Соборы Шампаня

24 уникальных храма мира, от вида которых захватывает дух

5. Церковь Хатльгримскиркья, Исландия

Лютеранская церковь в Рейкьявике — четвертое по высоте здание в Исландии. Она находится в центре Рейкьявика и видна из любой части города.

6. Храм всех религий, Казань, Россия

В этом уникальном сооружении чудесным образом сочетаются христианский крест, мусульманский полумесяц, звезда Давида и китайский купол. Правда, никаких обрядов здесь не проводится, потому что это не действующий храм, а просто здание, внутри похожее на жилой дом. Всего в проекте предусмотрены купола и другие знаковые элементы культовых зданий 16 мировых религий, в том числе и исчезнувших цивилизаций.

7. Храм Лотоса, Индия

Для жителей Индии лотос означает чистоту и мир. Это одно из наиболее посещаемых зданий в мире.

8. Мечеть Кул-Шариф, Казань, Россия

Проектировщики новой мечети попытались воссоздать главную мечеть Казанского ханства, разрушенную в 1552 году войсками Ивана Грозного.

9. Собор Лас-Лахас, Колумбия

Неоготический собор построен непосредственно на 30-метровом арочном мосту, соединяющем две стороны глубокого ущелья. Заботу о храме несут две францисканских общины: одна — колумбийская, другая — эквадорская. Таким образом, собор Лас-Лахас стал залогом мира и союза между двумя южноамериканскими народами.

10. Часовня тишины Камппи, Финляндия

Предназначена она для уединения и встреч. Службы в часовне не проводятся. Здесь можно скрыться от суеты, насладиться покоем в одном из самых оживленных мест столицы и помедитировать в экологически чистом пространстве. Из-за внешнего вида и материалов часовню тишины часто называют «сауной духа».

11. Церковь Успения Богородицы, Словения

Церковь располагается на единственном острове во всей Словении. Чтобы попасть внутрь, необходимо переплыть озеро на лодке и подняться по 99 ступеням.

12. Кадетская часовня Академии ВВС, США

Уникальный дизайн часовни является классическим примером модернистской архитектуры. В великолепном интерьере объединены под одной крышей несколько различных областей поклонения, включая протестантскую, католическую, иудейскую и буддийскую часовни. Каждая из них имеет свою отличительную символику, амуниции и собственный выход.

13. Церковь Паоай, Филиппины

Это одна из немногих сохранившихся церквей в стиле барокко.

14. Собор Святого Патрика, Австралия

Собор Святого Патрика — самая высокая и самая большая церковь в Австралии.

15. Церковь Преображения Господня, Кижи, Россия

Церковь построена в традициях русского плотничьего ремесла, то есть без гвоздей. Она увенчана 22 куполами, а высота ее — 37 метров.

16. Зеленая церковь, Аргентина

Самая обычная католическая церковь стала знаменитой благодаря богатому живому декору из плюща, превратившему фасад в аллюзию на библейский Гефсиманский сад.

17. Андреевская церковь, Украина

Церковь расположена на крутом холме, откуда открывается прекрасный вид на Киев. По легенде, она была построена на месте, где святой Андрей Первозванный установил крест. Это лишь одна из многих легенд, которыми окутана Андреевская церковь.

18. Калифорнийский храм мормонов, США

Огромное здание выполнено в ослепительно-белом цвете. И такое цветовое решение неслучайно, ведь белый цвет традиционно воспринимается как символ чистоты и непорочности. Внутрь самого Храма мормонов туристы и просто любопытствующие не допускаются, входить в помещения священного сооружения могут только члены общины.

19. Мечеть Кристалла, Малайзия

Она расположена на искусственном острове. Мечеть выполнена из стали и стекла, поэтому создается ощущение, что она хрустальная.

20. Голландская реформатская церковь, Южно-Африканская Республика

Церковь находится в самом центре города, и это четвертый храм, построенный на этом месте. Он считается одним из лучших образцов раннего готического стиля в архитектуре в Южной Африке.

21. Монастырь Таунг Калат, Мьянма

Монастырь Таунг Калат находится на вершине вулканической пробки, которая поднимается на 737 метров над окружающими окрестностями возле потухшего вулкана горы Попа. К монастырю ведут ровно 777 ступенек, и те, кто достиг вершины, вознаграждаются великолепным видом. Гора Таунг Калат известна у местного населения как обитель духов. Народ верит, что в глубинах потухшего вулкана обитают десятки духов, так называемых натов.

22. Собор Василия Блаженного, Москва, Россия

Был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о победе над Казанским ханством. Согласно легенде, царь приказал ослепить архитекторов, чтобы те не смогли больше построить подобного храма.

23. Ставкирка в Боргунне, Норвегия

Эта церковь, построенная около 1180 года, является одной из известнейших деревянных церквей Норвегии.

24. Церковь Святого Семейства, Испания

Церковь в Барселоне, строящаяся на частные пожертвования начиная с 1882 года, это знаменитый проект Антонио Гауди. Необычный внешний вид храма сделал его одной из главных достопримечательностей Барселоны. Однако из-за сложности изготовления каменных конструкций собор удастся достроить не ранее 2026 года.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

ДВИНСКИЕ СОБОРЫ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ

АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ , созывались в VI-VIII вв. в Двине, где находилась резиденция Армянских католикосов. Постановления Д. С. имели важное значение для определения позиции Армянской Церкви в вопросах вероучения. Своды канонических правил, принятые на Соборах, вошли в «Армянскую книгу канонов». В Д. С., как и в др. Соборах Армянской Церкви, наряду с епископами принимали участие представители светской власти.

Собор был созван католикосом Бабгеном I Вотмсеци для обсуждения догматических вопросов, в частности отношения Армянской Церкви к несторианству. Участвовали 20 епископов, монахи, священники, 14 нахараров во главе с марзпаном (наместником Персидской Армении) Варданом Мамиконяном, представители Церкви Сюника, католикосы и епископы Грузинской и Албанской Церквей. Из принятых Собором документов сохранилось 1-е «Послание армян к православным в Персии», написанное Бабгеном I в ответ на обращение еп. Симеона Бет-Аршамского. Призывая армян оказать помощь христианам в Персии, преследуемым несторианами, еп. Симеон просил Армянского католикоса опровергнуть утверждение несториан, будто армяне, греки, грузины и албаны (алуанцы) придерживались единого с ними вероучения. Бабген I подтвердил от имени Собора, что Армянская Церковь отрицает и анафематствует учение патриарха К-польского Нестория. Послание было составлено по-армянски и по-персидски и скреплено подписями всех участников Собора. На том же Соборе было принято несохранившееся «Договорное послание», именуемое также «Послание о вере», в к-ром опровергались решения IV Вселенского Собора (451) и томос Римского папы св. Льва Великого. Т. о., в христологических спорах Армянская Церковь встала на сторону умеренных монофизитов, исповедовавших одну богочеловеческую природу Иисуса Христа, и осудила не только несторианство и крайнее монофизитство (евтихианство), но и учение правосл. Церкви. Собор продемонстрировал высокий авторитет Армянской Церкви среди Восточных христ. Церквей в нач. VI в.

К сер. VI в. Армянская Церковь тесно соприкасалась с развивавшимися в Месопотамии (в составе персид. державы Сасанидов) общинами монофизитов, придерживавшихся учения Юлиана, еп. Галикарнасского, о нетленности тела Христова во время Его земной жизни (афтартодокетизм). Отлученные от общения с главным течением монофизитства – последователями Севира Антиохийского, юлианисты искали покровительства у Армянского католикоса Нерсеса II Багревандци (548-557). Он поставил им епископа, сирийца Абдишо, и созвал в Двине Собор, который открылся 29 марта 554 г., в Вербное воскресенье. При рассмотрении догматических вопросов Собор вновь подтвердил признание единой богочеловеческой природы Христа; были осуждены Евтихий, Несторий, патриарх Антиохийский Севир за учение о тленности тела Христова до Воскресения, «Три главы» (осужденные на V Вселенском Соборе в К-поле в 553), а также томос папы св. Льва Великого и Халкидонский Собор.

Собор вынес определение отмечать Рождество Христово и Богоявление 6 янв., как принято было у армян с апостольских времен, постановил петь Трисвятое со словами «распныйся за ны», а также положил начало новому арм. летосчислению (началом 1-го года было объявлено 11 июля 552 г. по Р. Х.). Собор принял «Соглашение о единодушии страны Армянской», в к-ром упоминалось только три Вселенских Собора (325, 381 и 431), анафематствовались несториане, павликиане (последователи учения Павла, еп. Самосатского) и мессалиане. Было утверждено 37 правил католикоса Нерсеса и еп. Нершапуха Мамиконяна, включенных в «Армянскую книгу канонов». В них говорится о церковных наказаниях – покаянии, лишении сана, анафеме (не упом. телесные наказания и денежные штрафы). 1-е и 2-е правила запрещают приходским священникам уносить домой из церкви хлеб, вино и др. приношения прихожан; 3-е правило запрещает священникам пускать в рост свои доходы или тратить их на развлечения; 16-е правило не разрешает женщинам стоять рядом со священником и прислуживать ему во время крещения; 17-е правило запрещает диаконам совершать обряд крещения. Согласно 19-му прав., священник, нарушивший тайну исповеди, лишается сана и священнического наследования. 24-е правило запрещает вступать в брак несовершеннолетним (возраст не указан), а совершеннолетним вступление в брак дозволяется только при обоюдном согласии; 26-е правило запрещает давать приют еретикам.

Собор был созван при католикосе Аврааме I Албатанеци и кн. Смбате Багратуни по вопросу об отношениях Армянской и Грузинской Церквей, между к-рыми фактически произошел разрыв, несмотря на интенсивную предварительную переписку католикоса Авраама I с Грузинским католикосом Кирионом I и груз. епископами. Собор объявил Кириона и его приверженцев халкидонитами, отколовшимися от своих единоверцев. Постановления Собора нашли отражение в «Окружном послании» Авраама I, где он осудил Кириона, призвал прервать общение с Грузинской Церковью и не входить в груз. храмы. Грузин лишили права причащаться в арм. храмах. Было установлено 9 разрядов духовенства для Армянской, Албанской и Сюнийской Церквей; сан Предстоятеля Армянской Церкви приравнивался к патриарху, Алуанской – к архиепископу, Сюнийской – к митрополиту.

Собор был созван при католикосе Нерсесе III Таеци из 17 епископов при участии мн. нахараров и азатов. Было выработано 12 правил, вошедших в «Армянскую книгу канонов» как «Правила святого Двинского Собора». Нек-рые из этих правил, подобно правилам Шахапиванского Собора, предусматривают телесные наказания и штрафы за определенные преступления. 4-е правило дает право настоятелям мон-рей и епископам взимать штрафы с преступников в пользу больниц, школ, приютов для нищих, однако строго запрещает применять при этом насилие; 5-е правило запрещает священникам передел приходов, т. е. передачу части имений от одних храмов другим; 8-е правило предписывает передачу священнического сана и церковного имения по наследству (впосл. это правило было отменено как не соответствующее духу Евангелия); 9-12-е правила запрещают ишханам (князьям) и азатам претендовать на доходы церквей и духовенства, облагать их налогами, проживать и останавливаться на ночлег в мон-рях, изменять состав братии; кроме того, предписывают ишханам выделять средства на богадельни и приюты.

Вскоре после победы визант. имп. Ираклия над Персией (629-630) наметилось церковное сближение между Византией и Арменией, закрепленное на Каринском Соборе (630). В 40-х гг. VII в., перед угрозой араб. завоевания, Византия попыталась активизировать усилия по нормализации отношений с Армянской Церковью. Имп. Констант II и патриарх К-польский Павел II направили послание Армянскому католикосу Нерсесу III и первенствующему кн. Теодоросу Рштуни с предложением отказаться от осуждения Халкидонского Собора. В Двине по инициативе католикоса и Теодороса Рштуни был созван Собор для обсуждения ответного послания, в к-ром было сформулировано вероучение Армянской Церкви и определены различия между арм. и «греческим» (правосл.) вероисповеданиями. По сообщению арм. историка Себеоса (История. Гл. 33), в Соборе приняли участие все епископы и нахарары Армении (их имена и количество не указаны). Себеос подробно пересказывает текст обсуждавшегося на Соборе постановления о вере, в к-ром особо подчеркивалось отличие учения Армянской Церкви от «халкидонитства». При доказательстве его истинности авторы документа ссылались на постановления первых трех Вселенских Соборов; разъяснялся богословский смысл добавления «распныйся за ны» в Трисвятом песнопении. Анафеме предавались все еретики, включая халкидонитов, а также учение Саргиса, ученика Ованнеса Майраванеци. В документе упоминались правила, согласно к-рым на вступавших во 2-й брак должна налагаться 3-годичная епитимия, после чего они вновь допускались к причастию; тем, кто вступали в брак в 3-й или 4-й раз, в причастии должно быть отказано. Постановления Собора были подписаны всеми присутствовавшими как духовными, так и светскими лицами, скреплены их печатями и переданы на хранение католикосу.

Собор созван католикосом Ованнесом III Одзнеци, чтобы рассмотреть, отобрать и принять правила из составленного католикосом канонического сборника – основы арм. «Книги канонов». Кроме того, в связи с обострившимися конфессиональными спорами следовало выработать постановления, касающиеся Греческой Православной Церкви, несториан, а также еретиков в арм. среде – павликиан и мессалиан. Собор принял свод правил из 32 статей, известный как «Каноны владыки Иованнеса Имастасера (Философа), католикоса Армянского». Наряду с вновь принятыми дополнениями в свод были включены правила католикосов св. Григория Просветителя, Саака Партева, Ованнеса I Мандакуни (правила 21-25). Отдельные правила устанавливали порядок богослужения (утренние, вечерние, ночные службы, воскресное богослужение). 8-е правило закрепило использование пресного хлеба и неразбавленного вина на Евхаристии; 20-е – утвердило прибавление к Трисвятому; 26-е и 30-е – празднование Рождества и Богоявления 6 янв. 32-м прав. было запрещено общение с павликианами. На Соборе вновь было осуждено учение Халкидонского Собора.

Соборы Шампаня

Всеобщая история искусств

Искусство Византии, Армении, Грузии, южных Славян древней Руси, Украины и Белоруссии

Истоки Византийского искусства; искусство Италии, Греции, Передней Азии и Египта в 4-5 веках

Византийское искусство 6 века

Византийское искусство 7-8 веков

Византийское искусство 9 – середины 11 века

Византийское искусство середины 11 – начало 13 века

Византийское искусство 13-15 веков

Искусство Армении и Грузии

Искусство южных славян

Искусство Сербии и Македонии

Искусство Древней Руси, Украины и Белоруссии

Искусство Древней Руси

Искусство Киевской Руси

Искусство периода феодальной раздробленности 12-13 веков

Искусство Новгорода и Пскова в 13-15 веках

Искусство Московского княжества 14 – первой половины 15 века

Русское искусство во второй половине 15 и в 16 веке

Русское искусство 17 века

Украинское искусство 14-17 веков

Искусство Белоруссии 14-17 веков

Искусство остготов и лангобардов в Италии и вестготов в Испании

Искусство ирландцев и англосаксов, искусство Скандинавского полуострова

Франкское искусство в период Меровингов

Искусство периода Каролингов

Искусство Западной и Центральной Европы в эпоху развитого феодализма

Скульптура, живопись и прикладное искусство

Скульптура, живопись и прикладное искусство

Скульптура, живопись, прикладное искусство.

Искусство Южной Италии

Скульптура и живопись

Искусство Скандинавских стран и Финляндии

Всеобщая история искусств

От редакционной коллегии

Государственное издательство ИСКУССТВО Москва 1960 ВИИ том второй книга первая под общей редакцией Б.В.Веймарна и Ю.Д.Колпинского Академия художеств СССР институт теории и истории изобразительных искусств

Второй том «Всеобщей истории искусств», посвященный искусству средних веков, ввиду обилия материала разделен на две книги. Настоящая, первая книга содержит главы по искусству Византии, Армении и Грузии, южных славян, искусству Древней Руси, Украины и Белоруссии, искусству Западной и Центральной Европы эпохи переселения народов, романскому и готическому искусству Франции, Германии, Австрии, Нидерландов, Англии, Испании, Португалии, Италии, Чехословакии, Польши, Венгрии, Румынии, Скандинавских стран и Финляндии, Латвии, Эстонии, Литвы.

Во второй книге второго тома найдет освещение искусство эпохи феодализма на Арабском Востоке, в Азербайджане, Иране, Средней Азии, Афганистане, Турции, Индии, на Цейлоне, в Индонезии, Камбодже, Бирме, Лаосе, Вьетнаме, Таиланде, Непале, Китае, Корее, Монголии, Японии, а также искусство Центральной и Южной Африки, Австралии, Океании и Древней Америки.

В каждой из книг второго тома «Всеобщей истории искусств» текст сопровождается цветными воспроизведениями, 400—450 тоновыми репродукциями с памятников средневекового искусства, а также картами, планами и чертежами.

Авторами глав первой книги второго тома являются:

Введение к искусству средневековья — Ю. Д. Колпинский и Б. В. Веймарн.

Искусство Византии — В. М. Полевой.

Искусство Армении и Грузии — В. В. Шлеев.

Искусство южных славян — А. В. Банк.

Искусство Древней Руси — О. И. Сопоцинский.

Искусство Украины 14—17 вв.—Л. П. Калиниченко и Ф. С. Уманцев.

Искусство Белоруссии 14—17 вв.— М. С. Кацер и В. М. Макаревич.

Искусство Западной и Центральной Европы эпохи переселения народов и образования «варварских» королевств — А. А. Губер, М. В. Доброклонский, Л. Я. Рейн-гардт.

Введение к искусству народов Западной и Центральной Европы в эпоху развитого феодализма — А. А. Губер, Ю. Д. Колпинский.

Искусство Франции — А. А. Губер, М. В. Доброклонский, Ю. Д. Колпинский.

Искусство Германии — А. А. Губер, М. В. Доброклонский, Л. Я. Рейнгардт.

Искусство Нидерландов — Л. Я. Рейнгардт.

Искусство Англии — М. В. Доброклонский, Е. В. Норина, Е. И. Ротенберг.

Искусство Испании — Т. П. Каптерева, К. М. Малицкая.

Искусство Португалии — Т. П. Каптерева, К. М. Малицкая.

Искусство Италии — А. А. Губер, В. А. Лебедев.

Искусство Чехословакии — Ю. Д. Колпинский.

Искусство Польши — В. М. Полевой.

Искусство Венгрии — А. Н. Тихомиров.

Искусство Румынии — Г. Опреску (Румынская Народная Республика).

Искусство Скандинавских стран и Финляндии — Е. И. Ротенберг.

Искусство Латвии — М. Л. Иванов.

Искусство Эстонии — И. П. Соломыкова.

Искусство Литвы — Ю. М. Юргинис.

Авторские материалы по миниатюре и прикладному искусству для ряда глав предоставили Е. В. Норина и Г. В. Ганевская.

В редактировании отдельных глав принимали участие Т. П. Каптерева, Л. Я. Рейнгардт, Е. И. Ротенберг, О. И. Сопоцинский, А. Д. Чегодаев. Подбор иллюстраций выполнен Е. И. Ротенбергом, макет – Р. Б. Климовым и редакторами тома. Указатель составлен Н. П. Киселевым, пояснения к иллюстрациям — Е. И. Ротенбергом.

За помощь в работе при подготовке настоящей книги — консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д. – редколлегия приносит благодарность: Институту изобразительных искусств Болгарской Академии наук, Государственному музею изобразительных искусств Венгерской Народной Республики, Художественному архиву Немецкой Академии искусств, Государственному институту искусств Польской Народной Республики, Институту истории искусств Академии наук Румынской Народной Республики, Институту теории и истории искусства Чехословацкой Академии наук, Институту истории искусств Академии наук СССР, Институту востоковедения Академии наук СССР, Институту архитектуры и искусства Академии наук Азербайджанской ССР, Институту истории искусства Академии наук Армянской ССР, Институту искусства Академии наук Белорусской ССР, Институту истории грузинского искусства Академии наук Грузинской ССР, Институту истории Академии наук Литовской ССР, Институту искусства Академии наук Украинской ССР, Институту истории архитектуры Академии строительства и архитектуры Украинской ССР, Институту истории Академии наук Эстонской ССР, Государственной Третьяковской галлерее, Государственному Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственному Русскому музею, Государственному музею восточных культур, Государственному музею Грузии, Государственному музею искусств Грузинской ССР, Государственному музею украинского искусства в Киеве, Кафедре истории искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.

40° 57.8983 ′N , 6° 20.2172 ′W
40.96497N, 5.66305W
40°57′53.90″N, 6°20′13.03″W

108 материалов по 65 объектам, 955 фотографий

Ссылки от бывалых

Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее

  • в Моих лентах

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Саламанке.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Собор в Саламанке — ювелирная работа зодчих

Материал понравился:

Новый кафедральный собор в Саламанке (Catedral Nueva de Salamanca) назвали Новым ровно 500 лет назад, в 1513 году, когда его закладывали. Обычная история: Старый собор стал мал для разросшегося города и король Фердинанд Арагонский дал указание построить Новый. Но при этом Старый собор не стали разрушать, а на его северную стену “облокотили” одну стену Нового собора, что ещё и укрепило Старый.

Строительство началось в то время, когда готический стиль уже не очень нравился, попросту говоря, вышел из моды, и поэтому в Соборе готическая основа с элементами Ренессанса и барокко. А Ренессанс этот в Испании — особенный! Называется он — платереско: удивительно тонкая, ювелирная работа зодчих! Более всего это видно в наружном декорировании Собора, оформлении его, причём в изобилии, орнаментами с растительными мотивами, медальонами с гербами, скульптурами святых, фигурами животных, фантастических птиц и ещё чего-то немыслимого.

Двумя главными архитекторами собора были Хуан Гиль де Онтаньон (с 1512 по 1531) и его сын Родриго Гиль де Онтаньон (с 1538 по 1577). В 17 в. строительство не велось и только в 18 в. возобновилось под руководством знаменитых архитекторов — братьев Чурригера. В 1733 г. строительство в основном было закончено и собор был торжественно освящён. А уже в 1887 г. королевским декретом он был объявлен национальным памятником.

Главный западный фасад собора потрясающе красив. Жаль, что выходит он на узкую улицу Pla y Deniel и делать фото очень сложно. Три его портала — роскошны! Украшения каменной резьбой — изумительны! Особенно хорош — центральный.

Это портал Рождества со сценами, расположенными в трёх ярусах. В самом верху — Распятие, по сторонам которого — скульптуры святых Петра и Павла.

История архитектуры

November 2019

S M T W T F S
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Собор города Дарем

Собор города Дарем, расположенный на восточном побережье Англии — одно из самых больших зданий Европы в романском стиле. Кафедральный собор расположился рядом с замком и средневековым городом на скалистом утесе, с трех сторон окруженным рекой. Весь комплекс является интересной достопримечательностью Великобритании и объектом, внесенным ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. В настоящее время Даремский собор — христианская англиканская церковь с тысячелетней историей, место кафедры епископа Дарема, центр паломничества и духовности в Северо-восточной Англии.

.
Архитектурное значение Даремского собора заключается в том, что это — самое старое сохранившееся здание романского стиля с каменным сводчатым потолком такого крупного размера. Сегодня собор, быть может, не кажется таким выдающимся, но с точки зрения развития архитектуры и технологии строительства представляет собой значительный шаг вперед и переход европейской архитектуры к новому стилю – готике. Здесь впервые в Англии крышу собора сделали каменной, а не деревянной как до этих пор.
.

Свод центральной башни

Собор Дарема также ценен тем, что его нормандская архитектура осталась в основном

Рабочие более высокой квалификации, участвовавшие работах, имели специальность каменщиков, штукатуров, каменотесов, резчиков по камню. Практические соображения определяли технологический процесс работы. Например, поскольку транспорт стоил очень дорого, камни полностью подготавливали к установке в карьере. Хотя изготовление каменных блоков продолжалось весь год, строители фактически не укладывали камень зимой, когда мороз препятствовал строительному раствору связывать камни.


«Каменотесы за работой» на картине Питера Брейгеля

Каменотесы часто вели странствующий образ жизни, перемещаясь с одной стройплощадки к другой. Им платили поденно или за объем выполненной работы. Выполняющие сдельную работу вырезали свои метки на каждом вырезанном ими камне, это давало возможность вычислить сумму оплаты за труд. Со временем такие отметки стали признаком профессиональной гордости и приобрели более красивый и тщательно продуманный вид. Их все еще можно заметить на некоторых камнях в соборе Дарема.
.

В ранних романских зданиях, фрески были наиболее распространенными средствами внутреннего художественного оформления, и каменная резьба использовались мало. Однако, поскольку квалификация мастеров резьбы по камню со временем сильно выросла, скульптура, стала важной составляющей дизайна более поздних зданий. Скульпторы стали более независимыми, и уже рассматривали себя как художников, а не квалифицированных мастеров.

Также, поскольку архитектура и технология строительства развивались дальше, стали возможными большие стеклянные окна, впустившие дневной свет в интерьер собора. Витраж, ставший одной важнейших декоративных особенностей религиозных зданий, заменил фрески в качестве средства изображения религиозных сцен.
.

Согласно записям Симеона, епископ Уильям Св. Кале приказал возвести новый собор «более благородный и великий», чтобы заменить англосаксонский, построенный столетием ранее епископом Олдхуном. Примером для подражания послужил нормандский собор в городе Кане. К рытью котлована под фундамент приступили после чтения молитв 29-го июля 1093 года, а к возведению стен всего через две недели — 11-го августа того же года.

Одним из самых важных образцов для нового собора в нормандские времена был старый собор Св. Петра в Риме, построенный императором Константином, в 4-м веке н. э. Соответственно, оригинальная длина даремского собора от часовни с мощами Св. Катберта в апсиде в восточном конце здания до главного входа в западном конце всего на 70 см длиннее, чем старый римский собор; его неф — почти такой же ширины, спиральные колонны точно повторяют те, которые должны были быть найдены на навесе вокруг Святыни Св. Петра.

В проекте нового собора Уильям Св. Кэлэ следовал традиции, которая развилась в более ранних соборах в нормандской Англии, также построенных для хранения религиозных святынь. Сравнение даремского и винчестерского соборов показывает наличие многих общих черт, весьма вероятно, что оба здания были работой одного и того же главного каменщика (автора и руководителя стройки). На основании анализа его архитектурного стиля, следующего больше английской, чем французской традиции, предполагают, что он был по происхождению англичанином.

Полукруглые арки были типом, которые использовались раньше, имели одно существенное ограничение: их высота должна была быть пропорциональна их ширине. Когда остроконечные арки заменили полукруглые, появилась возможность достичь большей высоты и ширины.
.


.
До даремского собора здания покрывались деревянными крышами, которые не были органично связаны с каменными стенами, кроме того, они слишком хорошо горели.
.

Нервюры также обладают эстетической ценностью, становясь объектом внимания зрителя, придавая своду легкость и изящество.


Крестовый свод
.

Несмотря на величину собора, место, где располагались мощи Св. Катберта, постоянно было переполнено паломниками. Поэтому, в конце 13-го века было решено расширить пространство собора и построить часовню с девятью алтарями рядом со святыней. Идея постройки была почерпнута из подобного расширения, выполненного в 1247 году для Фаунтезианского аббатства в Норт-Йоркшире. Ввиду сложной топографии берега реки было трудно удлинить здание, но имелась возможность дополнить основное здание широкой пристройкой.

Вормский собор (Wormser Dom), Германия

Der Dom St. Peter in Worms. Wormser Dom
Время строительства с 1130 до 1181 годов. Романский стиль.
Собор Святого Петра в Вормсе один из трех рейнских имперских соборов.

Собор расположен в самой высокой точке города Вормс и является важным памятником романской архитектуры. Тесно связан с именем епископа Берчарда и расцветом города в XII и XIII веках. Основное время строительства собора 1130-1181 года. Построен он на месте римской базилики. Последние исследования говорят о том, что строительство началось уже в 1002 году.

Основные события, которые были связаны с собором: папские выборы (Лев IX.(Leo IX.)) в 1048 году, Вормсский конкордат в 1122 году, Вормсский эдикт 1521 года, в ходе которого Мартин Лютер отвечал перед императором Карлом V и после которого Мартина Лютера объявили еретиком.

В настоящее время собор является католической приходской церковью, которой в 1925 году Папа Римский присвоил звание “Базилика минор”. Это почетное звание, которым подчеркивается важность этой церкви.

Город Вормс сейчас ведет спор с городом Триром за звание самого старого города на территории современной Германии. Поскольку этот холм, на котором стоит собор, был безопасным местом при наводнениях, то уже с третьего тысячелетия до нашей эры на нем селились люди. Жили здесь и кельты из германского племени Vangionen. Они были покорены римлянами, которые построили на холме, административный центр и храм. Во время упадка Римской империи около 401 года Вормс вышел из состава римской империи. Двенадцать лет спустя бургунды захватили Вормс и объединились с римлянами для защиты границ Римской империи. Когда же в 435 бургунды попытались избавиться от господства Рима, они были разбиты римлянами. Через год римлян разбили гунны, которые к этому моменту уже уничтожили большую часть бургундского народа проживающего в долине Рейна. Гунны были разбиты франками. Франкская империя была разделена на три части. Ворм находился в Австразии. С развитием христианства в франкской империи, строились новые церкви и храмы. И правитель Дагоберт I распорядился о строительстве христианской церкви в Вормсе на фундаменте римского храма. Точная дата строительства не установлена, но именно эта церковь считается предшественницей собора.

Основное же строительство храма началось при епископе вормском Берчарде I (Burchard I). Занял он этот пост в 1000 году и начал сразу с церковной реорганизации города. И в 1002/1003 годах он начал планировать строительство нового храма. Были обозначены контуры: крестообразная базилика с двумя хорами. Уже в 1018 году собор был освящен в присутствии императора, но здание рухнуло. Через два года строительство было возобновлено. После смерти Берчарда I в 1030/1040 собор был украшен внутри колоннами с позолотой. Но вскоре выяснилось, что колонны эти не работают как несущие и были достроен еще один ряд мощных колон. Так же были произведены некоторые изменения в подвалах и башнях. В 1110 году собор был освящен во второй раз. Потом в летописях упоминается о том, что храм был осквернен, но не понятно как, закрыт и позже освещен еще раз.

Новое здание построено в XII-м веке, тот самый собор который мы видим сегодня. Началось строительство приблизительно в 1125 году. Собор был спроектирован и построен в романском стиле и под влиянием бургундских традиций богато украшен. В 1172 году епископом Конрадом II преподнесено в дар новое убранство и свет для западного хора. Конрад II похоронен в крипте собора в 1192 году.

Примерно 100 лет спустя началось третья перестройка собора. Была достроена часовня Св. Николая Чудотворца. Оборудован новый вход в нее с южной стороны. С восточной стороны оборудованы две часовни Св. Анны и святого Георгия. Кончились эти перестройки тем, что в 1429 рухнула часть северо-западной башни. Восстановлена она была, но уже в готическом стиле. К концу века при епископе Джоне Дальберге, был построен монастырь к западу от часовни Св. Николая Чудотворца.

После 1521 года собор постепенно теряет свое влияние. А в 1556, после Вормсского эдикта, часть общин перешла на сторону Мартина Лютера.

Во время Тридцатилетней войны шведские войска захватили город и с 1632 до 1635 в соборе богослужения проводились протестантскими проповедниками

Затем французские войска опустошили и разрушили многие города, в том числе и Вормс. Церкви были разграблены, была совершена попытка взорвать Вормский собор, это не удалась, но он полностью сгорел внутри. Епископ Franz Ludwig von Pfalz-Neuburg восстановил собор в 1698 году. Поручено это было архитектору Balthasar Neumann, который добавил некоторые элементы барокко, сделал дополнительные окна и серебряный алтарь.

В 1824 году Ворм был захвачен французской революционной армией. Собор превращен в складское помещение. До 1830 года монастырь был полностью разрушен и камни были проданы с аукциона.
(Кстати, подобная история была с Burg Rheinfels в городе St. Goar. Там французы тоже разбирали замок по камушкам и торговали ими.)

Wormser Dom, 1824. Автор Eugen Neureuther

И только в 1886 началась тщательная реконструкция собора. Западный хор пришлось заменить из-за дефектов фундамента. Широкомасштабные ремонтные работы завершились лишь в 1935 году. В конец Второй мировой войны собор был сильно поврежден бомбардировкой, но интерьеры, к счастью не были затронуты.

От себя могу добавить, что энергетика у храма мощная. Даже мой всегда скептично настроенный муж, это почувствовал. Какое-то мрачное величие. Чувство подавленности и восхищения одновременно 🙂

Wormser Bischof Burchard I

Внутри тоже как-то темно и мрачно было. Хотя и очень величественно, этого не отнять.

Крипта, где захоронены тела правителей города, епископов.

Ульмский собор

Знаете ли вы, где находится самая высокая церковь в мире? Как ни странно, вовсе не в Кельне, а в небольшом немецком городе Ульме. Местная церковь возвышается на 161 метр. Строительство велось на протяжении пяти веков. Когда работы наконец были закончены, оказалось, что жители маленького городка неожиданно для себя возвели высочайшую в мире церковь. История прекрасного Ульмского собора в материале diletant.media.

Огромный собор для маленького городка

Ульмский собор (так называемый Ульмский Мюнстер) располагается в небольшом городке Ульме, в земле Баден-Вюртемберг. Он на самом деле не является кафедральным собором. В церкви небольшого городка никогда не было реззиденции епископа. Но из-за ее внушительных размеров церковь наградили славным именем собора, которое само по себе прижилось.


Фото 1. Ульмский собор

Интересна причина, по которой решили возвести Ульмский собор. Дело в том, что в XIV веке местная церковь находилась за пределами городских стен. Во время осады прихожане оставались без доступа к ней. Такое уже случалось: например, в 1376, когда на городок напал Карл IV. Ситуация в те времена была неспокойная, так что горожане решили на всякий случай перестраховаться и построить церковь в черте города. К тому же Ульм стремился избавиться от влияния монастыря Райхенау, которому принадлежала уже существовавшая приходская церковь. На тот момент население Ульма едва ли составляло 10 тысяч человек. Но они собрали средства и в 1377 был заложен первый камень в основании будущего собора.

Пять веков строительства

Над первоначальным проектом здания работал архитектор Генрих Парлер. Он хотел построить зальную церковь с двумя равными нефами. Также планировалось дополнить ее одной башней с запада и двумя со строны хора. Правда, сам Парлер построить церковь не успел: он лишь заложил основание, возвел хор и нижние ярусы башен. На протяжении полутора веков архитекторы сменяли друг друга, и каждый добавлял что-то новое в проект здания. Например, предложили увеличить количество нефов до трех. Над строительством главной башни начал работу архитектор Ульрих Энзинген, тот самый, который создал собор в Страсбурге — некоторое время он считался самым высоким зданием в мире. Неудивительно, что именно Энзинген предложил сделать главную башню высотой 150 метров.

Слева направо: Ульмский собор, Кельнский собор, Собор Пресвятой Девы Марии в Мюнхене, мемориальная церковь кайзера Вильгельма в Берлине, Ахенский собор

В середине XVI века деньги кончились, и строительство заморозили почти на 300 лет. Церковь таки стояла недостроенной, со стометровой башней. В 1844 работы над созданием собора возобновились. Устаревшую конструкцию укрепили. В 1890 главную башню наконец достроили, увенчав ее верхушку крестоцветом. Тут и оказалось, что жители небольшого городка случайно построили самую высокую церковь в мире. Башня второго по высоте Кельнского собора возвышается всего на 157 метров. В таком виде мы и знаем башню Ульмского Мюнстера. Правда, подняться на 161 метр не удастся: обзорная площадка расположена на высоте 143 метров. Чтобы полюбоваться прекрасным видом Ульма, нужно преодолеть 768 ступеней. Для сравнения, к обзорной площадке Исаакиевского собора ведут 262 ступени. Сам собор возвышается на 102 метра.

Ульмский собор не только занимает почетное место самой высокой церкви мира, но и является настоящим шедевром готической архитектуры. Искусствоведы отмечают тимпан главного портала Ульмского Мюнстера, который, вопреки традиции, украшен в основном не сценами страшного суда, а мотивами из мифа о сотворении мира. Удивительно, что изображенный на рельефе Бог держит в руках Землю в форме шара. Внутри собор украшен витражами, шесть из которых дошли и до наших дней. В 2001 году два окна, где витражи не сохранились, были оформлены современными витражами Иоганна Шрайтера.


Ульмский собор внутри

Во время Второй мировой войны собор почти не пострадал. Угроза разрушения пришла, откуда не ждали. Недавно немецкое издание Südwest Presse сообщило, что каменное основание самого высокого в мире собора разрушается солью и кислотами, содержащимися в моче. Михаэль Хильберт, ответственный за содержание Ульмского собора, жалуется, что не только туристы, но и сами горожане позволяют себе облегчиться у средневековой церкви. За это нарушение был даже введен штраф размером в 100 евро.

Даремский собор

Даремский собор (Durham Cathedral)

Даремский собор — первая достопримечательность Великобритании, внесенная (наряду с соседним Даремским замком) в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Полное название собора — Даремский собор Христа, Девы Марии и св. Катберта.

В средние века даремские епископы были официальными представителями короля и правили Северо-Восточной Англией. Они могли использовать любые средства, чтобы держать в узде шотландцев, и обладали такой властью, богатством и влиянием, какие нам сейчас трудно представить. В их распоряжении были собственная армия, монетный двор и суд. Дворец в Дареме представлял собой укрепленный замок, а собор над рекой Уир был средоточием их духовного влияния. Он считался и до сих пор считается самым красивым и живописно расположенным церковным зданием на Британских островах.

Сэкономь на путешествии!

Нормандский шедевр

С огромного виадука, перекинутого через северную часть города, открывается захватывающий вид на замок и собор как на единую светскую и духовную твердыню. Если подойти ближе, к лужайке Палас-Грин, размер собора приводит в трепет. Впечатление становится еще сильнее, когда вы через северный портал, украшенный головой льва с кольцом, входите в полутемный интерьер.

Строительство Даремского собора началось в 1093 г. и завершилось в 1274 г. Это образец высокого нормандского стиля, прочного, массивного, величественного. На мощных цилиндрических колоннах нефа вырезанные византийские и, возможно, мавританские мотивы напоминают о том, что Крестовые походы значительно расширили кругозор англичан XII в. Считается, что необычные гигантские ромбы и шевроны, решетчатые орнаменты и узоры «собачьи клыки», вырезанные на каменных колоннах, а также нервюрные своды впервые появились именно в Дареме.

С двух сторон собора находятся капеллы с мощами святых. В западной части собора — Галилейская капелла 1170 г. Здесь, как и в нефе, чувствуются мавританские мотивы, но более элегантные, в подражание Большой мечети в Кордове. Легкие мраморные колонны поддерживают свод над простым надгробием преподобного Беда. Монах из Джарроу на реке Тайн, умерший в 735 г., написал «Церковную историю народа англов» и биографию особо чтимого на севере страны св. Кутберта, епископа Линдисфарнского.

Святой отшельник

Св. Кутберт покоится под простой плитой с надписью: «Кутбертус», установленной в восточной части собора, в капелле девяти алтарей, построенной в 1242—1280 гг. Кутберт предпочитал жить один, на продуваемых ветрами скалистых Фарнских островах, но жизнь заставила его занять высокий пост и возложить на себя большие обязанности.

Он умер в 687 г., но после смерти не обрел покоя. В 875 г. линдисфарнские монахи увезли его тело с острова, чтобы спрятать от наступавших викингов. Более ста лет его переносили с места на место, пока на одного из монахов не снизошло видение, согласно которому похоронить Кутберта следовало в Данхолме, нынешнем Дареме. По легенде, Вильгельм I приказал вскрыть его могилу. Он хотел убедиться в том, что монахи говорят правду и тело находится в прекрасной сохранности. Неизвестно, что увидел Завоеватель, но это так напугало его, что он бросился к своей лошади, пустил ее галопом и мчался, не останавливаясь, 32 км до переправы через реку Тис.

В 1104 г. тело Кутберта захоронили за восточным алтарем. Его надгробие разбили во время Реформации, а мощи перезахоронили. В 1827 г. останки в шелковом саване, с нательным крестом, украшенным драгоценными камнями, вновь извлекли из могилы.

Крест св. Кутберта, его деревянный гроб с рельефными фигурами апостолов и другие ценности Даремского собора выставлены в сокровищнице собора.

Словарь храмовой архитектуры

Абсида (апсида) – алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный; перекрытый полукуполом (конхой). Внутри абсиды помещался алтарь.

Алтарь (от лат. «alta ara» – высокий жертвенник) – главная часть христианского храма в его восточной части. В православном храме отделяется алтарной перегородкой или иконостасом. В алтаре размещался престол – возвышение для совершения главного христианского таинства – евхаристии. Алтарь створчатый – икона, состоящая из нескольких складывающихся досок, покрытых живописными изображениями с обеих сторон (диптих, триптих, полиптих).

Алтарная преграда – невысокая стенка или колоннада, отгораживающая алтарную часть храма в православных храмах (с IV века).

Амвон – (от греч.) – возвышение в центре храма, с которого произносили проповеди, читали Евангелие. Как правило, был окружен колоннами, несущими крышу (киворий).

Аркатурный пояс – украшение стены в виде ряда декоративных арочек.

Аркбутан – открытая полуарка, служащая для передачи давления на контрафорсы храма.

Атриум – закрытый внутренний двор, куда выходят остальные помещения.

Аттик – (от греч. Attikos – аттический) – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку.

Базилика – прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами (столбами) на несколько продольных галерей (нефов).

Барабан – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.

Барабан световой – барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами Глава – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.

Баптистерий – крещальня. Небольшое центрическое здание, круглое или восьмиугольное в плане.

Витраж – картина на стекле, орнамент из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет.

Гемма – резной камень с углубленным (инталия) или выпуклым (камея) изображением.

Донжон – главная башня средневекового замка.

Дьяконник – помещение в алтарной части православного храма к югу от алтаря.

Жертвенник – помещение в алтарной части православного храма к северу от алтаря.

Звонница – надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Виды звонниц: стенообразные – в виде стены с проемами столпообразные – башенные сооружения с многоранным (как правило, в русской архитектуре, – восьмигранным, реже – девятигранным) основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе. В нижних ярусах часто располагается церковь палатного типа – прямоугольный в плане объем с крытой сводчатой аркадой, опоры которой расположены по периметру стен.

Закомара – (от др.рус. комара – свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.

Замковый камень – камень, которым завершается свод или арочный проем.

Кампанила – в западноевропейской архитектуре отдельно стоящая четырехгранная или круглая башня- колокольня.

Канон – совокупность строго установленных правил, определяющих основной набор сюжетов, пропорций, композиций, рисунка, колорита для произведений искусства данного вида.

Контрафорс – вертикальный массивный выступ стены, укрепляющий основную несущую конструкцию.

Конха – полукупол над абсидой, нишей. Часто выполнялся в виде раковины.

Крестово-купольный храм – канонический тип византийского православного храма. Представлял собой укороченную базилику, увенчанную куполом, и, согласно Апостольским постановлениям, обращенную алтарем на восток.

Куб – основной объем храма.

Купол – покрытие в виде полушария, опрокинутой чаши и т.п.

Лемех – деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма.

Луковица – церковная глава, напоминающая по форме луковицу.

Лопатка – вертикальный плоский и узкий выступ стены, подобна пилястре, но без базы и капители.

Луминарий – отверстие в потолке раннехристианского храма.

Мартирий – тип раннехристианского поминального храма над могилой мученика.

Мозаика – излюбленная в средние века разновидность монументальной живописи. Изображение выполняется из кусочков цветного стекла – смальты, натуральных камней. Кусочки смальты и камня имеют неправильную форму, свет на них многократно преломляется и отражается под разными углами, создавая волшебное мерцающее сияние, трепещущее в полутьме храма.

Наос – центральная часть византийского крестово-купольного храма, увенчанная главным куполом.

Нартекс – пристройка с западной стороны храма, придающая зданию более вытянутую прямоугольную форму. Отделялась от центральной части храма – наоса – стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов.

Нервюра – ребро дугообразной формы в готических сводах.

Неф – (от греч. «неус» – корабль) – вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Паперть – крыльцо и небольшая площадка (обычно крытые) перед входом в православную церковь.

Пилястра (лопатка) – конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.

Подклет – нижний этаж здания.

Поребрик – декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы.

Парус – элемент купольной конструкции в форме сферического треугольника. На паруса опирается основной купол.

Плинфа – плоский кирпич (обычно 40х30х3 см), строительный материал и элемент внешнего декоративного убранства храмов.

Портал – декоративно оформленный дверной проем здания.

Портик – галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.

Придел – небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику.

Притвор – западная часть православного храмов у входа, где по Уставу совершаются некоторые части богослужения и требы (обручение, лития и др.).Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии. Вход в притвор с улицы устраивается в виде паперти – площадки перед входными дверями, на которую ведёт несколько ступеней.

Ризница – место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников.

Руст – тесаный камень, лицевая сторона которого оставлена грубо околотой. Рустовка подражает природной фактуре камня, создает впечатление особой прочности и тяжести стены.

Рустовка – декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней.

Средокрестие – пересечение центрального нефа крестово-купольного храма с трансептом.

Травея – пространство нефа под сводом.

Трансепт – поперечный неф крестово-купольного храма.

Трапезная – часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди, общественных собраний.

Фреска – («fresco» – свежий) – техника монументальной живописи водяными красками по сырой, свежей штукатурке. Грунтовка и закрепляющее (связующее) вещество представляют собой одно целое (известь), поэтому краски не осыпаются.

Техника фрески известна с античных времен. Однако, поверхность античной фрески полировалась горячим воском (смесь фрески с живописью восковыми красками – энкаустикой). Главная трудность фресковой живописи в том, что художник должен начать и закончить работу в тот же день, пока сырая известь не высохла. Если же необходимы поправки, нужно вырезать соответствующую часть известкового слоя и накладывать новый. Техника фрески требует уверенной руки, быстрой работы и совершенно четкого представления о всей композиции в каждой ее части.

Фронтон – завершение (треугольное или полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Хоры – открытая галерея, балкон во втором ярусе храма с западной стороны (или со всех сторон, кроме восточной). Здесь размещались певчие, а также (в католических храмах) орган.

Шатер – высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.

Ширинка – прямоугольная впадина в стене.

Яблоко – шар на завершении купола под крестом.

Патриарший собор в Пицунде – визитная карточка православной Абхазии

Со времен распространения христианства город Пицунда считается духовным центром Абхазии и сохраняет на территории немало религиозных памятников архитектуры. Наиболее древний из них – это блистательный Патриарший собор (Пицундский храм), который на протяжении столетий остается национальной гордостью и ярким представителем материальной культуры грузинского народа.

История Патриаршего собора (Пицундский храм)

Пицундский храм, он же – собор Андрея Первозванного, возвышается в пределах государственного заповедника «Великий Питиунт», основанного в 1991 году для сохранения культурного наследия Абхазии. История религиозного сооружения уходит корнями в IV столетие, когда на месте римского поселения Питиунт была построена первая древнехристианская базилика. В конце V века полы старинного здания были украшены богатой мозаикой, остатки которой сегодня хранятся в Гелатском монастыре и относятся к числу самых древних мозаичных полов на Кавказе.

К VI столетию базилика значительно обветшала, потому правивший в те времена византийский император Юстиниан I отдал приказ заменить ее новым сооружением. Изначальный Пицундский храм был разрушен, а на его месте возвели масштабный собор, где проводилось первое крещение абхазцев. Но и он просуществовал не более трех столетий. В период процветания Абхазского царства (в IX–X веках) его сменил сегодняшний купольный собор из кирпича, где размещалась кафедра Абхазских Католикосов и совершались епископские рукоположения.

В последующие годы храм не раз обновлялся и подвергался многочисленным реконструкциям, поэтому до наших дней дошел в измененном виде. В 1975 году он претерпел последний ремонт, после которого в его стенах открылся концертный зал. Сегодня гости Пицунды приходят в собор не только для осмотра его интерьеров, но и ради посещения концертов органной музыки и знакомства со знаменитым Пицундским органом, изготовленным одним из выдающихся органных мастеров современности – Гансом Йоахимом Шуке.

Архитектура храма

Патриарший собор скрывается за крепостными стенами древнего византийского городища, частично разрушенными при выборке строительных материалов для возведения современного храма. В архитектурном плане он представляет собой трехнефное сооружение с тремя апсидами, увенчанными куполами. Главная особенность визуального облика здания заключается в необычной кладке: нижняя часть фасада состоит из камня, а далее идут перемежающиеся полосы камня и кирпича, причем по мере подъема каменные полосы становятся тоньше, кирпичные – напротив, шире и массивнее.

Высота сооружения вместе с центральным куполом составляет 29 метров. По ширине и длине он имеет размеры 25 и 37 метров, а толщина его наружных стен достигает полутора метров. В связи со смешением двух материалов экстерьер храма лишен украшений, которые были популярны в годы его строительства, однако в некоторых местах между окнами размещаются большие каменные кресты.

Помимо собора, в пределах заповедника «Великий Питиунт» находятся еще несколько сохранившихся архитектурных строений, которые окружают храм особой атмосферой и аурой:

  • руины древней колокольни, находящейся возле входа в археологический комплекс (от некогда блистательного сооружения сохранились только фундамент и вертикальные каменные столбы);
  • развалины раннего храма постройки II столетия (от него остались лишь боковые стенки).

Внутреннее убранство храма в Пицунде

Согласно летописям, когда-то храм хранил в своих стенах несметные сокровища – церковные богатства и христианские реликвии. В XVII столетии, когда кафедру Абхазских Католикосов перенесли в Гелати из-за угрозы нападения турок, вместе с ней переехали и ценности Пицундского храма, поэтому сегодня в нем осталось мало что интересного.

Тем не менее, туристы, посещающие собор, спешат осмотреть его удивительной красоты фрески XII–XIV столетий, изображающие шестикрылых херувимов, десять апостолов и погрудный портрет Христа Пантократора. К сожалению, большая часть настенной живописи была сбита со стен или заштукатурена во время предыдущих реставраций, но и то, что осталось, позволяет в полной мере оценить былое величие религиозного сооружения.

В центральной части собора возвышается сцена, на которой регулярно проводятся концерты международных и отечественных музыкантов. Некоторые посетители специально приходят в храм, чтобы послушать чарующее звучание немецкого органа, установленного в сооружении в 1975 году. Музыкальный инструмент состоит из 4500 трубок и весит около 20 тонн. Хотя любой орган обладает своей яркой индивидуальностью, пицундский выделяется мягким серебристым тембром, который в сочетании с хорошей акустикой храма и окружающими фрагментами многовековых фресок располагает слушателей к более глубокому восприятию звуков.

Полезная информация для посетителей

Патриарший собор возвышается в центре Пицунды по адресу: ул. Гисба, 8, на пересечении с Кипарисовой аллеей. Осмотреть его интерьеры можно в любой день недели с 10:00 до 19:00, а побывать на концертах – только в теплое время года (с июня по ноябрь) в 17:00 и 20:00. Прямо на входе в заповедник «Великий Питиунт» находятся две кассы – музейная и концертная, в которых предлагают два типа билетов:

  • на экскурсию – по цене 50 рублей с человека;
  • на концерт – 200 рублей для детей и 600 рублей для взрослых.

Посещение храма оставляет у туристов незабываемые впечатления, ведь сохраняя свои древние архитектурные формы, он выступает немым свидетелем многовековой истории Абхазии и представляет величающую историческую и культурную ценность не только для Грузии, но и для всего мира.

Читайте далее: