Скульптуры Франции

Скульптура Франции XVII века

Контрольные вопросы и задания по теме

«Скульптура барокко Германии»

1. Дайте общую характеристику развития скульптуры барокко в Германии

XVII – XVIII веков. Какие факторы сыграли при этом главную роль?

2. Определите тематические границы скульптурных произведений,

созданных в стиле барокко. Приведите примеры.

3. Какие скульптурные произведения барокко XVII века вы знаете?

Назовите их авторов.

4. Какие скульптурные произведения барокко XVIII века вы знаете?

Назовите их авторов.

5. Дайте характеристику одному из скульптурных произведений барокко,

выделяя черты присущие этому стилю.

В XVII столетии во Франции установилась особая форма государственного устройства, названная позднее абсолютизмом. Преданность монарху считалась верхом патриотизма. Королевской власти подчинялась и религиозная жизнь страны. Католическая церковь во Франции стремилась быть независимой от Папы Римского. В процессе соперничества с Римом в XVII веке во Франции сложилось классическое направление, которое достигло вершины в период правления Людовика XIV. Отличие от Италии было существенным: искусство служило прославлению монарха. Рис. 4.1. Л. Бернини.

Король Людовик XIV. Бюст. 1665 г.

Рис. 4.2. Ж. Сарразен. Кариатиды. Павильон часов. Лувр. 1636 г.

При Людовике XIV всё французское искусство вращалось около короля, двора и их начинаний. От скульптуры, которая украшала дворцовые залы и парковые аллеи грандиозных королевских резиденций, требовались не столько классическая строгость и гармоничность, сколько торжественность и пышность. Французские скульпторы, творившие в условиях абсолютизма, стремились к эффектным, выразительным решениям, монументальным формам. И в этом им, несомненно, помогли традиции итальянского барокко, особенно творчество Лоренцо Бернини. В те времена скульптор, не побывавший в Риме, не считался законченным художником. Скульптура Франции XVII века соединяет в себе черты классицизма и барокко.

Франсуа Жирардон (1628 – 1715), пройдя в 1645 – 1650 гг. обучение в Риме у Бернини, значительную часть жизни посвятил оформлению Версальского парка совместно с Шарлем Лебреном и Андре Ленотром. Все его произведения, великолепные по технике. Но если у Бернини на первом плане драматичное столкновение героев, то у Жирардона – красивая композиция фигур. Ритм движений его персонажей соединяет их в ясные, продуманные ансамбли, которые очень эффектно смотрятся с любой точки обзора. Примером может служить скульптурная композиция «Аполлон и нимфы», украшающая сады Версаля.

Жирардону принадлежит великолепный памятник Ришелье в Сорбонне (1694 г.) (Рис. 4.4): умирающий государственный муж с риторическими жестами склоняется на своём ложе на руки поддерживающей его «Религии», в то время как «Наука» горюет у его ног на цоколе монумента. Задуманная скорее живописно, чем пластически, эта группа выполнена с величайшим техническим совершенством.

Лучшим парижским мастером наряду с Жирардоном был Антуан Куазево (1640 – 1720). Он так же много работал в Версале, был незаурядным портретистом. В скульптурных портретах Куазево точные, психологически тонкие характеристики героев усиливаются приёмами барокко – неожиданными позами, свободными движениями, пышными одеяниями. В 1692 г. Куазево создаёт памятник Мазарини в Лувре (Рис. 4.5), который является одним из старейших надгробных памятников, представляющих век Людовика XIV и Людовика XV. Он выполнен из чёрного и белого мрамора с бронзовыми дополнениями. На саркофаге стоит на коленях мраморная фигура Мазарини с выразительными чертами лица. За ней ангелочек держит римский лекторский пучок розг – символ его власти. На цоколе сидят аллегорические фигуры добродетелей.

Значительным мастером был Гийом Кусту (1677 – 1748) – племянник Куазево. Его великолепные «Укротители коней» (Рис. 4.6), стоящие у входа в Елисейские Поля, отличаются благородной стройностью форм и свободой движения.

В работах талантливого мастера того времени Пьера Пюже (1620 – 1694) чувствуется влияние Бернини и классицистического театра. Сюжетом рельефа «Александр Македонский и Диоген» (1692 г.) (Рис. 4.7)послужила история короткой встречи знаменитого завоевателя и нищего философа. В ответ на великодушное предложение Александра выполнить любое пожелание Диогена, он изрёк: «Отойди, ты загораживаешь мне солнце». Эту историю Пюже превратил в огромное многофигурное действо, в котором помимо эффектного диалога в жестах Александра и Диогена нашлось место и для толпы, и для развевающихся знамён, и для архитектурной декорации.

Скульптура «Милон Кротонский» (1682 г.) (Рис. 4.8) изображает античного героя, который хвастался перед богами, что может руками расщепить дерево. Но его ладонь оказалась зажатой в трещине, и он, прикованный к стволу, был растерзан львом. Всё в облике Милона говорит о глубоком страдании – изогнутое тело, предельно напряжённые мускулы, запрокинутая голова и лицо с закатившимися глазами и запёкшимися губами. При этом композиция предельно гармонична: изгибы ствола дерева и фигуры Милона вместе образуют овал, что делает её замкнутой и уравновешенной.

Французская скульптура XVII века, соединяя в себе черты классицизма и барокко, выявила глубокое внутреннее родство этих стилей, представляющих собой разные пути к одной и той же цели.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8432 – | 7333 – или читать все.

193.151.241.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Французская скульптура XVIII столетия

Французская скульптура XVIII столетия

1. Классицизм в скульптуре

В начале XVIII века французское ваяние развивается в рамках классицизма и делает значительный рывок в художественной силе и естественности.

Сила пластической передачи, старое французское качество, не изменило французам и в XVIII столетии. Нить предания не порвалась. Поколения даровитых скульпторов следовали одно за другим. Классицизм века Людовика XIV в скульптуре более ясно становится основой дальнейшего развития, чем в зодчестве. Если декорация рококо тоже состояла по большей части из скульптурной резьбы, часто с прибавлениями в роде божков любви, то в свободной пластике французов этой эпохи все движение рококо отражается лишь слегка и с колебаниями, да и переходы от рококо к неоклассицизму сказываются лишь в легких изгибах. В полной силе остается старинная привычка воплощать мысли и представления в аллегорических фигурах, особенно на надгробных памятниках. Вырастает склонность монархов осчастливливать даже провинциальные города своими медными конными или в рост портретами и склонность скульпторов создавать свободные произведения, ценные сами по себе. Большинство идеальных фигур французской скульптуры этого времени все же оставляет впечатление некоторой намеренности и манерности, но тем безупречнее является пластическое портретное искусство Франции, Лучшие французские скульптурные произведения XVIII века — портретные бюсты, дышащие изумительной свежестью и жизненностью. Именно в них становится обычным то высшее, техническое мастерство, которое, не только играючи выражает материю одежд, но и поверхность нагого тела передает с невиданной дотоле утонченностью и мягкостью.

Учеником Лоррена был Жан Батист Лемуан (1704–1778), которого Гонз все же называет истинным наследником манеры Кусту, — и в то же время «инициатором» нового искусства ваяния XVIII столетия. Его конная статуя Людовика XV в Бордо, к сожалению, уничтожена. Но в Лувре сохранилась бронзовая модель его памятника этого короля для Ренна. Повелитель, поднимаемый солдатами на щите, является здесь в виде древнеримского воина. Ваятелем идеальных фигур, еще затронутым слегка барочным настроением, является Лемуан в группе «Крещение Христа» в Сен Рош в Париже. Из его превосходных, дышащих индивидуальной душевной жизнью портретных бюстов, отметим бюсты актрисы Клерон во французском театре, Реомюра в Ботаническом саду и архитектора Габриеля в Лувре.

Рис. 204. Бюст архитектора Габриеля работы Жана Батиста Лемуана в Лувре.

Переживания бельгийской барочной скульптуры обнаруживает Себастьен Слодц (около 1655–1726 гг.), антверпенец, бывший в Париже учеником Жирардона. Его мощный, не особенно приятный мраморный Ганнибал стоит в Лувре. Его сын и ученик Мишель Слодц (1705–1765) принадлежит наполовину к римской школе. Закончив образование в академии вечного города, он исполнял фигуры святых и надгробные памятники для римских церквей, но в 1747 г. вернулся в Париж, где явилось его лучшее произведение — выполненный из мрамора и бронзы надгробный памятник аббата де Герзи в Сен Сюльпис. Коленопреклоненная фигура покойного в виде круглого медальона знаменита своим глубоким выражением набожной покорности.

Первым истинным классиком XVIII столетия считается Эдмон Бушардон (1698–1762), друг графа Кайлюса, идеалы которого он стремился осуществить. Его называют французским Фидием. От своего первого учителя Гильома Кусту он заимствовал больше плавной прелести в смысле французского XVIII столетия, чем вообще принято думать. Его восхитительный, оживленный мраморный Амур, вырезающий лук из палицы Геркулеса, находящийся в Лувре, стоял первоначально в круглом садовом павильоне Малого Трианона. Его лучшее произведение — водоем на улице Гренелль в Париже. Архитектурные и скульптурные формы являются здесь внутренне слитыми, а изображенные в виде рельефов с детьми «Времена года» по сторонам, хотя и выполнены более живописно, производят впечатление уже известных образцов, чего нельзя было ожидать от французского «Фидия». Великолепная, пропорциональная конная статуя Людовика XV работы Бушардона, украшающая Площадь Согласия, сохранилась только в виде маленькой бронзовой модели в Лувре.

Рис. 205. Амур Эдмона Бушардона в Лувре.

С большим совершенством движется в русле своего времени Жан Батист Пигалль (1714–1785), учителями которого были Лоррен и Лемуан. Натуральная жизнь и искусственная оживленность, непосредственное восприятие и изысканная намеренность сочетаются в его искусстве. Удивительно натурально умеет он передавать нежную жизнь поверхности кожи, а некоторые мотивы движений в его произведениях шаловливо отражают дух времени. Первое мраморное произведение, выполненное им в Париже по возвращении из Рима, миловидный, оживленный душою и телом Меркурий, застегивающий сандалии, остается и теперь его шедевром. Один экземпляр стоит в Лувре, другой, с соответствующей статуей Венеры, в Потсдамском замке. Его мраморные группы «Любовь и Дружба» и «Мальчик с клеткой» в Лувре дышат прелестью жанра. Самые прекрасные мадонны его, с несколько внешним оживлением, украшают церкви Сен Эсташ и Сен Сюльпис в Париже. Из его полных жизни портретов следует отметить бронзовый бюст Дидро и мраморный бюст маршала Саксонского в Лувре. Статуя Людовика XV Пигалля в Реймсе заменена новой; сохранились только фигуры на цоколе, представляющие Францию в виде прекрасной молодой женщины и торговлю в виде мужчины индивидуального вида и полного жизни. Французский Институт (Institut de France) хранит его замечательную статую Вольтера, в виде совершенно нагого старца, сидя на скале, вдохновенно смотрящего в небо. В свои поздние годы этот мастер выполнил мощные надгробные памятники со множеством приличных для них аллегорических фигур, из числа которых памятник графа Гаркур в парижской Нотр-Дам всех страшнее представляет ужасы смерти, памятник маркграфа Людвига Вильгельма в приходской церкви в Баден-Бадене является наиболее барочным по своему общему впечатлению, но всех славнее памятник маршала Саксонского в церкви св. Фомы в Страсбурге, целиком рассчитанный на живописное впечатление и отличающийся обилием символических фигур и мощью фигуры полководца, сходящего твердым, полным жизненной силы шагом с высоты жизни в могилу. Надгробные памятники, в роде памятника Мазарини работы Куазево и Ришелье работы Жирардона, остались далеко позади этих произведений, и, еще в дни нашей молодости заклейменные как безвкусица, теперь снова превозносятся за свою бьющую через край силу.

Рис. 206. «Мальчик с клеткой». Скульптура Жана Батиста Пигалля в Лувре.

Шурин Пигалля Габриель Кристоф Аллерген (1710–1795) является в своих мраморных произведениях, «Купальщице» и «Диане» Лувра, мастером более спокойного, хотя и более намеренного изящества. Этьен-Морис Фальконе (1716–1791; книга Эдм. Гильдебрандта), из луврских произведений которого «Божок любви» отражает всю прелесть стиля эпохи, а тонко прочувствованная «Купальщица» (1757) все же несколько жеманна, «Милон Кротонский» превосходит знаменитое произведение Пюже мощью движения и богатством линий, создал для России в своей прославленной конной статуе Петра Великого в Петербурге (с 1766 г.), изображающей скачущего коня на гранитной скале, поднявшегося на дыбы над обрывом, одно из грандиознейших изваяний века.

Важную роль во французской скульптуре играли далее Каффиери, из которых Жак Каффиери (1678–1755) был ловким декоративным и искусным портретным мастером. Из его сыновей Филипп Каффиери Младший (1714–1744) — мастер известных серебряных украшений собора Байё, а Жан Жак Каффиери (1725–1792), автор нежного и плавного, с оживлением склонившегося над урной, речного бога, известен главным образом своими портретами. Из бюстов, украшающих галереи Французского театра, семь — его работы. Особенно выразительны бюсты Ла Шоссе, Ротру и Жана Батиста Руссо.

Скульптуры Франции

Ламбер Сигиберт Адам (1700-1759)
французский скульптор эпохи барокко, один из зачинателей рококо во Франции.

Фредерик Бартольди (1834-1904)
французский скульптор (“Статуя Свободы” в Нью-Йоркской гавани).

Эмиль Антуан Бурдель (1861-1929)
французский скульптор (“Геракл, стреляющий из лука”, “Пенелопа”).
• Биография Бурделя

Эдме Бушардон (1698-1762)
французский скульптор.

Франсуа Вердье (1651-1730)
французский исторический живописец, рисовальщик, гравер, скульптор.

Жан Антуан Гудон (1741-1828)
французский скульптор.
• Биография Гудона

Эме Жюль Далу (1838-1902)
французский скульптор.

Эдгар Дега (1834-1917)
французский живописец, график, скульптор.
• Биография Дега
• Новости

Никола Франсуа Жилле (1709-1791)
французский скульптор, учитель Ф.И. Шубина, Ф.Г. Гордеева, М.И. Козловского, Ф.Ф. Щедрина, И.П. Прокофьева; участвовал в украшении Зимнего дворца.
• Биография Жилле

Франсуа Жирардон (1628-1715)
французский скульптор-классицист.
• Биография Жирардона

Жан Батист Карпо (1827-1875)
французский скульптор, живописец, график.

Камилла Клодель (1864-1943)
французский скульптор, ученица и возлюбленная Родена.
• Новости

Аристид Майоль (1861-1944)
французский скульптор.
• Биография Майоля

Эрнест Месонье (1815-1891)
французский живописец, скульптор, любимый художник Наполеона III.

Клод Мишель (Клодион) (1738-1814)
французский скульптор.

Жан Батист Пигаль (1714-1785)
французский скульптор.
• Биография Пигаля

Жан Жак Прадье (1790-1852)
французский художник и скульптор швейцарского происхождения.

Пьер Пюже (1620-1694)
французский скульптор, живописец, архитектор, представитель барокко.
• Биография Пюже

Франсуа Рюд (1784-1855)
французский скульптор.
• Биография Рюда

Мария Тюссо (1761-1850)
француженка, основательница музея восковых фигур в Лондоне.
• Биография Тюссо
• Мари Тюссо и ее фигуры
• Новости

Этьен Морис Фальконе (1716-1791)
французский скульптор, автор памятника “Медный всадник” в Петербурге.
• Биография Фальконе

Осип Цадкин (1890-1967)
французский скульптор-авангардист.

Скульптура Франции
второй половины 17 века

Во второй половине 17 века французская скульптура достигла значительного расцвета, но в ней превалировали декоративные формы связанные с архитектурой и садово-парковым искусством. Черты холодного рассудочного классицизма сочетались с элементами барочного пафоса. Среди скульпторов, работавших в Версале, наиболее известны Франсуа Жирардон (1628–1715), автор мифологических и аллегорических скульптурных групп («Купающиеся нимфы») и конных монументов Людовика XIV (сохранились копии в Лувре и Эрмитаже), и Антуан Куазевокс (1640–1720), автор парадных и реалистических портретов, аллегорических фигур рек в Версале, конных скульптур и надгробий.

Строгая регламентация вкусов при французском дворе не могла, однако, полностью исключить проявлений творческой жизни. Реалистические устремления в искусстве второй половины 17 века нашли выражение в творчестве Пьера Пюже, произведения которого резко выделялись на фоне господствующего декоративного барочно-классицистического направления французской скульптуры.

Пьер Пюже. Самобытное многогранное дарование Пьера Пюже (1620–1694), архитектора, скульптора, живописца, сложилось вдали от Версаля. Он работал главным образом в Тулоне и Марселе. Художник драматического темперамента, Пюже был неистощим в своих замыслах. Сын марсельского каменщика, он начал свою деятельность как резчик по дереву, украшавший военные королевские галеры. Искусство резьбы открыло ему путь к монументальной скульптуре. В атлантах, поддерживающих балюстраду балкона ратуши Тулона, он создал трагические образы обреченных титанов, вступивших в борьбу с непреодолимой судьбой («Атланты», 1656).

Воплощением человеческого страдания и стоического героизма воспринимается статуя «Милон Кротонский» (1682, Париж, Лувр, ил. 204), исполненная Пюже для Версальского парка. Это изображение могучего атлета, который, попав рукой в расщеп дерева, становится жертвой разъяренного льва. Все существо героя полно страстного стремления освободиться от сковывающих пут. В искаженном от мук лице, в напряженном спиралевидном движении могучего тела с вздувшимися мышцами раскрыта неукротимая сила человека. Статуя Милона с ее клокочущим, могучим пламенем чувств резко выделялась на фоне окружающего строго упорядоченного ландшафта Версальского парка.

Последнее двадцатилетие 17 века проходило во Франции под знаком постепенного вырождения абсолютной монархии и усиления реакции. Войны, безудержное расточительство Версаля, государственные долги и все более возрастающий налоговый гнет обескровили Францию. Деспотический характер внутренней политики Людовика XIV вызвал волну народных восстаний. В искусстве шел процесс разложения классицизма с его регламентацией, усиливался интерес к народному творчеству, к фольклору, к жизни различных слоев общества того времени. Развитие реалистических тенденций сопровождалось появлением новых жанров и зарождением интереса к частным, интимным сторонам жизни человека, все это предвосхищает искусство 18 века.

Скульптура Франции.

Эпоха Каролингов

В это время самым популрным материалом стала стоновая кость. До сегодняшних времен сохранились оклады рукописных книг, представляющие собой плоские пластинки, украшенные рельефами со сценами Страстей Христовых.

Романская скульптура (X-XII века)

Скульптура появляется сначала на юге страны (Сен-Сернен в Тулузе). Мастера работают с фасадами (портал над входом, где главенствует тимпан со «Страшным судом» или «Христом во славе»).
выжные памятники того времени – порталы в Сен Пьер в Муассаке, Сен Лазар в Отене, Сент Мадлен в Везле, позже – провансальские порталы Сен Торфим в Арле и Сен Жиль дю Гар.

Готическая скульптура (XII-XV века)

Готическая скульптура стремиться выразить естественное ногообразие человеческого тела. Более живыми становятся статуи-колонны на порталах («Улыбающийся ангел» в Реймсе). В связи с ростом культа Богоматери для тимпана над порталом все чаще выбирают сцену «Коронования Марии» (Санлис). Внутри самих соборов часто используют мелкую пластику (Драгоценные статуэтки Богоматери). Становится популярной надгробная скульптура (надгробия французских королей в Сен – Дени).

Скульптура Возрождения (XV-XVI века)

В начале века развивается новая тенденция в надгробной пластике (М. Коломб) и в архитектурном декоре (замки Луары). В стилистике школы Фонтенбло работает П. Бонтан (надгробие Франциска I, урна с сердцем Франциска I). Школа Ж. Гужона отличается благородством и чистотой линий (рельефы Фонтана Невинных и алтарной преграды Сен Жермен л’Осеруа в Париже). Вечным стало имя Ж. Пилона, который создал надгробие сердца ГенрихаII, скульптуру для ротонды Валуа.

Скульптура классицизма (XVII век)

Самые яркие представители классицизма – Ф. Жиралдон и А. Куазево. Все, что они создавали, было под покровительством Людовика XIV. Ими были украшены парк и дворец Версаля.

Скульптура XVIII века

В начале века в скульптуре прослеживается стиль борокко (Фонтан Нептуна в Версале братьев Адан, «Лошади Марли» на пл. Согласия Г. Кусту). В середине века скульптура становится ближе к классическому стилю (фонтан «Времена года» на ул. Гренель, конная статуя Людовика XV). Ж. Гудон стал легендарным мастером своего времени. Он создал портреты Вольтера, Бюффона, Вашингтона.

Скульптура XIX века

Активно развивается строительство, что затормозило создание скульптур. Основным жанром продолжает быть портрет и надгробный памятник. Ведущий мастер конца века О. Роден обладавший мощным пластическим и лирическим темпераментом, своим искусством утверждал свободу от академических условностей («Мыслитель», «Поцелуй», «Граждане Кале»).

Скульптура XX века

Скульптура активно внедряется в городские кварталы, парки и сады (черно-белые колоннады во дворе Пале-Руаяля, Фонтан Стравинского возле Центра Помпиду в Париже).

Самая актуальная информация прокладки СНП по ОСТ 26.260.454 на нашем сайте.

Случайное фото

Это интересно

Название Тюильри происходит от слова “tuile”(“черепица”), поскольку на этом месте находится черепичный заводик.

Скульптура

Почти все скульпторы XVIII в. работали одновременно в нескольких жанрах — историческом, мифологическом, портретном. Отношение скульпторов к господствующим стилям — рококо и неоклассицизму — также было весьма свободным. Один и тот же мастер с легкостью переходил от изящных статуэток в стиле рококо к монументальным неоклассицистическим композициям.

В начале XVIII столетия традиции классицизма развивал Эдм Бушардон (1698–1762). Самые известные его работы — фонтан на улице Гренель и статуя Людовика XV на одноименной площади в Париже (ныне площадь Согласия). Однако наибольшее число произведений он создал в жанре портрета, преимущественно женского. Для этого рода произведений Бушардона характерны утонченность, изящество и аристократизм.

Бушардон Эдм. Конная статуя Людовика XV. Модель . 1748–58

Наиболее известным мастером рококо был Жан Батист Лемуан Младший (1704–1778), выполнивший скульптурные украшения для отеля Субиз в Париже (Астрономия). Грациозность поз, тонкий лиризм, необычная асимметричность композиций отличают его статуи, которые гармонично дополняют убранство залов в стиле рококо. Лемуан обладал и незаурядными педагогическими способностями: из его мастерской вышли два выдающихся скульптора середины века — Пигаль и Фальконе.

Жан Батист Пигаль (1714–85), работая в стиле, переходном от рококо к неоклассицизму, выполнил ряд статуй и групп на мифологические и аллегорические темы («Меркурий, завязывающий сандалию»). Особенности дарования Пигаля, сочетающего гражданский пафос с тяготением к острой, порой натуралистической правдивости, наиболее ярко проявились в надгробиях и памятниках (надгробие маршала Морица Саксонского, 1753–76, церковь Сен-Тома, Страсбург), статуе Вольтера, представленного «героически обнажённым», острых по характеристике портретах («Автопортрет»).

Пигаль Жан Батист (1714–1785)

Обнаженный Вольтер . 1776

Другой ученик Лемуана, Этьен Морис Фальконе (1716–91), виртуозно владевший техникой ваяния, отличался блестящей эрудицией: прекрасно знал античную скульптуру, древние языки и литературу (а ведь он, придя в восемнадцать лет в мастерскую Лемуана, почти не умел читать и писать). Более десяти лет Фальконе руководил фарфоровой мануфактурой в Севре (близ Парижа). Его маленькие композиции в стиле рококо на античные сюжеты — «Грозящий Амур», «Пигмалион и Галатея», «Аполлон и Дафна» и другие — тонко передают оттенки настроения, а фарфор словно обработан ювелиром. И все же скульптор больше тяготел к монументальным и драматичным образам.

Очень выразительна его ранняя композиция «Милон Кротонский» (существует в двух вариантах: 1744 и 1754 гг.). Античный герой Милон бросил вызов богам, заявив, что сумеет руками расщепить дерево. Но рука тщеславного героя застряла в трещине ствола, и Милона, «прикованного» к дереву, растерзал лев. В сложной позе героя, в его искаженном ужасом лице есть некоторая доля театральности, однако чувствуется и подлинное эмоциональное напряжение. Вершиной творчества Фальконе стал «памятник Петру I» в Санкт-Петербурге (так называемый «Медный всадник»). Самым удивительным было то, что скульптор приступил к работе, не зная техники бронзового литья, и освоил ее в пятьдесят восемь лет.

Жан Антуан Гудон (1741–1828)

Жан Антуан Гудон прошел серьезную художественную школу: он обучался в академии и стажировался в Риме. Мастер отдал дань традиционным для классицизма античным сюжетам (наиболее известна композиция «Диана», существующая в двух вариантах: 1776 и 1780), но по-настоящему нашел себя в жанре портрета.

Гудон Жан Антуан (1741–1828)

Диана . Около 1776

Гудон создал галерею жизненно ярких портретов видных представителей эпохи Просвещения и Великой французской революции, подчеркнув в их характерах общественно-деятельное начало, их незаурядность. Гудону позировали Ж. Ж. Руссо, О. Г. Мирабо, Дени Дидро, Бенджамин Франклин, Дж. Вашингтон, Т. Джефферсон, Людовик XVI, Р. Фултон, Наполеон Бонапарт. Портретам Гудона присущи острота и многогранность психологической характеристики, непосредственная обращенность к публике, усиленная выразительным взглядом портретируемого. В портрете Кристофа Виллибальда Глюка (1775) Гудон удивительным образом передал движение души композитора — в порыве вдохновения его изуродованное оспой лицо преображается, становится прекрасным. Более лиричные детские и женские образы («Мадам Гудон») отличаются простотой и естественностью. Особое место в творчестве Гудона занимают портреты Вольтера. Скульптор создал несколько портретов знаменитого французского мыслителя, а также две «статуи», почти одинаковые (одна из них была заказана русской императрицей Екатериной II). Вольтер сидит в кресле. Черты его лица переданы с предельной точностью. Легкий наклон тела вперед, острый взгляд, саркастическая усмешка, застывшая на тонких губах, создают впечатление живого контакта модели со зрителем.

Одеяние, которое трудно отнести к какой-либо определенной эпохе, естественно в изображении философа и заставляет задуматься об истинном масштабе его личности. Вольтер стал для мастера воплощением главных духовных ценностей своего времени. Портрет конкретного человека превратился у Гудона в некий идеальный образ мыслителя — мудреца, вобравшего в себя и знание современной жизни, и опыт древности.

Французская скульптура XV-XX вв.

Коллекция французской скульптуры в Эрмитаже является одной из лучших за пределами Франции. Создававшаяся в течение двух веков она отличается исключительным разнообразием и богатством, обилием крупных имен. Ряд замечательных мастеров таких, как Ж.А.Гудон, Э.М.Фальконе, О.Роден, А.Матисс, представлены целыми комплексами произведений.

Памятники ранней французской пластики, скульптура XV, XVI, начала XVII веков в собрании немногочисленны и, за немногим исключением, не представляют большого интереса. Но начиная со второй половины XVII столетия коллекция скульптурных произведений весьма значительна.

Представление об официальном стиле, господствовавшем в искусстве эпохи абсолютной монархии, – академическом классицизме – можно составить по распространенным в конце XVII – начале XVIII века бронзовым редукциям прославленных монументальных работ. Среди наиболее замечательных произведений подобного рода – модель памятника Людовику XIV, созданного одним из крупнейших скульпторов этого периода – Ф.Жирардоном.

Один из основных скульпторов-декораторов, украшавших своими произведениями Париж и Версаль, А.Куазевокс представлен в музее другой, но также очень значительной стороной своего творчества – великолепным портретом современника мастера, художника П.Миньяра. Коллекцию скульптуры первой половины XVIII века дополняют несколько небольших, но высокого качества бронз, таких как “Вертумн и Помона” Р.Ле Лоррена, “Дедал и Икар” Л.К.Вассе, а также две терракоты Э.Бушардона – “Атлет со львом” и “Атлет с медведем”. Созвездие блестящих мастеров, прославивших французскую скульптурную школу: Ж.Тассар, Э.М.Фальконе, М.А.Калло, О.Пажу, Ж.Б.Пигаль, Ж.А.Гудон, К.М.Клодион, С.Л.Буазо – создает необычайно полный раздел французской пластики середины и второй половины XVIII века.

Э.М.Фальконе показан целой коллекцией произведений – от ранних, связанных еще с рококо, “Грозящего Амура” (1757) и “Купальщицы” до большой мраморной статуи “Зима” (1771), где очень тонко и органично сочетаются классические традиции с присущей таланту мастера верностью натуре.

Творчество ученицы и помощницы Фальконе в работе над знаменитым “Медным всадником” – памятником Петру Великому на Сенатской площади в Петербурге – М.-А.Колло представлена многочисленными портретами, лучшим среди которых является портрет ее учителя (1773).

Черты рококо и классицизма, как и в работах Фальконе, переплетаются в искусстве О.Пажу, в частности, в хранящихся в Эрмитаже надгробии принцессы Гессен-Гомбургской(1759), портретах графини Дюбари, архитектора П.Руссо.

Крупнейший скульптор Франции XVIII века Ж.А.Гудон, автор многих прекрасных статуй и прославленный портретист, представлен рядом разнообразных портретов: ученого-естествоиспытателя Бюффона (1782), графа И.П.Салтыкова (1783), простой девушки Лизочки. Но, несомненно, основного внимания заслуживают портреты великого французского философа-просветителя Вольтера и, в первую очередь, мраморная статуя сидящего Вольтера (1781) – подлинный шедевр Гудона. Современник Гудона – Клод Мишель, прозванный Клодионом, показан рядом виртуозно исполненных рельефов “Вакхические игры”, “Смерть святой Цецилии” и др.

Собрание французской скульптуры XIX века дает довольно полную картину развития этого вида искусства, всех направлений, постепенно сменявших друг друга.

Классицизм, ставший с начала столетия официально признанным, представлен работами таких крупных скульпторов, как Д.А.Шоде (“Кипарис”, 1794-1798) и Ф.Ж. Бозио (“Стреляющий Амур”, после 1808).

С эпохой романтизма связаны несколько значительных мастеров. Это Д.д’Анже, снискавший известность многочисленными портретными медальонами с изображениями всех более – менее знаменитых людей своего времени (“Портрет актера Тальма”, “Портрет И.Лелевеля”), А.Бари, создавший новый жанр в пластике – изображение животных (“Лошадь”, “Пантера и антилопа”, “Лев со змеей”).

Очень разнообразно представлено искусство французской пластики второй половины XIX века.

Творчество одного из наиболее ярких скульпторов реалистической школы Ж.Далу охарактеризовано произведениями разных лет и жанров, среди которых ранняя терракота “Крестьянка с ребенком” (1873), мраморный бюст “Девушка в платке” (1880-1890-е) зрелого периода творческой деятельности. Салонную пластику иллюстрируют работы таких виртуозных художников, как А.Каррье-Беллез (“Сатир и вакханка”, конец 1870-х) и П.д’Эпине (“Амур, просящий подаяния”, 1887). Величайший скульптор нового времени О.Роден представлен прекрасным авторским гипсом “Бронзовый век” (1877), мраморными композициями “Поэт и муза”(ок.1905), “Ромео и Джульетта” (1905), “Вечная весна” (после 1884), выполненными в импрессионистической манере, гипсовым портретом японской танцовщицы Ханако (1908) и мраморным бюстом В.С.Елисеевой (1906). С творчеством одного из крупнейших французских скульпторов XX столетия А.Майоля знакомят небольшие бронзовые произведения раннего периода его деятельности (“Купальщица”, ок.1900, “Сидящая женщина”, ок.1905).

Об искусстве знаменитого Э.А.Бурделя дают представление этюд головы к “Красноречию” 1917 года (большой статуе, являющейся частью памятника генералу Альвеару в Буэнос-Айресе), “Большая трагическая маска Бетховена” (1901) и один из лучших портретов мастера – “Портрет художника Энгра” (1908).

Эрмитаж обладает семью скульптурными работами выдающегося художника А.Матисса, занимавшегося пластикой на протяжении всей своей жизни одновременно с живописью и создавшего около 70 произведений в этом виде искусства. Коллекция отражает весь творческий путь Матисса-скульптора и различные жанры, к которым он обращался, – от созданной в ранний период “Стоящей натурщицы” через зрелые произведения “Портрет Анриетт” и “Венера в раковине” до самой последней работы в скульптуре – “Кати”.

Размещено на реф.рф
1636 ᴦ.

При Людовике XIV всё французское искусство вращалось около короля, двора и их начинаний. От скульптуры, которая украшала дворцовые залы и парковые аллеи грандиозных королевских резиденций, требовались не столько классическая строгость и гармоничность, сколько торжественность и пышность. Французские скульпторы, творившие в условиях абсолютизма, стремились к эффектным, выразительным решениям, монументальным формам. И в данном им, несомненно, помогли традиции итальянского барокко, особенно творчество Лоренцо Бернини. В те времена скульптор, не побывавший в Риме, не считался законченным художником. Скульптура Франции XVII века соединяет в себе черты классицизма и барокко.

Франсуа Жирардон (1628 – 1715), пройдя в 1645 – 1650 гᴦ. обучение в Риме у Бернини, значительную часть жизни посвятил оформлению Версальского парка совместно с Шарлем Лебреном и Андре Ленотром. Все его произведения, великолепные по технике. Но если у Бернини на первом плане драматичное столкновение героев, то у Жирардона – красивая композиция фигур.

Размещено на реф.рф
Ритм движений его персонажей соединяет их в ясные, продуманные ансамбли, которые очень эффектно смотрятся с любой точки обзора. Примером может служить скульптурная композиция ʼʼАполлон и нимфыʼʼ, украшающая сады Версаля.

Жирардону принадлежит великолепный памятник Ришелье в Сорбонне (1694 ᴦ.) (Рис. 4.4): умирающий государственный муж с риторическими жестами склоняется на своём ложе на руки поддерживающей его ʼʼРелигииʼʼ, в то время как ʼʼНаукаʼʼ горюет у его ног на цоколе монумента. Задуманная скорее живописно, чем пластически, эта группа выполнена с величайшим техническим совершенством.

Лучшим парижским мастером наряду с Жирардоном был Антуан Куазево (1640 – 1720). Он так же много работал в Версале, был незаурядным портретистом. В скульптурных портретах Куазево точные, психологически тонкие характеристики героев усиливаются приёмами барокко – неожиданными позами, свободными движениями, пышными одеяниями. В 1692 ᴦ. Куазево создаёт памятник Мазарини в Лувре (Рис. 4.5), который является одним из старейших надгробных памятников, представляющих век Людовика XIV и Людовика XV. Он выполнен из чёрного и белого мрамора с бронзовыми дополнениями. На саркофаге стоит на коленях мраморная фигура Мазарини с выразительными чертами лица. За ней ангелочек держит римский лекторский пучок розг – символ его власти. На цоколе сидят аллегорические фигуры добродетелœей.

Значительным мастером был Гийом Кусту (1677 – 1748) – племянник Куазево. Его великолепные ʼʼУкротители конейʼʼ (Рис. 4.6), стоящие у входа в Елисейские Поля, отличаются благородной стройностью форм и свободой движения.

В работах талантливого мастера того времени Пьера Пюже (1620 – 1694) чувствуется влияние Бернини и классицистического театра. Сюжетом рельефа ʼʼАлександр Македонский и Диогенʼʼ (1692 ᴦ.) (Рис. 4.7)послужила история короткой встречи знаменитого завоевателя и нищего философа. В ответ на великодушное предложение Александра выполнить любое пожелание Диогена, он изрёк: ʼʼОтойди, ты загораживаешь мне солнцеʼʼ. Эту историю Пюже превратил в огромное многофигурное действо, в котором помимо эффектного диалога в жестах Александра и Диогена нашлось место и для толпы, и для развевающихся знамён, и для архитектурной декорации.

Скульптура ʼʼМилон Кротонскийʼʼ (1682 ᴦ.) (Рис. 4.8) изображает античного героя, который хвастался перед богами, что может руками расщепить дерево. Но его ладонь оказалась зажатой в трещинœе, и он, прикованный к стволу, был растерзан львом. Всё в облике Милона говорит о глубоком страдании – изогнутое тело, предельно напряжённые мускулы, запрокинутая голова и лицо с закатившимися глазами и запёкшимися губами. При этом композиция предельно гармонична: изгибы ствола дерева и фигуры Милона вместе образуют овал, что делает её замкнутой и уравновешенной.

Французская скульптура XVII века, соединяя в себе черты классицизма и барокко, выявила глубокое внутреннее родство этих стилей, представляющих собой разные пути к одной и той же цели.

Контрольные вопросы и задания по теме

ʼʼСкульптура Франции XVII векаʼʼ

1. Какое влияние на развитие искусства оказала форма государственного

устройства, сложившаяся во Франции в XVII в.?

2. Черты каких стилей соединила в себе скульптура Франции XVII века?

3. Назовите имена выдающихся французских скульпторов XVII века.

Приведите примеры их произведений.

4. Назовите стилистические особенности, отличающие произведения

Л. Бернини от произведений его последователœей во Франции.

5. Какие черты барокко присущи скульптурной композиции, являющейся

памятником Мазарини работы Антуана Куазево?

6. Какие черты барокко присущи произведениям Пьера Пюже ʼʼАлександр

Македонский и Диогенʼʼ и ʼʼМилон Кротонскийʼʼ?

7. Что общего между классицизмом и барокко?

Скульптура Франции XVII века – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Скульптура Франции XVII века” 2017, 2018.

Читайте также

С исходом XVII века манерность и условность, водворившиеся во всех видах живописи, помешали портрету удержаться на достигнутой им высоте. Жанр деградировал и был отодвинут на второй план как в живописи, так и в скульптуре. Достижения реалистического портрета предаются. [читать подробнее].

Портрет маньеризма В искусстве маньеризма (XVI век) портрет утрачивает ясность ренессансных образов. В нём проявляются черты, отражающие драматически тревожное восприятие противоречий эпохи. Меняется композиционный строй портрета. Теперь ему присуща подчёркнутая. [читать подробнее].

1. Орацио Векки. Мадригальная комедия «Амфипарнас». Сцена Панталоне, Педролине и Гортензии 2. Орацио Векки. Мадригальная комедия «Амфипарнас». Сцена Изабеллы и Лючио 3. Эмилио Кавальери. «Представление о Душе и Теле». Пролог. Хор «О, Синьор» 4. Эмилио Кавальери. [читать подробнее].

В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской. [читать подробнее].

периоды развития Барокко: · Раннее 1580-1620е · Высокое=Зрелое 1620е-1700 · Позднее ½ 18 века Новые общественные задачи, возникшие перед мастерами римского зодчества позднего Возрождения, предопределили характер трактовки различных типов светских и культовых сооружений. [читать подробнее].

В этой части лекции подводится итог обзору архитектуры Италии и определяется художественный язык стиля «барокко». Многое из сказанного ниже относится не только к архитектуре, но и к другим видам искусства этого стиля. С точки зрения стилевой определенности архитектуру. [читать подробнее].

Контрольные вопросы и задания по теме «Скульптура барокко Германии» 1. Дайте общую характеристику развития скульптуры барокко в Германии XVII – XVIII веков. Какие факторы сыграли при этом главную роль? 2. Определите тематические границы скульптурных произведений, . [читать подробнее].

Этьенн Морис Фальконе (1716-1791) во Франции и России (с 1766-1778 г.). “Грозящий Амур” (1757, Лувр, ГЭ) и его реплики в России. Памятник Петру I (1765-1782). Замысел и характер монумента, значение его в городском ансамбле. Роль помощницы Фальконе – Мари-Анн Колло (1748-1821) в создании. [читать подробнее].

Эпоха, направление, стиль. Введение Культура барокко Эпоха барокко — одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией. [читать подробнее].

Известен тезис Людовика XIV «Франция – это Я». Согласно этому тезису Версальский комплекс, моделируя короля, одновременно моделирует Францию. Строгая системность и иерархичность модели экстраполируется на роль и место короля во французском государстве XVII в., но также и на. [читать подробнее].

Скульптура Франции – эпохи, периоды

Эпоха Каролингов. Во времена правления Карла Великого любимым материалом резчиков была слоновая кость. Сохранилось множество окладов рукописных книг, представляющих собой плоские пластинки, украшенные рельефами со сценами Страстей Христовых.

Романская скульптура (X—XII).

Скульптура вновь появляется во Франции сначала на юге, где сохранились античные памятники (Сен-Сернен в Тулузе). Пластический декор сосредоточен на фасадах (портал над входом, где главенствует тимпан со “Страшным Судом” или “Христом во славе”). Главные памятники эпохи — порталы в Сен-Пьер в Муассаке, Сен-Лазар в Отене, Сент-Мадлен в Везле. позже — провансальские порталы Сен-Трофим в Арле и Сен-Жиль дю Гар.

Готическая скульптура (XII-XV).

Круглая скульптура и архитектурный декор готики отражают нарастающее стремление искусства к натурализму, к индивидуализации трактовки человеческой фигуры и лица. Статуи-колонны на порталах готических соборов становятся все более живыми и выразительными (“Улыбающийся ангел” в Реймсе). В связи с ростом культа Богоматери для тимпана над портапом все чаще выбирают сцену “Коронования Марии” (Санлис). В декоре интерьеров используется мелкая пластика (драгоценные статуэтки Богоматери), а также надгробная скульптура (надгробия французских королей в Сен-Дени).

Скульптура Возрождения (XV-XVI).

Новая итальянская манера появляется во Франции на рубеже XVXVI вв. в надгробной пластике [М. Коломб) и в архитектурном декоре (замки Луары). В стилистике школы Фонтенбло работает П. Бонтан (надгробие Франциска I. урна с сердцем Франциска I). Классика французского Возрождения Ж. Гужона отличает прекрасное знание античности, благородство и чистота линии и моделировки (рельефы фонтана Невинных и алтарной преграды Сен-Жермен-л’Оксеруа в Париже). С одинаковым мастерством и утонченной грацией исполнял свои произведения в мраморе, бронзе или керамике Ж. Пилон (надгробие сердца Генриха II, скульптура для ротонды Валуа).

Скульптура классицизма (XVII в.). Два наиболее ярких представителя “версальского” классицизма — Ф. Жирардон и А. Куазвво. Оба работали под покровительством Людовика XIV, украшали аллегорическими и мифологическими статуями и скульптурными группами парк и дворец Версаля, исполняли заказные портреты.

Скульптура XVIII в.

В начале века в скульптуре преобладает барочный стиль (фонтан Нептуна в Версале братьев Адан, “Лошади Марли” на площади Согласия Г. Кусту). Ближе к середине столетия Э. Бушардон возвращает скульптуру в классическое русло (фонтан “Времена года” на улице Гренель. конная статуя Людовика XV). Ж. Б. Пигаль вновь обращается к барочной театральности (надгробие маршала Саксонского). Блестящий мастер реалистического скульптурного портрета — Ж. Гудон (портреты Вольтера. Бюффона. Вашингтона).

Скульптура XIX в.

Бурное строительство благоприятствует развитию монументальной скульптуры: Ф Рюд украшает рельефом “Марсельеза” (1836) Триумфальную арку на площади Звезды: Ж.Б. Карпо помещает горельеф “Танец” (1868) на фасад Оперы Гарнье. Ведущими жанрами продолжают оставаться портрет и надгробный памятник (П.-Ж. Давид дАнже. Ж.Б. Карпо. Ж. Далу, П.А. Бартоломе). Гениальный мастер Огюст Роден, обладавший мощным пластическим и лирическим темпераментом, в своем искусстве провозглашал свободу от академических условностей (“Мыслитель”, “Поцелуй”, “Граждане Кале”).

Скульптура XX в, проделала общий для всех пластических искусств путь: от уже ставших классиками А. Бурделя (рельефы театра Шанз-Элизе) и А. Майоля (“Помона”, “Флора”) до всевозможных форм абстракции послевоенных десятилетий. Для конца XX в характерно активное внедрение скульптуры в городскую пространственную среду площадей, парков и садов (черно-белые колоннады во дворе Пале-Руаяля, фонтан Стравинского возле Центра Помпиду в Париже).

Французское искусство XVIII столетия
Французская скульптура XVIII столетия

1 – Классицизм в скульптуре

В начале XVIII века французское ваяние развивается в рамках классицизма и делает значительный рывок в художественной силе и естественности

Сила пластической передачи, старое французское качество, не изменило французам и в XVIII столетии. Нить предания не порвалась. Поколения даровитых скульпторов следовали одно за другим. Классицизм века Людовика XIV в скульптуре более ясно становится основой дальнейшего развития, чем в зодчестве. Если декорация рококо тоже состояла по большей части из скульптурной резьбы, часто с прибавлениями в роде божков любви, то в свободной пластике французов этой эпохи все движение рококо отражается лишь слегка и с колебаниями, да и переходы от рококо к неоклассицизму сказываются лишь в легких изгибах. В полной силе остается старинная привычка воплощать мысли и представления в аллегорических фигурах, особенно на надгробных памятниках. Вырастает склонность монархов осчастливливать даже провинциальные города своими медными конными или в рост портретами и склонность скульпторов создавать свободные произведения, ценные сами по себе. Большинство идеальных фигур французской скульптуры этого времени все же оставляет впечатление некоторой намеренности и манерности, но тем безупречнее является пластическое портретное искусство Франции, Лучшие французские скульптурные произведения XVIII века – портретные бюсты, дышащие изумительной свежестью и жизненностью. Именно в них становится обычным то высшее, техническое мастерство, которое, не только играючи выражает материю одежд, но и поверхность нагого тела передает с невиданной дотоле утонченностью и мягкостью.

Учеником Лоррена был Жан Батист Лемуан (1704-1778), которого Гонз все же называет истинным наследником манеры Кусту, – и в то же время “инициатором” нового искусства ваяния XVIII столетия. Его конная статуя Людовика XV в Бордо, к сожалению, уничтожена. Но в Лувре сохранилась бронзовая модель его памятника этого короля для Ренна. Повелитель, поднимаемый солдатами на щите, является здесь в виде древнеримского воина. Ваятелем идеальных фигур, еще затронутым слегка барочным настроением, является Лемуан в группе “Крещение Христа” в Сен Рош в Париже. Из его превосходных, дышащих индивидуальной душевной жизнью портретных бюстов, отметим бюсты актрисы Клерон во французском театре, Реомюра в Ботаническом саду и архитектора Габриеля в Лувре.

Рис. 204 – Бюст архитектора Габриеля работы Жана Батиста Лемуана в Лувре.

Переживания бельгийской барочной скульптуры обнаруживает Себастьен Слодц (около 1655-1726 гг.), антверпенец, бывший в Париже учеником Жирардона. Его мощный, не особенно приятный мраморный Ганнибал стоит в Лувре. Его сын и ученик Мишель Слодц (1705-1765) принадлежит наполовину к римской школе. Закончив образование в академии вечного города, он исполнял фигуры святых и надгробные памятники для римских церквей, но в 1747 г. вернулся в Париж, где явилось его лучшее произведение – выполненный из мрамора и бронзы надгробный памятник аббата де Герзи в Сен Сюльпис. Коленопреклоненная фигура покойного в виде круглого медальона знаменита своим глубоким выражением набожной покорности.

Первым истинным классиком XVIII столетия считается Эдмон Бушардон (1698-1762), друг графа Кайлюса, идеалы которого он стремился осуществить. Его называют французским Фидием. От своего первого учителя Гильома Кусту он заимствовал больше плавной прелести в смысле французского XVIII столетия, чем вообще принято думать. Его восхитительный, оживленный мраморный Амур, вырезающий лук из палицы Геркулеса, находящийся в Лувре, стоял первоначально в круглом садовом павильоне Малого Трианона. Его лучшее произведение – водоем на улице Гренелль в Париже. Архитектурные и скульптурные формы являются здесь внутренне слитыми, а изображенные в виде рельефов с детьми “Времена года” по сторонам, хотя и выполнены более живописно, производят впечатление уже известных образцов, чего нельзя было ожидать от французского “Фидия”. Великолепная, пропорциональная конная статуя Людовика XV работы Бушардона, украшающая Площадь Согласия, сохранилась только в виде маленькой бронзовой модели в Лувре.

Рис. 205 – Амур Эдмона Бушардона в Лувре.

С большим совершенством движется в русле своего времени Жан Батист Пигалль (1714-1785), учителями которого были Лоррен и Лемуан. Натуральная жизнь и искусственная оживленность, непосредственное восприятие и изысканная намеренность сочетаются в его искусстве. Удивительно натурально умеет он передавать нежную жизнь поверхности кожи, а некоторые мотивы движений в его произведениях шаловливо отражают дух времени. Первое мраморное произведение, выполненное им в Париже по возвращении из Рима, миловидный, оживленный душою и телом Меркурий, застегивающий сандалии, остается и теперь его шедевром. Один экземпляр стоит в Лувре, другой, с соответствующей статуей Венеры, в Потсдамском замке. Его мраморные группы “Любовь и Дружба” и “Мальчик с клеткой” в Лувре дышат прелестью жанра. Самые прекрасные мадонны его, с несколько внешним оживлением, украшают церкви Сен Эсташ и Сен Сюльпис в Париже. Из его полных жизни портретов следует отметить бронзовый бюст Дидро и мраморный бюст маршала Саксонского в Лувре. Статуя Людовика XV Пигалля в Реймсе заменена новой; сохранились только фигуры на цоколе, представляющие Францию в виде прекрасной молодой женщины и торговлю в виде мужчины индивидуального вида и полного жизни. Французский Институт (Institut de France) хранит его замечательную статую Вольтера, в виде совершенно нагого старца, сидя на скале, вдохновенно смотрящего в небо. В свои поздние годы этот мастер выполнил мощные надгробные памятники со множеством приличных для них аллегорических фигур, из числа которых памятник графа Гаркур в парижской Нотр-Дам всех страшнее представляет ужасы смерти, памятник маркграфа Людвига Вильгельма в приходской церкви в Баден-Бадене является наиболее барочным по своему общему впечатлению, но всех славнее памятник маршала Саксонского в церкви св. Фомы в Страсбурге, целиком рассчитанный на живописное впечатление и отличающийся обилием символических фигур и мощью фигуры полководца, сходящего твердым, полным жизненной силы шагом с высоты жизни в могилу. Надгробные памятники, в роде памятника Мазарини работы Куазево и Ришелье работы Жирардона, остались далеко позади этих произведений, и, еще в дни нашей молодости заклейменные как безвкусица, теперь снова превозносятся за свою бьющую через край силу.

Рис. 206 – “Мальчик с клеткой”. Скульптура Жана Батиста Пигалля в Лувре.

Шурин Пигалля Габриель Кристоф Аллерген (1710-1795) является в своих мраморных произведениях, “Купальщице” и “Диане” Лувра, мастером более спокойного, хотя и более намеренного изящества. Этьен-Морис Фальконе (1716-1791; книга Эдм. Гильдебрандта), из луврских произведений которого “Божок любви” отражает всю прелесть стиля эпохи, а тонко прочувствованная “Купальщица” (1757) все же несколько жеманна, “Милон Кротонский” превосходит знаменитое произведение Пюже мощью движения и богатством линий, создал для России в своей прославленной конной статуе Петра Великого в Петербурге (с 1766 г.), изображающей скачущего коня на гранитной скале, поднявшегося на дыбы над обрывом, одно из грандиознейших изваяний века.

Важную роль во французской скульптуре играли далее Каффиери, из которых Жак Каффиери (1678-1755) был ловким декоративным и искусным портретным мастером. Из его сыновей Филипп Каффиери Младший (1714-1744) – мастер известных серебряных украшений собора Байё, а Жан Жак Каффиери (1725-1792), автор нежного и плавного, с оживлением склонившегося над урной, речного бога, известен главным образом своими портретами. Из бюстов, украшающих галереи Французского театра, семь – его работы. Особенно выразительны бюсты Ла Шоссе, Ротру и Жана Батиста Руссо.

Читайте далее: