Танец сатиров у древних греков 8 букв
Греческий танец и его особенности: Сиртаки, Хасапико, Сиртос, Каламатьянос и другие
Каждая страна гордится своими культурными традициями, которые проявляются в различных сферах жизни: строительстве, кулинарии, творчестве, политике и т.д. Именно культура делает народ единым и уникальным. И сегодня мы хотим поговорить о такой части культуры Греции, как греческий танец. Это искусство издревле высоко ценили в Элладе, даже в античной мифологии танцу покровительствовала отдельная муза – Терпсихора. О том, как с тех пор складывались у греков танцевальные традиции, и какие пляски стали самыми популярными, расскажем в сегодняшнем материале.
Греческие танцы
Как уже отмечалось, музыка и танцы в Греции всегда были в почете. В античности умение сочетать пластичные движения с ритмичной музыкой называли настоящим даром Богов. Считалось, что искусство танца сочетает в себе телесную и душевную красоту, а человек, умеющий достичь этой гармонии, по мироощущению приближался к высшим Божествам. Поэтому танцам в Древней Греции обучали с малых лет, и даже в школах ввели специальную дисциплину.
Так что греки любили пляски и сопровождали ими многие мероприятия. Всего же в Элладе выделяли несколько групп танцев:
- Обрядовые (традиционные праздники и торжества);
- Сценические (театральные представления);
- Гражданские (военные церемонии);
- Священные (религиозные ритуалы);
- Домашние (семейные традиции).
Зачастую в танцах использовали различный реквизит, что превращало действие в полноценный спектакль.
Собственно, танцевать в Греции любят и сейчас. Современные греческие пляски очень зажигательны и ритмичны, но при этом им также присущи грациозность, изящество и гармоничность каждого движения. Греки с удовольствием пляшут традиционные танцы на дискотеках, и даже обучают им любознательных туристов. Предлагаем рассмотреть подробнее лучшие танцы Греции и ознакомиться с историей их появления.
Сиртаки
Безусловно, на сегодняшний день самым популярным у греков танцем является Сиртаки. Плавные хороводные движения, постепенно перерастающие в бурную пляску, стали международной достопримечательностью Греции. Даже мелодию этого танца, построенную на аккомпанементе бузуки (местный аналог лютни), давным-давно знают во всем мире.
Танцевать Сиртаки довольно просто. Танцующие выстраиваются в линию или круг, и кладут вытянутые руки на плечи друг друга. Далее синхронно выполняются сначала плавные шаги и скольжения, а по мере ускорения музыки прыжки, выпады и присяды. Хотя за время существования танца появилось множество вариаций, суть неизменна: от медлительных движений идет плавный переход к быстрой пляске. Таким образом, здесь смешаны три традиционных греческих танца Пидихтос, Сиртос и Хасапико, о которых еще поговорим чуть позже.
История танца Сиртаки
Как ни странно, невероятно популярный ныне греческий танец Сиртаки был придуман не в Древней Греции, а всего чуть более полувека назад! И появлением своим он обязан кинематографу.
В 1964 году на Крите снимали фильм «Грек Зобра», и для него требовалось поставить танцевальный номер. Композитор Микис Теодоракис написал ныне знаменитую на весь мир мелодию, а хореограф Йоргос Провиас поставил актерам танец. Когда фильм вышел на экраны, он имел огромный зрительский успех и был номинирован на «Оскар» в 7 номинациях, из которых 3 оказались для картины выигрышными.
Так после мировой премьеры картины Греция и Сиртаки стали на международной арене друг для друга неразлучными символами.
Сложно ли научиться танцевать Сиртаки
Вообще этот танец состоит из нескольких фигур, исполнение которых в зависимости от местных традиций может меняться. Но при должной ловкости и грации разучить танец Сиртаки, который с легкостью танцуют многие знаменитые греки и простой народ, можно всего за несколько уроков. Главное научиться координировать свои движения одновременно с изменяющимся темпом музыки и уметь чувствовать партнера. Сиртаки – танец групповой, и синхронность исполнения здесь имеет очень важное значение.
Хасапико
Второй по популярности из танцев Греции. Всем известный греческий танец под названием Хасапико отличается плавными и размеренными движениями, которые должен четко и синхронно выполнять весь ряд танцоров. Собственно, Хасапико это первая, мелодичная, часть Сиртаки. Отчасти он также напоминает казачьи пляски и румынскую хору.
История танца Хасапико
Хасапико – один из древнейших греческих танцев, и произошел он, по версии исследователей, от пастушьей пляски, придуманной жителями Македонии и Фракии. Большое распространение Хасапико получил в Византийскую эпоху, когда его стали использовать для воинских церемоний. Считается, что движения Хасапико повторяют плавную поступь война, подкрадывающегося к врагу для стремительной и победоносной атаки. Поэтому танец был не только частью ритуала, но и ученическим упражнением для выработки бесшумного шага у будущих воинов.
Часто Хасапико еще называют танцем мясников, т.к. название напоминает турецкое слово «kasap» (мясник).
Сиртос
Древнейшая греческая танцевальная форма, причем в каждом регионе Греции Сиртос танцуют по своим местным канонам. Общее только то, что исполнение пляски групповое, и все танцоры держатся за руки. Ритмы и движения в этом танце плавные, даже само слово «сиртос» в переводе с греческого означает «тянуть, ползти».
Подробнее греческий танец Сиртос описать невозможно, т.к. в каждой местности есть свои традиции исполнения. Отметим только, что сегодня в таком стиле греки обычно пляшут на свадьбах или особо пышных торжествах.
Зейбекикос
А это единственный греческий танец, который исполняется сольно, причем танцуют его только мужчины. Но настоящая уникальность Зейбекико проявляется в том, что все движения танца рассчитаны на импровизацию. Здесь нет строгих танцевальных фигур, обязателен только ритм в 9/8 и кураж исполнения.
Зейбекикос – это полет души танцора и возможность проявить все свои лучшие качества. Например, похвастать небывалой ловкостью и сноровкой или рассказать в движениях обо всем, что радует, печалит и заботит. Каждый грек имеет свою манеру исполнения этого танца, и, конечно же, считает себя лучшим танцором Зейбекико на свете.
История танца Зейбекико
Появился этот не совсем обычный танец в Древней Фракии, где его исполняли местные войны. После разрушительного землетрясения отряды солдат переселились в Грецию, и привнесли в местную культуру танцевальные традиции своих предков. С тех пор суть танца практически не поменялась, разве что демонстрация оружия в пляске больше не используется. Мечи и кинжалы заменил другой реквизит: например, танцор может без помощи рук поднять с пола стакан вина, зажженную сигарету и т.п.
Карагуна
Старинная фермерская пляска, возникшая на просторах Фессалии. Название «Карагуна» переводится как «черное пальто». На сегодняшний день нет четкой версии о том, откуда пошло это выражение и почему фессалийских фермеров прозвали карагунами. Ясно только одно – танец получил свое название по праву преемственности, т.е. прозвище создателей перенеслось и на обозначение пляски.
В противовес предыдущему, этот греческий национальный танец по народной традиции исполняют только дамы. Хотя встречаются региональные общины, в которых Карагуну исполняют смешанные группы танцоров. По манере исполнения он противоположен Сиртаки: начало здесь быстрое и ритмичное, затем темп постепенно падает, и концовка танца исполняется уже в стиле Сиртоса.
Греческий танец Каламатьянос
Вопреки распространенному мнению, в самой Греции правит танцевальный бал вовсе не Сиртаки. Каламатьянос – вот самый популярный и любимый в городах и деревушках Греции танец. Его умеют танцевать и мужчины, и женщины, и дети, и старики, а секрет такой популярности скрыт в простоте танца.
В Каламатьяносе всего 12 шагов (7 вперед и 5 на месте), и движения исполняются в ритме 7/8, что достаточно медленно для того, чтобы танцевать успевали и малые дети, и люди старшего возраста. За плавность движений многие считают, что Каламатьянос отчасти основан на манере исполнения Сиртоса. Кроме того, здесь танцоры также выстраиваются в открытый круг и постоянно держатся за руки партнеров.
Но есть у Каламатьяноса и уникальная особенность – он исполняется под песенный аккомпанемент. Причем раньше большинство песен было посвящено городу Каламата, отчего у танца и появилось такое звучное название. Каламатьянос – танец торжественный и радостный, исполняют его на торжествах, праздниках и особо значительных мероприятиях. С ним связаны и многие ритуалы, например, первый танец невесты на свадьбе – это непременно Каламатьянос.
История танца Каламатьянос
Точное время появления этой танцевальной формы до сих пор неизвестно. Однако, при археологических раскопках в Греции ученые не раз обнаруживали артефакты, с сохранившимся изображением танцующих. Рисунки, нанесенные на керамические предметы, отдаленно напоминают танцевальные фигуры, использующиеся именно в Каламатьяносе. На основании этих находок можно утверждать, что это один из древнейших исконно греческих танцев. Причем, судя по найденным фрескам и предметам, Каламатьянос исполнялся не столько для развлечения, сколько для обрядовых и религиозных целей.
В статье перечислены лишь основные греческие танцы: их знают не только в Греции, но и во всем мире. Если говорить подробнее, то можно выделить сотни видов плясок, которые встречаются в разных регионах страны. Ведь у Греции накоплено богатейшее культурное наследие, и танцевальные традиции – одна из важнейших его составляющих.
aldanov
Сергей Алданов — дневник.
Слова, слова, слова.
Древнегреческий танец.
«Юноши тут и цветущие девы, желанные многим,
Пляшут, в хор круговидный любезно сплетяся руками.
Девы в одежды льняные и легкие, отроки в ризы
Светло одеты, и их чистотой, как елеем, сияют;
Тех — венки из цветов прелестные всех украшают;
Сих — золотые ножи, на ремнях чрез плечо серебристых.
Пляшут они, и ногами искусными то закружатся,
Столь же легко, как в стану колесо под рукою испытной,
Если скудельник его испытует, легко ли кружится;
То разовьются и пляшут рядами, одни за другими.
(Гомер «Илиада», перевод Н.И.Гнедича)
Типы танцев
Танцы древности делились на военные и мирные. Позже пошло деление на театральные танцы, религиозные танцы и прочие элементы обрядов поклонения, военные танцы, танцы на симпозиумах, танцы скорби и т.д. Каждый тип представления — трагедии, комедии, и сатирические пьесы — имели собственные характерные танцы, некоторые спокойные и торжественные, а в некоторых фигурировали непристойные действия с использованием предметов фаллической символики. Следующие танцы цитировались в древних текстах:
Пирриха был наиболее известен среди военных танцев, был частью основного военного образования и в Афинах и в Спарте. Название «пирриха» (Pyrrihic), полагают, происходит от слова «пира», означающего костер, вокруг которого будто бы танцевал Ахилл при похоронах Патрокла.
Рельеф с танцующими воинами.
Мрамор. Римская копия поздней республики с греческого образца классической эпохи.
Inv. No. 321. Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента
Jean-Léon Gérôme Пиррихе
Всего известно 18 военных танцев, среди них Подизм (Podism), Ксифизм (Xiphism), Хомос ( Homos), Тетракомос (Tetracomos), Корибантум (Corybantum)/
Корибантум — танец корибантов в воинском снаряжении с мечами и имитацией боя.
Заимствован из Фригии. «Свое название он получил от именующихся «корибантами» мифических предшественников жрецов Кибелы или Реи во Фригии. С помощью звона своего оружия они отгоняли темные силы. Исполнители, которые изображали корибантов, танцевали обнаженными, со щитом и в шлеме, и подчас доходили до того же неистовства, что и жрицы-вакханки — менады. Корибантум известен также как Пляска куретов — так именовали корибантов на Крите».
Гимнопедий (Gymnopaedia) был основным танцем спартанцев и исполнялся ежегодно на агоре в Спарте. Представлявший собой по сути гимнастические упражнения под звуки флейты или лиры, он исполнялся нагими юношами на агоре в Спарте во время одного из ежегодных праздников. Фигуры гимнопедии напоминали движения и позиции, которые использовались в борьбе и боксе..
François volute krater, potted by Ergotimos, painted by Kleitias,Archaic Ancient Greek Art, ca. 570 BC, Museo Archeologico, Florence
Иеракио был женским танцем, исполнявшимся на фестивалях в честь богини Эры.
Metropolitan Museum of Art, 0.21 m, 250-220 v. Chr.
Около 450 г. до н.э.
Эпилиний был «дионическим» танцем, исполняемый на чанах при давке винограда ногами.
Эмелия первоначально хороводный танец культового предназначения (зачастую у постели умирающего), торжественного, величественного и возвышенного характера, в медленных или размеренных темпах. В отличие от пиррических плясок она исполнялась женщинами и отличалась красотой форм и изяществом пластики. Особенно выразительными были движения рук танцовщиц — сложные по рисунку и экспрессивные по характеру, в то время как ноги и корпус его были сравнительно неподвижны. Возникнув как религиозный танец, впоследствии эммелия вошла в качестве составной части в древнегреческую трагедию.
Аналогичный погребальный танец у этрусков
Кордак был танцем комедии, его танцевали актеры. Движения танца включали разнообразные вращения, прыжки в бешеном темпе. Он, хотя и был связан с содержанием пьесы, все же не являлся простой иллюстрацией действия. Скорее всего, кордак представлял собой вставные комические сцены, своего рода хореографические буффонады. Интересно, что этот танец считался недостойным серьезных мужчин.
Много общего имел с ним танец сатирической драмы — сиккинида (Sikinnis), ориентирующаяся на вкусы простых людей и зачастую представляющая собой пародию на многие стороны общественной жизни,.
Имений был свадебным танцем. Исполнялся невестой, ее матерью и друзьями.Отличался стремительным характером, быстрым темпом и наличием множества поворотов.
Изображение танца на коринфской вазе 6 в. до н.э.
Древние греки изобрели логический подход к танцу, классифицировав его элементы, и с их необычайным рационализмом, организовывал его компоненты в единую систему. Танцам учили и учились:
Урок танцев с аттической вазы — c. 450 BC, British Museum
Танец Античности. Танец Древней Греции. Связь танца с мифологией. Терпсихора. Религиозные, общественные, театральные танцы.
Тема 2
Танцевальная культура древних цивилизаций.
Танец Античности. Танец Древней Греции. Связь танца с мифологией. Терпсихора. Религиозные, общественные, театральные танцы. Танец Древнего Рима. Танец мимов. Танец Древней Индии и Древнего Египта.
Танец Античности. Танец Древней Греции. Связь танца с мифологией. Терпсихора. Религиозные, общественные, театральные танцы.
В древних цивилизациях танцу и музыке приписывалась глубокая идеалогическая и общественная роль (средство воспитания, религиозного поклонения, облагораживание человека).
Профессионализация музыкального и танцевального искусства обусловила возникновение театрализованных (сценических) танцевальных жанров. Постепенно отделяясь от прямой связи с трудом и бытовыми обрядами, танец приобретал значение искусства, воплощающего красоту тела, различные состояния человеческого духа и трансформировался в театральное представление. Для исполнения таких танцев и их музыкального сопровождения требовались танцовщики и музыканты высокого профессионального уровня (они обычно воспитывались с детства, получая профессию по наследству).
Танцевальное искусство Древней Греции наиболее изучено и систематизировано, благодаря огромному количеству археологических находок (с многочисленными изображениями танцующих людей) и описаниям в литературных источниках. Правда, в большинстве случаев встречаются лишь краткие характеристики танцев или упоминаются только названия с обозначением в честь каких богов или по-поводу какого события исполнялся данный танец.
Из числа государств Древнего мира только в одной Греции особенно ярко определилось, что танец, в его разнообразных формах, был выражением любви, радости и веселья народа. Во всей своей совокупности танцевальное искусство, которое у нас привыкли называть словом «хореография», у греков выражалось словом «оркестика». Само греческое слово «хорео», в прямом смысле, значит экстаз, так что оно может относиться одинаково как к религиозным оргиям, так и ко всякого рода общественным и бытовым танцам. В древней Греции искусства были тесно связаны между собой. Греки называли ритмом порядок и пропорциональность, наблюдаемые при движениях тела. Тот же самый порядок и пропорциональность в отношении звуков назывались у них гармонией. Единение же ритма с гармонией выражалось у греков словом оркестика, т. е. танец, в нашем понимании.
Танцы занимали видное место в религиозной, домашней и общественной жизни греков. Различные уличные процессии, торжества, наконец, мистерии и таинства были, в сущности, танцевальными представлениями, где роль искусных режиссеров принадлежала жрецам. А первые роли отводились женщине-танцовщице, как лучшей представительнице подвижной живописи и пластики.
Античные танцы сохранили до настоящего времени особую, чарующую воображение прелесть, заключавшуюся в необыкновенной чистоте пластических форм и в гармонии ясно очерченных линий. Их старался объяснить знаменитый реформатор балета Новерр, ими интересовалась вся эпоха французского классицизма, они вдохновляли первооткрывательницу современного танца Айседору Дункан.
Античные танцы вылились из символов греческой мифологии. Как бы не объясняли происхождение мифов, но суть их заключается всё-таки в том, что боги Олимпа, обладая разнообразными функциями, всецело управляли душой грека, его общественной и нравственной жизнью, и сформировались в живые образы, с которыми грек имел почти реальное общение. Поэтому в греческой истории мифы трудно отличить от действительности, и исполняемые танцы всегда оставались неразрывно связанными с мифологией. Мифологический сюжет всецело владел античной хореографией, и послужил богатейшим материалом для вдохновения балетмейстеров всех последующих веков.
Миф давал обильнуюпищу музыкантам и певцам, восхвалявшим жизнь олимпийских богов; миф был источником философских систем для мыслителей; мифом пользовались историки и поэты; и конечно, миф оказал громадное влияние на греческое творчество в изобразительном искусстве и на хореографию.
Все мелочи обыденной жизни были под опекой богов. Благодаря такому вмешательству и свободному миросозерцанию древнего грека, создался особый кодекс нравственности, не имеющий с христианской моралью ничего общего. Независимость от сторонних влияний и следование только собственным законам и нормам в значительной степени способствовало развитию красоты в Древней Греции. Таким освобожденным от предрассудков способом развивалась полуобнаженная хореография с её свободными телесными движениями. То, что может показаться безнравственным для нашего времени, было естественным для свободного, независимого, верящего в свои идеалы грека. Например, в греческих школах (палестрах), где грек воспитывал своё тело для наилучшего выражения духа, все телесные упражнения выполнялись обоими полами, и притом, почти совсем раздетыми. Чувство ложного стыда и стеснения своего тела утрачивалось с детства. Танцы, даже при полном отсутствии костюмов на исполнителях, представляли достойную уважения чистоту нравов, были всегда содержательными, заключая всебе ярко выраженное духовное настроение.
Древние философы утверждают, что греческие танцы имеют божественное начало. Действительно, греки смотрели на божество как на гармонию мира, и поэтому лучшим средством для его прославления должны быть правильные, соразмерные телодвижения, как показатели неизменного кругооборота сил природы.
Существует множество мифов о происхождении танцев в Древней Греции, но все они слились в одно общее представление, в силу которого хореографическое искусство выразилось в женском божестве – Терпсихоре, одной из девяти муз, окружавших Аполлона. Терпсихора, т. е. «любящая танцы» (от слов «развлекаю», «танцую»), олицетворяла собой символ пластичной красоты и гармонии. Согласно представлениям греков, Терпсихора председательствовала в греческих хорах из певцов, музыкантов и танцовщиц. Её изображали то с лирой в руках, то с бубном, украшали голову перьями, цветами.
Греки понимали танец очень широко, и как гимнастику, и как средство воспитания, и как способ оздоровления тела, и как мимическое искусство.
Исследователи выделяют следующие типы танцев, существовавших в Древней Греции:
— гимнастические и военные (воспитательное назначение);
Как и у других народов античных времен, пляска и различного рода акробатические, гимнастические трюки были непременным атрибутом древнегреческого религиозного культа. Каждому божеству мог быть посвящен свой отдельный танцевальный ритуал. Всеобщее распространение имели пляски, восхваляющие Афродиту. Это были благопристойные, сдержанные и совершенные, как и их покровительница танцы.
Ритуальные шествия в Древней Греции также сопровождались танцами, музыкой и песнопениями. Одним из таких танцев-шествий был Комос (Komos), участники которого — комасты — под аккомпанемент кифар и флейт исполняли непринужденные и фривольные движения.
Но, пожалуй, наибольшую популярность в повседневной жизни древних греков имели религиозные торжества, посвященные Аполлону и Дионису. Они сопровождались многочисленными танцами, разнообразными по форме и характеру. Причем танцы, связанные с культом Аполлона, были церемониальные, торжественные, степенные, а танцы дионисийских празднеств имели свободный, страстный и даже эротический характер. Подобное противопоставление в дальнейшем ярко проявилось и в профессиональном искусстве, прежде всего в сфере древнегреческого театра (танцы трагедии и комедии).
Среди гимнастических танцев образовательного толка, играющих большую роль в воспитании мужества, патриотизма у молодых людей, можно выделить военные пляски, в частности Пирриху и родственные ей пиррические пляски. Ранние формы пиррихи были известны на Крите еще в 2000—1500 гг. до н. э. Постепенно проникая в Древнюю Грецию, пирриха получила чрезвычайное распространение во всех ее областях, особенно в Спарте и Афинах, где являлась одним из элементов воспитания юношей и воинов. Сложные движения гимнастического характера в этом танце должны были помочь гармоничному развитию человеческого тела. Фигуры, движения и манипуляции оружием в такт музыки, под звуки флейты, были очень разнообразны. Исполнители воспроизводили воинские действия и единоличные бои, как будто во время настоящих сражений. Позднее пирриха стала исполняться профессиональными танцорами во время пиршественных развлечений, характер ее приобрел элемент фееричности, зрелищного великолепия, а название жанра стало употребляться в отношении любого ансамблевого танца.
К военным пляскам можно отнести фригийский танец Корибантум. Свое название он получил от именующихся «корибантами» мифических предшественников жрецов Кибелы или Реи во Фригии. С помощью звона своего оружия они отгоняли темные силы. Исполнители, которые изображали корибантов, танцевали обнаженными, со щитом и в шлеме, и подчас доходили до неистовства.
Пиррихе был близок и другой вид древнегреческого танца – Гимнопедия. Представлявший собой, по сути, гимнастические упражнения под звуки флейты или лиры. Он исполнялся нагими юношами на агоре в Спарте во время одного из ежегодных праздников. Фигуры гимнопедии напоминали движения и позиции, которые использовались в борьбе и боксе.
Театральные представления античных времен представляли собой сочетание драматического действия, поэтической речи, пения, танца, жестикуляции, мимических движений. Петь и плясать в древнегреческой драме поручалось хору. Его движения происходили, как правило, то в одном направлении, то в обратном, могли быть маршевыми по своему характеру или хороводными.
Каждому виду театральных зрелищ Древней Греции был свойственен свой определенный круг танцевальных жанров. В танцах трагедии отсутствовали виртуозные элементы, движения актеров отличались условностью и малоподвижностью, выразительным характером жестикуляции в более оживленных эпизодах. В комедийных представлениях танцы были виртуозными, технически сложными и часто имели неистовый, грубоватый, порой непристойный характер.
Среди множества жанров древнегреческого театра следует выделить несколько основополагающих — эммелию, кордак и сиккиниду.
Эммелия — первоначально хороводный танец культового предназначения (зачастую у постели умирающего), торжественного, величественного и возвышенного характера, в медленных или размеренных темпах. В отличие от пиррических плясок она исполнялась женщинами и отличалась красотой форм и изяществом пластики. Особенно выразительными были движения рук танцовщиц — сложные по рисунку и экспрессивные по характеру, в то время как ноги и корпус его были сравнительно неподвижны. Возникнув как религиозный танец, впоследствии эммелия вошла в качестве составной части в древнегреческую трагедию.
Главным танцевальным жанром комедии был кордак, движения которого включали разнообразные вращения, прыжки в бешеном темпе. Он, хотя и был связан с содержанием пьесы, все же не являлся простой иллюстрацией действия. Скорее всего, кордак представлял собой вставные комические сцены, своего рода хореографические буффонады. Интересно, что этот танец считался недостойным серьезных мужчин.
Много общего имел с ним танец сатирической драмы — сиккинида, ориентирующаяся на вкусы простых людей и зачастую представляющая собой пародию на многие стороны общественной жизни.
Следует отметить, что во всех греческих танцах главенствовала мимика. Она была неразрывно связана с механическими телодвижениями. По словам исследователей, греческий танец все время «подражает». Нет ни одного народа, где бы танцы и мимика были так тесно связаны между собой. В танце грек усматривает не только естественное желание двигаться, но и добивается, чтобы каждое гимнастическое движение соответствовало устной речи. Каждому жесту он придавал особенный символический смысл. Т.о., греческий танец представляет собой немой, оживленный разговор, оттеняемый ритмическими движениями.
Мимы (от др. греч. — «подражание») — сценические представления массового характера во вкусе зрителей из низших слоев, выступления акробатов и фокусников и т. п., сценки с пением и танцами, наконец целый реально-бытовой сатирический фарс. Актеры в этом виде театра тоже назывались мимами.
Зародившись среди широких народных масс в разных местах Греции, мим представлял собой весёлые сценки с бойким диалогом, которые были выхваченны из быта мелких ремесленников, поселян и близких к ним слоев. Широко развернулся этот жанр в эллинистическую эпоху Греции IV—III вв. до нашей эры. В это время мимы создаются не для сцены, а лишь для занимательного чтения и входят в орбиту интересов не только ремесленных, но и высших социальных слоев.
Большое распространение мимы получили и в Древнем Риме. Давно процветая на юге Италии и бытуя в Риме как низовой массовый театр, мимы прочно овладели сценой к концу II и в I в. до нашей эры, когда победы демократии заострили их, как орудие классовой борьбы, сделав театр местом социально-политической сатиры. Отражая быт мелких ремесленников (красильщиков, веревочников и др.), эти мимы часто направлены против господствующих классов — крупных землевладельцев и др. — иногда с резкой сатирой на религию. Самые скабрезные сюжеты были здесь преобладающими. Традиционным персонажем мима был дурак, осыпаемый всякой бранью; в текст часто врывался импровизационный элемент на злобу дня. Как классовый жанр низов римский мим и писался на языке этих слоев со всеми вульгаризмами и жаргоном городских таверн.
10 древних танцев с интереснейшей историей, дошедших до наших дней
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Танцы с мертвыми
Мадагаскар
Жители острова Мадагаскар раз в семь лет совершают уникальный ритуал, “танцы с мертвыми”. Во время этого обряда, сопровождаемого живой музыкой, они вскрывают склепы с останками своих родственников, достают их оттуда и заворачивают покойников в новую чистую ткань.
Из принесенных в жертву животных готовится угощение. Затем начинаются радостные танцы с покойниками на руках.
2. Пляска Св. Витта
Германия
Танцевальная мания, необъяснимый феномен средневековья XIV-XVII века, известный, как пляски Св. Витта, является одной из ранних описанных форм «массового помешательства». Десятки, сотни людей, находящихся в бессознательном состоянии, могли танцевать до полного изнеможения целыми днями и неделями, пока не валились с ног.
Впервые вспышка этой мании была отмечена в 1374 году в городе Аахене, распространившись впоследствии по всей Европе.
3. Кружение дервишей
Турция
Широко известный танец «кружащихся дервишей», «сема», имеет ритуальный смысл. Его участники, семазены, – дервиши братства мевлеви. Сема — это больше, чем танец, это магический процесс. Дервиши в процессе кружения, наклоняют головы так, что сдавливают сонную артерию, и в результате этого впадают в транс и достигают союза с божественным.
Каждый элемент символичен. Белая юбка обозначает саван, шляпа из верблюжьей шерсти — надгробную плиту. Сбрасывание черного плаща символизирует духовное возрождение. Братство мевлеви, к которому принадлежат дервиши, было основано в 13-ом столетии в Турции их наставником Мевлеви и существует до сих пор.
4. Танец Вендиго
Канада
Вендиго у индейцев-алгонкинов — это истощенные, вечно голодные монстры-людоеды со спутанными волосами и разлагающейся кожей.
У индейцев есть традиционный танец, в котором одни танцоры в сатирическом ключе изображают ужасных монстров, пожирающих людей, а другие – отважных охотников на Вендиго.
5. Тарантелла
Италия
Тарантелла — очень быстрый танец, появившийся на свет в 15-м столетии в Неаполе. Его название, по одной версии, связано с городом Таранто, по другой — с встречающимся в этих местах пауком, тарантулом. Долгое время считалось, что его укус приводит к «тарантизму», смертельной болезни, излечиться от которой можно только безудержной, неистовой пляской, в результате которой разгоняется кровь и выделяются токсины.
В те времена по Италии даже разъезжали оркестры специально для больных «тарантизмом». И только спустя 300 лет было обнаружено, что укус этого паука вовсе не смертелен, а вызывает лишь легкую опухоль вокруг ранки.
6. Танец Морриса
Англия
Танец Морриса является древней английской традицией. Многие полагают, что танец зародился в далеком языческом прошлом Англии, как ритуальный танец плодородия у кельтов. Другие же считают, что возник он гораздо позже.
В 16-м веке в европейских дворах стали очень популярны танцы с использованием тщательно продуманных костюмов, с колокольчиками на голенях. Этот танец в Великобритании танцуют и по сей день.
7. Танцы в честь Качина
Аризона, Юта, Колорадо/США
Согласно хопи, все в природе наполнено духами Качина, которые полгода живут вместе с индейцами в их деревнях, а в конце июля возвращаются в свой мир. Провожая Качина, хопи целых восемь дней исполняют в их честь танец.
Пятьдесят танцоров в масках и цветных костюмах, изображая духов, танцуют весь день под звуки барабанов и песнопений. По окончании праздника, как считали хопи, духи отправлялись до ноября в горы, по своим домам.
8. Танец с саблями
Пакистан/Непал
Танцы с саблями — один из самых распространенных ритуалов в мире. В Пакистане и Непале они являются обязательным атрибутом свадеб и других торжеств. С Крита они пришли в Древнюю Грецию. Широко распространились и в Европе, особенно в областях, соседствующих со Священной Римской империей и Страной Басков. В течение примерно четырех тысячелетий мировые культуры развивали эти танцы. Они стали неотъемлемым компонентом боевых искусств.
В Китае танец с саблями стал также одним из четырех главных танцев китайской Оперы. Только османы запретили исполнение танцев с саблями, полагая, что под этим предлогом будет приобретаться оружие для движения Сопротивления.
9. Ритуальный танец кандобле
Бразилия
Странная и загадочная религия кандобле, запрещенная до середины ХХ века, появилась в Бразилии в результате завоза сюда рабов из Африки. Одним из основных ее ритуалов является танец с бесконечным повторением однообразных движений, в результате чего танцор впадает в состояние транса.
Считается, что при этом в него вселяется один из богов, общаясь с которым, можно очистить свою душу. Исполняется танец в сопровождении бразильского барабана и погремушек.
10. Танец Залонго
Греция
Это не совсем танец, и эту историю знает каждый грек. Это был акт массового самоубийства перед лицом геноцида. В 1803 году после подписания мирного соглашения, вассал османской империи Али-Паша нарушил его и напал на сулиотов с целью порабощения их женщин и уничтожения мужчин. В знак протеста группа из 50 женщин с младенцами на руках поднялась на утес Залонго. Сначала они сбросили с него своих детей, а после этого прыгнули и сами.
Слухи об этом разнеслись повсюду, по османским землям и Европе, художники и поэты обессмертили этих женщин в своих поэмах и картинах. Говорили, что женщины при этом танцевали и пели народные песни, но, возможно, эта деталь была добавлена позднее для усиления эффекта.
БОНУС
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Греческие танцы. Сиртаки, хасапико, зейбекико и другие
Танец – это возможность выразить свою душу в пластике. Движения, позы исполнителя рассказывают о его чувствах и переживаниях. Народный танец — это родоначальник всех остальных видов этого искусства. В каждой местности свои ритмы, движения, позы, костюмы и так далее. Греческие танцы на своей родине популярны настолько, что их танцуют даже на дискотеках. Им обучают даже туристов, приехавших на отдых.
Греческие танцы
Давайте познакомимся с ними ближе. Греческие танцы очень похожи на румынские, украинские и молдавские. Популярны они не только у самих представителей этого народа, но и во многих других странах их с удовольствием танцуют. Греческая музыка и танцы изучаются во многих европейских и американских университетах. И даже исполняются вживую ансамблями с использованием бузуки. Это греческий народный инструмент, похожий на мандолину, который с лёгкостью сочетается с любым другим: аккордеоном, гитарой, фортепиано и так далее. Звук его скромный и томный. В Греции существовало огромное количество танцев – больше 200. Они разделялись на 5 групп: обрядовые, священные (исполняли во время проведения жертвоприношений), сценические, домашние и гражданские (их танцевали на общественных праздниках). В Древней Греции танец считался подарком от Богов, который соединяет духовную и физическую красоту. Муза Терпсихора призвана научить душу и тело правильно сочетаться друг с другом.
Миру известны следующие греческие танцы (названия):
- Сиртаки.
- Сиртос.
- Хасапико.
- Зейбекико.
- Карагуна.
- Клефтикос.
- Хора.
- Каламатианос.
- Тсамикос.
- Лазос.
- Стиакос.
- Тик.
- Микраки.
- Сера.
- Аноянос.
- Клистос.
- Тризали.
- Адихристос.
- Руматьяни.
- Омал.
- Зерводексос.
- Рембетико.
- Суста.
- Тригона.
- Апаномеритис.
- Суета.
- Пидихтос.
- Хасапосервикос.
- Ангальястос.
- Зонарадикос.
- Ангальястос.
- Тсифтетели.
- Катсипадьянос.
- Педозалис.
- Приньотис.
- Баллос.
- Приньянос.
- Калон кориц.
- Цаконикос.
- Кофтос.
- Ста триа.
- Карсималас.
- Погонисьос.
- Котсари.
- Цифтэтэли.
- Ираклиотико Кастрино Малевизиотис.
- Сиганос.
- Коц.
- Цамикос.
- Каламатьянос.
Сиртаки
Самый известный и популярный греческий танец – сиртаки. Однако он вовсе не народный и существует не так давно. Создан он был в 1964 году. Музыку к нему написал Микос Теодоракис. Он использовался в голливудском фильме «Грек Зорбас».
Греческий танец сиртаки – это смесь сиртоса и хасапико. В нём сочетаются различные движения: медленные и быстрые, резкие и плавные, скольжение ног без отрыва от пола и прыжки. Сегодня сиртаки является туристическим брендом и исполняют его во всём мире. Название танцу придумал актёр Энтони Куинн, который исполнял главную роль в фильме «Грек Зорбас». Возможно, это уменьшительная форма от названия греческого народного танца сиртос.
Танцуют сиртаки группой. Исполнители стоят в линию, а иногда в кругу. Вытянутые руки танцующие кладут на плечи соседей справа и слева. Темп сначала медленный с постепенным нарастанием. По ходу танца меняется размер с 4/4 на 2/4. Иногда сиртаки включают в себя прыжки. Ещё этот танец называют «Зорбас». Движения его просты, но когда темп становится быстрым, то шаги даются с трудом и, чтобы успевать выполнять их, необходимы ловкость и практика. Сиртаки учат во всех танцевальных школах мира.
Хасапико
Греческий танец хасапико похож на румынскую хору и на русские казачьи пляски. Это один из самых основных и древних ритмов. Зародился он ещё в эпоху Византии. Название переводится, как «танец мясника». Зародился хасапикос в Константинополе. В том районе, где он появился, жили мясники. Хасапикос всегда исполняется под пение. Изначально этот танец исполнялся с оружием. Исполнители, стоящие в первом ряду, держали в руках палки, ножи и хлысты, во втором ряду – мечи.
Танцует хасапико группа из мужчин и женщин. Солиста в этом танце нет. Раньше мужчины танцевали хасапико, надев кепку, у которой был поднят козырёк. Есть несколько разновидностей этого танца: политико, вари-арго и хасапосервико. Считается, что хасапико — это танец воинов. Исполнялся он избранными отрядами. Движения были очень простыми, изображали выходящего на поле битвы воина, который сражается с врагом и одерживает победу. Хасапико использовался ещё и для того, чтобы солдаты научились двигаться бесшумно.
Зейбекикос
Этот греческий народный танец зародился в Древней Фракии. Название его произошло от названия солдат – зембекидов. Их потомки пришли в Грецию после катастрофы и принесли с собой этот древний танец предков. Исполняли зейбекикос только мужчины. Это единственный, известный миру сольный греческий танец. Шаги в нём всегда построены на импровизациях. У исполнителя есть возможность выразить себя. Танец зейбекикос в древние времена сопровождался демонстрацией оружия.
Сиртос
Многие греческие танцы построены на одном из основных ритмов – сиртос. Он самый древний. Его исполняют группами, преимущественно на свадебных торжествах. Слово «сиртос» переводится как «тянуть, ползти».
Карагуна
Есть такие греческие танцы, которые исполняют исключительно женщины. Например, карагуна. В большинстве случаев его танцуют только представительницы прекрасной половины человечества. Хотя в некоторых греческих общинах их исполняют смешанные группы. Название «карагуна» переводится, как «чёрное пальто». Этим словом называли фермеров из Фессалийских равнин. По какой причине им досталось такое прозвище – неизвестно, поскольку в чёрных пальто они никогда не ходили. Танец начинается с быстрого темпа и постепенно к концу перерастает в сиртос.
Другие танцы
Клефтикос – танец партизан. Он использовался для отдыха, а также для военной подготовки. Название происходит от слова «клефты», то есть «партизаны». Зародился этот танец в глубокой древности – в эпоху, когда шла борьба греков с Оттоманской империей.
Каламатианос – один из самых популярных в Греции. Это разновидность сиртоса. Танец этот исполнялся под песни. В большинстве из них пелось о городе Каламата, от которого и произошло название.
Тсамикос — этот танец имеет много вариаций. В разных районах Греции его исполняют по своему. Движения танца, его стиль, форма, духовная составляющая — отражают привычки и характеры жителей каждой местности.
Читайте далее: