Соборы Страсбурга

Соборы Страсбурга

Церковь св. Павла

Церковь св. Павла была построена в стиле возрожденной готики в конце 19-го века. Шпили башен видны издалека, возвышаясь над всеми окрестностями на высоту 76 метров. В Хорах стоит обратить внимание на пять витражей работы Saussure.

Église Saint-Guillaume — Церковь Сен-Гийом

Это готическая церковь, сочетающая в интерьере сразу два стиля: готику и барокко.

Адрес: Rue Calvin

Церковь Сен-Маделейн (église Saint-Madeleine)

Это католическая церковь, построенная в готическом стиле в конце 15-го века. Ее дважды перестраивали. Сначала из-за разрушительного пожара в 1904 году, затем после бомбардировок во время Второй мировой войны. В 1989 году церковь причислили к памятникам исторического значения.

Адрес: Rue Saint-Madeleine

Кафедральный собор Нотр-Дам

Это римско-католический кафедральный собор, соединяющий в своей архитектуре романский и готический стили. Он внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Кафедральный собор славится своими астрономическими часами — это экстраординарный пример кооперации между техниками, художниками и математиками.

Высота собора составляет 142 метра. Это шестое по величине здание в мире.

Адрес: Place de la Cathedral

Церковь Сен-Николас

Это маленькая готическая церковь. Первоначальная ее постройка началась в 1182 году, но спустя два века она была полностьб переделана и освящена в честь св. Николая, святого покровителя детей, учеников и матросов.

Адрес: Quai Saint Nicolas

Церковь св. Томаса (église Saint Thomas)

Это главная протестантская церковь Страсбурга и единственный пример подобной планировки церкви в Эльзасе. Внутри находится скульптура св. Михаила, сделанного в позднеготическом стиле — вторая по величине в подобном стиле во Франции.

Адрес: пересечение канала Rue Martin Luther и Quai Saint-Thomas

Церковь Saint-Pierre-le-Vieux

Эта протестантская церковь была внесена в список исторических памятников в 1981 году. Впервые она упоминается в исторических хрониках в 1130 году, хотя в те времена это была католическая церковь.

Адрес: Place Saint-Pierre le Vieux

Temple Neuf

Название дословно переводится с французского как «Новый храм». Изначально эта церковь принадлежала католическом ордену доминиканцев, но была разрушена во время войны в 1870 году. Нынешнее здание уже теперь протестантской церкви — это реконструкция 19-го века в нео-романском стиле.

Первая постройка на этом месте была выполнена доминиканцами в 1260 году. Во времена Страсбургской Республики в 16 веке она была секуляризирована и впоследствии отдана протестантам, организовавшим здесь в 1531 году бибилиотеку. В 1566 году эта библиотека была присоединена к Протестантской Академии, которая потом, в 1621 году, превратилась в университет. Во время франко-прусской войны в 1870 году город подвергся бомбардировкам, и в ночь с 24 на 25 августа 1870 года пожар разрушил храм. Библиотека с 400 000 книг и 3446 манускриптов сгорела.

Адрес: Rue de Temple Neuf

Церковь Сен-Жан

Построенная в 15-м веке, церковь Сен-Жан была частично перестроена после Второй мировой войны. У церкви сделан один неф с двумя ланцетными окнами. Внутри можно увидеть остатки фресок, созданных художниками Верле и Швенкедель.

Страсбургский собор

Страсбургский собор — главная достопримечательность города, главная гордость. Его просто невозможно не любить. Я до сих пор помню, как маленькой девочкой стояла у его подножья и просто не могла перестать смотреть. Поэтому вне всякого сомнения, когда вы приезжаете в Страсбург, это первое, на что нужно пойти и посмотреть.

Когда вы его видите, перестаете замечать все вокруг, время останавливается и толпа вокруг вас тоже, ведь никто не сможет равнодушно пройти мимо. И даже сейчас, после стольких лет в Страсбурге, я всегда остановлюсь, чтобы полюбоваться на собор.

Немного истории

Страсбургский собор начали строить в 1015 году совместными, франко-немецкими, силами. И это очень сильно отразилось на его внешнем виде. Весь собор представляет собой сплетение культур, обычаев и традиций разных романских племен, населявших в то время эти территории. Строили его очень долго, больше четырехсот лет, и на протяжении всего этого времени он достраивался разными архитекторами, приехавшими со всей Европы.

В 1439 году собор наконец открыл свои двери для посетителей, а с 1625 года даже стал самым высоким строением человечества, и удерживал этот титул на протяжении 250 лет!

Астрономические часы

Построенные в 16 веке, эти часы являются ярким представителем эпохи Возрождения. Когда строительство было закончено, их назвали одним из семи чудес Германии, до того, конечно, как Страсбург в очередной раз стал частью Франции. Часы довольно точно показывают движение многих небесных тел таких как Солнце, Луна, Земля, Меркурий, Венера. Главным их украшением является Дева Мария, к которой каждый год на Рождество приходят три волхва. Также часы определяют даты церковных праздников, не закрепленных в календаре, Пасху, например.

Существует легенда, что по окончании их строительства, немецкие власти не хотели, чтобы Мастер смог повторить этот шедевр, и выкололи ему глаза. Имя Мастера, кстати, до сих пор остается неизвестным.

Как добраться

На трамвае

Недалеко от собора находится крупнейшая трамвайная станция в Страсбурге под названием Homme de fer, что в переводе означает Железный человек. На эту остановку вы можете приехать на любом трамвае, кроме Е.

На автобусе

Автобусы с номерами 4, 6, 10, 14, 24 останавливаются вокруг исторического центра. Но из-за того, что движение по историческому центру города ограничено, вам в любом случае придется пройтись пешком.

Билет на 1 человека на 1 час стоит 1.70€. Купить его можно:

  • В автобусе. У водителя автобуса можно купить билет в одну сторону или билет “туда-обратно”, который даст вам право на две поездки в течении одного дня. Но будьте внимательны! В автобусе у вас не примут банковскую карту или купюру больше 20€ .
  • На трамвайных остановках. На каждой трамвайной остановке стоит автомат, где вы можете купить обычные билеты; “набор из 10”, что сэкономит вам в среднем 10 центов с каждого билета; билет на весь день на одного человека; билет на весь день на двоих-троих. В этих автоматах вы сможете расплатиться банковской картой или мелочью. Купюроприемника в них нет.

И не забывайте компостировать ваши билетики! Автоматы для этого стоят на трамвайных остановках и внутри автобусов. Штраф за непрокомпостированный билетик составляет 33€, а за проезд без билета – 49€ .

Самый любимый мой способ для перемещения по Страсбургу. А как иначе вы сможете заметить всю эту красоту, окружающую вас? Страсбург очень небольшой город. И передвигаться по нему пешком очень приятно и не обременительно.

В Страсбурге очень хорошо работают карты от Google. Они помогут вам не только проложить оптимальный пеший маршрут, но и с легкостью подберут общественный транспорт со всеми необходимыми пересадками, а также предоставят расписание трамваев и автобусов. Обязательно проверяйте свой маршрут на картах! Улицы города построены в крайне хаотичном порядке и никогда не знаешь, куда тебя выведет эта милая улочка!

Также если не просто знаете адрес места, куда вам нужно добраться, но и название остановки, вам может помочь сайт транспортной компании города Страсбург. Простой и понятный интерфейс, доступный не только на французском, но и на английском языке.

Осмотр достопримечательности

Собор открыт для посещения всеми желающими с 7.00 — 11.20 и с 12.40 — 19.00. Вход свободный.

Он полон восхитительных статуй и инсталляций, но, несмотря на это, лично я всегда хожу высоко задрав голову, потому что для меня ничто и никогда не сможет сравниться с красотой витражей Страсбургского нотр дама. Там же, за скромное пожертвование, можно зажечь свечу или приобрести небольшой сувенир. Но будьте готовы к тому, что в другом месте города точно такую же безделушку вы сможете купить намного дешевле. Единственное, чего вы не найдете больше нигде, это памятные монеты с изображением кафедрального собора, которые продаются в автоматах.

Смотровая площадка

Нигде вы не увидите Страсбург лучше, как на смотровой площадке собора, которая находится на высоте 66 метров. С нее открывается чудеснейший вид на весь старый город с его узкими улочками и красными крышами, на новый, где расположен Европарламент и Суд по правам человека. Преодолев всего 332 ступени, вы сможете насладиться всеми красотами этого чудесного, милого города.

Часы работы

  • С 1 апреля по 30 сентября, каждый день с 9.30 до 20.00 (последний подъем в 19.30)
  • С 1 октября по 31 марта, каждый день с 10.00 до 18.00 (последний подъем в 17.30)

Подниматься придется пешком! Лифт предусмотрен только для людей с ограниченными возможностями.

Кафедральный собор Нотр-Дам в Страсбурге

На протяжении двух веков страсбургский Нотр-Дам был самым высоким в мире собором. Это одно из наиболее крупных строений из песчаника в Европе. Но что действительно поражает воображение в соборе — так это даже не столько его размеры, сколько потрясающая деталировка отделки. Трудно поверить, что столь совершенное и тщательно выполненное творение было создано едва ли не тысячу лет назад.

Велика вероятность, что вы выйдете к собору через мост по улице Вье Марше Окс Пуассон, мимо Исторического музея. В этом случае Нотр-Дам внезапно и без всякого предупреждения шокирует туристов, показываясь по правую руку в перспективе узкой улицы Мерсье. На правом углу этой улицы стоит потрясающий белый фахверковый дом с искусными резными деревянными скульптурами. В нём, кстати, расположен большой сувенирный магазин.

Начало строительства страсбургского Нотр-Дам пришлось на рубеж тысячелетий, хотя и века спустя собор достраивали и расширяли. Первая постройка сгорела в 1176 г., и строительство уже в новом стиле продолжалось с того самого года почти триста лет. Тщеславным стремлением епископа Страсбурга, при котором работы были начаты, стало переплюнуть кафедральный собор в Базеле — надо сказать, в конце концов это и получилось благодаря главному фасаду.

Внешний вид Нотр-Дам в Страсбурге сегодня типичен для готической французской церкви и вызывает ассоциации с соборами в Кёльне и Ульме. Северная башня собора, оконченная в середине 15 века, насчитывает более 140 метров высоты. Южная башня так и не была достроена, поэтому собор в целом выглядит несколько асиметрично. А вот резной западный фасад Нотр-Дам в Страсбурге, который создавался в период экономического взлёта города, в середине 13 века, позднее нефа, сегодня воспринимается как бесспорная доминанта всей конструкции. Его кружевную поверхность украшают тысячи скульптур и декоративных элементов: горгульи и мифические чудища, святые и правители, аллегорические фигуры, узорные окна-розетки и сложные орнаменты.

Утром по воскресеньям в страсбургском кафедральном соборе можно послушать григорианские песнопения, и довольно часто здесь проходят концерты органной музыки (вход платный).

Внутренность собора не менее интересна, чем его внешний вид. Здесь можно увидеть прекрасные и тщательно выполненные многочисленные витражи с классическими сюжетами, яркий и богато отделанный орган, а также особую достопримечательность — астрономические часы 19 века. В новогоднюю ночь их механизм делает полный круг и показывает, на какие дни следующего года придутся праздники с «плавающими» датами. Осмотр часов предполагает вход через отдельную северную дверь, билеты платные.

Во время Великой французской революции Нотр-Дам изрядно пострадал: не столько само здание, сколько элементы его отделки. Множество прекрасных статуй разбили (управляющим удалось спрятать и таким образом сохранить лишь несколько). Кроме того, собор едва не расстался с башенным шпилем: слишком высокий, он как бы шёл вразрез с концепцией всеобщего равенства. Спасла шпиль смекалка местного кузнеца: он придумал превратить его в символический знак свободы, поместив сверху фригийский колпак — что и было проделано.

На башню страсбургского собора можно подняться по лестнице. Что и проделывали некоторые исторические личности: например, Гёте, Стендаль и барон Кюхельбекер.

Собор — действующая католическая церковь, и посещение его туристами во время богослужений невозможно.

Нотр – Дам де Страсбург

Да-да, это тоже Нотр-Дам, только не де Пари, а де Страсбург. Кафедральный Собор Девы Марии. Вот бываю в Страсбурге раз по 5 в месяц минимум, но никогда нет возможности сделать фото даже телефоном, да и отзыв писать в голову не приходило — рабочее место. Но, в этот раз день был такой солнечный, у меня туристы такие замечательные, чужих туристов так мало, что…. захотелось снять и посоветовать всем, кто еще не был в этом волшебном месте — приезжайте!

Шпиль Собора виден издалека, все-таки 142 метра, но сам Собор открывается в переулке совершенно неожиданно, и, еще не было случая, что бы туристы, увидев это чудо, не воскликнули: «Вау!»

Кафедрал (а в нем в наличии не просто епископ, а аж Архиепископ Жан-Пьер Гралле!) построен в самой высокой точке города. Когда-то на этом месте стояла базилика, но она была сожжена Германом Швабским. А, начиная с 1015 года, епископ Вернер Габсбурский начал восстановление Собора, и восстанавливали «всего» четыре столетия! В результате: восточный фасад романский, южный романский с готическими элементами,

а западный и северный фасады — пламенеющая готика.

Западный фасад — самая впечатляющая часть собора. Основной вклад в его создание сделал мастер из Германии Эрвин фон Штейнбах. Потрясающие порталы фасада созданы в 19 веке (в основном), по средневековым образцам, которые, к сожалению, были уничтожены во времена Французской Революци. Этих порталов три. На северном боковом портале (в настоящее время — главный вход) Добродетели, убивающие копьями Пороки:

На среднем портале гостей встречают пророки:

На южном боковом портале Девы Разумные и Неразумные. Искуситель протягивает Деве Неразумной яблоко соблазна, она расстегивает застежки платья и не видит, что по спине Искусителя ползут змеи и жабы:

На тимпанах западного фасада изображено жизнеописание Иисуса. Над центральным тимпаном сама Дева Мария и Иисус:

Главная достопримечательность Собора — Астрономические часы:

Они созданы в 17 веке Конрадом Дазиподиусом и братьями Хабрехтами из Шаффхаузена., а в середине 19 века Жан-Батист Швильге полностью реконструировал часы. Перед часами — небесный глобус:

Эти часы уникальны, они показывают время (среднеевропейское и астрономическое, с разницей в полчаса), время восхода и заката, лунную фазу, день недели, знак Зодиака и эру Зодиака. Когда часы создавали, нашелся «Фома неверующий», который усомнился, что такой механизм будет работать долго. В результате, этот человек наблюдает за часами до сих пор:

Каждый день, в половине первого, происходит небольшое представление с движущимися фигурками. Для этого в 11.30. всех посетителей изгоняют просят покинуть Собор, а люди, отстоявшие в двух очередях (сначала в кассу, затем на вход), еще минут 30 смотрят фильм о создании часов (на английском, французском и немецком). Представление длится минутки4. На мой взгляд — оно того не стОит! Каждые 15 минут проходит одна из фигурок.

В этой же капелле находится самая старая колонна Собора, точнее — 4 в 1, создающие Столб Ангелов:

Собор классический, трех-нефный, его ширина 36 метров, высота 32 метра.

Самое роскошное из убранства Собора — орган, но он сейчас на реставрации. Его изготовил великий мастер Андреас Зильберманн.

Кафедра, которую создал Ганс Хаммер, поражает воображение своей ажурностью!

Сбоку примостилась маленькая собачка, которую непременно надо погладить, загадав желание:

Проверено на себе и на многочисленных туристах — срабатывает!

В центре хора привлекает внимание красивый витраж — Пресвятая Богородица, покровительныца Собора. Ее создал в 1959 году Макс Инград и этот витраж был подарен храму Евросоюзом:

В нише северной части трансепта можно увидеть старинную купель 15 века. Ее автор Иодокус Дотцингер:

Там же скульптурная группа Гора Елеонская, созданная в 15 веке Вейтом Вагнером,

над которой возвышается миссионерский крест, чудом спасенный от революционеров:

Свет падает в Собор через роскошное окно-розу, его диаметр 12,5 метров, оно было создано в 14 веке:

На смотровую площадку можно подняться, преодолев 330 ступенек, и оказавшись на высоте 66 метров, вход стОит около 2 евро, касса и лестница сбоку, справа от центрального входа:

Про Собор можно рассказывать еще очень и очень долго, но, лучше один раз увидеть…

platpaul

ФотоПутешествия с Паулем )

Мечты сбываются – надо лишь в правильном направлении мечтать.

1. Просто потрясающе снаружи, внутри церковь заслуживает особого внимания, множество красок, деталей и всяких интересностей, итак, вперед!

2. На самом деле не совсем вот так темно, храм очень просторный, много света проливается сквозь красивые витражи, заливая яркими пятнами все изнутри.

4. Заходишь внутрь примерно до середины церкви, обернитесь – потому что там центральное украшение собора витраж-розета диаметром 14 метров.

5. Ее автор немецкий мастер Эрвин фон Штейнбах, и это чудо было изготовлено в 1280 году.

6. С противоположенной стороны еще один витраж с изображением Мадонны с младенцем, единственный новодел, так как оригинал безвозвратно пострадал в последнюю мировую.

8. А какова красивая, практически воздушная кафедра, если “архитектура – это музыка застывшая в камне” то это как раз тот случай.

10. По преданию, ее изготовили для одного пламенного проповедника, у которого была собака. Ее он брал с собой на проповедь (в чем я очень сомневаюсь) и Проповедник занимался своим делом, собака спала у ног и вот когда он чересчур затягивал с проповедью, то прихожане начинали тормошить собаку, та начинала скулить и проповедник прекращал свою работу. Так вот скульптор изобразил ее среди перил.

11. Но мне вспомнился еще одна кафедра, только в венском соборе св.Штефана, там тоже собачка “дежурила” у перил и по легенде она служила добрым талисманом, когда священник поднимался по лестнице мимо нее, все внутренние противоречия оставляют его и он подходит к кафедре духовно чистым.
Вот так у меня порой наслаивается одно воспоминание на другое.

13. Я не могу пройти мимо таких прекрасных алтарей-складней, игра света на позолоте производит впечатление – все просто как будто горит.
Это деревянный алтарь, посвященный св.Понкратию, который был изготовлен в 1522 году. В центре находится сам святой, боковые дверцы украшают истории Рождества и сцена с волхвами. А в нижнем пределе Христос с учениками.

14. Еще один алтарь складень примерно того же периода.

15. Сосуд со святой водой.

18. Один витраж представляет собой воплощает собой страшное существо – наверное дьявол он такой.

20. Очень красивый орган в виде “ласточкиного гнезда” висит практически у входа, если учесть что его время создания к 1491 году, это какие технологии и какой размах фантазии были в те времена – а эти цвета, вроде не сочетаемые красный, зелёный, синий и позолота – а вместе смотрится просто роскошно.

22. Еще немного кружев из камня – семиугольная купель, ее дата изготовления дошла до наших времен – 1453 год.

23. В одной из больших и темных ниш эффектно расположилась скульптурная группа , изображающая молитву Иисуса Христа в Гефсиманском саду, создана в 1498 году.

24. В одной из напольных решеток что то блеснуло. сотни, а может и тысячи монет сверкают из темноты, где то там и моя.)))

26. В каждом соборе-церкви есть какая нибудь своя маленькая история, например как связанная вот с этой незатейливой скульптурой, человек как будто облокотился на балюстраду, она относится примерно к 15 веку и с ней связана легенда: были два архитектора, которые соперничали друг с другом, один из них возвел колоны поддерживающие своды, а второй усомнился в их прочности и часто сидел вот в такой позе, в ожидании когда же колонна рухнет.
Это надоело первому архитектору и он велел изваять соперника в камне и водрузил его на один из выступов – вот такая месть, кстати, колонны поддерживающие своды так и не рухнули).

27. И напоследок еще одна достопримечательность собора , его астрономические часы – они были созданы в XVI веке, идея создания пришла в голову местному Епископу, гонцы помчались во все стороны света, чтоб собрать мастеров своего дела, например прибыл математик Конрад Дазиподиус (Conrad Dasypodius), братья-механики Хабрехт (Josias и Isaac Habrecht), художник Тобиас Штиммер (Tobias Stimmer) и не только, кропотливая работа по созданию заняла не один год.

28. Конечно в таком механизме не обошлось без движущихся фигурок, которые через определенное время совершают свой круг.

30. Часы показывают время, но также день, месяц, год, знак зодиака, фазу луны, положение планет. В 1832 году был сконструирован уникальный механизм, показывающий орбиты Земли, Луны и известных тогда планет (от Меркурия до Сатурна). Уникальностью часов является механизм, завершающий один полный оборот в новогоднюю ночь и вычисляющий точку отсчёта для тех церковных праздников, даты которых меняются из года в год, например Пасха.

А кто сказал темное “средневековье”? )))
Кстати, внизу будет еще ссылка на пару астраномических часов.
Открывайте мир!

Страсбургский кафедральный собор

Одна из самых крупных построек из красного песчаника – Страсбургский кафедральный собор. Уникален этот строительный материал тем, что при различном освещении он меняет свой цвет от розового до золотистого, от красного до серого. Расположен он на большой булыжной площади, вблизи дворца Роганов, на месте старой рейнской базилики Каролингов.

Особенности кафедрального собора в Страсбурге

Старая базилика на этом месте была возведена еще в начале 11 века, но в результате пожара здание было полностью уничтожено. Три сотни лет потребовалось на возведение нового чуда готической архитектуры: фундамент кафедрального собора был заложен в 1176 году, а ажурный шпиль на башне установлен в 1439 году.

Высота храма впечатляющая – 142 метра. Поэтому вплоть до 19 века этот собор признавали самым высоким в Европе и в мире. Это элегантное, устремленное ввысь асимметричное здание имеет только одну башню. Поражает своей красотой внешнее и внутреннее украшение собора: множество скульптур, аркад, рельефов, витражные окна, гобелены, фрески. И датируются многие из них 12 веком.

Южный портал собора отличается изумительными скульптурами “Синагога” и “Церковь”. Северный портал – изящными и неповторимыми каменными орнаментами. А в западном – множество идущих подряд скульптур.

Не все великолепие за прошедшие столетия уцелело. Во времена Реформации и Французской революции собор принадлежал то католикам, то протестантам, его грабили и жгли. Но несмотря ни на что этот рукотворный шедевр жив и продолжает радовать многочисленных туристов своей красотой, тем более что можно найти отель Страсбурга с видом прямо на собор.

Чудеса Собора

Прекрасным экспонатом эпохи Возрождения называют орган в соборе: небольшой, но роскошно украшенный. А удивительные астрономические часы, размещенные на соборе, указывают даты по гражданскому календарю, даты по церковному календарю, астрономические данные и точное время. Каждый час пришедшие к собору могут наблюдать зрелище:

  • ангел переворачивает песочные часы;
  • появляется Иисус Христос;
  • он прогоняет косящую время Смерть.

А ровно в 12:30 каждый день другое часовое представление: благословляющий двенадцать коленопреклоненных апостолов Христос, возвещающий об отречении Петра кукарекающий петух, а затем благословляющий всех присутствующих Создатель.

Множество и других чудесных явлений можно увидеть здесь. Например, в дни равноденствия, всего два раза в год, в соборе можно лицезреть “зеленый луч”: через витраж проходит солнечный луч и необычным сиянием освещает резную кафедру. Он попадает на резной балдахин из камня над фигурой Христа, который в этот момент больше похож на ажурные кружева. А каждый вечер летом здесь устраивают световое шоу – незабываемое зрелище!

Информация для посетителей

Адрес: Place de la Cathédrale, 67000 Strasbourg, Франция.

Время работы:

  • с апреля по сентябрь, каждый день – с 9:00 до 19:30
  • с октября по март, каждый день – с 10:00 до 17:30;
  • с июня по август (каждую пятницу и субботу) – кафедральный собор открыт до 22:00.

Анимация: ежедневно в 12:30 (южный портал с 12:00). Цена: 1 евро.

Соборная платформа – место, откуда открывается панорамный вид на город. Вход: 3,00 евро. Открыта для посетителей:

  • ноябрь, декабрь, январь, февраль: с 9.00 до 16.30;
  • март, октябрь: с 9.00 до 17.30;
  • апрель, май, июнь, сентябрь: с 9.00 до 18.30;
  • июль и август: с 8.30 до 7.00.

Страсбургский собор

1015 Франция, Страсбург

Католический кафедральный собор, шедевр готической архитектуры и главная достопримечательность Страсбурга. Относится к числу самых высоких соборов мира и крупнейших строений из песчаника. Находится в центре города на Кафедральной площади.

На месте нынешнего Страсбургского собора культовые сооружения были ещё во время римского владычества. Первый христианский храм здесь в 7 в. построил страсбургский епископ святой Арбогаст. В следующем веке при Карле Великом церковь заменили более крупной трёхнефной базиликой. Она несколько раз подвергалась пожарам и ремонтировалась, пока сразу несколько пожаров, возникших в самом начале 11 в. её окончательно не разрушили. Тогда в 1015 г. епископ Вернер I начал постройку нового собора, но и он сгорел в пожаре спустя полтора века – в 1176 г.

После этого тогдашний епископ Страсбурга Генрих I фон Газенбург решил возвести собор по образу Базельского собора, но который должен был его превзойти в размерах. При строительстве решили оставить уцелевшие части предыдущего строения – крипту и трансепт. Сначала к ним пристроили романский хор. Затем, в 13 в., были приглашены мастера из Шартра, которые работали уже в новом стиле – готическом. Они возвели главный неф собора.

В 1277 г. за работу взялся архитектор Эрвин фон Штайнбах, которому Страсбургский собор в наибольшей степени обязан своим обликом. В частности, как считается, именно он возвёл главный западный фасад. После его смерти работу продолжили его сын и дочь. Нынешний облик Страсбургский собор приобрёл в 1439 г., когда была завершена его северная башня. Её основным автором считается кёльнский архитектор Иоганн Хюльц.

В целом в строительстве собора участвовало много архитекторов, как французских, так и немецких, среди которых был Ульрих фон Энсинген, ранее возводивший Ульмский собор. Таким образом Страсбургский собор, как и город Страсбург, объединил в себе черты, характерные и для немецких, и для французских готических церквей.

Главной его архитектурной достопримечательностью является западный фасад. Он богато декорирован различными рельефами и скульптурами. Его особенностью являются так называемые “каменные арфы” – ажурные аркатуры перед несущими стенами. По центру фасада расположена большая розетка, над ней находится великолепная галерея апостолов, в нишах установлены конные статуи знаменитых монархов. Три стрельчатых готических портала украшают изображения сцен из жизни Иисуса Христа и Страшного суда, Девы Марии с младенцем, а также множество сюжетов и персонажей на библейские темы.

Северная башня фасада имеет высоту 142 м. и после возведения оставалась самой высокой в мире вплоть до постройки в 1874 г. церкви Святого Николая в Гамбурге. Вторая же башня так и не была построена. Сначала не хватало средств, затем, как считается, готика с высокими башнями вышла из моды. При этом было опасение, что из-за слабости почвы она может не выдержать две такие башни, в результате собор так и остался без изменений. На башне имеется смотровая площадка, с которой открывается великолепный вид на город.

Примечательны и два других фасада собора – северный и южный. Северный – самый поздний, украшен великолепным орнаментом и скульптурной композицией, изображающей мученичество Святого Лаврентия. Двойной южный фасад, наоборот, – самый ранний, в отличие от остальных выполнен в романском стиле и выглядит проще. При этом его украшают наиболее ценные скульптуры 1230 г., точнее – копии, т.к. оригиналы сейчас хранятся в музее собора. Это – “Церковь” и “Синагога” по бокам, статуя царя Соломона в центре и поясная статуя Иисуса Христа над ним. Над порталами расположен циферблат астрономических часов, находящихся внутри собора.

Интерьер Страсбургского собора выполнен в строгом готическом стиле и имеет несколько приглушённое освещение, создаваемое витражами 12-14 вв. Следует отметить резную кафедру у северной стены главного нефа, выполненную Гансом Хаммером в 1485 г. Главный алтарь находится в самой старинной, позднероманской, части собора на возвышении, т.к. под ним расположена старинная крипта, оставшаяся от предыдущего собора. Витраж над алтарём с изображением Богоматери является современным произведением – он был выполнен художником Максом Энграном и подарен собору в 1956 г. Европейским советом, флаг которого в виде круга из 12 звёзд можно увидеть в самом верху.

В северной части трансепта справа расположен алтарь Святого Лаврентия. В его нише установлена купель 1453 г. работы Джодока Дотцингера. Напротив находится скульптурная композиция “Гефсиманский сад”, изображающая сцену ареста Иисуса Христа. Её выполнил Николя Рёдер в 1498 г. для кладбища церкви Святого Фомы, а в 1667 г. она была перенесена сюда.

В южной части трансепта стоит колонна Ангелов, созданная в 1230 г. неизвестными французскими мастерами: внизу стоят четыре евангелиста со свитками, над ними – четыре ангела Страшного суда трубят в трубы, а на самом верху восседает Иисус Христос и ещё три ангела с орудиями Страстей – терновым венцом, крестом с гвоздями и копьём. Рядом можно увидеть ещё одну фигуру мужчины, смотрящего на колонну. По легенде этот человек утверждал, что столб не выдержит свод в этом месте, тогда мастер решил увековечить его в характерной выжидающей позе.

Здесь же на восточной стене расположены знаменитые Астрономические часы Страсбургского собора – одни из самых “навороченных” в мире. Их изготовила группа мастеров под руководством математика Конрада Дазиподиуса в середине 16 в. Они проработали более двухсот лет и остановились только в 1788 г. Из-за начавшихся революционных событий долгое время всем было не до часов, наконец в 1838-42 гг. инженер Жан-Батист Швильге создал новый механизм, в котором добавил ещё планетарный механизм Солнечной системы с известными на тот момент планетами и Луной.

Помимо того, что часы показывают время, день, месяц, год, знак зодиака, фазу луны и положения планет, они предугадывают и некоторые астрономические события, например затмения, а также имеют церковный календарь, т.е. рассчитывают дату Пасхи. При этом часы демонстрируют кукольные сценки: каждые 15 минут показывают одну из фигурок, олицетворяющих четыре возраста человека, каждый час ангел переворачивает песочные часы, а Иисус Христос под звон колоколов изгоняет Смерть. А раз в сутки в 12.30 разыгрывается главный спектакль с участием Христа и двенадцати апостолов.

Ссылка на источник: http://napereputye.ru/franciya/dostoprimechatelnosti/cathedralestrasbourg.php

Топ-7 фильмов, которые заставят выйти из рабства

Соборы Страсбурга

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Страсбургский собор” в других словарях:

Собор (храм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Собор. Собор особый статус христианского храма, присваиваемый, как правило, кафедральному храму, т. е. храму, в котором имеется епископская кафедра и где обычно служит епископ. В европейских… … Википедия

Собор Антверпенской Богоматери — Христианский собор Собор Антверпенской Богоматери Onze Lieve Vrouwekathedraal … Википедия

Кафедральный собор — Собор особый статус христианского храма, присваиваемый обычно по причине какого то особенного его положения. Так, собором называют кафедральный храм, в котором имеется епископская кафедра и где обычно служит епископ; в европейских языках сам… … Википедия

Арбогаст Страсбургский — У этого термина существуют и другие значения, см. Арбогаст. Арбогаст Страсбургский Argobast von Straßburg … Википедия

Культ Разума — Страсбургский собор в качестве Храма Разума Культ Разума (фр … Википедия

Страсбург — Город Страсбург Strasbourg Флаг Герб … Википедия

Мюнстер Страсбурга — Западный фасад Готические ворота Страсбургский собор (нем. Straßburger Münster / Liebfrauenmünster, фр. Cathédrale Notre Dame) кафедральный собор во французском городе Страсбурге, бывший на протяжении более 200 лет самым высоким зданием мира.… … Википедия

Мюнстер в Страсбурге — Западный фасад Готические ворота Страсбургский собор (нем. Straßburger Münster / Liebfrauenmünster, фр. Cathédrale Notre Dame) кафедральный собор во французском городе Страсбурге, бывший на протяжении более 200 лет самым высоким зданием мира.… … Википедия

Список соборов Франции — Список кафедральных соборов во Франции и французских заморских департаментах и территориях, в том числе и бывших (утративших статус главной церкви диозеза). Абсолютное большинство соборов во Франции являются католическими, однако некатолические… … Википедия

Список самых высоких церквей мира — перечисляет по убывающей наиболее высокие христианские культовые сооружения, в частности, их купола или колокольни. Содержание 1 Список 2 Интересные факты 3 См. также … Википедия

Страсбургский собор

Собор Нотр-Дам является наиболее характерной и узнаваемой чертой Страсбурга, его шпиль виден из любой точки города. Отдыхать или жить во Франции и не посетить при этом Страсбургский собор – непростительное упущение. Известно, что Иоганн Вольфганг Гете, который учился здесь в Университете, каждый день поднимался на колокольню храма, чтобы преодолеть страх высоты. А Виктор Гюго назвал собор «гигантское деликатное чудо».

История собора

Собор расположен на нынешней площади Катердаль. Место было выбрано не случайно. Храм решили построить там, где находилась ранее самая первая христианская церковь в Страсбурге, которую возвели еще в VIII веке на месте римского святилища. Церковь была уничтожена пожаром. Первое, деревянное, здание храма возвели в 1007 году, но и оно сгорело. Тогда было принято решение строить собор из камня. Многие сомневались в долговечности этого проекта: слишком слаб был грунт на реке Иль. Однако инженеры создали сложную систему свай, которая помогает поддерживать здание до сих пор.

Свой неповторимый розовый оттенок храм получил благодаря песчанику, который привезли из близлежащего карьера. Основная часть проекта была поручена архитектору Эрвину фон Штейнбаху, под его руководством работали еще четырнадцать мастеров. Ориентировались они на французскую соборную готику. Без преувеличения можно сказать, что Штейнбах вложил в свою работу всю душу. Да и не только душу: когда не хватало денег на строительство, он пожертвовал храму своего коня. После смерти архитектора дело продолжили его ученики и дочь Сабина. Сегодня на площади Шато можно увидеть статуи Эрвина и Сабины.

Строительство собора было закончено только в 1439 году. Епископам Страсбурга хотелось затмить все остальные французские города, и им это удалось: на протяжении четырех столетий здание являлось самым высоким в мире. Однако «жизнь» его не была тиха и спокойна, за такой шедевр, конечно, сражались противники во всех войнах, и государственных, и религиозных. Во времена Реформации борьба за храм шла между католиками и протестантами. Еще больше ухудшилось его положение, когда после Великой французской революции из собора кощунственно сделали место культа Верховного существа, удалив все статуи святых. В период Второй мировой войны храм был предметом споров и дележа Германии и Франции.

Архитектура

Северная башня собора, оконченная в середине XV века, насчитывает более 140 метров высоты. Южная башня, к сожалению, не была достроена, так как не хватило средств, поэтому собор в целом выглядит несколько ассиметрично. Доминирует в здании западный фасад, который создавался раньше всех, в период экономического взлёта города, в середине XIII века. Его поверхность украшают сложные орнаменты, узорные окна, тысячи скульптур и декоративных элементов: горгульи и мифические чудища, святые и правители, символические фигуры и статуи.

Неф разделен на три части рядами высоких колонн, одну из которых «поддерживает» силач, на его плечах, по легенде, стоит весь собор. Кончено, основная тема оформления – религиозная: три портала западного фасада посвящены основным этапам земного пути Христа, витражи XIII-XIV веков также представляют сцены из жизни Спасителя и Девы Марии.

Внутренняя часть собора не менее интересна, чем его внешний вид. Здесь можно часами рассматривать прекрасные и тщательно выполненные витражи с евангельскими сюжетами, величественную, оживленную скульптурами Колонну ангелов, купель 1453 года выполненную в стиле строгой готики и многие другие украшения и детали.

Астрономические часы

К нерелигиозной части достопримечательностей храма можно отнести портреты правителей Римской империи, богато отделанный орган и, конечно, знаменитые астрономические часы, которые бьют каждый день в 12:30. Гигантский механизм был создан в XVI веке Конрадом Дасиподиусом и братьями Хабрехтами из Шафхаузена, а в 1838-42 гг. полностью реконструирован Жан-Батистом Швильге. Перед часами расположен небесный глобус. В нижней части находится циферблат с несколькими стрелками, показывающими текущее время, лунную фазу, а также время восхода и захода солнца.

Часы делают вычисления церковных праздников, даты которых меняются из года в год. В 1832 году было добавлено устройство, показывающее орбиты Земли, Луны и известных на тот момент планет. Самый медленно вращающийся механизм показывает прецессию земной оси – один оборот занимает 25800 лет.

Возвышенная красота

Сегодня Страсбургский собор – это действующая католическая церковь, которая закрыта для туристических экскурсий во время богослужений. Утром по воскресеньям в храме можно послушать григорианские песнопения, довольно часто здесь проходят концерты органной музыки. Для осмотра астрономических часов предусмотрена отдельная дверь. Всем желающим разрешается подняться на башню собора по лестнице.

В Страсбург приезжают с разными целями: кто-то в качестве туриста, кто-то за юридической помощью, кто-то просто отдохнуть. Но с уверенностью можно сказать, что мимо Страсбургского собора не прошел ни один человек. Это главный символ города, его духовная доминанта, его основная достопримечательность. Сюда приходят молиться, участвовать в религиозных таинствах, изучать историю города и просто наслаждаться величественной архитектурой. «Здесь возвышенное соединилось с красотой», – сказал о Страсбургском соборе Иоганн Гете.

Уникальные астрономические часы эпохи Возрождения, которые работают до сих пор

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Часы установили в Страсбургском соборе в XIV веке (в период между 1352-1354 гг.). Они были оснащены механическими составляющими, очень редкими для своей эпохи. На часах находился позолоченный петух и три библейских короля, установленных перед образом Богородицы. Ровно в 12.00 фигурки приводились в движение: петух махал крыльями и кукарекал, а короли кланялись Божьей матери.

Начиная с 1547 года, усовершенствованием механизма занялись математик Конрад Дазиподиус, механики Хабрехты и живописец Тобиас Штиммер. Часовщики заменили хронометр и петуха, добавили астрономические функции.

В 1789 году во время французской революции часы в соборе были повреждены. Почти полстолетия они не функционировали. Затем за их восстановление взялся часовых дел мастер Жан-Батист Швильге. Он заменил нерабочий механизм и дополнительно установил на часах мини-планетарий с четырьмя циферблатами и церковный календарь. Высота всей конструкции с 12 метров увеличилась до 30 метров.

Ежегодно в новогоднюю ночь часы совершают полный оборот и на специальных табло появляются «плавающие» даты таких праздников как Пасха, Вознесение, Пятидесятница. В механизме есть шестеренка, которая движется нереально медленно. Она определяет прецессию (отклонение) земной оси. Чтобы эта шестеренка сделала полный оборот, понадобится целых 28 000 лет.

Помимо сложного механизма и указания нескольких видов времени, Страсбургские часы привлекают к себе туристов движущимися фигурками. Каждую четверть часа перед зрителями проезжает одна из четырех статуэток. Сначала появляется младенец, затем юноша. После него настает очередь зрелого мужчины и, наконец, старика. Все они мелькают перед скелетом, символизирующим смерть и бренность бытия.

В 12.30 слышится звон колокольчика, в действие запускаются все фигурки: петух кукарекает, на «сцене» появляется Иисус Христос, а за ним 12 апостолов. Представление завершается шествием древнеримских богов, символизирующих дни недели.


Не менее уникальным старинным механизмом являются астрономические часы на Староместской площади в Праге. Их возраст составляет 600 лет, а они все еще тикают.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Читайте далее: