Скрипка страдивари фото оригинал
Скрипка Страдивари (фото). Из какого дерева делали скрипки Страдивари, сколько их?
Про скрипку Страдивари до сих пор ходят легенды. В чём секрет её особенного звучания? Какие уникальные технологии и материалы использовал мастер? Скрипка Страдивари до сих пор является непревзойдённым шедевром.
Биография мастера
Антонио Страдивари — мастер скрипок — родился в 1644 году. Но это лишь приблизительно, точная дата его рождения не установлена. Родители его – Анна Морони и Алессандро Страдивари. Родился и прожил всю свою жизнь скрипичный мастер в городе Кремоне.
Антонио с детства обожал музыку. Но пел он очень плохо, и все, кто слышал его пение, смеялись. Второй страстью Антонио было обтачивание деревяшек. Родители были уверены, что сын станет краснодеревщиком.
Однажды мальчик узнал, что в его городе живёт лучший скрипичный мастер Италии – Николо Амати. Антонио очень любил скрипку и решил стать учеником гения.
А. Страдивари женился только в 40 лет. Его супругой стала дочь лавочника – Франческа Феррабочи. У пары родилось пятеро детей. Но вскоре началась эпидемия чумы. Любимая жена и дети А. Страдивари умерли. Эта потеря повергла его в отчаянье, и он был не в силах работать. Но прошло время, мастер снова начал творить и вскоре стал знаменит на весь мир. Вместе со славой пришла к А. Страдивари и новая любовь. Второй его женой стала Мария Замбелли. В браке с ней у него родилось пятеро детей. Двоих сыновей — Франческо и Омобоно — А. Страдивари обучал своему ремеслу. Они стали мастерами скрипичных дел. Но бытует мнение, что профессиональные секреты Антонио не открыл даже сыновьям. Они не сумели повторить его шедевры.
Антонио Страдивари был трудоголиком. Он не оставлял своего ремесла до самой смерти. Умер Антонио Страдивари в 1737 году, приблизительно в 93 года. Место его захоронения – Базилика Сан Доменико.
В учениках у Амати
Первый секрет Н. Амати, который узнал юный Антонио, – как изготавливать струны. Мастер делал их из внутренностей ягнят. Сначала нужно было вымачивать жилы в щелочном растворе. Затем сушить. А после этого скручивать из них струны.
На следующем этапе обучения А. Страдивари постигал, какое дерево стоит выбирать для изготовления дек скрипок. Мальчик понял, что главное — не внешний вид дерева, а его звучание. Часто Н. Амати изготавливал скрипки из невзрачно выглядевших деревяшек.
Свой первый инструмент А. Страдивари создал в 22 года. Через некоторое время он изготовил уже десятки скрипок. Но на всех его творениях стояло клеймо Николо Амати. Это не огорчало молодого Страдивари. Он был счастлив, что его мастерство растёт. В возрасте 40 лет Антонио открыл свою мастерскую. Вскоре он стал уважаемым скрипичным мастером. У него было много заказов, но превзойти своего учителя не получалось.
Знаменитым мастером А. Страдивари стал в 1680 году. Он улучшал инструменты, созданные его учителем Н. Амати. Для этого он несколько изменил их форму, добавлял украшения. Всячески добивался того, чтобы голоса инструментов звучали более певуче и красиво. В результате всех его стараний и исканий в начале 1700 годов родилась знаменитая скрипка Страдивари, равных которой нет до сих пор.
На пике мастерства
Самые лучшие музыкальные инструменты были созданы А. Страдивари в период с 1690 по 1725 г. Они были высочайшего концертного качества. Наилучшая скрипка Страдивари, а также и другие инструменты, датированы 1715 годом.
Расцвет его мастерства произошёл после того, как он пережил потерю семьи. После такой ужасной трагедии он впал в отчаянье и не мог работать. Снова продолжить творить ему помог один из учеников. Он однажды пришёл к А. Страдивари, зарыдал и сказал, что его родители умерли, и он не сможет продолжать учиться изготовлению скрипок, так как вынужден теперь зарабатывать на жизнь. Мастеру стало жаль мальчика, и он оставил его в своём доме, а по прошествии нескольких лет усыновил. Отцовство воодушевило его и у него возникло желание — создать свой уникальный инструмент, не копии творений своего великого учителя, а что-то необыкновенное, чего до него никто не делал.
Знаменитая скрипка
Когда Антонио было уже 60 лет, им была создана новая, принесшая ему славу великого мастера, легендарная скрипка Страдивари. Фото этого шедевра представлено в данной статье.
Разработанная Антонио модель скрипки принесла ему славу и бессмертие. Его стали называть «супер-Страдивари». Его скрипки были и остаются по сей день самыми лучшими музыкальными инструментами. И звучат необыкновенно. Мастеру удалость придать своим скрипкам, альтам и виолончелям богатый тембр и сделать их «голоса» более сильными. Из-за этого о мастере ходили слухи, будто он продал душу дьяволу. Люди не могли поверить, что человек, пусть даже гений с золотыми руками, способен заставить деревяшку так петь.
Секрет уникального звучания
До сих пор музыканты, а также учёные всего мира пытаются разгадать секреты великого мастера, чтобы понять, как же была создана знаменитая скрипка Антонио Страдивари. Уже прошло почти 300 лет со дня смерти гения, но его творения живы до сих пор, они почти не стареют, а их звучание не меняется.
На сегодняшний день существует несколько версий, которыми учёные пытаются объяснить секрет великолепного звучания инструментов А. Страдивари. Но ни одна из них не доказана, хотя были проведены сотни исследований с применением новейших технологий.
Есть версия, что всё дело в форме. Мастер удлинил корпус, а внутри него сделал заломы и неровности, благодаря чему появилось много высоких обертонов, что и обогатило звучание.
Позже появилась версия, что секрет кроется в материалах, из которых изготавливал свои скрипки А. Страдивари. Было выяснено, из какого дерева делали скрипки Страдивари. Верхние деки он делал из ели, а нижние – из клёна.
Некоторые учёные выдвигают версию, что секрет не в том, из чего изготавливал А. Страдивари. Лаки и пропитки, которыми он покрывал свои инструменты, — вот главные «виновники» появления этого шедевра. Есть достоверные факты о том, что мастер сначала вымачивал древесину в морской воде, а после этого покрывал некими смесями из компонентов растительного происхождения. Возможно, в их состав входили смолы деревьев, которые произрастали в те времена, но позже были вырублены все до одного.
Что касается лаков, то, по версии некоторых учёных, они состояли из таких веществ, благодаря которым затягивались вмятины и царапины на дереве, а деки получили возможность «дышать» и лучше резонировать, что позволяет добиться красивого объёмного звучания. Но другие учёные выдвигают аргументы против этой версии, так как многие скрипки были отреставрированы. Их покрыли обычным лаком, но звучание их не изменилось. Один из исследователей провёл эксперимент – полностью очистил одну из скрипок Страдивари от лака. Ничего в её звучании от этого не изменилось.
Существует много гипотез, почему скрипки Страдивари звучат так необыкновенно. Но ни одну из них не удалось доказать. Секрет мастера не разгадан до сих пор.
Инструменты Антонио Страдивари
По данным исследователей, мастер создал за свою жизнь не менее 1000 музыкальных инструментов. Это в большинстве своём скрипки, но были также альты, виолончели, гитары, мандолины и даже арфа. Он был настолько трудоспособен, что за 1 год создавал 25 инструментов. Тогда как современные мастера, которые также работают вручную, способны выпускать за это время лишь 3-4 экземпляра. Сколько скрипок Страдивари создал за свою жизнь? Точно сказать невозможно. Но до наших дней дошло примерно 600 скрипок, 12 альтов и 60 виолончелей.
Стоимость скрипок
Музыкальные инструменты А. Страдивари являются до сих пор самыми дорогими в мире. При жизни мастера его скрипки стоили 700 современных долларов, что для того времени — очень крупная сумма. Сегодня стоимость его шедевров — от 500 тысяч долларов до 5 миллионов евро.
Самая дорогая
Есть скрипка, которая оценивается в 10 миллионов долларов. Она носит имя «Леди Блант». Это самая дорогая на сегодняшний день скрипка Страдивари. Фото «Леди Блант» представлено в данной статье.
Изготовлена она была мастером в 1721 году. Скрипка Страдивари, названная «Леди Блант» в честь внучки поэта Байрона, которая была её владелицей, сохранилась до наших дней в идеальном состоянии, поскольку на ней практически не играли. Все 300 лет своей жизни она переходила из одного музея в другой.
Украсть шедевр
Все творения гениального мастера, имеют каждая своё имя и поставлены на учёт. Но при этом грабители регулярно совершают кражи музыкальных инструментов великого итальянца. Например, знаменитая скрипка Страдивари, принадлежавшая до революции российскому скрипачу-виртуозу Кошанскому, была украдена пять раз. Последний раз она была похищена у музыканта по имени Пьер Амойал. Он так дорожил ею, что носил в бронированном футляре, но это её не спасло. С тех пор о том, где находится скрипка Страдивари под названием «Кошанский», сохранилась ли она и кому сейчас принадлежит, ничего не известно.
Обзор самых дорогих скрипок в мире
Бытует ошибочное мнение, что самая дорогая скрипка в мире была изготовлена Антонио Страдивари. Но на самом деле автор самого дорогого экспоната – современник и главный конкурент Страдивари Джузеппе Гварнери. Стоимость инструмента составляет 18 000 000 долларов. Дальше мы рассмотрим особенности этой скрипки и других, не менее ценных произведений.
«Вьетан» ‒ ТОП-1 в мире
На сегодняшний день мировой рейтинг стоимости возглавляет скрипка по имени «Вьетан» мастера Гварнери. В 2010 году она ушла с молотка на аукционе в Чикаго. Рекордная стоимость ее составила 18 млн. долларов.
В 2012 г. компания «J&A BearesLtd» продала скрипку, не оглашая стоимость сделки. Обладатель столь ценного приобретения предпочел остаться инкогнито. Но он занялся поиском исполнителя, который бы удостоился чести играть на этом инструменте. Таким человеком стала Энн Акико Мейерс, скрипачка из Калифорнии. Она получила пожизненное право игры на самом ценном экспонате среди скрипок.
История создания
Инструменты Гварнери, тогда еще малоизвестного мастера, заслужили признание и встали в один ряд с работами Страдивари благодаря игре Паганини. Но слава к нему пришла гораздо позже, уже после смерти.
Скрипка «Вьетан» была изготовлена в 1741 г., за три года до кончины мастера. Свое имя она унаследовала от именитого хозяина, который играл на ней 11 лет своей музыкальной карьеры, – бельгийца Анри Вьетана.
Истинная ценность «Вьетана», как утверждают знатоки, не измеряется денежными знаками. Каждый музыкант, хоть раз державший в руках этот шедевр, говорит о невероятной мощи звучания. Она способна выразить любые чувства и эмоции. Когда скрипка попадает в руки музыканта, то именно она решает, как будет звучать произведение. Также бытует мнение, что играть на ней могут лишь виртуозы.
Отличительной чертой «Вьетана», как и других произведений Гварнери, является монограмма «I.H.S», что значит «Иисус Христос Спаситель».
Именитые владельцы инструмента
За свой трехсотлетний жизненный путь скрипка переходила из рук в руки:
- Первым владельцем этого инструмента стал доктор Бенцигер из Швейцарии в 1858 году.
- Следующим стал мастер Жан-Батист Вийом из Франции.
- Последние 11 лет своего творчества на ней играл композитор Анри Вьетан. Как уже отмечалось выше, она получила его имя.
- После смерти Вьетана известная скрипка перекочевала в руки другого бельгийского скрипача и композитора – Эжена Изаи.
- Музыкант и педагог из Британии Филип Ньюман играл на скрипке в начале 20 в. Известный инструмент приобрел его брат бизнесмен Исаак Вульфсон.
- После кончины Ньюмана в 1966 г. скрипку выкупил британский финансист ИэнСтуцкер.
- В 2010 году скрипка была выставлена на аукцион за умопомрачительную сумму в 18 000 000 долларов.
«Леди Блант» Антонио Страдивари
2-ое место принадлежит скрипке Страдивари «Леди Блант». Она вызвала неподдельный интерес в кругу коллекционеров. Несмотря на свой почтенный возраст, скрипка находится в идеальном состоянии. Как утверждают эксперты, сохранились оригинальные элементы и лакировка.
Она была продана на аукционе, человеком пожелавшим не называть свое имя, за 15,89 млн. долларов. Деньги были переданы японцам в помощь пострадавшим от цунами.
«Экс-Вьетан»
3-е место у еще одной скрипки Гварнери. Ее имя – «экс-Вьетан».
20 лет на скрипке играл А.Вьетан. Сто последних лет она находилась в частной коллекции. А в 2008 г. была выкуплена М. Викторовым, и чести прервать столетнее молчание инструмента была удостоена британская скрипачка Хлоэ Хэнслип в Лондоне на торжественной церемонии.
В марте 2008 г. в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского «Экс-Вьетан» звучала в руках израильского скрипача П. Цукермана.
7 млн. долларов за нее заплатил русский меценат М. Викторов.
Скрипка мастера Карло Бергонци
Скрипка Николо Паганини, созданная мастером Карло Бергонци, заняла 4-е место ТОПа. Долгое время от общественности тщательно скрывалась информация о владельце и стоимости.
Карло Бергонци ‒ третья величина среди скрипичных мастеров после Страдивари и Гварнери. Указанная скрипка Паганини ‒ одна из 50-ти сохранившихся инструментов мастера.
Однако тайна все же была открыта – покупатель заплатил за инструмент 5 млн. долларов.
Скрипка Molitor
Антонио Страдивари со скрипкой «Molitor» (1697 г.) занимает 5-е место. Инструмент, возможно принадлежавший Бонапарту Наполеону, приобрела американская исполнительница Энн Акико Мейерс. А имя скрипка получила в честь одного из владельцев ‒ генерала наполеоновской армии Габриэля Жана Жозефа Молитора.
До начала онлайн-аукциона планировалось выручить 2-3 миллиона, итоговая же цена торгов составила 3,6 миллиона долларов.
Скрипка «Хаммер»
6-ое место за скрипкой Страдивари «Хаммер». Создал ее мастер в 1770 г.Свое имя она также получила благодаря шведскому ювелиру и коллекционеру Кристиану Хаммеру, которому принадлежала в 19 веке. В момент продажи инструмента в 2006 г. стоимость стала самой высокой.
Она ушла с молотка на аукционе Christie’s за 3,5 млн. долларов.
«Соломон, экс-Ламберт»
7-ое место – снова скрипка Антонио Страдивари «Соломон, экс-Ламберт». Была приобретена неизвестным покупателем. Американский продюсер и скрипач-любитель Сеймур Соломон выставил на торги скрипку, которую приобрел на аукционе в Лондоне в 1972 году за 44 тыс. долларов.
Продали скрипку за 2 миллиона 729 тысяч долларов.
Инструменты Линзи Стоппард
8-ое место занимают 2 дизайнерские скрипки – черная и белая, – выполненные из золота, инкрустированные россыпью драгоценных камней и тысячами кристаллов Сваровски.
Бэн Ли, участник скрипичного рок-дуэта «FUSE», заказал у знаменитого в ювелирных кругах Тео Феннелли золотые скрипки для себя и своей напарницы Линзи Стоппард. Работа над этим заказом длилась довольно долго ‒ аж 9 месяцев.
Особенность скрипок в том, что каждая деталь для них разрабатывалась индивидуально и, будучи золотыми, они должны были не уступать по звучанию инструментам, изготовленным традиционно.
Каждый инструмент, обошелся заказчику в 2,2 млн. долларов.
Всегда существовали истинные ценители искусства, которые готовы заплатить немалые, а очень часто просто огромные деньги не только для своего удовольствия. Меценаты и филантропы предоставляют возможность насладится звучанием шедевров, созданных столетия назад, широкой общественности.
stradivari
Будь Страдивари. Be the Strad.
В скрипке живут феи / A fairies live in the violin
Имитация и подделка старинных инструментов. Часть первая.
Терминология:
- Оригинальный инструмент: сделан мастером Икс.
- Подделка: инструмент, сделан под мастера Икс с целью надувательства.
- Копия: инструмент, сделанный под мастера Икс. Цель — понять секрет успеха инструментов мастера Икс. Продается как копия.
- Мануфактурная копия: инструмент, сделанный несколькими людьми (с целью ускорения процесса) как копия какого-то конкретно инструмента и/или манеры мастера в общем.
- Имитация: инструмент, сделанный в стиле мастера Икс, но с вариациями.
В случае когда скрипка не куплена вами на серьезном аукционе вероятность того, что у вас копия/имитация/подделка, равна 100% и более, если в скрипке (альте, виолончели) следующие фамилии (с любым вариантом имени):
Италия:
- Stradivari, Guarneri, Amati, Bergonzi, Gagliano, Goffriller, Guadanini, Landolfi, Maggiani, Da Salo, Montagnana, Panormo, Rogeri, Ruggieri, Santo Seraphin, Storioni, Testore, Tononi.
Остальные страны (Германия, Франция):
- Stainer, Lupot, Bernardel, Vuillaume, Klotz и др.
В «категорию риска» попадают все без исключения итальянские мастера по каталогу «Karel Jalovec. Italian violin maker» (более 200 мастеров) и другим известным каталогам. Большинство французских, немецких и австрийских мастеров тоже в опасности.
Как ни странно, меньше всего есть вероятность встретить именно старую подделку высокого качества. Делать подделку сейчас — пустая трата времени. Вы потратите годы на изучение принципов Страдивари и даже если сможете сделать Абсолютную Копию, продать ее вам как оригинал не удастся. Никто не поверит, что вдруг появилась неизвестная скрипка этого мастера. Как я уже писал неоднократно, все инструменты считанны-пересчитаны, перефотографированы и все их знают в лицо. Найти эксперта, который подтвердил бы оригинальность вашей Абсолютной Копии, представляется маловероятным. Никто не хочет подставлять свою репутацию в случае продажи этой скрипки за безумные деньги.
Самый знаменитый имитатор прошлого это Вильом. И сейчас есть скрипки, про которые неясно на все 100% — это Страдивари или Вильом? Как ему это удавалось — загадка. Известно, что Вильом мечтал превзойти мастерство «старых итальянцев». Обладая незаурядным талантом, он многое постиг сам. Но будучи так же продавцом многих инструментов, он черпал знания непосредственно «в оригинале». Были ли у него какие-то чертежи, бумаги, рецепты, которые ему помогли что-то понять, раскрыть некий секрет, закон — неизвестно, и видимо уже не будет известно никогда.
Встретить подделку, копию ТАКОГО уровня вам вряд ли удастся. Они идут уже почти как оригинал. То есть, каталоги, фото, сертификаты… Все серьезно.
Копии делятся на несколько видов:
- старые мастеровые
- старые мануфактурные
- современные мастеровые
- современные фабричные
Старые мастеровые инструменты часто похожи на более знаменитых собратьев. Иногда в них клеят этикет «для солидности» и продают. Но все равно попасть в «высшую лигу» невозможно. Так что тут часто доходит до парадоксов: старые мануфактурные скрипки продают как мастеровые, а потом в них клеят этикет, добавляют каких-то характерных деталей и продают уже как какого-то конкретного мастера. Подделка подделки )
Старые мануфактурные копии — это те самые «дедушкины Гварнери». Надпись внутри скрипки нам говорит о том, что такая-то скрипка построена по подобию такого-то мастера. Но сходство весьма условно: рисунок дерева не такой красивый, голова вырезана механически, эфы идеально ровные, про лак и говорить нечего. Полистайте каталоги, посмотрите в интернете «Гварнери» и «модель Гварнери».
Современные мастеровые копии это интересное направление. Копируются вполне конкретный инструмент абсолютно точно — рисунок дерева, следы повреждений, реставрации, мельчайшие царапинки, толщины дек — до микрона. Результаты я видел воочию — скрипки выглядят потрясающе и звучат неплохо. Продаются достаточно дорого, потому что это мастеровая работа с ювелирными наклонностями — любую царапинку нужно нарисовать. Представляете, сколько нужно возиться?
В направлении «имитация» работаю фактически все современные мастера. Признавая итальянцев как идеал, модель Страдивари или Гварнери берется за отправную точку. Дальше — поиски то ли на интуиции, то ли на желании открыть законы, секреты старых мастеров.
Фабричные современные модели скрипок — это сплошной смех. Называния бывают пышные (типа «идеальная копия скрипки Паганини»), бывают чисто утилитарные (просто артикул). Результат один — дрова.
В следующих статьях я подробнее остановлюсь на подделках и имитациях именно старинных инструментов.
Восемь занимательных историй о скрипках Страдивари
Сохранилось около 600 скрипок Антонио Страдивари, многие из которых имеют собственные имена. Их покупали, их воровали, им поклонялись. И, конечно, каждая из таких скрипок стоит целое состояние.
«Леди Блант».
В июне 2011 года аукционный дом Tarisio, специализирующийся на высококлассных инструментах, продал скрипку Страдивари «Леди Блант», созданную в 1721 году, за рекордную цену — 15,89 миллиона долларов. Инструмент приобрел анонимный покупатель. А все вырученные от продажи деньги направили в помощь пострадавшим от землетрясения и цунами в Японии .
Продажа «Леди Блант» вызвала огромный интерес среди коллекционеров всего мира. Скрипка 30 лет принадлежала внучке поэта лорда Байрона — леди Анне Блант. А еще этой скрипкой владели известный парижский мастер Жан Баптист Вийом, коллекционеры Ричард Беннет, барон Кнооп, Сэм Блумфилд , а также музыкальный фонд Nippon.
Скрипка «Леди Блант»
«Хаммер».
Цена скрипки «Леди Блант» практически в четыре раза больше предыдущей рекордной цены, которую отдали на аукционе Christie´s за инструмент Страдивари. В 2006 году скрипка «Хаммер» была продана за 3,54 миллиона долларов. Эта скрипка была названа в честь шведского ювелира и коллекционера Кристиана Хаммера, которому некогда принадлежала. Антонио Страдивари создал ее в 1707 году, в самый расцвет своего таланта.
«Кошанский».
Все скрипки имеют имя, состоят на учете, их оберегают как зеницу ока . Но это не мешает грабителям красть их с завидной регулярностью. Самая таинственная история связана со скрипкой под названием «Кошанский». До революции в России блистал скрипач-виртуоз по фамилии Кошанский. Критики сравнивали его с самим Паганини , исполнителю рукоплескала и вся Европа .
Однажды после концерта Кошанского под конвоем доставили в Зимний дворец. Там музыканта препроводили в большую залу, где восседали члены царской семьи. Сам Николай II попросил музыканта сыграть для его домочадцев. Вся императорская семья стоя рукоплескала артисту.
Николай II протянул маэстро странный футляр со словами:
— Это скрипка Антонио Страдивари. Вы достойны того, чтобы играть на ней.
— Такой подарок — слишком большая честь для меня, — ответил музыкант.
— Это не подарок. Мы даем вам скрипку на время, чтобы вы могли прославлять по всему миру русскую скрипичную школу, — холодно заметил царь.
Так скрипка оказалась в руках виртуоза. Революция застала скрипача за границей. На родину он решил не возвращаться, а после гибели царской семьи посчитал скрипку Страдивари своей собственностью. Но судьба жестоко отомстила Кошанскому: он умер в нищете и забвении, и даже вырученные за скрипку деньги не спасли его.
Скрипка, получившая название «Кошанский», многократно переходила из рук в руки. Ее похищали пять раз. Самая громкая кража случилась, когда скрипкой владел музыкант по имени Пьер Амойал. Он настолько дорожил своим сокровищем, что заказал для нее бронированный футляр. Но это грабителей не остановило. Когда после концертов Амойал возвращался из Италии в Швейцарию , его « порше » угнали вместе с бесценной реликвией. Полиции удалось узнать только то, что угонщиком был наркоман и рецидивист Марио Гутти, которого позже нашли мертвым. С тех пор о «Кошанском» ничего не слышно.
Скрипку Страдивари пытались продать всего за 100 фунтов.
Скрипка Страдивари, украденная три года назад в Лондоне у южнокорейской скрипачки Мин Чин Ким, а в этом году найденная полицией, может уйти с аукциона за 2 миллиона фунтов стерлингов.
Скрипку Страдивари изготовил в 1696 году. В ноябре 2010 года у Мин Чин Ким украли музыкальный инструмент, когда она зашла перекусить в кафе, расположенное в торговой галерее вокзала Юстон в британской столице. Расплатившись в кассе, молодая женщина обнаружила, что футляр с инструментом, который она ненадолго оставила без присмотра, исчез.
Вскоре полицейские арестовали по подозрению в преступлении 36-летнего Джона Моэна и двух подростков 14 и 16 лет. Но инструмента у них не нашли. Зато выяснилось, что арестованный ирландец пытался продать 313-летнюю скрипку всего за 100 фунтов. Он предлагал ее незнакомцам в интернет-кафе, однако там никто не позарился на инструмент. А нашли скрипку только в июле 2013 года в одном из домов в центральной части Англии .
«Molitor» ушла за 3,6 миллиона долларов
Судьба скрипок в советской России.
Судьбы инструментов самого Антонио Страдивари безоблачными не назовешь. В мире его инструментов осталось не так мало, около тысячи. И многие из них вскрывали, пытаясь копировать, но безуспешно. Никому не удалось проникнуть в тайны божественного звука. Появилась даже легенда, что в этих скрипках живет душа Страдивари. В советское же время в России большевики попросту приказали конфисковать все инструменты Страдивари и «национализировать» их.
Часть инструментов погибла или бесследно пропала в ту эпоху. Счастье, что усилиями энтузиастов много великих скрипок удалось сохранить. Некоторые инструменты составили основу Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов. В коллекции и альт самого Страдивари, принадлежавший известному меценату Живаго , инструмент обнаружили в его доме у Никитских ворот в Москве . Здесь же и скрипка Страдивари «Юсупов». Она была привезена из Италии князем Юсуповым . Ее нашли случайно в тайнике Юсуповского дворца.
Скрипка Александра I.
Трагическая судьба сложилась и у скрипки Страдивари, принадлежавшей Александру I, которую после его смерти поместили в Эрмитаж. Оттуда ее похитили, а когда инструмент нашли в Германии , оказалось, что воры для маскировки смыли неповторимый «коралловый» лак. Теперь эта скрипка возвращена в Россию, но лишь как музейный экспонат.
Чудесный лак.
Триста лет ведутся споры о таинственном «секрете Страдивари», из-за чего его скрипки имели неповторимое звучание. По одной из теорий, он владел неким магическим секретом лака. Рассказывали, что эту тайну мастер узнал в одной из аптек и усовершенствовал рецепт, добавив в лак крылышки насекомых и пыль с пола собственной мастерской.
Еще одно предание гласит, что кремонский мастер готовил свои смеси из смол деревьев, росших в те времена в тирольских лесах и вскоре начисто вырубленных. Впрочем, ученые выяснили, что лак, используемый Страдивари, ничем не отличался от того, что использовали в ту эпоху мебельщики.
Многие же скрипки вообще были покрыты заново лаком при реставрации в XIX веке. Нашелся даже безумец, решившийся на святотатственный эксперимент — полностью смыть лак с одной из скрипок Страдивари. Но скрипка не стала звучать хуже.
Элтон Тоби. Портрет Антонио Страдивари
Секрет в древесине?
Некоторые ученые предполагают, что Страдивари использовал высокогорные ели, росшие при необычно холодной погоде. В конце 1600-х годов в Европе началось резкое изменение и похолодание климата. Деревья вынуждены были очень быстро приспосабливаться и в их структуре происходили необычные изменения. Именно в этот период структурных изменений и была заготовлена основная масса древесины для поздних и наиболее удачных скрипок Страдивари. Впоследствии деревья адаптировались к климату, и необычные свойства пропали. Другие считают, что секрет Страдивари — в форме инструмента.
Секрет кремонских скрипок – в однородности древесины
Как бы ни старались современные скрипичные мастера, вооруженные приборами, позволяющими измерить акустические свойства всех частей скрипки и скорректировать их форму в процессе создания, они все еще не в состоянии превзойти своих давних предшественников из Кремоны. Многочисленные копии старых итальянских скрипок не воспроизводят чарующие голоса оригиналов, созданных в XVI—XVIII веках представителями семейств Амати, Гварнери и Страдивари.
На протяжении многих лет исследователи не устают выяснять, в чем же кроется загадка удивительного звучания кремонских инструментов. Качество звука зависит от формы инструмента, от толщины дек, от лака, которым покрывают скрипку, и еще от целого набора параметров.
Теорию «волшебного лака», который использовали старые мастера для пропитки древесины, пожалуй, можно считать наиболее популярной. Уверенность подавляющего большинства населения в том, что именно состав лака обеспечивает необычайный звук инструмента, несомненно, обусловлена многочисленными художественными произведениями, талантливо эксплуатирующими данную версию. Таков, например, фильм Франсуа Жирара «Красная скрипка». Главную героиню фильма, скрипку, создатель покрыл лаком, в который добавил кровь умершей при родах жены; скрипка, как несложно догадаться, стала приносить несчастье всем последующим владельцам.
Между тем, некоторые исследователи уверены, что лак, который использовали старые скрипичные мастера, практически не отличался по составу от обычного мебельного лака того времени. Вполне вероятно, что, по замыслу мастера, лак и специальная пропитка древесины выполняли исключительно защитную функцию и должны были препятствовать развитию разнообразной живности.
Скрипка
Скрипичный мастер из США Терри Борман и радиолог из Медицинского центра голландского Лейденского университета Беренд Стул совместными усилиями решили внести свою лепту в раскрытие секрета прекрасного звука скрипок старых мастеров. С помощью компьютерной томографии и программы, которую ранее использовали для изучения плотности легких у пациентов, страдающих эмфиземой, они исследовали плотность древесины старинных и современных скрипок.
Борман и Стул просканировали три скрипки Джузеппе Гварнери, две скрипки Антонио Страдивари и семь современных скрипок и альтов, которые были созданы самим Борманом и двумя другими известными современными мастерами – Кингом и Рабутом. Результаты анализа опубликованы в последнем выпуске PLoS ONE.
Изучив с помощью томографа верхние и нижние деки инструментов, исследователи обнаружили, что средняя плотность последних у современных и классических скрипок практически одинакова (у всех скрипок верхние деки сделаны из ели, нижние – из клена).
В то же время выяснилось, что для старинных еловых дек характерна большая однородность древесины в пределах годичного кольца.
Иначе говоря, меньшая, в сравнении с современными, разность плотностей в годовых кольцах между ранней и поздней древесиной. Ранняя, менее плотная древесина образуется весной, а более плотная, поздняя – осенью. Для кленовой древесины нижних дек разность плотностей у современных и старинных скрипок оказалась не столь существенной, но, по современным представлениям, более важную роль в звучании инструмента играет именно верхняя дека.
И замечательный звук скрипок старых мастеров, по мнению исследователей, объясняется именно большей однородностью материала, который пошел на изготовление верхних дек.
Плотность (по оси абсцисс) и внутригодовая вариация плотности (по оси ординат) для верхней (еловой) и нижней (кленовой) дек классических кремонских и современных скрипок. Плотность указана в кг/м 3 . Вариации плотности верхней деки для классических скрипок значительно меньше. // Borman & Stoel, PLoS ONE
Необходимо отметить, что к такому же выводу ранее пришел Генри Гриссино-Майер из университета Тенесси. В отличие от Бормана и Стула, точно измеривших разность плотностей с помощью компьютерного томографа, он использовал в своих исследованиях дендрологический анализ.
Изучая спилы деревьев, он установил, что ели, которые росли в Европе в 1625—1720 годах, характеризуются очень узкими годовыми кольцами, что было связано с кратковременным периодом похолодания.
Эту плотную однородную еловую древесину использовал Страдивари для своих скрипок, и именно в ней кроется секрет выразительного звучания, уверен Гриссино-Майер.
Хотя методика изготовления знаменитых скрипок не сохранилась, до наших дней дошли некоторые предполагаемые «секреты» старых мастеров, к которым прибегают современные создатели скрипок.
К ним относится, например, вымачивание древесины в проточной воде. Обнаружив необычайно однородную плотность древесины у одной из современных скрипок, исследователи предположили, что она могла быть сделана из вымоченной древесины. Что же касается старинных инструментов, то они, по-видимому, все-таки не подвергались подобной процедуре, поэтому результаты исследования скрипки из древесины, подвергнутой вымачиванию, не использовались для сравнения.
Целый ряд методов, используемый скрипичными мастерами, также приводит к изменению первоначальной плотности древесины. К ним относятся вымачивание в морской воде, кипячение в различных химических соединениях, обработка парами азотной кислоты и так далее.
Несмотря на это, никому пока не удалось добиться результата, приближенного к звучанию старых кремонских скрипок.
Поэтому, хотя теория Гриссино-Майера и была подтверждена Борманом и Стулом, загадка скрипок Страдивари, Амати и Гварнери, по-видимому, еще долго не будет давать покоя ученым, мастерам, музыкантам и обывателям.
Читайте далее: