Соборы Шартра | Vasque-Russia.ru

Соборы Шартра

Соборы Шартра

Шартрский собор


1.
Общий вид собора. На этом фото не очень впечатляет, но в реальности он огромный и величественный.

Холм, на котором стоит Шартрский собор, считался “местом силы” с незапамятных времен. Тысячелетиями он был культовым местом и притягивал паломников. В стародавние времена здесь был ритуальный комплекс друидов. Галльские друиды, руководствовались необычайной энергетикой, которой славилась гора в Шартре, а также целебными водами источника, который бил из-под земли неподалеку. Таким образом, Шартр со временем стал настоящим центром паломничества друидов со всех уголков Европы, а также местом, где они передавали молодому поколению секреты своей магии. В середине первого тысячелетия на развалинах языческого капища была построена христианская базилика, в ознаменование победы веры в истинного Бога над заблуждениями язычников.

С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии. Ее пожертвовал Шартскому собору король Франции Карл II Лысый, а сама сорочка представляла собой часть одежду, которая была надета на Деве Марии в момент рождения ею Спасителя. Как утверждают историки, в момент передачи Покрова епископу Жильберу, кусок ткани имел в длину более пяти метров. Однако в бурные времена Великой французской революции настоятель собора приказал разделить сорочку на несколько частей, которые затем спрятать в разных местах, надеясь сохранить хотя бы часть христианской святыни от поругания со стороны беснующейся черни. Сегодня Покров, выставленный в храме, представляет собой кусок ткани бежевого цвета, имеющий в длину около 2 метров при ширине в 46 сантиметров.
Свои чудесные свойства Покров Девы Марии впервые проявил уже в 911 году, когда под Шартром вновь появились орды неугомонных норманнов. Тогда городской епископ Жантельм, после усердной молитвы, вынес на городские стены одеяние Богородицы, вследствие чего, как утверждает легенда, неустрашимые викинги обратились в паническое бегство.

Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году, был возведён романский собор с огромной криптой. Он сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 года. От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта. Огонь бушевавший три дня оставил нетронутым ларец с реликвией. Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания.
Сроки строительства нового собора были невероятными – всего за 31 год в Шартре появился величественный собор, прославивший этот французский город на весь мир. Небывалые темпы строительства храма объясняются количеством верующих со всей Франции, жертвовавших деньги на это богоугодное дело. На волне энтузиазма городские жители бесплатно работали на каменоломнях. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Освящение собора, получившего название Нотр-Дам де Шартр (Шартрской богоматери), произошло в 1260 году при личном присутствии короля Франции Людовика IX Святого. Именно по его распоряжению и на личные средства была изготовлено знаменитое витражное окно-роза, украшенное гербами Франции и Кастилии, откуда родом была супруга Людовика IX.

Шартрский собор уникален тем, что сохранился с конца XIII века до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограбления, не реставрировался и не перестраивался.

3.
Очень хотелось принести вот эту фотографию, которая может дать представление о том, как выглядит собор целиком. Фото, конечно, не мое, как-то не было у нас под рукой вертолета)) Но собор прекрасен, а по моим фоткам о нем можно судить только как о целой картине по кусочкам мозаики:) И в любом случае – его нужно видеть самим, постоять под древними сводами, посмотреть как свет витражей рисует узоры на загадочном лабиринте, проникнуться атмосферой места. Могу сказать, что там становится легко на душе и сами собой приходят ответы на старые вопросы. Ну и красота вокруг, конечно, завораживает.


4.
Прекрасные готические розы Шартрского собора и снаружи великолепны.

Сам Шартрский собор по форме представляет собой латинский крест, основа которого имеет длину чуть более 130 метров. Свод главного нефа возвышается над полом на 37 метров при его ширине более 16 метров. При этом каждый его фасад оборудован тремя порталами, которые богато отделаны скульптурными группами (всего убранство собора насчитывает около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла).


6.
Западный фасад храма (оставшийся от старого романского костела) украшен двумя величественными башнями, отличающимися между собой как по высоте, так и по архитектурному исполнению. Северная башня, имеющая высоту 113 метров, является более старой, и была построена в первой половине XII века. В своем основании она имеет романскую часть, которая только в XVI веке была увенчана великолепным ажурным каменным шатром, выполненным в причудливом стиле так называемой «пламенеющей готики».
Южная башня, которая была закончена через пятнадцать лет после Северной, на 11 метров ниже соседки, и выглядит более сдержанно и строго. «Старая колокольня», как еще иногда называют Южную башню, выдержана в едином архитектурном стиле со всем Шартрский собором, и считается одной из самых красивых башен во всем мире.


7.
Западный фасад собора, соединяющий обе башни, выполнен в тяжеловесном романском стиле и содержит в своем составе три прекрасных портала, которые были врезаны в него немного позже.


9.
Центральный тимпан (это как раз он на фото, тимпан – треугольное или полукруглое внутреннее поле фронтона), расположенный над главным, так называемым «королевским порталом», украшен знаменитой скульптурной композицией «Христос во славе», созданной в 12 веке. При этом сам Спаситель не обладает чертами строго судии, карающего человечество за грехи. Наоборот, он выглядит как милосердный учитель, желающий привести всех к спасению. Сам Христос, благословляющий всех поднятыми руками, находится в окружении сонма святых, а также крылатых фантастических животных. Расположение скульптурных групп тщательно продумано и имеет глубокий символический смысл. Так, скажем, внизу под тимпанами расположены скульптуры ветхозаветных персонажей и предков Христа, а на самом центральном и боковых тимпанах, — персонажи из Нового Завета. В этом случае четко прослеживается духовная связь между поколениями и роль древних пророков, подготовивших своим подвижничеством приход в мир Христа-Спасителя.


12.
Рельеф южного фасад собора, датируемый самым началом XII века, посвящен чрезвычайно напряженной картине Страшного суда, который ожидает мир в конце земной истории. Данный рельеф вполне заслуженно считается наиболее ярким образцом средневековой готики во всем мире.

Соборы Шартра

На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии. Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году, был возведён романский собор с огромной криптой. Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 года. От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта. Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания.

Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи.

Шартрский собор сохранился с конца XIII века до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограбления, не реставрировался и не перестраивался.

Архитектура

Наружное устройство

Трёхнефное здание в плане представляет собой латинский крест с коротким трёхнефным трансептом и деамбулаторием. Восточная часть храма имеет несколько полукруглых радиальных часовен. Три из них заметно выступают за границы полукруга деамбулатория, четыре оставшиеся имеют меньшую глубину. На момент постройки своды Шартрского собора были высочайшими во Франции, что достигалось за счёт использования опирающихся на контрфорсы аркбутанов. Дополнительные аркбутаны, поддерживающие апсиду, появились в XIV веке. Шартрский собор был первым, в конструкции которого использовался этот архитектурный элемент, что придало ему совершенно невиданные ранее внешние очертания, позволило увеличить размеры оконных проёмов и высоту нефа (36 метров).

Особенностью внешнего вида собора являются две его сильно различающиеся башни. 105-метровый шпиль южной башни постройки 1140 года выполнен в форме незамысловатой романской пирамиды. Северная башня высотой 113 метров имеет основание, оставшееся от романского собора, а шпиль башни появился в начале XVI века и выполнен в стиле пламенеющей готики.

Шартрский собор имеет девять порталов, три из которых сохранились от старого романского собора. Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей. Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, использует сюжеты Нового Завета с центральной композицией, посвящённой Страшному Суду. Западный портал Христа и Девы Марии, более известный как Королевский, датируется 1150 годом и известен изображением Христа во Славе, созданном в XII веке.

Входы в северный и южный трансепты украшены скульптурами XIII века. Всего убранство собора насчитывает около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла [1] .

На южной стороне собора расположены астрономические часы XVI века. До поломки часового механизма в 1793 году они показывали не только время, но и день недели, месяц, время восхода и заката Солнца, фазы Луны и текущий знак Зодиака.

Не менее примечателен интерьер собора. Просторный неф, не имеющий себе равных во всей Франции, устремляется к великолепной апсиде, расположенной в восточной части собора. Между аркадами и верхними рядами окон центрального нефа располагается трифорий, массивные колонны собора окружены четырьмя мощными пилястрами. Сводчатая галерея деамбулатория огибает хор и алтарную часть, которые отделены от остального пространства резной стеной. Стена появилась в начале XVI века и два последующих столетия постепенно украшалась резными фигурами, изображающими сцены из жизни Христа и Богородицы.

Собор славится цветными витражами, общая площадь которых составляет около 2000 м 2 [1] . Шартрская коллекция средневековых витражей является абсолютно уникальной: более 150 окон, наиболее древние из которых были созданы в XII веке. Помимо больших витражных роз на западном фасаде, южном и северном трансептах, наиболее известными являются витражное окно 1150 года «Богородица из красивого стекла» и композиция «Древо Иесеево».

Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян.

Пол собора украшен древним лабиринтом 1205 года. Он символизирует путь верующего к богу и до сих пор используется пилигримами для медитаций. Через этот лабиринт собора есть только один путь. Размер лабиринта практически совпадает с размером оконной розы западного фасада, а расстояние от западного входа до лабиринта в точности равно высоте расположения окна.

Шартрский собор

Собственный оттенок синего цвета, таинственный гигантский лабиринт на полу и одна из самых почитаемых христианских реликвий — плащаница Девы Марии — немногие соборы мира могут похвастать таким собранием уникальных особенностей. А вот душе и символу города Шартр — Шартрскому собору — это удалось. Невероятный готический шедевр в 1979 году был включен в Список ЮНЕСКО и ежегодно привлекает тысячи туристов под свои летящие своды.

Немного истории

На месте нынешнего собора с 9 века стояли церкви, в которых хранилась плащаница Богоматери. Первый собор был возведён в начале 11 века, но совсем скоро он сгорел, уступив место храму в романском стиле, которого, впрочем, дважды постигала такая же участь. Строительство современного собора началось в конце 12 века, причём в работах добровольно принимала участие чуть ли не вся Франция. Открытие же храма состоялось в 1260 году при короле Людовике IX. Примечательно, что с тех пор облик Шартрского собора не претерпел практически никаких изменений, не считая незначительных реставраций в новейшее время.

Что посмотреть

Знакомство с Шартрским собором традиционно начинается снаружи — от его величественных летящих ввысь башен буквально захватывает дух. Кстати, определённая асимметрия — вовсе не оптический обман: правая от входа башня возвышается на 105 метров, а левая — на целых 113. Кроме этого, и стиль башен разнится: правая построена в изящном и строгом романском стиле, а левая — в «колючем» стиле пламенеющей готики.

Находясь на площади перед собором также невозможно не обратить внимание на великолепную готическую розетку, пространство между каменной резьбой которой заполнено витражами. Помимо розетки заслуживают внимания и астрономические часы на южном фасаде, помещённые туда в 16 веке. Ныне они показывают только время, а до конца 18 века, когда механизм, увы, сломался, давали информацию также о дне недели, месяце, времени восхода и заката Солнца, фазах Луны и текущем знаке зодиака.

Оттенок синего цвета на витражах собора получил собственное название — «Шартрская синь», а секрет его получения до сих пор не разгадан.

Вообще, витражи считаются самым уникальным атрибутом Шартрского собора — их общая площадь превышает 2000 кв. м, а число — более 170. При этом самые древние из них относятся ко времени строительства собора — 12 веку. По витражам, кстати, можно проследить всю библейскую историю — для этого рассматривать их нужно снизу вверх, слева направо от центрального входа.

Находясь в Шартрском соборе, нужно ни в коем случае не забыть также смотреть себе под ноги: на полу выложен огромный лабиринт, символизирующий путь верующего к Богу, «выбраться» из которого можно лишь одним путём, длина которого — 294 метра. Кстати, пилигримы до сих пор используют прохождение по лабиринту как элемент медитации.

Обозреть окрестности можно, поднявшись на одну из башен собора.

Адрес и часы работы

Адрес: 16 cloitre Notre-Dame

Часы работы: ежедневно с 8:3 до 19:30. Лабиринт открыт для медитативных прогулок только по пятницам с 10:00 до 17:00. Подъём на башню разрешается до 17:30.

Шартрский собор

Старинный французский город Шартр, административный центр департамента Эр-и-Луар, расположен в 90 км к юго-западу от Парижа. История его восходит к середине I тысячелетия. Приблизительно к этому же времени относится и появление в Шартре первой христианской церкви, которая, как считают, была построена на месте, где во времена галлов находилось кельтское языческое капище. А спустя некоторое время – точно неизвестно, когда, но не ранее VIII столетия – в Шартре появилась драгоценная реликвия христианства: Покров Богоматери. Предание утверждает, что именно этот покров был на Деве Марии в момент рождения Иисуса Христа.

Согласно одной из наиболее распространенных версий, реликвия появилась в Шартре во времена правления французского короля Карла II Лысого. К тому времени в Шартре сменились уже три церковных здания (все они сгорели от пожаров), и епископ Жильбер вел реконструкцию четвертого, обратив его в городской кафедральный собор. Эта реконструкция началась в 859 году после разорения, которому подвергся город во время набега норманнов годом раньше. Карл Лысый пожертвовал в восстановленный собор драгоценную реликвию – Покров Девы Марии.

В 911 году под стенами Шартра снова появились норманны. Тогда произошло первое чудо, связанное с Покровом. Шартрский епископ Жантельм, надеясь на заступничество Девы Марии, вывесил Покров на городской стене, и норманны, как свидетельствует старинная хроника, обратились в бегство.

Второе чудо в Шартре произошло в 1194 году, когда Шартрский собор, где хранилась священная реликвия, был практически полностью уничтожен громадным трехдневным пожаром. Но ларец, в котором хранился Покров Девы Марии, уцелел! Буквально в последний момент его успели перенести в подземный тайник-часовню, который спас от гибели драгоценную святыню.

Практически сразу после пожара, в 1194 году, в Шартре началось строительство нового собора, затмившего собой все предыдущие постройки. От предыдущего храма уцелел только западный фасад, который был органично включен в объем нового здания.

Новый собор, посвященный Деве Марии и получивший название Нотр-Дам де Шартр, строился почти полтора века и был освящен в 1260 году в присутствии короля Людовика IX. Это первый в истории Франции собор, посвященный Деве Марии. Одновременно строительство Шартрского собора ознаменовало собой триумф нового архитектурного стиля, на протяжении несколько столетий безраздельно царившего в Европе, – готики. Нотр-Дам де Шартр является одним из лучших образцов «чистой» готики, с теми характерными особенностями этого стиля, которые присущи французским средневековым постройкам.

Шартрский собор – одно из величайших творений готической архитектуры и европейской христианской культуры в целом. Его ценность состоит еще и в том, что он счастливо сохранился до наших дней практически нетронутым. Расположенный на высоком холме над городом, Шартрский собор получил название «Акрополя Франции». Его сравнивают с энциклопедией, в которой отразилось миропонимание различных слоев французского общества первой половины XIII века.

Шартрский собор сложен из очень прочного песчаника, который добывался в каменоломнях Бершера, в восьми километрах от Шартра. Некоторые каменные блоки в стенах собора достигают двух-трех метров длину и одного метра в высоту. Собор в плане представляет собой трехнефную базилику. С западной стороны к зданию примыкают две башни, каждая высотой около 90 м. Они очень разные и мало похожи друг на друга. Более ранняя северная башня построена в 1134–1150 годах. Первоначально она была покрыта деревянным шатром, но он сгорел в начале XVI века. Тогда в 1507–1513 годах архитектор Жаном Тексие возвел над башней каменный шатер, украшенный прихотливым каменным кружевом, характерным для эпохи поздней готики. Южная башня – «Старая колокольня» – выглядит гораздо более строго. Построенная в 1145–1165 годах, она сохраняет линии «чистой» готики и выдержана в едином стиле с основным зданием собора.

Западный фасад Шартрского собора – единственное, что уцелело от предыдущей постройки. Его создание относится к 1170 году. Фасад украшают три пышно украшенных великолепными каменными барельефами портала, относящиеся к XII веку. В центральном портале, который называется Королевским порталом, расположена композиция «Христос во славе». Слева и справа от фигуры Христа расположены фантастические крылатые животные, под ними идет широкий скульптурный пояс с тщательно выполненными фигурами святых. Каменные рельефы XIII века украшают северный и южный фасады. Помимо них, с севера и с юга на фасадах здания можно видеть весьма характерное для французской готики огромное, круглое кружевное окно, в проемы которого в свинцовых переплетах вставлены цветные витражи.

«Эти огромные круги света, эти огненные колеса, которые мечут молнии, – одна из причин красоты Шартрского собора», –

писал французский историк искусства Маль.

Диаметр окон трансепта составляет 13 м. Подобное окно вошло в историю искусства под названием «роза». Впервые оно появилось в Шартрском соборе, как утверждают, по заказу короля Людовика IX Святого и его супруги королевы Бланки Кастильской. На витражах «розы» можно видеть гербы Франции и Кастилии, сцены из земной жизни Богоматери и эпизоды Страшного суда.

Шартрский собор – один из немногих соборов Франции, который почти полностью сохранил свое витражное убранство. Обилие цветных витражей ныне является одной из главных особенностей храма. Их в соборе сто семьдесят шесть, а общая площадь витражей составляет около двух тысяч квадратных метров. Это самый большой дошедший до наших дней ансамбль средневековых витражей.

Шартрский собор. Портал центрального входа

Снаружи витражи выглядят почти бесцветными. Их магия раскрывается только в интерьере собора, когда солнечные лучи, проникая сквозь цветные стелка, придают древним краскам наибольшее звучание. В оттенках витражного стекла преобладают красный, сиреневый и голубой цвета. Общую сиреневато-розовую тональность освещения храма в солнечный день пронизывают сполохи красного цвета, а в пасмурную погоду в соборе доминирует голубое мерцание.

«Когда солнце горячо, плиты пола и поверхность столбов покрываются огненными, ультрамариновыми и цвета граната пятнами, растушеванными на зернистой поверхности камня, как от прикосновения пастели, – писал Жан Вийе, исследователь витражей Шартрского собора. – В серую погоду вся церковь наполняется голубоватым мерцанием, придающим большую глубину перспективе, сводам – больше таинственности».

Витражи Шартрского собора сравнивают с иллюстрированной книгой – их тематика чрезвычайно разнообразна. Наряду со сценами из Ветхого и Нового Завета, с пророками и святыми, здесь изображены французские короли и рыцари, ремесленники и крестьяне. С особым мастерством исполнен витраж с изображением Богоматери, получивший название «Богоматерь прекрасного окна» и относящийся к XII веку.

Изготовление цветных витражей в Средние века стоило очень дорого, и почти все они являются пожертвованиями на храм, сделанными богатыми жертвователями. Поскольку они изготавливались разными мастерами в разное время, витражи Шартрского собора заметно отличаются друг от друга.

Высота центрального нефа Шартрского собора составляет 37 м, высота боковых нефов – 14 м. Его богатейшее наружное и внутреннее убранство насчитывает в общей сложности около 10 тысяч скульптурных изображений. В соборе находится огромный резной деревянный алтарь, на котором изображено сорок сюжетов на евангельские темы. Его изготовление продолжалось более двух столетий – алтарь был начат в 1514 году, а закончен только в начале XVIII века. На полу собора цветными каменными плитками выложен своеобразный лабиринт, обозначавший для кающихся паломников тот путь, который они должны были проползти на коленях.

Во все времена паломников привлекали драгоценные реликвии, хранившиеся в Шартрском соборе. До XVIII столетия здесь хранились голова матери Девы Марии – святой Анны, и очень древняя и глубоко почитаемая деревянная статуэтка Богоматери, носящей под сердцем ребенка, имевшая название «Черная Мария». Это одно из ранних изображений Девы Марии, вероятно, относилось к первым векам христианства. В конце XVIII столетия, во время погрома, устроенного в годы французской революции, фигурка погибла в огне пожара.

В реликварии собора по сей день хранится Покров Богоматери (Святой Покров – Sainte Chemise). Сегодня он представляет собой фрагмент шелковой ткани бежевого цвета длиной около двух метров и шириной 46 см. Первоначально его длина составляла около пяти с половиной метров, но во время революции, чтобы спасти реликвию, духовенство Шартрского собора разделило Покров на несколько фрагментов, которые были розданы людям, сохранившим верность Христу в кровавые времена «свободы, равенства и братства». В 1819 году самый крупный из этих фрагментов был возвращен в храм.

Проведенная в 1927 году экспертиза Покрова Богоматери показала, что время его изготовления относится к эпохе гораздо более древней, чем VIII–IX века – время появления реликвии в Шартре. Предполагаемое время изготовления ткани – первый век нашей эры. «Во время проведения исследования, – говорится в акте экспертизы, – не было выявлено никаких фактов, опровергающих предположение, согласно которому на Деве Марии в момент рождения Иисуса Христа была надета именно эта ткань. Тем не менее данное предположение остается всего лишь гипотезой, которая пока что не получила научного подтверждения». Это положение по сей день остается в силе.

Шартрский собор Богоматери — «Стеклянная Библия»

Адрес: Франция, Шартр, улица Клуатр Нотр Дам (Cloître Notre Dame), 16
Начало строительства: 1194 год
Окончание строительства: 1260 год
Координаты: 48°26′50″N,1°29′16″E
Высота башен: северная 113 м., южная 105
Основные достопримечательности: витражи XII-XIII веков

Всего 1 час езды на электричке из Парижа, и пассажир пребывает в тихую очаровательную провинцию — Шартр.

На узеньких улочках Шартра встречаются здания, сохранившиеся со времён римского владычества, и старинные фахверковые дома XII века. Есть и арочные мосты, и живописные виды на канал. Но главная гордость Шартра — это двуглавый красавец-собор, украшенный изумительными синими витражами. Его огромный острый шпиль виден из любого уголка города — за домами, в просветах улиц и из окон ресторанов.

Западный фасад собора

Плащаница Девы Марии — реликвия Шартрского собора

На месте Шартрского собора издавна находилось святилище друидов — кельтских жрецов. В VIII веке здесь уже существовал алтарь, построенный в честь Св. Марии Шартрской, а в 876 году в Шартре появилась одна из самых драгоценных реликвий христианства — плащаница (покров) Богородицы.

Предание гласит, что именно в это одеяние была облачена Дева Мария в момент рождения И. Христа. В Шартре же реликвия оказалась благодаря французскому королю Карлу II Лысому, пожертвовавшему её городскому храму.

Вид на южный фасад здания

В 1194 году в городе случился пожар, который практически полностью уничтожил первый кафедральный собор Шартра, возведенный в 1020 году, но ларец, где хранилась святыня, чудом уцелел, и это событие сочли знамением свыше.

Рекордно короткое строительство

Строительство нового собора началось сразу же после пожара. Пожертвования стекались со всей Франции . На волне энтузиазма городские жители бесплатно работали на каменоломнях. По сравнению с другими готическими храмами, которые возводились веками, Шартрский собор создан в рекордно короткие сроки.

Вид на северную и южную башни Шартрского собора

К 1220 году основная часть здания была готова, а 24 октября 1260 года храм был освящён в присутствии короля Людовика IX. Некоторые источники утверждают, что грандиозную стройку профинансировали рыцари Ордена тамплиеров.

Сторонники этой гипотезы считают, что загадочный лабиринт 1205 года, выложенный мозаикой на полу собора, отмечен символами тамплиеров, которые также присутствуют на некоторых других деталях интерьера.

Скульптуры и витражи — сокровища Шартрского собора

Южное крыльцо Шартского собора

Грандиозный готический храм, получивший название Нотр-Дам де Шартр, сохранился до наших дней практически в том виде, в каком и был построен 800 лет назад. Две башни Шартрского собора поразительно различаются между собой. 113-метровая Северная башня возвышается на древнеготическом основании и имеет ажурный шпиль, украшенный затейливым каменным кружевом. Южная башня высотой 105 метров увенчана простым романским шпилем в форме пирамиды. Фасад собора «изрезан» барельефами, а интерьер декорирован высеченными из камня скульптурами.

Северное крыльцо Шартского собора

В общей сложности в Нотр-Дам де Шартр насчитывается 10 000 скульптурных композиций. Внутри собора — цветные витражи XII-XIII веков. Ансамбль шартрских витражей абсолютно уникален: на 146 окнах изображены 1359 различных сюжетов. Они повествуют о библейских событиях и о жизни людей всех сословий — королей, рыцарей, ремесленников, крестьян. Помимо больших витражей на оконных розах главного фасада и трансептах, наиболее известным является витраж с Богоматерью в облачении уникального оттенка, «шартрского синего».

Цветные витражи Шартского собора

Шартрские витражи отличаются яркостью и чистотой красок, секрет изготовления которых средневековые стеклодувы унесли с собой в могилу. Собор ещё называют «Стеклянной Библией», и чтобы прочитать её, потребуются годы и годы.

Математический код из собора Chartres.

На холме, над старой частью города, вздымается знаменитый готический собор Нотр-дам , выстроенный в рекордные сроки (1194—1220) и обладающий богатейшим скульптурным убранством. Собор Шартрской Богоматери привлекает паломников и туристов со всей страны, а его башни парят над городом и над окрестной долиной Бос ( фр. Beauce ). В 1944 году Союзники разбомбили весь город, однако собор не пострадал. Среди готических соборов, которые строились веками, храм в Шартре выделяется чистотой архитектурного решения; он вошёл в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1979 году .
.


.

Э тот величественный собор XII века в городке Шартр на севере Франции вот уже столетие про- должает оставаться загадкой. Мало кто из посетивших его вышел из него равнодушным к той особой атмосфере, которая окружает его. Ведь Нотр-Дам – это, по сути, один сплошной секрет, уравнение со многими неизвестными, только не записанное на бумаге, а воплощенное в камне и витражах столь искусно, что даже теперь, спустя 800 лет после того, как собор был построен, его красота по-прежнему ошеломляет. Христиане продолжают проводить в нем богослужения, а архитекторы и историки посещают собор в попытке разгадать его тайну.


.

Строительство собора было начато после пожара 1194 года, но место, на котором стоит Нотр-Дам, утоляло духовные потребности людей задолго до его появления. Движимые уверенностью, что сумеют тем или иным образом использовать энергию Земли, доисторические строители возвели в Шартре дольмен (сооружение из двух-трех прочных необтесанных камней с уложенной поверх них «крышей» из огромного плоского валуна). Считалось, что каждый входящий внутрь дольмена обретает новую жизнь благодаря природным силам Земли. Со временем это место, куда входил также колодец и возведенный неподалеку могильник, стало почитаться священным.
.

Позже друиды (кельтские жрецы Галлии и Британии) открыли в Шартре школу, где передавали свой опыт. Будто бы после снизошедшего на них пророчества жрецы вырезали из дерева статую девушки с младенцем, которую назвали Дева под землей. Христиане обнаружили эту статую, почерневшую от времени, и с тех пор стали поклоняться ей как Черной деве. Именно на этой священной земле была выстроена первая из церквей в честь Девы Марии.
.

Согласно легенде, передовые познания в архитектуре, необходимые для возведения подобного сооружения в средневековье, принесли с Востока первые рыцари-тамплиеры. Девять французских рыцарей, с подвигнутых Бернардом Клервоским, основателем цистерцианского монашеского ордена, отрешились от всего мирского и отправились на поиски «таинств», хранящихся, согласно поверью, в святилище под руинами храма Соломона в Иерусалиме. Подозревали, что во время своего десятилетнего похода рыцари занимались оккультными науками.
.

.
Когда в 1128 году они вернулись, во Франции распространился слух, будто они нашли Заветный ларец-ящик, в котором якобы хранились тайны Божественного закона, вправляющего числами, весами и мерами, включая так называемое «золотое число» – 1,618. Пропорция 1:1,618 – «золотое сечение», или «золотая середина”, – считалась в эпоху Ренессанса и более позднего времени идеальной для эстетического восприятия произведений искусства и архитектуры. Возвращение рыцарей совпало с появлением в Европе первых образцов готической архитектуры, и шесть лет спустя было начато строительство первого собора в Шартре. 30 лет понадобилось каменщикам, стекольщикам, скульпторам, геометрам, астрономам и другим мастерам, чтобы возвести огромный храм.

Шартрский собор

Христианский собор
Шартрский собор
Cathédrale Notre-Dame de Chartres

Западный фасад Шартрского собора
48°26′50″ с. ш. 1°29′16″ в. д. H G Я O
Страна Франция Франция
Город Шартр
Конфессия католицизм
Епархия Епархия Шартра
Тип здания собор
Архитектурный стиль готический
Дата основания 1145
Строительство 1194—1260 годы
Статус Классифицирован (1862)
Высота 113 м
Состояние действующий собор
Сайт cathedrale-chartres.org
Шартрский собор на Викискладе

Трёхнефное здание в плане представляет собой латинский крест с коротким трёхнефным трансептом и деамбулаторием. Восточная часть храма имеет несколько полукруглых радиальных часовен. Три из них заметно выступают за границы полукруга деамбулатория, четыре оставшиеся имеют меньшую глубину. На момент постройки своды Шартрского собора были высочайшими во Франции, что достигалось за счёт использования опирающихся на контрфорсы аркбутанов. Дополнительные аркбутаны, поддерживающие апсиду, появились в XIV веке. Шартрский собор был первым, в конструкции которого использовался этот архитектурный элемент, что придало ему совершенно невиданные ранее внешние очертания, позволило увеличить размеры оконных проёмов и высоту нефа (36 метров).

Особенностью внешнего вида собора являются две его сильно различающиеся башни. 105-метровый шпиль южной башни постройки 1140 года выполнен в форме незамысловатой романской пирамиды. Северная башня высотой 113 метров имеет основание, оставшееся от романского собора, а шпиль башни появился в начале XVI века и выполнен в стиле пламенеющей готики.

Шартрский собор имеет девять порталов, три из которых сохранились от старого романского собора. Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей. Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, использует сюжеты Нового Завета с центральной композицией, посвящённой Страшному Суду. Западный портал Христа и Девы Марии, более известный как Королевский, датируется 1150 годом и известен изображением Христа во Славе, созданном в XII веке.

Входы в северный и южный трансепты украшены скульптурами XIII века. Всего убранство собора насчитывает около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла [1] .

На южной стороне собора расположены астрономические часы XVI века. До поломки часового механизма в 1793 году они показывали не только время, но и день недели, месяц, время восхода и заката Солнца, фазы Луны и текущий знак Зодиака.

Не менее примечателен интерьер собора. Просторный неф, не имеющий себе равных во всей Франции, устремляется к великолепной апсиде, расположенной в восточной части собора. Между аркадами и верхними рядами окон центрального нефа располагается трифорий, массивные колонны собора окружены четырьмя мощными пилястрами. Сводчатая галерея деамбулатория огибает хор и алтарную часть, которые отделены от остального пространства резной стеной. Стена появилась в начале XVI века и два последующих столетия постепенно украшалась резными фигурами, изображающими сцены из жизни Христа и Богородицы.

Собор славится цветными витражами, общая площадь которых составляет около 2000 м 2 [1] . Шартрская коллекция средневековых витражей является абсолютно уникальной: более 150 окон, наиболее древние из которых были созданы в XII веке. Помимо больших витражных роз на западном фасаде, южном и северном трансептах, наиболее известными являются витражное окно 1150 года «Богородица из красивого стекла» и композиция «Древо Иесеево».

Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян.

Пол собора украшен древним лабиринтом 1205 года. Он символизирует путь верующего к Богу и до сих пор используется пилигримами для медитаций. Через этот лабиринт собора есть только один путь. Размер лабиринта практически совпадает с размером оконной розы западного фасада (но не повторяет его в точности, как многие ошибочно считают) [2] , а расстояние от западного входа до лабиринта в точности равно высоте расположения окна. Лабиринт насчитывает одиннадцать концентрических кругов, общая длина пути по лабиринту — приблизительно 260 метров. [3] В его центре цветок с шестью лепестками, контуры которого напоминают розы собора.

Шартрский собор, Франция

Кафедральный собор, который украшает французский городок Шартр, выстроен примерно в 100 км от Парижа. Архитектурный шедевр включён в реестр объектов наследия ЮНЕСКО. В этом соборе находится самая почитаемая христианская реликвия, которую называют «плащаница Пресвятой и Пречистой Девы Марии».

Шартрский собор: историческая справка

Место, где расположен собор, давно считается Священной землей. С 876 года в этом городе находится плащаница Пресвятой Богоматери. Ранее на месте католического собора, который сгорел в 1020 году, возвели романский собор. Затем в 1194 году и этот собор был разрушен пожаром. В этот же год было принято решение возвести новую церковь на пожертвования горожан, а также всех тех, кто хотел в этом участвовать. Собор строился силами жителей Шартра. Население доставляло к месту строительства камень и другие материалы. Изначально процесс строительных работ начинался с возведения главного нефа. А в 1260 году собор осветили в присутствии семьи короля Людовика Девятого. С 13 века и до сегодняшнего дня католическая церковь в готическом стиле не подвергалась каким-либо разрушениям, серьезно не реставрировалась, а также не отстраивалась заново.

Архитектура: утонченный готический стиль

План собора похож на латинский крест. Восточная часть церкви обладает несколькими радиальными часовнями. Две разные по стилю и высоте башни придают сооружению особый шарм и уникальность. Башня на севере высится на 113 м над землей, а Южная башня поднимается в высоту на 105 м. Шпили конструкций выстроены в стиле «пламенеющая готика». Три портала Шартрского храма остались от прежнего строение. Входы в собор украшены статуями, имеющими отношение к 13 веку. Число скульптур, которые украшают готический собор, составляет примерно 10 000 наименований. Южное крыло сооружения дополнено астрономическими часами, которые построили 16 веке.

В 1793 году часы сломались, до этого времени они показывали день, время заката и восхода солнца, лунные фазы, месяца и даже знаки зодиака. И, конечно, по ним можно было узнать текущие часы и минуты.

Интерьер легендарного строения

Согласно плану Шартрского собора, его неф не знает аналогов во всей Франции. Он тянется до красивой апсиды. А между арками и окнами нефа расположен трифорий. Галерея проходит вдоль хора и алтарной части, как бы опоясывая их, и соединяя воедино.

В католической церкви огромное множество цветных витражей. Площадь всех стеклянных поверхностей составляет примерно 2000 м в квадрате. Уникальная коллекция картин из стекла занимает примерно 150 окон. Некоторые из них датируются 12 веком.

Отдельные витражи данной коллекции являются настоящими произведениями искусства. «Богородица из красивого стекла», а также композиция «древо Евсеево» — это стеклянные панно, известные во всём мире.

Яркой особенностью витражных композиций собора считается их насыщенность, а еще чистота цветов и оттенков. Секрет веществ, используемых для росписи витражей, был утерян. Но на многих из них изображены сюжеты из Ветхого и Нового заветов, а также повествования о жизни пророков, простых крестьян, странствующих рыцарей, мастеров, и, конечно, королей. Все каменные скульптуры храма именуют «каменной библией».

На полу католической церкви воссоздан интересный лабиринт. Его символизм раскрывается, как путь верующего человека к духовности и Богу. В центре лабиринта изображён цветок, у которого 6 лепестков. Очертания данного цветка очень похоже на многие готические розы, украшающие собор.

В собор на экскурсию

Туристы, которые попадают в Шартрский собор впервые, немного теряются от его величественной красоты и обилия интересных элементов. Находясь в Шартрском соборе, стоит обратить свой взор на следующие вещи:

  • Большинство витражей содержит такой оттенок синего, который имеет собственное название, и именуется «Шартрская синь». Секрет получения данного оттенка до сих пор не разгадан. И в точности воспроизвести его пока не удалось;
  • Лабиринт, который находится у всех под ногами, составляет 294 м. Во время службы он заставляется стульями, и рассмотреть его полностью не получится;
  • Окна-розы также являются отличительной особенностью данного собора. Вообще, готическая роза – это главный архитектурный мотив данного сооружения;
  • Резная стена у алтаря достойна пристального рассмотрения не меньше, чем другие части собора;
  • Коллекция витражей данной церкви выполнена в аутентичном стиле.

Всё вышеперечисленное благодаря заботе государства и верующих находится в отличном состоянии.

За зданием самого собора расположена смотровая площадка. На ней при помощи природных материалов воссоздан лабиринт, украшающий пол готической церкви.

Пространство вокруг собора также выглядит довольно ухоженным. Рядом с ним построены общественные заведения, где можно просто перекусить или плотно пообедать.

Как добраться до Шартрского собора?

В Париже есть вокзал под названием «Монпарнас». Оттуда каждый день ходят поезда в Шартр. Билеты можно купить, как перед самой отправкой поезда, так и забронировать заранее. Также присутствует возможность покупки билета в категории «туда-обратно».

Если планируется поездка на авто, то можно воспользоваться трассами А10 и А11. Шартр – это небольшой город, куда активно стремятся лишь паломники. Большого скопления людей там не бывает, поэтому с парковкой не должно быть проблем.

Адрес собора: 16 Cloître Notre Dame, 28000 Шартр, Франция

Телефон: +33 2 37 21 59 08

Соборы Шартра

Шартрский собор (фр. Cathedrale Notre-Dame de Chartres) — католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр префектуры департамента Эр и Луар.

Находится в 90 км к юго-западу от Парижа и является одним из шедевров готической архитектуры. В 1979 году собор был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История строительства

На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии. Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году, был возведён романский собор с огромной криптой.

Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 года. От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта.

Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания. Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции.

Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи.

Шартрский собор сохранился с конца XIII века до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограбления, не реставрировался и не перестраивался.

Архитектура

Наружное устройство

Трёхнефное здание в плане представляет собой латинский крест с коротким трёхнефным трансептом и деамбулаторием. Восточная часть храма имеет несколько полукруглых радиальных часовен. Три из них заметно выступают за границы полукруга деамбулатория, четыре оставшиеся имеют меньшую глубину.

На момент постройки своды Шартрского собора были высочайшими во Франции, что достигалось за счёт использования опирающихся на контрфорсы аркбутанов. Дополнительные аркбутаны, поддерживающие апсиду, появились в XIV веке. Шартрский собор был первым, в конструкции которого использовался этот архитектурный элемент, что придало ему совершенно невиданные ранее внешние очертания, позволило увеличить размеры оконных проёмов и высоту нефа (36 метров).

Особенностью внешнего вида собора являются две его сильно различающиеся башни. 105-метровый шпиль южной башни постройки 1140 года выполнен в форме незамысловатой романской пирамиды. Северная башня высотой 113 метров имеет основание, оставшееся от романского собора, а шпиль башни появился в начале XVI века и выполнен в стиле пламенеющей готики.

Шартрский собор имеет девять порталов, три из которых сохранились от старого романского собора. Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей. Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, использует сюжеты Нового Завета с центральной композицией, посвящённой Страшному Суду. Западный портал Христа и Девы Марии, более известный как Королевский, датируется 1150 годом и известен изображением Христа во Славе, созданном в XII веке.

Входы в северный и южный трансепты украшены скульптурами XIII века. Всего убранство собора насчитывает около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла.

На южной стороне собора расположены астрономические часы XVI века. До поломки часового механизма в 1793 году они показывали не только время, но и день недели, месяц, время восхода и заката Солнца, фазы Луны и текущий знак Зодиака.

Не менее примечателен интерьер собора. Просторный неф, не имеющий себе равных во всей Франции, устремляется к великолепной апсиде, расположенной в восточной части собора. Между аркадами и верхними рядами окон центрального нефа располагается трифорий, массивные колонны собора окружены четырьмя мощными пилястрами. Сводчатая галерея деамбулатория огибает хор и алтарную часть, которые отделены от остального пространства резной стеной. Стена появилась в начале XVI века и два последующих столетия постепенно украшалась резными фигурами, изображающими сцены из жизни Христа и Богородицы.

Собор славится цветными витражами, общая площадь которых составляет около 2000 м2 [1]. Шартрская коллекция средневековых витражей является абсолютно уникальной: более 150 окон, наиболее древние из которых были созданы в XII веке. Помимо больших витражных роз на западном фасаде, южном и северном трансептах, наиболее известными являются витражное окно 1150 года «Богородица из красивого стекла» и композиция «Древо Иесеево».

Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян.

Пол собора украшен древним лабиринтом 1205 года. Он символизирует путь верующего к Богу и до сих пор используется пилигримами для медитаций. Через этот лабиринт собора есть только один путь. Размер лабиринта практически совпадает с размером оконной розы западного фасада, а расстояние от западного входа до лабиринта в точности равно высоте расположения окна.

Согласно псевдодокументальному фильму «Далёкая синяя высь», рисунки на полу Шартрского собора помогли математикам открыть «гравитационные тоннели».

В художественной литературе

Главный герой рассказа Андре Моруа хотел купить картину «Шартрский собор». Правда, в рассказе картина приписана перу Эдуарда Мане, а не Камилю Коро.

Страна Франция Город Шартр Конфессия католицизм Тип здания собор Архитектурный стиль готический Строительство 1194—1220 годы Статус Исторический памятник Франции Классифицирован (1862) Состояние действующий собор

Шартрский собор, Шартр, Франция

Шартрский собор, Шартр, Франция

Шартрский собор, Шартр, Франция

Шартрский собор, Шартр, Франция

Шартрский собор, Шартр, Франция

Шартрский собор, Шартр, Франция

Шартрский собор, Шартр, Франция

Шартрский собор, Шартр, Франция

Шартрский собор, Шартр, Франция

Шартрский собор, Шартр, Франция

Шартрский собор, Шартр, Франция

Шартрский собор, Шартр, Франция

Шартрский собор, Шартр, Франция

Шартрский собор, Шартр, Франция

Источник:

Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования.
Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак некоммерческой организации

Шартрский собор во Франции

Шартрский собор (полное название Нотр-Дам0де-Шартр) расположен в средневековом городе Шартре примерно в 70 километрах от Парижа. Собор является одним из величайших достижений в истории архитектуры, так как почти полностью сохранился в своем оригинальном дизайне и деталях. Портальная скульптура Шартра остается полностью неповрежденной, а все яркие витражи — исключительно оригиналы. Таким образом, Шартр является единственным собором, который передает почти идеальный образ того, как он выглядел на момент постройки

В дополнение к своему архитектурному великолепию, Шартрский собор был основным местом паломничества с раннего средневековья. Его почтенная история и изысканно сохранившаяся архитектура создают атмосферу благоговения и святости, которая поражает даже самых нерелигиозных посетителей.

История Шартрского собора

Согласно традиции, Шартрский собор с 876 года хранит тунику Пресвятой Девы Марии. Считается, что реликвия Санкта Камиссия была передана в собор Карлом Великим, который получил её в подарок во время поездки в Иерусалим. Из-за этой реликвии Шартр был очень важным центром паломничества, и верующие все еще прибывают сюда из разных частей мира. Собор является одним из нескольких французских готических шедевров, построенных по причине того, что пожары уничтожили предшественников. После того, как в 1020 году сгорел первый собор, славная новая романская базилика с массивным склепом была построена под руководством епископа Фульберта, а затем Джеффруа де Лева.

Собор пережил пожар в 1134 году, который уничтожил большую часть остальной части города. Но ему не так повезло в ночь на 10 июня 1194 года, когда молния стала причиной сильного пожара, который уничтожил все, кроме западных башен, фасад и склеп. Люди отчаялись, когда казалось, что Санкта Камисия тоже погибла в огне. Но три дня спустя она была найдена невредимой в сокровищнице. Епископ посчитал это знаком самой Марии и решил, что в Шартре должен быть построен еще один, более массивный собор. Пожертвования поступали со всей Франции, и восстановление началось почти сразу в 1194. Люди Шартра вызвались помочь с транспортировкой камней из карьера в нескольких километрах от города.

В проекте строительства были использованы планы первого архитектора, чтобы сохранить гармоничный аспект собора. Работы начались сначала на нефе, и к 1220 году основная структура была завершена, со старым склепом, западными башнями и западным фасадом, встроенным в новое здание. 24 октября 1260 года собор был наконец посвящен в присутствии короля Людовика IX и его семьи. Собор Шартра ни разу не был разрушен и не разграблен во время Французской революции, и многочисленные реставрации никак не изменили его славную красоту. Сооружение всегда оставалось неизменным, как великий триумф готического искусства. Собор был добавлен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1979 году.

Общий Экстерьер Собора

С расстояния кажется, будто Шартрский собор парит в воздухе над пшеничными полями, и только по мере приближения становится ясно, что он расположился на холме. План готического собора — латинский крест с тремя проходами, короткий трансепт и амбулаторий. Округленный восточный конец имеет пять полукруглых часовен. Высокий неф поддерживается двустворчатыми опорными контрфорсами, закрепленными колоннами. Проемы были оснащены нишами, в которых установлены скульптуры. Дополнительный ряд одиночных контрфорсов поддерживал апсиду, а третий ряд был добавлен в 14 веке. Шартр был первым зданием, на котором контрфорсы использовались как структурный элемент, определяющий общий внешний вид здания. Они были обусловлены беспрецедентными размерами окон и высотой нефа. Все эти особенности делают Шартр одним из самых красивых соборов Франции.

Единственный аспект, отвлекающий от элегантной симметрии Шартрского Собора — это несогласованные западные шпили. Южный шпиль — это простая 105-метровая романская пирамида, датируемая 1140-ми годами, а на севере расположен 113-метровый фламандский готический шпиль начала XVI века на вершине старой башни. В дополнение к знаменитому западному фронтону, оба трансепта имеют большие розовые окна, фланговые башни и три скульптурных портала. Эта конструкция была смоделирована на трансепсах с розовым окном в Лаонском соборе, но трехпортальный макет уникален для Шартра. В общей сложности, Шартрский собор имеет девять порталов, в том числе три спасенных из более раннего собора на западном портале. Таким образом, это не только один из самых красивых, но также один из самых необычных соборов мира.

Интерьер Шартрского Собора

Изящество внешнего вида Шартрского Собора дополняется уникальными чудесами, которые лежат внутри. Просторный неф является самым широким во Франции с высотой 36 м. Существует непрерывный вид с западного конца прямо на великолепную апсиду на востоке, на расстоянии 128 м. Кластерные колонны резко поднимаются от оснований к высоким заостренным аркам потолка, направляя взор посетителя к массивным окнам в апсиде.

На восточном конце амбулатория гармонично устроена вокруг хора и святилища. Драматические своды разделяют её с великолепным резным хором. Он был построен в 16 веке, а скульптуры постепенно добавлялись в течение длительного периода между 16 и 18 веками. Скульптуры изображают сцены из жизни Христа и Девы Марии. С южной стороны алтаря находятся впечатляющие астрологические часы, датируемые 16 веком. Они расскажут вам не только о времени, но и о дне недели, месяце года, о времени восхода и захода солнца, о фазе Луны и текущем знаке зодиака. Его внутренние механизмы были частично разрушены в 1793 году, но затем восстановлены.

Каменный пол собора по-прежнему украшен древним лабиринтом (1205 г.) для прогулок монахов и до сих пор используется паломниками для медитации. В лабиринте есть только один путь, длина которого составляет 964 фута. По словам Джона Джеймса, в центре лабиринта когда-то была металлическая пластина с фигурами Тесея, Ариадны и Минотавра из классического мифа о лабиринте на Миносе.

Витражи Шартрского Собора

Яркие цвета льются на пол из превосходных витражей собора, которые светятся словно драгоценности. В начале XIII века храм Шартрского собора в значительной степени избежал повреждений во время религиозных войн 16-го века. Сегодня это одна из самых полных коллекций средневековых витражей в мире. В зависимости от того, как вести подсчет, в Шартрском соборе насчитывается от 150 до 170 средневековых витражей.

Западная Роза датируется началом 13 века, а три ее окна — 1150 года. В розовом окне изображен Страшный суд: Христос на суде окружен четырьмя евангелистами и ангелами, затем сцены ангелов, воскрешение, осуждение, небо и ад. Левый ланцет — окно страсти и воскрешения; средний ланцет — Окно Воплощения. Северная роза и пять ее окон были подарены королевой Бланш из Кастилии в 1230 году. В розовом окне изображено прославление Девы: Дева и ребенок в окружении голубей и ангелов, а также ветхозаветных королей и ветхозаветных пророков. Ланцеты, слева направо: Мельхизадек и король Саул; Царь Давид и Царь Иеровоам; Св. Анна и младенец Марии; Царь Соломон и Царь Навуходоносор; Аарон и фараон.

Южные Розы и пять ланцетных окон относятся к 1230-м годам. В розовом окне изображено прославление Христа: благословение Христа, затем старейшины Апокалипсиса. Ланцет, слева направо: евангелист Лука и пророк Иеремии; Евангелист Матфей над пророком Исаией; Дева и ребенок; Евангелист Иоанн над Пророком Иезекиилем; Евангелист Марк над пророком Даниилом. Еще одним очень заметным витражем является окно «Голубая Дева» («Нотр-Дам де ла Белль Верриер»), созданное около 1150 года.

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector