Стиль либерти в италии
Очарование стиля либерти
Либерти (англ. liberty style) – одно из названий «стиля модерн» в Западной Европе конца XIX — начала XX вв. Английский коммерсант А. Л. Либерти, представитель торговых фирм на Востоке, в 1875 г. открыл в Лондоне магазин, торговавший предметами искусства Китая и Японии.
Произведения восточного искусства – фарфор, лаки, ткани, японские гравюры – с их чистотой линий, тончайшими нюансами цвета и изысканной стилизацией природных форм привлекали внимание эстетов на фоне хаоса, эклектики «викторианского стиля», господствовавшего в Англии второй половины XIX в.
Позднее в магазине продавались изделия молодых английских художников, близкие восточному искусству. Фирма «Либерти» имела столь значительное влияние, что в Англии некоторое время произведения искусства модерна именовали «стилем либерти».
Во второй половине 19-го века в мире искусства царил некий застой. Главенствующим стилем была эклектика — в дизайне повторяли и перемешивали черты предыдущих стилей. Зрел запрос на что-то кардинально иное, небывалое, свежее. И рождение нового стиля не заставило себя долго ждать.
В 80-е годы 19-го века новые черты проявились в работах ряда мастеров — художников, скульпторов, ювелиров и др. Основным источником вдохновения стал растительный мир. Флористические орнаменты являлись ключевыми элементами стиля, его визитной карточкой. Культовое значение для нового стиля приобрела вышивка Г. Обриста «Удар бича». Аналогичные плавно изогнутые, волнистые линии превратились в эталон.
В истории мирового искусства стиль либерти прочно занял своё место. Он появился в Италии в начале прошлого века наряду с русским модерном и французским ар-нуво, немецким югендстилем и американским тиффани, шотландским макинтошем, когда творческой мысли стало тесно в классических рамках из-за развивающегося производства и новых технологий. Именно благодаря им художники, дизайнеры и архитекторы получили возможность создавать действительно уникальные предметы и интерьеры, которые поражали современников абсолютно нетипичными, но очень привлекательными формами.
Либерти в Италии, ар-нуво во Франции, модерн в России — в разных странах его называли по-разному, имея в виду один и тот же стиль конца XIX — начала XX века. Его изящные линии, которые ни с чем другим не перепутаешь, похожи на рисунок волн или гибких стеблей. Это щедрый и пышный, вычурный стиль, витиеватый и причудливый. По выразительности, эмоциональному заряду тут модерн уже близок барокко.
Основные черты стиля
Изогнутые линии в духе «Удара бича» Германа Обриста. Замысловатые линии — суть стиля модерн. Такие волнистые очертания даже тяжелым, массивным предметам придают видимую хрупкость, легкость и воздушность.
Близость к природе. Основные мотивы, выраженные в формах, линиях, росписи, декоре, — это вьющиеся растения, морские или океанические волны, хвост павлина.
Орнаментальность. Орнаменты присутствуют повсюду: и в отделке, и в мебели, и в текстиле, и в декоре, и в предметах искусства.
Асимметричность. Слишком много симметрии претит эстетике модерна. Часть арок, проемов, предметов мебели может быть симметричной, но хотя бы один объект в помещении должен быть эффектно-асимметричным. В этой причудливой, витиеватой асимметрии — особая прелесть модерна.
Арочные формы. Арки отличаются криволинейностью и зачастую асимметричностью. Они плавные, «пластические». Арки присутствуют всюду: арочная форма придается проемам, каминам, окнам, шкафам, спинкам кровати и многому-многому другому.
Сложный дизайн проемов. Особое внимание уделяется проемам и «полупроемам» в стенах между помещениями или частями помещений. Формы и отделка проемов и перегородок в стиле ар-нуво поражают воображение.
Витражи. Либерти характеризуется особой любовью к витражам. Их можно увидеть в окнах, дверях, на потолке, в мебели, в светильниках. Не зря ведь в США этот стиль имеет название «Тиффани» (в честь художника и дизайнера Л. К. Тиффани, специализировавшегося на создании декоративных шедевров из стекла).
Роскошные лестницы. В эпоху модерна заостряли внимание на лестницах и ограждениях. Их делали потрясающе красивыми и обязательно такими же изогнутыми и волнистыми, как традиционные орнаменты ар-нуво.
Палитра интерьеров в стиле либерти не отличается большим разнообразием. Самые распространенные цвета — это оттенки темного благородного дерева, земли, песка. Фоном для них могут служить белый и кремовый цвета.
В набор красок могут быть включены и некоторые другие тона, но обязательно природные — это цвета камней, травы, листвы. Дополняется эта, прямо скажем, скудная, но элегантная палитра цветом золота, реже — бронзы или серебра.
В отделке широко используется дерево. Его применяют для полов (паркет, доска), стен (панели) и для проемов. Помимо дерева, активно используются камень (плитка). Лестничные ограждения обычно кованые.
Окрашенные стены могут быть украшены орнаментальной росписью. Флористический орнамент вводят в интерьер и посредством использования обоев — фактурных или с цветочным орнаментом и рисунком.
Мебель обычно деревянная — дорогая, тяжелая. Нередки и металлические предметы мебели. Тяжелым шкафам, комодам и буфетам придаются те же замысловатые арочные формы. Мало закрытых шкафов, но много открытых полок.
Шторам на окнах может быть придана асимметричная форма, а ламбрекену — причудливо-изогнутая. Сами шторы должны выглядеть дорого. Ткань может быть однотонной или с витиеватым растительным орнаментом.
Стиль Либерти и его место в истории итальянской культуры Текст научной статьи по специальности « Искусствоведение»
Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пилюк Елена Васильевна
Статья посвящена итальянскому стилю Либерти как своеобразному феномену культуры, который долгое время оставался без должного внимания исследователей. Автор анализирует его отличия от общеевропейского стиля модерн и выделяет ключевые понятия трансформация (национальных традиций) и ностальгия (по прошлому как образу детства). Рассматривается связь стиля Либерти с явлениями культуры и искусства Италии в ХХ в.
Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Пилюк Елена Васильевна
The style Liberty and its position in the history of Italian culture
The article is dedicated to the Italian style Liberty as original cultural phenomenon losing the worthy attention of experts for a long time. The author analyses its differences from the common European modern style and distinguishes the two main concepts transformation (of national traditions) and nostalgia (about the past as image of childhood). There is considered the connection between the Liberty style and other important phenomenon of Italian culture and art in XX century.
Текст научной работы на тему «Стиль Либерти и его место в истории итальянской культуры»
СТИЛЬ ЛИБЕРТИ И ЕГО МЕСТО В ИСТОРИИ ИТАЛЬЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Статья посвящена итальянскому стилю Либерти как своеобразному феномену культуры, который долгое время оставался без должного внимания исследователей. Автор анализирует его отличия от общеевропейского стиля модерн и выделяет ключевые понятия — трансформация (национальных традиций) и ностальгия (по прошлому как образу детства). Рассматривается связь стиля Либерти с явлениями культуры и искусства Италии в ХХ в.
Ключевые слова: стиль Либерти, модерн, трансформация, ностальгия.
«Либерти» — это термин, обозначающий итальянскую версию стиля модерн. На рубеже Х1Х-ХХ вв. этот стиль искусства и культуры появился во всех странах Европы, но со своими нацио-нальнми особенностями. Примерно за 20 лет своей короткой жизни «модерн» успел родиться, расцвести и прийти в упадок, после чего этот стиль почти везде был заклеймен как «вкусовщина» или даже «дурновкусие», а потом надолго забыт. Только в 1970-е гг. модерн вновь вошел в поле научного интереса, но и сегодня возникает потребность заново осмыслить место этого стиля в истории европейской культуры. Особый интерес вызывает его специфика в тех странах, которые имеют мощную художественную традицию, — таких как Италия.
Во Франции, Германии и Англии стиль модерн оказался логическим продолжением явлений, присутствующих в культурной памяти их народов. Так, для Франции модерн явился своего рода формой перерождения стиля рококо, для немецкоязычных стран -ре-версией стилистики эпохи романтизма; английских прерафаэлитов иногда относят к одному из первых примеров модернистского искусства. В других европейских странах модерн воспринимался
© Пилюк Е.В., 2010 188
как чужой вполне сложившийся стиль, каноны и принципы которого накладывались на прежнюю национальную традицию более или менее удачно.
Может показаться, что этот «новый» стиль совершенно чужд итальянскому искусству и культуре. В самом деле, подвижность, ассиметричность, витиеватость и перегруженность модерна противоречат стройной концепции классического искусства, образу римского наследия Италии. Национальная культура страны имеет столь мощные корни, что новое модное веяние вряд ли могло ее поколебать1.
В архитектуре почти каждого итальянского города можно найти примеры влияния стиля Либерти, однако его элементы хорошо «вписаны» в городской пейзаж, не выделяются на его фоне. Возникает вопрос: как они могут не выделяться, если один из главных принципов стиля модерн — именно выделиться любой ценой? Как получилось, что итальянская культура, приняв в свою орбиту чужеродный пластический стиль, сумела гармонично вписать его в собственные художественные традиции?
Чтобы ответить на эти вопросы, стоит вспомнить некую общую тенденцию итальянской культуры, особенно ярко проявляющуюся в ее языковых принципах. Для новых иностранных слов итальянцы чаще всего (в 90% случаев) подбирают их эквиваленты в собственном языке или произносят такие слова в полном соответствии с итальянскими речевыми нормами2.
Для того чтобы воспринять стиль Либерти, итальянцам нужно было почувствовать естественность его произрастания на итальянской почве. Для жителей Италии, особенно центральной части страны, Либерти — это перерождение стиля барокко (второго по значимости после античных стилей). Италия, безусловно, долго стремилась к объединению, но юридически единое государство появилось только в 1861 г., и до сих пор отчетливо проявляются его региональные особенности. Жители говорят на разных диалектах итальянского языка и чаще всего идентифицируют себя с «малой родиной» (областью, провинцией, городом); слова «я итальянец» можно услышать довольно редко. Эта региональность, безусловно, проявляется и в стилистике архитектуры, изобразительного искусства Италии.
Однако в конце XIX — начале XX в. идеология единства приобрела в Италии программный характер и стимулировала развитие основных художественных, социальных и политических процессов. Переход к «модернистскому» стилю Либерти позволил подчеркивать и единство нового государства, и его современность. В самой природе модерна заложена идея унификации культур,
приведения всех художественных практик к общему знаменателю. Всепроникающее искусство модерна визуально представлено специфической линией, «извивающейся как сигаретный дым» (по определению журнала «Югент»).
В конце XIX в. Италия находилась «на периферии» Европы, выполняя роль культурной резервации, музея под открытым небом, а также роль непременного пункта гранд тура для любого образованного любителя искусства. Для самой Италии это было время заимствованной моды на стиль Либерти, который позволял стране «шагать в ногу» со временем. Этот стиль был понятен и приятен всем европейцам, он становился «тоталитарным» — узнаваемым и всепоглощающим, способным управлять реальностью. Это был «мягкий» тоталитаризм, предполагающий визуальное и идеологическое равенство, однако он оказался родственным будущим жестким режимам ХХ века. Стиль Либерти с самого начала был политизирован, что проявилось, в частности, в выборе Италией его прототипа и первоисточника: это был не французский модерн (казалось бы, самый развитой в Европе), а его английский вариант, реже — австрийский. На рубеже XIX-XX вв. в Италии господствовала англомания — мода на все английское, в том числе на английский язык.
Об «английском» уклоне итальянского модерна говорит само его имя — Либерти (которое сначала употреблялось наряду с названием «флореаль»). Присвоение художественному стилю имени собственного (написания с большой буквы) необычно и несколько двусмысленно. В тексте Каталога выставки современного искусства в Нью-Йорке Итало Кремона утверждал, что «итальянцы, несомненно, прекрасно понимали двойное значение этого имени»3. Дело в том, что итальянское название стиля «модерн», созвучное со словом «свобода» (liberté), было связано с торговым домом Liberty, основанным в 1875 г. сэром Артуром Лесенби Либерти (Arthur Lasenby Liberty). Именно эта английская компания начала поставлять в Италию различные изделия в стиле модерн. Валентино Бросио отмечал, что далеко не все итальянцы знали о существовании компании Liberty, но для них это иностранное слово выражало экзотичный новый стиль. По мнению того же автора, если бы этот стиль «быстро пришел в упадок, траур по нему был бы недолгим, как по дальнему родственнику, рожденному в чужой стране»4.
Этот прогноз оправдался: сразу после того, как стиль Либерти вышел из моды, на протяжении нескольких десятилетий он подвергался беспощадной критике, и в этом отношении Италия не была исключением. Некоторые историки связывают негативное
отношение к стилю Либерти с представлением о его связи с фашистской идеологией. Конечно, это несправедливо (достаточно просто сравнить даты), но в культурной памяти итальянцев застрял тот факт, что в лагерь фашистов перешел один из главных протагонистов стиля Либерти — Д’Аннунцио.
К концу 1960-х годов ужасы Второй мировой войны уже уходят в прошлое, на улицах итальянских городов почти не остается развалин и следов бомбардировок. Однако послевоенный мир оказался не таким, как все ждали, и тогда пришло время ностальгии по прошлому — довоенной жизни и искусству в стиле модерн. Одна за другой рождаются восторженные статьи, монографии, выставки, посвященные той теме, о которой все усердно пытались забыть на протяжении полувека. В предисловии к своей книге В. Бросио говорит о себе: «Тот, кто пишет, а вместе с ним и большая часть итальянцев, родился в период, который у нас принято называть периодом Либерти»5. Этим объясняется похожесть послевоенных публикаций на автобиографии, на воспоминания о своем счастливом детстве, — впрочем, даже не отдельного автора, а всей нации. Итало Кремона пишет: «За сыновьями всегда стоят отцы. не желающие идти на компромисс ни с чем и ни с кем; они хранили в своих домах издания Бодлера, По, Уайльда»6.
Биография стиля модерн (даты его рождения и смерти) в работах итальянских исследователей несколько отличается от версии, принятой в большинстве других стран. Считается, что этот стиль появился в последнее десятилетие XIX в., но для итальянцев знаковым событием рождения идеи Либерти стала публикация в 1889 г. программного романа Габриэле д’Аннунцио «II Р1асеге» (в русском переводе — «Наслаждение»). Его автор попытался создать своеобразный «учебник жизни» для людей своего поколения, явно ориентируясь на английские и французские примеры (роман «Наоборот» Гюисманаса и «Портрет Дориана Грея» Уайльда). Главный тезис этого «учебника» вправе считаться эпиграфом ко всему стилю Либерти: «Ты должен творить свою жизнь так, будто творишь произведение искусства»7.
В сфере художественной культуры влияние нового стиля проявилось в Италии позже: некоторые авторы датируют его рождение 1902 г., когда в Турине проходила Всемирная выставка. Однако Т. Медсен, фундаментальная работа которого по истории искусства Арт Нуво считается классической, связывает 1902 год с началом угасания этого стиля8. Большинство исследователей согласны с В. Бросио в том, что «после первой мировой войны Либерти становится стилем и вкусом, который кажется доисторическим»9. Тот же автор замечает:
Однако не все приметы этой моды исчезли безвозвратно. Кто-то сохранил столовую, кто-то родительскую спальню. многие вазы, многие рамы были выброшены или проданы старьевщикам, некоторые стулья, покрытые белыми чехлами, помещались в ванных комнатах и на кухнях, антресоли и кладовые приняли в себя упадок Либерти10.
Либерти отличается от других европейских вариантов стиля модерн особенностями, которые можно обозначить двумя ключевыми понятиями — трансформация и ностальгия. О первом из них мы уже говорили как о перерождении стиля барокко, а ностальгия о том, что было «до всего плохого», весьма характерна для всей итальянской культуры. Образ такой ушедшей эпохи, как эмблема детства и синоним счастья, встречается в разных жанрах итальянского искусства и особенно узнаваем в его кинематографе (вспомним, например, «Амаркорд» Феллини). В подтверждение этого тезиса приведем еще одну цитату из книги В. Бросио:
Говоря о Либерти, мы призываем тех, кто рожден до первой мировой войны, вспомнить свое детство, тех, кто был рожден между двумя войнами, — вспомнить окружение своих родителей, а для тех, кто был рожден после последней войны, мы восстановим притягательный в своем очаровании каменный век11.
В самом деле, в «Амаркорде» все кинематографические декорации представлены именно в ностальгическом ключе — такова стилистика рекламы, вывесок и других «узнаваемых» вещей; тот же подход намечен и в «Малене» Торнаторе. Одним словом, каждый итальянский мастер, испытывающий ностальгию, неизбежно обращается именно к стилю Либерти.
Хочется сказать, что современное итальянское искусство во многом взращивает всходы тех семян, которые были посеяны в короткий период цветения стиля Либерти. Именно он расчистил дорогу для футуризма, обозначив окончательный разрыв с Академией и открыв новую страницу в принципах жизнеустройства. Итальянцам всегда хорошо удавались программные заявления, и в ХХ в. они перехватили у французов эстафету в деле создания манифестов искусства, ведущих в будущее. В итоге современная массовая культура уже несколько десятилетий пытается навязать всему миру дизайн «made in Italy».
1 Многие итальянцы убеждены, что никакого стиля модерн в их стране не было. В самом деле, он практически не отразился в облике итальянских городов, за исключением отдельных «программных» конструкций (вроде квартала Копеде в Риме).
2 Характерный пример: итальянцы произносят английское слово manager как «манеджер», связывая его с итальянским la mano («рука»): ведь манеджер -это человек, кто руководит. Эта особенность восприятия всего чужого выходит за границы филологии и распространяется на всю итальянскую культуру.
3 Cremona I. Il tempo dell’Art Nouveu // Italo Cremona. Firenze: Adelfi, 1964. P. 19.
4 Brosio V. Lo stile Liberty in Italia // Vlentino Brosio. Milano: Enaudi, 1967. Р. 14.
6 Cremona I. Op. cit. P. 10. D’Annunzio G. Il Piacere // D’annunzio Gabriele. Roma, Mondadori, 2004. Р. 24.
Ар нуво, либерти и модерн
Модерн процветал в Европе с 1890-х гг. до начала Первой мировой войны, в период индустриализации, массового производства и урбанизации. Он считался универсальным стилем, призванным объединить изобразительное и прикладное искусства. Органические формы использовались во всем – от книжной иллюстрации до дизайна мебели и интерьера. Стиль модерн был распространен повсеместно: не только в частных домах, но и в интерьерах европейских вокзалов, чайных, универмагов и т.д.
Сегодня мы узнаем модерн по характерным плавным линиям, цветочным орнаментам, геометрическим формам и использованию символических фигур. Но как же он сформировался и как воссоздать его сегодня?
Стиль модерн своими корнями уходит во вторую половину XIX-го века, когда в Англии зародилось «Движение искусств и ремесел». Определяющей его фигурой был английский писатель, дизайнер, архитектор и социалист Уильям Моррис (1834-1896). Он отвергал безвкусные производственные ценности и дегуманизирующие аспекты викторианского капитализма, обращаясь к ценностям средневековой эпохи.
В обоих направлениях схожие принципы и механизмы дизайна, однако модерн отличался тем, что процветал благодаря технологическим разработкам, которые сделали возможным массовое производство товаров, тогда как «Движение искусств и ремесел» было категорически против массового производства.
Впервые термин «модерн» был упомянут в бельгийском журнале L’Art Moderne в 1884 году применительно к группе скульпторов, дизайнеров и художников-реформаторов Les XX, основателями которой стали Джеймс Энсор (1860-1949) и Тео ван Риссельберг (1862-1926). Дух нового движения быстро распространился по всей Европе, и вскоре его имя было переведено на разные языки: югендстиль в Германии, стиль либерти в Италии, стиль Тиффани в Америке, сецессион в Австрии, ар-нуво во Франции и пр.
Ар-нуво был популяризирован знаменитой парижской художественной галереей Maison de l’Art Nouveau, которой руководил Зигфрид Бинг.
С самого начала мастера, работающие в стиле модерн, выступали за единство всех искусств – живописи, скульптуры и ДПИ. Они стремились объединить искусство с повседневностью, создавая красивые предметы, которые бы улучшили жизнь людей.
Как и сторонники «Движения искусств и ремесел», мастера модерна считали, что эстетические ценности должны сочетаться с высокими стандартами мастерства, а произведения искусства должны быть одновременно красивыми и функциональными.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АР-НУВО
— Волнистые асимметричные линии.
— Флоральные мотивы – цветочные стебли и бутоны, виноградные лозы.
— Крылья насекомых или других природных объектов с тонкими изящными формами и силуэтами.
— Изящные или ритмичные, кнутообразные линии.
— В графике линия подчиняет все другие графические элементы – форму, текстуру, пространство и цвет; в архитектуре и дизайне трехмерная форма поглощается органическим, линейным ритмом, создавая слияние структуры и орнамента.
Ар-нуво был популярен до 1920-х гг., когда на смену ему пришел более строгий, сдержанный, но не менее роскошный стиль ар-деко.
КАК СОЗДАТЬ ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА В СТИЛЕ АР-НУВО?
Чтобы выдержать стилистику ар-нуво в интерьере, важно следовать нескольким простым правилам.
1. Стены.
В стиле модерн обычно используются приглушенные и мягкие цвета. Стоит отдать предпочтение серым, горчичным, коричневым, оливковым или сиреневым оттенкам. Уместны будут и обои с эффектным рисунком. Однако важно соблюдать баланс и, возможно, выделить лишь одну стену.
2. Пол.
Чтобы достоверно воссоздать стиль модерна, пол должен быть выложен паркетом или отделан деревом среднего тона. Также допускается светлый, практически белый, пол.
3. Свет.
Интерьер в стиле модерн можно дополнить выразительной лампой Tiffany. Эффектные витражи на тяжелом бронзовом основании – культовый образец стиля.
4. Декор.
Аксессуары в стиле модерн должны быть как можно более декоративными. Предпочтительнее выбирать предметы с изогнутыми линиями и плавными динамичными формами. Это могут быть не только самостоятельные предметы, а, например, витражи-вставки в дверях, шкафах или зеркалах, или же фурнитура.
Стиль либерти в италии
Войти
Милан и либерти
Милан – уникальный город. Здесь есть место каждой эпохе: вы найдете памятники Римской империи, постройки загадочного Средневековья, а также дворцы времен барокко и классицизма.
Итальянское Возрождение представлено величественными произведениями, хранящимися в церквях и музеях, а минималистичное Новеченто привносит строгость и современность. Но один из самых миланских стилей – это легкий и утонченный либерти, аналог модерна, популярный на рубеже XIX — XX веков в Европе и России.
Достопримечательности Милана богаты изысканными палаццо с характерными деталями, необычными окнами и панно. Дело в том, что в конце XIX века северную столицу Италии наводнила буржуазия, которая жаждала чего-то нового. Архитектура прошлого их не устраивала: хотелось порвать со старыми традициями и привнести нечто помпезное и оригинальное в свои дома. Модерн, в Италии называемый либерти, пришелся новому поколению по вкусу и быстро стал любимым стилем. К тому же, итальянская культура задействовала новые материалы: чугун, бетон, стекло, а традиционная мозаика и скульптура в мгновение ока обрели второе дыхание. Так где же Милан прячет всю эту красоту?
Начните с района Порта-Венеция, где сосредоточено сразу несколько известных построек. Например, палаццо Кастильони (Corso Venezia, 47/49), в народе называемое не очень прилично – «Дом задниц» («Ca’ de ciapp»). Прозвище приклеилось к зданию из-за обнаженных фигур на фасаде, так поразивших миланцев своей смелостью. В итоге, ворота были переставлены на боковой вход виллы Факканони, выходящей на улицу Via Buonarotti, 48. Так всем стало спокойнее.
Продолжая путь дальше, вы встретите Каза Берри-Мерегалли (via Cappuccini, 8) – оригинальный дом, где мирно соседствуют ангелы, горгульи, представители флоры и фауны. Плавные линии, мозаики и росписи дополняются пластичной ковкой, автором которой стал знаменитый на весь Милан Алессандро Мадзукотелли. Впрочем, с его творчеством вы еще не раз столкнетесь, любуясь архитектурой в стиле модерн.
Еще одно эпохальное здание поджидает на via Malpighi, 3 – это дом Галимберти. Он украшен разноцветной майоликой с женскими и мужскими фигурами, разбавленными растительностью и орнаментами. Изображения занимают практически весь фасад, что даже для Милана и его любви к либерти случается не часто.
В двух шагах от легендарного дома есть еще одна достопримечательность – отель «Sheraton Diana Majestic» (via Piave, 42). Это бывший курзал, который поражал своей нарядностью и красотой. Здесь же располагался первый в Италии общественный бассейн, известный как «Bagno di Diana» и любимый всем городом. Не смотря на переделки и изменение статуса, здание остается жемчужиной архитектуры новой эпохи. К тому же в отеле можно выпить чашечку кофе и полюбоваться его интерьерами.
Но не только дворцы украшались изящным либерти. На via Frisi, 2 есть небольшой кинотеатр «Dumont» с запоминающимся фасадом. К тому же, вокруг раскинулись улицы, где здания, построенные на рубеже XIX – XX веков одно краше другого. Здесь же имеется район, дополняющий достопримечательности Милана – это via Pisacane – практически музей либерти под открытым небом. По ней можно долго гулять, удивляясь разнообразию идей и смелости авторов, ведь ни одна деталь на этой улице ни разу не повторяется!
Не меньшее количество нарядных особняков ждут и рядом с Санта-Мария-делле-Грацие – церковью, прославившейся на весь мир благодаря «Тайной Вечере» Леонардо да Винчи. На тихих улицах, где практически нет туристов (via Saffi, via Fratelli Ruffini, via Zenale, via Gioberti), один за другим вырастают эффектные здания с балконами, ставнями, скульптурами и причудливыми деталями. А на piazzale Baracca притаилась старинная аптека Santa Teresa, которая существует на протяжении долгих лет и удивляет интерьером с текучими линиями, мягкими формами и незабываемыми орнаментами.
И в завершении, отправляйтесь в бар Magenta – идеально подходящий для прогулки в стиле либерти (via Carducci, 13). И внешний облик, и внутренний декор напоминают о воздушном стиле, пленившем весь город и изменившем его облик. Хотя, это далеко не все достопримечательности Милана, которые вам стоит увидеть. Ведь северная столица таит в себе еще так много интересных сюрпризов для любителей искусства, истории и культуры.
Фото — часть мои, часть из гугла.
Ар-нуво Милана: самые интересные дома, дворцы и заведения в стиле либерти
Про Милан даже сами итальянцы говорят: «Это не самый лучший город в плане архитектуры! Да, у нас есть прекрасный Дуомо, но с тем же Римом или Флоренцией Милан соперничать не может».
А надо ли? Хочу я вас спросить. Рим – это античность в дуэте с богатым барокко, Флоренция – Ренессанс, а вот Милан – идеальный город для любителей ар-нуво или стиля либерти, как его принято называть в Италии. В сегодняшнем обзоре – главные места, которые не в ком случае не стоит пропускать.
1. ЗАМЕРЕТЬ В ГЛУБОКОМ ВОСХИЩЕНИИ: CASA GALIMBERTI
Адрес: via Malpighi, д 3
Пожалуй, самый любопытный объект в стиле миланского ар-нуво – Дом Галимберти или Casa Galimberti, что находится строго на углу улиц via Malpighi и via Sirtori. Идешь себе по широкому проспекту и вдруг видишь это чудо-чудесное: дом, фасад которого покрыт затейливой керамической мозаикой.
Вокруг кованных балконов верхних этажей – цветочные узоры, а вместо рамки близ закрытых ставнями окон – изображения пленительных дам, напоминающих героинь картин Альфонса Мухи.
Керамические панели фасада дома были выполнены компанией Ing. A. Bertoni & C, что располагалась в Ломбардии. Известны и имена мастеров, принявших участие в создании декора архитектурного шедевра: Пио Пинцаути занимался цветами, а Фердинандо Брамбила создал женщин.
Если же говорить об авторах проекта дома Галимберти, то ими выступили архитектор Джованни Баттиста Босси и инженер Джоаккино Луиджи Меллуччи. И пара занимательных фактов о самом здании. Раньше на его месте находились конюшни. В них содержались лошади, которых запрягали в городские трамваи. Когда же в 1900 году город занялся электрификацией и перешел с лошадей на рельсы, конюшни оказались никому не нужны. Здания были заброшены, и на месте одного из них воздвигли Casa Galimberti – строительство дома длилось с 1903 по 1905 год. К слову, частично конюшни в этом районе Милана до сих остались. Вы можете найти их поблизости на via Sirtori.
2. ПРОГУЛЯТЬСЯ ПОД СВОДАМИ ГАЛЕРЕИ ВИТТОРИО ЭМАНУЭЛЕ II
Адрес: Piazza del Duomo
Знаменитую галерею Витторио Эмануэле II вы, конечно, в любом случае вряд ли пропустите, ведь она такой же символ Милана, как Дуомо, да и расположены оба объекта на расстоянии вытянутой руки. Тем не менее, мало кто из туристов, прогуливающихся под ее прозрачными сводами, задумывается о том, что современники архитектора галереи Джузеппе Менгони называли его проект подлинным Чудом Света.
Дело, конечно, в стеклянном куполе, что пропускает дневной свет и наполняет им ряды. В 1867 году он воспринимался миланцами в точности также, как купол Брунеллески жителями Флоренции XV века – подлинное торжество инженерной мысли и высокого вкуса. И печальная ремарка: когда галерея была практически готова ее архитектор упал со строительных лесов и разбился насмерть, так что свое творение в законченном виде Джузеппе Менгони так и не увидел.
Когда окажитесь внутри, обязательно отыщите на полу мозаичное изображение Туринского быка и три раза покрутитесь на месте, уперев свою пятку в его причинное место. Считается, что, если в процессе данного действа загадать желание – оно непременно исполнится.
Обычай пошел от актеров, в былые времена дающих представления в галереи. Самых талантливых из них забирали к себе в труппы миланские театры, а наиболее бездарных посетители забрасывали тухлыми овощами. Провалиться на глазах у публики никому не хотелось, вот актеры и придумали призывать удачу столь нетривиальным способом.
3. ВЫПИТЬ КОКТЕЙЛЬ В БАРЕ AL CAMPARINO
Адрес: Piazza del Duomo, 21
У самого входа в галерею Витторио Эмануэле II имеется исторический бар Al Camparino. Угадайте, какой напиток изобрел его первый владелец Давиде Гаспаре? Конечно, речь идет о Campari. Тогда ликер подавали в баре на манер Апероля – с содовой водой, впрочем, он и сегодня – безусловный хит меню.
Бар Al Camparino открыли спустя 48 лет после возведения самой галереи, в 1915 году. Интерьеры здесь – аутентичные. Чистая красота ар-нуво: высокие потолки, свисающие кованые люстры с хрусталем, цветные фрески и эмаль.
В списке посетителей бара – немало легендарных личностей. Говорят, даже сам Верди сюда заглядывал, что логично – театр «Ла Скала» находится как раз в двух шагах.
4. УВИДЕТЬ СКАНДАЛЬНЫЙ ДВОРЕЦ PALAZZO CASTIGLIONI
Адрес: Corso Venezia, 47
Когда в 1866 году предприниматель Эрменджильдо Кастильони получил от своего деда крупное наследство, он вознамерился возвести на улице Corso Venezia красивейший дворец. Такой, чтобы у всех шеи сворачивались, а челюсти отваливались. И дал заказ молодому архитектору Джузеппе Соммаруга, который тоже расстарался от души. Лично проверял все детали, даже узоры кованных решеток на окнах.
Но ни заказчик, ни автор проекта и предположить не могли, что их затея обернется жутким скандалом. К огда в 1903 году с фасада свежеотстроенного дворца сняли леса, взору изумленных прохожих предстало богато украшенное барельефами и решетками здание, на входе в который красовались две женские фигуры в игривых позах. По задумке Джузеппе статуи авторства скульптора Эрнесто Баццаро должны были олицетворят мир и промышленность, но миланцы идею, как говорится, не считали и не поняли. Они сразу же окрестили Palazzo Castiglioni — «Домом с задницами», и даже выпустили на эту тему пару злобных карикатур в газетах.
В результате, уставший от насмешек Эрменджильдо Кастильони приказал избавиться от женщин – вначале веселых дам убрали с фасада дворца и перенесли на склады компании Galimberti, которая строила здание, а позже статуи были установлены на вилле Факканони-Ромео, что находится в Милане по адресу via Buonarroti, 48.
Внутренние интерьеры дворца с коваными перилами, фонарями и барельефами и сегодня выглядят впечатляюще, но они тоже основательно пострадали. Произошло это во время Второй мировой войны, но не в результате бомбежки. Просто в 1945 году Palazzo Castiglioni заняли американские военные. Союзники топили ценной мебелью печи, а вот люстры, предметы из кованого железа и драгоценности, хранившиеся во дворце, миланцам спасти удалось.
5. ВЗГЛЯНУТЬ НА ТЕХ САМЫХ ДЕВИЦ В CLINICA COLUMBUS
Адрес: via Buonarroti, 48
Ну, и раз уж столько разговоров было о дамах с фасада здания Palazzo Castiglioni, как же с ними не познакомиться! Сегодня девицы (вот ирония-так ирония!) находятся в клинике Columbus – c февраля 1949 года вилла, на которую перенесли скандальные скульптуры, принадлежит ордену сестер Sacro Cuore di Gesù (Святое сердце Христа), и в ней действует больница.
Конечно, изначально виллу строили вовсе не под нужды подобного рода. Это был особняк Николы Ромео – основатель автомобильной компании Alfa Romeo приобрел его в 1919 году.
Построил здание виллы все тот же Джузеппе Соммаруга – архитектор, создавший и Palazzo Castiglioni. Вот тут заказанные им скульптуры пришлись ко двору. Точнее – к фасаду.
6. ПОБЫВАТЬ В ГОСТЯХ У АРХИТЕКТОРА В CASA CAMPANINI
Адрес: via Vincenzo Bellini, 11
Что характерно, дамские скульптуры, красующиеся на входе в дом Кампанини (Casa Campanini), миланцев совсем не смутили. Впрочем, тут все понятно, эти женщины – монументальные, серьезные. Никакого легкомыслия даже во взоре, не то, что в позе. Да и вообще – фигуры из цемента, созданные скульптором Микеле Ведани – дань кариатидам, женским статуям, которые в греческом зодчестве нередко заменяли колонны.
Не менее любопытно, что этот дом архитектор Альфредо Кампанини строил не для заказчика, а для себя любимого. К работе он привлек Алессандро Маццукотелли – лучшего миланского мастера, работающего над созданием кованых решеток, и для любимого коллеги он оформил здесь не только вход и балконы, но и лифт.
Внутри дом Кампанини не менее любопытен. Там сохранились фрески и подвесные люстры, потолки украшены лепниной с растительными орнаментами, а во дворе особняка обязательно обратите внимание на декор в виде спелых вишен и дымоход – своей формой он напоминает песчаные барханы.
7. ЗАГЛЯНУТЬ В АПТЕКУ SANTA TERESA И ОЦЕНИТЬ ДОМ БАРОНА ЛАГУНЕ
Адрес: Сorso Magenta, 96
Тут дело даже не в аптеке, хотя в ее зале мебель, произведенная в первом десятилетии XX века, да и внутренний декор здесь соответствующий, а в том, что находится аптека Святой Терезы на первом этаже саsa Laugier – богатого дома в стиле либерти, построенного архитектором Антонио Тальяферри по заказу барона Лаугье – аристократа из региона Валь д’Аоста.
В связи с этим будет интересен следующий нюанс, касающийся миланского ар-нуво. Как и во всем мире, к этому стилю в архитектуре тяготели разбогатевшие промышленники, стремившиеся подобным образом выделиться из толпы менее удачливых конкурентов. Барон был не из их числа – сословная аристократия, как-никак. Поэтому и дом его отсылает скорее к венским традициям в архитектуре.
На нижних этажах – красная кирпичная кладка, верхние – оптимистичного желтого цвета. Прибавьте к этому керамические вставки на фасаде в стиле майолики, выполненные компанией Galileo Chini.
Они расположены близ окон и балконов с коваными решетками в виде переплетающихся листьев – их создал уже упомянутый мастер по работе с металлом Алессандро Маццукотелли. И, конечно же, как писала Цветаева, «очаровательные морды». В данном случае, львов. Они украшают фасад дома.
8. НАЙТИ ВСЕХ ЖЕЛЕЗНЫХ БАБОЧЕК В CASA FERRARIO
Адрес: via Spadari 3
Звание дома с самыми красивыми балконами бесспорно достается Casa Ferrario или «железному дому» – одному из первых зданий Милана в стиле либерти. Он был построен в 1902 году по проекту архитектора Эрнесто Пировано.
Фасад – скромен, но так и было задумано. Зрителя ничего не должно было отвлекать от изумительной красоты кованных балконов, созданных все тем же Алессандро Маццукотелли. Они представляют собой воссозданный в металле сад, где на лепестках цветов сидят бабочки! Кстати, поначалу их совсем не замечаешь, так что осмотр Casa Ferrario может превратиться в забавную игру: кто быстрее всех бабочек найдет.
К слову, идею здания, где главный элемент декора – балконы из кованого железа, архитектор Эрнесто Пировано позаимствовал у своего знаменитого бельгийского коллеги Виктора Орта, но, поскольку итальянец в данном факте свободно признавался, будем считать, что он просто удачно вдохновился.
9. ВЫПИТЬ КОКТЕЙЛЬ В САДУ ОТЕЛЯ SHERATON DIANA MAJESTIC
Адрес: Viale Piave, 42
Про это место моя коллега Людмила рассказывала отдельно, но не могу не упомянуть его и в подборке, касающейся ар-деко. Итак, Sheraton Diana Majestic – это не просто отель. Это первый отель Милана, здание которого было спроектировано таким образом, чтобы быть не особняком или домом богатой семьи, а именно гостиницей.
Произошло сие дивное событие в 1904 году, когда стиль либерти был как раз на пике популярности, что, безусловно, отразилось и на внешнем облике здания, и на его внутренних интерьерах.
В 1908 вокруг отеля появился комплекс для отдыха с театром, и вскорости это место обрело популярность в кругах миланской богемы. Впрочем, бар отеля, расположенный в цветущем саду, и сегодня остается невероятно модным. Рекомендую всем заглянуть сюда на аперитив.
10. ХОТЬ СО СТОРОНЫ ПОСМОТРЕТЬ НА КИНОТЕАТР CINEMA DUMONT
Адрес: via Frisi, 2
На закуску – миланский кинотеатр в стиле ар-нуво. Называется он Cinema Dumont, а построен был в период с 1908 по 1910 год архитекторами Фердинандо Теттаманци и Джованни Майнетти. Для названия кинотеатра специально выбрали французскую фамилию – это считалось модным и загадочным, а фасад здания для еще пущей загадочности украсили каменными розами и изображениями лиц.
К сожалению, в 1994 году здание кинотеатра приобрел частный владелец, устроивший в его стенах многоуровневый гараж. Впрочем, все не так печально. На первом этаже здания действует муниципальная библиотека, а ведь книги, я надеюсь, по-прежнему не менее важный вид искусства, чем кино.
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Читайте далее: