Ударение в греческом языке

Ударения в греческом языке.


ударение в греческом

В новогреческом тексте ударения являются необходимой частью большинства слов.
Если слогов два и больше, то ударение ставится значком сверху ударной гласной.
Например ελληνική γλώσσα [ɛliniˈci ˈɣlɔsa]

В древнем греческом языке действительно существовала проблема ударений. Даже пробелов между словами и предложениями не было.
Но в 400-200 гг. до н.э. греческий язык распространился на более широкую территорию и на огромное количество людей, для которых он не был родным.
Тогда-то и появились значки ударений и придыханий – предположительно, впервые у Аристофана Византийского в 200 г. до н.э.

В древнем греческом произношении эти ударения различались, но этой разницы мы воспроизвести не можем, и поэтому все слоги с ударением произносим одинаково. Кроме того, каждая гласная, с которой начиналось слово, а также согласная ρ имела знак придыхания – густого или тонкого. Густое придыхание принято произносить как украинское “г”, тонкое не произносится вовсе.
До 1982 года на письме использовались три типа ударения (острое, тупое, облечённое) и два типа придыхания (тонкое и густое), а также символ-разделитель: так называемый диерезис, или трема́ (¨).

В новогреческом языке ударение только одного вида – острое.

Ударение в словах не столь нужно для самых греков (они слышат их с самого детства), сколь полезно для изучающих язык иностранцев.

Правила постановки ударения:

  1. Ударение может падать только на три последних слога.
  2. Ударение может падать на третий слог только если первый слог краток.
  3. Если при изменении слова (спряжении или склонении) к основе слова добавляются слоги или меняется количество последнего слога, то ударение перемещается в соответствии с первыми двумя правилами.
  4. В глагольных формах ударение стремится стоять как можно ближе к третьему слогу.
  5. В спряжении существительных ударение стремится остаться на том же месте, где оно находилось в им.п. ед.ч.

Некоторые односложные слова греческого языка не имеют самостоятельного ударения и произносятся слитно с рядом стоящими словами (ср. рус. на в выражении на дом). Они делятся на проклитики, стоящие перед словами, несущими ударение, и энклитики – стоящие после ударных слов.

К проклитикам относятся, в частности, формы артиклей, к энклитикам — притяжательные местоимения.

К проклитикам относятся:

  • артикль в именительном падеже: ὁ, ἡ, οἱ, αἱ.
  • предлоги εἰς, ἐν, ἐκ, ἐξ.
  • союзы εἰ и ὡς.
  • отрицания οὐ, οὐκ, οὐχ

К энклитикам относятся:

  • безударные формы косвенных падежей личных местоимений.
  • неопределённые наречия που, πως, ποτε, ποθεν.
  • частицы γε, τε, περ.
  • архаические формы вспомогательного глагола εἶμί.

Изменения ударения, связанные с энклитиками

Слова с ударением на третьем слоге, за которыми следует энклитик получают дополнительное ударение на первом слоге. На письме такое слово несёт два ударения: своё основное и дополнительное. В произношении основное ударение как правило исчезает: οικογένειά σου, σύντροφός μου.

Примеры ударений в греческом языке

Ударение в греческом языке динамическое (падает на разные слоги в одном и том же слове) и падает только на один из трёх последних слогов в слове.

От ударения также зависит и смысл слова. К примеру πoτέ означает “никогда”, а πoτε — когда, γέρoς (старик) — γερóς ( сильный, здоровый).

Ударение не обозначается у односложных слов, но есть три исключения:

πoν — союз “что”
πoύ — вопросительное местоимение “Где? Куда?”

πως — союз “что”
πώς — вопросительное местоимение “Как?”

η — артикль женского рода
ή — союз “или”

У заглавных букв (это касается гласных) ударение обозначается впереди буквы. Например, Άννα (Aна).

У сочетания букв знак ударение ставится над первой её частью: είναι (инэ – он/они есть), oύτε (утэ).

У комбинированных звуков “αω, εν” ударение обозначается на второй части сочетания: αύριo (аврио – завтра), Eύα (Эва – Ева).

Ударения в новогреческом языке

Почти все слова в греческом языке имеют знак ударения. Знаком ударения нельзя пренебрегать так как его отсутсвие считается орфографической ошибкой.

В прошлом (до второй половины 20ого века) в греческом языке применялись 3 различных знаках ударения — вы и сейчас можете встретить их в старых документах или книгах написанных на старом наречии.

В современном новогреческом языке они являются орфографическими пережитками и теперь применяется только один знак ударения, который обозначается как и в русском языке наклонной чёрточкой над буквой: μαμά.

При встрече конечных гласных предшевствующего слова и начальных гласных последующего слова, гласные одного из слов могут быть опущены. Это выпадение отмечается на письме апострофом [’]:

τα αδέλφια (та адельфья) = τ’ αδέλφια (т’ адельфья)
που είσαι (пу исэ) = που’ σαι (пу’ сэ)
και εγώ (ке эго) = κι’ εγώ (кь’ эго)

При встрече конечных гласных предшевствующего слова и начальных гласных последующего слова, слова в устной речи могут слиться в одно, образуя качественно иное звучание:

θα έρθω ([ф]а ер[ф]о) = θάρθω [ф]ар[ф]о
το ελάχιστον (то елахистон) = τουλάχιστον (тулахистон)
μου είπε (му ипе) = μούπε (мупе)

Примечание: Не все слова из последнего примера могут также слитно передаваться в письменности. В основном это распространено только в устной речи за исключением некоторых слов которые укоренились.

Главная | ▲ | Контакты
Copyright © KrAn. 2004-2019. All rights reserved.

Правила ударения в древнегреческом языке

Древнегреческие слова могут различаться между собой только местом и/или видом своего ударения. Сравним следующие пары слов:

  • Вид ударения: φῶς свет — φώς муж
  • Место ударения: βίος жизнь — βιός лук (оружие)
  • Место ударения: φόρος дань — φορός попутный (ветер)
  • Место и вид ударения: δῆμος народ — δημός жир

Различие слов исключительно по месту ударения встречается и в русском языке. Сравним: поте́шу (от тешить ) и потешу́ (от тесать ); му́ка и мука́ .

Правило №1

Острое ударение (акут, accentus acutus) встречается в древнегреческих словах на первом, втором и третьем слоге от конца слова — как над кратким, так и над долгим гласным.

NB Если острое ударение встречается на третьем слоге от конца слова, то гласный первого слога от конца слова должен быть краток (см. первую пару слов в примерах).

Примеры на пары слов с долгим и кратким гласным в слоге под острым ударением:

  • Ударный — третий слог от конца: ἀλήθειᾰ истина — ἕσπερος вечер
  • Ударный — второй слог от конца: χώρᾱ страна — χρόνος время
  • Ударный — первый слог от конца: μισθός мзда — αἰδώς срам

Правило №2

Облеченное ударение (циркумфлекс, accentus circumflexus) встречается в древнегреческих словах на первом и втором слоге от конца слова — исключительно над долгим гласным или дифтонгом (и никогда — над кратким).

NB Если облеченное ударение стоит на втором слоге от конца слова, то в первом слоге от конца слова должен быть краткий гласный. В этом случае [то есть в случае: ударности второго слога от конца слова, наличия в нем долгого гласного или дифтонга и наличия в первом слоге от конца слова краткого гласного] ударение не может быть иным, кроме как облеченным.

Примеры древнегреческих слов с облеченным ударением:

  • Ἀθηνᾶ Афина (богиня)
  • ἐρωτῶ вопрошаю
  • φιλῶ люблю
  • καλῶς красиво
  • χοῖρος свинья
  • αἷμᾰ кровь
  • σῶμᾰ тело
  • εὖ хорошо
  • δῶρον дар
  • δῆμος народ

Правило №3

В процессе формообразования (склонения, спряжения) может происходить передвижение ударения и/или изменение вида ударения в соответствии с Правилом №1 и Правилом №2 , но, при этом, ударение всегда стремится к тому слогу, на котором оно стояло в форме словарной записи.

NB По общему правилу, все дифтонги в древнегреческом языке — долгие. Из этого правила есть исключение: при формообразовании (склонении, спряжении [кроме форм оптатива]) дифтонги -οι и -αι конечных открытых слогов считаются краткими.

Примеры на передвижение ударения и изменение вида ударения при формообразовании древнегреческих слов

Пример №1

Дано ἄνθρωπος ‘человек’
Условие При формообразовании была получена форма ἀνθρωπου ‘человека’ , а именно: флексия была заменена на флексию
Вопрос Что произойдет с местом и видом ударениея в этой форме?
Ответ Острое ударение не может здесь сохраниться на третьем слоге от конца слова, так как в первом слоге от конца теперь — долгий гласный; ударение передвигается на ближайший к исходному слогу слог — второй от конца; вид ударения (острое, акут) сохраняется, так как облеченное ударение в этой позиции при долготе гласного в первом слоге от конца слова невозможно: ἀνθρώπου

Пример №2

Дано ἄνθρωπος ‘человек’
Условие При формообразовании была получена форма ἀνθρωποι ‘люди’ [им. пад. множ. ч.], а именно: флексия была заменена на флексию
Вопрос Что произойдет с местом и видом ударениея в этой форме?
Ответ Острое ударение здесь сохраняется на третьем слоге от конца слова, так как при склонении дифтонг в конечном открытом слоге считается по исключению кратким: ἄνθρωποι

Типы древнегреческих слов по ударению

Слова, имеющие ударение, распределяются в древнегреческой грамматике по 5 типам слов в зависимости от места и вида ударения. Хотя это распределение древнегреческих слов традиционно и имеет классификационное значение, иногда оно оказывает помощь в изучении древнегреческого языка.

  • ὀξύτονον , oxytonon, оксю́тонон — слова с острым ударением на первом слоге от конца, например: ὀφθαλμός глаз , θεός бог ;
  • παροξύτονον , paroxytonon, пароксю́тонон — слова с острым ударением на втором слоге от конца, например: παρθένος дева , ὄχλος толпа ;
  • προπαροξύτονον , proparoxytonon, пропароксю́тонон — слова с острым ударением на третьем слоге от конца, например: ἄνθρωπος человек , σύμβολον символ ;
  • περισπώμενον , perispomenon, периспо́менон — слова с облеченным ударением на первом слоге от конца, например: φῶς свет , Ἀθηνᾶ Афина ;
  • προπερισπώμενον , properispomenon, пропериспо́менон — слова с облеченным ударением на втором слоге от конца, например: δῆμος народ , σῶμα тело ;

Древнегреческие слова, не имеющие ударения на первом слоге от конца, могут быть объединены в тип под названием βαρύτονον , barytonon, барю́тонон. Такое обобщение бывает иногда удобно при изложении некоторых разделов морфологии древнегреческого языка. Соответственно, из 5 вышеназванных типов словами βαρύτονον окажутся слова из всех типов, кроме ὀξύτονον и περισπώμενον .

Тяжелое ударение древнегреческого языка

Древнегреческие слова типа ὀξύτονον , то есть имеющие острое ударение на последнем слоге, в положении непосредственно перед другим словом, то есть не изолированно (как, например, в заголовке словарной статьи) и не перед знаком препинания, меняют острое ударение (акут) на тяжелое (тупое; accentus gravis; гравис).

Графически тяжелое ударение изображается как острое ударение, обращенное в другую сторону: φορός попутный , но φορὸς ἄνεμος попутный ветер .

Различие видов древнегреческого ударения

Считается, что в древнегреческом языке классической эпохи острым ударением обозначалось повышение тона, а тяжелым ударением — понижение тона. Облеченное ударение обозначало восходяще-нисходящую интонацию в пределах одного слога.

Это различие исчезло уже в древнегреческом языке первых веков христианской эры. В ныне существующей академической традиции чтения древнегреческих текстов различные виды ударения фонетически никак не различаются. Таким образом, различие ударений древнегреческого языка в современной практике — сугубо графическое.

Упражнение на правила древнегреческого ударения
[из «Книги упражнений в греческой этимологии» Эмилия Черного (М., 1888)]:

Поставить ударение на подчеркнутом слоге следующих древнегреческих слов:

πηκος, πηκοι, ως, ρος, ρου, ροι, ἐᾱ, ἐαι, στονυμι, τῐς, λωνος, ὠλεια, ὠφεᾱς, λοι, λοι, λοι, λοι, ἀσδος, κνηδος, ρους, ξιος, ἀᾳ, ξιαι, ἐθερος, κα, κα, κα, κα, γυμτης, γυμται, προτῃ, προται, κη, και, χη, χαι, νου, νοι, ποτα, ποτα, ποτα, νου, νοι, λος, λοι, λη [ῡ], λαι [ῡ], δων, δες, νον, νᾰ, νῳ, ὀ, ὀτος, φυδες.

© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — текст, научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, переводы с латыни и древнегреческого языка: все права сохранены.

Ударение в греческом языке

  • Сообщений: 361

Сегодня поговорим о совсем легких вещах – для начинающих. Как правильно ставить ударения в греческом языке.
Греки всегда ставят знак ударения, кроме случаев, когда в слове всего один слог – тогда знак ударения не ставится. Знак ударения ставим над гласной буквой слога, который находится под ударением. Но в греческом языке в слоге могут быть две гласные, чего не бывает в русском, т.к. в слоге может быть сочетание αυ, ευ, οι, ει, αι, ου. В этом случае знак ставим над второй из гласных. Например:
Ούλα (ού-λα)
Είμαι (εί-μαι)
Οίκος (οί-κος)
Αύριο (αύ-ρι-ο)

Если увидете, что ударение стоит над первой из двух гласных сочетания, то это значит, что их надо читать отдельно. Это не сочетание. Например:
Ρολόι – читаем «ролОи»
Κάιρο – читаем «кАиро»
Каждая гласная читается отдельно.

А как быть, если две гласные сочетания надо прочесть отдельно, а ударение не на этом слоге, т.е. ударением показать не можем.
Например, слово «маимУ». Если напишем так – μαιμού, то будем читать «мэмУ». Как показать, что альфу и йоту надо читать отдельно? Над второй из гласных ставим две точки. Они означают, что это не сочетание, гласные читаются отдельно. Т.е. получаем «μαϊμού».
Другие примеры:
Τρόλεϊ – «трОлеи»
Χαϊδεύω – «хаидЕво»
Κοροϊδεύω – «короидЕво»

И совсем редкий случай, когда над гласной стоят одновременно и знак ударения, и точки. Например, слово «май» по-гречески будет «Μάιος». Ударение над первой из двух гласных слога, значит, они читаются раздельно – «мАиос». А теперь поставим слово в родительный падеж, будет читаться «маИу». Ударение сдвигается на йоту. Но если напишем «Μαίου», у нас получится «мЭу». Как быть? Тогда над йотой ствим одновременно и ударение, и точки. «Μαΐου». Точки показывают, что, хоть и ударение стоит над йотой, это не сочетание альфа-йота, читаем эти гласные отдельно.

На клавиатуре знак ударения находится на клавише, которая правее «λ». Надо нажимать ее перед тем, как нажать гласную, и она выйдет с ударением. Если эту клавишу нажать с шифтом, то над гласной будут две точки.
А чтобы получился знак точки и ударение вместе, нажимаем клавишу конечного «ς» с шифтом.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • admin
  • Автор темы –>
  • Сообщений: 361

И еще немного про ударения. Есть в греческом языке слова, в которых всего один слог, но ударение на них всегда ставится. Чтобы не путать с другим словом, которое пишется точно так же, но означает совершенно другое.

Например союз «или» – «ή». Всегода пишется с ударением, хоть в нем всего лишь одна буква, чтобы не путать с артиклем женского рода единственного числа в именительном падеже – «η».
Θέλεις ένα μήλο ή ένα αχλάδι; – Хочешь одно яблоко или одну грушу? (тут союз «или». С ударением.)
Αυτή η κυρία είναι η γυναίκα του Γιώργου. – Эта госпожа – жена Йоргоса. (тут два раза артикли «η». Без ударения.)
Η Μαρία ή η Ελένη θα πάει μαζί σου; – Мария или Элени пойдет с тобой? (тут рядом и союз, и артикль.)

Другой пример: «πού» и «που». Когда с ударением – это вопросительное слово «где, куда». Без ударения это слово переводится «который».
Δεν ξέρω πού είναι η τσάντα μου. – Не знаю, где моя сумка. (тут с ударением.)
Η κυρία που δουλεύει σ’ αυτό το μαγαζί είναι από τη Βουλγαρία. – Госпожа, которая работает в этом магазине, из Болгарии. (тут без ударения.)

И еще один случай: «πώς» и «πως». С ударением – это вопросительное слово «как», а без ударения означает то же самое, что и слово «ότι», т.е. «что», когда это не вопросительное слово. Например:
Δεν ξέρω πώς να τον ρωτήσω. – Не знаю, как его спросить.
Πώς φτιάχνουν τον ελληνικό καφέ; – Как делают греческий кофе?
Εγώ ξέρω πως θέλεις να πας. – Я знаю, что хочешь пойти. (Можно и так: Εγώ ξέρω ότι θέλεις να πας. )
Δεν είναι σίγουρο πως (ότι) θα έρθει μαζί μας. – Это не точно, что он придет с нами.

И еще случай. Вот два предложения:
Мама моя дала 20 евро.
Мама мне дала 20 евро.
По-гречески выглядят одинаково:
Η μαμά μου έδωσε 20 ευρώ.
Η μαμά μου έδωσε 20 ευρώ.
Вот когда есть вероятность, что спутаются притяжательное местоимение и личное местоимение, на личном местоимении ставят ударение:
Η μαμά μου έδωσε 20 ευρώ. – Мама моя дала 20 евро.
Η μαμά μού έδωσε 20 ευρώ. – Мама мне дала 20 евро.

Могут быть оба вместе, тут уже ударение не нужно, т.к. не спутаем: первое местоимение – притяжательное, второе – личное.
Η μαμά μου μου έδωσε 20 ευρώ. – Мама моя мне дала 20 евро.
Η μπλούζα σου σου πάει πολύ. – Блузка твоя тебе очень идет.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Древнегреческое ударение

Материал из LingvoWiki

Эта страница — часть Проекта
«Древнегреческий язык»

В данной статье приводится акцентология аттического диалекта, если не указано иное.

Содержание

Мора — условная единица измерения количества (долготы) гласного, требуемая для понимания динамики греческого ударения.

Краткие гласные равны одной море, долгие гласные и дифтонги — двум морам.

Краткие (одна мора) Долгие (две моры) Дифтонги (две моры)
ᾰ, ε, ῐ, ο, ῠ

ᾱ, η, ῑ, ω, ῡ; ᾳ, ῃ, ῳ, ει, ου [3] на – ι :

  • υι (иногда αι, οι [4] );
  • αυ, ευ; ᾱυ, ηυ, ωυ

Граница ударности

Ударение не может падать дальше третьего слога с конца. В большинстве случаев ударение не может падать дальше третьей моры (исключение — ᾰᾱᾰ с острым ударением на четвёртой море с конца [5] ).

Эта инновация отличает древнегреческий от праиндоевропейского и других индоевропейских языков, ср. ПИЕ *bhéromenos, др.-инд. bháramanaḥ и греч. φερόμενος .

Хотя характер ударения сложился ещё в протогреческий период, место ударения может разниться по диалектам, ср. атт. θεός и эол. θέος .

Типы ударения

Традиционно выделяется три ударения: острое, тупое и облечённое.

Острое ударение

Острое ударение (восходящий тон) возможно как в кратких, так и в долгих гласных. Краткий гласный произносится с повышенным тоном; в случае с долгими гласными и дифтонгами — первая мора произносится с нейтральным тоном, а вторая — с повышенным, что создаёт ощущение «поднятия» интонации. Для лучшего понимания можно рассматривать долгие гласные и дифтонги как сочетания двух кратких гласных, напр. μήτηρ = μεέτεερ .

Острое ударение может стоять на первом, втором и третьем слогах с конца. Острое ударение регулярно сменяется на тупое (т.е. нейтральный тон), если оно стоит на последнем слоге слова внутри интонационно законченной фразы (за исключением вопросительных слов, в них ударение остаётся первоначальным — острым или облечённым — при любом окружении).

На письме обозначается знаком оксия.

Тупое ударение

Тупое ударение (иначе тяжелое) произносится как нейтральный тон (как при безударных гласных), или же как «ослабленное» острое ударение [6] . Встречается только на конце слов (сменяя собой острое ударение) в середине фразы. Напр., καλός «славный», но καλὸς ἄνθρωπος «славный человек».

На письме обозначается знаком вария.

Облечённое ударение

Облечённое ударение (нисходящий тон) произносится обратно острому: первая мора — повышенного тона, вторая — нейтрального; что создаёт ощущение «падения» интонации. Но, в отличие от острого ударения, облечённое ударение возможно только на двуморных гласных (долгих и дифтонгах) и в пределах первого и второго слога с конца слова (так как иначе был бы выход за границу ударности).

На письме обозначается знаком периспомена.

Подвижность ударения

Древнегреческий язык имеет подвижное ударение, то есть ударение внутри слова может качественно и позиционно (со слога на слог) меняться в зависимости от словоформы. Это составляет большую трудность для начинающих, но в действительности правила просты и логичны. Основная причина динамичности ударения — наличие границы ударности в три-четыре моры, за которое ударение не может выходить (см. выше). Когда слово при склонении или спряжении получает определённое окончание, ударение может смещаться к концу слова, чтобы суммарно не выходить за границу ударности.

  • Изменение ударения с облечённого на острое: ῥῆμα «слово» → ῥήματα «слова». Если рассмотреть с точки зрения мор: ῥέεμα (ударение на третьей море с конца) → ῥεέματα «слова» (из гипотетического * ῥέεμα-τα , со смещением ударения, чтобы войти в трёхморную границу ударности). Из этой предпосылки следуют следующие правила:
    • -ᾶᾰ + -ᾰ = -άᾰᾰ (см. выше)
    • -ᾶᾰ + -ᾱ = -ᾱάᾱ , напр. ῥῆμα «слово» → ῥημάτων «слов».
    • -ᾶ-ᾰ → -ά-ᾱ , напр. δῆμος «народ» → δήμου «народа».
  • Если слово с ударением на четвёртой море с конца (ударение-исключение с размерностью ᾰᾱᾰ ) получает в окончании дополнительную мору, то ударение сдвигается на третью мору с конца (следующий слог):
    • -άᾱ-ᾰ → -ᾰά-ᾱ , напр. ἄνθρωπος «человек» → ἀνθρώπου «человека». Но: ἄνθρωποι «люди», так как окончание -οι со значением множественного числа в качестве исключения воспринимается как одна мора, заменяющая собой такое же одноморное окончание -ος , то есть дополнительных мор суммарно не добавляется и для смещения ударения нет причин.
    • Аналогично, -άᾱ-ᾰ → -ᾰά-ᾰᾰ , напр. εὕρηκα «я нашёл» → εὑρήκαμεν «мы нашли». Этот случай аналогичен случаю выше, только в данном случае две моры в окончании представляются не одним долгим звуком, а двумя краткими (что показывает их долготную равноценность).
  • Если последний гласный краток, а предпоследний — долог и ударен, то предпоследний гласный будет стоять в облечённом ударении. Поэтому им.пад. ῥίς , но вин. пад. ῥῖνα (основа ῥῑν- ).

В глагольных формах

Ударение может смещаться при образовании повелительной формы. Смещение заключается в том, чтобы подойти к границе ударности как можно ближе (к началу слова), напр. παιδεύω «воспитываю» → παίδευε «воспитывай!»

Этому же поведению следуют аугмент в имперфекте, аористе и перфекте — они оттягивают на себя ударение настолько, насколько это возможно, напр. наст. вр. γράφω «пишу» и имперфект ἔγραφον «я писал»; наст. вр. πράττω «делаю» → перфект πέπραχα «сделал».

В стяжённых формах

Стяжённые долгие гласные как ничто лучше показывают акцентную логику в отношении мор и получают

  • острое ударение, если до стяжения был ударен второй элемент, напр. οἰκιεόμεθα «мы заселим» → οἰκιούμεθα — тж.
  • облечённое ударение, если до стяжения был ударен первый элемент, напр. ἄγω «веду» → (ударный аугмент) ἔαγον «вёл» → (стяжение) ἦγον — тж.
  • В род. пад. мн. ч. у α -основ некогда проявлялся конечный звук основы, напр. χώρα «страна» → χωράων «стран», но после стяжения гласных ударение перешло на окончание: χωρῶν , поэтому все слова с основой на -α- имеют в род. пад. облечённое ударение на последнем слоге, вне зависимости от ударения, напр. γλῶττα → γλωττῶν (вместо * γλώττων ).

После перестановки количества

В аттическом диалекте была т.н. перестановка количества, из-за чего в системе ударений появился новый тип ритма, допускающий ударение на четвёртой море с конца: -ᾰᾰᾱ , напр. πόλεως (ср. до перестановки: πόληος ).

В атематическом склонении

В атематическом склонении формы родительного и дательного падежей (как в ед.ч., так и мн.ч.) зачастую, но не всегда, имеют смещение на окончание, напр. πῦρ — род.пад. πυρός, κύων — κυνός, πατήρ — πατρός, ῥίς — ῥινός и т.д. Ср. вин.пад. соответствующих слов: πῦρ, κύνα, πατέρα, ῥῖνα . Это в основном слова с односложной основой.

Аналогия

Иногда встречаются случаи аналогического выравнивания, когда одна форма влияет на другую. Напр.: род. пад. мн. ч. * πολέων → πόλεων под влиянием род. пад. ед. ч. πόλεως .

Клитики

Клитики — частицы, не имеющие собственного ударения и примыкающие к соседним словам. Делятся на проклитики (примыкают спереди) и энклитики (примыкают сзади).

Проклитики

В древнегреческом всего 10 проклитик, это: ὁ, ἡ, οἱ, αἱ, ἐκ, ἐν, εἰς, εἰ, ὡς, οὐ .

Однако проклитика имеет ударение, если за ней следует энклитика, напр. ἔκ τινος .

Энклитики

Энклитика составляет с предыдущим словом единое целое, которое подчиняется вышеобозначенным правилам, действующим внутри слова:

  • Если акцентная совокупность предшествующего слова и энклитики не выходит за пределы ударной границы трёх-четырёх мор, то предшествующее слово не меняет ударения, а энклитика остаётся безударной, ср.: ὁ πατήρ μου, νικῶ σε, νίκη τις и т.д. (рассматриваются как интонационно неделимые квази-слова ὁπατήρμου, νικῶσε, νίκητις )
  • Когда же общее ударение выходит за границу ударности, то есть два варианта:
    • Если предшествующее слово имеет острое ударение на предпоследнем слоге от конца, то энклитика окрашивается своим словарным ударением, напр. νίκης τινός .
    • В иных случаях предшествующее слово получает второе острое ударение на своём последнем слоге, напр.: ἄνθρωπός τις, δῶρόν τι .

Также энклитики удерживают своё словарное ударение в следующих случаях:

  • под логическим ударением;
  • в начале предложения, так как впереди нет слова, к которому можно было бы примкнуть;
  • с предлогами (в большинстве случаев);
  • если предшествующее слово находится в элизии, напр. πολλοὶ δέ εἰσιν → πολλοὶ δ᾽ εἰσίν .

К энклитикам принадлежат:

  • односложные формы личных местоимений: μοι, σοι и т.д.;
  • неопределённые местоимения, которые образуются от вопросительных местоимений путём удаления ударения: τίς, τί «кто? что?» → τις, τι «какой-то, кто-то, что-то», ποῦ «где?» → που «где-то»; возможен также и сдвиг ударения: πότε «когда» → ποτε/ποτέ «когда-нибудь» и т.д.;
  • двусложные формы глаголов φημί и εἰμί ;
  • несколько частиц: τε, γε, νυν, πω, περ и т.д.

Историческая справка

Древнегреческое ударение на протяжении истории было изменчивым. Например, слова с острым ударением на последний слог и с дактилическим исходом [7] имели смещение ударения на слог назад, напр. πατρασί → πατράσι , γεγραμμενός → γεγραμμένος .

Для новоаттического диалекта характерно следующее изменение (т.н. закон Вандриеса): ударение перемещалось на слог назад, если слово имело исход на амфибрахий [8] и облечённое ударение на втором слоге с конца, напр. ἑτοῖμος → ἕτοιμος , но ἀρχαῖος → ἀρχαῖος (слог ἀρ- долог, так как закрытый → не амфибрахий).

Таким образом, древнегреческое ударение представляло собой сложное взаимодействие квантитативного (чередования долгих и кратких слогов) и морного рисунка слова (деление слогов на моры).

Древнегреческий язык Урок 1.2 Ударение. Места надстрочных знаков. Проклитики и энклитики

Ударение в древнегреческом языке было музыкальным, то есть ударный слог отличался разными типами повышения тона. Сейчас мы все типы древнегреческого ударения воспроизводим как русское силовое ударение. Тем не менее типы древнегреческого ударения знать надо, хотя бы из-за того, что тип и место ударения позволяют правильно определить соотвествующую форму слова.
δῆμος народ δημός жир
δικαία справедливая (ед. ч., ж. р.) δίκαια справедливые (мн. ч., ср. р.)

Типы ударения:
1. острое ударение (акут) – изначально это был ровный восходящий тон.
όέήίύώά

2. облеченное ударение (циркумфлекс) – восходяще-нисходящий тон
ῶᾶῆῖῦ

3. восходящее ударение на последнем слоге слова, за которым следует другое слово. претерпевало определенные изменения, что отражается на письме особым знаком тупого ударения (иначе: тяжелое ударение, гравис)
ὰὲὴὶὸὺὼ

Общие правила постановки ударения:

1. Ударение может падать на один из трех последних слогов слова.
Слоги нумеруются от конца слова.
2а. Острое ударение может стоять на первом, втором или третьем слоге, облеченное – на первом или втором, тупое – только на первом.
2б. Острое ударение может стоять на долгом и кратком гласном, облеченное – только на долгом.
3а. На третьем слоге может стоять только острое ударение, и только в том случае, если гласный первого слога краткий (конечные дифтонги αι и οι как правило считаются тоже краткими)
3б. Если гласный первого слога долгий, а ударение стоит на втором слоге, то оно может быть только острым.
4а. Облеченное ударение может стоять на втором от конца слоге только в том случае, если гласный первого слога краткий.
4б. Если гласный первого слога краткий, а второго – долгий и ударный, то ударение может быть только облеченным.
5. Острое ударение, стоящее на последнем слоге, обязательно превращается в тупое, если за словом без знака препнания следует другое слово.
Примеры на тупое ударение:
ἀδελφός брат
ἀδελφὸς λέγει брат говорит
καλός красивый
καλὸς ἄνθρωπος красивый человек

Место слога

Количество гласного

Долгий

Краткий

Гласный последнего слога

Краткий

Острое

Облеченное

Острое

Острое (или тупое )

Долгий

Острое

Острое

Острое (или тупое ) Облеченное в результате стяжения

Специальное правило для глаголов: в глаголе при прочих равных условиях ударене ставится как можно дальше от конца слова.
Специальное правило для имен: существительные и прилагательные сохраняют то место ударение, какое было в форме именительного падежа, если его переноса не требуют общие правила.

Места надстрочных знаков

Знаки придыхания и ударения ставятся над строчной букой и сбоку и слевой стороны от прописной буквы. Знаки тупого и острого ударений ставятся после знака придыхания, а знак облеченного ударения – над знаком придыхания.
ἄ ἂ ἇ ἢ ἥ ἧ ὂ ὄ ὓ ὤ ὧ Ἁ Ἂ Ἄ Ἅ Ἆ Ἇ Ἒ Ἓ Ἔ Ἥ Ἦ Ἧ Ὄ Ὅ Ἴ Ἶ Ἷ Ὥ Ὢ Ὣ
У дифтонгов знаки ударения и придыхания ставятся над второй буквой.
αἴ εὓ οὑ οῦ εύ
Если в начале слова стоит буква с подписной йотой и это слово нужно написать с прописной буквы, знаки ударения и придыхания ставятся перед начальной буквой. При этом йота пишется в строку, но по-прежнему не читается.
ᾄδω – Ἄιδω
ᾤδή – Ὠιδή

Правила постановки ударений не надо заучивать сейчас. Когда начнем изучать склонение и спряжение, надо будет объяснять себе изменения в ударении, заглядывая в эти правила. Так вы постепенно их освоите.

Проклитики и энклитики

Некоторые слова часто теряют ударение и примыкают в потоке речи к другим словам. В русском языке [без меня], [на дому], [дай мне], [вот ведь]. В первых двух примерах слово, потерявшее ударение, примыкает к последующему слову. В третьем и чевертом – предыдущему. Слова первого типа называют проклитиками, второго – энклитиками.

Греческие проклитики
артикли мужского и женского рода в единственном и множественном числе ὁ ἡ οἱ αἱ
предлоги ἐν εἰς в, на ἐ κ ἐξ из
союзы εἰ если ὡς как, что, чтобы
отрицательная частица οὐ не (перед гласным с тонким придыханием – οὐκ , перед гласными с густым придыханием – οὐχ )

Греческие энклитики
Это неопределенные местоимения и наречия, некоторые личные местоимения, формы глагола “быть”. С ними мы познакомимся в процессе изучения грамматики.
Слова, к которым примыкает энклитика, в некоторых случаях получают дополнительное ударение на последнем слоге: ἄνθρωπός τις некий человек
δῶρόν τι некий дар

Читайте далее: