Страдивари скрипичный мастер | Vasque-Russia.ru

Страдивари скрипичный мастер

Так в чём же секрет гениальных скрипок Страдивари?

Великий мастер Антонио Страдивари всю свою жизнь посвятил изготовлению и совершенствованию музыкальных инструментов, которые навеки прославили его имя. Специалисты отмечают постоянное стремление мастера наделить свои инструменты мощным звучанием и богатством тембра. Предприимчивые дельцы, зная о высокой цене скрипок Страдивари, с завидной регулярностью предлагают купить у них подделки…

Все cвои скрипки Страдивари метил одинаково. Его клеймо – это инициалы А.S. и мальтийский крест, помещённые в двойной круг. Подлинность скрипок может подтвердить лишь очень опытный эксперт.

Некоторые факты из биографии Страдивари

Место и точная дата рождения небезызвестного итальянского скрипача-мастера Антонио Страдивари точно не установлены. Предположительные годы его жизни – с 1644 по 1737. Отметка «1666 год, Кремона» на одной из скрипок мастера даёт основание говорить, что в этом году он жил в Кремоне и был учеником Николо Амати.

Сердце гениального Антонио Страдивари остановилось 18 декабря 1737 года. Предположительно, он мог прожить от 89 до 94 лет, создав около 1100 скрипок, виолончелей, контрабасов, гитар и альтов. Однажды он изготовил даже арфу.

Почему неизвестен точный год рождения мастера? Дело в том, что в Европе XVII века царила чума. Опасность заражения вынудила родителей Антонио укрыться в родовом селении. Это и спасло семью. Также неизвестно, почему в 18-летнем возрасте Страдивари обратился к Николо Амати, скрипичному мастеру. Возможно, подсказало сердце? Амати сразу же увидел в нём гениального ученика и взял его к себе в подмастерье.

Трудовую жизнь Антонио начал с разнорабочего. Затем ему доверили работу по филигранной обработке дерева, работу с лаком и клеем. Так ученик постепенно и познавал секреты мастерства.

О жизни великого мастера сохранилось не так много сведений, ведь поначалу он был малоинтересен летописцам — Страдивари ничем не выделялся среди других кремонских мастеров. Да и человек он был замкнутый. Лишь потом, когда он прославился как «супер-Страдивари», его жизнь стала обрастать легендами. Но известно совершенно точно: гений был невероятным трудоголиком. Он изготавливал инструменты вплоть до самой смерти в 90 с лишним лет…

Считается, что всего Антонио Страдивари создал около 1100 инструментов, включая скрипки. Маэстро был поразительно продуктивен: он выпускал по 25 скрипок в год. Для сравнения: современный активно работающий мастер, изготавливающий скрипки вручную, выпускает ежегодно всего 3-4 инструмента. Но дошли до наших дней только 630 или 650 инструментов великого мастера, точное число неизвестно. Большинство из них — скрипки.

В чём секрет скрипок Страдивари?

Современные скрипки создаются при помощи самых передовых технологий и достижений физики — а звук всё равно не тот! Триста лет ведутся споры о таинственном «секрете Страдивари», и каждый раз учёные выдвигают все более и более фантастические версии. По одной из теорий, ноу-хау Страдивари в том, что он владел неким магическим секретом лака для скрипок, который придавал его изделиям особенное звучание. Легенды гласят, что эту тайну мастер узнал в одной из аптек и усовершенствовал рецепт, добавив в лак крылышки насекомых и пыль с пола собственной мастерской.

Ещё одно предание гласит, что кремонский мастер готовил свои смеси из смол деревьев, росших в те времена в тирольских лесах и вскоре начисто вырубленных.

Учёные не оставляют попыток понять, чем же обусловлена чистая уникальная звучность страдивариевских скрипок. Профессор Джозеф Нагивари (США) утверждает, что для сохранности древесины клён, используемый знаменитыми скрипичными мастерами XVIII века, подвергался химической обработке. Это и влияло на силу и теплоту звука инструментов. Он задался вопросом: могла ли обработка против грибков и насекомых обусловить такую чистоту и яркость звука уникальных кремонских инструментов?

Используя ядерный магнитный резонанс и инфракрасную спектроскопию, им были проанализированы образцы древесины пяти инструментов. Нагивари утверждает: если будет доказано воздействие химического процесса, окажется возможным изменение современной технологии изготовления скрипок. Скрипки зазвучат на миллион долларов, а реставраторы обеспечат лучшую сохранность старинным инструментам.

Некогда был проанализирован лак, которым покрыты инструменты Страдивари. Выяснилось, что его состав содержит наномерные структуры. Получается, что ещё три столетия тому назад создатели скрипок опирались на нанотехнологии? Был проведён интересный эксперимент. Сравнивали звучание скрипки Страдивари и скрипки, изготовленной профессором Нагивари. 600 слушателей, из них 160 музыкантов, провели оценку тона и силы звука по 10-бальной шкале. В результате, скрипка Нагивари получила более высокие оценки.

Однако, были и другие исследования, в ходе которых выяснили, что лак, используемый Страдивари, ничем не отличался от того, что использовали в ту эпоху мебельщики. Многие же скрипки вообще были покрыты заново лаком при реставрации в XIX веке. Нашёлся даже безумец, решившийся на святотатственный эксперимент — полностью смыть лак с одной из скрипок Страдивари. И что же? Скрипка не стала звучать хуже.

В свою очередь изготовители скрипок и музыканты также не признают, что волшебство звучания их инструментов обусловлено химией. И в качестве доказательства их мнения свидетельствуют результаты ещё одних научных исследований. Так, учёные Массачусетского технологического института доказали, что особенный «мощный» звук скрипок Антонио Страдивари был вызван случайной ошибкой в ходе производства этих инструментов.

Как передает The Daily Mail, исследователи поняли, что столь необычное глубокое звучание скрипок знаменитого на весь мир итальянского мастера вызвана F-образными отверстиями — эфами. С помощью анализа множества других инструментов Страдивари ученые сделали вывод, что эта форма изначально была воспроизведена по ошибке. Один из исследователей Николас Макрис поделился собственным мнением: «Вы режете по тонкому дереву и не можете избежать несовершенства. Форма отверстий в скрипках Страдивари отклоняется от традиционной для XVII–XVIII веков на 2%, но это похоже не на ошибку, а на эволюцию».

Бытует также мнение, что никто из мастеров не вкладывал в свою работу столько труда и души, сколько Страдивари. Ореол тайны придаёт изделиям кремонского мастера дополнительное очарование. Но учёные-прагматики не верят в иллюзии лириков и давно мечтают поделить волшебство чарующих скрипичных звуков на физические параметры. Во всяком случае, в энтузиастах точно недостатка не ощущается. Нам остаётся только ждать того момента, когда физики достигнут мудрости лириков. Или наоборот…

Говорят, в мире каждые две недели кто-нибудь да «открывает» тайну Антонио Страдивари. Но на самом деле за 300 лет секрет величайшего мастера так и не удалось разгадать. Только его скрипки поют, словно ангелы. Современной науке и новейшим технологиям не удалось достичь того, что для кремонского гения было всего лишь ремеслом.

Страдивари скрипичный мастер

Антонио Страдивари

Как звучит скрипка? Профессионалы и любители наверняка отыщут массу определений, разнообразие ответов ограничится, пожалуй, лишь вкусовыми предпочтениями в музыке. Вопрос «как звучит скрипка Страдивари?» предполагает изначально лишь превосходные степени в описании. Бесподобный тембр такого инструмента сравнивают с женским голосом, ибо в нём угадывается жизнь, эмоция, чувство, сама скрипка является олицетворением того, что итальянцы называют dolce vita. Так кем же был таинственный создатель истинного музыкального чуда?

Краткую биографию Антонио Страдивари, секреты скрипичного мастера и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Краткая биография

Антонио Страдивари появился на свет в небольшом итальянском городке Кремона в 1644 году. Мастерство создания уникальных музыкальных инструментов он постигал под руководством Николо Амати, выдающегося для своего времени мастера. Первый и главный наставник Страдивари был потомственным музыкантом: Андреа Амати, знаменитый итальянский скрипач, приходился ему дедушкой. Страдивари был необычайно способным учеником, уже в 16 лет он заслужил право подписывать собственным именем созданные им инструменты. В 1666 г Антонио создал свою первую скрипку («Serdet»), которой суждено было стать настоящим произведением искусства.

В период с 1667 по 1680 гг Страдивари жил в доме, принадлежавшем некоему Франческо Пескароли, человеку, в совершенстве владевшему мастерством резьбы по дереву. Считается, именно он обучил Страдивари нюансам и секретам инкрустации. Авангардные для той эпохи приёмы декорирования Антонио часто применял в работе над своими инструментами. В это же время в личной жизни Страдивари возникли изменения: в 1667 году он женился на женщине по имени Франческа Ферабоски. В дальнейшем, она стала матерью шестерых детей. Двое сыновей (Франческо и Омобоно) в будущем увлеклись работой отца, были ему достойными помощниками.

К 1680 г. Страдивари изготовил внушительное количество струнных инструментов, среди которых были не только скрипки , но и лютни , гитары, мандолины и арфы . В 1680 году Антонио, наконец, обзавёлся собственным жильём. На мансардном этаже он организовал мастерскую, именно там Страдивари проводил множество часов за работой, скрупулёзно доводя до совершенства каждый созданный им инструмент. Невероятный, непостижимый талант Страдивари невозможно было не заметить. Уже в скором времени заинтересованные ценители эксклюзивных вещей, коллекционеры обратили внимание на творения гения. Антонио получил заслуженную возможность при жизни испытать все прелести привилегированного социального положения. Быстро распространившаяся слава принесла в семью Антонио финансовый достаток. «Богат, как Страдивари» — устойчивое выражение, так, спустя столетия, в Европе начали высказываться об обеспеченных людях.

До 1684 года влияние Амати на работу Страдивари было очевидным, хотя и не отрицало присутствие уникального почерка самого мастера. Однако когда наставник умер, Антонио, не чуждый экспериментам и новаторству, как истинный художник, начинает отходить от условных канонов в поиске варианта создания идеального инструмента с неподражаемым звучанием.

В 1698 году Франческа, супруга Страдивари, умерла. Не став долго пребывать в статусе вдовца, знаменитый итальянец женился второй раз уже через год. Избранницей оказалась Антониа-Мария Замбелли. Она родила пятерых детей, однако никто из наследников не пошёл по стопам гениального отца.

Первые 20 лет XVIII столетия считаются золотым периодом в профессиональной деятельности Страдивари. В это время были изготовлены лучшие инструменты, как в отношении дизайна, так и в плане звучания. После 1720 года мастер работал заметно менее интенсивно: сказывались проблемы со здоровьем, связанные с возрастом. Страдивари замечал, что его рука уже не так тверда, чтобы с точностью прирождённого ювелира создавать из обычного инструмента непревзойденный рукотворный шедевр. Однако работу Страдивари не бросал вплоть до последнего года жизни, предпочитая изготавливать скрипки медленнее, но без ущерба качеству.

Страдивари умер в 1737 году, 18 декабря, в своем родном городе на севере Италии. Антонио почил в чрезвычайно преклонном возрасте, ему было 93 года. Учитывая, что жизненный путь мастера пришлась на XVII и XVIII вв, этот факт долгожительства способен вызвать восхищение. Страдивари обрёл последний приют в фамильном склепе близ часовни Розарио у церкви Сан-Доменико, рядом со своей второй женой, которая умерла девятью месяцами ранее.

Интересные факты

  • Родной город Страдивари, несмотря на скромную площадь, знаменит на весь мир своими мастерами изготовления струнных инструментов. Это мировая столица скрипичного производства.
  • Знакомство Страдивари с Николо Амати произошло, когда Антонио, будучи совсем юным, работал простым столяром. Амати нанял мальчика в качестве подмастерья, не осознавая до конца, что в его окружение попал истинный алмаз, лишь пока не имеющий огранки.
  • Одна из самых распространенных легенд гласит, что Амати использовал для создания скрипичных струн внутренности ягнят. По утрам он посылал своего ученика Антонио в лавку к мяснику с запиской. В обмен на клочок бумаги торговец выдавал Страдивари требуху молодых ягнят, возрастом строго от 3 месяцев. Антонио недоумевал, зачем его учителю необходимы внутренности животных, и лишь позднее узнал, что это и есть тот самый секретный материал для струн, способствующий получению музыкального звука невероятной мощи, насыщенности и чистоты. Однако в дальнейшем сам Страдивари не практиковал подобное; однажды, когда его спросили о секрете процесса изготовления скрипок, он ответил, что использует специальное покрытие из крылышек насекомых и пыли с пола собственной мастерской. Гений не спешил расставаться со своими тайнами, предпочитая оставаться единственным неподражаемым создателем уникальных творений.

  • Страдивари был обладателем отменного музыкального слуха, что позволяло ему улавливать мельчайшую фальшь в звучании готового инструмента. При этом Антонио был невероятно трудолюбивым, за счёт чего его природный талант быстро получил развитие, прославив итальянца далеко за пределами Кремоны.
  • Одним из первых «авторских нововведений» Страдивари оказался удлинённый корпус скрипки (Long strad), благодаря которому звучание получалось более мощным, насыщенным, сочным, такие инструменты изготовлял мастер, когда понемногу начал отходить от авторитетного влияния своего учителя Амати.
  • Страдивари выступил своего рода революционером и новатором в области создания музыкальных инструментов. Это касается не только дизайнерского исполнения скрипок, но и имеет отношение к модернизации канонов изготовления виолончелей. При жизни мастера этот инструмент был гораздо большего размера, чем современный аналог, и использовался в основном для проигрывания аккомпанемента в низких регистрах. Страдивари заметно облегчил участь своих современников-виолончелистов, создав инструмент меньших габаритов и усовершенствовав чистоту воспроизводимого звучания.
  • Ввиду огромной материальной ценности, инструменты Страдивари часто становились целью для воров. В 1936 году скрипку известного мастера «Гибсон» украли из гримёрной музыканта Бронислава Губермана, когда тот выступал на сцене. При этом грабитель так и не продал «трофей», а бережно хранил его полвека, пока не осознал, что скоро умрёт от смертельной болезни. Предчувствуя скорую кончину, преступник завещал своей супруге хранить скрипку, однако истинной ценности вещи ей не раскрыл. Лишь спустя 4 года женщина обнаружила, что является обладательницей эксклюзива, и выказала намерение вернуть вещицу за вознаграждение, которое на тот момент составило 263 тысячи долларов. Сейчас «Гибсон» принадлежит эпатажному скрипачу Джошуа Беллу.

Знаменитые инструменты Страдивари

  • «MacDonald» — уникальный альт, который так и не удалось продать с аукциона. Заявленная цена в 2014 году составила 45 миллионов долларов. Подобная сумма объясняется частично тем, что Страдивари создал всего 10 альтов, что в несколько раз повышает стоимость сохранившегося до наших дней инструмента.
  • «Hellier» — скрипка, знаменитая своим необычным декорированием с применением узора из частиц слоновой кости. Идентичным образом украшена скрипка Страдивари «Ole Bull», названная в честь талантливого скрипача из Норвегии.
  • «Леди Блант» — этим произведением искусства владела наследница лорда Байрона. Инструмент стал известен под её именем. Не секрет, что цена скрипок Страдивари способна поразить воображение. «Леди» ушла с аукциона за 16 миллионов долларов.

  • «Sabionari» — единственная гитара из пяти, созданная Страдивари, на которой по-прежнему можно играть. Инструмент был отреставрирован в соответствии с изначальной стилевой принадлежностью к стилю барокко.

Секреты Антонио Страдивари

Изготовленные талантливым итальянцем инструменты (всего их — около 1200) не имеют аналогов. Несмотря на то, что скрипки Stradivarius тщательно исследовались, многие нюансы процесса изготовления так и остались в тени, что не позволяет современным мастерам достичь идентичного уровня. Принято считать, что Страдивари в течение своей жизни не переставал совершенствовать своё мастерство. Он постоянно вносил изменения в дизайн, создавал новые конфигурации и «пробовал» сочетания материалов, которые впоследствии порождали неповторимое звучание. Именно оно делало музыкальные инструменты исключительными, наделёнными завораживающими акустическими особенностями и таящими в себе некую тайну.

Струнные инструменты, изготовленные Страдивари в конце XVII-ого и начале XVIII веков и сегодня считаются эталонными, лучшими из всех, когда-либо созданных человеком. Секрет подобного превосходства кроется в том, что даже в современном мире некоторые нюансы в дизайне старинных скрипок, порождающие особое звучание, так и остаются под покровом тайны. До наших дней сохранились около 650 инструментов, многие из которых находятся в руках талантливых музыкантов, почитающих за честь владеть таким сокровищем.

Страдивари трепетно подходил к выбору материалов. Чаще всего, в качестве древесины использовался клён или высокогорная ель, а особенный лак коричнево-оранжевого цвета, ставший визитной карточкой творений Страдивари, мастер изготавливал лично, следуя одному ему известному принципу. Исследователи творений гениального мастера свидетельствуют, что этот лак по составу был идентичен тому, что использовался в старинном мебельном производстве. Другие — утверждают, что лак Страдивари был абсолютно посредственным и не имел прямого отношения к качеству звучания инструментов.

Некоторые скрипки впоследствии обрели «индивидуальность», а их судьба сложилась невероятным образом. К примеру, «Betts», изготовленная в 1704 г, хранится в стенах Библиотеки Конгресса США, скрипки «Alard» и «Messiah», работа над которыми была завершена в 1715 и 1716 гг соответственно, и вовсе считаются венцом творений мастера, последнюю — Антонио при жизни тщательно оберегал и хранил у себя в доме, что позволило инструменту сохраниться в лучшем и, что немаловажно, неизменённом виде.

В 2000 году один из Stradivarius ушёл с аукциона в Нью-Йорке, новый владелец заплатил за право владеть такой ценностью 1,3 миллиона американских долларов. Скрипка, хранящаяся в Эшмолеанском музее искусства и археологии (Оксфорд, Англия), оценивается и вовсе в 15 000 000 $.

В позапрошлом веке был распространён миф о том, что скрипки Антонио Страдивари настолько безукоризненны, что имеет смысл приписать им если не божественное, то эпичное происхождение. Так появилась легенда о том, что Страдивари создаёт основу для инструментов из уцелевших частей Ноева Ковчега. В актуальное время, когда скрипки разобраны и исследованы до мельчайших частиц, нет основания верить предрассудкам, однако и объяснить досконально механизм создания инструмента, а тем более — продублировать его, не удаётся.

Нюансы ремесла великого итальянца так и остаются непознанной вершиной. Личность самого мастера является притягательной загадкой для всех, кто хоть единожды имел возможность услышать, как «поёт» настоящая скрипка Страдивари.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: смотреть фильм о Страдивари

Что мы знаем об Антонио Страдивари?

Если под счастьем понимать то, что человек еще в юности обрел свое призвание и был предан ему вплоть до глубокой старости, то, безусловно, гениальный Антонио Страдивари был счастлив. Ибо отнюдь не всем гениям в нашем мире судьба отвела столь длительный срок. Вся жизнь и сущность Страдивари была связана со скрипками. И до тех пор, пока будут существовать струнные музыкальные инструменты, имя его будут помнить.

Подобно своим предкам, в том числе отцу Алессандро и деду Джулио Чезаре, Антонио был гражданином Кремоны, небольшого городка в Ломбардии, где свое первое воспитание получил знаменитый древнеримский поэт Вергилий.

До сих пор историки не смогли установить точную дату рождения Антонио. Все из-за того, что его родители, которые, судя по записям, проживали в Кремоне вплоть до 1628 года, бежали от войны, голода и чумы, опустошивших город в 1628−30 годах. Вероятно, они куда-то переехали, в одну из соседних деревень, а может, и поближе к Милану. Их страхи вполне объяснимы. Иероним Амати и его семья были основательно выкошены болезнями в 1628-м, а четырьмя годами позже жертвой эпидемии чумы стал скрипичный мастер Джованни Паоло Маджини.

Возраст Антонио Страдивари удалось определить, в том числе, и благодаря его гордости собственными скрипками, которые он в старости маркировал по типу: «Antonius Stradivarius Cremonensis faciebat 1732 de Anni 89», что переводится с латыни как «Антонио Страдивари Кремонский сделал в году 1732 в возрасте 89 лет». Так что мы можем быть абсолютно уверены, что менее чем через тридцать лет после смерти Шекспира в этом богатом, залитом солнце местечке родился другой гений.

Первое упоминание о Страдивари исходит от него самого — ярлычок на скрипке гласит: «Антонио Страдивари Кремонский, ученик Николо Амати сделал в 1666 году».

В год Великого лондонского пожара Страдивари был подмастерьем у одного самых знаменитых создателей скрипок — Николо Амати. Однако ученик уже делал первые самостоятельные шаги.

В следующем году он женится на Франческе Ферабоши, молодой вдове, чей муж Джованни Джакомо Капра покончил самоубийством, застрелившись из аркебузы. Страдивари глубоко симпатизировал девушке, коей супруг оставил одни долги, и просто не мог бросить ее на произвол судьбы.

Антонио и Франческа поселились в доме под названием Каза дель Пескаторе, и хотя Страдивари, вероятно, продолжал трудиться на Амати, он также работал и «на себя», беспрестанно обучаясь своему ремеслу и проводя исследования. Тот уровень мастерства, коим он уже обладал в 1666 году, вряд ли можно было обрести за год-два. Граф Коцио ди Салабуе, известный поклонник музыки, черпавший информацию у сыновей Страдивари, говорил, что Антонио начал работать в 1656 году. И нет оснований ему не верить.

Но вскоре Каза дель Пескаторе стал для семьи Страдивари слишком тесен. За период с 1667 по 1679 годы у Антонио и Франчески родилось шесть детей, правда, один умер в младенчестве. Финансовое состояние мастера также заметно улучшилось, и он мог себе позволить приобрести дом на Пьяцца Сан Доменико (ныне Пьяцца Ди Рома). Здесь он прожил всю оставшуюся жизнь. Напротив находилась церковь святого Доминика.

Дом по-прежнему стоит, но вокруг многое изменилось. Саму площадь уже не узнать. В 1869 году церковь снесли, кости из могил увезли, а на том месте, где священник молился вместе с паствой, разбили прекрасный сад.

В те времена жилище Страдивари занимало три этажа, которые вмещали одиннадцать комнат, подвал и магазин на первом этаже. На заднем дворе находился колодец, а верхушку дома занимала открытая мансарда. Подобные строения и сегодня не редкость на севере Италии. Традиционно считается, что именно на чердаке располагалась мастерская. Здесь год за годом, в тишине и спокойствии, окруженный собственными инструментами в разной степени готовности, Антонио трудился, не покладая рук. Таким его запомнил Гаэтано Пуньяни, известный скрипач из Турина: высоким, худым, в белом кожаном фартуке, в белом колпаке (зимой — из шерсти, летом — из хлопка), в наряде, который не менялся годами, ибо Страдивари «всегда был занят делом».

Вплоть до 1684 года Страдивари в общих чертах повторял находки своего учителя Амати. Вот почему его скрипки этого периода носят название Amatise. Однако в этом году умер Николо Амати, и Антонио, будто бы сбросивший с себя оковы неких обязательств, перестал копировать великого мастера. Его производительность выросла, и он увеличил размеры своей модели, так что скрипка стала напоминать «Grand Amatis», одну из ранних работ Николо.

Понимая, что превзойти своего наставника можно только смелыми решениями, Страдивари отдавал ремеслу всего себя, не гнушаясь экспериментов. Буквально за два года самостоятельной бурной деятельности он достиг такого совершенства в ремесле, что, при желании, мог бы мастерить скрипки с закрытыми глазами. Проблема в том, что Антонио мало интересовало количество, он мечтал удивить мир. В 1690-м, возможно, под влиянием скрипок Маджини, он внес инновационные изменения в форму и пропорции своих инструментов, получив в итоге удлиненную скрипку — Long Strad. Сей результат успокоил его самолюбие ровно на десять лет.

В 1698 году размеренную жизнь мастера нарушила трагедия. Умерла его жена Франческа, и он устроил ей великолепные, помпезные похороны. И спустя год… снова женился. На сеньоре Антонии Марии Замбелли, которая за последующие девять лет подарила ему еще пятерых детей.

В начале нового века грянула война за испанское наследство — масштабный европейский конфликт, растянувшийся на 13 лет. Кремона, захваченная французами, стала для принца Евгения Савойского местом для демонстрации своих блестящих талантов полководца. Но Страдивари было глубоко наплевать на то, что происходило во внешнем мире: чудесным образом он умел полностью сосредотачиваться на своей работе, не видя и не слыша зла, творимого людьми.

Его гений был полон новых замыслов и идей, приведших к появлению чудесного цветка — совершенной скрипки, известной миру под именем «Беттс». Начиная с 1704 года и до тех пор, пока старческие глаза и руки позволяли, мастерскую Страдивари покидали только бесподобные и поистине бесценные инструменты. У своих предшественников он позаимствовал лучшее: величие и силу звука мастеров из Брешиа, женственную сладость звучания Амати. И прибавил к ним собственный знак качества.

Антонио никогда особо не интересовался альтами. Не лежала к ним его душа, да и мало кто из его учителей или современников продвинулся в этом направлении. Те несколько виол, что Страдивари сделал под заказ, по голосу, скорее, напоминали скрипку. А вот поклонники виолончелей должны быть обязаны итальянцу из Кремоны по гроб жизни. Мастер некоторое время экспериментировал с пропорциями и в итоге достиг не меньших высот, нежели в производстве скрипок.

Вторая жена Страдивари умерла в марте 1737 года. Лет тридцать назад Антонио мог бы оправиться от этого удара, но не в его почтенные годы. Он скончался в декабре и был похоронен в фамильном склепе церкви Сан Доменико.

Братья Артур и Альфред Хилл из знаменитой лондонской компании, объединившей скрипичных мастеров, дилеров и экспертов, лучше кого бы то ни было изучили инструменты итальянца и утверждали, что Страдивари был одним из самых проворных и искусных ремесленников, коих знавал мир.

Антонио Страдивари – виртуоз изготовления скрипок из Италии

Антонио Страдивари (Antonio Stradivari) считается виртуозом в изготовлении скрипок и смычковых инструментов. Каждый его шедевр сравнивают с женским голосом, потому что он звучит чувственно, мягко и нежно.

Скрипки Страдивари представляют собой то, что итальянцы традиционно именуют dolce vita (в переводе «сладкая жизнь»). Антонио был учеником Николо Амати (Nicola Amati), который славился созданием разных старинных инструментов, в том числе и виолончели.

Биография

Точной даты рождения Антонио Страдивари не зарегистрировано, но многочисленные историки сходятся во мнении, что появился на свет мастер в 1644 году в итальянском городке Кремона (Cremona), регион Ломбардия (Lombardia).

Его отца звали Алессандро Страдивари (Alessandro Stradivari), а маму – Анна Морони (Anna Moroni).

Начало работы и первая скрипка

Первая скрипка мастера датируется 1666 годом, и при ее изготовлении Страдивари точно придерживается техники, которой он обучился у наставника. Поэтому инструменты того времени носили символическое название «аматизе».

После того, как будущий мастер женился, он решает заняться собственным изготовлением инструментов, поэтому в 1667 году он поселяется в рыбацком доме, где открывает первую мастерскую. Его женой становится женщина по имени Франческа Ферабоски (Francesca Feraboski), которая в браке подарила мастеру шестерых детей. Из них два сына Франческо и Омобоно впоследствии увлеклись искусством создания музыкальных инструментов и стали верными помощниками Антонио.

Когда Страдивари начинает выпускать первые скрипки, он уже не ставит на них маркировку Амати, не пишет о себе, как о его ученике. Теперь Антонио – самостоятельный мастер. Однако он не сразу стал таковым, поскольку на протяжении всего времени проживания в домике рыбака он учится у владельца Франческо Пескароли (Francesco Pescaroli) искусство резьбы по дереву. Как полагают биографы, именно Франческо научил мастера в совершенстве владеть инкрустацией, обучив множеству нюансов и деталей.

К началу 1680 года мастер изготовил множество различных инструментов, среди которых были не только скрипки и виолончели, но и мандолины, арфы, гитары и лютни.

В 1681 году Страдивари на заработанные от первых инструментов деньги приобретает себе дом, который располагается неподалеку от доминиканского монастыря в родном городе. На территории дома были подвал, несколько антресолей, а также небольшая квадратная пристройка на крыше. Она открывалась с южной и западной стороны, там же располагались сушильни, где Антонио любил работать в хорошую погоду, а также высушивал свои инструменты после нанесения краски. Мастер старался сделать каждую скрипку настоящим произведением искусства, поэтому всякому инструменту уделял много времени, прислушиваясь к звучанию и чувствуя малейшее неверное колебание.

Великолепные творения Антонио Страдивари сложно был не заметить, поэтому спустя непродолжительное время у его инструментов стали появляться первые поклонники. Мастер получил уникальную возможность еще при жизни испытать на себе, каково это – быть признанным и иметь привилегированное социальное положение. Когда музыканты стали все чаще заказывать у Страдивари ту или иную работу, у мастера, наконец, появился финансовый достаток.

Последующее изготовление инструментов

До 1684 года влияние Николо Амати в шедеврах Страдивари чувствовалось довольно сильно, поскольку Антонио старался следовать тем заповедям настоящего виртуоза, о которых тот ему рассказывал. Но как только Николо умирает, Страдивари начинает пробовать что-то новое, экспериментировать, создавать музыкальные инструменты так, как ему кажется правильным. Мастер постоянно находился в поисках идеального сочетания между неповторимым и изящным внешним видом и чистым звучанием.

В 1698 году на голову Страдивари сваливается трагическое событие – умирает его дорогая Франческа. Однако Антонио недолго был одинок, и спустя год он вновь связывает себя узами брака. На этот раз его избранницей становится Антониа-Мария Замбелли (Antonio-Maria Zambelli). В браке рождается пятеро детей, однако ни один из них не следует по пути отца. Дети не смогли унаследовать талант мастера.

Первые двадцать лет последующего столетия считаются самыми удачными, «золотыми» в жизни Антонио Страдивари. Именно в этот период гений создает лучшие инструменты, знаменитые неповторимым звучанием и безупречным дизайном.

В начале 30-х годов XVIII века мастер продолжает работать, но делает это менее интенсивно, так как стали сказываться возраст и проблемы со здоровьем. В этом время Страдивари начинает замечать, что его рука не так тверда, как раньше, поэтому ювелирную работу над своими творениями он провести уже не мог. Тем не менее, даже находясь одной ногой в могиле, Страдивари не забрасывает изготовление инструментов. Он принимает решение сделать меньше, но качественнее. Над каждой скрипкой Антонио старается до тех пор, пока звучание полностью его не устроит.

За всю жизнь у Страдивари было только три ученика – это два его сына и Карло Бергонци (Carlo Bergonzi), скрипичных дел мастер и представитель кремонской школы. Но ни один из последователей Антонио не смог достигнуть такого же уровня мастерства, никто не обладал необходимым талантом, чтобы превзойти гения.

Маркировка

Страдивари помечал созданные инструменты своеобразной надписью на латинском языке: «Antonius Stradivarius Cremonensis Faciebat Anno».

На специальных этикетках мастер в 1736 году ставил отметку «d’anni 92», а в следующем году — «d’anni 93». Этим он подписывал свой возраст.

Смерть мастера

Мастер умирает 18 декабря 1737 года, в родном городе Кремона на севере Италии, где прожил всю жизнь. Страдивари находился в преклонном возрасте – ему было 93 года. По меркам того времени, это невероятно долго, поэтому Антонио может смело претендовать на звание долгожителя XVII-XVIII веков.

Местом упокоения мастера стало кладбище монастыря доминиканцев. В 1869 году он был упразднен, поэтому все останки вырыли из склепа и перемещены в общую могилу за пределами города. Поэтому в настоящее время неизвестно, где находится прах Антонио Страдивари, сейчас он считается бесследно пропавшим.

По другим данным, мастер смог обрести покой в фамильном склепе неподалеку от часовни Розарио близ церкви Сан-Доменико (basilica di S. Domenico), рядом со второй женой, которая покинула этот мир несколькими месяцами ранее Антонио.

Инструменты Антонио Страдивари

По разным источникам в общем количестве мастер создал около 1150 инструментов. Некоторые историки говорят, что, если принимать во внимание природные катаклизмы, катастрофы и социальные конфликты, то в итоге можно насчитать около 5 тысяч инструментов Антонио.

В настоящее время сохранилось примерно 650 музыкальных инструментов Страдивари. Самыми знаменитыми выступают:

Виолончель Дюпора

Виолончель Дюпора (Stradivari Duport) создана в 1711 году, является самым дорогим из сохранившихся инструментов Страдивари. Название виолончель приобрела благодаря владельцу Жану-Луи Дюпору, который не расставался с ней до самого дня смерти. Существует легенда, что на инструменте осталась небольшая царапина, нанесенная Наполеоном шпорами, который пробовал на ней сыграть. Виртуоз Франкомм выкупил ее за 22 тысячи франков, после которого перешла к Иоганну Кнопу. Впоследствии инструмент несколько раз менял обладателей.

С 1974 по 2007 год на ней играл Мстислав Ростропович, который любил называть виолончель своей «любовницей».

Виолончель Давыдова

Виолончель Давыдова (Stradivari Davidov) была изготовлена в 1708 или 1712 году для великого герцога Тосканского. Позднее инструмент был привезен в Россию графом Апраксиным. В позапрошлом столетии виолончель находилась в собственной коллекции графов Вильегорских, которые позволяли играть на ней приезжим и знакомым музыкантам. В 1870 году один из представителей семьи подарил инструмент Карлу Давыдову, чье имя он хранит и по сей день. В 1964 году виолончель приобретает крестная знаменитой Жаклин Дю Пре за 90 000 долларов. Однако спустя шесть лет девушка отказывается на ней играть. В настоящее время виолончель является собственностью американского музыканта Йо-Йо Ма китайского происхождения.

Виолончель Серве

Наиболее известным владельцем Виолончели Серве (Stradivari Servais) является Франсуа Серве, в честь которого и было надо название инструменту.

Сама виолончель находится в отличном состоянии, на ней даже сохранилась маркировка с датой создания – 1701 год. Продолжительное время на ней Серве играл в доме Юсуповых, а в 1857 году инструмент перешел в его полноправное владение. Сейчас бесценный шедевр Страдивари выставлен как экспонат в Смитсоновском институте.

Память о мастере

Про знаменитого мастера был снят в 1988 году фильм «Страдивари». В нем рассказывается о жизни Антонио, как он пришел к изготовлению шедевров, и как продвигалась его работа на протяжении всего творческого пути.

В чем секрет Страдивари: легенды и научные предположения

Инструменты Страдивари, которые по звучанию были чистыми, нежными, отождествлялись у многих владельцев с живым существом. В душе каждого человека музыка, сыгранная на скрипке Антонио, находила отклик, можно было прочувствовать всю многогранность таланта музыканта. Инструменты помогали раскрыть весь потенциал того, кто ими владеет.

Современного вида скрипки создаются с применением передовых технологий, используя лучшие сорта дерева, но звук все равно не такой, как у Страдивари. Уже на протяжении нескольких веков ведутся ожесточенные споры о том, какой секрет хранил знаменитый мастер. Поговаривают, что тайну создания идеального музыкального инструмента Страдивари узнал в одной из аптек, но что именно тогда порекомендовал ему аптекарь – неизвестно.

Профессор Джозеф Нагивари утверждал, что дерево первоначально подвергалось химической обработке, чтобы увеличить силу звука и сделать его чище. В ходе экспериментов было выяснено, что подобный подход никак не влияет на звучание инструмента, хотя теоретически это возможно.

Современные изготовители скрипок утверждают, что волшебное звучание скрипки обуславливается необычным химическим составом. Тогда ученые Массачусетского университета решились на еще один опыт, в ходе которого выяснилось, что пронзительный и изящный звук был достигнут из-за классической ошибки в процессе создания инструментов.

Путем экспериментов выяснилось, что неподражаемое звучание обосновывается специфическими F-образными отверстиями, форма которых была сделана случайно. Когда совершается резка по тонкому дереву, невозможно избежать несовершенств, однако ученые единодушно согласились, что это больше походит на великое открытие, чем на пресловутую ошибку.

Многие сходятся во мнении, что секрет скрипок Страдивари заключается в том, что мастер очень любил свою работу, поэтому именно трудолюбие помогло ему создавать шедевры легендарного уровня. В настоящее время секрет волшебных инструментов так и не был раскрыт. Однако энтузиасты не унимаются. Возможно, когда-нибудь тайна веков спадет и мы, наконец, узнаем, что же всю жизнь скрывал Антонио Страдивари.

Интересные факты

В жизни Антонио Страдивари произошло множество интересных событий, среди которых выделяются следующие:

  1. Познакомился Страдивари с Николо Амати когда Антонио, будучи простым столяром, работал в одной из непримечательных мастерских, он был совсем юн. Николо принимает решение взять мальчика к себе в подмастерья, не до конца осознавая, с каким талантом столкнула его судьба.
  2. Согласно одной из легенд, чтобы создать идеальный инструмент, Амати использовал внутренние органы ягнят. Каждое утро он отправлял Страдивари в мясную лавку с тайной запиской, в обмен на которую Антонио получал внутренности животных, их возраст начинался строго с 3 месяцев. Лишь спустя длительное время Страдивари осознал, что это и есть секретный ингредиент, благодаря которому звучание скрипок становилось мощным, чистым и невероятно красочным. Но сам Антонио никогда не прибегал к таким мерам, и когда у него спросили, в чем же секрет его волшебных скрипок, он сообщал, что использует собственноручно изготовленное покрытие из крыльев и лапок насекомых, которых он находит на полу своей мастерской. Страдивари не спешил расставаться со своими тайнами, он хотел быть единственным в своем роде.
  3. У Антонио был великолепный слух, который позволял ему улавливать даже едва слышную фальшь. Поэтому если он замечал какое-то несовершенство в инструменте, то вновь принимался за работу и старался довести ее до конца.
  4. Мастер был трудолюбивым, и именно это качество позднее распространило о нем славу далеко за пределы родной Кремоны.
  5. Одним из первых нововведений Страдивари был удлиненный корпус инструмента, который позволял ему звучать сильнее, насыщеннее и пронзительнее. Такое новшество Антонио стал использовать, когда постепенно отошел от влияния Николо.
  6. В сфере создания музыкальных инструментов Страдивари заслуженно получил звание новатора и революционера, потому что он преобразил не только внешний вид скрипок, но и начал создавать виолончели по совершенно новым законам. Антонио сделал этот инструмент легче, уменьшил габариты и улучшил частоту звучания.
  7. Из-за того, что скрипки Страдивари представляли собой огромную материальную ценность, на них часто покушались воры. В 1936 году скрипка «Гибсон» была украдена прямо из гримерки музыканта Бронислава Губермана, практически сразу после того, как он выступил на сцене. Любопытно, что грабитель так и не продал инструмент, а старательно хранил его более 50 лет, до тех пор, пока не осознал, что вскоре умрет от смертельного заболевания. Тогда вор завещал своей жене хранить скрипку, но и так и не рассказал, в чем заключалась ее истинная ценность. Только спустя 4 года женщина поняла, какой уникальной вещицей обладает, и решает вернуть пропажу за символическое вознаграждение. За инструмент она получила 263 тысячи долларов, а в настоящее время обладателем «Гибсона» является эксцентричный музыкант Джошуа Беллу.

И напоследок будет любопытно узнать, что старый еврейский анекдот про портных переделан из старого итальянского анекдота про скрипачей:

Цитаты

В процессе работы Антонио Страдивари досконально изучил принцип создания скрипки, вник во все аспекты этого искусства, но высказываний мастера известно не так много. Самым распространенным считается: «Скрипки не делают. Они не бочки и не скамейки, такой инструмент необходимо выращивать, как виноград или детей».

netrmed

Об этом нужно знать

Секреты скрипок Страдивари

18 декабря 1737 года в родном Кремоне в возрасте 93 лет скончался Антонио Страдивари – мастер, оставивший после себя бессмертное наследие. Около 650 музыкальных инструментов радуют слух искушенных поклонников классического звучания и в наши дни. Почти три столетия не дает покоя изготовителям музыкальных инструментов вопрос: почему звук скрипок Страдивари похож на звонкий и нежный женский голос?

В 1655 году Антонио был всего одним из многочисленных учеников лучшего в Италии скрипичных дел мастера Николо Амати.

Будучи в то время всего лишь мальчиком на побегушках у прославленного мастера, Страдивари искренне не понимал: почему мясник в ответ на записку синьора присылает тому кишки.

Амати раскрыл первый из секретов изготовления инструментов своему ученику: струны делаются из внутренностей ягнят. По технологии того времени их вымачивал в щелочном растворе на основе мыла, сушили их и затем скручивали. Считалось, что не все жилы подходят для струн. Самый лучший материал – это жилы 7-8-месячных ягнят, выращенных в Центральной и Южной Италии. Амати учил своих подопечных, что качество струн зависит и от пастбища, от времени убоя, от воды и от многих других факторов.

В возрасте 60 лет, когда большинство людей уже уходят на заслуженный отдых, Антонио разработал модель скрипки, которая и принесла ему бессмертную славу.

Его скрипки пели так необыкновенно, что некоторые всерьез утверждали, что дерево, из которого сделаны инструменты, – это обломки Ноева ковчега.

Ученые предполагают, что Страдивари использовал высокогорные ели, росшие при необычно холодной погоде. Такое дерево имело повышенную плотность, что и придавало отличительное звучание инструментам, из него изготовленным.

Страдивари, бесспорно, для своих инструментов выбирал древесину только высочайшего качества: хорошо просушенную, выдержанную. Особая ель шла на изготовления деки, клен использования для дна. Кроме того, чурки он разделывал не на доски, а на секторы: получались “апельсиновые дольки”. К такому выводу исследователи пришли, опираясь на расположение годичных слоев.

Рассказывали, что тайну лака Страдивари узнал в одной из аптек и усовершенствовал рецепт, добавив в него “крылышки насекомых и пыль с пола собственной мастерской”.

Еще одно предание гласит, что кремонский мастер готовил свои смеси из смол деревьев, росших в те времена в тирольских лесах, а позже начисто вырубленных.

На самом деле, все довольно прозаично: ученые выяснили, что лак, которым Страдивари покрывал свои знаменитые скрипки, ничем не отличался от того, что использовали в ту эпоху мебельщики.

При этом многие инструменты вообще были заново “перекрашены” при реставрации в XIX веке. Был проведен даже рискованный эксперимент: с одной из скрипок едкими смесями смыли лак. Инструмент потускнел, облез, но звучать хуже не стал.

У Страдивари была особенная манера выдалбливать деки, уникальный рисунок отверстий, характерный обвод внешних линий. Историки утверждают, что среди известных в наши дни скрипок нет двух в точности одинаковых по рельефу и звуку.

В попытке повторить успех Страдивари мастера шли на крайние меры: вскрывали старую скрипку и по ней делали десять новых, до мельчайшей детали воспроизводя форму. Так, в СССР в 1930-1950-х годах проводились научные исследования скрипок Страдивари с целью наладить производство аналогичных инструментов на автоматических линиях. Наиболее удачные экспериментальные инструменты оказались вполне сравнимы с инструментами Страдивари по звучанию.

Самые удачные подражания, полагают специалисты, на счету Симона Фернандо Саккони. Этот итальянский мастер смычковых инструментов, творивший в первой половине XX века, при создании инструментов использовавший модель Антонио Страдивари и добился прекрасных результатов.

Талант ученого и резчика

Страдивари владел интуицией ученого, ловкими руками резчика-краснодеревщика, острым глазом художника, тонким слухом музыканта. И все это, тысячекратно умноженное неиссякаемым трудолюбием, он вложил в свои творения. Может быть, именно в таланте мастера сокрыта тайна звучания его инструментов?

Мастер не стремился никому подражать, он любой ценой стремился добиться красоты и силы звука. Труд его стал трудом исследователя. Его скрипки – это акустические опыты, одни более удачные, другие – менее. Порой тончайшее изменение свойств древесины заставляло его поправлять конфигурацию дек, их толщину, выпуклость. Как это сделать, подсказывал мастеру слух.

Ну и, конечно, не стоит сбрасывать со счетов ценность “бренда”: есть мнение, что славу Страдивари принесли порядка 20 процентов его музыкальных инструментов. Остальные, менее выдающиеся, воспринимались как произведения искусства лишь потому, что автор их – “тот самый кремонский гений”.

Скрипки Антонио Страдивари содержат различные сочетания алюминия, меди и цинка. Вероятно, мастер окунал дерево в некий раствор, помогавший инструментам пройти через века. Об этом свидетельствует исследование профессора по химии Тайваньского университета Хван Чинг Таи.

“Использование такого рода химических сплавов было необычной практикой, они оставались неизвестными последующим поколениям скрипичных мастеров”, – утверждает ученый.

Специалисты обследовали скрипки на молекулярном уровне. Однако не смогли определить, насколько специальное покрытие влияет на тембр и качество звучания. Ясно было только одно: в XVII веке Страдивари обладал необычайными для того времени знаниями по химии. Установлено, что инструменты были обработаны сложным минеральным составом. Причем, консервант использовался для вымачивания древесины длительное время.

Сравнительный анализ показывает, что к химической обработке древесины не прибегали и в XVIII и XIX веках. Сегодня при создании скрипок исходное сырье сушится на воздухе в течение нескольких лет. Страдивари был одним и немногих мастеров в Кремоне, который пользовался специальными растворами. Эта техника, скорее всего, была утрачена. Воспроизведение уникального состава позволило бы вдохнуть новую жизнь в современные музыкальные инструменты.

Версию тайваньских исследователей подтверждает Джозеф Наджияри из университета в Техасе. Он считает, что дерево скрипок Страдивари покрывалось защитным составом от древесных вредителей, содержащим различные химические элементы, в том числе боракс, используемый египтянами для бальзамирования мумий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector