Скульптуры Германии

Скульптуры Германии

Скульптура Кроссовки была создана молодым английским художником и дизайнером Chris Labrooy, в этой скульптуре он отражает свою любовь к кроссовкам.

Музей скульптур открылся в 1909 году в бывшей вилле Генриха барона фон Liebieg.

Мариенплац – больше, чем просто площадь.

Радшлегер – известная скульптура, установленная на фонтане, расположенном на площади Бургплац в немецком городе Дюссельдорф, является одним из его символов.

Скульптура «Большой разделенный овал: Бабочка» является уникальным экспонатом Берлина, установленным в 1987 году перед фасадом Дома культуры народов мира, бывшего Конгресс-центра.

Молекулярный человек, выполненный из металла, установлен на реке Шпрее в восточной части столицы Германии.

«Шагающий человек» – это скульптура высотой 17 метров, расположенная в районе Швабинг, Мюнхен, Германия.

Скульптура «Стабили» находится в парке скульптур Новой национальной галереи Берлина в Германии.

Скульптура барокко Германии

Германия XVIIвека была слишком занята преодолением серьёзных внутренних экономических и политических проблем, чтобы уделять внимание развитию искусств. Все значительные скульптурные произведения этого времени исполнялись для Германии иностранцами ( нидерландскими, итальянскими мастерами), которые и привнесли стиль барокко на немецкую землю. При этом в Германии не было недостатка ни в хороших литейщиках, ни в ремесленно искусных резчиках в камне, но масштаб их деятельности носил лишь местный характер.

Одной из наиболее удачных работ немецких скульпторов XVII века является бронзовая группа, венчающая портал аугсбургского арсенала, отлитая Гансом Райхлем. Она изображает архангела Михаила, готового сокрушить сатану (Рис. 3.1). Автору удалось создать произведение ставшее не только украшением портала, но и центром архитектонической композиции.

Одно из замечательнейших произведений немецкой алтарной пластики того времени – деревянный резной главный алтарь церкви Святого Николая в Мюнстере на Юберлингене (Рис. 3.2), выполненный Йоргом Цюрном в 1613 – 1616 гг. Главную нишу занимает композиция «Поклонение пастырей», под ней – «Благовещание», над ней – «Коронование Св. Девы». Всё вырезано с большим размахом, вдохновением. Изображение отличается ясной композицией и живостью, которую подчеркивают золотисто-коричневые тона неокрашенного дерева.

XVIII век стал временем подъёма немецкой культуры. Германия словно проснулась от своей духовной спячки, достигнув высочайших вершин в музыке и поэзии и встав наравне с другими развитыми странами в области эстетического и художественно-исторического исследования.

В изобразительном искусстве Германия продолжает следовать за итальянскими и французскими образцами, но в это время здесь появляются по-настоящему талантливые, выдающиеся скульпторы. Эгид Квирит Азам, закончивший своё образование в Риме, стал автором блестящих произведений скульптуры, наполнивших южнонемецкие города. Его работы отличаются свободными изящными линиями, но своё настоящее значение получают лишь как часть общей, роскошной декорации. Примером может служить композиция «Успение Богородицы» церкви аббатства августинцев в Баварии (Рис. 3.3. Фрагмент).

Рис. 3.4. П. Вагнер. «Играющие пути», «Человек с собакой». Парковая скульптура замка Шёнборн в Баварии. 1-я пол. XVIII в.

Петер Вагнер – скульптор Вюрцбургского и соседних с ним загородных замков, где он принимал участие и в создании прилегающей парковой зоны (Рис. 3.4). Вагнеру принадлежат также фигуры «Страстей Господних» на горе Св. Николая близ Вюрцбурга, отличающиеся особым динамизмом.

Немецкая пластика этой эпохи чаще всего была связана с архитектурой. В то время было много работы по украшению стен, потолков и алтарей многочисленных возникающих и перестраивающихся замков. монастырей и церквей. Её пышный, рассчитанный только на общий эффект, манерный язык форм был подражанием школе Бернини.

Последователем Бернини был выдающийся немецкий скульптор XVIII века Бальтазар Пермозер (1650 – 1732), принадлежащий к числу искусных декоративных мастеров немецкого барокко. В начале века Пермозер работает в Дрездене, где ему принадлежит большинство скульптур Цвингера. В их числе гермы-атланты центрального павильона (Рис. 3.5), фигуры богов, а так же жеманные красавицы «купальни нимф».

Он так же является автором деревянной резной кафедры дворцовой церкви. Резные работы Бальтазара Пермозера по слоновой кости находятся в собрании драгоценностей дрезденского дворца.

Рис. 3.5 Рис. 3.6. Пауль Штрудель.

«Богоматерь скорбящая». Алтарь

церкви капуцинок. Вена. 1717 г.

Парадность и пышность отличают произведения наиболее известного скульптора немецкого барокко Андреаса Шлютера (1664 – 1714). Шлютер учился у своего отца и прошел стажировку в Италии и Варшаве. В 1694 г. он призывается в Берлин на должность придворного скульптора, где перед ним встали крупные монументальные задачи. Лучшее скульптурное произведение Шлютера – конная статуя курфюрста Фридриха Вильгельма II в Берлине (Рис. 3.7), которая была отлита в 1703 г. Иоганном Якоби. Великолепный конь с волнующейся густой гривой изображен идущим лёгкой рысью. Курфюрст с фельдмаршальским жезлом в опущенной правой руке сидит на коне в позе победителя. Скульптор, стремясь возвеличить своего героя, облачил его в античное одеяние и парик по моде XVII века. Статуя поставлена на высокий цоколь, украшенный по углам фигурами скованных рабов, олицетворяющих побеждённых врагов Пруссии, которые были исполнены по эскизам Шлютера его учениками. Отдельные части композиции неразрывно спаяны в одно гармоничное целое, здесь взаимно уравновешены спокойствие и движение. Это произведение, несомненно, принадлежит к числу наиболее мощных конных статуй мира. Каждая деталь показывает высокое мастерство скульптора и тонкое чувство материала, но всё вместе это напоминает официальную хвалебную речь.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Живопись и скульптура

Большинство немецких картин и скульптур не покидало пределов страны. Появление в Германии XIX в. публичных музеев совпало с ростом национализма и заботой о сохранении художественного наследия. В начале XX в. авторитет парижской школы был так высок, что французские импрессионисты и их последователи затмили достижения живописцев других стран. Позднее мир открыл то, что в Германии было давно известно, – среди немецких полотен и скульптуры тоже есть поистине выдающиеся произведения, лучшие в своем роде.

Истоки. К ранним образцам немецкой скульптуры относятся рельеф в Галле начала VIII в. и Распятие Геро в Кельнском соборе. Живопись того времени в основном ограничивалась иллюстрациями к рукописям, которые выполнялись умелыми мастерами монастырей, таких как в Трире или на острове Райхенау (Боденское озеро). В церкви Св. Георгия на острове Райхенау настенные фрески, изображающие чудеса Христовы, датируются примерно 1000 г.

Романские скульпторы
Германии использовали символы, которые актуальны и сегодня. Так, Брауншвейгский лев (ок. 1166 г.) олицетворяет власть и решительность герцога Генриха Льва, а скульптуры Бамбергского собора 1230-х гг., особенно конная статуя, известная под названием Бамбергский всадник, отражают идеалы средневекового рыцарства.

XV-XVI вв. В Средние века церкви были немыслимы без алтарей, и уровень алтарных образов был необычайно высок, особенно в Кельне, где Стефана Лохнера (ум. 1451 г.) с его Мадонной в розовой беседке 1445 г. так и не смог никто превзойти в изображении одухотворенного изящества и нежности.

Позднее средневековая набожность подобного рода сочетается с принципами возрожденческого гуманизма в великолепной резьбе (липа) Файта Штоса (1447-1533) и Тильмана Рименшнайдера (1460-1531). Оба в основном работали во Франконии (Северная Бавария).

XVI в. стал золотым веком немецкой живописи. Никто не изобразил страдания Христа ярче, чем это сделал Матиас Грюневальд (1470-1528). Альбрехт Альт-дорфер (1480-1538) стал родоначальником пейзажной живописи, подчинив традиционный сюжет местному окружению, как в Лесном пейзаже со святым Геортем, поражающим дракона, где изображен древний лес Южной Германии. Лукас Кранах Старший (1472-1553) любил писать женскую обнаженную натуру и портреты. В числе последних – знаменитый портрет Мартина Лютера.

Выдающимся мастером эпохи был Альбрехт Дюрер (1471 -1528), в совершенстве владевший как рисунком и гравюрой, так и живописью и, по сути, изобретший акварель. Путешествия в Италию дали ему глубокое понимание идеалов Ренессанса, к которым он прибавил характерную немецкую выразительность.

С другой стороны, крупнейший портретист Ганс Гольбейн (1497-1543) сосредотачивает внимание на характере моделей и их типичном окружении, как на Портрете Георга Гисце из Берлинской картинной галереи.

XVII-XVIII вв. На художественное творчество оказали влияние как Реформация, так и волнения Тридцатилетней войны (1618-1648). Важный, но рано умерший художник Адам Эльсхаймер (1578-1610) показывал тонкую игру света и тени на таких полотнах, как Бегство в Египет. Обилие барочных церквей и дворцов научило художников расписывать гигантские площади и трудиться в тесном сотрудничестве с ювелирами и штукатурами. Баварец Космас Дамиан Азам (1686-1739) и его брат Эгид Квирин (1692-1750) не раз сочетали эти ремесла. Шедеврами Азамов являются названная в их честь церковь в Мюнхене и монастырь Вельтенбург но Дунае. Другие братья – Доминик (1685-1766) и Иоганн Баптист (1680-1758) Циммерманы украсили Вискирхе у подножия Баварских Альп.

Выдающимися скульпторами немецкого барокко были Андреас Шлютер (1660-1714), чья конная статуя великого курфюрста стоит перед дворцом в Шарлоттенбурге,

и Бальтазар Пермозер (1651-1732), населивший дрезденский Цвингер каменными купидонами, нимфами и другими персонажами.

XIX в. Центральной фигурой немецкого романтизма в живописи остается Каспар Давид Фридрих (1774-1840). На любимые пейзажи Фридриха – остров Рюген, Балтийское побережье, бассейн Эльбы – почти невозможно взирать без романтического настроя, присущего художнику.

В середине века художники все внимательнее относятся к бытовым деталям. Примерами такого подхода могут послужить Нищий поэт и Воскресная прогулка Карла Шпицвега (1808-1885), где провинциальная Германия изображается с юмором и состраданием. Прославившийся историческими полотнами и картинами высшего общества Адольф фон Менцель (1815-1905) писал также индустриальные пейзажи, например вид на железопрокатный завод. Вильгельм Лейбль (1844-1900) самым подробным образом в манере старых мастеров рассказал о жизни простого народа. Мечта о доброй и простой деревенской жизни привела к созданию колоний художников. В самой известной колонии Ворпсведе работала Паула Модерзон-Беккер (1876-1907).

Битва Александра Альбрехта Альтдорфера (1529) на фоне заходящего солнца.

В конце века в работах таких немецких художников, как Макс Либерман (1847-1935) и Ловис Коринт (1858-1925), мощным эхом откликнулся французский импрессионизм. Но неповторимым, оригинальным вкладом Германии в мировую сокровищницу искусства было суждено стать экспрессионизму начала XX в.

XX в. В начале века в поиске новых способов отражения типично немецкой поглощенности чувствами объединились два различных художественных течения. В 1905 г. Дрездене была основана группа Мост. Ее лидер Эрнст Людвиг Кирхнер (1880-1938) в таких картинах, как Обнаженная в шляпе 1911 г., для создания динамики использовал упрощенные формы и самые смелые цвета. Великолепные краски преобладают в палитрах Августа Макке (1887-1914) и Франца Марка (1880-1916), членов объединения Синий всадник, основанного в 1911 г. в Мюнхене. Наиболее влиятельным членом группы был русский художник Василий Кандинский (1866-1944), ставший, как и Пауль Клее (1879-1940), основоположником абстракционизма. После Первой мировой войны Клее возглавил движение Баухаус, начало которому положил Веймаре Вальтер Гропиус.

Для того чтобы оправиться от ужасов войны, а также социального хаоса и нищеты Веймарской республики, движение Новой вещественности проповедовало возврат к реализму. Его выдающийся представитель, автор апокалиптического триптиха Война Отто Дике (1891 – 1969) – воевал во Фландрии. Движение дадаизма купалось в абсурде. Его представитель, ганноверский художник Курт Швиттерс (1887-1948), делал коллажи из случайных предметов и мусора.

Сюрреалист Макс Эрнст (1891-1976) в своих неземных ландшафтах предвидел грядущую катастрофу Второй мировой войны. Жорж Грос (1893-1959), пожалуй, был самым острым критиком эпохи 1920-х гг. Кок и многие художники после прихода к власти нацистов, подавлявших любую художественную мысль, кроме банальной шаблонности и рабского угодничества, он эмигрировал в США. Макс Бекман (1884-1950) покинул Германию после выступления Гитлера на открытии нацистской выставки Выродившееся искусство в 1937 г. в Мюнхене.

Мощный образ страданий современного человека, созданный Бекманом, производит впечатление и сегодня. В 2001 г. его Автопортрет с рогом был продан в Нью-Йорке за 22,5 млн долл. – дороже произведения немецкой живописи до сих пор не продавались.

Любимым скульптором нацистов был Арно Брекер (1900-1991), чьи мускулистые супермены украшали Олимпийский стадион и Рейхсканцелярию в Берлине. В образах Эрнста Барлаха (1870-1938), как небольших, так и монументальных, простыми средствами выражено глубокое чувство (например, Парящий ангел в Гюстровском соборе).

Во второй половине XX в. немецкое искусство как бы колеблется между возвратом к динамизму 1920-х гг. и современными тенденциями в мировом искусстве. Самой заметной фигурой в Западной Германии был Йозеф Бойс (1921 – 1986), создававший скульптуры из жира, войлока, крови, меда и т. д. Он также организовывал хеппенинги и перформансы.

Скульптуры в Германии

Именно на территории Германии не так давно была найдена древнейшая скульптура в Европе. Эта женская фигурка на 5 тысячелетий древнее многочисленных “венер” палеолита. Поэтому именно Германию можно назвать родиной искусства скульптуры в Старом Свете.

Из ранних образцов скульптуры средневековой Германии лучше всего сохранились рельеф из Хорнхаузена (германский воин на коне, VII век) и распятие Геро в Кельнском соборе (X век). Рельеф выполнен в примитивной манере, однако, неизвестному мастеру удалось передать характер своего героя, гордую посадку, силу и уверенность в себе. Распятие Геро поражает своей реалистичностью, совершенно нехарактерной для средневекового искусства, создававшего все произведения по строгим канонам.

Романская эпоха в германской скульптуре характерна глубиной, символическим содержанием и выразительностью. Брауншвейгский лев (XI век), отлитый по приказу саксонского фюрста, стал символом решительности и твердости рода Вельфов. А “бамбергский всадник” (XIII век) в кафедральном соборе – воплощением рыцарских идеалов и сурового мужества монарха. Сложный разворот всадника, многочисленные складки одежды, выразительная посадка головы говорят о недюжинном таланте скульптора.

Как и везде в Европе, готическая скульптура в Германии практически неразрывно связана с архитектурой. Настоящей скульптурной готической энциклопедией можно считать Кельнский собор. 14 скульптур украшают центральный алтарь собора. Фигуры Христа, Девы Марии и двенадцати апостолов выполнены с необыкновенной точностью, выразительно и уверенно. Внутренняя энергия при внешней статичности – характерная черта всей готической скульптуры. “Миланская мадонна” украшает одну из часовен собора. Выполненная в более свободной манере, скульптура представляет изысканный, тонкий образ Девы Марии с младенцем Христом на руках.

Эпоху Возрождения в Германии представляют такие прославленные авторы, как Штос, Рименшнайдер, Крафт, Фишер Старший. В их сдержанных, но одухотворенных работах явно чувствуется влияние новых веяний в искусстве, гуманизма.

Множество прекрасных образцов скульптурного барокко созданы в Германии на протяжении 17-18 веков. Скульптуры Андреаса Шлютера – несомненные шедевры, составляющие славу мирового искусства.

Особо можно отметить творчество Игнаца Гюнтера, работавшего в середине 18 века. Его работы отличаются внешней сдержанностью, но необыкновенной эмоциональностью и темпераментом.

Практически в каждом городе Германии можно обнаружить великолепные конные статуи фюрстов. В Дюссельдорфе – это памятник Яну Веллему на рыночной площади. Габриэль де Групелло, придворный скульптор фюрстов, создал скульптуру при жизни Веллема. Горожане рассказывают легенду, что когда мастеру не хватило металла на отливку статуи, то жители приносили ему столовое серебро, потому как своего князя очень любили.

Кристиан Раух создал отличный памятник Фридриху Великому, который установлен в центре Берлина. Постамент, на котором стоит конная скульптура величайшего из германских королей, украшен символическими изображениями силы, мудрости, справедливости и умеренности – главных добродетелей прусского монарха.

Музеи и дворцы Германии хранят обширные коллекции немецкой скульптуры, представляющие абсолютно все стили и направления в искусстве, а также дающие прекрасное представление об истории и современности этой великой страны.

Развитие немецкой скульптуры в XVII веке.

Немецкая скульптура XVII века развивалась в тесной связи с архитектурой, играла главную роль в украшении интерьеров. Воздействие итальянского и фламандского барокко было определяющим для немецкой пластики этой эпохи, но в творчестве нескольких значительных мастеров барочный стиль получил национальную окраску. Самобытный характер подчас присущ уже скульптуре начала ХVII века в период становления нового стиля, когда постепенно изживались маньеристические черты (многие немецкие скульпторы этого времени прямо или косвенно испытали сильное воздействие искусства Джовавни да Болонья).

Большого драматического напряжения исполнены работы Ганса Раяхеля (1570-1642) — «Распятие» (1605, алтарь ц. св. Ульриха и Афры в Аугсбурге) и динамичная композиция «Архангел Михаил с сатаной» (1603–1606). Огромная по размерам, эффектная декоративная группа размещена на портале цейхгауза в Аугсбурге — она мастерски связана с архитектурой и обогащает несколько плоскостный фасад здания сильным пластическим акцентом.

В апостолах из алтаря собора в Ольденбурге (1614–1618), исполненных Л. Мюнстерманом (ок. 1570/80 — ок. 1638), заметны отзвуки маньеризма (змеевидный изгиб фигур, нарочитая усложненность поз), но прежде всего надо отметить жизненную выразительность типов, стремление выявить индивидуальное своеобразие в физическом облике и душевном состоянии персонажей.

Благодаря подчеркнутой индивидуализации образов в эмоциональной стихии немецкой барочной скульптуры даже в спиритуалистической экзальтации и нервной взвинченности произведений культовой пластики всегда ощущается оттенок личного переживания. Примером могут служить работы Себастьяна Вальтера (1576-1645), ведущего дрезденского скульптора первой половины XVII века (рельефы «Тайная вечеря», Дрезден, Городской музей; «Положение во гроб» из надгробия Л. Кранаха младшего, Виттенберг, собор).

Повышенная духовная экспрессия и характерность образов как бы связывали скульптуру немецкого барокко с поздней готикой и искусством XVI века, органично впитавшим в себя ее традиции. Эту перекличку с художественной культурой прошлого можно уловить не только в эмоциональном строе, но и в пластическом языке — в апостолах Л. Мюнстермана, в поздних работах С. Вальтера (группа «Грех, смерть и дьявол», Дрезден, Городской музей); в барочной по своему иллюзионистическому эффекту композиции «Поклонение пастухов» (дерево, 1613– 1616, алтарь собора в Юберлингене) Йорга Цюрна (ок. 1583-ок. 1635) живет средневековая по духу простодушная искренность и наивность экспрессии. Характерно также, что в это время были широко распространены традиционные техники немецкой скульптуры — деревянная пластика и резьба по слоновой кости.

Сознательное обращение к национальной художественной традиции было для мастеров Германии одним из средств отстоять свою национальную самобытность. Это свойственно и скульпторам зрелого XVII века: так, Георг Швейггер вдохновлялся графикой Дюрера и скульптурой Ф. Штосса.

Крупным мастерам удавалось и творчески переосмыслить иностранные влияния. В группе «Распятие» (позолоченное дерево, 1648-1653, собор в Бамберге) Юстус Глесскер (ок. 1620 — ок. 1681) своеобразно преломил уроки высокого римского барокко — он избегал в своем искусстве внешней патетики. Особенно замечателен искренностью и благородством выражения скорби образ Марии. В пластическом решении — в движении фигур, в трактовке одеяний, в ритме линий — та же ясность и одухотворенность. Произведения Глесскера представляют классическую линию в немецкой барочной скульптуре. Искусство Георга Петеля (1601/02-1634) формировалось в Италии и Фландрии, что помогло раскрыться разны сторонам его дарования. В жизнерадостных, чувственных образах, навеянных античной мифологией («Венера и Купидон», ок. 1624, Оксфорд, музей Ашмола; «Геркулес, борющийся с гидрой», Аугсбург, Музей) ясно сказывается благотворное воздействие искусства Рубенса. Близкий рубенсовской живописи идеал воплощен и в образе Магдалины в лучшем творении Петеля — композиции «Магдалина — у подножия распятия» (бронза, 1625-1630, Регенсбург, Нижний собор). Образ Магдалины захватывает трагическим величием переживания и своей земной полнокровностью, жизненной силой.

Эта земная, жизнеутверждающая стихия не была чужда барочной скульптуре Германии этой эпохи, хотя она и тяготела прежде всего к драматической эмоциональной сфере.

На рубеже XVII — XVIII веков в скульптурной деятельности А. Шлютера, широкой по тематическому и эмоциональному диапазону (монументальная скульптура, портрет, надгробия, рельефы), утверждается национально-самобытная линия развития немецкой барочной пластики. Творчество Шлютера знаменует начало подъема художественной культуры Германии, возрождение ее национальной школы.

Скульптуры Германии

интересная скульптура_памятники

ДЛЯ ПРОСМОТРА ФОТОГРАФИЙ КЛИКНИТЕ НА УМЕНЬШЕННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ

Серия забавных скульптур Harrislee / Фленсбурге (Германия)

Серия забавных скульптур Harrislee / Фленсбурге (Германия)

Серия забавных скульптур Harrislee / Фленсбурге (Германия)

Серия забавных скульптур Harrislee / Фленсбурге (Германия)

Моншау, Германия _ Скульптура. Читающая девочка

Германия. Бремерхафен _ Памятник Granatfrau

Германия.Мюнхен _ Скульптура. Красная шапочка и серый волк

Германия. Фонтан Уленшпигеля в г. Мёльн (земля Шлезвиг-Гольштейн)

Германия _ Парковая скульптура в городе Розенхайм

Памятник троллю _ Германия, Роденбах (Рейнланд-Пфальц)

Институт микробиологии, в Тюбингенском университете, Тюбинген, Германия

In front of The Institute for Microbiology, Tuebingen University, Germany Памятник человеческому уху. Германия

Ульм, Германия _ Памятник Альберту Эйнштейну

Скульптуры Германии

“Монументальная пропаганда” Третьего Рейха. Арно Брекер

Монументальной пропаганде уделялось очень большое внимание в нацистской Германии. Идеально сложенные бронзовые или гипсовые юноши и девушки были наглядным воплощением “арийского” эталона красоты – настоящий человек, представитель высшей расы, должен выглядеть именно так. Источником вдохновения для немецких скульпторов служили работы мастеров античности и эпохи Возрождения.

В полной мере монументальную пропаганду нацисты использовали во время Летних Олимпийских Игр 1936 года, проводившихся в Берлине. С участия в конкурсе, приуроченным к этим играм, началась карьера Арно Брекера (1900-1991), ставшего впоследствии придворным скульптором Гитлера, а после войны оставшегося самым высокооплачиваемым скульптором в Западной Германии.

Брекер родился в 1900-м году в городе Эльберфельд в семье каменотеса. Окончив городское ремесленное училище, поступил в Дюссельдорфскую академию художеств, а во второй половине двадцатых годов перебрался в Париж, где учился у многих известных скульпторов тех лет. В ноябре 1933 года будучи молодым, но уже известным скульптором, приехал в Берлин – он догадывался, что в новой Германии его классический монументальный стиль будет востребован. И не ошибся – на отсутствие заказов жаловаться не приходилось. Но “звездный час” Брекера пробил в 1936 году, когда он принял участие в конкурсе на оформление Имперского спортивного поля и Олимпийского стадиона в Берлине. Его статуя “Десятиборец” получила серебряную медаль от Международного Олимпийского Комитета. А кроме того, он лично познакомился с Адольфом Гитлером и Альбертом Шпеером – придворным архитектором фюрера. Вкусы Брекера и его новых знакомых в области искусства полностью совпадали. И теперь Брекер был обеспечен заказами на годы вперед. Среди его работ, например, статуи “Партия” и “Вермахт”, установленные у входа в Рейхсканцелярию, а статуя “Прометей” украсила двор Министерства Пропаганды и Просвещения. А кроме того, он делал бюсты фюрера и его приближенных. А еще он удостоился профессорского звания, “золотого партийного значка” (для этого пришлось вступить в партию), стал учредителем общества с ограниченной ответственность «Скульптурные мастерские Арно Брекера», лауреатом всех престижных премий Германии и Италии, членом жюри престижных конкурсов и т. д. и т. п. В своих воспоминаниях он рассказывает о . встрече с советским наркомом иностранных дел Вячеславом Молотовым, в ноябре 1940 года во время визита Молотова в Берлин. Судить об этой встрече мы можем только со слов Брекера, но он утверждает что советский нарком приглашал его поработать в Советском Союзе.
В годы войны Брекер был занесен в официальный «список наделенных божественным даром», а присутствие в этом списке освобождало от необходимости отправляться на фронт.
Большая часть работ Брекера благополучно пережила войну. А сам Брекер остался востребованным скульптором. В 1948 он прошел процесс денацификации – его признали всего лишь попутчиком и приговорили к символическому штрафу в 100 марок. На государственные заказы теперь рассчитывать не приходилось, но его заказчиками стали высшие деловые круги

В 1949 году Брекер обосновался в Дюссельдорфе, где его заказчиками стали представители высших деловых кругов Западной Германии. К началу 1950-х годов Брекер снова стал одним из самых востребованных и высокооплачиваемых скульпторов. Он выполнил также портретные бюсты Жана Кокто (1963), Жана Маре (1963), Людвига Эрхарда (1973), Сальвадора Дали (1975), Конрада Адэнауэра (1979), Эрнста Юнгера (1982), Петера Людвига и Ирены Людвиг (1986).

В 1960 году он открыл ателье в Париже, а в 1980—1985 под Кельном был создан «Музей Арно Брекера». Брекер скончался 13 февраля 1991 года в Дюссельдорфе.

“Партия” и “Верность” – статуи Арно Брекера в парадном дворе Рейхсканцелярии

“Партия” крупным планом

“Вермахт” крупным планом

Арно Брекер. Решительность. Конец 1930-х годов.

Арно Брекер. Эос. 1939.

Арно Брекер. Триумф. Конец 1930-х годов.

Арно Брекер. Бюст фюрера

Арно Брекер. Бюст Геббельса

Арно Брекер. Товарищи. 1940

Арно Брекер. Знамя

Арно Брекер. Орфей и Эвридика

Арно Брекер. Жертва

Арно Брекер. Аполлон и Дафна. 1940

Арно Брекер. К цели!

Арно Брекер. Мститель. 1941

Арно Брекер. Прощание с Родиной

Арно Брекер. Ты и я. 1940


Арно Брекер. Прометей

Арно Брекер. Победитель

Арно Брекер. Психея

Арно Брекер. Фрау Борман

Арно Брекер. Фрау Шпееер

Арно Брекер. Альберт Шпеер

Арно Брекер. Рихард Вагнер

Арно Брекер. Александр Великий

Арно Брекер. Победа. 1936

Арно Брекер. Раненный

Арно Брекер. Грация. 1937

Арно Брекер. Идущая. 1937

Арно Брекер. Молодая Европа. Эта скульптура – образец позднего творчества автора. 1980 г.

Немецкая скульптура

Собрание немецкой скульптуры в Эрмитаже характеризует основные этапы истории пластики Германии и обладает несколькими произведениями высочайшего художественного уровня, по праву считающимися подлинными шедеврами.

К числу самых ранних памятников относится монументальное “Оплакивание” (ок.1410) из терракоты, исполненное неизвестным чешско-австрийским скульптором.

Целый ряд произведений рубежа XV-XVI веков – “Мадонна с младенцем” верхнерейнского мастера конца XV столетия, “Мария Магдалина” франко-швабского художника начала XVI столетия – созданы под влиянием замечательного скульптора Т.Рименшнейдера. Фрагментом композиции, выполненной в его мастерской, является голова “Св.Анны” с хорошо сохранившейся раскраской. Редчайшей подписной работой монограмиста I.P., чья деятельность проходила в областях Зальцбурга и Регенсбурга, является рельеф “Оплакивание” (ок.1525).

Пять характерных образцов ренессансного бронзового литья, среди которых “Шагающая женщина” (1530-1540-е) мастера будапештской “Аллегории Изобилия”, “Стоящая собака” (1530-1550-е) неизвестного нюрнбергского скульптора, “Амур” (1650-е), исполненный в мастерской Г.Пейсера, представляют большую ценность, поскольку памятники немецкой бронзовой пластики XVI века крайне редки, особенно за пределами Германии. К этой группе примыкает деревянная фигурка “Виноградарь” (ок.1570), созданная И.Г.ван дер Шардтом в качестве модели для литья.

Об искусстве немецкого барокко XVII-XVIII веков можно составить впечатление главным образом по мелкой пластике. Это работы известных мастеров И.Эльхафена – “Адам” и “Ева” ( обе между 1705-1715) и “Суд Париса” (между 1705-1710); Г.-Р. Доннера – “Меркурий” и “Венера” (обе 1730-е). Один из крупнейших скульпторов эпохи барокко Б.Пермозер представлен первоклассными произведениями “Путти-могильщик” и “Распятие” начала XVIII века.

Гораздо богаче собрание немецкой пластики XIX столетия, позволяющее проследить ее эволюцию от работ классицистического стиля таких, как “Пряха” Р.Шадова, “Амазонки после боя” Э.Вольфа , многочисленных портретов, до произведений символизма и модернизма – “Портрет Ницше” М.Клингера, бронзовые статуэтки Ф Штука и Г.Кольбе.

Искусство Германии. Современная скульптура и арт-объекты в галереях Берлина.

«Ты, Пётр, на этом камне я построю мою церковь, и я дам тебе ключи от Царства Небесного»

Берлин многие считают столицей современного искусства. На площадках Берлинского биенале показывают интересные инсталляции и перформансы, реализуются разнообразные арт-проекты. Но и после закрытия выставочных площадок биенале, художники со всего мира остаются творить в столице Германии. Именно в Берлине мастера современного искусства, захватывая заброшенные здания и образовывая сквоты и коммуны, боролись за свободу самовыражения, протестуя против коммерции в искусстве. В Берлине более 4000 художественных галерей. Начиная от огромных выставочных площадок Новой национальной галереи и четырёхэтажного Института современного искусства и заканчивая маленькими залами частных коллекций в районе Чекпойнт Чарли. Гуляя по городу я люблю заходить в них. Как выпускнику скульптурного факультета института имени Репина, мне конечно интересна современная скульптура. Работы из разных, часто просто совершенно не скульптурных, материалов очень интересны по композиции. Чтобы понять замысел художника, необходимо долго рассматривать произведение. Да и то, честно говоря, не всегда и поймёшь.

Современные арт-объекты покупаются владельцами бизнес центров для установки их при входе в здания. Они отлично вписываются в архитектонику пространства своими необычными силуэтами и оригинальными формами. Мне запомнился интересный динамический арт-объект, расположенный на первом этаже немецкого банка на Фридрихштрассе.

Недалеко от Бранденбургских ворот в историческом здании находится галерея Соломона Гуггенхайма (Немецкий Соломон). В нём выставочный зал совмещён с производственной площадкой. Прямо на ваших глазах сваривают металлический каркас и выдавливают из коробки (как из тюбика) длинные пластиковые ленты. Из них лепятся скульптурные фигуры мужчин, женщин и детей. Разнообразные по размерам, они интересны по композиционным решениям. Занятно, что за умеренную плату здесь можно заказать свой портрет из пластика. В течении пары часов с Вашего лица снимут силиконовые формы и отольют его из пластика. Затем установят его на скульптурный каркас. А там уж сами выберите, в каком образе Вы желаете быть: римского легионера или американского хиппи. Многие участвовали в этом необычном арт-проекте, весело катая свои скульптурные изображения на колёсиках. Прикольно!

Немецкое искусство XVIII века
Немецкое ваяние XVIII века

1 – Общий обзор развития немецкой скульптуры

Немецкое ваяние в начале столетия подвергалось сильному влиянию иностранных мастеров, тем не менее, национальные стили интенсивно развивались. Изобретение фарфора в Саксонии и появление отдельного направления фарфоровой пластики существенно подстегнуло процесс

Наиболее обширное поле деятельности немецкая пластика этой эпохи нашла на службе у архитектуры, в применении к внутреннему декоративному убранству; свой главный центр эта декоративная стуковая и каменная пластика имела в южной Германии, где в то время было много работы по украшению стен, потолков и алтарей многочисленных, частью вновь возникавших, частью перестраивавшихся замков, монастырей и церквей. Ее в высшей степени пышный, рассчитанный только на общий эффект в частностях манерный язык форм питался почти исключительно наследием школы Бернини. Но в то время как в XVII столетии ее мастера были еще по большей части итальянцы, теперь их место заступили немцы. Рассадником этой южнонемецкой школы мастеров работ в стуке был бенедиктинский монастырь Вессобрунн (в южной Баварии). Из многочисленных мастеров этой школы выдается прежде всего Эгид Квирин Азам, родившийся в Тегернзее и закончивший свое художественное образование в Риме. Различные южнонемецкие города полны его блестящих произведений. Его декоративные и статуарные скульптуры в соборе Фрейзинга, в церкви монастыря в Вельтенбурге и в церкви св. Иоанна Непомука в Мюнхене, отличаются свободными, изящными линиями, но свое настоящее значение получают лишь как часть общей, опьяняюще роскошной декорации. Еще значительнее Азама был Петер Вагнер (р. в 1730 г.), скульптор Вюрцбургского и соседних с ним загородных замков. Ему принадлежат также фигуры “Страстей Господних” на горе св. Николая близ Вюрцбурга, отмеченные чрезмерным движением.

Освоении технологии изготовления фарфрра. Фабрика в Мейсене

Произведения немецкой прикладной пластики XVIII века, главным образом в области ювелирного искусства, резьбы на слоновой кости и литых бронзовых изделий, должно предоставить истории художественной промышленности, и мы отсылаем читателей к руководящим сочинениям Спонзеля, Шерера и Грауля. Лишь фарфоровая пластика является в этой области в такой мере немецким изобретением и немецким художественным производством, что история немецкого искусства не может пройти мимо нее. Историю изобретения европейского фарфора наглядно очертили Берлинг, Циммерман и Ленерт. Хотя попытки подражать китайскому фарфору или вновь изобрести его привели, уже начиная с конца XVI столетия, в различных местностях Европы к изготовлению “мягкого” фарфора (масса которого состояла из смеси различных веществ), изготовлявшегося в 1675 г. в Руане, в 1695 г. в Лилле, – настоящий фарфор, состоящий из каолина и полевого шпата, был изобретен лишь в 1709 г. Иоганном Готфридом Бётгером (1662-1719) в Дрездене. Тонкий твердый фарфор стали изготовлять здесь с 1715 г. Произведения основанного в Мейсене Королевского фарфорового завода нашли себе огромный сбыт. Постепенно, однако, главным образом благодаря перебежчикам, секрет изготовления фарфора распространился по всей Европе, раньше всего, уже в 1719 г., он проник в Вену. Во Франции, однако, первый твердый фарфор был изготовлен лишь в 1745 г. в Венсенне, и лишь с 1779 г. в Севре производство настоящего фарфора получило большие размеры.

Фарфоровые канделябры, изготовленные в Мейсене – 1755 г.

Мейсен сумел использовать свое первенство, и тамошняя королевская мануфактура имела счастье найти художников, сообщивших саксонскому фарфору ясно выраженный характер эпохи. Быстро совершился здесь переход от подражательных “китайских” форм к формам европейского барокко, а затем рококо. Изящество и легкая грация рококо нигде не являются так смело, открыто и ясно, как в мейсенской фарфоровой пластике. Хотя еще в течение второго, “живописного” периода Мейсена (1719-1735) декорация фарфора сводилась главным образом к расписыванию ваз и посуды, но уже и в то время были изготовлены для садов саксонского курфюста в Дрездене многочисленные фарфоровые фигуры домашних и диких животных в натуральную величину взамен мраморных статуй. Лишь в течение третьего, “пластического” периода Мейсена (1735 до 1756) скульптору Иоганну Иоахиму Кендлеру (1706-1775) удалось придать фарфоровым фигурам и группам, слегка раскрашенным по белому фону и изображавшим преимущественно пастухов и пастушек, а наряду с ними всевозможные народные типы, общественных деятелей, лиц древней мифологии и христианского мира, художественную прелесть, которую почувствовал и которой стал подражать весь мир. Эти фигурки и группы рококо, стиль которых выработался вполне лишь к 1745 г., образуют, на самом деле, целый художественный мирок, принадлежащий к числу наиболее самостоятельных отделов немецкого искусства. Переход к ложноклассическому стилю Людовика XVI совершился в мейсенском фарфоре около 1764 г. в руках приглашенного из Франции Виктора Асье (1736-1795), нежные, свежие фигуры которого придали саксонской фабрике новую притягательную силу, но не могут быть причисляемы к собственно немецкому искусству. К стилю ампир Мейсен перешел под руководством Камилло Марколини (1774-1818), и в этот период саксонской фарфоровой пластике удавалось исполнять немало тонко-художественных произведений. “Счастливый отец” и “Счастливая мать” Христиана Адольфа Юхцера (1752-1811) занимают достойное место наряду с классическими работами рококо Иоганна Кендлера. Стиль рококо и фарфор были как бы созданы друг для друга. Для немецкого искусства было счастьем, не выпадавшим ему на долю со времени дюреровских гравюр, что теперь снова удалось создать для всей Европы произведения, в которых материал, техника и стиль так неразрывно слиты в одно целое.

Иностранные скульпторы германии XVIII века

В области монументальной пластики в Германии XVIII века также не было недостатка в иностранцах. Наиболее выдающимся из иностранных скульпторов был Лоренцо Матиелли (р. около 1688, ум. в 1748 г.), обширную статью которому посвятил Генель. Несмотря на то что он вполне принадлежит направлению Бернини, Винкельман мог видеть в нем представителя хороших античных традиций, проявлявшихся у него главным образом в передаче драпировок. Начиная с 1714 г. мы встречаем его в звании придворного скульптора в Вене, где он с 1725 г. работал над своими знаменитыми скульптурами для Карлскирхе, а с 1728 г. над группами “подвигов Геркулеса” в Гофбурге. В Дрездене он появляется в 1738 г., и как раз его дрезденские шедевры, фигуры святых на внешних балюстрадах и в нишах католической дворцовой церкви, в таких свежих линиях выделяющиеся на фоне неба, и прежде всего великолепная, богатая фигурами группа Нептуна и морских божеств на фонтане в саду дворца Марколини (теперь Фридрихштадтский госпиталь), обнаруживают в нем не только мастера общих декоративных пластических эффектов, но и настоящего мастера в изображении человеческих фигур и одежд.

Наиболее влиятельным нидерландским скульптором, работавшим в XVIII веке в Германии, был антверпенец Питер Антон Тассаерт (1727-1788), вызванный Фридрихом Великим в Берлин в 1775 г. из Парижа, где он был учеником Мишеля Слодца и изваял статую Людовика XV Здесь он cтал директором академии художеств. Его мраморные группы в королевских замках в Потсдаме показывают типичный французский академический стиль. Но тот же Тассаерт в своих мраморных статуях генералов фон Зейдлица и Кейта (1781 и 1786), теперь в военном училище в Гросслихтерфельде (предместье Берлина), является смелым новатором. После обычая, длившегося почти целое столетие, изображать государей и полководцев в римском театральном костюме и длинном парике, он впервые дерзнул наделять этих военачальников действительной формой их полка. Переворот был разительный и решающий для последующего времени.

Читайте далее: