У истоков греческой скульптуры
Древнегреческие скульптуры. Самые знаменитые скульптуры – ТОП10
Древнегреческие скульптуры
Планируя путешествие в Грецию, многие люди интересуются не только комфортными отелями, но и увлекательной историей этой древней страны, неотъемлемую часть которой составляют объекты искусства.
Большое количество трактатов известных искусствоведов посвящены именно древнегреческой скульптуре, как основоположной ветви мировой культуры. К сожалению, многие памятники того времени не уцелели в своем первозданном виде, и известны по более поздним копиям. Изучая их, можно проследить историю развития греческого изобразительного искусства от гомеровского периода до эпохи эллинизма, и выделить самые яркие и известные творения каждого периода.
Афродита Милосская
Всемирно известная Афродита из острова Милос относится к эллинистическому периоду греческого искусства. В это время, силами Александра Македонского, культура Эллады начала распространяться далеко за пределы Балканского полуострова, что заметно отобразилось на изобразительном искусстве – скульптуры, картины и фрески стали более реалистичными, лица богов на них обладают человеческими чертами – расслабленными позами, отвлеченным взглядом, мягкой улыбкой.
Статуя Афродиты, или как её называли римляне, Венеры, изготовлена из белоснежного мрамора. Её высота немногим больше человеческого роста, и составляет 2.03 метра. Обнаружено изваяние было по воле случая обычным французским моряком, который в 1820 году, вместе с местным крестьянином, откопал Афродиту возле остатков древнего амфитеатра на острове Милос. При её транспортировке и таможенных спорах, статуя лишилась рук и постамента, но сохранилась запись об указанном на нем авторе шедевра: Агесандр, сын жителя Антиохи Менида.
На сегодняшний день, после тщательной реставрации, Афродита экспонируется в парижском Лувре, привлекая своей естественной красотой миллионы туристов каждый год.
Ника Самофракийская
Время создания статуя богини победы Ники относится к II веку до н.э. Исследования показали, что Ника была установлена над морским побережьем на отвесной скале – её мраморная одежда развевается будто бы от ветра, а наклон корпуса олицетворяет постоянное движение вперед. Тончайшие складки одежды прикрывают сильное тело богини, а мощные крылья расправлены в радости и торжестве победы.
У статуи не сохранились голова и руки, хотя отдельные фрагменты были обнаружены во время раскопок в 1950 году. В частности, Карл Леманн с группой археологов нашли правую руку богини. Ника Самофракийская сейчас является одним из выдающихся экспонатов Лувра. Её рука так и не была добавлена к общей экспозиции, реставрации подверглось только правое крыло, которое выполнено из гипса.
Лаокоон и его сыновья
Скульптурная композиция, изображающая смертельную борьбу Лаокоона – жреца бога Аполлона и его сыновей с двумя змеями, посланными Аполлоном в отместку за то, что Лаокоон не послушал его волю, и старался препятствовать вводу троянского коня в город.
Статуя была выполнена из бронзы, но её оригинал не дожил до наших дней. В XV веке, на территории «золотого дома» Нерона была найдена мраморная копия скульптуры, и по приказу папы Юлия II установлена в отдельной нише ватиканского Бельведера. В 1798 году статую Лаокоона перевезли в Париж, но после падения правления Наполеона англичане вернули её на прежнее место, где она хранится по сей день.
Композиция, изображающая отчаянную предсмертную борьбу Лаокоона с божественным наказанием, воодушевила многих скульпторов эпохи позднего средневековья и Возрождения, и породила моду на отображение сложных, вихреобразных движений человеческого тела в изобразительном искусстве.
Зевс с мыса Артемисион
Статуя, найденная ныряльщиками возле мыса Артемисион, выполнена из бронзы, и является одним из немногих предметов искусства такого типа, дошедшего до наших дней в первозданном виде. Исследователи расходятся в суждениях о принадлежности скульптуры конкретно Зевсу, полагая, что она может изображать и бога морей Посейдона.
Изваяние имеет высоту 2.09 м, и изображает верховного грецкого бога, который занес правую руку для того, чтобы метнуть молнию в праведном гневе. Сама молния не сохранилась, но по многочисленным фигуркам меньшего размера можно судить, что она имела вид плоского, сильно вытянутого бронзового диска.
От почти двух тысяч лет пребывания под водой, статуя почти не пострадала. Исчезли только глаза, которые, предположительно, были из слоновой кости и инкрустированы драгоценными камнями. Увидеть это произведение искусства можно в Национальном археологическом музее, который находится в Афинах.
Статуя Диадумена
Мраморная копия бронзовой статуи юноши, который сам венчает себя диадемой – символом спортивной победы, вероятно украшала место проведения состязаний в Олимпии или Дельфах. Диадема в то время являла собой красную шерстяную повязку, которой, наряду с лавровыми венками, награждали победителей Олимпийских игр. Автор произведения – Поликлет, выполнил её в своем излюбленном стиле – юноша находится в легком движении, его лицо отображает полное спокойствие и сосредоточенность. Атлет ведет себя как заслуженный победитель – он не показывает усталости, хотя его тело и требует отдыха после борьбы. В скульптуре автору удалось очень естественно передать не только мелкие элементы, но и общее положение тела, грамотно распределив массу фигуры. Полная пропорциональность тела является вершиной развития данного периода – классицизма V века.
Хотя бронзовый оригинал и не сохранился до нашего времени, его копии можно наблюдать во многих музеях мира – Национальном археологическом музее в Афинах, Лувре, Метрополитен, Британском музее.
Афродита Браски
Мраморное изваяние Афродиты изображает собой богиню любви, которая обнажилась перед тем, как принять свою легендарную, часто описываемую в мифах, ванну, возвращающей ей девственность. Афродита в левой руке держит снятую одежду, которая мягко опускается на стоящий рядом кувшин. С точки зрения инженерной мысли, такое решение позволило сделать хрупкую статую устойчивее, и дало скульптору возможность придать её более расслабленную позу. Уникальность Афродиты Браски в том, что это первое известное изваяние богини, автор которой решился изобразить её обнаженной, что в свое время считалось неслыханной дерзостью.
Ходят легенды, согласно которых скульптор Пракситель создал Афродиту по образу возлюбленной – гетеры Фрины. Когда об этом узнал её бывший поклонник, оратор Евтиас, он поднял скандал, вследствие которого Праксителя обвинили в непростительном кощунстве. На суде защитник, увидев что его доводы не справляют впечатления на судью, сдернул с Фрины одежду чтобы показать присутствующим, что настолько совершенное тело натурщицы просто не может таить в себе темную душу. Судьи, будучи приверженцами концепции калокагатии, были вынуждены полностью оправдать подсудимых.
Оригинал статуи был вывезен в Константинополь, где и погиб во время пожара. До нашего времени дошло множество копий Афродиты, но все они имеют свои отличия, так как восстанавливались по словесным и письменным описаниям и изображениям на монетах.
Марафонский юноша
Статуя молодого человека выполнена из бронзы, и предположительно изображает греческого бога Гермеса, хотя каких-нибудь предпосылок или его атрибутов в руках или одежде юноши не наблюдается. Скульптура была поднята со дна Марафонского залива в 1925 году, и с того времени пополнила экспозицию Национального археологического музея в Афинах. Благодаря тому, что статуя длительное время находилась под водой, все её черты очень хорошо сохранились.
Стиль, в котором сделано изваяние, выдает стиль известного скульптора Праксителя. Юноша стоит в расслабленной позе, его рука упирается на стену, у которой была установлена фигура.
Дискобол
Статуя древнегреческого скульптора Мирона не сохранилась в оригинальном виде, но широко известна по всему миру благодаря бронзовым и мраморным копиям. Скульптура уникальна тем, что на ней впервые было запечатлено человека в сложном, динамическом движении. Такое смелое решение автора послужило ярким примером для его последователей, которые с не меньшим успехом создавали предметы искусства в стиле «Figura serpentinata» — особенной технике, изображающей человека или животное в зачастую неестественной, напряженной, но очень выразительной, с точки зрения наблюдателя, позе.
Дельфийский возничий
Бронзовая скульптура возничего была обнаружена во время раскопок 1896 года в святилище Аполлона в Дельфах, и являет собой классический пример античного искусства. Фигура изображает древнегреческого юношу, управляющего повозкой во время Пифийских игр.
Уникальность скульптуры заключается в том, что сохранилась инкрустация глаз драгоценными камнями. Ресницы и губы юноши украшены медью, а повязка на голове сделана из серебра, и предположительно также имела инкрустацию.
Время создания скульптуры, теоретически, находится на стыке архаики и ранней классики – её поза характеризуется скованностью и отсутствием какого-либо намека на движение, но голова и лицо выполнены с довольно большой реалистичностью. Как и в более поздних скульптур.
Афина Парфенос
Величественная статуя богини Афины не сохранилась до нашего времени, но существует множество её копий, восстановленных согласно с древними описаниями. Скульптура была полностью выполнена из слоновой кости и золота, без применения камня или бронзы, и стояла в главном храме Афин – Парфеноне. Отличительная черта богини – высокий шлем, украшенный тремя гребнями.
История создания статуи не обошлась без фатальных моментов: на щите богини скульптор Фидий, помимо изображения битвы с амазонками, поместил свой портрет в виде немощного старика, который двумя руками поднимает тяжелый камень. Общественность того времени неоднозначно расценила поступок Фидия, что стоило ему жизни – скульптора заточили в тюрьму, где он свел счеты с жизнью при помощи яда.
Греческая культура стала основоположником для развития изобразительного искусства всего мира. Даже сегодня, рассматривая некоторые современные картины и статуи можно обнаружить влияние этой древней культуры.
Древняя Эллада стала той колыбелью, в которой активно воспитывался культ человеческой красоты в её физическом, моральном и интеллектуальном проявлении. Жители Греции того времени не только поклонялись множеству олимпийских богов, но и старались максимально походить на них. Все это отображено в бронзовых и мраморных статуях – они не просто передают образ человека или божества, но и делают их приближенными друг к другу.
Хотя очень многие из статуй не дошли до современности, их точные копии можно увидеть во многих музеях мира.
Смотрите также
Оливковое масло для женской красоты.
Олимпиада в Древней Греции и в наши дни
«Citius, Altius, Fortius» — девиз Олимпийских игр, означающий в переводе с латыни «Быстрее, выше, сильнее». Именно этот дух честного соревнования издревле привлекал внимание к спортивным играм, снискавшим любовь людей со всего мира. Борьба в спорте вместо войн – вот в чем преимущество спортивных соревнований. Олимпийские игры зародились в Древней Греции еще в восьмом веке до нашей эры. Конечно, те соревнования по своей форме значительно отличались от современных, но дух спортивного соперничества остался точно таким же.
Янина. Столица Эпира
Греческая драхма, древнейшая валюта Европы.
О жизни Фукидида мы распологаем крайне скудными сведениями.Родился он в Афинах.Жена Фукидида была из родом Фракии, а сам он унаследовал золотые рудники близ реки Стримона, которые стали его источником материальной независимости и обеспеченной жизни.
Скульптура Древней Греции
Сталкиваясь с греческим искусством, многие выдающиеся умы выражали неподдельное восхищение. Один из известнейших исследователей искусства древней Греции, Иоганн Винкельман (1717-1768) говорит о греческой скульптуре: «Знатоки и подражатели греческих произведений находят в их мастерских творениях не только прекраснейшую натуру, но и больше, чем натуру, а именно некую идеальную ее красоту, которая. создается из образов, набросанных разумом». Все, кто пишет о греческом искусстве, отмечают в нем удивительное сочетание наивной непосредственности и глубины, реальности и вымысла. В нем, особенно в скульптуре, воплощен идеал человека. В чем же особенность идеала? Чем он очаровывал людей настолько, что состарившийся Гете рыдал в Лувре перед скульптурой Афродиты? Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа. Поэтому гармония тела, внешнее совершенство — непременное условие и основа идеального человека. Греческий идеал определяется термином калокагатия (греч. kalos — прекрасный + agathos добрый). Так как калокагатия включает в себя совершенство и телесного сложения, и духовно нравственного склада, то одновременно с красотой и силой идеал несет в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность. Именно это делает греческих богов, изваянных древними скульпторами, неповторимо прекрасными. Лучшие памятники древнегреческой скульптуры были созданы в V в. до н.э. Но до нас дошли и более ранние произведения. Статуи VII — VI вв. до н.э. симметричны: одна половина тела — зеркальное отражение другой. Скованные позы, вытянутые руки прижаты к мускулистому телу. Ни малейшего наклона или поворота головы, но губы раскрыты в улыбке. Улыбка словно изнутри освещает скульптуру выражением радости жизни.
Позднее, в период классицизма статуи приобретают большее разнообразие форм. Были попытки алгебраически осмыслить гармонию. Первое научное исследование того, что есть гармония, предпринял Пифагор. Школа, которую он основал, рассматривала вопросы философско-математического характера, применяя математические выкладки ко всем сторонам действительности. Не составили исключения ни музыкальная гармония, ни гармония человеческого тела или архитектурного сооружения. Пифагорейская школа считала число основой и началом мира. Какое отношение имеет теория чисел к греческому искусству? Оказывается, самое прямое, поскольку гармония сфер Вселенной и гармония всего мира выражается одними и теми же отношениями чисел, главные из которых — отношения 2/1, 3/2 и 4/3 (в музыке это соответственно октава, квинта и кварта). Кроме того, гармония предполагает возможность вычисления любого соотнесения частей каждого предмета, в том числе и скульптуры, по следующей пропорции: а / b = b / с, где а — любая меньшая часть объекта, b — любая большая часть, с — целое. На этом основании великий греческий скульптор Поликлет (V век до н.э.) создал скульптуру юноши-копьеносца (V в. до н.э.), которую называют »Дорифор» («Копьеносец») или «Канон» — по названию сочинения скульптора, где он, рассуждая о теории искусства, рассматривает законы изображения совершенного человека. Считается, что рассуждения художника можно отнести и к его скульптуре. Статуи Поликлета полны напряженной жизни. Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя. Взять того же «Копьеносца». Этот могучего сложения человек полон чувства собственного достоинства. Он стоит неподвижно перед зрителем. Но это не статичный покой древнеегипетских статуй. Как человек, умело и легко владеющий своим телом, копьеносец чуть согнул одну ногу и переместил тяжесть корпуса на другую. Кажется, что пройдет мгновение, и он сделает шаг вперед, повернет голову, гордый своей красотой и силой. Перед нами человек сильный, красивый, свободный от страха, гордый, сдержанный — воплощение греческих идеалов. В отличие от своего современника Поликлета, Мирон любил изображать свои статуи в движении. Вот, например, статуя «Дискобол» (V в. до н. э.; Музей Терм. Рим). Ее автор, великий скульптор Мирон, изобразил прекрасного юношу в момент, когда тот замахнулся тяжелым диском. Его захваченное движением тело изогнуто и напряжено, как готовая развернуться пружина. Под упругой кожей отведенной назад руки взбугрились тренированные мускулы. Пальцы ног, образуя надежную опору, глубоко вдавились в песок. Статуи Мирона и Поликлета были отлиты из бронзы, но до нас дошли лишь мраморные копии с древнегреческих оригиналов, сделанные римлянами. Величайшим ваятелем своего времени греки считали Фидия, украсившего мраморной скульптурой Парфенон. В его скульптурах особенно отражено, что боги в Греции есть не что иное, как образы идеального человека. Лучше всего сохранилась мраморная лента рельефа фриза длиной 160 м. На ней изображено шествие, направляющееся в храм богини Афины — Парфенон. Скульптура Парфенона сильно пострадала. А «Афина Парфенос» погибла еще в глубокой древности. Она стояла внутри храма и была несказанно прекрасна. Голова богини с невысоким гладким лбом и округлым подбородком, шея и руки были сделаны из слоновой кости, а волосы, одежда, щит и шлем были вычеканены из листов золота. Богиня в образе прекрасной женщины — олицетворение Афин. Множество историй связано с этой скульптурой. Сотворенный шедевр был настолько велик и знаменит, что у его автора сразу появилась множество завистников. Они пытались всячески насулить скульптору и искали разные причины по которым можно было бы обвинить его в чем-нибудь. Говорят, что Фидия обвиняли в том, что тот якобы утаил часть золота, данного как материал для убранства богини. В доказательство невиновности Фидий снял со скульптуры все золотые предметы и взвесил их. Вес в точности совпал с весом данного на скульптуру золота. Тогда Фидия обвинили в безбожии. Причиной этому послужил щит Афины. На нем был изображен сюжет битвы греков с амазонками. Среди греков Фидий изобразил себя и любимого им Перикла. Изображение Фидия на щите и стала причиной конфликта. Несмотря на все достижения Фидия, общественность Греции смогли настроить против него. Жизнь великого скульптора закончилась жестокой казнью. Достижения Фидия в Парфеноне были не исчерпывающими для его творчества. Скульптор сотворил множество других произведений, лучшими из которых стала колоссальная бронзовая фигура Афины Промахос, воздвигнутая на Акрополе примерно в 460 г. до н.э., и не менее огромная фигуры из слоновой кости и золота Зевса для храма в Олимпии. К сожалению, более не существует подлинных работ, и мы не можем увидеть своими глазами великолепные произведения искусства Древней Греции. Остались лишь их описания и копии. Во многом тому причиной послужило фанатичное уничтожение статуй верующими христианами. Так можно описать статую Зевса для храма в Олимпии: Огромный четырнадцатиметровый бог восседал на золотом троне, и казалось, встань он, распрями широкие плечи — тесно станет ему в обширном зале и низок окажется потолок. Голову Зевса украшал венок из ветвей маслины — знак миролюбия грозного бога. Лицо, плечи, руки, грудь были из слоновой кости, а плащ — перекинут через левое плечо. Венец, борода Зевса были из сверкающего золота. Фидий наделил Зевса человеческим благородством. Его благообразное лицо, обрамленное курчавой бородой и вьющимися волосами, было не только строгим, но и добрым, поза торжественна, величава и спокойна. Сочетание телесной красоты и доброты души подчеркивало его божественную идеальность. Статуя производила такое впечатление, что, по словам древнего автора, люди, удрученные горем, искали утешения в созерцании творения Фидия. Молва объявила статую Зевса одним из «семи чудес света».
Работы всех трех скульпторов были схожи тем, что все они изображали гармонию красивого тела и заключенной в ней доброй души. Это было основным направлением того времени. Конечно, нормы и установки в греческом искусстве менялись на протяжении истории. Искусство архаики было более прямолинейным, в нем отсутствовала полная глубокого смысла недоговоренность, которая восторгает человечество в периоде греческой классики. В эпоху эллинизма, когда человек потерял ощущение устойчивости мира, искусство утратило свои старые идеалы. В нем стали отражаться чувства неуверенности в будущем, царящие в общественных течениях того времени. Одно объединяло все периоды развития греческого общества и искусства: это, как пишет М. Алпатов, особое пристрастие к пластике, к пространственным искусствам. Подобное пристрастие объяснимо: огромные запасы разнообразного по расцветке, благородного и идеального материала — мрамора, — представляли широкие возможности для его реализации. Хотя большинство греческих скульптур выполнялось в бронзе, так как мрамор был хрупок, однако именно фактура мрамора с его цветом и декоративностью позволяла с наибольшей выразительностью воспроизводить красоту человеческого тела. Поэтому чаще всего «человеческое тело, его строение и податливость, его стройность и гибкость привлекали к себе внимание греков, они охотно изображали человеческое тело и обнаженным, и в легкой прозрачной одежде».
Презентация по МХК на тему «Скульптура Древней Греции» (10 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Общественный характер (стремление скульптора воплотить эстетический идеал, понятный всем его современникам). Основные принципы развития скульптуры Древней Греции Стремление к реалистичности (главный принцип — подражание природе)
1. Скульптура эгейского периода Рельефы похожи на древнеегипетские. Но движения фигур свободны. Создаются золотые маски.
Создаются обобщенные скульптурные образы (высотой 3 м.), в большом количестве украшавшие храмы, площади, некрополи. КУРОСЫ И КОРЫ 2. Скульптура архаики
обнаженный юноша, безбородый, длинноволосый; с резко подчеркнутой мускулатурой; в статичной позе, с выставленной вперед ногой, руки вытянуты вдоль тела со сжатыми в кулак ладонями; черты лица стилизованы, лишены индивидуальности. Безмятежная архаичная улыбка. Воплощение физической силы и мужественности.
воплощение утончённости девушка в платье (хитон, плащ) с украшениями, с круто завитыми локонами, спускающимися на плечи. Статуи статичные, прямостоящие. лица-маски (архаическая улыбка).
Преодоление условности архаики; Гармоническое и жизненно убедительное изображение типических черт совершенного человека. 3. Скульптура высокой классики
Рельефы Парфенона Скульптор — Фидий МОЙРЫ Великие Панафинеи
Афина Парфенос (Дева) Скульптор Фидий Высота – 12 м Хризоэлефантинная техника (деревянная основа, слоновая кость, золото) в хитоне, на груди голова Медузы, в руке она держит Нику, а в другой руке — копье. В ногах у нее лежит щит.
Скульптор — Фидий высота 14 м., хрисоэлефантинная величавая фигура Зевса восседала на золотом троне. Голову украшал венок из ветвей маслины (знак миролюбия). Его лицо, обрамленное курчавой бородой и вьющимися волосами, было не только строгим, но и добрым, поза торжественна, величава и спокойна. СТАТУЯ ЗЕВСА В ОЛИМПЕ
Мирон создатель статуй атлетов из бронзы. интерес был сосредоточен на передаче движения. освободился от архаической статики передан момент движения тела в секунду равновесия между замахом и броском диска, преодолена статичность архаики. Образ прекрасного, гармонично развитого человека.
любил изображать атлетов в состоянии покоя. создатель теории о пропорциях «Канон»: длина ступни 1/6 длины тела, лицо и кисть – 1/10, высота головы – 1*7. Поликлет Юный атлет с копьем на плече. Лицо задумчиво, спокойно. Осанка естественна и величава. Используется прием хиазма (вес перенесен на правую ногу, колени на разном уровне). совершенен физически как атлет-победитель, он доблестный гражданин и воин, храбрый и добрый.
изображал олимпийских богов и богинь в состоянии покоя. Нет прямостоящих статуй, позы расслаблены, непринужденно. Пракситель первая из обнаженных. Стройная, изящная. Изображена в момент перед купанием, готова войти в источник, сбросила одежды.
передача движения, сильных душевных переживаний, борьбы страстей. создает драматичные образы, передающие сложную гамму чувств. Скопас неистовый танец спутницы бога Диониса, в экстазе дикой пляски закинула голову, волосы разметались по спине.
изображал людей порыва, без прикрас, максимально реалистичные. Новая теория пропорций: высота головы 1/10. Лисипп юноша, счищающий с себя пыль и песок после состязания. Изящный, грациозный. Движение руки придает всей фигуре жизненность. Он внешне спокоен, но в чертах его проглядывает усталость от крайнего напряжения.
Виртуозно изображал стремительные и легкие движения. Леохар Изящный, грациозный. Внешне холодный, несколько театральный облик.
Развитие монументальных портретов. Интерес к изображению частного, личного, внимание к повседневности. 3. Скульптура эллинизма
Неизвестный мастер (предположительно Агесандр) «Ника Самофракийская» Трубит в рог о победе родосского флота. Легкий стремительный шаг вперед, мощные крылья создают ощущение полета. Экспрессия! Движение передано прежде всего с помощью одеяний. Складки одежды, их разнообразный ритм передают безудержный порыв, устремленность вперед прекрасной богини.
«Венера Милосская» Стройная, гармоничная богиня любви, образец женственности и высокой нравственной силы. Скульптор Агесандр
«Лаокоон» Скульптор Агесандр и его сыновья Полидор и Афинодор Жреца Трои Лаокоона и его сыновей душат змеи (наказание богов, за то, что пытался предостеречь граждан Трои от “деревянного коня”).
Колосс Родосский Статуя бога Гелиоса. Скульптор Харес. Высота 32 м., из золочёной бронзы, стояла у входа в Родосскую гавань. Одно из чудес света.
- Акимова Ирина МихайловнаНаписать 8399 02.10.2016
Номер материала: ДБ-231278
-
02.10.2016 776
-
02.10.2016 218
-
02.10.2016 991
-
02.10.2016 259
-
02.10.2016 431
-
02.10.2016 506
-
02.10.2016 749
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
ДОКЛАД Скульптура Древней Греции
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»
Факультет художественного творчества
по истории искусств на тему:
«Эволюция греческой скульптуры»
Работу выполнила: Тарасенко В. А.
Работу проверила: Лазарева Т. В.
Среди всего многообразия шедевров культурного наследия Древней Греции особое место занимает скульптура. В греческих статуях воплощен и воспет при помощи изобразительных средств идеал человека, красота человеческого тела. Однако не только изящество и плавность линий отличает древнегреческие скульптуры — мастерство их авторов настолько велико, что даже в холодном камне они сумели передать всю гамму человеческих эмоций и придать фигурам особый, глубокий смысл, словно вдохнув в них жизнь и наделив каждую той непостижимой загадочностью, которая до сих пор притягивает и не оставляет созерцающего равнодушным.
Как и другие культуры, Древняя Греция переживала различные периоды своего развития, каждый из которых вносил те или иные изменения в процесс формирования всех видов изобразительного искусства, к коим относится и скульптура. Именно поэтому проследить этапы становления этого вида искусства можно, охарактеризовав вкратце особенности древнегреческой скульптуры Древней Греции в разные периоды её исторического развития [2, c. 50].
АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VIII-VI век до н. э.).
Для скульптур данного периода характерны некоторая примитивность самих фигур в силу того, что образы, которые воплощались в них, были слишком обобщены и не отличались разнообразием (куросами называли фигуры юношей, корами — девушек).
Характеристика скульптур куросов:
Высота статуи до 3 метров;
Воплощали идеал мужской красоты, силы и здоровья;
Фигура прямостоящего юноши с выставленной вперёд ногой, руки сжаты в кулаки и вытянуты вдоль тела.
Лица лишены индивидуальности;
Выставлялись в общественных местах, вблизи от храмов;
Характеристика скульптур кор:
Воплощали изысканность и утончённость;
Позы однообразны и статичны;
Хитоны и плащи с красивыми узорами из параллельных волнистых линий и каймой по краям;
Волосы завиты в локоны и перехвачены диадемами.
На лице загадочная улыбка [4, c. 39].
Самой известной скульптурой из нескольких десятков, дошедших до нашего времени, считается статуя Аполлона из Теней, выполненная из мрамора (сам Аполлон предстает перед нами юношей с опущенными руками со сжатыми в кулаки пальцами и широко раскрытыми глазами, а в его лице нашла отражение типичная для скульптур того времени архаическая улыбка). Образы девушек и женщин отличали длинные одежды, волнистые волосы, но более всего в них привлекали плавность и изящность линий — воплощение женской грации.
КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V-IV век до н. э.).
Одной из выдающихся фигур среди скульпторов этого периода можно назвать Пифагора Регийского (480-450гг.). Именно он придал своим творениям жизни и сделал их более реалистичными, хотя некоторые его работы и считались новаторскими и чересчур смелыми (например, статуя под названием Мальчик, вынимающий занозу). Необыкновенный талант и живость ума позволили ему заняться исследованиями смысла гармонии при помощи алгебраических методов расчета, которые он проводил на базе основанной им же самим философско — математической школы. Используя такие методы, Пифагор исследовал гармонии различной природы: музыкальную гармонию, гармонию человеческого тела или архитектурного сооружения. Пифагорова школа существовала по принципу числа, которое считалось основой всего мира [5, c. 61].
Кроме Пифагора классический период дал мировой культуре таких именитых мастеров, как Мирон, Поликлет и Фидий, творения которых объединял один принцип: отображение гармоничного сочетания идеального тела и заключенной в нем не менее прекрасной души. Именно этот принцип и лег в основу создания скульптур того времени.
Работы Мирона оказали большое влияние на образовательное искусство V века в Афинах (достаточно упомянуть его знаменитый бронзовый Дискобол).
В творениях Поликлета воплотилось мастерство которого состояло в умении придать равновесие фигуре человека,стоящего на одной ноге с поднятой вверх рукой(примером может служить статуя Дорифора-юноши-копьеносца). В своих работах Поликлет стремился сочетать идеальные физические данные с красотой и духовностью. Это стремление вдохновило его на написание и издание собственного трактата Канон, который, к сожалению, до наших дней не сохранился. Фидия можно по праву назвать великим творцом скульптуры V века, ведь он сумел в совершенстве овладеть искусством литья из бронзы. 13 скульптурных фигур, отлитых Фидием, украсили Дельфийский храм Аполлона. К числу его работ относится также двадцатиметровая статуя Афины Девы в Парфеноне, выполненная из чистого золота и слоновой кости (такая техника исполнения статуй получила название хризо-элефантинной). Настоящая же известность пришла к Фидию после создания им статуи Зевса для храма в Олимпии (ее высота составляла 13 метров) [2, c. 53].
ПЕРИОД ЭЛЛИНИЗМА. (IV-I век до н. э.).
Скульптура в данный период развития древнегреческого государства по-прежнему имела основным своим предназначением украшение архитектурных сооружений, хотя в ней находили отражение изменения, происходившие в государственном управлении. Кроме того, в скульптуре, как одном из ведущих видов искусства, возникло множество школ и направлений.
Заметной фигурой среди скульпторов данного периода стал Скопас. Его мастерство воплотилось в эллинистической статуе Ника Самофракийская, так названной, в память о победе Родосского флота в 306 год до нашей эры и установленной на пьедестале, который по конструкции напоминал корабельный нос. Образцами творений скульпторов этой эпохи становились классические образы.
В скульптуре эллинизма четко просматривается так называемая гигантомания (стремление воплотить желаемый образ в статуе огромных размеров): ярким примером тому может служить статуя бога Гелиоса из позолоченной бронзы, которая возвысилась на 32 метра у входа Родосской гавани. Над этой скульптурой двенадцать лет, не покладая рук, работал ученик Лисиппа — Харес. Данное произведение искусства по праву заняло почетное место в списке Чудес Света. После захвата Древней Греции римскими завоевателями многие произведения искусства ( в том числе и многотомные собрания императорских библиотек, шедевры живописи и скульптуры) были вывезены за ее пределы, кроме того, в плен были захвачены многие представители из области науки и образования. Таким образом, в культуру Древнего Рима вплелись и оказали значительное влияние на ее дальнейшее развитие элементы культуры греческой [1, c. 46].
Разные периоды развития Древней Греции, безусловно, внесли свои коррективы в процесс формирования такого вида изобразительного искусства, как скульптура, но мастеров всех временных промежутков объединяло одно: любовь к выражению пластики человеческого тела посредством различных приемов, стремление к постижению пространственности в искусстве. Материалом для создания фигур зачастую служил мрамор, несмотря на его хрупкость, так как только в мраморе можно было передать всю изящность и красоту человеческого тела. Именно поэтому бронза, хотя и считалась материалом гораздо более благородным и надежным, использовалась значительно реже [3, c. 47].
Таким образом, можно сделать вывод, что древнегреческая скульптура – одно из высочайших достижений культуры античности, оставившее неизгладимый след в мировой истории. Успехи греков во всех областях культурного творчества были феноменальными. В области скульптуры им принадлежат произведения высочайшего уровня, так же, как и в области, например, архитектуры, литературы, театра.
Акимова Л. Н. Искусство Древней Греции. СПб, «Азбука-классика», 2010.
Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. – М.: Искусство, 2010.
Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. – М.: АСТ-Пресс, 2009.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 2009.
Поликарпов В.С. Лекции по культурологии — М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 2011.
Скульптура Древней Греции
презентация к уроку по мхк (7 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skulptura_drvney_grecii.pptx | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Скульптура Древней Греции Преподаватель истории, обществознания, МХК МБОУ «СОШ № 48 » г. Владивостока Шабалина Светлана Николаевн а
План Гомеровский (царский) период ( XI – VIII вв.до Р.Х.) Архаический период ( VII – VI вв. до Р.Х.) Классический период ( V — IV вв. до Р.Х.) Эллинистический период ( III – I вв. до Р.Х.).
Гомеровский (царский) период ( XI – VIII вв.до Р.Х.)
Статуэтка ослика. VI — начало V вв. до н.э. Беотия Скульптура гомеровского времени дошла до нас лишь в виде мелкой пластики, большей частью явно культового характера. Эти небольшие статуэтки, изображающие богов или героев, делались из терракоты, слоновой кости или бронзы. Найденные в Беотии терракотовые статуэтки, сплошь покрытые орнаментом, отличаются примитивностью и нерасчлененностью форм; отдельные части тела едва намечены, другие непомерно выделены. Женская статуэтка с геометрическим орнаментом. VI в. до н.э. Беотии Греческие терракоты из собрания Генриха Шлимана (Государственный музей истории религии
Наряду с терракотовыми статуэтками существовали и бронзовые. «Геракл и кентавр» найденные в Олимпии и относящиеся к концу гомеровского периода, дают очень наглядное представление о наивной примитивности и схематизме этой мелкой бронзовой пластики, предназначавшейся для посвящений богам. Геракл и кентавр. Бронзовые статуэтки из Олимпии. 8 в. до н. э. Нью-Йорк. Метрополитен-музей.
Чертами более живого отношения к реальному миру обладают лишь некоторые терракотовые статуэтки из Беотии, относящиеся к 8 в., как, например, статуэтка, изображающая крестьянина с плутом; несмотря на наивность решения, эта группа сравнительно более правдива по мотиву движения и менее связана неподвижностью и условностью искусства гомеровского периода. Пахарь. Терракота из Беотии. 8 в. до н. э. Париж. Лувр
Архаический период ( VII – VI вв. до Р.Х.)
Ведущей темой в древнегреческом искусстве данного периода становится человек. Его представляют в виде бога, атлета, героя. Уже к началу архаического периода относится кратковременный всплеск гигантизма при изображении человека. Эта черта была свойственна скульптуре, созданной в конце седьмого века до н.э Создавались строго фронтальные и неподвижные статуи богов, словно застывших в торжественном покое. « Артемида» с острова Делоса (7 в. до н.э.), представляет собой почти нерасчлененный каменный блок со слабо намеченными формами тела. Голова поставлена прямо, волосы симметрично падают на плечи, руки опущены вдоль тела, Ступни ног кажутся механически приставленными к глыбообразной массе длинной одежды. Артемида Делосская. Мрамор. Около 650 г. до н. э. Афины. Национальный муз. Гера Самосская. Мрамор. Около 560 г. до н. э. Париж. Лувр. Художник, создавший эту статую, очень хорошо передал различные ткани — тяжелой верхней и тонкой нижней одежды, тщательно изобразил складки, несомненно правильно установил пропорции Этой женской фигуры. Однако статуя напоминает скорее ствол дерева, а не живое человеческое тело; она кажется скованнее и мертвеннее, чем самые условные из египетских статуй .
«Типичными для периода архаики были прямостоящие обнаженные статуи героев, или, так называемые куросы. Характерна резко и довольно еще грубо подчеркнутая структура человеческого тела; он поставлен строго фронтально и почти симметричен, если не считать того, что его левая нога выдвинута вперед, условно изображая движение фигуры. В этом изображений физически развитого и хорошо подготовленного к борьбе бойца-гоплита его духовные качества (мужественность, сила духа, решимость и т. п.) показаны еще в самой примитивной и неопределенной форме. Аттический курос. Мрамор. Около 600 г. до н. э. Нью-Йорк. Метрополитен-музей Куросы
Коры Кора — буквально «молодая девушка» по-гречески — скульптура, которая со своим мужским аналогом Куросом, являются воплощением архаичной греческой скульптуры. На Акрополе в Афинах, в VI веке до нашей эры, эти статуи юношей и девушек были посвящены Афине, богине-покровительнице города Статуи коры принимают условные формы. Одетые чаще всего по Ионической моде, они несут дары: фрукты, вазу или птицу. Но каждая скульптура имеет исключительный характер, зависящий от индивидуального стиля автора и от времени её создания в ходе эволюции архаических скульптур. Мраморная статуэтка дочь Элевсине. Около 500 г. до н.э. Agalmatio дочь Parian мрамора. Найдено в 1883 году, в Элевсине. Она носит хитон и гиматий. Туника, видимые на основание шеи и левого бедра, оказываемых с очень тонкой и плотной аспектов, в то время как тяжелые мантии падает симметрично за плечи и плечи покрыты. С левой стороны, чтобы получить куртку, а в правой проведет цветок или плод. Ее длинные волнистые волосы формировании группы из трех нитей падения левую и правую грудь. 0,56 м высота
Девушка в пеплосе. Фрагмент. Мрамор. 540—530 гг. до н. э. Афины. Музей Акрополя. Кора с Акрополя в Афинах. Мрамор. Конец 6 в. до н. э. Афины. Музей Акрополя. Коры
Классический период ( V — IV вв. до Р.Х.)
Бронзовая статуя эта, как, впрочем, и все произведения Поликлета , в подлиннике до нас не дошла; она известна только по мраморным римским копиям. Статуя изображает крепко сложенного юношу с сильно развитыми и резко подчеркнутыми мускулами, несущего на левом плече копье. Вся тяжесть его тела опирается на правую ногу, левая же отставлена назад, касаясь земли только пальцами. Равновесие фигуры достигнуто тем, что приподнявшемуся правому бедру соответствует опущенное правое плечо и, наоборот, опустившемуся левому бедру — приподнятое левое плечо. Такая система построения человеческой фигуры (так называемый «хиазм») придает статуе мерный, ритмический строй. Поликлет . Дорифор . Около 440 г. до н. э. Мраморная римская копия с утраченного бронзового оригинала. Неаполь. Национальный музей. Поликлет В древности статую Поликлета называли «Каноном», поскольку она представлялась венцом поисков в сфере формального равновесия фигур. Тело как целое и отдельные его части сочетаются в Дорифоре на основе точнейших математических расчетов. Пропорциональная система строго продумана. Голова, например, составляет 1/7 часть высоты тела, просчитаны даже размеры пальцев. В более поздние времена фигуры Поликлета стали казаться несколько тяжелыми, и Дорифора стали называть homo quadratus . Но, тем не менее, во всей античности воплощенный в Дорифоре греческий идеал казался образцом круглой трехмерной скульптуры.
Статуя «Мальчика, вынимающего занозу», дошедшая до нас в мраморной римской копии с бронзового оригинала второй четверти 5 в. до н.э. Фигурка мальчика отличается естественностью угловатой позы, реалистической передачей форм тела подростка. Статуя рассказывает о подростке, прославившемся своей доблестью во время состязания в беге. Острый шип вонзился ему в ногу, но мальчик продолжал бег и первым достиг цели. Мальчик, вынимающий занозу. Вторая четверть 5 в. до н. э. Бронзовая римская копия. Рим. Палаццо Консерватори .
«Дельфийский возничий» — одна из немногих дошедших до нас подлинных древнегреческих бронзовых статуй. В «Дельфийском возничем» было выражено уже в достаточно определившейся форме характерное для классики представление о скульптуре, как о гармоническом и жизненно убедительном изображении типических черт совершенного человека, показанного таким, каким должен быть каждый свободнорожденный эллин. Дельфийский возничий. Бронза. Около 470 г. до н. э. Дельфы. Музей
Фидий Одна из немногих достоверных копий погибшей в древности статуи Афины Парфенос . В оригинале фигура достигала около 12 м высоты. Торжественность облика богини подчеркнута богато декорированными атрибутами. На голове ее шлем, украшенный фигурами сфинксов и грифонов. У ног клубком свернулся змей — символ афинской земли. Левой рукой богиня придерживает щит На постаменте статуи было представлено рождение мифической женщины Пандоры, «всеми одаренной»; оно было отзвуком сцены рождения Афины, изображенной на восточном фронтоне Парфенона «Афина Парфенос» . V в. до н. э.. Римская копия. Афины. Национальный музей.
Среди непосредственных учеников Фидия, полностью остававшихся верными учителю, выделяется Кресилай, автор героизированного портрета Перикла. В этом портрете глубоко и сильно выражены спокойное величие духа и сдержанное достоинство мудрого государственного деятеля. Полные жизни прекрасные человеческие образы можно видеть и в других работах Кресилая (например, голова статуи эфеба, победителя в состязании). Кресилай. Портрет Перикла. Около 440 г. до н. э. Мраморная римская копия. Лондон. Британский музей. Кресилай
Одна из наиболее замечательных статуй поздней классики, иногда приписываемая, Леохару . Артемида представлена стремительно проносящейся мимо смертных со своим священным животным — ланью. В коротком хитоне, с красиво убранными волосами, она воплощает тип Агротеры — охотницы. Божество, сильно приблизившееся к человеку в эпоху поздней классики, остается, однако, пребывать в своей собственной сфере, не соприкасаясь с миром людей Леохар Артемида-охотница (Диана Версальская)Римская копия с греческого оригинала. Ок . 330 до н.э. Мрамор, высота 2,0 м
Лисиппом создано 1500 статуй. Даже если это преувеличение, очевидно, что Лисипп был чрезвычайно плодовитым и разносторонним художником. Основную массу его произведений составляли преимущественно бронзовые статуи, изображающие богов, Геракла, атлетов и других современников, а также лошадей и собак. Лисипп был придворным скульптором Александра Македонского. Лисипп Отдыхающий Гермес Неаполь, Национальный археологический музей.
Эллинистический период ( III – I вв. до Р.Х.)
Одним из лучших произведений ранней эллинистической пластики является Знаменитая статуя Ники Самофракийской . Статуя эта была поставлена на острове Самофраке в память победы, одержанной в 306 г. до н.э. Деметрием Полиоркетом над флотом египетского правителя Птолемея. К сожалению, скульптура дошла до нас сильно поврежденной — без головы и рук. Статуя была поставлена на высокой отвесной скале, на пьедестале в виде передней части боевого корабля; Ника, как об этом свидетельствуют ее воспроизведения на монетах, была изображена трубящей в боевую трубу Ника Самофракийская . Мрамор. Конец 4 в. до н. э. Париж. Лувр.
К раннеэллинистическому времени относится найденная на дне моря близ острова Эвбеи бронзовая статуя мальчика, скачущего на лошади. Эта скульптура поражает небывалой свежестью художественного восприятия. Характерная внешность мальчика (классическое искусство не знало столь выразительного изображения детских возрастных особенностей), его естественная и свободная посадка, сильный порыв, увлекающий его вперед, — все передано без малейшей условности и идеализации. Общее пластическое решение, так же как и обработка бронзы отличается высоким совершенством. Мальчик на лошади. Статуя, найденной в море у мыса Артемисион. Конец 2 в. до н. э. Афины. Национальный музей.
Важное место в истории античного искусства занимает статуя Афродиты Милосской (найденная на острове Мелосе). Как свидетельствует надпись, автором этого произведения был скульптор Александр (или Агесандр — несколько отсутствующих букв не позволяют окончательно установить его имя). Статуя дошла до нас без обеих рук, и пока что не найдено ее убедительной реконструкции. Неизвестно также время ее исполнения — предположительно считается, что статуя относится к 3 — 2 вв. до н.э. Агесандр (Александр). Афродита Милосская . Мрамор. 3—2 вв. до н. э. Париж. Лувр. Агесандр (Александр)
Относящиеся к началу эллинистической эпохи изображения великого мыслителя античного мира Аристотеля, решенные в установившихся в греческом искусстве приемах портретов философов, по сравнению с портретами 4 в. до н.э. отличаются не только более детальной передачей характерных особенностей внешнего облика модели, но и стремлением к воплощению ее духовного облика. В портрете Аристотеля внутренняя характеристика образа дана еще обобщенно, без детализации; пластическое воплощение отличается строгостью, композиция фронтальная, построение лица подчеркнуто конструктивно. Портрет Аристотеля. Конец 4 в. до н. э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Вена. Музей.
В позднеэллинистическую эпоху искусство материковой Греции и островов переживало время упадка. Мастерство художников еще отличалось большой технической изощренностью, однако слабость идейного содержания неизбежно приводила к недостаточной значительности образов, к их внутренней опустошенности. Чрезвычайно показательно, как время упадка отразилось на творчестве работавшего в 1 в. до н.э. аттического скульптора Аполлония , сына Нестора. Аполлоний, сын Нестора. Статуя кулачного бойца. Бронза. 1 в. до н. э. Рим. Музей Терм. .
Статую «Лаокоон» изваяли греческие скульпторы Полидор , Агесандр. В 1506 году ее нашли и передали в Ватиканский музей. Авторы сильно и точно передали величественный образ троянского жреца Лаокоона и его сыновей в последние минуты жизни. По легенде, во время Троянской войны, Лаокоон настойчиво уговаривал соотечественников не принимать в дар деревянного коня от греков. За это Афина жестоко наказала жреца: змеи, появившиеся из глубин моря, задушили отважного Лаокоона. Агесандр, Полидор и Афинодор . Лаокоон. Мрамор. Около 25 г. до н. э. Рим. Ватикан.
Источники http://annales.info/mal_az/troy/shlimstat.htm http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st022.shtml http://www.mbalyon.fr/mba/sections/languages/russian/collections/masterpieces/pieces1476/kore7266?b_start:int=3#res_recherche http://www.astrata.ru/galereya-izobrazhenij http://www.worldsculture.ru/drevnyaya-greciya/xronologiya-istorii-drevneie-grecii.html http://www.historywiz.com/anc-greece.htm http://artdic.ru/index.htm http://kustodiev-art.ru http://www.namuseum.gr/collections/sculpture/classical-gr.html http://musee.louvre.fr/oal/victoiredesamothrace/loupe_fr_FR.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация подготовлена для урока МХК в 10 классе . Тема «Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики».
Презентация по МХК «Скульптура Древней Греции» предназначена для учащихся, изучающих раздел «Античная культура» вне зависимости от предмета. Может быть использована на .
«Скульптура Древней Греции. Образ красоты человека».
Этапы развития древнегреческой скульптуры: Архаика, классика, эллинизм. Куросы и коры. Скульптурные каноны Поликлета и Мирона. Творения Скопаса и Праксителя.Скульпторы поздней класики- Лисипп и Леохар.
Архитекторы, поэты и скульптуры Древней Греции.
Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме «Древняя Греция. Мифы древней Греции» На уроке проводится проверка различных орфограмм, работа с толковым словарем, знаком.
ПРОЕКТ УРОКА «Древняя Греция». Урок № 5 «Религия Древней Греции»«Современные подходы в преподавании истории и обществознания».
Читайте далее: