на караваджизм довольно быстро сошла на нет, тогда как в Неаполе она держалась довольно долго. Там художники остались верны этой эстетике: темные фоны, типажи, драматизм и так далее. В Каподимонте потрясающая коллекция работ Аннибале Карраччи, Гвидо Рени, Маттиа Прети, Массимо Станционе и его ученика Франческо Гварино, Джованни Лафранко, Баттистелло Караччоло, Хусепе де Риберы, поэтому я предложила достойно показать это время, которое у нас недостаточно хорошо известно.
Джованни Беллини. «Преображение». Фото: Museo di Capodimonte, Naples
А как вариант темы выставки рассматриваются «Шедевры Каподимонте»?
Да, мы бы хотели показать Ренессанс, работы художников Северного Возрождения и далее. То есть возможность показать музейную коллекцию. Оба варианта пока в процессе обсуждения. Должен приехать директор Каподимонте, господин Сильвен Белланже, тогда окончательно и определимся. Что труднее во втором варианте — это построить экспозицию, в которой не было бы пестроты. Довольно сложно соединять в одном экспозиционном пространстве картины разных школ и эпох. Возможен и компромиссный вариант: показать коллекцию, а основной акцент сделать на барокко. Открыть эту выставку мы планируем в середине лета. Единственное, что очевидно, — она будет довольно дорогой, поэтому без поддержки генерального спонсора наших выставок — банка ВТБ — нам и на этот раз не обойтись.
Невольно возникает еще один вопрос: в чем причина столь широкого жеста от Каподимонте — 60 картин? Пушкинский обещал что-то взамен, как это сейчас принято между музеями?
Нет, никакого обмена не будет. Дело в том, что Каподимонте закрывается на капитальную реконструкцию. Но в будущем мне хотелось бы сделать выставку в Каподимонте. Дело в том, что у нас в России много неаполитанской живописи, не только в главных музеях, но и во многих региональных. И нам есть что предложить. Ну, например, у нас много очень хороших работ Луки Джордано, в нашем музее штук шесть, а в Эрмитаже гораздо больше. И со всем этим надо было бы разобраться, сделать, например, выставку «Лука Джордано в России». И это было бы интересно, потому что выставки Луки Джордано прошли в разных странах 15 лет назад, когда был его юбилей, а в нашей стране такой выставки пока не было, и многие его картины специалистам неизвестны.
Джордано Лука. «Любовь и пороки обезоруживают правосудие». Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Выставка из Каподимонте в любом варианте станет большим событием. А что за вторая выставка?
Это выставка Джузеппе Арчимбольдо. Последние 10 лет ее показывали довольно много в разных странах, в том числе в палаццо Реале в Милане, в Токио в позапрошлом году, и оттуда она переехала в Рим, в палаццо Барберини. И на всех этих выставках экспонировались не только его знаменитые головы, но и раскрывалась специфика искусства и культуры того времени, больше интернациональной, европейской и в меньшей степени — итальянской. Арчимбольдо родился в Милане, помогал там отцу, тоже художнику, а затем в 1562 году переехал в Вену, где работал сначала при дворе Максимилиана II, а затем переехал в Прагу и работал при дворе Рудольфа II, в атмосфере интереса к науке, ко всяким экспериментам и алхимии — атмосфере, характерной для XVI века с его особым типом коллекционирования — кунсткамерами, где помимо искусства собиралось все диковинное, необычное. Кстати, художник помимо того, что писал картины, курировал и кунсткамеру Рудольфа II. Кунсткамера Петра I в Петербурге была последним музеем такого типа, основанным уже в начале XVIII века. В российских собраниях Арчимбольдо нет, его работ вообще очень мало, а те, что известны сегодня, довольно трудно получить. В Италии есть только одна его картина — в Модене, его работ много в Америке, но оттуда по понятным причинам мы ничего не получим.
И как вы собираетесь делать эту выставку?
У нас уже готов список произведений, среди которых, я надеюсь, будут и работы из наших собраний. Арчимбольдо есть в Вене, Париже, Стокгольме, еще где-то. В венском Музее истории искусств его знаменитый цикл «Времена года». Нам уже обещали три, хотелось бы получить все четыре. Выставка планируется на конец 2020-го — начало 2021-го. Я вижу ее большой и многосложной, потому что надо показать специфику собирательства времени Арчимбольдо, разные предметы из кунсткамер. В Вене сохранились, например, предметы из кунсткамеры Рудольфа II. Хотелось бы уйти от банального представления об Арчимбольдо как о художнике курьезов. Он же еще делал в Милане витражи, в Праге оформлял праздники, сохранились гравюры, рисунки. Арчимбольдо был наследником ренессансной традиции и умел делать все. Потом были и другие, менее известные художники в той же Италии, которые подражали Арчимбольдо. Было бы интересно и их работы включить в выставку.
Джузеппе Арчимбольдо. «Лето». Фото: Kunsthistorisches Museum
То есть выставка может быть не только об Арчимбольдо, но и о его времени. А тема, связанная с Петром I и с его Кунсткамерой, там прозвучит?
Да, очень хочется дать этой выставке и русский оттенок, завершив ее Петербургом как последним идеальным городом в Европе и его Кунсткамерой как последним музеем курьезов. Мы опоздали здесь на 150 лет примерно, но в общеевропейском контексте, частью которого Россия является, это интересно и важно.
Хотелось бы узнать про судьбу картины «Венера и Адонис» Тициана, которую музей хотел приобрести. Есть ли какие-то подвижки?
Картина, скорее всего, сейчас находится в Швейцарии, и мы по-прежнему готовы ее приобрести, у нас есть спонсоры, которые готовы заплатить ее рыночную стоимость. Переговоры идут, мы связались с аукционами, где картина может появиться, Sotheby’s, Christie’s, Dorotheum, послали им письма, что «мы информируем вас, что ведем переговоры, что мы заинтересованы в приобретении, у нас есть возможность приобрести, если появится эта картина, предупредите нас». Представьте себе, все ответили положительно, что готовы нам помочь. В свою очередь эксперты нам подтвердили, сколько она может стоить — в пределах $5–6 млн. Не так много для Тициана в прекрасной сохранности, но у нее нет провенанса, истории, есть вопросы, связанные с датировкой. Она происходит из Франции, продавалась на французском аукционе и затем была привезена в Петербург, где ее купил нынешний владелец. Больше про нее ничего не известно.
Почему так важно, чтобы картина оказалась в коллекции Пушкинского?
Понимаете, приобретение такой вещи сразу повышает уровень всей нашей коллекции старой живописи, которая в свое время очень пострадала от продаж за рубеж и — часто бездумных — передач в другие музеи. Представим себе, что у нас оказывается этот Тициан, картина начинает жить новой жизнью, можно продолжить ее изучение, ее видят зрители, который обеспокоены ее судьбой. А спустя какое-то время его запрашивают на зарубежные выставки, и мы за этого Тициана получаем прекрасных Веласкеса, Рубенса, Эль Греко. У нас в музее нет такого уровня вещей Ренессанса. Вот аргументы за, почему мы хотим ее приобрести, а не потому что атрибуция картины принадлежит мне. Ее приобретение сразу повышает уровень российских музейных фондов в целом. Ну и, конечно, музей имеет на это полное право, ведь именно мы дали этому шедевру жизнь.
«Венера и Адонис» Виктории Марковой
Четыре получасовых серии на канале КУЛЬТУРА посвящены сенсации в мире искусства: искусствовед Виктория Эммануиловна Маркова нашла подлинник картины Тициана «Венера и Адонис».
Бесспорно, это первоклассная находка. Но уверена, что находка эта тем более ценна, что, благодаря ей, мы увидели эту женщину с большими, карими, то ли удивленными, то ли испуганными глазами — Викторию Маркову.
В сущности она, а не картина, подлинная героиня фильма. Согласитесь, не так часто мы видим на экране искусствоведа, к тому же, такого высокого полета, искусствоведа, способного делать атрибуцию.
Стоп. Нужно пояснить, что такое атрибуция. Посещая музеи, мы порой сталкиваемся с работами «неизвестных мастеров». Бывает и так, что авторство картины подвергается сомнению. Рембрандт это или нет? Вроде бы, похоже, но что-то говорит, что работы мастера здесь не так много, тогда картину понижают в ранге, пишут «Школа Рембрандта».
А иногда просто отбрасывают как «фальшак». Кто определяет отсутствующее или перепутанное авторство, кто делает картину из беспризорной, лишенной корней и родственных связей, счастливой носительницей имени своего автора?
Виктория Маркова и такие, как она, люди, много знающие, ставшие своими в музеях мира, следящие за каталогами, но главное, вжившиеся в стиль художника, в то как он кладет краску, как направляет мазок.
Salini_cmyk_25h_farb.corr_S8_642x800.jpg
Т.Салини. Ваза с цветами
Пример с голландцем Рембрандтом я взяла с потолка. Виктория Маркова Рембрандтом не занимается. Ее любовь с юности – итальянская живопись. Почему – было бы неловко спрашивать, ведь действительно богаче и прекрасней той нескончаемой галереи полотен, что создали итальянцы на протяжении веков, вряд ли найдется в мире.
Скажу о том, что показалось удивительным.
Мы все понимаем, что картины написаны для человеческого восприятия. Они не нужны никому, кроме человека. Но Виктория Эммануиловна идет в своих умозаключениях дальше.
Вот ее слова: «Живопись не любит темноты. Произведения искусства требуют общения. В запасники надо приходить и беседовать с произведениями искусства».
Такое чувство, что для Виктории Марковой картины – что больные для хорошего врача (таким был для нас в Италии доктор Тотти). Она приходит их проведать, зная, что они ее ждут и что их «самочувствие» зависит от этого ее визита.
Еще удивительное. Искусствовед Маркова с юности и по сию пору интересуется итальянским натюрмортом. У своего учителя Виктора Лазарева писала на эту тему диплом. Разве не странно?
Мы привыкли, что итальянцы писали портреты, многофигрурные картины на темы истории и мифологии, в конце концов, изображали мадонн и святых, что до натюрморта. на этом поприще скорее, прославились голландцы.
800px-Michelangelo_Caravaggio_062.jpg
Микеланджело Караваджо. Юноша с корзиной фруктов
Но вот вижу, какой потрясающий натюрморт атрибутировала Виктория Маркова – цветы словно драгоценности, так изящно очерчены, так красочны, что какие там голландцы! До того, как Маркова взялась за это маленькое чудо, натюрморт висел в галерее итальянского городка Форли, под ним значилось «Неизвестный мастер».
И вот этот «неизвестный» обрел имя, а картина, по выражению Виктории Эммануиловны, «заговорила своим голосом». Автором этой работы оказался уроженец Рима Томмазо Салини. И с этим именем связано еще одно удивление.
Виктория Маркова признается с экрана в своей любви. к Риму. Да, вы не ослышались, не к Флоренции, не к Венеции, где, казалось бы, творили, великие флорентинцы — Леонардо, Боттичелли, Мазаччо, Микельанджело, великие венецианцы – Тициан, Тинторетто, Джорджоне, Беллини, Веронезе.
Но Виктория Маркова стоит на своем – любит «вечный город» и двух римских художников – Караваджо и Салини.
Салини? Кто это? Уверена, что многие не знают этого имени. Но вот что с экрана говорит итальянский профессор-искусствовед: «Я люблю этого художника во многом благодаря ей». Согласитесь, искусствовед, который сумел влюбить в своего любимого итальянского художника его соотечественника-искусствоведа, дорогого стоит.
Как много за эти годы, проведенные в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, было сделано этой женщиной! Музей приобрел с ее подачи 150 произведений (sic!) итальянских мастеров. А сколько было неожиданных находок и атрибуций. Вот в Смоленском музее увидела «типичного Строцци», висевшего под именем другого художника. Кстати, была она на тот момент третьекурсницей. Рано начала.
А однажды ученица Виктора Лазарева оспорила атрибуцию самого мэтра. Но в этом деле дороже всего истина.
Мне понравился такой случай. В руки Марковой попал набросок картины 17 века. Было неизвестно, кто его автор. Виктория Эммануиловна рассказывает историю, как Римский папа заказал Кавалеру д’Арпино картину для Папской капеллы в Ватикане. Но заказ выполнен не был.
И вот мы с Викторией Марковой в Ватикане, в Папской капелле. Камера показывает мраморный барельеф на стене – и мы поражаемся, как точно совпадает эта композиция с наброском Кавалера д’ Арпино. Другой художник скопировал его задумку, а первоначальный автор остался в тени. Но Виктория Маркова вытащила его на свет.
В принципе картина Тициана стала для героини сериала, как говорится, «вишенкой на торте». И без нее Виктория Маркова была признана высокопрофессиональным сообществом искусствоведов одним из немногих истинных знатоков итальянской живописи.
rim-Fontana_di_Trevi.jpg
Фонтан Ди Треви. Рим
Но именно ей случилось увидеть подлинник «Венеры и Адониса» в картине, которая покупалась собирателем на парижском аукционе как «копия». Понадобился один взгляд на работу (один взгляд плюс вся жизнь!), чтобы сказать себе: это не копия, это он сам, Тициан Вечеллио.
Но чтобы сие доказать, нужно было увериться, что в Прадо находится копия картины.
Честь и хвала испанским галерейщикам! Они, сделав рентген своего варианта «Венеры и Адониса» 1 , убедились, что это копия, написанная на основе «русского» оригинала. Они уступили свой приоритет. Вы уверены, что русские сделали бы то же самое? Говорю здесь не о племени искусствоведов и даже не о музейном начальстве, как правило, людях высокообразованных и честных, а о тех, кто сидит на министерских постах и рулит российской культурой.
Четыре серии промелькнули как одна. В этот раз в сериале «звездила» не слишком молодая красивая женщина, умеющая разговаривать с картинами, но первый раз попавшая на экран. И знаете, я не против повторения.
1 Лет десять назад, живя в Бостоне, мы посетили в Бостонском музее изящных искусств потрясающую выставку трех венецианских мастеров – Тициана, Тинторетто и Веронезе. На ней была представлена и картина «Венера и Адонис» Тициана, как я понимаю, из музея Прадо. И нужно сказать, «копия» была превосходна и не родила во мне сомнений в своей подлинности.
«Тициан и другие» Часть 1
Маркова, Виктория Эммануиловна
Виктория Эммануиловна Маркова
Дата рождения
21 сентября 1942 ( 1942-09-21 ) (76 лет)
Место рождения
Москва
Страна
СССР СССР → Россия Россия
Научная сфера
искусствовед, специалист в области итальянской живописи
Место работы
Главный научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Альма-матер
Исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова
Учёная степень
доктор искусствоведения
Учёное звание
профессор
Научный руководитель
В. Н. Лазарев
Известна как
один из крупнейших специалистов в области итальянской живописи XIV—XVIII вв.
Награды и премии
Виктория Эммануиловна Маркова (род. 21 сентября 1942, Москва) — российский искусствовед (доктор искусствоведения, профессор), главный научный сотрудник Пушкинского музея. Специализируется в области итальянской живописи.
Содержание
Биография [ | ]
В 1967 году окончила исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (кафедра истории и теории искусства). Защитила диплом по теме «История и развитие итальянского натюрморта XVII века». Ученица профессора В. Н. Лазарева.
В 1986 году защитила кандидатскую диссертацию, в 1991 году — докторскую. В 1991—1992 годах получала стипендию Гарвардского университета для научной стажировки в Фонде Бернсона (Villa i Tatti) в Сеттиньяно (Флоренция). В 2009 году получила стипендию Института Макса Планка для научной стажировки в Институте истории искусства (Библиотека Хертциана) в Риме.
Виктория Маркова разработала для Пушкинского музея (ГМИИ) проект современной экспозиции итальянской живописи VIII—XVIII веков. Входит в составы редколлегий журнала Rivista d’Arte (издательство Leo S. Olschki) и серии монографий Le voci del museo (издательство Edifir).
Член Учёного совета ГМИИ и Учёного совета Отделения истории и теории искусства Исторического факультета МГУ. Внештатный эксперт Министерства культуры РФ по ввозу и вывозу предметов искусства.
Круг научных интересов [ | ]
В. Э. Маркова занимается исследованием проблем развития итальянской живописи веков, истории коллекционирования в России и вопросами атрибуции картин итальянских мастеров.
Предмет её особого внимания и научного интереса составляет живопись Италии XVII века, особенно творчество Караваджо и мастеров его круга. Её заслугой является определение и публикация картин ранее неизвестных картин Бартоломео Манфреди, , Массимо Станционе, , . Сделав ряд принципиально важных открытий, она внесла весомый вклад в изучение творчества Томмазо Салини, зарекомендовав себя наиболее авторитетным в мире специалистом в данной области. В качестве члена научного комитета принимала активное участие в организации и подготовке, как самой выставки, так и каталога, выставки Roma al tempo di Caravaggio (Рим во времена Караваджо), прошедшей в римском Палаццо Венеция в 2010—2011 годах в (Roma al tempo di Caravaggio, Roma, Palazzo Venezia, 2011—2012). Признана опытным экспертом в области итальянской живописи веков. Благодаря её усилиям многие сотни произведений мастеров этого периода, находящихся как в России, так и за рубежом, были атрибутированы. Среди них картины Тициана, Джулио Романо, Джорджо Вазари, , Гвидо Рени, Бернардо Строцци, Бартоломео Манфреди, Томмазо Салини, Массимо Станционе, , , и многих других мастеров.
На протяжении всех лет работы в ГМИИ им. А. С. Пушкина активно содействовала пополнению собрания итальянской живописи в музее. При её непосредственном участии музей приобрел в общей сложности около 150 произведений.
Преподавательская деятельность [ | ]
С середины 1980-х годов по приглашению В. Н. Гращенкова преподавала на искусствоведческом отделении МГУ, где читала спецкурс и вела семинар по методике атрибуционной работы, а также читала курс «Музееведение и история собирательства».
С конца 1980-х годов неоднократно приглашалась для чтения лекций и проведения семинарских занятий в учебные заведения Италии, такие как Scuola Normale в Пизе, Болонский университет (в качестве профессора по контракту), Урбинский университет, Флорентийский университет, , а также в Фонд Роберто Лонги во Флоренции, где проводила семинары по методике атрибуционной работы.
С 1998 по 2004 годы преподавала в Академии живописи, ваяния и зодчества, где читала курсы «История западноевропейского искусства XIV—XVIII веков» и «История собирательства». С 2004 по 2007 год преподавала в РГГУ.
В. Э. Маркова неоднократно принимала участие в различных научных конференциях и симпозиумах, как в России, так и за рубежом.
Семья [ | ]
Супруг В. Э. Марковой — Иван Борисович Порто (1939—2009, Москва), известный искусствовед, коллекционер и фотохудожник. За свою жизнь собрал обширную коллекцию произведений искусства, которая насчитывает 390 произведений живописи, графики и скульптуры русских и советских художников с 1930-х годов до начала XXI века, а также за годы жизни им было собрано свыше 1700 книг.
В 2012 году В. Э. Маркова передала в дар Краснодарскому краевому художественному музею им. Ф. А. Коваленко коллекцию художественных произведений своего мужа по искусству.
Награды [ | ]
Российские [ | ]
Орден Дружбы (30 мая 2012) [1] .
Заслуженный деятель искусств РФ (9 июля 1998) [2] .
Премия Правительства РФ в области культуры (23 января 2008) [3] .
Почётная грамота Президента Российской Федерации (29 июня 2018) [4]
Иностранные [ | ]
Орден Звезды Италии степени кавалера (2 мая 2012) [5] .
Кураторские проекты [ | ]
1984 год — Автор и куратор знаменитой выставки «Картины итальянских мастеров XIV—XVIII веков из музеев СССР в ГМИИ им. А. С. Пушкина». На выставке было показано 96 произведений из 30 музеев Советского союза. Получила весьма высокие отзывы в итальянской прессе (Каталог: «Картины итальянских мастеров XIV—XVIII веков из музеев СССР». М.: Советский художник, 1986).
2004—2005 годы — Куратор и научный редактор каталога совместной итало-российской выставки «От Джотто до Малевича» (Рим, Москва).
2007 год — Куратор и автор каталога выставки «Итальянская живопись XVI—XX веков из собрания ГМИИ», прошедшей в Италии в городе Верона.
2011 год — Специальный кураторский проект — выставка «Живопись Италии XIV—XVIII веков из частных собраний Москвы», экспонировавшаяся в Москве в рамках ежегодного Антикварного салона (Каталог: «Живопись Италии XIV—XVIII веков из частных собраний Москвы». М.: 2011 — на русском и итальянском языках).
2011—2012 гг. — Куратор совместной итало-российской выставки и каталога Караваджо (премия The Art News Paper. Russia за лучший выставочный проект 2012 года) и других выставочных проектов, приуроченных к Году итальянской культуры в России.
2012 год — Куратор итальянского раздела выставки «Западноевропейская живопись из музеев Украины» (ГМИИ).
2013 год — Куратор выставки и каталога «Тициан» (ГМИИ).
2017 год — Куратор выставки «Джорджо Моранди. 1890–1964» (ГМИИ) [6]
Избранные публикации [ | ]
В. Э. Маркова является автором свыше 200 печатных трудов и статей на русском и иностранных языках, в числе которых фундаментальный научный каталог собрания итальянской живописи в ГМИИ (Каталог итальянской живописи VIII—XX веков из собрания ГМИИ. В 2 томах (Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Собрание живописи). М.: Галарт, 2002).
Новые атрибуции произведений западноевропейской живописи в музеях СССР. — Музей-1. М., 1980. С. 37—53.
Мастер и мастерская. К анализу творческой практики итальянских живописцев XVII—XVIII веков. — Советское искусствознание-81. М., 1982. С. 148—174.
Караваджо и классическая традиция итальянского искусства. — Советское искусствознание-83. Вып. 1, М., 1984. С. 75—84.
Тема «Sacra Conversazione» в творчестве Лоренцо Лотто. — В сб.: Искусство Венеции и Венеция в искусстве. Материалы научной конференции « — 1986». М., 1988. С. 42—53.
О двух манерах мастера барокко — Советское искусствознание, Вып. 22, М., 1987. С. 226—237.
Итальянская живопись XII—XVIII веков. М.: Изобразительное искусство,1992.
Пьетро Перуджино. Голицынский триптих. М., 2004.
Антонелло да Мессина. Святой Себастьян. М., 2006.
Тициан. Портрет неизвестного с серыми глазами. М., 2009.
Свыше 50 статей В. Э. Марковой опубликованы в зарубежных периодических изданиях, посвященных вопросам истории искусства. Среди них Antichità viva, Arte documento, Arte Veneta, Bollettino d’Arte, The Burlington Magazine, Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz, Paragone, Quadri & Sculture, Rivista d’Arte, Venezia Cinquecento, а также различные научные сборники.
Un cofanetto della collezione del Museo di Kiev e alcuni aspetti dell’attività del «Maestro del dittico Poldi-Pezzoli» — Paragone, 1983, n. 397, pp. 3—12.
Un «Baccanale» ritrovato di Giorgio Vasari, proveniente dalla Galleria Gerini — Kunst des Cinquecento in der Toscana. München, 1992, S. 237—241
Qualche nota sul Seicento senese: Rutilio Manetti e Francesco Rustici — Studi di storia dell’arte in onore di Mina Gregori. Milano, 1994, pp. 245—249.
Su Tommaso Salini pittore di nature morte — Paragone, 1999, n. 23 (587), pp. 97—104.
Il Cavalier d’Arpino e la pala d’altare per San Pietro — Rivista d’Arte, Vol. I, 2011, pp. 97—110.
Маркова, Виктория Эммануиловна
Виктория Эммануиловна Маркова
Дата рождения
21 сентября 1942 ( 1942-09-21 ) (77 лет)
Место рождения
Москва
Страна
СССР → Россия
Научная сфера
искусствовед, специалист в области итальянской живописи
Место работы
Главный научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Альма-матер
Исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова
Учёная степень
доктор искусствоведения
Учёное звание
профессор
Научный руководитель
В. Н. Лазарев
Известна как
один из крупнейших специалистов в области итальянской живописи XIV—XVIII вв.
Награды и премии
Виктория Эммануиловна Маркова (род. 21 сентября 1942, Москва) — российский искусствовед (доктор искусствоведения, профессор), главный научный сотрудник Пушкинского музея. Специализируется в области итальянской живописи. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1998).
В 1967 году окончила исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (кафедра истории и теории искусства). Защитила диплом по теме «История и развитие итальянского натюрморта XVII века». Ученица профессора В. Н. Лазарева.
В 1986 году защитила кандидатскую диссертацию, в 1991 году — докторскую. В 1991—1992 годах получала стипендию Гарвардского университета для научной стажировки в Фонде Бернсона (Villa i Tatti) в Сеттиньяно (Флоренция). В 2009 году получила стипендию Института Макса Планка для научной стажировки в Институте истории искусства (Библиотека Хертциана) в Риме.
Виктория Маркова разработала для Пушкинского музея (ГМИИ) проект современной экспозиции итальянской живописи VIII—XVIII веков. Входит в составы редколлегий журнала Rivista d’Arte (издательство Leo S. Olschki) и серии монографий Le voci del museo (издательство Edifir).
Член Учёного совета ГМИИ и Учёного совета Отделения истории и теории искусства Исторического факультета МГУ. Внештатный эксперт Министерства культуры РФ по ввозу и вывозу предметов искусства.
В. Э. Маркова занимается исследованием проблем развития итальянской живописи XIV-XVIII веков, истории коллекционирования в России и вопросами атрибуции картин итальянских мастеров.
Предмет её особого внимания и научного интереса составляет живопись Италии XVII века, особенно творчество Караваджо и мастеров его круга. Её заслугой является определение и публикация картин ранее неизвестных картин Бартоломео Манфреди, Франческо Рустичи, Массимо Станционе, Симона Вуэ, Клода Виньона. Сделав ряд принципиально важных открытий, она внесла весомый вклад в изучение творчества Томмазо Салини, зарекомендовав себя наиболее авторитетным в мире специалистом в данной области. В качестве члена научного комитета принимала активное участие в организации и подготовке, как самой выставки, так и каталога, выставки Roma al tempo di Caravaggio (Рим во времена Караваджо), прошедшей в римском Палаццо Венеция в 2010—2011 годах в (Roma al tempo di Caravaggio, Roma, Palazzo Venezia, 2011—2012). Признана опытным экспертом в области итальянской живописи XIV-XVIII веков. Благодаря её усилиям многие сотни произведений мастеров этого периода, находящихся как в России, так и за рубежом, были атрибутированы. Среди них картины Тициана, Джулио Романо, Джорджо Вазари, Кавалера д’Арпино, Гвидо Рени, Бернардо Строцци, Бартоломео Манфреди, Томмазо Салини, Массимо Станционе, Валерио Кастелло, Луки Джордано, Карло Маджини и многих других мастеров.
На протяжении всех лет работы в ГМИИ им. А. С. Пушкина активно содействовала пополнению собрания итальянской живописи в музее. При её непосредственном участии музей приобрел в общей сложности около 150 произведений.
С середины 1980-х годов по приглашению В. Н. Гращенкова преподавала на искусствоведческом отделении МГУ, где читала спецкурс и вела семинар по методике атрибуционной работы, а также читала курс «Музееведение и история собирательства».
С конца 1980-х годов неоднократно приглашалась для чтения лекций и проведения семинарских занятий в учебные заведения Италии, такие как Scuola Normale в Пизе, Болонский университет (в качестве профессора по контракту), Урбинский университет, Флорентийский университет, Католический университет в Милане, а также в Фонд Роберто Лонги во Флоренции, где проводила семинары по методике атрибуционной работы.
С 1998 по 2004 годы преподавала в Академии живописи, ваяния и зодчества, где читала курсы «История западноевропейского искусства XIV—XVIII веков» и «История собирательства». С 2004 по 2007 год преподавала в РГГУ.
В. Э. Маркова неоднократно принимала участие в различных научных конференциях и симпозиумах, как в России, так и за рубежом.
Супруг В. Э. Марковой — Иван Борисович Порто (1939—2009, Москва), известный искусствовед, коллекционер и фотохудожник. За свою жизнь собрал обширную коллекцию произведений искусства, которая насчитывает 390 произведений живописи, графики и скульптуры русских и советских художников с 1930-х годов до начала XXI века, а также за годы жизни им было собрано свыше 1700 книг.
В 2012 году В. Э. Маркова передала в дар Краснодарскому краевому художественному музею им. Ф. А. Коваленко коллекцию художественных произведений своего мужа по искусству.
Российские
Орден Дружбы (30 мая 2012) [1] .
Заслуженный деятель искусств РФ (9 июля 1998) [2] .
Премия Правительства РФ в области культуры (23 января 2008) [3] .
Почётная грамота Президента Российской Федерации (29 июня 2018) [4]
Иностранные
Орден Звезды Италии степени кавалера (2 мая 2012) [5] .
1984 год — Автор и куратор знаменитой выставки «Картины итальянских мастеров XIV—XVIII веков из музеев СССР в ГМИИ им. А. С. Пушкина». На выставке было показано 96 произведений из 30 музеев Советского союза. Получила весьма высокие отзывы в итальянской прессе (Каталог: «Картины итальянских мастеров XIV—XVIII веков из музеев СССР». М.: Советский художник, 1986).
2004—2005 годы — Куратор и научный редактор каталога совместной итало-российской выставки «От Джотто до Малевича» (Рим, Москва).
2007 год — Куратор и автор каталога выставки «Итальянская живопись XVI—XX веков из собрания ГМИИ», прошедшей в Италии в городе Верона.
2011 год — Специальный кураторский проект — выставка «Живопись Италии XIV—XVIII веков из частных собраний Москвы», экспонировавшаяся в Москве в рамках ежегодного Антикварного салона (Каталог: «Живопись Италии XIV—XVIII веков из частных собраний Москвы». М.: 2011 — на русском и итальянском языках).
2011—2012 гг. — Куратор совместной итало-российской выставки и каталога Караваджо (премия The Art News Paper. Russia за лучший выставочный проект 2012 года) и других выставочных проектов, приуроченных к Году итальянской культуры в России.
2012 год — Куратор итальянского раздела выставки «Западноевропейская живопись из музеев Украины» (ГМИИ).
2013 год — Куратор выставки и каталога «Тициан» (ГМИИ).
2017 год — Куратор выставки «Джорджо Моранди. 1890–1964» (ГМИИ) [6]
В. Э. Маркова является автором свыше 200 печатных трудов и статей на русском и иностранных языках, в числе которых фундаментальный научный каталог собрания итальянской живописи в ГМИИ (Каталог итальянской живописи VIII—XX веков из собрания ГМИИ. В 2 томах (Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Собрание живописи). М.: Галарт, 2002).
Новые атрибуции произведений западноевропейской живописи в музеях СССР. — Музей-1. М., 1980. С. 37—53.
Мастер и мастерская. К анализу творческой практики итальянских живописцев XVII—XVIII веков. — Советское искусствознание-81. М., 1982. С. 148—174.
Караваджо и классическая традиция итальянского искусства. — Советское искусствознание-83. Вып. 1, М., 1984. С. 75—84.
Тема «Sacra Conversazione» в творчестве Лоренцо Лотто. — В сб.: Искусство Венеции и Венеция в искусстве. Материалы научной конференции «Випперовские чтения — 1986». М., 1988. С. 42—53.
О двух манерах мастера барокко — Советское искусствознание, Вып. 22, М., 1987. С. 226—237.
Итальянская живопись XIII—XVIII веков. М.: Изобразительное искусство,1992.
Пьетро Перуджино. Голицынский триптих. М., 2004.
Антонелло да Мессина. Святой Себастьян. М., 2006.
Тициан. Портрет неизвестного с серыми глазами. М., 2009.
Свыше 50 статей В. Э. Марковой опубликованы в зарубежных периодических изданиях, посвященных вопросам истории искусства. Среди них Antichità viva, Arte documento, Arte Veneta, Bollettino d’Arte, The Burlington Magazine, Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz, Paragone, Quadri & Sculture, Rivista d’Arte, Venezia Cinquecento, а также различные научные сборники.
Un cofanetto della collezione del Museo di Kiev e alcuni aspetti dell’attività del «Maestro del dittico Poldi-Pezzoli» — Paragone, 1983, n. 397, pp. 3—12.
Un «Baccanale» ritrovato di Giorgio Vasari, proveniente dalla Galleria Gerini — Kunst des Cinquecento in der Toscana. München, 1992, S. 237—241
Qualche nota sul Seicento senese: Rutilio Manetti e Francesco Rustici — Studi di storia dell’arte in onore di Mina Gregori. Milano, 1994, pp. 245—249.
Su Tommaso Salini pittore di nature morte — Paragone, 1999, n. 23 (587), pp. 97—104.
Il Cavalier d’Arpino e la pala d’altare per San Pietro — Rivista d’Arte, Vol. I, 2011, pp. 97—110.
Маркова, Виктория Эммануиловна
Виктория Эммануиловна Маркова
Дата рождения
21 сентября 1942 ( 1942-09-21 ) (76 лет)
Место рождения
Москва
Страна
СССР СССР → Россия Россия
Научная сфера
искусствовед, специалист в области итальянской живописи
Место работы
Главный научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Альма-матер
Исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова
Учёная степень
доктор искусствоведения
Учёное звание
профессор
Научный руководитель
В. Н. Лазарев
Известна как
один из крупнейших специалистов в области итальянской живописи XIV—XVIII вв.
Награды и премии
Виктория Эммануиловна Маркова (род. 21 сентября 1942, Москва) — российский искусствовед (доктор искусствоведения, профессор), главный научный сотрудник Пушкинского музея. Специализируется в области итальянской живописи.
Содержание
Биография [ | ]
В 1967 году окончила исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (кафедра истории и теории искусства). Защитила диплом по теме «История и развитие итальянского натюрморта XVII века». Ученица профессора В. Н. Лазарева.
В 1986 году защитила кандидатскую диссертацию, в 1991 году — докторскую. В 1991—1992 годах получала стипендию Гарвардского университета для научной стажировки в Фонде Бернсона (Villa i Tatti) в Сеттиньяно (Флоренция). В 2009 году получила стипендию Института Макса Планка для научной стажировки в Институте истории искусства (Библиотека Хертциана) в Риме.
Виктория Маркова разработала для Пушкинского музея (ГМИИ) проект современной экспозиции итальянской живописи VIII—XVIII веков. Входит в составы редколлегий журнала Rivista d’Arte (издательство Leo S. Olschki) и серии монографий Le voci del museo (издательство Edifir).
Член Учёного совета ГМИИ и Учёного совета Отделения истории и теории искусства Исторического факультета МГУ. Внештатный эксперт Министерства культуры РФ по ввозу и вывозу предметов искусства.
Круг научных интересов [ | ]
В. Э. Маркова занимается исследованием проблем развития итальянской живописи веков, истории коллекционирования в России и вопросами атрибуции картин итальянских мастеров.
Предмет её особого внимания и научного интереса составляет живопись Италии XVII века, особенно творчество Караваджо и мастеров его круга. Её заслугой является определение и публикация картин ранее неизвестных картин Бартоломео Манфреди, , Массимо Станционе, , . Сделав ряд принципиально важных открытий, она внесла весомый вклад в изучение творчества Томмазо Салини, зарекомендовав себя наиболее авторитетным в мире специалистом в данной области. В качестве члена научного комитета принимала активное участие в организации и подготовке, как самой выставки, так и каталога, выставки Roma al tempo di Caravaggio (Рим во времена Караваджо), прошедшей в римском Палаццо Венеция в 2010—2011 годах в (Roma al tempo di Caravaggio, Roma, Palazzo Venezia, 2011—2012). Признана опытным экспертом в области итальянской живописи веков. Благодаря её усилиям многие сотни произведений мастеров этого периода, находящихся как в России, так и за рубежом, были атрибутированы. Среди них картины Тициана, Джулио Романо, Джорджо Вазари, , Гвидо Рени, Бернардо Строцци, Бартоломео Манфреди, Томмазо Салини, Массимо Станционе, , , и многих других мастеров.
На протяжении всех лет работы в ГМИИ им. А. С. Пушкина активно содействовала пополнению собрания итальянской живописи в музее. При её непосредственном участии музей приобрел в общей сложности около 150 произведений.
Преподавательская деятельность [ | ]
С середины 1980-х годов по приглашению В. Н. Гращенкова преподавала на искусствоведческом отделении МГУ, где читала спецкурс и вела семинар по методике атрибуционной работы, а также читала курс «Музееведение и история собирательства».
С конца 1980-х годов неоднократно приглашалась для чтения лекций и проведения семинарских занятий в учебные заведения Италии, такие как Scuola Normale в Пизе, Болонский университет (в качестве профессора по контракту), Урбинский университет, Флорентийский университет, , а также в Фонд Роберто Лонги во Флоренции, где проводила семинары по методике атрибуционной работы.
С 1998 по 2004 годы преподавала в Академии живописи, ваяния и зодчества, где читала курсы «История западноевропейского искусства XIV—XVIII веков» и «История собирательства». С 2004 по 2007 год преподавала в РГГУ.
В. Э. Маркова неоднократно принимала участие в различных научных конференциях и симпозиумах, как в России, так и за рубежом.
Семья [ | ]
Супруг В. Э. Марковой — Иван Борисович Порто (1939—2009, Москва), известный искусствовед, коллекционер и фотохудожник. За свою жизнь собрал обширную коллекцию произведений искусства, которая насчитывает 390 произведений живописи, графики и скульптуры русских и советских художников с 1930-х годов до начала XXI века, а также за годы жизни им было собрано свыше 1700 книг.
В 2012 году В. Э. Маркова передала в дар Краснодарскому краевому художественному музею им. Ф. А. Коваленко коллекцию художественных произведений своего мужа по искусству.
Награды [ | ]
Российские [ | ]
Орден Дружбы (30 мая 2012) [1] .
Заслуженный деятель искусств РФ (9 июля 1998) [2] .
Премия Правительства РФ в области культуры (23 января 2008) [3] .
Почётная грамота Президента Российской Федерации (29 июня 2018) [4]
Иностранные [ | ]
Орден Звезды Италии степени кавалера (2 мая 2012) [5] .
Кураторские проекты [ | ]
1984 год — Автор и куратор знаменитой выставки «Картины итальянских мастеров XIV—XVIII веков из музеев СССР в ГМИИ им. А. С. Пушкина». На выставке было показано 96 произведений из 30 музеев Советского союза. Получила весьма высокие отзывы в итальянской прессе (Каталог: «Картины итальянских мастеров XIV—XVIII веков из музеев СССР». М.: Советский художник, 1986).
2004—2005 годы — Куратор и научный редактор каталога совместной итало-российской выставки «От Джотто до Малевича» (Рим, Москва).
2007 год — Куратор и автор каталога выставки «Итальянская живопись XVI—XX веков из собрания ГМИИ», прошедшей в Италии в городе Верона.
2011 год — Специальный кураторский проект — выставка «Живопись Италии XIV—XVIII веков из частных собраний Москвы», экспонировавшаяся в Москве в рамках ежегодного Антикварного салона (Каталог: «Живопись Италии XIV—XVIII веков из частных собраний Москвы». М.: 2011 — на русском и итальянском языках).
2011—2012 гг. — Куратор совместной итало-российской выставки и каталога Караваджо (премия The Art News Paper. Russia за лучший выставочный проект 2012 года) и других выставочных проектов, приуроченных к Году итальянской культуры в России.
2012 год — Куратор итальянского раздела выставки «Западноевропейская живопись из музеев Украины» (ГМИИ).
2013 год — Куратор выставки и каталога «Тициан» (ГМИИ).
2017 год — Куратор выставки «Джорджо Моранди. 1890–1964» (ГМИИ) [6]
Избранные публикации [ | ]
В. Э. Маркова является автором свыше 200 печатных трудов и статей на русском и иностранных языках, в числе которых фундаментальный научный каталог собрания итальянской живописи в ГМИИ (Каталог итальянской живописи VIII—XX веков из собрания ГМИИ. В 2 томах (Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Собрание живописи). М.: Галарт, 2002).
Новые атрибуции произведений западноевропейской живописи в музеях СССР. — Музей-1. М., 1980. С. 37—53.
Мастер и мастерская. К анализу творческой практики итальянских живописцев XVII—XVIII веков. — Советское искусствознание-81. М., 1982. С. 148—174.
Караваджо и классическая традиция итальянского искусства. — Советское искусствознание-83. Вып. 1, М., 1984. С. 75—84.
Тема «Sacra Conversazione» в творчестве Лоренцо Лотто. — В сб.: Искусство Венеции и Венеция в искусстве. Материалы научной конференции « — 1986». М., 1988. С. 42—53.
О двух манерах мастера барокко — Советское искусствознание, Вып. 22, М., 1987. С. 226—237.
Итальянская живопись XII—XVIII веков. М.: Изобразительное искусство,1992.
Пьетро Перуджино. Голицынский триптих. М., 2004.
Антонелло да Мессина. Святой Себастьян. М., 2006.
Тициан. Портрет неизвестного с серыми глазами. М., 2009.
Свыше 50 статей В. Э. Марковой опубликованы в зарубежных периодических изданиях, посвященных вопросам истории искусства. Среди них Antichità viva, Arte documento, Arte Veneta, Bollettino d’Arte, The Burlington Magazine, Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz, Paragone, Quadri & Sculture, Rivista d’Arte, Venezia Cinquecento, а также различные научные сборники.
Un cofanetto della collezione del Museo di Kiev e alcuni aspetti dell’attività del «Maestro del dittico Poldi-Pezzoli» — Paragone, 1983, n. 397, pp. 3—12.
Un «Baccanale» ritrovato di Giorgio Vasari, proveniente dalla Galleria Gerini — Kunst des Cinquecento in der Toscana. München, 1992, S. 237—241
Qualche nota sul Seicento senese: Rutilio Manetti e Francesco Rustici — Studi di storia dell’arte in onore di Mina Gregori. Milano, 1994, pp. 245—249.
Su Tommaso Salini pittore di nature morte — Paragone, 1999, n. 23 (587), pp. 97—104.
Il Cavalier d’Arpino e la pala d’altare per San Pietro — Rivista d’Arte, Vol. I, 2011, pp. 97—110.