Скульптура эллинизма древней греции | Vasque-Russia.ru

Скульптура эллинизма древней греции

Эллинистическое искусство: эллинизм в античном мире Раздел в процессе наполнения и корректировки

Что такое эллинизм?

В «Классической античности» значение термина «эллинизм» можно резюмировать как «восхищение или подражание идеям, стилю или культуре классической греческой цивилизации». Эллинизм был широко распространен в течение “эллинистической эпохи”, которая традиционно определялась как период с 323 г. до н.э. (смерть Александра Великого) до 30 г. до н.э. (вскоре после битвы при Акциуме в 31 г. до н.э. и последующего завоевания Птолемеевского Египта). Эллинистический век характеризовался глубоким уважением, если не почтением к греческой культуре, которое ощущалось во всем цивилизованном мире на Западе. Например, на страны и колонии вокруг Восточного Средиземноморья большое впечатление произвело греческое искусство – включая все виды греческой скульптуры и греческой керамики – и греческая архитектура, особенно архитектурные «Ордена». Вообще говоря, эллинистические стили скульптуры и архитектуры практиковались во всех греческих колониях, особенно на материке Анатолии (современная Турция), в то время как эллинистическая живопись иллюстрируется египетскими портретами мумии Фаюм (с 50 г. до н.э.). Египет, однако, не принимал греческие строительные конструкции и династия Птолемеев (305-30 гг. до н.э.), основанная в Египте македонским греческим генералом Птолемеем I, придерживалась традиционных египетских конструкций. На материковой части Европы как этрусское, так и римское искусство находились под сильным влиянием греческих стилей. Это особенно заметно в области римской скульптуры, хотя римская рельефная скульптура была почти такой же хорошей, как и у греков. Что касается римской архитектуры, это привело к ряду критических улучшений греческих конструкций, включая изобретение арки, свода, купола и бетона.

Смерть Александра Великого

Когда Александр Великий умер в июне 323 г. до н.э., он оставил обширную империю, простирающуюся от Греции до Индии. Это включало части современной Сербии, Болгарии, Турции, Сирии, Ливана, Египта, большей части Персии, большей части Афганистана и части Пакистана. За контроль над этой империей тогда боролись главные генералы Александра (известные как “Diadochi”), которые должным образом установили много правящих династий. Среди них: «Селевкиды» в Месопотамии и Сирии; «Птолемеи» в Египте, «Атталиды» в Пергаме и так далее.

Эллинистическая архитектура

Это было непосредственно затронуто разделением империи Александра, так как каждая из этих династий имела значительное покровительство, а также необходимость утвердиться в глазах своих подданных. Эта комбинация привела к ряду крупных городских комплексов, таких как Антиохия, Пергамон и Селевкия на Тигре. Пергамон особенно характерен для эллинистической архитектуры. Первоначально скромная цитадель, расположенная в Акрополе, она была преобразована королями Атталидов в колоссальный архитектурный комплекс. Он включал в себя монументальный алтарь Зевса в Пергаме (ок.166-156 до н.э.), украшенный мраморным фризом длиной 370 футов с изображением гигантомахии из греческой мифологии. Эллинистический архитектурный гигантизм также иллюстрируется (неполным) вторым храмом Аполлона в Дидиме, Иония (начатым около 305 г. до н.э.), спроектированным Дафнисом из Милета и Паионием из Эфеса.

ПРИМЕЧАНИЕ: для более поздних дизайнеров и движений, вдохновленных эллинистической архитектурой, см.: Классицизм в искусстве (800 г. и далее).

Эллинистическая скульптура

В отличие от спокойствия и безмятежности древнегреческой скульптуры (450-400 гг. до н.э.), на примере статуй и рельефов Парфенона, греческая скульптура эллинистической эпохи была более захватывающей и, как правило, отличалась большей подвижностью и более сильными эмоциями. Эллинистические скульпторы больше не ограничивались идеализированными предметами классической скульптуры, а изображали более широкий круг личностей, настроений и сцен. Лучший пример драмы эллинистического пластического искусства – мраморная рельефная скульптура в Пергаме, в то время как другой известный пример – Лаокоон и его сыновья (42–20 гг. до н.э., Музей Пилио Клементино) Хагесандера, Афинодора и Полидора. См. Также: Пергамская школа эллинистической скульптуры (241-133 гг. до н.э.).

Но, будучи более активными, чем классические формы, эллинистические работы сохранили несколько классических особенностей, таких как всесторонняя видимость статуй, тщательная драпировка и гибкость позы – см., Например, поворот бедер на Венере Милосской (c. 130). -100 г. до н.э.) и расслабленная поза спящего сатира, известного как фавн Барберини (ок. 200 г. до н. э., Глиптотек, Мюнхен). Чувственность также была изображена в таких работах, как «Афродита», «Пан и Эрос» (ок. 100 г. до н.э., Национальный археологический музей, Афины) или «Афродита Киренская» (ок. 100 г. до н.э., Музей делле Терме, Рим). Эллинизм также привел к растущему интересу к индивидуальной психологии: см., Например, меланхоличную статую Демосфена (ок. 280 г. до н.э.) Полиуктоса.

Для сравнения посмотрите на рельефы Ара Пациса Августа в Риме (c.13-9 до н.э.)

Достижения в бронзовом литье способствовали созданию монументальной бронзовой скульптуры, такой как 32-метровый Родосский Колосс – одно из знаменитых Семи Чудес Света (292-280 г. до н.э.), сделанное Чаресом Линдосским (fl. 300-280). до н.э.). К сожалению, большинство эллинистических бронз были расплавлены и использованы для изготовления оружия или монет.

В эллинистической Греции также широко использовалась терракотовая скульптура как в погребальных, так и в декоративных целях. Новые техники литья позволили художникам создавать высокодетализированные миниатюрные статуи с высоким уровнем натурализма. В отличие от этих непринужденных статуэток, эллинистические скульпторы в Греции и Египте создали множество «гротесков» – горбунов, эпилептиков и других искаженных или замученных персонажей, – которые, кажется, нарушают большинство канонов «греческой красоты». Возможно, это была ранняя форма искусства карикатуры.

Эллинистическое искусство пластики также оказало большое влияние на индийскую скульптуру, особенно на греко-буддийские скульптуры в школе Гандхара в Пешаваре, а затем в Таксила в Пенджабе.

Подробнее о влиянии эллинизма на художников 20-го века см.: Классическое возрождение в современном искусстве (1900-30).

Статьи по Теме

Эллинистическая живопись и мозаика

Греческая живопись почти не сохранилась. Те немногие сохранившиеся росписи или фрески, как правило, находятся в плохом состоянии. Но только через изучение римских картин можно увидеть влияние греческого искусства. Вероятно, лучшими примерами эллинистической живописи являются портреты мумий Фаюм – большая серия панно, раскопанных на участках вокруг бассейна Файюм, к югу от Каира, начиная с первого века до нашей эры.

Мозаичное искусство приобрело значительную популярность в эллинистический период благодаря мозаикам, таким как Сосос Пергамский, действовавший во 2-м веке до нашей эры, как цитирует Плиний (23-79 н.э.) (XXXVI, 184). Его мастерство в работах Trompe l’oeil можно увидеть в «Unswept Floor» в музее Ватикана и в «Dove Basin» в Капитолийском музее в Риме.

Статьи по Теме

Эллинистическая керамика

В отличие от большинства других видов искусства эллинистического периода, гончарство претерпело снижение стандартов, особенно в качестве его живописи и цвета. Эллинистические вазы, как правило, черные и однородные, с блестящей, почти лакированной внешностью, украшенные мотивами цветов или гирлянд. Также появились горшки с более сложными рельефами с изображениями животных или мифологических существ. Эллинистическая керамика может быть так же найдена далеко на востоке, например в пакистанском городе Таксила, который по сей день остается центром керамического искусства.

Для вводного руководства по декоративно-прикладному искусству из более широкой Эгейской области,
см. Искусство классической древности (ок. 1000 г. до н.э. – 450 г. н.э.).

Скульптура эпохи эллинизма

Эпохой эллинизма называют период с 336 года до н. э. (воцарение Александра Македонского) до 30 года до н. э. (завоевание Птолемеевского Египта Римом). Это время стремительного распространения греческой культуры за пределы греческих государств.

С появлением эллинистических монархий, возникновением новых художественных центров, таких как Пергам, Антиохия, Сирия, Александрия, большие изменения происходят в изобразительном искусстве. Новые потребности приводят к появлению новых и видоизменению прежних, известных в эпоху классики, видов скульптуры. Роскошь при дворах эллинистических монархов повлияла на стиль скульптуры и ее масштаб.

Эрмитажная коллекция скульптуры эпохи эллинизма насчитывает около 200 экспонатов. Она состоит из двух разделов – греческие оригиналы III–I веков до н. э. и римские копии, восходящие к произведениям этого периода. Собрание представляет разнообразные скульптурные типы: портреты эллинистических царей, поэтов и философов, фрагменты статуй из мифологических скульптурных групп, фонтанная скульптура, надгробные статуи и рельефы, посвятительные и культовые статуэтки. Искусство эпохи эллинизма демонстрируется в залах эллинизма (№ 121), Римском дворике (108), зале Диониса (109), залах Боспора (115–117). Особый интерес представляет немногочисленная группа памятников, найденных на территории античных городов-колоний Северного Причерноморья (Пантикапей, Феодосия, Ольвия, Херсонес). Это редкие в музейных коллекциях греческие оригиналы, к тому же имеющие археологические паспорта. Большая часть собрания – римские копии с эллинистических оригиналов, которые поступили из коллекций русских императоров, аристократов Европы и России и были привезены в Россию из Греции или Италии.

В эллинистическую эпоху возникают культы новых синкретических богов. Культ Сераписа возник в птолемеевском Египте. Из греческого пантеона Серапис, вседержитель и бог подземного царства, заимствовал качества Зевса и Диониса, для египтян он был отцом каждого фараона и Аписа. Статуя Сераписа на троне доносит до нас черты прославленного оригинала, созданного Бриаксисом для Александрии. Исида, правительница небесного свода, почиталась как богиня плодородия, властительница душ умерших и покровительница мореплавания. Другой пример нового типа скульптурного образа – статуя богини удачи и счастья Тюхе. Ее культ как богини-покровительницы города был введен царем Селевком I в Антиохии на Оронте. Еще при жизни Александра Македонского возникает новый жанр скульптуры – царский эллинистический портрет. Создание портретов правителей становится одной из первостепенных задач ведущих скульпторов. Их статуи заказывались для городов и святилищ эллинистических монархий (Македония, государство Селевкидов и царство Пергам в Малой Азии, Египет Птолемеев). Портрет Митридата Евпатора и мраморная головка Александра указывают на многообразие форм в культе правителя, сочетавшегося с культом богов и героев.

В период эллинизма развивается жанр «портрета интеллектуалов» – философов, ораторов, поэтов. Портрет Демосфена восходит к оригиналу Полиевкта III века до н. э., а два портрета Менандра напоминают о большой популярности драматурга, статуи которого дошли до нас в многочисленных копиях римского времени.

Ярким явлением искусства эпохи стали колоссальные комплексы, представляющие сцены из героических мифов, нередко из Троянского цикла. Судить о знаменитых скульптурных группах этого времени в эрмитажной коллекции позволяют несколько фрагментов римского времени, копирующих знаменитые оригиналы. В экспозиции представлены голова Ахилла из группы «Ахилл и Пентесилея», голова Патрокла из композиции «Менелай с телом Патрокла» и старшего сына Лаокоона из знаменитой скульптурной группы, созданной родосскими ваятелями Афинодором, Агесандром и Полидором.

Возможно, наиболее важным явлением в изображении богов в эллинистической скульптуре стало создание статуй обнаженной Афродиты. Афродита всегда почиталась как богиня чувственной любви, но только Пракситель в IV веке до н. э. решился первым изобразить богиню нагой в храме на Книде. Знаменитая «Венера Таврическая» – римская копия, восходящая к прославленной Афродите Книдской. Эта статуя, приобретенная Петром I в 1719 году, – одна из первых античных скульптур, появившихся в России. Скульптуру разместили в Летнем саду в галерее и поставили рядом с ней часового, потом ее перенесли в Грот Летнего сада. В начале ХIХ века статуя оказалась в Таврическом дворце, что определило ее наименование Венера Таврическая. Статуя Афродиты на корточках представляет богиню с сосудом для умащений. Европейское искусство сделало эту композицию излюбленной деталью садово-фонтанных аранжировок.

Другим популярным персонажем искусства эллинизма был Дионис. Большая импозантная статуя Диониса изображающая божество опирающимся на древнего идола Коры, входила в царскосельскую коллекцию Екатерины П. Этой теме близка статуэтка «Силен с младенцем Дионисом», а также мраморная фигурка ребенка Диониса – фрагмент скульптурной группы, которая запечатлела рождение младенца Диониса из бедра Зевса. Многие эллинистические статуи замечательны композиционным своеобразием. Изображение подвешенного на стволе дерева Марсия относится к скульптурной группе «Наказание Марсия». В нее входил сидящий на корточках раб-скиф, затачивающий нож. По приказанию Аполлона он должен был содрать кожу с силена, который осмелился соревноваться с божеством в игре на флейте. Одна из самых ранних греческих фонтанных скульптур – рельеф «Спящий силен». Толстый силен, хмельной спутник Диониса, уснул на бурдюке с вином, не замечая, что вино стало вытекать – из мраморного отверстия бурдюка струилась вода фонтана. Вероятно, для украшения сада был предназначен кратер, фрагмент которого сохранился в эрмитажной коллекции. Кратер с рельефом, изображающим сатира и менаду, – работа неоаттического мастера эпохи Августа, следующей за эллинистическим периодом.

Большую художественную и историческую ценность имеют мраморные статуэтки и фрагменты, греческие оригиналы III–II веков до н. э. Они были обнаружены в ходе археологических исследований в городах Северного Причерноморья: Пантикапее, Ольвии и Херсонесе, и позволяют ознакомиться с техническими приемами скульптуры эпохи эллинизма.

Греческое искусство поздней классики и эллинизма

Искусство поздней классики

Период 410–323 годов до н. э. вошел в историю древнегреческого искусства как период поздней классики, представленной в зале на примере слепков с оригиналов и более поздних римских копий произведений наиболее крупных скульпторов эпохи – Скопаса, Праксителя, Лисиппа и Леохара.

Скопас, выходец с острова Парос, работал в 380–330 гг. до н.э. Прославленная уже в древности «Неистовая менада» Скопаса дошла в уменьшенной и сильно поврежденной римской копии, сохранившей все пластическое богатство исступленного движения вакханки, совершающей жертвоприношение.

Искусство современника Скопаса – афинянина Праксителя (вторая треть IV в. до н. э.) полно чувственной неги и ленивого покоя. Его работы известны по римским копиям – «Отдыхающий сатир», «Аполлон Саврактон» (убивающий ящерицу).

Ближе всего к достоверным работам Праксителя статуя вестника богов Гермеса, который несет на воспитание нимфам сына Зевса, младенца Диониса (ок. сер. IV в. до н. э.). Пракситель первым решился изобразить обнаженное женское тело в статуе Афродиты Книдской (сер. IV в. до н. э., слепок с римской копии).

Леохар (ок. 390/85– после 320 г. до н. э.) – автор, получивший всемирную известность благодаря статуе Аполлона Бельведерского. Названная так по месту своего хранения в ватиканском Бельведере, она представляет собой мраморную римскую копию с бронзового греческого оригинала. Бог искусств и солнечного света стремительным и легким движением посылает из лука стрелу, дабы поразить чудовищного змея Пифона.

Главным произведением Лисиппа (370–300 гг. до н. э.) является статуя «Апоксиомен» – атлета, очищающего себя скребком от песка палестры – площадки для атлетических соревнований. В статуе «Отдыхающий Гермес» посланец богов изображен в момент мимолетного отдыха. В копии эллинистического времени, сделанной в Пергаме, дошло выполненное Лисиппом изображение великого греческого полководца Александра Македонского.

Искусство эпохи эллинизма

Длительный период войн, начавшийся после смерти Александра, завершился распадом его державы на ряд самостоятельных государств. Этот этап, продлившийся до образования Римской империи, принято называть эллинистическим. Важную роль в развитии искусства эллинизма сыграло Пергамское царство, где сложилась своеобразная художественная школа. В честь победы пергамцев над галатами (галлами) на святилище, окружавшем храм Афины, были воздвигнуты статуи, известные нам по римским копиям – «Умирающий галл» и «Галл, убивающий себя и свою жену» (III в. до н. э.).

Выдающимся шедевром пергамского искусства стал рельефный фриз, украшавший алтарь Зевса (ок. 180 г. до н. э.). Он изображал битву между олимпийскими богами и гигантами, змееногими сыновьями богини земли Геи. Слепки в зале воспроизводят лишь наиболее яркие эпизоды битвы: Афина повергает гиганта Алкионея, крылатая Ника венчает ее победным венком; Зевс направляет свои молнии в повелителя гигантов Перфириона; Аполлон одерживает победу над Эфиальтом; богиня ночи Нюкс бросает чашу со змеями в своего противника.

Героическим пафосом пронизана статуя Ники Самофракийской (ок. 190 г. до н. э.), которая была воздвигнута в честь победы родосцев над сирийским царем Антиохом III. Установленная в святилище на мысе острова Самофракия, статуя изображала богиню, опускающейся на нос боевого корабля, и была обращена к морскому простору.

Прославленным шедевром эллинистического искусства стала статуя Афродиты (Венеры) Милосской (ок. 120 г. до н. э.). На постаменте статуи, найденной в 1821 году, сохранилось имя скульптора – Александра из Антиохии на Меандре. Вплоть до наших дней статуя Венеры Милосской воспринимается как высшее воплощение гармонии и благородного совершенства.

Для эпохи эллинизма характерны изображения правителей, представленных в облике богов или героев (статуя сирийца Деметрия I Сотера, правил в 162–150 гг. до н. э.). Новым явлением в скульптуре стали жанровые статуи (Голова кулачного бойца из Олимпии работы Силаниона, «Точильщик», изображение палача-раба, готовящегося к казни силена Марсия).

С конца XV века широкую известность получила найденная при раскопках в Риме драматическая скульптурная группа «Лаокоон с сыновьями, погибающие в тисках змей» (40–20 гг. до н. э.). Троянский жрец Лаокоон призывал своих сограждан не доверять ахейцам и не впускать в город деревянного коня, в котором укрылись вражеские воины. За это он был наказан богами – сограждане его не послушались, и это привело к гибели Трои.

Скульптура эпохи эллинизма

Эллинистический этап был последним в истории Древней Греции. Начало ему было положено завоевательными походами на Восток Александра Македонского, сына Филиппа 11 (356-323 гг. до н.э.). В результате подчинения власти македонского царя громадных территорий бывшей Персидской державы: Египет, Месопотамия, Малая Азия, Средняя Азия; была создана обширная империя Александра, простиравшаяся от Египта до Индии. Неожиданная и ранняя смерть главы этой империи повлекла за собой ее скорый распад: полководцы (диадохи) Александра разделили ее территорию на отдельные независимые царства, жизнь в которых была устроена по эллинскому образцу. Отсюда название новой эпохи – эллинизм. Культура образовавшихся в результате распада империи Александра государств – Египетского царства, где правила династия Птолемеев, царства Селевкидов, Пергамского царства и др. – представляла собой синтез греческих и местных, варварских, начал и традиций. Своеобразный сплав греческих и восточных элементов в культуре и искусстве был характерен также и для эллинистической Греции.

В период эллинизма, наряду с традиционными культурными центрами – Афины, Коринф, Дельфы, Эфес, Милет и др., возникло много новых: Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Пергам в Малой Азии, остров Родос и др. Интенсивно развивалась наука и техника, философия и литература, различные виды искусства. Военные походы, торговые путешествия в другие страны значительно расширили кругозор греков и способствовали развитию техники, механики, математики, астрономии, географии и других наук. В эллинистическую эпоху работали знаменитые ученые: Евклид – создатель элементарной геометрии, Архимед – основоположник механики, Аристарх Самосский и Эратосфен – географы и астрономы, Герофил – врач, Феофраст – ботаник и географ, Эпикур и Зенон – основатели новых направлений в философии, и многие другие.

Выдающаяся роль в развитии науки в период эллинизма принадлежала Александрии Египетской, где были сосредоточены лучшие научные силы. В Александрии находился знаменитый Мусейон – “храм муз”, где жили и работали самые известные ученые того времени. Александрия была настоящим научным центром эллинистического мира. Там же находилась и одна из крупнейших библиотек того времени.

В формировании эллинистической культуры принимали участие не только греки, но и представители других народов: египтяне, сирийцы, карфагеняне, евреи и пр. Поэтому эллинистическую культуру можно назвать в прямом смысле слова мировой. Не случайно именно в то время был составлен перечень всего лучшего, что было создано древними цивилизациями за все время их существования, – “семь чудес света”:

1. Египетские пирамиды,

2. Висячие сады в Вавилоне,

3. Храм Артемиды в Эфесе,

4. Статуя Зевса Олимпийского работы Фидия,

5. Мавзолей в Галикарнассе,

6. Александрийский маяк,

7. Колосс Родосский.

Пластическое искусство эпохи эллинизма характеризуется стремлением к эффектности, грандиозности и показной пышности – эти черты были унаследованы им от восточных монархий. То, что составляло когда-то славу греческой классики, – чувство меры и гармонии – было безвозвратно утеряно эллинистическим искусством. Вместо этого на первый план выступили грубость, жестокость, беспомощность и трагизм – чувства, к которым проявляли повышенный интерес скульпторы четвертого-первого веков до н.э., достигшие высочайшего мастерства в технике обработки мрамора.

Скульптура эллинистической эпохи более всего сохранила греческий облик, продолжая традиции поздней классики. Как и в предыдущие периоды, скульптура оставалась неотъемлемой частью архитектурного убранства эллинистических городов. Но если классические формы искусства сложились в рамках демократического полиса и поэтому воплощали идеал человека-гражданина, то в эпоху эллинизма пластика приобрела новые черты. Монархический строй эллинистических государств и иное мировоззрение вызвали к жизни официальную, придворную тенденцию искусства, воплотившуюся в монументальных портретных и аллегорических статуях. Другая тенденция эллинистической скульптуры нашла выражение в интересе к изображению частого, личного, а не общественного, как прежде. Для нее характерно любопытство к житейским подробностям, к повседневности, ко всему тому, что позднее стали называть “жанром”.

Сложное развитие разноликих эллинистических государств породило создание многих художественных школ в скульптуре. И если в классическую эпоху процветала главным образом афинская школа пластики, то в период эллинизма на передний план выходят новые центры скульптурного творчества – Пергам, Александрия, Родос и Антиохия. Лучше всего известны произведения пергамской школы с характерной для нее патетикой и подчеркнутым драматизмом скульптурных изображений. Так, монументальный фриз огромного Пергамского алтаря, исполненный в очень высоком рельефе, передает битву олимпийских богов с восставшими против них сынами Земли – гигантами. Гиганты гибнут, их фигуры выражают отчаяние и страдание, фигуры олимпийцев, напротив, спокойны и воодушевлены. Авторы Пергамского фриза прекрасно выразили дух своей беспокойной эпохи, весь ужас и безнадежность перед лицом смерти. Также не менее выразительна и полна драматизма круглая скульптура пергамской школы. “Умирающий галл”, “Галл, убивающий себя и свою жену” – великолепные образцы патетики и пафоса Пергамского искусства, мужественного и прекрасного.

Традиции искусства Скопаса унаследовала одна из самых знаменитых эллинистических статуй – “Ника Самофракийская”. Статуя богини победы была воздвигнута на острове Самофрикия в честь победы Родосского флота – около сто девяностого года до н.э. Установленная на пьедестале, напоминающем нос корабля, она стояла когда-то, трубя в рог, на высоком утесе на берегу моря. Голова статуи не сохранилась, но ее торс в развевающихся одеждах исполнен стремительного движения.

Скульпторы эллинистической эпохи обращались и к классическим образцам. Примером этого может служить статуя работы Агександра – “Афродита Милосская” – второй век до н.э. Современные ей статуи богини любви были более чувственны и даже жеманны, Агександру же удалось возродить дух искусства классики, создав образ высокой нравственной силы. Прославленные статуи Ники Самофракийской и Афродиты Милосской украшают собой Парижский Лувр.

Блестящая школа эллинистической скульптуры существовала на острове Родос. Особой славой пользовалась скульптурная группа “Лаокоон”, изваяния Родосскими мастерами Агександром, Афинодором и Полидором – первый век до н.э. Сюжет этой скульптуры взят из “Одиссеи” Гомера: троянский жрец Лаокоон и его сыновья, предостерегавшие троянцев от введения в город оставленного греками-ахейцами деревянного коня, были жестоко наказаны богами – покровителями греков – Афиной и Посейдоном, которые наслали на троянских героев гигантских змей, задушивших их. В “Лаокооне” ярко проявился патетический дух эллинистического искусства, его острый драматизм и трагичность. Скульпторы прекрасно передали ужасные страдания и агонию своих героев. Скульптура “Лаокоон” сейчас хранится в Ватиканском музее.

Не обошла эллинистическую скульптуру и страсть к гигантомании: ярким образцом ее являлась огромная тридцатидвухметровая статуя бога Гелиоса из золоченой бронзы, установленная у входа в Родосскую гавань. Над статуей Колосса Родосского двенадцать лет трудился ученик Лисиппа Харес из Линда, и это чудо инженерного искусства заняло последнюю, седьмую, строчку в списке “чудес света”. Как и большинство других “чудес”, Колосс Родосский не сохранился до нашего времени.

Синкретическая эллинистическая культура была унаследована и римлянами, и Византией, и арабами и вошла составной частью в золотой фонд мировой культуры. Особенно велико было влияние культуры эллинизма на римскую культуру: в Рим были вывезены многие произведения искусства, библиотеки, образованные рабы и т.д., которые обогатили латинскую культуру, что красноречиво подтверждают слова римского поэта Горация: Греция, пленницей став, победителей грубых пленила. В Лациум сельский искусства внесла.

Древнегреческие скульптуры. Самые знаменитые скульптуры – ТОП10

Древнегреческие скульптуры

Планируя путешествие в Грецию, многие люди интересуются не только комфортными отелями, но и увлекательной историей этой древней страны, неотъемлемую часть которой составляют объекты искусства.

Большое количество трактатов известных искусствоведов посвящены именно древнегреческой скульптуре, как основоположной ветви мировой культуры. К сожалению, многие памятники того времени не уцелели в своем первозданном виде, и известны по более поздним копиям. Изучая их, можно проследить историю развития греческого изобразительного искусства от гомеровского периода до эпохи эллинизма, и выделить самые яркие и известные творения каждого периода.

Афродита Милосская

Всемирно известная Афродита из острова Милос относится к эллинистическому периоду греческого искусства. В это время, силами Александра Македонского, культура Эллады начала распространяться далеко за пределы Балканского полуострова, что заметно отобразилось на изобразительном искусстве – скульптуры, картины и фрески стали более реалистичными, лица богов на них обладают человеческими чертами – расслабленными позами, отвлеченным взглядом, мягкой улыбкой.

Статуя Афродиты, или как её называли римляне, Венеры, изготовлена из белоснежного мрамора. Её высота немногим больше человеческого роста, и составляет 2.03 метра. Обнаружено изваяние было по воле случая обычным французским моряком, который в 1820 году, вместе с местным крестьянином, откопал Афродиту возле остатков древнего амфитеатра на острове Милос. При её транспортировке и таможенных спорах, статуя лишилась рук и постамента, но сохранилась запись об указанном на нем авторе шедевра: Агесандр, сын жителя Антиохи Менида.

На сегодняшний день, после тщательной реставрации, Афродита экспонируется в парижском Лувре, привлекая своей естественной красотой миллионы туристов каждый год.

Ника Самофракийская

Время создания статуя богини победы Ники относится к II веку до н.э. Исследования показали, что Ника была установлена над морским побережьем на отвесной скале – её мраморная одежда развевается будто бы от ветра, а наклон корпуса олицетворяет постоянное движение вперед. Тончайшие складки одежды прикрывают сильное тело богини, а мощные крылья расправлены в радости и торжестве победы.

У статуи не сохранились голова и руки, хотя отдельные фрагменты были обнаружены во время раскопок в 1950 году. В частности, Карл Леманн с группой археологов нашли правую руку богини. Ника Самофракийская сейчас является одним из выдающихся экспонатов Лувра. Её рука так и не была добавлена к общей экспозиции, реставрации подверглось только правое крыло, которое выполнено из гипса.

Лаокоон и его сыновья

Скульптурная композиция, изображающая смертельную борьбу Лаокоона – жреца бога Аполлона и его сыновей с двумя змеями, посланными Аполлоном в отместку за то, что Лаокоон не послушал его волю, и старался препятствовать вводу троянского коня в город.

Статуя была выполнена из бронзы, но её оригинал не дожил до наших дней. В XV веке, на территории «золотого дома» Нерона была найдена мраморная копия скульптуры, и по приказу папы Юлия II установлена в отдельной нише ватиканского Бельведера. В 1798 году статую Лаокоона перевезли в Париж, но после падения правления Наполеона англичане вернули её на прежнее место, где она хранится по сей день.

Композиция, изображающая отчаянную предсмертную борьбу Лаокоона с божественным наказанием, воодушевила многих скульпторов эпохи позднего средневековья и Возрождения, и породила моду на отображение сложных, вихреобразных движений человеческого тела в изобразительном искусстве.

Зевс с мыса Артемисион

Статуя, найденная ныряльщиками возле мыса Артемисион, выполнена из бронзы, и является одним из немногих предметов искусства такого типа, дошедшего до наших дней в первозданном виде. Исследователи расходятся в суждениях о принадлежности скульптуры конкретно Зевсу, полагая, что она может изображать и бога морей Посейдона.

Изваяние имеет высоту 2.09 м, и изображает верховного грецкого бога, который занес правую руку для того, чтобы метнуть молнию в праведном гневе. Сама молния не сохранилась, но по многочисленным фигуркам меньшего размера можно судить, что она имела вид плоского, сильно вытянутого бронзового диска.

От почти двух тысяч лет пребывания под водой, статуя почти не пострадала. Исчезли только глаза, которые, предположительно, были из слоновой кости и инкрустированы драгоценными камнями. Увидеть это произведение искусства можно в Национальном археологическом музее, который находится в Афинах.

Статуя Диадумена

Мраморная копия бронзовой статуи юноши, который сам венчает себя диадемой – символом спортивной победы, вероятно украшала место проведения состязаний в Олимпии или Дельфах. Диадема в то время являла собой красную шерстяную повязку, которой, наряду с лавровыми венками, награждали победителей Олимпийских игр. Автор произведения – Поликлет, выполнил её в своем излюбленном стиле – юноша находится в легком движении, его лицо отображает полное спокойствие и сосредоточенность. Атлет ведет себя как заслуженный победитель – он не показывает усталости, хотя его тело и требует отдыха после борьбы. В скульптуре автору удалось очень естественно передать не только мелкие элементы, но и общее положение тела, грамотно распределив массу фигуры. Полная пропорциональность тела является вершиной развития данного периода – классицизма V века.

Хотя бронзовый оригинал и не сохранился до нашего времени, его копии можно наблюдать во многих музеях мира – Национальном археологическом музее в Афинах, Лувре, Метрополитен, Британском музее.

Афродита Браски

Мраморное изваяние Афродиты изображает собой богиню любви, которая обнажилась перед тем, как принять свою легендарную, часто описываемую в мифах, ванну, возвращающей ей девственность. Афродита в левой руке держит снятую одежду, которая мягко опускается на стоящий рядом кувшин. С точки зрения инженерной мысли, такое решение позволило сделать хрупкую статую устойчивее, и дало скульптору возможность придать её более расслабленную позу. Уникальность Афродиты Браски в том, что это первое известное изваяние богини, автор которой решился изобразить её обнаженной, что в свое время считалось неслыханной дерзостью.

Ходят легенды, согласно которых скульптор Пракситель создал Афродиту по образу возлюбленной – гетеры Фрины. Когда об этом узнал её бывший поклонник, оратор Евтиас, он поднял скандал, вследствие которого Праксителя обвинили в непростительном кощунстве. На суде защитник, увидев что его доводы не справляют впечатления на судью, сдернул с Фрины одежду чтобы показать присутствующим, что настолько совершенное тело натурщицы просто не может таить в себе темную душу. Судьи, будучи приверженцами концепции калокагатии, были вынуждены полностью оправдать подсудимых.

Оригинал статуи был вывезен в Константинополь, где и погиб во время пожара. До нашего времени дошло множество копий Афродиты, но все они имеют свои отличия, так как восстанавливались по словесным и письменным описаниям и изображениям на монетах.

Марафонский юноша

Статуя молодого человека выполнена из бронзы, и предположительно изображает греческого бога Гермеса, хотя каких-нибудь предпосылок или его атрибутов в руках или одежде юноши не наблюдается. Скульптура была поднята со дна Марафонского залива в 1925 году, и с того времени пополнила экспозицию Национального археологического музея в Афинах. Благодаря тому, что статуя длительное время находилась под водой, все её черты очень хорошо сохранились.

Стиль, в котором сделано изваяние, выдает стиль известного скульптора Праксителя. Юноша стоит в расслабленной позе, его рука упирается на стену, у которой была установлена фигура.

Дискобол

Статуя древнегреческого скульптора Мирона не сохранилась в оригинальном виде, но широко известна по всему миру благодаря бронзовым и мраморным копиям. Скульптура уникальна тем, что на ней впервые было запечатлено человека в сложном, динамическом движении. Такое смелое решение автора послужило ярким примером для его последователей, которые с не меньшим успехом создавали предметы искусства в стиле «Figura serpentinata» — особенной технике, изображающей человека или животное в зачастую неестественной, напряженной, но очень выразительной, с точки зрения наблюдателя, позе.

Дельфийский возничий

Бронзовая скульптура возничего была обнаружена во время раскопок 1896 года в святилище Аполлона в Дельфах, и являет собой классический пример античного искусства. Фигура изображает древнегреческого юношу, управляющего повозкой во время Пифийских игр.

Уникальность скульптуры заключается в том, что сохранилась инкрустация глаз драгоценными камнями. Ресницы и губы юноши украшены медью, а повязка на голове сделана из серебра, и предположительно также имела инкрустацию.

Время создания скульптуры, теоретически, находится на стыке архаики и ранней классики – её поза характеризуется скованностью и отсутствием какого-либо намека на движение, но голова и лицо выполнены с довольно большой реалистичностью. Как и в более поздних скульптур.

Афина Парфенос

Величественная статуя богини Афины не сохранилась до нашего времени, но существует множество её копий, восстановленных согласно с древними описаниями. Скульптура была полностью выполнена из слоновой кости и золота, без применения камня или бронзы, и стояла в главном храме Афин – Парфеноне. Отличительная черта богини – высокий шлем, украшенный тремя гребнями.

История создания статуи не обошлась без фатальных моментов: на щите богини скульптор Фидий, помимо изображения битвы с амазонками, поместил свой портрет в виде немощного старика, который двумя руками поднимает тяжелый камень. Общественность того времени неоднозначно расценила поступок Фидия, что стоило ему жизни – скульптора заточили в тюрьму, где он свел счеты с жизнью при помощи яда.

Греческая культура стала основоположником для развития изобразительного искусства всего мира. Даже сегодня, рассматривая некоторые современные картины и статуи можно обнаружить влияние этой древней культуры.

Древняя Эллада стала той колыбелью, в которой активно воспитывался культ человеческой красоты в её физическом, моральном и интеллектуальном проявлении. Жители Греции того времени не только поклонялись множеству олимпийских богов, но и старались максимально походить на них. Все это отображено в бронзовых и мраморных статуях – они не просто передают образ человека или божества, но и делают их приближенными друг к другу.

Хотя очень многие из статуй не дошли до современности, их точные копии можно увидеть во многих музеях мира.

Смотрите также

Демосфен родился в Афинах, а умер на острове Калаврия (современный Порос). Отец его также носивший имя Демосфен, был владельцем двух мастерских: одной по производству ножей и мечей, другой по производству кроватей и кресел.

Санторини. Романтический остров Саноторини

Этот остров (площадь 96 км2), пожалуй, известен в современном мире больше других в Кикладах. Причиной этому стал миф об Атлантиде, изложенный за четыре века до нашей эры великим мыслителем древности Платоном. В диалогах философа рассказано об nидеальном государстве, созданном мифическим народом атлантов на океаническом острове.

Путешествие по Греции на автомобиле

Монастырский комплекс Метеоры Греция

Метеоры в Греции– это один из самых крупных комплексов монастырей. Наряду с Афоном, здесь действует собственное управление, подчиняется монашеское государство митрополии Стаги и Метеор. Особенность комплекса заключается в его труднодоступности – все монастыри расположены на верхушках отвесных скал, которые словно огромные столбы возвышаются над поверхностью горного массива Пинд.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector