Святая картина в храме 5 букв

и к о н а

святая картина в церкви

• древнейшая русская чудотворная . «Знамение» слыла главной святыней Великого Новгорода

• живописное изображение Бога и святых, являющееся предметом религиозного поклонения в христианстве

• живописное изображение бога, святого или святых, образ

• изображение лика святого

• молитва в красках

• на нее молятся православные

• образ действий при выполнении чего-либо

• образ, живописное произведение, символически и в соответствии с особыми канонами изображавшее религиозные сюжеты для совершения перед ним молитв и обрядов

• предмет поклонения верующих в православии и католицизме

• предмет религиозного поклонения

• произведение живописи, уважаемое независимо от его художественной ценности

• священное живописное изображение

• синоним Образ (религиозное)

• портрет кисти Диониса

• живописное изображение Бога, святых

• окладистый портрет угодника

• «из одного дерева . и лопата» (посл.)

• по старинным приметам — если она упадет, то к покойнику

• какое слово в «Католической энциклопедии» Иоанн Дамаскин объяснял как «видимый образ невидимого, данный нам ради слабости понимания нашего»?

• что такое панагия?

• что висит в красном углу?

• портрет кисти Дионисия

• немая слушательница молитвы

• лик святого в храме

• лик святого в окладе

• лик Божьей Матери

• рукотворный лик святого

• она покрыта окладом

• «троеручица» как она есть

• облаченная в ризу

• что можно найти в киоте?

• шедевр от богомаза

• живопись в церкви

• святая картина для бития поклонов

• лик в свете лампады

• стоит в божнице

• «картинка» на аналое

• изделие от Андрея Рублева

• святой лик на святой картине

• церковный прообраз значка на мониторе

• образ над лампадой

• что стоит в красном углу?

• святой церковный лик

• «портрет» с окладом

• картина от Андрея Рублева

• святая церковная картина

• сакральное изображение Христа

• образ, которому молятся

• «троица» кисти Андрея Рублева

• портрет Девы Марии

• живописное изображение Бога

• портрет в церкви

• портрет над лампадой

• портрет кисти Андрея Рублева

• предмет в киоте

• предмет поклонения верующих

• «портрет» в киоте

• полотно А. Рублева

• картина Феофана Грека

• картина в сиянии лампады

• изображение в киоте

• святой портрет в углу избы

• подушка безопасности в жигулях

• портрет пророка Николая

• «картинка» за лампадой

• объект молений православного

• вставлены в киот

• портрет кисти Рублева

• святая картина для битья поклонов

• Живописное изображение святых

• Изображение святых на Руси

• Священное живописное изображение, предмет поклонения верующих

• “Картинка” за лампадой

• “Картинка” на аналое

• “Портрет” в киоте

• “Портрет” с окладом

• “Троеручица” как она есть

• “Троица” кисти Андрея Рублева

• “из одного дерева . и лопата” (посл.)

• древнейшая русская чудотворная . “Знамение” слыла главной святыней Великого Новгорода

• ж. образ, изображенье лика Спасителя, Небесных Сил или угодников. Подымать икону, брать и переносить куда. Молись иконе, да будь в покое/ Наперед икону целуй, там отца и мать, а там хлеб-соль. Иконы не купят, а меняют (вместо: не покупают). Икона упадет-к покойнику. Из одного дерева икона и лопата. торговле, иконы бывают, по величине: полкомерные, маломерки, десятерик, девятерик, осьмерик, листоушки вершка); по работе: живописные, цветные, чеканные, подстаринные, красные, подризные; полуборные, подфолежные; по числу ликов: одиночка или розница; людница; в четвертях (клетках); трерядница (три полосы) и пр. Иконный, к иконе относящ. Иконник, иконщик м. кто пишет, меняет иконы (торгует ими); иконник также полочка, полица для постановки икон: киот, кивот. Иконоборец м. -рица ж. раскольник, не чествующий икон. Иконоборщима ж. иконоборный, икноборческий толк, к которому принадлежат духоборцы и молоканы, и вообще так называющиеся духовные христиане. Иконоборство ср. действ., состояние и верование иконоборца, того, кто иконоборствует, отвергает чествованье икон. Иконология ж. греч. знание или ученье о живописных и начертательных памятниках древности вообще; иконография, описание их. Иконолюбец н. иконолюбивый человек, чтитель нкон. Икономаз м. плохой иконописец; прозвище суздальцев. Иконопасанье ср. иконопись ж. писанье нкон; живопись иконная, как искусство; род или школа этой живописи называется пошибом. Мелкая, по золоту, иконопись, Строгановского пошиба, школы. Иконописный, к иконописанью относящ. Иконописная ж. заведение, мастерская, покой, где пишут иконы. Иконописец м. -сица ж. кто пишет иконы. Икоколоклоненье ср. чествованье икон. Иконочествованье, -чтенье, то же. Иконочт-итель, -поклонник и. -ница ж. кто чтить иконы или покланяется им. Иконостас м. переиначенное и в иконостас, преграда, отдел между трапезой и алтарем церкви; посреди иконостаса царския двери, по сторонам местные образа и двери северные и южные. Иконостасный, к иконостасу относящ. Иконостасник, иконостасный мастер, резчик по дереву и позолотчик, золотильщик

• какое слово в “Католической энциклопедии” Иоанн Дамаскин объяснял как “видимый образ невидимого, данный нам ради слабости понимания нашего”

Святая картина в храме 5 букв

святая картина в церкви

• древнейшая русская чудотворная . «Знамение» слыла главной святыней Великого Новгорода

• живописное изображение Бога и святых, являющееся предметом религиозного поклонения в христианстве

• живописное изображение бога, святого или святых, образ

• изображение лика святого

• молитва в красках

• на нее молятся православные

• образ действий при выполнении чего-либо

• образ, живописное произведение, символически и в соответствии с особыми канонами изображавшее религиозные сюжеты для совершения перед ним молитв и обрядов

• предмет поклонения верующих в православии и католицизме

• предмет религиозного поклонения

• произведение живописи, уважаемое независимо от его художественной ценности

• священное живописное изображение

• синоним Образ (религиозное)

• портрет кисти Диониса

• живописное изображение Бога, святых

• окладистый портрет угодника

• «из одного дерева . и лопата» (посл.)

• по старинным приметам — если она упадет, то к покойнику

• какое слово в «Католической энциклопедии» Иоанн Дамаскин объяснял как «видимый образ невидимого, данный нам ради слабости понимания нашего»?

• что такое панагия?

• что висит в красном углу?

• портрет кисти Дионисия

• немая слушательница молитвы

• лик святого в храме

• лик святого в окладе

• лик Божьей Матери

• рукотворный лик святого

• она покрыта окладом

• «троеручица» как она есть

• облаченная в ризу

• что можно найти в киоте?

• шедевр от богомаза

• живопись в церкви

• святая картина для бития поклонов

• лик в свете лампады

• стоит в божнице

• «картинка» на аналое

• изделие от Андрея Рублева

• святой лик на святой картине

• церковный прообраз значка на мониторе

• образ над лампадой

• что стоит в красном углу?

• святой церковный лик

• «портрет» с окладом

• картина от Андрея Рублева

• святая церковная картина

• сакральное изображение Христа

• образ, которому молятся

• «троица» кисти Андрея Рублева

• портрет Девы Марии

• живописное изображение Бога

• портрет в церкви

• портрет над лампадой

• портрет кисти Андрея Рублева

• предмет в киоте

• предмет поклонения верующих

• «портрет» в киоте

• полотно А. Рублева

• картина Феофана Грека

• картина в сиянии лампады

• изображение в киоте

• святой портрет в углу избы

• подушка безопасности в жигулях

• портрет пророка Николая

• «картинка» за лампадой

• объект молений православного

• вставлены в киот

• портрет кисти Рублева

• святая картина для битья поклонов

• Живописное изображение святых

• Изображение святых на Руси

• Священное живописное изображение, предмет поклонения верующих

• “Картинка” за лампадой

• “Картинка” на аналое

• “Портрет” в киоте

• “Портрет” с окладом

• “Троеручица” как она есть

• “Троица” кисти Андрея Рублева

• “из одного дерева . и лопата” (посл.)

• древнейшая русская чудотворная . “Знамение” слыла главной святыней Великого Новгорода

• ж. образ, изображенье лика Спасителя, Небесных Сил или угодников. Подымать икону, брать и переносить куда. Молись иконе, да будь в покое/ Наперед икону целуй, там отца и мать, а там хлеб-соль. Иконы не купят, а меняют (вместо: не покупают). Икона упадет-к покойнику. Из одного дерева икона и лопата. торговле, иконы бывают, по величине: полкомерные, маломерки, десятерик, девятерик, осьмерик, листоушки вершка); по работе: живописные, цветные, чеканные, подстаринные, красные, подризные; полуборные, подфолежные; по числу ликов: одиночка или розница; людница; в четвертях (клетках); трерядница (три полосы) и пр. Иконный, к иконе относящ. Иконник, иконщик м. кто пишет, меняет иконы (торгует ими); иконник также полочка, полица для постановки икон: киот, кивот. Иконоборец м. -рица ж. раскольник, не чествующий икон. Иконоборщима ж. иконоборный, икноборческий толк, к которому принадлежат духоборцы и молоканы, и вообще так называющиеся духовные христиане. Иконоборство ср. действ., состояние и верование иконоборца, того, кто иконоборствует, отвергает чествованье икон. Иконология ж. греч. знание или ученье о живописных и начертательных памятниках древности вообще; иконография, описание их. Иконолюбец н. иконолюбивый человек, чтитель нкон. Икономаз м. плохой иконописец; прозвище суздальцев. Иконопасанье ср. иконопись ж. писанье нкон; живопись иконная, как искусство; род или школа этой живописи называется пошибом. Мелкая, по золоту, иконопись, Строгановского пошиба, школы. Иконописный, к иконописанью относящ. Иконописная ж. заведение, мастерская, покой, где пишут иконы. Иконописец м. -сица ж. кто пишет иконы. Икоколоклоненье ср. чествованье икон. Иконочествованье, -чтенье, то же. Иконочт-итель, -поклонник и. -ница ж. кто чтить иконы или покланяется им. Иконостас м. переиначенное и в иконостас, преграда, отдел между трапезой и алтарем церкви; посреди иконостаса царския двери, по сторонам местные образа и двери северные и южные. Иконостасный, к иконостасу относящ. Иконостасник, иконостасный мастер, резчик по дереву и позолотчик, золотильщик

• какое слово в “Католической энциклопедии” Иоанн Дамаскин объяснял как “видимый образ невидимого, данный нам ради слабости понимания нашего”

Добрый вечер! Здравствуйте, уважаемые дамы и господа! Пятница! В эфире капитал-шоу «Поле чудес»! И как обычно, под аплодисменты зрительного зала я приглашаю в студию тройку игроков. А вот и задание на этот тур:

Вопрос: Святая картина в церкви (Слово состоит из 5 букв)

Ответ: Икона (5 букв)

Если этот ответ не подходит, пожалуйста воспользуйтесь формой поиска.
Постараемся найти среди 1 126 642 формулировок по 141 989 словам.

Слово из 5 букв, первая буква — «И», вторая буква — «К», третья буква — «О», четвертая буква — «Н», пятая буква — «А», слово на букву «И», последняя «А». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

Отгадайте загадку:

Маленькая печка с красными угольками. Показать ответ>>

Маленькая сморщенная, есть в каждой женщине. Показать ответ>>

Маленькая, беленькая, ползает на столе? Показать ответ>>

Другие значения этого слова:

Случайная загадка:

Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик.

Случайный анекдот:

Бpежнев на Пасхy чапает по коpидоpy. Hавстpечy емy идет мyжик и говоpит:
— Хpистос воскpес!
Бpежнев кивает и топает дальше. Hавстpечy еще один мyжик:
— Хpистос воскpес!
— Спасибо! Мне yже сообщили.

Знаете ли Вы?

В 1945 году в г. Гранд Рапидс стали впервые добавлять в питьевую воду фториды, чтобы предотвратить образование дырок в зубах.

Сканворды, кроссворды, судоку, кейворды онлайн

Священные реликвии

Религия: Христианство

Легенда: Туринская плащаница – это древнее льняное полотно (длиною 4,3 м и шириною 1,1 м), в которое, согласно преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после его смерти.

Вот как это описано в Евангелии от Марка: «Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия. Он осмелился войти к Пилату и просил Тела Иисуса. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею и положил Его во гробе, который был высечен в скале; и привалил камень к двери гроба».

Считается, что на священной реликвии по сей день сохранились отпечатки тела и лика Христа. Исследователи уже более полутора веков спорят по поводу подлинности плащаницы, которая хранится в Турине. Одни специалисты считают, что ткань была изготовлена в Средневековье. Другие – что её можно датировать первым веком нашей эры. Католическая церковь подлинной Туринскую плащаницу не признаёт, но считает важным артефактом среди религиозных реликвий. Православная церковь официальной позиции по этому поводу не высказывала.

Религия: Христианство

Легенда: Считается, что пояс принадлежал Деве Марии, матери Иисуса Христа. Согласно преданию, она его сама соткала из верблюжьей шерсти. В момент Вознесения Дева вручила свой пояс апостолу Фоме в знак утешения. В честь этой реликвии в Православной церкви установлено празднование — «Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы» (13 сентября по новому стилю).

Христиане считают эту реликвию сильнейшим оберегом среди религиозных реликвий, особенно для женщин. У частей Пояса освящают небольшие лоскуты ткани, которые затем раздают для ношения паломникам, верящим в их целительную силу.

Местонахождение:
Пояс Девы Марии разделён на части и хранится в нескольких местах. Самые известные из них (прославившиеся множеством чудес) – монастырь Ватопед (на Святой Горе Афон) и монастырь Троодитисса (Кипр).

Из Ватопедского монастыря в 2011 году Пояс привозили в Россию. В 14 городах нашей страны ему поклонились более 3 млн христиан. Кстати, спустя 9 месяцев пресса сообщила о всплеске рождаемости в стране!

Между тем, частице Пояса можно поклониться в Москве и сейчас. Фрагмент святыни хранится в храме Ильи Пророка (в Обыденском переулке).

Религия: Христианство

Легенда: Венец из ветвей с шипами (терниями) воины возложили на голову Иисуса Христа, чтобы усугубить его страдания во время поругания. Впиваясь шипами в голову, венец вызывал невыносимую боль и обильное кровотечение.

Вот как эта реликвия описана в Евангелии от Матфея: «Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию… и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову… и насмехались над Ним, говоря: Радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове»

До 10 века венец хранился в Иерусалиме, затем в Константинополе. А в 12 веке крестоносцы привезли его в Париж, где он находится и сегодня.

Религия: Христианство

Легенда: Копьё Судьбы ещё называют Копьём Христа, Копьём Власти, Копьём Лонгина. Это пика, которую римский воин Лонгин вонзил в подреберье распятого на Кресте Иисуса Христа. После казни Лонгин стал христианским проповедником.

Вот как это описано в Евангелии от Иоанна: «Один из воинов копьём пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода».

Как говорится в книге «Копьё милосердия», «древнее пророчество гласит: «Владеющий этим Копьем и разумеющий, каким силам оно служит, держит судьбу мира в своих руках – добрых или злых». На протяжении веков многие правители в это верили и стремились завладеть Копьём. Среди его бывших владельцев – императоры Юстиниан и Карл Великий.

Известно, что Копьё Судьбы было любимым артефактом Адольфа Гитлера. Будущий фюрер впервые увидел реликвию в 1909 году в венском музее. Позднее он писал, что практически впал в транс при виде копья и с тех пор стал о нём грезить. Вот как он описывал свои ощущения: «Копьё было чем-то вроде магического носителя откровения; оно открыло такое прозрение в идеи мира, что человеческое воображение казалось более реальным, чем реальность материального мира. Что за безумие овладело моим разумом и родило бурю в моем сердце. »

Спустя почти 3 десятилетия, в 1938 году, Гитлеру удалось заполучить копьё в свои руки. По приказу политика, копьё доставили из Вены в Нюрнберг бронепоездом вместе с другими священными реликвиями: зубом Иоанна Крестителя, лоскутом скатерти со стола Тайной Вечери, кошелем Святого Эльма, библией первого Римского Папы и камнем из стены Иерусалимского храма. Но после разгрома фашистов в 1945 году реликвии разошлись по рукам победителей.

Религия: Христианство

Легенда: Гвоздей четыре. Согласно Евангелию, ими были распяты руки и ноги Иисуса Христа на Кресте. Считается, что Животворящий Крест и гвозди были переданы царице Елене Равноапостольной (матери римского императора Константина Великого) в 4 веке. Позднее с них стали делать копии, в которые вкладывали подлинные частицы, и распространяли по храмам всей Европы. Попал такой гвоздь и в Россию. На протяжении многих веков реликвия принадлежала русским царям, а после революции была передана в музей Московского Кремля. В 2008 году из запасников музея гвоздь был передан РПЦ.

Отображение в искусстве: О религиозных реликвиях можно прочесть в сочинении «Трактат о религиях» Жана Кальвина.

Религия: Ислам

Легенда: По преданию, после смерти пророка преданный ему цирюльник сбрил его бороду и сохранил её для потомков. В исламе не приветствуется поклонение реликвиям (помимо некоторых суфийских течений, где верят в сверхъестественные свойства волос и бороды Мухаммеда). Поэтому мусульмане обычно подчёркивают, что реликвиям не поклоняются, а просто чтут через них память пророка.

Религия: Ислам

Легенда: Кааба – это главная святыня ислама. Мусульмане называют её «священный дом». Это здание, к которому обращают взгляды мусульмане 5 раз в день – во время молитвы. Чёрный камень Каабы – это камень, вмонтированный в одну из стен этого дома. Во время хаджа считается особой честью прикоснуться к нему.

По исламскому преданию, Чёрный камень когда-то находился в раю. Как он попал на землю – есть две версии. Первая – он был послан Аллахом пророку Адаму. Изначально он был белым, но почернел, потому что пропитался грехами людей. По другой версии, камень был послан пророку Нуху (Ною) в память о потопе.

Религия: Буддизм

Легенда: Зуб Будды – главная реликвия буддизма. По легенде, во время ритуального сожжения Будды Шакьямуни одна из его учениц выхватила из пепла зуб «Просветлённого». Несколько столетий святыня находилась в Индии. Но там из-за неё шли войны: считалось, что только владелец этого зуба может править государством. В 4 веке царь Калинги Гухазива счёл, что индийцы недостойны больше хранить реликвию. И завещал своей дочери вывезти зуб на Цейлон (ныне Шри-Ланка). Позднее на острове был выстроен Храм Зуба Будды.

В 1998 году террористы попытались уничтожить реликвию. Они заложили бомбу в храм. Однако даже после взрыва зуб остался цел.

Религия: Христианство

Легенда: Святой Грааль – единственная из перечисленных в этой статье реликвий, которая не упоминается в священных текстах. Но согласно распространённым легендам, Святой Грааль – это чаша, из которой Иисус Христос вкушал на Тайной вечере и куда была собрана кровь из его ран после распятия. Действительно, в описании Тайной вечери в Библии сказано, что Иисус пил из некой чаши, но ей уделено не больше внимания, чем любому другому элементу легендарной сцены. Однако в народе Святому Граалю приписывают неимоверную силу. Как о значимом объекте впервые о нём упоминается в эпосе о британском короле Артуре и его рыцарях. Но особой силой её наделил поэт Кретьен де Труа в своём романе «Персеваль, или Легенда о Граале» (1181—1191 годы). С тех пор и до наших дней о Святом Граале в произведениях искусства упоминалось множество раз.

«Святой Грааль» не является предметом земного рода, но всегда был наивысшей Духовной субстанцией, вечным Истоком Силы, породившей и поддерживающей Мироздание», – так описывает эту реликвию немецкий натурфилософ О.Э. Бернхардт.

Местонахождение: доподлинно неизвестно. Однако некоторые храмы уверяют, что Грааль хранится у них. Например, это утверждает Кафедральный собор Валенсии (Испания).

Отображение в искусстве: Святому Граалю посвящено множество романов. Начиная с уже упомянутого произведения «Персеваль, или Легенда о Граале» (12 век) и заканчивая нашумевшим романом нашего современника Дэна Брауна «Код да Винчи» (21 век). Среди фильмов, посвящённых Граалю, наиболее известны комедия «Монти Пайтон и Священный Грааль» (1975 год) и приключенческая кинолента «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989 год).

Религия: Иудаизм, христианство, ислам

Легенда: Ковчег Завета (другие названия – Ковчег Всевышнего, Ковчег Бога Израиля, Ковчег Завета Божия, Ковчег Могущества) является величайшей святыней еврейского народа. В Библии говорится, что в нём хранятся каменные скрижали Завета с десятью заповедями. В Торе же уточняется, что Ковчег – это символ союза Бога с народом Израиля.

«… там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым», – описываются указания Господа Моисею в Книге Исход.

Известно, что Ковчег Завета хранился в Святая святых Скинии собрания (походного храма), затем — в Святая святых Иерусалимского храма. Последнее упоминание о нём в Священном Писании приходится на правление иудейского царя Иосия (640 — 609 до н. э.) Тогда он был в храме Иерусалима. Спустя несколько десятилетий, в 586 году до н.э., этот храм был разрушен, а Ковчег исчез. Дальнейшая его судьба неизвестна и уже много столетий будоражит умы учёных.

Считается, что Ковчег обладает сверхъестественной силой и даёт практически безграничную власть тому, кто им владеет. Между тем, недостойные могут погибнуть от одного лишь прикосновения к этой реликвии.

Местонахождение:
По одной из множества версий, Ковчег Завета спрятан под Храмовой горой (Иерусалим, Израиль). По другой – в одной из церквей города Аксум (Эфиопия). А мусульмане считают, что до прихода Мессии он будет храниться в Антаркье (Турция). Однако ни одна из версий пока не получила подтверждения, и местонахождение Ковчега Завета остаётся одной из величайших тайн в истории человечества.

Отображение в искусстве: Ковчег Завета можно увидеть на картинах Доменико Гарджуло и братьев Лимбургов. Также о нём можно узнать из киноленты «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» и из документальных фильмов «Разгадка тайн истории с Олли Стидсом. Ковчег Завета», «Загадки истории. В поисках утраченного ковчега». Что касается литературы, то особенно интересно загадки этой реликвии описаны в книгах британского писателя Грэма Хэнкока «Ковчег завета» и нашего русского автора Дмитрия Миропольского «Тайна трёх государей».

Кстати, исторический детектив Дмитрия Миропольского «Тайна трёх государей», из которого вы подробно узнаете об одной из главных загадок человечества, можно купить в интернет-магазине «Комсомольской правды».

Мученик Христофор – самый необычный святой в христианстве (21 фото)

Среди большого количества святых, почитаемых христианами, есть и мученик Христофор, который на иконах изображен в довольно необычном образе. Этого святого традиционно изображают с головой собаки или лошади, однако, встречается он довольно редко и православным христианам практически не известен.

Далее слова автора:

РОГОЖСКАЯ РИЗНИЦА Святой мученик Христофор.
г. Ветка. Конец XVIII в. Дерево, левкас, темпера. 44,9х37,6 см. На тыльной стороне надпись киноварью: «В домъ Алезандра Дими/трiева Шышкина».
Мученик Христофор представлен псоглавым, по пояс, в повороте влево. На левом плече тонкое красное копье, которое он придерживает левой рукой, правая рука поднята в двуперстии. Человеческие глаза смотрят на зрителя, коричневые волосы длинными локонами ниспадают на плечи. Доспех, застежка плаща и наконечник копья золотые, с черневым рисунком по тому же листовому золоту, которое покрывает также нимб святого, фон и поля иконы. Личное письмо исполнено обычным санкирным приемом: на светло-коричневую подложку кладется более светлое красноватое охрение с последующими высветлениями. В результате передается смуглый цвет кожи. Мастеру удается придать звериной личине благостное умильно-доверчивое выражение. В моделировке тканей ощутима зависимость от стилистики барокко и рококо. На плаще рисунок и притенения складок коричнево-малиновые, завершающие высветления исполнены золотопробельным приемом. В верхней части средника надпись: «С(ВЯ)ТЫЙ МУ(ЧЕНИК) ХРИСТОФОРЪ».
Колорит иконы строится на сочетании малинового тона плаща с голубым тоном рубахи святого и с коричневым тоном личного. Плотное желтое золото служит их объединению и созданию условной глубины. Работа мастера цветом, приемы моделировки формы, а также цвет и ритм полосок, составляющих обрамление средника и всей иконы, характерны для иконописи Ветки конца XVIII в. // В.М. Сорокатый.

Редкий кадр
При входе в Покровский храм имеется еще одна практически неизвестная икона с образом св. Христофора.

Святой мученик Христофор изображён в числе мучеников


Последним веским аргументом к организации исследования оказалось письмо читателя сайта “Старове”:

“Вечер добрый! Был сегодня в магазине церковной утвари и икон “Софрино” РПЦ МП. Хотел заказать образ мученика Христофора древнего письма (с пёсьей головой). Мне говорят: “Изображение не каноническое. Запрещено Святейшим Синодом в XVIII веке. Не всё, что есть в интернете, правильно. Истинное изображение – такое…” (и показывают мне на своём компьютере мученика Христофора в образе человека, несущего на плечах Богомладенца). Я отвечаю: “Собор 1971 г. отменил все клятвы на старые обряды, каноны, иконы и снял анафемы со старообрядцев. Подобное написание Христофора до сих пор используется во многих поместных Православных Церквях”. Мне отвечают: “Это не наше дело. Духовник завода запретил изготавливать. То, что Вы хотите – кощунство. Не знаем, где и как Вы будете такую икону заказывать, кто Вам её будет делать, но истинное изображение только у нас”.
Вот так вот… “Яко не бывшими” стали не клятвы, а постановления Собора 1971 г. и всех последующих Соборов РПЦ. Речь идёт о магазине художественно-производственного предприятия “Софрино” РПЦ МП. В Москве два фирменных магазина: 1) на Кропоткинской (центральный); 2) в Сокольниках (на территории Храма Воскресения Христова), где я и пытался сделать заказ.”

Никоново-Петровские “новины” в действии: “исправленный” образ св. мученика Христофора поверх древней фрески в Ярославле

В основу данной заметки легло научное исследование С.К. Черновой – ведущего специалиста Череповецкого музейного объединения.
В Череповце также хранится изображение св. мученика Христофора Псеглавца, датированное 17 веком, однако это не единственное место, где заинтересовались историей необычного образа. Блогер carabaas делится историей появления образа св. мученика Христофора с собачьей головой из коллекции икон Ростовского музея:
В Ростовском музее эта икона эта находится изначально, и попала туда по распоряжению новообрядческого Архиепископа Ионафана (благословением которого был создан сам музей в 1883 г.). Предыстория появления иконы была описана в Епархиальных Ведомостях так:
“При обозрении в августе 1880 г. епархиальных церквей Его Высокопреосвященством в церкви села “Богородского в Осеку” усмотрена была между прочим икона мученика Христофора, в рост человека, с головой животного, а именно песьей. Владыка заметил причту все неприличие в храме таковой иконы и приказал оную вынесть из храма”…
Христофор – святой мученик, почитаемый Православной и Католической церквями, живший, по преданию, в 3 веке н.э. Житие святого Христофора, распространявшееся на Кипре и позднее на Руси, гласит, что святой был очень красив, но, дабы избежать соблазна, упросил Господа обезобразить его внешность. Этой версии придерживаются и современные богословы, а также Рогожские старожилы, подчеркивая изначальную обычность святого и в то же время «примиряясь с внедрившимся в столетия мифологизированным русским обликом святого». (цитата из Энциклопедии «Мифы народов мира». М., 1982. Т. 2, С. 604).

Примеры традиционного изображения св. муч. Христофора

Восточная традиция почитания св. мч. Христофора

Предание восточной традиции гласит (см.: Жития святых, на русском языке. С. 290; Минея – Май. Ч. 1, С. 363), что в годы правления императора Деция Траяна, человек, носивший имя Репрев, был захвачен во время боя с племенами в восточном Египте. Это был человек огромного роста, киноцефал (т.е. с пёсьей головой), как и все представители его племени.
Ещё до крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. Император Деций прислал за ним 200 воинов. Репрев подчинился без сопротивления. В пути произошли чудеса: жезл в руке святого расцвел, по молитве его умножились хлеба, подобно умножению хлебов Спасителем в пустыне.

Святой Христофор. Греческая икона. Константинополь

Воины, сопровождавшие Репрева, были поражены чудесами, уверовали во Христа и вместе с Репревом были крещены антиохийским епископом Вавилой. После крещения Репрев получил имя «Христофор». Когда Христофор был приведен к императору, тот призвал двух женщин-блудниц и приказал им склонить святого отречься от Христа, но женщины, вернувшись к императору, объявили себя христианками, за что были подвергнуты жестоким истязаниям и скончались мученицами. Деций приговорил Христофора к казни, и после жестоких истязаний мученику остекли голову. (см.: Жития святых, на русском языке. С.290). Одним из чудеммученико было то, что он остался невредимым после того, как император приказал поместить его в раскалённый медный ящик.

Святой Христофор. Греческая икона. 18 век

В Антиохии память мученика начали почитать не сразу после кончины, но некоторое время спустя, так что даже его подлинное имя забылось и было заменено почетным званием Христоносец (Christophoros). Это вполне понятно, так как святой не был членом местной Церкви, но был иноземцем, служившим в специальной когорте римской армии в Сирии. Тем более, что Христофора крестил не антиохийский епископ, а находившийся в изгнании александрийский пресвитер Петр, который после казни выкупил тело святого и переправил на родину.В искусстве Византии существовало несколько вариантов изображения мученика, которые сформировались уже в раннюю эпоху. Наиболее часто встречается образ юноши, облаченного в патрицианские одежды (фрески Дечан и церкви святого Климента в Охриде) или в воинские доспехи. Последний вариант представлен росписями Старой церкви (Токали Килиссе в Гереме, Турция, Х – XI вв.), в мозаиках монастыря Осиос Лукас (вторая четверть XI в.). На Руси изображение святого Христофора как юного воина сохранилось в арке диаконника церкви святого Георгия в Старой Ладоге (последняя четверть XII в.).

Святой Христофор. Греческая икона

Икона из Егорьевского историко-художественного музея

Святые Христофор и Георгий поражают змей. Терракота. Виника. Македония. 6-7 вв

Святой Христофор и Ярославские чудотворцы. Русская икона. 18 век. ГИМ

Святой Христофор. Икона. XVIII в. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Современный образ св.Христофора, созданный под влиянием католических легенд

Старообрядческая житийная икона святого Христофора

Святой Христофор с волчьей головой. Лубочная картинка

Поздние варианты написания главы св. мученика Христофора на Руси

Святые Флор, Лавр и Христофор. Пермская икона.1888

Современная икона св. Христофора Псеглавца

В России же почитание Святого Христофора не столь распространенное, и на иконах, продающихся в церковных лавках РПЦ МП можно встретить лишь изображение Святого в человеческом обличье с Божественным Младенцем на плечах. Образ Христофора-Киноцефал в неизменном виде почитается лишь в среде старообрядческой Церкви и остался лишь на тех редких иконах и храмовых росписях, которые не успели «отмодерировать» новообрядцы.

Искусство

Популярные публикации

Последние комментарии

Непостижимая «Тайная вечеря» да Винчи и ее секреты

Недавно завершенная реставрация «Тайной вечери» позволила узнать немало нового об этой удивительной картине. В ней, да и во многих других полотнах Леонардо на самом деле спрятаны некие тайные послания и забытые символы. Однако их истинный смысл до сих пор остается нам не до конца ясен, что порождает все новые и новые догадки и предположения.

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи – самая загадочная и неизученная личность прошлых лет. Кто-то приписывает ему божий дар и причисляет к лику святых, кто-то, напротив, считает его безбожником, продавшим душу дьяволу. Но гений великого итальянца неоспорим, поскольку все, к чему когда-либо прикасалась рука великого живописца и инженера, моментально наполнялось скрытым смыслом.

История создания фрески

Знаменитая фреска находится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие, расположенной на одноименной площади Милана. А точнее – на одной из стен трапезной. Как утверждают историки, художник специально изобразил на картине точно такие же стол и посуду, какие были на тот момент в церкви. Этим он пытался показать, что Иисус и Иуда (добро и зло) гораздо ближе к людям, чем кажется.

Заказ на написание произведения живописец получил от своего патрона — миланского герцога Людовико Сфорца в 1495 году. Правитель славился распутной жизнью и с юных лет был окружен юными вакханками. Ситуацию нисколько не меняло наличие у герцога прекрасной и скромной жены Беатриче д’Эсте, которая искренне любила супруга и в силу своего кроткого нрава не могла перечить его образу жизни. Надо признать, что Людовико Сфорца искренне почитал свою жену и был по-своему к ней привязан. Но истинную силу любви распутный герцог ощутил только в момент скоропостижной кончины своей супруги. Скорбь мужчины была столь велика, что он на 15 дней не покидал своей комнаты. А когда вышел, то первым делом заказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга, и навсегда прекратил все развлечения при дворе.

Тайная вечеря в трапезной.

Произведение было выполнено в 1498 году. Его размеры составили 880 на 460 см. Многие ценители творчества художника сошлись во мнении, что лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться 3,5 метров вверх. Яичная темпра, которой пользовался Леонардо при написании картины, впоследствии сослужила дурную службу, начав разрушаться всего через 20 лет после написания картины.

Идея произведения:

Личности апостолов неоднократно были предметом споров, однако, судя по надписям на копии картины, хранящейся в Лугано, это (слева направо): Варфоломей, Яков-младший, Андрей, Иуда, Петр, Иоанн, Фома, Яков-старший, Филипп, Матфей, Фаддей и Симон Зелот. Многие искусствоведы считают, что эту композицию следует воспринимать как иконографическую интерпретацию евхаристии — причащения, поскольку Иисус Христос обеими руками указывает на стол с вином и хлебом. Однако в последнее время все чаще звучит другая версия. О ней ниже.

Эскиз Тайной вечери.

Интересные факты:

Особенности, скрытые в произведении великого автора, и сегодня вызывают многочисленные версии и споры.

1. Иисус и Иуда

Как утверждают историки, сложнее всего Леонардо да Винчи далось написание двух персонажей: Иисуса и Иуды. Художник старался сделать их воплощением добра и зла, поэтому долго не мог найти подходящих моделей. Однажды итальянец увидел в церковном хоре юного певчего – настолько одухотворенного и чистого, что сомнений не осталось: вот он – прототип Иисуса для его «Тайной вечери». Но, несмотря на то, что образ Учителя был написан, Леонардо да Винчи еще долго корректировал его, считая недостаточно совершенным.

Последним ненаписанным персонажем на картине оставался Иуда. Художник часами бродил по самым злачным местам, выискивая среди опустившихся людей модель для написания. И вот почти через 3 года ему повезло. В канаве валялся абсолютно опустившийся тип в состоянии сильного алкогольного опьянения. Художник приказал привести его в мастерскую. Мужчина почти не держался на ногах и не соображал, куда он попал. Однако, уже после того, как образ Иуды был написан, пьяница подошел к картине и признался, что уже видел ее раньше. На недоумение автора человек ответил, что три года назад он был совсем другим, вел правильный образ жизни и пел в церковном хоре. Именно тогда к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа. Так, согласно мнению историков, Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни. Это еще раз подчеркивает тот факт, что добро и зло идут так близко, что иногда грань между ними неощутима.

Иисус и Мария Магдалина.

2. Иоанн или Мария Магдалина

Самым обсуждаемым секретом фрески является фигура ученика, расположившегося по правую руку от Христа. Считается, что это не кто иной, как Мария Магдалина и ее месторасположение указывает на тот факт, что она была не любовницей Иисуса, как это принято считать, а его законной женой. Этот факт подтверждает буква «М», которую образуют контуры тел пары. Якобы она означает слово «Matrimonio», которое в переводе означает «брак». Некоторые историки спорят с этим утверждением и настаивают, что на картине проглядывается подпись Леонардо да Винчи — буква «V». В пользу первого утверждения выступает упоминание о том, что Мария Магдалина омывала ноги Христу и вытирала их своими волосами. Согласно традициям, сделать это могла только законная жена. Более того, считается, что женщина на момент казни мужа была беременной и родила впоследствии дочь Сару, которая положила начало династии Меровингов.

3. Астрология в религиозной картине

Некоторые ученые утверждают, что необычное расположение учеников на картине не случайно. Дескать, Леонардо да Винчи разместил людей по… знакам зодиака. Согласно этой легенде, Иисус был козерогом, а его возлюбленная Мария Магдалина – девой.

4. История и картина

Нельзя не упомянуть тот факт, что во время бомбежки во время Второй мировой войны снаряд, попавший в здание церкви, разрушил почти все, кроме стены, на которой была изображена фреска. Хотя, сами люди не только не берегли произведение, но и поступали с ним поистине варварски. В 1500 году потоп в церкви нанес картине непоправимый ущерб. Но вместо того, чтобы отреставрировать шедевр, монахи в 1566 году проделали в стене с изображением «Тайной вечери» дверь, которая «отрезала» ноги персонажам. Чуть позже над головой Спасителя повесили миланский герб. А в конце 17 века из трапезной и вовсе сделали конюшню. И без того полуразрушенная фреска покрылась навозом, а французы соревновались друг с другом: кто попадет кирпичом в голову одного из апостолов. Однако были у «Тайной вечери» и поклонники. Французский король Франциск I настолько был впечатлен произведением, что всерьез задумывался над тем, как перевезти его к себе домой.

Фреска Тайная вечеря.

5. Символы на картине

Не менее интересны размышления историков о еде, изображенной на столе. К примеру, возле Иуды Леонардо да Винчи изобразил опрокинутую солонку (которая во все времена считалась плохой приметой), а также пустую тарелку. Но самым большим предметом для споров до сих пор является рыба на картине. Современники до сих пор не могут сойтись во мнении, что нарисовано на фреске — сельдь или угорь. Ученые считают, что эта неоднозначность не случайна. Художник специально зашифровал в картине скрытый смысл. Дело в том, что по-итальянски «угорь» произносится как «аринга». Добавляем еще одну букву, получаем совсем другое слово – «арринга» (наставление). В то же время слово «сельдь» произносится в северной Италии как «ренга», что означает в переводе «тот, кто отрицает религию». Для атеиста художника ближе второе толкование.

Кроме всего прочего, существует гипотеза, что сидящий к Христу спиной апостол Фаддей — на самом деле автопортрет самого Леонардо. И учитывая нрав художника и его атеистические взгляды, эта гипотеза более, чем вероятна.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте далее: