Соборы Бургундии | Vasque-Russia.ru

Соборы Бургундии

Соборы Бургундии

Собор Св. Лазаря в Отене

Праведный Лазарь из Вивфании, согласно Евангелию, был воскрешен из мертвых Иисусом Христом, после чего он стал последователем своего спасителя и проповедником. Существует Церковь Святого Лазаря в Ларнаке, в которой, по преданию, был захоронен Лазарь. Однако по католической традиции считается, что Лазарь проповедовал не на Кипре, а на территории современной Франции, а тогда – Галлии. И именно в городе Отене он нашел свой последний приют.

Для сохранения мощей Святого Лазаря был построен Кафедральный собор в Отене на месте старой церкви, уже не вмещавшей всех желающих приложиться к святым мощам. Строительство собора началось в начале XII века. С 1195 года он стал единственным кафедральным собором Отена. ВО время Французской революции мощи были осквернены, однако верующим удалось сохранить их часть.

Внешний облик храма – это смешение романского стиля и готики. Так получилось, что собор был воздвигнут еще до периода готики в архитектуре, однако он несколько раз перестраивался. Внутри собор украшают скульптурные изображения, барельефы, горельеф со сценой “Страшного суда”.

Собор Богоматери в Дижоне

Собор Богоматери в Дижоне представляет собой шедевр готической архитектуры 18-го века и находится в самом центре города.

Высота трехэтажного собора составляет более 28 метров, ширина – 19 метров. Три большие арки служат входом в собор, а над арками выстроены два ряда колонн.

Пятьдесят одна горгуля украшает западный фасад собора, однако они не носят никакой функциональной нагрузки и являются лишь декоративным украшением здания. Красивые большие часы находятся на южной башне западного фасада, здесь каждую четверть часа можно слышать звук колокольчика, отмеряющего время.

Предполагается, что строительство собора велось примерно в период с 1220 по 1240 год.

В соборе находится статуя Богоматери Доброй Надежды, известной в прежние времена как Черная Мадонна.

Собор Св. Этьена в Сансе

Собор Святого Этьена(Стефана) заложен в XII веке на месте старой церкви 6-7 вв. Изначально он предназначался для резиденции епископа, и хотя на это же претендовала базилика Сен-Дени, строящаяся в это же время, Собор Святого Этьена был закончен раньше. Поэтому считается, что он стал первым кафедральным собором Франции, выполненным в готическом стиле. Уже в 1164 собор был освящен и стал действующим, однако его приходилось еще несколько раз перестраивать, и свой конечный вид он получил только спустя 4 века.

Внутреннее пространство храма получилось невероятно просторным и светлым, во многом благодаря архитектору, отступившему от романской традиции и выстроившему собор с стрельчатым сводом. Церковь украшена скульптурными изображениями, барельефами со сказочными существами и сценами из Библейской истории. Сохранилась часть центрального портала XIII века, в XIX веке собор реставрировался. Знаменита маленькая головка, выглядывающая между колонн в одной из частей нефа. Кто это – неизвестно. Считается, что так изображен советник короля Филиппа VI Валуа. Собор открыт постоянно с 8.30 до 18.00.

Монастырские церкви Бургундии и Нормандии романского периода

– базиликальный разрез (базиликальная структура здания) !!стремление к базиликальному разрезу;

– главный неф перекрыт цилиндрическим сводом с подпружными арками

– боковые нефы перекрыты крестовыми сводами ()исключение- Везлэ, в средних нефах-крестовые своды

– план очертание латинского креста, чаще всего с резко выступающим трансептом

– отчетливо выраженное пространство хора

– В крупных церквах монастырского типа с XI в. кольцевой обход с венцом капелл, в меньших — бенедиктинский план

– в интерьере главного нефа трёхъярусное членение: 1)снизу (1й ярус) продольные аркады (= высоте боковых нефов); 2) трифории (за ними могло быть служебное помещение); 3)окна. Галерей нет.

– силуэт определяется числом и расположением башен, постоянного правила не было. Сдвоенные западные башни встречаются не всегда и чаще всего в сочетании с нартексом (в крупных монастырских церквах).

– капители близки к коринфским. Пилястры благодаря каннелюрам напоминают римские формы.

– перспективные порталы, маскировавшие толщину стены (в значительных сооружениях перемычки, столбы и тимпаны порталов, отличавшихся красивыми пропорциями, украшались фигурной скульптурой).

Самая творческая и прогрессивная школа:

– строительные традиции + материальные ресурсы, высокая культура, направления строит-ва соседних стран

– сильное влияние римского папы, – орден бенедиктинцев: ведущая роль в эк-кой, полит-кой и культурной жизни, передовые арх-рные традиции.

Центр ордена – монастырь в Клюни, храм в X — XI вв. перестраивался. Клюни-3 – большая 5нефная базилика с 2мя трансептами, обходом хора и венцом капелл, с увенчанием из 8ми башен, в 1125 г перекрыта цилиндрическим сводом в среднем нефе, крестовыми сводами в боковых нефах.

О роскоши бенедиктинских монастырей и базилик Бургундии дают представление храмы в Везлэ и Отэне. Внушителен и богат по арх-ре интерьер церкви Магдалины в Везлэ (XII в.)- ответвление школы. Подпружные арки (разноцветный камень) членят пр-во среднего нефа на звенья (травеи). Архивольты продольной аркады нефа: чередующиеся светлые и темные камни. Столбы профилированы, приближаются по формам к колонне. 9 травей церкви Везлэ перекрыты сравнительно плоскими крестовыми сводами, разделенными подпружными арками. Мотив арок – триумфально-величественный вид. Свод десятой (восточной) травеи—нервюрный. отсутствие яруса трифориев Замкнутое и узкое пр-ство романского храма стало более свободным и просторным. Другой пример клюнийского варианта бургундской школы — собор в Отене (1130 г.), в интерьере бургундская схема кроме кольцевого обхода.

Все каменные работы в сооружениях Бургундии с математической точностью. Эта особенность и высокое качество местного р-ра обеспечили сохранность большого числа церквей.

Церковь Сент Этьенн в Невере.1063 – 1097 гг. Трёхнефная, 6-типролётная, с кольцевым обходом хора и венцом капелл. Боковые нефы: крестовые своды, главный неф – цилиндрический свод. 3ъярусное членение.

Школа близка к Бургундской.

– Базиликальный разрез (базиликальный тип церкви);

– 3хнефные, с трансептом и эмпорами

– боковые нефы перекрыты крестовыми сводами;

– были продольные аркады, за трифориями боковые галереи.

– В среднем нефе цилиндрический свод, в боковых — крестовый

– массивный цилиндрический свод не приняли – сначала привычные стропильные перекрытия в центральном нефе, затем каркасные каменные перекрытия в виде крестового нервюрного свода (логика природных кораблестроителей, отбрасывая лишнее привела к каркасному перекрытию).

– твёрдый известняк – опоры не такие мощные, формы более чёткие.

– форма опоры: ствол, обращенный к нефу, возносится под самую кровлю. В сочетании с этим деревянные перекрытия кажутся временными.

– Эстетика пропорций больше чем где-либо обусловлена конструктивно

– более простые и строгие памятники

– Характерна композиция западного фасада со стройными, высокими башнями

– проблема прямого освещения просторных и высоких нефов решалась иначе, чем в Бургундии, хотя именно бургундские приемы легли в основу композиционных схем

Сент Этьен и Сен Тринитэ в. Кане (2 пол. XI в.).

Союз новых властителей с церковью в XI в. – интенсивное строительство соборов, особенно монастырских церквей. Перестройки эпохи готики изменили многое в романской арх-ре Нормандии. Но и то, что дошло, характеризует оба направления этой конструктивно прогрессивной и влиятельной школы. Она хорошо представлена двумя монастырскими церквами, построенными в Кане: Сент Этьенн («мужское аббатство») и Тринитэ («женское аббатство»).

План в форме латинского креста. Западный фасад 2хбашенный, причем башни либо начинаются прямо с земли (Тринитэ), либо возносятся над массивным прямоугольным объемом нартекса (Сент Этьенн). Хор — бенедиктинский (эшелонированные апсиды в Тринитэ) или с кольцевым обходом (Сент Этьенн). Перекрытие основного пространства стропильное. Базилики с широким средним нефом и узкими боковыми.

Благодаря тектонической трактовке яруса окон, перед которыми расположены аркады, впервые равнозначны все 3 яруса горизонтальных членений. Другая особенность школы — галереи в торцах трансепта.

В церкви Тринитэ (ок 1062 — ок 1070) эффектна романская апсида с 6ью колоннами в промежутках между осями оконных проемов. В интерьере — узкий пояс трифориев. Ввсе, что над аркадами, как и верхние ярусы башен – результат перестройки при перекрытии нервюрными сводами (ок 1115 или 1140 гг.). Крестовые своды двух пролетов хора — изначальные.

Формы церкви Сент Этьенн в Кане (1063—1081 гг.), за исключением нервюрного свода (1105 или 1135 гг.) и позднейшего, готического хора (1202 г.), — романские. Приземистые аркады, просторные галереи, перекрытые полуцилиндрическими сводами и открывающиеся в неф арками, повторяющими главные, и перестроенный в связи со сводом верхний ряд окон с обычным проходом перед ними (частично в толще стены) – 3 пояса членений почти равной высоты.

Дальнейшее развитие школы происходило в Англии. С окончательным установлением дат сооружения нервюрных сводов собора в Дэрхеме (1093—1104 гг. для боковых нефов и хора и около 1130 г. для основного пространства) решен вопрос о времени и месте происхождения этой важнейшей конструкции, которая в значительной мере предопределила возникновение готической системы. Даже самые ранние датировки сводов в нефах церквей Сент Этьенн и Тринитэ в Кане (1105 и 1115 гг. против дат французских археологов—1135 и 1140 гг.) не снимают приоритета строителей Дэрхемского собора.

Принцип крепления сомкнутого свода гуртами применялся и раньше, причем гурты встречались и в Ломбардии, и на Востоке, но ни на юге Франции, ни в Ломбардии, ни в Армении не родилась готическая арх-ра. Заслугой нормандских строителей остается не почин рационального сочетания гуртов со стрельчатым очертанием бургундской арки, а творческое переосмысление заимствованных конструкций в свете собственных тектонических традиций, сложившихся в результате многовекового опыта каркасного строительства в дереве.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Что делать в Бургундии и почему ее обязательно нужно увидеть. Часть 2

Крыши, ван дер Вейден и Монраше: старый спор Дижона и Бона

Елена Стафьева

И так, Карл Смелый, с которого я тут начинала в прошлый раз. XV век. Последний бургундский герцог, после трагической гибели которого в поле у Нанси (тело было так сильно порублено, что опознал его только личный врач по шрамам), Бургундия была разделена между Франциией и Священной Римской империей. Кусок оттяпал хитрый и жадный Людовик XI, остальное получил в качестве наследства за Марией Бургундской, дочерью и единственной наследницей Карла Смелого, Максимилиан I. На этом, собственно, и закончилось Средневековье.

Если вы собираетесь посетить самую сердцевину Бургундии, ее главные города Бон и Дижон, то неплохо бы вам это знать — потому что самое важное в них как раз вся эта осень средневековья. Опять же — Бургундия и тут сильно недооценена, потому что оба этих города просто настоящие жемчужины, ничем не уступающие какому-нибудь Авиньону или Брюгге. Даже лучше — потому что туристы тут, конечно, ходят, но не такими табунами, и у тебя моментально возникает очень комплиментарное ощущение, что это ты сам, такой тонкий, культурный и образованный, открыл это волшебное место в глухой глубинке. Что, конечно, не так — но все равно очень приятно.

Бон и Дижон всегда соперничали — и в XV веке во времена всех четырех великих герцогов Бургундии из династии Валуа, и сейчас. Но самое забавное, что и сегодня, если провести в Боне какое-то время, общаясь с местными, становится понятно, насколько ревниво относятся они к дижонцам — потому что дижонцы до сих пор ощущают себя столичными жителями и демонстрируют милый домашний снобизм по отношению к бонцам.

Бон и Дижон всегда соперничали — и в XV веке во времена всех четырех великих герцогов Бургундии из династии Валуа, и сейчас

В Дижоне есть минимум три великолепных собора (готический кафедральный Saint-Bénigne, готический Notre-Dame и ренессансный Saint-Michel) и чудная маленькая романско-готическая церковь Святого Филибера; в Боне — один из последних великих романских соборов Бургундии, коллегиальная церковь Notre-Dame. В Дижоне — остатки герцогского дворца с башней Филиппа Доброго, парадной лестницей и кухней, в Боне — почти нетронутые древние стены с башнями. В Дижоне есть изумительное классицистическое аббатство бернардинок XVII века с барочной церковью Св. Анны XVIII века (там сейчас два музея: Бургундской жизни и Сакрального искусства) и несколько блистательных ренессансных особняков; в Боне — целые средневековые кварталы как в сказке “Город мастеров”.

В Дижоне — великолепный Музей изящных искусств с великим “Рождеством” великого Робера Кампена и портретом Филиппа Доброго кисти ван дер Вейдена (сейчас он подписан как “ателье ван дер Вейдена”, что вовсе не делает его хуже); в Боне — волшебной красоты “Гобелены Девы” (Марии, разумеется) XV века на хорах Notre Dame. В Дижоне — надгробия бургундских герцогов Иоанна Бесстрашного, Филиппа Храброго и жены его Маргариты Фландрской (их перенесли в Сторожевой зал герцогского дворца из монастыря Шанмоль, остатки которого на территории здешней психиатрической лечебницы сами по себе великолепны), вокруг которых можно ходить часами, разглядывая фигурки подданных герцога, сделанные выдающимся бургундским скульптором Клаусом Слютером и его племянником Клаусом де Верве — это тот самый почти магический северный реализм, который потом прославит фламандскую школу, ван Эйк в мраморе еще до всякого ван Эйка.

Зато в Боне есть то, что, в принципе, тянет на настоящее чудо света, — легендарный бонский L’Hôtel-Dieu, то есть госпиталь для бедных. Его построил Николя Ролен, многолетний канцлер Филиппа Доброго, человек, которому герцогство Бургундское во многом и обязано своим процветанием (это, кстати, тот самый Ролен, который заказал “Мадонну канцлера Ролена” Яна ван Эйка, жемчужину коллекции Лувра). Здесь же висят портреты Ролена и его обожаемой третьей жены Гигон де Сален, написанные великим бургундским гением Рогиром ван дер Вейденом вместе со знаменитым “Страшным судом”, огромным, мистической красоты полиптихом, от которого просто захватывает дух, и ради которого, в том числе, люди и стекаются в L’Hôtel-Dieu.

Впрочем, даже не будь здесь ван дер Вейдена, достаточно было бы одной крыши L’Hôtel-Dieu, чтобы стремиться сюда. Впервые проезжая через Бургундию лет шесть назад, я издалека, со скоростной трассы, увидела эту сияющую радугой крышу и решила, что я непременно должна буду посмотреть на нее вблизи. Традиционные бургундские крыши, на которых из цветной черепицы (зеленой, красной, терракотовой и черной) выкладываются геометрические узоры, — это главный здешний специалитет, они стоят астрономических денег (черепицу делают вручную), весят несколько тонн, но служат минимум два века. И крыша бонского L’Hôtel-Dieu — самая большая, самая красивая и самая знаменитая из всех бургундских крыш.

Крыши — это главный здешний специалитет, они стоят астрономических денег (черепицу делают вручную), весят несколько тонн, но служат минимум два века

L’Hôtel-Dieu, кстати, был именно госпиталем вплоть до 70-х годов XX века — сейчас, конечно, тут уже только музей, бонцы построили новый, который по-прежнему, как и повелось со времен канцлера Ролена, существует на пожертвования. Первые средства для L’Hôtel-Dieu завещали сам канцлер и его жена, потом свое имущество жертвовали и другие — кто комод или шкаф, а кто, например, виноградник — поэтому сегодня L’Hôtel-Dieu владеет одними из лучших бургундских виноградников, и каждый год тут устраивается один из главных во Франции (и в мире) винных аукционов. И если знать, сколько стоят великие бургундские вина с окрестных виноградников, то становится понятно, как на эти средства живет новый госпиталь. Например, бутылка самого обычного Montrachet (одного из самых дорогих сухих белых вин мира) из приличного хозяйства будет стоить минимум 300 евро — и мы не говорим о великих годах и великих хозяйствах. Чуть скромнее обойдется другое знаменитое белое из окрестностей Бона — Corton-Charlemagne или любимое красное вино Дюма-отца (и, соответственно, его мушкетеров) Gevrey-Chambertin.

Собственно, можно так и воспринимать эти два волшебных бургундских города: Дижон — столица Бургундии, Бон — столица бургундских вин. Или так: средневековый тихий Бон, ренессансный придворный Дижон. В сущности же оба — совершенно особые бургундские города, не похожие ни на нормандские, ни на бретонские, ни на лотарингские или провансальские. В них есть одно редкое и очень ценное ощущение — живого, текущего вокруг тебя исторического времени, в котором Карл Смелый и вот эти люди на улицах Бона и Дижона связаны. Поэтому здесь ты одновременно чувствуешь себя и посреди современной Франции, и в Бургундском герцогстве и где-то in the middle of nowhere. И вот еще что: непременно нужно отъехать куда-нибудь в деревни и виноградники и на закате посмотреть на окрестные дома и церкви — которые в лучах закатного солнца сияют золотом, таково свойство местного камня. Потому здешний департамент и называется Côte d’Or — Золотой край, без всяких метафор.

44° 50.2421 ′N , 1° 25.4314 ′W
44.83737N, 0.57614W
44°50′14.53″N, 1°25′25.88″W

28 материалов по 15 объектам, 582 фотографии

Ссылки от бывалых

Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее

  • в Моих лентах

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Бордо.

Кафедральный собор Святого Андрея / Cathédrale Saint-André

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот объект в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Кафедральный собор Бордо

Этот совет является частью дневника «По Франции»

Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует ( за конский процент с отелей – платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней Букинга.

Знаешь Трипстер ? это эволюция городских экскурсий. Вип-гид – горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь ! Цены от 600 р. – точно порадуют

Луший поисковик Рунета Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты!

Бордо, Place Pey Berland 33000 Bordeaux,

Ехать трамваем линии А, В до остановки Hotel de Ville
или пешком.

Нажатием кнопки вы поблагодарите автора и повысите его рейтинг.

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот материал в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

3. Искусство Бургундии и Нидерландов

3. Искусство Бургундии и Нидерландов

Когда французский король Иоанн Добрый в 1363 г. передал герцогство Бургундия сыну Филиппу Смелому, который через брак с наследницей фландрской короны распространил свои владения до берегов Северного моря, между Францией и Германией образовалось новое могущественное государство. Оно благодаря мудрости, любви к роскоши и художественному вкусу своих герцогов в течение более чем столетия играло выдающуюся роль не только в политике, но и во всех видах европейского искусства. Французские и южнонемецкие элементы спаялись здесь между собой особенно прочно. Вместе с французским языком на север новобургундского государства распространилась французская архитектура. Фландрия, в свою очередь, посылала давно уже романизированной Бургундии своих скульпторов и живописцев. В первом столетии рассматриваемой эпохи политическое объединение Бургундии и Южных Нидерландов еще не завершилось, но поток художественного движения, шедший из Парижа в юго- и северо-восточном направлениях, уже подготовил тогда почву для слияния направлений искусства в обеих частях бургундского государства.

Мы уже видели, какое участие принимала бургундская архитектура в первоначальном развитии готического стиля. Бургундский переходный стиль представлен в сооруженной в 1220 г. аббатом Роландом передней церкви аббатства Клюни, к которой близки по стилю хор Лионского собора и древние главные части Женевского собора. Но и бургундские постройки с середины XIII столетия являются произведениями еще переходного искусства, если только они, как, например, продольные корпуса Неверского, Лионского и Вьеннского соборов, не подражают образцам парижской школы. Красивая, замечательная открытым притвором церковь Богоматери (Notre-Dame) в Дижоне, оконченная постройкой в 1240 г., в своем плане еще верна связной квадратной системе без обхода и венца капелл; ее хор оканчивается половиной 10-угольника, окна не имеют и признака узорчатых переплетов и еще не занимают всей ширины простенков между пилястрами (рис. 225), а подпоры среднего нефа состоят из колонн переходного стиля. Но в высшей степени точно рассчитанная система сводов и контрфорсов этой церкви — вполне готическая. Как на постройки того же типа можно указать на Оксеррский собор, церковь Богоматери (Notre-Dame), в Семюре, церковь св. Петра в Женеве и Лозанский собор (освящен в 1275 г.); два последних сооружения обладают, однако, богато расчлененными сложными столбами. В стиле «доктринарной поздней готики» XIV столетия сооружен в Дижоне собор св. Бенигны — немного скучное, сочиненное без фантазии, но ясное и приятное здание.

Рис. 255. Конструктивная система продольного корпуса церкви Богоматери (Notre-Dame) в Дижоне. По Дегио

В Бургундии не было недостатка и в светских постройках готического стиля. Известны, например, обширная палата госпиталя в Тоннере (1293–1308) и великолепный, роскошно украшенный дворец Филиппа Смелого в Дижоне, «les beaux restes» которого, как выражался Гонс, превращены позже в здание суда.

Церковное зодчество в Южных Нидерландах до 1250 г. не выходило еще из рамок переходного стиля. Церкви св. Квентина и св. Иакова в Турне, собор св. Мартина в Эйперне и церковь в Лиссевеге — лучшие образцы этого стиля. Но и после 1250 г. бельгийские зодчие оставались верны многим деталям переходного стиля. Правда, план церкви постепенно усваивал себе французский хоровой обход с венцом капелл, но в интерьере по-прежнему оказывалось предпочтение коротким круглым колоннам; во внешней архитектуре система контрфорсов развита для высокой готики недостаточно последовательно, а окна недостаточно широки; отдельным формам также нередко еще чужд кипучий натурализм французской высокой готики. Самое замечательное здание — собор Сен-Мишель-э-Гюдюль в Брюсселе (рис. 256). Его хор был окончен в 1273 г., продольный корпус с толстыми круглыми колоннами начат сооружением только в 1350 г., довольно просто декорированный фасад с двумя лишенными шпилей башнями достроен в XV столетии. В Брюгге церковь Богоматери, высокая, увенчанная шпилем башня которой была достроена в 1297 г., и церковь Спасителя, уставленная, в виде исключения, не колоннами, а сложными столбами, принадлежат и XIII в., и XIV в., а отдельными своими частями — даже XV столетию. К числу важнейших памятников нидерландской готики XIV столетия относятся хор и притвор собора в Турне. Начаты постройкой в стиле XIV столетия, но окончены в более фантастичном стиле XV в. соборы в Мехельне и Лёвене (первый строился с 1341-го, второй — с 1373 г.) и величественный семинефный Антверпенский собор, живописный хор которого с окончанием в виде половины десятиугольника, с обходом и венцом капелл был заложен в 1352 г.; главная же часть этого собора отстроена только в следующую эпоху.

Рис. 256. Западный фасад собора Сен-Мишель-э-Гюдюль в Брюсселе. С фотографии

Рис. 257. Суконные ряды в Эйперне. С рисунка

С середины XIII столетия для фламандских городов, под покровом рано завоеванных ими вольностей, начинается период быстрого расцвета, и вскоре эти города становятся средоточиями североевропейской торговли и промышленности. Ведущую роль играли Брюгге, Эйперн и Гент. В их гражданской архитектуре отразились богатство и художественный вкус горожан. Большие суконные рынки, в которых выставлялись для покупателей всех национальностей знаменитые произведения фламандского ткацкого мастерства, свидетельствовали об обширных торговых сношениях этих городов; высокие четырехгранные вечевые башни (беффруа) служили символами победоносно защищаемых местных вольностей и прав. Суконные ряды в Эйперне (строились с 1200 по 1304 г.; рис. 257) до нашего времени сохранили свой старинный вид. Это широко раскинувшееся здание отличается грандиозностью размеров. В его простом фасаде проделаны, один над другим, два ряда стрельчатых окон; по бокам фасада возвышаются две угловые башни, над серединой здания тянется к небу высокая, сопровождаемая четырьмя угловыми башенками главная башня, служившая городским беффруа. Большие торговые ряды в Брюгге (1283–1364) были построены в XV столетии. Только их беффруа гордо высятся в своем прежнем, нетронутом средневековом виде. Фасад дома при входе в гентскую вечевую башню декорирован просто и изящно, в духе гражданской готики. В этой области зодчества нет ничего навеянного извне: все порождено потребностью и оригинальным художественным чувством. Наряду с рынками и беффруа начинают увеличиваться в размерах и получают красивое убранство нидерландские ратуши, прежде всего ратуша в Брюгге (сооружена между 1376 и 1387 гг.), которая начинает собой длинный ряд подобных построек. Особенно роскошен ее двухэтажный шестиоконный фасад, увенчанный тремя башнями. Из шести огромных стрельчато-арочных окон верхнего этажа четыре соединены с прямоугольными окнами нижнего, подобно тому как готические церковные окна соединяются с трифориями. Входные двери расположены симметрично под вторым и пятым верхними окнами. Балдахины над простенками, как и вся узорчатая отделка оконных переплетов, выдержаны в чистейшем готическом стиле эпохи.

Соборы Бургундии

Фрагмент фильма “BBC: Цивилизация” (1969)

“К лучшим монументальным памятникам бургундской школы относятся тимпаны церкви Сен Мадлен в Везеле (1125-1130) и собора в Отёне (1130-1140).

Страшный Суд. Тимпан собора Сен-Лазар в Отёне. 1130-1140.

Тимпан в Отене украшен изображением Страшного суда. Мастер Жизлеберт решительно отказался от объемной передачи формы. Вся композиция больше походит на резьбу, чем на скульптуру. Уродливо вытянутые, лишенные весомости фигуры полны стремительного движения и в своей совокупности образуют полное беспокойной динамики целое. Зритель лишь постепенно начинает различать отдельные сцены. Надо всем господствует угловатый силуэт огромной фигуры Христа. Трактовка отдельных частных мотивов отличается наивной конкретностью. Такова сцена взвешивания душ. Дьявол плутует, со злобным смехом подтягивая книзу чашу весов с грехами. Охваченные страхом души, подобно малым детям, прячутся в складки плаща ангела, взвешивающего их добрые дела и, в свою очередь, придерживающего руками чашу весов. Однако подобные эпизоды растворяются в общем чувстве смятенности, сумрачной фантастичности, которое с такой силой выражено в общем ритме композиции.

Искушение Евы. Фрагмент северного портала собора Сен-Лазар. Ок. 1130. Музей Ролен, Отён.

Более гармоничен и естественно человечен, чем композиция тимпана, образ Евы в одном из рельефов храма в Отёне. Гибкие движения ее пластически моделированного тела, казалось бы, близки к волнистому ритму орнамента. Но своеобразная музыкальность и одухотворенность ритма, женственность, грация глубоко человечны; они воспринимаются как поэтизация красоты человеческого тела. Фигура Евы, композиционно связанная с обрамляющим ее орнаментом, вместе с тем четко выделяется, противостоит ему”.

А. Я. Гуревич в работе “Культура и общество средневековой Европы глазами современников” (1989) рассматривает следующую особенность рельефа “Страшный суд” в отёнском храме:

“Воскресшие из мертвых в момент, когда они покидают могилы, уже разделены на оправданных и осужденных. Это явствует из их поз и жестикуляции, из выражения их лиц: преисполненные радости и надежды размещаются справа от ног Христа, пребывающие в отчаяньи – слева. Проклятые как бы колышатся от ужаса, их тела скрючены, голову одного из отвергнутых богом грешников охватывают огромные, напоминающие клешни лапы демона. Этот демон вытягивает грешника чуть ли не прямо из могилы, а рядом женщину обвивают змеи. Границу между добром и злом обозначает стоящий как раз посредине чреды восставших из мертвых ангел, он угрожает мечом одному из выходцев из могил”.

Страшный Суд. Тимпан собора Сен-Лазар в Отёне. Фрагмент.

“Необычность этой сцены столь велика, что отёнские каноники XVIII века, обескураженные ужасом, который внушал этот скульптурный рельеф, приказали скрыть его под гипсом, – восприятие радикально изменилось со времен средневековья. Отбитая при гипсовке тимпана голова Христа была обнаружена в 30-е годы нашего столетия и водворена на место в 1948 году”.

В “Страшном суде” Жильбера одновременно совмещаются две как будто бы противоречащие друг другу эсхатологические идеи. В соответствии с одной из них за душу каждого умершего незамедлительно вступают в спор ангелы и бесы, определяя соотношение его добрых и злых дел, и, таким образом, воздаяние и разделение происходит сразу после смерти. Согласно другой – разделение всех умерших произойдёт в некотором отдалённом моменте на общем Страшном суде. Гуревич объясняет такое совмещение особенностями средневекового сознания и восприятия:

“Рельефы на западных порталах соборов изображают Страшный суд. Но когда он происходит? Для церковного заказчика здесь нет вопроса: суд этот свершится по окончании земной истории. Так, естественно, воспринимает подобные картины и современный зритель. Но есть ли уверенность в том, что и носитель средневекового народного христианства видел в этих композициях неопределенное будущее? Все зависит от того, какой комплекс образов и идей содержался в его сознании, определяя восприятие запечатленных в камне эсхатологических обетований. Возникает предположение: зная рассказы о визитах временно умерших на тот свет, где они становились свидетелями адских мук грешников и слышали доносившиеся из рая славословия Творцу, рядовые верующие были склонны объединять эти образы со сценами на западных порталах и воспринимать их как происходящие скорее в настоящем, нежели в будущем. Лучше сказать: будущее и настоящее сливались в их представлении, и это их неразличение само по себе есть несомненное доказательство индифферентности в отношении ко времени”

Страшный Суд. Тимпан собора Сен-Лазар в Отёне. Фрагмент.

Дополнительные ссылки:

  • Качественные изображения отёнских рельефов и рассказ о посещении собора в блоге Татьяны Жаковской.

Столица Бургундии – очаровательный город Дижон

Бургундия – это один из самых известных гастрономических районов Франции. Но эти земли популярны не только благодаря виноградникам, но и другим красивым местам и достопримечательностям. Столица Бургундии – Дижон. Он также является одним из самых красивых французских городов.

Краткое описание города

Столица Бургундии выделяется своим стилистическим оформлением. В Дижоне вы сможете увидеть очаровательные классические французские домики и соборы, выполненные в готическом стиле, сочетание архитектуры эпохи Ренессанса и современные тенденции.

Прогуливаясь по ухоженным улочкам, вы сможете полюбоваться старинными особняками и разноцветными крышами. Цветные крыши – это отличительная особенность Бургундии. Их делают из цветной терракоты, покрывают глазурью и выкладывают их геометрическом узоре. Столица Бургундии славится своей горчицей, которую так и называют – дижонской, чье производство началось еще в 1856 году.

Дижон известен и ликером из черной смородины, который является главным компонентом коктейля “Кир”. Фелик Кир занимал пост мэра Дижона, ему нравился напиток из черной смородины и белого вина, поэтому этот коктейль и был назван в его честь.

В Дижоне вы можете полюбоваться и на другие его достопримечательности. Столица Бургундии обладает особым очарованием, которое получается благодаря смешению различных архитектурных стилей.

Достопримечательности Дижона

Начинать знакомство со столицей Бургундии лучше всего с площади Place Darcy. Ее построили в 18 веке. В 12 веке Дижон окружала крепостная стена, и одни из ворот располагались в этом городе. В 18 веке были установлены ворота Гийома, а за площадью находится сад Дарси, который является достоянием столицы Бургундии.

Главной улицей города является улица Свободы, на которой расположены магазины и старинные особняки, многие из которых являются архитектурным достоянием. Одними из главных достопримечательностей столицы Бургундии являются соборы. Собор Святого Венигна является одним из памятников Франции и достоянием Дижона. Этот собор построен в готическом стиле.

Также дижонской достопримечательностью является церковь святого Филиберта, которую возвели в 12 веке. Она является единственным зданием в городе Дижоне построенным в романском стиле. В 1862 году церковь была внесена в список исторических памятников Франции. Также в Дижоне находится большое количество музеев, в которых представлены интересные экспозиции.

Если вам нравится искусство, то посетите музей изобразительных искусств. Там можно увидеть обширную коллекцию из экспонатов Средневековья. В этом музеи есть и работы местных и фламандских художников, а на верхнем этаже представлены работы импрессионистов.

В естественнонаучном музее вы сможете увидеть экспонаты животных, музеев, а также посетить планетарий. В археологическом музее находятся редкие уникальные древние экспонаты. Он располагается в великолепном зале, сделанном в романском стиле.

Что привезти?

Конечно, вы можете привезти открытки или другие сувенирные мелочи, но лучше всего приобрести что-то аутентичное, чем славен Дижон и сама Бургундия.

  1. Дижонская горчица. Если вы не знаете, какой именно вкус выбрать, лучше всего взять набор ассорти.
  2. Бургундские вина. Дегустация и покупка этих вин – обязательный пункт программы отдыха в Бургундии. В этом регионе изготавливают лучшие вина в мире. Вы сможете приобрести этот напиток как по демократичным ценам, так и более дорогие экземпляры.
  3. Ликер из черной смородины “Кассис”. Вы сможете сделать приятный и изысканный коктейль “Кир” дома, смешав этот ликер с белым вином.
  4. Приобретите что-нибудь с изображением совы, которая является символом города.
  5. Бургундия известна не только винами, но и игристыми винами, которые похожи на шампанское. Их называют Cremant, даже есть специальный маршрут мимо виноделен, где их изготавливают.
  6. Также одним из известных символов Бургундии являются анисовые конфеты, которые делают в одной маленькой деревушке, расположенной в живописном месте Флавиньи-сюр-Озрен.
  7. Растительное масло на ореховой основе.

Бургундия – один из главных гастрономических районов страны, поэтому из поездки лучше всего привезти вкусные подарки.

Французские замки

Это одни из самых красивых достояний архитектуры. Раньше они служили не только в качестве резиденции знатных особ, но и отражали их величие. Один из самых известных французских замков – Версаль, расположенный неподалеку от Парижа. Он был резиденцией французских королей и стал одним из самых великолепных дворцов в мире.

Также одним из красивейших замков является Шамбор, который находится в Долине Луары. Замок Шамбор – одно из лучших творений эпохи Ренессанса. В Долине Луары находится еще один известный замок – Шенонсо, который был отражением эпохи Просвещения с ее оригинальным оформлением и декором.

Что посмотреть во Франции? Это не только замки, но и соборы, музеи, парки. В каждом регионе страны есть уникальные достопримечательности, которые окунут туристов в волшебную атмосферу Франции.

Монастырская церковь Сен-Филибер в Турню. Архитектура и дизайн интерьера

Монастырская церковь Сен-Филибер в Турню. Интерьер восточной части нефа

В Бургундии, до наших дней сохранилась монастырская церковь Сен-Филибер, которая является одной из первых, построенных во времена великого культурного возрождения, произошедшего во Франции около 1000 года. В отличие от притемненных массивных построек более позднего романского периода, сооружение примечательно удивительно светлым интерьером. Потоки света в Сен-Филибер мягко рассеиваются уникальной системой сводов, возведенных в гармоничном ритме. Многие искусствоведы считают ее архитектуру «восхитительной». Подобную характеристику не часто можно услышать применительно к постройкам романского и более раннего времени. Несмотря на гармоничные формы и пропорции, Сен-Филибер лишь один раз использовалась как архитектурный образец. Причиной было то, то в этот период, сооружения, как правило, строились местными мастерами, с учетом региональных особенностей. Главную ценность церкви Сен-Филибер представляет ее камерность, в сочетании с живым отражением в архитектуре личностей ее авторов. Проводя аналогию с другими видами творчества, можно сказать, что ее обаяние подобно народной музыке, или авторской песне. И в этом смысле, привлекательность сооружения никогда не будет утрачена.

Монастырская церковь Сен-Филибер в Турню. Интерьер нефа

Изначально, на месте Сен-Филибер располагалась небольшая часовня, построенная рядом с предполагаемым местом захоронения святого Валерьена (Валерьяна), который незадолго до 200 года н.э. принял мученическую смерть за проповеди христианства в лагере римлян. Новая часовня, по всей вероятности, была построена на месте нынешнего склепа, оригинал которого был разрушен арабскими завоевателями около 730 г. Позже, на территорию возникшего монастыря были перенесены останки Сен-Филибера (616-685 гг.) основателя аббатства на одном из островов, недалеко от атлантического побережья Франции. Здесь была построена церковь, сильно пострадавшая во время нашествия венгров в 936 г. Гробницы двух святых привлекали в монастырь большое число паломников, пожертвования которых помогали в проведении работ по строительству церкви. В 1007 г. строительство прервал сильный пожар. Сооружение сводов нефа было начато лишь в 1066 г. и завершено в 1108 г.

Монастырская церковь Сен-Филибер в Турню. Внутренний двор с арками, неф и башня

От строений монастыря, свой начальный вид до нашего времени сохранила лишь церковь.

Остатки стен, окружавших ранее общежитие, дом настоятеля, склады и церковь, свидетельствуют, что архитектурно, монастырь в то время лишь немногим отличался от крепости с укрепленными входными воротами. Самые старые (сохранившиеся с 1000 г.) постройки, примыкающие к зданию церкви с западной стороны, и по сегодняшний день сохранили крепостной вид. Вход на территорию был организован через большой, прямоугольный вестибюль, сводчатый потолок которого поддерживался четырьмя массивными колоннами. Современный вход с южной стороны сооружения, изначально служил местом встреч и общения прихожан с монахами. Винтовая лестница из помещения ведет в часовню Св.Михаила. Часовня находится на 12 метров выше расположенного под ней вестибюля. Она имеет сравнительно небольшие размеры и маленькие окна под сводчатой крышей, также поддерживаемой колоннами. Щели в наружных стенах напоминают об изначально защитной функции монастыря.

Монастырская церковь Сен-Филибер в Турню. Орган в апсиде

Скульптурные украшения часовни Св. Михаила являются одними из самых ранних сохранившихся романских образцов.

Несмотря на то, что их изготовлением занимался любитель (по всей вероятности, один из монахов), украшения считаются шедеврами своего времени. Находящийся в апсиде великолепный орган, построенный Гаспаром Симоном и Жаном-де-Эрвилем (Herville) в 1629 году является одним из старейших в Бургундии. В конструкции перекрытия церкви Сен-Филибер использованы так называемые баррель-своды (полуцилиндрической формы). С учетом относительно небольшой ширины и длины нефа, а также трансепта, компенсирующего умеренные распорные нагрузки, удалось сохранить достаточно тонкие (в сравнении с романскими постройками) стены и обеспечить большой приток света в интерьер через окна. Пирс, арки и стены церкви выполнены из небольших блоков местного розового камня. Свет, отраженный от их поверхности обретает мягкий розовый оттенок, придающий интерьеру психологическую теплоту. Впечатление простора усиливает оригинальная конструкция сводов, позволившая сделать боковые проходы в нефе пропорционально выше, чем это было принято в тот период. Главное эстетическое достоинство архитектуры Сен-Филибер проявилось в умелом сочетании криволинейных и плоских поверхностей.

Монастырская церковь Сен-Филибер в Турню. Амбулаторий крипты

В то время как неф постройки лишен отделки, в ее восточной части сохранились скульптуры и рельефный декор.

Многочисленные пристройки к основному помещению представляют собой почти самостоятельные церкви. Каждая из них содержит дугообразную апсиду, включающую алтарь, прямой односторонний неф, хор (соединяющий апсиду со ступицей), а также амбулаторное пространство для обхода хора и апсиды (обеспечивавшее паломникам доступ к мощам святых). По всей вероятности, ранее на их месте размещалось захоронение Св.Валерьена, которое ныне перемещено в склеп под часовней центральной апсиды. Несколько находящихся в склепе колонн были, очевидно, позаимствованы из остатков древнеримских построек. Захоронение Св.Филибера размещенное в центральной часовне (непосредственно над могилой Св.Валерьена) относят к 875 г. Над центральной частью церкви возвышается башня. Опорой для нее служат крестообразные столбы в месте пересечения хора, нефа и трансепта. Подобная конструкция не вполне характерна для архитектуры Бургундии и больше связана с традициями аббатства Клюни (которое было построено позже). Внутренний двор сооружения представлен открытыми галереями, имеющими по три арки с каждой стороны.

В 1790 г., во времена французской революции, монахи Сен-Филибер были изгнаны, а само сооружение превратилось в «Конституционный клуб». Три года спустя церковь утратила свои колокола. С 1802 году Сен-Филибер служила приходской церковью. Ее восстановление было начато лишь в XX веке. В настоящее время, скульптуры размещены в единственном отапливаемом помещении. Наряду с церковью был также восстановлен дом настоятеля (построенный позже в готическом стиле). Из четырех оригинальных галерей (с проходами позади колонн), определявших границы территории монастыря, до настоящего времени сохранилась лишь одна.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи Д.Хансера.

Кафедральный собор Святого Андрея

Красивейший храм города в готическом стиле расположен на площади Пе-Берланд рядом с дворцом Роган. Кафедральный собор святого Андрея Первозванного находится в центре многих достопримечательностей и отелей Бордо.

Затяжное строительство готического храма

По административным документам упоминание о церкви с подобным посвящением датируется 814 годом. А дальше на протяжении 10 веков эта церковь не упоминается совсем: сломана до основания в период нормандской экспансии. И лишь в 11 веке начинается строительство нового однонефного храма с двумя симметричными башнями. Возведение собора продолжается в течение 5 столетий, а потом проходит несколько реконструкций:

  • 1096 год – освящение церкви;
  • с 1130 года по 13 век – первая значительная реконструкция строения:
  • надстройка на один дополнительный этаж нефа, при этом создаются двойные стрельчатые окна, а декор нефа как внутри, так и снаружи отличался строгой аскетичностью;
  • с 1280 по 1440 год – второй этап перестройки:
  • планировалось сделать целых три нефа для создания огромного по размеру хора, но финансирования не было, и поэтому просто соединили новый хор и старый неф;
  • середина 15 века – строительство отдельно стоящей от храма башни Пе-Берлан;
  • начало 16 века – поменяли несколько сводов, сменили окно-роза, расположенное на северной стороне;
  • период Революции – незначительные разрушения;
  • начало 19 века – косметический ремонт со сменой дверей, полового покрытия в капеллах, стекол в нижних окнах.

Внутреннее убранство собора Сен-Андре в Бордо

Обычно в христианских храмах вход расположен с западной стороны, но эта сторона долгие века была закрыта епископским дворцом. Поэтому на севере находится вход в собор, здесь же на фасаде расположен и Королевский портал с изображением картин Страшного суда. Выше можно увидеть окно-розу в сочетании с растительными орнаментами. 80-метровые симметричные башни венчают фасад.

Из-за долгостроя стилевое единство интерьера зачастую не везде соблюдается. Расположенный с восточной стороны хор по длине идентичен нефу. Разнородна и структура стен, и архитектурные детали. Из обходной галереи в стороны раскрываются пять капелл с ажурными балюстрадами и с изображающими различные библейские сюжеты рельефами. Произведение из рук Даниона-Гонзалеза имеет собор – современный орган. Ведь все прекрасные старинные органы с неподражаемым звучанием продали еще в 19 веке. В 1998 году собор святого Андрея Первозванного внесен в реестр памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Адрес: Place Pey Berland, 33000 Bordeaux, Франция.

frenchhistorian

Прогулки по Франции

“У каждого человека две родины-его собственная и Франция” (с) Анри де Борнье

Хочется рассказать и показать собственные фотографии прекрасного Осера, что в Бургундии. Мне удалось его посетить в январе этого года.

Название Осер происходит от латинского Autissiodurum. Он был значительным центром и в галльские, и в римские времена. Покровителем Осера является Святой Жермен, который в V веке основал аббатство Сен-Жермен. Аббатство как раз и можно увидеть на фотографии:

Фотографии делались со старинного моста Поль-Бер, существующего с Римских времен, с которого открывается потрясающий вид на старый город:

Административно Осер поделен на 11 кварталов, все основные достопримечательности города расположена на территории квартала «Центр», население которого составляет всего около 5,5 тысяч человек, а территория – менее 1 кв. км.

Квартал «Центр» расположен на левом берегу реки Йонны. Восточная граница исторического центра – набережные реки Йонна, с севера, запада и юга исторический центр ограничен бульварным кольцом.

Начну уж тогда, пожалуй, с аббатства Сен-Жермен. Оно было основано в 5 веке святым Жерменом Осерским, одним из первых епископов Осера. На месте современного аббатства археологами были найдены следы западной части этой базилики и много старинных захоронений.

В XI-XIV веках территория аббатства заметно расширяется и застраивается, все более приобретая современный вид. С наступлением нового времени для аббатства наступили тяжелые времена. Его влияние и богатство постепенно утрачиваются. Во время Революции в его помещениях располагался госпиталь. С 1984 года здание аббатства перешло в собственность города и сейчас оно открыто для посещения, там располагается музей.

Территория аббатства большая, и оно достаточно хорошо сохранилось. Весьма интересна романская башня святого Иоанна, которая бросается в глаза очарованным посетителям в первую очередь:

Затем мы пошли гулять по территории аббатства. Клуатр (монастырские галереи) XVII столетия:

А такой вид открылся на реку Йонну из окон музея аббатства:

Зал капитула XII столетия:

Сакристия того же периода:

Всевозможные узоры, украшения и другой готический орнамент:

Напомню, что аббатство Сен-Жермен в Осере было основано в V веке святым Жерменом Осерским (ум. 448). Жермен, родившийся в богатой семье, стал одним из первых епископов Осера. На землях, принадлежащих его семье, он построил небольшую часовню для погребения мощей святого Маврикия . В этой же часовне Герман приказал похоронить себя.

В начале VI века франкская королева Клотильда, жена Хлодвига, будучи уроженкой Бургундии и католичкой (в то время как многие варварские королевства того времени исповедовали арианскую ересь), решила возвысить на своей родине культ католического святого, и повелела построить на месте часовни базилику, большую по размеру и богато украшенную. На месте современного аббатства археологами были найдены следы западной части этой базилики.

Популярность аббатства стала расти после обращения франков в католицизм. Все больше людей хотели быть похоронены рядом с останками святого епископа. Археологи обнаружили на территории аббатства большое количество захоронений того периода.

В IX веке при Каролингах базилика Жермена становится церковью монастырского сообщества под королевским протекторатом. Франкский король Карл Лысый неоднократно посещает могилу святого Жермена, дарует аббатству множество реликвий и привилегий. Дядя короля – Конрад – начинает строительство новой крипты. В это же время была написана поучительная повесть о жизни и чудесах святого Жермена, благодаря которой значимость аббатства еще возросла. Эта эпоха стала апогеем аббатства.

Готическая церковь аббатства снаружи:

Крипту с гробницей Святого Жермена можно посетить лишь в сопровождении гида, а фотографировать там запрещено. Дело в том, что в крипте сохранились уникальные каролингские фрески IX столетия. Пожалуй, эта была для меня самая волнующая часть пребывания в аббатстве Сен-Жермен.

С наступлением нового времени для аббатства наступили тяжелые времена. Его влияние и богатство постепенно утрачиваются. Во время Революции аббатство было национализировано. В его помещениях располагался госпиталь, некоторое время они просто пустовали. С 1984 года здание аббатства перешло в собственность города и сейчас оно открыто для посещения, там располагается музей.

В раннем Средневековье Осер был центром одноимённой епархии. Епископы Осера обладали функциями графа и епископа одновременно. При этом епископы давали фьефы сеньорам, беря с них дань. В VIII—IX веке было образовано графство Осер. В XI веке оно оказалось объединено с графствами Невер и Тоннер. Объединение сохранялось до второй половины XIII века.

В 1273 году графство посредством брака перешло под управление Жана I де Шалона, сеньора де Рошфор, ставшего родоначальником дома Шалон-Осер. В 1370 году Жан IV де Шалон-Осер продал графство Осер королю Франции за 31 000 ливров. Окончательное присоединение Осера к Франции состоялось только в 1490 году.
В Осере производится знаменитое вино шабли.

Епископ Жермен Осерский в V веке заложил соборную церковь Сент-Этьен, существующее здание которой строилось с XI по XVI век, преимущественно в готическом стиле. Она знаменита своими витражами XIII века.

Утром был такой туман, что ни собор Сент-Этьен, ни аббатство Сен-Жермен было практически не разглядеть:

Такая красота открылась днем! Слева собор, справа аббатство:

Осер был одним из важнейших религиозных центров современной Франции еще со времен Римской Империи. Епископство Осера было основано в 3 веке н.э.

В период раннего средневековья в Осере часто случались крупные пожары. Один из них в 1023 году уничтожил все церкви города, в том числе и кафедральный собор. После этого пожара начинается строительство нового собора в романском стиле. Он был закончен и освящен в 1057 году. В 1215 году в восточной части собора начинается пристройка алтарной части (хотя такое название не совсем верно). За своеобразную форму этот архитектурный элемент во французских соборах 13 века получил специальное название – chevet. Она сохранилась до сих пор, и является старейшей частью нынешнего собора.

Вскоре после начала строительства chevet рухнули башни романского собора, после чего было принято решение полностью перестроить собор, значительно его расширив. К 1234 заканчивается строительство chevet, чуть позднее южная часть западного фасада. Северная часть фасада была завершена к концу 13 века.

В 14 веке строительство собора продолжается, но значительно замедляется. Голод, войны, отсутствие денег не позволяют завершить постройку. В 1321 году римский папа Иоанн XXII объявляет специальную продажу индульгенций для финансирования завершения постройки собора. Однако работы шли очень медленно. В 14 веке было закончено сооружение южной части трансепта и неф, а в 15 – северная часть трансепта, свод нефа и верхняя часть западного фасада. Работы по возведению собора продолжались до середины 16 века, когда была построена северная башня.

Вскоре после окончания строительства, в 1569 году, город был захвачен гугенотами и собор (в первую очередь, интерьер) подвергся жестокому разорению, но был быстро восстановлен.

Собор прекрасно сохранился до наших дней, являясь замечательным образцом бургундской готики. Помимо очень интересной алтарной части, внимания заслуживает элегантная аркада на втором ярусе центрального нефа. Это адаптированный бургундской школой метод, использованный впервые мастерами Шампани.

Гордостью собора являются большие стеклянные витражи, многие из которых датированы 13 веком. В романской крипте под собором сохранились фрески 11 века, наиболее известная из которых весьма необычна. Она изображает Христа верхом в окружении четырех всадников.

Фасад кафедрального собора Сент-Этьен:

Церковь святого Петра в долине, Осер:

Церковь была построена как базилика в 6 веке. В 11 веке она значительно расширилась и стала частью монастыря. В 16 и 17 веках романская церковь серьезно реконструируется, строится южная башня. Строительство велось на деньги виноделов, которых множество в этом приходе, что нашло свое отражение в скульптурах, украшающих церковь, в первую очередь ее портик. Здесь можно увидеть святого Викентия, покровителя виноделия, Ноя с кувшином вина, а также Геру, богиню изобилия.

В Осере сохранилось большое количество средневековых домов, улиц и кварталов. Многим из них по 500 – 700 лет, но они до сих пор в отличном состоянии. Осмотреть центр города можно, воспользовавшись разработанным в местном офисе по туризму пешеходным маршрутом, нарисованным прямо на мостовых города.

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector