Скрипичные мастера амати страдивари гварнери | Vasque-Russia.ru

Скрипичные мастера амати страдивари гварнери

Говорят, он до сих пор жив: в чем секрет скрипичного мастера Гварнери

21 августа 1698 года в итальянской Кремоне в семье скрипичных дел мастера Иосифа Гварнери родился мальчик, которого назвали Бартоломео Джузеппе Антонио. В наши дни он известен как Джузеппе Гварнери дель Джезу. Ему завидовал сам Страдивари. Инструменты, изготовленные его руками, на сегодня самые дорогие в мире. И никто не может сказать, почему.

Из чего делали певучие струны

Будущее маленького Джузеппе было предопределено. Его дед учился еще у великого Амати, уже в то время прославившего свое имя созданием прекрасных певучих струнных инструментов. Ему пришлось начинать свое обучение с мальчика на побегушках.

Вначале он постигал науку распознавать и сортировать дерево, потом готовить кишки ягнят для изготовления струн, потом обращаться со столярными инструментами — в общем, все, как обычно для подмастерья. Только некоторые его уроки проходили отдельно от других учеников: семейные секреты изготовления волшебных инструментов передавались от отца к сыну вдали от чужих глаз.

Скрипки Джузеппе Гварнери отличаются небрежностью исполнения, но прекрасным звучанием. Источник: YouTube

Мальчик быстро перенимал мастерство отца и деда. Мало того, что он свободно повторял их работы, так его копии превосходили оригиналы звучанием. Вроде бы то же дерево, тот же лак, еще неумелые руки молодого мастера, а скрипка — поет!

Впоследствии даже Иосиф копировал сыновние технологии, стараясь повторить его шедевры. Но дошедшие до наших дней скрипки отца и сына кардинально различаются по звуку, его тембру и наполненности.

Конкуренция со Страдивари

Семье Гварнери приходилось нелегко. В то же время расцвета достиг гений другого скрипичного мастера — Антонио Страдивари. Его скрипки вошли в моду, мастер был продуктивен, имел влияние и деньги. Страдивари производил около 25 скрипок в год, притом что обычно из-под рук мастера выходит всего до пяти качественных инструментов.

Конечно, в мастерской Страдивари работали подмастерья, но все равно это было слишком много. Ниша дорогих инструментов была заполнена, а тут еще Джузеппе достался своенравный характер деда Андреа. Он был невоздержан во хмелю и постоянно попадал из-за этого в передряги. Некоторые исследователи жизни великого мастера считают, что именно по этой причине Джузеппе оказался в ордене иезуитов. Он жил и работал в монастыре, продавая свои скрипки церкви практически за бесценок.

Легендарная «Пушка» работы Гварнери хранится в мэрии Генуи. Источник: YouTube

Только вот не все оправдывают пребывание мастера в монастыре попыткой избавиться от земных пороков или бегством от нищеты. Современники Гварнери судачили, что он жил среди монахов не просто так. Гварнери надеялся спрятаться за монастырскими стенами от дьявола, которому он продал душу за то, чтобы его инструменты стали лучшими, превзойдя работы Страдивари.

К моменту становления Гварнери как отличного производителя скрипок противостояние между двумя конкурирующими семействами достигло своего апогея. Страдивари почувствовал в молодом Джузеппе сильного соперника и применял в борьбе с ним все свои связи.

Инструменты Гварнери не покупали, тем более, он не признавал дорогой отделки, предпочитая уделять внимание голосу скрипки часто в ущерб ее внешнему виду. Работы Гварнери в сравнении со Страдивари неряшливы. Эфы (резонаторные отверстия) вырезаны неровно, можно сказать, даже небрежно. Лак положен где-то даже комками. И таких непростительных огрехов — множество.

Те, кто изучал скрипки руки Гварнери в разное время, пытались улучшить звучание, отшлифовав покрытие или доведя до правильной формы ту деталь, что казалась неправильной. В результате скрипка теряла свое волшебное звучание. Из-за таких горе-улучшателей до наших дней дошли всего несколько неиспорченных скрипок дель Джезу.

Концертный зал Музея скрипки, Кремона, Италия. Источник: YouTube

Тень дьявола

Однажды, спустя много лет после смерти Джузеппе, великому скрипачу Никколо Паганини предложили купить скрипку почти неизвестного мастера. Музыкант, привыкший к изяществу и совершенным формам инструментов Страдивари, недоверчиво отнесся к грубой скрипке с нарушенными пропорциями.

Но стоило ему заиграть, как он влюбился в ее звук. Свое имя «Пушка» скрипка получила именно за особенность своего голоса. Глубокий насыщенный, сильный — он долетал до любой точки любого концертного зала.

Говорили, что когда Паганини играл на ней, за его спиной можно было видеть тень дьявола. А кое-кто поговаривал, что в «Пушку» вселилась проданная этому самому дьяволу душа самого Джузеппе Гварнери, которая после смерти не знает покоя.

В 1999 году «Пушка» попала в руки Богодара Которовича, известного скрипача. Вспоминая опыт игры на ней, маэстро говорил о полнейшей мистике. Инструмент не представлял ничего особенного, репетиции не показали никакого сверхзвука, которого так ждал от легендарной скрипки музыкант. Артист переживал о том, что и выступление будет посредственным.

Но стоило заиграть на концерте, как скрипичный голос необъяснимым образом преобразился. Которовичу казалось, что кто-то стоит за спиной и играет вместе с ним.

Говорят, неупокоенная душа мастера кочует за скрипкой Гварнери до сих пор. Источник: YouTube

Смерть в нищете

Скрипки Гварнери действительно превзошли работы самых известных мастеров. Они стоят в два раза дороже работ Страдивари. Но даже если Гварнери продал душу дьяволу, то он плохо читал контракт… Дьявол не стал долго дожидаться и прибрал душу великого мастера всего в 46 лет. Умер Джузеппе дель Джезу в нищете и безвестности, в тюрьме. И не осталось даже сведений о том, почему он там оказался. Известно только, что в последние годы он создал лучшие свои скрипки.

Владельцу «Пушки», легендарному Паганини, тоже не повезло прожить долгую жизнь и обрести покой после смерти. За пару лет до смерти скрипач потерял голос. Говорят, что скрипка Гварнери в тот же день тоже потеряла звучание. Но если скрипку смогли починить, то Паганини до самой своей смерти не мог говорить.

После того как Паганини умер, церковь не дала разрешения похоронить его на освященной земле, объявив музыканта нечестивцем и пособником дьявола из-за тех самых слухов о сатанинской тени за его спиной. С тех пор гроб с телом виртуозного скрипача ждала жуткая одиссея, продолжавшаяся 56 лет.

Скрипичные мастера: Антонио Страдивари, Николо Амати, Джузеппе Гварнери и другие

Скрипичные мастера Италии создавали настолько прекрасные музыкальные инструменты, что они по сей день считаются самыми лучшими, несмотря на то, что в наш век появилось много новых технологий их изготовления. Многие из них сохранились до сих пор в отличном состоянии, и сегодня на них играют самые знаменитые и лучшие в мире исполнители.

А. Страдивари

Самый знаменитый и великий скрипичных дел мастер – это Антонио Страдивари, родившийся и всю жизнь проживший в Кремоне. На сегодняшний день в мире сохранилось приблизительно семьсот инструментов, сделанных его руками. Учителем Антонио был не менее знаменитый мастер Николо Амати.

Точная дата рождения А. Страдивари неизвестна. Обучившись у Н. Амати, он открыл свою мастерскую и превзошёл своего учителя. Антонио улучшал скрипки, созданные Николо. Он добивался более певучего и гибкого голоса инструментов, делал более изогнутую форму, украшал их. А. Страдивари, кроме скрипок, создавал альты, гитары, виолончели и арфы (по крайней мере, одну). Учениками великого мастера были его сыновья, но они не сумели повторить успех своего отца. Считается, что секрет великолепного звучания своих скрипок он не передал даже своим сыновьям, поэтому он не разгадан до сих пор.

Семья Амати

Семья Амати – это скрипичные мастера из древнего итальянского рода. Жили они в древнем городе Кремоне. Основал династию Андреа. Он был первым скрипичным мастером в семье. Точная дата рождения его неизвестна. В 1530 году он и его брат Антонио открыли мастерскую по изготовлению скрипок, альтов и виолончелей. Они разработали собственные технологии и создали инструменты современного типа. Андреа добился, чтобы его инструменты звучали серебристо, нежно, ясно и чисто. В возрасте 26 лет А. Амати стал знаменитым. Мастер обучал своему делу сыновей.

Самым знаменитым в семье изготовителем струнных стал внук Андреа Амати – Николо. Он усовершенствовал звучание и форму инструментов, которые создавал его дед. Николо увеличил размер, уменьшил выпуклости на деках, сделал более крупными бока и более тонкой талию. Он также изменил состав лака, что сделало его прозрачным и придало ему оттенки бронзы и золота.

Николо Амати был основателем школы для скрипичных мастеров. Многие знаменитые изготовители струнных инструментов были его учениками.

Семья Гварнери

Скрипичные мастера из этой династии также проживали в Кремоне. Самым первым в роду изготовителем скрипок был Андреа Гварнери. Как и А. Страдивари, он был учеником Николо Амати. С 1641 года Андреа жил в его доме, работал подмастерьем и за это бесплатно получал необходимые знания. Из дома Николо он ушёл в 1654 году, после того как женился. Вскоре А. Гварнери открыл свою мастерскую. У мастера было четверо детей – дочь и трое сыновей – Пьетро, Джузеппе и Эусебио Амати. Двое первых пошли по стопам отца. Эусебио Амати был назван в честь великого учителя отца и был его крестником. Но, несмотря на такое имя, он единственный из детей А. Гварнери не стал скрипичным мастером. Самым знаменитым в семье является Джузеппе. Он превзошёл своего отца. Скрипки династии Гварнери были не столь популярными, как инструменты А. Страдивари и семьи Амати. Спрос на них был за счёт не очень дорогой стоимости и кремонского происхождения – что было престижным.

Сейчас в мире насчитывается приблизительно 250 инструментов, изготовленных в мастерской Гварнери.

Менее известные мастера скрипичных дел Италии

Были в Италии и другие скрипичные мастера. Но они менее известны. И их инструменты ценятся меньше, чем те, что созданы великими мастерами.

Гаспаро да Сало (Бертолотти) – главный соперник Андреа Амати, который оспаривал у основателя знаменитой династии право считаться изобретателем скрипок современного вида. Он создавал также контрабасы, альты, виолончели и так далее. До наших дней дошло очень мало созданных им инструментов, не более десятка.

Джованни Маджини – ученик Г. да Сало. Сначала он копировал инструменты наставника, затем усовершенствовал свои работы, опираясь на достижения кремонских мастеров. Его скрипки отличаются очень мягким звучанием.

Франческо Руджери – ученик Н. Амати. Его скрипки ценятся не меньше, чем инструменты его наставника. Франческо изобрёл скрипки маленького размера.

Я. Штайнер

Выдающийся скрипичных дел мастер Германии – Якоб Штайнер. Он опередил своё время. При жизни он считался лучшим. Созданные им скрипки имели большую ценность, чем те, что делал А. Страдивари. Учителем Якоба, предположительно, был итальянский скрипичный мастер А. Амати, так как в его работах прослеживается стиль, в котором работали представители этой великой династии. Личность Я. Штайнера остаётся загадочной до сих пор. В его биографии много тайн. Ничего не известно о том, когда и где он родился, кто были его мать и отец, из какой семьи он происходил. Но образование у него было прекрасное, он владел несколькими языками – латинским и итальянским.

Предполагается, что у Н. Амати Якоб обучался в течение семи лет. После этого он вернулся на родину и открыл свою мастерскую. Вскоре эрцгерцог назначил его придворным мастером и дал хорошее жалованье.

Скрипки Якоба Штайнера отличались от других. Свод дек у неё был более крутым, что позволяло увеличить объём внутри инструмента. Шейку, вместо привычных завитков, венчали львиные головы. Звук его изделий отличался от итальянских образцов, он был уникальным, более чистым и высоким. Резонаторное отверстие имело форму звезды. Лак и грунт он использовал итальянские.

Андреа Гварнери (скрипичный мастер): биография и интересные факты

Андреа Гварнери один из известнейших скрипичных мастеров, чье имя стоит наравне с именем Антонио Страдивари. Андреа является основоположником целой династии мастеров. В 1626 году в семье резчика по дереву Бартоломео родился сын. Семья проживала в Кремоне, относящемуся тогда к Миланскому герцогству. Неподалеку от дома семьи Гварнели проживал известный скрипичных дел мастер Николо Амати.

Многие исследователи предполагают, что Амати и Гварнели связывали родственные отношения. В 1641 году Андреа становится учеником Николо Амати. В 1652 году, в возрасте 26 лет, будущий мастер женится и переезжает в дом к тестю. Супругой его становится Анна Мария Орчелли. Примерно в это же время он выходит из под покровительства Николо и начинает собственную деятельность. Однако, на некоторых скрипках, выпущенных уже после переезда, стоит знак «Allumnis Nicolai Amati», обозначающий в переводе «Ученик Николо Амати». Это свидетельствует, что мастер иногда изготавливал инструменты для своего учителя.

Антонио Страдивари и Андреа Гварнели учились у одного мастера

Оба самых известных изготовителя музыкальных инструментов обучались у мастера Амати, проживающего в Кремоне, правда Гварнели закончил обучение ранее, чем Страдивари приступил к работе подмастерьем.

В семье мастера было 4 детей

Вскоре после свадьбы, у мастера появился первенец – дочь Анжела Тереза, следом за ней в семье родилось трое сыновей – Пьетро Джованни, Эусебио Амати и Джузеппе Джованни Батиста. Относительно имени Эусебио Амати, исследователи жизни Гварнели предполагают, что Никола Амати стал крестным отцом ребенка.

Один из сыновей Гварнели стал самостоятельным мастером

Старший сын Гварнели, Пьетро Джованни, рано стал помогать отцу в мастерской. Исходя из анализа мастерства изготовления скрипок дома Гварнери, предполагают, что уже в 1670-1675 юноша делал детали инструментов, однако вскоре появляются инструменты, полностью выполненные им. В возрасте 24 лет старший сын принимает решение о переезде в город Мантуя. Там молодой человек основывает собственную мастерскую и становится известным мастером под именем Пьетра Мантуанского.

Младший сын Джузеппе Джованни Батиста продолжил дело отца

Младший сын Гварнели, Джузеппе Джовани в юном возрасте стал работать в семейной мастерской и уже в 1860 г. выделяют инструменты, выполненные Джузеппе. Считается что уже через 5 лет уровень мастерства его был настолько велик, что он превзошел своего отца Андреа Гварнели.

Джузеппе Джованни Батиста

Андреа Гварнели старался различать работу членов семьи от работ других сотрудников мастерской

В семейной мастерской Андреа работали не только мастер с сыновьями, были другие подмастерья и помощники. Их имена остались неизвестны, хотя в работах имеются особенности. Основатель дома Гварнели стремился делать отличия между работой, выполненной членами семьи, и работой остальных. На инструментах, выполненных подмастерьями и помощниками ставилась метка «Sotto la disciplina». Это обозначало, что инструмент выполнен под руководством кого-то из членов семьи Гварнели. Этот прием позже переняла и мастерская Страдивари.

Многие подмастерья дома Гварнели стали известными скрипичными мастерами

Уровень подготовки учеников и подмастерьев в мастерской Гварнели был настолько велик, что многие из них начали собственную карьеру, снискав славу скрипичных мастеров. К таким мастерам относится Джакомо Дженнаро.

До наших дней дошло около 250 инструментов работы семьи Гварнели

Музыкальные инструменты, изготовленные в Кремоне всегда высоко ценились. Мастерские скрипичных мастеров процветали, изготавливая и не очень дорогие инструменты и инструменты высочайшего уровня. До нашего времени сохранилось примерно 250 музыкальных инструментов, изготовленных в мастерской Гварнели. В большинстве своем это скрипки, но есть альты и виолончели.

В завещании Андреа уменьшил наследство старшему сыну

Что произошло в отношениях Гварнели со старшим сыном, не известно. В завещании мастер сокрушается о выборе старшего сына, связанном с переездом в Мантую. Желая наказать наследника, Андреа выделяет ему значительно меньшую часть, упрекая в неблагодарности. Также мастер требует от сына ответ за некоторые вещи и предметы, увезенные во время переезда из мастерской.

Известный скрипач Никколо Паганини предпочитал играть на скрипке Гварнери

В начале XIX в. триумфальные гастроли Никколо Паганини вызвали всплеск неподдельного интереса к скрипке. Этот инструмент стал пользоваться огромной популярностью. У известного испольнителя было 9 инструментов, изготовленных разными мастерами, в том числе и Антонио Страдивари. После одного из концертов, великому скрипачу предложили купить скрипку дома Гварнели. Великий скрипач влюбился в инструмент и после смерти завещал городу, в котором он родился. Это была лучшая реклама династии скрипичных мастеров. Сейчас скрипка, принадлежащая Паганини, хранится в музее Генуи, за ней бережно ухаживают. Скрипка до сих пор принимает участие в концертах.

Инструменты дома Гварнели имеют индивидуальные особенности

В процессе творчества и поиска собственного стиля мастер придал своим инструментам индивидуальные особенности, некоторые из которых различают только специалисты. Говоря о размерах инструментов, нужно отметить, что и размеры их отличаются от общепринятых: виолончели достаточно велики, ассиметричны, скрипки обычных размеров. Лак красноватого оттенка положен достаточно плотным слоем. Звук, издаваемый инструментами очень нежный, но не сильный.

Инструменты каждого представителя семьи Гварнели имели отличия

Узкие специалисты могут отличить инструмент каждого представителя семьи итальянских скрипичных мастеров по внешнему виду, положению эфов, цвету, тембру.

В российской Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов храниться альт работы Андреа Гварнели

Альт, принадлежащий Георгию Метленбург-Стрелецкому, в 1919 г. был передан в Государственную коллекцию уникальных музыкальных инструментов. Инструмент выполнен во второй половине XIXвека основателем династии скрипичных мастеров. Инструмент крупный, по внешнему виду напоминает работы Николо Амати, но уже обладает индивидуальными чертами инструментов Гварнели.

СКРИПКА

Прекрасная скрипка – четырёхструнный смычковый музыкальный инструмент, в котором источником звука (вибратором) являются колебания струн. Скрипка самый высокий по звучанию инструмент в скрипичном семействе, включающем также альт и виолончель. Предположительно, своим возникновением она обязана усовершенствованию народных инструментов, на основе которых она произошла в своём первозданном виде. В классической форме скрипка оформилась в творчестве северо – итальянских скрипичных мастеров 16 – 18 веков, к которым в частности относились: Ама́ти (итал. Amati) Андреа и Николо, Гварнери дель Джезу, Антонио Страдивари или Страдивариус и другие. В связи с этим несколько слов о вышеперечисленных мастерах:

Амати скрипка

Амати (итал. Amati) – семья итальянских скрипичных мастеров смычковых инструментов. Родоначальник – Андреа (родился около 1520 года, умер около 1580 года). Является создателем классического типа скрипки. Его сыновья Андреа Антонио (около 1540г.-после 1600г.) и Джироламо (1561г.-1630г.). Наиболее известен сын Джироламо – Николо Амати (1596г.-1684г.), инструменты которого ценятся особенно высоко. Ученики Николо Амати: его сын Джироламо 2-й (1649г.-1740г.), Гварнери, Страдивари.

Николо Амати воспитал множество учеников, ряд которых стал равен своему

учителю, некоторые же, как, например, А. Страдивари, его превзошли. Из

мастерской Николо Амати вышли: его сын Иеронимо 2-й (1649-1740),

Из других учеников и подражателей Амати можно назвать следующих мастеров: Аббати, Альбани, Альвани, Ансельмо, Барцеллини, Бесетто, (Вимеркати), Герани, Гувернари, Доминикино, (Декоцетти), (далла Коста), Кальварола, Каппа, Кассини, Кастаньери, Колонарди, Корнелли, Монтаньяна, Монгаде, (Мелони), Надотти, де Полис, (Роджери – Джованни Баттиста и Пьетро Джакомо), Руджери – Винченцо и Гиацинто, Снейдер, Сорсана, Тедеско, Тонони, Фалько, Челопиатус, Черутти

Гварнери скрипка

Гварнери (Guarneri) – семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Ее глава, Андреа (1626г.-1698г.), ученик Н. Амати, разработал собственную модель скрипки. Его сыновья: Пьетро (1655г.-1720г.) и Джузеппе (1666г.-1739г.). Внуки по линии сына Джузеппе: Пьетро 2-й (1695г.-1762г.) и Джузеппе (Иосиф), прозванный Гварнери дель Джезу (1698г.-1744г.). Надо отметить, что наиболее ценными считаются скрипки и альты Джузеппе (Гварнери дель Джезу), на которых играли Николо Паганини, Ф. Крейслер и другие.

С е м е й с т в о Г в а р н е р и. Выдающиеся заслуги в деле построения смычковых инструментов имеет кремонская семья Гварнери. Родоначальником этого семейства был А н д р е а Г в а р н е р и (1626-1698), учившийся вместе со Страдивари у Николо Амати. Первые свои инструменты А. Гварнери делал в стиле

Амати, затем несколько видоизменил их форму. Эфы, не совсем правильных очертаний, располагаются прямее, своды дек делаются несколько более плоскими, бока довольно низкие. Скрипки Андреа Гварнери обычно имеют средний размер, виолончели часто очень велики. Верхние деки инструментов Андреа Гварнери производят впечатление сделанных из одного ствола ели – до того она всегда однотипна. Это ель с грубоватыми, довольно широкими, очень часто узловатыми слоями – Haselfichte.

На его скрипках попадаются деки как из двух половинок, так и из одного куска. Деки виолончелей его работы обычно из четырех кусков. Клен чаще всего местный, малоинтересного рисунка; деки большей частью из двух половинок. Радиальный распил преобладает над тангентальным.

Лак обычно такой же плотности, как и лак Николо Амати, но часто более коричневого цвета. Звук инструментов Андреа Гварнери нежный, но недостаточно сильный.

Старший сын Андреа, П ь е т р о Г в а р н е р и (1655-1720), сначала работавший в Кремоне, а затем переселившийся в Мантую, был талантливым мастером, делавшим инструменты по собственной оригинальной модели. Они имеют очень широкую «грудь», своды весьма выпуклы, эфы округленной формы, поставлены почти прямо. Весьма тщательно и изящно сделаны усы, особенно в углах. Завиток довольно широк.

Дерево на инструментах Пьетро Гварнери частью такое же, как у его отца, после смерти которого он, вероятно, унаследовал его запасы, частью у него попадается дерево более изысканное, ель нежная, мелкослойная, с шелковистым блеском привозной клен роскошного рисунка, обычно тангентального распила, клен же, перешедший по наследству от отца, почти всегда радиального распила.

Инструменты его покрыты оранжево-красным, исключительно чистым, превосходно положенным лаком. Звук инструментов довольно хорош, но лишен блеска. Второй сын Андреа, И о си ф Г в а р н е р и (1666-1739/40), применял в своих инструментах самое разнообразное по типу дерево, особенно клен. У него

встречаются все сорта как местного, так и привозного клена и все роды распила. Деки состоят как из одного, так и из двух кусков, рисунок клена то великолепный, то бледный, так называемый «птичий глаз».

В инструментах раннего периода Иосиф, сын Андреа, свободно комбинирует формы модели отца и Николо Амати. В этих инструментах ель нежная, мелкослойная, взятая, вероятно, из сравнительно молодых деревьев, клен на деках обычно тангентального, на боках – радиального распила. В дальнейшем мастер

отходит от своей первоначальной модели и подражает работам своего гениального сына Иосифа Гварнери дель Джезу. В инструментах этого типа он применяет более тяжелую и грубоватую ель, в некоторых случаях Haselfichte. Клен как на деках, так и на боках всегда радиального распила. На головках преобладает клен гладкий, без лучей. Лак этого мастера по своему составу типично кремонский, обычно желтого цвета с коричневым оттенком. Иногда он бывает роскошного, светящегося рубиново-красного цвета. Звук инструментов очень хорош, несколько напоминает по тембру инструменты Гварнери дель Джезу. Из инструментов Иосифа, сына Андреа, более ценятся скрипки и альты.

Старший сын этого мастера, Пьетро (1695-1762), работал вначале в Кремоне, а затем в Венеции; по стилю примыкает к отцу Г в а р н е р и д е л ь Д ж е з у. Среди членов семьи Гварнери выделился Иосиф

Гварнери (1698-1744), младший сын Иосифа и внук Андреа, – мастер огромного таланта. Историками скрипичного мастерства его принято называть «дель Джезу», так как на этикетках в его скрипках изображен значок, похожий на эмблему иезуитского монашеского ордена.

Произведения его соперничают с произведениями А. Страдивари, так как целый ряд великих скрипачей предпочитал и предпочитает тембр звука его инструментов тембру звука инструментов Страдивари.

Чьим он был учеником – точно не известно; вероятнее всего, он учился не у отца.

По мнению некоторых исследователей (Патерик, английский лютомонограф), Гварнери дель Джезу был учеником малоизвестного итальянского мастера Джизальберти, примыкавшего к брешианской школе. Эта гипотеза весьма вероятна, так как инструменты Иосифа Гварнери дель Джезу имеют много характерных

Скрипичные мастера: Антонио Страдивари, Николо Амати, Джузеппе Гварнери и другие

Скрипичные мастера Италии создавали настолько прекрасные музыкальные инструменты, что они по сей день считаются самыми лучшими, несмотря на то, что в наш век появилось много новых технологий их изготовления. Многие из них сохранились до сих пор в отличном состоянии, и сегодня на них играют самые знаменитые и лучшие в мире исполнители.

А. Страдивари

Самый знаменитый и великий скрипичных дел мастер – это Антонио Страдивари, родившийся и всю жизнь проживший в Кремоне. На сегодняшний день в мире сохранилось приблизительно семьсот инструментов, сделанных его руками. Учителем Антонио был не менее знаменитый мастер Николо Амати.

Точная дата рождения А. Страдивари неизвестна. Обучившись у Н. Амати, он открыл свою мастерскую и превзошёл своего учителя. Антонио улучшал скрипки, созданные Николо. Он добивался более певучего и гибкого голоса инструментов, делал более изогнутую форму, украшал их. А. Страдивари, кроме скрипок, создавал альты, гитары, виолончели и арфы (по крайней мере, одну). Учениками великого мастера были его сыновья, но они не сумели повторить успех своего отца. Считается, что секрет великолепного звучания своих скрипок он не передал даже своим сыновьям, поэтому он не разгадан до сих пор.

Семья Амати

Семья Амати – это скрипичные мастера из древнего итальянского рода. Жили они в древнем городе Кремоне. Основал династию Андреа. Он был первым скрипичным мастером в семье. Точная дата рождения его неизвестна. В 1530 году он и его брат Антонио открыли мастерскую по изготовлению скрипок, альтов и виолончелей. Они разработали собственные технологии и создали инструменты современного типа. Андреа добился, чтобы его инструменты звучали серебристо, нежно, ясно и чисто. В возрасте 26 лет А. Амати стал знаменитым. Мастер обучал своему делу сыновей.

Самым знаменитым в семье изготовителем струнных стал внук Андреа Амати – Николо. Он усовершенствовал звучание и форму инструментов, которые создавал его дед. Николо увеличил размер, уменьшил выпуклости на деках, сделал более крупными бока и более тонкой талию. Он также изменил состав лака, что сделало его прозрачным и придало ему оттенки бронзы и золота.

Николо Амати был основателем школы для скрипичных мастеров. Многие знаменитые изготовители струнных инструментов были его учениками.

Семья Гварнери

Скрипичные мастера из этой династии также проживали в Кремоне. Самым первым в роду изготовителем скрипок был Андреа Гварнери. Как и А. Страдивари, он был учеником Николо Амати. С 1641 года Андреа жил в его доме, работал подмастерьем и за это бесплатно получал необходимые знания. Из дома Николо он ушёл в 1654 году, после того как женился. Вскоре А. Гварнери открыл свою мастерскую. У мастера было четверо детей – дочь и трое сыновей – Пьетро, Джузеппе и Эусебио Амати. Двое первых пошли по стопам отца. Эусебио Амати был назван в честь великого учителя отца и был его крестником. Но, несмотря на такое имя, он единственный из детей А. Гварнери не стал скрипичным мастером. Самым знаменитым в семье является Джузеппе. Он превзошёл своего отца. Скрипки династии Гварнери были не столь популярными, как инструменты А. Страдивари и семьи Амати. Спрос на них был за счёт не очень дорогой стоимости и кремонского происхождения – что было престижным.

Сейчас в мире насчитывается приблизительно 250 инструментов, изготовленных в мастерской Гварнери.

Менее известные мастера скрипичных дел Италии

Были в Италии и другие скрипичные мастера. Но они менее известны. И их инструменты ценятся меньше, чем те, что созданы великими мастерами.

Гаспаро да Сало (Бертолотти) – главный соперник Андреа Амати, который оспаривал у основателя знаменитой династии право считаться изобретателем скрипок современного вида. Он создавал также контрабасы, альты, виолончели и так далее. До наших дней дошло очень мало созданных им инструментов, не более десятка.

Джованни Маджини – ученик Г. да Сало. Сначала он копировал инструменты наставника, затем усовершенствовал свои работы, опираясь на достижения кремонских мастеров. Его скрипки отличаются очень мягким звучанием.

Франческо Руджери – ученик Н. Амати. Его скрипки ценятся не меньше, чем инструменты его наставника. Франческо изобрёл скрипки маленького размера.

Я. Штайнер

Выдающийся скрипичных дел мастер Германии – Якоб Штайнер. Он опередил своё время. При жизни он считался лучшим. Созданные им скрипки имели большую ценность, чем те, что делал А. Страдивари. Учителем Якоба, предположительно, был итальянский скрипичный мастер А. Амати, так как в его работах прослеживается стиль, в котором работали представители этой великой династии. Личность Я. Штайнера остаётся загадочной до сих пор. В его биографии много тайн. Ничего не известно о том, когда и где он родился, кто были его мать и отец, из какой семьи он происходил. Но образование у него было прекрасное, он владел несколькими языками – латинским и итальянским.

Предполагается, что у Н. Амати Якоб обучался в течение семи лет. После этого он вернулся на родину и открыл свою мастерскую. Вскоре эрцгерцог назначил его придворным мастером и дал хорошее жалованье.

Скрипки Якоба Штайнера отличались от других. Свод дек у неё был более крутым, что позволяло увеличить объём внутри инструмента. Шейку, вместо привычных завитков, венчали львиные головы. Звук его изделий отличался от итальянских образцов, он был уникальным, более чистым и высоким. Резонаторное отверстие имело форму звезды. Лак и грунт он использовал итальянские.

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector