Скульптуры Египта

Скульптура Древнего Египта

Скульптура в культуре древнейшей цивилизации на Земле играет важнейшую роль. Согласно представлениям египтян, одна из человеческих душ – ка – обладает способностью пребывать сразу в двух мирах: земном и загробном. Отсюда стремление любыми способами сохранить тело умершего человека (бальзамирование и мумифицирование), а также создание большого количества скульптур, которые могут служить оболочкой для души “ка”.

Другая особенность скульптуры Египта – строгие каноны (правила), по которым создавались все изображения. С одной стороны, скульптура должна была быть достаточно реалистичной, чтобы душа могла “распознать” свою оболочку, с другой стороны, канон требовал полной симметричности в изображении человека, а телосложение также подчинялось строгим правилам. Именно поэтому многочисленные изображения фараонов, жрецов и богов кажутся однотипными, а различия существуют лишь в чертах лица. Отход от правил допускался лишь при изображении людей низкого сословия: чиновников, военных и т. д.

Абсолютное большинство скульптур Древнего Египта статичны. Чаще всего цари и боги изображаются сидящими на троне, или стоящими, руки фигур покоятся на коленях, или скрещены на груди, взгляд устремлен прямо перед собой. Подобный ракурс создавал удивительный эффект, зрителю кажется, что статуя смотрит прямо на него, с какого бы ракурса он не смотрел на скульптуру. Огромные глаза скульптур – также имеет культовое значение. Египтяне были уверены, что душа человека находится в его глазах. Поэтому все скульптуры раскрашивались очень тщательно.

Самая известная египетская скульптура – Большой сфинкс. Мифическое существо с головой фараона Хафра и телом львицы. Монументальная скульптура, стража пирамид выполняла роль охранника покоя царей в долине пирамид. Величественная поза, полный покоя и отрешенности взгляд, мощь и внутренняя сила до сих пор производят неизгладимое впечатление на туристов.

Особого внимания заслуживают храмовые скульптуры фараонов и богов. Выполненные в строгом соответствии с каноном, египетские цари представлены величественными, отлично сложенными и отрешенными. Изображать фараона, живого бога, можно было только вне времени и быта. Все стоящие скульптуры изображают царя делающим шаг вперед (так называемый “шаг в вечность”), символически это обозначает переход повелителя от земной жизни в жизнь вечную.

Необыкновенно интересны скульптурные маски фараонов, которые закрывали лицо фараонов в саркофагах. Мастера использовали для создания масок драгоценные металлы и разноцветные эмали. Самая известная маска – фараона Тутанхамона.

Скульптурные портреты египетских мастеров оставили нам блестящие образцы реализма и пластики. Портреты Нефертити, Тейе, Микерина, Аменхотепа III и других – несомненные шедевры древнего искусства. Чаще всего скульптурные портреты – сохранившиеся части статуй, утерянных в веках.

Отдельного разговора достойно искусство периода Амарна. В это время, когда фараон Эхнатон запретил поклонение многочисленным богам египтян и провозгласил единобожие. В это же время художникам разрешили отходить от канона, изображать людей такими, какие они есть на самом деле. Поэтому статуи и изображения самого мятежного фараона кардинально отличаются от изображений других правителей. Перед зрителем некрасивый человек, с кривыми ногами и выпирающим животом. Но ценность этих изображений кроется именно в их исторической достоверности и правдивости.

Для своих скульптур мастера Древнего Египта использовали самый разный материал: дерево, алебастр, базальт, кварцит, известняк. Особенности каждого материала брались в расчет, помогая создавать уникальные, особенные, точные и достоверные изображения в рамках строгих канонов.

Лучшие образцы скульптуры Древнего Египта хранятся в музеях Лондона, Парижа, Берлина, Каира. Несколько образцов египетской скульптуры украшают улицы Петербурга, а также находятся в коллекции Эрмитажа, Пушкинского музея в Москве.

Загадочные полуулыбки всех статуй Египта заставляют зрителя снова и снова вглядываться в глаза некогда великих правителей самого сильного и развитого государства начала земной цивилизации.

Скульптура

Искусство скульптуры в Древнем Египте было тесно связано с похоронным культом: в каждой из найденных гробниц обнаружены многочисленные статуи, изображающие не только умершего — для его статуи была специально отведена отдельная комната, но и его челяди — слуг, обязанных также заботливо и трепетно ухаживать за своим господином и в потустороннем мире.

Уже раннее время — в эпоху Древнего царства — египетские скульптуры отличает удивительная пропорциональность, гармоничность и четкость. Надо заметить, что наибольшее распространение получили две, ставшие впоследствии традиционными, позы, в которых древние скульпторы изображали людей: или стоя с выдвинутой вперед левой ногой, или сидя с руками, положенными на колени. В этих положениях, дающих ощущение спокойствия и сдержанности, чаще всего изображали властителей.

Широкое распространение именно этих поз, а также свойственной царским сыновьям позы «писца», когда человек изображается сидящим на скрещенных ногах, связано с удобством расположения древних скульптур в традиционных местах — у стен или в нишах. Именно поэтому древнеегипетские статуи раннего времени всегда фронтальны.

Довольно рано сложились определенные скульптурные правила, отходить от которых не рекомендовалось: так, например, голова изображаемого человека не должна была отклоняться в стороны или свешиваться на грудь — посадка головы могла быть исключительно прямой и гордой, тело обязано быть развитым и могучим, а лицо должно обладать максимальным сходством с внешностью человека-«модели». Кроме того, волосы всегда окрашивались в черный цвет, а вот цвет тела зависел от пола изображаемого человека: мужчины «окрашивались» в красно-кирпичный цвет, а женщины — в желтый.

Многих удивляет тот факт, что древние египтяне поразительно точно передавали черты лица, иными словами, прекрасно владели портретным искусством. Оказывается, этому факту есть объяснение: очень часто, дабы защитить тело умершего от разложения, его, в т.ч. и лицо, покрывали слоем гипса. Когда скульптор приступал к тщательной работе над гипсовой маской (она заключалась в том, что глаза умершего должны быть изображены обязательно открытыми), он получал возможность постоянно тренировать свое внимание, наблюдательность и память.

Однако было бы неправильно полагать, что древнеегипетские статуи играли роль, связанную исключительно с похоронным культом. Очень часто огромные статуи, выполненные не так тщательно и детально, как в иных случаях, имели декоративное значение: использовались для украшения и оформления храмов.

Довольно часто фараоны помещали свои статуи в храм для того, чтобы навеки заручиться поддержкой того божества, которому посвящен данный храм. Как правило, скульпторы в этом случае не только старались добиться идеального портретного сходства, но и дополнительно высекали на статуях многочисленные молитвы от лица фараона не только с восхвалениями божеству, но также и с просьбами, зачастую частного характера. Если фараон хотел кому-то продемонстрировать свое благое расположение, то он милостиво разрешал поместить статую этого вельможи рядом с собой под сенью храма (довольно часто этого удостаивались талантливые скульпторы, сумевшие порадовать фараона его же собственным прекрасно выполненным изображением).

С окончанием эпохи Древнего царства в искусстве скульптуры намечается некоторый переворот: теперь статуи, изготовленные в разных областях государства, существенным образом отличаются друг от друга. Например, скульпторы Сиута предпочитают изображать несколько удлиненные фигуры, миерские мастера, напротив, считают красивыми только мускулистые тела, а абидосские умельцы склонны к мягким линиям и нерезким формам.

Скульптура Древнего Египта – отличительные черты

Скульптура Древнего Египта своему появлению и дальнейшему развитию обязана религиозным убеждениям. Требования культовой веры явились основанием для возникновения того или иного вида статуй. Религиозные учения обусловили иконографию скульптур, а также места их установки.

Скульптура Древнего Египта, основные правила создания которой окончательно сформировались в период Раннего царства, обладала фронтальностью и симметричностью фигуры, четкостью и спокойствием линий. Все эти характеристики соответствовали ее непосредственному назначению, а также были обусловлены местами ее расположения, которыми являлись в основном ниши в стенах.

Скульптура Древнего Египта отличается преобладанием определенных поз. К ним относятся:

– сидячая – руки при этом лежат на коленях;

– стоячая – левая нога выдвинута вперед;

– поза писца, который сидит на скрещенных ногах.

Для всех скульптур был обязателен ряд правил:

– прямая постановка головы;

– наличие атрибутов профессии или власти:

– определенный вид раскраски для женских и мужских тел (желтая и коричневая соответственно);

– инкрустация глаз камнями или бронзой;

– преувеличение мощности и развитости тела, что способствовало сообщению фигуре торжественной приподнятости;

– передача индивидуальных черт лица умерших (считалось, что статуи наблюдали за жизнью людей через специальные отверстия, сделанные на уровне глаз).

Скульптура Древнего Египта стала одним из средств в овладении портретным искусством. При помощи гипса пытались спасти труп от разложения, получая подобие маски. Однако для изображения живого человека требовалось, чтобы глаза у скульптуры были открыты. Для того чтобы добиться этого, маску дополнительно обрабатывали.

Скульптуры Древнего Египта находят при вскрытии гробниц. Их основным предназначением являлось отображение различных аспектов заупокойного культа. В некоторых гробницах исследователи нашли статуи из дерева. Над ними, по всей вероятности, совершали определенные культовые обряды. Во времена Среднего царства в гробницах размещали и фигурки работников. Их предназначением являлось обеспечение загробной жизни умершего. При этом скульпторы изображали людей в момент занятия самой разнообразной деятельностью.

Архитектурное оформление храмов Древнего Египта производилось с использованием статуй. Скульптуры стояли вдоль ведущих к ним дорог, во дворах и внутренних помещениях. Те статуи, основной нагрузкой которых было архитектурно-декоративное оформление, отличались от культовых. Их фигуры имели большие размеры, а в очертаниях отсутствовала детализация.

Статуи, которые передавали изображения царей, содержали молитвы, в которых у бога просили здоровье и благополучие, а иногда и содействие в политических делах. Период, который длился после того, как пало Древнее царство, охарактеризовался коренными изменениями в идеологической области. Фараоны, стремившиеся прославить себя и свое могущество, повелевали ставить свои статуи в храмах, рядом с фигурами различных божеств. Основным предназначением таких скульптур являлось прославление здравствующего правителя. В связи с этим данные статуи должны были максимально точно быть схожи с портретом фараона.

Отдых в Египте.

Если у человека есть стремление получить удовольствие от погружения в древнюю эпоху, то не выбрать лучшего места, чем Египет. Посещая античные места можно почувствовать себя частичкой тех времен, когда правили фараоны, походить под впечатлением от посещений египетских пирамид. А что стоит прогулка по величавой реке Нил, берега которой хранят тайны древнейшей цивилизации.

Каждый камень, каждый уступ, памятник старины каждого египетского города составляют его историю. В памяти навсегда останутся пирамиды древнейшего Египта, руины античных храмов, культовые сооружения и сфинксы, которые на протяжении веков охраняют покой предков. На пути каждого туриста возникают призраки прошлого – это скульптуры богов, фараонов, которые, несмотря на свое каменное исполнение, они наполнены дыханием жизни.

Нет такого человека, который, приехав в Египет, не хотел посетить великие пирамиды, грандиозные сооружения некогда созданные руками человека. В египетской религии имело большую значимость представление о загробной жизни. И именно это представление и оказало влияние на само развитие и формирование стиля всей архитектуры Древнего Египта, включая пирамиды и гробницы.

Самая массивная пирамида – это пирамида Хеопса, которая по праву носит звание восьмого чуда света, ее высота достигает отметки 137 метров. На южной стороне этой величественной пирамиды расположено украшение «Солнечная ладья». Это считается культовым сооружением, так как по преданию именно отсюда после своей смерти фараон отправляется в вечное путешествие по потустороннему миру.

Другая пирамида, расположенная по соседству носит название Хефрена. Некогда вход в этой гробницы был под надежной охраной четырех гранитных сфинксов, а по центру, на возведенном помосте была статуя фараона.

Следующая пирамида – это Микерина. Высота ее не более 62 метров. Со временем, она пострадала гораздо больше всех остальных памятников.

Исторический этап.

Не более пяти тысяч лет назад начали появляться первые рабовладельческие государства в долине по нижнему течению Нила. В IV тысячелетии до нашей эры правители одного из таких государств подчинили себе и всю страну, таким образом, создав единое царство. Центром этого государства стал Мемфис, который расположился на левобережной стороне Нила, несколько южнее местоположения сегодняшнего Каира. Править этим государством в 2800 году до нашей эры начал фараон Хуфу. Уже историки современности переименовали в Хеопс. Большую значимость в формировании египетской культуры и самого государства принес ранний период египетской истории. Это было время с 4000 года и до 3000 года до нашей эры, а также и период 3000 года – 2000 года до нашей эры, время раннего Царства.

В Египте люди почитали большое количество богов. Некоторые из них были древними и в большинстве своем походили на животных, нежели на людей. Почти каждый египетский бог имел свои формы, и каждому из них посвящалось какое-либо животное.

Скульптуры Египта.

Египетские скульпторы с большим умением объединяют части фигур, которые видны с разной точки зрения, то есть – это голова и ноги в профиль, а глаза, грудь и плечи – в фас. Только в египетском искусстве характерно подобное изображение людей. Такое трехмерное тело сведено к силуэту, которое имеет четко очерченный контур. Гробница Мирираанха выполнена в совершенно другой технике. В этом случае изображение не имеет выпуклостей, а оно врезано в камень. В гробницы помещали статуи умерших.

Другая скульптура готовая поразить взгляд туриста – это семейная группа из гробницы Уджаанджеса. Она предоставляет облик вельможи и его супруги. Данная композиция выполнена в соответствии с принятыми рамками канона, то есть фронтально более крупная фигура Уджаанджеса представляет собой плотно сдвинутые ноги, руки, которые лежат на коленях и торжественная и застывшая поза и строгий взгляд, который обращен прямо.

Если брать официальную скульптуру, статую фараона, то присутствует ощущение того, как мастер скульптуры стремился передать индивидуальную особенность модели, проявить интерес к выявлению портретных черт. Такую тенденцию можно проследить и в гранитной статуе фараона Аменемхета III. Изображение его фигуры также дано в традиционной позе – на троне, на голове фараона убор с изображением священной змеи, которая охраняет его и его три имени, которые начертаны в украшении виде полуразвернутого свитка. Общее впечатление говорят, что перед вами сидит владыка всего Египта. Эта фигура, которая выполнена из гранита каждую деталь его внешности – это и узкие глубоко посаженные глаза, большие скулы, также передано суровое и властное выражение за счет выступающего вперед подбородка. Кроме этого тщательно передана и каждая деталь одежды и головного убора фараона. Все эти факты говорят о большом мастерстве скульптора.

Достопримечательности Александрии.

Большое удовольствие можно получить от посещения древнего города Египта – Александрия, Этот город назван в честь его основателя Александра Македонского. В древности, этот город был условно разделен на три части. Конечно, самый красивый и украшенный с большим великолепием носил название Царский. Эта часть города была предназначена для династии Александрийских царей – Птолемеев. Ближе к морскому побережью располагались сооружения, которые имели большую значимость. От моря их защищал остров Фарос, на котором расположился знаменитый на весь мир маяк, считающийся по сей день одним из семи чудес света, и также мыс Лохиас. А на этом мысе находился сам дворцовый комплекс Птолемеев. Неподалеку от него располагался храм Исиды и казармы для воинских частей. К большому сожалению, этим комплексом нет возможности полюбоваться, так как землетрясения затопили сооружения, и они ушли под воду.

Основная достопримечательность Александрии – это римский амфитеатр. Частые землетрясения разрушали амфитеатр, поэтому его приходилось все время перестраивать. Сегодня перед взором каждого туриста открываются большое количество колонн, которые разбросаны на месте этого сооружения. Также обращаешь большое внимание на обломки крыши, которая рухнула еще в VI веке.

Храмы Абу-Симбела.

Абу-Симбел – город, который нашел свое расположение на одноименной скале. Можно сказать, что два великих храма, которые расположены на его территории, считаются его визитной карточкой. Большой храм выполнен в честь фараона Рамзеса II. Также этот храм воздвигнут в честь трех богов – Амона, Ра-Хорахте и Птаха. Известность этому храму принесли четыре огромные фигуры фараона на входе, которые считаются такими же популярными как сами пирамиды. Над входом в храм расположена статуя бога Ра. А малый храм был воздвигнут в честь богини Хатор и любимой супруге Рамзеса – Нефертари.

Храм Хатшепсут.

Это храм считается одним из священнейших. Он был посвящен богу Амону, который считался божественным отцом фараонов Египта. Большую славу этому храму принесли его архитектура, местное расположение и правителя, во времена которого он был возведен. В то время правителем была легендарная женщина-фараон – Хатшепсут, в честь которой и был назван в последствии этот храм.

Этот храм по сей день восхищает туристов своей грандиозностью и великолепием. Он поражает своей архитектурой, которая значительно отличается от построек того времени. Согласно имеющимся данным, царица в период постройки этого храма не щадила рабов и не жалела средств. Сегодня трудно представить то великолепие, но руины этого храма по сей день, представляют большой интерес для туристов. Надо сказать, что положение царица было весьма шатко. Это объясняется тем, что она была женщиной и по закону не имела права на трон, поэтому изображение ее всегда в виде мужчины с бородой. После смерти своего мужа-фараона Тутмоса II, царица сумела узурпировать власть, и занять престол, обойдя законного наследника Тутмоса III. Он был ее пасынком. Период правления Хатшепсут было ознаменовано успешными военными компаниями в Нубии и Азии, также была организована экспедиция в Пунт. Большая часть компаний была запечатлена на стенах храма, было построено большое количество памятников, которые посвящались ее правлению. До наших дней большая часть этих памятников не сохранилась, так как они была разрушены ее пасынком Тутмосом III.

Каждое сооружение, будь то пирамида, храм или иная скульптура архитектуры стараются донести до нас ту неповторимую красоту и величие, которые были присущи Древнему Египту.

Скульптуры Древнего Египта.

Я увидела это. Или наконец пришло время и изменилось мое восприятие, или . В общем, не знаю, что произошло, но эти предметы прекрасны.

Плита фараона Нармера. Шифер. I династия. Конец 4 тыс. до н. э. Каир. Музей. обратная сторона

Статуя вельможи Ранофера из его гробницы в Саккара. Известняк. V династия. Середина 3 тыс. до н. э. Каир. Музей.

Статуя царевича Каапера из его гробницы в Саккара. Дерево. V династия. Середина 3 тыс. до н. э. Каир. Музей.

Фараон Менкаура, богиня Хатор и богиня нома. Скульптурная группа из заупокойного храма Менкаура в Гизэ. Серо-зеленый шифер. IV династия. Первая половина 3 тыс. до н. э. Каир. Музей.

Статуя фараона Хафра из заупокойного храма Хафра в Гизэ. Диорит. IV династия. Первая половина 3 тыс. до н. э. Каир. Музей.

Статуя фараона Аменемхета III из Хавара. Фрагмент. Желтый известняк. XII династия. 19 в. до н. э. Каир. Музей.

Статуя писца Каи. Известняк. Глаза инкрустированы из алебастра, черного камня, серебра и горного хрусталя. V династия. Середина 3 тыс. до н. э.

Голова статуи фараона IV династии (возможно , Хафра). Диорит. Первая половина 3 тыс.до н. э. Лейпциг. Университет.

Голова мужской статуи из собрания Сальт. Известняк. IV династия. Первая половина 3 тыс. до н. э. Патиж. Лувр.

Журавли. Рельеф из Сакара. Известняк. V династия. Середина 3 тыс. до н. э. Берлин.

Статуэтка писца из Гизы периода Фараона Хеопса. .Древнее царство, IV династии. Окрашенный известняк.

Зодчий Хесира. Фрагмент рельефа из его гробницы в Саккара. Дерево. III династия. Начало 3 тыс. до н. э. Каир. Музей.

Голова статуи фараона Сенусерта III. Обсидиан. XII династия. 19 в. до н. э. Собр. Гюльбенкян.

Гипсовая маска Эхнатона из мастерской скульптора Тутмеса в Ахетатоне (Эль-Амарне). XVIII династия. Начало 14 в. до н. э. Берлин.

aldanov

Сергей Алданов – дневник.

Слова, слова, слова.

“Кубические статуи” Египта.

Самая красивая из кубических статуй (и уже не вполне кубическая) – Каирский музей. Царевич Гор, 22 династия

Block Statue of Hor, Son of Ankhkhonsu Material: Basalt Size: Height 96 cm Period: 22nd Dynasty (945-712) Current Location: Egyptian Museum, JE 37512

Кубические или блочные статуи (по размерам скорей статуэтки) были впервые созданы в период Среднего царства. Это тип мемориальных статуй, который создавался из одного блока камня и нес, как правило, пространную мемориальную надпись, посвященную биографии покойного. Чаще для создания статуй использовался очень твердый материал – гранит, базальт, кварцит. Очень популярным этот тип памятника стал в Новое время, Третий промежуточный период и Поздний период.
Самым интересным остается вопрос, где искать источник этой традиции, в чём видеть предшественника?

Некоторые статуи Среднего царства, как мне кажется, несут признаки связи с фигурой Сфинкса. Например, эта:

Кубическая статуя фараона Сенусрета-сенебнефни с женой. Среднеее царство, 12 династия. Кварцит.
Статую привез в Европу Наполеон в подарок Жозефине.

Block Statue of Senwosret-senebnefny . Egypt, exact provenance not known. Middle Kingdom, late Dynasty 12, circa 1836–1759 B.C.E. Quartzite, 26 7/8 x 16 5/16 x 18 1/8 in. (68.3 x 41.5 x 46 cm). Brooklyn Museum, Charles Edwin Wilbour Fund, 39.602 Created between 1878 and 1814 B.C.E. , this statue is one of seven that left Egypt in 1799 C.E. with Napoleon. He presented it to his wife, Josephine, as a souvenir of the French invasion of Egypt. Josephine displayed the statue at Malmaison, her fashionable chateau outside Paris. By 1841, the statue belonged to Count James-Alessandre Pourtalès-Gorgier (1775–1855), who exhibited it in his home in Paris. His family sold the statue in 1865 to Lord Amherst of Hackney, whose Egyptian collection was on view at Didlington Hall in Norfolk, England. It was here that the young Howard Carter—who later discovered Tutankhamun’s tomb—first saw Egyptian art. In 1915, the Amherst family sold the statue to the American publishing tycoon William Randolph Hearst. The Brooklyn Museum acquired the statue in 1939.

Некоторые блочные скульптуры несут связь с фигурами писцов:


Писец Сенусрета III (12 династия) Иай – промеэуточный вариант между блочными скульптурами и фигурами писцов времен 4 и 5-ой династий Материал граувакка.

Le scribe Iaÿ un rouleau de papyrus déroulé sur ses genoux 12e dynastie règne de Sésostris III ou d’Amenemhat III Provenance inconnue Grauwacke
© 2013 Musée du Louvre/ Christian Descamps

Block Statue of Senb between 1976 and 1793 BC (Middle Kingdom)
black granite Height: 14.5 cm Walters museum
http://en.wikipedia.org/wiki/Walters_Art_Museum


Кубическая статуя архитектора Сенемута с принцессой Неферурой

Block statue of Senemut ; Theben/Karnak; New Kingdom, 18th dynasty; c. 1475 BC. Egyptian Museum Berlin, Inv. no. 2296.


Генерал Па-ди-Чандебет, служивший фараону Псамметиху из 26-ой династии

Statue cube de Pa-di-Chahdedet, général des armées sous le règne de Psammétique Ier – XXVIe dynastie égyptienne – Musée du Louvre

Вообще-то разнообразие блочных скульптур очень велико. Но мы остановимся на этом.

Статуи Древнего Египта

Государство Древнего Египта было богатым и могущественным. Именно в Египте зародились монументальная архитектура, реалистически правдивый скульптурный портрет, произведения художественных ремёсел.

Одним из достижений египтян стало создание человеческого образа вместе с другими людьми. В искусстве Древнего Египта утвердился интерес к личности и индивидуальным особенностям человека.

Всё древнеегипетское искусство подчинялось культовым канонам. Рельеф и скульптура здесь не были исключением. Мастера оставили потомкам выдающиеся скульптурные памятники: статуи богов и людей, фигуры животных.

Человек был вылеплен в статической, но величественной позе стоя или сидя. При этом левая нога была выдвинута вперёд, а руки либо складывались на груди, либо прижимались к туловищу.

От некоторых скульпторов требовалось создать фигуры работающих людей. При этом для изображения конкретного занятия существовал строгий канон – выбор момента, характерного именно для данного вида работы.

Религиозное назначение статуй

У древних египтян статуи не могли существовать отдельно от культовых сооружений. Их использовали сначала для оформления свиты умершего фараона и ставили в гробнице, находящейся в пирамиде. Это были сравнительно маленькие фигурки. Когда царей стали хоронить вблизи храмов, то дороги к этим местам заставляли множеством огромных по размеру статуй. Они были настолько большими, что никто не обращал внимания на детали изображения. Статуи ставились у пилонов, во внутренних дворах и имели уже художественное значение.

В представлении египтян человек имел несколько сущностей. Соединение их в одно целое давало ему надежду на обретение вечной жизни. Следовательно, в рельефе и скульптуре создавали не те образы, которые видели воочию, а то, что хотели видеть или находили самым подходящим для счастья и вечного покоя в потустороннем мире.

Во времена Древнего царства в египетской скульптуре устанавливается круглая форма, и возникают основные типы композиции. Например, статуя Микерина изображает стоящего человека, выдвинувшего левую ногу и прижавшего руки к телу. Или статуя Рахотепа и его жены Нофрет представляет сидящую фигуру с руками, положенными на колени.

В скульптуре Египта можно увидеть не только одиночное изображение человека, но и групповые композиции, где людские фигуры располагаются на одной линии. Главная фигура превосходит другие по величине в 2-3 раза. Общее правило – создавать преувеличенную статую царя – соблюдалось и в плоскостных изображениях.

Из каких материалов делали скульпторы свои изваяния? Камень, дерево, бронза, глина, слоновая кость. Многие громадные статуи высекались из гранита, базальта или диорита. Статуи в реальный рост человека лепились из песчаника и известняка и покрывались краской.

Египетское искусство
Введение. Главные черты египетского искусства

4 – Египетские скульптуры

Нужно различать два вида египетской пластики: скульптуру и плоские изображения, подчиняющиеся одним и тем же законам стиля, независимо от того, представляют ли они собой живопись или рельефную работу.

Типы египетских скульптур.

Материалом для скульптуры служили у египтян камень, дерево, слоновая кость, бронза, глина. Многочисленные колоссальные статуи исполнялись из гранита, базальта или диорита; статуи в натуральную человеческую величину – из песчаника или известняка; более мелкие – из дерева или бронзы. Фигуры из глины были всегда небольшого размера. Статуи из песчаника и известняка обычно покрывались слоем краски, изваяния же из твердого цветного камня получали раскраску лишь иногда или только в некоторых своих частях. Важнейшие памятники египетской скульптуры – статуи богов и людей; встречаются также фигуры животных. Изваяния людей ставились в гробницах и храмах. В первых кроме нескольких статуй, представлявших умершего в различном виде, помещались также изображения его слуг. Перед храмами и внутри их ставились статуи царей, строителей и основателей этих зданий; нередко подобные статуи также представляли одно и то же лицо в нескольких видах.

Скульптурные изображения богов в Египте.

Изображения богов в египетской скульптуре играют второстепенную роль. Скрываясь в мрачных святилищах, куда допускались только фараон и жрецы, фигуры богов, если они имели человеческий облик, изображались в нильской ладье. В других частях храма изваяния божеств являлись не предметами поклонения, а обетными приношениями. Хотя божества, покровители отдельных областей и городов Египта, имевшие чисто земной характер (остаток древнего фетишизма), впоследствии нередко сливались со светлыми богами-небожителями жреческой религии, однако эти божества, несмотря на небесный свет, их озарявший, не могли сбросить с себя земной оболочки. Египетский народ почти всегда представлял себе богов в образах священных животных. Амон, древний бог города Фив, даже во времена римского владычества, превратившись в Юпитера-Амона, сохранил свои бараньи рога. Поклонение его двойнику, древнему богу солнца Ра, возникло из обожествления кобчика. Пта, древний бог художников Мемфиса, чтился в образе священного быка Аписа; Гатор, богиня неба и любви, – в образе коровы; Собк, местное божество Фаюма, – в образе крокодила; Горус, бог солнца, – в виде кобчика; Баcт, богиня Бубастиса, – в образе кошки; Тот, бог мудрости, – в виде ибиса или павиана; Анубис, бог смерти – в виде шакала. Животный элемент менее заметен в изображениях Нейфы, всевидящей богини Саиса, но особенно в изображениях Осириса, великого бога умерших, культ которого был продолжением культа древнего божества, покровителя Абидоса и его супруги Исиды, “мудрейшей из всех людей и богов”. Египетские скульпторы в большинстве случаев ограничивались приделыванием к божеским статуям голов священных животных. При этом, само собой разумеется, изображениям богов не только не придавалось облагороженных человеческих черт, но и создавались новые существа. Гораздо реже производили египтяне такие статуи полулюдей-полузверей, в которых к туловищу животного приставлена человеческая голова. Главные образчики подобных изваяний – сфинксы с туловищем льва и головой человека, олицетворявшие собой божественное происхождение царской власти; это скульптурное изображение было столь распространено и в древней эпохе, и в последующие времена, что не только бесчисленное множество раз повторяется в египетском искусстве, но и доныне остается достоянием художественного творчества. К числу изображений двойственного характера из чисто животного царства принадлежат гриф – крылатый лев с головой орла, имеющий, без сомнения, азиатское происхождение, и изображение львицы с головой кобчика – порождение чисто египетской фантазии. Наконец, примером человеческих крылатых изображений могут служить статуи Исиды и Нефтиды, игравшие некоторую роль в египетском искусстве позднейшего времени.

Скульптурные изображения людей в египетском искусстве.

Разумеется, египетские скульпторы лучше знали строение человеческого тела и правильнее воспроизводили его, чем художники тех народов, о которых было говорено выше. Жаркий климат Египта, заставлявший носить лишь самую легкую одежду, способствовал изучению нагого тела. Лучшие из древнеегипетских изображений человека в стоячем или сидячем положении почти не оставляют желать ничего большего, если вообще требовать от скульптуры передачи нагого тела, застывшего в неподвижности. Такое условное воспроизведение человеческих фигур может быть объяснено первоначальной ступенью развития искусства, выше которой не поднимался ни один народ до греков, лишь в начале V в. до н. э. ушедших дальше по пути художественного творчества. На примере именно египетской скульптуры и основал Ланге свое учение о фронтальности в пластике древних и первобытных народов вообще, равно как и культурных народов, стоявших на одинаковой ступени развития с народами древнего Востока. В египетской пластике мы встречаемся с исключениями из означенного правила только в тех случаях, когда изображены животные и грубые человеческие фигуры, как, например, в одном изображении низшего карликообразного божества Беса, Берлинский музей. Вопрос, выработали ли египетские скульпторы законы, определяющие сравнительную величину отдельных частей человеческого тела, имели ли они для этого канон, – представляется спорным. Диодор говорил (I, 98): “Длину всего туловища они делили на 211/4 части и сообразно этому определяли взаимное соотношение всего остального”. Одни из первых египтологов XIX столетия принимали за единицу этого египетского канона длину ноги, другие – длину одного из пальцев; новейшие же исследователи безусловно отвергают существование канона в египетских скульптурных изображениях людей. В крайнем случае, правила пропорциональности частей в статуях могли существовать только в эпоху Птолемеев и римского владычества. Тем не менее в египетской скульптуре были законы, связывавшие свободу движений и поз человеческих фигур, требовавшие от них неподвижного, фронтального положения. Так, за исключением коленопреклоненных фигур, ноги статьи всегда опираются о землю всей ступней. Только в мужских стоячих фигурах одна нога, левая, немного выдвинута вперед; в женских же и детских статуях обе ноги всегда стоят рядом, на одной линии. Руки со сжатыми кулаками иногда плотно прилегают к туловищу, но чаще положение рук, сохраняя свою угловатость и условность, уже подчиняется известным законам симметрии, и, наконец, изредка, как это наблюдается в древнехалдейских статуях, руки покоятся сложенными на груди. Наряду с фигурами в стоячем положении нередко встречаются фигуры, сидящие на троне; попадаются часто также изображения людей, присевших на корточки, стоящих на коленях, сидящих на земле с поджатыми под себя, по восточному обычаю, ногами. Головы во всех египетских статуях свидетельствуют о существовавшем в Египте, благодаря жаркому климату, обычае брить волосы и бороду; только в редких случаях, преимущественно во время праздничных церемоний, на голову надевался парик или повязка, а к подбородку привязывалась фальшивая борода, завязки которой нередко бывали видимы.

В египетской скульптуре встречаются также целые группы человеческих фигур, и в них-то именно выказывается особенно сильно закон фронтальности. Если изображалась фигура на троне с ребенком на руках, то последний, обращенный прямо лицом к зрителю, составлял прямой угол с главной фигурой. Если группа состояла из двух или трех фигур, то они всегда изображались вытянутыми в одну линию, если смотреть на них спереди. При этом главная фигура своим размером вдвое или втрое превосходила величину остальных, в особенности когда эти последние представляли его жену или детей. Правило, по которому такое лицо – в большинстве случаев царь – изображалось гигантом в сравнении с окружающими его фигурами, соблюдалось и в египетских изображениях на плоскости. Этот способ обозначения духовного превосходства одного человека над другими посредством увеличения размеров его фигуры должен быть признан вполне естественным на известной стадии развития искусства.

Рис. 94 – группа Пта-Маи в Берлинском музее.

Скульптура Древнего Египта

Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй, их иконографию и место установки. Основные правила для скульптуры окончательно складываются во времена Раннего царства: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Преобладающие позы – сидячая с положенными на колени руками и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой – складываются очень рано. Немного позже появляется “поза писца” – сидящего на скрещенных ногах человека. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Рано появляются и семейные группы. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями.Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Самые замечательные, ставшие теперь прославленными портреты были скрыты в гробницах, некоторые из них – в замурованных помещениях, где их никто не мог видеть. Напротив, сами статуи могли, по верованиям египтян, наблюдать за жизнью через небольшие отверстия на уровне глаз.

Овладению скульптором портретным искусством, вероятно, способствовало одно из средств, при помощи которого пытались спасти труп от тления: иногда его покрывали гипсом. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Однако, поскольку глаза должны были быть открытыми, чтобы изображать лицо живого человека, такая маска требовала дополнительной обработки. По-видимому, этот прием снятия маски и отливки с нее использовали скульпторы при работе над портретами. В некоторых гробницах находят два типа статуй: одну – передающую индивидуальные черты человека, изображающую его без парика и одетым по моде своего времени; другую – с лицом, трактованным значительно более идеализированно, одетым в короткое официальное опоясание и в пышном парике. Та-кое же явление наблюдается и в рельефе. Пока еще нельзя с достоверностью объяснить это, несомненно лишь, что эти статуи отображали различные аспекты заупокойного культа. В ряде гробниц были обнаружены деревянные статуи, которые, возможно, были связаны с одним из моментов заупокойного ритуала, когда статую несколько раз поднимали и опускали. Над статуей совершали обряд “отверзания уст и очей”, после чего она считалась ожившей и получала возможность есть и говорить.

Помимо статуй умерших в гробницу, особенно в Среднем царстве, помещали также фигурки работников, которые, как верили, должны были обеспечить загробное существование умершего. Отсюда проистекают и другие требования к скульпторам – изобразить людей, занятых самой разнообразной работой. В полном соответствии с общим требованием египетского искусства для каждого занятия выбирается характерный момент, который становится каноничным для этого типа. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь.

Статуи играли большую роль в архитектурном оформлении храмов: окаймляли дороги, ведущие в храм, стояли у пилонов, во дворах и внутренних помещениях. Статуи, имевшие большую архитектурно-декоративную нагрузку, отличались от чисто культовых. Их делали крупных размеров, трактовали обобщенно, без большой детализации.

Задачи скульпторов, работавших над культовыми изображениями богов, царей и частных лиц, были иными. Большую группу составляли царские статуи, посвященные фараонами в храм для того, чтобы навеки поставить себя под защиту божества. Молитвы на таких статуях обычно содержат просьбы о здоровье, благополучии, иногда просьбы политического характера. Изменения в области идеологии, происшедшие после падения Древнего царства, приведи к изменениям в сфере искусства: фараон, стремясь прославить свое могущество, ставил свои статуи не только в заупокойных святилищах, но и в храмах различных божеств; такие фигуры должны были прославлять живущего правителя и максимально конкретно передавать портретное сходство.

В знак особой милости фараона в храм посвящались и статуи вельмож, в частности архитекторов, строивших данный храм. Посвятить свою статую в храм можно было сначала лишь с позволения фараона, но с изменением религиозных представлений и распространением некоторых царских обрядов на знать, а затем и на средние слои общества привилегия посвящать свои статуи в храм перешла к частным лицам.

Еще к концу Древнего царства выделяются области, памятники которых отличаются своеобразием. В Среднем царстве определяются центры (в частности, мастерские Среднего Египта) со своими особенностями и традициями. Легкие фигуры с удлиненными пропорциями, происходящие из Сиута (совр. Асьют), отличаются от меирских с их короткими головами и подчеркнутой мускулатурой груди; мягко трактованные формы тел, отсутствие резких линий характерны для абидосской скульптуры.

Период XVIII династии – время расцвета египетского искусства, в частности и в области скульптуры. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). Порвав со старым каноном, царские скульпторы этого времени вырабатывали новые художественные принципы. При этом, стремясь к передаче характерных черт модели, они чрезмерно заостряли и подчеркивали их. Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора. Однако более поздние статуи амарнского периода отличаются большей отработанностью образа, отсутствием преувеличений. Всемирно известны скульптурные портреты Эхнатона и царицы Нефертити из мастерской скульптора Джехутимесу.

В период XIX династии происходит возврат к прежним традициям, особенно в Фивах. Политическая ситуация, сложившаяся во второй половине Нового царства, привела к выделению северных мастерских. Статуи с могучими торсами, толстыми руками и ногами, широкими плоскими лицами противопоставлялись внешней нарядности и изяществу скульптуры с удлиненными пропорциями.

Скульптура Древнего Египта

Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй, их иконографию и место установки. Основные правила для скульптуры окончательно складываются во времена Раннего царства: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Преобладающие позы – сидячая с положенными на колени руками и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой – складываются очень рано. Немного позже появляется “поза писца” – сидящего на скрещенных ногах человека. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Рано появляются и семейные группы. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями.

Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Самые замечательные, ставшие теперь прославленными портреты были скрыты в гробницах, некоторые из них – в замурованных помещениях, где их никто не мог видеть. Напротив, сами статуи могли, по верованиям египтян, наблюдать за жизнью через небольшие отверстия на уровне глаз.

Овладению скульптором портретным искусством, вероятно, способствовало одно из средств, при помощи которого пытались спасти труп от тления: иногда его покрывали гипсом. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Однако, поскольку глаза должны были быть открытыми, чтобы изображать лицо живого человека, такая маска требовала дополнительной обработки. По-видимому, этот прием снятия маски и отливки с нее использовали скульпторы при работе над портретами. В некоторых гробницах находят два типа статуй: одну – передающую индивидуальные черты человека, изображающую его без парика и одетым по моде своего времени; другую – с лицом, трактованным значительно более идеализированно, одетым в короткое официальное опоясание и в пышном парике. Та-кое же явление наблюдается и в рельефе. Пока еще нельзя с достоверностью объяснить это, несомненно лишь, что эти статуи отображали различные аспекты заупокойного культа. В ряде гробниц были обнаружены деревянные статуи, которые, возможно, были связаны с одним из моментов заупокойного ритуала, когда статую несколько раз поднимали и опускали. Над статуей совершали обряд “отверзания уст и очей”, после чего она считалась ожившей и получала возможность есть и говорить.

Помимо статуй умерших в гробницу, особенно в Среднем царстве, помещали также фигурки работников, которые, как верили, должны были обеспечить загробное существование умершего. Отсюда проистекают и другие требования к скульпторам – изобразить людей, занятых самой разнообразной работой. В полном соответствии с общим требованием египетского искусства для каждого занятия выбирается характерный момент, который становится каноничным для этого типа. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь.

Статуи играли большую роль в архитектурном оформлении храмов: окаймляли дороги, ведущие в храм, стояли у пилонов, во дворах и внутренних помещениях. Статуи, имевшие большую архитектурно-декоративную нагрузку, отличались от чисто культовых. Их делали крупных размеров, трактовали обобщенно, без большой детализации.

Задачи скульпторов, работавших над культовыми изображениями богов, царей и частных лиц, были иными. Большую группу составляли царские статуи, посвященные фараонами в храм для того, чтобы навеки поставить себя под защиту божества. Молитвы на таких статуях обычно содержат просьбы о здоровье, благополучии, иногда просьбы политического характера. Изменения в области идеологии, происшедшие после падения Древнего царства, приведи к изменениям в сфере искусства: фараон, стремясь прославить свое могущество, ставил свои статуи не только в заупокойных святилищах, но и в храмах различных божеств; такие фигуры должны были прославлять живущего правителя и максимально конкретно передавать портретное сходство.

В знак особой милости фараона в храм посвящались и статуи вельмож, в частности архитекторов, строивших данный храм. Посвятить свою статую в храм можно было сначала лишь с позволения фараона, но с изменением религиозных представлений и распространением некоторых царских обрядов на знать, а затем и на средние слои общества привилегия посвящать свои статуи в храм перешла к частным лицам.

Еще к концу Древнего царства выделяются области, памятники которых отличаются своеобразием. В Среднем царстве определяются центры (в частности, мастерские Среднего Египта) со своими особенностями и традициями. Легкие фигуры с удлиненными пропорциями, происходящие из Сиута (совр. Асьют), отличаются от меирских с их короткими головами и подчеркнутой мускулатурой груди; мягко трактованные формы тел, отсутствие резких линий характерны для абидосской скульптуры.

Период XVIII династии – время расцвета египетского искусства, в частности и в области скульптуры. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). Порвав со старым каноном, царские скульпторы этого времени вырабатывали новые художественные принципы. При этом, стремясь к передаче характерных черт модели, они чрезмерно заостряли и подчеркивали их. Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора. Однако более поздние статуи амарнского периода отличаются большей отработанностью образа, отсутствием преувеличений. Всемирно известны скульптурные портреты Эхнатона и царицы Нефертити из мастерской скульптора Джехутимесу. В период XIX династии происходит возврат к прежним традициям, особенно в Фивах. Политическая ситуация, сложившаяся во второй половине Нового царства, привела к выделению северных мастерских. Статуи с могучими торсами, толстыми руками и ногами, широкими плоскими лицами противопоставлялись внешней нарядности и изяществу скульптуры с удлиненными пропорциями.

Читайте далее: