Место, на котором находится собор, начиная с времен Римской империи, использовалось для культовых сооружений. Здание, которое мы видим сегодня, стало по счету шестым, возведенным на Шартрском холме взамен уничтоженных пожарами. Возведенный всего за 31 год (1194-1225 гг.) собор явился воплощением полного триумфа готики в архитектуре.
Собор представляет собой трехнефовую базилику, к западному фасаду которой примыкают две башни. Сооружены они были в разное время, поэтому сильно различаются между собой. Главное богатство и гордость собора – уникальные витражи, общей площадью почти 2700 кв.метров. Многие из них датируются XII-XIII веками и выполнены из стекла удивительно чистых и насыщенных цветов. На них изображены картины самой разной тематики, начиная от библейских сцен и заканчивая фигурками меценатов, пожертвовавших деньги на создание витражей.
На полу в центе собора выложен кольцевой лабиринт. Длина правильного пути по нему составляет 258 метров и равняется пути Христа на Голгофу. Верующие двигались по лабиринту на коленях, читая молитвы, что символизировало паломничество в Иерусалим. Покров Девы Марии надежно защитил собор от разрушений и пожаров, спас от необдуманных реконструкций, благодаря чему сегодня он внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Шартрский собор
Шартрский собор, расположен в небольшом городе Шартр на севере Франции, на реке Эр, в 90 км к юго-западу от Парижа.Католический кафедральный собор — величайшее творение готической архитектуры и европейской христианской культуры, который сохранился до наших дней почти нетронутым. Он расположен на высоком холме над городом, отчего получил название «Акрополь Франции».
Над фасадом собора возвышаются две башни, которые отличаются и высотой и внешним видом. Более ранняя, 1134-1150 годов, северная башня имеет романское основание, а венчающий башню ажурный шатер, украшенный прихотливым каменным кружевом, был завершен только в начале XVI века. Южная башня, которая называется «старая колокольня», ближе готике и выдержана в едином стиле с основным зданием собора.
Интерьер собора просто притягивает взгляд. Между аркадами и верхними рядами окон центрального нефа располагается трифорий, массивные колонны собора окружены четырьмя мощными пилястрами. В Шартрском соборе великое множество цветных витражей, которые написаны необычайно насыщенными и чистыми красками и имеют разнообразную тематику изображений.
Пол собора украшен древним лабиринтом 1205 года. Он символизирует путь верующего к Богу и до сих пор используется пилигримами для медитаций. Через этот лабиринт собора есть только один путь.
Зрелая или высокая готика во Франции
Шартрский собор
В 1194 году был заложен собор в Шартре. Это событие считается началом периода высокой готики. Шартрский собор — одно из величайших творений готической архитектуры и европейской христианской культуры в целом. Его ценность в том, что он сохранился до наших дней практически нетронутым. Расположенный на высоком холме над городом, Шартрский собор получил название «Акрополь Франции». Высота центрального нефа Шартрского собора составляет 37 м, высота боковых нефов — 14 м. Одной из особенностей храма и его достопримечательностью является обилие цветных стеклянных витражей. Их в соборе 176, и общая площадь витражей составляет около 2 тыс. кв. м. Шартрский собор — один из немногих соборов Франции, который почти полностью сохранил свое витражное убранство до наших дней. Практически все витражи средневековых европейских храмов являются подражаниями знаменитым витражам Шартрского собора. Наряду со сценами из Ветхого и Нового Завета, с пророками и святыми здесь изображены французские короли и рыцари, ремесленники и крестьяне. С особым мастерством исполнен витраж с изображением Богоматери, получивший название «Богоматерь прекрасного окна» и относящийся к XII веку.
Во все времена паломников привлекали драгоценные реликвии христианства, хранившиеся в Шартрском соборе. До XVIII столетия в соборе хранились голова матери Девы Марии — святой Анны, и очень древняя и глубоко почитаемая деревянная статуэтка Богоматери, носящей под сердцем ребенка, называвшаяся «Черная Мария». Это одно из ранних изображений Девы Марии, вероятно, относилось к первым векам христианства. В конце XVIII столетия, во время погрома, устроенного в годы Великой французской революции, фигурка погибла в огне пожара.
В реликварии собора по сей день хранится Покров Богоматери . Сегодня он представляет собой фрагмент шелковой ткани бежевого цвета длиной около 2 м и шириной 46 см. Первоначально его длина составляла около 5,5 м, но во время революции, чтобы спасти реликвию, духовенство Шартрского собора разделило Покров на несколько фрагментов, которые были розданы людям, сохранившим верность Христу в кровавые времена «свободы, равенства и братства». В 1819 году самый крупный из этих фрагментов был возвращен в храм.
Реймский собор
Реймс-один из первых центров христианства в стране (уже в начале V в. здесь строится первый собор) и место рождения королевства Франция. Именно здесь в 496 г. н. э. первый король франков Хлодвиг принимает христианство. Предание рассказывает, что накануне коронации случилось чудо: посланный с неба голубь принес в клюве фиал, полный елея, необходимого для помазания короля на царство. С тех пор здесь прошли миропомазание на трон двадцать пять королей Франции.
Реймсский собор является одним из самых известных образцов готического искусства во Франции благодаря своей архитектуре и скульптурным композициям и входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Несмотря на длительные сроки строительства и разных архитекторов, собор в Реймсе сохранил единство замысла: многообразие талантов строивших собор зодчих слилось в настоящую каменную симфонию. 64 года ушло на возведение храма.План собора был составлен Жаном д’Орбе. Жан де Лу в 1241 году завершил возведение хора и трансепта. После него строительство в течение восемнадцати лет возглавлял Готье де Реймс, а следующие 35 лет — Бернар де Суассон. Авторству последнего принадлежит замечательное окно-роза на западном фасаде собора. «Галерею Королей» и башни строил до 1311 года Робер де Куси. Массы собора как бы теряют свою тяжесть, и гигантский храм длиной 150 м с двумя 80-метровыми башнями стремительно взлетает к небу.
Первый ярус фасада украшают три массивных портала. Их обрамляют стрельчатые арки.
Центральный портал выше и шире боковых. У главного входа посетителя встречает статуя Богоматери, которой посвящен храм. Два других портала посвящены святому Сиксту и теме Страшного суда. Порталы украшают большие фигуры святых, изваянные в 1220—1225 годах. На втором ярусе главного фасада находится традиционная для французской готики «Галерея Королей», где помещены скульптурные портреты королей Франции и статуи святых.В галерее французских королей находится 56 громадных статуй. В центре – король Хлодвиг со Святым Ремигием и своей женой Клотильдой. Обильно украшены резьбой и скульптурой и боковые фасады, контрфорсы, стены и даже крыша, на которой установлены статуи причудливых чудовищ. Скульптурная резьба украшает и капители колонн внутри собора. Важным новшеством, впервые появившимся в Реймском соборе, стали капители с растительным узором. Впоследствии этот мотив распространился по всей Европе.В cоборе есть одна из самых знаменитых скульптур – «Улыбающийся ангел» или, как ее еще называют, «Улыбка Реймса». А фигура Атланта с искаженной гримасой – прототип Квазимодо из романа Виктора Гюго. Драгоценной реликвией, хранящейся в Реймском соборе, является золотая чаша для коронационных церемоний, относящаяся к XII веку. Из нее причащались короли Франции во время коронации.
Статуя БогоматериУлыбающийся ангел. Встреча Марии и Елизаветы
Шартрский собор, Акрополь Франции
Старинный французский город Шартр, административный центр департамента Эр-и-Луар, расположен в 90 км к юго-западу от Парижа. История его восходит к середине I тысячелетия. Приблизительно к этому же времени относится и появление в Шартре первой христианской церкви, которая, как считают, была построена на месте, где во времена галлов находилось кельтское языческое капище. А спустя некоторое время – точно неизвестно, когда, но не ранее VIII столетия – в Шартре появилась драгоценная реликвия христианства: Покров Богоматери. Предание утверждает, что именно этот покров был на Деве Марии в момент рождения Иисуса Христа.
Согласно одной из наиболее распространенных версий, реликвия появилась в Шартре во времена правления французского короля Карла II Лысого. К тому времени в Шартре сменились уже три церковных здания (все они сгорели от пожаров), и епископ Жильбер вел реконструкцию четвертого, обратив его в городской кафедральный собор. Эта реконструкция началась в 859 году после разорения, которому подвергся город во время набега норманнов годом раньше. Карл Лысый пожертвовал в восстановленный собор драгоценную реликвию – Покров Девы Марии.
В 911 году под стенами Шартра снова появились норманны. Тогда произошло первое чудо, связанное с Покровом. Шартрский епископ Жантельм, надеясь на заступничество Девы Марии, вывесил Покров на городской стене, и норманны, как свидетельствует старинная хроника, обратились в бегство.
Второе чудо в Шартре произошло в 1194 году, когда Шартрский собор, где хранилась священная реликвия, был практически полностью уничтожен громадным трехдневным пожаром. Но ларец, в котором хранился Покров Девы Марии, уцелел! Буквально в последний момент его успели перенести в подземный тайник-часовню, который спас от гибели драгоценную святыню.
Практически сразу после пожара, в 1194 году, в Шартре началось строительство нового собора, затмившего собой все предыдущие постройки. От предыдущего храма уцелел только западный фасад, который был органично включен в объем нового здания.
Новый собор, посвященный Деве Марии и получивший название Нотр-Дам де Шартр, строился почти полтора века и был освящен в 1260 году в присутствии короля Людовика IX. Это первый в истории Франции собор, посвященный Деве Марии. Одновременно строительство Шартрского собора ознаменовало собой триумф нового архитектурного стиля, на протяжении несколько столетий безраздельно царившего в Европе, – готики. Нотр-Дам де Шартр является одним из лучших образцов «чистой» готики, с теми характерными особенностями этого стиля, которые присущи французским средневековым постройкам.
Шартрский собор – одно из величайших творений готической архитектуры и европейской христианской культуры в целом. Его ценность состоит еще и в том, что он счастливо сохранился до наших дней практически нетронутым. Расположенный на высоком холме над городом, Шартрский собор получил название «Акрополя Франции». Его сравнивают с энциклопедией, в которой отразилось миропонимание различных слоев французского общества первой половины XIII века.
Шартрский собор сложен из очень прочного песчаника, который добывался в каменоломнях Бершера, в восьми километрах от Шартра. Некоторые каменные блоки в стенах собора достигают двух-трех метров длину и одного метра в высоту. Собор в плане представляет собой трехнефную базилику. С западной стороны к зданию примыкают две башни, каждая высотой около 90 м. Они очень разные и мало похожи друг на друга. Более ранняя северная башня построена в 1134–1150 годах. Первоначально она была покрыта деревянным шатром, но он сгорел в начале XVI века. Тогда в 1507–1513 годах архитектор Жаном Тексие возвел над башней каменный шатер, украшенный прихотливым каменным кружевом, характерным для эпохи поздней готики. Южная башня – «Старая колокольня» – выглядит гораздо более строго. Построенная в 1145–1165 годах, она сохраняет линии «чистой» готики и выдержана в едином стиле с основным зданием собора.
Западный фасад Шартрского собора – единственное, что уцелело от предыдущей постройки. Его создание относится к 1170 году. Фасад украшают три пышно украшенных великолепными каменными барельефами портала, относящиеся к XII веку. В центральном портале, который называется Королевским порталом, расположена композиция «Христос во славе». Слева и справа от фигуры Христа расположены фантастические крылатые животные, под ними идет широкий скульптурный пояс с тщательно выполненными фигурами святых. Каменные рельефы XIII века украшают северный и южный фасады. Помимо них, с севера и с юга на фасадах здания можно видеть весьма характерное для французской готики огромное, круглое кружевное окно, в проемы которого в свинцовых переплетах вставлены цветные витражи. «Эти огромные круги света, эти огненные колеса, которые мечут молнии, – одна из причин красоты Шартрского собора», – писал французский историк искусства Маль. Диаметр окон трансепта составляет 13 м. Подобное окно вошло в историю искусства под названием «роза». Впервые оно появилось в Шартрском соборе, как утверждают, по заказу короля Людовика IX Святого и его супруги королевы Бланки Кастильской. На витражах «розы» можно видеть гербы Франции и Кастилии, сцены из земной жизни Богоматери и эпизоды Страшного суда.
Шартрский собор – один из немногих соборов Франции, который почти полностью сохранил свое витражное убранство. Обилие цветных витражей ныне является одной из главных особенностей храма. Их в соборе сто семьдесят шесть, а общая площадь витражей составляет около двух тысяч квадратных метров. Это самый большой дошедший до наших дней ансамбль средневековых витражей.
Шартрский собор. Портал центрального входа
Снаружи витражи выглядят почти бесцветными. Их магия раскрывается только в интерьере собора, когда солнечные лучи, проникая сквозь цветные стелка, придают древним краскам наибольшее звучание. В оттенках витражного стекла преобладают красный, сиреневый и голубой цвета. Общую сиреневато-розовую тональность освещения храма в солнечный день пронизывают сполохи красного цвета, а в пасмурную погоду в соборе доминирует голубое мерцание.
«Когда солнце горячо, плиты пола и поверхность столбов покрываются огненными, ультрамариновыми и цвета граната пятнами, растушеванными на зернистой поверхности камня, как от прикосновения пастели, – писал Жан Вийе, исследователь витражей Шартрского собора. – В серую погоду вся церковь наполняется голубоватым мерцанием, придающим большую глубину перспективе, сводам – больше таинственности».
Витражи Шартрского собора сравнивают с иллюстрированной книгой – их тематика чрезвычайно разнообразна. Наряду со сценами из Ветхого и Нового Завета, с пророками и святыми, здесь изображены французские короли и рыцари, ремесленники и крестьяне. С особым мастерством исполнен витраж с изображением Богоматери, получивший название «Богоматерь прекрасного окна» и относящийся к XII веку.
Изготовление цветных витражей в Средние века стоило очень дорого, и почти все они являются пожертвованиями на храм, сделанными богатыми жертвователями. Поскольку они изготавливались разными мастерами в разное время, витражи Шартрского собора заметно отличаются друг от друга.
Высота центрального нефа Шартрского собора составляет 37 м, высота боковых нефов – 14 м. Его богатейшее наружное и внутреннее убранство насчитывает в общей сложности около 10 тысяч скульптурных изображений. В соборе находится огромный резной деревянный алтарь, на котором изображено сорок сюжетов на евангельские темы. Его изготовление продолжалось более двух столетий – алтарь был начат в 1514 году, а закончен только в начале XVIII века. На полу собора цветными каменными плитками выложен своеобразный лабиринт, обозначавший для кающихся паломников тот путь, который они должны были проползти на коленях.
Во все времена паломников привлекали драгоценные реликвии, хранившиеся в Шартрском соборе. До XVIII столетия здесь хранились голова матери Девы Марии – святой Анны, и очень древняя и глубоко почитаемая деревянная статуэтка Богоматери, носящей под сердцем ребенка, имевшая название «Черная Мария». Это одно из ранних изображений Девы Марии, вероятно, относилось к первым векам христианства. В конце XVIII столетия, во время погрома, устроенного в годы французской революции, фигурка погибла в огне пожара.
В реликварии собора по сей день хранится Покров Богоматери (Святой Покров – Sainte Chemise). Сегодня он представляет собой фрагмент шелковой ткани бежевого цвета длиной около двух метров и шириной 46 см. Первоначально его длина составляла около пяти с половиной метров, но во время революции, чтобы спасти реликвию, духовенство Шартрского собора разделило Покров на несколько фрагментов, которые были розданы людям, сохранившим верность Христу в кровавые времена «свободы, равенства и братства». В 1819 году самый крупный из этих фрагментов был возвращен в храм.
Проведенная в 1927 году экспертиза Покрова Богоматери показала, что время его изготовления относится к эпохе гораздо более древней, чем VIII–IX века – время появления реликвии в Шартре. Предполагаемое время изготовления ткани – первый век нашей эры. «Во время проведения исследования, – говорится в акте экспертизы, – не было выявлено никаких фактов, опровергающих предположение, согласно которому на Деве Марии в момент рождения Иисуса Христа была надета именно эта ткань. Тем не менее данное предположение остается всего лишь гипотезой, которая пока что не получила научного подтверждения». Это положение по сей день остается в силе.
Доклад: Шартрский собор
Название: Шартрский собор Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: доклад Добавлен 04:06:37 24 января 2003 Похожие работы Просмотров: 216 Комментариев: 14 Оценило: 5 человек Средний балл: 4.8 Оценка: неизвестно Скачать
Старинный французский город Шартр, административный центр департамента Эр-и-Луар, находится в 90 километрах к юго-западу от Парижа. История города восходит к середине I тысячелетия. Приблизительно к этому же времени относится строительство в Шартре первой католической церкви. А спустя некоторое время в Шартре появилась драгоценная реликвия христианства: Покров Богоматери. Предание утверждает, что именно этот покров был на Богоматери в момент рождения Иисуса Христа.
Согласно одной из наиболее распространенных версий, реликвия появилась в Шартре во времена правления французского короля Карла II Лысого. К тому времени в Шартре епископ Жильбер вел реконструкцию четвертого по счету здания, обратив его в городской кафедральный собор. Карл Лысый пожертвовал в восстановленный собор драгоценную реликвию — Покров Девы Марии.
В 911 году под стенами Шартра появились норманны. Тогда произошло первое чудо, связанное с Покровом. Шартрский епископ Жантельм, надеясь на заступничество Девы Марии, вывесил Покров на городской стене и норманны, как свидетельствует старинная хроника, обратились в бегство.
Второе чудо в Шартре произошло в 1194 году, когда Шартрский собор, где хранилась священная реликивия, был практически уничтожен пожаром. Но ларец, в котором хранился Покров Девы Марии, уцелел! Его успели перенести в подземный тайник-часовню.
Практически сразу после пожара, в 1194 году, в Шартре началось строительство нового собора. От предыдущего храма уцелел только западный фасад, который был включен в объем нового собора.
Новый собор, посвященный Деве Марии и получивший название Нотр-Дам де Шартр, строился почти полтора века и был освящен в 1260 году в присутствии короля Людовика IX. Это первый в истории Франции собор, посвященный Деве Марии. Нотр-Дам де Шартр является одним из лучших образцов «чистой» готики, с теми особенностями стиля, которые присущи французским средневековым постройкам. Его ценность состоит еще и в том, что он сохранился до наших дней практически нетронутым. Расположенный на высоком холме над городом, Шартрский собор получил название «Акрополя Франции». Его сравнивают с энциклопедией, в которой отразилось миропонимание различных слоев французского общества первой половины XIII века.
Собор в плане представляет собой трехнефную базилику. С западной стороны к зданию храма примыкают две башни, каждая высотой около 90 метров. Они мало похожи друг на друга. Более ранняя, северная башня была построена в 1134-1150 годах, а венчающий ее ажурный шатер был установлен только в 1513 году. Шатер украшает прихотливое каменное кружево, характеризующее эпоху поздней готики. В 1507-1513 годах архитектором Жаном Тексие над башней был возведен каменный шатер. Южная башня — «Старая колокольня» — выглядит гораздо более строго. Построенная в 1145-1165 годах, она сохраняет линии «чистой» готики и выдержана в едином стиле с основным зданием собора.
Шартрский собор сложен из прочного песчаника. Некоторые каменные блоки в стенах собора достигают двух-трех метров длину и одного метра в высоту.
Западный фасад Шартрского собора — единственное, что уцелело от предыдущей постройки. Его создание относится к 1170 году. Фасад украшают три пышно украшенных великолепными каменными барельефами портала, относящиеся к XII веку. В центральном портале, который называется Королевским порталом, расположена композиция «Христос во славе». Слева и справа от фигуры Христа расположены фантастические крылатые животные, под ними идет широкий скульптурный пояс с тщательно выполненными фигурами святых. Каменные рельефы XIII века украшают северный и южный фасады. Помимо них, с севера и с юга на фасадах здания можно видеть весьма характерное для французской готики огромное, круглое кружевное окно, в проемы которого в свинцовых переплетах вставлены цветные витражи. «Эти огромные круги света, эти огненные колеса, которые мечут молнии — одна из причин красоты Шартрского собора», — писал французский историк искусства Маль. Диаметр окон трансепта составляет 13 метров. Подобное окно вошло в историю искусства под названием «роза». Впервые оно появилось в Шартрском соборе, как утверждают, по заказу короля Людовика IX Святого и его супруги королевы Бланки Кастильской. На витражах «розы» можно видеть гербы Франции и Кастилии, сцены из земной жизни Богоматери и сцены Страшного суда.
Шартрский собор
Старинный французский город Шартр, административный центр департамента Эр-и-Луар, находится в 90 километрах к юго-западу от Парижа. История города восходит к середине I тысячелетия. Приблизительно к этому же времени относится строительство в Шартре первой католической церкви. А спустя некоторое время в Шартре появилась драгоценная реликвия христианства: Покров Богоматери. Предание утверждает, что именно этот покров был на Богоматери в момент рождения Иисуса Христа.
Согласно одной из наиболее распространенных версий, реликвия появилась в Шартре во времена правления французского короля Карла II Лысого. К тому времени в Шартре епископ Жильбер вел реконструкцию четвертого по счету здания, обратив его в городской кафедральный собор. Карл Лысый пожертвовал в восстановленный собор драгоценную реликвию — Покров Девы Марии.
В 911 году под стенами Шартра появились норманны. Тогда произошло первое чудо, связанное с Покровом. Шартрский епископ Жантельм, надеясь на заступничество Девы Марии, вывесил Покров на городской стене и норманны, как свидетельствует старинная хроника, обратились в бегство.
Второе чудо в Шартре произошло в 1194 году, когда Шартрский собор, где хранилась священная реликивия, был практически уничтожен пожаром. Но ларец, в котором хранился Покров Девы Марии, уцелел! Его успели перенести в подземный тайник-часовню.
Практически сразу после пожара, в 1194 году, в Шартре началось строительство нового собора. От предыдущего храма уцелел только западный фасад, который был включен в объем нового собора.
Новый собор, посвященный Деве Марии и получивший название Нотр-Дам де Шартр, строился почти полтора века и был освящен в 1260 году в присутствии короля Людовика IX. Это первый в истории Франции собор, посвященный Деве Марии. Нотр-Дам де Шартр является одним из лучших образцов «чистой» готики, с теми особенностями стиля, которые присущи французским средневековым постройкам. Его ценность состоит еще и в том, что он сохранился до наших дней практически нетронутым. Расположенный на высоком холме над городом, Шартрский собор получил название «Акрополя Франции». Его сравнивают с энциклопедией, в которой отразилось миропонимание различных слоев французского общества первой половины XIII века.
Собор в плане представляет собой трехнефную базилику. С западной стороны к зданию храма примыкают две башни, каждая высотой около 90 метров. Они мало похожи друг на друга. Более ранняя, северная башня была построена в 1134-1150 годах, а венчающий ее ажурный шатер был установлен только в 1513 году. Шатер украшает прихотливое каменное кружево, характеризующее эпоху поздней готики. В 1507-1513 годах архитектором Жаном Тексие над башней был возведен каменный шатер. Южная башня — «Старая колокольня» — выглядит гораздо более строго. Построенная в 1145-1165 годах, она сохраняет линии «чистой» готики и выдержана в едином стиле с основным зданием собора.
Шартрский собор сложен из прочного песчаника. Некоторые каменные блоки в стенах собора достигают двух-трех метров длину и одного метра в высоту.
Западный фасад Шартрского собора — единственное, что уцелело от предыдущей постройки. Его создание относится к 1170 году. Фасад украшают три пышно украшенных великолепными каменными барельефами портала, относящиеся к XII веку. В центральном портале, который называется Королевским порталом, расположена композиция «Христос во славе». Слева и справа от фигуры Христа расположены фантастические крылатые животные, под ними идет широкий скульптурный пояс с тщательно выполненными фигурами святых. Каменные рельефы XIII века украшают северный и южный фасады. Помимо них, с севера и с юга на фасадах здания можно видеть весьма характерное для французской готики огромное, круглое кружевное окно, в проемы которого в свинцовых переплетах вставлены цветные витражи. «Эти огромные круги света, эти огненные колеса, которые мечут молнии — одна из причин красоты Шартрского собора», — писал французский историк искусства Маль. Диаметр окон трансепта составляет 13 метров. Подобное окно вошло в историю искусства под названием «роза». Впервые оно появилось в Шартрском соборе, как утверждают, по заказу короля Людовика IX Святого и его супруги королевы Бланки Кастильской. На витражах «розы» можно видеть гербы Франции и Кастилии, сцены из земной жизни Богоматери и сцены Страшного суда.
Глава 36. Штаб полиции Парижа засек самолет, который двигался с острова Кипр в сторону Шартра
Штаб полиции Парижа засек самолет, который двигался с острова Кипр в сторону Шартра. Этот самолет не был зарегистрирован на французских авиалиниях, на запросы диспетчерской службы самолет не отвечал. Ему была запрещена посадка в любом аэропорту Франции, но экипаж не послушал и приземлился в аэропорту Шартра, где пассажиров не успели перехватить. Им удалось скрыться до приезда шартрской полиции.
Мишель Наротье приказал выслать наряды полицейских, жандармов и специальные группы захвата в Шартр. Он лично последовал в город.
Еще с Кипра Магистр связался с новым начальником послушников и приказал прислать две сотни воинов – рыцарей – в Шартрский собор. Послушники, одетые в черные балахоны, скрепленные эмблемой с фениксом, прибыли в город.
Тем временем, укрывшись от полиции, преферити вышли на площадь перед собором. Великолепное трехнефное здание возвысило свои каменные стены на площади в самом сердце Шартра. Величие, могущество, сила – все это подходило под описание такого грандиозного сооружения, от одного вида которого перехватывало дух. Высокие колокольни уходили острыми шпилями в небо на высоту больше ста метров. Построенный на месте древнего кельтского капища и нескольких сгоревших церквей, новый собор, посвященный Деве Марии и получивший название Нотр-Дам де Шартр, создавали почти полтора века и освятили в 1260 году в присутствии короля Людовика IX. Это первый в истории Франции собор, посвященный Деве Марии. Одновременно строительство Шартрского собора ознаменовало собой триумф нового архитектурного стиля, готики, на протяжении нескольких столетий безраздельно царившего в Европе. Нотр-Дам де Шартр – один из лучших образцов «чистой» готики, с характерными особенностями этого стиля, которые присущи французским средневековым постройкам.
Его ценность в том, что он сохранился до наших дней практически нетронутым. Расположенный на высоком холме над городом, Шартрский собор получил название «Акрополь Франции». Его сравнивают с энциклопедией, в которой отразилось миропонимание различных слоев французского общества первой половины XIII века.
Преферити быстрым шагом направились к парадному входу в собор. Величие этого сооружения поражало, но когда они попали внутрь, то забыли обо всем, что до того видели, слышали и знали. Огромной высоты потолки, фрески, лепнина, канделябры, люстры и гигантские витражи – все слилось в неописуемую феерию роскоши и красоты.
По нефу прогуливались туристы, разглядывая великолепие красок, а преферити направились через зал напрямик к алтарю, над которым возвышалась величественная статуя из палисандра. Дева Мария и Иисус были одеты в золотые одежды, а на головах красовались дорогие короны. Такое почитание Богоматери было основой шартрской церкви, также как и Ордена тамплиеров.
Теперь не оставалось сомнений, что именно в этом соборе сокрыты тайны величайшего Ордена.
Вскоре в собор вошли две сотни рыцарей, которые быстро выпроводили туристов. Они заперли ворота и подперли их лавками.
– Что здесь происходит! Я вызову полицию! – воскликнул епископ, выйдя из боковой комнаты. – Как вы смеете осквернять святую обитель… – в следующее мгновение стрела, выпущенная из арбалета, пронзила его сердце.
– Магистр, что вы делаете? – гневно спросила герцогиня.
– Как вы можете совершать убийство под сенью этого великого собора? – также вступилась за церковь Ариадна.
– Вы не понимаете сути нашего пребывания здесь! Самолет вычислили, а мне ничего не остается, кроме как обороняться здесь! Если полиции дорог этот собор, то у нас будет достаточно времени, чтобы найти архив и сокровища, – объяснил Магистр.
– Что это за люди? – спросила Мерьем.
– Мои рыцари, воители возрожденного Ордена тамплиеров, – ответил Магистр.
– И вы думаете, что они нас защитят с помощью арбалетов? – иронично спросила Ариадна.
– Снимите балахоны! – приказал Магистр.
Только теперь преферити увидели истинное облачение воинов, скрываемое под необъятными плащами. Кевларовая броня и пуленепробиваемые щиты. Две сотни хорошо вооруженных стражей закончили укреплять ворота, после чего выстроились в десять шеренг посреди нефа.
Магистр распорядился начинать поиски сокровищ, искать все, что связано с символикой Ордена тамплиеров, все изображения Девы Марии, а главное обследовать ниши и лабиринт, представлявшие прекрасное место для хранения сокровищ.
Преферити все это не нравилось, но делать было нечего, ведь скоро здесь появится полиция и совсем не нужно, чтобы они видели архивы, ведь их нужно сохранить в тайне.
Все разошлись по собору. Осматривали каждую плитку на полу, каждую розу на стене, каждый витраж и особенно статую Богоматери.
Но Лейле очень захотелось подняться на колокольню в старой башне, которая пережила несколько пожаров, и не была перестроена. Она предполагала, что именно там сохранены сокровища, а Тимур с ней согласился. Они подошли к лестнице и незаметно исчезли.
В этот же момент за окнами собора послышались звуки полицейских сирен. На площадь въехали десятки машин, а также прибыли около сотни жандармов. Полиция увела людей с площади и оцепила собор заграждением. «Теперь вам так просто не уйти!» – радостно подумал Мишель Наротье, когда все его приказы были сделаны. Но вторгаться в священную обитель полицейские опасались, ведь это осквернение храма Господня.
Лейла взбежала вверх по мраморным ступеням, после чего оглядела площадь. Полицейские не спешили прорываться в здание, что было очень кстати. Она обернулась к главному колоколу. Это был огромный колокол с десятками надписей по кайме. Все надписи говорили о Боге, религии и церкви.
Лейла подошла ближе и заглянула под колокол. И она нашла то, что искала. Надпись на итальянском языке нисколько ее не смутила, ведь она ожидала здесь увидеть именно ее.
– Тимур, посмотри! – позвала она.
– Что там? Ты что-то нашла… – слова замерли при виде этой надписи.
– Вот тебе и всевидящий, и всезнающий Великий Хранитель, – сказала она.
– Не может быть. Выходит колокол из Ватикана?
– Basilіca di San Pietro in Vaticano, – кивнула Лейла.
– Так значит… – он посмотрел на пол и увидел еще одну розу – символ тамплиеров. – Да нет же! Это невозможно! – он попятился назад.
– Это место, где тамплиеры спрятали сокровища. Проходя по лестнице, я заметила, что последнее перекрытие колокольни намного толще остальных, очевидно, что здесь двойное перекрытие, а эта роза – люк.
– Просто невообразимо, что же архивы пролежали здесь семь веков? Их могли найти!
– Собор никто не перестраивал и не ремонтировал. Здесь никогда не велись реконструкционные работы с момента постройки. Идеальное место! Сюда никто не стал бы лезть, чтобы достать тайные архивы! Это ведь собор, собор Богоматери, Девы Марии! – восторженно говорила Лейла.
– Да, но все это просто… просто непостижимо. Неужели под нашими ногами тайное хранилище, которое оберегали столько веков.
– Именно, Тимур! Пора бы его открыть!
– Нет, нам не следует этого делать, ведь отец настаивал на том, чтобы сберечь тайну тамплиеров.
– Неужели тебе не интересно? – спросила Лейла, улыбнувшись. – Мы столько времени провели в поисках, ради этого погибло столько людей, а ты не хочешь хотя бы проверить наши догадки. Вдруг просто архитекторы ошиблись и сделали перекрытие толще, а наверху решили украсить пол розой? – иронично спросила Лейла.
– Нет, это действительно хранилище, – прошептал Тимур, подходя к розе.
Внезапный шум на площади заставил их обернуться. Полковник приказал штурмовать собор, а группа полицейских уже несла тяжелую каменную лавочку с площади к воротам, чтобы таранить их.
На колокольню взошел Лью Бовейн и призвал их спускаться, но Лейла отказалась. Что-то в тот момент подсказывало ей, что этому человеку доверять нельзя, но Тимур уже все ему рассказал. Лью Бовейн пришел в восторг и, не обращая внимания на таран и штурм, присел на корточки около розы. Они с Тимуром сдвинули мраморный герб тамплиеров, и их взору открылась большая ниша, где стоял вместительный золотой сундук, инкрустированный драгоценными каменьями.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения:При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9348 — | 7297 — или читать все.
Отключите adBlock! и обновите страницу (F5) очень нужно
Шартрский собор, Акрополь Франции
На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии. Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году, был возведён романский собор с огромной криптой. Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 года. От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта. Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания.
Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи.
Шартрский собор сохранился с конца XIII века до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограбления, не реставрировался и не перестраивался.
Архитектура
Наружное устройство
Трёхнефное здание в плане представляет собой латинский крест с коротким трёхнефным трансептом и деамбулаторием. Восточная часть храма имеет несколько полукруглых радиальных часовен. Три из них заметно выступают за границы полукруга деамбулатория, четыре оставшиеся имеют меньшую глубину. На момент постройки своды Шартрского собора были высочайшими во Франции, что достигалось за счёт использования опирающихся на контрфорсы аркбутанов. Дополнительные аркбутаны, поддерживающие апсиду, появились в XIV веке. Шартрский собор был первым, в конструкции которого использовался этот архитектурный элемент, что придало ему совершенно невиданные ранее внешние очертания, позволило увеличить размеры оконных проёмов и высоту нефа (36 метров).
Особенностью внешнего вида собора являются две его сильно различающиеся башни. 105-метровый шпиль южной башни постройки 1140 года выполнен в форме незамысловатой романской пирамиды. Северная башня высотой 113 метров имеет основание, оставшееся от романского собора, а шпиль башни появился в начале XVI века и выполнен в стиле пламенеющей готики.
Шартрский собор имеет девять порталов, три из которых сохранились от старого романского собора. Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей. Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, использует сюжеты Нового Завета с центральной композицией, посвящённой Страшному Суду. Западный портал Христа и Девы Марии, более известный как Королевский, датируется 1150 годом и известен изображением Христа во Славе, созданном в XII веке.
Входы в северный и южный трансепты украшены скульптурами XIII века. Всего убранство собора насчитывает около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла [1] .
На южной стороне собора расположены астрономические часы XVI века. До поломки часового механизма в 1793 году они показывали не только время, но и день недели, месяц, время восхода и заката Солнца, фазы Луны и текущий знак Зодиака.
Не менее примечателен интерьер собора. Просторный неф, не имеющий себе равных во всей Франции, устремляется к великолепной апсиде, расположенной в восточной части собора. Между аркадами и верхними рядами окон центрального нефа располагается трифорий, массивные колонны собора окружены четырьмя мощными пилястрами. Сводчатая галерея деамбулатория огибает хор и алтарную часть, которые отделены от остального пространства резной стеной. Стена появилась в начале XVI века и два последующих столетия постепенно украшалась резными фигурами, изображающими сцены из жизни Христа и Богородицы.
Собор славится цветными витражами, общая площадь которых составляет около 2000 м 2 [1] . Шартрская коллекция средневековых витражей является абсолютно уникальной: более 150 окон, наиболее древние из которых были созданы в XII веке. Помимо больших витражных роз на западном фасаде, южном и северном трансептах, наиболее известными являются витражное окно 1150 года «Богородица из красивого стекла» и композиция «Древо Иесеево».
Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян.
Пол собора украшен древним лабиринтом 1205 года. Он символизирует путь верующего к богу и до сих пор используется пилигримами для медитаций. Через этот лабиринт собора есть только один путь. Размер лабиринта практически совпадает с размером оконной розы западного фасада, а расстояние от западного входа до лабиринта в точности равно высоте расположения окна.
Название книги
100 великих храмов
Губарева Марина Владимировна
Низовский Андрей Юрьевич
Шартрский собор
Старинный французский город Шартр, административный центр департамента Эр-и-Луар, расположен в 90 км к юго-западу от Парижа. История его восходит к середине I тысячелетия. Приблизительно к этому же времени относится и появление в Шартре первой христианской церкви, которая, как считают, была построена на месте, где во времена галлов находилось кельтское языческое капище. А спустя некоторое время – точно неизвестно, когда, но не ранее VIII столетия – в Шартре появилась драгоценная реликвия христианства: Покров Богоматери. Предание утверждает, что именно этот покров был на Деве Марии в момент рождения Иисуса Христа.
Согласно одной из наиболее распространенных версий, реликвия появилась в Шартре во времена правления французского короля Карла II Лысого. К тому времени в Шартре сменились уже три церковных здания (все они сгорели от пожаров), и епископ Жильбер вел реконструкцию четвертого, обратив его в городской кафедральный собор. Эта реконструкция началась в 859 году после разорения, которому подвергся город во время набега норманнов годом раньше. Карл Лысый пожертвовал в восстановленный собор драгоценную реликвию – Покров Девы Марии.
В 911 году под стенами Шартра снова появились норманны. Тогда произошло первое чудо, связанное с Покровом. Шартрский епископ Жантельм, надеясь на заступничество Девы Марии, вывесил Покров на городской стене, и норманны, как свидетельствует старинная хроника, обратились в бегство.
Второе чудо в Шартре произошло в 1194 году, когда Шартрский собор, где хранилась священная реликвия, был практически полностью уничтожен громадным трехдневным пожаром. Но ларец, в котором хранился Покров Девы Марии, уцелел! Буквально в последний момент его успели перенести в подземный тайник-часовню, который спас от гибели драгоценную святыню.
Практически сразу после пожара, в 1194 году, в Шартре началось строительство нового собора, затмившего собой все предыдущие постройки. От предыдущего храма уцелел только западный фасад, который был органично включен в объем нового здания.
Новый собор, посвященный Деве Марии и получивший название Нотр-Дам де Шартр, строился почти полтора века и был освящен в 1260 году в присутствии короля Людовика IX. Это первый в истории Франции собор, посвященный Деве Марии. Одновременно строительство Шартрского собора ознаменовало собой триумф нового архитектурного стиля, на протяжении несколько столетий безраздельно царившего в Европе, – готики. Нотр-Дам де Шартр является одним из лучших образцов «чистой» готики, с теми характерными особенностями этого стиля, которые присущи французским средневековым постройкам.
Шартрский собор – одно из величайших творений готической архитектуры и европейской христианской культуры в целом. Его ценность состоит еще и в том, что он счастливо сохранился до наших дней практически нетронутым. Расположенный на высоком холме над городом, Шартрский собор получил название «Акрополя Франции». Его сравнивают с энциклопедией, в которой отразилось миропонимание различных слоев французского общества первой половины XIII века.
Шартрский собор сложен из очень прочного песчаника, который добывался в каменоломнях Бершера, в восьми километрах от Шартра. Некоторые каменные блоки в стенах собора достигают двух-трех метров длину и одного метра в высоту. Собор в плане представляет собой трехнефную базилику. С западной стороны к зданию примыкают две башни, каждая высотой около 90 м. Они очень разные и мало похожи друг на друга. Более ранняя северная башня построена в 1134–1150 годах. Первоначально она была покрыта деревянным шатром, но он сгорел в начале XVI века. Тогда в 1507–1513 годах архитектор Жаном Тексие возвел над башней каменный шатер, украшенный прихотливым каменным кружевом, характерным для эпохи поздней готики. Южная башня – «Старая колокольня» – выглядит гораздо более строго. Построенная в 1145–1165 годах, она сохраняет линии «чистой» готики и выдержана в едином стиле с основным зданием собора.
Западный фасад Шартрского собора – единственное, что уцелело от предыдущей постройки. Его создание относится к 1170 году. Фасад украшают три пышно украшенных великолепными каменными барельефами портала, относящиеся к XII веку. В центральном портале, который называется Королевским порталом, расположена композиция «Христос во славе». Слева и справа от фигуры Христа расположены фантастические крылатые животные, под ними идет широкий скульптурный пояс с тщательно выполненными фигурами святых. Каменные рельефы XIII века украшают северный и южный фасады. Помимо них, с севера и с юга на фасадах здания можно видеть весьма характерное для французской готики огромное, круглое кружевное окно, в проемы которого в свинцовых переплетах вставлены цветные витражи. «Эти огромные круги света, эти огненные колеса, которые мечут молнии, – одна из причин красоты Шартрского собора», – писал французский историк искусства Маль. Диаметр окон трансепта составляет 13 м. Подобное окно вошло в историю искусства под названием «роза». Впервые оно появилось в Шартрском соборе, как утверждают, по заказу короля Людовика IX Святого и его супруги королевы Бланки Кастильской. На витражах «розы» можно видеть гербы Франции и Кастилии, сцены из земной жизни Богоматери и эпизоды Страшного суда.
Шартрский собор – один из немногих соборов Франции, который почти полностью сохранил свое витражное убранство. Обилие цветных витражей ныне является одной из главных особенностей храма. Их в соборе сто семьдесят шесть, а общая площадь витражей составляет около двух тысяч квадратных метров. Это самый большой дошедший до наших дней ансамбль средневековых витражей.
Шартрский собор. Портал центрального входа
Снаружи витражи выглядят почти бесцветными. Их магия раскрывается только в интерьере собора, когда солнечные лучи, проникая сквозь цветные стелка, придают древним краскам наибольшее звучание. В оттенках витражного стекла преобладают красный, сиреневый и голубой цвета. Общую сиреневато-розовую тональность освещения храма в солнечный день пронизывают сполохи красного цвета, а в пасмурную погоду в соборе доминирует голубое мерцание.
«Когда солнце горячо, плиты пола и поверхность столбов покрываются огненными, ультрамариновыми и цвета граната пятнами, растушеванными на зернистой поверхности камня, как от прикосновения пастели, – писал Жан Вийе, исследователь витражей Шартрского собора. – В серую погоду вся церковь наполняется голубоватым мерцанием, придающим большую глубину перспективе, сводам – больше таинственности».
Витражи Шартрского собора сравнивают с иллюстрированной книгой – их тематика чрезвычайно разнообразна. Наряду со сценами из Ветхого и Нового Завета, с пророками и святыми, здесь изображены французские короли и рыцари, ремесленники и крестьяне. С особым мастерством исполнен витраж с изображением Богоматери, получивший название «Богоматерь прекрасного окна» и относящийся к XII веку.
Изготовление цветных витражей в Средние века стоило очень дорого, и почти все они являются пожертвованиями на храм, сделанными богатыми жертвователями. Поскольку они изготавливались разными мастерами в разное время, витражи Шартрского собора заметно отличаются друг от друга.
Высота центрального нефа Шартрского собора составляет 37 м, высота боковых нефов – 14 м. Его богатейшее наружное и внутреннее убранство насчитывает в общей сложности около 10 тысяч скульптурных изображений. В соборе находится огромный резной деревянный алтарь, на котором изображено сорок сюжетов на евангельские темы. Его изготовление продолжалось более двух столетий – алтарь был начат в 1514 году, а закончен только в начале XVIII века. На полу собора цветными каменными плитками выложен своеобразный лабиринт, обозначавший для кающихся паломников тот путь, который они должны были проползти на коленях.
Во все времена паломников привлекали драгоценные реликвии, хранившиеся в Шартрском соборе. До XVIII столетия здесь хранились голова матери Девы Марии – святой Анны, и очень древняя и глубоко почитаемая деревянная статуэтка Богоматери, носящей под сердцем ребенка, имевшая название «Черная Мария». Это одно из ранних изображений Девы Марии, вероятно, относилось к первым векам христианства. В конце XVIII столетия, во время погрома, устроенного в годы французской революции, фигурка погибла в огне пожара.
В реликварии собора по сей день хранится Покров Богоматери (Святой Покров – Sainte Chemise). Сегодня он представляет собой фрагмент шелковой ткани бежевого цвета длиной около двух метров и шириной 46 см. Первоначально его длина составляла около пяти с половиной метров, но во время революции, чтобы спасти реликвию, духовенство Шартрского собора разделило Покров на несколько фрагментов, которые были розданы людям, сохранившим верность Христу в кровавые времена «свободы, равенства и братства». В 1819 году самый крупный из этих фрагментов был возвращен в храм.
Проведенная в 1927 году экспертиза Покрова Богоматери показала, что время его изготовления относится к эпохе гораздо более древней, чем VIII–IX века – время появления реликвии в Шартре. Предполагаемое время изготовления ткани – первый век нашей эры. «Во время проведения исследования, – говорится в акте экспертизы, – не было выявлено никаких фактов, опровергающих предположение, согласно которому на Деве Марии в момент рождения Иисуса Христа была надета именно эта ткань. Тем не менее данное предположение остается всего лишь гипотезой, которая пока что не получила научного подтверждения». Это положение по сей день остается в силе.
Шартрский собор, Акрополь Франции
Риза Божией Матери в Шартре
Старинный французский город Шартр (Chartres), административный центр департамента Эр-и-Луар (Eure-et-Loir), находится в 90 километрах к юго-западу от Парижа. История города восходит к середине I тысячелетия. Приблизительно к этому же времени относится строительство в Шартре первой христианской церкви. Спустя некоторое время в Шартре появилась драгоценная святыня: Плат (риза, покров) Пресвятой Богородицы. Предание утверждает, что именно этот Плат был на Пречистой Деве в момент рождения Богомладенца Иисуса Христа. Риза (плат) Божией Матери была принесена в Шартр в 876 году королем Шарлем «Лысым». Согласно одной из наиболее распространенных версий, святыня появилась в Шартре в 876 году во времена правления французского короля Карла II Лысого. К тому времени шартрский епископ Жильбер вел реконструкцию четвертого по счету здания, обратив его в городской кафедральный собор. Карл Лысый пожертвовал Плат Божией Матери в восстановленный собор.
В 911 году под стенами Шартра появились норманны. Тогда произошло первое чудо, связанное со святыней. Шартрский епископ Жантельм, надеясь на заступничество Девы Марии, вывесил Плат на городской стене, и норманны, как свидетельствует старинная хроника, обратились в бегство. Второе чудо в Шартре произошло в 1194 году, когда Шартрский собор, где хранился Плат, был практически уничтожен пожаром. Но ларец, в котором хранилась святыня, уцелел! Его успели перенести в подземную часовню. Практически сразу после пожара, в 1194 году, в Шартре началось строительство нового собора. От предыдущего храма уцелел только западный фасад, который был включен в объем нового собора.
Католический собор Notre-Dame в Шартре. Здесь с 876 года хранится Плат Божией Матери.
Новый собор, посвященный Деве Марии и получивший название Нотр-Дам де Шартр (Notre-Dame de Chartres), строился почти полтора века и был освящен в 1260 году в присутствии короля Людовика IX (*). Католический собор Божией Матери в Шартре является одним из лучших образцов «чистой» готики, с теми особенностями стиля, которые присущи французским средневековым постройкам. Его ценность состоит еще и в том, что он сохранился до наших дней практически нетронутым. Расположенный на высоком холме над городом, Шартрский собор получил название «Акрополя Франции». Его сравнивают с энциклопедией, в которой отразилось миропонимание различных слоев французского общества первой половины XIII века.
Шартрский собор, Акрополь Франции
1260 год, Франция
Координаты: 48 o 26 ‘ 50 » с.ш. 1 o 29 ‘ 16 » в.д., смотреть на карте Google
В 90 км к юго-западу от Парижа, в небольшом городе Шартр находится один из ярчайших образчиков средневековой архитектуры – Шартрский собор. Здесь еще с IV века стояли церкви – они горели, разрушались, ветшали, но всякий раз восстанавливались. Место стало считаться священным. А с 876 года в Шартре хранится одна из главных христианских реликвий – плащаница Богородицы, которой, по преданию, укрывалась Дева Мария, разрешаясь от родов. Верующие считают эту плащаницу чудодейственной. То, что она сохранилась до наших дней в неприкосновенности, и вправду похоже на чудо.
Когда в 911 году к стенам средневекового Шартра пришли завоеватели-норманны во главе со своим королем Грольфом, осажденные понимали, что им не отстоять город – силы были слишком неравны. И тогда епископ Жантельм вышел на крепостную стену с плащаницей в руках, и развернул ее как знамя. Вид реликвии так подействовал на горожан, что они кинулись в атаку на норманнов, и натиск их был таким отчаянным и неожиданным, что захватчики в замешательстве бросились отступать, и во время бегства понесли огромные потери. Грольф был так потрясен этим событием, что посчитал его знамением, принял христианство, и стал Роллоном, после чего женился на дочери короля франков Карла III. Чудодейственная сила плащаницы стала известна далеко за пределами Франции.
Святыня хранилась в церкви, которая постоянно достраивалась. К сожалению, соборы в те времена регулярно гибли в пожарах – первый кафедральный собор в Шартре полностью сгорел в 1020 году, возведенный после него романский собор тоже оказался в огне, как и весь город, выгоревший практически полностью в 1134-м. Собор устоял, но в 1194 году произошел новый пожар, в результате которого здание даже частично обвалилось. Огонь бушевал так, что внутри храма не осталось практически ничего – погибли все витражи и книги. Горожане были совершенно уверены, что плащаница тоже сгорела, но произошло очередное чудо: несколько монахов, сумевшие укрыться от пламени в крипте храма, в конце концов вышли наружу невредимыми, и плащаницу они сумели сохранить.
Это чудесное спасение горожане сочли знаком свыше, и немедленно приняли решение построить новый собор, который был бы больше и прекраснее, чем все храмы до него. Воодушевление было огромным. Тысячи жителей Франции пожертвовали на строительство личные деньги, а многие горожане еще и строили его своими руками, добровольно доставляли камень из каменоломен. Долгих 26 лет длилось возведение величественного здания, и основные работы закончили только в 1220 году. 24 октября 1260 года Шартрский собор освятили в присутствии Людовика IX. На сей раз зданию повезло больше – с тех пор храм ни разу не горел и не разрушался. Таким образом, удивительный Шартрский собор во Франции сохранился до наших дней в первозданном виде, таком, каким он был несколько сотен лет назад, в 13 веке.
В плане этот храм представляет собой классический латинский крест, внутренняя высота достигает 36 метров. Особенность собора – две сильно отличающиеся друг от друга башни, высотой 105 и 113 метров. Первая, построенная в 12 веке, представляет собой простую романскую пирамиду, вторая, возведенная на основании старого романского собора, выполнена в стиле «пламенеющей готики», и ее построили в начале XVI века. Посетителей неизменно поражают роскошные старинные витражи, общая площадь которых составляет 2000 кв.м. Насыщенность и чистота красок, огромная широта тематики делают витражи Шартрского собора одними из лучших и ценнейших произведений искусства средних веков в мире.
В 1979 году собор был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас к нему стекаются не только многочисленные туристы со всех уголков земли, но и религиозные паломники, желающие увидеть ту самую старинную святыню христиан – плащаницу Богородицы, которая, как и тысячу лет назад, по-прежнему хранится здесь.