Соборная площадь в милане

Площадь Дуомо в Милане — визитная карточка или развод для туристов?

Читайте также:

Ботинки на набережной Дуная — один из самых трагичных памятников Будапешта

Руин бары в Будапеште — самое колоритное место города, которое вас удивит

Самый центр Милана – это соборная площадь и Миланский Собор – Duomo di Milano. Площадь Дуомо в Милане обязательно нужно посетить. Хотя бы для того, чтобы хорошо рассмотреть сам собор. Рядом находится несколько интересных достопримечательностей – мы расскажем вам, что можно посмотреть во время прогулки по площади.

Захватите камеру – десятки, а может и сотни голубей облюбовали соборную площадь. Получаются интересные фотографии.

1. Краткая историческая справка

Пьяцца дель Дуомо – образец совершенства и архитектурной гармонии. Лучше всего вы это поймете, если поднимитесь на крышу Собора Дуомо. Весь архитектурный ансамбль площади формировался почти 600 лет.

Миланский собор во всей красе:

Как только вы попадете на площадь – взгляд приковывает к собору. Но, это еще не все, что здесь нужно рассмотреть. Вокруг собора тоже много интересного. Например, бывший королевский дворец. Да, он не выглядит так пышно, как Палаццо Реале в Монце или Турине. Даже не скажешь, что и правда королевский дворец.

Дело в том, что его несколько раз перестраивали, обновляли. Так он потерял свой былой шик. Внутри находится музей Дуомо, билетные кассы.

Рядом высокое здание – музей Новеченто (900) с интересной коллекцией работ современных художников. Обратите внимание, внутри часто проходят выставки. Туристы больше всего любят его за огромные панорамные окна, который выходят на центральную площадь и собор.

Собор очень интересно рассматривать, только представьте, в оформлении собора насчитывается 3400 статуй!

На площади много голубей. Не знаю точно, привлекли ли их туристы, или они здесь появились по какой-то другой причине. Их теперь постоянно подкармливают.

С голубями связан один из разводов для туристов – подходит человек и быстро что-то тебе насыпает в руку.

Голуби интересуются, слетаются к вам, а зазевавшегося туриста почти насильно фотографируют за кормлением голубей. Потом хотят денег, что не очень приятно, согласитесь.

Что удивило в Италии, так это то, что на фасадах исторических зданий расположена реклама, афиши и т.д. Мне это кажется очень странным, ведь вся эта реклама меняет исторический облик зданий и выглядит как-то нелепо, как думаете?

Афиша прямо на соборе:

А это подъем на крышу Дуомо, с этой стороны на соборе целый рекламный экран:

Людей на площади всегда очень много, вне зависимости от сезона:

2. Полезная информация

2.1. Где находится

Площадь находится в самом центре Милана.

Адрес: Piazza del Duomo

Расположение на карте:

2.2. Как добраться

Проще всего добраться на метро до станции Duomo. Обратите внимание, вы увидите очень много выходов из метро, все они ведут на Соборную площадь Дуомо, просто оказываетесь в разных местах. Это удобно, сами оцените!

Также можно доехать на трамвае. Маршруты: 2, 12, 14, 16, 19 до остановки Duomo.

Один из входов в метро прямо рядом со стеной собора:

Можно еще попасть на площадь Дуомо вместе с экскурсионным туром. Побываете перед Миланским собором, узнаете про все интересные достопримечательности площади. Стоит 20 евро, а длится почти 4 часа. Кроме площади Дуомо побываете еще во многих интересных частях города, весь маршрут занимает почти 7 км, после этой экскурсии вы начнете неплохо ориентироваться в Милане. Посмотреть отзывы и заказать экскурсию можно на этом сайте.

Туристические автобусы hop-on/hop-off останавливаются прямо перед площадью – остановка маршрута экскурсионного автобуса Duomo. Купить билет на автобус можно в туристическом киоске или заранее онлайн на сайте getyourguide. Доступны варианты на день и 3 дня, автобус ходит по 3 маршрутам — можно посмотреть все самое интересное в Милане.

Побольше узнать про соборную площадь и сам Дуомо можно на экскурсии «Собор Дуомо от подвалов до террас». Стоит 112 евро за 2 часа, зато вы побываете и в самом соборе, и на его крыше, еще и узнаете массу интересного об истории Милана, строительстве собора и другие факты!

3. Что находится на площади

3.1. Собор Дуомо

Почти такой же огромный, как и собор Святого Петра в Ватикане. Построен в стиле пламенеющей готики. Про Собор Дуомо мы поговорим в отдельной статье.

Смотрите, какой он изящный:

3.2. Галерея Виктора Эммануила II

Торговая галерея с очень красивым мозаичным полом. Внутри находятся бутики известных брендов, кафе, рестораны, есть смотровая площадка и даже 7-звездочный отель! Также в галерее вы можете сходить в самый старый книжный магазин города, загадать желание или отправиться в Музей Леонардо да Винчи в 3d.

Вид на один из входов в галерею:

3.3. Памятник королю Виктору Эммануилу II

Конный бронзовый памятник на площади, олицетворяет объединенную Италию.

Памятник напротив Дуомо:

3.4. Палаццо Реале

Бывший королевский дворец. В восточной части расположен Музей Миланского Собора, где собраны все интересные экспонаты из Дуомо. Посетить стоит обязательно, иначе сложно вообще представить себе, каким видели собор его современники, как строился собор, какими великолепными сокровищами обладал. Прочитать подробнее про музей Дуомо можно в этой статье.

3.5. Палаццо Карминати

Красивое здание – торговая галерея, офисные здания, а на последнем этаже очень дорогие апартаменты. Зато с видом на Миланский Собор.

3.6. Музей 900

Музей современного искусства, о котором я еще напишу отдельную статью. Если вы любите современное искусство, то можно посетить, но в целом, если времени не так много, то лучше потратить его на что-то другое.

Прогулка по площади вам запомнится:

4. Что посмотреть недалеко от площади Дуомо

Во-первых, сам Дуомо – внутри очень интересно и красиво. Вам расскажут, что раньше на этом месте была другая церковь. Если вдруг не хотите изучать это место с гидом, можно скачать аудиогид и послушать интересный рассказ о Дуомо совершенно бесплатно. Я, например, гуляла по Милану с аудиогидом от izi.Travel, было довольно познавательно.

Еще можно посетить музей Дуомо – узнаете историю знаменитого собора, что означают скульптуры и орнаменты на нем.

Посетите обязательно торговый центр на площади Дуомо – внутри магазины и кафе. Но огромный интерес представляет мозаичный пол – это целое приключение, рассматривать и разгадывать все символы на мраморе или на арках.

В здании галереи находится Музей Леонардо в 3d – узнаете историю самых загадочных творений великого мастера. И увидите их воочию.

Если пройти насквозь через галерею – выйдете на площадь Ла Скала, увидите знаменитый оперный театр Ла Скала. Кстати, в театр можно попасть на бесплатное представление, знали о таком? А если времени на театр нет, можно просто зайти в музей при театре, а если повезет, то и попасть на репетицию и подсмотреть закулисье знаменитого театра.

5. Выводы

Без сомнения, сходить на площадь Дуомо нужно. В первую очередь для того, чтобы посмотреть на Миланский собор. Гуляя по городу, вы так или иначе набредете на площадь, ведь это самый центр.

Площадь красивая, особенно собор Дуомо на ее фоне. Один из лучших видов в Милане, визитная карточка, на площади постоянно устраивают фотосессии, так что виды Дуомо знает каждый.

Главная площадь Милана широкая, народу всегда много, даже осенью-зимой. Много голубей, даже есть специальные фотосессии с миланскими голубями. Очень красиво получается! Но на деле – они постоянно снуют под ногами, так что будьте готовы ради красивых кадров немного потерпеть.

Обратите внимание на афроамериканцев, завязывающих нитки на запястье «на счастье». Потом они будут требовать деньги, чтобы браслет снять. Особенно аккуратно надо быть с детьми — детям мгновенно надевают.

Советую прогуляться вокруг собора. Рядом находится галерея Виктора Эмманиула. Пока будете обходить вокруг Дуомо – обратите внимание: за собором с правой стороны находятся билетные кассы. Здесь можно купить билет для посещения Дуомо, сувениры.

Прогулка по площади много времени не займет – со всеми фото и рассматриванием собора – от силы 30 -40 минут.

Прогулка по Милану – это здорово! А какой город Италии на вас произвел сильное впечатление? Куда бы хотелось съездить или вернуться еще раз? Меня все-таки больше впечатлила Флоренция!

Подпишитесь на наш блог! Тогда точно не пропустите советы и истории о наших новых путешествиях. Стараемся почаще радовать вас новыми статьями.

Кстати, если вы только собираетесь в Милан, но еще не выбрали отель, то советую посмотреть на сайте поисковике hotellook (там можно найти самые выгодные предложения от 40 систем бронирования) или выбрать отель прямо через эту форму:

А я в Милане воспользовалась сервисом airbnb и остановилась в этой квартире — так оказалось намного дешевле и удобнее. Если тоже хотите выбрать квартиру, а не отель, обязательно воспользуйтесь нашей ссылкой — так вы получите бонус (около 30 евро) и сможете сэкономить уже на первом бронировании.

Площадь Дуомо — синтез старины и современности

Площадь Дуомо в Милане получила свое название из-за того, что центральным зданием на ней является Собор Санта Мария Нашенте. Дуомо и переводится с итальянского как «собор». Сейчас она имеет форму правильного круга, и на ней располагаются самые интересные здания в Милане: Кафедральный собор, Королевский дворец и Триумфальная арка.

От площади Дуомо расходятся, как лучи, главные улицы Милана, отсюда легко попасть в любую точку города. Здесь стоит мэрия, главный магазин города пассаж и популярная среди туристов маленькая пекарня-кафе Luini, где пекут panzerotto, традиционный для Милана пирог, похожий на пиццу. Тут же на площади расположилась главная стоянка городского такси.

История и достопримечательности

Место, где сейчас находится площадь, в древности считалось священным. Во времена кельтов здесь было языческое святилище, затем древние римляне возвели на этом месте храм Минервы, в период раннего христианства тут была построена церковь Санта-Текла, затем храм Святой Марии, просуществовавший до начала строительства собора. Современный вид площадь приобрела 150 лет назад, когда по чертежам архитектора Джуппе Менгони были закончены работы по созданию единого её ансамбля.

По площади шли римские легионеры, армии бесчисленных завоевателей, здесь звучал голос Наполеона и Муссолини. Но площадь помнит и Джотто, и Леонардо да Винчи, и великих оперных певцов, проходивших по ней к театру «Ла Скала».

Кафедральный собор Санта Мария Нашенте

В основе архитектурного ансамбля площади — Кафедральный собор. Его стали возводить при герцоге Джана Галеаццо Висконти в 1386 году. Служить здесь начали в 1572, хотя жители города считают датой окончания работ 1927 год. Именно тогда были установлены бронзовые двери, ведущие в собор, как знак окончания строительства. С тех пор никаких серьезных работ по ремонту или реконструкции собора не производилось.

Но собор вошел в историю не только тем, что так долго строился, но и тем, что основной строительный материал, который использовался при его возведении, был кандолийский белый мрамор.

Собор построен в готическом стиле с явными ренессансными мотивами, его венчают 135 высоких кружевных шпилей и большое количество более низких. По всему фасаду тянутся два яруса скульптур, изображающих святых. Огромный собор из-за ажурной резьбы кажется невесомым, словно парящим в воздухе, особенно в утренние часы, когда площадь окутывает туман. Над храмом возвышается бронзовая с позолотой статуя Богоматери, установленная на 104-метровой башне в конце XVIII века.

Внутри храм украшен витражами, создающими завораживающую игру света и красок. Их тоже довольно долго создавали: с XV по XIX вв. А статуи, установленные в соборе, невольно внушают страх своим размером, возвышаясь в причудливом полумраке, который постоянно царит здесь.

Памятник королю Витторио Эммануэлу II

Конная статуя королю, объединившему Италию, была поставлена в 1896 году. Её автором стал скульптор Эрколе Роза. На основании памятника есть барельефы, изображающие торжественное вступление пьемонтцев и французов в Милан сразу после победы над войсками австрийцев. Интересно то, что через памятник пропущен небольшой ток, который отпугивает голубей, поэтому памятник всегда чистый.

Королевский дворец

Еще в 12 веке на площади была построена городская ратуша. Семья Висконти, правившая долгое время в Милане, перестроила здание во дворец, который расписал Джотто.

Дворец отличался великолепием и роскошью, а в дворцовом саду гуляли павлины. Потом он перешел во владение герцогов Сфорца. Затем им владели Габсбурги, перестроившие здание, а Наполеон после вступления в Милан отдал дворец своему приемному сыну Евгению Богарне, который любил балы и постоянно устраивал их во дворце к радости горожан.

Все владельцы старались внести свою лепту в убранство дворца. В парадных помещениях был оригинальный пол, выложенный особым образом. Настоящим произведением искусства являлись и мозаичные стелы. И пол, и стелы пострадали при бомбежке в 1943 году.

В 1939 году прямо сквозь левое крыло дворца были построены два здания администрации, их возвели из того же материала, из которого был построен собор. Сделано это было ради большого балкона, соединившего здания: с него любил произносить речи Бенито Муссолини, часто приезжавший в Милан и придававший большое значение этим выступлениям.

Художественный музей Милана называют Галереей современного искусства, его открыли в 1921 году во дворце, и основой стала коллекция семьи Фольяни, подаренная городу еще в 1868 году. И в дальнейшем музей пополнялся за счет частных коллекций. В 1950 году рядом с Королевским дворцом на улице Виа Палесто было построено здание, получившее название Павильон современного искусства, где экспонируется часть коллекции музея.

Триумфальная арка мира

Во времена Сфорцы за Королевским дворцом начинался лес, где охотилась знать. Потом лес вырубили, и на его месте испанцами были возведены фортификационные сооружения, в 1801 году их разрушил Наполеон, и в честь него тут была сооружена Триумфальная арка.

Император Франц после окончания войны с Наполеоном приказал отлить из бронзы Колесницу мира, ее водрузили на арку, которую торжественно открыли в 1838 году во время празднования коронации Фердинанда I. Арка получила название Триумфальная арка мира.

Галерея Виктора Эммануила

В конце XIX века в Милане архитектором Джузеппе Менгони был спроектирован и построен первый в Европе пассаж, названный в честь короля Виктора Эммануила II. Сам Менгони погиб за день до празднования открытия Галереи.

По своему оформлению и архитектуре здание пассажа напоминает вестибюль дворца. На полу в технике мозаики выложены гербы итальянских королевств, в окнах установлены символы четырех континентов. Перекрытия галереи держатся на конструкциях из металла, на них закреплены стеклянные пластины.

Миланская Галерея строилась одновременно и по одинаковому проекту с Галереей в Неаполе. Две похожие Галереи соорудили не случайно, это должно было символизировать объединение Италии. С площади Дуомо можно, пройдя через Галерею, попасть к Миланскому театру «Ла Скала».

Местоположение на карте

Адрес: Piazza del Duomo. Milano, Италия.

Как добраться до площади

Доехать до площади от любого вокзала можно на метро. Станция метро Duomo находится на пересечении красной М1 и желтой М3 веток.

Главная площадь Милана в лучах величия кафедрального собора

Наше путешествие продолжается дорогие странники, приветствую вас! В этот раз мы с вами отправляемся в Милан, где нашим очам во всей своей красе предстанет Соборная площадь Милана и история готического собора, олицетворяющего всю прелесть средневековой архитектуры.

Величие Собора

Марк Твен называл Миланский собор «поэмой в мраморе». Для Гёте это была «благородная мраморная гора», Оскар Уальд полагал, что собор – это ужасная ошибка, а Альберто Манцони считал его похожим на машину.

Третья по величине церковь во всём западном мире действительно впечатляет. Сооружение площадью 11 700 кв. м. украшают 3000 статуй, 135 шпилей, 96 горгулий и почти 1000 м. резных каменных узоров.

История возведения

Строительство здания заняло почти 500 лет. Затеявший это дело герцог Джан Галеаццо Висконти хотел, чтобы собор был самым большим в Италии и стал местом коронации августейших особ.

Эта цель оправдывала все средства, поэтому подданных герцога Миланского обложили особым налогом, дабы оплатить труд лучших архитекторов Европы и круглосуточную работу строителей.

На стройматериалах тоже не экономили: только самый качественный мрамор везли на стройку корабли и баржи. Но к моменту смерти герцога в 1402 г. сооружение было не более чем незаконченным каркасом.

Выбор стиля

Полностью его строительство завершили почти 4 века спустя, при Наполеоне. Бонапарт избрал его местом, где хотел короноваться как правитель Италии.

Правда судя по дошедшим до нас документам, было много споров о том, какой стиль придать отделке собора – готический, который к тому времени уже вышедший из моды, или новый европейский, ещё не сформировавшийся.

Многие отделочные работы (стекление окон, инкрустация дверей и проч.) продолжались вплоть до начала 20 века. Примечательно, что миланцам так понравилось строить, что они стали законодателями моды в современном итальянском градостроении.

Красота и элегантность

Сама площадь приобрела современный вид в 1862 г. Она по праву считается одной из самых красивых в Северной Италии и служит излюбленным местом встреч жителей Милана.

Молодёжь приходит посидеть на ступенях собора, подставляя лицо тёплым лучам весеннего солнца, дети гоняют голубей, а почтенные синьоры прогуливаются в аркадах.

Строительство площади

При строительстве площади потребовалось снести целый квартал старых городских построек. Возглавлял работы архитектор Джузеппе Менгони (он же автор проекта расположенной по близости Галереи), решивший украсить площадь с боков рядами аркад.

В центре позже, В 1896 г., была установлена конная статуя короля Виктора – Эммануила Второго, возглавившего освободительную борьбу против владычества Австрии в середине 19 в.

Но как бы ни была красива площадь и собор, вид, открывающийся с террасы на крыше этого величественного сооружения, просто потрясает: в хорошую погоду на горизонте можно увидеть Альпы!

Из расположенных поблизости зданий нельзя не упомянуть театр «Ла Скала» — всемирно известную Оперу

Стоит посмотреть также на Пьяцца деи Мерканти, в остальном же Милан по большей части похож на другие европейские города.

Лучшее время для посещения:

С мая по сентябрь

Особый интерес представляют:

Музей собора. Открыт кроме понедельника с 9:30 до 12:30 и с 15:00 до 18:00.

Также на площади регулярно проходят художественные выставки и концерты

Что же дорогие путешественники, при случае обязательно посетите это место и обозрите его воочию, ведь однозначно, это прекрасное зрелище!

Благодарю вас за участие в этой экскурсии и не уходите далеко от моего лайнера, так как наш круиз продолжается и нам предстоит масса увлекательнейших прогулок.

До новых встреч друзья, скоро опять в путь!

Соборная площадь (итал. Piazza del Duomo)

Пьяцца-дель-Дуомо — площадь в историческом центре Милана, на которой расположены ключевые архитектурные памятники города: кафедральный собор (итал. Duomo di Milano), пассаж Виктора Эммануила II (итал. Galleria Vittorio Emanuele II), резиденция правителей (итал. Palazzo Reale di Milano), а также конное изваяние первого короля объединённой Италии. Но кроме того, Соборная площадь — это и самостоятельная достопримечательность: причудливое узорное мощение — великолепная работа зодчего Пьеро Порталуппи.

Сегодня тут, как и много веков назад, кипит жизнь, и в любое время года и суток площадь по-особенному красива. Приходите сюда, чтобы убедиться в этом лично и полюбоваться самобытным очарованием сердца Милана!

История Соборной площади

Инициатива обустройства площади в центре города принадлежит Адзоне Висконти — местному сановнику, по приказу которого в XIV столетии и были начаты первые работы. Прямоугольник внушительных размеров изначально создавался с расчётом на будущую застройку, в разные века над шедеврами архитектуры здесь трудились известнейшие и талантливейшие мастера своего времени.

Современный облик Пьяцца-дель-Дуомо — результат реставрационных работ (1859—1877 гг.) под руководством и по плану зодчего Джузеппе Менгони. В 1929-м маэстро Пьеро Порталуппи пристроил паперть для кафедрального собора, а также разработал и воплотил в жизнь проект мостового покрытия, объединивший здания разных эпох в гармоничный ансамбль.

Постройки на Пьяцца-дель-Дуомо

Главное сооружение площади, давшее ей название, — Duomo di Milano, поэтому все остальные объекты и по расположению, и с точки зрения внешней отделки, и по другим специфическим параметрам выступают дополнениями беломраморного гиганта.

Миланский кафедральный собор

Знаменитый миланский «долгострой» — строительство храма заняло без малого 7 веков — был начат в 1386 году со сноса церкви Санта-Мария-Маджоре. К созданию архитектурного шедевра приложили руку многие именитые гении, первоначальный проект возведения массивного собора в стиле готики разработал Симоне де Орсениго.

Визитная карточка Duomo di Milano, по которой его можно безошибочно отличить от других мировых достопримечательностей, — сверкающая позолотой статуя Девы Марии, венчающая шпиль здания. Общая высота всей конструкции — 106 метров.

Основной стройматериал Дуомо — молочно-розовый мрамор, меняющий свой оттенок в зависимости от времени года и погоды. Колонны и остроконечные башни собора украшает множество скульптур и элементов декоративной лепнины.

Пассаж Виктора Эммануила II

Галерея Виктора Эммануила II — по сути первый торговый центр «под крышей» в Европе — была возведена во второй половине XIX века (1865—1877 гг.) и получила своё название в честь правителя единой Италии. Входом в пассаж с Соборной площади служит огромная триумфальная арка, для строительства которой потребовалось 10 лет.

Сегодня в галерее, кроме бутиков всемирно известных брендов, работают многочисленные рестораны, бары и кафе.

Королевский дворец

Palazzo Reale di Milano, как и кафедральный собор, был построен на месте другого здания — чтобы возвести Королевский дворец, пришлось снести ратушу XII века. Облик резиденции неоднократно менялся, интерьер перестраивался и дополнялся. С лёгкой руки маэстро Пьермарини Палаццо Реале приобрёл барочные элементы, а позднее — и неоклассические очертания.

В разные эпохи здесь принимались важные для всей страны политические решения, проходили заседания правительства с участием известных исторических личностей. В наши дни дворец — крупнейшая выставочная площадка Милана.

Прочие дворцы на Соборной площади

Соборная площадь в Милане — настоящий рекордсмен по количеству расположенных на ней палаццо. Так, по её периметру размещаются: епископская резиденция, дворцы Карминати и дель Оролоджо. А в стенах находящегося здесь же Palazzo dell’Arengario организован целый музей — Museo del Novecento, — экспозиция которого состоит из болеем чем 400 произведений искусства XX века.

Памятник королю Виктору Эммануилу II

Центр площади украшает конное изваяние — бронзовый памятник Виктору Эммануилу II, автор — Эрколе Роза. Монумент воздвигли на рубеже XIX столетия как посвящение сражению при Сан-Марино в 1859 году. «Взгляд» скульптуры обращён на пассаж, названный в честь правителя, и кафедральный собор.

Что и когда посмотреть

Любой туристический маршрут по Милану рано или поздно приведёт на Piazza del Duomo, и для осмотра её достопримечательностей стоит выделить как минимум пару дней. Причём, если по каким-то причинам не получится прийти сюда в светлое время суток, добро пожаловать на площадь в сердце города вечером и даже ночью! При луне здесь создаётся особая мистическая атмосфера, оживают причудливые тени, но-новому раскрываются средневековые интерьеры и статуи.

Только будьте готовы к тому, что погулять в одиночестве вряд ли удастся. Жизнь на Соборной площади, пусть в разном ритме, но кипит круглые сутки.

Как добраться до Пьяцца-дель-Дуомо

Главный ориентир — шпиль кафедрального собора с золочёной статуей Мадонны. Пройти мимо или заблудиться невозможно!

Адрес: Piazza del Duomo, 20122 Милан MI Италия.

Метро: MISSORI, DUOMO M3, DUOMO M1.

Похожие публикации:

Памятник Леонардо да Винчи (итал. Statua di Leonardo da Vinci)
Милан называют столицей моды, но за более чем 2000-летнюю историю города в нём происходили события, повлиявшие и на формирование мирового искусства в целом. В частности, в своё время здесь жил один из главных представителей творческой эпохи Высоког.

Конная статуя Виктора Эммануила II (итал. Monumento a Vittorio Emanuele II)
Памятник Виктору Эммануилу II, восседающему верхом на коне, расположен в центре Милана, на Соборной площади. Король Виктор Эммануил II — важная фигура в истории всей Италии. Именно Витториано, как ласково и уважительно называют его в стране, удалос.

Галерея Виктора Эммануила II (итал. Galleria Vittorio Emanuele II)
Пассаж, названный в честь правителя объединённой Италии Виктора Эммануила II, — один из первых торговых центров Европы и важная достопримечательность города Милана. Расположение в историческом центре, на Соборной площади, возможность полюбоваться в.

Миланский собор (итал. Duomo di Milano)
Миланский кафедральный собор — беломраморное здание в позднеготическом стиле, украшающее историческую часть города. Очертания его шпилей, словно пронзающих небо, пики колонн, многочисленных башенок и скульптур, искусно объединённые в монументальную.

Миланский трамвай
Общественный транспорт — важнейшая часть инфраструктуры любого города, но, если его история насчитывает не одну тысячу лет, бережно сохранив старинные здания, площади и даже целые кварталы, важно, чтобы и средства передвижения по ним были из прошлы.

Мы в социальных сетях:

Площадь Дуомо. Дуомо.

Площадь Дуомо. Дуомо., Милан, Италия

Милан, как и Москва, устроен по радиально-кольцевому принципу: от центра в разные стороны расходятся дороги, по пути пересекая кольца бывших городских границ — крепостных стен. В центре такого города обычно имеется площадь, на которой стоит Самое Главное Здание. В Милане это — Дуомо (Duomo), второй по величине христианский храм в мире (а также самый большой на свете готический собор). C Соборной площади (piazza del Duomo) легко попасть в любое место города. А вокруг — то, что принято считать Самым Центром: главный театр (La Scala), главный магазин (La Rinascente), главный кинотеатр (Odeon 5), главная стоянка такси и здание мэрии.

В своем нынешнем виде площадь Дуомо существует относительно недавно: в 1865 году ее полностью перестроили по проекту Джузеппе Менгони. В ее основании (с западного края) лежит сам собор. Именно «лежит»: если прийти сюда ранним осенним утром, когда вся площадь скрыта от глаз знаменитым миланским туманом, видны будут одни только шпили грандиозного здания, распластавшегося на белом «тюфяке». В такие моменты Дуомо особенно величествен: нет суетливых голубей, туристов и вьетнамских торговцев, закрыты кафе и магазины, туман скрадывает стук каблуков по брусчатке площади. Остаются только неясные очертания готической громадины, возвышающаяся над облаком статуя Мадонны и колокольные басы. Тут уж и атеистом может овладеть религиозный восторг. Определенно, эти архиепископы и герцоги, много столетий подряд с поразительным упорством возводившие собор, знали, что делали.

А когда туман рассеется, вашему взору представится панорама абсолютно правильной по форме площади. В ее западном конце — Дуомо, справа — так называемый Южный дворец (palazzo del Sud), слева — Северный дворец с монументальной аркой Галереи Витторио-Эмануэле II (Galleria Vittorio Emanuele II). Через галерею легко попасть на площадь Ла Скала (piazza della Scala) и к театру Ла Скала (Teatro La Scala). А если двигаться направо, то за Южным дворцом обнаружатся два так называемых Малых дворца, построенных в 1939 году по обеим сторонам выходящей на площадь улицы Маркони (via Marconi).

В центре площади на пьедестале — конная статуя короля Витторио-Эмануэле II, объединителя Италии, именем которого названы галерея и проспект. Монумент сделал в 1896 году скульптор Эрколе Роза, и примечателен он не столько пафосными барельефами, изображающими вступление пьемонтцев и французов в освобожденный от австрияков Милан, сколько удивительной чистотой. Голуби, покрывающие площадь и собор фактически сплошным слоем, не трогают ни короля, ни даже его лошадь: через памятник, оказывается, пропущен небольшой ток, отпугивающий птиц от национального героя.

Справа от собора — Королевский дворец (palazzo Reale), построенный Джузеппе Пьермарини (1778) по заказу австрийского эрцгерцога Фердинанда и богато украшенный сначала Габсбургами, а потом Наполеоном. К сожалению, в 1943 году во дворец попала бомба, так что от оригинальных наборных полов и мозаичных стел мало что осталось. Помещение теперь используется под выставки, а на втором этаже устроен Музей современного искусства (Museo Civico di Arte Moderna).

А когда-то (в XII веке) на месте императорской резиденции стояло здание городской управы (оно носило название «Старой ратуши», или Broletto Vecchio). Позже муниципальная собственность была приватизирована семьей Висконти и превращена в роскошный Герцогский дворец (Corte Ducale). Аццоне Висконти расширил его, пригласив Джотто и Джованни ди Бальдуччо украшать здание к вящему прославлению своего рода (1330-1336). Получилось сказочное строение, где росли орхидеи, разгуливали экзотические животные, выставлялись картины и драгоценности.

Вдохновитель этого великолепия похоронен в дворцовой церкви Сан-Готтардо (San Gottardo in Corte), под мраморным надгробием работы Джованни ди Бальдуччо. Помимо надгробия и фрески с Распятием школы Джотто, у этой церкви есть еще великолепная колокольня из красного обожженного кирпича. На верхушке ее — флюгер в виде архангела Михаила, держащего герб рода Висконти: алый крест на белом поле. В 1521 году французы, свергнувшие Лодовико Моро, решили изничтожить все следы предыдущих властителей и устроили среди пленных защитников города состязание: отстрелившему голову архангела с первой попытки пообещали вернуть свободу. Победителя, правда, не только не освободили, но казнили: отпускать на волю столь меткого снайпера французы побоялись.

Резиденция на Соборной площади служила политическим центром Ломбардии с момента постройки и до начала XVIII века. Главенствующую роль она перестала играть только очень ненадолго, когда правители перебрались в считавшийся тогда загородным замок Сфорцеско. Но уже с 1535 года здесь жил (и правил) испанский губернатор.

Тогда же, при испанцах, при дворце возвели первый миланский театр — Салон Маргариты (Salone di Margherita; 1598), названный так в честь Маргариты Австрийской. Сначала здание было деревянным, потом его перестроили в кирпичной версии, а в 1648 году Франческо Мария Ричини соединил его туннелем с губернаторским дворцом. В новом, расширенном в 1717 году здании (которое называлось уже Большим театром — Teatro Grande) ребенком выступал Моцарт. В 1776 году театр сгорел, и восстанавливать его уже не стали: вместо этого неподалеку возвели Ла Скала.

Правое (длинное) крыло Королевского дворца в 1939 году было перекрыто двумя административными зданиями (Arengario), возведенными из того же кандолийского мрамора, из которого построен Дуомо. Их главный интерес заключается в балконе, с которого выступал перед миланцами Бенито Муссолини. Теперь тут расположено Центральное туристическое бюро (Azienda di Promozione Turistica del Milanese), где можно приобрести путеводители, навести справки о городских достопримечательностях, посмотреть на собор и плюнуть с балкона.

В соседнем здании Южного дворца — вестибюль станции метро Duomo, огромный Virgin Megastore, работающий ежедневно до одиннадцати вечера, и прекрасный магазин тканей Galtrucco. В последний имеет смысл зайти для того, чтобы понять истоки успеха итальянцев в деле производства модной одежды. Посмотрите, как продавец предлагает покупателю ткань, как он любовно касается края материала, как его настигает почти эротический экстаз от прикосновения к тасманской шерсти или тибетскому кашемиру. Мода для итальянца — искушение, которому он не в силах противостоять. Именно поэтому чувственная итальянская мода, вернее, итальянские ткани и сшитая из них одежда смогли (в прямом смысле) завоевать весь мир: сегодня многие американские, английские и даже французские модельеры предпочитают отшивать свои коллекции именно в Италии — на Сицилии, в Неаполе, в Милане. Кстати, в том же Galtrucco можно заказать костюм или выбрать что-нибудь из имеющейся в наличии готовой одежды.

Миланский собор провоцирует на эпитеты в сильно превосходной степени. Грандиозный, ошеломляющий, великолепный.

Срок для его строительства потребовался не менее впечатляющий: шесть веков. Первый камень заложил 23 мая 1386 года архиепископ Антонио ди Салуццо. Строить при этом решили не из красного обожженного кирпича (как было прежде принято в Милане), а из ценнейшего кандолийского мрамора. Добывался этот мрамор в карьерах у Лаго-Маджоре, на земле владетельного герцога Джан-Галеаццо Висконти, и возили его до стройплощадки по специально прорытым каналам. На благое дело герцог предоставил мрамор бесплатно, за что отказаться от вознаграждения предложено было и всем строительным рабочим. А на грузах, предназначавшихся для собора, писались буквы «A.U.F.» («ad usum fabricae», то есть «для строительства»), что освобождало ввозимый товар от всех податей. С тех пор в Милане появилось выражение «a ufo», что означает «бесплатно» или «на халяву».

На том месте, где стали возводить Дуомо, в доисторические времена стояло кельтское святилище, при римлянах храм Минервы, потом церковь Санта-Текла, построенная в IV веке и разрушенная в VI, а с VII века — церковь Санта-Мария-Маджоре, которую снесли, когда стали расчищать место для собора.

Собор было решено строить в готическом стиле, до тех пор по эту сторону Альп не встречавшемся. Специалистов по готике пригласили из Франции и Германии, хотя первоначальный проект разрабатывал все же итальянец — Симоне де Орсениго. В течение 100 лет на посту главного архитектора сменяли друг друга немцы и итальянцы, пока в 1470 году собором не занялся Джунифорте Солари. Он пригласил себе в консультанты Браманте и Леонардо, а те предложили разбавить готику более современными ренессансными элементами, в результате чего появился восьмиугольный в основании купол. В 1417 году главный алтарь недостроенного собора освятил папа Мартин V, а целиком собор начал функционировать в 1572 году — после того как его торжественно открыл святой Карл Борромеи (который очень активно участвовал в работах и даже лично выбрал архитектора Пеллегрино Пеллегрини для проектирования пола и хоров Дуомо).

В 1769 году появился 104-метровый шпиль с четырехметровой статуей Мадонны из позолоченной бронзы, и был издан декрет о том, что ни одно здание в Милане не должно заслонять собой святую покровительницу города (на крыше «нарушителя» — небоскреба «Пирелли» — установлена точная масштабная копия статуи Мадонны, не спасшая, впрочем, башню от самоубийцы, врезавшегося в ее верхние этажи на своем самолетике осенью 2001 года).

Фасад Дуомо, как то бывало с готическими храмами, был доделан позже всего: затянувшиеся работы начал подгонять только Наполеон, который вбил себе в голову, что регалии короля Италии он должен получить именно в Миланском кафедральном соборе. Хотя и после коронации работы над Дуомо не закончились: еще полтора века шла отделка интерьера, изготавливались по оригинальным рисункам xv века недостающие витражи и отливались бронзовые двери (последнюю дверь навесили в 1965-м).

Как и все прочие готические церкви, Миланский собор украшен многими сотнями (а точнее, даже тысячами) скульптур. Некоторые из них довольно примечательны: например, пара женских фигур, водруженных на центральный балкон фасада, считаются прообразом нью-йоркской статуи Свободы. Действительно, если факел с левой скульптуры дать в руки увенчанной лучистой короной правой, получится вполне похоже. А если учесть, что Огюст Бартольди, автор статуи Свободы, в Милане точно бывал, то легенда становится вполне правдоподобной.

Самая примечательная статуя из тех, что украшают интерьер собора, — изображение святого Варфоломея, покровителя рыбаков. Святой этот известен тем, что с него заживо содрали кожу. В таком виде он и стоит в Миланском соборе (причем скульптор, гордясь анатомической точностью, даже написал на постаменте: «Не Пракситель меня создал, но Марко д`Аграте»). Еще имеется надгробие благородного кондотьера Джан-Джакомо Медичи (1497-1556), которое долгое время приписывали Микеланджело, но в конце концов было атрибутировано Леоне Леони. Этот Джан-Джакомо (дальний родственник тех Медичи, что во Флоренции) терроризировал все окрестности озера Комо по собственной инициативе, потом нанялся к Карлу V, а в конце концов дослужился до титула маркиза Меленьянского и был похоронен в кафедральном соборе. Ему, между прочим, очень повезло: в конце XVI века святой Карл Борромеи вычистил из Дуомо большинство захоронений (мотивировав это соображениями гигиены). С тех пор здесь покоятся исключительно нетленные останки святых. А собор вместо надгробий украшают резной цикл с житием святого Амвросия на деревянных хорах, французский бронзовый с золотом пятиметровый канделябр XIII века, два органа, состоящие из 13 200 труб и 180 регистров, и, наконец, совершенно выдающиеся витражи. Витражи Дуомо создавались на протяжении всего строительства: один из первых был подарен Коллегией нотариусов еще в 1473 году, а последний, живописующий деяния архиепископов Шустера и Феррари во время двух мировых войн, был преподнесен собору благодарными прихожанами в 1988 году.

А еще в соборе хранится один из гвоздей, которыми якобы был прибит к кресту Христос. Гвозди эти (числом три) нашла некогда святая Елена и подарила сыну своему, императору Константину. Один был брошен в море, чтобы усмирить бурю, второй хранится в соборе в Монце, на третьем держалась подкова Константиновой лошади. Этот последний гвоздь был утерян, а затем обнаружен святым Амвросием в некоей кузне, выкуплен за весьма скромную плату и помещен в драгоценную дарохранительницу, для которой при строительстве собора предусмотрели специальную нишу в апсиде. Два дня в году (14 и 15 сентября) гвоздь выставляется на обозрение прихожан (чтобы его достать, миланский епископ поднимается к нише при помощи специального устройства, изобретенного еще Леонардо). Все остальное время вместо гвоздя показывают один только красный луч на стене.

Все прочие скульптуры и реликвии можно обозреть в Музее Дуомо (Museo del Duomo) в левом крыле Королевского дворца. Там же экспонируются многочисленные, накопившиеся за долгие столетия строительства наброски, чертежи и эскизы, а также некоторые украшения фасада (вроде статуи Джана Галеаццо Висконти работы Джорджо Солари, которая свалилась с одного из шпилей во время Второй мировой войны).

Впрочем, скульптуры гораздо интереснее рассматривать не в музее, а на крыше собора, откуда вдобавок открывается совершенно волшебный вид на город, а если повезет — еще и на Альпы.

Церковь Сан-Готтардо, 1336
Вход с via Paolo da Cannobio, пн-вс 8.00-12.00, 14.00-17.45

Центральное туристическое бюро
02 72 52 43 01, факс 02 72 52 43 50, пн-пт 08.30-20.00, сб 09.00-13.00, 14.00-19.00, вс 09.00-13.00, 14.00-17.00

Читайте далее: