Собор в милане фото | Vasque-Russia.ru

Собор в милане фото

Миланский собор. История и призраки

Главный Миланский собор (Duomo di Milano) – Дуомо или Собор Рождества Девы Марии (Cattedrale di Santa Maria Nascente) строился более 500 лет. Строительство началось в XIV веке, а закончилось в начале XIX века, причем последняя дверь храма была поставлена в 1965 году.

Первоначально на месте собора находилось кельтское капище. В 1386 году по приказу архиепископа Антонио Салуццо был заложен первый камень Миланского собора, посвященный Рождеству Девы Марии. Строящееся здание переживало радости и несчастья горожан и стало городским символом – защитником от злых сил.


Параметры собора впечатляют: 108 метров в высоту, 158 метров в длину и 96 в ширину, Собор украшают 150 фигурок и 135 шпилей. Это третий по величине собор в мире, после Святого Петра и Севильи. Вместимость собора 40 000 человек.


Джан Галеаццо Висконти, правитель Милана, который решил построить собор

Правитель Милана той эпохи, Джан Галеаццо Висконти, пожелал построить здание в модном готическом стиле, непривычном для Италии. Для работ были приглашены мастера из Франции и Германии. Главный алтарь был освящен в 1417 году.

Строительство продвигалось медленно, правители сменяли друг друга, и каждый вносил свои изменения в проект, собор должен был стать символом величия власти герцога – «небоскребом средневековья». Случалось, что новый хозяин велел перестроить постройки предшественника.


Стиль собора – «Пламенеющая готика», украшения создания создают эффект языков пламени. Стиль популярен в средневековой архитектуре Франции и Германии.


Собор в 1830х годах (Рис. Angelo Inganni)

В годы правления Людовико Сфорца в XV веке в работе над проектированием собора принимал участие Леонардо да Винчи. Гений Леонардо предложил «двери-близнецы» («porta gemella»), то есть парная дверь с двумя арками. Архитекторы поддержали идею, они даже решили сделать дверь-триптих с высоким изящным шпилем. К сожалению, до конца идею воплотить не удалось.

После падения герцога Сфорца в Милане настали тяжелые времена, финансирование строительства собора прекратилось. Иностранные правители не были заинтересованы в таком масштабном проекте.


Туманным вечером Милан напоминает Петербург (вид с крыши собора)


Когда дождливо, мрачно

Однако Милан оставался точкой пересечения великих художников, миланская школа искусств ценилась во всем мире.
В XVI веке шел спор за площадку для продолжения строительства, многие знатные семьи пытались отобрать себе кусок земли в центре города у Рыночной площади.


Собор в XIX веке (Рис. Angelo Inganni)

Строительство собора в середине XVI века продолжил Карло Борромео, архиепископ Милана, который снискал добрую славу среди горожан благодаря своей благотворительной деятельности. Благодарные горожане добились, чтобы любимого епископа причислили его к лику святых в следующем столетии.


Портрет Карло Борромео, который находится в Эрмитаже.
(Рис. Орацио Борджанни)


Могила архиепископа Борромео в соборе

Собор был освящен архиепископом Карло Борромео в 1572 году, хотя еще не был полностью завершен.
Дело брата в XVII веке продолжил Федерико Борромео, который сумел систематизировать сумбурное проектирование и строительные работы.


Пламенеющая готика очаровывает


Собор в начале XX века

Он отстранил от работы архитектора Пеллегрини, у которого даже не было точного проекта фасада собора, к тому же рабочие враждебно относились к архитектору, начальник задерживал им выплату жалования. После смены начальства стройки работы начали продвигаться эффективнее.

Федерико Борромео настоял, чтобы каждая из десяти колонн высотой почти 20 метров была бы создана из одного гранитного монолита. Идея казалась безумной. Отыскать кусок подходящего мрамора удалось, но он разбился на три части при погрузке на лодку для транспортировки от места добычи.


Федерико Борромео описан в романе “Обрученные”, он помогал населению в борьбе с чумой

Только в 1769 году появился 106-метровый шпиль со статуей Мадонны из позолоченной бронзы. В городе был принят закон, что ни одно строение в Милане не должно заслонять собой святую покровительницу города. Даже в наши дни, когда в Милане возвели небоскреб «Пирелли», на его крыше установили точную копию Богородицы.


Собор в начале XIX века, почти готов


Узоры готики

Архитектурный замысел готических игл-шпилей осуществили только в начале XIX века. Строительство здания было завершено в 1813 году (хотя последняя дверь была поставлена только в 1965 году).

Наполеон Бонапарт был восхищен проектом и щедро участвовал в финансировании завершения работ. В 1805 году в Миланском соборе Наполеон был коронован как король Италии.

Над алтарем храма хранится гвоздь, которым был распят Иисус Христос. Гвоздь спускают для прихожан в день празднования дня Воздвижения Креста Господня.


Вокруг собора в 1830х годах (Рис. Angelo Inganni)

По сводами Дуомо есть известная в городе икона – Мадонна Роз. На иконе нет изображений цветов, но ее имя связано с легендой.


Мадонна Роз (репродукция картины)

В 1409 году в Милане правил жестокий герцог Джан Мария Висконти, он был молод, красив и безжалостен. Герцог любил войну и собак, которых ради развлечения натравливал на людей.


Джан Висконти в образе святого мученика Домнина, который изображался с собаками

В мае 1409 года уставшие от кровопролитных войн горожане окружили процессию герцога с криками: «Мира! Мира!». Разгневанный правитель велел своим солдатам убить мятежников, в этот день погибло двести горожан. Герцог запретил произносить слово «Мир», даже в церковной службе заменили латинское слово «pacem» (мир) на «tranquillitatem» (покой).

Оскар Уальд упоминает герцога Джана Висконти в романе «Портрет Дориана Греня» среди «тех, кого Пресыщенность, Порок и Кровожадность превратили в чудовищ или безумцев».

Однажды для военных нужд герцог приказал разграбить строительную площадку Дуомо. Очень набожная женщина боялась небесной кары, она каждый день приходила к образу Богородицы с букетом роз и просила пощадить город. Однажды она нашла свой засохший букет оставленный несколько дней назад и начала плакать, молясь о спасении своего сына, раненного в бою. Розы снова расцвели: поэтому икона получила название – Мадонна Роз.

В 1412 году герцог Джан Висконти в возрасте 23 лет был убит заговорщиками на пороге церкви.


«Джан Мария Висконти, травивший людей собаками; когда он был убит, труп его усыпала розами любившая его гетера».

Правителем Милана стал его брат Филипп, тоже жестокий психопат… но это уже другая история, к которой мы потом вернемся.


Милан и Миланцы

До середины девятнадцатого века часы Милана регулировались меридианом Дуомо. В отверстие на потолке попадал луч света, который падал на пол, а когда свет достигал отметки «полдень», передавался сигнал звонить в колокол Кордузио (Cors Ducis, герцогский суд), который контролировал торговлю. Торговая деятельность регулировалась на Рыночной площади у Дуомо.


Торговля на площади возле собора в 1830х годах (Рис. Angelo Inganni)

Призрак собора

Говорят, в соборе бродит местный призрак – Невеста в черном. Этот призрак проявляется на свадебных фотографиях молодоженов, сфотографировавшихся на фоне Дуомо.

Эта таинственная фигура – призрак некой Карлины, жившей недалеко от озера Комо, где по древнему обычаю невеста кутается в черный шелковый наряд. Эта маскировка помогала обмануть слуг феодала, который часто требовал «Право первой ночи» с невестой.

В холодный и туманный октябрьский день Карлина вышла замуж за своего жениха Рензино. Новобрачная была в традиционном черном шелковом наряде. Молодожены отправились в Милан на медовый месяц и решили подняться на крышу собора. Среди шпилей, покрытых туманом, постепенно стали появляться статуи химер и драконов, которые испугали бедную Карлину.


Вечером на крыше Дуомо всякое может привидеться

Ее мучило чувство вины, Карлина изменила накануне свадьбы своему жениху и была беременна от любовника. Она решила ничего не говорить будущему мужу… И вот это вызывающие волнение воспоминания, тихое место возле неба, где в дымке появились тревожные фигуры – все это напугало новобрачную. Карлина отпустила руку жениха и бросилась бежать среди статуй, крича от страха.

Ее испуганный муж увидел, как Карлина упала в пустоту, а затем исчезла, поглощенная шпилями Дуомо. Легенда гласит, что тело Невесты в черном так и не было найдено.


Ночной собор

На сегодняшний день есть много свидетельств, рассказывающих о тревожной черной фигуре с белыми глазами, которая появляется на фотографиях за молодоженами у Миланского собора.

Не бойтесь, говорят, это доброе привидение и желает всем счастливого и мирного брака, которого у нее не случилось.


Туманное утро в Милане, “Городская стража” выходит на пост

Информация о входе:
Вход в собор платный. Очередь длинная. Касса находится в соседнем здании, а там тоже очередь. Билет лучше купить на сайте. https://www.duomomilano.it/en/ticket/

Можно войти утром бесплатно назвавшись «руссо пилигримо» (русский паломник) и послушать мессу, но тогда походить по собору и фотографировать не получится.

Билет на крышу собора продается отдельно, поэтому лучше купить сразу общий билет: собор и крыша.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Началось все вот с этой фотографии. Специалисты по Европе может быть в курсе, а я пытался представить, что это за сооружение такое. Обычно так рисуют фантастическую архитектуру другой цивилизации. Однако, все оказалось намного ближе 🙂

Древнее капище кельтов было разрушено на этом месте. Та же участь постигла и храм Минервы, стоявший здесь во времена Римской империи. Какое-то время здесь стояли две церкви (Санта-Мария Маджоре и Санта-Текла), которые сменила грандиозная постройка в готическом стиле.

Самым знаменитым памятником Итальянского Милана стал впоследствие этот Собор, полное название которого «Санта-Мария Нашенте». Это великолепное сооружение готической архитектуры называют даже символом Милана, ведь и расположен он прямо в центре города. Увидеть Миланский Собор собственными глазами – это не то, что увидеть на фотографии, хотя и они передают его изящество и красоту.

Первые камни в строительство этого готического храма заложил Джан Галеаццо Висконти в 1386 году, а проект фасада утвердил в 1805 году Наполеон. Собор является единственным в Европе построенным из белого мрамора.

На месте строительства Дуомо (так называют собор в Милане), в ранние времена стояло святилище кельтов, во времена Римской империи – храм Минервы, позже церковь Санта-Текла (IV-VI века), с VII века – церковь Санта-Мария-Маджоре (её снесли, чтобы расчистить место под новый собор).

Специалистов для постройки храма в готическом стиле пригласили из Германии и Франции, хотя сначала проектом занимался итальянский архитектор Симоне де’Орсениго. В 1470 году на пост главного архитектора пригласили Джунифорте Солари. Он пригласил себе на помощь Браманте и Леонардо да Винчи, и они предложили совместить готический стиль с ренессансом, в результате чего появился восьмиугольный купол.


В 1417 году недостроенный собор освятил папа Мартин V. Открытие храма состоялось в 1572 году, его торжественно освятил святой Карл Борромео.

В 1769 году был сооружен 104-метровый шпиль с позолоченной статуей Мадонны на конце. После этого в Милане приняли закон, что ни одно здание не должно заслонять покровительницу города. В XIX веке был построен «каменный лес» из 135 мраморных шпилей направленных в небо.

За время строительства Собора сменилось много поколений людей, участвовавших в его воздвижении. И ведь они прекрасно понимали, что окончание строительства им увидеть не суждено.

Не только итальянские мастера принимали участие в строительстве этого великолепия, но и французские и немецкие архитекторы. Да и сейчас там постоянно можно увидеть леса и прочие сооружения – ведь Собор приходится постоянно подновлять.

Сооружение это просто грандиозное, по всему верху украшенное многочисленными шпилями и башенками, резными украшениями, отчего выглядит, словно невесомое кружево. Фасад Собора впечатляющий, нежного бело-молочного цвета с легким розоватым оттенком.

В высоту здание собора достигает 157 метров. Это второй в мире готический Собор по вместимости, после Севильского Собора, который был перестроен из мечети. Внутренняя площадь Миланского Собора – 11700 квадратных метров.

Посвящен Миланский Дуомо – Святой Мадонне. Её позолоченная статуя установлена на самом высоком шпиле, на высоте 108,5 метров.

Милан значительно пострадал во время немецких бомбардировок Второй Мировой Войны. Разрушено было более 60 процентов городских построек. Среди уцелевших и нетронутых зданий был и Собор «Санта-Мария Нашенте».

Церкви готической эпохи традиционно украшаются многочисленными скульптурами, ведь бесконечные детальки считаются главными украшениями готических сооружений.

Так вот Миланский Собор насчитывает 2245 различных и весьма примечательных скульптур. Это и статуи святых, и изображение сцен из библейских сюжетов, и диковинные фантасмагоричные животные. На украшающих здание деталях изображено много лиц средневековья. Логично можно предположить, что большинство из них – это спонсоры строительства и их семейства.

Некоторые женские фигуры, находящиеся на центральном балконе фасада весьма похожи на нью-йоркскую статую Свободы, и вполне резонно считаются её прообразами.

На шпилях также много фигур. Именно такие детали отлично передают особенность Собора, даже лучше, чем общие стандартные виды.

Ещё одна потрясающая особенность Миланского Собора это то, что на его крышу, оборудованную как террасу, можно подняться на лифте или по лестнице. Вокруг возвышаются все 135 шпилей – настоящий каменный лес.

Крышу можно обойти по всему периметру и в мельчайших подробностях в разных ракурсах рассмотреть статуи ангелов, химер, библейских персонажей. Настолько изящно выполнена каждая скульптура, выражения лиц, мимика, и детали одежды, что хочется просто стоять и любоваться этим настоящим искусством.

Великолепный фасад Собора скрывает за собой не меньшее великолепие. Центральный вход в Собор чаще всего закрыт, так что входить нужно через правый боковой портал. Там находится гробница архиепископа Милана 1018-1045 годов Ариберто да Интимиано.

Вдоль всей передней стены тянется латунная полоска. В полдень открывается её секрет – это меридиан, на который в это время через проделанное в крыше отверстие падает солнечный луч.

Тут же находится спуск в останки ранней базилики Санта-Текла, стоявшей на этом месте до строительства Кафедрального Собора. На этом месте в 387 году епископ и покровитель Милана святой Амвросий крестил будущего отца церкви святого Августина.

Белый мраморный пол инкрустирован барочными узорами из черного и красного мрамора, воплотившими фантазии знаменитого итальянского живописца Пеллегрино Тибальди.

Уникальна работа статуи святого Варфоломея – покровителя рыбаков, с которого живьем содрали кожу. Вот в таком натуралистичном виде, напоминающем анатомическую модель, святой Варфоломей и запечатлен скульптором Марко д̀Аграте.

Поражают высокие потолки и своды, колонны и знаменитый огромный орган Дуомо, который включает в себя 180 регистров и 13200 труб.

Витражи Миланского Дуомо создавались несколько веков. Из них самому древнему более 500 лет, этот витраж один из самых красивых — он изображает житие Христа. А последний витраж установлен не так давно — в 1988 году. Искусно выполнен и витраж с изображением святой Елены, матери императора Константина I Великого, который находится над малой часовней Креста. Находятся в Миланском Соборе и самые большие из всех витражей Средневековья – созданные братьями Бертини в 19 веке витражи в апсиде, изображающие сцены из Ветхого Завета, Нового Завета и Апокалипсиса.

Десятки реликвий собраны в Миланском Соборе. Среди них деревянное распятие, специально выполненное к процессии 1576 года, во время нашествия чумы. Впечатляет и надгробный памятник-мавзолей Джана Джакомо Медичи, выполненный скульптором Леони Леони. Это самая знаменитая гробница в этом Соборе, которую заказал Папа Римский Пий IY, брат Джакомо. На усыпальнице между двумя аллегорическими фигурами Мира и Войны, изображен сам Джакомо Медичи, живший с 1495 по 1555 гг.

В Миланском Соборе хранится реликвия – один из гвоздей, которыми был прибит к кресту Христос. Три гвоздя всего было. Один из них, брошенный в море, усмирил бурю. Второй гвоздь находится в Соборе в Монце. Третий гвоздь был переделан в лошадиные удила для императора. Позже император Феодосий подарил Святой гвоздь, переделанный в удила епископу Медиоланскому Амвросию. Сейчас эта реликвия находится над главным алтарем в самом центре Собора, помещенная в драгоценную дарохранительницу, состоящую из купола с фигурой торжествующего Христа над восьмью бронзовыми позолоченными колоннами.

Дважды в году Святой гвоздь доступен для обозрения прихожан. При помощи специального устройства, которое изобрел ещё Леонардо да Винчи, поднимается миланский епископ к нише за гвоздем. В остальное время гвоздь символизирует красный луч на стене.

Главный алтарь, созданный из мрамора и бронзы, создан Пеллегрино Тибальди. Позади него в 1560 году воздвигнут балдахин в форме храма, покоящийся на символизирующих апостолов двенадцати колоннах.

Недалеко стоит шедевр лотарингского мастера Никола да Вердуна 12 века – знаменитый бронзовый подсвечник пятиметровой высоты. Подсвечник опирается на четырех драконов, являющихся центром композиции. А бронзовую ножку великолепного канделябра украшают аллегорические фигуры и библейские персонажи.

На одной из стен Собора висит огромная каменная таблица, с выгравированным перечнем имен и фамилий всех архиепископов Милана начиная с 51 года настоящее время. Остались свободные места на ней и для имен будущих архиепископов.

Важно отметить, что женщины не могут посетить главную достопримечательность Милана с непокрытыми плечами и футболке с глубоким вырезом.

В первые дни лета время для посещения изменено

  • 1 июня 07:00-12:00;
  • 2 июня 14:00-19:00;
  • 3 июня 09:00-19:00.

Режим работы смотровой площадки

Закрыта на Рождество и 1 мая.

Стоимость посещения на лифте

взрослый – 12 €, льготный – 6 € (дети 6-12 лет, лица старше 65 лет, группы студентов).
Стоимость посещения пешком

взрослый – 7 €, льготный – 3,50 € (дети 6-12 лет, лица старше 65 лет, группы студентов).

А вот фотографии 1900 года :

источники
Лилия Юрканис – http://www.inflora.ru
http://www.arrivo.ru/
http://worldjourney.ru/

Напомню вам еще некоторые величественные соборы Европы: Собор Святого Семейства (La Sagrada Familial) и Собор святого Петра в Ватикане (Basilica Sancti Petri). А вот футуристическая Хатльгримскиркья

Миланский собор Дуомо (собор Милана) -фото, билеты, стиль.

В доказательство грандиозности и исключительности сооружения приведу два факта:
1.В готическом стиле Миланский собор Дуомо второй по величине в Европе после собора в Севилье.
2.Также Миланский собор Дуомо второй по величине среди всех храмов Италии. На первом месте только Ватиканский собор Святого Петра в Риме.

Ещё есть и поразительный факт в строительстве Миланского собора Дуомо. Он заключается в том, что возведение Миланского собора Дуомо закончилось лишь в начале 19 века. Тогда были завершены работы по декорированию фасадной части.

Соборная площадь Милана.

Знакомство с собором начнём на Соборной площади. Пьяцца дель Дуомо или Соборная Площадь, не трудно догадаться, получила своё название по находящемуся здесь кафедральному собору Милана. В центре Соборной площади установлена конная статуя Витторио Эмануэле II – первого короля Италии, коронованного в 1861 г.

На площади около собора проводятся важные мероприятия, фестивали, народные праздники.

Кафедральный Собор Милана.

Интересно, что большое количество деталей фасада Миланского собора Дуомо дорабатывали по 1965 г. включительно.

Миланский собор Дуомо может похвастаться ещё несколькими рекордами: он единственное в Европе готическое сооружение из белого мрамора, а также в Дуомо установлено 3400 скульптур.

Как ни странно, в пространство Миланского собора Дуомо вписаны и работы современных авторов, например, вот такая скульптура.

Площадь Миланского собора Дуомо огромна. Больше по количеству человек, которые одновременно могут присутствовать на службе, только два собора – в Севилье и в Ватикане.

Собор в Милане строили на месте, которое было выбрано для поклонения богам еще при древних кельтах, впоследствии здесь был древнеримский храм, потом с 7 века – Церковь Санта-Мария-Маджоре. Так что место «намоленное».

Идея строительства в готическом стиле принадлежала первому миланскому герцогу из семейства Висконти – Джан Галеаццо.

На территории Италии это был первый собор в стиле пламенеющей готики. Поэтому для консультации приглашали французских и немецких архитекторов.

Руководство проектом строительства Дуомо в Милане поручили все-таки итальянцу Симоне де Орсениго, потом его сменил Джунифорте Солари, которому помогали такие великие мастера, как Браманте и Леонардо да Винчи.

Миланский собор, фото.

В готическом соборе купол выдержан в духе Ренессанса. Под куполом в воздухе – полотна, воспроизводящие библейские сюжеты.

Собор открылся для верующих в 1572 г.

Длина Дуомо – более 150 метров, ширина – около 100 м. Максимальное число прихожан, которые могут одновременно присутствовать на богослужении, – 40 тысяч человек.

В Миланском соборе находится гробница Джан-Джакомо Медичи и другие реликвии.

Миланский собор, стиль.

Как я уже писал выше, собор построен в готическом стиле. Готический стиль в средневековом искусстве господствовал в Европе с XII по XVI века. Предшествовал ему романский стиль, а на смену пришла эпоха Возрождения.

В Миланском соборе сохранились витражные окна 15 века, их можно увидеть вдоль стены справа.

Внутри Миланского собора есть удивительные святыни – например, гвоздь, которым был распят Иисус. Этот гвоздь находится над алтарем храма.

Пол Собора выложен уникальной мраморной мозаикой.

В Миланском соборе хранятся старинные святыни – например, ванна из порфира, изготовленная в 4 веке и использовавшаяся как купель для крещения.

Внутри собора сохранились хоры из дерева, украшенные тонкой резьбой.

Собор Дуомо в Милане.

Снаружи Миланский собор украшен башенками, скульптурными композициями, колоннами, перекрытиями, которые можно сравнить с кружевом из камня. Фасад оформлялся в начале 19 века по проекту, утвержденному самим Наполеоном Бонапартом.

В конце XVIII века над собором Милана построили стометровый шпиль, увенчанный скульптурой Святой Девы. Высота покрытой золотом бронзовой скульптуры Богоматери – 4 метра.

Внешнее убранство собора отличается большим количеством скульптурных групп и статуй. Говорят, что многие из них – портреты миланцев разных веков.

Устремленный ввысь Миланский собор передает полет человеческой веры, мечты, таланта.

Миланский собор можно осматривать с площади, а можно воспользоваться лифтом и подняться на галерею, расположенную на крыше собора, и оттуда полюбоваться на город!

Миланский собор, билеты.

Миланский собор можно посетить ежедневно, с 9 часов утра до 9 часов вечера. Актуальную информацию о часах работы и стоимости билетов можно уточнить на сайте миланского собора Дуомо.

Сейчас Миланский собор Дуомо входит в список ЮНЕСКО и является одним из величайших произведений человечества.

Полное описание собора Дуомо в Милане

Собор Дуомо в Италии – шедевр архитектурного искусства. Это один из самых больших храмов в мире, восьмое чудо света. О нем ходят легенды и предания; интерес туристов к нему не угасает на протяжении нескольких веков.

Чем знаменит

Миланский храм находится в центре города, на главной площади. Это не только самый знаменитый объект в Италии, о нем знают во всем мире. Одновременно в нем могут разместиться 40 тысяч человек.

Красота сооружения пленяет посетителей в любое время суток: днем он поражает своим роскошным убранством, а ночью – потрясающей иллюминацией.

Нет ни одного святилища в мире, украшенного таким количеством скульптур на фасаде – их насчитывают 3400. В его стенах хранится бессчетное число произведений искусства мирового уровня и масса христианских святынь.

История

Он относится к памятникам архитектуры 14 века. Несмотря на то, что строения в готическом стиле были распространены в Европе, на этой территории он стал первой подобной постройкой. Его возведение продолжалось более 5 веков.

Легенда

Существует легенда, которая рассказывает, каким образом было задумано начало строительства.

Согласно преданию, в 1386 году Джану Галеаццо Висконти приснился дьявол, который приказал выстроить сооружение, украшенное демоническими скульптурами. Если этого не сделать – душа Висконти вечно будет пребывать в аду.

Работы начались, но их окончания правитель не увидел. Святилище было возведено только по прошествии нескольких веков.

Конечно, храм возводился в честь Святой Девы Марии, но среди украшений на фасаде выделяется 96 фигур демонического характера.

Строительство

Строительство Миланского кафедрального собора Дуомо не прошло в одночасье. Этапы работы регулярно прерывались по разным причинам. В результате получилась некая смесь архитектурных стилей; нельзя утверждать, что это – готическое здание.

Стоит отметить, что Висконти видел сооружение, сделанным из мрамора. Это создало первые трудности, так как доставить материал было тяжело. Материал подвозили по каньонам, из оборудованного наспех порта.

Был объявлен конкурс архитекторов, среди прочих откликнулись Леонардо да Винчи и Браманте. Они предоставили деревянный проект, который не сохранился до наших дней. Но выиграл конкурс Джованни Антонио Амадео. Именно он начал возведение сооружения.

Фасады отличаются от остальных подобных конструкций тем, что они украшены огромным множеством изваяний религиозной тематики. Среди них отдельно выделяют фигуры демонической направленности.

Окончательно строительство завершилось только спустя несколько веков, все время достраивались башни, возводились колонны, дополнялись новыми скульптурами. В работах принимали участие и простые жители. В выходные дни ремесленники, лавочники, булочники выходили, чтобы помочь строителям.

Интересные факты и мифы

История сохранила множество мифов и реальных фактов возведения. Среди них являются правдой следующие:

  1. Реальной датой окончания строительства называют 1968 год.
  2. Смена архитекторов привела к смешению стилей: готики и ренессанса.
  3. Считается, что в создании с момента заложения первого камня приняли участие 180 архитекторов.
  4. Главный алтарь освятили еще 1417 году, задолго до официального открытия храма.
  5. По величине Дуомо занимает 5 место в мире.
  6. С высоты птичьего полета постройка выглядит, как католический крест.
  7. Украшениями являются шпили – их насчитывается 135 штук.
  8. В Италии действует закон, по которому ни одна высотка не может находится выше главного со статуей Девы Марии, а его высота составляет 105 метров.
  9. В нем проходила коронация Наполеона Бонапарта. Доказательством этого служит возведенный острие с фигурой императора.

В настоящее время святилище известно не только как христианская святыня: здесь организуются концерты светской музыки.

Размеры

Размеры главного храма Италии поражают. Следует отметить, что это самое крупная мраморная постройка в мире. Его размеры:

  • длина – 158 метров;
  • ширина – 58 метров;
  • общая площадь составляет 11, 3 кв. км.

С высоты шпилей видны Альпийские горы. Объект известен смотровыми площадками, взглянуть на город и окрестности собираются тысячи туристов.

Архитектура

Хотя исследователи утверждают, что в объекте не всё соответствует стилю готики, готические черты присутствуют в каждом его элементе. Длительное строительство, смена архитекторов привела к смешению различных стилей.

Фасад

На фасаде насчитывают 3400 изваяний. Среди них есть мифические изображения, скульптуры исторических личностей, образы святых и мучеников.

Для отделки фасада использовали особый вид мрамора. Он меняет цвет в зависимости от времени суток. Кто-то предпочитает любоваться его видом на рассвете, кто-то утверждает, что краше всего он выглядит ночью, при Луне. Бесспорным является тот факт, что забыть его великолепие и величественность невозможно. Недаром сюда едут со всех уголков мира.

Шпили

Дуомо имеет 135 шпилей. Они представляют собой каменные иглы. На самом высоком установлена изваяние Золотой Мадонны (Девы Марии). Самым старым считается шпиль со статуей Святого Георгия, он был установлен в 1404 году. На остриях можно увидеть самые неожиданные изображения. Так, здесь есть фигуры голубей и боксеров.

Благодаря множеству остроконечных конструкций он кажется невесомым, кружевным.

Скульптуры гаргулии

Гаргулии – мифические чудовища, воплощение зла и мерзости. Примечателен тот факт, что в архитектуре разных народов они изображаются в образах различных животных: собак, козлов, львов. Гаргулии представлены в виде химер, в них собраны черты всех животных. Это стилистические черты ренессанса.

Гаргулии возведены не просто в качестве украшения, они служат отводом дождевых вод с крыши и боковых фасадов.

Загадка колокольни

Дуомо отличается от всех христианских храмов мира. На первый взгляд кажется, что здесь нет главного элемента религиозных построек – колокольни. Многие думают, что на звоннице нет колоколов. Это не так.

Колокола есть – их три. Колокольни были возведены еще более 5 веков назад. Спрятаны они в пространстве между главными шпилями. До середины 19 века колокола находились тут же, но впоследствии колокольни разрушились.

Новые колокольни не оборудованы до настоящего времени. В 1938 году был одобрен проект Вико Вигано. Задумка архитектора понравилась Муссолини, но позже ее отвергли, так как колокольни оказались бы выше главной иглы со Святой Мадонной.

Мадонна

Статуя Мадонны украшает главный шпиль. Она отделана бронзой и позолотой. Ее изготовил Перего в конце 18 века, а отделкой занимался ювелир Джузеппе Бини. Во время ее установки многие опасались, что она будет притягивать молнии, так как основа конструкции металлическая. Во время Второй Мировой войны фигуру завешивали полотном, чтобы она не притягивала взоры фашистских летчиков.

Высота ее – более 4 метров, а общий вес составляет 399 килограммов, причем 6,75 килограммов – листы чистого золота, которыми облицована Мадонна.

Статуя считается символом Милана. Вообще, собор строился в честь Святой Мадонны, это не удивительно, ведь в Италии ее почитают и поклоняются, как покровительнице всего народа.

Интерьер

Основание объекта представляет собой крест. Это католическая традиция, которую учитывают при возведении храмов.

Насчитывается 8 нефов, как горизонтальных, так и поперечных. Во внутреннем убранстве также прослеживаются черты готики. Это выражается в том, что центральный неф превышает по размерам соседние, окна выполнены в форме вытянутых витражей. Витражи расписаны сюжетами из библейского писания.

По бокам от главного прохода, в нишах располагаются алтари, надгробия, саркофаги. Алтари оформлены скульптурами и изображениями. Среди них отдельно выделяют фигуру Святого Варфоломея.

В южной части предела установлены солнечные часы. Луч солнца проходит через них и отражается на циферблате с зодиакальными знаками. Раньше отражение совпадало с реальным положением звезд на небе. Но сейчас, в результате проседания постройки, наблюдается некоторое несоответствие.

У нефа оборудована ванна, как в Древнем Риме. Это купель для совершения таинства крещения.

Внутреннее убранство очень богатое. Для отделки использовалось золото, драгоценные камни, серебро, мрамор.

Самые интересные места и объекты

По миланскому собору Дуомо в Милане можно бродить несколько дней, любуясь величественными скульптурами и росписями. Но здесь есть и другие примечательные объекты, которые стоит увидеть.

Мавзолей Джан-Джакомо Медичи

Мавзолей является последним захоронением внутри сооружения. Позже было запрещено хоронить здесь людей, так как боялись распространения чумы. Считали, что мавзолей – работа Микеланджело, но на самом деле сооружение выстроил Леон Леони. Под мавзолеем захоронен священнослужитель Карл Борромео.

Раскопки и баптистерий Святого Стефана

Под ним располагаются катакомбы, сохраненные с момента основания церкви Богородицы. Ее снесли перед началом строительства. Здесь постоянно проводятся раскопки. На уже исследованном участке земли возведен баптистерий Святого Стефана. Желающие осматривают действующие раскопки и добытые редкости.

Гвоздь из креста Иисуса Христа

В главном зале, над алтарем, посетитель замечает красную точку. Это место хранения гвоздя из креста, на котором был распят Христос.

Регулярно, 14 сентября, епископ поднимается на высоту 45 метров, чтобы извлечь святыню из особой капсулы, и освящает храм.

Подъемник замаскирован под облако. Кажется, что кверху понимается белоснежная тучка. Волшебное зрелище.

Статуя Святого Варфоломея

Миланский собор – уникальное строение, где возведена фигура святого Варфоломея. Фигура стоит справа от алтаря. Представляет собой удивительное зрелище. Это каменное изображение святого без кожи. Анатомическое строение фигуры полностью повторяет натуральный облик человека. Видна каждая мышца и сухожилие. Кожа накинута на плечи Варфоломея. Скульптура производит завораживающее впечатление.

Музей

В здании располагается музей. Он состоит из 26 залов, в которых собраны уникальные коллекции:

  • картин;
  • витражей;
  • драгоценностей;
  • макетов объекта.

Вход в музей платный. Потребуется заплатить 3 евро.

Церковь благовещения Святой Марии

Позади собора, на месте миланского старинного кладбища стоит церковь Богородицы. Храм выстроен в стиле барокко. Регулярно здесь проходят службы под аккомпанемент органа.

Подъем на террасы в летний сезон

В летний сезон, после осмотра внутреннего убранства, туристы поднимаются на крышу. С террасы открываются потрясающие виды на Милан. Удивительно то, что площадка находится в обрамлении шпилей. Город предстает через каменные иглы.

Подняться сюда можно по боковой лестнице с северной части здания. Вход платный – 9 евро.

Как добраться

Проще всего доехать на метро до станции Duomo. Это возможно сделать из любой части города.

Если вы путешествуете на автомобиле, следует помнить, парковка здесь платная и дорогая. Точный адрес достопримечательности: Duomo di Milano, Piazza del Duomo.

Если поездка на метро представляется проблематичной, поезжайте на такси. Каждый таксист, услышав слово «Дуомо», отвезет вас до места назначения. Поездка выйдет не из дешевых.

Время работы, стоимость

В Милане придется заплатить за осмотр кафедрального собора. Принимать туристов начинают с 8 утра до 19 часов ежедневно. Но на смотровые площадки вы попадете только с 9 дня.

Стоимость зависит от того, что вы собираетесь посетить. Так, на осмотр внутреннего убранства потребуется всего 2 евро. Если вы хотите включить в план осмотра все достопримечательные места объекта, придется заплатить 15 евро.

Туристам предлагают взять аудиогида. Он есть и на русском языке. Стоимость варьируется до 9 евро и зависит от количества опций.

Многие туристы платят только за осмотр достопримечательности и подъем на крышу, а раскопки не посещают. Однако это удивительное место стоит траты денег. Это не тот случай, когда нужно экономить. Впечатления от увиденного останутся на всю жизнь. Билеты приобретают на кассах или онлайн. Это удобно, если хотите сэкономить время.

Внимание! Кассы расположены по двум сторонам собора. Велика вероятность того, что если вы видите огромную очередь возле кассы, вторая окажется совершенно пустой. Поэтому не теряйте времени, и обойдите постройку.

Важно! Туриста с голыми частями тела внутрь не пустят, и потребуют, чтобы он привел себя в подобающий вид. Каноны требуют, чтобы руки, ноги, грудь, спина и живот были закрыты одеждой. Женщины не могут зайти внутрь без головного убора. Следует с уважением относиться к традициям, и не оскорблять верующих людей.

Миланский собор – не только центр католической религии, но и всемирно известная достопримечательность, поражающая величием и красотой. Это место, в котором собраны культурные ценности Италии. Здание отражает смену стилей в зодчестве и архитектуре, это своеобразный музей святынь, дошедших до сегодняшних дней.

Миланский собор Дуомо: что посмотреть, часы работы, билеты, экскурсии, история

Вплоть до строительства небоскреба Pirelli (1956-60 гг.) ни одно из зданий не могло возводиться выше скульптуры, что было указано даже в муниципальном законе. Однако от традиции пришлось отступить, но с условием, что на крыше самого высокого в городе небоскреба должна быть установлена точная копия Мадоннины.

Собор Дуомо в Милане: история и архитектура

История строительства грандиозного здания насчитывает более пяти веков. В 1386 году миланский архиепископ Антонио да Салуццо предложил возвести на месте раннехристианских базилик Санта Текла и Санта Мария Маджоре, располагавшихся на нынешней Пьяцца дель Дуомо, новый собор. В Милане эти две церкви являлись религиозным сердцем города, и план священника состоял в том, чтобы заменить пострадавшие при пожаре 1075 г. и впоследствии обветшавшие строения одним внушительным зданием. Интересен тот факт, что базилика Санта-Текла была окончательно снесена лишь в 1548 г.

Первоначальный проект Дуомо разрабатывался ломбардийскими архитекторами под руководством Симоне да Орсениго. Он предусматривал строительство здания из терракотового кирпича в ломбардском готическом стиле. Через год после закладки первого камня работы приостановил возглавлявший в то время Синьорию города Джан Галеаццо Висконти (1351-1402), желавший возвести храм более величественный, чем у «соседей». Приглашенный француз Николя де Бонавентуре предложил облицевать стены мраморными плитами, но амбициозный Галеаццо решил, что собор будет полностью мраморным. Взяв под свой контроль строительство, в 1387 году им была основана Fabbrica del Duomo с эксклюзивными правами на добычу мрамора из карьеров Кандольи. Каждый блок, предназначавшийся для Дуомо, отмечался знаком AUF (Ad usum fabricae), освобождавшим от уплаты налогов. Для доставки мраморных блоков была прорыта сеть водных каналов от озера Маджоре, часть которой до сих пор сохранилась и является одной из достопримечательностей Милана.

Получив в 1395 году от формального короля римлян Вацлава IV титул герцога, Джан Галеаццо Висконти в своих амбициях сделать Милан центром национальной монархии и одной из главных держав Европы, нанял для реализации впечатляющего проекта скульпторов и резчиков по камню со всей Европы. В качестве руководителей были назначены французские и немецкие архитекторы. Это сыграло определяющую роль в будущем облике Миланского собора, породив уникальный готический стиль Дуомо. На протяжении сотен лет над его возведением работало более 70 инженеров и архитекторов, в том числе Донато Браманте, Леонардо да Винчи, Джан Джакомо Дольчебуоно, Кристофоро Солари и многие другие.

Самый впечатляющий элемент Кафедрального собора – его обращенный к площади фасад, был закончен только в XIX веке, а официальной датой окончания почти 600-летнего строительства считается 6 января 1965 года, когда были установлены и открыты последние из пяти огромных бронзовых дверей, предваряющих вход в храм. Каждая из них является произведением искусства.

Кафедральный собор Милана внутри

Интерьер Дуомо поражает воображение. Его огромное внутреннее пространство разделено на пять нефов колоннами, поддерживающими расписанные ребристые своды. Мраморный пол украшает сложный узор, первоначально спроектированный миланским архитектором и художником Пеллегрино Пеллегрини в 1584 году. Утопающий в сумраке широкий центральный неф ведет к главному алтарю, расположенному в апсиде. Ее три огромных окна содержат наиболее древние витражи: в верхней части центрального окна находится около пятидесяти панелей XV и XVI веков, посвященные Видению Апокалипсиса, а в двух боковых – витражи с сюжетами из истории Нового и Ветхого завета.

Собор Милана хранит одну из главных христианских реликвий – Священный Гвоздь, считающийся одним из четырех, которыми был распят Иисус. Он содержится в реликварии высоко под куполом апсиды и подсвечивается красным светом, что делает его видимым из любой точки Дуомо. Дважды в год – 3 мая, в праздник Открытия Креста Господня, и 14 сентября, на праздник Воздвижения Святого Креста, священную реликвию опускают из-под купола и представляют на обозрение присутствующих.

Среди многих достопримечательностей интерьера Миланского собора – несколько алтарей, кафедр, погребальных памятников, часовен, художественных произведений. Особого внимания заслуживают:

  • часовня Мадонны дель Альберо, созданная Франческо Марией Ричини в 1614 г.;
  • алтарь Пресвятой Девы Марии (1543 г.) работы скульптора Агостино Бусти;
  • алтарь Распятия Сан Карло со знаменитым деревянным распятием, которое носил во время шествий будущий архиепископ Миланский Карло Борромео, призывая Всевышнего избавить Милан от чумы 1576 г., изготовлен Пеллегрино Пеллегрини;
  • погребальный памятник Джан Джакомо Медичи работы скульптора Леоне Леони, сделанный по заказу папы Пия IV Медичи в 1560-1563гг.;
  • статуя Святого Варфоломея, изготовленная Марко д’Аграте в 1562 г., расположена перед мавзолеем Медичи. Автору удалось добиться анатомического сходства с телом апостола со снятой кожей;
  • величественный канделябр Тривульцио, выполненный в XII веке и являющийся шедевром бронзовой готической скульптуры;
  • солнечные часы с символом Козерога, изготовленные в 1786 году астрономами обсерватории Брера, находятся рядом с входом в храм;
  • большой орган Миланского собора, содержащий 15800 труб и являющийся одним из крупнейших органов в мире.

Далеко не полный вышеприведенный перечень шедевров Дуомо дополняют художественные полотна. Ежегодно в ноябре и декабре вдоль центрального нефа выставляется цикл из 56 огромных картин знаменитых ломбардийских художников эпохи Возрождения с сюжетами из жизни архиепископа Миланского Карло Борромео, причисленного католической церковью к лику Святых спустя 26 лет после его смерти. Традиция почитания, получившая название Quadroni di San Carlo, проводится в Кафедральном соборе Милана 4 ноября, начиная с 1604 года.

В центре просторного пресвитерия стоит Киборий Пеллегрино, подаренный папой Пием IV в 1561 г. своему племяннику, тогда еще кардиналу Карло Борромео.

Крипта Сан Карло

Одно из особо почитаемых мест Миланского собора – крипта Сан Карло и мемориальный склеп, где хранятся останки святого, канонизированного в 1610 г. Карло Борромео считается одним из величайших реформаторов римско-католической церкви. Кроме того, его имя связывают с избавлением от чумы, которая свирепствовала в городе в 1576-77 гг. Хорошо известен эпизод шествия, организованного святым, который возглавил процессию, держа деревянный крест со вставленной в него реликвией – Святым Гвоздем, впервые вынесенным из храма. Может показаться невероятным, но после этого случая эпидемия утихла.

Тело Миланского архиепископа, облаченного в папское платье, хранится в склепе, в серебряном саркофаге со стенками из горного хрусталя, подаренного испанским королем Филиппом IV Габсбургским (1605-1665 гг.). Лицо Сан Карло покрывает серебряная маска, смоделированная и отлитая с воскового оригинала, снятого сразу после смерти.

Археологическая зона

Спустившись в подземелья Миланского собора, можно увидеть руины апсиды древней базилики Санта Текла и баптистерия Сан Джованни алле Фонти, построенных в IV веке. Баптистерий имел восьмиугольную форму диаметром около 20 метров, что отождествлялось с семью днями сотворения мира, и восьмой день – день Вечности. В его центре сохранились остатки большой восьмиугольной купели, в которой, согласно легенде, Амвросий Медиоланский, будучи епископом, в 387 году крестил святого Августина (354-430 гг.) – будущего философа и христианского богослова, считающегося одним из Отцов христианской Церкви.

Крыша Дуомо (Терраса)

Через подъемник можно получить доступ к террасам, с которых открывается необыкновенная панорама Милана и появляется возможность увидеть в непосредственной близости удивительный лес из шпилей, башенок и статуй. Рядом с лифтом находится шпиль Карелли, самый старый в Дуомо, датируемый 1397-1404 гг. Он был возведен благодаря миланскому банкиру-филантропу Марко Карелли и украшен статуэтками первой половины XV века. Его самая верхняя статуя, изображающая Джана Галеаццо Висконти, является копией скульптуры, изготовленной Джорджо Солари. Ее оригинал в настоящее время хранится в Музее Дуомо. Из всех шпилей только шесть датируются XV-XVI веками, остальные десять были возведены позже, в XVII-XVIII вв.

Главный шпиль Миланского собора украшает позолоченная статуя Мадонны Ассунты. Фигура высотой более 4-х метров, отлитая ювелиром Джузеппе Бини по проекту скульптора Джузеппе Перего, была водружена в конце 1774 г. и с тех пор является символом города. Во время Второй мировой войны Мадоннину для уменьшения ее видимости накрывали тканью, статуя не могла использоваться в качестве топографического ориентира. Установленная рядом алебарда выполняет функцию молниеотвода.

Дуомо: билеты на обзорные террасы

Цена Что включено
16 € Билет с посещением террас + Аудиогид. Включает посещение собора, террас, музей, археологическую зону, церковь Сан Готтардо ин Корте
от 25 € Собор и террасы с подъемом на лифте. Включает посещение собора, террас, музей, археологическую зону, церковь Сан Готтардо ин Корте
13 € Вход на террасы Миланского собора Дуомо без посещения собора
180 € 3-х часовая экскурсия по Милану с гидом + посещение Дуомо и террас
от 18 € Комплексный билет. Включает посещение собора, террас, музея и археологической зоны

Музей Дуомо

В музее, находящемся в Палаццо Реале (с правой стороны от собора), хранятся многие свидетельства 600-летней истории миланской церкви. Богатое собрание произведений искусства содержит подлинные образцы лучших скульптур Миланского собора, картины, гобелены и оригинальные витражи XV-XVI вв. Коллекция размещена в 26 залах Королевского дворца в хронологическом порядке, что позволяет проследить все этапы строительства Дуомо – от его основания в 1386 году и вплоть до XX века.

Музей расположен по адресу: Пьяцца дель Дуомо,12 (внутри Королевского дворца).

Церковь Сан Готтардо ин Корте

Храм построен в 1330-36 гг. правителем Милана – Аццоне Висконти Azzone Visconti в качестве придомовой часовни (in Corte – при Дворе). Она была вторично освящена в честь святого, являвшегося покровителем больных подагрой, от которой страдал Аццоне. Оригинальное строение позже было переделано в неоклассическом стиле, а восьмиугольная 7-ярусная колокольня с флюгером на шпиле шатровой крыши, созданная Франческо Пекорари, осталась целой. На ней были установлены первые в Милане городские часы, откуда и пошло название – Часовая башня.

Церковь Сан Готтардо ин Корте можно посетить одновременно с музеем. Внутри однонефной часовни находится фреска «Распятие» мастеров школы Джотто, полотно «Святой Карло Борромео» и великолепный надгробный памятник Аццоне Висконти Azzone Visconti, выполненный Джованни ди Балдуччо.

Часть могильного памятника Висконти можно увидеть на фото ниже.

Часы работы

Кафедральный собор
Открыт ежедневно с 08:00 до 19:00. В выходные дни Дуомо закрывается на час раньше. Доступ невозможен 25 декабря (католическое Рождество), 1 января (Новый год) и 1 Мая (Праздник труда). В церковные праздники предусматривается особый режим работы.

Крипта Сан Карло
Крипта в Миланском соборе открыта с понедельника по пятницу с 11:00 до 17:30, а субботу – до 17:00. Посещение в воскресные дни возможно с 13:30 до 15:30. Последний вход – за 15 мин. до закрытия Крипты.

Террасы, археологическая зона и баптестерий
Подняться на крышу собора, посетить археологическую зону Дуомо и Баптестерий можно ежедневно с 09:00 до 19:00. Вход со стороны северного подъемника возможен до 18:00.

Музей Дуомо и церковь Сан Готтардо ин Корте
Музей и церковь Сан Готтард открыты ежедневно, кроме среды, с 10:00 до 18:00. Кассы закрываются на час раньше.

Стоимоть билетов

Кассы Дуомо находятся справа от собора, в здании музея. Билеты можно приобрести на месте, но для того, чтобы избежать очередей (особенно в высокий туристический сезон), билеты рекомендуется приобретать заранее онлайн на сайте официального партнера TICKETONE. За бронирование берется дополнительно 50 центов, но оно того стоит.

  • только Дуомо – 3 евро (полный) и 2 евро (льготный);
  • музей и церковь Сан Готтардо ин Корте – 3 и 1 евро;
  • крыша – 10 (по лестнице), 14 (на лифте), 23 (ускоренный вход) евро и, соответственно 5, 7, 12 евро (льготные билеты).
  • CULTURE PASS (собор, крипта, археологическая зона, музей и Сан Готтардо) – 8 и 4 евро;
  • DUOMO PASS LIFT (+ терраса на лифте) – 17 и 9 евро;
  • DUOMO PASS STAIRS (+ терраса по лестнице) – 13 и 7 евро;
  • FAST TRACK PASS (без крипты, но с крышей на лифте и ускоренным входом) – 25 и 13 евро;

Билеты с аудиогидом
Билеты в Миланский собор можно приобрести вместе с аудиогидом на русском языке. Их можно купить заранее на сайте официального партнера здесь>>

Льготы и срок действия билетов

Льготы предусматриваются для детей 6-11 лет. Бесплатный доступ – дети до 5 лет включительно (требуется получить в кассе бесплатный билет).
Срок действия билетов составляет 3 дня (не суток!) с момента входа в первую зону. Каждый объект можно посетить только один раз.

Как добраться до Дуомо в Милане

Кафедральный собор находится в историческом центре города, поэтому доехать к нему на общественном транспорте достаточно легко. Посмотреть и скачать карту метрополитена Милана можно здесь >>

  • Метрополитен. Ближайшие станции:
    • красная линия М1 – «Duomo»;
  • Трамваи – № 2, 3, 12, 14, 16, 19.
  • Автобусы – № NM1.

От вокзала Милана до Дуомо

До Миаланского Дуомо от центрального железнодорожного вокзала (Milano Centrale) можно добраться на метрополитене. С пьяцца Дуомо его связывает желтая линия метро М3.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector