Тема любви в греческой поэзии

Школьная Энциклопедия

Nav view search

Навигация

Искать

Поэзия Древней Греции

Подробности Категория: Древняя поэзия разных народов Опубликовано 19.08.2019 09:55 Просмотров: 438

В VII-VI вв. до н.э. лирическая поэзия в Греции достигла своего расцвета.

Лирика тогда была чрезвычайно популярна. В ней отражались и злободневные политические вопросы, и внутренний мир человека.

Древнегреческая лира
Стихи в то время пели под аккомпанемент музыкальных инструментов (лиры, флейты и др.) – отсюда и слово «лирика». Древнегреческие поэты были авторами стихов и музыки. Если стихотворение предназначалось для хорового исполнения, то автор одновременно становился и хормейстером.
Лирика древних греков отличалась богатством тем и стихотворных размеров. До нашего времени дошло не очень много лирических произведений древних поэтов, но те, которые дошли, отличаются оригинальностью и разнообразием.
В зависимости от употребления того или иного стихотворного размера греческая лирика делится на три вида: элегию, ямб и мелику (сами греки относили к лирике только мелическую, т. е. песенную поэзию, предназначенную исключительно для пения под аккомпанемент струнных инструментов). Элегия и ямб позже уже не были связаны с музыкой. При этом древние греки считали элегией всякое стихотворение независимо от его содержания, написанное элегическим двустишием (гекзаметром и пентаметром). Заметим, что сейчас элегией называют стихотворение грустного характера, наполненное философскими раздумьями.

Три вида греческой лирики

Элегия

Элегии писали Тиртей (VII в. до н.э.), Феогнид (VI в. до н.э.), Солон (VI-VII вв. до н.э.) – их элегии в основном наполнены политическим содержанием. Элегии поэта VII в. до н. э. Мимнерма воспевают любовь и скорбят о наступлении старости, которая представляется ему хуже самой смерти:

Без золотой Афродиты какая нам жизнь или радость?
Я бы хотел умереть, раз перестанут манить
Тайные встречи меня, и объятья, и страстное ложе.
Сладок лишь юности цвет и для мужей и для жен.
После ж того как наступит тяжелая старость, в которой
Даже прекраснейший муж гадок становится всем,
Дух человека терзать начинают лихие заботы,
Не наслаждается он, глядя на солнца лучи,
Мальчикам он ненавистен и в женах презрение будит.
Вот сколь тяжелою бог старость для нас сотворил!

(Перевод В. Вересаева)

Ямб предназначался преимущественно для насмешливых, шуточных песен. Особенно прославился своими язвительными ямбами Архилох с острова Парос. Греки противопоставляли величественному эпосу Гомера с его богами и героями «низменную» поэзию Архилоха, рассказывавшего о своей жизни: о бедности, попойках, любовных неудачах грубым и резким языком. Греки считали Архилоха творцом литературного жанра ямба.

Сердце, сердце! Грозным строем встали беды пред тобой.
Ободрись и встреть их грудью, и ударим на врагов!
Пусть везде кругом засады – твердо стой, не трепещи.
Победишь – своей победы напоказ не выставляй,
Победят – не огорчайся, запершись в дому, не плачь.
В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй.
Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт.

(Перевод В. Вересаева)

Мелика

Третий вид лирической поэзии – мелика. Он более разнообразен, отличается сложностью стихотворных размеров. Мелика была одноголосной (для исполнения соло) и хоровой.
Известны три выдающихся мелических поэта, писавших для исполнения соло: Алкей, Сапфо, Анакреонт.
Анакреонт с острова Теос (Малая Азия) долгое время жил при дворах правителей в различных городах Греции. Он писал песни для узкого круга приближенных властителя, проводивших время в пирах и любовных приключениях. Его поэзия наполнена беззаботностью, легкостью и весельем:
Пирожком я позавтракал, отломивши кусочек,

Выпил кружку вина — и вот за пектиду берусь я,
Чтобы нежные песни петь нежной девушке милой.

Стихи Анакреонта были мелодичны, просты и легки.
Ему подражали многие поэты, в том числе А.С. Пушкин. Он посвятил Анакреонту стихотворение «Гроб Анакреонта».

Хоровая лирика

Хоровая лирика в основном предназначалась для общественных празднеств. Отличалась от одноголосной мелики величественным и торжественным характером. Это были гимны в честь богов. Гимны исполнялись хорами мужчин, а иногда хорами мальчиков.
Особый вид хоровой лирики составляли парфении, которые пели хоры девушек. В древности славился своими парфениями поэт VII в. до н. э. Алкман.
Во время спортивных состязаний также исполнялась хоровая лирика. Высший расцвет хоровой мелической поэзии связан с именем Пиндара (конец VI-начало V в. до н. э.). Он писал пеаны, дифирамбы, парфении, но самую большую славу принесли ему эпиникии (хвалебные песни, посвященные победителям на спортивных состязаниях).

Канон лирических поэтов Древней Греции

Канон лирических (мелических) поэтов Древней Греции, оценённый филологами эллинистической Александрии, составляют де́вять ли́риков. Конечно же, их было намного больше, но эти девять поэтов считают образцовыми:

Алкма́н (2-я пол. VII в. до н. э.) – хоровая лирика.
Сапфо́ (630/612 – 572/570 до н. э.) – сольная лирика.
Алке́й (620/626 – после 580 до н. э.) – сольная лирика.
Анакрео́нт (ок. 570 – 487 до н. э.) – сольная лирика.
Стеси́хор (2-я пол. VII в. – ок. 556 до н. э.) – хоровая лирика.
Ивик (VI в. до н. э.) – хоровая лирика.
Симони́д (556 – 468 до н. э.) – хоровая лирика.
Пи́ндар (522/518 – 448/438 до н. э.) – хоровая лирика.
Вакхили́д (ок. 518 – ок. 450 до н. э.) – хоровая лирика.

Расскажем о некоторых из них.

Алкей (620/626 – после 580 до н. э.)

Алкей родился на острове Лесбос, в аристократической семье, принимал участие в политической борьбе аристократии против народных вождей, несколько лет находился в изгнании. Конкретных сведений о его родителях, жене или детях не сохранилось.
Его стихотворения посвящены политическим событиям, они объединены в сборник «Песни борьбы». Алкей представляет государство в виде корабля, который носится по бурному морю, а действия враждующих партий – в виде налетающих со всех сторон ветров:

Кораблекрушение

Пойми, кто может, буйную дурь ветров!
Валы катятся – этот отсюда, тот
Оттуда. В их мятежной свалке
Носимся мы с кораблем смоленым,
Едва противясь натиску злобных волн.
Уж захлестнула палубу сплошь вода;
Уже просвечивает парус,
Весь продырявлен. Ослабли скрепы.
Но – злейший недуг – голову выше всех
Гребней подъемля, новый чернеет вал,
Беду суля и труд великий,
Прежде чем в гавань корабль войдет.

(Перевод В. В. Иванова)

Это стихотворение написано изобретенным Алкеем размером, получившим название алкеевой строфы.
В его творчестве отмечают широкий охват тем: 1) гимны богам (пеаны), 2) бунтарские песни (стасии), 3) застольные песни (сколии) 4) любовные песни (эротики), 5) другое. Основную часть его текстов составляют стасии. Они предназначались для декламации в кругу «товарищей по борьбе» и выражали чувства и взгляды общественной группы, вовлеченной в борьбу за власть. Наиболее знаменит приведённый нами стасий «Кораблекрушение». Этот образ позднее был истолкован как аллегория государства, раздираемого внутренними конфликтами (хотя Алкей имел в виду именно судьбы своей общественной группы и опасности, грозящие ей в борьбе за власть). Образ заимствовал Гораций, нарисовавший в своих одах подобным образом Римское государство.
В творчестве Алкея меньше всего сохранилось любовной лирики.

Алкей и Сапфо. Краснофигурная вазопись (ок. 480 г. до н.э.). Antikensammlungen (Мюнхен)
Известно, что Алкей был одним из поклонников Сапфо (скорее всего, ею отвергнутый).

Алкей. К Сапфо

Сапфо фиалкокудрая, чистая,
С улыбкой нежной! Очень мне хочется
Сказать тебе словцо тихонько,
Только не смею: мне стыд мешает.

(Перевод В. Вересаева)

Современные исследователи считают Алкея величайшим поэтом всех времен (впервые такую оценку творчества Алкея дал древнегреческий писатель Афиней на рубеже II-III вв. н.э). Об этом свидетельствуют разнообразие тем лирики Алкея, утонченность ритма, безупречное совершенство стиля, сила описательности, натуральность и яркость образов, мастерство аллегории, стилистики и других средств выразительности.
Алкей часто находит вдохновение в пейзаже и природных явлениях. Это особенно очевидно по строкам-приветствиям весне; описаниям зимы и лета, шторма на море; зарисовках оленя, дикой утки, морской раковины.

Гимн реке Гебру

Гебр, река из рек, под стеной эносской
Рвущийся в багровые волны моря,
Из фракийских стран, пробивая устье,
Славных конями, –
К берегам твоим собираясь, девы
Влагою твоей, как священным маслом,
Услаждают, нежной скользя ладонью,
Нежное тело.

(Перевод М. Л. Гаспарова)

В его творчестве прослеживается влияние Архилоха, Гесиода, эпики Гомера.
Самому Алкею больше всего подражали греки Феогнид и многие трагики, у римлян – Гораций. Почти все размеры, которые используются у Горация, представлены у Алкея. Существует мнение, по которому многие оды Горация – почти прямой перевод не дошедших до нас песен Алкея.
На русский язык стихи Алкея переводили В. Вересаев, Вяч. Иванов, Я. Голосовкер и др.

Сапфо (630/612 – 572/570 до н. э.)

Сапфо – древнегреческая поэтесса и музыкант, автор сольной песенной лирики (мелики).
Биографические данные Сапфо скудны и противоречивы. Известно, что она родилась на острове Лесбос, её отец был «новым» аристократом (будучи представителем знатного рода, он занимался торговлей). В семье было четверо детей (помимо самой Сапфо – ещё 3 брата). Поэтический дар обнаружился у неё в раннем возрасте, помимо гимнов для хора Сапфо писала оды, элегии, праздничные и застольные песни. Но центром её поэзии является любовь. Александрийская библиотека собрала произведения Сапфо в девять книг, разделив их в основном по стихотворному размеру, но до наших дней дошла небольшая часть этих девяти книг, представляющих большую культурную ценность.

Твой приезд – мне отрада. К тебе в тоске
Я стремилась. Ты жадное сердце вновь –
Благо, благо тебе! – мне любовью жжешь.
Долго были в разлуке друг с другом мы,
Долгий счет прими пожеланий, друг, –
Благо, благо тебе! – и на радость нам.

(Перевод Я.Э. Голосовкера)

Сапфо известна также своими свадебными песнями – эпиталамиями. Их пели вечером при свете факелов, когда невесту вели в дом жениха. Они исполнялись двумя хорами: хором девушек и хором юношей. Обычным припевом были слова: «Гимен, о Гименей».
Главными достоинствами поэзии Сапфо являются простота языка и чёткость мысли, ясность образов, грамотное использование прямой речи, диалогов, непосредственность в изображении действительности, умение подобрать слова для выражения любых чувств и выразить эти чувства предельно точными художественными средствами.

Рафаэль «Сапфо» (фрагмент фрески «Парнас» (1510-1511, Ватикан)

И́вик (вторая половина VI в. до н.э.)

О его жизни известно очень мало. Родился в греческой колонии Регий (южная Италия). Вел жизнь странника, затем присоединился к Анакреонту на о. Самос в Эгейском море).
На захоронении записано, что Ивик умер в своем родном городе. Но существует легенда, согласно которой Ивик погиб по дороге в Коринф на Истмийские игры. На него напали разбойники и смертельно ранили. Умирая, Ивик посмотрел в небо и увидел стаю журавлей. «Будьте моими мстителями!» – попросил он их. Разбойники только посмеялись. Они пошли в город смотреть состязания. Сидя в театре, один из разбойников увидел пролетающих журавлей и обратился к товарищу с шуткой: «Вот летят мстители Ивика». Это услышали, сказавшего схватили, на допросе разбойники признались в содеянном. Фраза «ивиковы журавли» вошла у греков в поговорку, имея смысл преступления, раскрытого посредством божественного вмешательства. В 1797 г. немецкий поэт Фридрих Шиллер написал балладу «Ивиковы журавли». Предание о журавлях стало бродячим сюжетом.
Ивик прославился любовными песнями, адресованными юношам. Их отличали сила чувства и тонкое восприятие красоты природы. Многие из них предназначались для одного исполнителя.

Только весною цветут цветы
Яблонь кидонских, речной струей
Щедро питаемых, там, где сад
Дев необорванный. Лишь весною
И плодоносные почки набухшие
На виноградных лозах распускаются.
Мне ж никогда не дает вздохнуть
Эрос. Летит от Киприды он, –
Темный, вселяющий ужас всем, –
Словно сверкающий молнией
Северный ветер фракийский,
Душу мне мощно до самого дна колышет
Жгучим безумием.

(Перевод В. Вересаева)

Чья жизнь уж погасла, для тех
найти невозможно лекарства.

4. Греческая лирика 8 в. До н.Э. Ямбы Архилоха. Лирика Сапфо и Алкея. Трансформация в поэзии любовной темы. Поэзия Анакреонта и её мотивы.

Термин «лирика» создался во времена александрийских филологов, заменив термин «мелика» (от слова «мелодия») и подразумевает песнь, исполняющуюся под лиру. Однако, этот термин употребляется в более широком значении, обозначая и жанры, исполнявшиеся под другие музыкальные инструменты. В греческой культуре жанры были тесно связаны с определенным стихотворным размером и определенным музыкальным инстументом. Греческая лирика возникла из обрядной песни и долгое время соблюдала в жанрах определенный ритм песни и характер исполнения. Классификация: элегия (побуждающее стихотворение траурного характера), ямб, мелика. Две категории: монодическая лирика (один певец) и хоровая лирика. Каждый жанр имел свою тематику и развивался самостоятельно, редко пересекаясь с другими.

Ямб – сатирический жанр. Во время земледельческих праздников плодородия, на которых были характерны разгул, перебранки и сквернословия, раздавались насмешливые и обличительные песни, направленные против отдельных лиц или целых групп. Именно эти песни назывались ямбами и они служили фольклорным средством общественного порицания. Издевка и насмешливость сохранились в литературном ямбическом жанре, но он вышел далеко за фольклорные рамки, превратившись в орудие выражения личных чувств и настроений автора, средство личной полемики по общественным и частным вопросам.

Крупнейшим мастером ямба и ярчайшим представителем древнеинойиской лирики был поэт Архилох, который вел жизнь наемного война. Основное содержание его поэзии – личные переживания. Из его наследия не сохранилось ни одного цельного стихотворения, но тем не менее личность автора очень ярко выступает в коротких отрывках, дошедших до нашего времени. Согласно указаниям античных ученых, именно он является основоположником литературного ямба, сохранив в нем язвительность и откровенность фолклорной обличительной песни. Архилох беспощаден к своим противникам, личным и политическим. Известны его ямбы, которые он адресовал паросцу Ликамбу, согласившегося, но затем отказавшего Антиною в женитьбе на одной из своих дочерей (на Необуле). Не щадит во многих своих стихотворениях Архилох и самого себя, откровенно рассказывая о своем происхождении (он был незаконнорожденным) и бедности. Поэт принебрежительно относился к общественному мнению. Несмотря на некоторую грубость своих ямбов, Архилох не был чужд дидактики. В его лирике можно обнаружить конфликт общества и личности.

Виднейшими представителями античной лирики были лесбосцы Алкей и Сапфо (6 век). В то время на Лесбосе аристократия вела ожесточенную борьбу с городским демосом (свободными гражданами) и его вождями. Власть постоянно переходила от одной группировки к другой. Алкей принадлежал к аристократии и вел в борьбе деятельное участие и провел долгое время в изгнании. В его стихах очень часты мотивы Гражданской войны. Он воспевает оружие, приготовленное заговорщиками, собирающимися захватить власть, призывает к борьбе с тиранами. Смерть одного из вождей демоса, Мирсила, он воспел в победной песне.

Уверенности в завтрашнем дне у Алкея нет. Он изображает свой полис в виде корабля, который носится по морю под «свалку ветров». В традиционной для мужского содружества застольной песне поэт раскрывал свои чувства и мысли перед кругом друзей. Заканчивались они призывом «будем пить». «Где вино, там и истина» – провозглашает Алкей.

Так же Алкей воспевал и любовь, что можно понять из его характеристики в стихотворении римского поэта Горация. Однако эта сторона его творчества мало представлена в сохранившихся до нашего времени фрагментах. Алкей писал стихи, посвященные лесбосской поэтессе Сапфо. Ну а когда Алкей составляет гимны богам или стихотворения на мифологические темы, он не выходит за пределы традиционной трактовки мифа.

Поэтэсса Сапфо стояла во главе женского содружества, состоящего, по видимому, из молодых девушек. Коллектив этот был посвящен женским божествам. Круг интересов содружества определял и тематику поэзии Сапфо: женские культы с их праздненствами, свадьбы, общение между подругами, их взаимные влечения, соперничество, ревность, разлука. Политическая жизнь Лесбоса находит в ее лирике лишь случайные отклики. Как и Алкей, Сапфо близка к фолклорной песне и вкладвает личное содержание в традиционные формы. Знаменито ее стихотворение посвященное Афродите, которое изображает томление не нашедшей еще ответа любви, но при этом составлено в традиционной форме гимна с призывами, эпитетами божества и ссылкой на обретенную помощь.

Изображение переживаний у Сапфо в лишь незначительной мере содержит моменты психологического анализа: она рисует внешние проявления чувств и обстановку, в которой они развертываются. Этим фоном часто служит природа. Дидактический элемент присутствует, как у многих древнегреческих поэтов, и в лирике Сапфо. Она размышляет о красоте и любви, иллюстрируя свои мысли мифологическими примерами и личными переживаниями. Помимо любовной лирики, Сапфо известна эпиталамиями , свадебными песнями, охватывавшими моменты обряда. По стилю они сильно напоминают народные песни и богато насыщены сравнениями фолклорного типа. Как и Алкей, она оставила за собой собственную строфу (сапфическую).

Совсем иной является поэзия Анакреонта, уроженца Теоса, принадлежащего к группе поэтов, придававшего блеск дворам различных тиранов, не имея глубокой связи с социальной жизнью полисов, временными гостями которых они являлись. В его лирике очень мало следов того, что она была когда-либо не настроена на веселый лад. Изредка появляются воинственные мотивы и мотивы социальной сатиры. Его темы по существу – исключительно вино и любовь. Поэт, доживший до глубокой старости, любил изображать себя в виде седовласого, но жизнерадостного старика, охотника до вина и любовных приключений, иронизирующего над своими любовными неудачами. Его стихотворения не велики по размеру, не изображают сложных переживаний, но фиксируют отдельные моменты в простых, но оригинальных образах, часто с неожиданной концовкой. (Например, Эрот ударил его, словно большим молотом, а затем выкупал в ледяном потоке.) Так же часто у него встречаются застольные темы (с помощью вина Анакренот хочет вступить в кулачный бой с Аполлоном в одном из стихотворений). Поэзия Анатрекота жива, ясна и проста. Даже гимны богам у него превращаются в легкие и изящные стихотворения. В отличие от лирики Сапфо, в лирике Анатрекота любви придан более игровой характер. Его назвают «древним классическим певцом любви» и его творчество повлекло за собой множество подражателей.

Любовная поэзия в Древней Греции

Поэзия в Древней Греции

Поэтов и философов античности мало интересовал вопрос того, что собой являет любовь. В своих рассуждениях они не придавали ей налета таинственности, что было свойственно авторам последующих этапов становления литературного жанра. Любовь воспринималась как есть – как часть окружающего мира, закономерное дополнение к наличию богов, людей и животных. Для древних греков любовь была на уровне притягательности . Это чувство сопоставимо со многими повседневными вещами.

Как же выражали поэты античности свое отношение к противоположному полу? Для этого они часто прибегали к распространенном у методу – отождествляли её с различными мифологическими образами.

Значение любви у древних греков

Привычного для нас слова «любовь» в единственном его значении, у древних греков не существовало. Они разделяли это чувство на несколько типов, в зависимости от направленности. В наше время такой подход кажется несколько странным, но для жителей Эллады это было нормой жизни, позволяющей избежать путаницы и недопонимания. Так греки могли избежать ситуаций, когда кто-то описывает свои глубокие чувства, перемежевывая разговор словами «любовь», «люблю», и т.п., хотя на самом деле имеет в виду не отношения между мужчиной и женщиной, а состояние увлеченности, плотской страсти или просто преданности другу.

В древнегреческой поэзии встречается описание как минимум четырех видов любви:

1. Эрос – страстные, плотские отношения между мужчиной и женщиной, которые способны довести друг друга до безумия. Олицетворением и покровителем такой любви является не кто иной, как греческий бог Эрос.

2. Филия – душевная привязанность, приязнь к материальным вещам, близким людям, родине. Филия рассматривалась как более мягкое, дружеское отношение, и могла употребляться даже в смысле любви к познанию. Отсюда пошел термин «философия» — в переводе с древнегреческого – «любовь к мудрости».

3. Агапэ – ещё более мягкий, чем филия тип любви. Отличается жертвенностью по отношению к ближнему. Впоследствии, понятие Агапэ перешло в раннее христианство, начавшее свое развитие на закате культуры язычества. Братские трапезы, устраиваемые сторонниками христианства, носили название «агапы».

4. Сторге – любовь внутри семьи, которая отличается особой привязанностью.

Любовь могла не отличаться стабильностью, переходя от одного типа в другой. Кроме перечисленных выше, Платон в своих трудах описывает ещё три вида отношений – людус (любовь, основанная исключительно на страсти), мания (болезненная, ненормальная иногда – одержимая любовь), и прагма (притворная любовь ради выгоды, брак по-расчету).

Древнегреческая любовная поэзия

Стихи древнегреческих поэтов, посвященные любви во всех её проявлениях, часто находят на всей территории современной Греции, включая как материковую её часть, так и острова. Это неудивительно, особенно с учетом того, как греки воспринимали подобные чувства. Считая их полностью естественными, они не придавали им особого значения. На одну ступень ставились как отношения между мужчиной и женщиной, так и дружба, семейные узы, любовь к родине.

Несмотря на внешнее спокойствие и уравновешенность , греки всегда являлись южным средиземноморски м народом, склонным к полной открытости чувств. В отличие от современности, когда любовь считается делом интимным, во времена Эллады таких предубеждений ещё не существовало. Страсть, любовь и привязанность выражались устно и письменно, ставя явственный отпечаток на литературу, в особенности – поэзию. Ведь что лучше, чем стихи, написанные от чистого сердца, может выразить всю гамму чувств, терзающих мысли человека? Даже с точки зрения современности, древнегреческие стихи отличаются естественностью, открытостью и некоторой наивностью, что делает их прекрасным образцом подобного творчества.

Любовная поэзия Сапфо

Говоря о любовной поэзии Древней Греции, невозможно не упомянуть Сапфо Митиленскую, которая жила и творила на острове Лесбос. В основе её лирических произведений лежат мотивы любви и расставания, дополненные явлениями природы, поклонения богам и прочих элементов древнегреческого быта. Используя традиционные фольклорные формы, Сапфо наполняет их личными переживаниями. Основная отличительная черта творчества поэтессы – напряженная страсть, открытая демонстрация чувств, выраженные просто и ясно, с некоторой долей наивности.

Сапфо понимала любовь не так, как традиционные писатели того времени – для неё это чрезвычайно мощная сила, граничащая с беззащитной чудовищностью. Синтезируя душевные переживания и собственное восприятие, Сапфо передавала чувства именно так, как понимала их – в её поэзии встречаются красочные сравнения с огнем под кожей, звоном в ушах, непередаваемой дрожью.

Любовная лирика Эллады не теряет своей актуальности и на сегодняшний день. Невидимой нитью она проходила сквозь все исторические периоды, оказывая сильнейшее влияние на писателей средневековья, эпохи Возрождения и последующих исторических этапов, вплоть до современности. Стихи того времени несравненно отображают внутренние душевные переживания влюбленных, горечь разлуки, жгучую ревность и пылкую страсть. Используя сравнения чувств обычного человека с явлениями природы, древнегреческие писатели добивались ошеломляющего эффекта. К сожалению, современный перевод не может полностью отобразить суть произведений, не потеряв при этом часть вкладываемого автором смысла, но сохранившиеся любовные стихи все равно не перестают удивлять. Полная открытость, естественность и обилие страсти – вот те главные черты, отличающие греческую лирику от творчества более поздних авторов. Литературные приемы, которые использовали поэты Эллады, могут послужить отличным образцом для последующих поколений.

Смотрите также

Пелопоннес. Колыбель Греции

Этим названием согласно приданию он обязан имени мифического персонажа Пелопса, сына Тантала и внука Зевса. Покинув Малую Азию, свой родной город Лидию и обладая большими сокровищами, Пелопс достиг берегов Элиды и поселился в городе Писа.

Семейный лагерь в Греции

Каждый родитель хочет дать своему ребенку все самое лучшее, сделать детство самым-самым. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что часто поднимается тема семейного отдых. Это лагерь для семей, желающих провести каникулы и отпуск максимально полезно, интересно, творчески, и при этом качественно отдохнуть от городской суеты, усталости и стресса. Посвятить всё время общению с детьми, супругом, собой.

Острова Греции, какой же выбрать?

В Греции насчитывается более 2 тыс. островов. Живописные скалы, экзотические гроты — дают широкие возможности для отдыха и туризма. Путешествуя по Криту, нельзя не заглянуть на пляж Элафониси, с розовым песком. Именно, здесь сливаются воды трех морей: Эгейского, Ливийского и Ионического. Теплая вода в первом, холодная — во втором, а в третьем… Приезжайте — узнаете. Говорят, что в Греции есть все! Почти 300 солнечных дней в году, 4 моря, множество островов. Да, в Греции есть всё, что нужно туристу.

Греция – пелионские пляжи Факистра и Плака

В V в. до н.э. Дион, благодаря своей культовой принадлежности особо почитаемым в этих краях Зевсу и Музам, стал второй столицей Древней Македонии. Царь Архелай сделал его культурным центром, сравнимым по значению с главными жемчужинами Греции – Дельфами и Олимпией, – и совместившим в себе исключительность обоих.

Поэзия в Древней Греции

Греческая поэзия демонстрирует потрясающее разнообразие форм и жанров. Ее древнейшим памятником являются эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», а также фрагменты киклических сказаний, созданных по их мотивам. Из культовой и обрядовой фольклорной песни родилась древнегреческая лирика, из которой, в свою очередь, развились такие жанры, как элегия, ямб и мелика. В классическую эпоху поэзия сохраняла тесную связь с музыкой и песенными жанрами, стихи предназначались как для хорового, так и для индивидуального исполнения, декламация сопровождалась игрой на музыкальных инструментах.

Гомер

Античная традиция считала Гомера автором двух больших эпических поэм — «Илиады» и «Одиссеи». О личности поэта, месте его рождения и смерти еще в древности не было известно достоверно.

За право называться родиной спорили семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Афины, Аргос, Саламин и Родос. Традиционно Гомера изображали слепым, что связано с образом незрячего певца Демодока из «Одиссеи». Согласно легендарным преданиям, поэт жил и умер на Хиосе. По другой версии, его могила находится на острове Иос Кикладского архипелага. Геродот писал, что Гомер жил за 400 лет до него — в первой половине VIII в. до н. э., что, в общем, согласуется с современными представлениями.

Сюжетом гомеровских поэм является Троянская война и последующее возвращение героев домой. Оба произведения написаны торжественным стихотворным гекзаметром, язык представляет собой сочетание ионийского и эолийского диалектов, в исторический период распространенных на островах Эгейского моря и малоазийском побережье. При этом язык Гомера богат архаическими формами, напоминающими греческий язык микенской эпохи. Текст поэм имеет очень сложную структуру, помимо общей сюжетной линии он включает многочисленные и пространные отступления в форме преданий, мотивов или сюжетных линий, почерпнутых в ранней поэзии. Кроме того, в нем встречается множество формульных оборотов, которые, по всей видимости, восходят еще к устному периоду бытования поэм. Все это соответствует указаниям ряда античных авторов о достаточно поздней записи поэм, которые были впервые собраны воедино лишь по приказу афинского тирана Писистрата в VI в. до н. э.

Гесиод

Гесиод считается вторым после Гомера эпическим поэтом и первым достоверно известным историческим лицом. Он родился в беотийской Аскре и всю жизнь провел в родной деревне, трудясь на пашне. Существует предание о том, что Гесиод участвовал в погребальных играх царя эвбейской Халкиды Амфидаманта, состязался с Гомером и одержал над ним верх. Хотя сама легенда, скорее всего, является позднейшим вымыслом, она тем не менее дает представление о времени, когда жил Гесиод — рубеже VIII–VII вв. до н. э. Поэмы Гесиода написаны торжественным гекзаметром на гомеровском диалекте в технике, характерной для бродячих поэтов-рапсодов того времени.

Первым произведением поэта считается «Теогония», в которой автор попытался собрать воедино и упорядочить различные греческие предания о сотворении мира и происхождении богов. Поэма «Труды и дни» раскрывает картину мира Гесиода и место, которое в нем занимает человек. В ней прославляется честный крестьянский труд, который, с точки зрения рассказчика, является достойным путем к обретению добродетели. Поэма содержит разнообразный материал, в ней обильно цитируются мифы, притчи, басни и поговорки.

Личные советы, нравственные наставления и общие правила жизненной муд рости дополняются описанием картины деревенской жизни.

Лирическая поэзия

Лирический жанр поэзии возник в Ионии и на островах Эгейского моря в первой половине VII в. до н. э. из культовой и обрядовой песни. Этим термином обозначались стихотворные сочинения, исполнявшиеся под аккомпанемент флейты (элегия), лиры или кифары (лирика или мелика). Кроме того, различали еще сольную и хоровую лирику. Особенности этих жанров определяются их происхождением и стихотворным размером, преобладающей тематикой сочинений, а также стилистическими особенностями исполнения.

Возникновение лирической поэзии означало отход от канонов героической эпохи, обращения внимания поэта и его слушателей к индивидуальному сознанию и прославлению радостей жизни. Самым древним лирическим жанром является элегия, возникшая из фригийской песенной заплачки. Элегии писались двустишьем (гекзаметр-пентаметр) и затем исполнялись на пирах или народных сходках под аккомпанемент флейты. Выда ющиеся авторы VII–VI вв. до н. э. использовали элегическую строфу для выражения любовных переживаний (Архилох, Симонид), философских и нравственных рассуждений (Солон, Феогнид), прославления воинской доблести(Каллин, Тир-тей), а также для политических куплетов (Мимнерм). Родственной элегии была ямбическая поэзия, возникшая из жанра насмешливой песни или шуточной перебранки. Ямбом написаны стихи Архилоха с острова Парос, который является непревзойденным мастером обличительной сатиры и басни. Сольная лирика включает большое разнообразие жанров, форм и размеров. Особого расцвета она достигла в творчестве лесбосских поэтов VII-VI вв. до н. э. К этой школе принадлежал Алкей, сочинявший гимны богам, а также стихи о политике, любви и дружеских пирушках. Его современницей и соотечественницей была известная Сапфо, к которой поэт питал глубокие и безответные чувства. Поэтесса Сапфо черпала вдохновение из эстетических переживаний красоты девушек, цветов, нарядов. Чувственность и безыскусность ее стихотворений остались непревзойденными в лирической поэзии ее века и последующих эпох.

Хоровая лирика возникла на основе сольной песни, рефрен к которой подхватывался хором. Она предназначалась для публичного исполнения и часто была связана с религиозным культом. Этот вид лирики в VII–VI вв. до н. э. культивировался на Пелопоннесе, где достиг расцвета в творчестве Терпандра и Алкмана. Существовали различные жанры хоровой лирики: пеаны, или торжественные песни в честь богов (Алкман, Пиндар, Вак-хилид), дифирамбы, или хоровые песни в честь Диониса (Арион, Симонид), гипорхемы, или танцевальные песни (Алкман, Стесихор). Одним из последних лириков был Пиндар, писавший хвалебные песни в честь победителей состязаний (эпиникии).

2. Лирическая поэзия

2. Лирическая поэзия

Не многим больше, чем из только что рассмотренных эпических произведений, удается добыть из лирической поэзии греков. В основном она, конечно же, имеет эротическую природу, однако — и в этом существеннейшее отличие греческой лирики от современной — предметом этой эротики почти всегда выступают мальчики и юноши, именно их воспевают греческие лирики. Ввиду этого подробнее рассматривать лирическую поэзию мы будем ниже, в главе, посвященной гомосексуализму; сейчас же мы ограничимся некоторыми сведениями относительно любви мужчины к женщине.

Мимнерм Колофонский (конец VII века до н.э.) — первый греческий лирик, воспевающий любовь между мужчиной и женщиной. Немного женственный и сентиментальный, всегда влюбленный, он прославляет радости жизни и ее чувственные наслаждения и скорбит о скоротечности юности и краткости любовного счастья. Темой его любви и поэзии была прекрасная флейтистка Нанно.

Архилох Паросский (около 650 г. до н.э.) был первым поистине великим греческим лириком; для этой страстной, беспокойной личности поэзия означала исповедь в переполняющих его чувствах. Он был влюблен в Необулу, дочь богатого Ликамба: «В его стихотворениях пышет жаркое пламя любви. Страсть сжимает его сердце, вырывает нежную душу из груди; его глаза меркнут, и любовная мука пронизывает его до мозга костей. Необула вняла его бурному сватовству. Счастливый случай сохранил для нас образ горячо любимой девушки:

Своей прекрасной розе с веткой миртовой

Она так радовалась. Тенью волосы

На плечи ниспадали ей.

. старик влюбился бы

В ту грудь, в те миррой пахнущие волосы,

[перевод В. В. Вересаева]

Но когда ее отец Ликамб отменяет обручение, поэт теряет всякую меру: он не только поносит отца за нарушение слова, но бесчестит любимую, ставя под сомнение целомудрие и невинность былой суженой. Потомки содрогались от ужаса, вспоминая о мести Архилоха. Он, несомненно, знает себя лучше всех, сравнивая себя с ежом, который, «собравшись в клубок, направляет свои колючки на врага»[76].

С хронологической точки зрения, следующим должен быть упомянут Семонид Аморгосский (около 625 г. до н.э.); о его остроумной сатирической поэме, посвященной женщинам, мы уже говорили. Здесь следует также упомянуть Гиппонакта Эфесского (около 540 г. до н.э.), пусть даже только ради двух весьма злобных стихов, сохраненных у Стобея (Florilegium, 68, 8; ср. Apostol:, iv, 38с; Haupt in Hermes, iv, 159):

Два дня всего бывают нам милы жены:

В день свадьбы, а потом в день выноса тела.

[перевод Г. Церетели]

У Керкида из Мегалополя, писавшего во времена царя Филиппа шутливые стихотворения, называвшиеся мелиамбами, нас интересует только одна строчка (Афиней, xii, 544d): «Жили некогда в Сиракузах две девушки с округлыми ягодицами» — убедительное свидетельство о том, чту прежде всего приходило в голову грекам, влюбленным в женский пол.

Алкей из Митилены, один из величайших и разносторонних греческих лириков, написал большое число любовных песен, от которых, однако, как, впрочем, и от большей части греческой лирики, сохранились лишь жалкие фрагменты. В своих стихах он славил «сладко смеющуюся, фиалкокудрую» Сафо, но прекрасная поэтесса его не услышала, ибо ее сердцу любовь мужчины не говорила ничего.

Анакреонт Теосский, который даже в преклонном возрасте не расставался с вином и женщинами, был неизменным глашатаем любви и радостей жизни. Дошедшие до нас фрагменты его поэзии довольно скудны, а то, что ранее служило предметом восхищения как поэзия Анакреонта (так называемая «Анакреонтика»), оказалось на поверку шутливыми подражаниями, принадлежащими к самым разным эпохам. То, что выступает здесь под именем любви, — это легко читающиеся милые пустячки, которые никак не могут претендовать на звание истинной поэзии.

Чистейшее золото поэзии сверкает в стихотворениях Сафо, которую, вне всяких сомнений, следует отнести к числу величайших поэтических гениев всех времен. В ее стихах говорит только любящее и жаждущее любви сердце; образы и мысли, которые она выражает с никогда не отказывающим ей тактом подлинного чувства, на протяжении столетий остаются образцом для подражания, недоступным большинству эротических поэтов. Однако Сафо не может быть предметом подробного рассмотрения в данной главе, ибо жизнь и поэзия этого лесбосского чуда гомосексуальны. Поэтому мы вернемся к ней позднее и ограничимся лишь тем, что еще раз подчеркнем: гомосексуальная любовь греков есть свидетельство не упадка, но скорее прогресса их культуры, ибо она создала для них интеллектуальные ценности, которые пребывают в веках и не перестают будить в нас изумление и восхищение.

Терпандр сочинял песни для девичьих хоров, которые впоследствии были доведены до новой степени совершенства великим Алкманом, или Алкмеоном (около 650 г. до н.э.). Ему в заслугу следует поставить то, что он способствовал музыкальному воспитанию спартанских девушек. Отношения между поэтом и его певицами, которым он время от времени воздает должное в своих песнях, были, по-видимому, личными и интимными, что вполне правдоподобно, если принимать во внимание довольно свободный образ жизни спартанских девушек.

Фрагменты сицилийца Стесихора, расцвет которого приходится на 600 г. до н.э., столь же скудны, как и фрагменты произведений Алкмана. Согласно Платону («Федр», 243а; ср. Bergk, PLG, IIP, p. 218), он сочинил стихотворение, поносившее прелюбодеяние Елены, за что был наказан разгневанной героиней, которая поразила его слепотой; Стесихор исцелился, только написав знаменитую «палинодию», где он утверждал, что за соблазнителем Парисом последовала не Елена, но ее созданный Зевсом призрак, который и послужил причиной многослезной Троянской войны. Очевидно, что слепота поэта и его исцеление Еленой не могли служить истинной причиной написания «палинодии», существование которой надежно засвидетельствовано другими источниками. Если, таким образом, невозможно вообразить, чтобы поэт считал себя обязанным объяснить случайную и временную потерю зрения как акт мщения со стороны героини — что более чем маловероятно, то следует предположить, что отказаться от нападок на Елену, сколь бы глубокие корни не имело такое отношение к ней в поэтической традиции, заставило Стесихора общественное мнение, ибо, по представлениям дорийцев, Елена была богиней, удостоенной культа. Если такое объяснение правильно — а все говорит в его пользу, — то в «палинодии» Стесихора мы должны видеть первую веху на пути к феминизации, которая, медленно, но неуклонно прогрессируя в течение многих веков, привела в конце концов к состоянию современного феминизма.

Трогательным и волнующим образом Стесихор использовал также мотив несчастливой любви; в своей поэме он повествовал о прекрасной Калике, покончившей с собой после того, как она была отвергнута своим возлюбленным Эватлом. Афиней (xiii, 601а) ясно свидетельствует о том, что в поэмах Стесихора эротический момент играет значительную роль, и даже среди его фрагментов мы находим немало эротических мотивов. Так, он ввел в поэзию образ пастуха Дафниса, позднее ставший столь популярным: юноша был любим нимфой, но из-за своей неверности встретил печальный конец. Стесихор также воспел жестокую судьбу Радины, которая, хотя и была замужем за правителем Коринфа, все же отказалась расстаться со своим возлюбленным Леонтихом.

Эротические мотивы в изобилии обнаруживаются также в стихотворениях Симонида (556-468 гг. до н.э.) и его племянника Вакхилида — и это вполне естественно, так как в творчестве обоих значительную роль играет миф, богатый эротизм которого мы уже рассматривали выше. То же относится и к дошедшим до нас произведениям Пиндара (518-442 гг. до н.э.). Пиндар — самый сильный и возвышенный из всех греческих лириков, и мы являемся счастливыми обладателями сорока четырех его эпиникиев. Это — песни самого различного объема, которые сочинялись, чтобы восславить победителей четырех общенациональных праздников; их распевал хор, иногда — прямо на пиру в честь победы, но большей частью — дома, при вступлении победителя в родной город. Главным содержанием победной песни почти всегда является миф, излагаемый Пиндаром с совершенным искусством и имеющий особое отношение к победителю или его семье. Из этих мифов можно извлечь внушительное число эротических мотивов.

Читайте далее: