Шедевры древней греции
Древнегреческие скульптуры. Самые знаменитые скульптуры – ТОП10
Древнегреческие скульптуры
Планируя путешествие в Грецию, многие люди интересуются не только комфортными отелями, но и увлекательной историей этой древней страны, неотъемлемую часть которой составляют объекты искусства.
Большое количество трактатов известных искусствоведов посвящены именно древнегреческой скульптуре, как основоположной ветви мировой культуры. К сожалению, многие памятники того времени не уцелели в своем первозданном виде, и известны по более поздним копиям. Изучая их, можно проследить историю развития греческого изобразительного искусства от гомеровского периода до эпохи эллинизма, и выделить самые яркие и известные творения каждого периода.
Афродита Милосская
Всемирно известная Афродита из острова Милос относится к эллинистическому периоду греческого искусства. В это время, силами Александра Македонского, культура Эллады начала распространяться далеко за пределы Балканского полуострова, что заметно отобразилось на изобразительном искусстве – скульптуры, картины и фрески стали более реалистичными, лица богов на них обладают человеческими чертами – расслабленными позами, отвлеченным взглядом, мягкой улыбкой.
Статуя Афродиты, или как её называли римляне, Венеры, изготовлена из белоснежного мрамора. Её высота немногим больше человеческого роста, и составляет 2.03 метра. Обнаружено изваяние было по воле случая обычным французским моряком, который в 1820 году, вместе с местным крестьянином, откопал Афродиту возле остатков древнего амфитеатра на острове Милос. При её транспортировке и таможенных спорах, статуя лишилась рук и постамента, но сохранилась запись об указанном на нем авторе шедевра: Агесандр, сын жителя Антиохи Менида.
На сегодняшний день, после тщательной реставрации, Афродита экспонируется в парижском Лувре, привлекая своей естественной красотой миллионы туристов каждый год.
Ника Самофракийская
Время создания статуя богини победы Ники относится к II веку до н.э. Исследования показали, что Ника была установлена над морским побережьем на отвесной скале – её мраморная одежда развевается будто бы от ветра, а наклон корпуса олицетворяет постоянное движение вперед. Тончайшие складки одежды прикрывают сильное тело богини, а мощные крылья расправлены в радости и торжестве победы.
У статуи не сохранились голова и руки, хотя отдельные фрагменты были обнаружены во время раскопок в 1950 году. В частности, Карл Леманн с группой археологов нашли правую руку богини. Ника Самофракийская сейчас является одним из выдающихся экспонатов Лувра. Её рука так и не была добавлена к общей экспозиции, реставрации подверглось только правое крыло, которое выполнено из гипса.
Лаокоон и его сыновья
Скульптурная композиция, изображающая смертельную борьбу Лаокоона – жреца бога Аполлона и его сыновей с двумя змеями, посланными Аполлоном в отместку за то, что Лаокоон не послушал его волю, и старался препятствовать вводу троянского коня в город.
Статуя была выполнена из бронзы, но её оригинал не дожил до наших дней. В XV веке, на территории «золотого дома» Нерона была найдена мраморная копия скульптуры, и по приказу папы Юлия II установлена в отдельной нише ватиканского Бельведера. В 1798 году статую Лаокоона перевезли в Париж, но после падения правления Наполеона англичане вернули её на прежнее место, где она хранится по сей день.
Композиция, изображающая отчаянную предсмертную борьбу Лаокоона с божественным наказанием, воодушевила многих скульпторов эпохи позднего средневековья и Возрождения, и породила моду на отображение сложных, вихреобразных движений человеческого тела в изобразительном искусстве.
Зевс с мыса Артемисион
Статуя, найденная ныряльщиками возле мыса Артемисион, выполнена из бронзы, и является одним из немногих предметов искусства такого типа, дошедшего до наших дней в первозданном виде. Исследователи расходятся в суждениях о принадлежности скульптуры конкретно Зевсу, полагая, что она может изображать и бога морей Посейдона.
Изваяние имеет высоту 2.09 м, и изображает верховного грецкого бога, который занес правую руку для того, чтобы метнуть молнию в праведном гневе. Сама молния не сохранилась, но по многочисленным фигуркам меньшего размера можно судить, что она имела вид плоского, сильно вытянутого бронзового диска.
От почти двух тысяч лет пребывания под водой, статуя почти не пострадала. Исчезли только глаза, которые, предположительно, были из слоновой кости и инкрустированы драгоценными камнями. Увидеть это произведение искусства можно в Национальном археологическом музее, который находится в Афинах.
Статуя Диадумена
Мраморная копия бронзовой статуи юноши, который сам венчает себя диадемой – символом спортивной победы, вероятно украшала место проведения состязаний в Олимпии или Дельфах. Диадема в то время являла собой красную шерстяную повязку, которой, наряду с лавровыми венками, награждали победителей Олимпийских игр. Автор произведения – Поликлет, выполнил её в своем излюбленном стиле – юноша находится в легком движении, его лицо отображает полное спокойствие и сосредоточенность. Атлет ведет себя как заслуженный победитель – он не показывает усталости, хотя его тело и требует отдыха после борьбы. В скульптуре автору удалось очень естественно передать не только мелкие элементы, но и общее положение тела, грамотно распределив массу фигуры. Полная пропорциональность тела является вершиной развития данного периода – классицизма V века.
Хотя бронзовый оригинал и не сохранился до нашего времени, его копии можно наблюдать во многих музеях мира – Национальном археологическом музее в Афинах, Лувре, Метрополитен, Британском музее.
Афродита Браски
Мраморное изваяние Афродиты изображает собой богиню любви, которая обнажилась перед тем, как принять свою легендарную, часто описываемую в мифах, ванну, возвращающей ей девственность. Афродита в левой руке держит снятую одежду, которая мягко опускается на стоящий рядом кувшин. С точки зрения инженерной мысли, такое решение позволило сделать хрупкую статую устойчивее, и дало скульптору возможность придать её более расслабленную позу. Уникальность Афродиты Браски в том, что это первое известное изваяние богини, автор которой решился изобразить её обнаженной, что в свое время считалось неслыханной дерзостью.
Ходят легенды, согласно которых скульптор Пракситель создал Афродиту по образу возлюбленной – гетеры Фрины. Когда об этом узнал её бывший поклонник, оратор Евтиас, он поднял скандал, вследствие которого Праксителя обвинили в непростительном кощунстве. На суде защитник, увидев что его доводы не справляют впечатления на судью, сдернул с Фрины одежду чтобы показать присутствующим, что настолько совершенное тело натурщицы просто не может таить в себе темную душу. Судьи, будучи приверженцами концепции калокагатии, были вынуждены полностью оправдать подсудимых.
Оригинал статуи был вывезен в Константинополь, где и погиб во время пожара. До нашего времени дошло множество копий Афродиты, но все они имеют свои отличия, так как восстанавливались по словесным и письменным описаниям и изображениям на монетах.
Марафонский юноша
Статуя молодого человека выполнена из бронзы, и предположительно изображает греческого бога Гермеса, хотя каких-нибудь предпосылок или его атрибутов в руках или одежде юноши не наблюдается. Скульптура была поднята со дна Марафонского залива в 1925 году, и с того времени пополнила экспозицию Национального археологического музея в Афинах. Благодаря тому, что статуя длительное время находилась под водой, все её черты очень хорошо сохранились.
Стиль, в котором сделано изваяние, выдает стиль известного скульптора Праксителя. Юноша стоит в расслабленной позе, его рука упирается на стену, у которой была установлена фигура.
Дискобол
Статуя древнегреческого скульптора Мирона не сохранилась в оригинальном виде, но широко известна по всему миру благодаря бронзовым и мраморным копиям. Скульптура уникальна тем, что на ней впервые было запечатлено человека в сложном, динамическом движении. Такое смелое решение автора послужило ярким примером для его последователей, которые с не меньшим успехом создавали предметы искусства в стиле «Figura serpentinata» — особенной технике, изображающей человека или животное в зачастую неестественной, напряженной, но очень выразительной, с точки зрения наблюдателя, позе.
Дельфийский возничий
Бронзовая скульптура возничего была обнаружена во время раскопок 1896 года в святилище Аполлона в Дельфах, и являет собой классический пример античного искусства. Фигура изображает древнегреческого юношу, управляющего повозкой во время Пифийских игр.
Уникальность скульптуры заключается в том, что сохранилась инкрустация глаз драгоценными камнями. Ресницы и губы юноши украшены медью, а повязка на голове сделана из серебра, и предположительно также имела инкрустацию.
Время создания скульптуры, теоретически, находится на стыке архаики и ранней классики – её поза характеризуется скованностью и отсутствием какого-либо намека на движение, но голова и лицо выполнены с довольно большой реалистичностью. Как и в более поздних скульптур.
Афина Парфенос
Величественная статуя богини Афины не сохранилась до нашего времени, но существует множество её копий, восстановленных согласно с древними описаниями. Скульптура была полностью выполнена из слоновой кости и золота, без применения камня или бронзы, и стояла в главном храме Афин – Парфеноне. Отличительная черта богини – высокий шлем, украшенный тремя гребнями.
История создания статуи не обошлась без фатальных моментов: на щите богини скульптор Фидий, помимо изображения битвы с амазонками, поместил свой портрет в виде немощного старика, который двумя руками поднимает тяжелый камень. Общественность того времени неоднозначно расценила поступок Фидия, что стоило ему жизни – скульптора заточили в тюрьму, где он свел счеты с жизнью при помощи яда.
Греческая культура стала основоположником для развития изобразительного искусства всего мира. Даже сегодня, рассматривая некоторые современные картины и статуи можно обнаружить влияние этой древней культуры.
Древняя Эллада стала той колыбелью, в которой активно воспитывался культ человеческой красоты в её физическом, моральном и интеллектуальном проявлении. Жители Греции того времени не только поклонялись множеству олимпийских богов, но и старались максимально походить на них. Все это отображено в бронзовых и мраморных статуях – они не просто передают образ человека или божества, но и делают их приближенными друг к другу.
Хотя очень многие из статуй не дошли до современности, их точные копии можно увидеть во многих музеях мира.
Смотрите также
Отдых для здоровья в Греции одно из направлений туризма в страну эллинов.
Великолепный климат, наличие множества целебных источников, морской воздух и яркое солнце превращают Грецию в естественный санаторий, способный излечить многие недуги. Оздоровительный отдых в Греции – это лучший метод укрепления здоровья. Даже обычное времяпрепровождение в государстве с средиземноморскими климатическими условиями оказывает положительное действие на человеческий организм, а во время лечебного курса в местном санатории выздоровление идет самыми быстрыми темпами.
Каликатрия на полуострове Кассандра
Некрасивые звёзды. Георгия Василиаду.
Переломные моменты истории. День Политехнио
17 ноября является ежегодным днем памяти для всех греков. Трагические события, произошедшие в стране в 1973 году, не вспомнить жителям других государств. Но граждане Греции не могут забыть трагические события, когда в Афинах было пресечено студенческое восстание. Учащиеся политехнического учебного заведения устроили бунт, многие из них погибли в неравной схватке.
Шедевры античного искусства Древняя Греция:
1. Ансамбль Акрополя, в т. ч., Парфенон (храм Афины). г. Афины. V в. до н. э. Фидий — общее руководство, архитекторы: Иктин, Калликрат, Мнесикл.
2. Мирон из Элевтер. Cтатуя «Дискобол», V в. до н. э. Римская копия. Музей Терм; г. Рим.
3. Поликлет. Cтатуя «Дорифор». V в. до н.э. Римская копия. Национальный музей, г.Неаполь.
4. Скопас. Надгробие юноши с реки Илисса. IV в. до н. э. Национальный археологич.музей, г. Афины.
5. Лехар. Аполлон Бельведерский. Сер. IV в. до н.э. Римская копия. Музей Пио-Клементино, Ватикан.
6. Агесандр из Антиохии. Венера Мелосская. II в. до н.э. Лувр, г. Париж.
7. Эсхил (525 — 456 гг. до н. э.). Трагедия «Прикованный Прометей».
8. Аристофан (ок. 446 — 388 до н. э.). Комедия «Облака». 423 г. до н. э.
9. Софокл ( 496 — 406 гг. до н. э.) Трагедия «Царь Эдип». 429-425 гг. до н. э.
10. Гомер. Поэмы «Илиада» и «Одиссея».
11. Гесиод. «Теогония», «Труды и дни».
Древний Рим:
1. Колизей. (Амфитеатр Флавиев). г. Рим. I в. н. э. (75-80 гг.).
2. Арка Тита. г. Рим. I в. н.э. (81 г.).
3. Апполодор из Дамаска. Колонна Траяна. г. Рим. II в. н.э.
4. Пантеон («Храм всех богов»). г. Рим. I в. н. э.
5. Термы Каракаллы. г. Рим. III в. н. э.
6. Конная Статуя Марка Аврелия. г. Рим (Площадь Капитолия). II в. н.э.
7. Портрет Каракаллы. III в. н. э. Национальный музей. г. Неаполь.
8. Настенная живопись на вилле Мистерий. Помпеи. I в. до н. э. (раскопки)
9. Петроний (I в.; ум. в 66 г. н. э.) Сатирикон: Роман.
10. Луций Анней Сенека (14 — 65 гг. н. э.) Трагедия «Медея».
11. Публий Вергилий Марон (70 г до н. э. — 19 г. н. э. Поэма «Энеида».
12. Поэты Марциал (ок. 40-104 г.), Гораций, Овидий — стихи.
13. Апулей. Золотой осел. II в. н.э.
1. Художественная культура как понятие
Культура (в переводе с латинского, возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — это исторически развивающаяся мировая система созданных человеком материальных и духовных ценностей. Культура — это и динамичный процесс
раскрытия и развития способностей личности.
Художественная культура понимается как подсистема культуры, как относительно самостоятельный ее слой.
Художественная культура охватывает все отрасли художественной деятельности — словесную, музыкальную, театральную, изобразительную и т. д. Она включает в себя и «все процессы, протекающие «вокруг» искусства, — созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественных произведений, а также воспитание художников, публики, искусствоведов, организаторов художественной жизни. Следовательно, художественная культура — это совокупный способ и продукт художественной деятельности людей.
Вырабатываемая культурой общая модель бытия (картина мира, представление о человеке, общественные идеалы) превращается в художественном сознании каждой эпохи в неповторимый образ мира и отношение человека к миру. При этом художественное сознание испытывает прямое, подчас весьма сильное, жесткое, императивное давление извне: со стороны религиозной и политической идеологии, морали п права, эстетического сознания данного общества, со стороны всех существующих в конкретную эпоху форм общественного сознания.
Вместе с тем фундаментальной задачей художественной куль- туры является сохранение художественного наследия прошлого, приумножение и передача художественных ценностей будущему. Эта задача стала осознаваться по всем спектре проблем лишь в XX в., хотя художественная культура человечества существует уже более пяти тысяч лет. Творения искусства концентрируют в себе энергию лучших стремлений человечества к красоте, любви и знанию, к гармонии с природой и свободному развитию всех творческих сил человека. Поэтому сохранение памятников, а также постоянное и свободное общение с искусством разных времен и народов — важнейшее условие сохранения человеческого в человеке. Современный мир стал наследником огромных художественных богатств.
Однако художественная культура человечества может стать содержанием современной личности только при условии заинтересованного, глубокого, длительного научения и освоения художественного наследия.
Типология художественной культуры — постоянный предмет научных дискуссий. Если следовать иерархическому принципу систематизации, то наиболее крупным в истории искусства является понятие эпохи. Историческая эпоха — определенный этап развития человечества, все стадии которого характеризуются некоторой общностью философских, религиозных и политических идей, научных представлений, психологических особенностей мировосприятия, этических и моральных норм, эстетических критериев жизни. Все эти факторы складываются в представлении человека в конкретную «картину мира», по которой и отличают одну эпоху от другой. Такова Первобытная эпоха, эпоха Древнего Мира, Античность, Средние Века, эпоха Возрождения, Новое время. Каждая историческая эпоха как живой организм имеет собственное «историческое время», сроки рождения, юности, зрелости и старости. История Египта знала Древнее, Среднее и Новое, царство; Древняя Греция пережила архаику, классику и упадок. Аналогичные циклы развития проходили все известные нам исторические типы культур.
Реальное бытование художественной культуры представляет собой сосуществование и взаимодействие художественных культур различных классов и слоев общества. Так, в эпоху Средневековья можно выделить художественную культуру феодального замка, культуру монастыря и храма, художественную культуру крестьянства, «смеховую» культуру городских низов и т. д. История художественной культуры — это последовательность основных типов, каждый из которых реализован в ряде вариантов, по-разному расположенных во времени и пространстве, это восхождение ко все более сложным и высокоорганизованным формам художественной культуры.
Школьная Энциклопедия
Nav view search
Навигация
Искать
Древнегреческое искусство
Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 17.12.2015 17:15 Просмотров: 5408
Древняя Греция представляла собой группу цивилизаций, существовавших с III тысячелетия до н. э. до I века до н. э. в южной части Балканского полуострова, на прилегающих к нему островах и на западном побережье Малой Азии.
В настоящее время термин «Древняя Греция» используется для обозначения грекоязычного населения не только на той территории, которую сегодня занимает современная Греция, но и для других регионов, заселенных греческим народом: Кипр, Кавказ, Крым, Иония (западное побережье Турции), Сицилия и юг Италии (Великая Греция), а также греческие поселения на берегах Средиземного, Чёрного и Азовского морей. Это всё – Древняя Греция.
Карта Древней Греции
Но сами греки свою страну называют Элладой, а себя – эллинами. А Грецией страну начали называть древние римляне.
Греция – родина западной цивилизации, мировой демократии, западной философии, архитектуры, скульптуры, Олимпийских игр и т.д.
Изобразительное искусство Древней Греции
Скульптура
Самым любимым видом искусства у древних греков (эллинов) была скульптура. Статуями поощрялись любые достижения: победы спортсменов на Олимпийских играх, удачные пьесы драматургов. Статуи богов сооружались в храмах и на городских площадях. Древнегреческая скульптура известна многочисленными шедеврами, которые до сих пор вызывают восхищение.
Мастера скульптуры – Фидий, Мирон, Поликлет Старший.
Фидий (ок. 490 до н. э.-ок. 430 до н. э.) – древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. Большинство его работ не сохранились, они известны только по описаниям античных авторов и копиям. Но слава его была огромной.
Фидий. Статуя Зевса в Олимпии
Эта статуя – третье чудо света древнего мира. Она была воздвигнута в V в. до н. э. Мраморный Зевс превосходил по размерам все существующие на тот момент храмы. Массивную крышу здания размером 27 х 64 м поддерживали колонны из ракушечника. На мраморных фронтонах храма были изображены подвиги Зевса.
Фидий «Афина Парфенос»
Знаменитая древнегреческая скульптура (447-438 г. до н. э.). Не сохранилась. Известна по копиям и описаниям.
Богиня Афин, покровительницы города Афины. Была установлена на вершине Акрополя, в главном храме – Парфеноне.
Высота статуи 13 м. Выполнена из золота и слоновой кости.
Поликлет Старший – древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работал в Аргосе во второй половине V в. до н. э. Поликлет часто изображал атлетов в состоянии покоя, спортсменов, олимпийских победителей.
Поликлет «Дорифор»
Самое знаменитое произведение Поликлета – «Дорифор» (Копьеносец) (450-440 до н. э.). Считалось, что фигура создана на основе «канона Поликлета»: в основе ритмической композиции лежит принцип перекрестной неравномерности движения тела (правая сторона, то есть опорная нога и опущенная вдоль тела рука, статичны и напряжены; левая, то есть оставшаяся сзади нога и рука с копьем, расслаблены, но в движении). Формы этой статуи повторяются в большинстве произведений скульптора и его школы.
Поликлет «Диадумен» («Юноша, увенчивающий себя победной повязкой (диадемой)». Копия
Эта знаменитая статуя Поликлета создана около 430 г. до н. э.
Пракси́тель – древнегреческий скульптор IV в. до н. э. Достиг совершенства в передаче грации тела и тонкой гармонии духа. Статуя Афродиты Книдской считалась в древности не только его лучшим творением, но и лучшей статуей всех времён.
Пракситель «Афродита Книдская» (350-330 гг. до н.э.). Копия
Считается, что Афродита Книдская стала первым скульптурным изображением нагого женского тела в древнегреческом искусстве.
Эпоха Александра Македонского и последующая за ней принесли в искусство новые настроения и темы. Художников (Апеллеса, Протогена и др.) стали интересовать душевные проблемы людей, их сомнения и поиск истины, а также состояние в трагические моменты (скульптурная группа Лаокоон). Скульптурные портреты уже передают индивидуальные черты. Ярким было творчество Скопаса (сохранился скульптурный портрет Александра Македонского).
Мирон «Дискобол» (V в. до н. э.). Музей Терм (Рим)
Вазовая живопись
Живописные произведения (фрески, картины) Древней Греции не сохранились, но вазовая живопись дает представление об их уровне.
Чернофигурная амфора. Геракл и Герион. Около 540 г. до н. э. Государственное античное собрание (Мюнхен)
Чернофигурный стиль изображения (тёмные фигуры на светлом фоне) в классическую эпоху сменился краснофигурным: изображения стали более реалистичными.
Фиала (плоская жертвенная чаша без ручек) с изображением юноши, приносящего жертву вином, на лицевой стороне. Ок. 480 г. до н. э. Лувр (Париж)
Архитектура Древней Греции
Строительство храмов, главная архитектурная задача у греков, породило художественные формы, которые использовались потом при строительстве других объектов. Храмы Древней Греции сохраняли один и тот же основной тип, усвоенный позже и древними римлянами.
Греческие храмы не отличались размерами или другими особенностями. Они были похожи на жилища простых людей, но были более изящными.
Основные элементы греческого зодчества
Важную роль играла в греческой архитектуре колонна: её формы, пропорции и декоративная отделка подчиняли себе формы, пропорции и отделку других частей сооружения; она была модулем, определяющим его стиль.
Греческая архитектура делится на несколько периодов.
Вещественных памятников архаического периода ((VII до н. э. до времён Солона (590 до н. э.) не сохранилось.
Ранне-классический период (590 до н. э. — 470 до н. э.) – в основном дорический стиль, сначала тяжёлый и неизящный, потом делающийся более лёгким, смелым и красивым. К этой эпохе относится храм Артемиды в Эфесе, считавшийся одним из чудес света, сожжённый Геростратом, возобновлённый при Александре Македонском и исследованный английским археологом Вудом.
Вид на руины храма Артемиды в Эфесе
Классический период (470 до н. э. — 338 до н. э.) – самая блестящая пора греческого искусства. Продолжает господствовать дорический стиль, входит в употребление ионический стиль и коринфский.
Храм Ники Аптерос
К этому периоду относятся Храм Ники Аптерос (Ники Бескрылой) при входе в афинский акрополь, роскошный храм Деметры и храм Эпикурейского Аполлона в Бассах (в Фигалейе, в Аркадии), храм Зевса в Олимпии, знаменитый по своим скульптурным украшениям, в особенности по колоссальной статуе отца богов, исполненной Фидием.
Период эллинизма (338 до н. э. — 180 до н. э.) отмечен влиянием чувственности и изнеженности Востока, проникших в Элладу. Главная забота – о пышности и эффектности сооружений; господствует пристрастие к коринфскому ордеру; строятся здания гражданского характера — театры, дворцы и пр. Переход от прежнего направления к новому выражает собой храм Крылатой Афины, построенный скульптором Скопасом в Тегее.
Башня Ветров – древнейший метеорологический памятник в Афинах, высотой 12 м и диаметром около 8 м, построенный в это время.
Скульптура Древней Греции
Античная Греция внесла значительный вклад в развитие мировой культуры. Высокоразвитость древнегреческой скульптуры позволила продемонстрировать целостное и стройное видение мира древними людьми, отразить моральное и физическое совершенство человека в трехмерной модели.
Восхитительные статуи, выделяющиеся четкостью и правильностью форм, вырезали из камня или известняка, украшали драгоценными камнями и изделиями из благородных металлов. Их устанавливали в храмах и на городских площадях, в жилищах и на могилах богатых и известных греков.
Историю античной скульптуры представляют несколько периодов, обладающих исключительными и неповторимыми чертами.
Гомеровский период (XII-VIII века до н.э.)
До наших времен сохранились только творения мелкой пластики. Статуэтки, создаваемые из терракоты, слоновой кости или бронзы, изображали богов и известных героев. А монументальная скульптура Греции, создаваемая в течение длительного гомеровского периода, сохранилась только в изображениях, передаваемых древними рукописям. Статуи, изготовленные из дерева, изображали человека грубо и достаточно схематично. Такие изваяния держали оружие и были украшены предметами одежды из металла.
Архаика (VII-VI века до н.э.)
Для скульптуры Греции периода архаики отличительной чертой является возникновение на лицах статуй улыбки, призванной одухотворять их, а сами скульптуры все больше соответствуют пропорциям человеческого тела. Идол стал восприниматься как обобщенный, собирательный образ человека.
Ярким примером женских фигур архаики являются «Богиня с гранатом» (580-570 гг. до н.э.) и «Богиня с зайцем» (около 560 г. до н.э.). Среди мужских образов особо выделяется скульптурная группа Клеобис и Битон, создателем которой является известный скульптор Полимед Аргосский (на стыке VII-VI вв. до н.э.). А легкость, утонченность и жизнерадостность отличает работы древних ионийских мастеров. Наиболее известным нам примером считается «Аполлон Тенейский», сотворенный в 560-550 гг. до н.э.
Существенное место в искусстве того времени занимает монументальная скульптура. На рельефе было принято отображать наиболее любопытные и значимые мифы Древней Греции. Внимательное рассмотрение композиции фронтона храма Артемиды (около 590 г. до н.э.), позволяет насладиться зрелищем захватывающего, стремительно разворачивающегося сюжета известного мифа о Медузе-Горгоне и славном Персее.
Завершение архаики и начало перехода к этапу классики связывают с появлением таких произведений, как «Всадник Рампина» (около 560 г. до н.э.) и стела Аристиона (около 510 г. до н.э). В них уже нет застылости, характерной творчеству предшествующего этапа, но движения еще достаточно скованные. Несмотря на наличие улыбки из архаики на лицах статуй, четкая передача пластики тел символизирует смену идеалов древнегреческих скульпторов, которые найдут свое отражение в творениях эпохи классики.
Ранняя классика (начало V века до н.э.)
Правдивая передача движений и обобщение образов в работах мастеров ранней классики нарушают зеркальность, присущую творениям архаики. Но с течением времени древние скульпторы обнаруживают новые возможности выражения гармонии и целостности. Эти изменения поспособствовали появлению таких ярких произведений, как бронзовая статуя «Возничий» (около 470 года до н.э.), объединяющая монументальность и тщательную проработку мелких деталей, и рельеф «Трона Людовизи» (около 460 года до н.э.), живописующее рождение Афродиты.
Особенно впечатляющим примером творений, созданных на этапе ранней классики, признаны фронтоны храма Афины Афайи (500-480 гг. до н.э.), позволяющие отследить переход от архаики (западный фронтон) к новым идеалам (восточный фронтон). Гармоничное сочетание энергии движения и величественности фигуры знаменуют время, когда на смену раннеклассического периода приходит эпоха высокой классики. Наиболее значимой вехой данного перехода считается создание статуи Посейдона (около 450 года до н.э.).
Весомый вклад в достижения искусства этого периода (460-450 годы до н.э.) был вложен скульптором Мироном, творения которого знакомы в наши дни по копиям из мрамора, например, статуи победителя в беге Лада и «Дискобол», композиция «Афина и Марсий». Творчество Мирона оказало существенное влияние на работы скульпторов этапа высокой классики.
Высокая классика (конец V века до н.э.)
Эпоху классики представляли два основных направления древнегреческого искусства:
- Выявление красоты движения прославленными мкульпторами Ионии и Аттики. Известный образец данного направления — статуя Ники Пеония (460-420 гг. до н.э.)
- Сочетание внешней застылости фигур со скрытым движением жизни мастерами аргосско-сикионской школы. Яркий пример — бронзовый «Дорифор» Поликлета (около 440 г. до н.э.)
Объединить тенденции обоих направлений смог в своем творчестве великий Фидий. Афинским Акрополем, работы по перестройке которого он возглавил, и скульптурами, входящими в ансамбль, можно полюбоваться и сегодня. Примечательны не только их величественность и красота, но и то, что они полностью передают особенности искусства Фидия. А отдельные творения, выделяющиеся совершенством каждых линий, выдают, что к их созиданию приложил руку сам мастер.
Внимание каждого, кто вступает на территорию Акрополя, привлекает, в первую очередь, бронзовая статуя Афины Промахос, поражающая своим величием. Затем взгляд вошедшего начинает видеть множество других деталей: удивительные статуи и потрясающие рельефы Парфенона, восхитительные метопы, живописующие мифическую историю Аттики, удивительный фриз целлы, отражающий процессию Панафиней.
Великолепный Парфенон демонстрирует высокоразвитость древнегреческого искусства, позволившую размыть границы скульптуры и архитектуры, объединив их в одно гармоничное целое. Помимо пластики и динамики в скульптурах конца периода высокой классики появляются акценты на духовный мир человека.
Поздняя классика (IV век до н.э.)
Скульптуре периода поздней классики характерны не только пластичность движений и тщательная проработка мелких деталей, но и проявлением драматизма и чувственного мира человека. Изменился и материал, из которого творили скульпторы — широкое распространение получил мрамор.
Наиболее известной личностью среди мастеров поздней классики был Скопас, занимавший пост главы новоаттической школы. Бурные эмоции и сильные чувства выражены его известнейшими творениями, такими как статуи «Аполлон Кифаред» и «Сидящий Арес». Глубокая чувственность свойственна и Аполлону Сауроктону и Книдской Афродите, автором и творцом которых был Пракситель, другой прославленный мастер новоаттической школы.
Творчеству скульпторов пелопонесской школы, напротив, идеализм и тонкая чувственность был нехарактерен. Их работы пронизывает дух натурализма и силы. Особенное место среди мастеров данной школы занимает Лисипп, славу которому принесли портреты Александра Македонского. Знаменит Лисипп также новым каноном создания фигур, определяющим пропорции тела, и типическим образом Геракла.
Эллинизм
Период эллинизма отличает сильное влияние Востока на античную Грецию. Скульптуре данного этапа характерны усложнение ракурсов, применение роскошных драпировок и мельчайшие детали. Все это направлено на придание работам эмоциональности и темперамента, совершенно не характерным искусству Древней Греции в предыдущие периоды.
Наиболее известные фигуры периода эллинизма — статуя Афродиты Киренской, пронизанная чувственностью, и композиция «Лаокоон и его сыновья», наполненная драматизмом. Потрясающие точность и реалистичность, а также сильные эмоции впечатляют и завораживают современных зрителей.
history_of_art
История искусств
Живопись, графика, скульптура, архитектура от древности до ХХ века
Про Древнюю Грецию и дневнегреческое искусство написаны тома и тома книг. Человеку, далекому от искусства, довольно сложно ориентироваться во всех периодах и достижениях древнегреческой цивилизации. Вернувшись недавно из Греции, я решила освежить свои знания, а так же попробовать немного упростить информацию.
Я постаралась выделить самые значимые визуальные работы в каждом периоде древнегреческой цивилизации, а также указать, что и где можно увидеть своими глазами в современной Греции, почему это важно увидеть и как встроить осмотр достопримечательностей в исторический контекст одной из древнейших цивилизаций человечества. Я разбила пост на традиционные периоды, и в каждом выбрала один «объект» 🙂
Эгейская цивилизация считается предком греческой. Без нее не были бы созданы все грандиозные классические памятники древнегреческого периода: например, микенские дворцы и мегарон, послужили прототипом древнегреческих храмов. Этот период имеет смысл знать, чтобы понимать, откуда выросла древнегреческая цивилизация.
Основные произведения искусства: грандиозные дворцы с потрясающей настенной живописью, рельефами и священными садами, вазы, изящные предметы культа. Здесь уже была и письменность (не всю еще удалось расшифровать). Своеобразие этой культуры заключается в особом отношении и понимании природы и места человека в ней. Для критян природа носила божественный характер, а значит, была совершенной, полной особой красоты. Вместо богов, они часто изображали луга или поросшие цветами скалы, населенные «богами» в другом обличье — обезьянами или птицами.
Крит и Кносский дворец
В начале II тысячелетия до н.э. на Крите в пяти городах были построены дворцы: Кносс, Феста, Гурния, Маллия и Като-Закро. Самый известный из них, конечно, Кносский, его и выберу в качестве иллюстрации всего периода. Критские дворцы представляли собой группу построек вокруг внутреннего двора (он всегда прямоугольный и определенного размера, 52х28 метров), предназначались для религиозных и светских целей. Дворцы ориентированы по сторонам света и имели связь с горными святилищами («места обитания» небожителей, где производились религиозные церемонии): каждый дворец ориентирован на священную гору, хорошо видимую из дворца (Кносский дворец ориентирован на гору Юкта). Такая связь иллюстрирует сущность дворцов и довольно запутанные религиозные отношения на Крите: скорее всего, дворцы предназначались для правителя, но считались собственностью богинь, почитавшихся в горных святилищах. Критский правитель, наделенный «божественной» властью, выступал в роли сына или супруга (или сына-супруга) богини. Супруга правителя была жрицей и представляла богиню в важнейших ритуалах.
Саму богиню могли олицетворять гора или дерево. Критского бога представляло собой существо в образе быка — его изображениями заполнен весь Кносский дворец. Не буду вдаваться в мифологию, расскажу о художественных особенностях одной из фресок дворца. На фреске хорошо видна динамика минойского искусства ( в отличие, например, от древнеегипетских «застывших» образов с остановившимся взглядом), здесь схвачено действо, бык летит в пространстве, но борцы ловчее и успевают одолеть быка. Здесь нет линии горизонта, как будто нет границы между землей и небом.
Несмотря на, казалось бы, простую конструкцию дворцов (квадратный блок с центром — двором), они сложны, запутаны, огромны: с этажа на этаж ведут переходы и лестницы, и неожиданно посетитель мог оказаться или в парадном зале, или на лоджии, или в ванной комнате 🙂 Контрасты света и тьмы, открытости и замкнутости, сумрака и красок, подъемов и спусков, должно быть, производили неизгладимое впечатление на посетителей. Нам остается только представлять, каким волшебным было это посещение и постараться не заблудиться в развалинах того, что некогда было Кносским Дворцом.
Фера и фреска из Западного дома
Открыв город Акриотири на современном Санторини, археологи поразились его цивилизованностью. Здесь не было дворцов, как на Крите, но найденные особняки в священном квартале были полны росписями. На примере фриза изображена эпическая сцена: роспись начинается и заканчивается городами: бедным малым (город смерти) и пышным большим (город жизни). Из малого города в сторону большого направляются корабли. Это не сцены из реальной жизни, а, скорее, миф о совершении брака между двумя городами. Изображенная сцена очень живая, многолюдная, динамичная.
Эгейское искусство и Клад Приама
В III тысячилетии до нашей эры довольно развитым было эгейское искусство, в него входили острова Эгейского моря и побережье малой Азии. Сюда же входит и Троя, раскопки которой подарили миру богатейший клад Приама, включающий в себя тонкие шедевры ювелирного искусства. Особенно ценны две диадемы, изготовленные из нескольких тысяч деталей: колечек, ромбиков, фигурок богини, листиков. Чтобы его посмотреть, не надо и в Грецию ехать — клад выставлен в Пушкинском музее.
Микены и Львиные ворота
Микенские города не похожи на критские, они обнесены мощными стенами из огромных глыб природного камня, некоторые стены могли достигать в толщину до 17 метров! Здесь селилась знать — правители и жрецы, обычные люди располагались за пределами, У подножия холмов, внутри цитадели, располагались дворцы, отличавшиеся от критских простотой планировки, но не уступавшие в роскошном убранстве: орнаменты на полу, изящные фрески. Манера микенской живописи отличается от критской: если критские изображения были тонкими, легкими и динамичными, то микенские герои тяжеловесны. Для иллюстрации этого периода я выбрала вход в город — Львиные ворота, украшенные сценой поклонения львов — божеству (критская колонна). Посмотрите, как массивны фигуры львов, как твердо они стоят на земле.
Дворцовая крито-микенская жизнь начала затухать к XIII-XII веку, вероятно истощив богатства, постройки приходят в запустение, по повторяющимся сюжетам чувствуется усталость искусства. Есть мнение, что около 1250-1190 гг. до нашей эры произошла некая катастрофа, и ослабевшая цивилизация уже не могла восстановиться, а вторгшиеся северные племена ускорили ее падение. Героический мир умолк, однако сохранился в памяти и песнях, чтобы вдохновить и подарить миру одну из самых развитых мировых цивилизаций — Древнюю Элладу.
ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ЭЛЛАДЫ
Непревзойденная и совершенная Древняя Греция, искусство которой понятно всем народам во все времена. Греки создали новую художественную традицию, выросшую из крито-микенских корней.
Темные века и Геометрика
Эта эпоха долгое время считалась небогатой на искусство: расписные сосуды и и статуэтки, украшенные геометрическим узором из ромбов, линий, зигзагов. После окончания микенского мира сменилось несколько вазописных стилей: субмикенский, протогеометрический и, наконец, геометрический, формы становятся все строже, все монументальнее. Иллюстрировать этот период хочется, конечно же, вазой, а именно это амфорой VIII века до нашей эры, которая служила надгробием. Такая амфора служила ритуальным алтарем: стоя над могилой, она сообщалась со своим маленьким двойником в могиле, имевшим такую же форму и роспись. Во время памятных дней в надгробный сосуд наливали жертвенную жидкость (мед с водой).
Древности была свойственна идея «вечного возвращения» после смерти, поэтому на сосудах появлялись две темы или оплакивание, или траурный выезд к некрополю. В центре этой вазы — тема оплакивания, изображающая ритуал, исполнявшийся после смерти, чтобы снова вернуть умершего человека к жизни. Язык символов здесь условен, фигуры символизировали состояния: стоящая фигура — жизнь, лежащая — смерть. Еще одна особенность сосудов — необычайная устойчивость, именно это качество позже найдет отражение во всей греческой архитектуре.
Фотографии для коллажа отсюда
Архаика: ионический, дорический, коринфский
Небольшое отступление в сторону литературы и философии: в этот период уже начинают появляться всем известные имена, не связанные напрямую с визуальным искусством, такие как Гомер, Гераклит и Пифагор. Чтобы добавить немного людей в мое повествование из храмов и ваз, добавлю фрагмент из фрески «Афинская Школа», на которой изображены два из них.
Геометрика приучила древних художников мыслить логически, архаика продвинулась дальше, создав единый архитектурный язык — ордерную систему. Именно в период архаики появляются два ордера, ставшие для многих самым известным знанием о Древней Греции: дорический и ионический. Дорические колонны просты, элегантны, строги, их связываются с мужским стилем в противовес ионическим, легким, изящным, женским. Позже появился еще один тип — коринфский, девический. Ордерная система предполагала использование единой мерки при строительстве (например, локтя или ступни). Ордеры помогают визуально уравновесить верх и низ, и придать постройкам особую законченность. Я бы хотела проиллюстрировать этот период храмом Геры в Пестуме. Колонны здесь уже близки к классической форме, но все еще выглядят немного тяжеловатыми. Древние архитекторы искусно вписывали храмы в природный ландшафт: их строили и на равнинах, и на берегах, на опушках лесов, возвышенностях или у входа в священные ущелья.
Кроме храмов, большие обороты набирала вазопись. Тысячи мастерских расписывали амфоры для вина, женских украшений или масла. Появляется чернофигурная роспись ваз, которая со временем сменится краснофигурной.
Строгая классика и храм Зевса в Олимпии
Помимо краснофигурной вазописи, достигшей здесь своего особого расцвета, активно развивается скульптура, а в архитектуре появляется скульптурный декор. От храма Зевса в Олимпе сохранилось немного: его назначение (именно здесь раз в четыре года справлялись Олимпийские игры); знание, что внутри храма находились статуя Зевса (второе чудо света) и скульптуры с фронтонов. Западный фронтон иллюстрирует сцену нападения кентавров на женщин и мальчиков (фигура Апполона в центре предвещает победу людям), на восточном изображена подготовка к состязаниям. В отличие от западного, восточный фронтон исполнен спокойствия, однако это иллюзорное спокойствие, лица напряжены в ожидании игр. Ранняя классика выражается в строгих образах (поэтому второе название этого периода — строгая классика), а философская тема, проходящая через весь период, обозначена как тема искоренения произвола и воцарения здравомыслия.
Высокая классика и афинский Акрополь
Искусство Греции вступило в полосу расцвета. После персидских разрушений всюду кипит стройка, возводятся храмы, святилища и общественные здания. Правитель Афин, Перикл, заново отстраивает афинский Акрополь.
Вход в Акрополь осуществлялся через парадные ворота (Пропилеи), слева от ворот — картинная галерея, украшенная статуями, а справа — храм Бескрылой Ники, украшенный рельефами. Пройдя через ворота, посетитель оказывался на площади, разделенной на несколько священных участков. На юге возведен огромный дорический Парфенон, посвященный Деве-Афине, а напротив него, на севере, — храм, посвященный Афине-Матери (и ее супругу Посейдону Эрехтею). В северное храме, Эрехтейоне, находился даже бассейн, символизирующий Эрехтеево море. Парфенон, конечно, один из самых прекрасных храмов, поражал своей необычайной гармоничностью (достигнутой особым объединением ионического и дорического ордеров), масштабными фризами, изящными скульптурами, иллюстрирующими мифы об Афине. Внутри Парфенона стояла колоссальная статуя из слоновой кости и золота — Афины Парфенос (Девы). Еще одна статуя Афины в Акрополе находилась на площади — это статуя принадлежала Афине-Путеводительнице в битвах. Полный план местности есть в вики.
Поздняя классика и Гермес с младенцем Дионисом
Греческие полисы (города-государства) воюют между собой почти беспрестанно, что ослабляет древнегреческую цивилизацию. В период Поздней классики происходят фундаментальные изменения в изображениях людей — впервые стали изображать страдание. Ранее считалось, что бесстрастие — черта хорошего тона, и вот — появление выразительных страданий. Работ, иллюстрирующих эту тенденцию, несколько, но я для Поздней классики выбрала работу Праксителя, принадлежавшего к более лирическому направлению: Гермес с младенцем Дионисом. В основе сюжета — мифы о Дионисе, а скульптура запечатлила момент, когда Гермес, несущий Диониса на воспитание нимфам, отдыхает в пути. Лицо Гермеса не резкое, взгляд рассеянный, скульптура исполнена неги от жаркого солнца.
К концу классического периода узость греческих городов-государств изживает себя. Стираются границы, объединяются народы. Отец Александра Македонского подчиняет Грецию (нельзя даже сказать, что завоевывает, так как греки сначала сами приглашают его). Он объединяет Древнюю Грецию под эгидой Коринфского Союза и готовится к нападению на Персию. Александр Македонский довершает дело отца, покоряет полмира и объединяет в одну Империю совершенно противоречивые народы.
Искусство эпохи Эллинизма и Ника
Империя Александра Македонского просуществовала недолго, и после его смерти монархия быстро распадается на части, с несколькими центрами (Сирия, Египет, Пергамское государство). Греция постепенно пустеет, мастера находят заказы у новых правителей. Этот период называется эллинистическим потому, что на разбросанной территории традиции и школы в каждой стране подражают общепризнанному элинистическому стилю. Общей чертой периода является идея величия мира, объединенного на огромном пространстве эллинистической культурой. Строятся города, свободные от прежнего принципа акрополя, с широкими улицами, площадями, храмами, библиотеками; осуществляются и грандиозные проекты, такие как Колосс Родосский. Огромные масштабы построек подчеркивают характерное для эллинистической эпохи стремление вырваться из человеческого мира в мир богов.
Моим самым любимым произведением древнегреческой цивилизации является произведение именно эллинистической эпохи — Ника Самофракийская. Мраморная статуя богини победы представлена на постаменте в форме кормы корабля, тело облагает мокрая одежда, винтообразный поворот тела как бы прорезает воздух, от всей статуи веет мощью и силой. Огромные крылья Ники трепещут за ее спиной, а образ оказывает такое огромное впечатление от летящей динамики, что приходит почти физическое ощущение величия греческой культуры.
Однако, в этот период греческая культура все больше и больше начинает отходить от своей приверженности прежним героическим идеалам. Стареет мир и культура, эллинизм, как встречается в некоторых источниках, — это осень древнегреческого мира. Религиозные и гражданские проблемы перестают волновать общество, люди хотят жить все более незаметно. Постепенно древнегреческая культура вжилась и в новую среду — побежденная Римом, входит она в свой последний этап развития, в роль вдохновителей древниримской культуры.
При подготовке материла использовалась «Энциклопедия по Искусству», Аванта+
А что бы вы выбрали, чтобы проиллюстрировать искусство Древней Греции?
Читайте далее: