Соборы Франции

Топ 10 церквей Франции

1. Буржский собор (Bourges Cathedral)

В начале 13-го века, это римско-католический собор был возведен в городе Бурж, столице провинции Берри. Построенный во французском готическом стиле, Буржский собор стоит в месте религиозного значения, начиная, по крайней мере с третьего века, именно здесь, в римском городе Аварикум нашли защиту первые христиане среди галлов. Сегодня собор имеет современный дизайн и великолепный фасад с ошеломляющей затейливой резьбой и украшениями. Удивительно, но большая часть витражей осталось оригинальной, многие из них с изображением истории из Ветхого и Нового Заветов.

2. Страсбургский собор (Strasbourg Cathedral)

Страсбургский собор иногда называют Розовым собором. Собор построен из песчаника, который придает ему розовый оттенок. Несмотря на то что значительные его части возведены в романском стиле, он считается одним из лучших примеров высокой, или поздней, готической архитектуры. В соборе Страсбурга до сих пор продолжаются католические церковные службы, которые вы можете посетить.

Участок, на котором стоит Страсбургский собор первоначально был занят римским храмом, затем романской церковью, которая была построена в 1015 году, а затем разрушена в результате пожара. Настоящий Собор был завершен в 1284 году.

Уникальный, не имеющий аналогов, шпиль Страсбургского собора был самым высоким в христианском мире в течение четырех столетий.

3. Монолитная церковь Сен-Жан (Monolithic Church of Saint-Jean)

Обтер-сюр-Дрон, это маленький и живописный городок, с традиционной архитектурой и причудливыми домами в регионе Нувель-Аквитания на юго-западе Франции. Сам по себе городок является уникальной достопримечательностью Франции, но центром притяжения без сомнения является церковь Сен-Жан, вырезанная почти полностью из известняка в скале. Построенная в 7-м веке и значительно расширенная в 12-м веке, церковь имеет сводчатый неф, крестильный бассейн и десятки древних гробов.

4. Руанский собор (Rouen Cathedral)

Руанский собор, это римско — католический готический собор в Руане , Нормандия. Руан иногда называют городом тысячи шпилей, потому что он является домом для многих церквей. Тем не менее, одна выделяется среди остальных: Кафедральный собор Руана. Этот огромный, возвышающийся собор является самым высоким во всей Франции.

Строительство нынешнего здания началось в 12- м веке. На земле на которой возвышается собор, похоронен предводитель викингов , Ролло , основатель герцогства Нормандии , он был крещен здесь в 915 году и похоронен в 932 году.

5. Базилика Сакре-Кер (Sacre-Coeur)

Базилика Сакре-Кер является одной из самых известных церквей во Франции, расположена в Париже, на холме Монмартр, который является самой высокой точкой в Париже. Она была построена в романо-византийском стиле, и очень похожа на знаменитый собор Святой Софии в Стамбуле. Одной из главных особенностей базилики Сакре-Кер является огромная мозаика Иисуса. Тройной арочный портик, увенчан двумя бронзовыми конными статуями французских национальных святых , Жанны Д’Арк и короля Людовика IX святого, разработанный Ипполитом Лефевром. Колокол собора является одним из самых тяжелых в мире, его вес составляет 19 тонн. С купола открывается превосходный панорамный вид на Париж.

Место где стоит базилика традиционно ассоциируется с обезглавливанием покровителя города, Сен-Дени в 3-м веке.

6. Нотр-Дам-де-ла-Гард (Notre Dame de la Garde)

Портовый город Марсель является местом расположения невероятной Нотр-Дам-де-ла-гард. Собор возведен в честь покровителя моряков. Римско-католический собор был построен на руинах древней крепости в 19-м веке, и он был создан в византийском стиле Возрождения. Внутри собора вы будете впечатлены статуей Мадонны с младенцем, а также впечатляющей колокольней и каменными сводами.

7. Аббатство Мон-Сен-Мишель (Mont Saint Michel Abbey)

Своей популярности у туристов аббатство Мон-Сен-Мишель обязано своему расположению на острове. Остров Мон-Сен-Мишель находится всего в полумиле от побережья недалеко от Нормандии, что делает доступ к нему ограниченным. Здесь до сих пор проживают монахи-бенедиктинцы, аббатство находится в окружении причудливых улиц, магазинов, кафе и музеев, посвященных острову и его истории.

С более чем 1,7 миллиона посетителей в 2014 году аббатство является одним из самых посещаемых культурных объектов во Франции . Внесено в список всемирного наследия Юнеско.

8. Собор Реймса (Reims Cathedral)

Более 800 лет назад началось строительство собора Реймса, он заменил старую церковь, разрушенную в результате пожара в 1211 году , которая была построена на месте базилики , где Хлодвиг был крещен епископом Реймса в 496 году. Сегодня собор является потрясающим примером готической архитектуры и служит главной достопримечательностью в городе Реймс. Именно в этом самом соборе, короновались многие французские короли и записи показывают, что даже Жанна д’Арк присутствовала на одной из этих церемоний в 15-м веке. Собор является резиденцией архиепископа Реймса.

9. Нотр-Дам де Пари (Notre Dame de Paris)

Самым известным собором Франции является Нотр-Дам де Пари, который был построен в середине 12-го века, во время правления Людовика VII. Нотр-Дам является самым популярным памятником в Париже и во всей Франции, переигрывая даже Эйфелеву башню, каждый год собор посещают более 15 миллионов туристов.

Но знаменитый собор также является действующей католической церковью, местом паломничества, и координационным центром католицизма во Франции. Жемчужина парижской архитектуры, Нотр-Дам де Пари, возведен в готическом стиле, и он может похвастаться своими невероятными размерами. Его контрфорсы были одними из первых в мире, и многие горгульи использованы не только для украшения, но и для опоры колонн.

Нотр- Дам де Пари стоит на месте первой христианской церкви Парижа, базилики Сент- Этьен, которая сама была построена на месте римского храма Юпитера .

10. Шартрский собор (Chartres Cathedral)

Шартрский собор является готический по архитектуре, латинской церковью, расположенной в Шартре в 80 километрах к юго — западу от Парижа. Возведение собора в Шартре началось в 11-м веке. Это невероятное здание, построенное в готическом стиле, считается одним из самых важных частей архитектуры во Франции. Красочные витражи сохранились хорошо, а два разных шпиля конкурируют за внимание туристов. Хотя внешний вид является феноменальным, не пропустите реликвии находящиеся внутри, такие как платье, которое якобы носила Мария, когда она родила Иисуса.

Собор находится в исключительном хорошем состоянии для своих лет. Большинство оригинальных витражей остались нетронутыми, в то время как в архитектуру внесены лишь незначительные изменения с начала 13-го века. Во в нешнем виде здания преобладают тяжелые контрфорсы , что позволило архитекторам значительно увеличить размер окна, в западной части доминируют два контрастных шпиля высотой 105 метров.

Он внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, который называет Шартрский собор «высокой точкой французского готического искусства » и «шедевром».

Путеводитель: Топ 10 городов для туризма

Самые великолепные готические соборы Франции

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Шартрский собор

В строительстве собора принимало участие множество людей: например, в 40-х гг. XII в.тысячи нормандских паломников явились в Шартр и несколько месяцев вкатывали каменные блоки в стенах собора достигают двух-трех метров длину и одного метра в высоту. Западный фасад — единственное, что уцелело от предыдущей постройки. Его создание относится к 1170 году. Фасад украшают три пышно украшенных великолепными каменными барельефами портала, относящиеся к XII веку. С севера и с юга на фасадах здания можно видеть весьма характерное для французской готики огромное, круглое кружевное окно, в проемы которого в свинцовых переплетах вставлены цветные витражи. Диаметр окон трансепта составляет 13 метров. Подобное окно вошло в историю искусства под названием «роза». Впервые оно появилось в Шартрском соборе, как утверждают, по заказу короля Людовика IX Святого и его супруги королевы Бланки Кастильской. На витражах «розы» можно видеть гербы Франции и Кастилии, сцены из земной жизни Богоматери и сцены Страшного суда. Собор в Шартре лучше освещён, чем парижский, благодаря высоким окнам нефа, ажурным капеллам обширного пятинефного хора и светлому, голубовато-сиреневому колориту витражей, отличается крестообразно развитым пространством, сдержанным благородством интерьера, перекрытого четырёх частными сводами,органичностью структуры. «Королевский портал» (1145— 1155 гг.) собора в Шартре — яркий образец готической скульптуры. Собор в Шартре славился также своими витражами,которые занимали площадь более двух с половиной тысяч квадратных метров. В 1194 г. собор в Шартре почти полностью сгорел, сохранились только «королевский портал» и основания башен. Позднее здание было вновь отстроено. Возведение собора считалось праведным делом, за которое верующим простятся грехи, и будет обеспечено спасение на небесах.

]Собор в Анжере.

Собор в Анжере относящийся к готическим конструкциям, сохранил все особенности западных областей Франции. Автор проекта не утолщал стен.
Он стремился уравновесить распределение тяжести, усиливая вертикальную нагрузку. Свод храма сильно выпуклый. Его мощные нервюры являются одним из украшений здания, так как проходящая между двумя валиками плоская лента покрыта резьбой; между ними как бы протянута гирлянда из цветов. В соборе сохранились витражи, относящиеся к разным периодам.

Нотр-Дам де Пари

Характерные черты ранней готики воплотились в главном соборе столицы Франции — Нотр-Дам де Пари (Парижской Богоматери). Величественный Нотр-Дам де Пари был заложен в 11б3 г., но его строительство продолжалось в течение нескольких столетий — до XIV в.Собор представляет собой базилику длиной сто двадцать девять метров, состоящую из пяти продольных нефов и одного поперечного — трансепта.. Это грандиозный (длина 130 ж, высота сводов 32,5 At) пятинефный храм,разделённый посередине длины коротким трансептом и завершённый хором с двойным обходом (1182), так что весь план вписывается в прямоугольник. При шестичастных сводах и одинаковых круглых столбах главной аркады, увенчанных крупными капителями, поставленная на них стена ещё массивна она получила большие верхние окна, необходимые для освещения нефа Хор собора, а также фасад с его ясными горизонтальными и вертикальными членениями, как бы с трудом врезанными в плотную стену порталами, великолепной розой и словно выросшими из тела сооружения монументальными башнями — совершенное произведение вполне установившегося стиля.
В храм ведут три входа-портала, обрамлённых уходящими в глубину арками; над ними находятся ниши со статуями — так называемая «королевская галерея», изображения библейских царей и французских королей, которых отождествляли с персонажами Ветхого завета. Центр западного фасада украшает окно-роза, а над боковыми порталами вытянулись вверх окна под стрельчатыми арками. На башнях собора располагаются скульптуры фантастических чудовищ — химер. В Нотр-Дам де Пари соединились черты романского и готического стилей. Массивные башни фасада характерны для романской архитектуры, в то время как крестовый свод, опирающийся на арки, использование аркбутанов и контрфорсов, стрельчатых арок и множества окон — черты, свойственные готическому искусству. Собор Нотр-Дам в Париже ответил возросшему политическому значению города
как столицы государства и завершил первый этап развития готического стиля.

Реймский собор

Архитектуре реймского собора (1211—1331) при строгости тектонического построения свойствен подчёркнутый вертикализм, вытянутость всех элементов и фигур, обилие скульптуры и декоративных деталей, которые, словно буйная поросль, пробиваются ввысь, пересекая горизонтальные членения. Даже стрельчатые обрамления порталов настолько повышены, что центральный тимпан прорезает ещё одна роза. Весь абрис фасада облегчён, заметно суживаясь кверху. Главный фасад Реймсского собора значительно отличается от классического Фасада .Порталы , выступающие вперед , глубоко лежащая роза в обрамлении высокой стрельчатой арки и высокий второй этаж создают новый тип готического фасада : в нем решительно преобладают вертикальные лини Вызывающие восхищение капители расположены на одном уровне ,не прерывая тем самым чередования вертикальных и горизонтальных линий.Это впечатление однообразия усиливается подобным оформлением боковых нефов.

Заключение

В XIII-XV вв. готическая архитектура распространялась по разным странам Европы, приобретая определённые черты, и вырастала постепенно из романского стиля преобразуя его почти незаметными новшествами. В ХIII веке усиливается связь между двумя королевствами Испании и Франции. Французские зодчие работают на территории Испании. Следы их деятельности прослеживаются в соборах Леона, Бургоса и Толедо. Испанская архитектура ХIII веке кажется ветвью французской. Почти всегда враждебные, но всегда близкие отношения с Англией не могли не сказаться на архитектуре обоих королевств. Например, французский архитектор Гийом из Санса построил 1175 году собор в Кентбери. Будучи ближе всех других английских храмов к французскому плану, собор Вестминстерского аббатства остался памятником близких отношений между королевствами. Его хор окружен венцом капелл, центральный неф выше, чем это было принято в
английских храмах. Влияние английской готики на французскую, падающее на XV век, коснулось не основной конструкции зданий, но главным образом их «пламенеющего декора» Замечательная готическая архитектура Чехии XIV века также связана с
именем французского архитектора Матье из Арраса, который начал постройку собора св. Витта в Пражском граде.
Сохранились сведения о том, что в1287 году Этьен де Боннейл отплывает с помощником в Швецию, чтобы построить собор в Упсале. Н

Готика, как архитектурный стиль, характерна для определённой эпохи всей Западной Европы, но ведущая роль в её создании, развитии и воплощении принадлежала Франции.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

10 самых красивых соборов Франции

Франция – это не только парижский шик и изумрудные долины, взятые в плен виноградными лозами, это не только восхитительная кухня и прованские лавандовые поля, это не только нега Лазурного берега и волшебные замки долины Луары. Религиозные сооружения – значимая часть архитектурных сокровищ этой великолепной страны, и сегодня мы любуемся 10-ю самыми красивыми соборами Франции.

Страсбургский собор

Страсбургский кафедральный собор прозван Розовым, и не зря – его камни имеют необычный оттенок, особенно заметный на рассвете, когда солнечные лучи осторожно гладят старую кладку храма. Он выстроен из песчаника, а доминантой собора является высокий шпиль, уходящий, кажется, под самые облака. В этом грандиозном сооружении причудливо смешиваются романский и готический стили, зайдя внутрь, не пропустите потрясающие астрономические часы, собранные в XIX столетии.

Буржский собор

Буржский римско-католический собор восходит к первой половине XIII века и носит имя Святого Стефана. Этот восхитительный храм был построен во французском готическом стиле на месте другого религиозного сооружения, датированного третьим веком. Собор Бурже может гордиться великолепным резным фасадом с изысканными украшениями, современным двухэтажным дизайном и уникальными витражами, которые сохранились в первозданном виде с момента строительства. Сюжеты переливающихся на солнце витражей заимствованы из Ветхого и Нового Заветов.

Базилика Сакре-Кёр в столице

Впечатляющее мозаичное «полотно» «Благоговение Франции перед Сердцем Господним» – одно из главных украшений белоснежной парижской базилики Сакре-Кёр (чье название как раз и переводится как «Святое сердце). Она возвышается в высочайшей точке французской столицы на Монмартре. Храм довольно молодой (если сравнивать его возраст с другими участниками десятки), его возводили с 1875-го по 1914-й годы в византийском и псевдороманском стилях. Сакре-Кёр – вместилище крупнейшего колокола Парижа (он называется Савоярд и весит 19 тонн).

Часовня Сен-Мишель д’Эгиль

Коммуна Эгиль – пристанище ошеломляющей часовни Святого Михаила Архангела (Сен-Мишель д’Эгиль) в окрестностях города Ле-Пюи-ан-Веле, которая «взобралась» на головокружительную высоту, она выстроена на 82-метровом вулканическом холме. Для того чтобы достичь ее стен, придется преодолеть 268 крутых ступенек, высеченных прямо в базальтовой скале. Зато потом вам откроется потрясающая панорама деревни Эгиль. Первые камни часовни были заложены в 960-х годах, затем она «обросла» порталом, колокольней, западным нефом. Разрушенная в конце XIII века колокольня была заново отстроена в XIX столетии.

Базилика Нотр-Дам-де-ла-Гард в Марселе

Нотр-Дам-де-ла-Гард – марсельская базилика, освященная в честь Богоматери-покровительницы моряков. Это доминанта, царящая над зданиями внизу и над водной гладью недалеко от акватории старинного и очень красивого города Прованса. Полосатая римско-католическая базилика в неовизантийском стиле была возведена на руинах древнего форта в середине XIX века. С 41-метровой башни с колокольней на Марсель взирает позолоченная Мадонна с младенцем Иисусом. Недаром базилику прозвали «Добрая Мать». Высота сияющей на марсельском солнышке скульптуры – 11 метров.

Аббатство Мон-Сен-Мишель в Нормандии

Львиная доля очарования аббатства Мон-Сен-Мишель заключается в его расположении на острове, соединенном с сушей дамбой. Одноименный остров Святого Михаила находится всего в полумиле от побережья Нормандии. И то, как аббатство «поднимается» из воды, похожее на замок заколдованной принцессы, ошеломляет любого путешественника, впервые прибывшего на эти берега. Комплекс был заложен в XV веке и стал приютом для монахов ордена бенедиктинцев. Сейчас это популярное туристическое место с узенькими причудливыми улочками, кафе, музеями, посвященными истории острова, и сувенирными лавочками.

Реймсский собор

Строительство внушительного (81-метрового) собора Реймса стартовало в 1211-м году и продлилось без малого век. Средневековый храм – одна из самых популярных достопримечательностей города, включенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и восхитительный образец готического зодчества. В этом соборе регулярно проходили коронации французских правителей, в их числе был и Карл Седьмой, «благословленный» на царствование Жанной Д’Арк. Барочный узор, несколько часовенок, великолепное окно-роза на фасаде – все это доныне активно восстанавливается, поскольку во время Первой мировой войны собор был эпицентром сражений.

Амьенский собор

Примерно в двух часах езды от Реймса расположен прекрасный северный французский город Амьен, раскинувшийся на семи рукавах реки Сомма. Амьенский собор был открыт в XIII веке – вероятно, жители городка позавидовали величию готического храма соседей и пожелали построить его подобие. У этих двух святынь и правда много общего – большая витражная роза на фасаде, внушительный неф с кантилеверами, часовни. Однако собор Амьена немного выше и считается самым вместительным готическим сооружением страны. Наряду с Реймсским и Шартрским этот кафедральный собор служит примером «чистейшей готики».

Нотр-Дам де Пари в Париже

Конечно же, вам известен самый известный собор Франции и Парижа – Нотр-Дам де Пари, вокруг которого строится сюжет знаменитого романа Виктора Гюго «Собор Парижское Богоматери». Этот грандиозный храм построен в середине XII столетия в сердце города, на острове Сите. Место было «святым» задолго до возведения Нотр-Дама: изначально тут высился галло-римский храм, посвященный Юпитеру, потом его сменила базилика Святого Стефана (первое христианское культовое сооружение Парижа). «Парящие» контрфорсы послужили примерами для подражания следующим поколениям зодчих, а диковинные горгульи – это не только часть декора, но и поддерживающие элементы для колонн. В центральной розе над входом и двух окнах трансепта сохранились оригинальные витражи, а отреставрированный большой орган установлен в начале XV века.

Шартрский собор

Красивейшим французским собором по праву считается храм в Шартре, пример готики и потрясающей «пламенеющей готики», чье строительство было начато в 1194-м году, а завершено в 1260-м. Католический кафедральный собор внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО еще в 1979-м году. Главная святыня Шартрского собора – плащаница Девы Марии, хранящаяся в городе с 876-го года. Храму невероятно повезло: его не затронули ни разрушительные мировые войны, бушевавшие в Европе в ХХ веке, ни прежние битвы. Поэтому до наших дней в полной сохранности дошли прекрасные витражи, статуи героев Ветхого Завета в Северном портале 1230-го года и композиции сюжетов Нового Завета в Южном портале (1224-1250-е годы), а также астрономические часы XVI века и другие украшения и реликвии.

Соборы Франции

На фото 1: Собор Шартра. Соборы Франции.

1. Величественые соборы Франции это прежде всего Шартрский Собор (1194—1225), Амьенский Собор (1120-1269), Собор Реймса (1211-1298), Руанский Собор (фр. Cathedrale Notre-Dame de Rouen), Нотр-Дам-де-Пари. Существует интересная теория, что 7 великих французских соборов, посвящённых Деве Марии, располагаются на территории Франции в порядке, отображающем расположение звёзд в созвездии Девы.

2. На фото 2: Собор в Шартре . Соборы Франции (порядка 7-9 значимых) по праву считаются законодателями нового архитектурного стиля — готики, а впоследствии пламенеющая готика стала логическим завершением, так сказать, кульминацией готического стиля. Архитектура готических соборов Франции во многом стала определяющей для католических соборов Европы. Так, например, зодчие строившие Шартрский Собор, принимали участие в возведении таких соборов во Франции как Амьенский Собор, Собор в Бурже, Кёльнский Собор и многих других. Существует мнение, что братство вольных каменщиков, они же впоследствии стали называться массоны, возникло именно среди камнерезов строивших Собор в Шартре.

3. Соборы Франции. Архитектура Шартрского Собора.

Лабиринт Шартрского Собора. Соборы Франции.

Архитектура готических соборов Франции полна аллегорий, иносказаний, скрытого смысла. Вся суть средневекового религиозного мировоззрения сосредоточена в этих устремлённых ввысь гарндиозных сооружениях. Взгляните на фотографии готических соборов Франции. Собор в Шартре вызывает ощущение мощи и в тоже время какой то невесомости. Главный неф собора имеет высоту в 36 метров при длине в 123 метра.

Северная роза Реймского Собора. Соборы Франции.

Ощущение пространства придают мощные колонны, поддерживающие нервюрный свод и изящные пучки пилястров передают вертикальную нагрузку средокрестия на аркубанты и контрфорсы. На мраморном полу главного нефа, перед алтарём находится интереснейшая деталь Собора в Шартре — лабиринт Шартрского Собора .

4. Довольно любопытно, но больше нигде в готических соборах Франции того времени лабиринт не встречается. 12,78 метра в диаметре, лабиринт Шартрского Собора это последнее испытание для паломников, пришедших поклониться в Шартр величайшей святыне христианского мира, хранящийся в городском Соборе — Покров Святой Девы Марии. Паломники должны были на коленях проделать путь от начала лабиринта к выходу у алтаря Собора при этом непрестанно произнося молитвы.

5. Соборы Франции. Крипта.

Не секрет, что все великие соборы Франции построены на священных местах для кельтов и галлов, населявших Францию до прихода римлян. Шартрский Собор отнюдь не исключение. Древние хроники говорят, что на месте собора было святилище кельтов — священный родник, воды которого даровали здоровье и долголетие. Родник существует и в наши дни, его воды выходят наружу в подземной крипте Шартрского Собора. Кстати, крипта Шартрского Собора сохранилась от самого первого Собора, построенного ещё на рубеже 4 и 5-го веков в романском стиле.

6. Говоря о Соборах Франции невозможно не упомянуть о великолепнейших витражах Шартрского Собора. Общей площадью более 2000 квадратных метров. Витражи Собора в Шартре считаются наиболее яркими представителями витражного искусства Средневековья.

7. Соборы Франции. Орлеанский Собор.

Фото : Собор в Орлеане . Французские Соборы это конечно же не только 7-8 наиболее известных храмов, таких как Собор в Реймсе, Шартре, Амьене, Мон-сен-Мишель, Руанский Собор и им подобные. На самом деле существует множество красивых соборов и монастырей мало известных широкой публике, но, тем не менее, обладающих богатой историей и потрясающей архитектурой. Один из таких соборов Франции это Орлеанский Собор. Построен приблизительно в 350 году, но в 865 году был сожжён норманнами, после был отстроен, а в конце 12 века был реконструирован и частично перестроен в стиле пламенеющей готики.

8.Соборы Франции. Руанский Собор.

На фото: Руанский Собор . Руанский Собор (фр. Cathedrale Notre-Dame de Rouen), построенный в XII веке на месте старинной базилики, датируемой IV веком, можно отнести к одним из самых впечатляющих готических соборов Франции. Великолепная архитектура главного портала Руанского Собора при высоте шпиля в 150 метров даёт ощущение какой то возвышенности и лёгкости. Северная сторона трансепта украшена великолепным окном-розой , диаметром в 12 метров. Нужно отметить, что соборы Франции стали декорироваться окнами-розами после строительства Собора в Шартре, когда Людовик Святой, высказал идею украсить главный портал и трансепт собора окном именно такой формы. Витражи, украшающие Северную Розу, а именно так называется окно-роза на северной оконечности трансепта, имеют глубокий аллегорический смысл. Вообще Северная Роза по замыслу средневековых зодчих олицетворяет души, ищущие Свет в царстве Тьмы, ведь Северная Роза никогда не видела света солнца. Архитектура Руанского Собора довольно неоднородна, что характерно для многих соборов Франции, строившихся на протяжении довольно длительных отрезков времени.

Соборы Франции. Собор в Альби.

Так, например, Собор в Байё возводился без малого 300 лет и таких примеров множество. Нужно отметить, что соборы Франции имеют гораздо более древнюю историю, но в период с 8 по 9 век многие соборы Франции были уничтожены в результате нашествия викингов. Архитектура соборов Франции это, без сомнения, готика, возникшая во французском регионе Иль-де-Франс в начале 12 века и впоследствии распространившаяся на территории Западной и Центральной Европы.

9. Собор Альби.

Соборы Франции. Тимпан Собора Альби.

Великолепный Собор Альби , построенный в 1280-1480 годах, разительно отличается от других готических соборов Франции. Во-первых Собор Альби выполнен из кирпича, что шло в разрез с бытующим в Средневековье мнением о непригодности этого материала для строительства соборов по причине его хрупкости. Кроме того, этот собор был предназначен для ведения оборонительных действий, тут сказался пример штурма крестоносцами города Тулузы , возле которой и находится Альби (85 километров). В Тулузе Кафедральный Собор был последним бастионом защитников города. Вследствие этого Собор Альби не имеет каркасной структуры, присущей готическим соборам Франции, это мощная маленькая крепость и потому на порталах собора нет окон-роз и витражей. Но вместо этого фасад собора украшен потрясающими скульптурными барельефами, пожалуй одними из самых красивых среди соборов на Юге Франции .

Достопримечательности Франции

Топ достопримечательностей (1332)

Могила Наполеона Бонапарта находится под золочёным куполом собора Святого Людовика Дома инвалидов. Как известно, Наполеон скончался на острове св. Елены 5 мая 1821 года. В 1840 году король Луи-Филипп получил согласие Великобритании на возвращение праха изгнанника во Францию.

Лувр был и крепостью, и королевским дворцом, а сейчас он – один из крупнейших музеев мира, принимающий в год до 10 миллионов посетителей. Построенный в 1190 году при Филиппе-Августе как крепость, Лувр потерял свои оборонительные функции в XIV столетии, и архитектор Карла V Раймон дю Тампль начал превращать его в королевскую резиденцию.

Парижский Диснейленд – одна из самых популярных достопримечательностей не только Франции, но и всей Европы. Люди часто предпочитают этот парк аттракционов Лувру или Эйфелевой башне. А ведь парк мог оказаться в другой стране.

Эйфелева башня – символ Парижа, её силуэт виден здесь почти отовсюду. Каждый день сюда стремятся тысячи туристов. Но так было не всегда. Стальная башня на Марсовом поле – памятник дерзаниям XIX века. Во второй половине столетия Франция, демонстрируя своё технологическое лидерство, провела ряд всемирных выставок.

Крепость Бастилия, расположенная в Гренобле на правом берегу реки Изер, была построена в середине XIX столетия. Однако еще в конце XVI века на этом месте была построена крепость для защиты Гренобля от нападений.

Памятников Жанне д’Арк в Париже несколько, самый известный из них установлен на небольшой площади Пирамид, что на Риволи. Площадь, расположенная напротив входа в сад Тюильри, названа так в память об экспедиции Наполеона в Египет.

Необыкновенно красивая площадь Массена по масштабам не уступает парижским. Это настоящий центр города, по которому хочется ходить и ходить. Площади почти два века: она зарождалась в период интенсивного развития города в 1820-1830 годах.

Старый город – древняя часть Ниццы, в которой легко заблудиться. Беспорядочный лабиринт улочек, старинные дома, кругом – ресторанчики, лавки, галереи художников. Бродить по Старому городу лучше пешком: по многим узким улочкам автомобиль не проедет, а велосипед придётся таскать по каменным лестницам.

Кафедральный собор Отёна был освящен именем Лазаря – того самого, которого воскресил Иисус Христос. Лазарь был воскрешен на четвертый день после своей смерти, после этого прожил еще целых тридцать лет, за которые успел даже стать епископом.

Собор Парижской Богоматери – один из самых известных храмов мира, выдающийся памятник архитектуры, воспетый поэтами, писателями, художниками. Стройная масса собора на острове Сите видна издалека. Когда римский император Константин в начале IV века признал христианство, здесь на месте бывшего языческого храма появилась церковь святого Стефана.

Площадь Гарибальди – одна из старейших в городе. Это символическое для Ниццы место, связанное с именем самого знаменитого её сына. Такое название она носила не всегда: ансамбль неподалёку от городской гавани начал формироваться ещё в XVIII веке.

Версаль – самая известная в мире королевская резиденция. Окружённая знаменитым парком, она находится в шестнадцати километрах к юго-западу от Парижа. История Версаля Первое упоминание о замке на этом месте восходит к XII веку.

Название одной из самых больших площадей Франции произошло от названия виноградника, который принадлежал епископу в XII веке. Он назывался «красивый сад» или «bellа curtis». Площадь Белькур в Лионе признана третьей по величине площадью в стране – ее размеры 312 на 200 метров, больше нее во Франции только парижская площадь Согласия и Шахматная площадь в Бордо.

Аллея Звёзд около Дворца фестивалей и конгрессов в Каннах может стать одним из самых больших разочарований для туриста. Прежде всего, это никакая не аллея. Воображение рисует два ряда пальм, а между ними – вмурованные в тротуар отпечатки рук кумиров.

Базилика Сен-Сернен – один из старейших храмов в Тулузе и единственное сохранившееся от аббатства Святого Сатурнина здание. Базилика также была освящена именем этого святого, который жил здесь в III столетии, был первым епископом в городе и, отказавшись участвовать в языческих жертвоприношениях, принял мученическую смерть – был привязан к быку, которого погнали по городской площади.

Кафедральный собор Нарбонна входит в число самых высоких храмов Франции – высота его сводов составляет около 40 метров. Собор был освящен именами Юста и Пастора, двух малолетних братьев, которые в начале IV столетия были подвергнуты мучениям и казни за свою христианскую веру.

Елисейские поля – самая известная и де-факто главная улица Парижа. Здесь — самые дорогие и шикарные рестораны, здесь проходят военные парады в дни национальных праздников Франции, сюда устремляются миллионы туристов со всего мира.

Наверное, нигде в мире больше нет площади, на которой стоят сразу три памятника близким родственникам. А в Париже такая есть. Она носит имя генерала Катру, но могла бы называться площадью трёх Дюма – на ней стоят памятники писателям Дюма-отцу и Дюма-сыну, а также самому старшему – отцу отца – генералу Дюма.

Античное наследие древнего города Араузиона в Оранже представлено двумя сооружениями – триумфальной аркой и театром. Оба строения охраняются ЮНЕСКО как объекты Всемирного наследия. Активное строительство в Араузионе было развернуто после того, как земли поселения и вокруг него были подарены императором Октавианом Августом воинам второго легиона.

Монмартр – бывшее предместье Парижа, лежащее примерно в 4,5 километрах к северу от Сите. В черту города бывшая деревня вошла только в 1859 году. Сегодня это одно из самых привлекательных для туристов мест – здесь находится великолепная базилика Сакре-Кёр, отсюда открывается невероятный вид на Париж.

Соборы Франции

Самые красивые соборы Франции.

В течение столетий Франция славилась своими историческими и архитектурно значимыми соборами мира. От готических соборов до современных церквей, построенных ведущими мировыми архитекторами — значительную часть французской культуры можно найти в ее религиозных святынях. При следующей поездке в эту удивительную страну обязательно посетите некоторые из самых известных и красивых церквей Франции.

Буржский Собор

Этот Римско-католический собор был возведен в Бурже в начале XIII века. Построенный во французском готическом стиле Буржский Собор находится в месте религиозного поклонения, ведущем свою историю по крайней мере с третьего века. Сегодня собор может похвастаться высотой в три этажа, современным дизайном и грандиозным фасадом со сногсшибательной замысловатой резьбой и украшениями. Невероятно, что сохранилась большая часть оригинальных витражей, многие из них изображают повести из Ветхого и Нового Заветов.

Страсбургский Собор

Страсбургский Собор иногда называют Розовым собором, напрямую ссылаясь на его необычный оттенок. Собор возведен из песчаника, который придает ему розовый цвет. В ходе строительства был сооружен один большой шпиль вместо двух, положенных ему по проекту. Архитектура представлена как романская, так и готическая. В кафедральном соборе Страсбурга все еще ведутся католические службы, которые вы можете посетить. Не упустите шанс увидеть астрономические часы внутри собора, которые относятся к XIX веку и являются третьей итерацией для этой структуры.

Церковь Сен-Жан

Городок Обтер-сюр-Дрон представляет из себя небольшое и живописное поселение с традиционной архитектурой и причудливыми домами. Однако самая невероятная достопримечательность здесь скрыта глубоко под землей. Монолитная церковь Сен-Жан вырезана в известняковой скале. Построенная в VII веке и значительно увеличившаяся в XII веке церковь имеет сводчатый неф, ванную для крещения и десятки древних гробниц. Это далеко не привычная всем картина французской церкви, но уникальная религиозная структура действительно является единственной в своем роде.

Руанский Собор

Руан часто называют городом Тысячи шпилей из-за множества церквей. Тем не менее, одна святыня выделяется среди остальных — это Руанский собор. Этот огромный собор является самым высоким во всей Франции. У вас будет уникальная возможность послушать звон на гигантском 56-колокольном карильоне, полюбоваться невероятной Лестницей Книготорговцев и увидеть статуи святых, в изобилии представленные внутри Руанского собора.

Базилика Сакре-Кёр

Базилика Сакре-Кёр в Париже является одной из самых известных церквей Франции. Базилика выглядит очень внушительно благодаря своему расположению на холме, возвышаясь над модным и изящным районом Монмартр в Париже. ОСобор был спроектирован в романо-византийском стиле, чем очень напоминает знаменитый собор Айя-София в Стамбуле. Одной из главных особенностей Сакре-Кер является огромная мозаика Иисуса и Святейшее Сердце Иисуса.

Сен-Мишель д’Эгиль

Добраться до Сен-Мишель д’Эгиль — это само по себе достижение. Эта красивейшая церковь гордо возвышается на скалистом утесе, и придется подняться на 268 высеченных прямо в скале крутых ступеней, чтобы подняться туда. Однако восхождение стоит усилий, потому что вы получите возможность увидеть священное сооружение, построенное в середине X века. Церковь выглядит невероятно и снизу, но добравшись до вершины вам откроются потрясающие перспективы французских пейзажей города Эгиль.

Нотр-Дам-де-ла-Гард

Портовый город Марсель является домом потрясающего собора Нотр-Дам де ла Гарде, построенного в честь покровителя моряков. Римско-католический собор был построен на руинах древнего форта в 19 веке, и был спроектирован в стиле византийского возрождения. Внутри не упустите шанс увидеть легендарную статую Мадонны с младенцем, вылепленную из меди и покрытую блестящим золотым листом, а также восхитительную колокольню и каменные арки.

Мон-Сен-Мишель

Аббатство Мон-Сен-Мишель прославилось не в последнюю очередь благодаря своему расположению. Остров Мон-Сен-Мишель находится всего в километре от побережья Нормандии, что делает доступ ограниченным в зависимости от приливов и отливов. Расположенное на скалистом острове аббатство величественно поднимается из воды, занимая большую часть выступа. Крепость была построена в 15 веке и является домом для монахов-бенедиктинцев. Она окружена причудливыми улицами, магазинами, кафе и музеями, посвященными острову и его истории. Здесь всегда много туристов, которые приезжают посмотреть на одну из самых выдающихся достопримечательностей Франции.

Реймсский Собор

Строительство Реймского собора стартовало более 800 лет тому назад. Сегодня собор является потрясающим примером готической архитектуры и считается самой популярной достопримечательностью в городе Реймс. Именно в этом соборе у многих французских королей состоялись коронации, и согласно историческим записям, Жанна д’Арк присутствовала на одной из этих церемоний в 15 веке. С несколькими часовнями и первые использованным барным узором во Франции, потребовалось почти столетие для завершения строительства. С тех пор это не только самый красивый собор во Франции, но и во всем мире.

Амьенский Собор

Всего в двух часах езды от Реймса находится город Амьен, который также знаменит своим собором. Когда был открыт собор Реймса, население Амьена тоже захотело чего-то подобного. Таким образом, в XIII веке был построен французский готический собор Амьена. Он немного выше по сравнению с Реймским, так как в те времена было принято соревноваться между городами по высоте зданий. Впечатляющие прямоугольные основания поддерживают высокий потолок нефа, что делает его невероятно красивым изнутри. Детальные изображения святых с изысканной росписью являются еще одной причиной для посещения этого красивого собора во Франции. О самых высоких соборах мира вы можете прочитать в отдельной подборке.

Нотр-Дам-де-Пари

Самый известный собор Франции — Нотр-Дам де Пари, или Собор Парижской Богоматери, который был построен в середине XII века. Жемчужина парижской архитектуры была построена в готическом стиле, и имеет невероятно огромные размеры. Его парящие контрфорсы были одними из первых в мире, и многочисленные горгульи использовались не только в качестве украшения, но и как опоры. Настоятельно советую вам совершить экскурсию по кафедральному собору и обширным склепам под церковью, которые также открыты для туристов. В списке достопримечательностей Парижа Нотр-Дам-де-Пари занимает лидирующее место.

Шартрский Собор

В 1194 году началось строительство Шартрского собора. Это невероятное здание было построено в готическом стиле и считается одним из самых важных архитектурных объектов Франции. Красочные витражи хорошо сохранились, а два разных шпиля конкурируют за внимание на крыше собора. Внешний вид собора просто феноменальный, но и интерьер не уступает в плане роскоши. Не упустите шанс посмотреть на произведения искусства и реликвии внутри, включая платье, которое якобы одевала дева Мария, когда родила Иисуса.

Главные готические соборы Франции

В середине XII века средневековое искусство, стерев границы романского стиля, породило на свет готический стиль и изменило лик французских городов.

Сердцем ансамблей, разросшихся вокруг главной площади, стали кафедральные соборы. Великаны, чуждые средневековой узости улиц, домов и мыслей, заложили новую веху в истории и повлекли за собой настоящий строительный «бум» .

Пришла пора соборов кафедральных,

Устремленных в небеса.

Опера «Notre Dame de Paris»

Первым храмом, возведенным в готическом стиле, было аббатство Сен-Дени – усыпальница королей Франции. Отточив мастерство на раннеготическом святилище в Лане и церкви Сен Жюльен в Ле Мане, в 1163 зодчие заложили основание Нотр-Дам-де-Пари на руинах древнего капища Дианы. Выбор площадок, обладавших особой энергетикой, знаменовал победу истинного Бога над канувшими в Лету языческими идолами.

Архитектура — красота и сложность

Все готические храмы Франции являют собой 3-5-нефные базилики, оборудованные трансептом – поперечным нефом, и полукруговым деамбулаторием (обходом хора) с примыкающим к нему венцом капелл. Сложную каркасную конструкцию характеризуют вертикализм башен и сводов, динамичность скульптур и яркие витражи на религиозные и бытовые сюжеты.

Элементы готической архитектуры

Основа из стройных столбов, удерживающая остроконечные стрельчатые арки, устремляется ввысь аркадой верхней галереи – трифорием. Две башни западного фасада, украшенные узорными вимпергами, фиалами и краббами, служат обрамлением для трех перспективных порталов и круглого резного окна – «розы».

В оформлении фасадов широко применяются растительные и геометрические узоры, а водостоки и балюстрады «охраняют» каменные химеры и горгульи.

Внутреннее убранство главного нефа обычно выглядит скромнее: его украшают лишь резьба капителей и витражи, насыщенные оттенками синего, желтого и красного цветов.

Представители поздней «пламенеющей» готики, например, французский кафедральный собор в Руане, уже отличаются замысловатым узором нервюров (рёбер крестового свода).

К XVI столетию, «перегрузив» себя декором, архитектурная эра, оставившая множество ярких следов, уступила дорогу шедеврам эпохи Возрождения.

Нотр-Дам-де-Пари – сокровище нации

Без малого две сотни лет строился центр духовной жизни Парижа, заложенный в 1163 году на священном острове Сите.

В дни Французской революции он был признан Храмом Разума и изрядно разорен. К коронации Наполеона Бонапарта в 1804 году обветшалые стены Нотр-Дам-де-Пари пришлось декорировать драпом. Лишь в XIX в. запыленное сокровище было обнаружено Виктором Гюго и наконец-то отреставрировано.

Этот католический храм отличается нервюрным арочным сводом, стрельчатыми окнами и аркбутанами. Легкий главный фасад пятинефной базилики находит свое завершение в изящном шпиле. В центре второго яруса сияет готическая «роза», а украшения нижнего портального фриза передают ужасы «Судного дня».

Помимо органа с 6 тысячами труб, изготовленного в XIX веке, в Соборе Парижской Богоматери скрываются драгоценные дароносицы и потиры. А около его паперти располагается «нулевой» километр, служащий отправной точкой всех французских дорог.

Роскошь внутреннего убранства

Пристанище Святой Девы — Нотр Дам де Шартр

Парящие в небесах стрелы Нотр-Дам-де-Шартр

Еще до христианства на сакральной горе в Шартре был возведен языческий дольмен, а несколько веков спустя – католическая базилика.

С IX века здесь хранилась часть родильного Покрова Девы Марии. По преданию, святая ткань повергла в бегство неистовых норманнов и не сгорела в огне, превратившем старый храм в пепелище.

Уверовав в чудо, священники немедленно взялись за возведение нового кафедрального собора в Шартре.

К 1220 г. осколки западного фасада, подземная часовня и «Королевский портал» были покрыты арочными сводами.

А в 1260 году Нотр -Дам-де-Шартр был торжественно открыт в присутствии Людовика IX.

При строительстве 130-метрового латинского креста было применено «золотое сечение».

Порталы западного фасада, соединяющего Старую Колокольню и Северную башню, расписаны сценами из Заветов. 10 000 изваяний, 146 витражей украшают трехнефный Нотр Дам де Шартр, его центральную часть занимает мозаичный лабиринт «Путь в Иерусалим».

Яркая мозаика окон

Католический собор в Амьене – величие французской готики

Величественная красота собора в Амьене

Несчастливой была судьба предшественников крупнейшей во Франции Амьенской церкви: они стали жертвами огня и молнии. В 1218 году, обнаружив в руинах храма невредимую реликвию, епископ Эврар де Фуйуа начал строительство очередной обители Бога на Земле – кафедрального собора в Амьене.

Работы под зорким оком Робера из Люзарша и Тома де Кормона были завершены в 1288 году.

Гармонический фасад церкви, состоящий из яруса порталов, галереи и окна —«розы», является классикой французской готики. Три перспективных портала и две башни украшены барельефами «амьенской Библии».

Обилие химер и горгулий разбавляет галерея из 22 французских королей, венчающая трифорий.

Интерьер храма сочетает элементы готического стиля и барокко, внесенные Жаном-Батистом Дюпьи в XVIII веке.

Главными сокровищами являются лабиринт для паломников и крошечный обломок черепа Иоанна Крестителя, помещенный в реликварий трансепта.

Знаменитая амьенская роза

Средневековый небоскреб — Нотр-Дам в Страсбурге

Храм, устремленный ввысь

Высочайшее здание Средневекового мира строилось на месте старого капища Марса два с половиной века.

Лишь в 1439 году, сменив немало архитекторов и исчерпав весь церковный бюджет, Нотр-Дам в Страсбурге обрел привычный вид.

Западный фасад, построенный по канонам французской готической архитектуры, венчают рельефы из жизни Христа.

Позднеготический северный портал отдает дань святому Лаврентию Римскому.

А старый южный, сохранивший романские элементы, украшают скульптуры христианской церкви, незрячей синагоги и царя Соломона, вершащего праведный суд.

Внутреннее убранство католического собора Страсбурга, утопающего в полумраке, озаряют средневековые витражи.

Внутри полумрак и покой

Тут хранятся бесценные реликвии – купель, спрятанная в нише святого Лаврентия, и астрономические часы, созданные в XVI в. братьями Габрехт.

Примечательны и кафедральные соборы, расположенные в Руане, Байе, Бордо и Нанте.

Крупнейшие готические соборы Франции.

СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ ( Notre-Dame de Paris ) архитектурный памятник ранней французской готики в Париже на о. Сите. Пятинефная базилика (1163-1257, длина 130 м, ширина 108 м, высота интерьера 32,5 м) с трансептом и двумя фланкирующими западными башнями (высота 69 м). Витражи (13 в.), скульптура на фасадах (ок. 1165-1225) и в хоре (13-14 вв.).

Строительство собора началось в 1163 году, благодаря Морису де Сули. Именно под его руководством было развёрнуто строительство гигантского храма: 5500 м 2 . Строительство длилось почти два века. Собор Парижской Богоматери символизирует эволюцию в готике. Его башни, высотой в 69 метров, чёткость линий, рисунок здания в форме креста всё это было новшеством для той эпохи. 432 окна собора придают необыкновенную лёгкость всему архитектурному ансамблю.

Самый большой готический собор во Франции. Он занимает 7760 м 2 , высота его сводов 42,5 м, высота шпиля 112 м. Собор был построен в XIII веке в период с 1220 по 1269 г, является образцом « золотого века » соборов. Собор был построен за рекордно короткое время, после пожара в 1218 году на месте романской церкви, что способствовало созданию гармонии и архитектурного единства здания. Лишь башни были завершены в конце XIV века. Внушительные пропорции собора, его красота, богатство, его внутреннего убранства вызывают восхищение многочисленных туристов. Не случайно в 1981 году собор был признан ЮНЕСКО одним из пятидесяти самых импозантных архитектурных шедевров человечества.

Среди безбрежных полей появляется как мираж Собор Богоматери в Шартре. Это один из самых известных готических соборов в мире, построенный в середине XI века. Собор был полу разрушен в 1194 году сильным пожаром. Крестьяне из соседних деревень запрягали быков в упряжки и возили огромные глыбы камней для реконструкции собора. Лишь в 1260 году собор был реконструирован и имел одну башню со шпилем. Позднее в 1513 году появилась вторая башня, служившая колокольней.

Несмотря на внешнее различие в конструкции башни, собор замечателен гармонией внутреннего интерьера. Именно в этом соборе можно проследить плавный переход от романского стиля к готическому. Собор известен своими многочисленными скульптурами, здесь находятся 4000 статуй, изображающих Иисуса Христа, окружённого апостолами, ангелами. Но особенной чертой собора в Шартре являются витражи, где преобладает синий цвет. Все витражи сохранились до нашего времени и не пострадали во время воин. Гигантское окно-роза состоит из 12 лепестков, которые расходятся на 12 розочек. Число 12 символично, оно означает совершенство. Окно-роза символизирует небесное царство и Бога. Многие известные французские писатели восхищаются красотой собора.

Собор в Реймсе один из самых больших готических соборов во Франции. Собор в Реймсе называют королём всех соборов. Он был построен в период с 1211 по 1285 г. пятью архитекторами, которые следуя друг за другом тем не менее сумели сохранить архитектурное единство собора. Реймский собор знаменит тем, что здесь были коронованы 25 французских королей: начиная с Людовика VIII в 1223 г, и заканчивая Шарлем X в 1825 году. Собор насчитывает 2300 статуй, которые представлены во всём здании. 40 статуй «Реймские короли» достигают 5 метров в высоту. Все они прославляют Деву Марию и апостолов.

Реймский собор также множество раз страдал от пожаров, самый сильный из которых был во время бомбардировки в 1914 году. В настоящее время собор находится под охраной ЮНЕСКО.

Соборы Франции

Обзор самых великолепных готических соборов Франции.
Шартрский собор (на фотографии выше)
Собор в Шартре (XII-XIV вв.) считается одним из красивейших в Европе.Шартр, где находились драгоценные реликвии Богоматери, пользовался особым покровительством короля Людовика IX, который подарил собору большое окно-розу. Витражи пожертвовали собору ремесленники города. В строительстве собора принимало участие множество людей: например, в 40-х гг. XII в.тысячи нормандских паломников явились в Шартр и несколько месяцев вкатывали каменные блоки в стенах собора достигают двух-трех метров длину и одного
метра в высоту. Западный фасад — единственное, что уцелело от предыдущей постройки. Его создание относится к 1170 году. Фасад украшают три пышно украшенных великолепными каменными барельефами портала, относящиеся к XII веку. С севера и с юга на фасадах здания можно видеть весьма характерное для французской готики огромное, круглое кружевное окно, в проемы которого в
свинцовых переплетах вставлены цветные витражи. Диаметр окон трансепта составляет 13 метров. Подобное окно вошло в историю искусства под названием «роза». Впервые оно появилось в Шартрском соборе, как утверждают, по заказу короля Людовика IX Святого и его супруги королевы Бланки Кастильской. На витражах «розы» можно видеть гербы Франции и Кастилии, сцены из земной жизни Богоматери и сцены Страшного суда. Собор в Шартре лучше освещён, чем парижский, благодаря высоким окнам нефа, ажурным капеллам обширного пятинефного хора и светлому, голубовато-сиреневому колориту витражей, отличается крестообразно развитым пространством, сдержанным благородством интерьера, перекрытого четырёх частными сводами,органичностью структуры. «Королевский портал» (1145— 1155 гг.) собора в Шартре — яркий образец готической скульптуры. Собор в Шартре славился также своими витражами,которые занимали площадь более двух с половиной тысяч квадратных метров. В 1194 г. собор в Шартре почти полностью сгорел, сохранились только «королевский портал» и основания башен. Позднее здание было вновь отстроено. Возведение собора считалось праведным делом, за которое верующимпростятся грехи, и будет обеспечено спасение на небесах.

Собор в Анжере относящийся к готическим конструкциям, сохранил все особенности западных областей Франции. Автор проекта не утолщал стен.
Он стремился уравновесить распределение тяжести, усиливая вертикальную нагрузку. Свод храма сильно выпуклый. Его мощные нервюры являются одним из украшений здания, так как проходящая между двумя валиками плоская лента покрыта резьбой; между ними как бы протянута гирлянда из цветов. В соборе сохранились витражи, относящиеся к разным периодам.

Нотр- Дам де Пари

Характерные черты ранней готики воплотились в главном соборе столицы Франции — Нотр-Дам де Пари (Парижской Богоматери). Величественный Нотр-Дам де Пари был заложен в 11б3 г., но его строительство продолжалось в течение нескольких столетий — до XIV в.Собор представляет собой базилику длиной сто двадцать девять метров, состоящую из пяти продольных нефов и одного поперечного — трансепта.. Это грандиозный (длина 130 ж, высота сводов 32,5 At) пятинефный храм,разделённый посередине длины коротким трансептом и завершённый хором с двойным обходом (1182), так что весь план вписывается в прямоугольник. При шестичастных сводах и одинаковых круглых столбах главной аркады, увенчанных крупными капителями, поставленная на них стена ещё массивна она получила большие верхние окна, необходимые для освещения нефа Хор собора, а также фасад с его ясными горизонтальными и вертикальными членениями, как бы с трудом врезанными в плотную стену порталами, великолепной розой и словно выросшими из тела сооружения монументальными башнями — совершенное произведение вполне установившегося стиля.
В храм ведут три входа-портала, обрамлённых уходящими в глубину арками; над ними находятся ниши со статуями — так называемая «королевская галерея», изображения библейских царей и французских королей, которых отождествляли с персонажами Ветхого завета. Центр западного фасада украшает окно-роза, а над боковыми порталами вытянулись вверх окна под стрельчатыми арками. На башнях собора располагаются скульптуры фантастических чудовищ — химер. В Нотр-Дам де Пари соединились черты романского и готического стилей. Массивные башни фасада характерны для романской архитектуры, в то время как крестовый свод, опирающийся на арки, использование аркбутанов и контрфорсов, стрельчатых арок и множества окон — черты, свойственные готическому искусству. Собор Нотр-Дам в Париже ответил возросшему политическому значению города
как столицы государства и завершил первый этап развития готического стиля.

Архитектуре реймского собора (1211—1331) при строгости тектонического построения свойствен подчёркнутый вертикализм, вытянутость всех элементов и фигур, обилие скульптуры и декоративных деталей, которые, словно буйная поросль, пробиваются ввысь, пересекая горизонтальные членения. Даже стрельчатые обрамления порталов настолько повышены, что центральный тимпан прорезает ещё одна роза. Весь абрис фасада облегчён, заметно суживаясь кверху. Главный фасад Реймсского собора значительно отличается от классического Фасада .Порталы , выступающие вперед , глубоко лежащая роза в обрамлении высокой стрельчатой арки и высокий второй этаж создаютновый тип готического фасада : в нем решительно преобладают вертикальные лини Вызывающие восхищение капители расположены на одном уровне ,не прерывая тем самым чередования вертикальных и горизонтальных линий.Это впечатление однообразия усиливается подобным оформлением боковых нефов.

Готика, как архитектурный стиль, характерна для определённой эпохи всей Западной Европы, но ведущая роль в её создании, развитии и воплощении принадлежала Франции.

Соборы Франции

«Каменное кружево», «пламенеющая», «варварская» – все это эпитеты, отражающие внешний облик и суть готики. Если говорить о стиле как таковом, то зародился он в середине XII века на севере современной Франции — в провинции Иль де Франс, захватив территории современной Бельгии и Швейцарии.

Франция в свое время стала колыбелью не просто нового стиля. Готика – это многовековая эпоха, определяющая весь градостроительный облик Европы. Готическое здание – не просто архитектурная единица, это произведение искусства, живой организм, застывшая динамика.

С переменным успехом она распространилась по всей Европе. В XIII веке под влияние готики попали Германия, Австрия, Чехия, Испания и Англия. Позднее она пришла в Италию, где не получила столь широкого распространения, но все же смогла адаптироваться, став «итальянской готикой» после значительной трансформации. В конце XIV века Европу захватила так называемая интернациональная готика, венцом которой стала поздняя, или «пламенеющая» готика. В страны Восточной Европы она проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.

Квинтэссенцией готического искусства стал собор — он являл собой синтез архитектуры, скульптуры и живописи. Здесь все стремится ввысь, каждый элемент подчеркивает вертикаль — арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, фасад с резными деталями и стрельчатые окна с многоцветными витражами. А если принять во внимание тот факт, что собор являлся центром жизни практически любого европейского города, возвышаясь и господствуя над ним, не удивит и легкость, с которой умы христианских государей приняли новый стиль. Более того, готика представлялась как символ монархической власти и божественное провидение.

Главное отличие готического собора от романских предшественников — устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, арки стрельчатой формы, определяющие во многом внутренний и внешний облик строения. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода. Боковой распор главного нефа передается с помощью аркбутанов на наружные столбы — контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами.

В готических соборах дан образец сложного взаимодействия, взаимопроникновения внутреннего пространства и внешней природной среды. Этому способствуют огромные проемы окон, сквозная резьба башенных шатров, лес увенчанных пинаклями контрфорсов. Большое значение имели и резные каменные украшения: флероны-крестоцветы, каменные шипы, вырастающие, словно цветы и листья, на ветвях каменного леса контрфорсов, аркбутанов и шпилей башен. И пусть вас не смущает обильное украшательство – в готике не существует понятия «чрезмерно декоративный».

Вслед за собором потянулся вверх и сам город. На центральных площадях стали строить ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509).

Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки-отели богатых горожан.

В теорию мы окунулись достаточно – пора и к практике переходить. Предлагаю обратить свой взор на самые яркие памятники готической архитектуры Франции, широко известные в узких кругах.

Витражи, слепые и почти бесцветные снаружи, раскрывали всю свою магию в интерьере, когда солнечные лучи, проникая сквозь цветные стекла, придавали каждой краске наибольшую звучность.

Сложность развития архитектурной темы присуща западному фасаду храма: отдельные мотивы переплетаются, контрастируют, дополняют друг друга. Он пронизан не только вертикальным движением, но и пребывает в сложном и динамическом взаимодействии с окружающей средой. Фантастически красивый и качественный pov минет от первого лица в исполнении молоденьких красавиц и зрелых мамочек. Здесь самая лучшая и качественная подборка pov видео минета от первого лица. Здесь вы сможете регулярно наслаждаться свежими порциями pov минета.

Ширина его нефов достигает 33 м, трансепт растянут на 59 м, своды центрального нефа подняты на высоту 42,3 м.

Спустя столетия, в эпоху развития эклектики, готика вернулась обновленной. Отсюда и название – неоготика. Представители европейских стран в XIX веке оспаривали друг у друга право называться родоначальником. Но историческая справедливость сложилась так – возникла неоготика в Англии в 40-е годы XVIII века. В России она именовалась псевдоготикой, поскольку готики на территории Древней Руси не существовало вовсе. Востребованность же новой вариации стиля была крайне незначительна – спросом она пользовалась лишь при строительстве костелов католической общины.

В Саратове наиболее ярким представителем неоготики является здание Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова.

Читайте далее: