В каком году греки приняли христианство | Vasque-Russia.ru

В каком году греки приняли христианство

История христианства в Греции (стр. 1 из 3)

В первых строках нашего обзора истории зарождения христианства мы хотели бы сразу предупредить читателя о том, что это лишь краткий и весьма поверхностный очерк, не претендующий ни на исключительную научность изложения, ни на какое бы то ни было новаторство в освещении вопроса. Но, в то же самое время, цель этой работы вполне конкретна: не вдаваясь в многочисленные подробности и избегая, по возможности, идеологических влияний рассказать о появлении одной из великих мировых религий. Ведь именно невероятная углубленность исследований и безапелляционность высказываний сторонников того или иного взгляда на проблему зачастую мешают читателю составить базисное представление о предмете. Литература атеистическая и сугубо религиозная – вот два полюса, между которыми раскинулся необозримый массив специальных филологических, исторических и прочих научных трудов – и, прежде чем пуститься в самостоятельное путешествие по столь пересеченной местности, необходимо, по нашему мнению, иметь простую и ясную идею о теме этих почтенных изысканий.

Итак, для того, чтобы заметить самое начало образования новой религии, обратим свои взоры на положение дел в Римской империи на рубеже новой эры. Невероятно пространное государство, раскинувшееся от Северного моря до песков Аравии, объединяло под властью императора удивительное разнообразие народов и племен. Конечно, интегрирующим фактором являлась римская эллинистическая культура, но и национальные верования и традиции вливались в нее, оказывая взаимное влияние, порождая новые культурные и религиозные формы. Внутри- и внешнеполитическое состояние Империи оставляло желать лучшего: многочисленные варвары – предвестники Великого переселения народов – атаковали северные и восточные границы; в провинциях то и дело вспыхивали восстания недовольных; в интригах и заговорах участвовали почти все римские граждане… Республиканские традиции и всеобщая строгая дисциплина стали достоянием истории так же, как и искренняя вера в Олимпийских богов. Развитие цивилизации шло своим путем: многообразие культурных, философских, социальных и религиозных течений разрушало архаичный порядок, позволивший римлянам покорить полмира.

И вот, на Востоке этой “многополярной” Римской вселенной, в Иудейской провинции кипели мессианские страсти. Ожидание прихода Мессии – “помазанника Божия” (по-гречески Христос) – посланного установить на Земле тысячелетнее царство праведных – особенно усилилось в связи с потерей Израилем независимости и целостности. Множество евреев, проживавших и в самой Иудее и, особенно, в диаспорах, разбросанных по городам Империи, образовывали секты разного толка, отдаляясь от традиционного иудаизма, так прочно связанного с разрушенной иудейской государственностью. Талмудисты и пророки неистово предрекали явление Спасителя, который избавит богоизбранный народ от унижений и страданий, а народ ждал, но не бездействовал: многие пытались с оружием в руках отстоять свободу и приблизить наступление Царствия Божия. Естественно, патриотичные повстанцы не могли противостоять регулярным римским войскам: в 70-ом году пала столица Израиля, в 133-135 гг. разгорелось последнее крупное иудейское восстание, трагичным исходом которого была постройка в 137 году нового города – Элии Капитолины – на месте разгромленного Иерусалима. Примерно тогда и возникает идея о том, что Мессия уже приходил, но его не поняли и погубили те, кому он нес избавление! Таким образом, хронологически возникновение христианства можно отнести к середине II века н.э.

Сделав небольшое отступление от исторического контекста, надо обратить внимание читателей на то, что в основу христианской мифологии легли не только трансформированные положения иудаизма, но и влияния других религиозных и философских систем. Мотив странствования Учителя с учениками, в процессе которого он, беседуя, передает им свое Знание, схож с п е р и п а т е т и к о й Аристотеля. Непорочное зачатие известно в буддизме. Календарный цикл умирающего и воскресающего бога – основа большинства сельскохозяйственных культов. Не вдаваясь в узкоспециальные подробности времени и путей многообразных влияний, уясним лишь то, что формирование религии – процесс продолжительный, динамичный и отнюдь не прямолинейный.

Общеизвестно мнение, что христианство явилось религией “униженных и оскорбленных”. Конечно, рабы, вольноотпущенные, колоны – наиболее угнетенные слои Римского общества – находили в новой вере утешение и надежду на грядущее вечное блаженство в ином мире. Но, как мы знаем, и вполне благополучные граждане Империи становились адептами учения о Спасителе, искупившем первородный грех человечества. Именно благодаря значительным материальным и имущественным вкладам новообращенных существовали первые христианские общины. Видимо и наверняка, для распространения новых идей были не только “классовые”, социальные предпосылки. Учение христиан явилось революционной идеологией, а не идеологией революции! На пепелище греко-римского пантеона возникла более зрелая идея единобожия, сверх того, идея богочеловека – принявшего мученическую смерть и поправшего ее ради нашего спасения. И эта идея, очевидно, могла взволновать, в первую очередь, людей образованных, культурных, если не сказать – утонченных, знакомых с философией. В дошедшем до крайностей плюрализма Римском обществе, именно в среде интеллигенции нашлось немало ищущих духовной опоры и защиты от внешней нестабильности и соблазнов.

Справедливости ради надо отметить, что христианству пришлось столкнуться с подобными ему вероучениями разного толка, также готовыми занять пустоту в сердцах римских граждан. Одной из таких религий был Митраизм, вышедший из иранского Зороастризма. Провозглашая Митру (бога согласия, договора, позже бога Солнца) Спасителем человечества, митраисты принесли с собой обряды, во многом сходные с раннехристианскими. Манихейство, также имеющее иранские корни, проповедовало аскетизм, отказ от собственности, угнетение плоти во имя торжества духа. Правоверный иудаизм еврейских диаспор находил себе новых адептов.

Да и в христианских рядах не было единства: общины отличались друг от друга особенностями устройства, исполнением обрядов, пониманием и разработкой концепции новой веры. Маркионисты, опиравшиеся на “Послание апостола Павла”, склонялись к дуализму – противопоставлению “доброго, светлого” нового бога – Христа, “злому, темному” прежнему богу – Яхве. Монтанисты, проповедуя строжайший аскетизм, стремились к экзальтации, ожидая, что второе и окончательное пришествие Спасителя случится со дня на день. Докеты (от греческого dokein – “казаться”), становясь на позиции гностицизма, считали, что жизненный путь и проповеди Христа нельзя считать исторически реальными и понимать буквально – это символы, аллегории, в которых посвященный должен угадать истинный смысл и постичь Высшее Знание. Эти, и подобные им, течения раннего христианства явились субстратом, плодородной почвой, взрастившей ветвистое дерево современной суперрелигии. Некоторые из них угасли сами собой, растворившись в потоке унификации. С другими христианская церковь, став государственной, отчаянно боролась, с иными же – борется до сих пор…

Кроме внутренних противоречий раннехристианская церковь временами подвергалась и внешним жестоким гонениям. Правители трещавшей по швам Империи, как все цивилизованные люди, были склонны искать причину своих проблем во вне и нередко находили ее именно в религиозном новаторстве христиан. Но, поскольку количество постигавших Империю несчастий уже давно перешло в качество, расправы над приверженцами новой веры не только не могли ее уничтожить, но и привлекали к ней повышенное внимание общественности. Хотя, естественно, не все христиане выдерживали притеснения и стоически шли на смерть, но многие явили поразительные примеры мужества и самопожертвования, прославившись как мученики, пополнившие сонм святых. Гонениям на христиан и подвигам страдальцев за веру посвящена обширная и вдохновенная литература, так что здесь мы только отметим, что, по традиции, этот период испытаний принято отсчитывать от 64 года, когда Нерон обвинил последователей Христа в поджоге Рима, примерно, до начала IV века – периода правления Диоклетиана. Но это не были 250 лет непрерывного террора! В течение лет и целых десятилетий к христианам относились примирительно, терпимо или вовсе забывали об их существовании, ввиду более актуальных опасностей и бед.

Итак, составив себе, хотя бы поверхностно, картину испытаний, обрушившихся на головы первых христиан, дополнив ее общим представлением о волнениях и несчастьях, потрясавших Империю, нельзя не задаться естественным вопросом: почему христианство не погибло, подобно множеству сходных с ним ему культов, но, сверх того, восторжествовало к началу IV века, как государственная религия?! Мы попытаемся ответить на этот вопрос, оставляя в стороне чисто идеологические толкования, выводя известное нам следствие из социально-культурных причин, хотя, как нам кажется, нельзя не принимать во внимание теорию пассионарности и прочие гиперсоциальные теории. Но, как уже говорилось, в данной работе мы сознательно избегаем “высокого” теоретизирования, по возможности “обытовляя” описываемые процессы. Поэтому обратимся теперь к некоторым факторам, обеспечившим динамическую устойчивость христианства.

Первым из них принято считать саму структуру общины. В виду официального непризнания христианства в самом начале его существования, приверженцы новой веры вынуждены были собираться тайно, соблюдая конспирацию. Деятельность “подпольного кружка” не ограничивалась исполнением обрядов: вся жизнь его членов была теперь подчинена строгим принципам, основанным на учении Христа и апостолов. Принимая крещение человек рождается для новой жизни и, вступая в общину, вливается в новую – истинную – семью, которая, в любом случае, важнее семьи реальной, и, уж тем более, важнее государства. Примат внутрицерковных отношений надо всеми остальными связями человека с самого начала обеспечивает органичное единение общины. Здесь стоит вспомнить, что Церковь является Телом Христовым, а значит все ее чада – неразрывные составляющие этого тела.

Греческая православная церковь – Greek Orthodox Church

Греческая православная церковь
примат Патриархи Константинопольский , Александрийский , Антиохийский и Иерусалим , и архиепископы Афин , Кипр , Албания и гора Синай язык Койне греческий , Кафаревус , арабский и английский , с другими местными языками , используемых в диаспоре Штаб-квартира Различные, но Константинопольский проводится в специальной связи территория Восточное Средиземноморье и греческая диаспора основатель Апостол Андрей признание ортодоксальный Выделения Истинное Православие ( греческий Старый Calendarism ) (1920 – е годы) члены 23-25 ​​млн (около 50% из которых находятся в Греции)
Часть серии на
Восточная православная церковь

  • Частично признал автокефалию:
  • Другие важные советы:
  • пасхальный цикл
  • 12 Великие праздники
  • Другие праздники:
  • Четыре периода поста:

Название Греческая православная церковь ( греческий : Ἑλληνορθόδοξη Ἑκκλησία, Ellinorthódoxi Ekklisía , IPA: [elinorθoðoksi eklisia] ), или греческое православие , это термин , относящийся к телу нескольких церквей в более широком общении с Восточным Православным христианством , чья литургия является или традиционно проводится в греческом койне , оригинальный язык Септуагинты и Нового Завета , и чья история, традиции и богословие уходит корнями в ранние Отцы Церкви и культуры Византии . Греческое православное христианство также традиционно помещают тяжелый акцент и присудил высокий престиж традиции восточно – православного монашества и аскетизма , с корнями в раннем христианстве в Ближнем Востоке и в византийской Анатолии .

Исторически сложилось, что термин «Греческая православная» также используется для описания всех восточных православных церквей в целом, так как «греческий» в «греческой православной» может относиться к наследию Византии . В течение первых восьми веков христианской истории, большинство крупных интеллектуальные, культурные и социальные события в христианской церкви имели место в империи или в сфере своего влияния , где греческий язык был широко разговорным и используется для большинства богословских сочинений. Со времени, большинство частей литургии, традиций и практики церкви Константинополя были приняты все, и по- прежнему обеспечивают основные закономерности современного православия. Таким образом, восточная церковь стала называться «греческим» Православной таким же образом , что западная церковь называется «Римским» католиком. Тем не менее, название «греческий» было оставлено славянским и другими восточной православные церквами , в связи с их народами национальных пробуждений , уже с 10 – го века н.э. Таким образом, на сегодняшний день , как правило , только те церкви, которые наиболее тесно связаны с Греческим или византийской культуры, которые называют «Греческая православная».

содержание

обзор

Греческие православные церкви происходят от церквей , которые апостолы основали на Балканах и на Ближнем Востоке в течение первого века нашей эры, и они сохраняют многие традиции практиковали в древней Церкви. Православные Церкви, в отличии от католической церкви , не имеют ни одного Понтифика, или епископ ( см также: понтифик ), и держать убеждение , что Христос является главой Церкви. Тем не менее, каждый из них регулируется комитетом епископов, называемый Священный Синод, с одним центральным Бишоп держит почетное звание «первой среди равных».

Греческие православные церкви объединены в общении друг с другом, а также с другими восточными православными церквами . Православные провести общее учение и общую форму поклонения, и они видят себя не как отдельные церквей , но как административные единицы одной церкви. Они отличаются своей обширной традицией иконографии ( см также: византийское искусство ), для их почитаний Божией Матери и святых , а также для их использования Божественной литургии в воскресенье, что стандартизированное богослужение датированного к четвёртый век н.э. в его нынешнем виде. Наиболее часто используется Божественная Литургия Православной Церкви была написана святителя Иоанна Златоуста (347-407 н.э.). Другие приписывают святого Василия Великого , Сент – Джеймс, брат Божий и Святой Григорий Двоеслова .

В настоящее время территории греческих православные церквей , более или менее охватывает районы в Балканах , Анатолии , и Восточное Средиземноморье , которые раньше была частью Византийской империи . Большинство греческих православных христиан живут в Греции и в других местах в южных Балканах (особенно в Албании ), но и в Иордании, на оккупированных палестинских территориях, в Ираке, Сирии , Ливана , Кипра , Анатолии , европейской Турции , и на Южном Кавказе . Кроме того, в связи с большой греческой диаспоры, есть много греческих православных христиан , которые живут в Северной Америке и Австралии . Православные христиане в Финляндии, которые составляют около 1% населения, также находятся под юрисдикцией греческой православной церкви (Константинопольский Патриархат).

Есть также много греческих православных христиан, с происхождение восходит к византийских и османских периодов, которые имеют арабского -speaking или смешанный греческий и арабоязычных родословную и жить на юге Турции , Израиля , Палестины , Ирака , Сирии , Ливана , Иордании и Египет . Они посещают церкви , которые ведут свои услуги на арабском языке , общем языке большинство греческих православных верующих в Леванте , в то же время, сохраняя при этих элементах византийской греческой культурной традиции.

Этнические греки в России и Греции в Украине , а также понтийские греки и Кавказ греки из бывшего российского Закавказья , часто считают себя как греческие православные и русской православный , что согласуется с православной верой (поскольку православие же через этнические границы) , Таким образом, они могут посещать богослужения проводятся в древнерусском и старославянском , без этого никак , подрывающих их православную веру или особый греческий этнической идентичности. На протяжении веков эти понтийских грекоязычные греческие православные общины смешались через бракам в той или иной степени с этническими русскими и другими православными из главным образом на юге России , где большинство из них поселились между Средневековья и в начале 19 – го века.

«Греция променяла православие на деньги!»

“Греция променяла православие на деньги!” — уже которую неделю этот лозунг звучит и внутри страны, и за ее пределами. Христианский мир всерьез обеспокоен принятым в Греции законом, разрешающим гражданам с 15 лет менять пол. Жители православного государства готовятся к худшему, обвиняя премьер-министра страны Алексиса Ципраса в потакании Берлину и Брюсселю. О том, почему принятый документ грозит обернуться катастрофой для греческих властей и как скандал отразится на всей христианской Европе — в материале РИА Новости.

“Церковь мощнее государства”

Жительница Афин Александра вспоминает, как она, будучи подростком, услышала в церкви слова священника о том, что геи “плодят других геев”, что распространение гомосексуализма сделает страну “крайне уязвимой для возможного нападения Турции”.

“Но сейчас я, сменившая пол лесбиянка, чувствую себя свободной и гордой. Церковь может видеть вещи по-своему, но ее взгляды не должны влиять на основные права человека в единой Европе”, — утверждает она.

Однако большая часть сограждан Александры ее мнения не разделяют. Многие греки встали на сторону Церкви, обладающей в стране большим авторитетом. В конституции статус православия закреплен как “господствующей в Греции религии”. К нему себя причисляют более 70% граждан.

В стране действуют Константинопольская (север страны и острова) и Элладская православная церкви, последняя фактически является государственной — ее духовенство получает зарплату из госбюджета.

Однако, несмотря ни на что, законопроект был принят, хоть и с мизерным перевесом голосов. Обсуждение документа было жарким: в дебатах участвовали все самые влиятельные персоны Греции. Так, в ответ на упрек спикера парламента Никоса Вуциса в том, что Церковь “слишком активно выступает против”, патриарх Афинский и всея Греции Иероним призвал не разграничивать политику и религию.

“Вы спрашиваете, какова роль Церкви не только в Европе, но и во всем мире? Отвечаю: наша Церковь может предложить больше, чем все посольства Греции”, — осадил патриарх своего оппонента.

Действительно, возможности у Церкви в Греции колоссальные. Она объединяет миллионы этнических греков как внутри страны, так и за ее пределами. Греческое духовенство имеет доступ даже в Белый дом. И именно при ее посредничестве Ципрас завязал дружбу с исламским миром, начав с проекта реставрации часовни над Гробом Господним, спонсором которого выступила Иордания.

“Черная метка” для премьера

Между тем греческое духовенство давно выдало Ципрасу “черную метку”. В 2015 году Греция стала первой в мире православной страной, узаконившей гей-браки. Тогда влиятельные епископы практически единодушно прокляли премьер-министра, пожелав ему “гореть в аду”.

Тот в ответ не стеснялся публично заявлять, что не верит в Бога. Теперь же речь идет уже о политической судьбе премьера. Но до последнего момента политик уверенно держался в своем кресле.

“Я прошу политиков, которые голосовали за закон, прекратить посещать церкви и обманывать нас, чтобы получить голоса на выборах. Зачем они нам нужны?” — заявил в одной из проповедей митрополит Феотидский Николай.

Еще более радикально и последовательно против политики Ципраса выступают афонские монахи. Святая Гора фактически является государством в государстве, и ее “граждане” имеют огромный вес в общественной жизни страны. Афонские монахи разъезжают по всей Греции с проповедями, выступают на телевидении и даже ведут ток-шоу. К их мнению апеллировали во время дебатов по закону даже члены “Независимых греков” — партнеров премьерской СИРИЗЫ.

“В нашем православном отечестве законодательно и неприкрыто бросают вызов божественному закону”, — Священный Кинот (управляющий орган) Афона предрек Греции “катастрофу”.

А простые монахи называют греческих политиков иудами — за то, что те выменяли у ЕС скандальный закон на финансовую помощь. И заявляют, что будут “до конца отстаивать” многовековое правило: на Святую Гору допускаются только мужчины.

Впрочем, Элладская церковь официально ведет себя в лучших традициях легендарной византийской дипломатии: то высшее духовенство ругает Ципраса, то на следующий день может пожелать ему “больших успехов во внешней политике”. Такое “виляние” раздражает не только Афон, но и простых верующих. А некоторые эксперты даже заговорили о большом церковном расколе.

“Теоретически возможность такого раскола вполне вероятна, потому что подобные законы очень часто ставят Церковь перед очень серьезным выбором — продолжать общение с этой властью или нет. На самом деле вся история взаимоотношений Церкви и государства во все времена была историей нравственного выбора. … К сожалению, в Элладской церкви и Константинопольском патриархате подобные расколы возможны”, — считает председатель византийского клуба “Катехон” при Институте философии РАН, политолог Аркадий Малер.

Демарш миллионов

Интересно, что в 2016 году монахи Афона с радостью приняли Путина, но не пустили с ним на Святую Гору Ципраса. И если в российском президенте православные Греции видят блюстителя “традиционных ценностей”, то свой премьер-министр для них уже “политический мертвец”.

“Тот факт, что его (Путина. — Прим. ред.) пустили на Афон, говорит об очень высокой оценке его деятельности и очень хорошем отношении к российскому государству. То, что на Афон не пустили Ципраса — это совершенно логично. Если на Афоне знают о политической деятельности человека, который хочет туда прибыть, то она изучается, а затем принимается решение. Уже того, что Ципрас является левым политиком, ставя секулярные ценности выше религиозных, достаточно для запрета на посещение Святой Горы”, — подчеркивает Малер.

Немаловажной, по его мнению, является и позиция Русской церкви, усиливающей свое влияние в православном мире. Она уже давно последовательно выступает в защиту традиционных ценностей. Именно в РПЦ намекнули властям Греции и всей остальной Европы, что последователи Христа могут и взбунтоваться.

“Я думаю, в Греции сложилась та ситуация, которая описывается в нашем нормативном документе — Основах социальной концепции Русской православной церкви. Когда власть легализует действия, противоречащие православному вероучению, — это та ситуация, когда Церковь может призвать людей к гражданскому неповиновению”, — замечает глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Такая опция, похоже, предусмотрена и Элладской церковью. В сотрясаемой экономическими неурядицами Греции это может вновь вылиться в массовые акции протеста. Только на этот раз на баррикадах окажутся самые уважаемые в стране люди.

“Церковь уже вступала в конфликты с правительством Ципраса, когда власти резко ограничивали финансирование Церкви в ходе кризиса. Но к падению премьера это не привело. В данном случае ситуация немного другая, так как затронут моральный вопрос, который вступает в явное противоречие с христианским учением, разрушает христианскую идентичность Греции”, — полагает руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин.

Православное духовенство уже предприняло “яркий политический демарш” — несколько дней по всей стране в знак возмущения звонили колокола. Кроме того, отмечает политолог, в Греции есть православные общественные движения, которые “играют определенную роль в политике и социальном служении, защищая консервативные ценности”.

Так или иначе, православное большинство Греции посылает в Брюссель и Берлин четкий сигнал: если ЕС ударит православных по правой щеке, другая подставлена не будет. Будут баррикады.

Какая религия преобладает в современной Греции

Государственная религия в Греции – православие. Его исповедуют около 98 % населения страны. Согласно конституции, все граждане имеют право на свободу в выборе вероисповедания, тем не менее пропаганда других религиозных конфессий в стране запрещена. Это следует учесть каждому путешественнику, чтобы не оскорбить веру местного населения.

Зарождение православия на территории Греции

Христианство в Греции стало распространяться еще с середины I века нашей эры благодаря стараниям апостола Павла. Он прибыл в македонскую гавань Неаполь, а затем отправился на территорию соседнего городка Филиппы. Оттуда он начал путешествие с христианскими проповедями. В тот день, когда Святой Павел впервые обратился к жителям Филипп, одна из богатых горожанок по имени Лидия приняла крещение и склонила к нему всех членов своей семьи. Именно Лидия стала первой христианкой в Греции.

История греческих верований указывает, что к началу II века в Афинах, Фессалониках, Коринфе, Ахайе и других больших городах уже существовали христианские общины. К этому времени на эллинских землях вместе с Павлом проповеди читали апостолы Лука, Иоанн Богослов, Андрей Первозванный, Прокопий, Варнава и Марк.

Около 300 лет христиане на территории Греции преследовались. Лишь с углублением в начале IV века раскола Священной Римской империи, в состав которой входили эллинские земли, возникли предпосылки утверждения в их пределах христианской веры.

Закономерно возникает вопрос о годах, когда Греция приняла христианство. Условия для этого начали складываться в эпоху правления Константина Великого (306-337 годы). Согласно легенде, императору, отправляющемуся в бой в 312 году, явился в небе образ креста и послышались слова«Сим победиши». Константин одержал в битве победу над Максенцием, а в следующем году – над Лицинием, и стал единовластным правителем Римской империи.

Император считал, что его успех связан с заступничеством христианского Бога. Поэтому в 313 году он издал «Эдикт веротерпимости» (Миланский эдикт), который защитил христиан от гонений. В 330 году Константин Великий перенес столицу империи из Рима в Константинополь и заявил, что на территории этого города больше никогда не будут отправляться языческие культы.

В 380 году во времена правления императора Феодосия христианство было провозглашено религией Византийской империи. Таким образом эта вера стала господствующей и на эллинских землях, которые тогда являлись частью Византии.

Сложны путем устанавливалось православие в Греции. Так, к VIII веку усугубились религиозные споры между патриархом Константинопольским и Папой Римским. Они касались права священников на брак, особенностей соблюдения постов, формулировки молитв, языка богослужения и других аспектов. Результатом этих противоречий стал раскол христианства в 1054 году (Великий церковный раскол) на православие и католицизм. Первое стало доминирующей религией на востоке Византийской империи, к которому относились и греческие земли, второе – на Западе (с центром в Риме).

Как официальная религия в Греции православное христианство существует с 11 июня 1975 года. В этот день была принята конституция современной республики, на страницах которой православие закреплено в качестве государственной веры.

Какие религиозные праздники отмечают в Греции

Греки считаются набожной нацией. Церковные праздники являются для граждан страны одними из наиболее почитаемых. 25 декабря в Греции принято отмечать Рождество Христово. Повсеместно люди украшают елки, крестные родители сопровождают крестников на церковное богослужение. Традиционно накрываются праздничные столы, где главными блюдами становятся свинина с сельдереем и индейка.

Греческое православие подразумевает и празднование Богоявления, которое приходится на 6 января. Население собирается на литургию, после которой освящается вода. По традиции священнослужитель бросает в речку крест, а мужчины прыгают за ним в водоем. Кто найдет святыню, тот и будет признан героем праздничного дня.

До середины февраля в Греции длится пост. А затем начинается Апокриес – аналог русской Масленицы.

Великие религиозные праздники в Греции включают и Пасху. Отмечают ее в апреле–мае. Это семейное торжество, которое в разных регионах страны празднуют по-разному. К примеру:

  • на острове Санторини в деревне Пиргос местные жители устраивают красочный крестный ход;
  • на острове Корфу население выбрасывает из окон расписные горшки из глины в знак избавления от грехов и бед;
  • на острове Идра люди проводят обряд сжигания чучела Иуды.

15 августа в Греции празднуется Успение Богородицы. В этот день девушки сжигают венки, сплетенные в праздник труда и цветов – 1 мая. Принято считать, что это помогает каждой представительнице прекрасного пола сохранить чистоту души.

8 сентября греки отмечают Рождество Божьей Матери. Православное вероисповедание в Греции велит всем верующим посетить в этот день церковь. Кроме того, к празднику в монастырь Тсамья (Цамья), расположенный на острове Родос, съезжаются тысячи бездетных женщин со всего мира. Они, поднимаясь вверх почти на 1 500 м на коленях и локтях, просят Бога послать им малышей.

В середине сентября греки отмечают Воздвижение Креста. Оно и завершает ежегодный цикл великих церковных праздников.

Святые места Греции

Греция по праву считается оплотом православия, и паломничество к греческим святым местам не утрачивает актуальность. Посетить монастыри и православные храмы Греции стремятся как истинные верующие, желающие поклониться христианским святыням, так и ценители искусства, которые хотят своими глазами увидеть величайшие шедевры архитектуры.

Известные центры паломничества

Среди святых мест Греции, к которым ежегодно устремляются десятки тысяч путешественников и православных верующих, особой популярностью пользуются:

  1. Святая гора Афон на острове Халкидики. Здесь существует монашеская республика с мужским населением, которая является единственной в своем роде. Сегодня на Афоне насчитывается около 20 действующих монастырей.
  2. Монастырь Иоанна Богослова в Суроти. Он известен еще как «женский Афон». Здесь похоронен преподобный старец Паисий Святогорец – основатель монастыря, которого глубоко почитают все православные.
  3. Беломраморный собор Андрея Первозванного в городе Патры. В здании хранится Честная глава апостола и остатки креста, на котором его распяли. Рядом с храмом есть святой источник.
  4. Парфенон в Афинах. Построенный изначально как языческая святыня, в V веке нашей эры он превратился в православный храм Святой премудрости. Позже его нарекли в честь Пресвятой Богородицы. Но в XIII веке представители католической церкви установили над Парфеноном свою протекторат и переименовали в Норт Дам д’Атэн.
  5. Салоники. В этом городе расположен Митрополичий собор, в котором хранятся мощи одного из великих отцов церкви – Григория Паламы. Также в Салониках находится базилика покровителя воинов – великомученика Димитрия Солунского.
  6. Крит. В Главном апостольском соборе острова хранится Честная глава апостола Тита – ученика Святого Павла, основавшего 9 православных епархий. Также паломнические туры на Крит организовываются для желающих посетить монастырь Панагия Палиани. В его стенах находится икона Богородицы, на которой стало прорастать и укореняться, скрывая ветвями лик Божьей Матери, нарисованное дерево.
  7. Патмос. Это остров, на котором божье откровение явилось Иоанну Богослову. Здесь находится свыше 50 православных монастырей и церквей.

Это далеко не полный перечень святых мест Греции. Паломников непременно заинтересуют женский монастырь Пантократор-Вседержитель на острове Корфу, монастырские постройки в Метеорах, Голский монастырь в Спарте, Филеримский монастырь на острове Родосе и многие другие святыни.

Есть ли различия между греческим и русским православием

Православие греческое и русское – две ветви одной и той же религии. В догматах и канонах между ними разницы нет, чего нельзя сказать о церковной жизни, обрядах, порядке богослужения. Рассмотрим подробнее, чем отличается греческая православная церковь от русской:

  1. В Греции церковь, в отличие от России, наделена государственным статусом. Она ведет тесное сотрудничество с общественными структурами. До сих пор не утрачены традиции греческих церковных судов.
  2. Требования к греческим священнослужителям более строгие, чем к русским. Так, греческое православие исключает рукоположение человека, вступившего в добрачные отношения, заключившего второй брак или разведенного.
  3. С 13.00 до 17.00 в Греции длится сиеста. В это время не принято приходить в церковь. Прихожан ждут на вечерню с 17.00 или 18.00. В России двери церкви открыты всегда.
  4. В греческих церквях, в отличие от русских, не ставят свечи перед иконами. Свечи находятся рядом с вытяжками в притворах.
  5. Есть различия в церковной иерархии. Если в русской православной церкви митрополит выше архиепископа, то в греческой – наоборот.
  6. Особенности религии в Греции предусматривают, что причащаться необходимо каждое воскресенье, а исповедоваться – несколько раз в году. Прихожане русской православной церкви приходят к причастию реже.
  7. Обряд богослужения в греческом храме намного демократичнее и проще, чем в русском.
  8. Длительность литургии в греческой православной церкви зачастую не превышает 1,5 часа. В русской же, напротив, богослужение может длиться и более 3 часов.
  9. Первая часть литургии (проксомидия) в греческом храме проводится на одной просфоре (богослужебном хлебе), а в русском – на 5.
  10. В отличие от России, в Греции в церковных хорах нет женщин.

Также у греческих священников несколько другая одежда: у ризы не предусмотрено шейное возвышение, а камилавка имеет ободок сверху. Кроме того, священнослужители русской православной церкви всегда – даже вне храма – носят кресты поверх одеяния. Греческие священники надевают кресты только перед архиерейскими службами.

Русские православные храмы в Греции

Русскоязычная православная община на территории Греции имеет свои официальные приходы и храмы. Среди наиболее известных:

  • Троицкая церковь (Афины);
  • Церковь преподобного Серафима Саровского (Пирей);
  • Церковь Святой равноапостольной Ольги (Пирей);
  • Церковь Святой равноапостольной Марии Магдалины (Ханья);
  • Церковь Святителя Николая Чудотворца и Святого великомученика Димитрия Солунского.

Православная русская церковь в Греции старается поддерживать традиции, которые существуют в русском православном мире.

Другие религиозные направления

Из прочих течений христианства на территории Греции представлены католицизм и протестантизм. Около 200 000 греков являются приверженцами католической церкви, до 40 000 исповедуют протестантизм. Приблизительно так выглядит религиозный состав последователей христианства в стране. Еще около 5 000 верующих являются членами иудейских общин.

С XV века территория современной Греции была одним из центров противостояния между христианским и исламским мирами, так как до 1829 года греческие земли находились в составе Османской империи. С тех времен и до сих пор важная роль в общественно-политической жизни государства принадлежит исламскому фактору.

В стране насчитывается более 250 000 мусульман. Район их компактного проживания – Западная Фракия. Здесь каждый третий житель исповедует ислам.

Становится популярным неоязычество в Греции. В государстве несколько десятков тысяч греков, которые поклоняются старым богам во главе с Зевсом. В последние десятилетия в стране возводятся неоязыческие церкви. Их прихожане добиваются утверждения официального юридического статуса, мотивируя тем, что язычество является важнейшей частью культурного наследия Греции.

Вместо послесловия

Современная Греция – страна, в которой религиозные традиции гармонично вплетены в повседневную жизнь общества. Ответ на вопрос о том, какая религия у греков считается официальной, – православие.

Каждая греческая семья старается строго соблюдать церковные обычаи, чтить великие христианские праздники. Кроме православных верующих, в государстве много католиков, протестантов, иудаистов, мусульман. На статус второй официальной религии претендует неоязычество.

Какая религия в Греции: Видео

Древняя и современная Греция: религия и ее особенности

Культура и религия Древней Греции очень своеобразны и весьма интересны. И по сей день они вдохновляют множество людей по всему миру. Религия и искусство Древней Греции вот уже много веков находят отражение в произведениях писателей и поэтов, в скульптуре, живописи и др. Сегодня мы поговорим о том, каким богам поклонялись эллины, как совершались жертвоприношения и какую роль выполняли жрецы. Кроме того, вы узнаете, какие исторические изменения пережила Греция. Религия ее трансформировалась через столетия в православие. О современном греческом христианстве мы также подробно расскажем. Однако сначала охарактеризуем такую страну, как Древняя Греция. Религия ее внесла большой вклад в мировую культуру.

Религия Древней Греции

В общих чертах о ней может рассказать, наверное, каждый из нас. Древнегреческие традиции и сегодня весьма популярны. Очень важной составляющей частью культуры этой страны всегда была религия. Однако древние греки, в отличие от египтян, рядили своих богов в человеческие одежды. Этот народ любил радоваться жизни. Хотя им была создана целая история божественных существ, в обыденной жизни эллины были независимыми и практичными людьми.

Очень важно то, что идея бога-творца отсутствовала в такой стране, как Древняя Греция. Религия ее поэтому была весьма своеобразной. Греки считали, что из хаоса появилась земля, ночь, мрак, а потом возник эфир, свет, небо, день, море и другие важные силы природы. Старшее поколение богов произошло от земли и неба. А уже от них был создан Зевс и все известные нам олимпийские боги.

Пантеон Древней Греции

В пантеоне было множество богов, среди которых выделялись 12 главных. Каждый из них выполнял свои функции. К примеру, Зевс (на фото ниже) являлся главным богом, он был громовержцем, властителем неба, олицетворял власть и силу в таком государстве, как Древняя Греция.

Религия эллинов предписывала поклонение и Гере, его супруге. Это покровительница семьи, богиня брака. Посейдон приходился братом Зевсу. Это древнее морское божество, покровитель моря и коней. Афина олицетворяет справедливую войну и мудрость. Религия Др. Греции, кроме того, представляет ее покровительницей городских укреплений и в целом городов. Другое имя этой богини — Паллада, что в переводе значит «потрясательница копья». Афина, согласно классической мифологии, является богиней-воительницей. Ее изображали обычно в полном вооружении.

Культ героев

Древнегреческие боги обитали на Олимпе, заснеженной горе. Кроме поклонения им, существовал также культ героев. Они представлялись как полубожества, которые родились от союзов смертных и богов. Героями многих мифов и поэм Древней Греции являются Орфей (на фото выше), Ясон, Тезей, Гермес и др.

Антропоморфизм

Раскрывая особенности религии Древней Греции, необходимо отметить, что антропоморфизм является одной из главных среди них. Под божеством понимался Абсолют. Древние греки считали, что Космос является абсолютным божеством. Антропоморфизм выражался в наделении высших существ человеческими качествами. Боги, как считали древние греки, — это идеи, воплощенные в Космосе. Это не что иное, как законы природы, управляющие им. В их богах отражаются все недостатки и достоинства человеческой жизни и природы. Высшие существа имеют человеческий облик. Не только внешне они похожи на людей, но и своим поведением. У богов есть мужья и жены, они вступают в отношения друг с другом, подобные человеческим. Они могут мстить, ревновать, влюбляться, иметь детей. Таким образом, боги обладают всеми теми достоинствами и недостатками, которые характерны для смертных. Эта черта определила то, какой характер цивилизации имела Древняя Греция. Религия способствовала тому, что главной чертой ее стал гуманизм.

Жертвоприношения

Всем богам приносились жертвоприношения. Греки считали, что, подобно людям, высшие существа нуждаются в пище. Кроме того, они верили, что еда необходима и теням умерших. Поэтому древние греки старались их кормить. К примеру, героиня трагедии Эсхила Электра поливает землю вином, чтобы его получил ее отец. Жертвы богам являлись дарами, которые подносились с целью исполнения просьб молящегося. Популярными дарами были фрукты, овощи, различные хлебцы и лепешки, посвященные отдельным богам. Существовали и кровавые жертвоприношения. Они сводились главным образом к убийству животных. Однако очень редко люди также приносились в жертву. Вот какая религия в Греции была на раннем этапе ее развития.

Храмы

Храмы в Древней Греции возводились обычно на возвышенностях. Они отделялись оградой от других зданий. Внутри находилось изображение бога, в честь которого был построен храм. Здесь же был и алтарь для совершения бескровных жертв. Отдельные помещения существовали для священных реликвий и пожертвований. Кровавые жертвоприношения совершались на особой площадке, находящейся перед зданием храма, но внутри ограды.

Жрецы

При каждом греческом храме имелся свой жрец. Они даже в древнейшие времена у некоторых племен не играли в обществе значительной роли. Каждый свободный человек мог исполнять обязанности жрецов. Это положение осталось неизменным и после появления отдельных государств. Оракул был в главных храмах. В его функции входило предсказание будущего, а также сообщение того, что было сказано олимпийскими богами.

У греков религия была государственным делом. Жрецы фактически являлись государственными служащими, которые должны были подчиняться законам, как и другие граждане. При необходимости жреческие обязанности могли исполнять главы родов или цари. При этом религии не обучали, богословских трудов не создавали, то есть религиозная мысль никак не развивалась. Круг обязанностей жрецов ограничивался исполнением определенных обрядов в храме, к которому они относились.

Возникновение христианства

Возникновение христианства хронологически относится к середине 2 в. н. э. В наши дни существует мнение, что оно появилось как религия всех «оскорбленных» и «униженных». Однако это не так. На самом деле на пепелище пантеона греко-римских богов появилась более зрелая идея веры в одного высшего существа, а также идея богочеловека, который принял смерть ради спасения людей. Культурная и политическая обстановка в греко-римском обществе была сильно накалена. Необходимо было получить защиту и опору от соблазнов и внешней нестабильности. Другие национальные религии Древней Греции не смогли предоставить их. И эллины обратились к христианству. Об истории его становления в этой стране мы сейчас и поговорим.

Раннехристианская церковь

Раннехристианская церковь, кроме внутренних противоречий, порой подвергалась и внешним гонениям. Христианство в ранний период его существования не было признано официально. Поэтому приверженцы его должны были собираться тайно. Первые христиане Греции старались не раздражать власти, поэтому не очень-то активно распространяли свою веру в «массы» и не стремились утвердить новое учение. Эта религия в течение 1000 лет прошла путь от подпольных разрозненных обществ до имеющего мировое значение учения, которое повлияло на развитие множества цивилизаций.

Краткая история христианства Древней Греции

В наши дни главная религия в Греции — православное христианство. Практически 98 % верующих придерживаются его. Очень рано жители Греции приняли христианство. После того как Константин, римский император, принял эту религию, в 330 году н. э. он перенес в Константинополь свою столицу. Новый центр стал своего рода религиозной столицей Византийской или Восточной Римской империи. Через некоторое время возникли напряженные отношения между патриархами Рима и Константинополя. В результате этого в 1054 году произошел раскол религии. Она была разделена на католицизм и православие. Православная церковь поддерживала и представляла христианскую Восточную Европу после завоевания ее османами. После революции, произошедшей в 1833 году, греческая церковь стала одной из первых православных в регионе, признавших и поддержавших духовное лидерство константинопольского патриарха. До сих пор жители Греции верны выбранной религии.

Современная православная церковь

Интересно, что церковь в Греции и сегодня не отделена от государства, как во многих других странах. Она является автокефальной. Архиепископ — глава ее. Его резиденция находится в Афинах. Католичество исповедуют немногочисленные жители отдельных островов Эгейского моря, которые принадлежали когда-то Венецианской республике. На острове Родос и во Фракии живут, помимо греков, и турки-мусульмане.

Религия является составной частью множества аспектов греческого общества. Православная церковь оказывает влияние, к примеру, на систему образования. В Греции дети посещают религиозные курсы, которые являются обязательными. Кроме того, каждое утро они молятся вместе перед занятиями. Церковь влияет также на принятие решений по отдельным политическим вопросам.

Языческие организации

Суд в Греции не так давно разрешил деятельность ассоциации, объединяющей поклонников древних богов. Языческие организации, таким образом, стали легальными в этой стране. Сегодня возрождается религия античной Греции. Язычества придерживаются около 100 тыс. греков. Они поклоняются Гере, Зевсу, Афродите, Посейдону, Гермесу, Афине и другим богам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector