Статуи древнего мира
Древнегреческие скульптуры. Самые знаменитые скульптуры – ТОП10
Древнегреческие скульптуры
Планируя путешествие в Грецию, многие люди интересуются не только комфортными отелями, но и увлекательной историей этой древней страны, неотъемлемую часть которой составляют объекты искусства.
Большое количество трактатов известных искусствоведов посвящены именно древнегреческой скульптуре, как основоположной ветви мировой культуры. К сожалению, многие памятники того времени не уцелели в своем первозданном виде, и известны по более поздним копиям. Изучая их, можно проследить историю развития греческого изобразительного искусства от гомеровского периода до эпохи эллинизма, и выделить самые яркие и известные творения каждого периода.
Афродита Милосская
Всемирно известная Афродита из острова Милос относится к эллинистическому периоду греческого искусства. В это время, силами Александра Македонского, культура Эллады начала распространяться далеко за пределы Балканского полуострова, что заметно отобразилось на изобразительном искусстве – скульптуры, картины и фрески стали более реалистичными, лица богов на них обладают человеческими чертами – расслабленными позами, отвлеченным взглядом, мягкой улыбкой.
Статуя Афродиты, или как её называли римляне, Венеры, изготовлена из белоснежного мрамора. Её высота немногим больше человеческого роста, и составляет 2.03 метра. Обнаружено изваяние было по воле случая обычным французским моряком, который в 1820 году, вместе с местным крестьянином, откопал Афродиту возле остатков древнего амфитеатра на острове Милос. При её транспортировке и таможенных спорах, статуя лишилась рук и постамента, но сохранилась запись об указанном на нем авторе шедевра: Агесандр, сын жителя Антиохи Менида.
На сегодняшний день, после тщательной реставрации, Афродита экспонируется в парижском Лувре, привлекая своей естественной красотой миллионы туристов каждый год.
Ника Самофракийская
Время создания статуя богини победы Ники относится к II веку до н.э. Исследования показали, что Ника была установлена над морским побережьем на отвесной скале – её мраморная одежда развевается будто бы от ветра, а наклон корпуса олицетворяет постоянное движение вперед. Тончайшие складки одежды прикрывают сильное тело богини, а мощные крылья расправлены в радости и торжестве победы.
У статуи не сохранились голова и руки, хотя отдельные фрагменты были обнаружены во время раскопок в 1950 году. В частности, Карл Леманн с группой археологов нашли правую руку богини. Ника Самофракийская сейчас является одним из выдающихся экспонатов Лувра. Её рука так и не была добавлена к общей экспозиции, реставрации подверглось только правое крыло, которое выполнено из гипса.
Лаокоон и его сыновья
Скульптурная композиция, изображающая смертельную борьбу Лаокоона – жреца бога Аполлона и его сыновей с двумя змеями, посланными Аполлоном в отместку за то, что Лаокоон не послушал его волю, и старался препятствовать вводу троянского коня в город.
Статуя была выполнена из бронзы, но её оригинал не дожил до наших дней. В XV веке, на территории «золотого дома» Нерона была найдена мраморная копия скульптуры, и по приказу папы Юлия II установлена в отдельной нише ватиканского Бельведера. В 1798 году статую Лаокоона перевезли в Париж, но после падения правления Наполеона англичане вернули её на прежнее место, где она хранится по сей день.
Композиция, изображающая отчаянную предсмертную борьбу Лаокоона с божественным наказанием, воодушевила многих скульпторов эпохи позднего средневековья и Возрождения, и породила моду на отображение сложных, вихреобразных движений человеческого тела в изобразительном искусстве.
Зевс с мыса Артемисион
Статуя, найденная ныряльщиками возле мыса Артемисион, выполнена из бронзы, и является одним из немногих предметов искусства такого типа, дошедшего до наших дней в первозданном виде. Исследователи расходятся в суждениях о принадлежности скульптуры конкретно Зевсу, полагая, что она может изображать и бога морей Посейдона.
Изваяние имеет высоту 2.09 м, и изображает верховного грецкого бога, который занес правую руку для того, чтобы метнуть молнию в праведном гневе. Сама молния не сохранилась, но по многочисленным фигуркам меньшего размера можно судить, что она имела вид плоского, сильно вытянутого бронзового диска.
От почти двух тысяч лет пребывания под водой, статуя почти не пострадала. Исчезли только глаза, которые, предположительно, были из слоновой кости и инкрустированы драгоценными камнями. Увидеть это произведение искусства можно в Национальном археологическом музее, который находится в Афинах.
Статуя Диадумена
Мраморная копия бронзовой статуи юноши, который сам венчает себя диадемой – символом спортивной победы, вероятно украшала место проведения состязаний в Олимпии или Дельфах. Диадема в то время являла собой красную шерстяную повязку, которой, наряду с лавровыми венками, награждали победителей Олимпийских игр. Автор произведения – Поликлет, выполнил её в своем излюбленном стиле – юноша находится в легком движении, его лицо отображает полное спокойствие и сосредоточенность. Атлет ведет себя как заслуженный победитель – он не показывает усталости, хотя его тело и требует отдыха после борьбы. В скульптуре автору удалось очень естественно передать не только мелкие элементы, но и общее положение тела, грамотно распределив массу фигуры. Полная пропорциональность тела является вершиной развития данного периода – классицизма V века.
Хотя бронзовый оригинал и не сохранился до нашего времени, его копии можно наблюдать во многих музеях мира – Национальном археологическом музее в Афинах, Лувре, Метрополитен, Британском музее.
Афродита Браски
Мраморное изваяние Афродиты изображает собой богиню любви, которая обнажилась перед тем, как принять свою легендарную, часто описываемую в мифах, ванну, возвращающей ей девственность. Афродита в левой руке держит снятую одежду, которая мягко опускается на стоящий рядом кувшин. С точки зрения инженерной мысли, такое решение позволило сделать хрупкую статую устойчивее, и дало скульптору возможность придать её более расслабленную позу. Уникальность Афродиты Браски в том, что это первое известное изваяние богини, автор которой решился изобразить её обнаженной, что в свое время считалось неслыханной дерзостью.
Ходят легенды, согласно которых скульптор Пракситель создал Афродиту по образу возлюбленной – гетеры Фрины. Когда об этом узнал её бывший поклонник, оратор Евтиас, он поднял скандал, вследствие которого Праксителя обвинили в непростительном кощунстве. На суде защитник, увидев что его доводы не справляют впечатления на судью, сдернул с Фрины одежду чтобы показать присутствующим, что настолько совершенное тело натурщицы просто не может таить в себе темную душу. Судьи, будучи приверженцами концепции калокагатии, были вынуждены полностью оправдать подсудимых.
Оригинал статуи был вывезен в Константинополь, где и погиб во время пожара. До нашего времени дошло множество копий Афродиты, но все они имеют свои отличия, так как восстанавливались по словесным и письменным описаниям и изображениям на монетах.
Марафонский юноша
Статуя молодого человека выполнена из бронзы, и предположительно изображает греческого бога Гермеса, хотя каких-нибудь предпосылок или его атрибутов в руках или одежде юноши не наблюдается. Скульптура была поднята со дна Марафонского залива в 1925 году, и с того времени пополнила экспозицию Национального археологического музея в Афинах. Благодаря тому, что статуя длительное время находилась под водой, все её черты очень хорошо сохранились.
Стиль, в котором сделано изваяние, выдает стиль известного скульптора Праксителя. Юноша стоит в расслабленной позе, его рука упирается на стену, у которой была установлена фигура.
Дискобол
Статуя древнегреческого скульптора Мирона не сохранилась в оригинальном виде, но широко известна по всему миру благодаря бронзовым и мраморным копиям. Скульптура уникальна тем, что на ней впервые было запечатлено человека в сложном, динамическом движении. Такое смелое решение автора послужило ярким примером для его последователей, которые с не меньшим успехом создавали предметы искусства в стиле «Figura serpentinata» — особенной технике, изображающей человека или животное в зачастую неестественной, напряженной, но очень выразительной, с точки зрения наблюдателя, позе.
Дельфийский возничий
Бронзовая скульптура возничего была обнаружена во время раскопок 1896 года в святилище Аполлона в Дельфах, и являет собой классический пример античного искусства. Фигура изображает древнегреческого юношу, управляющего повозкой во время Пифийских игр.
Уникальность скульптуры заключается в том, что сохранилась инкрустация глаз драгоценными камнями. Ресницы и губы юноши украшены медью, а повязка на голове сделана из серебра, и предположительно также имела инкрустацию.
Время создания скульптуры, теоретически, находится на стыке архаики и ранней классики – её поза характеризуется скованностью и отсутствием какого-либо намека на движение, но голова и лицо выполнены с довольно большой реалистичностью. Как и в более поздних скульптур.
Афина Парфенос
Величественная статуя богини Афины не сохранилась до нашего времени, но существует множество её копий, восстановленных согласно с древними описаниями. Скульптура была полностью выполнена из слоновой кости и золота, без применения камня или бронзы, и стояла в главном храме Афин – Парфеноне. Отличительная черта богини – высокий шлем, украшенный тремя гребнями.
История создания статуи не обошлась без фатальных моментов: на щите богини скульптор Фидий, помимо изображения битвы с амазонками, поместил свой портрет в виде немощного старика, который двумя руками поднимает тяжелый камень. Общественность того времени неоднозначно расценила поступок Фидия, что стоило ему жизни – скульптора заточили в тюрьму, где он свел счеты с жизнью при помощи яда.
Греческая культура стала основоположником для развития изобразительного искусства всего мира. Даже сегодня, рассматривая некоторые современные картины и статуи можно обнаружить влияние этой древней культуры.
Древняя Эллада стала той колыбелью, в которой активно воспитывался культ человеческой красоты в её физическом, моральном и интеллектуальном проявлении. Жители Греции того времени не только поклонялись множеству олимпийских богов, но и старались максимально походить на них. Все это отображено в бронзовых и мраморных статуях – они не просто передают образ человека или божества, но и делают их приближенными друг к другу.
Хотя очень многие из статуй не дошли до современности, их точные копии можно увидеть во многих музеях мира.
Смотрите также
История древнегреческих танцев.
Еще до зарождения древнейших цивилизаций человечества, танец вошел в обиход архаичных людей, как средство для выражения своих эмоций, как часть увеселительных и других мероприятий. Даже похороны человека сопровождались специальными ритуальными танцами. История древнегреческих танцев берет свое начало в мифологии, согласно которой искусству танца людей научила богиня Терпсихора.
Туристические достопримечательности. Метеоры в Греции
Поговорим о достопримечательностях Греции, Метеоры, как объект туризма и что здесь смогут увидеть туристы, приезжающие из России и стран СНГ. Короткие описания и яркие фото из личного архива Никоса Леонова, русскоговорящего гида в Греции.
Семейный лагерь в Греции
Каждый родитель хочет дать своему ребенку все самое лучшее, сделать детство самым-самым. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что часто поднимается тема семейного отдых. Это лагерь для семей, желающих провести каникулы и отпуск максимально полезно, интересно, творчески, и при этом качественно отдохнуть от городской суеты, усталости и стресса. Посвятить всё время общению с детьми, супругом, собой.
Существование легендарной Атлантиды вызывает большие противоречия в ученом мире. Однако есть некоторые свидетельства, которые говорят в пользу того, что величайшая цивилизация древности все же существовала. Платон в свое время говорил, что Атлантида была уничтожена 9000 лет назад, т. е. в 9500-м году до н. э. В 1950-х годах появились даже специальные ученые атлантологи, которые и по сей день пытаются разобраться в этом непростом вопросе.
10 тайн знаменитых скульптур
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Молчание великих статуй хранит множество секретов.
Когда Огюста Родена спрашивали, как он создает свои статуи, скульптор повторял слова великого Микеланджело: «Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее». Наверное, поэтому скульптура настоящего мастера всегда создает ощущение чуда: кажется, что увидеть красоту, которая прячется в куске камня, способен только гений.
Мы в AdMe.ru уверены, что практически в каждом значимом произведении искусства есть загадка, «двойное дно» или тайная история, которую хочется раскрыть. Сегодня мы поделимся несколькими из них.
Рогатый Моисей
Микеланджело изобразил на своей скульптуре Моисея с рогами. Многие историки искусства объясняют это неправильным толкованием Библии. В Книге Исхода говорится, что когда Моисей спустился с горы Синай со скрижалями, иудеям было трудно смотреть в его лицо. В этом месте в Библии употреблено слово, которое с иврита можно перевести и как «лучи», и как «рога». Однако по контексту однозначно можно сказать, что речь идёт именно о лучах света — что лицо Моисея сияло, а не было рогато.
Цветная Античность
Долгое время считалось, что древнегреческие и древнеримские скульптуры из белого мрамора были изначально бесцветными. Однако недавние исследования учёных подтвердили гипотезу, что статуи раскрашивались в широкую гамму цветов, которые со временем исчезли под длительным воздействием света и воздуха.
Страдания Русалочки
Статуя Русалочки в Копенгагене — одна из самых многострадальных в мире: именно ее больше всего любят вандалы. История ее существования была очень бурной. Ее ломали и распиливали на куски множество раз. И сейчас можно еще обнаружить едва заметные «шрамы» на шее, которые появились от необходимости заменить голову скульптуры. Русалочка была обезглавлена дважды: в 1964 и 1998 году. В 1984 году ей отпилили правую руку. 8 марта 2006 года на руку русалке был водружен фаллоимитатор, а сама горемыка была забрызгана зеленой краской. К тому же, на спине красовалась нацарапанная надпись «С 8 марта!» В 2007 году власти Копенгагена объявили, что статуя может быть перенесена дальше в гавань, чтобы избежать дальнейших случаев вандализма и для предотвращения постоянных попыток туристов взобраться на неё.
«Поцелуй» без поцелуя
Знаменитая скульптура Огюста Родена «Поцелуй» изначально носила название «Франческа да Римини», в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы XIII века, чьё имя обессмертила Божественная комедия Данте (Круг второй, Пятая песнь). Дама полюбила младшего брата своего мужа Джованни Малатеста, Паоло. Когда они читали историю Ланселота и Гвиневры,их обнаружил, а затем убил её муж. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в руке книгу. Но на самом деле любовники не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха.
Переименование скульптуры в более отвлечённое — Поцелуй (Le Baiser) — было сделано критиками, впервые увидевшими её в 1887 г.
Секрет мраморной вуали
Когда смотришь на статуи, покрытые полупрозрачной мраморной вуалью, поневоле задумываешься о том, как такое вообще возможно сделать из камня. Все дело в особой структуре мрамора, использовавшегося для этих скульптур. Глыба, которой предстояло стать изваянием, должна была иметь два слоя — один более прозрачный, другой более плотный. Такие природные камни сложно найти, но они есть. У мастера был сюжет в голове, он знал, какую именно глыбу ищет. Он работал с ней, соблюдая текстуру нормальной поверхности, и шел по границе, разделяющей более плотную и более прозрачную часть камня. В итоге остатки этой прозрачной части «просвечивали», что и давало эффект вуали.
Идеальный Давид из испорченного мрамора
Знаменитая статуя Давида была сделана Микеланджело из куска белого мрамора, оставшегося от другого скульптора, Агостино ди Дуччо, который безуспешно пытался с этим куском работать, а потом бросил его.
Кстати, Давид, веками считавшийся образцом мужской красоты, не так уж и совершенен. Дело в том, что он косоглаз. К такому выводу пришел американский ученый Марк Ливой из Стэнфордского университета, обследовавший статую с помощью лазерно-компьютерной техники. «Дефект зрения» более чем пятиметровой скульптуры незаметен, поскольку она водружена на высокий пьедестал. По мнению экспертов, Микеланджело намеренно наделил свое детище этим недостатком, поскольку желал, чтобы профиль Давида выглядел идеально с любой стороны.
Смерть, вдохновившая на творчество
Самая загадочная статуя на каталонском кладбище Побленоу носит название «Поцелуй смерти». Создавший ее скульптор до сих пор остается неизвестным. Обычно авторство «Поцелуя» приписывается Жауме Барба, но есть и те, кто уверен, будто памятник изваял Жоан Фонбернат. Скульптура расположена в одном из дальних углов кладбища Побленоу. Именно она вдохновила кинорежиссера Бергмана на создание картины «Седьмая печать» — об общении Рыцаря и Смерти.
Руки Венеры Милосской
Фигура Венеры занимает почетное место в парижском Лувре. Некий греческий крестьянин нашел ее в 1820 году на острове Милос. На момент обнаружения фигура была разломана на два больших фрагмента. В левой руке богиня держала яблоко, а правой придерживала падающее одеяние. Осознав историческую значимость этой древней скульптуры, офицеры французского военного флота распорядились увезти мраморное изваяние с острова. Когда Венеру тащили по скалам к ожидающему кораблю, между носильщиками произошла драка, и обе руки откололись. Усталые матросы наотрез отказались вернуться и поискать оставшиеся части.
Прекрасное несовершенство Ники Самофракийской
Статую Ники нашел на острове Самофракия в 1863 году Шарль Шампуазо, французский консул и археолог. Высеченная из золотистого парийского мрамора статуя на острове венчала алтарь морских божеств. Исследователи считают, что неизвестный скульптор создал Нику во II веке до нашей эры в знак греческих морских побед. Руки и голова богини безвозвратно утрачены. Неоднократно предпринимались и попытки восстановить изначальное положение рук богини. Предполагают, что правая рука, поднятая вверх, держала кубок, венок или горн. Интересно, что многократные попытки восстановить руки статуи оказались безуспешны — все они портили шедевр. Эти неудачи заставляют признать: Ника прекрасна именно такой, совершенна в своем несовершенстве.
Мистический Медный всадник
Медный всадник — памятник, окруженный мистическими и потусторонними историями. Одна из легенд, связанных с ним, гласит, что во время Отечественной войны 1812 года Александр I приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства, в том числе и памятник Петру I. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина, преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со своей скалы и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, — говорит ему Петр Великий, — но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!». Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «тяжело-звонкое скаканье». Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника. Памятник остался на месте.
10 самых известных скульптур в мире
Тема: Творчество
Хотите получать интересные статьи на email каждое утро и расширять кругозор? Присоединяйтесь к Eggheado !
Без скульптуры искусство не может быть полноценным. Вырезание и вылепливание людей, животных и разнообразных предметов появились в истории человечества едва ли не одновременно с наскальной живописью. Скульптуры — это те же картины, только телесные, а значит и выражающие эмоции немного по-другому. То, что говорят нам статуи, мы воспринимаем во многом проще, потому что они осязаемы и более похожи на нас, чем произведения любого другого вида искусства.
В этом материале собрано 15 знаменитых и значимых скульптур, созданных в разные времена из разных материалов с разными целями.
Давид
Пятиметровое изваяние библейского героя Давида, созданное Микеланджело, когда тому было всего 28 лет, воспринимается как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом.
Самый тиражируемый скульптурный образ в мире.
Мыслитель
Еще один до крайности популярный образ создан Огюстом Роденом в 1882 году. Изначально скульптура должна была называться «Поэт» и быть частью композиции «Врата ада» по мотивам «Божественной комедии». Моделью для скульптуры послужил француз по имени Жан Бо, мускулистый боксёр, в основном выступавший в Париже, в квартале красных фонарей.
Шагающий человек
Самая дорогая скульптура в истории человечества. В 2010 году 183-сантиметровая скульптура «Шагающий человек», выполненная швейцарским скульптором в 1961 году, была продана с аукциона Sotheby’s за рекордную сумму в 104,3 миллиона долларов.
Скульптура считается одной из самых важных в творчестве этого мастера, ее изображение также размещено на банкноте в 100 швейцарских франков.
Венера Милосская
вероятно Агесандр Антиохийский
Знаменитая древнегреческая скульптура, созданная примерно в середине второго века до нашей эры, была найдена на острове Мелос в 1820 году французским моряком, решившим поискать на берегу древности на продажу. Руки тогда были в целости и сохранности, но были утрачены в момент конфликта между французами (нашедшими) и турками (владельцами острова).
Ника Самофракийская
Древнегреческая мраморная скульптура богини Ники была найдена на острове Самотраки на территории святилища кабиров в апреле 1863 года. Статую воздвигли жители острова Родос в память о победе, одержанной ими над флотом сирийского царя.
Она стояла на отвесной скале над морем, ее пьедестал изображал нос боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. В настоящее время находится в Лувре.
Статуя сделана из парийского мрамора, правое крыло — гипсовая реконструкция. Голова и руки статуи отсутствуют. Во время дальнейших раскопок были обнаружены другие фрагменты статуи: в 1950 году команда археологов нашла её правую руку, оказавшуюся под большим камнем, рядом с местом обнаружения статуи.
Пьета
Пьета — распространенное название для изображений сцены оплакивания Девой Марией ее сына. Лучшая из них была сделана Микеланджело в 24 года. Безупречная композиция, эмоциональность, человечность и глубокая символичность скульптуры сделали ее образцом культуры Высокого Возрождения.
Граждане Кале
Скульптурная группа «Граждане Кале», заказанная муниципалитетом города Кале, была завершена Роденом в 1888 году. Во время Столетней войны английский король Эдуард III осадил город, и спустя некоторое время голод вынудил оборонявшихся к сдаче.
Король обещал пощадить жителей, только если шесть знатнейших граждан выйдут к нему в рубище и с верёвками на шее, отдавая себя на казнь. Это требование было исполнено. Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер. Английская королева Филиппа исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям, и во имя своего нерождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение.
Роден революционно настоял на отказе от постамента, хоть волю его выполнили только после смерти скульптора, и фигуры находятся на одном уровне со зрителями.
Писающий мальчик
Главная достопримечательность Брюсселя. Точное время и обстоятельства возникновения статуи неизвестны. По некоторым сведениям, статуя существовала уже в XV веке. Одни брюссельцы рассказывают, что она установлена в напоминание о событиях гримбергенской войны, когда люлька с сыном Готфрида III Лёвенского была подвешена на дереве, чтобы видом будущего монарха воодушевлять горожан, а ребёнок оттуда мочился на сражающихся под деревом воинов.
По другому преданию, статуя была изначально призвана напоминать горожанам о том мальчике, который струёй мочи потушил разложенные неприятелем под городскими стенами боеприпасы.
Начиная с 1695 года статую неоднократно похищали, в последний раз статую украли в 1960-е годы, после чего её в очередной раз заменили копией.
Терракотовая армия
Как минимум 8099 скульптур китайских воинов и их лошадей составляют это достояние Китая.
Терракотовые статуи, каждая из которых абсолютно индивидуальна, были захоронены в боевом построении вместе с первым императором династии Цинь — Цинь Шихуанди, объединившим Китай и соединившим все звенья Великой стены в III веке до нашей эры. Воины должны были поддержать власть императора и в загробном мире.
Золотой Будда
Самая большая в мире цельнолитая золотая статуя расположена в бангкокском храме Ват Траймит — в ней около трех метров, а весит она более пяти тонн.
В период войны с Бирмой статуя была намеренно покрыта гипсом, а затем никто уже не мог раскрыть секрета этого Будды. До 1957 года на статую особо не обращали внимания — до тех пор, пока она не была перевезена на новое место. Согласно слухам, во время перевозки начался дождь, перед которым статуя из-за своего веса ещё и упала с перевозившего её крана; она была укрыта от дождя, но вода всё равно смыла покрытие с одного из участков в достаточной степени, чтобы один их монахов заметил странный блеск. По другой версии, от падения гипс потрескался.
Eggheado — это познавательная статья к завтраку.
В Германии найдена самая древняя в мире скульптура
В пещере Холе-Фельс (Hohle Fels, «Полые скалы») на юго-западе Германии найдена древнейшая в мире статуэтка. Женская фигурка с гротескно преувеличенными половыми признаками была вырезана из бивня мамонта в самом начале эпохи ориньяк. Наиболее вероятный возраст скульптуры — 40 000 лет, минимально возможный — 35 000 лет. Таким образом, она как минимум на 5000 лет старше всемирно известных палеолитических «венер» граветтской эпохи.
Пещерные отложения в Холе-Фельс подразделяются на 18 слоев. Нижние четыре слоя относятся к среднему палеолиту и содержат следы пребывания неандертальцев. Над ними расположены отложения верхнего палеолита, когда в пещере жили люди современного типа. Из этих верхнепалеолитических слоев шесть нижних относятся к эпохе ориньяк — древнейшему этапу европейского верхнего палеолита, над ними залегают слои граветтской и мадленской эпох.
Сенсационная находка, о которой сообщил археолог Николас Конард (Nicholas J. Conard) из Тюбингенского университета, происходит из самого нижнего слоя ориньякской эпохи. Непосредственно под этим слоем идут уже среднепалеолитические неандертальские слои, отделенные от верхнепалеолитических отложений тонким прослоем «стерильной» глины.
В 2003 году Конард нашел двумя слоями выше — в третьем снизу ориньякском слое — три костяные фигурки: лошадиную голову, водоплавающую птицу и «териантропа» с признаками человека и кошки (см.: Conard, 2003. Palaeolithic ivory sculptures from southwestern Germany and the origins of figurative art, полный текст — PDF, 500 Кб). Они считались одними из самых древних — а возможно, и самыми древними произведениями искусства, однако ясно, что новая находка еще древнее.
Точный возраст статуэтки и вмещающих отложений попытались определить радиоуглеродным методом. Анализировались в основном фрагменты костей животных, найденные в непосредственной близости от статуэтки. В этих костях сохранилось довольно много коллагена, который и использовался для анализов, проводившихся независимо в нескольких лабораториях. Однако результаты получились не совсем однозначные. «Исправленные» (откалиброванные) радиоуглеродные датировки варьируют примерно от 35–36 до 44 тысяч лет назад. Такой разброс может быть связан со множеством причин: с циркуляцией грунтовых вод, случайным загрязнением проб посторонними примесями и др. (см.: «Хронология далекого прошлого»).
По мнению автора, наиболее вероятный возраст статуэтки — около 40 000 лет, что соответствует самому началу эпохи ориньяк (см.: Уточнение радиоуглеродных датировок заставляет пересмотреть историю оккупации Европы людьми современного типа, «Элементы», 06.03.2006). Этот вывод основан на том, что находка сделана в самой нижней части метровой толщи ориньякских отложений. При этом нужно иметь в виду, что пещера Холе-Фельс — чуть ли не самая большая и удобная в этом районе, и к тому же хорошо заметна, поэтому пришедшие сюда сапиенсы должны были заселить ее одной из первых.
Статуэтка была расколота на шесть кусков, которые все были найдены в пределах одного квадрата 25 × 25 см. У склеенной скульптуры недостает левой руки и плеча, но Конард надеется, что они со временем найдутся — ведь находка была сделана на самом краю раскопа, рядом с его вертикальной глиняной стенкой, в толще которой, возможно, и скрываются недостающие части древнейшей скульптуры. Длина статуэтки 59,7 мм, ширина — 34,6 мм, толщина — 31,3 мм, вес — 33,3 г.
Статуэтка довольно реалистична с точки зрения анатомии, но кое в чём древний скульптор дал волю фантазии — иначе какое же это искусство? Гипертрофированные женские половые признаки роднят ее со знаменитыми «палеолитическими венерами» более поздней граветтской эпохи (начавшейся около 30 000 лет назад). Еще одной интересной особенностью статуэтки является полное отсутствие головы. Видимо, древний скульптор считал эту часть женского тела наименее существенной. Вместо головы он вырезал аккуратное колечко, чтобы можно было носить фигурку на шнурке. Колечко слегка отполировано изнутри: вероятно, кто-то ее действительно носил — может быть, в качестве амулета.
Талия «холе-фельсской Венеры» лишь ненамного уже широких плеч и бедер. Живот разукрашен горизонтальными линиями, которые, возможно, символизируют какое-то одеяние. Линии были процарапаны острыми каменными орудиями, причем древний скульптор многократно проводил острием по одному и тому же месту и прикладывал значительные усилия, чтобы борозда в твердой мамонтовой кости стала достаточно глубокой. В отличие от типичных палеолитических венер, грудь у холе-фельсской Венеры не висит, плечи очень широкие, а живот почти плоский.
Новая находка заставляет пересмотреть сложившиеся представления о зарождении палеолитического искусства. До сих пор считалось, что для ориньякской эпохи были характерны только изображения животных, в основном крупных и агрессивных, а также объектов, связанных с шаманскими культами (вроде вышеупомянутого человека-кошки). Считалось, что женское тело стало источником вдохновения для палеолитических скульпторов лишь в следующую, граветтскую эпоху. Теперь очевидно, что данное творческое направление присутствовало в верхнепалеолитической художественной культуре с самого ее зарождения.
Скорее всего, женские фигурки с преувеличенными половыми признаками прямо или косвенно символизировали плодородие. Возможно, тот же смысл несли и многочисленные схематические изображения мужских и женских половых органов, выцарапанные на камнях, и фаллические скульптуры ориньякского возраста (35–36 тысяч лет назад), найденные на юго-западе Франции.
Причины культурной революции, произошедшей около 40 000 лет назад у пришедших в Европу сапиенсов, остаются загадочными. Это был второй резкий рывок в культурном развитии Homo sapiens (о первом, произошедшем свыше 70 000 лет назад в Южной Африке, рассказано в заметке Зарождение человеческой культуры в Африке проходило в два этапа, «Элементы», 05.11.2008). Любопытно, что первая из двух революций, во время которой вошли в обиход ожерелья из ракушек и абстрактные геометрические узоры, примерно совпадает по времени с грандиозным извержением вулкана Тоба на Суматре. Вторая революция произошла сразу после прихода сапиенсов в населенную неандертальцами Европу. В эпоху ориньяк впервые появились не только живопись и скульптура, но, вероятно, и музыка, о чём свидетельствуют найденные на юге Германии костяные флейты. За пределами Европы всё это появляется на несколько тысячелетий позже.
10 шокирующих произведений эротического искусства из древнего мира
Когда мы представляем себе древний мир, наше воображение часто рисует идеализированное общество. В безмятежный Золотой век интеллектуалы бродили по чистым улицам, украшенным элегантными белоснежными статуями. На самом деле древний мир был грязным, вонючим и шумным. Многие из белоснежных скульптур, которые сегодня хранятся в музеях, первоначально были окрашены в яркие цвета.
Если в прошлом найденные артефакты не соответствовали представлениям людей о древнем мире, их часто отвергали. Таким образом, вид шаловливых, эротических или откровенно причудливых сексуальных изображений или скульптур, которыми наслаждались наши предки, может вызвать у нас шок. Далее представлены десять самых невероятных произведений эротического искусства из глубокого прошлого.
10. «Любовники из Айн Сахри»
Самое древнее изображение двух людей, занимающихся сексом, было создано 11000 лет назад. Каменная фигурка под названием «Любовники из Айн Сахри», которая в настоящее время хранится в Британском музее, была обнаружена в пещере недалеко от Вифлеема. Считается, что статуэтка высотой 10 см принадлежит натуфийской культуре древнего Ближнего Востока. И хотя при первом рассмотрении она напоминает неумелое творение, на самом деле это искусное произведение искусства.
Человек, который создал «Любовников», использовал каменный инструмент, чтобы проработать детали. Тщательный взгляд на фигурку позволяет увидеть пару, тела которой сплелись в чувственном соитии. Но поскольку у людей нет черт лица, их головы в какой-то степени напоминают фаллосы. Это сходство с пенисом наблюдается, даже если статуэтку повернуть боком. С разных ракурсов «Любовники» также могут кому-то показаться похожими на грудь или свисающие яички.
С какой целью были созданы «Любовники», неизвестно. Как и любая археологическая находка, фигурка вполне могла иметь ритуальное значение, но также возможно, что это было своего рода 3D-порно тех дней.
9. Помпейский бордель
Помпеи были космополитическим портом. Благодаря граффити, найденным в руинах города, мы знаем, что его жители и посетители говорили на различных языках – от латыни и греческого до оскского языка и, возможно, иврита. Учитывая потенциальное существование языковых барьеров, как проститутки умудрялись зарабатывать себе на жизнь?
Когда произошло извержение Везувия, это одновременно разрушило и сохранило Помпеи. Раскопки помогли установить, какими были римские города и как их жители скрашивали досуг. Одним из развлечений, предлагаемых в Помпеях, было посещение борделя. В «Люпинаре», одном из домов удовольствий в Помпеях, висела серия настенных рисунков, изображающих пары в различных сексуальных позах. Считается, что эти изображения использовались в качестве «меню» предоставляемых в том месте сексуальных услуг.
Если мы и знаем что-то о египетском боге Мине, так это то, что он итифаллический (то есть имеет эрегированный пенис) – его изображения не позволят вам забыть об этом факте.
Мин, древний бог, известный как «создатель богов и людей», был одним из первых египетских божеств, в честь которых начали создавать большие статуи. Эти статуи не пытались скрыть особенности его анатомии. Его часто изображают держащим свой пенис в левой руке. В культовых местах его священным животным обычно был бык, животное, известное своей мужественностью. Когда бога Мина стали отождествлять с созвездием Орион, три знаменитые звезды в области его торса определённо были не ремнём.
Мина также связывали с типом дикого салата, который при разрезании производит густой, белый сок. Некоторые археологи высказали предположение о том, что эту липкую белую жидкость египтяне могли ассоциировать со спермой.
Древние греки и римляне считали, что большой фаллос приносит удачу. Археологи обнаружили множество вырезанных из дерева пенисов в разных местах, и одна мифологическая фигура в особенности ассоциируется с ними. Приап – это бог плодородия, изображаемый с огромным пенисом.
Помпеи в очередной раз помогают понять то, как относились к сексу в древнем мире. Картины и статуи, изображающие Приапа, можно найти по всему городу. На одной известной фреске Приап взвешивает свой пенис, сравнивая его с мешком с золотом – возможно, это был намёк на его важную роль в делах.
Статуи бога часто изображают его в одеянии с приподнятым низом, демонстрирующим его эрегированный пенис. Мы не знаем, как именно греки и римляне воспринимали подобные образы. Они вызывали у них почтение или смех? Кто знает…
Гермы в Древней Греции были уникальным стилем скульптуры. На вершине каменного столба изображали голову то ли человека, то ли бога, а примерно в середине вырезали мужские гениталии.
Бога Гермеса часто использовали в качестве образа герм; ему отводилась роль защитника границ и отпугивающего воров. Считается, что гермы выступали в качестве хранителей как в частных, так и в общественных местах, а также приносили удачи. Если кто-то пытался уничтожить герму, это воспринималось как атака на город в целом.
В 415 г. до н. э. жители Афин проснулись и обнаружили, что все его гермы были повреждены. Ночью по улицам города бродила группа людей, совершая акты вандализма – а именно, отламывая статуям пенисы. Подозрение в совершении этого кощунства пало на государственного деятеля Алкивиада и привело к его падению и изгнанию из города. К счастью для него, закон «око за око» ещё не был в моде.
Древние римляне считали пенис талисманом, приносящим счастье. Точно таким же образом они относились и к колокольчикам. Чтобы увеличить силу чар, они часто вешали колокольчики на фаллосы. Названные тинтиннабулумами, колокольчики часто вешали у порога или в садах, чтобы отогнать злых духов. Однако простое объединение двух символов римляне считали недостаточным.
Некоторые тинтиннабулумы представляют собой сложное сочетание образов. Центральной фигурой мог быть эрегированный фаллос с крыльями и львиным хвостом. Этот летающий фаллос может также иметь собственный эрегированный фаллос. На этих соединённых пенисах могли висеть колокольчики или даже другие фаллосы, к которым прикрепляли ещё больше колокольчиков.
4. Кубок Уоррена
Кубок Уоррена, приобретённый Британским музеем в 1999 году, является одной из лучших серебряных работ римлян в мире. Он также носит порнографический характер. Обычно датируемый 1-м веком после Рождества Христова, серебряный сосуд для питья изображает четыре фигуры в богато украшенной комнате в окружении музыкальных инструментов. Однако не эти признаки роскоши бросаются в глаза.
На одной стороне изображена пара молодых мужчин (”twinks“), занимающихся любовью, а на другой – юноша, преклонивший колени перед своим бородатым любовником старшего возраста. Если вы внимательно посмотрите на кубок, то заметите пятую фигуру, которая подглядывает за совокупляющимися парами из-за края двери.
В 1953 году Кубок Уоррена не разрешили ввезти в Соединённые Штаты, поскольку изображения на нём были слишком шокирующими.
Когда Пи Джей Харви пела песню «Шила-на-гиг», многие могли не понимать, о чём шла речь. Строки звучали следующим образом:
Засунь эти деньги в свою бесполезную дырку…»
Что значит «шила-на-гиг»? Это статуи с вульвами, имеющими огромный размер. Иногда их можно найти на церквях, которые кажутся последним местом, где стоит размещать статуи женщин-эксгибиционисток. Шила-на-гиг распространены в Ирландии и Великобритании, иногда подобные скульптуры можно обнаружить и в континентальной Европе. Обычно их располагают над дверными проёмами или окнами.
Никто точно не знает, с какой целью эти скульптуры начали появляться в 11-м веке. Возможно, они использовались для того, чтобы отгонять злых духов, не давая им проникнуть в церковь.
2. Вавилонские совокупляющиеся пары
Фрейд сказал: «Иногда сигара – это просто сигара». Таким образом, когда дело доходит до эротического искусства, иногда порно – это просто порно. Это может касаться изображений совокупляющихся пар, найденных на месте Древней Месопотамии. Из песков археологи добыли таблички и статуи, на которых нет ничего, кроме пар в различных акробатических позах.
Примечательны две знаменитые таблички из Ирака, которые насчитывают почти 4000 лет. На одной из них изображён мужчина, который удовлетворяет женщину сзади. Другая показывает пару в аналогичной позе, но любовники решили сделать перерыв, чтобы выпить освежающий напиток. Женщина потягивает через соломинку густое вавилонское пиво, а мужчина пьёт его из чашки. Было выдвинуто предположение, что различные стили питья могут относиться к мужскому и женскому оральному сексу.
Вот вам пример простой реакции древних на секс, не запятнанной никаким духовным смыслом. Для месопотамцев секс был просто сексом, а не чем-то постыдным. Однако нас, современных читателей, шокирует такое извращённое и бесстыдное продвижение соломинок для питья.
1. Пан занимается сексом с козой
Когда во время раскопок в 1752 году в Геркулануме (другом римском городе, уничтоженном во время извержения Везувия) была обнаружена статуя бога Пана, археологи пришли в замешательство. А что бы вы подумали, увидев скульптуру, которая отчётливо изображает получеловеческое, полукозлиное божество, проникающее в козу? Один из археологов написал в письме домой, что лучше бы вулкан уничтожил эту скульптуру, которая была крайне неприличной.
Как бы там ни было, статую поместили в коллекцию древних произведений эротического искусства, доступ к которой можно было получить только с разрешения короля Неаполя. Или подкупив охранника. Женщинам было запрещено смотреть на подобные предметы.
Скульптор Джозеф Ноллекенс создал терракотовую копию статуи по памяти. Однако сегодня любой посетитель Археологического музея в Неаполе может увидеть оригинал, помимо прочих артефактов эротического искусства, которые когда-то считались слишком непристойными для открытой демонстрации публике.
Читайте далее: