Сиена площадь дель кампо | Vasque-Russia.ru

Сиена площадь дель кампо

Пьяцца дель Кампо – главная площадь Сиены

Площадь Кампо (Piazza del Campo) в Сиене имеет необычную форму и непростую историю.

История площади

Упоминание о площади в письменных источниках относится к 1169 году. В то время Сиена была суверенной республикой. Торговцы шерстью и банкиры обеспечили её экономическую мощь, сиенский денарий был важной европейской валютой. А будущая Пьяцца-дель-Кампо была пересечением торговых путей: на юг – в Рим; на запад – к морю; на север – во Флоренцию.

Согласно летописи, граждане расчистили поле (Campo) в долине трех холмов, заселенных коммунами Кастелларе, Сан Мартино и Камоллия, и сделали из него место для торговли. Так появилась «площадь полевая» – Piazza del Campo, изначально имевшая форму воронки в окружении холмистых склонов. Перепад высот от краев к низине составлял 5 метров. Жители коммун-соперниц сходились сюда не только торговать, но и выяснять отношения.

К 1193 году относится запись о строительстве стены – границы двух площадей: Piazza del Campo и Piazza del Mercato. Стена вскоре превратилась в «Болгано» – монетный двор и сиенскую таможню. Развитие Пьяцца-дель-Кампо связано с властью «Совета Двадцати четырех» – представителей богатейших семей банкиров ( Толомеи, Салимбени, Буонсиньори и проч.). Они были гибеллинами – сторонниками императоров в борьбе с папской властью, епископ из города был изгнан.

В правление «Совета Двадцати четырех» Сиена пережила «звездный час» своей истории – победу на вечной соперницей Флоренцией в битве при Монтаперти в 1260 году. Но своенравные сиенцы вскоре свергли это правительство. В 1270 году к власти пришел «Совет девяти» – партия торговцев-гвельфов, сторонников Флоренции и папской власти. Под их руководством и началось превращение бывшей Кампо в резиденцию правительства и центр общественной жизни города.

В 1288- 1310 годы задание «Болгано» было развернуто фасадом на площадь Кампо и превратилось в Дворец Коммуны (Palazzo Comunale, Palazzo Pubblico). В 1327-1349 годы построили башню, известную сегодня как Torre del Mangia. Одновременно со строительством башни площадь перед дворцом вымостили красным кирпичом, разделив на 9 секторов полосами белого известняка. Веер секторов сливался в единую точку перед Палаццо Комунале, а дворец полукруглым объятием охватывал остальное пространство площади. Каждый сектор представлял одного из правителей Совета Девяти, а также был местом сбора для двух из 17-ти городских контрад. Уличные общины – контрады, вечно враждовавшие между собой, смиряли свою воинственность, занимая место на Piazza del Campo.

Беломраморная часовня (Capella di Piazza) появилась на площади как благодарность Богородице от оставшихся в живых горожан после эпидемии чумы в 1348 году. В это же время выходит постановление Городского Совета о запрете строить дома, выступающие за линию внутрь площади. Особняки сиенской знати послушно обступили Пьяцца-дель-Кампо, образуя ровную линию окружности длиной 333 метра.

Церковь Петра и Павла, нарушавшая гармонию, была снесена.

Фонтан радости (Fonte Gaia) – последний штрих на красавице площади. Он назван так в память о чувствах горожан, увидевших в 1409 году на площади бьющий из-под земли источник воды.

Достопримечательности

Каждая постройка на Piazza del Campo имеет свою историю и служит необходимым элементом гармонии. Доминантой на ней является Palazzo Pubblico, задающий стиль, порядок и настроение всему комплексу. Вторая по значению – дворцовая башня.

Торе дель Манджа

Торе дель Манджа (Torre del Mangia) – башня, примыкающая к ратуше, приводит в удивление современных строителей. Имея высоту 102 метра и будучи выполненной из непрочного материала, она стоит уже 500 лет и не рушится. В летописи города записано, что в основании постройки лежат монетки на счастье, а по углам выложены камни с надписями еврейских и католических молитв – так что не страшны ей ни гром, ни молния.

Выполнена постройка в готическом стиле из красного кирпича, белая известняковая надстройка, как корона, венчает строение.

В 1360 году горожане вмонтировали в башню часы, а 6-тонный колокол меняли не один раз, но так и не добились четкого звучания. Не повезло постройке и с названием. Её первый смотритель был любителем поесть и получил кличку Обжора. Так легкая башня, устремлённая ввысь, стала «Башней Обжоры». Туристы, отдав 7 евро и преодолев 400 ступенек, могут полюбоваться с высоты 88 метров волнистыми тосканскими пейзажами и панорамой города.

Часовня ди Пьяцца

Изящная лоджия Cappella di Piazza у подножия башни – творение рук трёх мастеров: готический портик, облицованный мрамором, создал в XIV веке Джованни ди Чеко (Giovanni di Cecco).

Спустя столетие появились арки и колонны в стиле эпохи Возрождения, украшенные тонкой скульптурной работой Антонио Федериги; ещё через 100 лет часовня была украшена фреской Мадонны с Младенцем и Богом Отцом работы Антонио Бацци (Bazzi).

Фонтан радости

В 1419 году было завершено строительство водопровода в Сиене. По многокилометровым подземным каналам вода поступала на Piazza del Campo и выбивалась из-под земли фонтаном. Fonte Gaia – Фонтан радости. Сейчас на этом месте построен бассейн с мраморной облицовкой работы Якопо делла Кверча (Jacopo della Quercia). Стены бассейна украшены барельефами Богородицы, библейские композиции «Сотворение Адама», «Изгнание из рая» дополняются языческими мотивами кормления Ромула и Рема Реей Сильвией. Статуи волчиц и львов изливают из пастей струйки воды.

Горожане были восхищены работой скульптора, за ним осталось имя Якопо делла Фонте. Чтобы сохранить ценную работу мастера, её поместили в музей, а на площади оставили копию.

Дома знати

Дворцы аристократических семей Сиены Пикколомини, Саранчини, Буонсиньори кольцом охватывают площадь Кампо и составляют её украшение. Особенно поражает дом Санседони (Palazzo Sansedoni).

Терракотовое здание в лучших традициях сиенской готики объединило пять домов знати, и широкий фасад получился с изящным изгибом, повторяющим закругление площади. По архитектурному стилю дворец Санседони поразительно похож на Palazzo Pubblico, высокая башня над дворцом Sansedoni должна была уравновешивать Torre del Mangia, но из соображений безопасности её вынуждены были укоротить.

Скачки Палио

Отголоском страстей, бушевавших на Piazza del Campo в средние века, являются Палио – конные соревнования между контрадами 2 июля и 16 августа. Каждая контрада, как маленькое государство, имеет свой герб, флаг, союзников и противников. К скачкам готовятся заранее, все лето участники в средневековых костюмах устраивают барабанные шествия с флагами по улицам Сиены и заканчивают их на пощади «Кампо». Лошади и наездники благословляются на скачки в церкви Петра и Павла.

В день Палио десятки тысяч болельщиков собираются внутри площади (её вместимость 40 тыс. человек) ради нескольких минут захватывающего зрелища: каждому участнику три раза надо объехать площадь – всего 1 км – и прийти к финишу. Побеждают не наездники (соперники могут любыми путями скидывать друг друга), а лошади, даже если они придут к финишу без всадников.

Наибольший позор терпит тот, кто приходит вторым. Победившая контрада получает 250 тыс. евро в качестве приза, её флаг висит на площади до следующих скачек. А площадь «Кампо» возвращается к своей неторопливой жизни.

Время способно наложить отпечаток на постройки Piazza del Campo, но не может разрушить гармонии, во власть которой попадает каждый оказавшийся здесь человек. Достойны восхищения мастера, из неровностей местности создавшие архитектурный шедевр.

Сиена площадь дель кампо

кросс-пост в italia_province

Сдача документов в итальянском визовом центре (личный опыт), лето 2009

Пьяцца дель Кампо (piazza del Campo)

Сиена оказалась городом красно-коричневого цвета –
кирпич здесь делался из местной красноватой земли,
точно так, как кирпич в Болонье – из жжено-оранжевой
болонской земли. Микеланджело миновал городские ворота
и въехал на площадь дель Кампо, напоминающую
по очертаниям огромную раковину, –
на противоположной стороне высился дворец Общины,
над ним пронзала небо прекрасная и дерзкая
в своем полете башня Манджиа: от совершенства
е скульптурной пластики захватывало дух.
Обозрев чудесный фонтан работы делла Кверча,
Микеланджело поднялся по пологому маршу каменной лестницы…
И. Стоун «Муки и радости»

Площадь Кампо (иль Кампо – так называют ее сами сиенцы) чудо как хороша: блюдечко, на плавных боках которого прямо на камнях лежат туристы – закусывая, читая, загорая (некоторые – в купальнике!), играя в карты, болтая, а некоторые даже сладко спят, прикрыв лицо картой города или путеводителем. Банально, но площадь напоминает собой приоткрытую створку раковины, по краям которой высятся величественные дворцы.

Есть мнение, что иль Кампо была выстроена на месте древнеримского форума. Красивая версия, но, по моему мнению, неправдоподобная: римское военное поселение на задворках империи было не настолько важным местом, чтобы там отстраивали форум. К тому же, сам наклонный рельеф местности мешал возведению классических римских зданий – какой уж тут форум. Тем не менее, площадь была в центре внимания – здесь пересекались важнейшие городские дороги; здесь стыковались три холма, на которых лежал город; в этом же месте сходились три независимых, соперничавших друг с другом контрады – таким образом, площадь была единственной нейтральной территорией в кипевшем страстями противостояний городе. Наконец, здесь с незапамятных времен располагался городской базар – сердце (а также глаза, уши и длинный язык) любого города.

Кто владеет информацией – владеет миром – так решили и члены Совета Девяти, городского органа самоуправления, скупили в 1292 г. земли в округе и построили здесь новую площадь, которой суждено было стать свидетельницей важнейших событий Сиены. Поверхность площади, выложенная в 1349 г. «в елочку» красным кирпичом, разделена полосами из травертина (известкового туфа) на девять частей, расходящихся веером, каждая из которых представляет одного из членов средневекового Совета Девяти (1292-1355). Так неровности рельефа были превращены в шедевр архитектуры.

Напротив башни внимание привлекает Лоджия ди Мерканция, величественное здание из красного кирпича, удивительно похожее на стоящее напротив палаццо Публико. Все остальные здания, окружающие площадь, выстроены в едином стиле (арочные окна и двери) из красного кирпича, правда, они порядком обветшали и подслеповато таращатся на туристов закрытыми ставнями – солнце здесь почти целый день. А когда-то на месте этих похожих друг на дружку зданий высились башни активно друживших друг против друга знатных семейств – в Сиене XIII века их было больше 100 (тогда нам еще только предстояло увидеть, как некогда это выглядело – в городке Сан-Джиминьяно, в который мы попадем вечером). Часть башен порушили сами горожане в междоусобных войнах, часть испанцы использовали как строительный материал для цитадели. Позже по закону, принятому сиенским городским советом, облик площади был приведен, как говорится, к общему знаменателю.

Сложно сказать, откуда лучше всего снимать площадь – хороши и неожиданные ракурсы иль Кампо, когда, осмотрев весь город, выныриваешь к ней снова из неожиданного переулка и смотришь на нее снова как в первый раз, но уже в лучах заходящего солнца…

Palazzo Pubblico (Palazzo Comunale)

Безусловно, главным дворцом иль Кампо является Palazzo Pubblico (Общественный Дворец), где в средние века заседал Совет Девяти, а сегодня находится городской муниципалитет. Здание было построено в 1297-1342 гг. из кирпича и белого травертина, слева высится башня Торре-ди-Манджа. У основания палаццо стоит часовня Богоматери, которая была построена в 1348 г. в ознаменование окончания эпидемии чумы. Около входа во двор мы видим символ Сиены – волчицу с младенцами работы Джованни и Лоренцо ди Турино (Giovanni, Lorenzo di Turino, 1430). Оригинал из позолоченной бронзы хранится в городском музее. Вдоль первого этажа стена дворца украшена черно-белыми гербами правителей Сиены. Цвет не случаен – по легенде, сыновья Рэма, основатели Сиены, прибыли сюда на двух лошадях – черной и белой. Возле капеллы расположен вход в Двор подесты (главы городского магистрата), где по стенам с арочными окнами развешаны гербы подест. Отсюда начинается осмотр городского музея и отсюда же поднимаются на башню.

Итак, на первом этаже (вход со двора) палаццо Публико расположен городской музей, в котором хранятся шедевры сиенской школы XIV-XVI столетия: скульптуры, монеты, оружие, гончарные изделия и керамика, ювелирные изделия. Дальше следует Sala del Mappamondo (зал мировой карты), которую во время войн использовали как штаб-квартиру. Свое название зал получил из-за огромного деревянного диска с изображением территории Сиенской республики работы Амброджо Лоренцетти (Ambrogio Lorenzetti).

Особое внимание следует уделить «Маэсте» работы Симоне Мартини Simone Martini, 1321), которая считается одним из шедевров европейской готической живописи и демонстрирует, как далеко продвинулась сиенская школа живописи 1300-хх гг. В отличие от более прославленной «Маэсты» Дуччо ди Буонисеньи (Duccio di Buoninsegna), эта Богоматерь изображена не такой каноничной (в свое время была даже выдвинута версия, что Дуччо обучался в Константинополе и оттуда перенял «византийскую» манеру живописи), и, пожалуй, более человечной. Небесный суд, что окружает Мадонну, также явился в свое время новым словом – каждый персонаж обладает своим лицом, своей позой, своим характером, в отличие от принятого ранее изображения безликой единой неподвижной толпы… На противоположной стене еще один шедевр мастера – портрет Guidoriccio da Fogliano, правителя города.

Смежной с Sala del Mappamondo является Sala della Pace, комната, где заседал Совет Девяти, правивший городом с 1292 по 1355 гг. В выстроенном ими дворце члены Совета никогда не жили, а только проводили собрания. На трех стенах комнаты – знаменитый цикл фресок Allegoria del Buono e del Cattivo Governo (изображающие хорошее и плохое правительство) работы Амброджо Лоренцетти (Ambrogio Lorenzetti). В музее также можно посмотреть на Залы деи Пиластри и дель Кончисторо, и на работы таких сиенских живописцев, как Pietro Lorenzetti, Spinello Aretino, Taddeo di Bartolo, Domenico Beccafumi.

Torre del Mangia

Рядом с палаццо Публико высоко в воздухе парит 102-метровая башня Torre del Mangia. Говорят, что по высоте башня равна Дуомо, что должно было подчеркнуть равенство церковной и светской властей. Правда, 102 метра – это вместе с громоотводом, который, вероятно, был построен несколько позже Преодолев 332 ступеньки, вы сможете насладиться панорамой города, которого как будто не коснулось время. Своим именем башня, обязана своему первому владельцу, Джованни Бальдуччо (Giovanni di Balduccio), прозванного «il mangiaguadagni», транжирой-чревоугодником. Возведена башня была в 1325-1348 гг. братьями Франческо и Муччо ди Ринальдо (Francesco, Muccio di Rinaldo), а белое навершие из белого травертина приписывают Агостино ди Джованни (Agostino di Giovanni). Рассказывают, что по средневековому обычаю «на удачу» в фундамент замурованы монеты, а по другому поверью, под каждым углом башни лежат камни с латинскими и еврейскими письменами – якобы это отвращает от башни грозы. Громоотвод оказался все же более надежным средством защиты На вершине башни с 1666 г. висит колокол по имени Sunto, весящий 6764 килограммов.

У подножия башни стоят несколько русскоязычных групп, гиды которых, как обычно, несут несусветную чушь. По одной услышанной мной версии, башня получила свое имя потому, что «в эту башню был посажен и долгое время там находился самый злостный кредитор-процентщик, которому вся Сиена должна была денег. Там он однажды и умер, поэтому стали говорить, что его “съела” башня». По второй, еще более забавной, башня была названа в честь своего звонаря по фамилии Mangia. Интересно, где этих гидов готовят.

На залитой солнцем блюдечке иль Кампо внезапно видишь фонтан, в котором нежно зеленеет вода. К источнику приникли все – и дети, что только что бегали по площади, и туристы, набиращие воду в походные бутылки из двух питьевых колонок, и птицы, сидящие на головах волчиц (куда же без них!), что лежат по периметру всего бассейна. Это Фонте Гайя, или Источник радости, который имеет весьма интересную историю. В 1342 году сиенцы завершили восьмилетнее строительство многомильного городского водопровода и ирригационной системы полей, окружавших город, и в конечной точке системы орошения построили на этом месте фонтан. История умалчивает, чем он не угодил горожанам, но в 1419 г. на месте старого фонтана Якопо делла Кверча (Jacopo della Quercia) построил новый фонтан, ставший шедевром итальянской скульптуры, символизировавшим переход от готики к ренессансу. Мастер совершил настоящий прорыв в искусстве – впервые со времен античности изобразив в публичном месте две обнаженные женские фигуры, которые не были ни Евами, ни кающимися грешницами – мать и кормилицу Ромула и Рэма, основателей Рима. Спустя четыреста с лишним лет обе статуи, располагавшиеся по краям фонтана, показались отцам города слишком языческими или слишком обнаженными, и в 1858 г. Тито Сарроччи (Tito Sarrocchi) сделал копию фонтана – но без этих статуй. Подлинное твоение делла Кверча хранится по сей день в музее Оспедале ди Санта Мария делла Скала (Ospedale di St. Maria della Scala).

От иль Кампо по Виа ди Чита (via di Citta) можно придти к Дуомо. Но нельзя пройти мимо громады палаццо Сарачини (Saracini), каменного, с отделкой кирпичом. Это здание в стиле сиенской готики было построено в XIV веке. Рядом возвышается грандиозное Палаццо Пикколомини (palazzo Piccolomini) – наиболее совершенный пример архитектуры флорентийского Возрождения (кстати, палаццо Пикколомини в Сиене целых два – одно там, где я только что описала, и второе по другую сторону от Кампо, возле университета Сиены).

Сиена

После посещения Сиены в памяти остается особый цвет ее фасадов и крыш, цвет тосканских земель. В городе сохранился дух и атмосфера средневековья. Сиенцы бережно хранят готический облик своего города, созданный еще в XII—XV веках.

Сиена (Siena) – древний город на трех холмах с историческим центром, обнесенным стеной, с величественным Кафедральным собором – Сиенским Дуомо. На готических закольцованных улицах тесно стоят кирпичные дома, их маленькие балконы украшены пестрыми цветами; мостовые и дворики выложены брусчаткой. Центр Старого города поднят на 322 м над уровнем моря. Современные районы построены внизу, на равнине.

Расположение и климат

Сиена расположена на юге Тосканы, на холмах в предгорьях Апеннин, в 60 км от Тирренского моря. Климат здесь умеренный, мягкий, с теплой весной, жарким летом и погожим началом осени. Средняя зимняя температура – около +10°C, летняя +30°C. Максимум осадков — в ноябре; с июня по начало октября здесь солнечно, сухо.

Немного о истории города

Первое поселение на холме, где сегодня находится центр Сиены, основали этруски примерно в VI–V вв. до н.э. Римляне заняли его в 30 году. Миф гласит, что город создали сыновья Рема – Аский и Сений, дав ему имя «Saena Julia». В Темные века Сиену захватили ломбардцы, потом франки, проложившие свой торговый путь Via Francigena. Став свободной республикой, Сиена соперничала с Флоренцией за влияние в Тоскане. В 1240 году открылся Сиенский университет. После чумной эпидемии 1348 года начался период упадка, и в XV веке Сиена все же попала под власть Флоренции. В 1555 году ее захватили испанцы, и непокорная республика утратила независимость, став частью Тосканского герцогства.

Достопримечательности

Пьяцца-дель-Кампо

Палаццо Комунале

Башня Обжоры

Капелла ди Пьяцца

Палаццо Санседони

Фонтан Источник радости

Сиенский собор

Баптистерий святого Иоанна Крестителя

Дом Святой Катерины

Базилика Оссерванца

Базилика Святого Доминика

Крепость Медичи

Музей произведений Дуомо

Пинакотека

Пьяцца-дель-Кампо

Пьяцца-дель-Кампо (Piazza del Campo) – сердце средневековой Сиены. Площадь в форме раковины-чаши находится в точке слияния трех холмов и основных дорог. Кампо основана в 1169 году, а свой торжественный облик она приобрела в 1327-49 гг. Площадь разделена на девять секторов, вымощенных красным травертином. На Кампо стоят важнейшие памятники архитектуры Сиены.

Палаццо Комунале

Палаццо Комунале (Palazzo Comunale) основан в 1297 году, но его боковые крылья достроены только в XVII веке. Центральная часть дворца создана в 1300–05 гг., она сохранилась в неизменном виде. Вогнутый фасад, огибающий часть площади, построен в стиле сиенской готики. Дворце коммуны был возведен для собраний «Правительства Девяти» Сиенской Республики. Сегодня здесь помещаются ратуша, городской музей, театр Риноватти.

Башня Обжоры

Слева от дворца – 102-метровая Башня Обжоры (Torre del Mangia). Здание, построенное в 1325–48 гг., считается второй по высоте башней Италии. К смотровой площадке ведут 400 ступеней. Часы на Торре дель Манджа появились в 1360 году. На звоннице висит колокол весом 6,8 т, установленный в 1666 году – его звон всегда извещает о начале праздника Палио.

Капелла ди Пьяцца

У основания башни – белокаменная марианская лоджия, капелла ди Пьяцца (Cappella di Piazza). Строили ее с 1352 по 1539 гг. Горожане возносили благодарность Деве Марии за избавление от чумы.

Фонтан Источник радости

В верхней части Кампо – монументальный фонтан Источник радости (Fonte Gaia), работа скульптора Якопо из Кверчи, созданный в 1414–19 гг. Композиция окружена мраморными парапетами с барельефами на мифологические и библейские темы.

Палаццо Санседони

Напротив Дворца Коммуны стоит Палаццо Санседони (Palazzo Sansedoni) – кирпичное здание с полукруглым фасадом и центральной башней XIII в. Дворец построен в 1339 году, для семьи Санседони.

Сиенский собор

Сиенский Кафедральный собор (Duomo di Siena) возведен в честь Вознесения Пресвятой Девы Марии. Грандиозная готическая церковь высится на месте античного храма Минервы, доминируя над всем городом. Романский собор основан в середине XII века и возводился до XIV столетия. Он пережил не одну реконструкцию, и южный фасад не завершен до сих пор. Внутреннее пространство образовано черно-белыми «сиенскими» колоннами и нервюрными сводами; мраморный пол оформлен 56 сюжетными инкрустациями. Золоченый главный купол расписан изображениями пророков и иерархов церкви. Купольный фонарь создан по проекту Бернини.

Баптистерий Сан-Джованни

За собором стоит Баптистерий св. Иоанна Крестителя (Battistero di San Giovanni) (1316–25 гг.). Готический фасад святилища облицован черно-белыми мраморными панелями, оформлен резным рельефным декором. Главная достопримечательность – восьмигранная бронзовая купель, украшенная сюжетными барельефами. В оформлении баптистерия участвовали Донателло, Якопо делла Кверча, Джованни ди Турино, Гиберти.

Дом-святилище святой Екатерины Сиенской

Дом Святой Катерины (Santuario di Santa Caterina) – небесной покровительницы Италии стоит на одноименной улице. С 1461 года он преобразован в паломнический храм-музей. Внутри бережно сохранена комната, в которой жила святая.

Базилика Оссерванца

На холме Каприола возвышается базилика Оссерванца (Basilica dell’Osservanza) (1490–96 гг.) – памятник ренессансной сиенской архитектуры. В ее капеллах сохранились оригинальные росписи и скульптуры XV–XVII вв.

Базилика Святого Доминика

В церкви Святого Доменика (Basilica di San Domenico) (1226-1265 гг.) прошла большая часть жизни святой Катерины. Здесь хранятся реликвии, связанные со святой. Самая известная – Святая Голова, привезенная в 1383 году из Рима. Статую святой Катерины можно увидеть на шпиле колокольни; в часовне — ее портрет, работа Андреа Ванни. Базилика неоднократно перестраивалась и реставрировалась. Сегодня это духовный центр монахов-домениканцев.

Крепость Медичи

Крепость Медичи (Fortezza Medicea) (1560–63 гг.) находится на площади Свободы. Масштабная кирпичная постройка с бастионами сегодня превращена в туристический парк. Здесь проводятся выставки, музыкальные мероприятия. В одном из бастионов открыт зал дегустации «Итальянская энотека».

Музей произведений Дуомо

В Музее произведений Дуомо (Museo dell’Opera Metropolitana del Duomo) хранятся шедевры Кафедрального собора: фасадные скульптуры Джованни Пизанно, Мадонна дель Пердоно, созданная Донателло, горельеф Джакопо Куерча, многие живописные произведения. Жемчужина коллекции – алтарный образ «Маэста» работы Дуччо ди Буонинсенья. Внутри музея находится церковь святого Николая, выполненная в позднебарочном стиле.

Пинакотека

Во дворце Буонсиньори (XV в.), на Виа Сан-Пьетра, открыта Национальная Пинакотека (Pinacoteca Nazionale). В ней собраны произведения сиенских, итальянских, фламандских мастеров XIII–XVIII вв.

Развлечения и праздники

В июле-августе на территории крепости Медичи (XVI в.) проходит масштабный джазовый фестиваль Siena Jazz.

В течение всего теплого сезона Сиена устраивает гастрономические и винодельческие мероприятия: майский Фестиваль пасты, июльский рыбный фестиваль Сагра-дель Песке, сентябрьский Фестиваль вин и винограда, праздник гурманов Сагра-делла-Брускетта. 19 марта и 13 декабря проводятся винодельческие и ремесленные ярмарки. Большой рынок работает еженедельно по средам, на территории крепости и в парке La Lizza.

Главное событие в жизни Сиены – конные состязания Палио. Традиция восходит к XIV веку. Тогда городские округа-контрады, все время враждовавшие друг с другом, решили соперничать в спорте – на скачках. Состязания проходят летом, дважды в году. Исторически Сиена разделена на 17 районов-контрад, 2 июля в Palio di Siena участвуют 10 контрад, а 16 августа — оставшиеся 7.

2 июля – день Палио Провендзано, а 16 августа стартуют Палио дель Ассунта. Праздники начинаются театрализованными шествиями со знаменами. Затем, на площади Кампо, засыпанной грунтом, начинаются скачки без седел. Всадники сталкивают друг друга с коней, падают сами, поэтому часто в состязаниях побеждает одна лишь лошадь, пришедшая к финишу первой. В сентябре и октябре город чествует победившие контрады.

Что интересного в окрестностях

В 10 км к западу от Сиены находится Вилла Четинале (Villa Cetinale) (XVII в.) с регулярным апельсиновым садом и скитом XVIII в. Севернее виллы расположен Фиванский скульптурный парк.

В 25 км на юго-запад, в местечке Кьюдзино, находится архитектурный заповедник – бывшее аббатство святого Гальгано (Abbazia di San Galgano) (XII в.).

На юго-востоке от Сиены расположено другое аббатство – Монте-Оливето-Маджоре (Monte Oliveto Maggiore) (XIV в.) с ботаническим садом и религиозным музеем. В монастырских клуатрах сохранились средневековые фрески, на хорах церкви и в холле – скульптурные работы Джованни да Верона.

С начала весны до осени из Сиены курсируют туристические поезда со старинными локомотивами – Treno Natura. Путь их лежит через долину Валь-д’Арбия, культурные ландшафты Валь-Д’Орча, винодельческий регион Ле Крете. Поезда останавливаются в городке Ашиано и коммуне Монте Антико.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Сиена площадь дель кампо

кросс-пост в italia_province

Сдача документов в итальянском визовом центре (личный опыт), лето 2009

Пьяцца дель Кампо (piazza del Campo)

Сиена оказалась городом красно-коричневого цвета –
кирпич здесь делался из местной красноватой земли,
точно так, как кирпич в Болонье – из жжено-оранжевой
болонской земли. Микеланджело миновал городские ворота
и въехал на площадь дель Кампо, напоминающую
по очертаниям огромную раковину, –
на противоположной стороне высился дворец Общины,
над ним пронзала небо прекрасная и дерзкая
в своем полете башня Манджиа: от совершенства
е скульптурной пластики захватывало дух.
Обозрев чудесный фонтан работы делла Кверча,
Микеланджело поднялся по пологому маршу каменной лестницы…
И. Стоун «Муки и радости»

Площадь Кампо (иль Кампо – так называют ее сами сиенцы) чудо как хороша: блюдечко, на плавных боках которого прямо на камнях лежат туристы – закусывая, читая, загорая (некоторые – в купальнике!), играя в карты, болтая, а некоторые даже сладко спят, прикрыв лицо картой города или путеводителем. Банально, но площадь напоминает собой приоткрытую створку раковины, по краям которой высятся величественные дворцы.

Есть мнение, что иль Кампо была выстроена на месте древнеримского форума. Красивая версия, но, по моему мнению, неправдоподобная: римское военное поселение на задворках империи было не настолько важным местом, чтобы там отстраивали форум. К тому же, сам наклонный рельеф местности мешал возведению классических римских зданий – какой уж тут форум. Тем не менее, площадь была в центре внимания – здесь пересекались важнейшие городские дороги; здесь стыковались три холма, на которых лежал город; в этом же месте сходились три независимых, соперничавших друг с другом контрады – таким образом, площадь была единственной нейтральной территорией в кипевшем страстями противостояний городе. Наконец, здесь с незапамятных времен располагался городской базар – сердце (а также глаза, уши и длинный язык) любого города.

Кто владеет информацией – владеет миром – так решили и члены Совета Девяти, городского органа самоуправления, скупили в 1292 г. земли в округе и построили здесь новую площадь, которой суждено было стать свидетельницей важнейших событий Сиены. Поверхность площади, выложенная в 1349 г. «в елочку» красным кирпичом, разделена полосами из травертина (известкового туфа) на девять частей, расходящихся веером, каждая из которых представляет одного из членов средневекового Совета Девяти (1292-1355). Так неровности рельефа были превращены в шедевр архитектуры.

Напротив башни внимание привлекает Лоджия ди Мерканция, величественное здание из красного кирпича, удивительно похожее на стоящее напротив палаццо Публико. Все остальные здания, окружающие площадь, выстроены в едином стиле (арочные окна и двери) из красного кирпича, правда, они порядком обветшали и подслеповато таращатся на туристов закрытыми ставнями – солнце здесь почти целый день. А когда-то на месте этих похожих друг на дружку зданий высились башни активно друживших друг против друга знатных семейств – в Сиене XIII века их было больше 100 (тогда нам еще только предстояло увидеть, как некогда это выглядело – в городке Сан-Джиминьяно, в который мы попадем вечером). Часть башен порушили сами горожане в междоусобных войнах, часть испанцы использовали как строительный материал для цитадели. Позже по закону, принятому сиенским городским советом, облик площади был приведен, как говорится, к общему знаменателю.

Сложно сказать, откуда лучше всего снимать площадь – хороши и неожиданные ракурсы иль Кампо, когда, осмотрев весь город, выныриваешь к ней снова из неожиданного переулка и смотришь на нее снова как в первый раз, но уже в лучах заходящего солнца…

Palazzo Pubblico (Palazzo Comunale)

Безусловно, главным дворцом иль Кампо является Palazzo Pubblico (Общественный Дворец), где в средние века заседал Совет Девяти, а сегодня находится городской муниципалитет. Здание было построено в 1297-1342 гг. из кирпича и белого травертина, слева высится башня Торре-ди-Манджа. У основания палаццо стоит часовня Богоматери, которая была построена в 1348 г. в ознаменование окончания эпидемии чумы. Около входа во двор мы видим символ Сиены – волчицу с младенцами работы Джованни и Лоренцо ди Турино (Giovanni, Lorenzo di Turino, 1430). Оригинал из позолоченной бронзы хранится в городском музее. Вдоль первого этажа стена дворца украшена черно-белыми гербами правителей Сиены. Цвет не случаен – по легенде, сыновья Рэма, основатели Сиены, прибыли сюда на двух лошадях – черной и белой. Возле капеллы расположен вход в Двор подесты (главы городского магистрата), где по стенам с арочными окнами развешаны гербы подест. Отсюда начинается осмотр городского музея и отсюда же поднимаются на башню.

Итак, на первом этаже (вход со двора) палаццо Публико расположен городской музей, в котором хранятся шедевры сиенской школы XIV-XVI столетия: скульптуры, монеты, оружие, гончарные изделия и керамика, ювелирные изделия. Дальше следует Sala del Mappamondo (зал мировой карты), которую во время войн использовали как штаб-квартиру. Свое название зал получил из-за огромного деревянного диска с изображением территории Сиенской республики работы Амброджо Лоренцетти (Ambrogio Lorenzetti).

Особое внимание следует уделить «Маэсте» работы Симоне Мартини Simone Martini, 1321), которая считается одним из шедевров европейской готической живописи и демонстрирует, как далеко продвинулась сиенская школа живописи 1300-хх гг. В отличие от более прославленной «Маэсты» Дуччо ди Буонисеньи (Duccio di Buoninsegna), эта Богоматерь изображена не такой каноничной (в свое время была даже выдвинута версия, что Дуччо обучался в Константинополе и оттуда перенял «византийскую» манеру живописи), и, пожалуй, более человечной. Небесный суд, что окружает Мадонну, также явился в свое время новым словом – каждый персонаж обладает своим лицом, своей позой, своим характером, в отличие от принятого ранее изображения безликой единой неподвижной толпы… На противоположной стене еще один шедевр мастера – портрет Guidoriccio da Fogliano, правителя города.

Смежной с Sala del Mappamondo является Sala della Pace, комната, где заседал Совет Девяти, правивший городом с 1292 по 1355 гг. В выстроенном ими дворце члены Совета никогда не жили, а только проводили собрания. На трех стенах комнаты – знаменитый цикл фресок Allegoria del Buono e del Cattivo Governo (изображающие хорошее и плохое правительство) работы Амброджо Лоренцетти (Ambrogio Lorenzetti). В музее также можно посмотреть на Залы деи Пиластри и дель Кончисторо, и на работы таких сиенских живописцев, как Pietro Lorenzetti, Spinello Aretino, Taddeo di Bartolo, Domenico Beccafumi.

Torre del Mangia

Рядом с палаццо Публико высоко в воздухе парит 102-метровая башня Torre del Mangia. Говорят, что по высоте башня равна Дуомо, что должно было подчеркнуть равенство церковной и светской властей. Правда, 102 метра – это вместе с громоотводом, который, вероятно, был построен несколько позже Преодолев 332 ступеньки, вы сможете насладиться панорамой города, которого как будто не коснулось время. Своим именем башня, обязана своему первому владельцу, Джованни Бальдуччо (Giovanni di Balduccio), прозванного «il mangiaguadagni», транжирой-чревоугодником. Возведена башня была в 1325-1348 гг. братьями Франческо и Муччо ди Ринальдо (Francesco, Muccio di Rinaldo), а белое навершие из белого травертина приписывают Агостино ди Джованни (Agostino di Giovanni). Рассказывают, что по средневековому обычаю «на удачу» в фундамент замурованы монеты, а по другому поверью, под каждым углом башни лежат камни с латинскими и еврейскими письменами – якобы это отвращает от башни грозы. Громоотвод оказался все же более надежным средством защиты На вершине башни с 1666 г. висит колокол по имени Sunto, весящий 6764 килограммов.

У подножия башни стоят несколько русскоязычных групп, гиды которых, как обычно, несут несусветную чушь. По одной услышанной мной версии, башня получила свое имя потому, что «в эту башню был посажен и долгое время там находился самый злостный кредитор-процентщик, которому вся Сиена должна была денег. Там он однажды и умер, поэтому стали говорить, что его “съела” башня». По второй, еще более забавной, башня была названа в честь своего звонаря по фамилии Mangia. Интересно, где этих гидов готовят.

На залитой солнцем блюдечке иль Кампо внезапно видишь фонтан, в котором нежно зеленеет вода. К источнику приникли все – и дети, что только что бегали по площади, и туристы, набиращие воду в походные бутылки из двух питьевых колонок, и птицы, сидящие на головах волчиц (куда же без них!), что лежат по периметру всего бассейна. Это Фонте Гайя, или Источник радости, который имеет весьма интересную историю. В 1342 году сиенцы завершили восьмилетнее строительство многомильного городского водопровода и ирригационной системы полей, окружавших город, и в конечной точке системы орошения построили на этом месте фонтан. История умалчивает, чем он не угодил горожанам, но в 1419 г. на месте старого фонтана Якопо делла Кверча (Jacopo della Quercia) построил новый фонтан, ставший шедевром итальянской скульптуры, символизировавшим переход от готики к ренессансу. Мастер совершил настоящий прорыв в искусстве – впервые со времен античности изобразив в публичном месте две обнаженные женские фигуры, которые не были ни Евами, ни кающимися грешницами – мать и кормилицу Ромула и Рэма, основателей Рима. Спустя четыреста с лишним лет обе статуи, располагавшиеся по краям фонтана, показались отцам города слишком языческими или слишком обнаженными, и в 1858 г. Тито Сарроччи (Tito Sarrocchi) сделал копию фонтана – но без этих статуй. Подлинное твоение делла Кверча хранится по сей день в музее Оспедале ди Санта Мария делла Скала (Ospedale di St. Maria della Scala).

От иль Кампо по Виа ди Чита (via di Citta) можно придти к Дуомо. Но нельзя пройти мимо громады палаццо Сарачини (Saracini), каменного, с отделкой кирпичом. Это здание в стиле сиенской готики было построено в XIV веке. Рядом возвышается грандиозное Палаццо Пикколомини (palazzo Piccolomini) – наиболее совершенный пример архитектуры флорентийского Возрождения (кстати, палаццо Пикколомини в Сиене целых два – одно там, где я только что описала, и второе по другую сторону от Кампо, возле университета Сиены).

lorien22

Записки из подполья

Сиена – Пьяцца дель Кампо, контрады и мозаики собора Вознесения

Возвращаемся из Израиля обратно в Италии. На этот раз мы уедем из Флоренции и отправимся в Сиену – прогуляемся по одной из самых красивых средневековых площадей Европы и полюбуемся потрясающими мозаиками сиенского Дуомо. Ну и немного походим по различным контрадам города.

Начнем с главной площади

Площадь в Сиене сто процентов одна из самых красивых площадей, что я видел. Конечно Пьяцца дель Дуомо во Флоренции впечатляет не меньше – http://lorien22.livejournal.com/279984.html, или Сан Марко в Венеции, но Пьяцца дель Кампо – это лига в себе. Имеющимся у меня в те годы фотоаппаратом я не мог сделать хороший панорамный снимок, поэтому придется по частям. Палаццо Публико

Башня Торре дель Манджа

Артистичный снимок. Потому что без него никуда.

Я на площади Пьяцца дель Кампо. Потому что мне очень нравится этот снимок.

А теперь перейдем к собору. В год, когда я был в Сиене весь фасад был в лесах (я так понимаю, что у него это перманентное состояние), поэтому пришлось фотографировать со стороны.

Собор в честь Вознесения Пресвятой Девы Марии был построен в начале XIII века. Это главная церковь Сиенской республики и важнейший памятник итальянской готики. Купол, который мы видим на фотографии построил позднее Джованни Лоренцо Бернини, величайший итальянский архитектор эпохи Ренессанса (он же ответственный за проектирование ватиканской площади). Но самое красивое в соборе на мой взгляд – это мозаичный пол.

Убитые Иродом младенцы. Реалистичненько

Не знаю, кого это они там убили (женский Иисус чтоле?), но выглядит не менее реалистично)

По полу, кстати, ходит нельзя. Итальянцы обнесли его оградой и показывают туристам за деньги – причем немалые. А еще говорят, что евреи самая практичная нация в мире))

Мой любимый фрагмент мозаики – собака пожимает лапу льву!

Ну и без Данте, естественно, никак нельзя)

Без всякой связи с мозаикой, “внутренний” интерьер собора отделан безумно красиво. К сожалению фотки совсем не получились.

Еще внутри есть много прекрасных скульптур, в том числе работы Донателло. Вот например Св. Иероним все того-же Бернини, который кроме как быть архитектором, еще был и скульптором от бога

Есть кстати церковь в Иерусалиме – Эколь Библик, или Базилика св. Стефана Первомученика – которая очень напоминает сиенский собор – http://lorien22.livejournal.com/262507.html. Обычно она закрыта для посетителей, но можно туда пробраться в день открытых дверей, что я и сделал). Там же я писал, что сиенский Дуомо считаю самым красивым. С ним не сравнится ни Кельнский, про который я еще не писал, несмотря на то, что с ним у меня связана очень личная история – http://lorien22.livejournal.com/269584.html, ни Вормский – http://lorien22.livejournal.com/273573.html, ни Шпайерский – http://lorien22.livejournal.com/272444.html, ни кафедральный в Тампере даже несмотря на работы Хуго Симберга и Раненного Ангела – http://lorien22.livejournal.com/251054.html. Ни все остальные по Европе.

Выходим из собора и немного осмотрим окрестности. Улитка – символ одной из семнадцати контрад Сиены.

Контрады в Сиене сложились в Средние Века . Их основная задача была снабжать продовольствием и пополнениями войска, которые город нанимал для защиты или для борьбы с Флоренцией. Со временем военные функции отпали, а контрады стали не только административным, но и социальным образованием. Все значимые события в жизни сиенцев: рождения, свадьбы, похороны, праздники происходят внутри родной контрады как в большой семье. У каждой контрады имеется свой музей, фонтан, площадь, крестильня, девиз, дружественная контрада и противник. Чаще всего соперниками оказываются граничащие друг с другом контрады. Вот символ другой контрады – Пантера

Изначально было 59 контрад, но со временем их число сократилось до 17. Я не буду показывать вам все, поскольку не все нашел). Но еще одну покажу – Tartuca, или черепаха.

Это уже не контрада, но мимо такого прекрасного борова я пройти не мог. Не Флорентийский боров конечно, но все равно. Тем более, что в этом магазине я видел самые красивые и вкусные колбасы и окорока эвер.

Немного общих фотографий – я на фоне фонтанэ или колодцэ. Все-таки времена давние, и тогда я еще делал такие кадры

Еще один из прекрасных сиенских соборов – базилика Сан Доменико. Также построена в XIII веке, почти в те же годы, что и Дуомо, и тоже в стиле готики, правда из красного кирпича, а не из мрамора.

Ну и напоследок – выруливаем обратно к главной площади. Потому что все в этом городе начинается и кончается там

Еще один кадр той прекрасной эпохи в стиле “я на фоне”

Вот такая вот небольшая прогулка по Сиене. Есть очень много споров о том, куда выезжать в первую очередь за пределы Флоренции (да и вообще выезжать ли) – в распиаренную Пизу, в которой, на мой взгляд делать особо нечего, хотя Чудесную Площадь (Пьяцца деи Мираколи) никто не отменял, в прекрасный средневековый город башен Сан-Джиминьяно, или может быть в Лукку? Наверную все эти города следует посетить (как и еще миллион городков в Италии), но Сиену – в первую очередь и она должна быть обазятельным пунктом назначения в любой поездке по Тоскане. ИМХО, разумеется.

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector