Триумфальная арка. Памятник воинской славы | Vasque-Russia.ru

Триумфальная арка. Памятник воинской славы

Триумфальная арка

Исторический казус

Традицию отмечать крупные победы русского оружия возведением Триумфальных арок на Руси ввел Петр I. До него строили храмы и монастыри. А Триумфальная арка в память о войне 1812 года изначально стояла на площади Тверской заставы.

Каменную Триумфальную арку поставили в 1834 году на месте недолговечной деревянной 1814 года — там, где встречали возвращавшиеся с победой из Парижа войска.

Строительство каменного мемориала по проекту Осипа Бове растянулось на несколько лет из-за недостатка средств. Арку украсили русские витязи — аллегорические изображения Победы, Славы и Храбрости. Над ними установлены горельефы «Изгнание Галлов из Москвы» работы И.Т. Тимофеева и «Освобожденная Москва» И.П. Витали. На карнизе можно увидеть гербы административных районов России, участвовавших в войне с Наполеоном, фигуры Слав и Победы. А венчает Триумфальную арку шестерка коней с богиней победы Никой.

Надпись на арке выбрал лично Николай I: Благословенной памяти Александра I, воздвигшего из пепла и украсившего многими памятниками отеческого попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двунадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826 . С одной стороны арки надпись была на русском языке, а с другой — на латинском.

После реконструкции надпись на главном фасаде изменили. Новый текст взяли с вмурованной в основании Триумфальной арки бронзовой закладной доски: Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков .

На второй мемориальной доске высечены слова М.И. Кутузова: Славный год сей минул. Но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши, потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровью своей спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества .

В 1936 году А.В. Щусев в соответствие с Генеральным планом Москвы 1935 разработал проект реконструкции площади Тверской заставы. Места для Триумфальной арки не нашли.

Мемориал мешал движению транспорта, и его разобрали. Часть скульптур передали в Музей архитектуры на территории Донского монастыря. Затем некоторые элементы вмонтировали в монументы на Бородинском поле, а часть декора Триумфальной арки до сих пор хранится в Музее архитектуры.

Сначала арку хотели восстановить на площади Тверской заставы, но в 1966-1968 годах памятник по старым чертежам и фотографиям воссоздали на Кутузовском проспекте. Так появился исторический казус, что Триумфальная арка стала встречать входящего в Москву Наполеона.

Триумфальная арка в Москве

Москва: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Москвы
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (901)
    • Музеи (261)
    • Автовокзалы (13)
    • Парки (66)
    • ЖД вокзалы (17)
    • Парки развлечений (42)
    • Магазины и ТРЦ (401)
    • Храмы, соборы, мечети (420)
    • Фестивали, праздники, шоу (20)
    • Аэропорты (4)
    • Зоопарки (10)
    • Клубы, концертные площадки (234)
    • Площади (3)
    • Театры (86)
    • Галереи (6)
    • Фуникулеры, канатные дороги (1)
    • Кинотеатры (132)
    • Озера (4)
    • Национальные парки (1)
    • Смотровые площадки (4)
    • Мосты (3)
    • Горнолыжные курорты (5)
    • Речные вокзалы (1)
    • Небоскребы (1)
    • Бани, сауны (3)
    • Замки, дворцы (3)
    • Пляжи (21)
    • Рестораны и кафе (34)
    • Центры активного отдыха (12)
    • Спортивные сооружения (2)
    • Фонтаны (4)
    • Учебные заведения (1)
  • Забронировать отель в Москве
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Москвы
  • Советы о Москве
  • Вопрос-ответ
  • Экскурсии в Москве

Метро ст. «Парк Победы».
Автобус ост. «Метро Парк Победы», № м27, н2, 116, 157, 205, 339, 442, 477, 840, 1265к.
Маршрутное такси ост. «Метро Парк Победы», № 454, 457, 523.

Триумфальная арка или Триумфальные ворота — знаковая достопримечательность Москвы, расположенная на Кутузовском проспекте (в районе Поклонной горы), она увековечила подвиг русских воинов, победивших армию Наполеона. На протяжении истории менялся не только облик ворот (изначально они были деревянными), но и их местоположение — до 1936 года они стояли на площади Тверская Застава (современная площадь Белорусского вокзала), затем их разобрали, позднее установив копию на нынешнем месте.

Величественная арка притягивает взгляды и считается настоящим украшением Кутузовского проспекта. Арка в наши дни не является проездной, к ней ведет пешеходная площадка с клумбами и скамейками, что удобно для туристов, которые могут без спешки подробно ознакомиться с архитектурой сооружения, имеющей много интересных деталей, а также сделать фотографии на память.

История Триумфальной арки в Москве

Считается, что традиция возведения триумфальных ворот зародилась еще в Древнем Риме, на российскую почву ее перенес Петр I. По его приказу их возводили в честь крупных военных побед, в большинстве случаев они были деревянными, часть из них изначально были временными и их разбирали после торжеств, другие уничтожали пожары. Первой каменной постройкой такого типа были Красные ворота, возведенные на месте деревянной арки в период правления дочери Петра Елизаветы. Их разрушили в 1920-е годы в связи с расширением Садового кольца.

Триумфальные ворота в честь победы над Наполеоном в Отечественной войне также первоначально были деревянными, место для их возведения на Тверской Заставе было выбрано неслучайно — именно здесь обычно встречали императора местные власти и почетные представители высших сословий города. К слову, это не единственная арка, установленная в честь этой военной победы, в Санкт-Петербурге возвели Нарвские ворота, в Новочеркасске также построили две арки.

Деревянные ворота в Москве соорудили в 1814 году, позднее в связи с обветшанием их разобрали. Став императором, Николай I высказал идею возрождения памятника в более долговечной форме по примеру Нарвских ворот в Петербурге, которые были выстроены заново в камне. Работы возглавил известный архитектор того времени Осип Бове, подготовивший проект сооружения, возведение которого началось в 1829 году, строительство затянулось из-за нехватки средств и незаинтересованности местных властей, открытие ворот состоялось только в 1834 году.

Пилоны арки изготовили из кирпича, чугунные скульптуры отливали в Тульской губернии на Мышечском заводе, для облицовки стен использовался белый камень, его добывали в селе Татарово, находившемся под Москвой. Монументальное сооружение изобиловало деталями, имеющими символическое значение и отдающими дань благодарности храбрости русских воинов. На фронтоне с обеих сторон (на русском и латинском языках) была установлена надпись в честь освободителя народа — Александра I. Справа и слева от ворот возвели кордегардии (помещения для караула).

В 1870-е годы под аркой запустили линию конки, в конце XIX века на смену ей пришел электрический трамвай. В канун празднования 100-летнего юбилея окончания Отечественной войны проводился косметический ремонт Триумфальной арки, уже при советской власти осуществлялись более масштабные работы по обновлению сооружения. В 1936 году в связи с реконструкцией Тверской Заставы ворота разбирают, перед этим сооружение измерили, создали подробные чертежи и сделали фотографии, ведь арку планировали отреставрировать и вернуть на прежнее место. Большая часть элементов хранилась в филиале музея архитектуры имени А. В. Щусева, который находился на территории Донского монастыря.

Ворота так и не установили — началась Великая Отечественная война, во время которой 11 из 12 чугунных колонн арки переплавили для военных нужд. На длительное время о Триумфальной арке забыли и только в 1965 году приняли решение о восстановлении этого значимого памятника. Так как многие элементы к тому времени пришли в негодность, ворота практически полностью воссоздали, среди подлинных деталей, установленных на сооружении — колесница Победы, фигуры воинов (символизирующие Твердость и Храбрость), летящие славы.

Были внесены и некоторые изменения — кирпичные пилоны заменили железобетонные, белый облицовочный камень — гранитом и серым крымским известняком. Надписи на фронтонах также подверглись корректировке, в них нет больше упоминания об императоре, что вполне объясняется советской идеологией, акцент в них сместился на похвалу народу, совершившему подвиг. Часть сохранившихся оригинальных элементов ворот можно увидеть в экспозиции Музея архитектуры, в Скульптурном дворике.

Установить арку на прежнем месте не получилось — она уже не вписывалась в изменившийся ансамбль площади, тогда выбрали место на Кутузовском проспекте. Почему именно это место? Рядом находилась панорама «Бородинская битва», тематически связанная с сооружением. Открытие воссозданной арки проходило в 1968 году. К площадке у ворот ведут подземные переходы. Со временем сооружению потребовалась реставрация, которую провели перед празднованием 200-летия окончания войны 1812 года. Помимо работ на самой арке были организованы меры по благоустройству прилегающей территории — появились новые цветники, изменения коснулись и системы художественной подсветки.

Архитектурные особенности

Сооружение представляет собой однопролетную арку, опорой которой служат 2 пилона, вокруг них располагается 12 чугунных колонн. Благодаря этому арка имеет величественный и фундаментальный вид. В нишах между колоннами можно увидеть фигуры воинов в доспехах, на карнизе размещены гербы губерний, принимавших участие в войне с французами. На вершине Триумфальных ворот располагается крылатая богиня победы Ника, управляющая колесницей, в которую запряжено 6 лошадей.

Внимания также заслуживают горельефы с точной проработкой деталей. Один из них называется «Изгнание французов», он изображает бой между русскими и французскими воинами на фоне кремлевской стены. Русские воины ожесточенно сражаются с врагом, обращая его в бегство, композиция символизирует силу отечественной армии, одержавшей победу над завоевателями. Композиция впечатляет своей выразительностью, тем, как застывшая форма передает динамику и накал борьбы. Другой горельеф «Освобожденная Москва» изображает полулежащую женщину, которая опирается на щит с изображением Георгия Победоносца, поражающего копьем змея. Она олицетворяет Москву, ее окружают мифологические боги и простые люди. Правая рука ее тянется к Александру I, это знак благодарности ему за освобождение города.

Триумфальная арка

Московские Триумфальные ворота – триумфальная арка в Москве, построенная в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Как правило, москвичи не употребляют полное название памятника и называют его просто Триумфальной аркой.

Триумфальная арка – восстановленный памятник: изначально она была возведена в 1829-1834 годах по проекту Осипа Бове на площади Тверская Застава, затем разобрана в 1936 году при реконструкции площади и вновь построена в 1966-1968 годах на Кутузовском проспекте вблизи Поклонной горы.

Триумфальная арка на Тверской заставе

В 1814 году, когда русские и союзные войска вошли в Париж, и был достигнут мир, российские города стали готовиться ко встрече возвращавшихся из Франции войск. На пути их следования в городах возводились триумфальные ворота, и Москва не стала исключением: вблизи Тверской заставы, где традиционно с почестями встречали императора, стали возводить временную триумфальную арку из дерева.

В 1826 году император Николай I распорядился возвести в Москве Триумфальные ворота в качестве памятника победе русского оружия, подобные Нарвским триумфальным воротам, которые строились в то время в Петербурге. Разработку проекта поручили видному российскому архитектору Осипу Бове; мастер разработал его в тот же год, но необходимость перепланировки площади затормозила процесс, и проект потребовал изменений.

Триумфальные ворота по новому проекту Бове построили в 1829-1834 годах, заложив в основание бронзовую закладную плиту и горсть серебряных рублей “на счастье” – что, к слову, совершенно не помогло: строительство затянулось на 5 лет из-за нехватки средств. Скульптурное оформление арки выполнили скульпторы Иван Витали и Иван Тимофеев, работавшие по рисункам Бове. Колонны и скульптуры отлили из чугуна, а сами ворота возвели из белого камня из села Тартарово (“тартаровский мрамор”) и камня из разбираемого Самотечного канала.

На аттике ворот была нанесена надпись (на русском и латинском языках с разных сторон):

Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный.
1826

В 1899 году прямо под аркой прошла первая в Москве линия электрического трамвая, а в 1912 и в 1920-х годах их даже чистили и реставрировали.

К сожалению, в 1936 году согласно Генплану реконструкции Москвы ворота были разобраны для реконструкции площади. Изначально их планировали восстановить вблизи прежнего места, поэтому при демонтаже провели тщательные замеры и сохранили некоторые скульптурные и архитектурные элементы, но в итоге восстанавливать ворота не стали.

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте

В 1960-х, учитывая художественную ценность и историческую значимость ворот, к идее их восстановления решено было вернуться, и в 1966-1968 годах на Кутузовском проспекте вблизи Поклонной горы и Музея-панорамы “Бородинская битва” была сооружена их копия.

Проект осуществлён под руководством архитектора-реставратора Владимира Либсона группой архитекторов (И. Рубен, Г. Васильева, Д. Кульчинский). При возведении использовались сделанные при демонтаже ворот рисунки и обмеры, а также авторская модель сооружения, предоставленная Музеем архитектуры.

В целом Триумфальная арка на Кутузовском проспекте представляет собой внешнюю копию предшественницы, но с рядом конструктивных изменений: вместо кирпича в конструкциях стен, сводов и цоколя использовали железобетон, белый камень заменили на крымский известняк, а кордегардии и решётки решили не восстанавливать. Сохранившиеся скульптуры и детали оформления использовать не стали, и всё было отлито из чугуна заново. Кроме того, были изменены тексты на аттике – вместо слов об императоре Александре I там появились строки из приказа Михаила Кутузова к русским воинам и выдержка из надписи на закладной доске 1829 года:

Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий Первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков.

Славный год сей минул. Но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своею спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем.

Фельдмаршал М.И. Кутузов.

В 2012 году Триумфальная арка была отреставрирована в ходе подготовки к торжествам по случаю 200-летия Победы России в Отечественной войне 1812 года.

Триумфальную арку расположили в сквере, разбитом между встречными полосами движения Кутузовского проспекта. В 1975 году в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне этот сквер стал называться площадью Победы.

На сегодняшний день Триумфальная арка стала одним из узнаваемых символов Москвы: виды памятника украшают популярные открытки и календари, арку изображают на картинах художников и производят большое количество сувенирной продукции с её образом.

Добраться до Триумфальной арки можно пешком от станции метро “Парк Победы” Арбатско-Покровской линии.

Монета 10 рублей 2012 год. Триумфальная арка.

Валюта Рубль
Диаметр (мм) 22
Вес(г) 5.63
Толщина (мм) 2,2
Гурт Ребристый с гладкими участками
Материал Сталь-латунь
Тираж 10 000 000
Монетный двор СПМД
Номинал 10
Год 2012

В середине 1814 года, к торжественной встрече возвращавшихся из Западной Европы победоносных русских войск, у Тверской заставы была сооружена деревянная Триумфальная арка. Но памятник быстро ветшал, и через 12 лет, было решено заменить деревянную Триумфальную арку каменной. Торжественная закладка новой арки состоялась 17 августа 1829 года. 20 сентября 1834 года состоялось открытие первого и единственного в Москве памятника арочного типа, сооруженного после войны 1812 года, отражающего военную мощь, славу и величие России, героизм ее воинов-победителей. У Тверской заставы ансамбль Триумфальных ворот простоял 102 года. В 1936 году площадь у Белорусского вокзала, на которой возвышалась арка, решили перепланировать.

Триумфальная арка, кордегардии (помещения для воинского караула) и остатки соединявшей их когда-то кованой ограды были разобраны. Богатое скульптурное убранство арки 32 года хранилось в филиале Музея архитектуры имени А.В. Щусева (на территории Донского монастыря). В 1966 году Московский Совет депутатов трудящихся принял решение о восстановлении Триумфальной арки на новом месте. 6 ноября 1968 года. творение Бове обрело вторую жизнь. Трудом проектировщиков, реставраторов и строителей был воссоздан, пожалуй, самый грандиозный московский памятник в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Получите подборки монет, которые вы давно искали, но не могли найти и индивидуальные скидочные предложения.

Триумфальная арка

Фото Триумфальной арки

1814 год. С триумфом и победой возвращаются русские войска из Западной Европы. Специально к этому событию у Тверской заставы сооружается деревянная триумфальная арка. Спустя 12 лет, полностью обветшавшую деревянную арку, решают заменить на более прочную – каменную.
Над проектом два года работал архитектор О.И.Бове. Новый вариант арки приняли в апреле 1829 г. и уже 17 августа этого же года была осуществлена торжественная закладка первого камня. И далее в течение долгих пяти лет возводили мощные арочные стены.

Открытие памятника, состоялось 20 сентября 1834 г. Триумфальная арка у Тверской заставы простояла 102 года. А когда в начале 1936 г. решили перепланировать площадь Белорусского ж/д вокзала, арку демонтировали. Её аккуратно разобрали и на долгие 32 года поместили на хранение в Музей архитектуры им. А. В. Щусева, который находился на территории ранее действующего Донского монастыря. Сегодня фрагменты литья старой арки, чугунные доски с гербовым оформлением и рельефными воинскими доспехами можно увидеть у входа в Большой собор.

В начале 1966 г. было принято решение о восстановлении Триумфальных ворот, только на новом месте. Задача стояла сложная. Необходимо было по замерам, фотографиям и рисункам восстановить арку в первозданном виде. Руководил проектом В. Либсонон – один из самых известных московских реставраторов. В состав руководимого им коллектива вошли: инженеры М. Гранкина и А. Рубцова, архитекторы Д. Кульчинский и И. Рубен, которые приступили к реставрации только после изучения архивов. Сначала были подготовлены гипсовые слепки, формы тех деталей, которые необходимо было заново отлить. Всего надо было заново подготовить примерно 150 разных моделей точных копий элементов декора.

Отдельные фигуры были заново отлиты. Новая жизнь была дана доспехам, гербам старых городов, военным атрибутам. Мастера литья и чеканщики потрудились на славу. Позже все элементы были собраны воедино и стали частью Триумфальных ворот. Много споров и предложений вызвало место для размещения Триумфальной арки. Было предложение восстановить её на Ленинградском шоссе, граничащим с Белорусским вокзалом. Также предлагали вынести её за город на Поклонную гору и восстановить точно по проекту Бове с кордегардиями, но архитекторы «Моспроекта-1» решили восстанавливать Триумфальную арку на въезде площади Кутузовского проспекта. Арку решили превратить в монумент, который должен вписаться в городской пейзаж и не затеряться в нем. С обеих сторон её должны обтекать транспортные потоки, и она не должна была превратиться в простое ограждение или мост.

После утверждения места за дело взялись строители. Они выровняли место под арку, сровняв с землёй небольшую возвышенность на Староможайском шоссе, проложили новый проезд, подземный переход. Вторую жизнь Триумфальная арка на Кутузовском приобрела 6 ноября 1968 г. Она стала самым грандиозным памятником победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Вместе с «Кутузовской избой» и музеем-панорамой «Бородинская битва» восстановленная Триумфальная арка составляет единый комплекс на площади Победы в районе Поклонной горы.

Фасадом арка обращена к въезду в Москву. В таком расположении многие видят давнюю традицию размещать арки и ворота главным фасадом к центральной дороге, ведущей в город. Основу однопролётной арки составили шесть пар 12-метровых величественных чугунных колонн. Их расположили вокруг двух арочных пилонов – опор. Каждая колонна весит 16 тонн, их заново отлили на столичном заводе «Станколит» по образцу одной оставшейся колонны, которая была в основе первой арии. Между колоннами разместили литые фигуры воинов со щитами и копьями, в шлемах и кольчугах. Над воинами разместили изящные горельефы. На тематическом барельефе изобразили русских воинов, которые оттесняют врагов, бегущих от напора мужественных освободителей.

Вся сила и мощь показана в образе воина на переднем плане со щитом, на котором изображён герб России.

В другом горельефе показано «Освобождение Москвы». Гордая красавица, олицетворявшая столицу, полулежит на щите с московским гербом. Её правая рука протянута императору Александру I на фоне зубчатых стен Московского Кремля. Вокруг изображения Геракла, Минервы, женщины, юноши и старца. Античные русские национальные мотивы чётко прослеживаются в каменных одеяниях персонажей. По периметру арки расположены гербы админ. районов России, которые участвовали в освободительном движении. Над карнизом – статуи Побед, которые выделяются на светлом фоне. У их ног сложены трофеи. На строгих лицах лёгкие улыбки. Венчает арку необычайно красивая колесница Славы, которую возглавляет шестёрка лошадей. Крылатая богиня Победа восседает в колеснице, всматриваясь во всех тех, кто въезжает в город.

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Статистика

Символ победившей Москвы. Триумфальная арка.

Четверг, 30 Августа 2012 г. 16:46 + в цитатник

Моско́вские Триумфа́льные воро́та (Триумфальная арка) — сооружены в 1829—1834 годах в Москве по проекту архитектора О. И. Бове в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Ныне расположены на площади Победы (Кутузовский проспект) в районе Поклонной горы. Ближайшая станция метро — «Парк Победы».

Триумфальная арка в Москве заменила собой старую деревянную арку 1814 года на площади Тверской заставы, которую строили для встречи русских войск, возвращавшихся из Парижа после победы над французами. Стены новопостроенной арки были облицованы белым камнем, а колонны и скульптура отливались из чугуна. Первоначально арка называлась Московскими триумфальными воротами.

На обеих сторонах триумфальной арки была сделана памятная надпись, с одной стороны на русском, с другой — на латинском: “Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826”, но после реконструкции её сменили на другую: “Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков”.

Первая деревянная Триумфальная арка, предназначенная для торжественного въезда в Москву русских войск, возвратившихся из Западной Европы после победы над Наполеоном, была сооружена в 1814 году на месте коронационных ворот Павла I (современная Триумфальная площадь).

Деревянная постройка быстро обветшала, и в 1826 году император Николай I пожелал выстроить каменную Триумфальную арку перед Тверской заставой при въезде в столицу.
В качестве образца архитекторами использовались триумфальные арки Древнего Рима.
Все скульптуры отлиты из чугуна по уникальной технологии, секрет которой в настоящее время утрачен, и покрыты специальным составом, подчеркивавшим декоративно-пластические качества скульптуры.

В 1936 году в связи с перепланировкой площади Белорусского вокзала и расширением транспортной магистрали Триумфальная арка была разобрана и в 1968 году восстановлена на новом месте, на Кутузовском проспекте. Её кирпичные перекрытия заменили железобетоном, а чугунные 12-метровые колонны отлили заново по примеру единственной сохранившейся до того времени колонны старой арки.


Кутузовский проспект, вид с Триумфальной арки

После 1968 года масштабных реставрационных работ на объекте не проводилось.
В 2008-2010 годах по заказу Мосгорнаследия были проведены научно-исследовательские и проектные работы по объекту, по результатам которых было выявлено его крайне неудовлетворительное состояние.


Колесница славы

Правительством Москвы было принято решение о реставрации Триумфальной арки.
Решение тем более актуально, что в этом году мы отмечаем 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. Специалистам предстоял очень большой объем работы.
Все работы по реставрации арки будут завершены, а ее торжественное открытие состоится 8 сентября в день Бородинского сражения.


Колесница славы

После проведенных обследований стало очевидно, что арка находится в тяжелейшем состоянии. Специалисты буквально ахнули, когда увидели следы коррозии на металлических элементах. Когда влезли на леса, стало ясно: только колесницу и богиню Победы можно и нужно реставрировать в заводских условиях. Все остальные скульптуры слишком массивные и слишком ветхие.

Скульптура Ники была вся разрезана и собрана снова. Собрана сваркой. Где-то были подложены тряпки вместо шпаклевки, все это было с большим количеством песка внутри. Назвать реставрацией это сложно, была демонтирована колесница, демонтированы и кони. Предстояла задача „распрячь“ колесницу наверху и спустить ее для необходимых работ вниз. Но смогли опустить только богиню Победы Нику, а коней пришлось демонтировать на месте..Не рискнули спускать их с 21 метровой высоты.

По контракту суммарная стоимость работ по реставрации Триумфальной арки – 220 млн рублей. Максимальная цена контракта на реставрацию арки составляет 234,42 миллиона рублей. «Нам выпала большая честь привести в порядок этот, без сомнения важный и значимый объект, символ российской победы. Мне, как потомку участника Бородинского сражения, вдвойне приятно, что к этому причастен я»,-сказал А.Кибовский. (руководитель департамента культурного наследия Москвы).

Триумфальная арка — это прекрасный, проникнутый идеей торжества русского народа символ победившей Москвы, это главный памятник Отечественной войны 1812 г. в столице, это зримое воплощение глубокой признательности потомков героям-победителям. «Россия должна торжественно вспоминать о великих событиях Двенадцатого года!» —писал В. Г. Белинский. И воссозданная Триумфальная арка на площади Победы — лучшее тому подтверждение.

Рубрики: это интересно
города и страны
пейзажи
красота
прогулки по москве
достопримечательности

Метки: красоты россии красота ветер странствий памятники истории Москва

Процитировано 1 раз
Понравилось: 10 пользователям

История возникновения и строительства Триумфальных ворота на Кутузовском в Москве

Триумфальная арка в Москве

Триумфальная арка или Триумфальные ворота в Москве объект культурного наследия, расположенный на Кутузовском проспекте. Памятник воздвигнут в ознаменование победы русского народа над французами в 1812 году. Достопримечательность относится к самым известным триумфальным воротам и аркам мира.

Триумфальная арка была построена в середине 1814 и первоначально была деревянной. Сооружение у Тверской заставы оказалось недолговечным, поэтому в 1826 году встал вопрос о возведении каменной арки. Проект разработал архитектор О.И. Бове, известный по реконструкции Москвы после пожара в 1812 году.

Торжественная закладка арки состоялась в августе 1829 года. В памятник была вмонтирована бронзовая доска с надписью о возвеличивании русского народа.

Строительство велось в течение пяти лет и было завершено в 1834 году. А еще через два года при реконструкции площади у Белорусского вокзала московские Триумфальные ворота разобрали, убранство передали в Музей архитектуры. Через тридцать лет сооружение решили восстановить.

Новым адресом Триумфальной арки в Москве стал Кутузовский проспект. Перед реставраторами была поставлена задача воссоздать первоначальный облик арки. Они создали более 150 моделей – точных копий всех декоративных элементов.

По фрагментам единственной оставшейся колонны были отлиты 12 чугунных двенадцатиметровых колонн. Согласно плану реконструкции Кутузовского проспекта арка была торжественно открыта в 6 ноября 1968 года. Сегодня арка находится на площади Победы недалеко от станции метро “Парк Победы”. Рядом также находится Поклонная гора.

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте в Москве – однопролетная арка, имеющая две арочные опоры-пилоны. Вокруг них расположились двенадцать колонн. Лицевой стороной сооружение обращено ко въезду в Москву.

Между колоннами предусмотрены ниши – в них на высоких постаментах разместили литые фигуры воинов, облаченных в древнерусские доспехи. По периметру карниза расположились гербы административных районов страны, жители которых принимали участие в борьбе с завоевателями.

Там же помещались медальоны с инициалами Николая I. Сверху – сидящие статуи богинь Победы со скипетрами и венками в руках. У их ног собраны военные трофеи.

Арка увенчана шестеркой коней и колесницей с крылатой богиней Победы. В ее правой руке – лавровый венок в честь победителей. На главном фасаде размещена чугунная плита с текстом о победах русского народа.

Скульптуры

Две главные скульптуры Триумфальной арки — «Изгнание французов» и «Освобожденная Москва». Первая изображает рукопашный бой, на фоне которого просматривается зубчатая кремлевская стена. Русские воины неудержимо надвигаются на врага, который под их натиском бежит, бросая оружие.

Воин на переднем плане держит круглый щит с гербом России. В его правой руке – меч, занесенный над поверженным врагом. Горельеф воплощает всю мощь русского народа, поднявшегося против завоевателя. Очень выразительно исполнена фигура убитого врага с обнаженной грудью.

Благодаря пространственной глубине сооружения движение кажется особенно впечатляющим. Фигуры на переднем и заднем плане различаются по размерам, а ближайшие являются почти самостоятельными скульптурами.

Другой горельеф – «Освобожденная Москва» выглядит более спокойно. Полулежащая женщина опирается на щит с изображением древнего московского герба. На нем виден святой Георгий Победоносец, поражающий дракона. Она олицетворяет Москву. Фигура облачена в сарафан и мантию, на голове небольшая корона. Правая рука тянется к императору Александру I. Вокруг – изображения Минервы, Геракла с палицей на правом плече женщины, старца и юноши. Все они расположились на фоне зубчатой стены Московского кремля.

Реставрация

В феврале 2012 года была проведена реставрация Триумфальной арки в Москве, приуроченная к 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года. До начала работ мэр сообщил, что памятник находится в аварийном состоянии. При выполнении ремонтных работ была заменена основная часть облицовки пришедшей в негодность, проведена расчистка скульптурных групп и каменных стен, а также реставрационные работы по металлическим элементам. При этом пришлось снимать колесницу, венчающую ворота, и скульптуру богини Ники. Впоследствии они были установлены на место.

Торжественное открытие Триумфальной арки после реставрации состоялось в сентябре 2012 года. В ближайших планах сооружение на воротах смотровой площадки.

Олег Владимиров. О Триумфальной арке (продолжение)

Обсуждая ранее идею строительства в г.Ульяновске триумфальной арки, посвящённой 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, я обратил своё внимание на то, что на сегодняшний день в городе нет исторического и градостроительного обоснования строительства такого типа монумента. Тем не менее, есть другие архитектурно-градостроительные возможности увековечивания памяти величайшего события.
О монументах, памятниках и мемориальных пространствах.
Существуют различные виды памятных сооружений, связанных с военными событиями (обелиски, стелы, курганы, монументальная скульптура, триумфальные арки, ворота и колоннады, площади и плацдармы и др.). Тот или иной тип памятника органично вписывается в городскую или ландшафтную среду только в том случае, если он имеет историко-культурную основу и точно выражает художественную мысль, соответствующую поставленной задаче.

Монумент решает задачу формирования облика города в целом, он «утверждает» градостроительный ансамбль и идейный замысел. Достаточно вспомнить такие знаковые места как Мамаев курган в г.Волгограде, памятный трагическими событиями «102-высоты» Сталинградской битвы, где сложили свои головы тысячи человек и мемориальный комплекс «Брестская крепость – герой» в Белоруссии.

Памятники же, как правило, имеют камерный характер, часто располагаются вдоль стен, воспроизводят облик исторических личностей или событий.
Примером органичного соединения архитектуры и скульптуры можно назвать памятник «Прощание славянки», размещённый перед платформами Белорусского вокзала. Задача сакрализации Белорусского вокзала, как символа памяти о воинах, уходивших на фронт в 1914г. и в 1941г., решена установкой скульптуры, выполненной по мотивам сцены из кинофильма Михаила Калатозова » Летят журавли». Скульптурная композиция объединила здание вокзала, перрона и железнодорожные пути в единый мемориальный комплекс.
Ещё одним интересным примером памятника является установка двух скульптурных композиций, посвящённых первой и второй мировым войнам, у здания Министерства обороны на Фрунзенской набережной в г.Москве.

В настоящее время постепенно формируются и новые типы памятников – ландшафтно-мемориальные пространства. Без применения традиционных решений (скульптурных композиций, стел, колонн, триумфальных арок и пр.), одними планировочными и ландшафтными средствами организации пространства создаются яркие эмоциональные образы мемориалов. Самые лучшие из них рождают иллюзию непосредственной близости трагических событий.

Об идее.
Какой же из перечисленных типов памятников наиболее приемлем для Ульяновска в сложившихся градостроительных реалиях и какова должна быть его основная идея?
Снова кем-то лоббируемая идея триумфа, воплощённая в триумфальной арке? Что это — недальновидность или культурная деградация?
«…Днём нашей гордости, скорби и безграничной благодарности защитникам Отечества, разгромившим нацизм…» — так назвал День Победы В.В.Путин, выступая 9 мая 2019 года на Параде Победы. Президент России фактически сформулировал главную художественную мысль для создания образных решений памятников, увековечивающих великую Победу, — ГОРДОСТЬ, СКОРБЬ И БЕЗГРАНИЧНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ.
Триумфальной аркой невозможно выразить такие глубокие смыслы и вместо триумфа Победе получится памятник, принесённый в жертву сиюминутным интересам.
Что же касается типологии памятного сооружения, то глубину и сложность выражаемой идеи может передать лишь совокупность всех форм монументального искусства, объединённая в ландшафтно-мемориальное пространство, имеющее историческую подоснову.

О сакральном.
Город Ульяновск обладает своим, уникальным, отличным от других городов, священным местом, хранящим память о Великой Отечественной войне и имеющим подлинную историческую ценность.
Это место — здание Кадетского корпуса в Краснознамённом переулке, принадлежащее в настоящее время Министерству обороны. В годы войны в нём находилось знаменитое Ульяновское танковое училище, из стен которого ушли на фронт тысячи подготовленных командиров-танкистов. История существования училища отмечена 107 героями Советского Союза, 3 героями Социалистического Труда, 9 героями Российской Федерации и 1 героем Украины.

Кадетский корпус — главный хранитель памяти места, непосредственно связанного с Победой в Великой Отечественной войне, и смысловая трансформация его и прилегающей территории в объект мемориального комплекса по аналогии с Белорусским вокзалом или зданием Министерства обороны на Фрунзенской набережной, более чем уместна.

Усилить эмоциональное восприятие мемориального комплекса можно включив в его состав символы исторической преемственности народного подвига: небольшую открытую часовню (со списками симбирян, погибших в годы первой мировой войны) — на месте утраченной Троицкой церкви, а также воспроизведённый источник, каскадом нисходящий по рельефу в сторону ул.Л.Толстого и окружённый светильниками, имитирующими зажжённые свечи (памяти защитников Отечества) — на месте существовавшего когда-то здесь живого источника.

Территория же внутреннего двора здания Кадетского корпуса самой историей предначертана для создания площади Воинской славы.
Здесь можно наглядно продемонстрировать преемственность исторического развития, когда на одной и той же территории в течение более 140 лет существовали военные училища (Симбирская военная гимназия, Симбирский кадетский корпус, Симбирская пехотная школа, Ульяновское танковое училище, Ульяновское суворовское училище). Кроме того, по неподтверждённым пока данным (необходимы археологические исследования), в XVII веке на этой территории жили пушкари, входившие в Симбирский гарнизон.

Кроме того, композиционным ядром мемориального комплекса, неразрывно связанным с памятью места, мог бы стать импровизированный плац – символ памяти о тех курсантах, которые с этого плаца уходили на фронт (первой мировой, гражданской, Великой Отечественной и др. войн). Образно плац можно представить в виде приподнятой огромной гранитной поверхности с каменными следами от сотен солдатских сапог под тонким слоем воды (уходящего времени), каскадами стекающей с горизонтальной поверхности, как с пьедестала.
Еще одним важным элементом комплекса может быть «стена памяти» — стена с фамилиями курсантов, выпускников военных училищ, и жителей города — участников войн, начиная с 19 века и до наших дней.

Всё вместе: здание Кадетского корпуса с возможно размещённым в нём музеем Воинской славы, сквер, благоустроенное пешеходное пространство Краснознамённого переулка, скульптурные композиции (например, со знамёнами всех родов войск), часовня, источник, плац, памятная стена и др. могут образовать уникальный ландшафтно-мемориальный комплекс, где действительно будет «Никто не забыт, ничто не забыто».
Такое решение — всего лишь пример, демонстрирующий огромный историко-культурный потенциал для художественного осмысления развития территории вокруг здания Кадетского корпуса и передачи монументальными средствами священной памяти о героических свершениях отцов и дедов следующим поколениям.

День Победы объединяет и сближает всех нас. Поэтому предстоящее 75-летие — отличная возможность без спешки, суеты и поверхностного подхода принять КУЛЬТУРНОЕ архитектурно-градостроительное, художественное решение по увековечиванию памяти о Великой Отечественной войне.

Фото 1
Памятник советским воинам в Австрии (август 1945г.). Архитектурно-скульптурный комплекс с колоннадой несет в себе просветительские, пропагандистские функции – отражение триумфа цивилизации.
Фото 2
Триумфальная колонна на площади «Город воинской славы» в Хабаровске. У триумфальной колонны существует проблема с завершением – что устанавливать наверху (изображение ордена Победы, пятиконечную звезду, скульптуру Георгия Победоносца, Герб современной России) – вопрос неоднозначный и, наверняка, вызовет острую полемику.
Фото 3
Стела в мемориальном комплексе «Журавли» в парке Победы на Соколовой горе г. Саратова (1982г.). От триумфальных арок и колонн мемориалы такого типа отличаются очень сложными и изысканными художественными образами без помпезности и ложно-торжественного вида, созданными поэтическими средствами (метафорами и др.).
Фото 4,5
Стела «Храм памяти» — памятник павшим землякам в селе Мухрани в Грузии (1981г.). Это «Светский храм» (архитектурный монумент, связанный с природой, идея которого получила развитие в эпоху Просвещения), посвященный простым людям, то есть культовая функция и задачи прославления победоносного монарха или полководца в монументах такого типа отступают на задний план перед идеей увековечения памяти воинов – национальных героев, павших в битвах.
Фото 6
Памятник «Прощание славянки» на территории Белорусского вокзала
Фото 7
Скульптурные композиции у здания Министерства обороны на Фрунзенской набережной в Москве

Памятники забытых побед. Триумфальные арки короля-солнце

Париж любит победителей, гласит знаменитая поговорка. Победители со времён Римской империи обожают парады и триумфальные шествия. В Париже множество памятников воинской славы, относящиеся к разным эпохам. Когда кто-нибудь, вернувшись из Парижа, скажет, что побывал у Триумфальной арки, вы можете продемонстрировать свою историю города и спросить, у какой Арки Вы были? Скорее всего Вам ответят, что были у самой знаменитой Триумфальной арки на площади Звезды, воздвигнутой в честь побед Наполеона. Эта арка, самая известная из всех, по праву считается символом Парижа, но в её тени находятся и другие памятники, заслуживающие отдельного рассказа. В Париже ни одна и даже ни две арки триумфа, а по меньшей мере пять. Самая новая находится в квартале Дефанс, в котором мы побывали на прошлой неделе. Остальные гораздо старше своих сестер были построены в XVII веке и давно оказались в среди оживлённого квартала. Эти арки интересны тем, что напоминают о временах, когда Франция была самым сильным государством Европы, а страной правил король Людовик XIV, король-солнце.

В середине XVII века Франция обладала самой сильной армией на континенте. Король Людовик XIV был не очень способным полководцем. Воинской славой Франция была обязана маршалам таким, как Тюррен и принц Конде. В чём Людовик не имел равных, так это в способности превозносить своё имя и присваивать себе чужую славу. Примером этому служит Версаль, резиденция «короля-солнце», а также Триумфальные арки Порт Сен-Мартен и Порт Сен-Дени.

Арка Сен-Дени

В войне 1672 могучая Франция столкнулась с противником в лице Голландии, страной уступавшей ей по размеру и численности населения. Война была скоротечной и победоносной для французов. Королевская армия под командованием опытных маршалов за несколько дней заняла на Рейнской границе более 40 крепостей. Кончено, победа была приписана полководческому таланту короля, чем он и воспользовался. Король назначил архитектора Франсуа Блонделя построить такую арку, которая превознесёт его славу над славой Римских императоров. Все наследники трона должны были отныне восхищаться воинской славой короля Людовика. Один из рельефов, украшающих фронтон арки Сен-Дени, показывает, как король Людовик в образе могучего всадника обращает в бегство своих врагов. Никто уже не помнит, что война не принесла окончательной победы Франции. Французы вынуждены были оставить все занятые ими голландские города.

Арка Сен Мартен

Спустя несколько лет началась новая война. Теперь Франции противостояли сразу три противника— Испания, Голландия и Германские государства. И снова война принесла удачу королю Людовику. Французская армия заняла Безансон и Франш-Конте. Появился новый повод отпраздновать победу и воздвигнуть новую Триумфальную арку. На этот раз осуществить проект было поручено ученику Франсуа Блонделя— Пьеру Бюлле. Он построил Триумфальную Арку в 1674 на бульваре Сен-Мартен. Этот архитектор следовал канонам классической древности, но внёс от себя нечто новое. На триумфальной арке, кроме короля Людовика в образе античного бога можно разглядеть фигуры простых смертных, включая тогдашнего градоначальника Парижа. В целом арка Сен-Мартен выглядит скромнее, чем её предшественница на Сен-Дени, это было свидетельством финансового краха, к которому пришла Франция в результате войн.

Прошли годы. Началась Великая Французская революция, которая опрокинула трон Французских королей. Во главе государства в конце концов оказался человек небольшого роста, чья любовь к славе во много раз превосходила тщеславие короля Людовика XIV. Наполеон Бонапарт приказал выстроить в Париже триумфальную арку, которая вдове больше, чем арки XVII века. Судите сами, высота знаменитой арки на Площади Звезды 50 м., Арки Сен-Дени— 25, Арка Порт Сен-Мартен ещё меньше— всего 17 м. Поэтому мир знает только одну триумфальную арку в Париже. И всё-таки не забудем посмотреть на классические памятники, оказавшись в квартале Сен-Дени. Они тоже производят впечатление своей монументальностью и строгостью форм.

Когда-то дорога через квартал Сен-Дени была одной из самых оживлённых в Париже. Она вела к усыпальнице Французских королей и по ней проходили в пешем и конном строю солдаты. Сегодня эта старинная улица оказалась среди квартала, где селится иммигранты из бывших колоний Франции. Только Триумфальные арки напоминают о славном прошлом Франции. В магазинах торгуют дешёвой одеждой, множество ресторанов с восточной кухней. На улице Сен-Дени запрещено движение автомобилей, но они всё равно угрожают пешеходам, выезжая с соседних улиц. Добраться до квартала Сен-Дени можно, если идти места, где раньше располагался торговый центр Форум Лез Аль (Les Halles) или доехав на метро Saint-Denis, обе триумфальные арки находятся совсем рядом.

moscow_walks

Прогулки по Москве

Сообщество проекта moscowwalks.ru

Московские Триумфальные Ворота – сооружены в 1829—1834 годах в Москве по проекту архитектора О. И. Бове в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.
История этого памятника начинается в 1814 году – на площади Тверской заставы была сооружена деревянная Триумфальная арка для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся домой после победы над Наполеоном.

Николай I пожелал, чтобы в Москве был возведен монументальный памятник, посвященный событиям Отечественной войны Осуществить этот замысел император поручил архитектору О.Бове. Возведение Триумфальных ворот продолжалось пять лет. 20 сентября 1837 года строительство было завершено.

В те годы с залазом на арку все было значительно проще 😉

В 1936 году в ходе реконструкции площади Тверской заставы Арку разобрали. Фото площади 1940 года.

В 1966 году было принято решение восстановить её на Кутузовском проспекте, рядом с Музеем панорамы «Бородинская битва». На фото запечатлен процесс строительства.

Монтаж Колесницы Славы крыше арки. Кроме Триумфальной арки в Москве есть еще как минимум две квадриги. Одна установлена на Московском Ипподроме, другая на Большом Театре.

В 2008-2010 годах на объекте были проведены научно-исследовательские и проектные работы, которые выявили крайне неудовлетворительное состояние монумента.

К первому этапу работ на памятнике специалисты уже приступили. Арку обставили полностью лесами и огородили часть площади вокруг нее, благодаря этим лесам нам удалось подняться на самый вверх.

В рамках реставрационных мероприятий предусмотрен демонтаж квадриги “Колесница Победы”, одной из немногих скульптурных композиций, сохранившихся в подлиннике. Скульптурные элементы будут очищены от устаревших покрытий (кузбаслак), разрушающих чугунную поверхность.

Как видно на фото состояние квадриги желает оставлять лучшего, практически все скульптуры покрылись ржавчиной. Залезать на квадригу было очень опасно, казалось буд-то сейчас в любой момент от статуи, что-то отвалится.

Реконструкцию арки хотят завершит в начале августа 2012 года.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector