Свято иверский монастырь | Vasque-Russia.ru

Свято иверский монастырь

Иверский монастырь

Ивирон

На расстоянии приблизительно двух часов хода от Филофея находится известный Иверский монастырь, третий по чести на Святой Горе. Иверский монастырь основан в конце X века выходцами из Иверии преподобными Иоанном, Евфимием и Георгием, происходившими из династии Багратидов.

На расстоянии приблизительно двух часов хода от Филофея находится известный Иверский монастырь, третий по чести на Святой Горе.

Иверский монастырь основан в конце X века выходцами из Иверии преподобными Иоанном, Евфимием и Георгием, происходившими из династии Багратидов. Они были учениками преподобного Афанасия и основали обитель по его благословению. С тех пор Великая Лавра и Иверский монастырь считаются монастырями-побратимами. Основателем обители некоторые учёные считают другого выходца из Иверии византийского военного Торникия.

Долгое время в Ивироне подвизались преимущественно иноки-грузины, последний из них преставился в 1955 году. В настоящий момент среди насельников монастыря преобладают греки.

Первостроители обители и последующие поколения насельников Ивирона не оставляли своим попечением соотечественников. Так преподобный Евфимий перевёл на грузинский Святое Евангелие и другие душеполезные книги.

Климентова пристань

Ивирон был построен на месте, где ранее располагалась «Лавра Климента». Именно в этой обители сразу после кончины преподобного Петра Афонского были выставлены для поклонения его Святые мощи. На территории монастыря существовал языческий храм Посейдона, который был перестроен и освящён в честь пророка и крестителя Иоанна. Согласно преданию, он был заложен в правление Константина Великого и первого епископа Афона Климента и восстановлен в правление Константина Погоната. Ныне существующий храм был перестроен в 1710 году. На его месте в ходе раскопок найдены древние фрески собора Лавры Климента.

Невдалеке от монастыря на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица; это место называется Климентова пристань. И именно к этому месту чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру Иверская икона Божией Матери. О почитании этого образа говорит хотя бы тот факт, что только преподобный Никодим Святогорец написал четыре канона Иверской иконе Божией Матери.

Чудотворная икона Божией Матери Иверская

Во времена иконоборчества вдова, владелица этой иконы, проживавшая неподалёку от города Никея, спасая образ от поругания, пустила его с молитвой по волнам. Прошло несколько веков. И вот в 1004 году он чудесным образом в столпе света, поднимавшемся до самых небес, прибыл к берегам Афона. В это время благочестивому старцу Гавриилу было видение Божией Матери, повелевавшей ему подойти к иконе по воде и перенести её в соборный храм. В честь чудесного явления иконы сейчас воздвигнут храм Успения Пресвятой Богородицы.

Икону поместили в алтаре храма Иверского монастыря, но наутро она оказалась над вратами обители. Так продолжалось несколько дней. Матерь Божия явилась во сне старцу монастыря и сказала:

Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашею Хранительницею. Доколе будете видеть образ Мой в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют.

Тогда чудотворную икону поместили над вратами обители и стали называть «Вратарница».

Однажды во время сарацинского набега один варвар дерзко ударил икону своим копьём. В тот же миг из образа потекла кровь, которую можно различить на нём и сегодня. Разбойник покаялся и принял монашество под именем Дамаскин, но сам называл себя Варваром. Инок достиг святости, и в обители сохранилось его иконописное изображение.

В 1651 году русский царь Алексей Михайлович подарил Ивирону Обитель Святого Николая в Московском Кремле. Сделано это было в благодарность за излечение царской дочери, получившей исцеление у списка «Вратарницы», привезённого насельниками Иверской обители в Москву.

Вот что пишет о «Вратарнице» знаменитый русский паломник-пешеходец XVIII века Василий Григорович-Барский:

“В сем прекрасном, при внутренних вратах монастырских созданном храме, в иконостасе вместо наместной обычной Богородицы стоит некая святая и чудотворная икона, проименованная от древних иноков Портаитисса, т. е. Вратарница, зело ужаснозрачна, с великими очесами, держащая на левой руке Христа Спасителя, очернелая же на лице множества ради лет, обаче совершенно все являющая изображение, покровенна же вся кроме лица среброкованною позлащенною одеждою, и кроме того испещрена многоценными каменьями и монетами златыми, от различных царей, князей и благородных бояр дарованными за многие её чудотворения, идеже и Российских царей, цариц и царевен, императоров же и императриц, князей и княгинь монеты же златые и иные дары повешены видел своими очами”.

Внутренняя территория Ивирона

Предание монастыря повествует о чуде, сотворённом Божией Матерью. Один бедняк просился на ночлег в Ивирон, но монах-вратарь потребовал у него плату. У бедняка не было денег, и, удручённый, он пошёл по дороге в Карею. Вскоре он повстречал таинственную Женщину, Которая дала ему золотую монету. Бедняк вернулся и отдал златницу привратнику. Монахи, обратив внимание на древность монеты, заподозрили несчастного в краже. После его рассказа о Жене они пошли к иконе «Вратарница» и увидели, что эта монета – одна из многих пожертвованных Божией Матери. Велико было раскаяние иноков. С тех пор на Святой Горе строго соблюдают обет безмездного странноприимства. А на месте явления Божией Матери был выстроен небольшой храм, до которого вы сможете дойти минут за 10–15.

Русский святогорец Парфений свидетельствовал, что во время греческого восстания 1822 года турецкие солдаты, жившие в монастыре, не смогли потревожить наряженной в драгоценные ризы, украшенной многими великолепными дарами «Вратарницы». А несколько лет спустя служащий при иконе монах с изумлением увидел одетую в чёрное Женщину. Она усердно подметала обитель.

Пришло время хорошенько вымести весь монастырь. Уж столько лет стоит неметёный, – сказала Жена и сделалась невидимою.

Вскоре султан издал указ, чтобы все солдаты покинули Святую Гору, хотя до этого не раз грозился разрушить до основания её обители.

Крестный ход с Иверской иконой Божьей Матери

Сама «Вратарница» никогда не покидала пределов Ивирона, в ответ на просьбы мирян монахи посылали списки чудотворного образа. Икону лишь три раза в году выносят из параклиса, где она пребывает постоянно:

– накануне Рождества Христова после девятого часа она торжественно переносится братией в собор и остаётся там до первого понедельника после праздника Собора Иоанна Предтечи;

– с Великой Субботы до понедельника Фоминой недели. Во вторник Светлой седмицы совершается торжественный Крестный ход по территории монастыря;

– на Успение Пресвятой Богородицы.

Иверский монастырь оказал очень большую финансовую помощь восставшим против турецкого владычества грекам. На нужды освободительного движения монахи пожертвовали некоторые исторические реликвии своей обители. В том числе уникальный серебряный позолоченный подсвечник в виде лимонного дерева весом более шестидесяти килограммов. Восставшие, однако, отказались от дара и возвратили подсвечник обители, чтобы «он горел перед иконой Богородицы за православный народ». Интересна история этой реликвии. Лимонное дерево было подарено Ивирону жителями Москвы, о чем свидетельствует стихотворение на русском языке, выбитое на подсвечнике. На надписи указана и дата пожертвования – 30 апреля 1818 года.

С Ивироном тесно связана судьба священномученика патриарха Григория V. Рядом с обителью на месте келии, где он подвизался шестнадцать лет, возведён параклис в его честь.

«Не рыдай Мене, Мати» (фреска первой половины XVI в.)

По преданию, перед концом света и Афон погрузится в пучину страстей. И тогда икона таким же чудесным образом, как явилась, покинет Святую Гору. Это будет одним из предзнаменований скорого Второго Пришествия Спасителя и знаком для святогорцев уходить с Афона. Ныне чудотворная икона пребывает в специальном параклисе Панагии-Портаитиссы, расположенном по левую руку от входа в святую обитель. Он был построен в XVII века, а к 1774 году относятся знаменитые росписи в его нартексе. На них, в частности, изображены: Платон, Аристотель, Софокл, Фукидид, Плутарх, Александр Македонский. Пред иконостасом, работы 1785 года, и помещена чудотворная икона Богородицы. На Портаитиссе серебряный позолоченный оклад, выполненный в Москве в 1819 году. Под ним находится более древний оклад 1701 года, изготовленный в Иверии. В пределе Портаитиссы находится чудотворная икона Святителя Николая, чудесным образом прибывшая из России в июне 1815 года.

Интересно, что Ивирон в отличие от других святогорских монастырей использует не византийское время, а унаследовал собственную систему исчисления времени от основателей монастыря. В соответствии с ней день начинается не с заходом, а с восходом солнца.

Главный собор обители основан в конце X века. Завершено строительство было при игумене Георгии, о чём свидетельствует сохранившаяся надпись на солее. Соборный храм реставрировался в XVI и в XIX веках, но многое сохранилось и от первого кафоликона. Обратить внимание также стоит на фрески, написанные в 1522 году. Их автор монах Марк, родом из Иверии. Сохранилось его совместное изображение с игуменом Гавриилом на фреске в восточной части собора. Над царскими вратами находится чудесная лампада. Она начинает раскачиваться, да так, что даже масло иногда выплёскивается через края, – либо накануне великих праздников, либо в преддверии мировых потрясений. Так Пресвятая Богородица напоминает людям о своем присутствии и заступничестве и зовёт их к покаянию. Главный собор Ивирона имеет два придела: свт. Николая и Святых Небесных Сил Бесплотных. В последнем хранится большинство святынь обители.

В Ивироне собрано, пожалуй, наибольшее количество мощей угодников Божиих и других святынь. Упомянем части хламиды, трости и губы, которыми был поруган жидами Господь Иисус Христос; часть Животворящего Креста Господня, частицы мощей Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, прав. Лазаря Четверодневного, свв. апп. Петра, Луки и Варфоломея, первомуч. Архидиакона Стефана, свтт. Василия Великого, Иоанна Златоуста, вмчч. Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Меркурия и Димитрия Солунского, сщмчч. Василия, еп. Амасийского, и Феодора, иже в Пергии, мчч. Никиты, Фотия и Нестора, свтт. Михаила еп. Синадского и Афанасия Великого, мцц. Фотинии, Евпраксии, Анастасии и Параскевы, прпп. Феодора Стратилата и Иерофея Иверского и многих других святых.

Исторической реликвией является саккос (основная часть праздничного одеяния) византийского императора Иоанна Цимисхия. Из художественных достопримечательностей особое впечатление производят изготовленное в персидском стиле паникадило, две древнегреческих колонны из храма Посейдона, когда-то стоявшего на этом месте, и золотое лимонное дерево с серебряными листьями, изготовленное в России.

В северо-западном углу соборного храма есть поразительная фреска, изображающая Господа Иисуса Христа во весь рост. Монастырское предание утверждает, что некто долго и усердно молился Богу, прося явить Спасителя в воплощённом виде, и тайный голос объявил неотступному молитвеннику:

Иди на Афонскую Гору, в Иверский монастырь. Там при северной двери, вводящей в притвор собора, ты найдешь Мое точное изображение во весь рост.

Поклонившись монастырским святыням (это можно сделать в любое время дня), можно остаться в обители на ночлег и обойти живописные окрестности монастыря, посетив упомянутые места явления Божией Матери, но можно и продолжить путь в сторону Кареи. Туда бывает легко добраться нередким попутным транспортом. При желании можно также держать путь к обители Ставроникита, хорошо видимой от Иверской пристани.

Свято-Иверский Одесский мужской монастырь

Свято-Иверский Одесский мужской монастырь – православный мужской монастырь в Одессе. Среди святынь – список Иверской иконы Богородицы. При обители имеется гостиница для паломников.

Содержание

История

Вот уже несколько лет рядом со «Школьным аэродромом» в Одессе сияют золотые купола. Это купола Свято-Иверского мужского монастыря. Такое соседство машин, безудержно рвущихся в небо, и общины монахов, смиренно отыскивающих Царство Небесное внутрь себя, на первый взгляд может показаться дисгармоничным и противоречивым. Однако, это лишь на первый взгляд… Всякое дело положено освящать молитвой, испрашивая на него благословения Божьего. К сожалению, сегодня многие забыли об этом азбучном правиле, которым столетиями руководствовались наши славные предки; поэтому и возникает вопросительный знак в сочетании: «Школьный Аэродром и Иверский Монастырь?» А, все начиналось именно с молитвы.

Когда-то среди степи в окрестностях Одессы находился женский Михайловский скит. Обстоятельства его основания время вытерло из памяти людской, да и насельницы скита проводили жизнь в удалении от общества, в молитве, бедности и тяжелых полевых работах; миром не интересовались, как впрочем, не интересовался ими и мир. Редко, но находились души, готовые ради общения с Господом оставить прелести мира и уединиться в убогом скиту. Но пришло время, когда люди перестали слышать тихий голос «вопиющих в пустыни» и не могли уже найти сил и решимости оторваться от всепоглощающей суеты мирской, пойдя в след за Христом в пустыню для поста и молитвы. Скитская жизнь стала угасать. А в конце XIX века Михайловский скит был вообще закрыт. Действующей осталасьтолько скитская церковь, в которую собирались немногочисленные жители окрестных хуторов.

В первые годы ХХ века в Одессе сформировалась группа молодых людей, объединенных мыслью о подъеме в небо на летательных аппаратах. Их общество называлось «Одесский Аэроклуб». Сегодня нас уже не удивляет вид серебряной стрелы рассекающей небо где-то высоко-высоко. А, всего сто лет назад, трехминутный отрыв от земли на неуклюжей фанерной машине, становился огромным прорывом в техническом прогрессе, приводящем в изумление тысячи людей.Личным распоряжением Императора Николая II Одесскому Аэроклубу был отведен участок земли, на котором со временем была создана летная школа, а позже размещен аэродром, получивший название «Школьный». Это была та земля, на которой когда-то находился Михайловский скит. Несмотря на чисто техническое предназначение территории летной школы, авиаторы решили не переносить доставшийся в наследство храм на другое место, а оставить его для своих духовных нужд. Немалую роль сыграл в этом деле Сергей Исаевич Уточкин – легендарный одессит, который своей неутомимой энергией и деятельностью прославил наш город по всей Европе.

Уточкин ставит рекорды скорости езды на велосипеде, автомобиле и, в конце концов, поднимается в воздух на самолете! До сих пор он является одним из известнейших одесситов, а о его подвигах с увлечением рассказывают многочисленные свидетели. И лишь немногим известна маленькая деталь: в Одессе была церковь, которая в народе так и звалась: церковь Уточкина — та самая церковь оставшаяся от скита. Этот факт проливает свет на внутренний душевный уклад талантливого изобретателя. Для него и его единомышленников, древнее правило о молитве Богу перед началом всякого дела, было насущной необходимостью. Эта особая надежда на Господа стала частью их жизни и потому, что крылья собираемых ими машин были еще не надежны. Очень часто случались трагедии. Вот почему, чувствуя недостаточность простых человеческих сил, они возлагали надежду на помощь и силу Небесную. Поэтому, рядом с мастерскими «Одесского Аэроклуба» было место для небольшой церковки, в которой приносили Господу свои молитвы и просьбы первые одесские летчики. В одно из своих посещений Одессы, Император Всероссийский Николай II нанес визит и в летную школу. При осмотре технического комплекса, согласно традиции, Государь посетил и церковь, расположенную на территории школы, принеся в ней молитвы Господу об успешности предпринятых начинаний русских летчиков.

К сожалению не сохранилось ни фотографий ни описаний этой церкви. Известно лишь то, что размерами она была небольшая и рядом с ней находился ручей с чистой водой, который впадал в море в районе 10-й станции Б. Фонтана. Необходимо заметить, что сейчас этот ручей протекает по искусственному подземному руслу в непосредственной близости от Иверского монастыря. Ураганный вихрь событий октября 1917 года с разрушительной силой пронесся над процветающей Россией, надломив стержень духовности и насадив циничный атеизм. В Одессе, как впрочем и по всей Руси, большинство храмов Божиих было сметено с лица земли. Не избежала этой горькой участи и церковь Уточкина. Самого Сергея Исаевича к тому времени уже не было в живых, его соратников разбросало по свету, а новая власть, оценив тактические возможности авиации, создала на базе летной школы военизированный объект, на территории которого «культовое сооружение» не могло находиться по определению. Теперь уже ничто не расскажет об оазисе божественной тишины и покоя, в котором изливали молитвы и смиренные инокини и смелые новаторы. Пожалуй, только могучий столетний дуб, раскинувший крону над современной обителью, может поведать о тех, кто в течение многих лет укрывался в его тени от палящего южного солнца.

Вспоминая притчу Спасителя о горчичном зерне (Мф. 13, 31 — 32), можно сравнить Михайловский скит и церковь Уточкина с этим малым зернышком, которое когда-то быв брошенным в землю, проросло сегодня древом дивной обители Пречистой Богоматери, в тени которой находят себе пристанище множество душ человеческих. История Свято-Иверского Одесского мужского монастыря, в собственном смысле, начинается с 1998 года. Именно в этом году, 19 мая состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, которое возглавил Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины. На заседании иерархи постановили благословить открытие новой обители в честь Иверской иконы Божией Матери в Одессе.

Но молитвенная лампада зажглась в монастыре ранее. Первая служба состоялась на Пасху в апреле 1998 года. А до этого немногочисленная братия из четырех человек в течение Великого Поста ежедневно возносили свои теплые молитвы к Пречистой, неустанно моля Ее о помощи в основании обители: очень уж страшная разруха досталась в наследство от воинской части, где предстояло начать строительство монастыря, и надеяться можно было только на Самого Господа и предстательство Пречистой Богородицы. С огромным трепетом, благоговением и радостным пасхальным настроением началась Светлая Седмица, и вторая служба была совершена в Светлый Вторник в честь прихода Иверского образа на Святую Гору Афон в 999 году. Сама Богородица освятила начало молитвенной жизни в обители. И уже теплился огонек молитвы, возносящийся к Богу и Пречистой Его Матери. Началась непрестанная молитва и упорный труд.

23 октября 1998 года был возведен первый купол. Это было очень трепетное событие, прихожан очень мало, братии вместе с рабочими 11 человек. А тут подъем купола! Ясным свидетельством чудесной помощи Самой Владычицы стало следующее: в совершенно ясный солнечный день люди видели огромную радугу надмонастырем, а когда был поднят купол, прямо над ним появилось белое круглое облако – символы благоволения и благословения Божьего новой обители.

26 октября 1998 года, в день 350-летия прибытия точного списка Иверской иконы Божией Матери в Москву, в Свято-Иверском Одесском монастыре состоялась праздничная божественная литургия, которую возглавил Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский. В этот памятный день Владыка совершил освящение престола в обители. Тогда же Митрополит, как Настоятель монастыря, передал в дар молодой обители церковную утварь и иконы из личного собрания.

Иверский монастырь на озере Валдай: история, архитектура и святыни обители

Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь — православная обитель Новгородской области, стоящая на острове Сельвицкий в Валдайском озере. Монастырь имеет древнюю историю: построен он по воле и стараниям патриарха Никона. Древность храмов и красота местной природы ежегодно привлекают в обитель большое количество туристов и паломников.

История монастыря

Еще будучи митрополитом в Новгороде, Никон присмотрел живописное и дикое место, расположенное на озере Валдай. Во время путешествия на Соловки за мощами святителя Филиппа будущему патриарху было видение: святой явился Никону и благословил его на постройку монастыря. Царю Алексею Михайловичу также пришлась по душе эта идея. Возведение первого храма началось уже в годы патриаршества Никона.

Две построенные деревянные церкви назвали в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы и митрополита Филиппа, благословившего в видении новую обитель. Озеро, пользующееся дурной славой у местного населения и считающееся как бы нечистым, патриарх лично освятил и переименовал в Святое.

Во время строительства Никону явился огненный столп — знак Божьего благоволения.

Позже были возведены каменные храмы — Успенский и Михайловский. В 1654 г. в обитель переносят мощи святого Иакова Боровичского. По велению царя, монастырю были переданы все земли в округе. Валдайский посад патриарх переименовывает в село Богородицкое. На Валдай переходит вся братия Кутеинской соседней обители.

В 1656 г. в Россию с Афона привозят список Иверской иконы Богородицы, заказанный патриархом.

Красота и богатство монастыря приводили в восторг современников, толпы богомольцев стекались для поклонения чудотворной иконе Богоматери.

На соборе 1666 г. патриарх Никон был низложен, а все построенные им монастыри закрыты и расформированы. В 1668 г. в Иверский монастырь позволяют вернуться игумену с братией, но обитель теряет прежнее значение и привилегии.

Монастырь после революции

Из обители после революции были вывезены все ценности, а насельники были отправлены на работы по лесозаготовке. Позже монастырь был преобразован в трудовую артель, просуществовавшую 8 лет.

После упразднения трудовой артели обитель использовали как музей и мастерские, в годы войны — как госпиталь, затем в роли школы для детей-туберкулезников и базы отдыха в 70-х. Все это привело к потере старинного убранства и росписей монастырских храмов.

Восстановление

В 1991 г. комплекс вернули Новгородской епархии Православной Церкви в очень плохом состоянии. Реставрация и восстановление обители продолжались до 2007 г.

В монастырь была привезена икона Богоматери Иверской — копия с чудотворного образа, хранившаяся в Валдайском Петропавловском храме. На освящение и открытие восстановленного и отреставрированного Успенского собора прибыли патриарх Алексий II и президент Владимир Путин.

На данный момент в обители живут 23 насельника, не считая послушников. Ежедневно проводятся Богослужения суточного круга. Наместником монастыря является иеромонах Антоний (Битьмаев).

Как добраться

Иверская обитель расположена в 10 км от города Валдай Новгородской области. Как добраться до Валдая: доехать на автомобиле, автобусе или жд транспорте.

Через станцию Валдай проходит поезд Москва-Псков, далее до монастыря на такси, также можно добраться поездом Санкт-Петербург-Москва, выйти на станции Угловка, а оттуда до острова на такси. Или частным автомобилем по трассе Москва-СПб ехать до поворота на Боровичи. Затем, спустя 2 км, повернуть налево и ехать по дороге до островов.

Архитектура и убранство

Иверская Святоозерская обитель — яркий образец удачного и гармоничного соединения архитектуры с окружающей природой. Комплекс был выстроен по образцу Афонского Иверского монастыря. Площадь обители — почти 6 гектаров, на которых разместились около 30 строений разного типа. Большинство построек относятся к 17-18 векам.

Росписи внутри храмов практически полностью были утрачены в годы СССР. При росписи храмов в наши дни использовали более современную иконописную технику и манеру. Высокий уровень мастерства реставраторов можно увидеть в восстановленных образах иконостаса и великолепно украшенных опорных столпах Иверского Собора.

Святыни

После революции обитель была разграблена, а ее главные святыни — Иверская икона и мощи Иакова Боровичского — утеряны. На данный момент монастырь имеет лишь список с чудотворной Иверской Богоматери и небольшую частицу мощей святого Иакова.

Иверская Богоматерь

Когда архимандрит Афонского Иверского монастыря посещал Москву, патриарх московский Никон обратился к нему с просьбой прислать список чудотворной Иверской иконы Богоматери. Просьба была выполнена, и в 1648 г. икона прибыла в Россию.

В письме братия афонской обители рассказала о том, как писалась копия со святыни. Поначалу монахи продолжительное время молились, затем оригинал иконы они облили святой водой, которую смешали с красками и частицами мощей. Этой смесью иконописец писал новый образ, принимая пищу только по выходным, а в остальные дни пребывал в строгом посте.

Иверская Богоматерь была с благоговением встречена и богато украшена патриархом и царем Алексеем Михайловичем. Стоимость ее оклада и украшений составляла 44 тыс. руб. серебром. Новонаписанный образ прославился чудесами и исцелениями.

Считается, что именно Иверская икона избавила в 1848 г. город от холеры.

В честь этого события в 1849 г. по указу императора был учрежден ежегодный крестный ход вокруг Валдая, который проводился 28 июля.

В 1927 г. икона была вывезена из обители, и с тех пор ее местонахождение неизвестно. Образ, находящийся в обители в наши дни, написан в конце 19 в. Список с чудотворной иконы был сделан для Валдайского ополчения, направляющегося на Крымскую войну.

Частицы мощей

В 2000-х один из монахов привез в обитель частицы святых мощей Новгородских подвижников.

Также в монастыре появился мощевик с частичками мощей великих угодников Божиих:

  • великомученика Пантелеимона;
  • апостола Иакова — брата Господня;
  • апостола Андрея Первозванного;
  • святой Марии Магдалины;
  • св. Амвросия Оптинского и многих других подвижников.

Этот мощевик был отдан на хранение одному мирянину епископом Боровическим в начале 20 века. Спустя 50 лет мощи оказались в обители. Также братия Киево-Печерского монастыря передала в дар частицы мощей всех святых своей обители. К мощам можно приложиться там же, где находится Иверский образ — в Успенском соборе.

Архитектурный ансамбль

Современный монастырский комплекс включает в себя:

  • Успенский (Иверский) собор;
  • храм Богоявления;
  • две надвратные церкви: митр. Филиппа и Архистратига Михаила;
  • храм Иакова Боровического;
  • шатровую колокольню;
  • часовню с усыпальницей;
  • корпуса.

Успенский Иверский собор

Собор — главное монастырское сооружение — является образцом русского церковного зодчества 17 века. Этот храм был назван в честь Иверской иконы, а затем переименован во имя Успения Богоматери. На данный момент собор снова носит первоначальное название, возвращенное ему в 2000-х Святейшим патриархом.

Храм имеет прямоугольную форму и типичную для Никоновской эпохи крытую галерею. Пять куполов собора с 2008 г. покрыты тонкими листами сусального золота. Внутри храма расположены подпорные столпы, на одном из которых помещена главная святыня обители — чудотворная Иверская икона.

Храм Богоявления

Теплый храм Богоявления Господня выстроен в 1658 г. по планам патриарха Никона. Эта церковь пристроена к двухэтажной трапезной и была предназначена для Богослужений в зимнее время. Богоявленская церковь имеет одну главу и квадратную форму. Декоративные украшения вокруг окон красного цвета создают контраст с белоснежными стенами храма.

Надвратные храмы

Надвратная каменная церковь Архистратига Михаила 17 века расположена над внутренними воротами. К этому храму с двух сторон примыкают корпуса 17 века: Никоновский и Казначейский. В Никоновском корпусе жил патриарх Никон, когда гостил в обители. В 2007 г. в церкви провели полную реставрацию, заменив перекрытия и лестницу.

Во второй половине 17 века в монастыре сгорел деревянный храм, посвященный святителю митрополиту Филиппу. Тогда было принято решение возвести надвратную Филипповскую церковь, которую расположили на внешних воротах обители. Храм небольшой по размеру, с одним куполом. Цветовое решение — красный в сочетании с белым. Снаружи на вратах размещена Иверская Богоматерь и композиция из иллюстраций сказания об этом образе.

Церковь Иакова Боровичского

В 1700 г. пожар уничтожил недавно возведенный деревянный храм имени св. Иакова и больницу, находящуюся при нем. Через два года на том же месте строится новый каменный храм и больничные кельи. В 19 веке здание перестраивается, а в 20-ом лишается купола из-за нецелевого использования помещения.

Храм был восстановлен при реставрации в том виде, в котором находился после перестройки в 19 веке. Церковь имеет квадратную форму и полукруглую апсидную часть, широкий купол. Путь в храм св. Иакова лежит через монастырский сад.

Колокольня

Шатровая колокольня монастыря имеет три яруса и совмещается с зданием настоятельского корпуса. На звоннице колокольни расположены часы. Наверху постройки находится купол с крестом. Каждую четверть часа колокола отмечают перезвоном, раздающимся по всей территории острова.

Корпуса и другие постройки

Также на территории обители находится ряд корпусов 17 и 19-ого веков, которые использовались в соответствии с наименованием: наместнический, братский, гостиный. Для нужд братии существует баня, конюшня и прочие хозяйственные постройки. Все эти строения были приведены в порядок в ходе комплексной реставрации.

На территории монастыря находится усыпальница Панаевых. Эта семья внесла немалый вклад в развитие родного края, а также Иверской обители. Построена в 1870 г.

Требы

В монастыре возможно совершить Таинство Крещения, предварительно заказав и оформив его в соборе Иверской Богородицы в 12.30. Таинство проходит ежедневно в 13.00 в Михайловской надвратной церкви. Чтобы заказать венчание, можно обратиться в церковную монастырскую лавку лично или позвонить. Таинство совершается в 14.00, в день, оговоренный при заказе.

В лавке монастыря принимаются записки о здравии и о упокоении: на литургию, молебен, панихиду и чтение псалтири. Можно подать одноразовое поминовение, на 40 дней, полгода и год.

Богослужения

В будние дни Богослужения в храмах начинаются в 7 утра с братского молебна, в 7.30 — исповедь, затем Божественная Литургия в 8.00.

В воскресные дни и большие праздники исповедь начинается с 9.00, в 10.00— воскресная Литургия и молебен перед образом Богоматери. Каждый день проводится вечернее Богослужение, начинающееся в 18.00

Все службы доступны для свободного посещения, однако на Божественной литургии могут присутствовать только те, кто крещен в Православной Церкви. На каждой Литургии можно исповедаться и причаститься.

Паломничество

В монастыре могут остановиться на ночлег отдельные паломники или организованные группы. Для этого необходимо заранее, примерно за один месяц, заполнить анкету на официальном сайте монастыря. Тем, кто желает заказать экскурсию, которая проводится силами братии, нужно обратиться в церковную лавку или договориться по телефону.

При монастыре функционирует музей, посвященный его истории. В монастырской лавке можно приобрести местную продукцию и свежий хлеб.

Паломники должны иметь соответствующий внешний вид: мужчинам желательно отказаться от шорт в пользу брюк, для женщин обязательны юбка с платком.

Монастырь принимает гостей с 7 утра до 9 вечера.

Ежегодно 10 августа проходит празднование, посвященное Иверской Валдайской иконе Божией Матери. В этот день в монастырь приезжает большое количество паломников, поэтому могут возникнуть проблемы с размещением в гостинице всех желающих.

Видео

Вы можете узнать больше о монастыре из представленного видео.

Свято-Иверский монастырь в г. Одесса

Вот уже несколько лет рядом со «Школьным аэродромом» в Одессе сияют золотые купола. Это купола Свято-Иверского мужского монастыря. Такое соседство машин, безудержно рвущихся в небо, и общины монахов, смиренно отыскивающих Царство Небесное внутрь себя, на первый взгляд может показаться дисгармоничным и противоречивым. Однако, это лишь на первый взгляд.

Всякое дело положено освящать молитвой, испрашивая на него благословения Божьего. К сожалению, сегодня многие забыли об этом азбучном правиле, которым столетиями руководствовались наши славные предки; поэтому и возникает вопросительный знак в сочетании: «Школьный Аэродром и Иверский Монастырь?» А, все начиналось именно с молитвы.

Когда-то среди степи в окрестностях Одессы находился женский Михайловский скит. Обстоятельства его основания время вытерло из памяти людской, да и насельницы скита проводили жизнь в удалении от общества, в молитве, бедности и тяжелых полевых работах; миром не интересовались, как впрочем, не интересовался ими и мир. Редко, но находились души, готовые ради общения с Господом оставить прелести мира и уединиться в убогом скиту. Но пришло время, когда люди перестали слышать тихий голос «вопиющих в пустыни» и не могли уже найти сил и решимости оторваться от всепоглощающей суеты мирской, пойдя в след за Христом в пустыню для поста и молитвы. Скитская жизнь стала угасать. А в конце XIX века Михайловский скит был вообще закрыт. Действующей осталасьтолько скитская церковь, в которую собирались немногочисленные жители окрестных хуторов.

В первые годы ХХ века в Одессе сформировалась группа молодых людей, объединенных мыслью о подъеме в небо на летательных аппаратах. Их общество называлось «Одесский Аэроклуб». Сегодня нас уже не удивляет вид серебряной стрелы рассекающей небо где-то высоко-высоко. А, всего сто лет назад, трехминутный отрыв от земли на неуклюжей фанерной машине, становился огромным прорывом в техническом прогрессе, приводящем в изумление тысячи людей.

Личным распоряжением Императора Николая II Одесскому Аэроклубу был отведен участок земли, на котором со временем была создана летная школа, а позже размещен аэродром, получивший название «Школьный». Это была та земля, на которой когда-то находился Михайловский скит. Несмотря на чисто техническое предназначение территории летной школы, авиаторы решили не переносить доставшийся в наследство храм на другое место, а оставить его для своих духовных нужд. Немалую роль сыграл в этом деле Сергей Исаевич Уточкин – легендарный одессит, который своей неутомимой энергией и деятельностью прославил наш город по всей Европе.

Уточкин ставит рекорды скорости езды на велосипеде, автомобиле и, в конце концов, поднимается в воздух на самолете! До сих пор он является одним из известнейших одесситов, а о его подвигах с увлечением рассказывают многочисленные свидетели. И лишь немногим известна маленькая деталь: в Одессе была церковь, которая в народе так и звалась: церковь Уточкина – та самая церковь оставшаяся от скита. Этот факт проливает свет на внутренний душевный уклад талантливого изобретателя. Для него и его единомышленников, древнее правило о молитве Богу перед началом всякого дела, было насущной необходимостью. Эта особая надежда на Господа стала частью их жизни и потому, что крылья собираемых ими машин были еще не надежны. Очень часто случались трагедии. Вот почему, чувствуя недостаточность простых человеческих сил, они возлагали надежду на помощь и силу Небесную. Поэтому, рядом с мастерскими «Одесского Аэроклуба» было место для небольшой церковки, в которой приносили Господу свои молитвы и просьбы первые одесские летчики.

В одно из своих посещений Одессы, Император Всероссийский Николай II нанес визит и в летную школу. При осмотре технического комплекса, согласно традиции, Государь посетил и церковь, расположенную на территории школы, принеся в ней молитвы Господу об успешности предпринятых начинаний русских летчиков.

К сожалению не сохранилось ни фотографий ни описаний этой церкви. Известно лишь то, что размерами она была небольшая и рядом с ней находился ручей с чистой водой, который впадал в море в районе 10-й станции Б. Фонтана. Необходимо заметить, что сейчас этот ручей протекает по искусственному подземному руслу в непосредственной близости от Иверского монастыря.

Ураганный вихрь событий октября 1917 года с разрушительной силой пронесся над процветающей Россией, надломив стержень духовности и насадив циничный атеизм. В Одессе, как впрочем и по всей Руси, большинство храмов Божиих было сметено с лица земли. Не избежала этой горькой участи и церковь Уточкина. Самого Сергея Исаевича к тому времени уже не было в живых, его соратников разбросало по свету, а новая власть, оценив тактические возможности авиации, создала на базе летной школы военизированный объект, на территории которого «культовое сооружение» не могло находиться по определению. Теперь уже ничто не расскажет об оазисе божественной тишины и покоя, в котором изливали молитвы и смиренные инокини и смелые новаторы. Пожалуй, только могучий столетний дуб, раскинувший крону над современной обителью, может поведать о тех, кто в течение многих лет укрывался в его тени от палящего южного солнца.

Вспоминая притчу Спасителя о горчичном зерне (Мф. 13, 31 – 32), можно сравнить Михайловский скит и церковь Уточкина с этим малым зернышком, которое когда-то быв брошенным в землю, проросло сегодня древом дивной обители Пречистой Богоматери, в тени которой находят себе пристанище множество душ человеческих.

История Свято-Иверского Одесского мужского монастыря, в собственном смысле, начинается с 1998 года. Именно в этом году, 19 мая состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, которое возглавил Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины. На заседании иерархи постановили благословить открытие новой обители в честь Иверской иконы Божией Матери в Одессе.

Но молитвенная лампада зажглась в монастыре ранее. Первая служба состоялась на Пасху в апреле 1998 года. А до этого немногочисленная братия из четырех человек в течение Великого Поста ежедневно возносили свои теплые молитвы к Пречистой, неустанно моля Ее о помощи в основании обители: очень уж страшная разруха досталась в наследство от воинской части, где предстояло начать строительство монастыря, и надеяться можно было только на Самого Господа и предстательство Пречистой Богородицы.

С огромным трепетом, благоговением и радостным пасхальным настроением началась Светлая Седмица, и вторая служба была совершена в Светлый Вторник в честь прихода Иверского образа на Святую Гору Афон в 999 году. Сама Богородица освятила начало молитвенной жизни в обители. И уже теплился огонек молитвы, возносящийся к Богу и Пречистой Его Матери. Началась непрестанная молитва и упорный труд.

23 октября 1998 года был возведен первый купол. Это было очень трепетное событие, прихожан очень мало, братии вместе с рабочими 11 человек. А тут подъем купола! Ясным свидетельством чудесной помощи Самой Владычицы стало следующее: в совершенно ясный солнечный день люди видели огромную радугу надмонастырем, а когда был поднят купол, прямо над ним появилось белое круглое облако – символы благоволения и благословения Божьего новой обители.

26 октября 1998 года, в день 350-летия прибытия точного списка Иверской иконы Божией Матери в Москву, в Свято-Иверском Одесском монастыре состоялась праздничная божественная литургия, которую возглавил Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский. В этот памятный день Владыка совершил освящение престола в обители. Тогда же Митрополит, как Настоятель монастыря, передал в дар молодой обители церковную утварь и иконы из личного собрания.

Свято-Иверский женский монастырь

Ребенок — это дар Божий!

Молитва матери о детях

Свято-Иверский женский монастырь

Иверский женский монастырь — женский монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери. История монастыря началась в 1903 году, когда определением Святейшего Правительствующего Синода постановлено учредить женскую общину на жертвуемом купцом Самуилом Федоровым земельном участке, состоящем близ г. Нахичевани. Участок располагался в двенадцати верстах от Ростова,на его территории находился родник, вскоре ставший известен своими целебными свойствами. Существует предание, что купец построил монастырь ради своей шестнадцатилетней дочери, которая пожелала удалиться от мирской жизни. Первой настоятельницей этой обители стала игумения Анастасия, под её руководством в монастыре проживало около пятидесяти сестер. Через несколько лет на территории монастыря была возведена деревянная часовня ― каплица и келии, которые впоследствии были заменены на каменные. Над целебным источником отстроили каплицу, рядом – домик игумении. В 1908 году строительство храма было завершено и его освятили в честь Иверской иконы Божией Матери. В период Первой мировой войны помещения монастыря использовали как приют для девочек-сирот 9-11 лет из оккупированной Польши.

В 1919 году игуменья Анастасия из-за угрозы закрытия храма, перерегистрировала его как сельхозартель. Тем не менее, в 1929 году храм закрыли, а игуменью и нескольких сестёр выслали в Сибирь, передав имущество храма государству. Возрождение разрушенного храма случилось только после распада СССР. Постепенно были отстроены келии, очищен и благоустроен источник. К концу 1995 г была восстановлена монастырская церковь.

  • Иверская икона Божией Матери, написанная в келье Николая Буразери на Святой Горе Афон;
  • Плащаница Пресвятой Богородицы с частицей от гробницы Божией Матери из Гефсимании;
  • Икона Святого Николая со святым миром от мощей святителя из итальянского города Бари;
  • Ковчег с частицами мощей преподобных старцев Оптинских.

Крещение в монастырской церкви:

Постановочный портрет в низком ключе

Больше фотографий можно посмотреть ЗДЕСЬ

Автор фото — фотограф Ирина Доценко

Мои герои получили роскошную фотокнигу размером 20х20 на 10 разворотов в твердой персональной фотообложке. Она печатается в современной фотолаборатории и выглядит как настоящий артбук! Обложка из плотного картона с фотобумагой и дополнительной ламинацией. Фотобумага отличается высокой цветопередачей и глубиной цвета, четкостью и качественной картинкой. Снимки выглядят профессионально и реалистично. Книга имеет полноценный разворот, её страницы усилены дополнительной прослойкой из картона. Листы имеют текстурную поверхность с эффектом шёлка, плотные и гибкие, со временем не потрескаются и не сломаются. Толщина каждого листа около одного миллиметра, поэтому готовая книга имеет высокий книжный блок, становится увесистой — такой альбом действительно удивляет. Я заказываю только такой вид книги. И я гарантирую, что это будет достойный статусный фотоальбом на долгую память.

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector