Статуя и скульптура отличие
13 секретов известных скульптур, которые стоит знать каждому ценителю искусства
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Среди достопримечательностей большинства мегаполисов довольно весомую нишу занимают различные скульптуры. Каждая из них содержит в себе нечто особенное, что не сразу бросается в глаза обычному человеку. Поэтому даже самые, казалось бы, известные работы могут скрывать за собой любопытные детали.
Мы в AdMe.ru решили разобраться в небольших секретах всемирно известных скульптур и гигантских статуй. Давайте на них посмотрим.
1. Изначально Венера Милосская выглядела совсем по-другому
Статуя Венеры Милосской, изображающая греческую богиню Афродиту, была найдена в XIX веке на острове Милос. Изначально у нее были руки — в одной она держала яблоко, а второй придерживала спадающую одежду. Руки были утрачены при транспортировке французскими офицерами, но это не единственное, что потеряла скульптура. Когда-то она была украшена ювелирными изделиями: браслетами, серьгами, тиарой. Они пропали очень давно, но в мраморе остались отверстия для креплений.
2. На бюсте Нефертити не случайно отсутствует левый глаз
Образ Нефертити — один из неизменных символов древнеегипетской цивилизации. Легко заметить, что в скульптуре царицы отсутствует левый глаз. Это можно объяснить религиозными верованиями египтян, которые не делали точные копии лиц людей. Они верили, что между человеком и любым его изображением существует связь и если повредить изображение, это может навредить и человеку.
3. Медный всадник на самом деле не из меди
С легкой руки А. С. Пушкина памятник Петру I в Санкт-Петербурге получил название «Медный всадник». Мало кто знает, что это лишь художественный прием, а статуя на самом деле отлита из бронзы.
4. Статуя Свободы транслирует символы
Официальное название статуи – «Свобода, озаряющая мир». Ранее она выполняла роль маяка, но мощности сигнальных огней не хватало для помощи кораблям, поэтому он был закрыт. Обратите внимание на детали: в левой руке статуя держит скрижаль, на которой римскими цифрами написана дата — 4 июля 1776 – день принятия Декларации независимости США. Правая нога статуи опирается на сломанные кандалы – это символ освобождения от тирании и гнета.
5. Пьедестал статуи Христа-Искупителя мог выглядеть иначе
Изначально планировалось, что пьедестал статуи в Рио будет иметь форму земного шара, символизирующего мир. Однако в ходе кропотливой работы был сформирован тот облик монумента, каким мы знаем его сейчас. Основной упор сделали на широко расставленные руки Иисуса, которые символизируют любовь Христа к каждому человеку. Издалека монумент похож на большой крест — символ христианской веры.
6. На памятнике «Тысячелетие России» кое-кого не хватает
На знаменитом памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде располагаются 129 фигур, повлиявших на русскую историю: государственные и культурные деятели, военные и герои, просветители. Если присмотреться, то можно заметить, что на памятнике отсутствует фигура Ивана IV Грозного. Было решено, что помещать фигуру царя на памятке неэтично в связи с кровавым погромом в Новгороде.
7. Статуя Золотого Будды была обнаружена совсем недавно
Статуя Будды в бангкокском храме Ват Траймит — самая большая в мире цельнолитая золотая статуя: высотой она около 3 метров, а весит более 5 тонн. В период войны с Бирмой буддистская святыня была покрыта гипсом для сохранности, и все люди, знавшие этот секрет, погибли во время войны. Обнаружили статую только в середине XX века: во время перевозки скульптуры начался дождь, смывший участок гипса и обнаживший золото.
8. Монумент Вашингтону должен был выглядеть иначе
Монумент Вашингтону — одна из самых посещаемых достопримечательностей в столице США. Мало кто знает, каким монумент планировался изначально. Снизу обелиск должна была окружать круговая колоннада, украшенная статуей Вашингтона на колеснице. Внутри колоннады должны были помещаться фигуры 20 героев Американской революции. Проект вышел слишком дорогим, поэтому монумент решили сделать более лаконичным.
9. Статуя «Голубой мустанг» убила своего создателя
10-метровая статуя «Голубой мустанг» работы скульптора Луиса Хименеса возвышается над аэропортом Денвера. За устрашающий вид местные жители прозвали коня Блюцифером. Однако невзлюбили статую не только за горящие демонические глаза – он убил своего создателя. При транспортировке крепления не выдержали 4-тонную громаду и фрагмент изваяния упал на Луиса, нанеся пожилому скульптору смертельные травмы.
10. У коней на Аничковом мосту есть любопытная деталь
У коней на Аничковом мосту в Петербурге есть одна небольшая особенность. У лошадей, бегущих по одну сторону реки Фонтанки, есть подковы, а на противоположном берегу — нет. Дело в том, что раньше на Литейном проспекте находились кузницы и литейные мастерские. Поэтому кони, бегущие от Литейного проспекта, уже успели подковаться, а те, которые только туда направляются, еще нет.
11. Мемориал Линкольна украшен символом безграничной власти
Мемориал Линкольна — третья по посещаемости достопримечательность в Вашингтоне. Мало кто замечал, что руки первого президента Америки опираются на римские фасции. Эти пучки прутьев, перетянутые ремнями, являлись символом безраздельной власти и защиты государственности древнеримских царей. Используя фасции в скульптуре, американский народ отдает дань уважения Аврааму Линкольну.
12. Послание скульптуры «Криптос» не разгадано до сих пор
Напротив центрального офиса ЦРУ в штате Вирджиния расположена работа американского художника Джеймса Санборна «Криптос». Это самая загадочная скульптура в мире — она полностью состоит из зашифрованного текста. За 30 лет ее существования криптоаналитики не прекращают попыток разгадать послание. На данный момент расшифровано 3 секции — это текст автора, текст телеграфной передачи и текст из дневника антрополога Говарда Картера, открывшего гробницу Тутанхамона.
13. Статуя «Писающий мальчик» не оригинальна
«Писающий мальчик» — миниатюрная бронзовая статуя-фонтан, вода из которой переливается в расположенный ниже бассейн. В праздничные дни воду в фонтане заменяют на вино или пиво, а также переодевают статую в костюмы. Кроме того, статуя мальчика не оригинальна — ее множество раз похищали, а после пропажи на ее месте просто появлялась копия.
Что из нашего списка было для вас в новинку?
Дизайн интерьера и архитектура
Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.
Статуя
Статуя является одним из наиболее распространенных видов круглой скульптуры, выполненной в виде трехмерного объемного изображения. Скульптура считается круглой, если ее можно осмотреть со всех сторон.
Основным мотивом для создания статуй служит изображение человеческого тела или фигуры животного в различных позиционных вариантах, в процессе выполнения какого — либо действия или в статичном положении.
Образец современной станковой скульптуры.
Виды статуй по размерам
Большое значение для классификации имеют размеры скульптуры. Отсюда происходит все многообразие видов статуй, среди которых можно выделить следующие:
- Монументальная статуя характеризуется крупными, иногда даже гигантскими размерами. Второй отличительной чертой является наличие значительной идеи, воплощенной в объемном изображении. Примером монументальной круглой скульптуры служат памятники и монументы.
На сегодняшний день самой высокой статуей во всем мире является Статуя Единства — памятник Валлабхаи Пателю, одному из лидеров борьбы за независимость Индии. Торжественное открытие статуи состоялось в 2018 году в индийском штате Гуджарат. Общая высота сооружения достигает 240 метров, а высота самой скульптуры без постамента = 182 метра.
Статуя Единства — памятник в честь Валлабхаи Пателя.
- Монументально — декоративная статуя зачастую не выступает отдельно стоящим объектом, а является частью декоративного оформления архитектурных сооружений и комплексов. При этом монументально — декоративные статуи также характеризуются достаточно крупными размерами. В качестве примера можно привести атлантов и кариатид, поддерживающих своды античных храмов в древнегреческой архитектуре . Кроме этого можно назвать многие образцы фонтанной и садово — парковой скульптуры.
Античные кариатиды
- Конная статуя — представляет собой объемное, трехмерное изображение всадника, сидящего верхом на лошади. Ярким примером может служить статуя Петра I в Санкт — Петербурге.
Памятник Петру Великому возле Михайловского замка в Санкт — Петербурге
- Станковая скульптура — одна из самых распространенных. Статуи с изображением конкретных прообразов людей или животных, имеющие близкие к натуральным размеры, выполнялись скульпторами во все времена.
» Мыслитель» Родена — образец станковой скульптуры.
- Статуэтка — небольшое трехмерное изображение человека или животного ( высотой до 80 см), выполняющее роль декоративного предмета в интерьере . Статуэтка относится к скульптуре малых форм.
Танагрские статуэтки ( IV — III века до нашей эры).
Таким образом, видов круглой скульптуры очень много, и они отличаются по своим размерам — от гигантских, до миниатюрных изображений людей или животных. Пожалуй, у каждого из нас дома есть маленькие статуэтки для украшения интерьера. Они тоже являются часть обширной области искусства круглой скульптуры.
Сравнительные размеры некоторых известных во всем мире статуй. Статуя Единства = 240 м, Будда Весеннего Храма ( Лушань) = 153 м, Статуя Свободы в Нью — Йорке = 93 м, Родина — мать ( Волгоград) = 86 м, Статуя Христа — Искупителя ( Рио — де — Жанейро) = 38 м и статуя Давида работы Микеланджело во Флоренции = 5,17 метров.
Материалы для статуй
Исходным материалом для изготовления статуй могут служить различные виды материалов. Самыми распространенными среди них являются следующие:
- Древесина — лучшим материалом выступает дерево твердых пород.
- Кость — используются кости разных животных. Самым дорогим материалом считается слоновая кость.
- Глина
- Природный камень — песчаник, известняк, вулканический туф.
- Гранит
- Металл — бронза, цинк, сталь или даже драгоценные металлы.
- Мрамор
- Воск
- Алебастр
- Гипс
- Бетон
- Стекло
- Драгоценные камни — чаще всего миниатюрные статуэтки выполняются из оникса.
и многие другие виды материалов. Современные мастера скульптуры подходят к вопросу выбора сырья для своих работ творчески и зачастую используют нетрадиционные материалы — например, обычную туалетную бумагу, обработанную особым образом с помощью клеевого состава.
Статуэтки из туалетной бумаги
Как читать
скульптуру
В современном искусстве разобраться легко: что висит на стене — живопись, что можно увидеть со всех сторон — скульптура. А вот в классическом искусстве без путеводителя никак. Поэтому я и захотел написать о том, какие виды скульптуры существуют и как отличить работы эпохи античности от произведений времён Микеланджело. Люблю говорить о гениях, а не придумывать оправдания высокохудожественным фекалиям. Перефразируя Паскаля — истинное искусство смеется над искусством.
В музеях, парках, надгробиях, на фасадах зданий и в метро мы каждый день встречаем скульптуру самых разных форм и размеров. И разумеется мы не воспринимаем эти «украшения» как вид искусства. Для многих это всего лишь часть фасада, статуи, посвященные кому-то или чему-то. Но если задержать взгляд, всмотреться, охватить всё целиком, то начинаешь понимать, сколько вдохновения может быть в скульптуре, скрытого и молчаливого.
Суть любой статуи античности — это гармония. Искусство того времени несло в себе жизнерадостность, душевный мир, равновесие, разум. Возьмите, к примеру, Венеру Книдскую, или её бесконечные подражания — один из обнаженных торсов бесчисленных «стыдливых Афродит», или родосский шедевр «Лаокоон и сыновья». Все они идеальны и несут в себе частичку космической души, несмотря, порой, на трагизм изображаемого момента. Вы скажете, что скульптура того же Микеланджело имеет не менее обтекаемый контур, передает движение в самый напряженный момент и воплощает в себе идеальные представления о совершенном, гармонически развитом теле. Все это верно, но посмотрите, как она стоит?
В античной скульптуре планы распределены правильно, умно и твердо. Общий эффект — наука планов — вот ключ! Дальнейшая отделка может понравиться публике, но она почти лишняя. Благодаря науке планов, даже истлевшие обломки античной скульптуры, найденные через тысячи лет, буду обладать той самой, необъяснимой для нас, магией жеста.
Разберем это технически. Скульптура античности, если смотреть сверху вниз, представляет четыре плана, которые, чередуясь, противопоставляются друг другу.
Плечи и грудная клетка отклоняются вправо; таз идет влево; колени направлены опять вправо, так как левое колено согнуто и выступает; ступня правой ноги находится позади левой. Эти четыре направления придают всей фигуре легкое волнообразное движение.
Идём дальше: отвесная линия, проходя через шею, падает на внутреннюю сторону щиколотки правой ноги, которая и несет на себе всю тяжесть корпуса. Другая нога касается земли лишь кончиками пальцев, она свободна и представляет дополнительную точку опоры. Заметьте, что верхняя часть торса наклонена в сторону ноги, поддерживающей всю фигуру. А левое бедро, которое не случайно бросается нам в глаза, выделяется из общей пластики скульптуры, вбирая в себя всю энергию творческого замысла. Оно поднято и выдаётся. Представьте себе движение гармоники, сжимающейся с одной стороны и раздувающейся с другой. Это равновесие плеч и бедер придает спокойное изящество всей фигуре.
Если взглянуть на скульптуру в профиль, то спина будет выгнута, а грудная клетка подана вперёд. Вырисовывается буква S.
Благодаря такой постановке планов, свет, мягко падая на торс и члены, повышает общую привлекательность. Также часто можно увидеть легкий твист от опорной ноги до верхнего жеста. Это сделано для того, чтобы солнце, обходя скульптуру в течение дня, подчеркивало детали: напряженные до предела мышцы или манящие очертания богини. Древнему греку ни за что не пришло бы в голову держать скульптуру в закрытом помещении. Почти каждое изваяние, создаваемое ими с точным расчетом освещения статуи, учитывало баланс света и тени — основу для любого изобразительного искусства.
Особенности построения планов, описанные здесь, встречаются почти у всех антиков. Есть, конечно, многочисленные варианты, ведущие иногда даже к нарушению основных принципов, но большинство намеченных черт в них все же сохраняется.
Ярким отличием, к счастью, дошедшим до нас, является Венера Милосская. Есть тот же ритм, те же планы, что и у других статуй, но присутствует и кое-что другое: какая-то вдумчивость. Ее торс больше не в форме S. Он склонен несколько вперед, как в христианских скульптурах.
Венера Милосская — это нега, подчиненная чувству меры. В ней сам воздух, сама Греция, породившая ее.
Теперь поговорим о Микеланджело.
В его работах, как и у антиков, в полной мере отражается дух эпохи. Его искусство созидает фигуру из единой каменной глыбы. Позы мощные, напряженные, мучительные. И конечно, все мы помним его утверждение о том, что хороша лишь та скульптура, которую можно безнаказанно скатить с горы: все, что отколется, будет излишним.
Его статуи без сомнения выдержали бы подобный опыт, но представьте, что стало бы со скульптурами Фидия, Поликлета, Скопаса, Праксителя или Лисиппа? Они разлетелись бы вдребезги. Это главное и существенное отличие: поза, верная для одной школы, может быть совершенно неприемлема для другой.
Взгляните на его рабов. Их души будто рвутся к призрачному царству истины и беспредельной свободы. И здесь только два направления вместо четырех: одно — для верхней части, другое, в противоположную сторону, — для нижней. Колени согнуты, тяжесть тела распределяется на обе ноги, но нет конкретики, а следовательно нет и состояния покоя. Бедро той ноги, на которую приходится меньше тяжести поднято и выделяется, как будто вес тела сейчас будет перенесен на нее.
Торс также неспокоен. Вместо того, чтобы наклоняться к выдающемуся вперед бедру, как у мастеров античности, плечо поднимается с той же стороны, продолжая движение бедра. Здесь энергии жеста в сдвинутых ногах и руках, крепко прижатых к телу и голове. Между ними почти нет просветов, которые придают легкость греческой скульптуре.
И наконец последнее. В позе восставшего раба есть очень характерная форма в виде кронштейна: колени служат нижним выступом, вогнутое тело — углублением середины, а голова составляет верхнюю, выпуклую часть. Торс дугообразно выгнут вперед, между тем, как в античной скульптуре он подается назад, рисуя букву S. Потому-то и получаются такие густые тени под ложечкой и под коленями.
Выходит, что наиболее мощный из гениев возрождения поклонялся тени, в то время как древние пели гимны свету. Такая вот скульптура.
Школьная Энциклопедия
Nav view search
Навигация
Искать
Виды скульптуры
Подробности Категория: Жанры и разновидности графики и скульптуры Опубликовано 07.12.2015 13:57 Просмотров: 12200
Существует много разновидностей скульптуры по форме, назначению, материалу.
По форме скульптура может быть круглой и рельефом.
Круглую скульптуру можно осматривать с разных сторон, она окружена свободным пространством. Её главные виды: бюст, статуя, скульптурная группа.
Э. Фальконе «Зима» (1771). Мрамор. Эрмитаж (Петербург)
Рельеф
В рельефе фигура (фигуры) отчасти погружены в плоский фон и выступают из него.
Горельеф на фронтоне Адмиралтейства. Скульптор Иван Иванович Теребенев
Существует три вида рельефа:
• барельеф (выпуклая фигура выступает менее, чем на половину);
• горельеф (выпуклая фигура выступает наполовину);
• контррельеф (фигура не выпуклая, а вогнутая)
Барельеф
Барельеф – распространённый вид украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий всех времён, известный с эпохи палеолита: первые барельефы – наскальные изображения. Барельефы также часто помещаются на постаментах памятников, на стелах, мемориальных досках, монетах, медалях.
Скульптор С.Е. Черепанов. Мемориальная доска на доме, в котором прожил последние годы жизни с 1990 по 1998 писатель-фантаст Г. Альтов (Альтшуллер). Установлена 15 октября 2003 г. Петрозаводск
Горельеф
Горельеф – разновидность скульптурного рельефа, когда изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма изображаемых частей. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.
Контррельеф
Контррельеф – углублённый рельеф, получающийся от механического оттиска обычного рельефа в мягком материале (глина, воск) или при снятии с рельефа гипсовой формы. Мог использоваться в качестве печати для получения выпуклого оттиска.
Разновидности скульптуры по предназначению
Монументальная скульптура
Монументальная скульптура связана с архитектурой. Это памятники и монументы, которые создаются для увековечивания памяти известных людей или знаменательных событий. Монументальная скульптура отличается крупными размерами и идейностью. Монументальное искусство получило название от латинского monumentum, от moneo – напоминаю), оно всегда должно быть возвышенным и даже величественным. Произведения монументального искусства должны создаваться в гармонии с архитектурой и пейзажем.
Генри Мур. Скульптура в гавани Рисбах (Цюрих-Зеефельд)
Особое значение монументальное искусство приобретает в периоды глобальных социально-политических преобразований, во времена общественного подъёма, интеллектуального и культурного расцвета, когда творчество призвано выражать наиболее актуальные идеи.
Скульптор И. Козловский, архитектор П. Бутенко «Дружине Александра Невского» (1993). Псков
Монумент – очень значительный по размерам памятник. Существуют целые мемориальные комплексы – территории c размещёнными на ней монументальными архитектурными сооружениями: мавзолеями, пантеонами, скульптурными группами, обелисками славы и памятниками, посвящёнными выдающимся событиям из истории страны и народа, её населяющего.
Мемориальный комплекс Хатынь – деревня в Беларуси, уничтоженная 22 марта 1943 г. карательным отрядом как месть за убийство нескольких немецких военнослужащих. 149 жителей Хатыни были сожжены заживо или расстреляны. В 1969 г. на месте, где находилась деревня, был открыт мемориальный комплекс.
Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Иосифович Каминский (1887-1973). Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Среди трупов односельчан он нашёл своего сына Адама. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном Адамом послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.
С. Селиханов. Главный памятник в Хатыни
Не менее известны мемориальные комплексы Брестская крепость (Брест), Мамаев Курган (Волгоград), парк Победы (Москва) и др.
Монументально-декоративная скульптура
Она включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура и др.).
Атланты
Атлант – это скульптура мужчины, поддерживающая перекрытия здания, балкона, карниза и т.д. Название этого архитектурного элемента восходит к Древней Греции: А́тласом или Атла́нтом в древнегреческой мифологии назывался могучий титан, держащий на плечах небесный свод. Атлант является символом выносливости и терпения.
Кариатиды
Кариати́да – статуя одетой женщины, которая заменяет собой колонну или пилястру в сооружении. Эти фигуры использовались ещё в архитектуре Древней Греции.
Кариатиды. Афины (Греция)
Кариатиды в качестве пилястры
Фриз (фр. frise) – декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, обрамляющей часть архитектурного сооружения.
Скульптурный фриз на одной из подмосковных церквей эпохи ампир
Фронтон
Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis – лоб, передняя часть стены) – завершение (обычно треугольное) фасада здания, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Фронтон здания Греческой национальной ассамблеи в Афинах
Фонтаны
Фонтаны (обычно это гидротехнические сооружения, выполняющие декоративную функцию) часто украшают скульптурами.
Фонтан «Самсон» в Петергофе
«Писающий мальчик» – одна из наиболее известных достопримечательностей Брюсселя. Это миниатюрная бронзовая статуя-фонтан в виде нагого мальчика, писающего в бассейн.
Скульптор – Жером Дюкенуа (1619)
Эту статую неоднократно похищали, а также наряжали в костюмы.
«Писающий мальчик» в форме американских ВВС
Садово-парковая скульптура
Садово-парковая скульптура предназначена для отделки садов и парков. Может иметь декоративный, пропагандистский, обучающий и мемориальный характер.
Скульптура «Амур и Психея». Мастерская Лоренцо Бернини XVII в. Летний сад (Петербург)
Существуют также недолговечные виды скульптур: ледяные, из песка, более долговечные из глины, дерева, а также лепка, высекание, художественное литьё, ковка, чеканка и др.
Скульптура, ее виды и особенности (стр. 1 из 3)
Скульптура, ее виды и особенности
Введение
1. Скульптура и ее виды
Круглая скульптура
Рельеф
2. Виды назначений скульптуры
Монументальная
Монументально-декоративная
Станковая
Скульптура малых форм
3. Материалы для изготовления скульптур
4. Цветовая гамма скульптур
5. Процесс создания скульптурного произведения
Введение
За последние годы значительно оживился интерес людей и зрителей к эстетическому осмыслению явлений, как классического художественного наследия, так и современного искусства, к воспитанию вкуса и правильного понимания прекрасного. Особенно усилился этот интерес в последнее время в связи с оживленными дискуссиями вокруг проблем современного искусства, его особенностей, его достижений и отдельных недостатков. Достижения изобразительного искусства весьма заметны в различных видах искусства, заметны они и в скульптуре.
Если спросить любого человека, знает ли он, что такое скульптура, «конечно, да»,- ответит он. Но если спросить его, что он понимает под словом «скульптура», имена каких великих скульпторов ему известны, какими средствами скульптор выражает свой замысел, почему одни явления живой действительности доступны для воплощения в статуях, а другие — нет, каковы, следовательно, возможности и особенности искусства скульптуры, — то на все эти вопросы не каждый ответит сразу. Попробуем разобраться в этом. Искусство ваяния играет большую роль в нашей жизни. Отражая прекрасное в действительности, оно, в свою очередь, формирует наше сознание, наш вкус и наши представления о прекрасном. Научиться понимать его, расширять в этой области свой кругозор должен каждый культурный человек.
1. Скульптура и ее виды
Скульптура — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.
Что же обозначает само слово «скульптура?» Наряду с термином «скульптура», происшедшим от латинского sculpere — вырезать, высекать, употребляется, как равнозначное, слово «пластика», происходящее от греческого pladzein, что значит лепить. Первоначально, в узком смысле слова, под скульптурой понимали ваяние, высекание, вышелушивание, рубку, вырезание, то есть такой путь создания художественного произведения, при котором художник снимает, сбивает лишние куски или слои камня либо дерева, стремясь как бы высвободить заключенную, таящуюся в блоке скульптурную форму. Под пластикой же понимали противоположный ваянию путь создания скульптурного произведения — лепку из глины или воска, при которой скульптор не убавляет, а, наоборот, наращивает объем. Главными объектами скульптуры являются человек и изображения животного мира. Основными разновидностями скульптуры являются круглая скульптура и рельеф.
Скульптура по своей форме делится на два основных вида: круглую скульптуру и рельеф. В круглой скульптуре обычно обработаны все ее стороны, и поэтому зрителю хочется обойти ее кругом и осмотреть со всех точек окружности, чтобы полнее воспринять содержание образа.
Всегда связана с определенной пространственной средой, освещена естественным или искусственным светом. Свет и тень служат средством выявления художественно-пластической сущности скульптуры. Они располагаются на поверхности в соответствии с характером лепки, а также с местоположением источника освещения. Есть ряд разновидностей круглой скульптуры. Основные из них — статуя, группа из двух или более фигур, связанных между собой по содержанию и композиционно, голова, бюст (погрудное или поясное изображение человека).
Главными типами круглой скульптуры являются: статуя, статуэтка, бюст, торс и скульптурная группа.
Бюст — погрудное, поясное или оплечное изображение человека в круглой скульптуре.
Скульптурный станок — деревянный треножник с вращающейся круглой или квадратной доской-подставкой, на которую помещают создаваемое произведение круглой скульптуры.
Статуэтка — вид мелкой пластики; статуя настольного (кабинетного) размера намного меньше натуральной величины, служащая для украшения интерьера. Статуя — свободно стоящее объемное изображение человеческой фигуры в рост, а также животного или фантастического существа. Обычно статуя помещается на постаменте. Так называемая конная статуя изображает всадника.
Торс — скульптурное изображение туловища человека без головы, рук и ног. Торс может быть обломком античной скульптуры или самостоятельной скульптурной композицией.
Хрисоэлефантинная скульптура — скульптура из золота и слоновой кости, характерная для античного искусства. Хрисоэлефантинная скульптура состояла из деревянного каркаса, на который наклеивались пластины из слоновой кости, передававшие обнаженное тело; из золота исполнялись одежда и волосы.
Принципы композиции в круглой скульптуре несколько отличаются от принципов композиции такого же сюжета в живописи. Скульптор стремится к предельной лаконичности, суровому отбору и сохранению лишь тех совершенно необходимых деталей и частностей, без которых смысл произведения был бы неясен. Такое самоограничение вытекает из природы скульптурного блока — камня или дерева, целостный объем которого нельзя чересчур дробить. Мелочная детализация нарушила бы единство этого скульптурного блока. В круглой скульптуре очень трудно решить многофигурную сцену. Фигуры надо как можно больше сблизить и вместе с тем позаботиться о том, чтобы одна фигура не заслоняла другую, так как слитность их помешает выявлению четкого силуэта. Работая над многофигурными композициями, скульпторы строят их в расчете на круговое обозрение и продумывают силуэт всего произведения в целом. Так построена композиция многих памятников: «1000-летию России» в Новгороде, Екатерине II в Ленинграде, Шевченко в Харькове, генералу Ефремову в Вязьме и других. В каждом из этих памятников фигуры развернуты во все стороны, как лучи от композиционного центра, и для осмотра всего памятника зритель обязательно обойдет его кругом.
Роль рельефа как вида скульптуры весьма значительна. Он обладает древней историей, большими художественными возможностями, имеет свои художественные и технические особенности.
(от итальянского relievo — выступ, выпуклость, подъем) занимает по своим изобразительным возможностям промежуточное место между круглой скульптурой и изображением на плоскости (рисунком, живописью, фреской). Рельеф, как и круглая скульптура, обладает тремя измерениями (хотя третье, глубинное измерение часто бывает несколько сокращенным, условным). Композиция фигур в рельефе развертывается вдоль плоскости, которая служит и технической основой изображения и одновременно фоном, позволяющим воспроизводить в рельефе пейзаж и многофигурные сцены. Такая органическая связь с плоскостью и является особенностью рельефа.
Различают низкий рельеф, или барельеф (от французского слова bas — низкий), то есть такой, в котором изображение меньше чем наполовину своего объема выступает над плоскостью фона, и высокий рельеф, или горельеф (от французского слова haut — высокий), когда изображение выступает над плоскостью фона больше чем наполовину своего объема, а местами округляясь, частично даже отрывается от фона. Рельеф по отношению к фону может быть не выпуклым, а вогнутым, углубленным, то есть как бы обратным. Такой рельеф называется «койланоглиф». Он был распространен в искусстве Древнего Востока, Египта и в античной резьбе по камню. «Классический рельеф», особенно характерный для искусства античности и классицизма, имеет большей частью гладкий фон. Примером такого рельефа может служить всемирно известный фриз Парфенона, изображающий торжественное шествие афинских граждан в храм Афины в день праздника великих Панафиней. Высокое мастерство композиции, ритмичной и э то же время необычайно естественной, прелесть лепки изящных драпировок заставляют предполагать, что автором этого фриза, возможно, был сам Фидий (V в. до н. э.) или его ближайшие талантливые помощники.
Классический рельеф обладает чертами монументальности: изображение на гладком фоне не разрушает плоскости стены, а как бы стелется параллельно этому фону. Такой рельеф легко представить себе в виде фриза — горизонтальной полосы, обегающей стену какого-либо здания. Поэтому «классический рельеф» можно отнести к разделу монументально-декоративной скульптуры, как правило, связанной с архитектурой. Не только барельеф, но и горельеф может быть связан с архитектурным сооружением.
Но есть вид рельефа, который вовсе не связан с архитектурой и даже «противопоказан» ей. Это так называемый «живописный рельеф«. По своим задачам он близок к живописной картине, имеет несколько планов, создает иллюзию уходящего вглубь пространства. В нем могут сочетаться принципы барельефа и горельефа, может быть введен архитектурный или пейзажный фон, построенный перспективно. Глубина и иллюзорность такого рельефа как бы разрушают плоскость стены. Являясь самостоятельным станковым произведением, не связанным с архитектурой, он может быть помещен в любом интерьере, как и живописная картина.
2. Виды назначений скульптуры
По своему назначению скульптура подразделяется:— на монументальную; — на монументально-декоративную; — станковую; и — скульптуру малых форм.
Первым и, пожалуй, основным является раздел монументальной скульптуры, к которой относятся однофигурные и многофигурные памятники, монументы в память выдающихся событий и бюсты-монументы. Все они устанавливаются в общественных местах, чаще всего на открытом воздухе. Они всегда бывают обобщенными по замыслу и художественной форме, отличаются крупными размерами (обычно в две-три натуральные величины), долговечностью материала. Монументальная скульптура служит делу пропаганды важнейших преобразующих общественных идей. Памятник всегда обращается к широким массам зрителей и утверждает положительный образ (разумеется, с точки зрения тех, кто этот памятник сооружает). Городские памятники (их сооружение обычно находится под контролем государства) увековечивают тех людей, которые приобрели всеобщую известность. Нельзя поставить на городской площади памятник лицу, которое близко только самому скульптору — жена, брат, друг (не только по причинам техническим и экономическим), тогда как создать их портреты для выставки или музея в станковом плане вполне возможно. Именно здесь и проходит водораздел между станковым и монументальным искусством.
Читайте далее: