Собор в сиене италия | Vasque-Russia.ru

Собор в сиене италия

Европа » Италия » Сиенский собор (Дуомо Сиены)

Италия, Сиена, собор XIII в

Сиенский собор в честь Успения Пресвятой Девы Марии, более известный как Дуомо – это блестящая мраморная сокровищница готического искусства Италии, где хранятся шедевры Пизано, Донателло и Микеланджело.

Мифы и факты

Согласно летописям, в начале XIII века жители города-государства Сиена, выступавшего главным конкурентом и противником Флоренции, “призвали своих лидеров к строительству храма более великолепного, чем у их соседей”. Так между 1215 и 1263 годами на месте старого храма был основан Дуомо Сиены по плану готического мастера Никколо Пизано.

XIV век стал пиком расцвета богатства и власти Сиены. Горожане стали составлять проект по расширению собора, чтобы затмить даже собор святого Петра в Риме. В 1339 году началось строительство нового нефа под руководством Джованни ди Агостино. Но грандиозным планам не суждено было осуществиться, поскольку город охватила бубонная чума. Черная смерть унесла 80% населения Сиены. Гигантский собор так и не был завершен, а заготовки стен Дуомо Нуово (Нового собора), сохранили как памятник амбиций жителей Сиены.

В XIX веке были проведены масштабные восстановительные работы, добавлена золотая мозаика на фасаде. Ныне это действующий храм, открытый для посетителей.

Что посмотреть

Сиенский собор построен в форме латинского креста с выступающим трансептом. Квадратная колокольня, как и колонны внутри храма, отделана белым и черно-зеленым мрамором. По легенде, основатели города Сениус и Аскиус (сыновья Рема) прибыли на черной и белой лошадях, с тех пор эти цвета являются символом Сиены.

Фасад Сиенского собора является одной из самых интересных достопримечательностей Италии. С каждой из четырех сторон света имеются свои уникальные особенности здания, но самым впечатляющим, безусловно, является западный фасад.

Три портала западного фасада украшены множеством скульптур и барельефов, изображающих греческих философов, еврейских пророков и языческих сивилл, а также животных, включая львов и грифонов. Каждая фигура сопровождается надписью. Фриз над центральным порталом изображает истории Девы Марии и ее родителей. Колонны между порталами богато украшены растительными узорами и животными. Центральная бронзовая дверь с барельефом «прославление Пресвятой Богородицы» отлита в 1958 году. Золотые мозаики верхнего фронтона созданы венецианскими художниками по чертежам 1878 года. Они изображают явление Девы Марии в храме, коронование Богоматери и Рождество Христово. Большое круглое окно окружают бюсты 36 патриархов и статуя Мадонны с младенцем.

Самым древним произведением считается мраморное панно на полу у входа, состоящее из 56 разноцветных сюжетов, в том числе Колесо Фортуны и волк Сиены в окружении символов городов союзников. Самые ценные из них прикрыты деревянными щитами для сохранности. Символ города – волчицу, кормящую близнецов Ромула и Рема (отца основателя Сиены) – прятать не стали.

Внутренний интерьер с черно-белыми полосатыми колоннами и декоративными украшениями практически на всех поверхностях храма, представляет собой головокружительное зрелище. В числе важнейших шедевров – скульптуры созданные Джованни Пизано (XIII в). Проходящий вдоль нефа карниз украшают бюсты пап (XV в). Для их изготовления использовалось всего 4-5 терракотовых форм, поэтому многие из них идентичны. Ниже установлены 36 бюстов римских и византийских императоров.

В северном трансепте находятся бронзовые статуи Донателло, изображающие Иоанна Крестителя и Марию Магдалину. В южном трансепте – часовня Киджи и алтарь в окружении ангелов.

Основной достопримечательностью интерьера является восьмиугольная готическая кафедра Николы Пизано (XIII в), созданная всего через несколько лет после завершения кафедры в Пизанском соборе и представляющая собой созревание его художественного стиля. Четыре из восьми колонн установлены на львах, а основание центральной колонны изображает представителей гуманитарных наук. На семи мраморных панелях вверху показана жизнь Христа.

Посередине нефа слева расположен вход в библиотеку Пикколомини, известную прекрасно сохранившимися фресками эпохи Возрождения. Библиотека была построена по заказу кардинала Франческо Пикколомини, архиепископа Сиены, чтобы почтить память и книжное собрание его дяди Папы Пия II.

Дуомо Нуово (Новый собор) – недостроенное расширение XIV века к югу от главного фасада. Существующий собор должен был стать лишь трансептом огромной структуры. Правый проход ныне частично занимает музей, с которого можно подняться на фасад здания.

Еще достопримечательности Италии: Пантеон – одно из самых древних и самых впечатляющих сооружений в Риме, ошеломляюще громадный Миланский собор, русская церковь в Сан-Ремо – храм Христа Спасителя.

Сиенский собор открыт ежедневно с 10.30 до 19.00 с марта по ноябрь и до 17.30 в зимнее время.
Стоимость: посещение собора – 3 €, музея и панорамы – 6 €, склепа – 8 €, баптистерия – 3 €. Комбинированный билет – 12 €.
Официальный сайт: www.operaduomo.siena.it (итал., анг.)

* Цена билета и время работы могут меняться, уточняйте на официальном сайте / 2012-08-11

Сиенский собор

Сиена – крупный туристический центр Италии, сохранивший множество работ средневековых мастеров. Дух прошедших столетий особенно сильно ощутим в храмах и на старинных площадях. Центральной достопримечательностью города является Сиенский Кафедральный собор. Его построили в честь Пресвятой Девы Марии, которую итальянцы особо почитают. Площадь перед собором и внутренние помещения шумны и многолюдны, туристы с удовольствием посещают эти живописные места.

Легенда о Сиенском соборе

В некоторых художественных произведениях начала XIV века рассказывается, что между различными областями Италии существовала постоянная конкуренция. Например, многие стремились превзойти величие Флоренции и её храмов. Богатые жители Сиены, тогда еще небольшого городка, потребовали от правителей построить величественный храм, и им это удалось. Во всяком случае, сиенцам есть чем гордиться.

Спустя столетие гордыня захлестнула горожан еще сильнее, они решили дополнить собор пристройками, чтобы он стал лучше римского храма Св. Петра. Однако волна чумы не позволила реализовать такие намерения, словно Бог преподал урок смирения. Еще несколько десятилетий жители воспринимали собор, как немой укор себе.

История строительства

Облик Сиенского собора поражает роскошью и буйством красок. Его строительство началось в 1215 г. Хотя есть информация, что в первое время архитекторы лишь разрабатывали план, а непосредственно стройка началась в 1229 г. Авторство над проектом приписывают Братьям Пизано (Джованни и Никколо), которые специально прибыли из Пизы. Основные работы продолжались в течение полувека и завершились к 1263 г. Но и в последующие годы жители продолжали дорабатывать помещения и придавать им еще большую привлекательность. Первоначально собор проектировали в готическом стиле. Позднее появились архитектурные дополнения других направлений.

Как и положено католическому собору, в его основе заложен латинский крест. Основным отделочным материалом стал мрамор. В интерьере использовались три основных его цвета: красный, белый и черный. Такое разнообразие придает Сиенскому собору особый колорит. Большинство поверхностей покрыты белым и зеленовато-черным мрамором. Красные плиты использованы только для отдельных частей фасада. Предпочтение таких оттенков вызвано любовью к лошадям этих расцветок. Они принадлежали основателям Сиены – братьям Сению и Аскию.

Звонница несколько отличается от основного строения. Для её создания были приглашены скульпторы Аньоло ди Вентура и его брат Агостино. Она представляет собой высокую башню с квадратным сечением. Окончательные работы по возведению колокольни закончились в 1313 году. По всей поверхности стен просматриваются горизонтальные полосы из черного и белого мрамора. Наверху расположен центральный восьмиугольный шпиль. Углы колокольни венчают четыре небольших башенки.

Многие называют Сиенский собор мраморной сокровищницей города, а горожане ласково зовут его просто Дуомо. Внутри находятся несколько интересных произведений Микеланджело, Пизано и Донателло. Большой интерес вызывает мраморная мозаика на полу, над ней трудился Никколо Пизано. А к созданию изваяния Иоанна Крестителя приложил руку знаменитый Донателло. Люди с абсолютно разными предпочтениями находят в соборе интересные для себя элементы, будь то прекрасные полотна, мозаичные картины, фрески, архитектурные и скульптурные изыски.

Внешний облик

Четыре стены Сиенского собора имеют строгую ориентацию по сторонам света. Большинство туристов считают самым интересным западный фасад, хотя он не является центральным. Оформление изобилует уникальными барельефами и скульптурными композициями. Среди множества каменных лиц можно узнать еврейских пророков и мифических существ дохристианской эпохи, а также известных итальянских философов. Если же распознать образ трудно, можно прочитать подпись, сделанную старинными мастерами.

Лейтмотивом центрального фасада является жизнеописание Богородицы или, как её чаще величают, Девы Марии. Наклонные поверхности и мелкие детали искусно украшены лепниной с растительным орнаментом. Даже дверь поражает своей красотой. Периодически её заменяли, последняя смена произведена в 1958 г. Бронзовые створки также украшены изображениями Святой.

Внутри Кафедрального собора

Переступив порог главного портала, стоит полюбоваться прекрасной мозаикой на полу. Взору туристов представлено целое панно из мрамора. На нем находится более полусотни разноцветных сюжетов из Библии и мифологии. Некоторые из них настолько ценны, что защищены деревянными щитами.

Оглядываясь по сторонам, можно почувствовать головокружение. Буйство красок и множество черно-белых полос просто поражают воображение. В интерьере, как и на фасаде, много скульптур Джованни Пизано. Вдоль карниза установлены десятки бюстов. Они изображают Пап, а также Рема и Ромула. Большинство бюстов имеют схожие черты, потому что для их создания использовались лишь несколько клише. Различить облики помогают только соответствующие подписи.

У северного трансепта находятся творения еще одного великого мастера – Донателло. Ему принадлежат статуи Иоанна Крестителя и Марии Магдалены. У противоположной от трансепта стены находится помещение часовни Киджи с главным алтарем в окружении статуй ангелов.

Среди такого изобилия прекрасных произведений наиболее ценится готическая кафедра Н. Пизано, которая имеет форму восьмиугольника. Её считают первой работой скульптора в зрелом возрасте. У четырех углов кафедры расположены львы, на спинах которых возвышаются колонны. Между ними находится еще четыре колонны без львов. На мраморных плитах над кафедрой представлены библейские сцены.

В центральной части нефа можно обнаружить дверь к библиотечному хранилищу Пикколомини. Здесь собрано большинство фресок, которые созданы в эпоху Возрождения. Библиотека построена в честь Папы Римского Пия II и в ней хранится большая часть его коллекции книг.

Экскурсии

Собор является действующим религиозным сооружением. В нем периодически проходят службы по католическому обряду, но посещать его могут туристы любого вероисповедания. Следует придерживаться строгого стиля в одежде и не совершать вызывающих поступков.

График работы собора следующий:

  • 10:30-19:00 при переходе на летнее время;
  • 10:30-17:30 по зимнему времени.

Билеты в баптистерий и собор стоят по 3 евро. В музей и на смотровую площадку можно попасть за 6 евро, а в склеп за 8 евро.

Как добраться

В Сиену можно попасть различными путями. В городе работает международный аэропорт, есть несколько железнодорожных станций. Любители автомобильных путешествий могут проехать половину Европы и посетить Сиену.

По городу до собора можно доехать на автобусе маршрутов 050, 645, 590 или 054. Выходить нужно на остановке Postierla Verso.

Сиенский собор в Италии

Сегодня свои гостеприимные объятия навстречу нам раскроет один из самых крупных туристических центров Италии – город Сиена. Настоящая атмосфера Средневековья до сих пор витает в одной из самых ярких стран Европы. Здесь создавали свои шедевры мировой величины да Винчи и Донателло, а страдания несчастного в любви Данте вылились в каждой строке известной на весь мир «Божественной комедии». Но речь пойдет вовсе не о гениальных скульпторах, поэтах или художниках, не о знаменитом наследии Римской империи. Сегодня мы отправимся с туристическим визитом в Кафедральный собор, что назван именем Пресвятой Девы Марии и больше известен как Сиенский собор. Именно он и считается центральной достопримечательностью небольшого городка, к которой, словно рои пчел к цветнику, «слетаются» тысячи туристов.

Приятный бонус только для наших читателей — купон на скидку при оплате туров на сайте travelata.ru до 31 января:

  • AF500guruturizma — промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru – промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000KGuruturizma – промокод на 2 000 руб. для туров на Кубу от 100 000 руб.

В мобильном приложении Travelata действует промокод — AF600GuruMOB. Он даёт скидку 600 рублей на все туры от 50 000 рублей. Скачать приложение для Android и IOS

На сайте onlinetours.ru вы можете купить ЛЮБОЙ тур со скидкой до 3%!

История строительства Кафедрального собора в Сиене

С первого взгляда на величественную церковь понимаешь, почему за этим великолепным сооружением закрепилось звание важнейшего памятника итальянской готики. Если верить официальной информации, на этом месте ранее было другое здание, данных о котором практически не сохранилось. Собор строился без малого полвека с 1215 года по 1263 год. В конечном итоге перед посетителями предстал собор в виде латинского креста.

По другой информации, возводить церковь начали только в 1229 году, а перед этим некоторое время посвятили проектным работам. Главными ответственными лицами на этой масштабной стройке были монахи-чистерченцы, которые и позвали Николу и Джованни Пизано в Сиену. Они то и считаются авторами роскошного фасада собора, при создании которого активно использовался мрамор сразу трех оттенков – черного, белого и красного. Такого богатого изобилия вы вряд ли сможете встретить еще где-либо.

Архитектура

Так уж повелось, что строения подобного типа, которые отличаются масштабностью, величием и навевают мысли о роскоши, строились веками. Такая участь постигла и это средневековое здание, основа которого хоть и была готова к 1263 году, но позже всячески дорабатывалась и достраивалась архитекторами, скульпторами и художниками разных эпох. Поэтому здесь можно найти признаки готической архитектуры разных направлений.

Собор имеет звонницу квадратного типа, что была создана по персональному проекту Агостино и Аньоло ди Вентура и появилась только в 1313г. Она также получила отделку из разноцветного мрамора, а верхушка увенчана восьмиугольным шпилем, вокруг которого возвышаются четыре пирамидальные башни.

Снаружи и изнутри здание собора отделано мраморными плитами белого и зеленовато-черного оттенка. Красный мрамор можно встретить лишь на некоторых элементах фасада, что придает особой роскоши величественному зданию. Интересно, что бело-черная мраморная отделка является своеобразным символом лошадей основателей города Сиены таких же окрасов – Сении и Аскии.

Сиенский храм был посвящен Успению Пресвятой Девы Марии (что известна здесь под именем Дуомо), считается уникальной сокровищницей из мрамора. В этом сакральном месте Италии хранятся лучшие шедевры таких гениев своего времени, как Пизано, Донателло и Микеланджело.

Особого внимания заслуживает уникальный по своей красоте и художественной задумке мозаичный пол, автором которого является Никколо Пизано и статуя Иоанна Крестителя, что была создана знаменитым на весь мир скульптором Донателло. В общем, в Сиенском соборе каждый найдет для себя много интересного и уникального. Здесь часами можно бродить, изучая каждый квадратный метр величественного строения. Скульптуры, мозаика, живопись, готическая архитектура, редкие материалы – что еще нужно для того, чтобы поразить ваш пытливый ум? Здесь этого добра хоть отбавляй!

Мифы и факты

Если верить истории, издавна между жителями отдельных провинций Италии точилась борьба за лидерство и раздел сфер влияния. Не обошла подобная участь и жителей Сиены, которые в 13 веке потребовали от правительства города построить храм, который будет по всем параметрам превосходить собор своих основных конкурентов из Флоренции. Творению одного из самых ярких готических фигур итальянской архитектуры Никколо Пизано суждено было стать не просто центральным храмом Сиены, а одним из самых главных туристических объектов современной Италии.

Когда в 15 столетии городок вошел в эпоху расцвета, местные жители предложили расширить церковь, поставив за цель затмить один из самых ярких соборов того времени – храм святого Петра в Риме. На этот раз отвечать за проект пришлось Джованни ди Агостино, который так и не смог довести дело до конца. Ему помешала волна бубонной чумы, что захлестнула город. Поэтому стены собора еще долго напоминали о несбывшихся мечтах горожан Сиены.

Что приковывает взгляд

Стороны собора, что направлены к разным сторонам Света, имеют свою уникальную архитектуру и строение. Несмотря на богатое убранство центрального фасада, особый интерес представляет все же западная часть собора.

Именно фасад, расположенный в западной части собора поразит вас изобилием скульптурных изваяний и уникальных барельефов, на которых навеки запечатлены и итальянские философы, и еврейские пророки, и такие представители языческой мифологии, как львы и грифоны. Под каждым изображением есть соответствующая надпись.

Главный портал украшен пейзажами из жизни Девы Марии. Сами же колонны перед входом в изобилии украшены узорами растений и животных. Ну и как обойти внимание просто шикарную дверь, что отлита из бронзы еще в 1958 году и имеет просто уникальный барельеф, посвященный Пресвятой Богородице?

Сразу перед входом на полу располагается мраморное панно, что по праву признано самым древним произведением искусства из тех, что имеются в соборе. На нем изображено 56 цветных сюжетов, среди которых можно разглядеть и Колесо Фортуны, и символ города Сиены – волка, что находится в окружении символов всех городов-союзников. Наиболее ценные из сюжетов прикрыты специальными деревянными щитами. Здесь же на всеобщее обозрение выставлена волчица, вскармливающая Ромула и Рема, который считается отцом основателя города Сиена.

Интерьер собора

Как только ваши ноги переступят порог собора, готовьтесь к поистине головокружительному эффекту, который создают черно-белые полосатые колонны. Они украшены оригинальными декоративными элементами и вызывают искреннее восхищение. Здесь же перед восхищенными взглядами туристов предстают шедевры скульптора Джованни Пизано.

Карниз украшают бюсты пап, что были созданы еще в 15 веке и прекрасно сохранились до наших времен. Но если присмотреться к ним, станет очевидным, что некоторые бюсты очень похожи. Это не обман зрения и не какой-либо эффект. Дело в том, что при создании бюстов использовались всего 4-5 терракотовых форм, поэтому некоторые бюсты полностью идентичны. Немного ниже расположились изваяния бывших правителей Рима и Византии. Всего насчитывается 36 таких скульптур.

Если проследовать к северному трансепту, можно познакомиться с творениями еще одного итальянского гения, который с божественной точностью обращался с мрамором. Речь, конечно же, идет о статуях Донателло, которые изображают Иоанна Крестителя и Марию Магдалину. В противоположном, южном трансепте находится часовня Киджи и алтарь, по всему периметру которого расположены статуи ангелов.

Главной достопримечательностью интерьера по праву считается восьмиугольная кафедра Николы Пизано, что выполнена в готическом стиле. Есть мнение, что этот шедевр архитектурного искусства является первым творением итальянского гения в зрелом возрасте архитектора. Кафедра имеет восемь колонн, половина из которых расположилась на львах. В основании главной колонны изображены ученые-гуманитарии того века. Если поднять глаза, откроются эпизоды из жизни Христа, что расположены на семи панелях из мрамора.

Посередине нефа расположился вход в библиотечное хранилище Пикколомини, что считается самым масштабным хранилищем изображений-фресок, посвященных эпохе Возрождения. Помещение было построено по персональной просьбе кардинала Франческо, который занимал пост архиепископа города Сиены. Главной целью создания такого архитектурного шедевра было почтение памяти Папы Пия II и его книжного собрания.

Где находится собор и как до него добраться

Добраться до Сиены сегодня можно разными путями. Наиболее быстрым считается авиаперелет. Приземлившись в аэропорту города «Ампуананьо», к вашим услугам будут многочисленные такси.

Для любителей путешествовать в составе туристических групп или своим ходом, существует неплохая альтернатива в виде экскурсионных автобусов или личных транспортных средств.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

В крупнейшем туристическом центре Италии, городе Сиене, находится один из самых красивых соборов в мире. Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии, или просто Сиенский собор (итал. Duomo di Siena) , считается главной достопримечательностью города, которую ежегодно посещают десятки тысяч туристов.

Сиенский собор, строительство которого было начато в 1229 г. и завершено лишь в конце последующего века, представляет собой прекрасный образец итальянской готики. В 1258-1285 гг. руководство строительством было поручено монахам-чистерченцам из Сан-Гальяно, которые пригласили в Сиенту Николу и Джованни Пизано. Именно им мы обязаны
созданию роскошного фасада из белого черного и красного мрамора, сооружение которого было закончено лишь к концу XIV в. Статуи, украшающие сегодня собор, в большинстве своем являются копиями оригиналов, которые почти все пострадали от грубой реставрации.

Кликабельно 1600 рх

Мозаичный шпиль – современное произведение венецианских художников Муссини и Франки. Возросшее в начале XIV в. политическое значение города способствовало решению о возведении здесь нового грандиозного собора. Кроме того, в 1317-1321 гг. были обнаружены серьезные дефекты, которые предъявил в своей речи к Всеобщему Совету Кампаны Лоренцо Маитани. Разработку проекта, от которого в современном храме сохранился лишь трансепт, поручили в 1339 г. Ландо ди Пьетро. Планам не суждено было осуществиться из-за воин и эпидемии чумы 1348 г., о чем сохранилось свидетельство на боковой стене собора.

В 1313 г. по проекту Агостино и Аньоло ди Вентура была возведена колокольня, квадратная в плане, облицованная панелями из белого и черного мрамора. Конструкцию венчает восьмиугольный шпиль, окруженный четырьмя небольшими пирамидальными башнями. В 1376 г. Под руководством Джованни ди Чекко возобновились работы по строительству заднего фасада храма, но лишь в 1382 г., когда были приняты необходимые меры по поднятию свода центрального нефа и реконструкции апсиды, можно было сказать, что строительство завершено.

Своеобразие интерьера собора заключается в идеальной гармонии готической архитектуры и декора, предвосхищающего Возрождение. План здания – латинский крест с тремя обширными нефами. Трансепт с двойными нефами имеет крестовой свод, шестиугольный в сечении, накрытый куполом на двенадцатигранном основании. Терракотовые бюсты пап, расположенные вдоль центрального нефа, и хоры датируются концом XV – началом XVI в. Великолепный пол из инкрустированного мрамора, выложенный в разное время между 1370 и 1550 гг., иллюстрирует историю человека и его спасение. По традиции считается, что этот шедевр работы Дуччо вдохновил Данте на написание «Чистилища». На самом деле из древних документов следует, что автором является Джованни из Сполето, который приступил к работе не ранее 1369 г.

На главном фасаде здания находилось множество скульптур и барельефов самых различных размеров. На фасаде здания можно было увидеть самые значимые исторические события, а также сцены из Библии. Казалось бы, что все эти картины просто не могут сочетаться друг с другом, однако архитектору Джованни Пизано удалось объединить их в одну большую композицию!

К сожалению, большая часть скульптур была повреждена в результате неудачной реставрации, однако это не значит, что сегодня путешественники не смогут увидеть Сиенский собор во всей его красе. Несколько лет назад была проведена капитальная реставрация собора, и фасад здания снова обрёл первоначальный облик. Конечно, большинство скульптур, которые мы можем видеть сегодня, являются точными копиями оригиналов, однако это нисколько не портит общее впечатление.

Кликабельно 2000 рх

В левом трансепте находится шедевр итальянской готической скульптуры – амвон работы Николы Пизано, который был завершен его учениками в 1268 г. В конце левого нефа открывается вход в Библиотеку Пикколомини, построенную в стиле Возрождения кардиналом Франческо Тедескини Пикколомини и предназначенную для библиотеки его дяди, папы Пия II.

Витражное окно-розетка работы Пасторино де Пасторини датировано 1549 г. и изображает Тайную Вечерю. Розетка с противоположной стороны была изготовлена в XIV веке по эскизам Дуччо ди Буонисеньи в XIII в. Центральная бронзовая дверь – новодел и выполнена в 1958 г. Энрико Манфрини. Три большие мозаики на фронтонах фасада сделаны в Венеции в 1878 г. мастерами Луиджи Муссини и Алессандро Франчи. У левого угла фасада похоронен Джованни Пизано (об этом гласит надпись XIV века), все-таки вернувшийся в Сиену. А с правой стороны на высокой колонне стоит волчица, вскармливающая младенцев Ромула и Рэма, символ Сиены.

Летом 2006 года тот самый прославленный фасад Дуомо был закрыт лесами, в свою очередь, покрытыми полотном с изображением того, что спрятано.

Инкрустированный полудрагоценными камнями мраморный пол в соборе является гордостью Сиены. Он составлен из 56 прямо- и многоугольных сюжетных панелей (сцены из Библии), созданных по проектам сорока ведущих сиенских мастеров в течение двух веков. Самой известной является «Избиение младенцев» работы Маттео ди Джованни (1482). Во избежание быстрого уничтожения пол Дуомо открыт целиком лишь на короткое время в августе, после палио.

В остальное время открыта та или иная его часть: узор закрыт досками, и на виду оставляют по одному фрагменту в месяц. «Название мозаики не вполне применимо к этому полу. Рисунки состоят из тонких черных линий на общем фоне белого мрамора. Вначале лишь изредка и потом все чаще, ради стремления к живописному эффекту, появляются вставки из черного и цветного мрамора. Это не что иное, как колоссальная гравюра на мраморе». П. Муратов «Образы Италии»

В левом трансепте – знаменитая готическая кафедра из каррарского мрамора, лежащая на львах, шедевр такого калибра, что он является вехой в истории искусства.

Три самых великих скульптора своего времени – Никола и Джованни Пизано и Арнольфо ди Камбио работали над кафедрой вместе 3 года (1265-1268), украшенной почти 400 изумительными статуями, изображающими животных и людей. Удивительно, как отец и сын Пизано умудрились создавать за короткий период времени такие шедевры, как Дуомо Сиены и Дуомо с Баптистерием Пизы! И при этом ни разу не повториться! Кафедра имеет форму восьмиугольника, стоящего на девяти колоннах из гранита, порфира (минерал такой) и зеленого мрамора. Две колонны стоят на постаменте, две покоятся на львах, две – на львицах, центральная колонна – на статуях Семи гуманитарных наук и философии.

В одной из капелл собора хранятся мощи Святой Екатерины.

Стоит посмотреть еще на чашу для святой воды работы Федериги, фрески Гирландайо в сакристии, гробницу епископа Джованни ди Бартоломео Печчи работы Донателло.

«Микеланджело поднялся по пологому маршу каменной лестницы к баптистерию: в нем была купель, созданная делла Кверча, Донателло и Гиберти. Обойдя вокруг купели и полюбовавшись работой лучших скульпторов Италии, он вышел из баптистерия и стал взбираться на крутой, как гора, холм, к кафедральному собору. С чувством благоговения смотрел он на черно-белый мраморный фасад собора с его великолепно изваянными фигурами работы Джованни Пизано, на круглые ажурные окна, на черно-белую мраморную кампанилу. Войдя внутрь, он ступил на мощные мраморные плиты с черно-белой мозаикой, изображающей сцены из Ветхого и Нового завета. И тут его сердце словно оборвалось и упало. Перед ним был алтарь Бреньо, – ниши алтаря оказались гораздо мельче, чем он воображал, и над каждой из них надстроен похожий на раковину купол с густой насечкой: под такою кровлей лица предполагаемых фигур должны были утратить всякое выражение. Некоторые ниши помещались столь высоко, что о том, какие в них стоят изваяния, зритель не мог и догадаться». И. Стоун «Муки и радости»

В левом трансепте расположена капелла Святого Иоанна Крестителя, в центре которой стоит бронзовая статуя Иоанна Крестителя работы Донателло и крестильная купель XV в. Стены капеллы украшают восемь фресок и два портрета работы Пинтуриккьо.

Маленькая круглая капелла Мадонны (Capella della Madonna del Voto) с золоченым куполом, заменившая капеллу XV в., была построена по проекту Лоренцо Бернини и находится в правом трансепте. Главное сокровище капеллы – Мадонна – хранительница Сиены, почитаемая по сей день.

«Ни одно значительное событие в жизни Сиены не обходилось без повторения обета, передавшего город в руки Мадонны. Пять раз в истории Сиены ключи от городских ворот бывали торжественно вручаемы алтарному образу в соборе, известному под именем Мадонны дель Вото. Впервые это было сделано в 1260 году перед битвой при Монтеаперти. Блестящая победа Сиены над ее вечной соперницей, Флоренцией, послужила свидетельством того, что Богоматерь приняла предложенный дар». П. Муратов «Образы Италии»
Из четырех мраморных статуй в нишах две – Святой Жером и Мария Магдалина – выполнены Бернини. Восемь мраморных колонн перенесены из Латеранского дворца в Риме (до Ватикана там была папская резиденция).

В соборе время от времени ведутся кое-какие раскопки, и в 2003 году были найдены фрески, сохранившиеся от собора, что стоят на этом месте до Дуомо.

Алтарь Пикколомини, стоящий слева от входа в библиотеку, создан скульптором из Ломбардии Андреа Бреньо (Andrea Bregno) в 1483 г. Примечателен он тем, что четыре скульптуры (Святой Петр, Святой Павел, Святой Григорий и Святой Пий) в нижней его части были сделаны молодым Микеланджело между 1501 и 1504 гг. Алтарь венчает скульптура Мадонны с младенцем предположительно работы Якопо дела Кверча.

В примыкающей слева к собору библиотеке Пикколомини Пинтуриккьо на 10 больших ярких фресках во всех подробностях изобразил карьеру папы Пия II, в миру сиенского гражданина Энеа Сильвио Пикколомини (Enea Silvio Piccolomini). Есть версия, что фрески выполнены по эскизам Рафаэля, он же позировал для некоторых фресок. Сюжет каждой фрески написан внизу на латыни, там же лежат книги из сакристии собора. Сильвио Пикколомини был дядей хранителя этой библиотеки кардинала Франческо Пиколомини (впоследствии архиепископа Сиены и Папы Пия III), и когда племянник тоже стал Папой, Пинтуриккьо изобразил и его восшествие на папский престол на фреске над алтарем. Кроме этого великолепия, стоит обратить внимание на расписной потолок библиотеки, также выполненный Пинтуриккьо, на арочные порталы работы Лоренцо ди Майано (1497). На алтаре многоцветная Пьета работы Альберто ди Бетто да Ассизи (1421). В центре библиотеки – статуя Три Грации, римская копия греческого оригинала.

Кликабельно 2800 рх

Баптистерий славен удивительной мраморной шестиугольной купелью с барельефами и позолоченными фигурами (сцены из жизни Иоанна Крестителя) работы Донателло, Гиберти, Якопо делла Кверча и других прославленных скульпторов XV века.

В этом музее хранятся мраморные статуи работы Джованни Пизано, снятые с фасада, и великолепная «Маэста» Дуччо ди Буонисеньи, которые затмевают все остальное, что там хранится (например, витражи по проекту Чимабуэ).

«…в день, когда Дуччо окончил свой великий алтарный образ (9 июня 1311 года), с утра были закрыты все лавки и мастерские. При звоне колоколов толпы горожан залили улицы. Процессия, во главе которой были священники и монахи, направилась к дому художника и, приняв там икону, торжественно понесла ее в собор. Весь тот день до самого вечера Сиена праздновала, молилась и наделяла милостыней бедных». П. Муратов «Образы Италии» Описывать шедевр бесполезно – его нужно видеть. А когда стоишь перед ним, понимаешь, что версия, согласно которой Дуччо учился в Константинополе, все же имеет под собой основание…

Ospedale di S. Maria della Scala

Если стоять лицом к собору, то слева стоит Palazzo Arcivescovile (Дворец Архиепископа). Напротив собора расположилась больница Санта Мария делла Скала (Ospedale di S. Maria della Scala). Основание этого благотворительного учреждения, одного из самых старых в Европе, восходит к IX веку. Почти 800 лет здесь находилась больница Сиены, а сегодня здание является одним из основных музеев города.

Национальная пинакотека, центральная художественная галерея Сиены, занимает величественное здание XV в., Палаццо Буонсиньори. Здесь собраны основные произведения местных художников, представителей сиенской школы живописи XII – XVI вв.: Пьетро и Амброджо Лоренцетти, Гвидо да Сиена, Симоне Мартини и Липпо Мемми.

Кликабельно 2600 рх

А теперь давайте отправисмся на виртуальную экскурсия в собор. Нажмите на картинку ниже .

galik_123

Наводы

Курс – на эстетику и позитив!

Начало
Продолжение
Сиенский собор (итал. Duomo di Siena) создан трудами великих мастеров нескольких столетий в честь Успения Пресвятой Богородицы (итал. Cattedrale di Santa Maria Assunta). По богатству своего внутреннего убранства и количеству художественных шедевров он может спокойно соперничать с самыми знаменитыми коллекциями мира.
Центральный неф сооружен в строгом романском стиле. Мощные, высотой 18 м, полосатые черно-белые колонны с коринфскими капителями протянулись по всей длине нефа. Они удерживают полукруглые романские арки и своды потолка. На его синем фоне сияют серебряные звезды. Витражи в огромных окнах-розах отбрасывают яркие блики на инкрустированный мрамором пол. Несмотря на кажущуюся избыточность декора собора, пространство и свет здесь находятся в удивительной гармонии.

1. Кафедральный собор был построен в форме латинского креста. Он имеет три нефа и двухнефный трансепт – поперечный неф. Над средокрестием поднимается увенчанный фонарем купол в романском стиле. Его размеры – 54 м в высоту и 16 м в диаметре. По всему периметру на полосатых черно-белых полуколоннах установлены фигуры святых (XV век) в полный рост. Знаменитый купол собора выглядит эффектно благодаря эффекту обманки: кажущиеся выступы в нём – это роспись потолка.

2. Между арками и сводами центрального нефа идет карниз, украшенный 172 гипсовыми бюстами первых понтификов, под ними расположены бюсты 36 императоров. Бюсты пап и хоры датируются концом XV и началом XVI веков.

3. В Сиенском соборе находится шедевр готической скульптуры – кафедра работы Николы и Джованни Пизано (1266-1268). Восьмиугольную в плане кафедру украшают изысканные рельефы и скульптуры. Четыре из восьми угловых колонн опираются на фигуры львов, центральная колонна стоит на атлантах. Колонны соединены полукруглыми трехлопастными арками. Над капителями установлены мраморные фигуры, символизирующие добродетели, и выделяющаяся большим размером фигура Христа.

4. Теперь посмотрим, на что следует обратить внимание в левом нефе.

5. Недалеко от входа установлен план собора, который поможет соориентироваться в этом грандиозном великолепии.

6. Рядом с входом в библиотеку Пикколомини находится чудесный алтарь, созданный в 1481-1485 годах Андреа Бреньо по поручению Франческо Пикколомини. Алтарь посвящался папе Пию II, и в то же время был призван прославлять все семейство Пикколомини, игравшее важную роль в политической и культурной жизни Сиены. Внушительный алтарь состоит из трех рядов ниш. В нижнем ярусе установлены четыре статуи работы Микеланджело (святой Петр и святой Пий – справа, и святой Григорий и святой Павел – слева), созданные им в 1501-1504 гг. В верхнем ярусе алтаря представлена скульптура “Мадонна с младенцем” (1397-1400), ранняя работа Якопо делла Кверча. Верхняя правая ниша алтаря пуста, поскольку Микеланджело так и не завершил предназначенную для нее статую святого Матфея, оставив ее ради Давида. Следом за алтарем находится вход в библиотеку Пикколомини, отмеченный большой фреской Пинтуриккьо Коронование Пия III.

7. В алтарной нише – полотно Паоло ди Джованни Феи 1385 года, на котором изображена Мадонна с младенцем.

8. В 1464 году Папа Пий II привез в Сиену бесценную реликвию – правую руку Святого Иоанна. И в 1482 года началось строительство капеллы Святого Иоанна Крестителя. В 1504-1505 капелла была расписана Пинтуриккьо евангельскими сюжетами. Затем была помещена знаменитая бронзовая статуя святого, сделанная Донателло с большим драматизмом. В плане капелла имеет круглую форму с 3 нишами со статуями и куполом, придающим ей вид небольшого храма-реликвария. Декор стен – мрамор и позолоченная лепнина рубежа XVI-XVII веков.

9. Мраморная купель в этой капелле была выполнена Антонио Федериньи в 1465-1468 гг.

10. Капеллу Киджи создал в 1661 году знаменитый архитектор Джованни Лоренцо Бернини по заказу родившегося в Сиене папы римского Александра VII, в миру Фабио Киджи.

11. В правом нефе стоит обратить внимание на важные сиенские святыни.

12. Маленькая круглая капелла Мадонны (Capella della Madonna del Voto) была построена в 1662 году по проекту Лоренцо Бернини. Главное сокровище капеллы образ Мадонны – хранительницы Сиены, особо почитаемый по сей день. Художник Диетисальви ди Спеме создал образ в конце XIII века по обету, данному в тяжелый час накануне битвы при Монтаперти (1260). Две статуи в капелле – Марии Магдалины и святого Иеронима, были изготовлены Бернини.

13. Изященный золочёный купол капеллы Мадонны устремлён в небеса.

14. В одной из капелл правого нефа хранятся мощи Святой Екатерины Сиенской.

16. Великолепные чаши для святой воды выполнил Антонио Федериньи.

17. Внутри собора, кроме мастерски выполненных скульптур, можно увидеть прекрасно сохранившиеся фрески, написанные выдающимися представителями сиенской живописной школы.

20. В соборе несколько разнообразных органов.

21. Особенно роскошно выглядит алтарная апсида. Алтарный образ, известный под названием Маэста (ныне хранится в музее собора), создал в 1308-1311 годах выдающийся мастер итальянской готической живописи Дуччо ди Буонинсенья из Сиены. В апсиде расположены деревянные хоры.

22. В 1532 году Бальдассаре Петруцци высек из мрамора главный алтарь, который венчает бронзовая дарохранительница, созданная мастером Веккьетта в 1467-1472 годах.

28. Статуи в алтаре – работы Франческо ди Джорджио.

29. Нарядны и красочны фрески в алтарной апсиде.

31. Потрясающе искусная резьба по дереву.

32. Замечательные инкрустации с изображениями животных, натюрмортов и городов на спинках кресел выполнены фра Джованни да Верона в 1503 году.

36. К концу наступает переполнение шедеврами, бродить здесь можно часами, и мы устремляемся в сторону выхода.

37. Общее впечатление – одного дня катастрофически мало, Дуомо в Сиене требует более подробного и внимательного изучения, а не одноразового посещения. Отложим это на следующий раз.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector