Семья муз аполлона

Аполлон

Златокудрый сын Зевса, бог света, бог искусства, целитель, покровитель юношей, покровитель мореходов, грозный мститель всему злому, прорицатель воли Зевса, покровитель троянцев в Троянской войне, Аполлон равен Зевсу по поклонению.

Аполлон был действующим лицом многих мифов. Но более всего он прославился как музыкант, бог музыки. В этих мифах отразилось нечто большее, чем просто увлекательные сюжеты. В них — выверенное веками понимание существа музыкального искусства, его значения для человеческого общества, психологии музыканта. Аполлону, как верховному богу музыки, приписывают даже отцовство Орфея — по многим мифам изобретателя музыки и стихосложения.

ГЕРМЕС ПОХИЩАЕТ КОРОВ АПОЛЛОНА

Едва родился Гермес в прохладном гроте Киллены, как уже замыслил первую свою проделку. Он решил похитить коров у сребролукого Аполлона, который пас в это время стада в долине Пиэрии, в Македонии. Тихонько, чтобы не заметила мать, выбрался Гермес из пеленок, выпрыгнул из колыбели и прокрался к выходу из грота. У самого грота он увидел черепаху, поймал ее и из ее панциря и трех веток сделал первую лиру, натянув на нее сладкозвучные струны. Тайком вернулся Гермес в грот, спрятал лиру в своей колыбели, а сам опять ушел и быстро, как ветер, понесся в Пиэрию. Там он похитил из стада Аполлона пятнадцать коров, привязал к их ногам тростник и ветки, чтобы замести след, и быстро погнал коров по направлению к Пелопоннесу.

Я не буду пересказывать этот длинный, полный приключений и хитроумных проделок миф. Скажу лишь, что Аполлон предпринял великие усилия, чтобы вернуть похищенных коров, он был чрезвычайно сердит, заставлял проказника Гермеса идти в пеленках к отцу их Зевсу, чтобы тот разрешил их спор, наконец, готов был даже убить его. Как ни изворачивался Гермес, как ни хитрил, все же Зевс велел ему отдать Аполлону похищенных коров.

С Олимпа повел Гермес Аполлона в Пилос, захватив по дороге сделанную им лиру. В Пилосе он показал, где спрятаны коровы. Пока Аполлон выгонял коров из пещеры, Гермес сел около нее на камне и заиграл на лире. Дивные звуки огласили долину и песчаный берег моря. Изумленный Аполлон с восторгом слушал игру Гермеса. Он отдал Гермесу за его лиру похищенных коров — так пленили его звуки лиры. А Гермес, чтобы забавляться, когда будет пасти коров, изобрел себе свирель, столь любимую пастухами Греции.

Любовь к музыке, призвание музыканта сильнее обыденных практических интересов. Бог Аполлон выбрал музыку по воле бога же Гермеса. Так понимание музыки как высокого искусства, возвышающего человека и управляющего им, запечатлелось в легенде о божественном происхождении музыкального инструмента и его звуков.

АПОЛЛОН И МУЗЫ

Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хороводы с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины (богини памяти), — постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа — муза эпической поэзии и науки, Евтерпа — муза лирической поэзии, Эрато — муза любовной поэзии, Мельпомена — муза трагедии, Талия — муза комедии, Терпсихора — муза танцев, Клио — муза истории, Урания — муза астрономии и Полигимния — муза священных гимнов. Торжественно звучит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает этому божественному пению.

Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда на Олимпе все замолкает. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучит кифара Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам своей кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты (три богини красоты и изящества), вечно юная Афродита, Арес с Гермесом — все участвуют в этом веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлона.

Итак. Нет музы музыки (чистой, инструментальной). Неуважение к музыке? Нет, напротив. Бог музыки — сам Аполлон. Музыка — искусство муз, считали древние греки. Она главная над всеми видами искусств. Не случайно и сейчас инструментальную (чистую) музыку считают высшим проявлением творческого гения человека.

Музыка Аполлона облагораживает даже богов. Тем более подвластны ей люди. Аполлон умеет вызывать и благородное веселье. Оно объединяет всех в хоровод, делает общение людей приятным, мирным, чистым и светлым. От звуков кифары Аполлона мир заливается потоками золотого света. Две ипостаси Аполлона: бог музыки и бог света — исходят из одного представления о прекрасном.

СОСТЯЗАНИЕ ПАНА С АПОЛЛОНОМ

Бог Пан (покровитель стад и пастухов) гордился своей игрой на свирели. Однажды он вызвал самого Аполлона на состязание. Это было на склонах горы Тмола. Судьей был бог этой горы. В пурпурном плаще, с золотой кифарой в руках и в лавровом венке явился Аполлон на состязание. Первый начал Пан. Раздались простые звуки его пастушеской свирели, нежно неслись они по склонам Тмола. Когда замолкли отзвуки свирели Пана, Аполлон ударил по золотым струнам своей кифары. Полились величественные звуки божественной музыки. Все стоявшие кругом, как зачарованные, слушали музыку Аполлона. Вся природа погрузилась в глубокое молчание, и среди тишины широкой волной лилась мелодия дивной красоты. Бог горы Тмола присудил Аполлону победу. Все славили великого бога-кифареда. Только один Мидас не восторгался игрой Аполлона, а хвалил простую игру Пана.

Разгневался Аполлон, схватил Мидаса за уши и вытянул их. С тех пор у Мидаса ослиные уши, которые он старательно прячет под большим тюрбаном. А опечаленный Пан, побежденный Аполлоном, удалился глубже в чащу лесов. Часто раздаются там полные грусти, нежные звуки его свирели, и с любовью внимают им юные нимфы.

МАРСИЙ

Жестоко наказал Аполлон и фригийского сатира Марсия за то, что Марсий осмелился состязаться с ним в музыке. Кифаред Аполлон не снес такой дерзости. Однажды, блуждая по полям Фригии, Марсий нашел тростниковую флейту. Ее бросила богиня Афина, заметив, что игра на изобретенной ею флейте обезображивает ее божественно прекрасное лицо. Афина прокляла свое изобретение и сказала:

— Пусть же жестоко будет наказан тот, кто поднимет эту флейту.

Ничего не зная о том, что сказала Афина, Марсий поднял флейту и вскоре научился так хорошо играть на ней, что все заслушивались этой незатейливой музыкой. Марсий возгордился и вызвал самого покровителя музыки Аполлона на состязание.

Аполлон явился на вызов в длинной пышной хламиде, в лавровом венке и с золотой кифарой в руках.

Каким ничтожным казался перед величественным, прекрасным Аполлоном житель лесов и полей Марсий со своей жалкой тростниковой флейтой! Разве мог он извлечь из флейты такие дивные звуки, какие слетали с золотых струн кифары предводителя муз Аполлона! Победил Аполлон. Разгневанный вызовом, он велел повесить за руки несчастного Марсия и содрать с него живого кожу. Так поплатился Марсий за свою смелость.

Два последних мифа — два варианта одной идеи, которая остается ключевой по сей день. Есть два рода музыки: высокая, серьезная, благородная, сложная, божественная — музыка Аполлона и простая, незатейливая, пастушеская, легкая, развлекающая — музыка Пана, Марсия, пастухов. У каждой из них свое назначение, свое время, свои слушатели. Одна другую не заменяет, не уничтожает. Но беда, если едва научившийся играть на флейте берется соперничать с великой и божественной музыкой, претендуя на равенство. Его не может быть между искусством высоким и развлекательным. Иначе не будет силы, которая способна возвысить и облагородить людские души. И раз эта идея отложилась в мифах Древней Греции, значит она обобщила огромный опыт человечества, предшествующий эллинистической культуре, и ей можно верить.

Конспект к уроку МХК “Семья муз Аполлона” (8 класс)

Урок №2 – Семья муз Аполлона

«В священном сумраке, в сиянии Дианы,

Вы, музы, любите сплетаться в хоровод

Или, торжественный в Олимп свершая ход,

С бессмертными вкушать напиток Гебы рьяный…»

Так русский поэт описал спутниц бога Аполлона, покровительствующих наукам и искусствам.

Аполон, бог солнца и покровитель искусств в Древней Греции, обитающий на горе Парнас, всегда находился в окружении девяти муз – дочерей верховного бога Зевса и богини памяти Мнемозины.

Черпая воду из Кастальского ключа, музы одаривают творческим вдохновением избранных или, напротив, сурово наказывают тех, кто осмелился превзойти их в искусстве и науках. Все те, кто получил вдохновение от муз, становятся актерами, певцами, учеными и поэтами, танцорами и музыкантами. Они навечно получают покровительство муз.

Кто же составляет окружение Аполлона?

Древнеримский поэт Эвсоний дает нам ответ:

« Клио прошлых времен дела вещает потомству,

Мельпомена трагический вопль исторгает печали,

Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,

Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Евтерпа ,

Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея,

С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом,

Песни времен героических в книге хранит Каллиопа ,

Звезды небес изучает Урания , неба вращенье,

Жестами все выражая, Полигимния славит героев».

Терпсихора – муза танцев и хорового пения с большой лирой;

Эрато – муза любовной лирики с маленькой ручной лирой;

Евтерпа – покровительница лирической поэзии и музыки с двойной флейтой;

Мельпомена – муза трагедии, облаченная в черную мантию и держа трагическую маску и меч;

Талия – муза комедии, держащая комическую маску и пастушеский посох;

Полигимния – муза красноречия и торжественных песнопений;

Каллиопа – самая старшая из сестер, муза эпической поэзии, повествует о жизни богов и подвигах героев, с дощечкой и стило в руках;

Урания – муза астрономии с небесным глобусом;

Клио – муза истории со свитком папируса или пергамента в руках.

В свите Аполлона нет муз, покровительствующих пластическим искусствам – архитектуре, живописи, скульптуре. В то время эти виды творческой деятельности рассматривались как ремесло и поэтому не занимали почетного места на Парнасе.

Также, здесь присутствуют две покровительницы наук – истории и астрономии. Считалось, что история это родная сестра поэзии, а астрономия близка к искусству музыки.

Древние греки были убеждены, что небесный свод представляет собой совокупность хрустальных сфер, которые, передвигаясь, издают приятные и гармоничные звуки. Это самый божественный вид музыки.

И конечно, у греков было четыре музы, покровительствующие поэзии. Теперь они представляют один вид искусства – литературу.

Современные классификации искусств

В настоящее время существует множество классификаций видов искусства. В каждой из них свои подходы и принципы. Мы обратимся к той, в основу которой положена система человеческих чувств (ощущений). Их пять: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус.

Только первые два из них (зрение и слух) дают материал для художественных обобщений. Поэтому все виды искусства мы разделим на:

пространственные , то есть те, которые видим (архитектура, живопись, графика, фотография, скульптура, декоративно-прикладное искусство);

временные , которые слышим (музыка);

пространственно-временные (синтетические) – литература, театр, опера, балет, кино, телевидение, цирк, эстрада.

Такое деление искусства представляется условным.

В последнее время в семью искусств пытаются включить светомузыку, возникшую на основе синтеза музыки и света (цвета). Первая мысль об этом возникла еще в 18 веке русским ученым М. В. Ломоносовым.

Существует и вторая классификация, в основу которой положены изобразительные и выразительные возможности искусства. Как заметил русский художник П. Н. Филонов, человек обладает двумя формами зрения: «глазом видящим» и «глазом знающим».

«Глаз видящий» воспринимает цвет и внешнюю форму предметов окружающего мира.

«Глаз знающий» – скрытое внутреннее движение атомов, их истинную сущность. Он связан с миром чувств, переживаний, эмоциональных состояний, воспоминаний, мечтаний и грёз человека.

Отсюда и деление на:

изобразительные (скульптура, живопись, фотография, эпос, драма, театр, кино);

выразительные (архитектура, ДПИ, танец, музыка, лирическая поэзия).

Рассмотрите представленные в этой главе изображения муз Аполлона. Какие атрибуты отличают каждую из них? Создайте графическими или живописными средствами образ одной из античных муз.

Представьте в виде схемы собственную классификацию видов искусства с учетом современных научных исследований. Дайте ей условное название «Храм искусств». Какими знаками и символами рассказывают о мире и человеке разные виды искусства?

Аполлон и его музы

Древнегреческая мифология повествует, что весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хоровод с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины, – постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа – муза эпической поэзии, Эвтерпа – муза лирики, Эрато – муза любовных песен, Мельпомена – муза трагедии, Талия – муза комедии, Терпсихора – муза танцев, Клио – муза истории, Урания – муза астрономии и Полигимния – муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.

Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все на Олимпе. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках громовержца Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом – все участвуют в веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлона.

Каллиопа “прекрасноголосая” · муза эпической поэзии и науки, она выдается меж всеми другими музами. Изображалась в виде девушки с вощеной табличкой и отилем – заостренной грифельной палочкой для начертания букв – в руках. “Песни времен героических в книге хранит Каллиопа”, – писал древнеримский поэт Авсоний.

Сыновьями Каллиопы и Эагра (или Аполлона) были знаменитые певцы Лин и Орфей. По некоторым источникам, ее сыном также считают фракийского героя Реса, убитого под Троей Диомедом.

Клио, Клия· одна из девяти олимпийских муз, муза истории, та, “которая прославляет”. В представлении древних, девушка со свитком из папируса и грифельной палочкой в руках: очевидно, в свитке хранилась летопись былых времен. О Клио известно, что она влюбилась в Пиера, сына Магнета, и родила сына Гиацинта.

Мельпомена· муза трагедии (греч. “поющая”). Сначала Мельпомена считалась музой песни, затем печальной песни, а впоследствии она становится покровительницей театра вообще, олицетворением трагического сценического искусства. Мельпомена изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов). От бога реки Ахелоя родила сладкоголосых сирен, прославившихся своим пением.

Полигимния, Полимния· сначала муза танца, потом пантомимы, гимнов, серьезной гимназической поэзии, которой приписывают изобретение лиры. Полигимния помогала “запомнить схваченное”. Имя Полигимнии указывает на то, что поэты приобрели созданными ими гимнами бессмертную славу. Изображалась в виде закутанной в покрывало девушки в задумчивой позе, с мечтательным лицом и со свитком в руке.

Талия, Фалия· одна из девяти дочерей Зевса и Мнемосины, покровительница комедии и легкой поэзии. Изображалась с комической маской в руках и венком плюща на голове. От Талии и Аполлона родились корибанты. Зевс, превратившись в коршуна, взял Талию в жены. Из страха перед ревностю Геры муза скрылась в надрах зели, где от нее родились демонические существа – палики (в этом мифе она именуется нимфой Этны).

Терпсихора· считалась музой хорового пения и танца, изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Она – “наслаждающаяся хороводами”.

По одному из вариантов мифа, Терпсихора родила от бога реки Ахелоя сирен. Существует миф, по которому она – мать певца Лина (по другой версии его мать – Урания). Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога – плющ (о чем гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре).

Урания· муза астрономии, девушка с глобусом и циркулем (или указательной палочкой) в руках, в других вариантах мифа считалась воплощением возвышенной, небесной любви. По некоторым версиям, мать певца Лина, которого родила от Аполлона.

Эвтерпа· муза-покровительница лирической поэзии, обычно изображалась со сдвоенной флейтой в руке. Ее сыном от бога реки Стремон считался Рес, герой, погибший от руки Диомеда под стенмаи Трои.

Эрато· одна из муз, ей отводилась роль покровительницы лирической и любовной поэзии. Изображалась с кифарой в руке.

Семья муз Аполлона

Презентация может использоваться на уроке по теме :”Понятие о видах искусства”.Материал презентации знакомит с античным мифом о девяти музах ,покровительствующим искусствам.

Просмотр содержимого документа
«Семья муз Аполлона»

Подготовила Подсадняя И.А.

учитель ИЗО,черчения и искусства

Древние греки верили в то, что каждая сфера их жизни, которую они считали наиболее важной, имеет свою покровительницу, музу. В соответствии с их представлениями, список муз древней Греции выглядел следующим образом:

  • Каллиопа – муза эпической поэзии;
  • Клио – муза истории;
  • Мельпомена – муза трагедии;
  • Талия – муза комедии;
  • Полигимния – муза священных гимнов;
  • Терпсихора – муза танца;
  • Евтерпа – муза поэзии и лирики;
  • Эрато – муза любовной и свадебной поэзии;
  • Урания – муза науки.

Согласно классической греческой мифологии у верховного бога Зевса и Мнемозины, дочери титанов Урана и Геи, родились девять дочерей. Так как Мнемозина была богиней памяти, неудивительно, что её дочери стали назваться музами, в переводе с греческого это означает «мыслящие».

Предполагалось, что излюбленным местом обитания муз служили горы Парнас и Геликон, где в тенистых рощах, под звук прозрачных источников, они составляли свиту Аполлона. Под звук его лиры они пели и танцевали. Этот сюжет был любим многими художниками Возрождения

В честь муз строились особенные храмы – мусейоны, которые были средоточием культурной и художественной жизни Эллады. Наибольшую известность получил Александрийский мусейон. Это название и легло в основу всем известного слова “музей”.

  • Музы всегда изображались в образе молодых прелестных женщин, они обладали способностью видеть прошлое и предугадывать будущее. Наибольшей благосклонностью этих прекрасных созданий пользовались певцы, поэты, художники, музы поощряли их в творчестве и служили источником вдохновения .

Каллиопа (греч. «прекрасноголосая») — муза эпической поэзии

  • Старшая из детей Зевса и Мнемозины и, кроме того, мать Орфея, от неё сын унаследовал тонкое понимание музыки. Всегда изображалась в позе прекрасной мечтательницы, которая держала в руках восковую дощечку и деревянную палочку – стилос, поэтому появилось известное выражение «писать высоким стилем». Античный поэт Дионисий Медный назвал поэзию «криком Каллиопы».

Клио, «дарующая славу» муза истории

Её постоянный атрибут — пергаментный свиток или доска с письменами, где она записывала все события, чтобы сохранить их в памяти потомков.

Как сказал о ней древнегреческий историк Диодор: «Величайшая из муз внушает любовь к минувшему». Согласно мифологии, Клио дружила с Каллиопой. Сохранившиеся скульптурные и живописные изображения этих муз очень похожи, часто их выполнял один и тот же мастер.

Мельпомена, муза трагедий

  • Она всегда закутана в театральную мантию, а её символ – скорбная маска, которую она держит в правой руке. В её левой руке – меч, символизирующий кару за дерзость .

Талия, муза комедии

  • Она всегда изображается с комедийной маской в руках, её голову украшает венок из плюща, отличается весёлым нравом и оптимизмом.

Полигимния, муза торжественных гимнов, а также сельского хозяйства и пантомимы

  • Покровительница ораторов, от её благосклонности зависела пламенность их речей и заинтересованность слушателей. Накануне выступления следовало просить музу о помощи, тогда она снисходила к просящему и внушала ему дар красноречия, способность проникнуть в каждую душу. Постоянный атрибут Полигимнии – лира.

Евтерпа — муза поэзии и лирики

  • Выделялась среди остальных муз особенным, чувственным восприятием поэзии. Под тихий аккомпанемент арфы Орфея её стихи услаждали слух богов на олимпийском холме. Считаясь самой прекрасной и женственной из муз, она стала для него, потерявшего Эвридику, спасительницей души. Атрибутом Эвтерпы служит двойная флейта и венок из живых цветов. Как правило, изображалась в окружении лесных нимф.

Терпсихора, муза танца

  • Совершенное искусство танца Терпсихоры выражало полную гармонию природного начала, движений человеческого тела и душевных эмоций. Изображалась муза в простой тунике, с венком из плюща на голове и с лирой в руках.

Эрато, муза любовной поэзии

  • Её песнь о том, что нет силы, способной разлучить любящие сердца. Поэты-песенники призывали музу вдохновить их на создание новых прекрасных произведений. Атрибутом Эрато служит лира или тамбурин, её голову украшают чудесные розы как символ вечной любви.

Урания – муза астрономии, мудрейшая из дочерей Зевса

  • Держит в своих руках символ небесной сферы – глобус и циркуль, который помогает определять расстояния между небесными телами. Имя было дано музе в честь бога небес Урана. Как богиню наук, Уранию почитают и сегодня.

Аполлон

Златокудрый сын Зевса, бог света, бог искусства, целитель, покровитель юношей, покровитель мореходов, грозный мститель всему злому, прорицатель воли Зевса, покровитель троянцев в Троянской войне, Аполлон равен Зевсу по поклонению.

Аполлон был действующим лицом многих мифов. Но более всего он прославился как музыкант, бог музыки. В этих мифах отразилось нечто большее, чем просто увлекательные сюжеты. В них — выверенное веками понимание существа музыкального искусства, его значения для человеческого общества, психологии музыканта. Аполлону, как верховному богу музыки, приписывают даже отцовство Орфея — по многим мифам изобретателя музыки и стихосложения.

ГЕРМЕС ПОХИЩАЕТ КОРОВ АПОЛЛОНА

Едва родился Гермес в прохладном гроте Киллены, как уже замыслил первую свою проделку. Он решил похитить коров у сребролукого Аполлона, который пас в это время стада в долине Пиэрии, в Македонии. Тихонько, чтобы не заметила мать, выбрался Гермес из пеленок, выпрыгнул из колыбели и прокрался к выходу из грота. У самого грота он увидел черепаху, поймал ее и из ее панциря и трех веток сделал первую лиру, натянув на нее сладкозвучные струны. Тайком вернулся Гермес в грот, спрятал лиру в своей колыбели, а сам опять ушел и быстро, как ветер, понесся в Пиэрию. Там он похитил из стада Аполлона пятнадцать коров, привязал к их ногам тростник и ветки, чтобы замести след, и быстро погнал коров по направлению к Пелопоннесу.

Я не буду пересказывать этот длинный, полный приключений и хитроумных проделок миф. Скажу лишь, что Аполлон предпринял великие усилия, чтобы вернуть похищенных коров, он был чрезвычайно сердит, заставлял проказника Гермеса идти в пеленках к отцу их Зевсу, чтобы тот разрешил их спор, наконец, готов был даже убить его. Как ни изворачивался Гермес, как ни хитрил, все же Зевс велел ему отдать Аполлону похищенных коров.

С Олимпа повел Гермес Аполлона в Пилос, захватив по дороге сделанную им лиру. В Пилосе он показал, где спрятаны коровы. Пока Аполлон выгонял коров из пещеры, Гермес сел около нее на камне и заиграл на лире. Дивные звуки огласили долину и песчаный берег моря. Изумленный Аполлон с восторгом слушал игру Гермеса. Он отдал Гермесу за его лиру похищенных коров — так пленили его звуки лиры. А Гермес, чтобы забавляться, когда будет пасти коров, изобрел себе свирель, столь любимую пастухами Греции.

Любовь к музыке, призвание музыканта сильнее обыденных практических интересов. Бог Аполлон выбрал музыку по воле бога же Гермеса. Так понимание музыки как высокого искусства, возвышающего человека и управляющего им, запечатлелось в легенде о божественном происхождении музыкального инструмента и его звуков.

АПОЛЛОН И МУЗЫ

Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хороводы с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины (богини памяти), — постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа — муза эпической поэзии и науки, Евтерпа — муза лирической поэзии, Эрато — муза любовной поэзии, Мельпомена — муза трагедии, Талия — муза комедии, Терпсихора — муза танцев, Клио — муза истории, Урания — муза астрономии и Полигимния — муза священных гимнов. Торжественно звучит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает этому божественному пению.

Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда на Олимпе все замолкает. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучит кифара Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам своей кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты (три богини красоты и изящества), вечно юная Афродита, Арес с Гермесом — все участвуют в этом веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлона.

Итак. Нет музы музыки (чистой, инструментальной). Неуважение к музыке? Нет, напротив. Бог музыки — сам Аполлон. Музыка — искусство муз, считали древние греки. Она главная над всеми видами искусств. Не случайно и сейчас инструментальную (чистую) музыку считают высшим проявлением творческого гения человека.

Музыка Аполлона облагораживает даже богов. Тем более подвластны ей люди. Аполлон умеет вызывать и благородное веселье. Оно объединяет всех в хоровод, делает общение людей приятным, мирным, чистым и светлым. От звуков кифары Аполлона мир заливается потоками золотого света. Две ипостаси Аполлона: бог музыки и бог света — исходят из одного представления о прекрасном.

СОСТЯЗАНИЕ ПАНА С АПОЛЛОНОМ

Бог Пан (покровитель стад и пастухов) гордился своей игрой на свирели. Однажды он вызвал самого Аполлона на состязание. Это было на склонах горы Тмола. Судьей был бог этой горы. В пурпурном плаще, с золотой кифарой в руках и в лавровом венке явился Аполлон на состязание. Первый начал Пан. Раздались простые звуки его пастушеской свирели, нежно неслись они по склонам Тмола. Когда замолкли отзвуки свирели Пана, Аполлон ударил по золотым струнам своей кифары. Полились величественные звуки божественной музыки. Все стоявшие кругом, как зачарованные, слушали музыку Аполлона. Вся природа погрузилась в глубокое молчание, и среди тишины широкой волной лилась мелодия дивной красоты. Бог горы Тмола присудил Аполлону победу. Все славили великого бога-кифареда. Только один Мидас не восторгался игрой Аполлона, а хвалил простую игру Пана.

Разгневался Аполлон, схватил Мидаса за уши и вытянул их. С тех пор у Мидаса ослиные уши, которые он старательно прячет под большим тюрбаном. А опечаленный Пан, побежденный Аполлоном, удалился глубже в чащу лесов. Часто раздаются там полные грусти, нежные звуки его свирели, и с любовью внимают им юные нимфы.

МАРСИЙ

Жестоко наказал Аполлон и фригийского сатира Марсия за то, что Марсий осмелился состязаться с ним в музыке. Кифаред Аполлон не снес такой дерзости. Однажды, блуждая по полям Фригии, Марсий нашел тростниковую флейту. Ее бросила богиня Афина, заметив, что игра на изобретенной ею флейте обезображивает ее божественно прекрасное лицо. Афина прокляла свое изобретение и сказала:

— Пусть же жестоко будет наказан тот, кто поднимет эту флейту.

Ничего не зная о том, что сказала Афина, Марсий поднял флейту и вскоре научился так хорошо играть на ней, что все заслушивались этой незатейливой музыкой. Марсий возгордился и вызвал самого покровителя музыки Аполлона на состязание.

Аполлон явился на вызов в длинной пышной хламиде, в лавровом венке и с золотой кифарой в руках.

Каким ничтожным казался перед величественным, прекрасным Аполлоном житель лесов и полей Марсий со своей жалкой тростниковой флейтой! Разве мог он извлечь из флейты такие дивные звуки, какие слетали с золотых струн кифары предводителя муз Аполлона! Победил Аполлон. Разгневанный вызовом, он велел повесить за руки несчастного Марсия и содрать с него живого кожу. Так поплатился Марсий за свою смелость.

Два последних мифа — два варианта одной идеи, которая остается ключевой по сей день. Есть два рода музыки: высокая, серьезная, благородная, сложная, божественная — музыка Аполлона и простая, незатейливая, пастушеская, легкая, развлекающая — музыка Пана, Марсия, пастухов. У каждой из них свое назначение, свое время, свои слушатели. Одна другую не заменяет, не уничтожает. Но беда, если едва научившийся играть на флейте берется соперничать с великой и божественной музыкой, претендуя на равенство. Его не может быть между искусством высоким и развлекательным. Иначе не будет силы, которая способна возвысить и облагородить людские души. И раз эта идея отложилась в мифах Древней Греции, значит она обобщила огромный опыт человечества, предшествующий эллинистической культуре, и ей можно верить.

Читайте далее: