Соборы Лазурного берега | Vasque-Russia.ru

Соборы Лазурного берега

Соборы Лазурного берега

Собор святителя Николая Чудотворца

Собор святителя Николая Чудотворца (по-французски пишется как La Cath drale orthodoxe russe Saint-Nicolas) — красивейший православный храм в Ницце, который был первым православным собором во всей Западной Европе. Сегодня это известная достопримечательность города и место, где каждый русский верующий почувствует себя как дома. В соборе проводятся богослужения.

Николаевский собор находится рядом с бульваром Царевича (Boulevard Tzar witch) в тупике Avenue Nicolas II. Часы работы Собора различаются в зависимости от сезона, однако в целом храм открыт с 9 до 12 часов и с 14 до 17 часов дня. По оценкам СМИ Собор святителя Николая Чудотворца – самый крупный в Западной Европе. В любом случае, он всегда производит впечатление на посетителей в окружении тропических пальм.

Кафедральный собор Святой Репараты

Кафедральный собор Святой Репараты – Cathedrale Sainte-Reparate находится в городе Ницца во Франции в старом городе. Собор возводился в период с 1650 по 1699 год, колокольня – уже в XVIII веке. Его называют “жемчужиной старой Ниццы”. Собор был построен в честь святой, покровительницы города святой Репараты, мученицы из Кесарии Палестинской.

Архитектором собора стал Андре Гибера. В соборе хранятся митра и мощи святого Бассуса и мощи святого Виктора. Существует мнение, что собор построен по образцу церкви Святой Сусанны в Риме – в форме латинского креста, с ориентировкой на восток и цветными изразцами в интерьере. Официально покровительницей города Святая Репарата стала в XVII веке, когда на месте часовни, посвященной ей, возвели настоящий храм.

Собор святителя Николая Чудотворца

Самый большой православный собор за пределами России, невероятно похожий на московский Храм Василия Блаженного, находится в Ницце во Франции. Церковь заложили на месте гибели наследника российского престола Александра II.

Русская община в Ницце часто пополнялась новыми эмигрантами, поэтому церковь Николая не раз расширялась. Украшали собор мастера со всего света: итальянцы, французы, русские. Есть в храме и здешняя реликвия – икона Николая Чудотворца, принадлежавшая некогда Александру II.

До 2008 года собором владела Православная ассоциация Ниццы. В 2011 году Собор был передан по праву России.

Соборы Лазурного берега

С 5 по 12 июня состоится удивительная паломническая поездка по северу Италии и югу Франции с нашим гидом Тимофеем Китнисом!
Группу окормляет священник Алексий Уминский.

Наш маршрут: Ницца, Канны, Монако, Монте Карло, Марсель, Арль, Авиньен, Грот св. Марии Магдалины, остров св.Гонората.

Стоимость программы на 8 дней: 765 евро + авиабилет.

Мы Вам будем очень рады, присоединяйтесь!

Жители Европы могут забронировать по телефону:
Тел + 49 17684278868, e-mail: info@thomas-tdf.de
Центр апостола Фомы в Европе

Жители России:
Тел +7 (499)391-51-94, e-mail: viaapostol@yandex.ru
OОО «Дороги Апостолов» в Москве

1 день. Прибытие в Милан.
Паломничество к святыням Милана: Паломничество к мощам св. мч. Наталии и св. Амвросия Медиоланского.
Экскурсия по городу: замок Сфорца, собор Рождества Пресвятой Богородицы, театр Ла Скалла, свободное время.
Переезд на ночлег в отель на Лигурийском побережье (Цветочная Ривьера).

2 день. Завтрак. Поездка в Княжество Монако.
Старейший район Монако Вилль: собор святителя Николая, место погребения княжеского рода Монако. Святые мощи небесной покровительницы княжества: святой мученицы Девоты — девы Корсиканской. Дворцовая площадь, Княжеский дворец- резиденция правящего князя Монако, часовня Милосердия, сады Сен-Мартен.
Переезд в Монте Карло. Экскурсия по историческому центру: Оперный театр, где пел Шаляпин, выступала труппа Сергея Дягилева, танцевали Павлова и Нижинский, а в 1932 году был создан «Русский балет Монте-Карло» во главе с хореографом Баланчиным.
Поездка в Ментону — «город лимонов». Молебен в церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при Русском Доме. Осмотр уникального иконостаса исполненного из каррарского мрамора, в византийском стиле и икон написанных К. П. Брюлловым.
Возвращение в отель. Ночлег.

3 день. Завтрак. Выезд из отеля. Переезд в Канны.
Поездка на катере на остров св. Гонората (Леринскийархипилаг). Посещение Леринского монастыря (V век), одного из очагов монашества в Западной Европе где находятся святые мощи прп. Гонората, епископа Арля (IV в), основателя монастыря.
Возвращение в Канны. Вечерняя прогулка по набережной Круазет – всемирно известному бульвару в Каннах. Трёхкилометровый променад, соединяющий старый и новый порты, прославился благодаря Дворцу фестивалей и конгрессов, в котором проходят Каннские кинофестивали. Свободное время.
Переезд на ночлег в пригород Марселя.

4 день. Завтрак. Паломничество к святыням Марселя. Осмотр собора Нотр-Дам-де-ла-Гард (поклонение мощам свв. мучеников Марсельских). Молебен в Аббатстве Святого Виктора у мощей св. мч. Виктора Марсельского (+304 г.),св. равноап. Константина, св. Иоанна Кассиана Римлянина (+435 г).
Свободное время. Ночлег в рядом с Марселем.

5 день. Переезд в Арль (91 км).
Посещение собора святого Трофима, поклонение главе прп. Антония Великого, мощам св. жен-мироносиц: св. прав. Марфы, св. прав Марии Иаковлевы и св. Марии Саломеи, частице мощей мученицы Урсулы, частице мощей св. праведной Анны. Осмотр Арены и других римских и романских памятников Арля, прогулка по местам, связанным с жизнью Ван Гога.
Свободное время. Переезд в Авиньон (46 км) – средневековую столицу римских пап. Прогулка по старому городу, осмотр уникального архитектурного ансамбля Папского дворца.
Возвращение в отель. Ночлег.

6 день. Завтрак. Переезд в Сент Баум(45 км).
Грот Марии Магдалины, где по преданию, подвизалась в молитве и посте св.Мария Магдалина. Подъем (40 минут), молебен в скальном храме-гроте перед частицей ее мощей.
Переезд в Сент-Мари-де-ла-Мер (150 км). По преданию, св. Сара прислуживала свв. женам – Мироносицам — Марии Магдалине, Марии Иаковлевой, Марие Клеоповой, св. Марфе и св. Лазарю. Которые проповедовали в этих местах христианство и были выброшины на берег во время шторма.
Сент-Мари-де-ла-Мер впервые письменно упоминается в IV столетии.
В этом соборе прибывают мощи двух Марий – Марии Иаковлевой и Марии Клеоповой, а также мощи св. Сары.
Возвращение в отель.

7 день. Переезд в Ниццу (178 км).
Посещение Николаевского кафедрального собора Ниццы. Собор возведен на месте особняка, где скончался наследник русского престола цесаревич Николай Александрович.
Молебен перед чтимой святыней собора – обновившейся мироточивой иконой святителя Николая Мир Ликийских чудотворца, которая принадлежала наследнику престола цесаревичу Николаю Александровичу, старшему сыну императора Александра II и при его кончине в Ницце в 1865 году находилась у его смертного одра. Донская икона Божией Матери, в вышивании которой принимала участие сестра Николая II великая княгиня Ксения Александровна Романова. Часовня Царевича.
Церковь Николая Чудотворца и св. Александры Великомученицы: одна из первых русских православных церквей за пределами России и первая на Лазурном берегу. Инициатором и покровительницей ее строительства стала императрица Александра Федоровна. Первый камень был заложен в 1858 г. великим князем Константином Николаевичем.
Лития на русском кладбище Кокад – второе (после парижского Сен-Женевьев-де-Буа) по значению русское кладбище во Франции. Здесь нашли свой покой несколько поколений русских – дворянских семей российской империи, беженцев-эмигрантов первой волны, их потомков. На кладбище похоронены: Голицыны, Гагарины, Нарышкины, Оболенские, Волконские. белый генерал Николай Юденич, художник Филипп Малявин, граф Сергей Строганов, исследователь Сибири Александр Сибиряков и многие другие.
Ночлег на Лигурийском побережье.

8 день. Переезд в Геную. Завтрак.
Генуя: молебен у мощей св. Иоанна Крестителя. По желанию посещение сокровищницы храма, где пребывает частица мощей св. мч. Лаврентия, шип от Тернового Венца Спасителя и блюдо, на котором, по преданию, принесли усеченную Главу Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, реликварии с мощами святых Иоакима и Анны.
Прогулка по историческому центру города. Свободное время.
В 18:00 трансфер в аэропорт. Ночной вылет (13.06 в 00:35) в Москву.

Русская скорбь Лазурного берега

Когда бортпроводник несравненным булькающим французским объявил о приземлении в аэропорту города Ницца, в моей голове всплыло наставление нашего преподавателя догматического богословия, отца Макария: «Будешь на Лазурном берегу, обязательно посети Ментону. Сколько там пролито русских слез после революции – одному Богу известно. Ни Ницца, ни Канны не сравнятся с этим местом. Да и коллега, Карташов, там провел последние годы. Поклонись там от меня всем нашим на русском кладбище». Ну, кто из студентов наших духовных школ не знает Антона Карташова и его замечательный учебник «Очерки по истории Русской Церкви»?!

«Здесь хорошо, но здесь не наш дом, мы здесь чужие»

И вот я здесь. Спешно созваниваюсь с другом Вахтангом, и спустя полчаса мы уже мчимся по прекрасной дороге с горными туннелями и морскими видами. Горячий воздух обжигает через приоткрытые окна, несколько сбивая аппетит, и на предложение Вахтанга перекусить я отвечаю отрицательно: сначала святыни, а затем все остальное. Вахтанг – из семьи представителей последней волны советской эмиграции, хотя и родившийся в СССР, но воспитание и образование получивший во Франции. Отлично говорит по-русски, православный и даже ностальжирующий по Советскому Союзу. «Здесь хорошо, но здесь не наш дом, мы здесь чужие. И дети наши будут чужими, если сохранят любовь к Родине. А если “офранцузятся”, тогда непонятно, зачем мы их рожаем. Третьего здесь не дано: либо превращайся в европейца, который живет ради цивилизации и не помнит корней, либо будешь тоскующим изгоем». – Меня весьма насторожил такой пессимизм. Впрочем, мы уже и прибыли.

Ментон – небольшой курортный город на границе Франции и Италии, находящийся в 30 км от Ниццы. Расположенный на самом берегу моря, 2–3 километра шириной, он как бы скатывается с альпийской гряды к Лазурному побережью. Это, пожалуй, едва ли не самое красивое и уютное место Европы из числа тех, где мне приходилось бывать.

И практически в 100 метрах от набережной расположился, а точнее сказать, прилепился, маленький храмик с синим куполком. Следы свежей реставрации в виде несколько по-индийски раскрашенных стен говорили о безусловной безвкусице проекта, впрочем, золотой крест, венчавший синюю маковку, успокаивал и возвращал к православной традиции. Маленькая калитка распахнута настежь, заросший дворик с «травой по пояс» и стеной бамбуковых зарослей, оливковые деревья в кадках и субботнее всенощное бдение. Непривычная экзотика! Что называется, с корабля на бал – ноги сами внесли нас в церквушку. Привычно пахло ладаном, полумрак, разрываемый лишь редкими язычками свечей и восточным алтарным окном; какие-то дамочки заунывно пели плаксивыми голосами, священник неразборчиво и гнусаво что-то возглашал из алтаря. Прихожане практически отсутствовали – одна или две согбенные тени по углам, которые при приближении оказались покрытыми пылью вентиляторами. Ни души! Внутреннее убранство угнетало. Если вам приходилось бывать в беднейших храмах центральной России, в которых царствует стиль престарелых комсомолок – с пластиковыми цветами и конфетной фольгой вместо окладов, то вы примерно это сможете себе представить. Но с той лишь разницей, что когда-то это был действительно роскошный храм с мраморным тяблом иконостаса и изумительным алтарным витражом, однако пришедший в какое-то жуткое запустение, по-видимому, в последние десятилетия.

«К настоящим православным – это вам надо на кладбище»

Если сказать, что я был удивлен и расстроен, – это не сказать ничего. Жемчужина на Лазурном берегу Европы, находящаяся в 10 км от богатейшего княжества Монако и известная своей огромной русской колонией с XIX века, выглядит беднее любого районного храма российского Нечерноземья! Заунывное пение вкупе с отсутствием прихожан окончательно ввели меня в недоумение, и, наскоро поклонившись алтарю, мы поспешили на улицу. «Это один из первых православных храмов на берегу, который никогда не закрывался», – Вахтанг пытался как-то скрасить мое разочарование исторической справкой, настолько оно было заметно. И тут, буквально на выходе, мы столкнулись с небольшого роста дамой. Она учтиво кивнула нам и, как бы предвосхищая наше недоумение, скороговоркой произнесла: «Не успели зайти, а уже выходите. Безблагодатно». Присели на скамейке у храма, разговорились. Дама оказалась из местных: «Да, у нас здесь все очень сложно. За последние пять лет меняется уже четвертый священник. Сложная публика у нас, как, впрочем, и везде за границей – что вы хотите? Из старых белогвардейцев у нас только внуки и правнуки их, по-русски уже не говорят. В храм, конечно же, не ходят – куклы бездушные. А то на французском иногда поют, но кому это надо! Люди в церкву идут к родному, душу отогреть, а тут, нате вам: ‟ле сёкль де сёкль”!» В заключение дама несколько цинично, хотя и остроумно, добавила: «К настоящим православным – это вам надо на кладбище в центре города. Спешите, а то оно скоро закроется».

Пятнадцать минут дороги через узкие улочки, где, несмотря на почти тропическую жару, пахло сыростью, и кое-где виднелась на стенах плесень, – и мы начали подниматься в гору, увенчанную лесом мраморных монументов. Русское кладбище, о котором так много написано в различных справочниках, по факту оказалось скорее французским: сплошная латиница и постмодерн, надгробья с увядшими яблоками и кувшинами, мутная теснота. И лишь одинокая златоглавая часовенка на окраине его напоминала о наличии здесь русских захоронений. Ржавые железные решетки, облезлая и чуть ли не гнилая дверь, потрескавшиеся стены – все, буквально все говорило о почти окончательном запустении последнего прибежища наших несчастных предков, среди которых было и немало знаменитых (адмирал Григорович, консул Юрасов и т.д.). Я заглянул в замочную скважину и ужаснулся: грязь и развалины того, что некогда было иконостасом и подсвечниками, скорее напоминали заброшенный гараж или сарай, но никак не часовню одного из самых знаменитых русских кладбищ Франции.

Впрочем, это был еще не конец. Окончательный ужас мы испытали, когда увидели, что осталось от десятка русских могил на склоне в 10 метрах правее часовни. Разбитые мраморные кресты и острые осколки надгробий, разбросанные вперемешку с остатками красного кирпича склепов.

– Здесь были похоронены русские медсестры. А здесь какой-то высокий чин – у него еще над могилой шикарная мраморная арка стояла. Но зачем все это они раскурочили?! – Вахтанг дико таращил глаза и разводил руками. – Тут еще пару лет все было хорошо, больше 100 лет простояло. И вот начали сносить! Однако зачем же курочить плиты и ломать кресты?! Неужели нельзя было их хотя бы вдоль часовни сложить, если уж могилы решили снести?!

– Что ты говоришь?! Что значит – сносить могилы?! Почему же другие могилы стоят на месте? Вот, английские, скандинавские, французские!

Кругом шумела толпа, сновали гарсоны, но весь этот уют отдавал дорогостоящей фальшивкой

Ощущение какой-то дикой несправедливости и беззакония дополняла открывающаяся вокруг морская красота с десятками белых яхт. Как здесь, в таком замечательном месте, происходит такая жуткая несправедливость?! Да половина Лазурного берега живет на доходы от русских туристов и русских олигархов!

Я уже не помню, как оказался за столом уличного ресторана, со стаканом кислого вина. Кругом шумела толпа, сновали гарсоны, а за соседним столиком слышалась русская речь, но весь этот прелестный уют отдавал какой-то подлой и дорогостоящей фальшивкой. У меня почти подступали слезы, и я совершенно не слышал Вахтанга, который пытался как-то развеселить меня. Пропало всякое желание посещать еще какие-либо достопримечательности. Скорей, скорей в Россию, грубую и неуютную, но с крепкой верой и уважением к могилам своих предков…

Православные храмы

Православные храмы на Лазурном Берегу Франции

Южное побережье Франции – уникальное место для русской религиозной традиции. Православные храмы Лазурного Берега – потрясающие историко-культурные памятники, каждый из которых – частица великого наследия. Создатели этих церквей – особы царских кровей, аристократическая элита, великие архитекторы и художники.

Застывшая история

Русская знать потянулась сюда во второй половине XIX в. Аристократов привлекал мягкий климат, морской воздух, потрясающие пейзажи. На Лазурном Берегу поправляли свое здоровье представители императорской фамилии и их приближенные. Побережье традиционно выбиралось знатью для бегства от суровой русской зимы. Свое вдохновение в здешних ландшафтах черпали классики литературы и живописи. Здешняя русская диаспора отличалась организованностью и многочисленностью. Возникновение целого ряда церквей было воплощением естественной потребности в вере.

Сокровища русской духовности

Первый православный храм для прихожан открылся на Лазурном Берегу в 1859 г. Эта русская церковь долгое время была единственной во французской Ривьере. Речь идет о Церкви мученицы царицы Александры в Ницце. Инициатива возведения храма принадлежала жене Николая I – Александре Федоровне. В дар императрицей был принесен трехъярусный дубовый иконостас. Его украшают фрески в византийском стиле, выполненные проф. В. Васильевым. Особое внимание привлекает резная дарохранительница, преподнесенная храму Донским войском.

В 1892 г. в Ментоне состоялось освещение храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Открытие церкви последовало за созданием «Русского дома». Это было общество для помощи русским подданным. На попечении организации были больные и умирающие, лечившиеся на Лазурном Берегу. Одноярусный мраморный иконостас храма был расписан великим русским живописцем Карлом Брюлловым.

Церковь Святого Архангела Михаила действует в Каннах с 1894 г. Этот храм привлекает паломников со всего православного мира. В церкви хранятся мощи Иоанна Кронштадтского и Серафима Саровского. В возведении и убранстве храма немаловажную роль сыграли пожертвования от императорской фамилии. Среди них элементы убранства и предметы богослужения (иконы, кадильницы, сосуды, Евангелие), крест на главу церкви, металлическая ограда.

Свято-Николаевский Собор в Ницце строился с 1903 по 1912 г. г. Это духовное завещание семьи Романовых всему русскому народу. Строительство церкви проходило под патронажем высочайшей царской фамилии. Николаем II в 1908 г. на завершение строительства было пожертвовано 700000 золотых франков. Пятиглавая церковь с золоченными куполами выполнена в стилистике собора Василия Блаженного.

Православные храмы на Лазурном Берегу во Франции – маленький кусочек России. Это ее гордость и слава, история и современность. И церковь Всех Святых в Земле Российской Просиявших в Антибах и роскошный Свято-Николаевский Собор – часть одного наследия. Впитать в себя эту великую нравственную силу доступно каждому. Неиссякаемый источник духовного знания находится здесь – в любом из православных храмов во Французской Ривьере.

Первый русский православный храм во Франции отметит 160 лет. И да, он находится на Лазурном берегу

Спросите у любого православного человека на французской Ривьере, какое место самое значимое для него. И в большинстве случаев вам скажут о соборе Святого Николая на бульваре Цесаревича. Безусловно, это храм невероятно красивый и величественный, поэтому уже давно является достопримечательностью Ниццы. Но, между тем, самым старым православным приходом не только на Лазурном берегу и во Франции, а также во всей Западной Европе является церковь Святых Николая и Александра в Ницце. Сегодня «Лазурный день» расскажет о нём.

Императрица хотела базу

1856 год – особенный год, как для Ривьеры, так и для русских. Конечно, на Лазурном берегу и до этого гостили подданные Российской империи, но это были единичные случаи. А вот в 1856 году сюда с визитом пожаловала сама русская императрица Александра Федоровна, вдова императора Николая I.
По официальной версии, приезд на юг был связан со здоровьем императрицы, но в реальности это событие помогло укрепить позиции русского военно-морского флота. Не будем вдаваться в дебри истории, скажем лишь, что на тот момент Россия не имела права на военную базу в Чёрном море, а ей нужно было непременно разместить свой флот неподалеку. В общем, поездка императрицы закончилось тем, что был подписан договор с Сардинией о превращении Вильфранша в российскую военно-морскую базу на Средиземноморье. Ницца и близлежащие города тогда ещё не входили во Францию. Видимо, подписание документа требовало и каких-то существенных подарков этим землям со стороны Российской империи. И корона не поскупилась.


Так, благодаря Александре Федоровне, из Ниццы в Вильфранш была построена новая дорога, кроме того, началось строительство железнодорожных путей в направлении Монако. А главное, за императрицей на Ривьеру рванули многочисленные русские аристократы, которые просто скупали виллы и гостиницы. Массовый приезд русских требовал, естественно, своего православного прихода.

Строительство и библиотека
Строительство не заставило себя долго ждать – уже зимой 1856 года началось строительство на улице Longchamp, в центре Ниццы. Автором проекта стал архитектор Александр Кудинов, но, говорят, в итоге церковь получилась несколько другая, чем задумывалась, из-за зодчего, который непосредственно строил храм. Впрочем, получилось даже красивее – храм стал выше, обзавелся куполом и получил много естественного света. Через три года, в 1859 году 31 декабря по старому стилю (по новому стилю – 12 января 1860 года), храм был торжественно освящен во имя святителя Николая и мученицы Александры.

На торжественном событии присутствовала великая княжна Мария Николаевна, дочь Николая I, и многочисленная русская общественность, что за это время облюбовала Лазурный берег.
Вскоре после открытия церкви здесь появилась большая и ценная библиотека. Её формированию помог поэт князь Вяземский, который первым прислал книги в Ниццу, в новый храм. Примеру последовал тогдашний министр народного просвещения Головин, распорядившийся наполнить библиотечный фонд книгами по богословию, истории и литературе. Богатый фонд храмовой библиотеки пополняется по сей день.


Полгода спустя освящения храма Ницца стала французским городом. Но договоры с Россией, подписанные предыдущим правительством, остались в силе, и русские подданные всё так же часто приезжали жить на Лазурный берег. Как известно, именно в Ницце скончался цесаревич Николай, и 27 апреля 1865 года в храме Святых Николая и Александра по нему прошла заупокойная служба.
Скандал вокруг Кокад
Храм стал не только религиозным, но и культурным центром для россиян, прибывших во Францию. И вскоре возник ещё один вопрос – о погребении тех, кто умер на Лазурном берегу и по тем или иным причинам не мог быть (или не желал при жизни) похоронен на родине. Так в Ницце появилось русское кладбище Кокад. Его основали в 1867 году. На средства прихожан был выкуплен земельный участок, от местной Префектуры получено разрешение. Кладбище назвали Николаевским, в честь умершего цесаревича, по разрешению императора Александра II. В тот же 1867 год здесь заложили часовню, две трети суммы на строительство которой пожертвовала графиня Анна Толстая – у неё в Ницце скончался супруг.


После революции в России кладбище Кокад стало вечным пристанищем для тех, кто сбежал от красных и гражданской войны во Францию. Когда волны немного улеглись, содержанием Кокад занялась созданная в 1923 году ACOR – «Association Cultuelle Orthodoxe Russe» de Nice. Всё было мирно и тихо до той поры, пока Россия не предъявила свои права на православные храмы, в частности, на собор Святого Николая. Разгорелся огромный скандал. После того, как собор перешел в юрисдикцию РПЦ, часть его прихожан ушла в храм Святых Николая и Александры, бойкотируя решение суда – ведь последний остался по-прежнему в юрисдикции Константинопольского патриархата. Но на этом дело не закончилось.
На официальном сайте храма Святых Николая и Александры говорится о том, что представители российской стороны забрали план кладбища Кокад, взломали ворота, а также похоронили жертву теракта 14 июля. Всё это по той причине, что Кокад когда-то было закреплено за собором Святого Николая. Но российская сторона не смогла доказать свои уникальные права на управление русским кладбищем, и поэтому сегодня вокруг него тлеет конфликт.
Вот такая длинная и непростая история. Дорогие читатели, а вам доводилось бывать в Николо-Александровском храме? Если нет, обязательно сходите, чтобы прикоснуться к уникальной истории, которой уже больше полутора сотен лет.
ПОДПИСАТЬСЯ НА “ЛАЗУРНЫЙ ДЕНЬ” в FACEBOOK

Мечети, соборы, храмы и церкви Лазурного берега

Лазурный берег, как правило, ассоциируется с очень престижным и дорогим отдыхом на золотых пляжах, окутанных невероятной красотой и богатством. Именно тут расположены Канны, Ницца и Монако. Но нужно отметить, что южное побережье Франции не ограничивается изысканной публикой и королевской роскошью, тут еще есть великолепные и очень интересные места, которые обязательно необходимо посетить.

Так, составляя план экскурсий на южной французском побережье, нельзя обойти стороной и церкви этого региона. В основном, местные жители являются католиками, однако тут можно встретить и православных представителей, и протестантов, и всевозможные синагоги, мечети, а также буддийские храмы.

Католические церкви, расположенные на Юге Франции

Одним из самых завораживающих мест Ниццы является базилика Норт-Дам-де-Ницца. Она представляет собой крупную римско-католическую церковь. Базилика была возведена еще в XIX-м столетии и имеет готический вид. По внешнему виду она схожа на знаменитый Норт-Дам-де-Пари. Благодаря светлым тонам, которые присутствуют в оформлении здания, обеспечивается сглаживание мрачных готических очертаний собора. 65-метровая высота башен базилики позволяет созерцать ее с любой точки Ниццы, а отменные акустические свойства постройки позволяют использовать ее как для свершения богослужений, так и для проведения концертов.

Еще одним образцом готической культуры в этих краях является церковь Богоматери Дороги, которая была построена неподалеку от каннского Дворца Фестивалей. Так, собор был возведен в XVI-м столетии с целью защиты от чумы. Но в позапрошлом веке она была разрушена, после чего возведена заново.

Кроме того, на Лазурном берегу можно найти и средневековый монастырь. Леринское аббатство находится неподалеку от Канн, на острове Сент-Оноре. Данный монастырь был построен еще в V-м столетии и за всю свою многовековую историю, превратился в крепость. Такое Аббатство работает и по сегодняшний день. Тут туристы смогут посетить службу или внимательно понаблюдать за жизнью монахов.

Также на данном побережье можно увидеть не только классические, но и по-настоящему уникальные современные храмы. И одним из таких храмов является храм Святой Жанны д’Арк, которая расположена на улице Грамон (Ницца). Данная церковь является предметом «жарких» дискуссий на тему ее уместности и внешнего вида. Построена такая греко-католическая церковь была в 30-х годах минувшего столетия на базе двух склепов. Храм возведен из железобетона и имеет достаточно оригинальную архитектуру, выполненную в стилистике арт-деко.

Вечером, когда зажигается подсветка, открывается завораживающий вид на собор.

Кроме церквей туристам также будет интересно обратить внимание на соборы менее людных мест. К таким местам относится храм Чудотворной Богородицы, которая входит в группу францисканского монастыря и Св. Спасителя, возведенного в XVI-м столетии. Обе церкви находятся в поселке Саорж. Еще не менее интересными будут соборы Св. Мартина, расположенного в Ля-Бриге, а также Св. Петра – в Эскарене.

Православные церкви, расположенные на Лазурном побережье

Самым первым русским собором в Ницце стала церковь Св. Николая Чудотворца и мученицы Александры, которая принадлежит русскому приходу. Возведение самой церкви началось еще в конце позапрошлого века по указу императрицы Александры Федоровны, супруги Николая Первого. Главной ее отличительной особенностью является наличие трехъярусного дубового иконостаса, подаренного самой императрицей. Иконостас был произведен в столице Росси и декорирован репликами византийских фресок. Стоит отметить, что это далеко не единственный православный собор, который находится на Лазурном побережье. В самом «сердце» Ниццы удобно расположился изумительный собор Св. Николая. Его построили по велению императрицы Марии Федоровны в память о погибшем сыне.

Однако настоящим местом для свершения паломничества православных христиан стала церковь архангела Михаила, которая находится, непосредственно, в Каннах. Данный православный храм был воздвигнут в XIX-м столетии на том месте, где в XV-м веке находились два храма. От старых сооружений сохранился лишь часовой частокол. Паломников очень привлекает плащаница, а также мощи святых. Здесь туристы смогут полюбоваться роскошными интерьерами, выполненными в стиле барокко.

Буддийские храмы и мечети, расположенные на Лазурном берегу

Самой популярной мечетью на Лазурном берегу является мечеть Мессири, которая находится во Фрежюсе. Она была возведена в 30-х годах специально для военного контингента. Сегодня здесь находится военно-морской музей. Монументальное здание красного цвета – это полная реплика мечети Дженне. Также здесь есть еще удивительное строение – буддийское святилище Хонг-Хьен, которая также была открыта для армии.

Тут и по сей день отмечаются различные буддийские праздники.

Архитектура Лазурного берега

Строительное искусство, одно из самых уважаемых в античности искусств, возникло из подражания природе. И нередко в архитектурном произведении в том или ином виде отражаются черты окружающей местности.

Многие дошедшие до нас древнейшие постройки несут в себе символический смысл, являясь, по выражению Грабаря, некой “метафорой окружающего мира”.

Архитектурная история Лазурного берега началась во времена античности. На всем французском юге, от испанской и до итальянской границы, сохранились римские постройки – римские арены и театры встречаются во многих городах, а вот древнегреческих развалин тут почти нет.

Разработанные греками и усовершенствованные римлянами архитектурные принципы, в которых неразрывно слились функциональность и эстетика, были практически забыты в V-X веках н.э. из-за того, что страны древних культур подверглись многочисленным нашествиям варваров.

К счастью, тяжеловесных и неуклюжих построек эпохи темных веков на Лазурном берегу очень мало. А в VIII-XI веках под облагораживающим влиянием Византии постепенно сложился стиль романской архитектуры. Романские постройки предельно просты в плане – толстые столбообразные колонны, круглые арки, порой с замковым камнем, а чаще и без него, держат своды только благодаря толстым стенам и мощным контрфорсам (квадратным столбам, подпирающим стену снаружи).

А вот чего нет на юге Франции – это господствовавшей в Европе с XII по XV век готики, основной целью которой было преодоление тяжести камня, желание выразить стремление ввысь, обращенные к небу взгляды и души верующих. В Провансе романская архитектура непосредственно сменилась ренессансной, минуя готический период.

Пожалуй, во всем Провансе о готике слегка напоминает лишь папский дворец в Авиньоне, соединивший в себе черты средневекового замка с праздничностью дворцов Ренессанса. В нем суровость слита с отражением жизнелюбивой античной яркости. Именно авиньонский дворцовый комплекс стал одним из самых типичных и вместе с тем самых блистательных для той эпохи.

К периоду Ренессанса относятся и многие постройки в горных укрепленных деревнях.

В Ницце великолепно представлен стиль барокко, возникший из Ренессанса в результате все большего обогащения внешнего декора в XVI-XVII веках.

А вот строгий классицизм, который пришел в XVIII – первой половине XIX века на смену “излишествам и украшательству” барочных построек, а также возникший в наполеоновские времена и растерявший классическую строгость ампир мало представлены в Провансе, и особенно на Лазурном берегу.

Лазурный берег, ставший местом массового паломничества во второй половине XIX и особенно в начале XX столетия, отличается от других районов Франции тем, что здесь курортная специфика совпала по времени с господством фантастического, яркого, легкомысленного, веселого и невероятно разнообразного по интенсивной декоративности стиля ар-нуво (нового искусства); по-русски его часто называют стилем “модерн”. Слово “модерн” означает “современный”, но время идет, и вот дворцам и домам, построенным в стиле модерн, уже исполнилось больше ста лет!

Виллы, отели, концертные залы и казино самим своим назначением естественно и легко вписывались в этот безумный и вечно играющий стиль. Самое удачное его название – австрийское, а потом и общегерманское – “Jugendstil”, то есть молодой, юношеский стиль. И не случайно в музыке в те времена возникла оперетта, “не вполне серьезное искусство”. Так и дворцы в стиле модерн не вполне серьезны, вызывают улыбку у прохожего и вроде бы слегка над ним насмехаются. На Лазурном берегу выдающимися образцами этого нового искусства являются прежде всего здания на Английской набережной Ниццы, а это парадный фасад города. Самое гармоничное и праздничное из этих зданий – отель “Негреско”, несколько необычный вытянутый купол которого виден издалека. Он отмечает центр этой грандиозной набережной нависший над городским пляжем.

В “Негреско” так соединяются архитектура со скульптурой, что сначала даже и непонятно, какой из этих видов искусства тут более важен. На примере “Негреско” видно, как, прежде всего благодаря широкому употреблению бетона, стиль модерн смог освободиться от многовековой прямоугольности и тех обязательных форм, которые кирпич или тесанный камень всегда навязывали строителям. На примере роскошных зданий Английской набережной в Ницце становится понятно, как сочетание необычных материалов “непредсказуемой игрой форм и красок пробуждает непрестанное удивление зрителей” – так говорил о модерне один из русских создателей этого стиля замечательный художник Михаил Врубель.

Бетонное поле стены сочетается с узорами чугунного литья балконов, с фантастикой стилизованных растительных орнаментов, органично соединяющих металл с цветным стеклом окон, фонарей, люстр или громадных “торшеров”, выглядящих букетами гигантских прозрачных светящихся цветов. Яркая керамическая плитка, покрывающая поле бетонной стены там, где оно само не является скульптурой, добавляет к этому празднику красок игры всех возможных и невозможных расцветок.

На фасадах ли, в интерьерах ли, не уступающих фасадам в изукрашенности, никогда нельзя предугадать, что же вас ждет дальше. Стоит лишь перевести взгляд, и одна неожиданность сменяет другую. Именно здесь в праздничном и невероятно изобретательном облике отеля “Негреско”, как, впрочем, и во всех зданиях Английской набережной Ниццы, проявился самый неудержимый и радостный расцвет нового искусства. Тут его вершина.

Постройки этого фантастического стиля в городах, в двух шагах от средневековых деревень на холмах, способствуют неповторимости архитектурного облика Лазурного берега, естественно вливаясь в яркость и разнообразие здешней природы. Невероятность этой архитектуры сродни невероятности цветущих отчаянно бугенвиллей, казуарин, гирляндам ползучих роз, фантастическим веерам разных пальм, перекликающихся с лестничными ” торшерами” отелей.

Лазурный Берег 11. Ницца. Собо́р Никола́я Чудотво́рца ( La Cathédrale russe Saint-Nicolas). 2013 г.


Неизвестный литограф. Цесаревич Николай Александрович. 1861-1864. ГМЗ “Петергоф”

1864 года Николай Александрович в компании графа С. Г. Строганова, флигель-адъютанта полковника О. Б. Рихтера, поручика Лейб-кирасирского полка П. A. Козлова, прапорщика Преображенского полка князя В. А. Барятинского, доктора Н. А. Щестова и наставника Б. Н. Чичерина выехал за границу. Отношения между цесаревичем и свитой были самые непринужденные, разговоры – дружеские и откровенные. Чичерин в своих воспоминаниях писал: “Мы путешествовали, как кружок друзей, разных возрастов, различных положений, но все соединенные общим чувством и общими стремлениями. Центром этого маленького мира был прелестный юноша, с образованным умом, с горячим и любящим сердцем, веселый, приветливый, обходительный, принимающий во всем живое участие, распространяющий вокруг себя какое-то светлое и отрадное чувство”.

Интересно описана его встреча с Баварским королём Людовигом II.
“. В это время по Европе совершал путешествие наследник российского трона великий князь цесаревич Николай Александрович, старший сын императора Александра II. Этот молодой человек – тоже высокий, тоже стройный, тоже романтичный (большой любитель музыки), почти ровесник Людвига (лишь на два года старше) – должен был стать российским императором Николаем II. Правда, судьба распорядилась иначе, и под этим именем в нашу историю вошел совсем другой Романов, причем гораздо позднее. А пока что молодой баварский король и русский принц подружились.
Трудно сказать, как повернулась бы история, кабы и нам в цари достался пламенный романтик. Этого мы никогда не узнаем. Спустя год, в апреле 1865-го, Николай Александрович умрет в Ницце от туберкулезного менингита. На российский престол взойдет его брат, ставший Александром III. У нас случились другие «сказки». http://ynik.info/2008/03/22/bezumie_korolja_ljudviga.html


Принцесса Дагмар и её жених цесаревич Николай Александрович. Копенгаген. 1864 г.

Апрель 1865 года принес царской семье Романовых очередную трагедию – от тяжелой болезни в особняке парка Бермон скончался сын императора Александра II. Цесаревичу Николаю было всего 22 года.


Вильфранш. Катер перевозит останки цесаревича Николая Александровича на корабль для их отправки в Санкт-Петербург. 1865 г. Х.Лейс. Масло, холст. Ницца. Музей Массена


Ницца. Торжественное открытие часовни в память цесаревича Николая. Гравюра Бланшара. Ницца. Библиотека де Сессоль

2 марта 1867 года на месте кончины Цесаревича была заложена часовня, построенная в течение года и освященная 26 марта 1868 года в присутствии нового наследника-цесаревича великого князя Александра Александровича. В эту часовню от всех полков, в которых числился Николай Александрович, были принесены иконы.

Часовня понравилась Александру Александровичу: «Часовня внутри удивительна мила и работа мраморная замечательная». Из гранита и мрамора в строго византийском стиле по чертежам архитектора Д.Гримма, полукруглая внутри, со стенами, облицованными каррарским мрамором, она представляла редкое по красоте произведение архитектуры и искусства. На стенах большие иконы работы петербургского художника Тимофея Неффа. Т.Нефф получил звание придворного живописца еще при императоре Николае I, который уже тогда высоко оценивал способности прибалтийского юноши, и дал возможность этим способностям полностью развиться. Иконы, искусно выполненные Неффом, были подарком гвардейских императорских полков.

Алтарь был расположен на месте, где находилось смертное ложе цесаревича. В алтаре иконы Святого Николая, Рождества Богородицы и Воскресения Христова. Наверху надпись: «Аще живем, аще умираем господни есьмы на сие Христос умре и воскресе и живее, да и мертвыми и живыми обладает». Фрески и позолота на стенах и потолке выполнены петербургским художником Фишером.

В 1896 г. императрица Мария Федоровна приехала в г. Ниццу – город, где ей, еще юной датской принцессе, пришлось пережить первую драму своей жизни – внезапную потерю своей первой любви – цесаревича Николая Александровича. В октябре 1894 г. ушел из жизни муж, с которым Мария Федоровна прожила в любви 28 лет.
В Ницце воспоминания о рано ушедшем из жизни цесаревиче Николае Александровиче императрице пришлось переживать одной, ибо всегда на его могиле в Петропавловском соборе она молилась вместе с мужем, Александром Александровичем.

Вид часовни в наши дни:

Мемориальная часовня в Ницце (1868, архитектор Д. И. Гримм).

Городские власти Ниццы приняли решение никогда не застраивать то место, где стояла вилла Бермон. Спустя 35 лет, 12 апреля 1903 года, в Ницце, в садах виллы Бермон, было начато строительство нового православного храма в память умершего здесь цесаревича. Постройка была закончена в 1911 году, на освящении храма в 1912 году присутствовал племянник умершего цесаревича – император Николай II, с его разрешения улочка, ведущая к храму, была названа «улицей Николая II». Ближайший к церкви бульвар носит имя Царевича. Церковь видна издали, поскольку до сих пор действует запрет застраивать прилегающие участки, несмотря на то, что каждый квадратный метр земли в центре Ниццы сегодня стоит бешенных денег.

Собор святителя Николая Чудотворца. Закладка храма была совершена 12 (25) апреля 1903 года протоиереем Сергием Любимовым в присутствии великих князей Михаила Николаевича и Михаила Михайловича, князя Болгарского Фердинанда, великой княгини Анастасии Михайловны, принцессы Беатрисы Саксен-Кобург-Готской, герцога Георгия Лейхтенбергского и герцогини Марии Эдинбургской.

В выборе материалов для строительства проявилась вся щедрость семьи Романовых. Итальянский гранит, позолоченный купол и кресты, кирпич из Германии и материал для фасадной мозаики – из Флоренции.

Фасады украшены полихромными изразцами (фирмы Кантагали из Флоренции) и мозаичными иконами ( “Спас” на колокольне), исполненными в петербургской мастерской В.А.Фролова по эскизу Васильева. Резьба белокаменных оконных и дверных наличников, нижних карнизов и колокольни была сделана итальянскими мастерами.

Храм имел богатое убранство, великолепные росписи иконы. Иконостас в церкви работы художника Л.Пиановского, воспитанника Строгановской школы в Москве. Царские врата были сделаны в духе церкви пророка Ильи в Ярославле. Иконы написаны художником Глазуновым, учеником школы Симона Ушакова. Роспись алтаря выполнена художником М.Н.Васильевым. Иконостас и царские врата изготовили мастера мастерской Хлебникова в Москве. Плащаница работы Хлебникова представляла собой удивительное творение – художественное литье из позолоченной бронзы, украшенное разноцветной эмалью.

Внутреннее убранство храма практически полностью состоит из икон, подаренных царской семьей и их приближенными. Но главная святыня – это чудотворный образ святого Николая. Будучи личной иконой цесаревича Николая, она находилась рядом с ним при его смертном одре. После кончины Николая она долгое время висела над входом в памятную часовню. Нещадное южное солнце и влажный климат негативно сказались на образе: икона почернела, а изображение исчезло.

Затем образ повесили в соборе, а в день перенесения мощей святого Николая, 22 мая 1935 года, изображение на иконе вдруг начало светлеть. С каждым днем просветление увеличивалось, и вскоре каждый мог наблюдать необыкновенно прекрасное изображение Святителя Николая с Христом и Божьей Матерью по сторонам. О чудесном просветлении иконы было объявлено верующим, и в честь вынесенной в середину собора иконы отслужили молебен.

Сегодня этот образ выставлен в северной части храма. Многие верующие стекаются к ней, чтобы помолиться об избавлении от бед.

19 декабря 2012 года в день 100-летнего юбилея освящения русского православного собора свт.Николая в Ницце духовенство и прихожане храма участвовали в церемонии открытия памятника цесаревичу Николаю Александровичу Романову.
На постаменте памятника можно прочитать имя мецената:

Часовня была закрыта. Позже я прочла, что осмотреть её интерьер в редкие даты возможно.

Мы подошли к памятнику цесаревичу:

В соборе шла служба. Мы не могли фотографировать интерьер, хотя очень хотелось это сделать. Через некоторое время мы тихонько вышла из собора.

Соборы Лазурного берега

Французская Ривьера ассоциируется с роскошью. Кинофестиваль в Каннах, Гран-при «Формулы-1» в Монако, Английская набережная в Ницце. За короткое путешествие мы убедились, что эти прекрасные места доступны не только олигархам и кинозвездам.

Столица Лазурного Берега — красавица Ницца — вытянута вдоль моря и одновременно взбирается в горы. Поэтому, в отличие от многих других европейских городов, ее достопримечательности не собраны компактно в центре, а разбросаны довольно далеко друг от друга. Чтобы охватить самое главное, есть простой и беспроигрышный способ — купить билет на туристический автобус. Принцип такой: 12 остановок в самых значимых местах, на которых можно выходить и входить сколько угодно. Билеты действуют один или два дня (соответственно 26 или 43€), а приобрести их можно как в самом автобусе, так и в туристическом офисе: или у Центрального вокзала, или на Английской набережной дверь в дверь с отелем «Негреско».

Еще один способ — с самого начала пройти по «русскому следу». Наши соотечественники полюбили Ниццу с середины XIX века. Особы императорской фамилии и представители высшего общества обычно проводили здесь зиму. Чехов приезжал сюда на отдых и писал тут «Трех сестер». Марк Шагал и вовсе прожил в Ницце больше сорока лет. Если от Центрального вокзала вы свернете на бульвар Цесаревича, он приведет вас к собору Святого Николая. Собор был построен в память о старшем сыне императора Александра II, цесаревиче Николае. Наследник скончался от болезни на вилле Бремон, которая почти сразу же была выкуплена у владельца императорской семьей. На ее месте и появился этот храм, поражающий воображение и своими размерами, и роскошью отделки.

В другой стороне от вокзала находится музей Марка Шагала (билет — 7,5€). Все полотна на библейские сюжеты: строгость Ветхого Завета, завораживающая «Песнь Песней». Вдохновились и — в музейный сад, «переваривать» творчество Шагала под бокал белого или розового вина в кафе под пальмами.

Ницца — дитя нескольких культур. Свое название она получила с легкой руки ее основателей-греков, в честь богини Ники. Память об античной древности хранит квартал Симьез. Развалины терм и арены лучше всего рассматривать из соседнего парка, в центре которого, кстати, находится музей другого знаменитого художника XX века — Анри Матисса.

Долгое время Ницца принадлежала Италии, и за итальянское наследие отвечает Старый город — мощеные улочки, дома цвета морского песка и охры, веревки с бельем, видавшие лучшие времена барочные церкви, маленькие площади с фонтанами. Здесь нет каких-то особенных объектов must see — но по узким улочкам приятно бродить и еще приятнее там заблудиться. Сюда же лучше всего приходить поужинать. Цены в местных ресторанчиках вполне умеренные, а разнообразие блюд очень радует.

А вот французский шик — это само собой Английская набережная с помпезным отелем «Негреско», символом роскошной жизни. Впрочем, сами жители города к этой роскоши как будто равнодушны — гуляют с детьми и собаками, делают пробежки или просто любуются морем, сидя на лавочках. Английская набережная упирается в Замковую гору со смотровой площадкой, откуда прекрасно виден весь город. Подняться наверх можно пешком и на лифте.

Канны создают мифы и тут же развенчивают их. Если приехать сюда не в горячее фестивальное время, то набережная Круазетт покажется вам самым обычным променадом, где гоняют роллеры. Дворец кинофестивалей — самым обычным кинотеатром, чем-то вроде московского «Пушкинского». Старый город на холме, напоминающий Монмартр, совсем невелик. Узкие улочки, несколько церквей. Чтобы добавить впечатлений, можно сплавать на остров Святой Маргариты, где томился «человек в железной маске». Вместо тюрьмы сейчас морской музей, но камеру таинственного узника посмотреть можно. Вокруг крепости проложено множество тропинок, а с многочисленных смотровых площадок открывается прекрасный вид на залив и Канны. Добраться до острова просто: каждые полчаса из старого порта отплывает паром, 15 минут — и вы у цели.

Из Канн стоит съездить и в Антибы — всего 15 минут на автобусе. «Сейчас я пишу город Антибы, с его старой крепостью, освещенной золотым светом солнца», — писал Клод Моне. Это место одновременно и шикарное, и очень уютное. Крепость, которую упоминал Моне, — форт Карре. Во время французской революции он служил тюрьмой, и его самым известным заключенным был Наполеон Бонапарт. На противоположной стороне порта возвышается замок Гримальди — сейчас там музей Пикассо.

Монако от Ниццы — почти что на расстоянии вытянутой руки. Точнее, сорок минут на автобусе (билет — 1€). От видов захватывает дух — внизу лазурное море, сверху горы. Или менее получаса на поезде — виды попроще, зато вокзал вырублен в скале и подсвечен тысячами лампочек, так что похож на огромную пещеру со светлячками.

Монако — государство крошечное, туристический автобус делает полный круг максимум за час. Но здесь есть все, что положено иметь настоящему королевству. Дворец на холме — смена караула в 11:55. Кафедральный собор из белого камня — еще и усыпальница королевской семьи Гримальди, династии, которая правит страной уже семьсот лет. Здесь похоронена и одна из главных «золушек» XX века — Грейс Келли. Огромный Морской музей с фантастическим океанариумом: недаром им тридцать лет руководил Жак-Ив Кусто (вход — 14€).

Ну и, конечно, казино. Именно игорному бизнесу обязано это крошечное княжество своим процветанием. Ведь до середины XIX века Монако было бедной аграрной страной — выращивало лимоны на экспорт. Пожалуй, самое известное в мире казино располагается в самом фешенебельном районе — Монте-Карло. Почувствовать себя Джеймсом Бондом и пройтись по роскошным залам может каждый желающий старше 18 — нужно только заплатить 10€, предъявить документ, удостоверяющий личность, ну и соблюсти дресс-код. В майках и шортах сюда не пускают.

Лимоны и философы

Продвигаемся вверх по побережью — и попадаем в Ментону, столицу лимонов. Это самое теплое место на Ривьере: 316 солнечных дней в году. В самом сердце Старого города — площадь Сен-Мишель с одноименной церковью. Это, пожалуй, самый красивый барочный собор Лазурного Берега. От площади, забираясь все выше, идет рю Лонга, то есть Длинная улица, в древности — дорога, соединявшая Италию и Францию. Улочки приведут вас к старому кладбищу с маленькой церковью. Здесь похоронено много русских офицеров: еще до революции в Ментоне была большая колония наших соотечественников, ведь рядом, в местечке Вильфранш, стояла российская эскадра. Попасть внутрь храма стоит хотя бы ради икон, написанных Карлом Брюлловым.

Место, вдохновлявшее Ницше и Уолта Диснея, — деревенька Эз на вершине скалы. Дома из грубого серого камня, церковь Святого Креста XIV века. Все так стерильно и вылизано, что похоже на декорации. А вот что здесь настоящее — так это морская панорама, которая открывается с тропы Ницше. Философ писал тут свой главный труд «Так говорил Заратустра» и ежедневно совершал променад до деревушки Эз-сюр-мер, что у подножия скалы. Сегодня его путь повторяет множество туристов.

Лазурный берег

Для одних Лазурный берег (Cote d’Azur) — это квинтэссенция средиземноморского места отдыха и развлечений, а для других — почти пародия этого образа, перенаселенная и очень дорогая жертва собственной рекламы.

Однако в промежутках между неконтролируемо и часто очень развитыми участками и на прибрежных островах изумительная красота холмов, ароматы растений, цветение мимозы в феврале и невероятно голубая вода, по цвету которой он и получил свое название, Лазурный берег остается неотразимо пленительным и по сей день.

Оправдывает поездку туда и возможность увидеть работы бесчисленных художников, плененных этой землей и ее светом: Кокто в Ментоне и Вильфранше, Матисса и Шагала в Ницце и Вансе, Леже в Био, Пикассо и Антибе и Валлорисе и собрания фовистов и импрессионистов в Сен-Тропе и О-де-Кане. И нужно отметить, что Монако и Канн, бесспорно, ценны как центры развлечений, а два замечательных города, Марсель и Ницца, обладают особым магнетизмом.

В июле и августе в эти места лучше не приезжать: места в отелях разобраны, и переполненные кемпинги опасны для здоровья, местные жители раздражительны, а растительность наиболее выжжена.

Центральные курорты и острова

Вне курортного сезона участок побережья от Йера (Hyeres) до сросшихся Сен-Рафаэля (St-Raphael) и Фрежюса (Frejus) подарят вам благоухающую средиземноморскую растительность, серебряные пляжи, мелькающие меж пурпурных утесов, укромные острова и городки ни вершинах холмов таят в себе волшебство.

На этом участке побережья Йер, сохраняющий некоторый дух аристокри тизма, броский Сен-Рафаэль и исторический Фрежюс на фоне разрастиющейся городской застройки вокруг прежних рыбацких селений Лe-Лаванд (Le Lavandou), Кавалер-сюр-Мер (Cavalaire-sur-Mer) и Сент-Максим (SI Maxime) сохраняют лишь некоторый дух первоначальной дикости залива. Но есть здесь места, где можно почти воочию представить себе прежнее побережье: мыс Брегансон (Breganson) к югу от Борма (Borraes), между Ле-Рай- олем (Le Rayol) и Кавалером (Cavalaire), в садах Домен-де-Райоль (Domain de Rayol) и вокруг южной оконечности полуострова Сен-Тропе (St-Tropez). А в море на Йерских островах (часто называемых Золотыми островами) можно увидеть естественные ландшафты и некоторых лучших представите лей фауны и флоры Прованса. Самый приятный из курортов — это, пожалуй, Ля Круа-Вальмер (La Croix-Valmer), а посетить Сен-Тропе, хотя бы на один день, просто необходимо. Дальше от берега среди покрытых густыми лесами холмов массива Mop (Massif des Maures) лежат прекрасные старинные селения Коллобрье (Collobrieres) и Ла-Гард-Френе (La Garde Freinet).

Кухня и вина Лазурного берега

Лазурному берегу, как части Прованса, свойственны и кулинарные основы последнего — оливковое масло, чеснок и травы, пышно растущие на сухих почвах, прекрасные овощи и фрукты, а также ментонские лимоны, козьи сыры и, естественно, изобилие рыбы.
Рыбный суп буйябес (bouilliabaisse), знаменитый в Марселе, и буррид (bourride), подаваемые с чесноком и чили-майонезом руий (rouille), предлагаются по всему побережью, как и рыба под травами Прованса, жаренная на гриле над открытым огнем.

Дары моря — от крабов-пауков до моллюсков, от морских ежей до лангустов, крабов, лобстеров, мидий и устриц — наваливаются грудами на огромные морские блюда (plateaux de mеr), которые не только представляют дары Средиземного моря, но и отражают роскошь побережья.

Итальянское влияние на побережье даже сильнее, чем во внутренней части Прованса, особенно в Ницце с ее изысканными равиолями с начинкой из спаржи, креветок, диких грибов или песто, пиццами на тончайших коржах и всеми видами пасты с анчоусами, оливками, чесноком или помидорами. В Ницце есть свои особые блюда: гороховые блины сокка (socca), пирог писсаладьер (pissaladiere) с жареным луком, анчоусами и маслинами, салат нисуаз (salad nigoise), пан-баньят (pan bagnat), в котором сочетаются яйца, оливки, салат, тунец и оливковое масло, и салат месклюм (mes- clum) из листьев, включая листья одуванчика.

Стандартным элементом меню Лазурного берега является также пти-фарси (petit farcies) — фаршированные баклажаны, сладкий перец или помидоры.

В Ницце также можно отведать итальянский десерт тирамису (tiramisu) из сыра маскароне, шоколада и сливок, а в Сен-Тропе — сладкий пирог Тропезьен (Tropezienne). Сладкие каштаны, которые растут на хребтах массива Мор, засахаривают или делают из них пюре. Киоски с мороженым, включая фруктовое, есть на Лазурном берегу повсеместно.

Розовые вина Прованса занимают не очень высокие места в иерархии французских вин, но в знойные летние дни трудно найти что-либо более подходящее. Лучшими винами Лазурного берега считаются вина из Бандоля. Свое аппелласьон имеет и Касис, а в районе Ниццы стоит попробовать вина «Белле» (Bellet). Славится Лазурный берег и прекрасными коктейлями, а для утоления жажды в любое время дня лучше всего подходит пасти (pastis).

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector