Статуя зевса в кефалинии
11 достопримечательностей острова Кефалония в Греции
Аргостоли
Столица острова с 1757 года – город Аргостоли, расположен на берегу красивого залива, окружённого холмами. В результате разорительного землетрясения 1953 года Аргостоли был сильно повреждён, затем его заново отстроили, сохраняя традиционный архитектурный стиль.
Город славится большим портом с естественной гаванью. Вдоль гавани расположена красивая мощёная набережная, растут пальмы. В Аргостоли много магазинов, кафешек, таверн, ресторанов. Есть овощной рынок, несколько гостиниц, морская академия. На площади Кабанас есть старая колокольня. Можно посетить фотовыставку об этой башне. В Коргиалинийской библиотеке хранится крупная коллекция уникальных византийских икон и 53 000 томов книг. В Аргостоли есть ботанические сады, именуемые «Кефалония Ботаника». Они располагаются на 2-ух акрах парка.
Археологический музей (Кефалония)
В центре столицы Кефалонии Аргостоли на площади расположен археологический музей, размещающий различные артефакты, относящиеся к доисторическому периоду, эллинистическому и римскому. Здесь представлены: коллекции мечей, древних монет, керамики, инструментов, античные скульптуры, ритуальные предметы, вазы, бронзовое оружие со времён троянской войны, различные находки, обнаруженные при раскопках микенских гробниц. В отдельной части музея хранятся бусы, ювелирные и золотые изделия.
Часы работы: с 08:30-13:00 ежедневно, кроме понедельника
Краеведческий музей
Краеведческий музей в Аргостоли был основан для сохранения памяти об экономической, политической, социальной и исторической жизни Кефалонии. В архиве музея хранятся личные вещи, документы, портреты, посуда, инструменты, карты, книги, фотографии и многое другое. Также здесь можно узнать о важных событиях, происходящих на протяжении венецианского, турецкого, франкского, британского и французского периодов. Музей издает множество книг.
Мост Драпанос
В 1813 году во время английского владычества был построен деревянный многоарочный мост протяжённостью около 900 метров. Он соединяет столицу острова с противоположной стороной, для того чтобы жителям было легче добираться на остров. В 1842 году его реконструировали с использованием твёрдого камня. Мост получил название Драпанос и хорошо сохранился до наших дней.
Ласси
Ласси – это туристический курорт, расположенный на острове Кефалония. Ласси славится чистейшими пляжами. Здесь множество разнообразных ресторанов, баров, таверн, магазинов, дискотек и клубов. Есть гостиницы. Также здесь находится уникальный феномен исчезающего моря – можно увидеть уходящую под землю воду, которая появляется через 17 километров.
Деревня Кастро
На склоне горы уютно располагается красивая деревня Кастро. До 1757 года она являлась столицей Кефалонии. Здесь сохранилась после землетрясения маленькая колоколенка.
Монастырь Айиу Андреа
Монастырь Айиу Андреа был построен в 1587 году и являлся изначально часовней Апостола Андрея Первозванного. В 1579 году земля, на которой находилась часовня, была выкуплена тремя богатыми принцессами, которые основали здесь монастырь. После восстановления в монастырь перенесли драгоценные церковные артефакты и религиозную утварь.
В 1639 году принцесса Роксана, названная в монашестве Ромилой, пожертвовала в монастырь духовную святыню – остатки стопы с отверстием от распятия апостола Андрея Первозванного, она находится в монастыре Айиу Андреа и сейчас.
В период британского правления, в начале 19 века, между британцами и монахинями произошёл конфликт. Монахини покрыли находящиеся в монастыре фрески асбестом и прекратили богослужения. Фрески сейчас восстановлены.
В 1988 году при монастыре основали церковный византийский музей. В нём представлены картины, иконы, предметы искусства, фрески и иконы из других храмов 1300-1900 гг. н. э.
В монастыре Айиу Андреа отмечают 2 раза в год праздники – пятница после Пасхи и праздник Айиу Андреа, 30 ноября.
Гора Энос
Первые экскурсии на горе Энос начались в 2011 году. Высота вершины горы Энос – 1630 м над уровнем морем. Она считается заповедной зоной – только тут растут уникальные ели abies cephalonica, издали кажущиеся чёрного цвета. Чёрные Ели, редкие сорта орхидей, фиалок, лошади редких видов занесены в Красную книгу. По легенде, на этой горе находилось Святилище Зевса.
Пещера Дронгарати
Пещера Дронгарати возрастом около 150 миллионов лет. Здесь совершенно особая акустика, это в своё время заметила греческая знаменитая оперная певица Мария Калласс. По преданию, в этой пещере находился дом дракона, с этого мифа она и получила своё название.
Землетрясение нанесло свой ущерб пещере, но, несмотря на это, сталактиты всё так же свисают с её сводов и, как и прежде, находятся в огромной подземной камере площадью около 40 кв. м. Сталактиты работают в качестве фильтров для воды. Проходящие через них капли воды со временем наращивают слои солевых отложений. Также в пещере есть красные образования, содержащие железо в породе.
Для посещения туристов доступна вторая часть пещеры Дронгарати, именно здесь периодически проводятся культурные мероприятия. Пройдя через правый коридор с высокими разноцветными колоннами, можно попасть на Королевский балкон, здесь можно увидеть полупрозрачные сталагмиты. С Балкона открывается вид на палаты Воздвижения. Здесь может разместиться порядка 500 человек. Исполнители находятся на площадке с правой стороны, она находится выше уровнем. Примечательно, что температура внутри пещеры одинакова в течение года и составляет 18 градусов.
Селение Фрискардо
Селение Фрискардо является единственным на острове, в котором сохранились старинные венецианские архитектурные здания 18 века при землетрясении 1953 года. Расположена деревня Фискардо среди скал и кипарисовых рощ.
Уютная небольшая гавань является рабочей и по сегодняшний день, здесь много ресторанчиков, баров, кафешек. В селении есть банк, пекарня, мини-маркеты, различные таверны, гостиницы. Здесь также можно арендовать целый дом или виллу. Деревня была названа в честь путешественника и завоевателя северной Кефалонии Роберта Фрискардо.
В селении сохранилась византийская церквушка, в которой можно увидеть резное изображение героев античных мифов Диоскуров. Также в Фрискардо находится впадина в скале в виде трона, и древнее римского периода кладбище.
Бухта Мирту
Бухта Мирту – красивейшее место на всём острове, всемирно известное своими пляжами. Бухта Мирту удостоена голубого флага. Пляжу 12 раз присвоено звание самого лучшего пляжа в Греции, также входит в состав пяти самых лучших пляжей на планете. Сюда не пускают автобусы, здесь белоснежный пляж, и вода безумно-голубого оттенка неестественной прозрачности. Слева в Бухте Мирту можно увидеть сквозной грот – популярное место для фотографирования. Бухта Мирту является визитной карточкой острова Кефалония.
Если вы нашли ошибку на нашем сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или просто нажмите сюда, чтобы сообщить нам об этом.
Чудо света — статуя Зевса Олимпийского и её создатель, мастер иллюзий несчастный Фидий.
Статуя Зевса в Олимпии — единственное из Семи чудес света, которое располагалось в материковой части Европы (в городе Олимпия). Статуя Зевса в Олимпии — третье чудо света Древнего мира. Была воздвигнута в V веке до нашей эры. Мраморный Зевс превосходил по размерам все существующие на тот момент храмы. Массивную крышу здания размером 27 на 64 м поддерживали колонны, выполненные из известняка. На мраморных фронтонах храма были изображены подвиги Зевса. Статую Зевса возвёл Фидий.
Олимпийские игры, проводимые вот уже 300 лет в честь бога Зевса, пользовались огромной популярностью у народа. Несмотря на это, в Греции не было главного храма Зевса и лишь в 470 г. до н. э. начали собирать пожертвования на его строительство.
По преданиям, храм был великолепен. Весь храм, включая крышу, был построен из мрамора. Его окружали 34 массивные колонны из известняка. Каждая была высотой в 10,6 метров и толщиной более 2 метров. Площадь храма составляла 1728 м2. На наружных стенах храма располагались плиты с барельефами с изображениями 12 подвигов Геракла. Бронзовые двери, высотой в 10 метров, открывали вход в культовое помещение храма.
В V веке до н. э. граждане Олимпии решили построить храм Зевса. Величественное здание возводилось между 466 и 456 годами до н. э. Оно было сооружено из огромных каменных блоков, и его окружали массивные колонны. В течение нескольких лет после окончания строительства в храме не было достойной статуи Зевса, хотя довольно скоро решили, что она необходима. В качестве создателя статуи был избран знаменитый афинский скульптор Фидий.
Строительство храма заняло около 10 лет. Но статуя Зевса появилась в нём не сразу. Греки решили пригласить знаменитого афинского скульптора Фидия для создания статуи Зевса. Фидий успел к этому времени создать две знаменитые статуи Афины («Афину Промахос» и «Афину Парфенос»).
Ни одна из них не сохранилась, но известно, что Афина Промахос (нет, не от слова «промахнулась», а Афины-Воительницы, от др.-греч. Ἀθηνᾶ Πρόμαχος) была изображена в шлеме, со щитом и копьём, причём шлем и остриё копья были золотыми (или, с учётом таких размеров, скорее позолоченными). Именно поэтому моряки, подплывая к Афинам, издали видели золото, блестевшее на солнце. То есть Афина служила «маяком».
По его приказу была построена мастерская в 80 метрах от храма, которая точно соответствовала размеру храма. Там он работал над статуей Зевса вместе с учеником Колотом и братом Паненом за огромным пурпурным занавесом и создал статую Бога-громовержца в хрисоэлефантинной технике (Хрисоэлефантинная скульптура (от греч. χρυσός — золото и ελεφάντινος — слоновая кость в род.п.; вариант — хризоэлефантинная) — скульптура из золота и слоновой кости. Была характерна для античного искусства (преимущественно колоссальные статуи богов). Состояла из деревянного каркаса (это важно!), на который наклеивались пластины из слоновой кости, передававшие обнажённое тело; из золота исполнялись одежда, оружие, волосы).
Хм, что то это напоминает:
Сам Фидий был очень придирчив к материалу, который ему доставляли. Особенно он был придирчив к слоновой кости, из которой он создал тело бога. Затем под усиленной охраной в храм к ногам громовержца внесли драгоценные камни и 200 кг чистого золота.
Золотом покрыты накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом, который он держал в левой руке, статуя богини победы — Ника, которую он держал в правой руке и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. Рельефы трона прославляли, в первую очередь, самого Зевса. На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены кентавры, лапифы, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла, по разным данным, от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление, «что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу». Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека. Человек рядом с этой статуей казался ничтожной букашкой.
В 435 году до н. э. состоялось торжественное открытие статуи при котором Фидий показал себя мастером иллюзий и оптического обмана. На Зевса пришли посмотреть самые влиятельные люди Греции. Они были поражены увиденным. Глаза громовержца ярко сверкали. Создавалось такое впечатление, что в них рождаются молнии. Вся голова и плечи бога сверкали божественным светом. Сам Фидий ушёл в глубину храма и оттуда наблюдал за восторженной публикой. Для того, чтобы голова и плечи громовержца сверкали, он приказал вырубить у подножья статуи прямоугольный бассейн. Поверх воды в нём наливалось оливковое масло: поток света из дверей падает на тёмную маслянистую поверхность, и отражённые лучи устремляются вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала полная иллюзия того, что этот свет льётся от бога к людям. Говорили, что сам громовержец спустился с небес, для того, чтобы позировать Фидию.
По преданию, когда статуя была окончена, Фидий обратился к богу с молитвой: дать знамение, угодна ли ему новая работа, — разразившаяся вскоре молния ударила в мраморный пол, и с тех пор на том месте стояла специальная медная чаша.
Судьба самого Фидия до сих пор осталась неизвестной. По одной версии он, спустя 3 года, был осуждён и брошен в тюрьму, где и умер вскоре. По другой версии он прожил ещё 6—7 лет, став на старости лет изгоем, и умер в забвении. Но тут, пожалуй, стоит поподробнее.
Фидий был главным советником и помощником Перикла в осуществлении масштабной реконструкции Акрополя в Афинах и придании ему нынешнего облика в стиле высокой классики. Несмотря на это, во взаимоотношениях с согражданами Фидия преследовали неприятности (ок. 432—431 до н. э.). Его начали обвинять в утайке золота, из которого был сделан плащ Афины Парфенос. Но художник оправдался очень просто: золото было снято с основы и взвешено, недостачи не было обнаружено.
Следующее обвинение повлекло гораздо большие проблемы. Его обвинили в оскорблении божества: на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил свой и периклов профиль, чтобы обессмертить так же и своё изображение. Скульптора бросили в тюрьму, где он скончался, либо от яда, либо от лишений и горя. По иным данным, скончался в изгнании в Элиде. Плутарх пишет:
«Так как он был другом Перикла и пользовался у него большим авторитетом, у него было много личных врагов и завистников. Они уговорили одного из помощников Фидия, Менона, сделать донос на Фидия и обвинить его в воровстве. Над Фидием тяготела зависть к славе его произведений… При разборе его дела в Народном собрании улик в воровстве не оказалось. Но Фидий был отправлен в тюрьму и там умер от болезни».
Впрочем, помимо его славы скульптора есть ещё несколько областей науки где он «засветился»:
Алгебра: Золотое сечение получило в алгебре обозначение греческой буквой φ именно в честь Фидия, мастера, воплотившего его в своих работах.
Астрономия: В его честь назван кратер на Меркурии.
Оптика: Фидий владел знаниями о достижениях оптики. Сохранился рассказ о его соперничестве с Алкаменом: обоим были заказаны статуи Афины, которые предполагалось водрузить на высокие колонны. Фидий сделал свою статую в соответствии с высотой колонны — на земле она казалась безобразной и непропорциональной. Народ едва не побил его камнями. Когда же обе статуи воздвигли на высокие постаменты, правота Фидия стала очевидна, а Алкамен был осмеян.
А вот и то самое изображение на щите, за которое его и бросили в тюрьму:
Статуя Зевса в Олимпии
Статуя Зевса в Олимпии была создана греческим скульптором Фидием в 432 году до нашей эры на территории нынешней Греции. Место это было выбрано не случайно — именно в Олимпии, в храме Зевса ежегодно проводились Олимпийские игры
Статуя считается одним из семи древних чудес света, что не удивительно, ведь ее история и масштабы уникальны. Именно об истории строительства мы и расскажем подробнее. Спустя 300 после начала ежегодного проведения Олимпийских игр, крайне популярных у греков, было принято решение построить величественный храм в честь покровителя Олимпии — бога Зевса. Как всегда в таких случаях, был начат сбор средств для строительства
Создание храма
Уже более 300 лет проводились Олимпийские игры. Они были очень популярны среди народа. Проводились они в честь бога Зевса. Но в Греции до сих пор не было возведено главного храма в честь Зевса. В 456 г. до н. э. в Греции начали собирать пожертвования на строительство этого храма. Строительство храма началось в 466 г. до н. э. и закончилось в 470 г. до н. э. Руководил строительством архитектор Либон, сведения о котором до нас не дошли.
Естественно, храм должен был соответствовать тем масштабам и размаху, с которым проводились игры. Согласно преданиям и легендам, он был великолепен, превзойдя все ожидания жителей Олимпии. Основным материалом для строительства храма был избран мрамор, окружали его 34 мощные колонны по 10 метров в высоту и более 2х метров в ширину. Внутри храм был декорирован огромными плитами с изображениями 12-ти подвигов Геракла. Высота массивных входных дверей составляла 10 метров.
На строительство храма Зевса ушло более 10 лет. Но был один недостаток — в храме не было достойной статуи Зевса. Было принято решение этот недостаток исправить. поручив создание статуи Зевса знаменитому скульптору Фидию
По преданиям, храм был великолепен. Весь храм, включая крышу, был построен из мрамора. Его окружали 34 массивные колонны из ракушечника. Каждая была высотой в 10,5 метров и толщиной более 2 метров. Площадь храма составляла 64×27 м. На наружных стенах храма располагались плиты с барельефами, с изображениями 12 подвигов Геракла. Бронзовые двери, высотой в 10 метров, открывали вход в культовое помещение храма.
Специально для сооружения статуи была построена мастерская в 80 метрах от храма, идеально соответствовавшая размеру храма. Работа велась очень тщательно и скрыто от посторонних глаз. Тело бога создавалось из слоновой кости, и украшено драгоценными камнями и 200 килограммами чистого золота. Благодаря особой розовой слоновой кости тело Зевса казалось живым и выглядело очень реалистично
Из золота были сделаны: накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом, который он держал в левой руке, статуя богини победы — Ника, которую он держал в правой руке и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. Рельефы трона прославляли, в первую очередь, самого Зевса. На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены: кентавры, лапифы, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление «что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу». Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.
«Бог сидит на троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У нее на голове повязка и венок. В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица — орел. Обувь бога и верхняя одежда — также из золота, а на одежде — изображения разных животных и полевых лилий»
Зевс Громовержец был главным богом у древних греков. Вместе с женой Герой и детьми он, по преданию, жил на вершине Олимпа — самой высокой горы на Балканах, расположенной в Северной Греции. Отсюда и наименование классических богов древней Греции — «олимпийские». Вслед за горой Олимп наименование Олимпия получил и город на полуострове Пелопоннес, где в античности проводились спортивные состязания. Греки считали, что сам Зевс завещал им состязаться в силе, быстроте и ловкости. Сначала в играх участвовали только жители Элиды, но очень скоро слава об Олимпийских играх облетела всю Грецию, и сюда стали приезжать воины. Но вооруженных людей не подпускали к Олимпии, объясняя им, что побеждать нужно силой и ловкостью, а не железом.
На время Олимпийских игр в Греции прекращались войны.
В V в. до н. э. жители Олимпии решили, что незачем Зевсу взирать на состязания с вершины горы, а хорошо бы ему переехать поближе к спортивной столице. Поэтому они воздвигли на площади города храм в честь Громовержца. Здание получилось большим и красивым. В длину оно достигало — 64, в ширину — 28, а внутри высота, от пола до потолка, равнялась — 20 метрам! Сами греки не считали эту постройку выдающейся: в их стране было много и других красивых зданий. Зато нигде не было такой статуи Зевса, как в Олимпийском храме! Знаменитый скульптор Фидий вырезал фигуру бога из дерева и обложил его плитами из розовой слоновой кости, и потому тело казалось живым. Громовержец сидел на огромном позолоченном троне. В одной руке он держал символ власти — скипетр с орлом; на раскрытой ладони другой руки стояла статуэтка Ники, богини Победы.
По преданию, когда Фидий закончил свою работу, он спросил: «Ты доволен, Зевс?». В ответ раздался удар грома, и пол перед троном треснул.
Семь столетий Зевс, доброжелательно улыбаясь, наблюдал за спортсменами, пока во II в. н. э. не случилось мощное землетрясение, сильно повредившее статую. Но игры в Олимпии все равно продолжались: спортсмены верили, что им помогает если не храмовая статуя, то сам бог, восседающий на вершине горы. Конец спортивным состязаниям положил в 394 г. христианский император Феодосий I, запретивший за два года до этого все языческие культы.
После запрета Олимпийских игр воры обдирали статую Зевса, похищая золото и слоновую кость. Все, что осталось от знаменитой скульптуры Фидия, вывезли из Греции в город Константинополь, но там деревянная скульптура сгорела во время сильного пожара. Так погибло третье чудо света, но основанные, согласно легенде, Громовержцем Олимпийские игры были восстановлены в конце XIX века и сейчас собирают атлетов уже со всего мира, готовых померяться силой в самых разных видах спорта.
В 435 г. до н. э. состоялось торжественное открытие статуи. На Зевса пришли посмотреть самые влиятельные люди Греции. Они были поражены увиденным. Глаза громовержца ярко сверкали. Создавалось такое впечатление, что в них рождаются молнии. Вся голова и плечи бога сверкали божественным светом. Сам Фидий ушел в глубину храма и оттуда наблюдал за восторженной публикой. Для того, чтобы голова и плечи громовержца сверкали, он приказал вырубить у подножья статуи прямоугольный бассейн. Поверх воды в нём наливалось оливковое масло: поток света из дверей падает на тёмную маслянистую поверхность, и отраженные лучи устремляются вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала полная иллюзия того, что этот свет льётся от бога к людям. Говорили, что сам громовержец спустился с небес, для того, чтобы позировать Фидию. Судьба самого Фидия до сих пор осталась неизвестной. По одной версии он, спустя 3 года, был осужден и брошен в тюрьму, где и умер вскоре. По другой версии он прожил ещё 6-7 лет, став на старости лет изгоем, и умер в забвении.
Более семи столетий величественно восседал Зевс в своем храме, пока не был сильно поврежден землетрясением во 2м веке нашей эры. Тем не менее, Олимпийские игры продолжались, пока в 394 году не были запрещены императором Феодосием I, посчитавшим их языческим культом. После этого начался постепенный упадок как храма, так и самой статуи Зевса. Воры отдирали золото, драгоценные камни и даже слоновую кость. В попытке спасти статую, ее вывезли в Константинополь, где она и сгорела во время сильного пожара
Около 40 г н. э. римский император Калигула захотел перенести статую Зевса к себе в Рим. За ней были посланы рабочие. Но, по легенде, статуя расхохоталась, и рабочие в ужасе разбежались. Статуя пострадала после землетрясения во II веке до н. э., затем была отреставрирована скульптором Димофонтом. В 391 г н. э. римляне, после принятия христианства, закрыли греческие храмы. Император Феодосий I, утверждавший христианство, запретил Олимпийские игры как часть языческого культа. Наконец от храма Зевса Олимпийского осталось только основание, некоторые колонны и скульптуры. Последнее упоминание о ней относится к 1363 г. н. э. В начале V века н. э. статую Зевса перевезли в Константинополь. Статуя сгорела при пожаре храма 425 г. н. э. или в пожаре в Константинополе в 476 г. н. э.
Самое большое открытие наших дней, связанное с Храмом Зевса, было сделано в 1954 году. Во время раскопок была обнаружена вышеупомянутая мастерская Фидия, где он создавал статую. Было найдено множество инструментов, и личных вещей скульптора, что позволило ученым частично воссоздать процесс строительства третьего чуда света и его дату
В завершении стоит добавить, что Мемориал Линкольна в Вашингтоне сделан по похожему проекту, и повторяет Храм Зевса, за исключением того, что статуя бога богов была в несколько раз больше статуи президента. Вы можете увидеть сходство сами:
Величественная статуя Зевса в Олимпии
Говорят, статуя Зевса в Олимпии оказалась настолько величественной, что когда Фидий, создав её, спросил у своего творения: «Доволен ли ты, Зевс?» – грянул гром, а чёрный мраморный пол у ног бога треснул. Громовержец оказался доволен.
Чудо древнего мира
Несмотря на то, что до нас дошли только воспоминания об одной из самых величественных статуй такого масштаба, одно лишь описание монумента, который являлся в своём роде самым настоящим ювелирным шедевром, не может не потрясать воображение. Как до, так и после создания статуи Зевса Олимпийского, памятника такого масштаба люди не создавали – и не факт, что когда-либо создадут: слишком уж дорогим по стоимости и огромным по масштабам оказалось это чудо света.
Уникальность этого монумента состоит также в том, что статуя Зевса Олимпийского – единственная из всех чудес древнего мира находилась на территории континентальной Европы, в греческом городе Олимпии, что расположен на Балканском полуострове.
Роль Громовержца в жизни Олимпии
Громовержец с этим городом был связан самым непосредственным образом – именно здесь ему удалось победить своего отца, Крона, которому было предсказано, что один из его сыновей лишит его власти. Чтобы этого избежать, он решил проблему довольно кровожадным способом – пожирал всех появившихся на свет мальчиков. Повезло лишь Зевсу: его мать, Рея, сумела спасти младенца.
Чтобы достойным образом отметить это событие, жители города решили раз в четыре года проводить Олимпийские игры, а через триста лет после их начала, в 471 г. до н.э., ими было принято решение построить для Громовержца достойное его святилище и установить в нем скульптуру бога. Процесс этот оказался долгим – строительные работы длились пятнадцать лет и открытие храма состоялось в 456 г. до н.э.
Как выглядел дом Зевса
- Ширина храма – 64 м, а длина святилища – 27 м;
- Здание было полностью построено из мрамора (в т. ч. и крыша);
- Святилище окружали тридцать четыре колонны высота которых составляла 2,6 м, а толщина была около двух. Сделаны они были из особого вида известняка, состоящего из спрессованных раковин и их обломков;
- На внешних стенах постройки были установлены барельефы, изображающие двенадцать подвигов Геракла;
- Войти в святилище можно было через двери, сделанные из бронзы, высота их составляла 19 м.
Несмотря на всё своё величие, храм долгое время стоял без статуи Громовержца, пока работы над ней не были доверены чуть ли не самому знаменитому мастеру того времени, Фидию.
Кто такой Фидий
Перед тем как создать прославившееся на весь мир чудо света, Фидий уже был известен благодаря великолепной статуе Афины в Парфеноне. Им был разработан план реконструкции столицы Греции, благодаря чему он сумел нажить злопыхателей. В результате их интриг мастера обвинили в краже золота и слоновой кости, которые он якобы выкрал во время работы над Афиной, из-за чего скульптор оказался в тюрьме.
Правда, находился там недолго: автор знаменитых работ имел немало почитателей, поэтому, когда обитателями Элиды был внесён за Фидия залог, он был отпущен в Олимпию, где около десяти лет работал над Громовержцем (помогали ему в этом Колот – его ученик, и близкий родственник, художник Панен).
Мастерская
Статую Громовержца они создавали в специально построенном для этого помещении, располагавшееся недалеко от святилища. По своим размерам оно было ненамного меньше храма Зевса – нашли мастерскую немецкие археологи, чьё внимание привлекли находившиеся возле святилища остатки древней постройки.
При осмотре здания они обнаружили орудия труда, с помощью которых мастера создавали скульптуру, и остатки литейного цеха, что подтвердило версию о том, что именно тут создавали одно из чудес света.
Возле мастерской была найдена яма с бракованными деталями статуи, и были обнаружены прямые доказательства того, что Фидий создал свою скульптуру именно такой, как её описывали в летописях. Ими оказались готовые формы одежды бога, огромное число пластин из слоновой кости, остатки полудрагоценных камней и гвозди.
Одной из главных находок, имеющих непосредственное отношение к скульптору, оказалось дно кувшина с выцарапанными на нём словами: «Принадлежу Фидию».
Как выглядела статуя Громовержца
Статуя Зевса в Олимпии создавалась довольно долго: Фидий потратил на неё около десяти лет. Когда она предстала перед жителями и гостями Олимпии в 435 году до н.э., то являла собой самое настоящее чудо света.
Точные размеры статуи до сих пор не определены, но судя по всему, её высота составляла от 12 до 17 метров. Обнажённый до пояса Зевс сидел на престоле, ноги его находились на скамейке, которую поддерживали два льва. Пьедестал, на котором был расположен трон, был довольно огромен: его размеры составляли 9,5 на 6,5 м. Для его изготовления использовали чёрное дерево, золото, слоновую кость и драгоценности.
Сам престол украшали изображения сцен из жизни греческих небожителей, на его ножках танцевали богини победы, а на перекладинах были запечатлены сражения греков с амазонками и, естественно, не обошлось без Олимпийских игр (росписью занимался Панен). Изготовили Громовержца из эбенового дерева, при этом всё его тело покрыли пластинами из слоновой кости наивысшего качества. Материалы для своей статуи мастер отбирал чрезвычайно придирчиво.
На голове верховного бога находился венок, а в одной руке он держал золотую Нику, богиню Победы, в другой – скипетр, украшенный орлом, символизирующий верховную власть. Одежда бога была изготовлена из золотых листов (всего для изготовления скульптуры ушло около двухсот килограмм золота). Плащ громовержца украшали изображения представителей животного и растительного мира.
Открытие статуи
На открытие этого чудо света съехались самые известные жители древней Греции. Когда покрывало, скрывающее монумент, было снято, все поразились: голова и плечи статуи Зевса издавали божественный свет, который лился от бога к людям, а глаза сияли настолько ярко, что казалось, будто они извергают молнии.
Добился такого эффекта автор очень интересным образом: Фидий приказал у подножья статуи вырубить в мраморном полу бассейн прямоугольной формы, заполнить его водой, а сверху вылить тёмное оливковое масло. Поток световых лучей, проникающих в храм через двери, падал на маслянистую поверхность и отражался от неё вверх, освещая голову и плечи громовержца.
Бассейн этот исполнял ещё одну, более практичную функцию – для того, чтобы слоновая кость не портилась, жрецы смазывали статую маслом, которое стекало прямо в углубление.
Судьба статуи Громовержца
Статуя Зевса Олимпийского просуществовала довольно долго, за это время её не раз реставрировали: в неё нередко попадали молнии, она пережила несколько землетрясений. Также нередки были случаи кражи золотых деталей.
Статую не раз хотели вывезти римляне, например, именно такой приказ отдал Калигула в 40 году. Сделать это не удалось: легенды утверждают, что когда оккупанты пришли забирать монумент, статуя Зевса в Олимпии расхохоталась, перепугав захватчиков до такой степени, что они разбежались, а Громовержец остался на месте.
Последние воспоминания о статуе относятся к 363 г. н.э. – когда в Греции официально было принято христианство (это случилось в 391 году), абсолютно все языческие храмы были закрыты, такая же судьба постигла и храм Зевса.
По одной из версий, статуя Громовержца сгорела во время пожара древнего святилища в 425 г. н.э. По другой – немного позже, поскольку есть упоминания о том, что в V веке статую перевезли в Константинополь, где она какое-то время находилась во дворце императора Феодосия II и полностью сгорела там во время пожара 475 года – от изготовленной из дерева статуи осталось лишь несколько обугленных пластинок из слоновой кости и расплавленные золотые детали.
Где можно увидеть копию Громовержца
В наше время мраморную копию одного из чудес света можно увидеть в Эрмитаже, куда она была привезена из Италии в 1861 году. Судя по всему, эта статуя Зевса была создана римским автором в первом веке до нашей эры, и была она найдена во время археологических раскопок в окрестностях Рима в конце XVIII века. Она примечательна тем, что на сегодняшний день является одной из наибольших античных скульптур, что находятся в музеях мира – высота памятника составляет 3,5 метра и весит при этом 16 тонн.
Скульптуру приобрел в начале XIX века один из итальянских коллекционеров, маркиз Д. Кампаны.
Простояла у него она недолго, поскольку через некоторое время он разорился, его имущество было конфисковано и продано с аукциона. Перед проведением торгов, директору Эрмитажа удалось уговорить итальянские власти дать ему возможность приобрести некоторые вещи до распродажи, таким образом, лучшие экспонаты из коллекции разорившегося маркиза, в т. ч. и статуя Громовержца, оказались в Эрмитаже.
Чудо света на полуострове Пелопоннес – история и описание статуи Зевса Олимпийского
Древняя Греция оставила миру величайшее культурное достояние. С античными творениями современные здания и памятники едва ли могут сравниться по красоте, а уж по грандиозности и подавно. Например, знаменитое чудо света на полуострове Пелопоннес, статуя Зевса, достигало 17 метров в высоту! Что в несколько раз выше, чем здания античного города, храмы или царские дворцы. Эллины не скупились и на роскошные материалы, так что поглазеть на греческое чудо приезжали гости со всего мира. К сожалению, памятник не дошел до наших дней, но о его облике и истории, восстановленным по летописям, мы расскажем в данной статье.
Олимпия
Для начала определим место, где находилось на полуострове Пелопоннес чудо света. При этом, сразу напомним любознательному туристу, что в Греции было несколько храмов и статуй Зевса. В нашей статье речь идет о храме со статуей в Олимпии на Пелопоннесе, которая и считалась чудом света. Позднее религиозное сооружение в честь громовержца появилось в Афинах, и многие до сих пор путают эти два храма.
Итак, знаменитое греческое чудо размещалось в святилище Древнего мира – деревушке Олимпия. Первоначально здесь был основан Кронион, посвященной Гее, а немного позднее греки возвели в этих местах культовый комплекс Альтис. Но наибольшую славу деревенька получила с началом проведения Олимпийских игр. С расцветом соревнований здесь было решено возвести величественный храм, частью которого и была статуя главного бога.
Чудо света на полуострове Пелопоннес
Несмотря на то, что Олимпийские игры проводились уже несколько столетий, в Олимпии не было их главного святилища. Только в 470 г. до н.э жителям Греции пришла первая идея о постройке грандиозного храма: так что из чудес света статуя Зевса на полуострове Пелопоннес третья по хронологическому порядку.
Задумка и строительство храма
По замыслу авторов, святилище Зевса должно было производить на гостей игр ошеломляющее впечатление. Поэтому размеры храма были по тем временам рекордными: 27 метров в ширину и 64 метра в длину. Здание имело прямоугольную форму, а массивную крышу удерживали огромные колонны, выставленные по периметру. Общее число колонн равнялось 34, и при этом каждая из них достигала 10, 5 метров в высоту и 2 метров в толщину.
Греки считали, что богам положено все самое лучшее, поэтому строительные материалы были роскошные. Храм Зевса в Олимпии возвели из мрамора, лишь окружавшая его колоннада выполнена из известняка. Фронтоны и стены украшали монументальные барельефы с мифологическими сюжетами. А вход в святилище защищали бронзовые двери, высотой в 10 метров.
На постройку храма потребовалось около 10 лет. По величию, роскоши и габаритам ни одного подобного сооружения до появления Пелопонесского чуда света в Греции не было. Но эллинам этого показалось мало, и они решили, что храму не достает фигуры самого бога. Тогда был приглашен великий мастер скульптуры Фидий, который и создал статую Зевса на полуострове Пелопоннес, ставшую одним из чудес света.
Статуя Зевса – внешний облик и история возведения
Когда Фидий в 430 году до н.э. принялся за работу, основной храм был уже окончен. Скульптор возвел рядом с ним схожую по габаритам мастерскую, в которой и ваял совместно с учениками будущий шедевр.
Статуя Зевса Олимпийского была возведена мастером в хрисоэлефантинной технике, как и его предыдущее творение – скульптура Афины в Парфеноне. Такая работа выполнялась в несколько этапов. Первоначально фигуру громовержца вырезали из дерева, затем каркас обложили плитами из слоновой кости, и уже под конец украсили элементы с помощью расплавленного золота.
Скульптура была возведена на прямоугольном постаменте, насчитывающем 6 метров в ширину и 1 метр в длину. Зевс изображался сидящим на золотом троне, расписанным рельефами с изображениями мифологических существ и сюжетов. Ноги громовержца покоились на небольшой скамеечке, поддерживаемой фигурами двух львов. Торс Бога покрывала золотая накидка, а голову венчал венок из оливковых ветвей.
В руках у Зевса Олимпийского были царские атрибуты: статуэтка богини Ники и скипетр. Нику сваяли из слоновой кости и золота, как и тело громовержца, а скипетр, который он держал в левой руке, был щедро украшен драгоценными камнями. Охранял могущественный посох величественный орел, разместившийся у ног Зевса. Глаза Бога, размером с ладонь человека, смотрели прямо перед собой.
Открытие статуи свершилось в 435 году до н.э. Общая высота скульптуры насчитывала 15-17 метров. Казалось, что если громовержец чуть приподнимется на троне, то он просто упрется головой в крышу. При этом глаза Зевса ярко сверкали, отбрасывая свет прямо на вошедших.
Такие «чудеса света» Фидий сотворил самостоятельно, разбив возле подножия скульптуры бассейн, который наполняли водой и оливковым маслом. Свет попадал от дверей на поверхность воды, где оливковое масло отражало его прямо к потолку, а уже от потолка лучи падали на скульптуру. Создавалась полная иллюзия того, что статуя одаряет входящих божественным светом.
Зрители были невероятно поражены, а сам мастер наблюдал за произведенным эффектом скрывшись в глубине темного зала. Впечатление от скульптуры Фидия у греков было такое, что в народе даже пустили легенду, будто Зевс спускался с Олимпа чтобы позировать творцу.
Предание не лишено доли истины: только сам скульптор обращался к Богу, чтобы тот благословил его творение. По легенде, Фидий попросил Зевса дать знамение, если ему угодна получившаяся статуя. Вскоре разряд молнии ударил в мраморный пол, что было воспринято как символ благосклонности громовержца. С тех пор на место удара была поставлена специальная чаша с дарами.
Вот так карта мира пополнила список чудес света, благодаря оригинальному скульптурному творению на острове Пелопоннес.
Дальнейшая судьба
К сожалению, последующая история скульптуры не была столь благоприятна. Вскоре могущество Греции угасает, меняются религии, происходят природные катастрофы. Соответственно, сначала роскошный храм приходит в забвение, затем языческую веру полностью запрещают, да еще и мощные землетрясения вносят свою лепту в разрушение храма.
Так что, хотя было одно на острове Пелопоннес чудо света, особо за ним никто не ухаживал, и достоверных сведений о судьбе статуи Зевса нет. В легендах остались предания о том, что скульптуру не раз пытались вывезти из Олимпии, но якобы никому это не удавалось из-за гнева богов. Однако, статуя простояла много лет: последние данные о ней относятся к V веку нашей эры. Летописец предполагает, что она все-таки была вывезена в Константинополь, где и сгорела во время сильного пожара 476 года. Так греческое чудо света было безвозвратно утеряно.
Как посетить достопримечательность
Увидеть легендарную статую Зевса, увы нам уже не придется, но сохранились колоннады храма, а также руины других построек религиозного комплекса. Находится это «уцелевшее» чудо света на полуострове Пелопоннес, близ деревни Олимпия. Стоимость посещения составляет 6-10 евро.
Храм Зевса Олимпийского на карте Греции
Для наглядности предлагаем посмотреть на расположение чуда света Пелопоннеса на карте.
Увлекательных поездок и незабываемых впечатлений!
Читайте далее: