Статуя воина с копьем | Vasque-Russia.ru

Статуя воина с копьем

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Так называемые «воины из Риаче» – одни из самых знаменитых экспонатов Национального археологического музея Реджо-Калабрия – до сих пор считаются наиболее ценной находкой эпохи Древней Греции на территории Калабрии и, фактически, стали символом этого региона.

В результате археологических раскопок на этой территории было найдено множество ценных предметов древнегреческого искусства, но только две огромные (197 см в высоту!) бронзовые статуи бородатых воинов, найденные у берегов маленького калабрийского городка Риаче, стали настоящей сенсацией, привлекшей внимание ученых всего мира.

Предполагают, что обе скульптуры происходят из аттической мастерской Фидия середины V в. до н. э. — времени наивысшего подъема древнегреческого искусства . Обе статуи изображают воинов, стоящих спокойно, но не расслабленно; один из них более сдержан, у другого испуганное выражение лица. Воины обнажены (как требовала художественная традиция — это так называемая «героическая нагота»); на одном из них шлем — и, видимо, оба держали в руках по щиту и копью, но вооружение их утеряно. Их рост — почти человеческий, но слегка преувеличенный (около двух метров), как раз настолько, чтобы создавать ощущение возможной, но редкостной мощи.

Внутри они полые, и бронзовые части, из которых они состоят, отливали отдельно по уникальной технологии, а потом собирали, как детали конструктора (так, например, отдельно отлиты передние части их ступней, а на ступне, в свою очередь — средний палец). Их зрачки сделаны из золотой пасты, губы и соски — из меди, зубы и ресницы (ресницы!) — из серебра, глаза выполнены в технике инкрустации с использованием кости и стекла.

Это событие произошло 16 августа 1972 года, когда любитель подводного плавания Стефано Мариоттини, погрузившись в море на расстоянии не более трехсот метров от берега, случайно увидел на глубине около восьми метров смутные очертания человеческих фигур. В первую очередь ему в глаза бросилась левая рука одной из статуй (впоследствии ее назвали «воином А»1), которая торчала из песка. Чтобы поднять на поверхность двух бронзовых воинов, спасатели использовали специальный шар, воздух в который поступал из газовых баллонов. 21 августа был поднят на поверхность «воин Б», а на следующий день – «воин А», который в первый раз сорвался и упал обратно в воду, и только со второго раза его удалось вытащить на берег.

Статуи были отправлены в Реджо-Калабрию, где подверглись первичной обработке: очистке от морской флоры и фауны и восстановлению разрушенных временем мельчайших деталей. B результате этих работ директору археологического ведомства Калабрии Джузеппе Фоти удалось установить, что статуи эти созданы —в V веке до н. э.- в «золотой период греческой бронзовой скульптуры».

Дальнейшую «ювелирную» обработку статуй проводили флорентийские реставраторы, используя тончайшие «хирургические» инструменты и самые современные средства: пневматические молоточки, ультразвуковую аппаратуру. B целях консервации статуи были обработаны в специальныхваннах антикоррозионным раствором.

Неожиданная находка вызвала большой интерес, как у итальянских, так и у зарубежных ученых.

Уникальность этих бронзовых гигантов заключается в том, что большая часть древнегреческой скульптуры известна только по позднейшим римским мраморным копиям.

Первоначально один из воинов держал в руке копье, а другой – щит. После первоначальной «очистки» в городе Реджио-Калабрия (за две с половиной тысячи лет под водой они основательно обросли ракушками), а затем реставрации, проведенной во Флоренции, «юноши из Риаче», как их любовно называл выдающийся итальянский историк искусства Чезаре Бранди, прибыли в 1980 году в Национальный археологический музей города Реджо-Калабрия, административный центр региона Калабрия.

Их триумфальное турне по музеям Рима и Флоренции стало событием общенационального значения, о котором сообщалась на обложках всех журналов.

Решение передать их в коллекцию регионального музея (а не в знаменитые Капитолийские музеи Рима, например) было вызвано стремлением привлечь дополнительный поток туристов в этот город на юге Италии, художественное наследие которого серьезно пострадало от разрушительного землетрясения в декабре 1908 года, поразившего берега Сицилии и Калабрии. Напомним, что тогда была практически стерта с лица земли Мессина и превращен в груду обломков Реджо-Калабрия. С тех пор бронзовые скульптуры из Риаче никогда не покидали стены Национального музея.

В 1995 году здесь была проведена вторая реставрация, а нынешние работы совпали с закрытием и перестройкой музея, приуроченной к 150-летней годовщине объединения Италии, которая будет торжественно отмечаться в марте будущего года. Несмотря на кажущуюся монументальность и мощь этих бронзовых гигантов, в действительности статуи являются необыкновенно хрупкими. Во-первых, сказывается их возраст – все-таки, они датируются V в. до н.э. Во-вторых, их долгое пребывание в морской воде. Уже во время первого эндоскопического исследования в 1985 году на отдельных участках внутренней поверхности были замечены следы коррозии. Все это создает понятные проблемы с перемещением статуй даже внутри того музейного зала, где они экспонируются.

В ходе предыдущих реставрационных работ были проведены научные исследования всех субстанций, сохранившихся на внутренней и внешней поверхности бронзы, что позволило радикально пересмотреть все имеющиеся представления о технологиях литья, существовавших в классическую эпоху Древней Греции. Также исследования показали, что одна рука «воина Б» была полностью изменена и отлита заново, возможно четыре или пять веков спустя после того, как была создана сама статуя. Впоследствии тайна была раскрыта: «воин Б» был специально модифицирован, чтобы как можно более походить на «воина А». Причем, ее отливали в другом месте, предположительно, в северной Греции.

Статуи из Риаче стоят в отдельном зале цокольного этажа Национального археологического музея Великой Греции в городе Реджо Калабрия и, конечно, представляют собой главную достопримечательность не только музея, но и всего города, если не региона. Их изображения можно увидеть на плакатах, футболках, в витринах магазинов. Но за пределами Калабрии про них знают мало. Может быть, всему виной неудачный «пиар». По-английски они называются хотя бы «воины из Риаче» (Riace warriors), а их итальянское название еще скучнее — «бронзовые фигуры из Риаче» (bronzi di Riace). Самое же ужасное, что по отдельности их зовут «Экземпляр А» и «Экземпляр Б». С такими именами прославиться трудно.

И лишь теперь воины из Риаче» — так их окрестила народная молва — предстали перед зрителями во всем своем величии, однако без щитов, копий, a один из них — лишь в своеобразном подшлемнике-остове, на котором крепился шлем. Щиты, копья, шлем, a также зрачки глаз унесены морем. Море же скрывает и три загaдки, над которыми сейчас ломают голову исследователи: как зовут этик героев, кто автор скульптур и как они попали на калабрийский 6epeг?

Воинов называли Гектором и Ахиллом, высказывали предположевие, что один из них — Аякс, чаще других останавливаются на гипотезе, что это братья-диоскуры, сыновья Зевса: Кастор — укротитель коней и Полидевк — знаменитый кулачный боец.

O том, как прибыли эти воины в Италию, уже создано несколько гипотез. Наиболее вероятной Лучано Ди Пьетро, автор статьи в еженедельнике «Эпока», считает следующую.

Во врeмена Луция Муммия, когда римские войска разгромили в 146 году до н. э. Ахейский союз, либо при Корнелии Сулле, разбившем в 86 году до н, э. понтийские войска в Греции, римские легионеры беспощадно грабили произведения древнегреческого искусства. Тогда-то сорванные c пьедесталов статуи воинов были погружены на корабль, но во время бури сброшены в воду как балласт, и трофеи так и не достигли Рима.

Калабрийцы, особенно жители Риаче, настаивают, однако, на другой версии, согласно которой эти скульптуры — Местного происхождения; они были запрятаны в море, когда внeдрялось христианство и была объявлена война языческим символам.

«Страшная древняя тайна» с простой разгадкой. История терракотовой армии

45 лет назад, 29 марта 1974 г. было совершено одно из самых масштабных археологических открытий в XX столетии. Китайский крестьянин Ян Джи Ван решил пробурить на своём участке артезианскую скважину. Но вместо воды обнаружил глиняную статую воина в полный рост с копьём в руке. Так была найдена знаменитая Терракотовая армия императора Цинь Шихуанди.

Дело было к востоку от горы Лишань, примерно в 40 км. от древней столицы Китая, города Сиань, который выбирали своей резиденцией 13 династий этой древней страны.

Так что поначалу было не вполне ясно, к какому периоду надо отнести этот глиняного мужика, а также его компанию числом 6000 пехотинцев, выстроенных в 11 коридорах подземной галереи. Впрочем, довольно скоро выяснилось, что под первой галереей находится вторая, где расположен глиняный комсостав среднего звена. Спустя 20 лет уже в совсем другой галерее нашли высшее начальство – генералитет глиняных болванов, включая главнокомандующего в чешуйчатых латах, усыпанных драгоценными камнями. А ещё 7 лет спустя пошли имперские тылы – в 2001 г. были найдены первые терракотовые статуи чиновников. Сейчас общее количество глиняных болванов превышает восемь тысяч.

Молчаливое войско великого тирана. Гробница императора Цинь Шихуанди

В процессе открытий стало совершенно ясно, что вся эта компания сопровождала в последний путь именно императора Цинь Шихуанди, а не кого-нибудь другого. Впрочем, настоящее имя покойного было всё-таки Ин Чжэн, а Цинь Шихуанди – что-то вроде почётного прозвища, к которым так неравнодушен Китай – вспомним хотя бы «Великого кормчего» Мао Цзэдуна. Цинь Шихуанди и переводится-то довольно похоже: «Великий Вождь Основатель Цинь». Жил он в III веке до нашей эры и сумел вывести страну из двухсотлетнего периода «Воюющих Царств», став первым в истории властителем объединённого Китая.

Отечественному читателю, знакомому со сказками Александра Волкова про приключения в окрестностях Изумрудного города, вся эта китайская археология не могла не напомнить второе произведение знаменитого цикла о Волшебной стране – «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». Там одержимый мегаломанией столяр делает серию взводов деревянных воинов-дуболомов, оживляет их при помощи волшебного порошка и отправляется на завоевание мира, поначалу очень даже успешно.

Судя по всему, детские впечатления от приключений Элли, Тотошки, Страшилы Мудрого и Железного Дровосека, спасающих мир от боевых деревянных роботов столяра-маньяка, оказались весьма сильными. Настолько, что уже несколько поколений любителей везде и всюду искать «тайное и непознанное», поёт одну и ту же песню, делая из древнего императора какого-то загробного Урфина Джюса. Их хор так силён, что песня приобрела статус респектабельной гипотезы и проникла в сетевые энциклопедии: «По замыслу императора, статуи должны были сопровождать его после смерти, и, вероятно, предоставить ему возможность удовлетворять свои властные амбиции в потустороннем мире так же, как он делал это при жизни».

В принципе, всё это выглядело бы довольно стройно. В это можно было бы если не поверить, то хотя бы принять, как рабочую гипотезу, если бы погребальный комплекс императора ограничивался бы только и исключительно глиняными болванами.

Но фокус в том, что эта восьмитысячная армия – лишь малый, можно сказать, незначительный элемент того грандиозного некрополя, который Цинь Шихуанди начал строить для себя в возрасте 13 лет и продолжал до самой смерти. Постоянные археологические изыскания, длящиеся уже почти полвека, позволяют предположить, что древний китайский историк Сыма Цянь, описывавший погребение императора, не так уж приукрасил действительность, как полагали до сих пор.

Вот что писал Сыма Цянь: «В девятой луне прах Шихуана погребли у горы Лишань. Шихуан, впервые придя к власти, тогда же стал устраивать свой склеп. Объединив Поднебесную, он послал туда со всей Поднебесной свыше семисот тысяч преступников. Они углубились до третьих вод, залили стены бронзой и спустили вниз саркофаг. Склеп наполнили перевезенные и опущенные туда копии дворцов, фигуры чиновников всех рангов и воинов всех званий и должностей, редкие вещи и необыкновенные драгоценности. Мастерам приказали сделать луки-самострелы, чтобы, установленные там, они стреляли в тех, кто попытается прорыть ход и пробраться в усыпальницу. Из ртути сделали большие и малые реки и моря, причем ртуть самопроизвольно переливалась в них. На потолке изобразили картину неба, на полу – очертания земли, пересеченной сотней рек, в том числе полноводными Янцзы и Хуанхэ, русла которых вместо воды заполнены ртутью, как и море-океан, обрамляющий империю с востока».

Повторим – всё это великолепие считали байкой, легендой, не стоящей внимания. До тех самых пор, пока лет тридцать назад не были взяты пробы грунта с участка холма – примерно над предполагаемым Подземным дворцом Шихуанди. Пробы показали, что в центре холма находится относительно компактная зона с аномально высоким содержанием ртути, пары которой дошли до поверхности.

Словом, огромная карта объединённого Китая с ртутными реками и морями, похоже, действительно существует. Вполне возможно, что существует и остальное великолепие, столь красочно описанное Сыма Цянем. А это значит, что вариант «глиняная армия нужна для удовлетворения властных амбиций» рассыпается в прах. Потому что вместе с моделью армии император взял с собой в могилу и модель того Китая, который она завоевала.

Следовательно, снова возникает вопрос – зачем всё это в загробном мире?

На ответ могут навести сравнительно недавние исследования материала, из которого сделаны статуи. В глине, даже хорошо обожжённой, обязательно есть участки, где пыльца растений не успела или не смогла перегореть. Анализ этой самой пыльцы показал, что статуи делали в разных концах огромной объединённой империи Цинь Шихуанди, а потом свозили к горе Лишань по дорогам, которые проложили, согласно непреклонной воле Цинь Шихуанди.

Словом, разгадка довольно проста. И терракотовая армия, и весь грандиозный погребальный комплекс нужны были императору как своего рода доказательство – документ, подтверждающий земное величие «Сына Неба», как называли императоров в Китае. Небо – оно всё видит, и потому главный документ всей жизни должен был по-честному доказывать, что Империя создана, имеет внушительную транспортную связность, а подданные исполняют волю императора как священную. Так сказать, «весомый, зримый, грубый» аргумент перед Небом: «Я, Цинь Шихуанди, прожил жизнь не напрасно и сумел из разрозненных племён создать Великий Китай».

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Так называемые «воины из Риаче» – одни из самых знаменитых экспонатов Национального археологического музея Реджо-Калабрия – до сих пор считаются наиболее ценной находкой эпохи Древней Греции на территории Калабрии и, фактически, стали символом этого региона.

В результате археологических раскопок на этой территории было найдено множество ценных предметов древнегреческого искусства, но только две огромные (197 см в высоту!) бронзовые статуи бородатых воинов, найденные у берегов маленького калабрийского городка Риаче, стали настоящей сенсацией, привлекшей внимание ученых всего мира.

Предполагают, что обе скульптуры происходят из аттической мастерской Фидия середины V в. до н. э. — времени наивысшего подъема древнегреческого искусства . Обе статуи изображают воинов, стоящих спокойно, но не расслабленно; один из них более сдержан, у другого испуганное выражение лица. Воины обнажены (как требовала художественная традиция — это так называемая «героическая нагота»); на одном из них шлем — и, видимо, оба держали в руках по щиту и копью, но вооружение их утеряно. Их рост — почти человеческий, но слегка преувеличенный (около двух метров), как раз настолько, чтобы создавать ощущение возможной, но редкостной мощи.

Внутри они полые, и бронзовые части, из которых они состоят, отливали отдельно по уникальной технологии, а потом собирали, как детали конструктора (так, например, отдельно отлиты передние части их ступней, а на ступне, в свою очередь — средний палец). Их зрачки сделаны из золотой пасты, губы и соски — из меди, зубы и ресницы (ресницы!) — из серебра, глаза выполнены в технике инкрустации с использованием кости и стекла.

Это событие произошло 16 августа 1972 года, когда любитель подводного плавания Стефано Мариоттини, погрузившись в море на расстоянии не более трехсот метров от берега, случайно увидел на глубине около восьми метров смутные очертания человеческих фигур. В первую очередь ему в глаза бросилась левая рука одной из статуй (впоследствии ее назвали «воином А»1), которая торчала из песка. Чтобы поднять на поверхность двух бронзовых воинов, спасатели использовали специальный шар, воздух в который поступал из газовых баллонов. 21 августа был поднят на поверхность «воин Б», а на следующий день – «воин А», который в первый раз сорвался и упал обратно в воду, и только со второго раза его удалось вытащить на берег.

Статуи были отправлены в Реджо-Калабрию, где подверглись первичной обработке: очистке от морской флоры и фауны и восстановлению разрушенных временем мельчайших деталей. B результате этих работ директору археологического ведомства Калабрии Джузеппе Фоти удалось установить, что статуи эти созданы —в V веке до н. э.- в «золотой период греческой бронзовой скульптуры».

Дальнейшую «ювелирную» обработку статуй проводили флорентийские реставраторы, используя тончайшие «хирургические» инструменты и самые современные средства: пневматические молоточки, ультразвуковую аппаратуру. B целях консервации статуи были обработаны в специальныхваннах антикоррозионным раствором.

Неожиданная находка вызвала большой интерес, как у итальянских, так и у зарубежных ученых.

Уникальность этих бронзовых гигантов заключается в том, что большая часть древнегреческой скульптуры известна только по позднейшим римским мраморным копиям.

Первоначально один из воинов держал в руке копье, а другой – щит. После первоначальной «очистки» в городе Реджио-Калабрия (за две с половиной тысячи лет под водой они основательно обросли ракушками), а затем реставрации, проведенной во Флоренции, «юноши из Риаче», как их любовно называл выдающийся итальянский историк искусства Чезаре Бранди, прибыли в 1980 году в Национальный археологический музей города Реджо-Калабрия, административный центр региона Калабрия.

Их триумфальное турне по музеям Рима и Флоренции стало событием общенационального значения, о котором сообщалась на обложках всех журналов.

Решение передать их в коллекцию регионального музея (а не в знаменитые Капитолийские музеи Рима, например) было вызвано стремлением привлечь дополнительный поток туристов в этот город на юге Италии, художественное наследие которого серьезно пострадало от разрушительного землетрясения в декабре 1908 года, поразившего берега Сицилии и Калабрии. Напомним, что тогда была практически стерта с лица земли Мессина и превращен в груду обломков Реджо-Калабрия. С тех пор бронзовые скульптуры из Риаче никогда не покидали стены Национального музея.

В 1995 году здесь была проведена вторая реставрация, а нынешние работы совпали с закрытием и перестройкой музея, приуроченной к 150-летней годовщине объединения Италии, которая будет торжественно отмечаться в марте будущего года. Несмотря на кажущуюся монументальность и мощь этих бронзовых гигантов, в действительности статуи являются необыкновенно хрупкими. Во-первых, сказывается их возраст – все-таки, они датируются V в. до н.э. Во-вторых, их долгое пребывание в морской воде. Уже во время первого эндоскопического исследования в 1985 году на отдельных участках внутренней поверхности были замечены следы коррозии. Все это создает понятные проблемы с перемещением статуй даже внутри того музейного зала, где они экспонируются.

В ходе предыдущих реставрационных работ были проведены научные исследования всех субстанций, сохранившихся на внутренней и внешней поверхности бронзы, что позволило радикально пересмотреть все имеющиеся представления о технологиях литья, существовавших в классическую эпоху Древней Греции. Также исследования показали, что одна рука «воина Б» была полностью изменена и отлита заново, возможно четыре или пять веков спустя после того, как была создана сама статуя. Впоследствии тайна была раскрыта: «воин Б» был специально модифицирован, чтобы как можно более походить на «воина А». Причем, ее отливали в другом месте, предположительно, в северной Греции.

Статуи из Риаче стоят в отдельном зале цокольного этажа Национального археологического музея Великой Греции в городе Реджо Калабрия и, конечно, представляют собой главную достопримечательность не только музея, но и всего города, если не региона. Их изображения можно увидеть на плакатах, футболках, в витринах магазинов. Но за пределами Калабрии про них знают мало. Может быть, всему виной неудачный «пиар». По-английски они называются хотя бы «воины из Риаче» (Riace warriors), а их итальянское название еще скучнее — «бронзовые фигуры из Риаче» (bronzi di Riace). Самое же ужасное, что по отдельности их зовут «Экземпляр А» и «Экземпляр Б». С такими именами прославиться трудно.

И лишь теперь воины из Риаче» — так их окрестила народная молва — предстали перед зрителями во всем своем величии, однако без щитов, копий, a один из них — лишь в своеобразном подшлемнике-остове, на котором крепился шлем. Щиты, копья, шлем, a также зрачки глаз унесены морем. Море же скрывает и три загaдки, над которыми сейчас ломают голову исследователи: как зовут этик героев, кто автор скульптур и как они попали на калабрийский 6epeг?

Воинов называли Гектором и Ахиллом, высказывали предположевие, что один из них — Аякс, чаще других останавливаются на гипотезе, что это братья-диоскуры, сыновья Зевса: Кастор — укротитель коней и Полидевк — знаменитый кулачный боец.

O том, как прибыли эти воины в Италию, уже создано несколько гипотез. Наиболее вероятной Лучано Ди Пьетро, автор статьи в еженедельнике «Эпока», считает следующую.

Во врeмена Луция Муммия, когда римские войска разгромили в 146 году до н. э. Ахейский союз, либо при Корнелии Сулле, разбившем в 86 году до н, э. понтийские войска в Греции, римские легионеры беспощадно грабили произведения древнегреческого искусства. Тогда-то сорванные c пьедесталов статуи воинов были погружены на корабль, но во время бури сброшены в воду как балласт, и трофеи так и не достигли Рима.

Калабрийцы, особенно жители Риаче, настаивают, однако, на другой версии, согласно которой эти скульптуры — Местного происхождения; они были запрятаны в море, когда внeдрялось христианство и была объявлена война языческим символам.

Статуя воина с копьем

Скульптура в ансамблях К. И. Росси

Могучий национальный подъем, наступивший после победоносного завершения войны 1812 года, получил блестящее отражение в различных видах искусства – живописи, скульптуре, литературе. Проявился он и в размахе градостроительства, в творчестве таких архитекторов, как Воронихин, Захаров, Стасов и Росси.

Судьба Росси неразрывно связана с Петербургом. Обучение в мастерской Бренна при строительстве Михайловского замка, поездки в Италию и кратковременная работа в Москве и в Твери подготовили расцвет его деятельности в Петербурге. В 1815 году Росси был назначен одним из главных архитекторов в специальном “Комитете для строения и гидравлических работ”. С первых же лет работы Росси в Комитете началась его тесная творческая связь с двумя скульпторами – Пименовым и Демутом-Малиновским. Скульпторы принимали участие в оформлении всех зданий Петербурга, задуманных и созданных прославленным архитектором.

Разрабатывая планировку городских районов, сооружая отдельные здания, Росси до мелочей продумывал весь проект в целом, набрасывал предварительные рисунки предполагаемой скульптуры.

Первыми работами Росси, в которых приняли участие Пименов и Демут-Малиновский, были павильоны Аничковой усадьбы, здания на Елагином острове и Михайловский дворец (ныне здание Государственного Русского музея). Уже здесь широкое применение получили барельефы, в которых использованы предметы вооружения – каски, мечи, щиты с эмблемами, знамена, а также изображения крылатых грифонов, и в ряде случаев – отдельные фигуры или античные сюжетные композиции. Вся эта скульптура носит в основном декоративный характер.

Одна из самых значительных совместных работ Росси с Пименовым и Демутом-Малиновским, где скульптура не только украшает здание, но и способствует раскрытию основной его идеи, – здание Главного штаба на Дворцовой площади. Величественное сооружение полукругом охватывает площадь. На фасаде, длина которого около 600 метров, скульптуры нет. Она сосредоточена на арке в центре здания. Скульптура подчеркивает парадный, триумфальный характер арки Главного штаба – замечательного памятника победы России в войне 1812 года.


Арка Главного штаба

Внизу по сторонам арки помещены воинские доспехи- щиты и копья. Во втором этаже, между колоннами – фигуры воинов. Спокойно стоит молодой воин с копьем и щитом в руках. Старый воин в панцире и шлеме в правой руке держит венок из лавра – достойную награду победителям. На плоскости стены, над проездной частью арки – летящие фигуры гениев Славы с пальмовыми ветвями и лавровыми венками. Завершает здание крылатая фигура Победы. Стоя на колеснице, она уверенно и величаво управляет шестеркой торжественно выступающих коней. Два воина с копьями в руках ведут под уздцы крайних коней. Скульптурная группа органически слилась с архитектурой арки.


Колесница Победы над аркой Главного штаба

Строительство Главного штаба продолжалось с 1819 по 1829 год. Контракт со скульпторами Пименовым и Демутом-Малиновским был заключен только в 1827 году, однако в том же году часть скульптуры уже установили на здании. Она была выполнена в очень короткий срок на Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге. Модель фигуры Победы была исполнена Пименовым; им же выполнена фигура воина, удерживающего коня правой рукой, летящие Славы и военные трофеи на арке, статуя старого воина и один из коней, впряженных в колесницу. Остальная скульптура была создана Демутом-Малиновским.

Арка Главного штаба – блестящий пример синтеза скульптуры и архитектуры. Росси вместе с Пименовым и Демутом-Малиновским создал композицию, в которой звучание темы героики и победы усилено средствами скульптуры: то, о чем в силу своей специфики – отсутствию изобразительных возможностей – умалчивает архитектура, дополняет скульптура.


Фигура воина на арке Главного штаба

В тесном композиционном и смысловом единстве с аркой Главного штаба находится величественная Александровская колонна, сооруженная несколько позднее, в 1829-1834 годах, по проекту архитектора О. Монферрана. Колонна эта воспринимается как мощный заключительный аккорд в архитектурном ансамбле Дворцовой площади. Она отличается прекрасным силуэтом, точно найденными пропорциями, мастерством исполнения украшающей ее скульптуры, Помимо чисто художественных достоинств, колонна уникальна и по особенности конструкции. Стержень ее представляет собой гранитный монолит высотой 26,6 м. Он абсолютно ничем не прикреплен к основанию и держится только силой собственной тяжести (вес его около 600 тонн). Это самая высокая колонна в мире (47,5 м).

Александровская колонна принадлежит к числу триумфальных памятников, посвященных исторической победе русского народа в Отечественной войне 1812 года. Величие победы, торжество народа, прославление мира, наступившего в Европе после разгрома наполеоновских полчищ, – вот главная идея, воплощенная в этом монументе. Колонна завершена четко вырисовывающейся на фоне неба аллегорической фигурой ангела, который крестом попирает змею. Его легкая фигура, струящиеся складки одежды, строгая вертикаль креста подчеркивают стройность колонны. Статуя создана с несомненным изяществом и мастерством. Автор ее Б. И. Орловский.

Завершение огромной колонны статуей, помещенной на высоте около сорока метров, – задача весьма сложная. Нужно было добиться композиционного и пластического единства скульптурной и архитектурной частей монумента, найти правильные пропорции, обеспечить четкость и выразительность силуэта, необходимую рельефность проработки деталей и т. п. Со всем этим Орловский успешно справился.

Пьедестал памятника украшают бронзовые барельефы с изображением аллегорических фигур и воинских доспехов. На барельефе, обращенном в сторону Зимнего дворца, симметрично помещены две фигуры- женщины и старика, олицетворяющие реки Вислу и Неман, форсированные русской армией во время преследования Наполеона. На остальных трех барельефах – аллегории Мира, Правосудия, Мудрости, Изобилия и другие и изображение воинских доспехов, напоминающих о боевой славе русского народа – шлемы Александра Невского и Ермака, броня царя Алексея Михайловича, щит Олега – “в самых точных снимках с тех образцов, которые хранятся в Оружейной палате”. Пьедестал завершается бронзовыми гирляндами, поддерживаемыми двуглавыми орлами. База колонны оформлена в виде лаврового венка.

Открытие памятника состоялось 30 августа 1834 года. Оно прошло необычайно торжественно. Перед колонной был проведен военный парад, в котором участвовало около ста тысяч человек, в том числе полки, отличившиеся в войне 1812 года.


Александровская колонна

Колонна была названа Александровской, так как честь победы в Отечественной войне тогда официально приписывалась Александру I. Скульптору даже было предложено придать лицу ангела черты сходства с царем. Однако передовыми людьми того времени сооружение Александровской колонны было справедливо воспринято как увековечение героической народной эпопеи. И в наши дни “Александрийский столп” остается одним из наиболее значительных памятников победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

К числу замечательных ансамблей, созданных гением Росси, относится площадь Островского. И здесь немаловажная роль принадлежит скульптуре. Центральное сооружение ансамбля – б. Александрийский театр (ныне Академический театр драмы им. А. С. Пушкина) – украшают работы Пименова и Демута-Малиновского. Пафос победы, пронизывающий скульптуру Главного штаба, здесь сменился воспеванием торжества искусства. Содержание скульптуры теснейшим образом связано с характером этого храма Мельпомены. На аттике здания помещен барельеф – летящие фигуры Слав с венками и лавровыми ветвями в руках, обращенными к лире, которая обрамлена дубовыми листьями. По фасаду театра на уровне капителей колонн проходит рельеф из гирлянд и масок.


Александровская колонна. Барельеф ‘Висла и Неман’

Завершает здание колесница, управляемая покровителем искусств Аполлоном с лирой и венком в руках. Величественной поступи коней, впряженных в колесницу Победы на арке Главного штаба, противопоставлены легкость и динамика в изображении четверки коней, влекущих колесницу Аполлона. Квадрига Аполлона – значительное творение скульптора Пименова.


Фигура ангела на Александровской колонне

Часть статуй, созданных для театра Пименовым и Демутом-Малиновским, оказалась из непрочного материала и после 1840 года была снята; некоторые же вообще не были установлены. Ныне оформляющие фасады статуи муз театрального искусства – Мельпомены, Талии, Клио, – стоящие в нишах, исполнили советские мастера. Эта скульптура установлена на здании в 1932 году к столетию со дня открытия театра.


Павильон Росси

Одновременно с постройкой театра возводилось и здание Публичной библиотеки. По замыслу Росси главный фасад библиотеки обращен к площади перед театром. Колоннада, вытянувшаяся почти на всю длину фасада, украшена статуями ученых мужей древности, установленными между колоннами. Всего их десять: здесь Геродот и Эвклид, Цицерон и Тацит, Платон и Гомер, Виргилий и Еврипид, Демосфен и Гиппократ. Барельефы, помещенные между капителями колонн, чередуются с полуциркульными окнами. На центральной части аттика – две летящие фигуры Слав с венками в руках. Они обращены в сторону раскрытой книги, обрамленной дубовыми и лавровыми ветвями. Венчает здание статуя Минервы, богини мудрости, в шлеме и с копьем в руках.


Театр драмы им. А. С. Пушкина (б. Александринский)

Все содержание скульптуры полностью соответствует назначению здания, которое она украшает. В работе над ней приняли участие скульпторы Пименов, Гальберг, Токарев, Крылов, выполнившие фигуры ученых и философов; статую Минервы и барельефы исполнил Демут-Малиновский, а фигуры гениев – Леппе.

В большинстве своем скульптура Публичной библиотеки (особенно это относится к галерее философов и ученых) отличается схематичностью и сухостью.

Грандиозные замыслы Росси по оформлению центральных районов города были нарушены неожиданной и несправедливой отставкой архитектора. Это произошло в 1832 году, за 16 лет до смерти мастера. Последний его проект – здания Сената и Синода на бывшей Сенатской площади (ныне площадь Декабристов) – осуществлялся уже под руководством архитектора А. Е. Штауберта. Здания, соединенные аркой, сильно перегружены скульптурой, которая в большинстве своем выполнена весьма сухо. Первоначально задуманные античные аллегории по требованию Николая I были заменены статуями, откровенно прославляющими самодержавие и церковь.


Колесница Аполлона. Группа на здании Театра драмы им. А. С. Пушкина

Арку венчает бронзовая группа, олицетворяющая “Правосудие и Благочестие”. Она исполнена Демутом-Малиновским, которому принадлежат и две модели для восьми фигур “Гениев, держащих закон”, установленных над колоннами арки. На аттике арки под скульптурной группой – три барельефа: слева – “Закон божий”, в центре – “Закон естественный”, справа – “Закон гражданский”.


Государственная Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина

В нишах фасадов Сената и Синода – 16 статуй аллегорического содержания, прославляющих светскую и церковную власть: Вера, Истина, Мудрость, Законоведение, Твердость, Правосудие и другие. Выполнены они скульпторами Пименовым, Леппе, Свинцовым, Токаревым. Некоторые из них, не законченные С. Пименовым, были завершены его сыном Н. Пименовым.


Гомер. Статуя на фасаде Публичной библиотеки

Не одинакова по ценности и значимости скульптура, оформляющая постройки Росси: некоторая не отличается глубиной содержания и выполняет, преимущественно, декоративную роль; другая, как скульптура Главного штаба, Академического театра драмы им. А. С. Пушкина, в синтезе с архитектурой оказывает на зрителя огромное эмоциональное воздействие, усиливает звучание величественных архитектурных образов

Шедевр из агата в гробнице «воина Грифона».

Весной 2015 года группа учёных и археологи из Университета Цинциннати, работающих на юго-западе Греции в районе Пилоса, обнаружили ненарушенное захоронение микенского воина Бронзового века, умершего 3,5 тысяч лет назад. Усыпальницу назвали гробницей «Griffin warrior» — «воина Гриффина» («воин грифона»). Считается, что гробница воина относится к периоду около 1500 г. до н.э., расцвета Микенской цивилизации, но со многими археологическими объектами, имеющими явно Минойское происхождение с острова Крит.

Гробница микенского воина была обнаружена недалеко от древнего города Пилос в 2015 году. Микенский воин 30 — 35 лет, принадлежал к элите, и был похоронен приблизительно в 1500 году до н.э. Это было время, когда микенцы завоёвывали остров Крит и покоряли Минойскую цивилизацию. В богатой могиле знатного воина найдено более 3000 артефактов, расположенных на неповрежденном скелете и вокруг него.

Однако, только через год была открыта самая удивительная находка из могилы микенского воина: печать из агата. Покрытая известняком печать лежала лицевой стороной вниз рядом с правой рукой воина. Длина камня агата составляет 3,6 см.

Новое открытие, недавно сделанное учёными, поразило исследователей филигранной техникой исполнения. Очищенный от известняка артефакт представляет собой печать из агата, на которой изображена сцена битвы воинов. По словам исследователей, это одно из самых замечательных открытий за последние пол столетия на территории Греции.

Из-за небольшого размера артефакта миниатюрные детали на нём удалось отчётливо рассмотреть только с помощью фотомикроскопа. Некоторые детали тонкой резьбы на агате имеют размер всего полмиллиметра. Сцена изображает воина с мечом, готовым пронзить своего противника. Рядом со сражающимися воинами лежит уже побежденный воин.

Увеличенный рисунок потрясающе детализированной боевой сцены, выгравированной на агате, сделал Шарон Штокер (Sharon Stocker) и Джек Дэвис (Jack Davis) из Университета Цинциннати

На агате хорошо проработаны мельчайшие детали, видна даже мускулатура героев. Как отмечают исследователи, артефакты такого качества исполнения в Микенской культуре до сих пор не были известны, но подобная техника резьбы появилась лишь во времена классического периода древней Греции, наступившего на тысячу лет позднее до-греческой Микенской культуры. Возможно, учёным придётся пересмотреть историю развития искусства в древней Греции.

Уровень художественной изысканности и детализации изображения невероятно высок, тем более, что сам кусочек агата очень мал. Но есть потрясающее дополнительное открытие для этого безупречного мастерства, которое поставило бы его в совершенно новый небесный масштаб.

Созвездия в агате.

Обсуждая смысл сцены изображённой на агате, учёные обнаружили, что этот же сюжет находится на небесах, и соответствует конкретным созвездиям.
Это новое открытие является ещё одним примером того, что древние мифы, священные писания и священные истории в культурах всего мира, отражены в древних произведениях изобразительного искусства. А мифические сцены в античной литературе и искусстве часто основаны на небесной сфере. Это, несомненно, свидетельствует о существовании ещё более ранней до-греческой культуры — Минойской цивилизации.

Сцена сражения
Представим упрощенное схематичное воспроизведение сцены, содержащей основные контуры фигур изображённых на агате. Мы видим длинноволосого воина в стремительном выпаде победоносного меча, наносящего смертельную рану противнику, левой рукой он захватывает хохлатый шлем воина Копьеносца. Эту фигуру можно назвать Меченосец, она отмечена красной краской на диаграмме. Фигура воина Копьеносца, на которую воин-Меченосец обрушил свой меч, защищается большим щитом, который, представляет собой довольно сложную форму ромба с прочерченными линиями, напоминающими грани бриллианта, возможно, полученными в результате предыдущего боя. Правая рука Копьеносца держит длинное копьё, остриё которого видно за спиной Меченосца. Он окрашен в синий цвет на цветной диаграмме.

Наконец, третья фигура воина, лежащая ниже у ног двух сражающихся воинов — этот воин, видимо, уже убит, а его безжизненное тело застыло в скрученном и искаженном положении. Павший Воин на схеме окрашен в зелёный цвет. Его голова повёрнута влево, лица его не видно, его правая нога полностью вытянута, а левая резко согнута в колене, указывающем вверх. Правая рука Павшего Воина закинута над головой и кисть руки упирается в землю. Изломанная линия правой руки напоминает хвост скорпиона. Вдоль тела Павшего Воина вытянута его левая рука, лежащая поверх оброненного меча.

Созвездия ночного неба Геракл, Змей (Офиус), Корона Бореалис и Скорпион. Детали этой сцены очень напоминают очертания реально существующих созвездий, видимых в ночном небе. Очевидно, небесные созвездия легли в основу многих других произведений древнего искусства и древних мифов.

Ниже приведено схематическое изображение ночного неба, содержащее созвездия Геракла, Офиуса (Змей), Короны Бореалис («Северная корона») и Скорпиона. Созвездие Стрелец также включен в схему.

Геракл — Меченосец против Змееносца.
Обратите внимание на схему созвездия Геркулеса (Геракла): фигура легендарного героя в небе, похоже, совершает глубокий выпад вперёд, с поднятой правой рукой, размахивающей мечом над головой. Поразительно сходство изображения созвездия Геркулеса с Меченосцем на агате из Пилоса. Обе фигуры совершают одинаковые движения в сражении.

На звёздном небе ниже созвездия Геракла мы видим продолговатую форму созвездия Змееносца. Обратите внимание, что созвездие Змея расположено ниже созвездия Геркулеса, именно, так его видят на небе наблюдатели в северном полушарии нашей планеты, например, наблюдатели неба в Древней Греции, Микенах или Минойском острове Крит. Наблюдателю звёздного неба можно было представить созвездие Геркулеса, замахнувшегося могучим мечом, и готового нанести смертельный удар созвездию Змееносца (лат. Ophiuchum; англ. Ophiucus).

Колоссальная статуя Афины, ок. 525 до н.э.

В древнегреческой мифологии Змееносцем считается богиня Афина, так как именно она вооружена копьём и щитом, на котором изображена её прародительница — Великая Мать. Щит Афины украшен оберегом — эгидой с Медузой Гаргоной (Змеевик). В древнегреческом искусстве щит и одежду Афины всегда украшают змеи.

Одежда, изображённого на агате воина Копьеносца, также украшена тонко прорисованными змеями по краю туники в виде бахромы. Можно предположить, что и копьё воина, как и копьё богини Афины представляет собой изображение большого змея. Точно так же Афина часто изображается в змеиной Эгиде, окаймленной змеями.

Копьё — небесное оружие Змееносца

Копьеносец на агате из Пилоса несёт большой, несколько скомканный щит. Обратите внимание, что с левой стороны форма созвездия Змееносца (англ. Ophiucus) легко может быть представлена ​​как большой, избитый щит воина.

В агате Пилоса именно воин с копьём и щитом — Змееносец носит шлем с хохлатым гребнем так же, как воинственная богиня Афина, носящая копьё, щит и такой же хохлатый гребень на шлеме.

На агате из Пилоса древний художник изобразил на голове воина Копьеносца, хохлатый гребень, в виде открытой «С-образной формы», с открытием, направленным вверх. Эта деталь в агате из Пилоса, соответствует в ночном небе созвездию Короны Бореалис — «Северной Короны».

Доминирующая фигура Меченосца в агате из Пилоса, протягивающего левую руку, ​​чтобы схватить изогнутый хохлатый гребень шлема воина-Копьеносца, так же, как угрожающая фигура созвездия Геракла тянется одной рукой, чтобы схватить созвездие Северной Короны.

Всё это подтверждающие детали, свидетельствующие о том, что в сцене сражения воинов на агате из Пилоса мы действительно смотрим на одушевлённые гением художника небесные созвездия.

Похож ли Павший воин на созвездие Скорпион?
Изломанная поза Павшего Воина на агате из Пилоса почти точно соответствует конфигурации созвездия Скорпиона, находящегося под ногами Змея, и, следовательно, ниже созвездия Геракла и Змееносца, или на агате в виде Меченосца и Копьеносца.

Обратите внимание, как рука Падшего Воина, закинутая над его головой, создает форму, напоминающую колючий «хвост» Скорпиона в ночном небе. Таким образом, три «конечности» Павшего Воина — его две ноги и закинутая над головой правая рука, создают своего рода «треугольную форму», соответствующую треугольной конфигурации созвездия Скорпиона.

Фигура Павшего Воина на агате из Пилоса представляет созвездие Скорпиона.

Артемида убивает Актеона. Из Бэзли, Джон Д. Керамическая красно-фигурные вазы в американских музеях. На знаменитом кратере пятого века до нашей эры, изображена богиня Артемида, убивающая из лука Актеона, которого терзают охотничьи собаки.

Довольно легко можно увидеть, тело Актеона изображено в виде «дельта-формы», созданной поднятой вверх рукой молодого человека, его вытянутым телом, опирающимся на другую руку. Видимо, изображая эту сцену древний художник предполагал, что умирающий Актеон соответствует созвездию Скорпиона в небе. Мы могли бы даже утверждать, что поднятая вверх рука Актеона с раскрытой ладонью, соответствует части «жала» хвоста созвездия Скорпиона, как и задранные вверх собачьи хвосты.

Самые убедительные подтверждения того, что Артемида соответствует контурам созвездия Стрельца в ночном небе, можно найти в изображении самой богини Артемиды на древнегреческой вазе-кратере.

Ниже показано то же самое древнее произведение в виде рисунка, на котором зритель может увидеть всё изображение целиком.

Рисунок позволяет нам оценить всю сцену, нарисованную художником по кругу древнегреческой вазы и сопоставить рисунок художника со схемой существующих небесных созвездий.

Вышеприведенный пример подтверждает, что древний художник действительно использовал контуры созвездия Скорпиона, как небесную модель в изображении Павшего воина на агате из Пироса, относящегося к Крито-Микенской культуре, а также изображая павшего от стрел Артемиды Актеона в древнегреческом искусстве.

Уникальное произведение Крито-Микенской культуры — перстень с агатом из Пироса появилось на тысячу лет раньше, чем древнегреческий художник изобразил на краснофигурном кратере богиню Артемиду, убивающую из лука Актеона.


Миниатюра в агате
Фактически, на основе этих примеров, совершенно очевидно, что художники в Древней Греции изображали мифологические сцены, основанные на небесных моделях,контурах созвездий, которые мы все знаем сегодня. Теперь, когда у нас есть доступ к вновь открытому, мы знаем, что эта практика изображений была хорошо развита примерно за тысячу лет до других примеров воспроизведения созвездий в искусстве.
Таким образом, помимо выполнения превосходного художественного мастерства, древний микенский художник изготовивший агат из Пилоса в 1450 году до нашей эры, также сумел представить сцену сражения воинов таким образом, чтобы отразить небесные созвездия, дополняя изображения многочисленными особенностями, которые подтверждают соответствие персонажей, изображенных в художественных произведениях, с контурами бесконечного царства небесных созвездий.

Общеизвестная истина о том, что в представлении людей на заре цивилизации все боги жили на небе. Наблюдая за движениями небесных созвездий люди придумывали мифы о своих богах, связывая их с движением звёзд и созвездий. Доказательством этого могут служить самый древний храм нашей цивилизации на холме Портасар (или Гёбекли-Тепе), описанный Эндрю Коллинзом в книге «Тайна Лебедя» (The Cygnus Mystery), навигационно точно ориентированы на созвездие Лебедя. Памятник на холме Портасар (или Гёбекли-Тепе) относится к периоду 17 000 лет до нашей эры, когда звезда Денеб, самая яркая звезда в созвездии Лебедя, была Полярной Звездой.

Древнеегипетский пантеон богов также сориентирован на звёзды и созвездия. В Древнем Египте культ скарабея приобрел поистине эпический размах. Знак Скарабея олицетворял Сириус, в созвездии Большого Пса, которое является для северного полушария классическим зимним созвездием. С Сириусом связывалась богиня Хат-хор («дом Гора», т. е. «небо»), изображавшаяся в виде коровы, меж рогов которой находился Сириус.

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector