Соборы Оверни

Соборы Оверни

Между Поденской и Лиможской паломническими дорогами лежат горные районы Оверни . Архитектура этой провинции Франции отличается суровой мощью и простотой. Здесь строили массивно и прочно. Толстые стены, небольшое количество узких проемов, компактность группировки частей здания, образующих единый монолит, скупость декора – таковы характерные черты овернского зодчества. В Оверни с конца XI столетия появилось несколько монастырских церквей, выстроенных под влиянием паломнических церквей и Сент Этьенн в Невере. Самыми известными являются Сен Нектер, строительство которой началось около 1080 года, Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране , относящаяся к 1100 году, Сент Остремуан в Орсивале (также начало XII столетия) и Сен Поль в Исуаре, построенная около 1130 года.

Эти четыре церкви поразительно похожи. У каждой низкий деамбулаторий с четырьмя радиальными капеллами и сильно удлиненная травея перед хором. Над высокими аркадами травеи алтарной части находится клиресторий. Удлиненная травея образуется широкой аркой и, вероятно, не имеет окон из-за опор, несущих цилиндрический свод. Трансепт без боковых приделов состоит из пяти секций и имеет две апсиды в восточной стене. Его высота увеличивается от крыльев, равных по высоте хору, к диагонально расположенным средним травеям и, наконец, к высокому центральному куполу. Однако эффект постепенного роста высоты заметно уменьшается из-за двух соединительных арок, обрамляющих средокрестие на одном уровне с аркой алтаря. Верхняя часть стены хора разбита тройной аркатурой. Очевидно, этот мотив заимствован у Сент Этьенн, где крылья трансепта, также состоящего из пяти секций, отделяются точно такими же арками. Еще одна соединительная арка отделяет более высокий центральный неф от средокрестия.

Неф церкви состоит из двух ярусов: над аркадами расположены галереи, а сверху – цилиндрический свод, как в церквях на паломнических дорогах. Разумеется, масштабы здесь другие, и тройные проемы галерей низкие, как в Сент Этьенн. Ни в одной из четырех монастырских церквей нет клирестория. В этих церквях отсутствует вертикальное членение стен. В Сен Нектер, самой древней из этой группы церквей, полное отсутствие вертикального членения стен можно было бы объяснить использованием круглых столбов. Однако в Нотр-Дам в Клермон-Ферране – квадратные столбы с тремя полукруглыми полупилонами, но ни один из них не обращен в центральный неф. Полупилоны встроены только во вторую пару столбов с западной стороны и заканчиваются на уровне галереи. То же повторяется в Сент Остремуан и в Сен Поль: в обеих церквях в центре нефа стоит пара столбов с полупилонами, но ни в одной нет поперечной арки под цилиндрическим сводом. Создается впечатление, что в центральном нефе вертикальное членение умышленно не использовалось, хотя оно присутствует в боковых. Возможно, зодчие пытались создать особый пространственный эффект и поэтому обратились к двум различным традициям, вольно адаптировав их для собственных архитектурных целей.

Принципы строительства монастырских церквей в Оверни очень своеобразны и лучше видны во внешнем убранстве, чем в организации интерьера. Алтарная апсида лишь слегка возвышается над крышами деамбулатория с капеллами и кажется поэтому приземистой. Крыша крыльев трансепта находится на той же высоте, что и крыша апсиды, но эффект скрещивающихся крыш в восточной области нарушается выступающими центральными травеями трансепта, образующими массивную каменную массу, из которой вырастает башня. Этот цельный блок стоит между хором и нефом и доминирует в восточной области храма. Его ступенчатость, кульминацией которой становится центральная башня, подчеркивается односкатными крышами. Этот мотив встречается во всех четырех церквях, как и смещение четырех радиальных капелл относительно центральной оси.

Базилика Нотр-Дам-дю-Пор, Клермон-Ферран

Город Клермон-Ферран (Clermont-Ferrand) во французской провинции Овернь (Auvergne) имеет древнейшее происхождение. В греческих рукописях он упоминается под названием Немессос. Из этого города начинался первый крестовый поход, который благословил в 1095 году правивший в то время епископ Урбан II. Базилика Нотр Дам дю Пор (Basilique Notre Dame du Port) находится в северо-восточной части Клермон-Феррана, в историческом […]

Город Клермон-Ферран (Clermont-Ferrand) во французской провинции Овернь (Auvergne) имеет древнейшее происхождение. В греческих рукописях он упоминается под названием Немессос. Из этого города начинался первый крестовый поход, который благословил в 1095 году правивший в то время епископ Урбан II.

Базилика Нотр Дам дю Пор (Basilique Notre Dame du Port) находится в северо-восточной части Клермон-Феррана, в историческом районе Портус, неподалёку от Кафедрального собора.

Базилика Богоматери была построена на старинном фундаменте. Предполагается, что в доримскую эпоху в этом месте было древнее святилище. В VI веке здесь был построен первый христианский храм по настоянию епископа Клермонского Сен-Авитуса. Храм простоял до X века. Новая церковь Св. Девы Марии была возведена по указу епископа Стефана II. Эта церковь в начале XI века была сожжена норманнами. В период с 1185 по 1240 гг. был построен новый храм. В средние века он стоял на одном из маршрутов паломнического Пути святого Иакова.

Церковь Святой Девы сильно пострадала во время Клермонского землетрясения в XV веке. От разгула стихии, уничтожившей множество городских зданий, обвалилась башня над средокрестием церкви, был полностью разрушен её западный фасад. Остатки храма горожане постепенно начали разбирать на строительные материалы. Позже была уничтожена крипта, разобрана старинная черепичная кровля. От здания остались только руины.

Новая реконструкция произошла в XIX веке. Западная часть храма полностью была восстановлена. В 1886 году церковь приобрела статус базилики. В 2007-08 гг. проводились работы по реконструкции кровли и фасадов здания. Новая черепичная кровля с максимальной достоверностью воспроизводила старое покрытие куполов.

Базилика Богоматери построена из серого песчаника. Здание, возведённое в романском стиле, имеет в плане правильную форму латинского креста. Над южным порталом сохранился резной тимпан, который был повреждён во время революции, а затем восстановлен.

В церкви есть четыре капеллы и хор. Внутренние интерьеры просты, но изящны, они поражают прекрасными многоцветными витражами в каждом окне. Рельефные скульптурные изображения на капителях колонн воспроизводят библейские и мифологические сцены. Святилище украшено великолепной мозаикой. В храме установлено несколько скульптур Пресвятой Девы. В крипте, расположенной под хорами, хранится статуя Черной Мадонны (XVII в.), она является точной копией той византийской статуи, которая привлекала в храм средневековых паломников.

Базилика входит в пятёрку основных романских храмов Оверни. С 1998 года этот храм включён в список ЮНЕСКО.

Базилика Нотр Дам дю Пор (Basilique Notre Dame du Port)
Rue Notre Dame du Port 63000 Clermont-Ferrand, France

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Добро пожаловать в Овернь

Если вы ищете новый мир, вы найдете его … в Оверни!

Озера, вулканы, долины, леса, пруды – все богатство природных ландшафтов и разнообразие флоры и фауны представлены в Оверни. Разнообразная флора и фауна дополняют красоты региона. 109 источников (среди них знаменитый Вольвик (Внешняя ссылка) ), более 100 вулканов, 20 000 километров рек, — не удивительно, что Овернь считается одной из самых зеленых областей Европы.

Овернь – край вулканов

ВПриродном парке вулканов Оверни (Внешняя ссылка) для всех желающих открыты маршруты по склонам вулканов Плом дю Канталь (Plomb du Cantal), Пюи де Дом (Puy de Dôme) и Пюи де Санси (Puy de Sancy). Через леса и долины природного парка Ливрадуа Форе проложены бесконечные туристические маршруты.

Горнолыжные курорты Оверни предлагают традиционные зимние развлечения: горные и беговые лыжи, сноуборд, прогулки на снегоступах или в собачьих упряжках. Летом в Оверни занимаются рафтингом, парапланеризмом и альпинизмом. Если же вас интересуют менее экстремальные виды отдыха, то здесь можно расслабиться в центрах восстановления на термальных источниках или в спа. Не зря ведь Овернь называют вторым по значимости термальным регионом Франции.

Гастрономические специалитеты Оверни

После прогулки по высокогорным плато самое время отправиться перекусить. Ароматы традиционных блюд точно укажут вам подходящий ресторан. Зеленая чечевица Пюи, фаршированная капуста, овернский горшочек с тушеным мясом и овощами, картофельная трюффада, — все эти сытные явства прекрасно дополнят местные вина: Saint-Pourcain, Cotes d ‘Auvergne или розовое Chanturgue. Сырная тарелка Оверни тоже заслуживает внимания: Бле д’Овернь (Bleu d’Auvergne), Фурм д ‘Амбер (Fourme d’Ambert), Сен Нектер (Saint-Nectaire), Канталь (Cantal) и Салер (Salers), — все эти сыры имеют статус качества A.O.C

Историческое наследие Оверни

Одним из самых первых исторических героев Оверни был храбрый предводитель кельтского племени арвернов Верцингеторикс. Его правление закончилось неудачной битвой под Герговией, древней столицей Оверни.Более поздними свидетелями истории считаются суровый Собор Св.Петра в Сен Флур и романская базилика Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране, через которые проходил паломнический Путь Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела.Памятником династии Бурбонов, история которой началась в Оверни, является средневековая крепость герцогов. Современные жители Клермон-Феррана гордятся тем, что именно в их городе появился толстяк Мишлен, символизирующий отличные шины и авторитетный ресторанный гид. В небольшом городе Тьер находится музей ножей.

Искусство и культура Оверни

В Овернь хорошо приехать во время оживленных уличных фестивалей. Международный фестиваль театров в городе Орийак или музыкальный фестиваль Пампарина в Тьере надолго запомнятся путешественникам красочными и интересными представлениями. Для любителей кино есть фестиваль короткометражных фильмов. Фестиваль классической и духовной музыки уже более 40 лет проходит в городке Шез-Дье. Кроме того в Оверни регулярно собираются воздухоплаватели со всего мира. Вдали от городов, на лоне природы, художники размещают необычные объекты лэнд-артa. Для ценителей качественных продуктов проходит Европейский фестиваль вкуса (Les Européennes du goût). Если вы путешествуете с семьей, то обязательно посетите Парк аттракционов и диких животных, тематический парк Вулкания (Внешняя ссылка) , парк развлечений под открытым небом внутри настоящего вулкана (Volcan de Lemptégy) или музей электричества Электродром.

Путешествие по Оверни -это удовольствие как для тела, так и для души. Чистый воздух, полезные воды, богатое историческое наследие и парки развлечений ждут вас!

Церковь аббатства Св. Австремония в Иссуаре, Овернь. Архитектура и дизайн интерьера

Церковь Св. Австремония в Иссуаре. Общий вид

На территории Франции, лишь группу романских церквей Нормандии (расположенных в 30 км от Клермон – Ферран, столицы Оверни) отличает архитектурное единообразие стиля. Оно проистекает в виду влияния географических, климатических и исторических причин, последние из которых связаны с тем, что сооружения были построены почти в одно время. Среди всех построек, вероятно, церковь аббатства Св. Австремония в Иссуаре (Овернь) является самой известной.

Как это ни кажется странным, но именно она оказала заметное влияние на развитие американской архитектуры. Овернь и по сей день представляет собой относительно изолированный район страны, с суровым контрастным климатом. Ландшафт местности затруднял доступ и управление областью. После падения Римской Империи, территория разделилась на множество мелких феодальных владений, часть из которых попала в сферу влияния французского короля лишь к началу тринадцатого века. В целом, регион находился за пределами основных исторических и культурных свершений одиннадцатого века. Однако, романская архитектура церквей в Оверни, все же, не лишена ряда местных особенностей.

Церковь Св. Австремония в Иссуаре. Неф и колонны. Вид в сторону апсиды

Церковь аббатства Св. Австремония в Иссуаре, по всей вероятности, была построена между 1130-1150 гг.

План сооружения имеет (традиционный для базилик) вид латинского креста. Его центральная часть представлена длинным, узким нефом, имеющим по бокам коридоры. Трансепт церкви (короткие «рукава» креста) выходит за пределы габаритов нефа, хора и апсиды. В месте пересечения нефа и трансепта, возвышается восьмиугольная башня, окна в которой создают в притемненном интерьере церкви дополнительное освещение. Для сооружений подобного типа, характерно наличие деамбулаторных проходов вокруг апсиды, обеспечивающих доступ к ряду небольших часовен, содержащих небольшие алтари.

Церковь Св. Австремония в Иссуаре. Коридор нефа

В отличие от ряда известных готических церквей (как, например, соборы Нотр-Дам в Париже, Шартре и Реймсе) романские фасады церкви Св.Австремония в Иссуаре, практически, лишены декора. Одна из главных причин тому – суровый климат Оверни, где ветры, дожди и снег подвергают быстрому разрушению даже столь прочный материал как песчаник. Тем не менее, фасад церкви нельзя назвать маловыразительным. Тому в немалой степени способствует динамичная пирамидальная композиция сооружения, с восьмигранной архитектурно выразительной центральной башней, опирающейся на стены трансепта. Чередующийся оконный ритм, сочетание темного и светлого камня, величественные пропорции и очень ограниченный фасадный декор создают запоминающийся образ, вдохновивший выдающегося американского архитектора Ричардсона при создании церкви Троицы в Бостоне (1872-1878 гг.), ставшей одним из шедевров американской архитектуры.

Церковь Св. Австремония в Иссуаре. Фрагмент интерьера с витражным окном. Реставрация XIX в.

Конструктивно, церковь почти не имеет новаторских черт. При ее сооружении были использованы решения, уже применявшиеся в других регионах Франции в тот период. Можно сказать, что и архитектор и заказчик желали возвести прочное, качественное строение, и это им удалось. При строительстве всех церквей региона использовался местный песчаник, имеющий характерный желтоватый оттенок. Несмотря на отсутствие поблизости сооружений периода Каролингов, церковь была построена довольно быстро, что говорит о высоком уровне мастерства зодчих и каменщиков.

Церковь Св. Австремония в Иссуаре. Фрагмент интерьера с декором колонн

Формированию культуры в одиннадцатом и двенадцатом веках в Оверни способствовали проповеди папы Урбана VII, связанные с крестовым походом в Клермон – Ферран в 1095 году (прекратившем распри местных феодалов), а также – движение паломников, в массовом порядке направлявшихся в Испанский город Сантьяго-де-Компостела. Паломники, вносили вклад в строительство церкви не только материально, но и технически, т.к нередко имели с собой описания церквей, встречавшихся им по дороге. По этой причине, существует предположение, что прототипом церкви в Иссуаре мог стать старый собор в Клермоне. Однако, подобное утверждение трудно считать полностью достоверным в виду того, что собор в Клермоне был значительно видоизменен в готический период.

Церковь Св. Австремония в Иссуаре. Витраж “Святой Австремоний и львы”

Церковь аббатства в Иссуаре посвящена Св.Австремонию – первому епископу Клермона, именуемому «апостолом Оверни».

Информация о Св.Австремонии, сохранившаяся в письменных свидетельствах Григория Турского, говорит о том, что он был одним из семи епископов, направленных из Рима в Галлию в середине третьего столетия для обращения местного населения в христианство. Культ епископа возник в середине шестого столетия, когда дьякону Кантию (Cantius) явилось видение ангелов, сообщивших о заброшенной могиле Австремония в Иссуаре. Позже, около 900 г. мощи Св.Австремония были захоронены в склепе церкви. Существует предположение, что руководители бенедиктинского ордена (к которому относится церковь в Иссуаре) основали монастырь над языческим святилищем, посвященным египетской богине Исиде, которую почитали древние римляне. Однако, от первоначальных сооружений монастыря, в результате проведенной в XIX веке реконструкции почти ничего не сохранилось.

Церковь Св. Австремония в Иссуаре. Алтарь в апсиде

Интерьер церкви в Иссуаре заметно отличается от внешнего облика.

Отчасти, это явилось следствием реставрационных работ XIX века. Но и частично сохранившееся аутентичное оформление, наглядно свидетельствует о том, насколько оно было красочным. Изначально, церковь имела деревянное перекрытие, замененное вскоре на каменное, из-за частой угрозы пожара. Округлые формы сводов имеют очень хорошую акустику, что как нельзя лучше способствовало пению монахов при проведении службы. Винтовые лестницы с обеих сторон притвора сообщаются с расположенными над ними галереями и проходами. Формы проходов галерей свидетельствуют о влиянии испанской архитектуры (которая, в то время, была мавританской). Высота боковых проходов, для романской архитектуры, сравнительно велика. Их своды выполняют важную опорную функцию для перекрытия нефа.

Церковь Св. Австремония в Иссуаре. Декор колонн. Фото 1

Часть колонн и украшающих их скульптур, сильно поврежденных во времена религиозных войн шестнадцатого века, была восстановлена лишь в XIX веке. Резной интерьерный декор иллюстрирует сюжеты Библейской истории, а также – фигуры древней мифологии, включая кентавров, грифонов, демонов и т.д. Декор апсиды в восточной оконечности хора представляет Евангельские сюжеты Тайной Вечери, Распятия и Воскресения.

Церковь Св. Австремония в Иссуаре. Колонны и арки склепа

Хор и апсида, возвышающиеся над нефом, изначально были предназначены лишь для монахов, и отгорожены от нефа.

В склеп (сохранивший свой вид практически без существенных изменений) ведут вниз две лестницы, по обе стороны от хора. Цилиндрические колонны склепа, связанные широкими арками, расположены в тех же местах, что и находящиеся над ними колонны апсиды и пяти часовен. Орнамент на колоннах является здесь единственным декоративным украшением. Мощи Св.Австермония были первоначально захоронены в нише западной стены склепа.

Церковь Св. Австремония в Иссуаре. Декор колонн. Фото 2

Колонны церкви примыкают к округлым внешним стенам апсиды часовни. Опоясывающие их геометрические узоры, выполненные из черного вулканического камня, утоплены в золотистую фактуру песчаника. Во внутреннем помещении также имеются барельефы и медальоны, содержащие знаки зодиака, связанные в Средние Века с сезонными работами и звездным календарем, интерпретируемым Божественным знамением. Все барельефы, за исключением изображения Тельца, является оригинальными. Первым знаком серии, представляющим март (первый месяц средневекового года) считался Овен. Его знак размещен в южной, из примыкающих к апсиде, часовен.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи Д.Хансера.

Имперский собор в Вормсе

Имперский собор, или Кайзердом — традиционное название храма, который был построен под прямым покровительством императора Священной Римской империи. Главной достопримечательной чертой таких соборов является наличие в нем двух хоров — в начале и в конце нефа — второй, дополнительный, хор был предназначен для императора и его семьи, олицетворяя равновесие между властью церкви и кайзера.

В период правления Салической династии (1024 — 1125) статус имперского собора имели три храма: Майнцский, Шпайерский и Вормский. Последний из них самый маленький по размеру и самый молодой, однако, является наиболее совершенным памятником романской архитектуры Священной империи. Он прославлен как место действия «Песни о Нибелунгах», хотя и построен за столетие после описываемых там событий. Известный Вормсский собор и как арена борьбы между императорами и папами: именно здесь в 1149 году был избран Папой Римским Лев IX, брат императора Конрада II, что положило начало многолетним спорам о инвеституре, то есть, назначении духовных и светских владык. Наконец, в Кайзердоме Вормса Мартин Лютер выступал перед императором Карлом V Габсбургом, яростным противником Реформации.

Собор в Вормсе (Германия) был построен на месте оттоновской церкви начала XI века. Он стоит на холме, который раньше был местом поселения кельтов и римлян. В плане храм представляет собой трехнефную базилику, пересеченную единственным трансептом. Над крестопоклонной поднимается восьмигранная башня, опоясанная крытой галереей. Западный и восточный фасады собора фланкированные стройными шести и семиярусными башнями, а в центре западного фасада возвышается еще один восьмигранный шатер. С востока храм замыкает величественная апсида над окнами-розами.

В решении фасадов обращает на себя внимание отказ от традиционной для романского стиля четности оконных и дверных проемов — каждое окно представляет собой самостоятельный композиционный центр, отграниченный рамкой Лизен и фризами. Фрагменты стен с окном в центре образуют своеобразные модули, из которых состоит протяжный массив базилики.

Архитектурный облик собора отличается целостностью, искусно сочетается с утонченным богатством декора. Ниши с архивольтами, декоративные мансарды на кровлях, элегантные галереи и аркатурные фризы превращают храм в подобие города, земное олицетворение Града Божьего. Фигуры святых, фантастических существ, священных животных демонстрируют стилистическое единство, зрелость и волнующую эмоциональность образов имперского собора в Вормсе.

Кафедральный собор святого Трофима — Франция , Арль

Собор святого Трофима в Арле возвышается в центре города, на Площади Республики, в 100 м к западу от Амфитеатра.

Это одно из самых интересных романских зданий региона. Оно построено на месте первоначального (5 век) собора святого Стефана (Saint-Étienne). Раскопки в храме обнаружили следы древней крипты, а также остатки, которые возможно свидетельствуют о существовании здесь памятника времен Римской империи. В 1152 году Рамон де Монтредон перенес сюда мощи святого Трофима, и храм был переименован.

В 1178 году здесь был коронован бургундским королем легендарный император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса, позже так нелепо утонувший в палестинской речке во время Крестового похода. В 1365 другой император, Карл IV (тот самый, имя которого носит знаменитый мост в центре Праги) по примеру своего предшественника заставил короновать себя там же, не испугавшись его печальной судьбы. И не напрасно — Карл умер в своей постели. Во время Французской революции собор был превращен в Храм Верховного Существа, как это бывало со многими главными городскими церквями этой эпохи. В 1801 году он был возвращен Церкви, но стал уже не главным собором архиепископства, а простой приходской церковью.

Вместе с фасадом аббатства святого Эгидия собор входит в число двух главных комплексов романского искусства в Провансе. Его великолепный портал, высеченный из известняка, выполнен в 1180-90 годах (фото). Облик портала вдохновлен римской триумфальной аркой. В стиле рисунков и растительных мотивов очевидно влияние раннехристианского искусства. В отделке портика использованы различные декоративные элементы: пилястры, аканф, пальметты, вязь. Портал посвящен теме Ветхого завета, также изображены хищники и чудовища в компании главных святых собора — Трофима и Стефана. В тимпане арки (фото) изображен Христос во славе, окруженный символами евангелистов, поддерживающими его трон. На архивольтах высечены ангелы Страшного суда и собор святых. На фризе антаблемента изображены 12 апостолов, праотцы, патриархи, и другие персонажи, которые будут присутствовать на Страшном суде — типичном сюжете, используемом для порталов. Ниже расположен фриз с историями из детства Христа, а в простенках колонн стоят статуи апостолов.

Храм состоит из одного нефа и сводчатых приделов, возведенных в середине 12 века. Поскольку Арль находился на паломническом Пути святого Иакова, его главной церкви требовалось быть просторной. Трансепт — самая древняя часть храма. Центральный неф является одним из самых внушительных среди всех романских памятников Прованса (40 м в длину, 15 м в ширину и 20 м высотой). Неф перекрыт цилиндрическим сводом.

В начале 13 века вместо романского купола над средокрестием была возведена 42-метровая квадратная башня-колокольня, последний этаж которой был надстроен в 17 веке. Два нижних яруса башни украшены ломбардскими аркатурными поясками, а третий — пилястрами и коринфскими колоннами.

Хор и галерея относятся к 15 веку. Решение построить хор было принято архиепископом Луи Германским, умершим в 1450 году, но при его жизни исполнено не было. Строительство началось только после кончины архиепископа — откладывать было нельзя: на его могиле начали происходить чудеса, и это вызвало большой приток паломников, которым не хватало места. Тогда романские апсида и хор были разрушены и заменены просторными готическими хором, галереей и венцом капелл. Хор строили в 1454-64 годах. В последующие годы план собора усложнился добавлением ряда капелл.

Первоначальная обстановка храма была утрачена (главным образом во время Революции), однако в 19 веке церковь обставили и украсили заново — причем в ход пошло имущество других церквей, здания которых были разрушены революционерами. В интерьере собора любопытен цикл обюссоновских гобеленов на тему жития Девы Марии, которые располагаются на северной и южной стенах нижнего яруса.

Среди памятников живописи, находящихся в соборе, особенно важны три картины 1614 года работы фламандского художника Луи Фенсона. Первая — «Побиение камнями святого Стефана» (в арке между хором и нефом), вторая — «Поклонение волхвов» (в Капелле волхвов), причем в образе ближайшего к Богородице волхва запечатлен заказчик архиепископ Гаспар де Лоран. Третья — «Благовещение», помещена на западной стене северного трансепта. В южном обходе находится изображение Трофима, принадлежащее кисти Жана-Батиста Фуке.

В южном средокрестии находится любопытная картина, написанная на дереве неизвестным мастером 16 века, с изображением провинциального церковного собора вместе с Мадонной и святым Стефаном. Собор был созван для суда для растратчиком-епископом Рэ (6-й слева). Это весьма редкий сюжет для группового портрета.

Важная достопримечательность собора — три раннехристианских саркофага, которые были помещены в его интерьер в 19 веке. Первый из них, датированный 4 веком, был вмонтирован в северную стену и использовался в качестве купели. Он украшен двухъярусной аркадой с изображением святых. Второй саркофаг, из каррарского мрамора, находится в часовне святой Генесты (chapelle saint Genest). На нем изображен сюжет перехода евреев через Чермное море. Этот саркофаг используется в качестве алтаря. Над ним помещена большая скульптурная группа с изображением Успения. Третий саркофаг украшает алтарь часовни Гроба Господня (chapelle du Saint-Sépulcre). Он принадлежал христианину по имени Гемин, казначею пяти провинций, работавшему в Вене, а затем в Арле (когда в этот город была перенесена префектура претория). В трехъярусной аркаде, опоясывающей саркофаг, изображен Христос, апостолы и т. п.

В той же часовне над саркофагом помещен мраморный рельеф со сценой Положения во гроб. В капелле Богородицы находится статуя Мадонны Милостивой (Notre Dame des grâces), изваянная в 1618 году Леонардо Мирано. Витражи хора восстановлены в конце 19 века.

К собору примыкает величайшее произведение средневековой скульптуры и архитектуры — клуатр святого Трофима, две романские галереи которого (северная и восточная) относятся к 12 века, а две другие, готические — к 14-му. Его соединение с храмом достаточно необычно — вместо трансепта или нефа вход осуществляется через лестницу к хору. Опоры арок галереи обильно украшены скульптурой. Главные темы декоративного оформления монастыря — Воскресение Христово, истории жизни святых Трофима и Стефана. В северной части клуатра находится зал с 7 гобеленами конца 17 века на сюжет истории Годфрида Бульонского и 1-го крестового похода.

Верхоспасский собор и теремные церкви в Кремле

Верхоспасский собор. Тот, кто впервые оказался в Московском Кремле, обязательно обратит внимание на 11 сияющих куполов с крестами.

Верхоспасский собор для нескольких поколений русских царей являлся домовым храмом. Расположена церковь была прямо в покоях правителей — в Теремном дворце.

Испокон веков и князья, и цари устраивали домовые храмы при личных палатах. Еще в начале 17 века таких храмов в Кремле было 3: там русские правители с членами семей могли погрузиться в свои мысли (в обычных приходских храмах по причине высокого положения их появление было невозможно).

Первые три храма стали основой для Верхоспасской церкви. Они примыкали к Теремному дворцу — церковь Екатерины, церковь Спаса, а также церковь святой Евдокии.

В конце 17 века в Теремном дворце проходят значительные восстановительные работы, в результате чего сильно меняется облик домовых церквушек.

С 1679 и по 1682 годы происходит объединение трех храмов в одну общую постройку — Верхоспасский собор. Архитектором выступил известный зодчий О.Старцев.

Все три церкви были накрыты общей кровлей.

На тонких барабанах разместились 11 позолоченных глав. Главы образуют между собой 3 совмещенных пятиглавия, что являет собой невероятное архитектурное решение.

Из истории Верхоспасского собора

Собор, объединивший домовые (теремные) церкви, имел назначение то же, что и прежние святыни. Начиная Михаилом Федоровичем, цари не только молились и причащались здесь, но и крестили детей, присутствовали на молебнах в честь совершеннолетия своих царевичей.

От Верхоспасского храма вела лестница к боярской площадке. Там читались царские указы и распоряжения, боярам и приближенным раздавались именинные пироги.

Сверху над этой лестницей расположена позолоченная решетка, поэтому Верхоспасский собор называли еще храмом за Золотою решеткой.

Святыня изрядно пострадала в 1812 году: материальные ценности были вынесены, а настенная живопись избита гвоздями. В 1836 году собор восстановили, однако он немного утратил прежние архитектурные особенности.

После революции храм реставрировался вновь еще не раз. В результате древний его облик хотя бы частично вернули к первооснове.

До наших дней дошел старинный интерьер храма и его декоративное убранство с позолоченными иконостасами. Многие иконы в соборе датируются 17 веком.

На сегодняшний день в Верхоспасском соборе не проводятся богослужения, однако каждый желающий может посетить эту древнюю святыню.

Верхоспасский собор Московского Кремля

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Дата постройки: 1627 год
Архитектор: Джон Талер
Координаты: 55°45’02.7″N 37°36’58.0″E

Прогуливаясь по Московскому Кремлю, нельзя не обратить внимание на 11 сияющих золотом куполов на тонких разноцветных барабанах. Три совмещенных пятиглавия — очень необычное архитектурное решение. Верхоспасский собор в XVII веке объединил домовые церкви нескольких поколений русских правителей. И построен он был прямо в царских покоях – в Теремном дворце.

История строительства Верхоспасского собора

С незапамятных времен у великих князей и царей было принято устраивать молельные места прямо в тех местах, где они жили. Потому что публичное посещение первыми лицами государства религиозных учреждений в обычных приходах не всегда было удобным по причине излишнего людского внимания да и из соображений безопасности.

Так появились царские домовые храмы. В XVII веке в Кремле было уже несколько таких церквей, освященных в честь великомученицы Екатерины, Спаса Нерукотворного, Святой Евдокии и Крестовоздвижения (или Распятия Христова). Все они имели разный размер и стояли с восточной стороны на подклетах большого Теремного дворца.

Самой старой была кирпичная Екатерининская церковь. Ее возвели в 1627 году на месте сгоревшего деревянного храма. Руководил строительством английский архитектор, так называемый палатный мастер, Джон Талер. Церковь Екатерины располагалась на одном уровне с Золотой Царицынской палатой и примыкала к ней с севера. Этот храм был главным на женской половине, и в нем традиционно молились царица и царевны. Здесь они слушали очистительные молитвы после родов и во время постов.

Спустя несколько лет, в 1635-1636 годах, при участии знаменитых зодчих Бажена Огурцова, Трефила Шарутина, Антипа Константинова и Лариона Ушакова возвели церковь Спаса Нерукотворного. Она стала домовым храмом, предназначенным для царя и царевичей.

В 1654 году сверху к Екатерининской церкви была пристроена церковь Святой Евдокии. Она, как и Екатерининский храм, служила для домашних молитв царицы и ее дочерей, то есть была женской церковью. В 1681 году храм Евдокии переосвятили в честь Воскресенья Словущего. Самой последней, в 1681 году, построили Распятскую церковь. Ее небольшие помещения, занимающие всего 25 кв. м, оказались выше всех остальных теремных храмов.

В конце XVII века было принято решение объединить все домовые храмы в одно здание. Руководить этой непростой реконструкцией поставили одного из авторитетнейших московских зодчих своего времени Осипа Дмитриевича Старцева. Он родился в семье потомственных строителей, и большую практическую школу получил от своего отца Дмитрия Михайловича, который строил Гостиные дворы в Архангельске и Троицкую башню Московского Кремля.

К 1682 году Осип Старцев с успехом провел коренную перестройку фасада зданий и их внутреннего устройства. Верха всех церквей выровняли общим карнизом и покрыли единой медной кровлей. По преданию, ее выковали из обесценившихся медных денег. Изящные барабаны украсили поливными многоцветными изразцами, которые сделали по рисункам мастера из Новоиерусалимского монастыря – старца Ипполита. И новый одиннадцатиглавый собор приобрел тот облик, который известен нам сегодня.

История храма в XVIII-XX веках

Собранные под одной крышей храмы не перестали выполнять своего изначального предназначения. Собор служил местом уединения государя и членов его семьи для размышлений, причащения и молитвы. Здесь крестили младенцев и совершали молебны в честь совершеннолетия наследных царевичей.

От собора по лестнице можно было подняться к Боярской площадке, соединявшей храм и жилые помещения Теремного дворца. Это место предназначалось для публичного чтения царских указов, а также раздаче знатным боярам и приближенным государя именинных пирогов. Над лестницей, ведущей к Боярской площадке, отделяя храм от улицы, была установлена кованная из меди решетка, покрытая сусальным золотом. Поэтому в обиходе о соборе говорили, как о Спасе за Золотой решеткой.

Во время Отечественной войны 1812 года собор сильно пострадал. Он лишился большей части своих материальных ценностей, а великолепная настенная роспись была сильно поуродована гвоздями. Спустя 14 лет храм восстановили, но с некоторыми архитектурными переделками. А в 1840 году стены Екатерининской церкви расписали новыми фресками. До начала XX века Верхоспасский собор открывали для всех молящихся один раз в году, в день храмового праздника.

Во время артиллерийского обстрела в ноябре 1917 года снаряды и осколки сильно повредили северо-западный угол здания. Большие реставрационные работы проводились в соборе в 20-е, 40-е и 60-е годы XX века. Они в значительной мере вернули этому старому архитектурному сооружению первоначальный вид. Особенно близко к первоначальному стал выглядеть северный фасад здания. Медная кровля, которая и сейчас покрывает собор, сохранилась на нем с XVIII века.

Интерьеры и древние реликвии Верхоспасского собора

Сегодня в храме не проводятся богослужения. Эта древняя святыня закрыта для общего доступа, так как является частью резиденции президента России.

До наших дней дошли некоторые элементы интерьера XVII века и декоративного убранства храма. Прекрасно сохранились позолоченные деревянные иконостасы, выполненные в XVII веке мастерами-резчиками под руководством Клима Михайлова. Искусная вычурная резьба на них столь изящна, что внешне скорее напоминает перламутр или фарфор.

По счастью, уцелели очень редкие иконы, выполненные в технике аппликации из шелковых тканей, комбинированных с живописными изображениями. На этих иконах только руки и лица написаны краской. А одежда и фон выполнены шелковыми тканями, с использованием бисера и небольших жемчужин. Часть икон этого храма принадлежит кисти известного мастера XVII века Федора Евтихиевича Зубова. Здесь же хранятся красивые изразцовые печи, отреставрированные в XIX веке.

Уже в XX веке в интерьерах собора была частично вскрыта настенная роспись, выполненная в конце 60-х годов XVII века московским живописцем Симоном Федоровичем Ушаковым. В храме уцелели чеканные серебряные оклады многоярусного иконостаса и сделанные также из серебра царские врата, датируемые второй половиной XVIII века.

Внутри Распятской церкви сохранилось уникальное большое резное распятие, по свои размерам совпадающее к иерусалимским Крестом Господним, и сделанный из чеканной меди иконостас. А в храме Воскресения Словущего – деревянные резные позолоченные хоры и старинное паникадило, переданное в дар царю Алексею Михайловичу королем Швеции Карлом XI. Обе эти церкви соединяются удивительной по красоте и изяществу исполнения резной деревянной дверью. Это те немногие святыни, которые чудом пережили разграбление во время войны 1812 года.

Сегодня сказочно красивый Верхоспасский собор, выстроенный при царе Михаиле Федоровиче, является примером настоящей московской архитектуры. Он выглядит нарядно, празднично сверкает своими куполами и ажурными крестами на солнце и радует гостей Московского Кремля многоцветьем искусно сделанных изразцов.

Вормсский собор. Описание, история

Вормсский собор – это церковь, которая находится в Германии, в городе Вормсе. Он сооружен в честь Святого Петра в романском стиле в XII веке. Об архитектуре собора, его истории и необычных фактах будет рассказано в этом очерке.

История церкви

Собор был возведен в конце XII века на месте снесенной базилики XI века, выполненной в романском стиле, когда основной религией Германии являлся католицизм. Он расположен на холме, являющемся самой высокой точкой в городе. Раньше в этих местах находились поселения римлян и кельтов, так как на холме люди были защищены от наводнений.

Примерно в VI веке в этом месте была построена первая церковь, которая, по сути, является предшественницей Вормсского собора. Нижние ярусы башен этой базилики стали основой Вормсской церкви. Собор представляет собой строение в романском классическом стиле с готическими элементами.

Возведение церкви

Собор Св. Петра в Вормсе начал строится по инициативе епископа Бурхарда I. Но масштабные работы начались только во время управления епархией епископом Бурхардом II. Однако возведение собора велось длительное время и завершилось в 1181 году при епископе Конраде II. Церковь строилась на пожертвования и на средства епархии. Однако финансирования постоянно не хватало, также в то время технологии строительства были ограничены, именно этим и объясняется такая длительность возведения Вормсского собора: с 1130 по 1181 год.

Архитектура церкви

Как говорилось ранее, церковь в Вормсе – это смешение двух стилей, классического романского и готического. Восточная часть Вормсского собора с хором (верхняя галерея открытого типа) и поперечные нефы (вытянутая часть помещения, имеющая вид корабля), а также башня были возведены в первую очередь. Позже были пристроены боковые и центральные нефы.

Фасад церкви и башни в западной части были построены в самом конце. Сразу после окончания строительства в 1181 году собор в Вормсе (Германия) был освящен. Однако по факту церковь достраивалась и расширялась позже. Полностью строительство было завершено в 1234 году.

Вход в собор находится в южной стороне постройки, он украшен величественным каменным порталом, который выполнен в готическом стиле. Его создали в XV веке. Все сюжеты, изображенные на портале, взяты из Евангелия и Библии.

К нему примыкает часовня, возведенная в честь Св. Николая, именно его фигура украшает ее. Святой изображен держащим в руке лодку, как известно, он считается покровителем мореплавателей и моряков.

Внутреннее убранство

В то время католицизм являлся главной религией в Германии. Это отображается во внутреннем убранстве собора. Основной святыней церкви считается алтарь, который был создан известным мастером, работавшим в стиле барокко, И. Балтазаром Нейманом.

В крипте (крытом тайном подземном ходе) собора, прямо под алтарем, находятся 8 надгробий первых епископов церкви. Храм поражает не только своей искусно выполненной лепниной, масштабом, но и органом, который был установлен в середине XX века.

Удивительно, что в Средние века зодчим удалось возвести такой величественный собор. Находящиеся внутри масштабы строения буквально завораживают. Внутреннее убранство восхищает, оно имеет свой необычный и неповторимый стиль. Статуи святых и лепнина, выполненная в стиле барокко, великолепно сочетаются с массивными колоннами, которые держат свод собора. Сами своды напоминают нефы храма, визуально повторяя их. Статуи и элементы декора позолочены, и когда лучи солнца проникают внутрь собора, попадая на позолоту, они освещают церковь своим сиянием.

В западной части собора находятся витражи, которые восхищают разнообразием цветов стекла. Эти мозаичные окна выполнены в классическом и готическом стиле. Удивителен тот факт, что все элементы внутреннего убранства великолепно сочетаются друг с другом, несмотря на то, что выполнены они в разных стилях.

Церковь относится к епархии Майнца, будучи одним из трех имперских соборов. Оказавшись в Вормсе и осмотрев его достопримечательности, стоит обязательно посетить этот храм. Он действительно уникален своей историей и архитектурой. Каждый год его посещают десятки тысяч туристов.

Увидев собор, вы будете поражены его красотой и монументальностью. Его величественность заметна сразу, этот храм, помимо всех его удивительных характеристик, обладает необыкновенной энергетикой. Увидев его, вы запомните на всю жизнь, ведь забыть такую красоту просто невозможно.

Картину Марка Шагала выставят на аукцион за 1 рубль

Работа «Колокольня собора в Шамбон-сюр-Лак» будет продана на торгах аукционного дома «Литфонд» 16 ноября

Московский аукционный дом «Литфонд» выставил на торги картину «Колокольня собора в Шамбон-сюр-Лак» кисти Марка Шагала, написанную в 1926 году. Стартовая стоимость лота составляет один рубль, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу организатора торгов.

Подлинность работы подтверждена сертификатом Комитета Марка Шагала (Jean-Louis PRAT). Как рассказал ТАСС глава «Литфонда» Сергей Бурмистров, картина может стоить 10-15 миллионов рублей.

Полотно будет продано в рамках торгов «Живопись, графика и предметы декоративно-прикладного искусства», которые состоятся 16 ноября. С молотка должны уйти 157 лотов, причем начальная стоимость всех такая же – один рубль.

Кроме работы Шагала, коллекционеры смогут приобрести картину путешественника и писателя Федора Конюхова, работы Народного художника РСФСР, академика Российской академии художеств Ивана Сорокина, картины, эскизы работ, шкатулки, статуэтки и прочие предметы декоративно-прикладного искусства.

Первым «Колокольню» купил голливудский сценарист и режиссер, известный коллекционер живописи и художник Жан Негулеско. В 1993 году он скончался, и его наследники начали распродавать доставшуюся им обширную коллекцию произведений искусства.

В 2009 году картина попала на аукцион Sotheby’s в Нью-Йорке. Новым владельцем картины стала одна из старейших в Лондоне художественных галерей Leicester Galleries. Спустя три года она выставила полотно на торги Sotheby’s в Лондоне.

Как пишет в своей книге «Марк Шагал» Джонатан Уилсон, картина была создана в период работы над иллюстрациями к басням Лафонтена. Тогда же художник несколько месяцев прожил в Оверни возле озера Шамбон. Из окна его комнаты видна была живописная церковь, которая неоднократно встречается на картинах художника того времени.

На нашем сайте действуют правила поведения, которые мы настоятельно просим соблюдать. В комментариях запрещены:

  • ненормативная лексика
  • призывы к насилию, оскорбления на национальной почве
  • оскорбления авторов материалов, других пользователей сайта
  • реклама, ссылки на иные ресурсы, телефоны и другие контакты

Редакция не занимается проверкой контактов, расценивая их как априори вредные для других пользователей. Сообщения с перечисленными нарушениями удаляются модератором. Также мы уведомляем, что редакция не несет ответственности за содержание комментариев, даже если позиция пользователей не совпадает с мнением редакции

Читайте далее: