Статуя гелиоса в родосе | Vasque-Russia.ru

Статуя гелиоса в родосе

Колосс Родосский – чудо древней цивилизации

Колосс Родосский на острове Родос – это гигантская 33-метровая статуя бога солнца Гелиоса, которая возвышалась над городом в III веке до н.э. Выполненная местным скульптором Харесом из бронзы и железа, скульптура вскоре появилась в древнем альманахе обязательных к осмотру достопримечательностей античного путешественника. И таким образом стала известна как одно из семи чудес древнего мира. К сожалению, век гиганта Гелиоса был недолог. Разбитые землетрясением массивные обломки, в 228 или 226 г. до н.э., загромождали доки на Родосе почти тысячу лет, а в середине 7-го века н.э. были вывезены торговцами и расплавлены в доменных печах.

Бог Солнца

Гелиос, сын Титана Гипериона и первой богини Луны Теи, был божеством Солнца. Его культ Солнца-Гелиоса не был широко распространен по территории Древней Греции, но многие люди, особенно из образованных кругов, поклонялись ему и каждый день возносили молитвы. Больше всего почитали Гелиоса на самом большом из греческих островов Додеканес в восточном Средиземноморье – Родосе. Там он был самым важным божеством, покровителем и защитником. Это неудивительно, по легенде именно Гелиос создал прекрасное место. Не имея личной территории, где ему бы поклонялись, божество на своих руках вынесло остров из морских глубин.

Колосс Родосский на острове Родос – история появления

Город Родос, с его пятью гаванями процветал, благодаря успешной торговле с Восточными городами, в большом количестве появившимися при преемниках Александра Македонского. Богатство острова и его стратегическое положение на торговых путях не остались незамеченными для амбициозных иностранных правителей. Так, Антигон I (382 – 301 до н.э.), послал своего сына Димитрия I (336 – 282 г. до н.э.), чтобы захватить Родос. Недавний союз острова с конкурентом Антигона Птолемеем I в Египте стал дополнительной причиной для нападения на Родос и нейтрализации его мощного военно-морского флота.

После 12-месячной осады островитяне одержали тяжелую победу – Деметрий заключил перемирие и отказался от блокады. Несостоявшийся правитель Родоса оставил после себя множество осадных орудий, в том числе башню высотой 36,5 метра. Город-государство не нуждалось в деньгах, поэтому было решено продать только часть трофеев, а остальные использовать на создание скульптурной статуи. Так появился гигант Родоса, верховное божество Гелиос. Это стало своеобразным символом свободы острова и попыткой увековечить хорошие времена, которыми жители наслаждались в 4-м веке до нашей эры.

Что собой представляла статуя

Человеком, которому поручили создать скульптуру гигантского Гелиоса, стал Харес из родосского города Линдос. Проект был завершен в 280 году до н.э. и, как отмечал римский писатель 1-го века Плиний Старший, это стоило 300 талантов железа, 500 талантов бронзы и потребовалось 12 лет, чтобы создать фигуру высотой около 70 локтей или 33 метров. По основной версии историков и археологов, бронзовые листы внешней оболочки была закреплены на железный внутренний каркас. Для устойчивости Колосса, некоторые детали были утяжелены камнями.

Хотя Гелиоса обычно рассматривали и представляли в искусстве как возничего с ореолом, летящим по небу и тянущим за собой солнце, жители острова решили увековечить божество в более статной позе. Но этот факт остается всего лишь гипотезой. В отличие от многих других знаменитых скульптур античности, в источниках современников нет сохранившихся описаний или изображений Колосса, которые помогли бы детально реконструировать гигантскую фигуру.

Если судить по изображениям Гелиоса на эллинистических серебряных монетах Родоса, то можно предположить, что божество было с характерной короной из заостренных солнечных лучей. Рельеф Гелиоса на камне из храма показывает, что бог закрывает глаза одной рукой, но неизвестно, повторяла ли этот жест статуя Гелиоса в Родосе или нет. Широко распространенное мнение о том, что на статуе был факел, подобный американской Статуе Свободы, основано на неправильном прочтении более поздней родосской поэмы.

Местоположение статуи на Родосе

Где находилось шестое чудо света Родоса неизвестно. Ни в одном источнике не упомянуты точные координаты. Но наиболее вероятным местом является восточная часть гавани Родоса. Средневековая крепость Святого Николая, построенная на месте более ранней церкви, посвященной тому же святому, до сих пор стоит в гавани Мандраки. Языческие памятники часто использовались христианами как мощный символ нового порядка, и во времена средневековья было распространено мнение, что когда-то здесь стояли сломанные ноги Колосса. Единственным доказательством этой версии служит большой круг вырубленных блоков, которые могли быть фундаментом для статуи. Кроме того, в стенах крепостей встречаются тонкие, слегка изогнутые мраморные блоки, датируемые 3 веком до н.э., а также камни странной формы, которые могли быть частью гирь, использованных в экстерьере Колосса.

Второе возможное местоположение находится в центре высокого города, где было святилище Гелиоса, если в качестве свидетельства можно использовать надписи и подходящие каменные кладки. Греки обычно размещали статуи богов в святилище, которое было для них предназначено, или рядом с ним, но, несмотря на обширные археологические исследования, никаких следов Колосса здесь обнаружено не было.

Сложилась еще одна не убедительная версия, на основании часто перепечатанных средневековых рисунков, что гигантская фигура стояла вверху, на входе в военную гавань. Но размеры Гелиоса, несмотря на всю масштабность, не позволили бы кораблям свободно проходить под статуей. Поэтому эта гипотеза имеет право на существование лишь, как красивая легенда.

Все, что можно сказать наверняка о Колоссе Родосском, так это то, что он был гигантским и очень реалистичным, что является характерными чертами эллинистической скульптуры и искусства в целом.

К сожалению, жизнь Колосса была недолгой. Слишком большая статуя была разбита на куски природной стихией и использована последующими культурами для куда более приземленных целей.

Гибель великого Колосса

Колосс, наряду со многими другими сооружениями на Родосе, был разрушен землетрясением в 228 или 226 году до нашей эры. Согласно греческому географу и писателю Страбону (ок. 64 г. до н.э. – 24 г. н.э.), статуя обломилась в районе колен и упала. Многие века она лежала несчастной и нетронутой. Местные жители свято верили в предсказания великого оракула Дельфи о том, что если тронуть скорбные останки, город познает беды и несчастья.

Около 654 года н.э., согласно византийскому историку Феофану (758 – 817г. н.э.), когда Родос был оккупирован мусульманами Дамасского халифата, еврейский торговец из города Эдессы, в верхней Месопотамии купил бронзовый обломок бога. Колосский Родос был расплавлен, а металл использовался повторно для бытовых целей. Чтобы вывезти все фрагменты, торговцу понадобилось 900 верблюдов.

Возрождение огромной статуи в наши дни

В 2008 году британская газета The Guardian сообщила, что современный Колосс должен был быть построен у входа в гавань острова немецким художником Гертом Хофом, возглавляющим команду в Кельне . Это должна была быть гигантская легкая скульптура, сделанная частично из расплавленного оружия со всего мира и композитных материалов. Главной особенностью современного Гелиоса должна была стать эффектная подсветка. Предварительно стоимость проекта оценивалась в 200 миллионов евро.

В декабре 2015 года европейские архитекторы объявили о планах строительства современного Колосса у входа в гавань. Несмотря на то, что существуют убедительные доказательства и обоснованное научное мнение, что оригинал не мог там стоять. Новая статуя высотой 150 метров (в пять раз больше высоты оригинала) обойдется в 283 миллиона долларов США за счет частных пожертвований и международного финансирования. Статуя будет включать в себя культурный центр, библиотеку, выставочный зал и маяк. По состоянию на декабрь 2018 года проект все еще не реализован.

Возможно, забытый языческий бог противится возвращению в гавань Родоса и поэтому грандиозные планы рушатся, как карточный домик, несмотря на привлечение выдающихся скульпторов, и внушительных материальных средств. Но как бы там ни было, одно из семи чудес света навсегда кануло в зыбучие пески времени, оставив после себя только неразгаданные тайны.

Колосс Родосский

Колосс Родосский – огромная статуя, ставшая одним из семи Чудес света. Благодарные жители острова Родос решили построить её в честь бога солнца Гелиоса, который помог им выстоять в неравной борьбе с захватчиками. Осада прекрасного острова длилась почти год и вероятность победы была ничтожна мала, но покровитель помог победить островитянам. За это Гелиос был увековечен в обличии огромной статуи. Для жителей Родоса статуя олицетворяла независимость и свободу, точно так же, как Статуя Свободы в Нью-Йорке для американцев.

История строительства

Остров Родос имел выгодное географическое положение, его жители свободно торговали со многими странами, что обеспечило богатство города в целом и каждого горожанина в отдельности. С момента основания и до III в. до н.э. Родосом поочередно правили знаменитый царь Мавсол, персидские правители и Александр Македонский. Никто из них не угнетал город и не мешал ему развиваться. Однако, после смерти Александра Македонского, его наследники в кровавой борьбе начали делить унаследованные земли.

Остров Родос отошел Птолемею, но другой наследник (Антигон) посчитал это несправедливым и отправил своего сына уничтожить город. Это помогло бы сравняться в могуществе с Птолемеем. Деметрий, сын Антигона, собрал огромную армию, которая численно превосходила островитян. Только неприступные стены помешали солдатам сразу попасть в столицу и уничтожить её. Враги использовали осадные башни – огромные деревянные катапульты, которые устанавливали на кораблях. Жителям Родоса удалось задержать врагов до прибытия армии Птолемея и защитить свою Родину.

Продав осадные машины и сохранившиеся корабли захватчиков, жители Родоса решили возвести огромную статую бога Гелиоса, своего покровителя. До этих пор колоссами называли любые статуи, но после Колосса Родосского так стали величать только самые большие из них.

Строительство Колосса начали в 302 г. до н.э. и закончили только через 12 лет (по другим источникам через 20 лет). Установили статую на искусственной насыпи, преграждавшей вход в гавань. За этим холмом долгое время отдельные части скульптуры были скрыты от любопытных глаз. Насыпь со статуей превратились в своеобразные ворота в город. Некоторые поэты описывали Колосс стоящим на двух холмах. Корабли же должны были проплывать между ног Гелиоса. Однако, такая версия считается сомнительной. Устойчивость подобной скульптуры была бы слишком малой, а большие корабли не смогли бы причалить в порту.

До наших дней статуя не сохранилась, но многочисленные описания современников свидетельствуют, что Колосс стоял на одном из берегов, а вовсе не в виде арки, как её изображают художники. В руке великана находилась чаша с пылающим огнем. В основании располагались три столба, служившие опорой. Два из них строители инкрустировали бронзовыми деталями, чтобы замаскировать в ногах Гелиоса. Третий столб находился в том месте, куда опускался плащ или часть простыни величественного Колосса.

Жители хотели, чтобы статуя указывала рукой вдаль, но скульптор понимал, что это снизит устойчивость конструкции, поэтому статуя словно прикрывает ладонью глаза от солнца. Торс и основные элементы были изготовлены из листов железа и бронзы. Их закрепили на опорных столбах. Пространство внутри заполняли крупными камнями и глиной, чтобы повысить устойчивость. Свободное пространство присыпалось землей, чтобы рабочие могли свободно перемещаться по поверхности и закреплять следующие части. Всего на изготовление Колосса потребовалось 8 т железа и 13 т бронзы. Получившаяся статуя достигала в высоту 34 м.

Общее описание

Статуя Колосса Родосского была настолько огромной, что её видели из проплывающих вдали кораблей. По описаниям современников, она представляла собой высокого юношу с лучистым венцом на голове. Одна рука юноши прикрывала глаза, а другая подхватывала спадающее одеяние.

Другой поэт – Филон – описывал Колосса иначе. Он утверждал, что статуя находилась на мраморном постаменте и поражала размером ступней. Каждая из них сама была размером с небольшую статую. На вытянутой руке находился действующий факел. Его зажигали по ночам, чтобы освещать дорогу морякам.

Кончина великого Колосса

Более полувека Колосс Родосский ослеплял лучами солнца, отраженными от полированных пластин. Благодарные островитяне регулярно натирали поверхность статуи до блеска. Его силуэт был первым, что видели моряки, приближаясь к Родосу. Однако, сильнейшее землетрясение одолело изваяние великого бога Солнца. Страшные катаклизмы обрушились на город и повлекли множество человеческих жертв и разрушений. Под тяжестью сложных деталей фигура переломилась в коленях и обрушилась на землю. Обломки Колосса так и остались лежать на месте в течение семисот лет.

Скульпторы просчитались. Столбы оказались слишком короткими, а основная часть скульптуры держалась на обычной глине под металлическими листами. После обрушения статуи появился термин «Колосс на глиняных ногах». Им обозначали все строения, прочные на вид, но хрупкие фактически.

Египетский царь предлагал островитянам помощь в восстановлении Колосса, но те отказались. Оракул города заявил, что Гелиос сам низверг статую и накажет тех, кто воспротивится его воле. Гелиос остался недоволен своим воплощением и наслал на островитян землетрясение. Побеспокоив осколки, они вызовут повторный гнев.

В VII в. уже нашей эры остров оказался под властью арабов. Они решили обогатиться за счет остатков статуи. Крупные детали были разделены, а металлические листы проданы сирийским богачам. Чтобы доставить ценные детали скульптуры, пришлось навьючить почти 900 верблюдов. Ценная бронза оказалась в плавильных печах и наступил финал истории Колосса Родосского.

Ученые по сей день пытаются обнаружить, где же находится Колосс Родосский или где точно он был установлен. В конце XX века у побережья острова Родос были обнаружены огромные валуны, которые напоминали по форме обломки статуи. Однако теория о том, что это элементы древнего изваяния, не подтвердилась. А вот исследовательница Урсула Веддер предположила, что Колосс стоял вовсе не возле берега, а на холме Монте-Смит. Здесь сохранились развалины храма Гелиоса, а у его фундамента есть подходящая платформа, на которой мог возвышаться Колосс.

Возрождение Колосса Родосского

Греки не теряют надежды подарить шестому Чуду света вторую жизнь. Для этого несколько лет назад был объявлен всемирный конкурс на лучшую скульптуру. В нем принимали участие скульпторы и художники с различных уголков планеты, включая Россию. Современный Колосс решено изготавливать с использованием светящихся элементов и яркой иллюминации.

Подробности проекта пока не разглашаются. Известно лишь, что автором нового образа Бога солнца стал Герт Хоф – художник из Германии. Размеры обновленного Колосса будут находиться в пределах 60-100 м, а оценочная стоимость работ и материалов равна 200 миллионам евро.

Колосс Родосский. Статуя в наше время, описание чуда света, история, из чего сделан, высота, где находится

Сегодня мало кого можно удивить гигантскими строениями, построенными с использованием современной техники. Совсем другое впечатление производят массивные сооружения, построенные до нашей эры. Одно из семи чудес света – Колосс Родосский, до сегодняшнего дня будоражит умы ученых.

История создания статуи Колосс Родосский

История создания статуи Колосса Родосского началась после смерти Александра Македонского. После раздела его империи остров Родос отошел во владение его соратника Птоломея. Жители острова поддержали нового властителя. Однако другому соратнику и полководцу А. Македонского Антигону это не понравилось.

Несмотря на хорошую защиту столицы острова, Антигон приказал своему сыну захватить остров. Осада длилась год, не принеся никаких результатов. В 304 г. до н. э. осаду сняли и покинули остров, оставив осадные машины на берегу. В честь победы жители острова решили построить статую своему богу – покровителю Гелиосу.

Статую заказали скульптору Харесу. Изначально планировалось воздвигнуть статую высотой 18 м. Но в ходе строительства высоту статуи было решено увеличить до 36 м. На строительство колосса ушло 12 лет.

В каком городе стояла статуя?

Достоверных сведений о том, где именно находилась статуя, до сих пор у историков и ученых нет. Известно только одно – колосс находился в районе города Родос, что стоит на одноименном острове.

Колосс Родосский — одно из семи чудес древнего мира. Однако, оно не дошло до нашего времени.

Одни источники говорят, что статуя стояла у входа в пролив, другие – что она стояла в центре города.

Третья теория говорит от том, что статую Гелиоса построили на холме около столицы. В пользу этой теории говорит способ строительства Колосса.

Материалы

После осады около города Родос осталось множество брошенных орудий. Часть орудий была продана, а металл остальных было решено переплавить и использовать при строительстве статуи. Всего на строительство потребовалось больше 13 тонн бронзы и примерно 8 тонн железа.

Колосс Родосский в наше время остается загадкой и для строителей. Ведь так же, как нет достоверных сведений о внешнем виде статуи, так и о технологии ее постройки известно очень мало.

Как возводили статую

Сегодня еще ведутся споры о методе строительства Колосса Родосского. Согласно сохранившимся историческим хроникам, основой Колосса Родосского были 3 больших столба, соединенные между собой обручами. По одним источникам столбы были сделаны из камня, по другим – из железа. Последние исследования доказали, что столбы были каменными с металлическими обручами.

На основании сначала возводили столбы из камня, укрепляя и соединяя обтесанные камни обручами из железа. 2 столба в дальнейшем стали ногами, третий был замаскирован плащом. От обручей шли лучи, к которым впоследствии и крепили медные пластины. Пространство между пластинами и каменным основанием заливали глиной.

Колосс Родосский в наше время возводили бы с использованием лесов. Но в 220 году до н. э. такой технологии еще не существовало. Для облегчения работы на высоте вокруг статуи была насыпана земляная насыпь, состоящая из смеси глины, песка и камней. Она закрывала собой строительство, поэтому жители острова увидели свою новую достопримечательность только после завершения строительства.

Медные пластины были так хорошо подогнаны друг к другу и отполированы, что под лучами солнца статуя Колосса светилась. За счет такого свечения и своих размеров она была видна даже с соседних островов.

Сбор средств

Средства на строительство гигантской статуи бога Солнца были собраны жителями острова. К собранным средствам были добавлены деньги, вырученные от продажи брошенного оружия оккупантов. С продажи оружия родосцы выручили 300 серебряных талантов.

Денег было собрано достаточно, чтобы возвести 18 метровую статую. Однако после того, как жители потребовали увеличить высоту колосса в два раза, возникли проблемы с финансированием. Расходы на строительство выросли в 8 раз, а жители острова добавили на строительство только сумму, равную первоначально собранной.

Архитектору Харесу пришлось самостоятельно искать деньги на продолжение строительства. Займы росли с каждым днем, достигнув немыслимых размеров.

Как выглядела статуя?

Точного описания статуи Колосс Родосский не сохранилось. Обрывочные сведения, по которым можно представить статую, содержатся в записях Плиния и Филония. Но они обрывочны и не дают полной картины о внешнем виде Колосса и точном его месторасположении.

Ученые располагают только 4-5% рукописей того времени. Обрывочные воспоминания о Колоссе в них относятся к времени, когда он уже лежал на земле. Собирая крупицы этих знаний ученые пытаются воссоздать облик первой гигантской статуи в мире.

Достоверно известно только то, что статуя стояла на постаменте высотой около 15 м.

Скорее всего он был сделан из мрамора. Сама статуя достигала 36 м. Собой она представляла стройного юношу, на голове у него находился венец с лучами. По одним данным правая рука юноши была вытянута в благословляющем жесте, по другим – прижата ко лбу.

Наиболее популярная версия сегодня о внешнем виде Колосса Родосского говорит о том, что статуя располагалась у входа в гавань, соединяя ногами берега. Однако расстояние между ними было 400 м. и 36метровая статуя не могла соединить их.

Гибель статуи

Колосс простоял по разным данным от 50 до 65 лет. Землетрясение, прошедшее в 222-226 годах до н. э. разрушило его. При первых же толчках в районе колен статуи образовались трещины, и она рухнула под своим весом.

От удара по земле статуя раскололась на несколько частей. Куски разбросало по окрестности и некоторые из них оказались в море. Именно здесь, в гавани была найдена кисть статуи. Это единственное доказательство существования статуи. Считается, что именно после падения Колосса Родосского в обиход вошла фраза: «Колосс на глиняных ногах».

Жители Родоса предприняли несколько попыток поднять статую, не безрезультатно. Не помогла даже помощь мастеров, присланных египетским царем. В итоге Колосс остался лежать на земле, притягивая к себе людей со всего мира. Через 900 лет из-за финансовых трудностей статую было решено продать.

Колосс Родосский в наше время нельзя увидеть именно по этой причине. После его покупки статую разобрали и металлические части переплавили.

Возрождение

Чудо света, построенное без использования современной техники, притягивает внимание скульпторов, архитекторов и ученых до сегодняшнего дня. В 2008 г. ценитель искусства Герт Хоф предложил восстановить статую Колосса Родосского на предполагаемом месте первоначальной ее постройки. На строительство он планировал выделить примерно 200 млн. евро.

Размеры Колосса планировалось увеличить до 100 метром в высоту и выполнить статую с использованием световых эффектов. Но из-за разногласий в ключевых моментах и усложнившейся экономической и политической ситуации в стране, проект закрыли. 7 лет подготовительных работ прошли впустую.

Примерно в это же время, в 2015 г., группой молодых архитекторов и ученых был предложен проект строительства 150 метворой статуи. Внутри планировалось разместить музей, культурный центр и библиотеку. Хотя учеными было доказано, что у оригинальной статуи рука не могла быть вытянутой, у ее преемника она будет поднята вверх с факелом.

В нем планировалось разместить ресторан и смотровую площадку. Факел должен выполнять и свои прямые функции – здесь будет вмонтирован маяк. Нового Колоса проектировали с учетом землетрясений и повышенной ветровой нагрузки. Как и первоначальная статуя, детище современных мастеров будет опираться на 3 столба. В дальнейшем их планировалось задекорировать и использовать в дизайне музея.

Электроэнергию планировали получать от солнечных панелей, расположенных на самой статуи. Сколько потребуется времени на возведение нового колоса проектировщики не уточняли. Проект имеет много сильных сторон и был одобрен властями. Однако, несмотря на все достоинства проекта, он так и не увидел свет.

Не оставили вопрос восстановления знаменитой статуи и русские скульпторы. Так, в 2008 г. Зураб Церетели сообщил, что в его мастерской готова метровая статуя будущего колосса. Сделал он ее для конкурса, объявленного греческими властями. По мнению Церетели, статуя Гелиоса была 120 метров в высоту и представляла собой юношу атлетического телосложения в доспехах.

Ни один из проектов не удалось довести до конца.

В таблице приведены даты строительства и разрушения статуи:

Дата строительства Этап строительства и «жизни» статуи
302 год до н. э. Начало строительства
290 год до н. э. Окончание строительства
226 — 220 год до н. э. Разрушение статуи
997 год Продажа и переплавка статуи
2008 – 2015 год Попытки реконструкции Колосса

Как выглядит чудо света сегодня?

Колосс Родосский в наше время увидеть нельзя. Учеными была найдена только ладонь исполинской статуи. О ее внешнем виде нет достоверных сведений. Используя обрывочные сведения тех лет можно только примерно воссоздать внешний вид знаменитой статуи.

Чтобы увидеть место постройки шестого чуда света нужно попасть в порт. Сделать это не сложно, от автостанции к порту идет автобус. Стоимость проезда на автобусе 2 евро. Сейчас на этом месте возвышаются 2 колонны, на вершинах которых установлены статуи оленей. Дополнительную информацию можно получить, заказав экскурсию в старый город. Стоимость такой экскурсии примерно 17 евро.

Достопримечательности Родоса

Кроме Колосса Родосского на острове множество достопримечательностей. После посещения порта можно осмотреть Крепость рыцарей госпитальеров Мальтийского ордена. Стены этого сооружения настолько высоки, а укрепления хорошо продуманы, что небольшому гарнизону удавалось отразить атаку войск, намного превосходящих по численности.

Во дворце Великих Магистров можно познакомиться с предметами быта средневековья. Во внутреннем дворике взору престанут красивые статуи различных времен. Посещение площади Иппократуса и мечети Сулеймана оставит много интересных воспоминаний.

Неподалеку от столицы на холме Монте-Смит, можно насладиться великолепными пейзажами. Недалеко от холма можно побродить по руинам храмов Аполлона и Афродиты. К северу от Родоса расположен второй крупный город на острове – Линдос. Здесь вниманию туристов предложат руины древнего Акрополя и крепость, защищающую его.

После осмотра столицы, можно отправиться в путешествие по острову. Необычной красоты природа в Долине Бабочек укроет от жары и удивит огромным количеством бабочек.

Для отдыха от пляжного отдыха можно отправиться в парк Родини. Здесь находятся пруды, древние акведуки и пещерное захоронение.

На восточном побережье находятся термальные источники. Еще в древности здесь лечили кожные заболевания. Многочисленные санатории обеспечат хороший отдых любому туристу.

Стоимость путевки на остров Родос вместе с перелетом стоит от 22000 руб. Прилетев сюда вы не только прекрасно отдохнете, но и узнаете много нового об античном мире.

Интересные факты о статуе

Статую Гелиоса окружает много мифов и интересных фактов.

Вот некоторые из них:

  1. Интересно, что о таком большом сооружении, создавшего моду на гигантские статуи, не сохранилось исторических источником. Достоверно не известно ни о его внешнем виде, ни о месте его нахождении.
  2. При увеличении высоты статую в 2 раза, расходы на строительство выросли в 8 раз.
  3. Жители острова увидели статую только после завершения строительства.
  4. После завершения строительства Харес покончил жизнь самоубийством из-за огромных долгов.
  5. После разрушения статуи жители острова Родос предприняли попытку восстановить Колосса, но все попытки оказались бесплотны.
  6. После продажи статуи, чтобы ее вывести с острова потребовалось 980 верблюдов.
  7. Даже в 21 веке все проекты по реконструкции статуи терпят крах.
  8. Родосцы и сейчас верят в пророчество оракула, в котором говорится: если статую Гелиоса восстановят, то остров уйдет под воду.

В наше время трудно чем-то удивить людей. Но Колосс Родосский притягивает внимание к себе многих людей. Отправившись на отдых в Грецию можно посетить остров Родос и представить Колосса в окружении холмов или на морском берегу. Посещение остова Родос оставит после себя много приятных впечатлений.

Автор: Мокеева Светлана

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о Колоссе Родосском

Древнее чудо света — статуя Колосс Родосский:

Колосс Родосский

В наше время огромными, чуть ли не стометровыми статуями, мало кого удивишь – в последние годы их возвели немало. И всё равно, высота такого монумента, как Колосс Родосский поражает, удивляет и восхищает находящихся рядом с ним людей.

А вы только представьте себе, что чувствовали люди пять тысяч лет назад, когда стояли у подножья самой первой, огромной, ранее не виданной по размерам статуи и, не веря глазам своим, смотрели вверх. А воплощала она Гелиоса, бога Солнца.

Легенда о боге Солнца

Гелиос, бог Солнца, жил на восточном побережье Эгейского моря в шикарном золотом дворце. Ежедневно, с самого утра, он на своей золотой колеснице, в которую были запряжены четыре крылатых коня, отправлялся на запад, где у него находились другие хоромы, в которых он проводил день, а вечером, в золотой ладье, возвращался в восточный дом.

Он целыми днями работал, освещая Землю, момент, когда боги делили мир, он пропустил – и оказался ни с чем. Но Гелиос не растерялся и решил взять дело в свои руки, подняв с морского дна остров и назвав его в честь своей супруги Роды – Родосом.

С тех самых пор люди, поселившиеся здесь, почитали и прославляли его, а когда он спас их город от врага, решили возвести ему памятник, невиданных по тем временам масштабах.От кого Гелиос спас Родос

После того как умер Александр Македонский, его империю разделили между собой три его соратника и полководца – Селевк, Антигон и Птоломей (именно последнего и поддержали обитатели Родоса). Антигону это не понравилось (как-никак, Родос этот в то время считался одним из важнейших стратегических и экономических центров) – и он приказал своему сыну захватить остров.

Сделать это было довольно непросто – столицу, носившую одноименное с островом название, окружала чрезвычайно высокая, толстая и прочная стена, поэтому, чтобы завоевать её, надо было очень постараться (и это даже несмотря на то, что численность вражеского войска в разы превышала количество местных жителей). В ход пошли высокие осадные машины, оснащенные мощными катапультами.

Несмотря на то что столица была полностью взята в окружение и атакована со всех сторон как с суши, так и с моря, осаждающие покорить её не смогли: жители острова отчаянно сопротивлялись, выливая на головы осаждающим кипящую смолу, нечистоты и грязь.

Продержав Родос в осаде целый год, враг отступил (это произошло в 304 г. до н.э.), бросив под городом оружие, катапульты и другие осадные машины. Свое спасение жители связали с Гелиосом и возвели ему статую, которая в наше время по праву входит с список «Семь чудес света» – и назвали скульптуру Колосс Родосский.

История создания

Создать статую невиданных по тем временам масштабам доверили Харесу, известному архитектору и скульптору того времени. Трудился он над ней ни много ни мало – 12 лет, при этом во время работ ему пришлось думать не только над образом статуи и решать, каким образом воплотить свои идеи в жизнь, но и искать новейшие технические решения своим задумкам, поскольку создание огромной чудо статуи требовало применения новейших технологий того времени (если вначале жители острова заказали ему 18-метрового исполина, то затем передумали, и потребовали создать Колосса в два раза больше).

Материалы

Статую скульптор принял решение делать из глины, с внешней стороны оббив её бронзовыми листами. А в качестве каркаса были использованы соединенные железными обручами каменные столбы – поэтому внешне он чрезвычайно сильно напоминал человеческий скелет.

Для возведения Колосса Родосского потребовалось около 13 тонн бронзы и почти 8 тонн железа – благо, этих материалов на острове было предостаточно, поскольку при отступлении многие враги побросали не только своё оружие, но и осадные машины, полностью окованные бронзой и железом.

Стоит заметить, что из бронзы под строгим надзором Хереса кузнецы выковывали листы, форма которых должна была четко соответствовать заданным скульптором параметрам – если в них была замечена неточность, то их приходилось переделывать.

Как возводили статую

Каркас Колосса Родосского, состоящий из трёх массивных каменных столбов, соединенных между собой обручами, строители обшивали листами, изготовленными из бронзы, после чего в образовавшуюся форму выливали глину. Чудо статую возводили начиная от основания, поэтому насыпь, на которой находились мастера, вокруг неё постоянно увеличивалась (строительных лесов тогда ещё не было и, таким образом, рабочим было легче собирать скульптуру). Отровитяне не имели возможности наблюдать за ходом работ, а Колосса Родосского увидели уже после того, как насыпь была убрана.

Сбор средств

Вначале деньги на постройку скульптуру Харесу дали жители острова, при этом никто не остался в стороне – и каждый внес свою лепту. Также удалось выручить немало средств от продажи брошенного врагом оружия, драгоценных металлов и другого добра.

Пока речь шла о возведении статуи Колосса Родосского высотой в 18 метров, средств вполне хватало.

Но потом жители острова передумали и решили, что скульптура должна быть значительно выше, и потребовали возвести монумент, высота которого составляла бы 36 метров (уже к собранной сумме добавили ровно такую же).

И вот тут денег оказалось недостаточно, поскольку, несмотря на то, что статую нужно было возвести больше в два раза, расход материалов увеличился в восемь раз. Сбор недостающих средств, согласно легендам, был возложен на Хареса, которому пришлось эти деньги одалживать – при этом сумма займа оказалась колоссальной (по одной из версий, именно из-за этих долгов скульптор впоследствии покончил с собой, по другой – из-за того, что увидел трещину в конструкции ещё до её открытия).

Как выглядела статуя. Гипотезы

До наших дней сведений о том, как именно выглядела статуя, входящая в список «Семь чудес света», не сохранилось. Более-менее детальные воспоминания о нём можно встретить в записях Плиния и Филония, другие авторы тех времён о скульптуре в своих заметках упоминали вскользь. Поэтому нет информации не только о том, как выглядела статуя, но и где точно была установлена.

Гипотез на этот счет существует немало. Многие сходятся на том, что правая рука статуи была приложена ко лбу, а не вытянута в жесте благословения, как требовали того каноны того времени – если бы сделано было иначе, то рука долго не продержалась бы, и обломилась бы под собственной тяжестью.

Подвергается сомнению (но не опровергнута) версия о том, что Статуя Колоссу Родосскому находилась на побережье, поскольку насыпь возводить на берегу, как и саму скульптуру, из-за переменчивых погодных условий на море, довольно-таки непросто. Она имеет право на существование, поскольку в своё время на дне гавани была найдена кисть бога Солнца.

Высота постамента (по одной из версий – мраморного) составляла около 15 м, тогда сам статуя была от 33 до 36 м. Скульптуру поддержали три колонны, соединенные в районе пояса и плеч толстыми железными трубами. Голову солнечного юноши украшала корона, от которой расходились лучи в разные стороны света.

Согласно одной из версий, статуя Колосса Родосского представляла собой юношу, стоящего на белом мраморном постаменте, который, немного отклонившись назад, вглядывался в море.

Установлена огромная скульптура была возле входа в гавань и была до того огромной, что её можно было увидеть даже с соседних островов.

Ещё одна версия говорит о том, что юноша, выпрямившись, стоял, подняв факел в руке, ноги его при этом были широко расставлены, одна нога с одной стороны гавани, другая – с другой, а под ними проплывали морские судна. Несмотря на то, что эта гипотеза – одна из наиболее популярных, этот вариант маловероятен, поскольку один берег от другого отделяет четыреста метров, а Колоссу, при всех его грандиозных размерах, длины ног попросту не хватило бы.

Согласно ещё одной гипотезе, в левой руке Колосс Родосский придерживал ниспадающую к земле накидку, а правую он приложил ко лбу.

Один из вариантов несколько отличается от общепринятых и говорит о том, что статуя, входящая в список «Семь чудес света», находилась в центре столицы, при этом правую руку Гелиос поднял ко лбу, а сам он всматривался вдаль.

Гибель статуи

Колосс Родосский — одно из семи чудес света простояло недолго. По разным данным от пятидесяти до шестидесяти лет – разрушило его в 220 г. до н.э. сильное землетрясение, во время которого глиняные ноги статуи надломились в коленях, и огромная скульптура рухнула, развалившись на части (а в обиходе появилось выражение «колосс на глиняных ногах»).

Но и падший, в разваленном состоянии, Колосс Родосский ещё долгое время удивлял своими размерами.

Например, есть упоминания о том, что большой палец статуи двумя руками могли охватить далеко не все (если при возведении скульптуры пропорции тела были соблюдены правильно, то рост скульптуры вполне мог быть не около тридцати метров, как принято считать, а целых шестьдесят).

Многие сочувствовали островитянам, и даже предлагали, например, египетский правитель, немалую финансовую помощь для восстановления статуи. Но они, испугавшись гнева Гелиоса, о котором их предостерег оракул в случае восстановления статуи (землетрясение было довольно-таки сильным и, помимо гавани, разрушило ещё и немало домов на острове), Колосса реконструировать отказались.

Жизнь после смерти

Обломки провалялись на острове почти тысячу лет, пока из-за нехватки денег некоторая часть металлических и бронзовых частей статуи не была отправлена на переплавку. Ещё некоторое время спустя, захватившие остров арабы, по одной из версий, продали обломки скульптуры одному купцу (при этом их было так много, что тому только для того, чтобы увезти бронзовые пластины, понадобилось около девятисот верблюдов), который вывез их в Сирию и продал богатым евреям.

Статуя в современном мире

В наше время ученые задумали статую Колосса Родосского все-таки восстановить – но несколько по-другому. Согласно замыслу, её соорудят из светящихся деталей, она будет значительно выше оригинала (от 60 до 100 м), и установят её там, где согласно предположениям, наиболее вероятно находился Колосс. Предварительная стоимость такого проекта составляет приблизительно 200 млн. евро – при этом спонсоры уже найдены: львиную долю денег на осуществление этой идеи согласился выделить немецкий деятель искусств Герт Хоф.

Колосс Родосский

Слова «колосс», «колоссальный» прочно укоренились в русском языке и используются для обозначения чего-то очень большого, гигантского. Но мы обычно не задумываемся о первоначальном их значении. Древние греки называли колоссами огромные статуи, значительно превышавшие человеческий рост. Увидев гигантские статуи в Египте, они начали создавать их сами. Одной из первых была сооружена статуя бога Аполлона высотой 13 метров, в Амиклах. Но самой почитаемой в Греции была статуя бога Солнца Гелиоса на острове Родос, ставшая одним из семи чудес света, известном нам как Колосс Родосский.

Остров Родос в конце IV века до н. э. был одним из самых богатых и могущественных греческих государств. Основным источником благосостояния жителей острова служила торговля. Будучи искусными мореходами, родосцы смело отправлялись по торговым делам в отдаленные края и страны. Они плавали в Африку, Сицилию и даже к северным берегам Черного моря.

Богатство и процветание Родоса не могли остаться незамеченными теми, кто жаждал власти. Тем более что после смерти Александра Македонского его полководцы начали борьбу за раздел державы. Каждый стремился захватить наиболее богатые земли.

  • Селевк обосновался в Вавилонии,
  • Птолемей – в Египте,
  • Антигон – в Сирии и Передней Азии.
  • А сын Антигона, Деметрий, ставший прославленным полководцем, обратил внимание на богатства Родоса.

По какому случаю статуя появилась

Деметрий потребовал от жителей Родоса помощи в борьбе с Египтом. Но те отказались, так как с Египтом были налажены торговые отношения: именно там жители острова закупали большую часть хлеба.

Возмущенный отказом Деметрий направил к острову флот и начал осаду. При осаде широко использовались стенобитные орудия и метательные машины. Под стенами Родоса впервые была применена гелепола.

Гелепола – осадная машина, изобретенная афинским архитектором Эпимахом. Она представляла собой огромную башню 40 метров высотой и 15 метров шириной, которую обслуживало 3400 человек. В нижней ее части находился таран для пробивания стен и ворот. А на верхних этажах размещались стрелки из лука и располагались метательные машины. Гелепола была обшита плотными листами железа, которые защищали находившихся в ней воинов. Из этого сооружения нападавшие могли почти беспрепятственно обстреливать город.

Гелепола наносила защитникам Родоса большой урон. Но родосцы продолжали обороняться и даже предпринимали смелые вылазки, уничтожая стенобитные машины. По ночам они восстанавливали разрушенные стены и вновь занимали оборону. Египет и другие союзники оказывали им помощь, доставляя по морю продовольствие и снаряжение.

Осада Родоса продолжалась год и успеха не принесла. Враги Деметрия, пользуясь тем, что он развязал войну на острове, стали нападать на захваченные им земли. И полководец поспешил заключить мир с родосцами, которые восприняли это как победу.

По условиям договора они становились союзниками Деметрия, но отказывались от войны с Египтом. Осада была снята, а гелепола досталась родосцам. В память о своей победе родосцы решили создать гигантскую статую богу Гелиосу – покровителю острова.

Покровитель острова Родос

По преданию, бог Солнца Гелиос, не имея во всей Греции ни одного посвященного ему места, с согласия богов поднял из морской глубины остров Родос. Поэтому жители острова особо почитали этого бога. Они чеканили его изображение на своих монетах и строили в честь него храмы, в которых устанавливали статуи Гелиоса.

Но новая статуя бога-покровителя должна была превзойти все прежние красотой и величием. На народном собрании было принято решение продать полученные в результате победы осадные машины, а на полученные деньги возвести новую бронзовую статую Гелиоса.

Бронзовые статуи создавались с использованием техники литья. Само по себе сооружение такой статуи требовало немалых затрат и большого мастерства. Сначала копия будущей скульптуры лепилась из глины. Затем на нее наносился слой воска. Толщина этого слоя соответствовала той, которую должна была составлять толщина бронзы. После этого поверх воскового слоя фигуру вновь покрывали глиной.

Именно верхний слой и служил формой для будущей статуи: сверху оставляли отверстие для заливки металла и по сторонам – для выхода воздуха. Затем форму нагревали и давали стечь воску. Для усиления прочности глиняную форму обжигали. И только после этого бронзу разливали в полученную форму. После того как металл остывал, глиняную форму разбивали, и получившуюся статую полировали специальными инструментами.

Мастера, создававшие Колос Родосский

Считается, что статуи из металла греки начали отливать в VII веке до н. э. Первые скульптуры были достаточно примитивны, но постепенно мастера совершенствовали технику литья. Одним из знаменитых греческих скульпторов был Мирон из Элевфер. Именно ему принадлежит статуя юноши – метателя диска «Дискобол». До наших дней дошла ее мраморная копия.

Не менее известны были работы мастера-самоучки Лисиппа из Сикиона. Он создавал из бронзы огромные статуи и целые скульптурные композиции. Согласно книгам древних авторов, на счету Лисиппа – около 1,5 тысячи различных статуй. Причем начинал он свою деятельность в качестве подручного в мастерской. Именно скульптурные портреты работы Лисиппа Александр Македонский ценил больше других. Лисиппом была отлита гигантская статуя Зевса (около 20 метров в высоту), которая считалась самой большой в Греции до тех пор, пока его ученик Харес из родосского города Линда не создал гигантскую статую Гелиоса.

Сооружение статуи началось не сразу. Сначала жители острова восстанавливали все разрушенное в ходе военных действий. Лишь затем началось создание Колосса. Работа продолжалась 12 лет. Весть о гигантской статуе быстро разнеслась по всему эллинистическому миру. Бывавшие на острове купцы говорили об огромной статуе высотой в 70 локтей (приблизительно 35 метров).

После создания статуи Гелиоса родосские мастера тоже стали делать гигантские статуи. Всего их на острове было около 100. Но Колосса, созданного Харесом, никому превзойти не удалось. Правда, простоял Колосс очень недолго, около 60 лет.

Разрушение статуи

В 220 году до н. э. на острове произошло сильное землетрясение, причинившее множество разрушений и унесшее жизни многих людей. Оно же сокрушило и Колосса: переломившись в коленях, он рухнул на землю.

Беда, обрушившаяся на остров Родос, не оставила равнодушными соседей. Многие государства, связанные с ним тесными торговыми и дружескими отношениями, пришли на помощь. Богатые дары поступили из Сирии, Македонии, Сицилии, Вифинии. Правители многих стран на время освободили родосцев от уплаты пошлин. А египетский царь Птолемей прислал средства и опытных мастеров для восстановления Колосса.

Но все старания и затраты оказались напрасными: поднять статую не удалось. Не смогли этого сделать и в более позднее время. Обломки гигантской статуи были оставлены на том же месте и по-прежнему привлекали внимание гостей и путешественников, пораженных ее размерами.

В I веке н. э. римский писатель Плиний Старший, посетив Родос, не смог скрыть своего восхищения. Он отметил, что большинство людей не может обхватить даже двумя руками большой палец руки бронзового Гелиоса. Обломки статуи пролежали на земле больше тысячи лет, до 977 года, когда арабы, к тому времени занявшие Родос, продали их какому-то купцу, который, по рассказам одной из хроник, нагрузил их на 900 верблюдов. С тех пор следы Колосса теряются.

Несмотря на имеющиеся у древних авторов сведения, статуя Гелиоса по-прежнему таит в себе немало загадок.

  • Во-первых, неизвестны ни ее внешний вид, ни место, на котором она стояла.
  • А во-вторых – непонятно, каким именно образом она была создана. Ведь ясно, что отлить такую огромную статую целиком было просто невозможно.

Как выглядел Колосс Родосский

Тем не менее ученые пытаются найти ответы на все эти вопросы. Например, удалось выяснить с большой долей вероятности, как выглядела статуя Гелиоса. Во время археологических раскопок был найден фрагмент барельефа с изображением Гелиоса, относящийся ко II веку до н. э.

Ученые склонны предполагать, что оно списано со статуи Колосса Родосского. Следовательно, знаменитая статуя изображала бога Солнца в виде юноши с венцом из лучей на голове. Правая рука божества приложена ко лбу, словно он вглядывается в даль, а левая придерживает спадающее до земли покрывало.

Колосс Родосский (статуя Гелиоса)

Эта несколько необычная для солнечного божества поза нашла свое объяснение у ученых. Они полагают, что скульптор не стал изображать Гелиоса с торжественно простертыми вперед или вверх руками, так как понимал, что без дополнительной поддержки руки просто обломились бы под собственной тяжестью. Покрывало, спадающее на землю за спиной статуи, исполняло роль своеобразной подставки, придающей ей дополнительную устойчивость.

Что касается месторасположения, то ученые исходили из того, что такая гигантская статуя требовала большого пространства вокруг. При этом она не должна была заслонять собой другие архитектурные сооружения. Поэтому наилучшим местом для нее была, вероятно, гавань, откуда бронзовый гигант издали приветствовал всех мореплавателей.

Как была изготовлена статуя. Версия

Первоначально предполагалось, что статуя была литой. Но затем это стало вызывать сомнения, так как отлить такую огромную скульптуру целиком при существовавшем тогда уровне техники было просто невозможно. К тому же, даже если бы это удалось сделать, статуя была бы такой тяжелой, что установить ее на выбранном месте было бы весьма проблематично.

Английский скульптор Мэрион попытался выяснить, как же была создана статуя Гелиоса. Для начала он тщательно изучил все сведения о Колоссе из античных источников. Большая часть из них содержит лишь упоминания, но в некоторых есть и более подробные сведения. Например, Филон Византийский сообщает, что на изготовление статуи потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа, что в пересчете на привычную нам меру веса составляет 13 тонн бронзы и почти 8 тонн железа.

Исходя из этих сведений, Мэрион вычислил толщину бронзового листа, покрывавшего Колосса, и пришел к выводу, что он не был литым. При его создании использовались листы бронзы толщиной в 1,5 миллиметра.

Мэрион предположил, что на месте, выбранном для установки статуи, были вкопаны три каменных столба, от которых отходили железные брусья. На брусья были нанизаны железные ободья. Эта конструкция являлась каркасом статуи, на котором и крепились бронзовые пластины. Следовательно, скульптура монтировалась постепенно, снизу вверх, ярус за ярусом. Когда потребовалось вести работы на высоте, превышающей рост человека, вокруг статуи стали насыпать земляной холм, который скрывал уже созданные ярусы и позволял подниматься на необходимый для работы уровень.

Где ж тот холм?

На склонах холма сооружался настил из досок, и шло монтирование соответствующего яруса статуи. Сама статуя в этот момент находилась в земляной яме, облицованной досками, которые предохраняли уже готовую часть от насыпанной вокруг земли. Каменные столбы, железные прутья и ободья, служившие каркасом, также постепенно росли ввысь. К ним приходилось добираться по шатким мосткам. Работа была достаточно опасной и трудоемкой. Рабочие рисковали упасть и покалечиться о металлические прутья. Сложной была и задача скульптора, которому приходилось собирать отдельные участки, как пазлы или кубики в детской головоломке.

Для того чтобы не перепутать и правильно состыковать фрагменты, Харес, вероятно, сначала создал модель статуи в человеческий рост из гипса или глины. С помощью этой модели он, скорее всего, продемонстрировал родосцам свой замысел и ее же использовал при создании Колосса. Все детали фрагмента переносились с глиняной модели на гипсовую поверхность в натуральную величину, а затем уже с гипсовой модели изготавливали деревянные шаблоны, по которым и чеканили бронзовые листы, добиваясь соответствия гипсовому слепку Остывшую и отполированную бронзовую деталь поднимали и закрепляли в нужном месте на железном каркасе, затем заделывали швы.

После того как статуя была полностью смонтирована, земляной холм срыли, а помост, на котором она располагалась, облицевали мраморными плитами. Нет ничего необычного в том, что на изготовление Колосса потребовалось столько лет. В создании статуи принимали участие около 100 ремесленников различных специализаций и несколько сотен рабов. Даже в наше время, при современном уровне техники, статую Гелиоса можно считать гигантской. Ведь по высоте она в три раза превосходит Медного всадника в Санкт-Петербурге. Неудивительно, что в древности ее причисляли к семи чудесам света.

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector