Святилище зевса в олимпии
Храм Зевса в Олимпии — чудо света и хранитель священной рощи
Путешествуем сами! traveltu.ru
Привет, друзья. Храм Зевса в Олимпии даже в наше время привлекает тысячи туристов. Сейчас, когда от древнего города остался только археологический сайт — то, что нашли учёные-историки при раскопках. Представляете, что было, когда Олимпия переживала свой расцвет? Храм Зевса был главной святыней на Пелопоннесе, а Статую Зевса в Олимпии — называли чудом света. Но статуи нет и храм разрушен. Что же мы сегодня хотим увидеть? Что ищем в этом святилище, столь великом когда-то?
Греция. Полуостров Пелопоннес. Ном Элида. Город Олимпия.
Обратите внимание: в Афинах есть храм Зевса Олимпийского, а этот рассказ о храме Зевса в Олимпии.
Кроме того, в Греции есть гора Олимп и город Олимп Дион рядом с ней. Там тоже есть археологический сайт, но совсем другой.
Древняя Олимпия и храм Зевса в ней — это только часть истории, связанной с этим местом. Хотя бы потому, что на склонах горы Кронос найдены следы жизни людей времён палеолита — стоянки древнего человека.
Для археологов Олимпия — бесценный клад. Её историю делят на 4 периода:
- архаический
- классический
- эллинистический
- римский
Археологи обнаружили целый комплекс, в котором найдены следы всех этих периодов.
Прочитать о нём и узнать, как выглядит город Олимпия сегодня можно здесь .
Сегодня же рассказ только о части культового комплекса — Храме Зевса, статуе Зевса в Олимпии, мастерской Фидия.
Олимпия в древней Греции
До того, как на склоне холма вырос храм, место уже было культовым. Только храмы были посвящены более древним богам. Храм Гекате — один из древнейших образцов дорийской архитектуры. Саму Гекату связывают с греческой Реей — матерью богов и Богиней-землёй.
Кроме того, священная роща, вокруг которой вырос комплекс тоже уже существовала.
Легенда относит нас к векам, когда на горе Кронос жил, если о древнем боге можно так сказать, Кронос — повелитель времени. Он пожирал своих детей. Его жена — Рея-земля спасла одного из юных богов, подсунув вместо сына камень. До поры спрятав ребёнка в пещере на острове Крит. Ребёнок вырос и лишил отца власти, освободив детей из чрева отца.
В легенде читается история смены религии. Ребёнком был Зевс, его братья — Аид и Посейдон, разделившие власть над миром, поделили пространство на 3 царства: Подземное, Водное и Наземно-надземное. Вместо древних богов, появился знакомый нам пантеон во главе с Зевсом.
Место силы
Само столь важное событие в истории развития культуры и религии на земле произошло, как раз здесь, в Олимпии, в священной роще на склоне горы Кронос.
Таких мест на нашей планете не так уж и много. Называют их местами силы.
В самом сердце рощи, на месте, где Зевс вспорол чрево отца, и находился храм Зевса. А в нём гигантская, мастерски выполненная статуя Зевса, которую и называли чудом света.
В Греции известны и другие места силы:
Храм Зевса в Олимпии
Массивный храм Зевса — главная и центральная постройка священной рощи Алтис (Altis).
- Размер — самый большой храм на Пелопоннесе.
- Архитектурный стиль — дорийский. Отличается мужественность, суровостью, лаконичностью (в отличие от ионийского — более женственного и мягкого).
- Построен элийцами (жителями этой местности) из трофеев и посвящён Зевсу.
- Строительство началось с 470 и было завершено до 456 г. до н.э., когда на восточном фронтоне храма был помещён золотой щит, посвященный победе спартанцев на Танагре.
- Архитектор Либон (Libon) из Элиды
- Скульптор, создавший фронтоны неизвестен.
- Ориентация на восток-запад.
Храм Зевса в Олимпии. Реконструкция
- Храм шестиколонный (по ширине) с тринадцатью колоннами по бокам.
- Высота колонн 10,43 м, диаметр у основания 2,25 м. Выполнены из местного известняка-ракушечника и покрыты белой штукатуркой.
- Только скульптуры фронтона, крыша и голова льва были из мрамора.
- Кроме основной части, в храме были пронаос (преддверье) с востока и опистодом — задняя (внутренняя) часть храма на западе.
- На полу пронаоса сохранились фрагменты мозаики с изображениями тритонов.
- Передняя часть пронаоса представляет собой небольших размеров прямоугольное пространство, вымощенное гексагональными мраморными плитами.
- В прнаосе происходило награждение — коронование победителей.
- Ещё одна важная часть древних храмов целла — внутренняя часть святилища, в которой находились изображения богов. В эту часть могли заходить только служители культа.
Целла храма Зевса была разделена на три нефа двумя двойными рядами семи колонн.
Фронтоны и декор храма Зевса
Пышный скульптурный декор храма — пример дорийского стиля.
На нём изображены гонки колесниц — поединок между Пелопсом и Эномаем. Главный судья этих легендарных гонок — Зевс. Скульптур сделал фигуру Зевса центральной в композиции.
Вершину восточного фронтона украшала позолоченная Ника — богиня победы.
Пелопс — герой, в честь которого назван весь полуостров Пелопоннес. Курган Пелопса находится на склоне горы Кронос.
Греки собрали фронтон по фрагментам. Был период, когда для «лучшего представления» все недостающие части были изготовлены, фронтон отлили из гипса и выставили «целым». Потом от такого новодела истории отказались. Сейчас вы видите только то, что сохранилось
На нём изображена битва Лапифов и Кентавров (Кентавромахия). Здесь, центральной фигурой скульптор сделал Аполлона.
Лапифы — народ в Фессалийской долине, произошли от Лапифа — родного брата Кентавра.
Кентавромахия — битва между лапифами и кентаврами, использовавшими в качестве оружия каменные глыбы и стволы деревьев. Кентавромахия — излюбленный сюжет произведений греческого искусства с 7 в. до н. э. Миф отражает столкновение между племенами, находившимися на разных ступенях культурного развития. К числу наиболее знаменитых изображений Кентавромахии относится изображение на западном фронтоне храма Зевса в Олимпии и изображение на южных метопах Парфенона. Влияние этого сюжета сказывается и за пределами античности, например у Микеланджело (рельеф), в полотнах Рубенса, Бёклина, в скульптурах Родена.
Тот же фронтон, но реконструированный
Метопы
12 метоп (плиты вверху храма, украшенные барельефами) изображают подвиги Геракла (сына Зевса).
Метопа Геракл очищает Авгиевы конюшни
Метопа Геракл и Критский бык
В римский период, на не декорированные метопы были «прибиты» двадцать один позолоченный бронзовый щит в честь победы над греками в 146 г. до н.э.
Храм был сожжен по приказу Феодосия II в 426. Жертвенник Зевсу — место, где горел священный огонь, был полностью разрушен. Землетрясение 551 и 552 г. н.э. довершило полное разрушение храма.
Раскопки в храме начала французская экспедиция в 1829 году, а закончила немецкая Школа. Части скульптурного декора были восстановлены и теперь выставлены в Археологическом музее Олимпии . Метопы, снятые французской археологической экспедицией 1829 года находятся в Лувре.
Статуя Зевса
Статуя Зевса располагалась в дальнем (западном) конце храма с. 430 г. до н. э.
- Высота: более 12 метров.
- Статую Зевса для храма в Олимпии создал скульптор Фидий из Афин.
- Техника: Хрисоэлефантинная скульптура.
- На одежду бога ушло 200 килограммов чистого золота.
Статуя Зевса закрывалась тяжелым занавесом падающим сверху. Когда её демонстрировали, занавес с помощью лебёдок закручивался и понимался вверх.
Скульптура представляла собой сидящего на троне бога. Золотой трон, украшенный барельефами мифологических сцен, стоял на пьедестале площадью 9,5 на 6,5 метров. Голову бога украшал венок. В правой руке — богиня Ника на шаре (держава), в левой — скипетр, увенчанный изображением орла (священная птица Зевса). Ноги Зевса покоились на скамейке.
Чтобы «оживить» бога скульптор использовал специальную технику, когда на первичный деревянный каркас в местах, где обнаженное тело, накладывались пластины слоновой кости, а части скульптуры в одежде покрывались золотом.
Обычно эта техника применялась для монументальных скульптур. Носит название Хрисоэлефантинная скульптура.
Перед скульптурой Фидий сделал сапфировый бассейн для масла. У него три функции:
- Во-первых, это — красиво.
- Чтобы пластины слоновой кости не разбухали от влажного воздуха, жрецы смазывали их маслом, которое стекало в бассейн.
- Свет, проникая в храм, отражался от поверхности бассейна и создавал особую мягкую подсветку, делающую лицо и тело Зевса живыми.
В Афинах, пластины статуи Афины тоже смазывались, но водой, чтобы они не рассыхались.
Известно, что статуя Зевса несколько раз подвергалась реставрации, что ей хотели владеть многие цари, а римский император Калигула даже планировал перевезти её в Рим.
По этому поводу существует легенда: когда римляне прибыли в Олимпию и вошли в храм Зевса, то Зевс начал страшно хохотать. Римляне испугались и убрались из храма.
Последние упоминания о статуе относится к 363 году нашей эры.
После отмены Олимпийских игр, статуя была перенесен в Константинополь, где впоследствии погибла при пожаре.
Если скульптура сгорела, то как же мы узнали, как она выглядела? К счастью, до нас дошло описание историка Павсания, сохранились древние монеты с изображением Зевса в Олимпии, наконец, главная находка — слепки и заготовки для статуи, найденные в мастерской Фидия.
Мастерская Фидия
Размеры скульптуры огромны, поэтому учёные ломали голову, как такую махину Фидий смог внести в храм. Во время раскопок рядом с храмом было обнаружено здание мастерской Фидия. Размеры её соответствовали размерам части храма, в которой находилась статуя Зевса. Рядом же была найдена яма, в которую Фидий складывал заготовки.
Это не решило до конца вопрос, как же внесли статую в храм. Логика говорит, что проще всего было сначала сделать деревянную основу (каркас), а потом отливать и вытачивать детали в мастерской.
Говорят, что Фидий присутствовал на открытии и лично наблюдал, какой эффект произвело его творение. И я его понимаю)
Слава Фидия росла. Храм стал общегреческим. Статую Зевса назвали чудом света.
Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ,
Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?
Сокрушались и жалели тех, кто не видел этого чуда.
Сам Фидий, несмотря на всеобщее восхищение его работой, переживал, как Зевс отнёсся к творению рук человеческих. Однажды вечером он пришел в храм и прямо «в лоб» спросил бога, нравится ли ему работа.
Раздался гром, здание слегка закачалось и от трона прямо к распластанному на мраморе Фидию прошла трещина. Скульптор ликовал — Зевс доволен!
Так выглядела мастерская
Мы привыкли видеть греческие скульптуры белыми — цвета мрамора. Так же представлялись мне и храмы. Главной неожиданностью Олимпии стало для меня то, что и храм, и статуя были цветными.
Где остановиться в Олимпии
Сейчас много вариантов жилья появилось на сервисе AirBnb . Как пользоваться этим сервисом у нас написано здесь . Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.
Рядом с археологическим сайтом находится посёлок. Мы бронировали отель Hercules . Рекомендуем его.
Предлагаем еще неплохие варианты отелей в Олимпии
Время работы комплекса
- С мая по октябрь: с 8:00 до 19:00
- С ноября по апрель: с 8.00 до 17.00
В выходные – с 8.30 до 15.00.
Сколько стоит
Отдельные билеты в музей и на сайт больше не продаются. Есть один общий.
- Стоимость билета 12 евро.
- Льготный билет 6 евро.
Есть бесплатные дни. Об этом писали в статье Древняя Олимпия .
На осмотр сайта и музея вам понадобится примерно часа 3-4
Храм Зевса в Олимпии на карте
Спасибо, что читаете нас. Делитесь полезными статьями с друзьями и в соц сетях.
До встречи.
Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Вам также может быть интересно
Комментарии (0)
Получать на почту уведомления о новых комментариях в этой теме
Оставить свой комментарий Отменить ответ
Copyright © 2012-2019 Все секреты бюджетных путешествий от Галины Субботиной и Аллы Сутягиной
Все права защищены, копирование материалов, без указания открытой индексируемой ссылки на блог запрещено!
Храм Зевса в Олимпии: история, достопримечательности, статуя Зевса, посещение Олимпии
Древняя Греция стала родиной двух чудес света: статуи Зевса и Колосса Родосского. Оба шедевра не сохранились до наших дней, а с изваянием владыки Олимпа и вовсе произошла каверзная история. Многие полагают, что она находилась в одноименном храме в Афинах, но на самом деле легендарная статуя Зевса размещалась в деревушке Олимпия на Пелопоннесе. В честь знаменитого громовержца здесь возвели монументальный дворец, известный сегодня как храм Зевса в Олимпии. В наши дни от сооружения остались лишь руины, но даже по реконструкциям виден высочайший уровень мастерства, которым обладала архитектурная школа того времени.
Величие греческой архитектуры
Градостроительство и особенности архитектуры Древней Греции служили своеобразным идеалом совершенства. Как славилась в средние века романская и готическая архитектура западной Европы, так в античный период образцом для подражания было древнее царство греков.
Влияние греческой школы встречается в сооружениях крупной и малой форм у государств Северного Причерноморья, царств Аравии, Сасанидской империи (Иран). Многие элементы позаимствовала романская архитектура Западной Европы, в том числе знаменитые базилики, монастыри и церкви св Марии (Санта Мария). Не осталась в стороне даже готическая архитектура Восточной и Северной Европы.
И чем больше исследуют древние города и гробницы с артефактами, тем сильнее ощущается уровень развития строительства, которым обладало раннее греческое царство. Храм Зевса в Олимпии – одно из недостижимых сооружений античности, вершина архитектуры дорического ордера. Раскопки оставшихся от Олимпийского святилища руин позволили реконструировать первоначальный облик дворца и восстановить историю возведения храма.
Строительство храма
Небольшому поселению Олимпия на северо-западе Пелопоннеса суждено было сыграть значительную роль в мировой истории.
С древнейших времен на этих землях было заложено крупное святилище богини Геи. Здесь же Геракл заложил традицию проведения Олимпийских игр, которая существует и поныне. Но это все было ранее, а в период эпохи расцвета греческой цивилизации царил культ Зевса, поэтому новую святыню посвятили именно ему.
Храм Зевса начали строить в 472 г. до н.э. Как и храм Аполлона Эпикурия, дворец громовержца связан с военными действиями: его возведению предшествовало легендарное сражение греков с персами. Окрыленные победой жители Эллады не скупились на пожертвования, и строительство времени заняло немного. Для дворца подбирались строительные конструкции из самых лучших материалов, а выполняли работы опытнейшие зодчие Греции. Украшением храма стали рельефные изваяния, памятники и роскошная статуя Зевса работы великого Фидия. Завершение строительства датируется 456 г. до н.э.
По восстановленным планам Олимпии, храм располагался в самом центре Священной рощи (Альтиса). С запада он соседствовал с мастерской Фидия, а с восточной и северной стороны дворец окружали скульптуры и вотивные дары. Для античных греков храм Зевса был важнейшей святыней. По значимости с ним сравнимы лишь византийский собор Софии или знаменитейший дворец Азии Тадж-Махал.
Утрата былого величия античного дворца связана с кризисом греческой цивилизации, а затем и упадком римской республики. С приходом христианства храм был разрушен, а уцелевшие фрагменты скрыли под слоем песка мощные землетрясения 520-550 гг. Раскопать останки и восстановить облик святыни археологи смогли только в 19 веке.
Архитектурные достопримечательности
Возведенный лучшими зодчими Греции дворец стал самым крупнейшим на Пелопоннесе: длина основания составляла 64 м, а ширина 28 м.
Храм Зевса в Олимпии представляет собой дорический периметр, т.е. со всех сторон здание окружено колоннадой (к слову, позднее этот стиль частично примет школа средневизантийской архитектуры). На торцах культового сооружения насчитывалось 6 колонн, а на боковых сторонах по 13. Причем все они были идеальной формы, т.е. это самый первый образчик классического стиля греческой архитектуры.
Особый интерес исследователей вызывает декор храма. На фронтонах и метопах размещались скульптурные группы, обыгрывающие мифологические сюжеты. Композиция восточного фронтона повествует о состязаниях между Пелопсом и Эномаем, за которыми зорко наблюдает Зевс. Западный фронтон демонстрирует сцены из битвы лапифов с кентаврами, а на метопы нанесены 12 подвигов Геракла. Фрагменты этих скульптурных групп были найдены и частично восстановлены.
Главная особенность храма – монументальная статуя Зевса Олимпийского, которая впоследствии стала одним из чудес света. Величественное изваяние, исполненное из черного дерева, слоновой кости, золота и драгоценных камней, поражало входящего в храм. Высота восседающей на троне фигуры составляла 10 метров: казалось, что если громовержец встанет, то он возвысится даже над самим храмом. Скульптура располагалась в центре зала, а по бокам тянулись смотровые галереи. К сожалению, этот шедевр был утерян еще в античные времена.
Реконструкция облика дворца Зевса позволила понять, что греческие храмы были столь же величественны, как возведенные в средние века церкви и монастыри архитектуры Западной и Восточной Европы. Хотя в XI-XIII вв развитие строительства было совсем на другом уровне.
Сегодня на месте святилища остались лишь руины, но даже маленькая частичка храма стоит внимания современных туристов, ведь она несет в себе величие античных времен.
Как добраться до Храма Зевса в Олимпии
Чтобы своими глазами полюбоваться колоннами древнего святилища, необходимо отправиться на Пелопоннес, в городок Олимпия.
Еще раз предостерегаем: не перепутайте храм со статуей Зевса в Олимпии и храм Зевса Олимпийского, находящийся у акрополя в Афинах!
Олимпия – небольшое поселение, основную часть которого составляет археологический комплекс. Своего транспорта здесь нет, путешественников привозят туристические автобусы или общественный транспорт других городов. Если экскурсионным путевкам вы предпочитаете самостоятельные поездки, то добраться до храма Зевса в Олимпии можно тремя способами.
Автобусы из Афин
Из греческой столицы с улицы Кифису, где расположен терминал А, дважды в день курсируют прямые рейсы до Олимпии (через Пиргос). Время отправления автобуса из Афин 09:30 и 13:00, дорога займет 5,5 часов, а билет обойдется в 28 евро.
Кроме того, с этой же автобусной стоянки каждый час (с 06:30 до 21:30) ходят автобусы до Пиргоса. Здесь необходимо пересесть на автобус до Олимпии, который курсирует ежечасно.
Автобусы из Патр
Если вы отдыхаете на Пелопоннесе, то проще всего до Олимпии доехать из Патр. Отсюда до Пиргоса в день курсирует 10 автобусных рейсов (с 05:30 до 20:30). Дорога займет 1,5 часа + пересадка в Пиргосе и еще 30 мин пути до Археологического комплекса в Олимпии.
Поездка на авто
Путешественникам, предпочитающим общественному транспорту арендованное авто, проще простого добраться в любой уголок Греции, достаточно только сориентироваться по дорожной карте. Из Афин до Олимпии обычно едут по маршруту Коринф-Патры-Олимпия. Время в пути занимает порядка 6 часов. Альтернативная трасса пролегает через Коринф и Триполи.
Храм Зевса в Олимпии на карте Греции
Для наглядного ориентирования предлагаем вашему вниманию карту, на которой отмечено местоположение храма. К слову, будьте внимательны при поиске удобного маршрута, так как часто возникает все та же путаница между храмом Зевса Олимпийского в Афинах и археологическим комплексом в Олимпии.
Условия посещения Олимпии
Посетить древнее святилище и обозреть храм Зевса и другие памятники религиозного культа может каждый желающий.
В археологическом парке сохранился 21 фрагмент античного комплекса, в том числе фронтонные скульптуры и изваяния. На территории расположено 3 музея: археологический, исторический и музей Олимпийских игр. В отличие от афинской версии храма Зевса, в Олимпии недостатка в достопримечательностях нет. Чтобы не упустить ничего интересного лучше запланировать пребывание на 2 дня, тем более что в городке расположено много уютных гостиниц.
Часы работы
Руины античных зданий и дворца Зевса в археологическом комплексе Олимпии доступны для посещения ежедневно.
Режим работы заведения корректируется в зависимости от сезона. С мая по октябрь ворота комплекса открыты с 8:30 до 19:00. В зимний период (ноябрь-апрель) рабочий день сокращается на два часа: с 8:30 до 17:00. В выходные дни музей работает до 15:00.
Несмотря на указанный график, обычно новых посетителей не впускают на территорию уже за 2-3 часа до закрытия. Этот момент особенно важно учитывать путешественникам, приезжающим на один день из других городов.
Стоимость билетов
С 2016 года чтобы оказаться за стеной, ограждающей раскопки древнего святилища, необходимо приобретать комплексный билет на посещение парка. Заплатив 12 евро, туристы могут осмотреть храм Зевса и руины древних алтарей, погулять по территории и ознакомиться с экспонатами всех трех музеев. Для обладателей льгот цена прохода снизится ровно вдвое – до 6 евро.
В особые дни вход на территорию свободный. Бесплатно ознакомиться с наследием античности можно в следующие даты:
- 18 мая (День музеев);
- Последние выходные сентября (Дни европейского наследия);
- Первое воскресенье месяца (только с 1 ноября по 31 марта);
- 6 марта (День памяти Мелина Меркури)
- 18 апреля (День памятников).
Храм Зевса в Олимпии – один из лучших представителей классической греческой архитектуры. Даже по дошедшим до нас фрагментам видно величие античного сооружения и кропотливая работа архитектора и скульпторов.
Храм Зевса в Олимпии — духовный центр Эллады
Древняя Греция, которая является родиной современной демократии, страной, давшей миру множество философских учений, фундаментальных научных открытий и величайших произведений искусства, была не блистательным царством истины, а конгломератом больших и маленьких городов-государств и племён, беспрестанно воевавших между собой.
Самые ничтожные поводы могли вызвать многолетнюю кровавую вражду. Однако раз в четыре года происходило событие, заставлявшее утихнуть этот кипящий котёл. Это были общегреческие спортивные состязания, знаменитые Олимпийские игры, названные по имени города Олимпия в области Элида (Пелопоннес), в котором они проходили.
Олимпия
На время Игр в Элладе прекращались все войны. Здесь собирались лучшие атлеты Греции, тысячи болельщиков, сюда же съезжались цари, дипломаты и другие государственные деятели, чтобы обсудить вопросы мира и войны. Они могли не опасаться за свою безопасность, поскольку все, прибывшие на Игры, считались «гостями Зевса». В первую очередь все они посещали главное и самое знаменитое святилище Эллады – храм Зевса Олимпийского.
Олимпия издревле была местом почитания Зевса. Священная роща, Альтис, была огорожена стеной ещё в микенскую эпоху. В пределах ограды располагался целый ряд святилищ, из которых храм Зевса был наиболее почитаемым. Сюда приезжали паломники из всех земель, населённых греками, в том числе из Италии, Причерноморья, Африки и персидских владений. В Альтисе были установлены многочисленные статуи богов и победителей Олимпийских игр, а также, по греческому преданию, арка, точно соответствовавшая по высоте росту основателя Олимпийских игр Геракла.
История постройки
Первый алтарь Зевса был воздвигнут здесь в X-IX вв. до н. э., а строительство ставшего легендарным грандиозного храма Зевса в Олимпии началось около 472 г. до н. э. Работами руководил местный зодчий Либон. В строительстве участвовали лучшие мастера Греции. Недавняя победа над персами объединила все города Эллады в патриотическом порыве, и денежные пожертвования на строительство прибывали со всех концов страны.
Средств при постройке не жалели. В Олимпию свозились лучшие породы камня и дерева всего эллинского мира. Даже кровельная черепица, которая всегда изготавливалась из глины, была мраморной. Основным материалом при постройке послужил местный твёрдый ракушечник, который был покрыт мраморной штукатуркой. Лучшие скульпторы Греции присылали свои творения для украшения храма.
Работы были закончены в 456 году до н. э. После завершения строительства храм Зевса в Олимпии предстал поистине величественным сооружением. Главным украшением храма стала гигантская статуя Зевса Олимпийского работы знаменитого афинского скульптора Фидия. Масштабы изваяния были столь грандиозны, что ради него пришлось менять первоначальный план здания.
Архитектура храма
От храма остались лишь руины, однако свидетельства очевидцев и сохранившиеся в большом количестве обломки каменных блоков и статуй позволяют реконструировать его внешний вид.
Храм Зевса в Олимпии представлял собой классический периптер – тип четырёхугольного здания, окружённого со всех сторон колоннами. В землю был заглублён мощный четырёхметровый фундамент, на котором покоилось трёхступенчатое основание. Размер верхней платформы основания, стилобата, составлял 64 на 28 метров.
Колоннада храма насчитывала 38 стройных дорических колонн с 20 каннелюрами (продольными углублениями-желобками). На торцах здания располагалось по 6 колонн, на боковых сторонах – по 13, высота их составляла 10,43 метра. Некоторые колонны полностью воссозданы, и их внешний вид позволяет считать храм Зевса в Олимпии одним из самых ранних зданий классического стиля. В предшествующие эпохи колонны делались несколько утолщёнными в середине, словно им тяжело нести крышу и фриз с изображениями богов и героев. Колонны храма Зевса имеют совершенно ровные, прямые силуэты, они не поддаются под тяжестью кровли, но возносят её в небо. Это придало зданию невиданную ранее стройность.
Над торцевыми колоннами располагался ряд метоп – мраморных плит с изображениями богов и героев. Выше, на фронтонах, были представлены сцены из греческих мифов. На восточном фронтоне находилась скульптурная группа, изображавшая состязание мифических Эномая и Пелопса, за которым наблюдает Зевс, а на западном – битву лапифов с кентаврами в присутствии Аполлона. Многочисленные скульптуры фронтонов разной степени сохранности дошли до наших дней и поражают своей экспрессией и искусством исполнения.
Венчала всё строение позолоченная фигура Победы, установленная по центру фронтона, а по краям стояли позолоченные чаши. На боковых сторонах крыши были укреплены мраморные львиные головы, служившие оберегами храма.
Внутреннее помещение
В интерьере здание имело размеры 28 х 13 метров. Поднимались в храм не по ступеням, а по пологому пандусу. Войдя в наос, внутренний зал, посетитель оказывался перед одним из самых замечательных произведений греческой скульптуры, колоссальной статуей Зевса Олимпийского, которую считали одним из семи чудес света.
Зевс был изображён сидящим на троне, установленном на массивном ступенчатом пьедестале. Пьедестал символизировал Олимп, поэтому на его ступенях располагались позолоченные статуи богов. Сам Громовержец держал в одной руке скипетр, увенчанный орлом, на ладони другой руки стояла золотая статуя Ники. Высота изваяния Зевса составляла около 10 метров. Казалось, что, если бог встанет, то он окажется выше самого храма.
Трон был сделан из чёрного дерева, украшенного драгоценными камнями и накладками из золота и слоновой кости. Сама статуя была исполнена в так называемой хрисоэлефантинной технике. Каркас изготавливался из дерева, на котором крепились пластины из золота и слоновой кости. При этом золотые части изображали одежду, а слоновая кость – открытые части тела.
По боковым сторонам зала располагались галереи, с которых можно было лицезреть Громовержца, находясь буквально на уровне его головы. Чтобы удержать мощную кровлю, в помещении были установлены ещё 4 ряда по 7 колонн, между которыми размещались статуи богов и героев.
Слава о новом храме быстро разнеслась по всему античному миру. Сюда стекались дары как от эллинских городов и колоний, так и от варварских владык. Поэты представляли перед храмом свои стихи, скульпторы выставляли свои творения. Именно здесь «отец истории» Геродот впервые зачитал публично отрывки из своего труда.
Дальнейшая судьба храма
Много веков поток паломников в храм не иссякал. Завоевавшие Грецию римляне высоко чтили святилище, отождествляя Зевса со своим верховным богом Юпитером. Все императоры, побывавшие в Греции, считали своим долгом посетить Олимпию. В римскую эпоху фронтоны храма были украшены позолоченными щитами.
Конец существованию святилища Зевса, как и многих других, положило распространение христианства. Ревностный христианин император Феодосий в 406 году приказал разрушить все сооружения Олимпии, как языческие, а в VI веке мощные землетрясения довершили начатое Феодосием. Статуя Зевса была вывезена в Константинополь, где погибла при одном из частых в те времена пожаров.
Сейчас на месте храма лишь развалины. Однако многочисленные скульптуры, хранящиеся в музее Олимпии, и достаточно точные реконструкции позволяют представить, насколько грандиозным и величественным сооружением был храм Зевса в Олимпии.
Храм Зевса в Олимпии, Греция
Греческий полуостров Пелопоннес напрямую связан с историей Олимпийских игр и почитанием Бога Зевса. Именно на нем сегодня находятся руины знаменитого храма, где была установлена огромная статуя Зевса. Конечно, с течением времени от культового сооружения остались одни камни, но даже в таком состоянии это место вызывает во многих посетивших его священный трепет.
Комплекс у подножия Кроноса
Храм располагается в 300 км от Афин у основания горы Кронос. Он был отстроен греками в период между 471 и 456 годами до нашей эры. Проект дорического храма в то время разрабатывал архитектор Либон.
В 884 году до нашей эры на Пелопоннесе начали проводить первые спортивные игры, посвящая каждую значимую победу Зевсу. Когда в Греции объявляли начало игр, все междоусобные конфликты и войны на время стихали. Цари и вожди могли беспрепятственно находится возле арен, так как их безопасность гарантировалась укладом и правилами Древней Греции. После окончания состязаний все возвращалось на свои места, и враги снова начинали враждовать между собой.
В 5 веке до нашей эры Олимпия стала религиозным центром всей Греции. Олимпийские игры проводились на регулярной основе, прочно войдя в греческую культуру, как важная ее часть.
Храм Зевса: описание
Ученые и археологи смогли точно восстановить параметры храма в Олимпии. Архитектура храма представляла собой следующее:
- 6 колонн растянуты по ширине периметра;
- 13 проходят по длине у основания;
- Крыши и стены из мрамора;
- Фундамент из ракушечника;
- Метопы с подвигами Геракла;
- Фронтоны со скульптурами и композициями;
- Фигура Зевса за занавесом в центре.
Статуя Зевса в храме простиралась в высоту на 15 метров. Скульптура выглядела, как Бог, восседающий на внушительном троне. Такая композиция вызывала восхищение и трепет. Поэтому была включена в пресловутые 7 чудес света.
На территории туристического комплекса в наши дни работает археологический музей, часть экспозиций которого составлена из сохранившихся в храме скульптур и фрагментов. Благодаря скрупулезной работе историков прошлый облик храма и статуи Зевса реконструирован с большим количеством подробностей и деталей.
Археологам удалось выяснить, что основа статуи Зевса была сделана из деревянных щитов, которые закрывали пластины из слоновой кости. Одежда Бога была инкрустирована золотом, а его глазами служили драгоценные камни.
Трон Зевса был обильно украшен золотым теснением, драгоценностями и фигурами из камня. Правая рука Бога была занята миниатюрной скульптурой Ники, а в левой у него находился скипетр с орлом из золота.
Есть мнение, что для возведения статуи Зевса было потрачено 200 килограмм золота. Материалы, из которых была сделана величественная статуя, требовали особых условий и ухода. Поэтому храмовые жрецы регулярно мазали слоновую кость оливковым маслом, а также полировали другие детали статуи.
В Греции бытовала традиция, согласно которой каждый эллин был просто обязан узреть великую статую лично хоть раз в жизни. Так его жизнь считалась прожитой не напрасно.
Судьба статуи Зевса доподлинно не известна. Существует две версии ее дальнейшей участи:
- Исходя из одной исторической версии можно сделать вывод, что храм и статуя были разрушены по эдикту Теодориха, предписывающему уничтожить на этой земле все языческие проявления;
- Другая версия указывает на 475 год до нашей эры. Именно тогда статую якобы выставили в Константинополе, но затем она сгорела во время пожара во дворце.
Автором знаменитой скульптуры Зевса на троне считают художника и скульптора Фидия. Благодаря оставшейся после него картине ученые смогли точно восстановить облик статуи, а также узнали множество других данных, которые сопровождали историю достопримечательности.
Условия посещения Олимпии
Вход в туристическую часть Пелопоннеса Олимпию для туристов платный. Главное туристическое приключение начинается в археологическом музее. Затем красивая дорога среди кипарисов ведет к подножию горы, где и расположены руины храма.
Стоимость входа в Олимпию приравнивается примерно к 6 евро. Эту же сумму придется отдать за посещение музея. Цена комплексного билета равняется 9 евро.
В выходные дни комплекс работает с 8.30 утра и до 15 часов дня. Летний сезон длится с мая по октябрь. В этот период комплекс открыт с 8 и до 19 вечера. Зимой работа комплекса продолжается до 17 часов вечера.
У входа в Олимпию расположены фонтанчики с водой для питья. Осмотр достопримечательности может длиться до 4-х часов, поэтому необходимо взять с собой солнцезащитные средства. Иначе никто не сможет гарантировать безопасное пребывание на солнце в течение дня.
На территории комплекса работает кафе, где можно вкусно пообедать местной едой. Ежегодно эта достопримечательность принимает огромное количество туристов.
Храм Зевса в Олимпии – это совмещение архитектуры и скульптурного творчества. Его облик и стиль возвели в ранг классики. До сих пор, никому не удавалось повторить или превзойти его в изяществе или внешней гармонии. ЮНЕСКО внесло этот храм в свой известный список наследия за его величие и историческую значимость. Поездка к руинам и поход в местный музей помогут любому ощутить всю прелесть и важность данного места.
Как добраться до храма Зевса?
На улице Кифису в Афинах находится стоянка автобусов, откуда они отправляются в Пиргос. Эти автобусы ездят по своим маршрутам с 7 утра и до 22 вечера. В Пиргосе придется сделать пересадку до Олимпии.
Еще до Олимпии можно добраться через Патры. Там также ездят автобусы с раннего утра и до позднего вечера. Те путешественники, которые планируют посетить Олимпию, сойдя с круизного лайнера, могут сделать это в порту Катаколон.
Легче всего доехать до храма Зевса на машине или экскурсионном автобусе. Так можно обойтись без лишних пересадок. Если выбор все же пал на общественный транспорт, то стоить помнить, что в праздники и выходные эти автобусы ходят намного реже.
Адрес: Archea Olimpia 270 65, Греция
Телефон: +30 2624 022517
Время работы: 8-20 (без выходных)
Храм Зевса
Страшная путаница творится в интернете по поводу храма Зевса Олимпийского и знаменитой статуи Зевса – той, которая чудо света. Чтобы сразу внести ясность, скажу: храмов Зевса Олимпийского было два – один в Афинах, а другой в Олимпии (на Пелопоннесе). Кстати, и статуй тоже было две. Та грандиозная статуя Зевса, которую признали одним из 7 чудес света, находилась в Олимпии (не путать с Олимпом!) на полуострове Пелопоннес.
На самом деле, святилищ, посвященных Зевсу Олимпийскому, было больше – Павсаний подробно описывает храм Зевса (ну и, как водится, статую) в Мегаре, упоминает святилища в Сиракузах и Лаконике… Но мы сейчас говорим о популярных туристических достопримечательностях, частично сохранившихся до наших дней.
Храм Зевса в Олимпии¶
В западной части полуострова Пелопоннес, у подножья горы Кронион с незапамятных времен находилось святилище Альтис. Мифы говорят, что именно здесь Зевс победил своего отца Кроноса, но еще до появления храма Зевсу в роще диких маслин у реки Алфей находилось святилище богини земли Геи. Судя по раскопкам, место было культовым, начиная с XV века до нашей эры.
Храм Зевса в Олимпии
Изначально место было знаменито благодаря оракулу Зевса, но и после того как оракул прекратил предсказывать, священная роща Альтис не опустела – здесь начали проводить Олимпийские игры. В середине V века до н.э. в Олимпии был построен храм Зевса, ставший центром большого храмового комплекса.
В Олимпию приезжали со всей Греции принести жертвы богам перед серьезными начинаниями и после великих свершений. Храм Зевса в Олимпии был украшен множеством драгоценных даров – это были статуи, золотое оружие, кубки и чаши. Страбон упоминает статую Зевса из кованого золота, а Павсаний – 21 позолоченный щит. Но, конечно же, самым главным украшением святилища была грандиозная статуя Зевса Олимпийского работы Фидия.
Статуя Зевса¶
«Зевс сидит на троне», — с этих слов начинает описание статуи Павсаний. Страбон пишет, что если бы Зевс встал, то пробил бы головой крышу. Павсаний о размерах статуи умалчивает принципиально – «негоже измерять бога» — и говорит о том, что истинные размеры не совпадают тем впечатлением, которое статуя производит. Мы знаем, что статуя Зевса была высотой 12 м 37 см.
Возможно, статуя Зевса выглядела так
Статуя была вырезана из дерева, а затем покрыта пластинами из слоновой кости и золота – такую технику называли «хризоэлефантинной». В правой руке Зевс держал богиню Нику, а в левой – скипетр. Обнаженные части тела и лицо были сделаны из слоновой кости, а плащ и сандалии – из золота.
Пол храма выстлан черным мрамором, а вокруг статуи огорожено пространство, куда стекало оливковое масло. Попавшаяся в паре источников информация о том, что бассейн из масла был сделан для отражения света, ни Страбон, ни Павсаний не подтверждают. Масло использовали для защиты слоновой кости от сырости. Павсаний пишет, что в афинском Акрополе, где воздух слишком сухой, для защиты статуи Афины Парфенос, сделанной в той же «хризоэлефантинной» технике, использовали бассейн с водой.
а возможно так. В этом варианте за основу взята римская копия статуи Фидия, хранящаяся в Эрмитаже
Древнее чудо света — Статуя Зевса не сохранилась – по одной из версий она была перевезена в Константинополь, где сгорела во время пожара (кстати, Афину Парфенос постигла аналогичная участь – утащить утащили, но не сберегли).
Раскопки в древней Олимпии начали еще в 19-м веке. Кроме храма Зевса Олимпийского там найден более древний храм Геры, жертвенники богам, гимнасиум, термы, постаменты олимпиоников, более поздние римские постройки, стадион и мастерская Фидия, на месте которой позже возвели раннехристианскую церковь.
Храм Зевса в Олимпии, реконструкция
На посещение раскопок в Олимпии рекомендуется отвести 3-4 часа – это целый город, и за час его можно только пробежать галопом. На территории есть небольшой, но интересный музей: кроме древних предметов, там можно увидеть «Гермеса» Праксителя и «Нику» Пэония.
Стоимость входа в комплекс — 6 евро, стоимость билета в музей – 6 евро. За 9 евро можно купить общий билет территория+музей.
Храм Зевса в Афинах¶
Храм в Афинах тоже посвящен Зевсу Олимпийскому и носит название Олимпеион. Он был построен императором Адрианом во II веке н.э. на фундаменте, заложенном тираном Писистратом еще в VI веке до н.э.
Храм Зевса в Афинах
Огромный храм, по размерам превосходящий Парфенон, так же как и в Олимпии, был центром целого комплекса. И в этом храме также находилась грандиозная статуя Зевса, сделанная из золота и слоновой кости – копия статуи Фидия. Возможно, поэтому возникла такая путаница.
Храм Зевса в Афинах
Но было и отличие: храм в Олимпии украшали дарами Зевсу, а храм в Афинах – дарами… Адриану. Каждый город Аттики преподнес храму статую, изображавшую императора Адриана. Павсаний пишет, что весь участок перед Олимпеионом размером в 4 стадии (примерно 720 метров) заполнен статуями Адриана, а в самом храме – «2 из фасосского мрамора, 2 из египетского и 2 медные».
В почитании императора всех превзошли афиняне – их колоссальный памятник Адриану стоял отдельно позади храма Зевса, и, по мнению Павсания, однозначно заслуживал внимания.
Читайте далее: